Поведение дошкольников — проблемы и коррекция. Поведенческие реакции детей дошкольного возраста
Нарушение поведения у детей в дошкольный период детства
В социуме закреплены определенные правила поведения, отклонение от которых приводит к нарушению общепринятых норм и понятий. В современном обществе нарушение поведения может быть неприемлемым и называться отклоняющимся, или девиантным.
Есть разнообразные группы, где у детей можно наблюдать нарушение поведения. Кроме того, выделяют разные по причинам, динамике и педагогическим и психологическим характеристикам основные группы:
- Непатологическое нарушение поведения.
- Патологическая группа, которая характеризуется характерологическими реакциями.
Первая группа характеризуется преимущественно изменениями, которые происходят в поведении детей в старшем дошкольном возрасте в зависимости от ситуации или определенной микросреды, где ребенок себя проявляет. Это непатологическое нарушение поведения детей, сопровождающееся конкретной психологической направленностью.
Соответствующие реакции поведения ребенка в старшем дошкольном возрасте в определенной среде не приводят к расстройствам психики, соматических функций, нарушению адаптации в социуме и не сопровождается критическими отклонениями в этом возрасте от нормы.
Остановимся на следующей группе, которая носит патологический характер. Преимущественно реакции являются личностными и психогенными, они отклоняются от норм и правил поведения ребенка в обществе. Сопровождаются нарушениями психики, способствуют невротическим расстройствам, проявляются также психические реакции поведения.
Появляется патологический характер у детей в старшем дошкольном возрасте на фоне депрессий, невротических заболеваний, психических расстройств и других отклонений. Сначала реакция может и не проявляться как патологическая, однако постепенно приобретает соответствующий характер. Это может происходить при кризисном переходном периоде у детей семилетнего возраста.
Основная стадия перехода из непатологической группы в патологическую группу сопровождается соответствующими признаками. Они характерны для поведения детей в определенной микросреде. Если ребенок ведет себя адекватно, а далее меняет поведение, которое выходит за рамки привычного, то этому способствует определенная социальная среда.
В зависимости от конкретной ситуации дети могут вести себя раздражительно или возбужденно. К нарушениям поведения относятся конфликтные ситуации, которые возникают на почве недопонимания, а также неврологические расстройства, вытекающие из этого. В результате состояние аффекта и нарушение вегетативной сосудистой системы.
В случае патологии исследования отмечают, что чаще всего возникают расстройства психики в неблагополучных семьях с неправильным непедагогическим подходом к воспитанию детей. Это постоянное неблагоприятное воздействие на эмоции ребенка, конфликтные ситуации, возникающие между взрослыми в присутствии детей, а также длительные недобропорядочные отношения внутри семьи.
В результате этого возникают соматические расстройства, нервное перенапряжение, эмоционально стрессовая ситуация, депрессии, развиваются патологии в чертах характера. Также на психику ребенка в старшем дошкольном возрасте влияют внешние факторы воздействия. Это психологический неблагополучный микроклимат в обществе, где есть дети, которым свойственны изменения в поведении в связи с неправильным воспитанием и педагогической запущенностью.
Нарушение поведения — критерии оценки:
- Изменения в поведении детей происходят постоянно, то есть носят устойчивый характер.
- Множественность в характере поведения ребенка.
По статистике к семилетнему возрасту у детей могут закрепиться нарушения в поведении. Педагоги отмечают, что это свойственно всем категориям детей. Психологи утверждают, что дети с какими-то нарушениями есть всегда, и их количество из года в год увеличивается.
Проблемы поведения детей в социальной среде обитания на сегодня являются актуальной темой. Особенно это касается детей семилетнего возраста. Дошкольники пополняют статистику по увеличению детей с ярко выраженными признаками соматических и нервных расстройств, а также нарушения поведения в обществе. Много на сегодня также зафиксировано детей с психическими отклонениями, сопровождающимися агрессивностью и выраженным протестом в поведении.
Авторы исследований и многих книг по психологии и педагогике изучали проблемы психических отклонений и соматического поведения дошкольников, рассматривали межличностные взаимоотношения между воспитанниками и педагогами, между родителями и детьми.
В трудах ученых определялись нарушения поведения, отклонения их от норм и правил, исследовались характерные признаки и концепции их оценки в обществе. Специалисты по практической психологии изучали особенности эмоционального развития детей с нарушениями поведения. Среди многих авторов, которые изучали проблематичное поведение дошкольников, следует выделить: Л.И. Божови, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов.
Учёными засвидетельствовано, что огромную нишу в педагогике занимает эмоциональная основа поведения дошкольников. Также немаловажную позицию занимает микроклимат, где вырастает малыш, общение с педагогами, родителями.
В семилетнем возрасте ребёнок учится жить в социуме, общаться и выражать свои чувства. У педагогов могут появляться вопросы, связанные с отклонениями от нормы правил поведения. Дети легко возбуждаются и становятся раздражительными. Следующие изменения появляются с кризисом переходного возраста, становлением ребенка как личности, а так же оценка со стороны социума.
В своих трудах А.В.Запорожец определяет понятие проблемного выражения эмоций. Раскрывая суть вопроса, он говорит о чувствах, которые возникают у детей данной категории, эмоциях, переживаниях. Дети познают мир, сопереживают окружающим, стараются помочь нуждающимся своими поступками и действиями. Основные проблемы в этом возрасте могут возникать из-за нереализованных возможностей, что приводит к задержке формирования личности.
Изучая проблему с современной точки зрения, специалисты в сфере педагогики Д.В,Березина и Е.В.Михайлова рассматривают понятие развития эмоционального состояния ребенка, которое существенно влияет на особенности их поведения. Такое состояние часто приводит к разным вариантам дезадаптации. О чём это говорит? Когда ребенок не может эмоционально приспособиться к условиям и правилам социальной жизни.
Среди детей пяти – семи лет различают несколько характеристик эмоционального развития:
- уравновешенный тип характера;
- эмоциональный настрой, которому предшествуют желание, представление, действие;чувства под контролем;
- оценка в конкретной ситуации эмоций ребенка со стороны взрослого, как неодобрительная, так и поощрительная.
Отрицательные эмоции от негативной оценки взрослого в дальнейшем могут повлечь за собой чувство легкой возбудимости, напряжения, стресса. Позитивный настрой к действиям ребенка повлекут положительную динамику эмоционального развития психики ребенка.
Одной из основных составляющих является состояние аффекта:
- переходный период от желаний к действиям с получение в конце конкретного позитивного результата;
- завышенная самооценка ребенка со стороны взрослого позволяет достигать новых вершин и осваивать новые виды деятельности без чувства страха. Это происходит ещё до поступления ребенка в школу, где уровень самооценки автоматически понижается;
- мотивационная система, способствующая разработать концепцию значимости и соподчинения мотивов. Новые мотивы способствуют достижению новых целей. Момент присутствия мотива соревнования благоприятно влияет на развитие индивидуальности. Влияние оказывается на ребенка для достижения им успехов в учебе и трудовой деятельности;
- развивается характерная особенность оценки поведения в обществе и социальном быту.
Поделиться с друзьями:
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Запинить
Как дети ведут себя? Ссылка на основную публикациюpodrastu.ru
Поведение дошкольников - проблемы и коррекция
Поведение детей дошкольников, как правило, ситуативно. Немалое влияние на ожидания родителей видеть своего ребенка адекватным оказывает их собственная модель поведения, их особенности воспитания ребенка и многие другие факторы. Поведение дошкольников — проблемы и коррекция в нашем материале.
В раннем возрасте малыши ориентируются на взрослых, то есть следуют полученным указаниям; в своих рассуждениях отталкиваются от принятых в семье установок, ценностей и морально-этических норм.
Следовательно, влияние сверстников на поведение ребенка дошкольника на данный момент минимально. У близких людей сохраняется прекрасная возможность скорректировать, искоренить неправильные поступки дошкольника, так как для них они продолжают обладать непререкаемым авторитетом.
Содержание статьи:
Поведение дошкольников — проблемы и коррекция
Объясняйте ребенку как принято себя вести, не ругайте его, если он в чем-то провинился, иначе вы можете потерять его доверие и расположение. Часто детки не понимают чем именно вызвано недовольство взрослого. Постарайтесь спокойно, доходчиво передать малышу свое эмоциональное состояние, расскажите, почему нельзя так поступать и попробуйте достичь взаимопонимания.
Безусловно, когда человек разгневан, расстроен, ему сложно совладать с собой, найти подходящие слова, грамотно выстроить свою речь, но это самый эффективный способ разрешения сложившегося противоречия.
Если вы будете только ругать дошкольника, то он вскоре привыкнет к подобной реакции, перестанет вас слушать и делать нужные выводы.
Кроме того, многочисленные запреты накладывают дополнительную нагрузку на детскую не полностью сформированную нервную систему, так как его организм прилагает усилия, чтобы процесс возбуждения сменился процессом торможения. Проявляйте терпение, уважение к мыслям маленького человечка, показывайте свою любовь в повседневной жизни.
Дошкольник не всегда может подвергнуть рациональному анализу свои поступки, просьбы. Часто его желания оказываются сильнее любых разумных доводов взрослых, то есть он не воспринимает аргументированную речь.
Полезно иногда пойти у него на поводу, чтобы он сам убедился в абсурдности своего желания, тогда он станет больше прислушиваться к близким людям.
Поведение дошкольников легко корректировать. Используйте разнообразные воспитательные техники, методики. При необходимости со специалистом разработайте, составьте собственную модель поведения в ситуациях, когда дошкольник поступил неправильно, но не все поведенческие проблемы требуют подобного вмешательства (например, малыш не поделился игрушкой).
Маленькие детки весьма эгоистичны, поэтому не понимают, почему им необходимо делиться вещами, игрушками со своими сверстниками. Малыши 2 — 3 лет еще не настроены на продуктивное взаимодействие с ними. Способность делиться они приобретают лишь с течением времени.
Иногда взрослые сами провоцируют дошкольника, вынуждая его совершить неприемлемый поступок. Нельзя забывать, что он тоже имеет право высказаться, защитить свое мнение, ведь он личность. Представьте, что с вашей точкой зрения никто не желает считаться, вряд ли вы захотите постоянно подчиняться чужим решениям. Однажды внутренний протест вырвется наружу и выразится в конфликте, противостоянии интересов.
Поведение детей 3-х лет
Поведение дошкольников
Для детей 3 – лет упрямство достаточно типично, оно является одним из симптомов возрастного кризиса. Если родители смогут научиться принимать, учитывать позицию ребенка, то он закончится гораздо быстрее, продуктивнее.
Малыш складывается как личность. Он пытается сформировать собственную внутреннюю позицию, но пока еще не в состоянии искать альтернативные, рациональные способы поведения, поэтому просто поступает противоположным образом.
Например, мальчик катался на велосипеде, ему надоело, и он решил вернуться домой, но тут слышит, что мама зовет его кушать. Малыш хочет завершить прогулку, но не может этого сделать, потому что пытается показать, что с ним уже надо считаться. Возникает противоречие, если взрослые не станут оспаривать его решения, скорее всего, минут через десять он сам зайдет.
У некоторых мамочек возникает беспокойство по поводу того, что маленький ребенок иногда врет (дошкольник младше 5 лет). Здесь нет ничего катастрофичного. У него активно развивается мышление, воображение и так далее, поэтому он склонен фантазировать.
Проблемы с поведением ребенка могут быть связаны с его стремлением к разрушению. Это не означает, что он поступает так преднамеренно, возможно, он еще не научился обращаться с некоторыми предметами, поэтому ведет себя неуклюже и раскидывает их по комнатам. Уберите хрупкие, опасные вещи из поля досягаемости малыша. В наказание взрослые могут лишить его на некоторое время любимой игрушки. Он хорошо запомнит этот урок.
Предлагайте ему интересные игры, чтобы фокус его внимания сместился на более полезную деятельность.
Поведенческие проблемы дошкольников 5 – лет
Страхи. Это явление вполне характерно для малыша 5 лет. Не заостряйте свое внимание на этом, так вы можете закрепить его страх. В некоторых случаях он сам проходит, когда дошкольник приобретает новые знания, опыт.
Иногда взрослые неосознанно порождают страхи у ребенка, например, если маме ночью приснился кошмар, и она весь день об этом с ужасом говорит, то у крохи может сформироваться боязнь ложиться спать. Можно постараться разрешить проблему косвенным путем, то есть использовать упражнения позволяющие вскрыть первопричину страха, но для этого нужно посоветоваться с психологом.
Застенчивость. Обычно причина этой проблемы кроется в неуверенности ребенка. Помогите ему наладить контакт с ровесниками, для этого чаще организовывайте игровые мероприятия, позволяющие малышу раскрыться и ощутить себя частью коллектива.
Не акцентируйте внимание на его застенчивости, то есть старайтесь обсуждать эту тему без него. Чаще хвалите свое чадо, подчеркивайте его уникальность, важность для вас. Найдите вид деятельности, в котором он сможет преуспеть.
Ревность. Это достаточно распространенная поведенческая проблема. Нередко возникает после рождения второго карапуза, дошкольник боится утратить родительскую любовь, расположение.
Она проявляется крайне разнообразно: агрессивность, заикание, эгоистичность, регрессия поведения (внешне развитие малыша словно поворачивается назад и он начинает подражать младенцу, то есть сосет из бутылочки, принимает позу эмбриона) и так далее.
Это говорит о том, что родителям необходимо уделять больше времени малютке (играть, разговаривать), постараться сохранить или восстановить прежний образ жизни, которому придерживались, скажем, до появления второй крохи.
Существуют и другие разновидности проблемного поведения детей.
Привлечение внимания к себе, ребенок в возрасте от девяти до тридцати шести – сорока восьми месяцев нередко намеренно устраивает суматоху в доме. Ему нравится беспокойство и тревога родителей, поэтому он демонстративно отказывается кушать, плачет.
Если потом взрослые начинают его успокаивать, брать на руки, то подобная модель поведения закрепляется, повторяясь снова и снова. В таких ситуациях родителям стоит сохранять спокойствие, оставлять такие поступки без особого внимания или отвлекать его чем-то более интересным. Постепенно он перестанет играть на нервах близких людей подобным образом.
Агрессивность. Обычно двухлетние дети прибегают к подобной стратегии поведения в ситуации дискомфорта. Позвольте ребенку поиграть, сделать выбор, но четко оговорите, что такое отношение к окружающим недопустимо.
Раздражительность. Дети от восемнадцати до тридцати шести месяцев начинают игнорировать указания близких людей. Обычно это поведение вызвано дискомфортом (голод, ревность). Нельзя отвечать на такие действия бурной эмоциональной реакцией, добившись подобным путем желаемого однажды, малыш будет использовать его всегда.
Итак, мы рассмотрели поведение дошкольников и некоторые разновидности детских поведенческих проблем, которые при своевременном вмешательстве не приводят к серьезным последствиям, но обычно проблемы с поведением обусловлены возрастными особенностями малыша.
Относитесь к своему чаду с пониманием, любовью, уважением, но не забывайте отстаивать собственные интересы. В этом случае ваш ребенок станет заботливым, порядочным, разумным и самостоятельным человеком.
Помните агрессия, жесткие меры наказания, ругань – худшие союзники на пути исправления детского поведения. Психика ребенка очень уязвима и ранима, поэтому старайтесь вести с ним диалог, а не монолог. Агрессия порождает агрессию…. Помните об этом!
Обычно — поведение дошкольников — это зеркало семьи, хотя бывают случаи из ряда вон выходящих выпадов у детей в семьях, которые очень ответственно и внимательно рассматривают воспитание детей. Особенно ярко это заметно, когда один малыш вполне адекватен, а второй — просто маленький вулкан!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:sosed-domosed.ru
Реактивные нарушения поведения в детском возрасте
Содержание статьи:
- Реакция отказа
- Реакция имитации
- Компенсация и гиперкомпенсация
Реакция отказа
Это нарушение поведения относится к категории патологических реакций. При недостаточно умелой диагностике данное поведенческое расстройство могут ошибочно признать за реактивную депрессию или, при выраженности симптомов, за вялотекущую шизофрению.
Какие переживания сопровождают ребенка при развитии этого состояния? В систему симптомов включаются:
- 1. Отказ от притязаний – резкое снижение интереса к привычным стремлениям и желаниям
- 2. Отчаянье
- 3. Замкнутость, уход в себя
- 4. Пассивность
- 5. Боязнь новизны
- 6. Аспонтанность
- 7. Потеря надежд на будущее
Иногда к этим симптомам может присоединятся бездумность в ответах, что ошибочно может приниматься за интеллектуальную сниженность, вкупе с аспонтанностью деятельности и незаинтересованностью в происходящем.
Эти реакции диагностируются у детей, попавших в детские дома по причине гибели родственников, однако и в случаях смерти одного из родителей может формироваться подобный поведенческий паттерн.
Реакция имитации
Изменения поведения по типу формирования имитационных действий на основе поведения окружающих, называются имитационными реакциями. Ребенок копирует поведение и деятельность значимого для него лица.
Дети младших возрастов склонны копировать поведение значимых взрослых, а также нянь и воспитателей, подростки же копируют поведение старших подростков, в особенности тех, кто обладает харизмой или лидерскими качествами. Более того, подростки склонны копировать поведение взрослых, чью личность они идеализировали: чаще это какие-либо знаменитые люди. При этом, копия поведения может быть надуманной, то есть подросток сам решает, что «наверное, мой кумир бы поступил так».
В норме реакция имитации – это важный и мощный инструмент в развитии личности подростка, однако «неудачная» имитация может приводить к пагубным последствиям, вроде асоциального поведения:
К тому же, именно через реакцию имитации формируются вредные привычки, вроде курения, алкоголизации и употребления наркотиков.
Сами по себе реакции имитации – неотъемлемая часть развития ребенка, в том числе и социально нежелательные формы. Но иногда именно они становятся причиной расстройств невротического спектра (например, девочка, стремящаяся к своему идеалу может стать анорексичкой).
Переходы в сферу патологии чаще случаются у подростков с сильно выраженными влечениями. Такое развитие возможно в связи с наблюдением действий сексуального характера: например, ребенок начинает онанировать, так как стал свидетелем интимной близости родителей или подросток в препубертатном возрасте копирует мастурбацию сверстников.
Интересно, что на основе реакции имитации у ребенка может развиться невротическое заикание, как следствие подражания заикающимся родственникам.
Асоциальные реакции имитации чаще возникают у детей с нарушениями волевой и эмоциональной сфер, а также при расторможенности базовых потребностей в подростковом возрасте (потребности в еде, удовольствии, половой близости и тому подобное)
Компенсация и гиперкомпенсация
Такими реакциями считаются особые психологические защиты, которые усиливают определенные личностные черты для того, чтобы уберечь ребенка от болезненного переживания собственной психической, физической или личностной неполноценности. Часто связываются с реальными дефектами.
В случае гиперкомпенсации, защитное поведение приобретает настолько сильный и бесконтрольный характер, что может мешать нормальной социализации и адаптации ребенка в обществе. В некоторых случаях такие «защиты» сопровождаются нарушениями работы систем органов (чаще – пищеварительной).
К сожалению, данный тип реакций изучен недостаточно из-за разнообразности проявлений. К таким реакциям можно отнести замещающие фантазии вроде того, что слабый и замкнутый ребенок видит себя героем, первооткрывателем или знаменитой личностью. В некоторых случаях на основе таких фантазий развивается невротическое патологическое фантазирование.
Ребенок, воспитываемый в «спартанских» условиях может проявлять жестокость в детском саду, командуя детьми, ломая игрушки.
Школьники могут специально нарушать дисциплину, вести себя вызывающе, придумывать несуществующие самообвиняющие факты, вроде того, что он – член преступной группы. Делается это при попытке завоевать уважение среди сверстников, которого ему не хватает.
Реакции данного типа чаще возникают у детей с недостатком внимания, в неполных семьях и при эмоциональной депривации в целом. Еще одна причина – реальные дефекты ребенка, вроде энуреза и энкопреза, невротического заикания и тиков, а также при развернутых неврозах.
автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва
love-mother.ru