Тема 1. Поведение как психологическая категория и как свойство индивида 5. Поведенческие категории
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ. Япония Лики времени. Менталитет и традиции в современном интерьере.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
Повышенное внимание японцев к межличностным отношениям и лежащим в их основе категориям во многом объясняется влиянием конфуцианства. Буддийские постулаты тоже часто адаптировались к потребностям повседневной жизни. По японским представлениям, все окружающие материальные предметы должны иметь своё наименование и надлежащее место в пространстве. То же относится к понятиям и категориям, отражающим понимание японцами правил человеческих взаимоотношений. Ни одно из этих понятий не является исключительно японским, не обнаруживаемым в других культурах. Они универсальны и встречаются повсюду, где люди вступают в отношения между собой. Специфика японской культуры в том, что в ней эти понятия имеют иное содержание и систематизируются по другим критериям. Они не имеют устойчивых эквивалентов в других языках, поэтому часто используются без перевода, так же как икэбана, кимоно и т. п. К числу основных японских категорий, регулирующих отношения между людьми, относятся татэмаэ, хоннэ, хикаэ (энрё), амаэ, гири, сэкэнтэй.
Татэмаэ и хоннэ. Единой версии относительно происхождения этих терминов не существует. В стародавние времена словом татэмаэ называли обряд, который проводили после возведения несущего каркаса здания. Относительно хоннэ есть предположение, что название восходит к словосочетанию хонто-но нэиро (действительное звучание, подлинный тембр). Татэмаэ и хоннэ часто использовались в бытовой речи, и постепенно за ними закрепились противоположные по смыслу значения. В современном языке они могут обозначать широкий спектр понятий. Значения, которые может иметь слово татэмаэ: 1) то, что говорится вслух; 2) то, что отвечает интересам коллектива; 3) общее пожелание или устремление; 4) системная теория и практика; 5) в религии: ортодоксальное учение или его версия; 6) отец, отцовская линия или позиция; 7) традиция, прецедент. Значения слова хоннэ: 1) то, что у человека на душе; 2) то, что отвечает его личным интересам; 3) личные пожелания и устремления; 4) несистемная теория и практика; 5) в религии: тайная, апокрифическая теория или учение; 6) мать, материнская линия или позиция; 7) новация, реформа (Сибата, 15, 17).
В качестве внешнего, формально-показного атрибута (татэмаэ) может использоваться любая идея, умозаключение или аргумент, против которых трудно возразить публично. Это может быть признанная большинством линия, образ действий и мыслей, несомненная добродетель, приоритетная вещь или идея. Например, трудно возражать против того, что человек стремится к счастью, что сильный не должен обижать слабого и т. д. Поэтому посылки такого рода часто используются в официальной, публичной аргументации.
В качестве подлинной, скрытой сути (хоннэ) может использоваться всё, что движет сердцем и разумом человека, но о чём не принято говорить вслух. Причём по разным причинам — как благовидным, так и не очень. В славянской этике эти категории тоже присутствуют, но противопоставляются друг другу по иным критериям. В русском языке неблаговидные умолчания называют лицемерием или двуличием, а благовидные — тактичностью или благоразумием. В этом сказывается христианская привычка делить человеческие поступки на богоугодные и богопротивные. Например, считается, что если человек думает о ком-то плохо, а говорит хорошо, то он лицемерит, и это осуждается. А если он думает об умершем человеке плохо, но говорит хорошо или вообще ничего не говорит, то поступает тактично, и это одобряется окружающими. В данном случае нравственная оценка зависит от того, жив или нет человек, о котором идёт речь.
Японское умолчание не делится на благовидное и неблаговидное. Оно может как помогать, так и мешать в достижении личных целей, но вообще предназначено для сглаживания острых углов и выхода из деликатных ситуаций, а стало быть, полезно. Примерно ту же житейскую мудрость имеют в виду русские, когда говорят, что худой мир лучше доброй ссоры.
По нормам японского этикета, выход из любой ситуации с использованием внешне благопристойных, чисто формальных атрибутов всегда предпочтительнее «правды-матки», если она неудобна кому-то из участников ситуации. Даже если эти внешние атрибуты заведомо не соответствуют действительности и все это понимают. Татэмаэ позволяет «сохранить лицо» всем участникам ситуации и избежать прямого столкновения интересов. Этот принцип является доминирующим в сфере формальных, официально-публичных отношений и лежит в основе японской сдержанности.
«Японец, воспитанный в старинных традициях, вежлив, деликатен и вполне культурный человек. Если японец старого покроя притязателен и горд по природе, то он очень искусно скрывает эти качества и выставляет на вид свою скромность и деликатность» (Воллан, 195). «Японец всегда старается быть вежливым, спокойным и беспристрастным. Выносить свое горе на широкую публику японский народ считает неэстетичным, а потому и недозволенным» (Николаев, 13, 14).
Сфера влияния принципа татэмаэ чрезвычайно широка. Во многих японских больницах пациенту, пришедшему на диагностическое обследование по поводу серьезного заболевания, предлагают заполнить специальную анкету и выбрать вариант уведомления о результатах: 1) сообщить пациенту полную картину заболевания; 2) сообщить о характере заболевания и перспективах выздоровления только родственникам, не говоря ничего пациенту; 3) проводить лечение, ничего не говоря ни пациенту, ни родственникам. Второй и третий варианты опираются на принцип татэмаэ в форме умолчания по взаимному согласию.
К помощи татэмаэ часто прибегают и в неформальных, дружеских и даже семейных отношениях. Эта японская особенность едва ли не чаще всех прочих вызывает резкое неприятие и критику представителей других культур, даёт им основания для обвинений японцев в эмоциональной закрытости и неискренности даже в отношениях с близкими людьми.
Признание иностранца, женившегося на японке: «После окончания медового месяца следующие 10 лет я потратил на то, чтобы выяснить, с какой планеты родом моя жена. Часть проблемы в том, что она, как и многие японцы, отказывается обсуждать свои мысли и чувства. Или, что не намного лучше, отделывается объяснениями в стиле татэмаэ, которые ровным счетом ничего не значат. Нам обоим пришлось нелегко. Удивительно, что мы всё ещё вместе» (March, 41).
Мнение немецкого японоведа о приветствиях, которыми обмениваются японские девушки: «Почему эти приветствия вызывают раздражение? Потому что они лицемерны и неискренни, потому что яркие внешние проявления [дружбы] не отражают подлинных чувств. И наоборот, при встрече с действительно любимым человеком девушки скрывают свою симпатию и стараются не показать её на людях» (Нойман, 104)
В русской культурной традиции всегда высоко ценилась глубокая и бескорыстная дружба, не знающая барьеров и ограничений. Люди, получавшие от судьбы такой подарок, считались счастливыми. Японцы же на первое место в отношениях ставят личную преданность в сочетании со строгим соблюдением этикета. Об этом же говорят известные японские пословицы: ситасики ни мо рэйги ари («и в дружбе соблюдай этикет»), ситасики ни мо каки о сэё(«и в дружбе нужны барьеры»). С точки зрения японцев, отношения между близкими друзьями в России часто выходят за грань элементарной воспитанности, а русскому человеку, в свою очередь, бывает трудно отличить дружбу японцев от простой вежливости. Например, если у японки муж работает в магазине, а её ближайшая подруга постоянно делает в нём покупки, то первая всегда найдёт формальный способ выразить ей свою благодарность. Тот факт, что её подруга имеет отношения с организацией, где работает муж, обязательно будет присутствовать в их отношениях.
Независимо оттого, как к этому относиться, принцип татэмаэ и основанная на нём привычка скрывать свои мысли и чувства глубоко укоренились в сознании и поведении японцев. В средневековых наставлениях для самураев говорилось: «Всегда следи за тем, что говоришь. По одному твоему слову люди могут догадаться, что ты думаешь» (Сато, 278). А это, по японским представлениям, плохо. В этом одна из причин того, что японскую культуру называют культурой самоконтроля, самоограничения и умолчания.
Амаэ и хикаэ. Самоконтроль и самоограничение при контактах с другими людьми играют ключевую роль в понимании этой пары противоположных по смыслу категорий. Хикаэ (или энрё) можно перевести как «самоконтроль», «самоограничение» или воздержание от каких-либо действий, выходящих за установленные рамки. Амаэ имеет противоположный смысл — отсутствие этих качеств в отношениях с другим человеком. Толковый словарь Кодзиэн даёт следующее значение глагола амаэру. «без стеснения пользоваться любезностью или добрым к себе отношением другого человека». Описательное определение указывает на то, что категория амаэ не имеет точных аналогов в русском языке. Социолингвисты отмечают, что «такие категории присутствуют и в неяпонских культурах, но в других языках нет терминов, которые покрывали бы все значения и употребления слова амаэ» (Bower, 465).
Категория амаэ попала в поле зрения зарубежных японоведов после Тихоокеанской научной конференции 1961 года, проведённой на Гавайских островах. Выступивший на ней с докладом японский ученый Т. Дои стал ее первым исследователем. Он также подчёркивает, что амаэ не является исключительно японским феноменом, с помощью этой категории можно изучать психологию отношений в любой культуре (Дои, 212). Тем не менее наибольшую популярность она завоевала именно в Японии, и в 1967 году Японское психологическое общество(Нихон сэйсин бунсэки гаккай) специально посвятило её обсуждению ежегодный научный симпозиум.
Категория амаэ присутствует в русских выражениях «баловать любимого ребёнка», «быть снисходительным к женским слабостям» и т. д. В японской системе координат такое предупредительное благодушие положено проявлять старшему (сильному) по отношению к младшему (слабому). Его можно часто наблюдать на японских дорогах, где роли чётко распределены: водитель автомобиля олицетворяет сильную сторону, пешеход — слабую. Например, пешеход начинает переходить дорогу за несколько мгновений до окончания зеленого сигнала, который тут же меняется на красный. Тем не менее он продолжает неспешно идти на красный свет, а поворачивающие машины терпеливо ждут, хотя имеют право двигаться. Призывать каким-либо образом «слабого» пешехода к дисциплине не принято, это противоречит принципу амаэ. Что касается предупредительности между равными партнёрами, например между водителями на дороге, то такая категория тоже существует, хотя не всегда соблюдается. Но она имеет уже другое название — омоияри. В этом проявляется деление всех партнёров на «низших», «равных» и «высших», обязательное для японской этики межличностных отношений.
Гири — совокупность моральных принципов и обязательств перед другими людьми. Это очень широкая категория, конфуцианская по своей сути. В ней различаются долг признательности, долг покровительства, долг преданности, сыновний долг и пр.
«Ни один японец не может говорить о мотивах поведения, или о хорошей репутации, или о проблемах, с которыми сталкиваются люди в его стране, не обращаясь постоянно к гири» (Бенедикт, 96). Старая японская пословица оя-но он ёри гири-но он («гири важнее сыновнего долга») говорит о том, какое значение придавали моральным обязательствам в прежние времена.
Сегодня категория гири не имеет такой всеобъемлющей и несокрушимой силы, как в прежние эпохи, но продолжает оказывать влияние на мировоззрение и поступки японцев.
Как-то попав к врачу па поводу банальной простуды, автор этой книги был удивлён, не получив счёта за приём. Позднее выяснилось, что японский доктор в молодые годы, ещё не будучи практикующим врачом, стажировался за границей, и там ему пришлось обратиться за медицинской помощью. Случай был несложный, и местный врач осмотрел его и назначил лечение бесплатно, проявив к иностранцу своего рода гостеприимство. Будущего терапевта оно ни к чему не обязывало. Тем не менее, вернувшись в Японию и начав работать, он уже много лет принципиально не берёт с иностранцев денег за приём. Возвращает долг признательности (гири-но он) за когда-то оказанную ему услугу. Это одно из проявлений принципа гири.
Бывают и другие.
Вернувшись из советского плена, бывший японский солдат открывает своё маленькое дело и работает не покладая рук, чтобы прокормить семью. Проходят годы, он стареет и передаёт дело старшему сыну. А перед смертью завещает ему ежегодно отправлять небольшую, чисто символическую сумму денег в страну, где в качестве военнопленного ему довелось многое испытать, но посчастливилось выжить. Сумма маленькая, потому что большой он не может себе позволить. А чтобы деньги служили мостиком между двумя странами, он завещает их победителю конкурса японского языка, который просит проводить каждые полгода. Последние семь лет его старший сын, сам уже немолодой человек, два раза в год оставляет в Японии все свои дела и приезжает в Россию, чтобы выполнить волю отца. Стоимость его поездки в несколько раз превышает сумму стипендии. Это тоже гири, моральное обязательство, которое нельзя нарушить.
Сэкэнтэй — внимание к оценкам, взглядам и мнениям окружающих, особенно к их мнению о себе. На русский язык может переводиться по-разному, в том числе как «мнительность, рефлексия, зависимость от чужого мнения, конформизм» и т. п. Работает в обе стороны — как фактор сдерживания или, наоборот, поощрения индивидуальных действий с точки зрения общепринятых обычаев и традиций- Категория не только японская, она присутствует в любом социуме. Как мы помним, в «Горе от ума» Павел Афанасьевич Фамусов тоже сокрушался: «Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Категория сэкэнтэй была выделена и описана японскими учёными в 1960- 1970-х годах (Иноуэ, 1977). Её название образовано сложением корней тэй (внешний облик, лицо, честь) и сэкэн (мир, за друга), которое до середины XIX века употреблялось в японском языке вместо современного сякай (общество). Современный термин имеет более широкое значение. Он появился в период модернизации под влиянием европейских заимствований и вытеснил «феодальное» название, которое сохранилось во множестве крылатых выражений и пословиц. Одна из них сэкэн ва хирой ё дэ сэмай — «мир хоть и широк, да тесен». Смысл пословицы: именно потому, что тесен, человек в нём всегда на виду, и об этом следует помнить. Категория сэкэнтэй сформировалась в эпоху Токугава и отражает психологический уклад малых социальных групп (сословных, местных, профессиональных), из которых состояло японское общество того времени. И в прежние годы, и сейчас широко используется в педагогике (не делай этого, над тобой будут смеяться), в поддержании социального ритуала (свадьбу сыграем не хуже, чем у людей) и многих других аспектах жизни.
Публичного осуждения, а тем более позора, люди стремятся избежать в любом обществе, а в японском — особенно, вплоть до самоубийства. Это обусловлено высокой степенью унификации общественной жизни, ритуальностью публичного поведения и этикета, повышенным чувством ответственности за свои действия. После выхода в 1946 году известной книги Р. Бенедикт «Хризантема и меч» японскую культуру стали называть «культурой стыда». Это усилило интерес японских учёных к регулирующей функции сэкэнтэй. Они единодушны в том, что мнение окружающих, особенно в ближнем круге, имеет для японцев огромное значение. Среди поступков, совершаемых ими «потому, что так делают все», поступление в вуз, покупка зарубежных брендов, поездки за границу и многое другое. Это же чувство удерживает большинство японцев от различных форм отклоняющегося поведения и социальных пороков, распространённых в других странах. Поданным недавнего обследования, 68 % японцев стремятся избежать осуждения окружающих и считают его важным регулирующим фактором поведения (Дэнцу сокэн, 2005: 7).
Оглядка на постороннее мнение и зависимость от него сформировали привычку искать и находить скрытый смысл сказанного. Иногда это хорошо, иногда плохо. Хорошо, когда ваше подлинное отношение к тому или иному вопросу легко понимается без лишних слов. Например, если вы на секунду задумались, услышав какое-то предложение, вам тут же скажут, что оно имеет исключительно предварительный характер и ни к чему вас не обязывает. Плохо, когда за вашими словами могут увидеть то, чего нет. Например, ваш подчинённый заболел и просит дать ему отгул. Вы с лучшими намерениями отвечаете, что он может не волноваться и спокойно выздоравливать, его работа будет выполнена другими сотрудниками. Если при этом вы не выразите в какой-то форме озабоченности временным отсутствием человека и не подчеркнёте тем самым его нужность коллективу, он может увидеть в благом пожелании завуалированный упрек его деловым качествам. Это азбука неписаных, но хорошо известных всем японских правил.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
public.wikireading.ru
Категории поведения в организации — КиберПедия
Поведение человека определяется его собственными свойствами, влиянием условий формирования индивидуальной деятельности, особенностями группы, в которую он включен, и условиями совместной деятельности, особенностями организации и страны, в которых он работает.
В основе процесса взаимодействия личности и организации находятся психологический и экономический контракты, которые определяют условия психологического и экономического вовлечения сотрудника в совместную деятельность. Они отражают существенные ожидания личности (интересная работа, достойная оплата, хороший психологический климат, уважение личности, удовлетворенность работой, возможности использования своего творческого потенциала) и соответствующие ожидания организации (высокие результаты деятельности сотрудника, преданность организации, добросовестный труд, организационная культура).
Психологический контракт представляет собой определенный обмен ценностями и отражает желание человека работать в этой организации и желание организации нанять его. Когда человек нанимается на работу, такой обмен только ожидается. В процессе работы ожидания могут подтвердиться или не подтвердиться.
В связи с этим менеджер должен постоянно следить за тем, чтобы работник и организация продолжали получать то, чего они ожидали друг от друга, т. е. выполнения психологического контракта. В случае равноценного обмена в соответствии с психологическим контрактом можно говорить об идеальном положении: балансе между затратами и вознаграждением. В этом случае можно рассчитывать на то, что работник будет хорошо относиться к своей работе и будет доволен своими отношениями с организацией.
Если же обмен совершен неравноценно, результаты будут совершенно противоположными. У людей, ожидания которых не оправдались, может сформироваться отрицательное отношение к работе, у них может пропасть желание работать усердно, они перестанут считать свою работу лучшей.
При сравнительном анализе ожиданий сотрудника и ожиданий организации может получиться так (как часто и бывает), что эти ожидания окажутся несовместимыми. Сотрудники, естественно, реагируют на такую несовместимость множеством способов.
Например, некоторые могут пытаться получить продвижение по службе в пределах фирмы в надежде на то, что на более высоких уровнях иерархии они смогут удовлетворить свои разнообразные потребности с помощью профессионального роста и использования своих знаний и мастерства. Однако если перспектива продвижения по службе ограничена либо невозможна в ближайшее время, то существует вероятность того, что реакция служащего будет достаточно негативна. Такие отрицательные реакции проявляются в увольнениях, участии в профсоюзных забастовках, сокращении выпуска продукции, а в чрезвычайных ситуациях даже в саботаже или воровстве выпускаемой продукции или оборудования.
Люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. По способности адаптироваться можно выделить три типа людей.
Представители первого типа ориентируются на текущий момент, легко приспосабливаются к обстановке. Они могут принимать эффективные решения «здесь и сейчас».
Вторые – привязаны к прошлому и способны действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами. Действия этих людей рациональны в рамках имеющейся структуры.
Третий тип людей смотрит в будущее, их поведение неадекватно ситуации. Они плохо приспосабливаются к иерархической структуре, но хорошо генерируют полезные идеи.
Знания о возможностях и типах адаптации людей к организационной среде позволяют разумно строить с ними деловые отношения. Подчиненные ожидают уважения по отношению к себе, а также хотят ощущать значимость выполняемой работы. Сама организация требует, чтобы ее сотрудники во всем полагались на организационные цели и правила, следовали ее миссии, а также исполняли поставленные перед ними задачи.
Понятием «соответствие индивида и организации друг другу» обозначается степень конгруэнтности, соответствия ценностей работника и организации. Когда ценности вновь принятых на работу сотрудников аналогичны ценностям их менеджеров, степень соответствия индивида и организации возрастает. Высокая конгруэнтность положительно коррелирует с низкой текучестью кадров. Большое несоответствие между ценностями работника и его руководителя – причина практически полного отсутствия у работника такого чувства, как преданность организации.
Второй фактор, определяющий взаимное соответствие организации и индивидуума, – личностные качества. Большему соответствию организации и индивида друг другу способствуют не только общие ценности, но и сходство личностных качеств. Большинство организаций весьма однородны в том смысле, что они имеют некий стандарт менеджера, т. е. подбирают людей, обладающих определенными личностными качествами. В данном случае можно говорить о действии некоего фактора самоселекции: претенденты на работу стараются понравиться тем компаниям, структура, деятельность и установки которых, как им кажется, могут их устроить.
Эффективный менеджер должен понимать значение влияния индивидуальных особенностей человека на качество его работы. Задача менеджера – достичь соответствия между индивидуальными особенностями человека и требованиями работодателя. Цель этой главы учебника – ознакомить читателя с некоторыми важными индивидуальными особенностями и связанными с этим проблемами. Важно запомнить, что основой для высокой производительности труда является соответствие требований работы и индивидуальных особенностей человека. Так что же такое личность и как можно описать ее поведение?
Статус определяет положение человека по отношению к другим участникам группы, и изменение статуса является важным событием для большинства людей. На основе социального статуса личности формируются системы ее социальных ролей и ценностных ориентаций. Статус, роли и ценностные ориентации, образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения, и, во взаимодействии с ними, - характер и склонности человека. Если менеджерам удается связать статус работника с действиями по достижению целей компании, мотивация сотрудников, направленная на решение задач организации, резко возрастает. Крайними проявлениями системы статусов являются символы статуса, то есть видимые, внешние признаки, которые принадлежат человеку или рабочему месту и подтверждают их социальный ранг. К типичным символам статуса относятся: мебель и внутреннее убранство кабинета; расположение рабочего места; качество оборудования на рабочем месте; тип рабочей одежды; привилегии; название должности или организационный уровень; прикрепленные работники; право распоряжаться финансами; членство в организациях.
Менеджеры должны иметь в виду, что различия в статусе существуют и ими необходимо управлять. Именно организация наделяет сотрудника статусом, и она же распоряжается его рангом. Источники статуса многочисленны. К важнейшим из них относятся – уровни образования и занимаемой должности, не менее значимы – способности человека, квалификация и тип выполняемой работы. Другими источниками статуса являются уровень оплаты, старшинство по стажу и возраст.
Групповое поведение. Все виды групп можно классифицировать по определенным составляющим. По размеру группы делятся на большие и малые; по сфере совместной деятельности на управленческие и производственные; по уровню развития на высоко- и слаборазвитые; по реальности существования на реальные и условные; по принципу создания и характеру межличностных отношений на формальные и неформальные; по цели существования на проектные, функциональные, по интересам, дружеские; по периоду функционирования на постоянные и временные; по вхождению индивида в группу на референтные и групп принадлежности.
В группах и командах личные, и приобретенные качества, которые не являются просто индивидуальными особенностями, изменяются. Личности оказывают влияние на жизнь группы или команды, но и сами изменяются под воздействием изменений и эволюции контактных групп. Группы и команды являются центральными элементами координации и контроля организационных процессов. Они важны как в формальных, так и в неформальных организационных структурах. Руководство может, как поощрять, так и препятствовать формированию групп и команд в зависимости от обстановки, восприятия и политики.
Некоторые группы, в зависимости от поставленной перед ними цели, оказываются недолговечными. Когда миссия выполнена или когда члены группы утрачивают к ней интерес, группа распадается. Другие группы могут существовать в течение нескольких лет и оказывать влияние на своих членов или даже на внешнее окружение.
Персонал, входящий в группу, обладает рядом специфических характеристик:
· плотное взаимодействие;
· осознание себя членами группы;
· определение их другими людьми как членов группы;
· наличие общих норм при рассмотрении групповых интересов;
· ощущение полезности группы;
· преследование общих целей;
· коллективное восприятие внутреннего единства;
· тенденция действовать унитарным способом к окружающей среде.
Факторы, влияющие на эффективность групп:
1. Размер. Оптимальное количество членов группы – 5 человек; для собраний и совещаний – в среднем 8 человек.
2. Состав. Под составом понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем. Необходимо, чтобы группа состояла из непохожих личностей, так как это обещает большую эффективность, чем, если бы члены группы имели сходные взгляды. Некоторые люди обращают больше внимания на важные детали проектов и проблем, а другие хотят взглянуть на картину в целом, некоторые хотят подойти к проблеме с системных позиций и рассмотреть взаимосвязь различных аспектов.
3. Групповые нормы. Нормы группы устанавливаются руководителями организации. При этом следует учитывать тот факт, что высокая степень лояльности по отношению к предложениям руководства может привести к подавлению очень выигрышных для организации инициатив и мнений подчиненных.
4. Сплоченность. Сплоченность группы – это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе в целом. Сплоченная группа хорошо работает в коллективе, и, следовательно, может повысить эффективность всей организации, если цели и той и другой согласуются между собой. Однако, если цели группы и всей организации не согласуются, то высокая степень сплоченности отрицательно скажется на производительности труда во всей организации. Руководство может найти возможность увеличить положительный эффект сплоченности тем, что будет периодически проводить собрания и делать упор на глобальные цели группы, а также даст возможность каждому ее члену увидеть его вклад в достижение этих целей. Руководство может также укрепить сплоченность, разрешая периодические встречи подчиненных для обсуждения потенциальных или актуальных проблем, эффекта предстоящих перемен для производственной деятельности, а также новых проектов и приоритетов в будущем.
5. Групповое единомыслие – это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не нарушать гармонию в группе. Члены группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности, поэтому несогласия следует избегать. В некоторых ситуациях член группы решает не высказывать своего мнения, чтобы сохранить в группе согласие. В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача для отдельной личности – держаться общей линии в обсуждении. Поскольку никто не выражает мнений, отличных от других, и не предлагает иную информацию, каждый полагает, что все остальные думают одинаково. Поскольку никто не высказывается, никто не знает, что другие члены могут тоже быть скептически настроены или озабочены. В результате проблема решается с меньшей эффективностью, так как вся необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются. Когда налицо групповое единомыслие, возрастает вероятность посредственного решения, которое никого не заденет.
6. Конфликтность. Различие во мнениях обычно приводит к более эффективной работе группы. Однако оно также повышает вероятность конфликта. Хотя активный обмен мнениями и полезен, он может привести к внутригрупповым спорам и другим проявлениям открытого конфликта, которые всегда пагубны.
7. Статус членов группы. Статус той или иной личности в организации или группе может определяться рядом факторов, включая такие, как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, таланты, информированность и накопленный опыт. Это может способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы. Как правило, тесно связанные между собой члены небольших групп не рискуют высказывать противоречащие воззрениям большинства мнения, либо с готовностью присоединиться к точке зрения наиболее влиятельных ее участников. Данная тенденция получила название группового мышления, или эффекта выравнивания. В отсутствие противодействия она обусловливает существенное снижение качества принимаемых решений. Одно из наиболее эффективных средств борьбы с групповым мышлением – введение в группе особой должности, в обязанности которой вменяется конструктивная критика предлагаемых идей. Также возможно привлечение в группу новых членов, приглашение на совещание наблюдателей и принятие окончательного решения только после того, как участники группы получили достаточное время для его анализа.
8. Роли членов группы. Критическим фактором, определяющим эффективность работы команды менеджера, является распределение функций между членами команды, то есть распределение ролей внутри нее. Для эффективного функционирования группы ее члены должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей.
Существует деление ролей в команде на две группы: целевые и поддерживающие.
Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать и выполнять основные командные задачи. Деятельность людей, играющих целевые роли, направлена непосредственно на достижение целей группы.
Поддерживающие роли направлены на поддержку функционирования группы. Данные роли могут сочетаться с другими функциями. Они зависят от особенностей команды. Эти особенности заключаются и в характере управляемого объекта, и национальных особенностях команды менеджера.
9. Ориентация членов группы на задачу или на себя. Существуют виды поведения, ориентированные на задачу и производительность, и виды поведения, ориентированные на себя как у индивидов, так и у подгрупп. С помощью указанных видов поведения работники демонстрируют механизмы определения и переопределения ролей в группе.
Примерами поведения, ориентированного на себя могут быть «жесткие» поведенческие ответы (психологическая борьба, захват контроля за ситуацией, сопротивление авторитету лидера) и задержанные поведенческие ответы (пассивность, безразличие, чрезмерная рационализация).
Члены группы, ориентированной на выполнение определенных задач, работают в определенном контексте, как группы, так и самих себя. Это не означает, что группа и личность - соперники, однако временами они могут обладать конкурирующими ориентациями, а временами - комплиментарными.
В каждой ситуации необходимо определять приемлемый баланс между ними. Если членами группы подчеркивается их самостоятельность, то обычно это является сигналом для начала дополнительной коммуникации относительно ролей членов группы, способов делегирования полномочий и изменения характера взаимозависимости.
cyberpedia.su
КАТЕГОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПНИКОВ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ НОРМЫ ИХ ПОВЕДЕНИЯ
КАТЕГОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПНИКОВ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ НОРМЫ ИХ ПОВЕДЕНИЯ
Дно преступности
Для того чтобы лучше познать современную преступность «изнутри», определить ее качественные тенденции, необходимо изучить уголовно-профессиональную среду через существующую в ней субкультуру, иными словами – так называемую «вторую жизнь». Субкультура уголовной среды, включающая неформальные нормы поведения, установки, особый язык (жаргон), манеры, песни, татуировки, свойственное ей отношение к закону и т п., выполняет те же функции, что и культура, однако во всем ей противореча и являясь ее антиподом. Без знания этой субкультуры трудно иметь реальное представление о сплоченности профессиональных преступников, об изменении их психологии.
Современная уголовная среда представлена шестью основными категориями преступников, пять из которых составляют ее профессиональное ядро. К ним относятся «воры в законе», «авторитеты», «дельцы», «каталы», «шестерки» (к непрофессиональным – «мужики», «пацаны», «обиженные» и «опущенные»). Рассмотрим каждую категорию в отдельности.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
public.wikireading.ru
Поведенческие характеристики сайта
Поведенческие характеристиками сайта уже долгое время являются одними из главных критериев его качества , а именно при ранжировании места сайта в поисковой выдаче любого поисковика. Тем не менее. на данный момент, ни один поисковик таки не представил конкретный список поведенческих факторов, влияющих на выдачу.
Но все равно, уже можно не только понять основные поведенческие характеристики сайта, но и структурировать их в определенные категории, чтобы понять как наиболее эффективно управлять поведенческими характеристиками любого веб-ресурса.
На данный момент выделяют две основные категории поведенческих факторов. Первая – внутренние факторы поведения юзеров, которые оцениваются полностью исходя из действий, которые совершают посетители сайта, а вторая – внешние поведенческие факторы. Вторая категория оценивается поисковыми алгоритмами на основании поведения посетителей ресурса при просмотре поисковой выдаче.
Главными поведенческими характеристиками категории внутренних факторов являются: число просматриваемых страниц ресурса одним посетителем за один визит; общее время, проводимое на ресурсе посетителями; показатель отказов; существование постоянной аудитории; уровень комментированности новостей и статей сайта.
Как видно, данные поведенческие факторы формируются в от момент, когда посетители ресурса находятся на его различных страницах и совершают определенные действия. Здесь нужно отметить, что в категории внутренних поведенческих факторов самым противоречивым считается показатель отказов, который, в принципе, не является показателем, отражающим качество ресурса в полной мере, т.е. объективно.
К категории внешних поведенческих факторов сайта относят следующие показатели:
CTR ресурса; время, проводимое юзерами в поисковой выдаче перед тем, как он перейдет на ресурс; время, замеренное от перехода юзера на ресурс до его возврата в к результатам поиска; количество ресурсов, которые просматривает юзер до того, как делает переход на продвигаемый ресурс
Таким образом, можно сделать такой вывод – внешние поведенческие характеристики отражают качество содержания сайта, а внутренние – его привлекательность.
comments powered by HyperCommentswordpressmaster.ru
Оглавление Категория «поведение»
И.А.Фурманов, А.Н.Сизанов, В.А.ХриптовичПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯОглавление
Категория «поведение» в психологии 3Классификация нарушений поведения 5
Виды нарушений поведения 6
Типология агрессивного поведения 9
Понятие аддиктивного поведения 10
Взаимосвязь аддиктивного и саморазрушающего поведения 12
Место аддиктивного поведения в процессе формирования зависимости 14
Мотивация формирования аддиктивного поведения 16
Генезис формирования аддиктивного поведения 17
Механизм формирования аддиктивного поведения 21
Психологические подходы к изучению аддиктивного поведения 22
Медицинский подход 22
Социологический подход 23
Психоаналитический подход 25
Бихевиористический подход 29
Когнитивный подход 33
Экзистенционально-гуманистический подход 35
Концептуальные модели аддиктивного поведения 37
Причины аддиктивного поведения 38
Психологические особенности аддиктов 43
Классификация видов аддиктивного поведения 44
Табачная аддикция 48
Алкогольная аддикция 56
Наркотическая аддикция 61
Гемблинг 66
Ургентная аддикция 71
Работоголизм 76
Компьютерные аддикции 80
Спортивная аддикция 84
Пищевые аддикции 85
Аддикции здоровьесберегающих технологий 88
Шопинговые аддикции 89
Аддикции отношений 92
Сексуальная аддикция 94
Понятие со-зависимости 98
Методы диагностики нарушений поведения 100
Наблюдение 100
Интервью 106
Проективные методики 107
Опросники 117
Профилактика и коррекция нарушений поведения 127
Психотерапия нарушений поведения 139
Психоаналитическая терапия 139
Поведенческая психотерапия 141
Модель тренинга социальных навыков 142
Когнитивно-поведенческая психотерапия 145
Гештальттерапия 147
Коррекционная работа с группой детей, имеющих нарушения поведения 150
Тренинг модификации поведения 154
Модель изменений агрессивного поведения и блок-схема «Тренинга модификации поведения». 155
Вспомогательные коррекционные программы 159
Использование интерактивных технологий в профилактике нарушений поведения 160
Самооценка и профилактика нарушений поведения 163
Новые формы интерактивных технологий 171
Выбор методов взаимодействия с учащимися при организации воспитательных мероприятий 183
Формы и методы педагогического наблюдения и фиксирования 191
Глоссарий форм и методов профилактики нарушений поведения 193
Литература 199
Категория «поведение» в психологии
Изучение любого вида человеческого поведения, будь то адаптивное или агрессивное, просоциальное или суицидальное, конформистское или делинквентное, совладающее или аддиктивное, начинается с рассмотрения понятия «поведение». В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью». Под двигательной активностью понимаются движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции; под психической – мотивация, целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции. Причем, внутренняя активность определяет внешнюю, следовательно, изучение когнитивной, мотивационной, эмоциональной сферы личности позволит разобраться в понимании того, как происходит формирование психологически здорового или нездорового типа поведения.Изучением человеческого поведения психологи занимаются издавна, но, не смотря на это, проблематика остается актуальной. И это естественно: эволюция общественного развития в целом и исторически обусловленное изменение социально-экономических условий в частности приводят к появлению у человека иных потребностей, мотивов, целей, а также и новых способов их удовлетворения, реализации и достижения – новых поведенческих стратегий. Наиболее важным для педагогической психологии является познание поведения подростков, особенно если это поведение отличается от общепринятой нормы, является отклоняющимся. Об этом также упоминал Л.С. Выготский, отмечая, что «подобно тому, как патология рождает физиологию, основные законы детского развития и воспитания обнаруживаются с наибольшей отчетливостью тогда, когда они изучаются в формах, отклоняющихся от общего пути».
Существуют разные точки зрения относительно устойчивости поведения. Сторонники теории черт уверены в том, что поведение – это продукт генетически обусловленных диспозиций, оно обладает значительной внутренней согласованностью в разных ситуациях и во времени. В.А. Ядов также считает, что социальное поведение основывается на предрасположенности личности к определенному восприятию условий деятельности и называет такое поведение диспозиционным.
Субъектно-деятельностный подход, предпочитаемый в традиции отечественной школы психологии и выступающий как конкретная научная методология для многих отраслей психологии и педагогики, основу поведения человека рассматривает в контексте единства психики и деятельности. Использование категории деятельности в качестве объяснительного принципа к природе поведения можно представить следующим образом: деятельность (поведение) – форма активности. Под активностью понимается предрасположенность к действиям, в основе которых лежат внутренние потребности индивида. Поведение – способ реализации психической активности; его индивидуальное своеобразие проявляется в основных формах психической активности – деятельности, общении и рефлексии. Цели деятельности и поведения входят составной частью в целостный механизм включения личности в определенную внешнюю ситуацию, возникшую в процессе исполнения деятельности, преодоление которой детерминирует формирование механизма поведения. Поведение – особая форма деятельности: она становится поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений.
В качестве концептуального основания исследования аддиктивного поведения может выступать социально-когнитивно-наученческая парадигма. Социально-когнитивная теория придает особое значение социальным причинам поведения и важности когнитивных мыслительных процессов во всех аспектах функционирования человека – мотивации, эмоциях и действии. Личность реагирует на изменения в окружающей среде – отсюда и вариабельность поведения. Согласно социально-когнитивной теории, поведение ситуативно-специфично и люди обладают различными паттернами поведения в разных ситуациях. Эти характерные ситуативно-поведенческие паттерны и определяют поведение личности. Между личностью и средой всегда идет процесс взаимодействия.
Процесс взаимодействия между человеком и его окружением А. Бандура называет взаимным детерминизмом и понимает под ним совместное взаимодействие и взаимовлияние средовых, поведенческих и личностных факторов, в котором особое место отводится когнитивным процессам, обеспечивающим взаимодействие личности с окружением и самоэффективность личности. Среда или окружение в социально-когнитивной теории оказывают влияние на личность в той же мере, в какой личность влияет на среду и формирует среду, а среда формирует личность.
Различные научные позиции существуют в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, в понимании соотношений между мотивацией и мотивом. Отдельные авторы считают, что мотив первичен по отношению к мотивации, т.е. мотив является психологическим фоном, на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом. Другие придерживаются мнения о том, что мотив формируется на базе определенной мотивации. Наше исследование базируется на понимании мотивации как совокупности мотивов поведения. А.Н. Леонтьев считает, что мотив – это предмет удовлетворения потребности. Мотивация и мотивы всегда внутренне обусловлены, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами и принимать внешнеорганизованный характер.
Мотивация является регулятором активности, направленной на поиск объектов удовлетворения потребностей. Удовлетворение или неудовлетворение потребности порождает эмоциональное состояние удовольствия или неудовольствия. С.Л. Рубинштейн отмечал, что то или иное эмоциональное отношение к определенному предмету или лицу, представленное в сознании в виде непосредственного переживания, формируется на основе потребности по мере того, как мы осознаем зависимость их удовлетворения от этого предмета или лица, испытывая те эмоциональные состояния удовольствия или неудовольствия, которые они нам доставляют. Таким образом, сила напряженности мотивации определяет валентность эмоционального фона поведения. Возникающая при кризисной ситуации напряженность, а также связанные с ней переживания могут оказывать влияние на появление (усиление) определенных личностных особенностей и моделей поведения.
На процесс мотивации, как считает А. Бандура, влияет самовосприятие. По его мнению, самовосприятие влияет на то, какие цели ставит перед собой индивид. Индивиды с позитивным самовосприятием демонстрируют больше старания и настойчивости и выполняют задание лучше по сравнению с индивидами с негативным самовосприятием. Есть факты, подтверждающие, что самовосприятие может содействовать здоровью, повышая вероятность здорового образа жизни и усиливая действие иммунной системы. Исследования в рамках социально-когнитивной теории позволяют утверждать, что теория самовосприятия или самоэффективности имеет большое значение для таких видов связанного со здоровьем поведения, как прекращение табакокурения и участие в профилактических программах здоровья.
Таким образом, для объяснения поведения человека, в том числе и аддиктивного, следует использовать принцип взаимного детерминизма, обосновывающий взаимосвязь и взаимозависимость личностных характеристик, средовых и поведенческих факторов. На поведение влияет не только окружение, но и сам человек, который, обучаясь посредством наблюдения, может научиться контролировать события, влияющие на его жизнь.
l.120-bal.ru
Поведенческие роли
Количество просмотров публикации Поведенческие роли - 198
Коммуникационные роли
Творческие роли
Генератор идей. Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативы решения, определяет пути и средства реализации идей.
Компилятор идей. Доводит фундаментальные идеи до прикладного решения, обладает способностями соединения разных идей, разрабатывает технологию использования выдвинутых идей на практике.
Эрудит. Носитель энциклопедических сведений по широкому кругу проблем в прошлом и настоящем.
Эксперт. Обладает способностями оценить целесообразность какой-либо идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения.
Энтузиаст. Личным примером и обаянием заражает группу верой в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно.
Критик. Подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей.
Организатор. Размещено на реф.рфОрганизует работу группы, координирует в процессе ʼʼмозгового штурмаʼʼ работу отдельных членов группы с позиции достижения конечной цели.
Лидер. Размещено на реф.рфЧеловек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающий влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов.1
Делопроизводитель. Выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы.
Связной. Связывает на неформальной межличностной базе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы.
ʼʼСтароʼʼ. Распределяет и контролирует потоки информации, оценивая важность или второстепенность сообщений, и доводит их до лидера.
Координатор. Размещено на реф.рфОсуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером.
Проводник. Человек, хорошо знающий географию и историю района, структуру организации и обеспечивающий связи группы с внешней средой.
Оптимист. Всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы.
Нигилист. Всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой, выглядит ʼʼчерной воронойʼʼ.
Конформист. Следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с решением группы, представляя ʼʼмолчаливое большинствоʼʼ.
Догматик. Упорно держится известных норм, стоит до последнего на своем мнении, не соглашаясь с рациональным решением группы.
Комментатор. Размещено на реф.рфФиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и быту.
Кляузник. Собирает и способствует распространению слухов, часто не проверенных и ложных. Во всем видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции.
Борец за правду. Является носителем и выразителем общественной морали, философии предприятия, прав человека. Может играть как прогрессивную, так и консервативную роль.
Общественник. Увлечен общественной работой, нередко придумывает и реализует ʼʼпочиныʼʼ и ʼʼмероприятияʼʼ в рабочее время. К своим обязанностям по службе относится посредственно.
ʼʼВажная птицаʼʼ. Напускает на себя загадочный важный вид, давая понять, что он многое знает и у него есть ʼʼрукаʼʼ.
ʼʼКазанская сиротаʼʼ. Ищет сочувствия у окружающих, жалуясь на свое бедственное положение и непонимание в коллективе и среди руководства.
ʼʼЕршʼʼ. Обычно пребывает в раздраженном состоянии, отталкивая от себя друзей и наживая врагов, конфликтует с руководством и коллегами.
ʼʼСебе на умеʼʼ. Занимается преимущественно личными делами на работе (читает лекции, пишет диссертацию, обустраивает квартиры и дачи и пр.), при этом используя свое служебное положение.
Лентяй. Не проявляет никакой активности в труде, занимается второстепенными делами (спит, читает газеты, курит, ходит по отделам), ведет пустые разговоры.
ʼʼНаполеонʼʼ. Тщеславный человек обычно маленького роста с манией величия, гениальности, непризнанности, стремящийся занять руководящее кресло, любит рассказывать о своих успехах и достижениях.
Хотелось бы еще раз напомнить, что главной проблемой, определяющей успех исследований, является технология совместной деятельности исследователей, реальное функционирование интегрального интеллекта. Такая технология строится исходя из множества факторов. Среди них можно назвать цели исследования, характер исследуемых проблем, организационно-технические возможности, фактор времени, потенциал интегрального интеллекта (опыт, знания, социально-психологические качества исследователей), финансовое обеспечение.
При этом существуют общие принципы эффективного построения технологии исследовательской деятельности, которые должны лежать в базе ее организации:
1. Принцип научного равенства - значимость, ценность, истинность и практическая применимость идей должны оцениваться независимо от того, кем и при каких обстоятельствах они высказаны (без учёта возраста͵ должности, звания, научной степени и пр.).
2. Принцип консулътативности. В совместной исследовательской деятельности необходим свободный выбор консультантов и консультации.
3. Принцип творческой активности - предоставление каждому права на самостоятельную творческую деятельность.
4. Принцип организации ресурсов - их распределение и сочетание по назначению, структуре, величине и времени.
5. Принцип конструктивной критичности. Возможна и полезна критика идей, способствующая:
- поиску новых аргументов;
- уточнению формулировок;
- грамотной коррекции позиции;
- обогащению поиска.
Но недопустима критика:
- амбициозная;
- бездоказательная;
- не идей, а человека;
- убивающая инициативу и энтузиазм.
6. Принцип сочетания локального и общего обсуждения проблем - гармония индивидуальности и коллективности.
7. Принцип мысленного экспериментирования по ошибочным, абсурдным, сомнительным вариантам решений. Ошибки и фантастические варианты иногда являются импульсом к поиску и определению рациональных решений.
8. Принцип минимального контроля. Контроль необходим лишь для своевременных корректировок исследования и для обратной связи. Но недопустим контроль, являющийся сдерживающим фактором творческой деятельности.
9. Принцип формирования психологического комфорта исследования -формирование атмосферы творческой работы, раскачивания мысли, снятия психологических ограничений, мотивирования поиска, самостоятельности.
referatwork.ru
Тема 1. Поведение как психологическая категория и как свойство индивида 5
Змановская Е.В.
Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с. ISBN 5-7695-1782-4
В учебном пособии рассматриваются актуальные вопросы психологии отклоняющегося поведения личности: феноменология данного явления, классификация видов, механизмы детерминации и функционирования, методы социально-психологической превенции и интервенции. Теоретический анализ проблемы сочетается с практическими выводами автора, имеющего опыт работы в детском доме и в судебно-психиатрической экспертизе, а также практику психологического консультирования и психотерапии.
Может быть полезно всем, кто в своей деятельности соприкасается с различными проявлениями девиантного поведения личности.
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
1. Поведение как психологическая категория и как свойство индивида 5
3. Определение понятия 8
Тема 2. СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ 11
1. Понятие «социальная норма» 11
2. Нормы в психологии 11
3. Виды социальных норм и механизмы их регулирования 13
4. Социальные отклонения 15
Глава 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 17
1. Проблема классификации поведенческих отклонений 17
2. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения 18
3. Медицинская классификация поведенческих расстройств 20
4. Сравнительная характеристика поведенческих феноменов 21
Раздел II ДЕТЕРМИНАЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ 23
Глава 1. ЕДИНСТВО СОЦИАЛЬНОГО И ПРИРОДНОГО В ДЕТЕРМИНАЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 23
Введение в проблему 23
Социальные факторы отклоняющегося поведения 24
Биологические предпосылки поведенческих девиаций 25
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 28
Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению 28
Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения 30
Отклоняющееся поведение как результат научения 33
Схема анализа отклоняющегося поведения 40
Раздел III КРАТКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 44
Глава 1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 44
Агрессия и агрессивное поведение 44
Условия формирования агрессивного поведения личности 46
Агрессия и делинквентное поведение 48
Глава 2. ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 51
Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности 51
Условия формирования делинквентного поведения 52
Противоправная мотивация 55
Антисоциальная (социопатическая) личность 57
Глава 3. ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ 61
Общая характеристика зависимого поведения 61
Концептуальные модели 63
Факторы зависимого поведения личности 64
Феномен со-зависимости 66
Химическая зависимость 67
Пищевая зависимость 69
Глава 4. СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 73
Определение понятий 73
Типология суицидов 73
Возрастные особенности суицидального поведения 74
Концепции формирования суицидов 75
Суицидальная мотивация 77
Раздел IV СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ 81
Глава 1. ПРЕВЕНЦИЯ И ИНТЕРВЕНЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 81
Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности 81
Профилактика отклоняющегося поведения 81
Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности 84
Делинквентное поведение 85
Аддиктивное поведение 86
Суицидальное поведение 90
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 93
Цели и принципы поведенческой коррекции 93
Стимулирование позитивной мотивации 95
Методы коррекции эмоциональных состояний 96
Методы саморегуляции 97
Когнитивное переструктурирование 99
Методы угашения нежелательного поведения. 99
Методы формирования позитивного поведения 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
ПРЕДИСЛОВИЕ
Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения - агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями... Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? Наконец, правомерно ли использование термина «отклоняющееся поведение»?
Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.
Многообразие подходов проявляется и при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи.
Основная цель курса девиантологии видится в том, чтобы помочь читателям сформировать научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы отклоняющегося поведения личности. Признавая ценность различных психологических концепций для объяснения отклоняющегося поведения, мы выделяем в качестве приоритетных такие, в основе которых лежит когнитивно-поведенческий подход.
Опыт преподавания данного курса показывает, что в восприятии материала существует несколько трудностей. Во-первых, это многозначность понятия «отклоняющееся поведение» и связанная с этим терминологическая путаница. Во-вторых, это внутренне присущее каждому из нас противоречие между потребностью в личной свободе и ограничениями социума. Само существование феномена отклоняющегося поведения подтверждает тот факт, что дилемма «свобода или необходимость», даже вопреки ожиданиям общества, является предметом личного выбора каждого человека. Известную сложность представляет и то, что сведения по проблеме отклоняющегося поведения приходится искать в различных дисциплинах, например в социологии, медицине, праве, психологии, педагогике. Имеющаяся литература, как правило, носит либо узко специальный, либо слишком популярный характер. Литературы по психологии отклоняющегося поведения явно недостаточно, как недостаточно и эффективных технологий воздействия на него.
Предлагаемая читателю работа представляет собой попытку обзора имеющихся научных подходов и обобщения практического опыта автора в изучении и преодолении отклоняющегося поведения личности, рассматриваемого в его психологическом аспекте.
studfiles.net