Что такое прикладной анализ поведения? Поведенческий анализ


Кто такое поведенческий аналитик? | Фонд Выход, проблемы аутизма в России

07.02.13

Чем занимается поведенческий аналитик, и как он может помочь ребенку с аутизмом

Прикладной поведенческий анализ (applied behavior analysis или ABA) – это метод, который зарекомендовал себя в многочисленных научных исследованиях. Его назначение в том, чтобы помочь детям с аутизмом добиться своих целей в обучении и, в конечном итоге, стать более активными, плодотворными и независимыми членами общества.

На данный момент нет способа ни вылечить, ни предотвратить это неврологическое расстройство, так что знания и навыки АВА необходимы всем без исключения родителям и членам семьи детей, у которых недавно был диагностирован аутизм. Так что же такое прикладной поведенческий анализ, и почему в команде специалистов, помогающих вашему ребенку, должен быть поведенческий аналитик?

Прикладной поведенческий анализ помогает развивать как жизненные, так и академические (учебные) навыки.

Что такое прикладной поведенческий анализ?

Анализ поведения – это область науки, которая изучает влияние факторов окружающей среды на поведение. В наше время мы понимаем, что любое поведение зависит как от биологических факторов, так и от факторов в окружении человека. Представители самых разных областей, от педагогики до рекламы, изучают, как различные аспекты окружающей среды могут влиять на человеческое поведение, чтобы действовать на знания людей или добиваться своих целей.

Поведенческий анализ отличается от этих сфер деятельности тем, что он является отдельной наукой. В нем используются такие же инструменты, что и в любой другой науке: четкие формальные определения, объективные измерения, контролируемые эксперименты, анализ данных и репликация результатов.

Прикладной поведенческий анализ – это область практического применения всех этих инструментов ради желательных изменений поведения у индивидуальных клиентов. Таким образом, поведенческий аналитик – это ученый и практик в одном лице, который может помочь вашему ребенку в достижении его целей и раскрытии своего потенциала.

Что делает поведенческий аналитик?

Поведенческий аналитик – это профессиональный наблюдатель, его внимание полностью сосредоточено на конкретном человеке. Ваш поведенческий аналитик должен непосредственно наблюдать вашего ребенка в самых разных ситуациях, после чего он составит объективную картину его сильных сторон и потребностей в учебных навыках. Поведенческий аналитик объективно определит те виды поведения, которые он наблюдает, причем он сделает это таким образом, чтобы любой член семьи или другой специалист мог наблюдать за тем же поведением: вся команда ребенка должна быть согласна в том, что они видят.

Поведенческий аналитик избегает размытых терминов вроде «делится с другими», он превращает их в точные описания, например, «кладет игрушку в чужую руку». Такая четкая и объективная информация даст вам представление о нынешних навыках и успехах ребенка, и это позволит вам объективно оценивать эффективность любой терапии и лечения. Это очень важный шаг, без которого вам будет трудно принимать решения о лечении ребенка.

Ваш поведенческий аналитик также должен быть искусным экспериментатором. Он выбирает процедуры, которые подойдут для достижения конкретных учебных целей вашего ребенка. После этого он проведет мини-эксперименты, чтобы определить эффективность этих процедур – в какой степени они влияют на поведение вашего ребенка. Когда речь идет о том, какой подход использовать с ребенком, именно поведенческий аналитик выбирает те вмешательства, которые, скорее всего, могут сработать для вашего ребенка.

У поведенческого аналитика есть свой уникальный «багаж» различных вмешательств, которые должны быть основаны на последних научных исследованиях и связаны с универсальными принципами поведенческого анализа. Вот один пример – метод видео-моделирования. Его суть в том, что для ребенка снимаются специальные видеоклипы, которые служат ему в качестве визуальной подсказки при освоении нового поведения, например, надевания куртки.

Другой пример конкретного метода – угасание подсказок, когда ассистент учит ребенка новому навыку и систематически уменьшает подсказки, чтобы ребенок использовал этот навык самостоятельно, без помощи взрослых. Ваш поведенческий аналитик должен обучать инструкторов, членов вашей семьи и других людей в окружении ребенка тому, как внедрять выбранные процедуры, чтобы ваш ребенок смог использовать новые навыки в различных ситуациях и с разными людьми.

Тестирование, сбор данных и обучение в ABA часто со стороны больше напоминают интересную игру.

Поведенческий аналитик будет изучать данные анализа поведения вашего ребенка в ответ на различные терапевтические методы, чтобы убедиться, что они эффективны, а после этого рекомендует модифицировать программу на основании этих данных.

Говоря кратко, поведенческий аналитик поможет вам четко определить сильные стороны и учебные потребности вашего ребенка. Используя научно-обоснованные методологии, он рекомендует вмешательства для этих потребностей, после чего он будет руководить программой вашего ребенка, оценивая результаты вмешательств, чтобы максимизировать прогресс и развитие ребенка.

Почему нам нужен поведенческий аналитик помимо других специалистов?

Потому что ваш ребенок – это уникальная личность. Если у вашего ребенка диагностировали аутизм, то это значит, что у него есть значительные трудности в трех областях: язык, социальная коммуникация и ограниченные интересы/повторяющееся поведение. В то же время, хотя все дети с аутизмом демонстрируют определенные проблемы в каждой из этих сфер, больше между этими детьми нет ничего общего. Один ребенок может говорить практически типично, но не может участвовать в двухстороннем разговоре, в то время как другой ребенок вообще не может говорить. Один ребенок может повторить по памяти все маршруты автобусов в городе, в то время как другой хочет играть только с игрушечным паровозиком, который он скатывает со стола. Другими словами, хотя у всех детей с аутизмом есть общие особенности, они очень сильно отличаются друг от друга.

Поведенческие аналитики, в силу своей квалификации, очень хорошо подходят для подобной ситуации – поведенческий анализ по определению базируется на индивидуальных особенностях поведения. Поведенческий аналитик применяет свое знание о лечении аутизма и свое понимание того, как эти трудности проявляются у вашего ребенка. Важно отметить, что поведенческий аналитик должен реагировать на эти трудности, отталкиваясь от индивидуальных способностей и мотивации вашего ребенка.

Каждая ситуация должна использоваться как возможность для обучения. Мы знаем, что раннее вмешательство при аутизме работает. Большинство маленьких детей с аутизмом очень хорошо реагируют на интенсивную АВА-терапию, а ранние успехи значительно увеличивают возможности для обучения и прогресса в более старшем возрасте. Как родители, вы заинтересованы в том, чтобы увеличить период активного обучения вашего ребенка, чтобы уменьшить симптомы аутизма и развить его сильные стороны. Это означает выбор наиболее эффективного и действенного лечения для ребенка – утомительная цель, если учесть обилие информации в Интернете и других источниках для родителей детей с аутизмом: соблазнительные обещания исцеления, простые решения, привлекательно упакованные комплексы терапий.

В рекомендациях и при выборе процедур для ребенка поведенческий аналитик в первую очередь ориентируется на те, которые были описаны в научной поведенческой литературе, в идеале, должны существовать экспериментальные данные об этих процедурах применительно к людям того же возраста и с тем же диагнозом, что и ваш ребенок. Сейчас существуют сотни научных исследований, которые задокументировали эффективность различных процедур поведенческого анализа для детей с аутизмом. Поведенческий аналитик сужает круг существующих процедур до тех, которые связаны с профилем вашего ребенка, например, его навыками, предпочтениями и пожеланиями его родителей, а также простоты внедрения той или иной процедуры.

Примеры хорошо изученных и эффективных процедур АВА включают подсказки, угасание, формирование, построение связей и дифференциальное поощрение. Некоторые наиболее известные подходы АВА, например, метод базисного ответа и обучение дискретными попытками, представляют собой сложные комбинации отдельных процедур. Однако все процедуры прикладного поведенческого анализа основаны на первоначальных принципах поведенческого анализа – науки о поведении, которая насчитывает более пятидесяти лет.

Видеомоделирование поведения – один из многочисленных методов, применяемых в рамках поведенческого анализа.

Ваш поведенческий аналитик не только проследит за тем, чтобы ребенок занимался только той терапией, которая поддерживается научными доказательствами, он должен супервизировать сбор данных, чтобы гарантировать, что терапия действительно работает. Если у вашего ребенка нет прогресса, то он должен рекомендовать модификации в терапии.

Если вы интересуетесь не поведенческими методами лечения, то поведенческий аналитик может вам помочь оценить эффективность и других подходов, чтобы вы могли принять более информированное решение о том, как максимизировать прогресс вашего ребенка и избежать неэффективного и потенциально опасного лечения. (Всем родителям детей с аутизмом, которые недавно узнали о диагнозе, рекомендуется прочитать главу, написанную Джиной Грин, «Оценка утверждений о лечении аутизма» в книге Кэтрин Морис «Поведенческие вмешательства для маленьких детей с аутизмом»).

Поведенческий аналитик ничего не обещает. Для АВА нет никакой гламурной упаковки. Это тяжелая эффективная работа, требующая немалого ума.

Поведенческие аналитики любят говорить о базисных видах поведения, и вам следует перенять у них эту привычку – мы все должны уделять внимание базисному поведению. Это поведение ведет к желательным изменениям в окружающей среде, что приводит к формированию все более и более сложного базисного поведения, что ведет к новым положительным изменениям в окружающей среде – это постоянная спираль развития навыков, которая ведет к новым жизненным возможностям.

Давайте посмотрим на пример базисного поведения – способность принимать решения. Для маленького ребенка с аутизмом принятие решений может начаться с выбора между двумя наглядными альтернативами. Это приводит к положительным изменениям в окружающей среде – он занимается тем, что сам выбрал, а не тем, что выбрал кто-то еще. Когда наши действия ведут к предпочитаемым результатам, мы склонны делать это снова. Итак, ребенок, с большой вероятностью, продолжит делать выбор – сначала из двух наглядных альтернатив, затем из нескольких устных альтернатив, и, возможно, в более отдаленном будущем он даже будет принимать участие в семейных дискуссиях на тему «чем нам заняться на выходных?»

Обучение навыку выбора из двух альтернатив является базисным, потому что это естественным образом ведет к развитию словарного запаса и независимого принятия решений. В нашем обществе мы высоко ценим способность принимать решения за самих себя, очень часто мы считаем способность делать выбор показателем нашего качества жизни. Таким образом, чем больше у вашего ребенка будет возможностей для выбора, и чем лучше у него развит навык для использования таких возможностей, тем счастливее он будет, и тем меньше у него будет проблемного поведения.

Поведенческий аналитик будет руководить программой вашего ребенка с целью развития базисных видов поведения, которые будут способствовать дальнейшему развитию учебных навыков и повысят качество жизни вашего ребенка.

Как мне найти квалифицированного поведенческого аналитика?

В первую очередь нужно искать в международной Сертификационной комиссии поведенческого анализа (Behavior Analysis Certification Board, BACB). У этой организации есть список поведенческих аналитиков, получивших сертификат комиссии (BCBA), в различных регионах. Образовательный минимум для BCBA включает: магистерскую степень по поведенческому анализу, практику поведенческого аналитика с супервизией другого специалиста, успешный результат сертификационного экзамена в комиссии.

У BCBA обязательно должен быть диплом не ниже магистерской степени в области поведенческого анализа, либо по смежной специальности (например, коррекционной педагогике или психологии). BCBA-D – это поведенческий аналитик с докторской степенью. Помимо минимальной квалификации BCBA обязана документировать свое постоянное профессиональное развитие – участие в конференциях, семинарах и дополнительных курсах. Каждый BCBA также обязан следовать Этическому руководству поведенческого анализа. Каждый BCBA несет ответственность перед населением своего региона, где он работает, и отвечает перед Сертификационной комиссией поведенческого анализа.

Это не значит, что специалисты без звания BCBA не являются профессионалами. Некоторые специалисты годами обучались поведенческому анализу и работали в этой области, но не получали сертификата комиссии. Более того, наличие сертификата еще не гарантирует, что это хороший поведенческий аналитик, или что этот аналитик подходит вашему ребенку.

Помимо минимальных требований, ищите такого поведенческого аналитика, который как минимум несколько лет работал с маленькими детьми с аутизмом, и который в курсе последних научных статей по аутизму. Наконец, как и в случае с любым специалистом, ищите того, с кем вам самим будет комфортно работать – подходящую партию.

outfund.ru

Прикладной анализ поведения - это... Что такое Прикладной анализ поведения?

Эта статья содержит незавершённый перевод с английского языка.

Вы можете помочь проекту, переведя её до конца.

Прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) — это научная дисциплина, которая предполагает использование современной бихевиоральной теории научения для изменения поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов[1], но фокусируются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения от окружающей среды. Методы АВА могут быть использованы для изменения поведения только после функциональной оценки связей (зависимостей) между целевым поведением и окружающей средой. ABA включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение.

Область применения

В основном, применение ABA более всего известно, как метод терапии для людей с нарушениями развития, прежде всего терапии расстройств аутистического спектра.[2] Однако этот метод имеет широкий спектр применения, включая профилактику заболевания СПИДом,[3] сохранение природных ресурсов,[4] образование,[5] геронтологию,[6] поддержание здорового образа жизни и физическую культуру,[7] промышленную безопасность,[8] изучение языков,[9] загрязнение природы,[10] медицинские процедуры,[11] воспитание детей,[12] использование ремней безопасности,[13] терапию при тяжёлых психических нарушениях,[14] спорт,[15] управление зоопарками и уход за животными.[16]

Определение

ABA — это прикладная отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма планомерно применяются для улучшения социально значимого поведения, и где используется экспериментальное определение значимых переменных для изменения поведения.[17] Это одна из областей применения поведенческого анализа. Оставшиеся две — это бихевиоризм, как область научной философии, и экспериментальный анализ поведения, то есть базовые экспериментальные исследования.[2]

Статья Байера, Вольфа, и Ризли за 1968[18] до сих пор используется как основное описание метода прикладного анализа поведения.[19] В ней описывается семь определяющих характеристик ABA: прикладной, поведенческий, аналитический, технологический, концептуальный, технологический, эффективный и общий.

Характеристики метода

Таким образом, они представляли два варианта, которые лучше всего использовать на практике для осуществления контроля над поведением и, одновременно, соблюдением этических норм. Первое - это постоянное отслеживание результата, и второе — это использование нескольких базовых техник одновременно. Отслеживание результата означает, что перед каждым возможным вмешательством со стороны поведенческого аналитика необходимо измерить параметры целевого поведения. Как только определена чёткая картина поведения, производится внешнее воздействие, и необходимые параметры поведения вновь измеряются. Если поведении меняется после интервенции, то производится замер новых параметров до тех пор, пока не установится новый стабильный паттерн поведения. Затем, когда вмешательство в поведение прекращается или снижается, то поведение снова измеряется и оцениваются его изменения. Если вмешательство ученого действительно воздействовало на целевое поведение, то параметры поведения должны поменяться одновременно с этими внешними воздействиями.

Основные понятия в ABA

Поведение

Поведение — это активность живого организма. Человеческое поведение включает в себя весь спектр человеческой деятельности. Такие внутренние процессы как мышление или переживание эмоций, так же являются поведением.[21] Поведение что-то или нет, можно определить применив так называемый «тест мертвеца»:

Если мёртвый может сделать это, значит, это не поведение. И, если мёртвый это сделать не может, значит это поведение.[22]

Поведение — это взаимодействие организма или его частей с окружающей средой, которое характеризуется перемещением в пространстве или во времени, в результате которого происходит изменение в любом из измеряемых аспектов окружающей среды. .[23] Часто, термин поведение используется для обозначение широкого класса реакций, которые объединены физически или функционально. В этом случае, термин реакция означает еденичный ответ в целой цепочке поведения.[24] Если группа реакций имеет одну и ту же функцию, то эта группа называется функциональным классом реакций. Для обозначения набора различных поведений одного человека, используется термин — поведенческий репертуар. Он может относиться только к определённому классу реакций, которые имеют отношение к конкретной ситуации, или к каждому виду поведения, которое человек в состоянии совершить.

Оперантное научение (обусловливание)

Основная статья: Оперантное обусловливание

Оперантное поведение определяют его последствия. Обусловливание оперантного поведения — это результат подкрепления (усиления) и наказания (ослабления).[25] Оперантное научение происходит, когда живой организм добровольно совершает некоторое действие специально для получения желаемого результата. Термин «оперантное» подчёркивает тот момент, что окружающая среда обуславливает действия организма по достижению желаемого результата. Пример оперантного научения: когда человек знает, что усердная работа, может привести его к продвижению по службе, или когда тщательное изучение материала поведёт за собой высокие оценки.

Респондентное научение (обусловливание)

Основная статья: Классическое научение Павлова

Окружающая среда

Окружающая среда — это целое созвездие условий, в котором существует организм.[26] Она включает в себя как внешние, так и внутренние события организма, но при этом учитываются только реальные физические события. Окружающая среда наполнена стимулами. Под стимулом подразумевается «сигналы, которые влияют на организм через клетки его рецепторов.»[26]

Стимулы могут быть описаны через такие качества:

Подкрепление (усиление)

Основная статья: Усиление

Подкрепление — один и важнейших принципов возникновения поведения[27] и ключевой элемент в большинстве поведенческих программ.[28] Это процесс с помощью которого целевое поведение усиливается, если подкрепление следует сразу после поведения, то это приводит к увеличению частоты такого поведения в будущем.

Положительное подкрепление — после поведения добавляется некоторое событие, и такое добавление приводит к увеличению возникновения этого поведения в будущем.

Отрицательное подкрепление — после поведения в окружающей среде что-то исчезает, и это, так же, приводит к увеличению частоты появления этого поведения в будущем.[29] Есть несколько различных схем подкрепления, которые по разному влияют на возникновение поведения в будущем.

Наказание (ослабление)

Основная статья: Ослабление (психология)

Ослабление — это процесс, который следует сразу за поведением, и уменьшает вероятность возникновения этого поведения в будущем. Как и с усилением, существует положительное ослабление (после поведения что то добавляется в окружающей среде) и отрицательное ослабление (после поведения в окружающей среде что то исчезает). В общем и целом, существует три типа наказания: возникновение неприятных последствий поведения, стоимость реакции и тайм-аут.[30] На практике, применение наказания часто может сопровождаться нежелательными эффектами, поэтому используются только вместе с процедурами подкрепления (например подкрепления поведения альтернативного нежелательному), в одиночку, как таковые, они плохо работают. Нежелательные последствия применения процедур наказания могут заключаться например в том, что возрастают различные другие нежелательные формы поведения (не те которые наказывали), и ри этом снижается желательное поведение.[31] Некоторые другие потенциальные нежелательные эффекты включают в себя избегание и действия в обход нежелательных последствий (уклонение), разного рода эмоциональные реакции, и даже наоборот, к временному усилению поведения.

Угасание реакции

Основная статья: Угасание реакции(psychology)

Угасание реакции это технический термин для описания процедуры прекращения подкрепления того поведения, которое до этого усиливалось. После чего челевое поведение угасает, (то есть перестаёт повторяться с той же частотой в будущем)(Купер и др.). Процедура угасания реакции часто пердпочтительнее чем процедуры наказания, которые часто считаются неэтичными и во многих штатах США запрещены. Тем не менее процедура угасания реакции должна выполняться осторожно и только под наблюдением профессионалов, так как она сопровождается так называемым «взрывом». «Взрыв» — это временное увеличение частоты, интенсивности и / или продолжительности поведения предназначеного для угасания. Другие характеристики взрыва включают в себя а) сильные эмоциональные реакции, в том числе агрессию и истерики, б) появление новых видов поведения. которых обычно не было в до процедуры угасания. Эти новые типы поведения являются основным компонентом процедуры формирования реакции.

Речевое поведение

Основная статья: Речевое поведение

Система классификации анализа поведения Скиннера была применена для лечения целого ряда коммуникативных расстройств.[32] Скиннер выделил несколько видов вербальных оперантов:

Для оценки речевого поведения с помощью системы Скиннера можно посмотреть статью Оценка базовых речевых навыков и навыков обучения.

Повторяемость

Это свойство реакции. Реакция может происходить неоднократно в течение времени. Посчитать и записать это свойство можно по таким параметрам:

Временная протяжённость

Это свойство указывает на то, что каждый акт поведения занимает некоторое количество времени, то есть, как долго он происходит. Померять его можно по такому параметру как:

Временное местоположение

Любая реакция/поведение происходит в определённый момент времени. Параметры временного местоположения такие:

Производные величины

Не относятся к каким-то конкретным свойствам.

Анализ изменений в поведении

Experimental control

Descriptive FBA

Prompting (использование подсказок)

Generalization (обобщение)

Метод формирования реакциЙ

Основная статья: Метод формирования реакций

Этот метод подразумевает под собой постепенное изменение существующей формы поведения в ту, которая нам нужна. Например, если обучаемый играет с собакой очень грубо (не гладит, а бьёт, например), то мы, работая методом формирования реакции, будем подкреплять только то поведение, когда обучаемый касается собаки более мягко.

Video modeling

Interventions based on an FBA

Эффективность при аутизме

Методы ABA очень часто применяются для лечения аутизма, причём настолько, что сам по себе ABA часто считают только терапией аутизма.[2]

См. также

Основные периодические издания

Applied behavior analysts publish in many journals. Some of the ones considered core journals to behavior analysis are:

Примечания

  1. ↑ Thompson, T. (1984). «The examining magistrate for nature: a retrospective review of Claude Bernard's An Introduction to the Study of Experimental Medicine». Journal of the Experimental Analysis of Behavior 2 (41): 212–13. DOI:10.1901/jeab.1984.41-211.
  2. ↑ 1 2 3 Dillenburger, K.; Keenan, M. (2009). «None of the As in ABA stand for autism: dispelling the myths». J Intellect Dev Disabil 34 (2): 193–95. DOI:10.1080/13668250902845244. PMID 19404840.
  3. ↑ DeVries, J.E.; Burnette, M.M.; Redmon, W.K. (1991). «AIDS prevention: Improving nurses' compliance with glove wearing through performance feedback». Journal of Applied Behavior Analysis 24 (4): 705–11. DOI:10.1901/jaba.1991.24-705. PMID 1797773.
  4. ↑ Brothers, K.J.; Krantz, P.J.; McClannahan, L.E. (1994). «Office paper recycling: A function of container proximity». Journal of Applied Behavior Analysis 27 (1): 153–60. DOI:10.1901/jaba.1994.27-153. PMID 16795821.
  5. ↑ Dardig, Jill C.; Heward, William L.; Heron, Timothy E.; Nancy A. Neef; Peterson, Stephanie; Diane M. Sainato; Cartledge, Gwendolyn; Gardner, Ralph; Peterson, Lloyd R.; Susan B. Hersh Focus on behavior analysis in education: achievements, challenges, and opportunities. — Upper Saddle River, NJ: Pearson/Merrill/Prentice Hall, 2005. — ISBN 0-13-111339-9
  6. ↑ Gallagher, S.M.; Keenan M. (2000). «Independent use of activity materials by the elderly in a residential setting». Journal of Applied Behavior Analysis 33 (3): 325–28. DOI:10.1901/jaba.2000.33-325. PMID 11051575.
  7. ↑ De Luca, R.V.; Holborn, S.W. (1992). «Effects of a variable-ratio reinforcement schedule with changing criteria on exercise in obese and nonobese boys». Journal of Applied Behavior Analysis 25 (3): 671–79. DOI:10.1901/jaba.1992.25-671. PMID 1429319.
  8. ↑ Fox, D.K.; Hopkins, B.L.; Anger, W.K. (1987). «The long-term effects of a token economy on safety performance in open-pit mining». Journal of Applied Behavior Analysis 20 (3): 215–24. DOI:10.1901/jaba.1987.20-215. PMID 3667473.
  9. ↑ Drasgow, E.; Halle, J.W.; Ostrosky, M.M. (1998). «Effects of differential reinforcement on the generalization of a replacement mand in three children with severe language delays». Journal of Applied Behavior Analysis 31 (3): 357–74. DOI:10.1901/jaba.1998.31-357. PMID 9757580.
  10. ↑ Powers, R.B.; Osborne, J.G.; Anderson, E.G. (1973). «Positive reinforcement of litter removal in the natural environment». Journal of Applied Behavior Analysis 6 (4): 579–86. DOI:10.1901/jaba.1973.6-579. PMID 16795442.
  11. ↑ Hagopian, L.P.; Thompson, R.H. (1999). «Reinforcement of compliance with respiratory treatment in a child with cystic fibrosis». Journal of Applied Behavior Analysis 32 (2): 233–36. DOI:10.1901/jaba.1999.32-233. PMID 10396778.
  12. ↑ Kuhn, S.A.C.; Lerman, D.C.; Vorndran, C.M. (2003). «Pyramidal training for families of children with problem behavior». Journal of Applied Behavior Analysis 36 (1): 77–88. DOI:10.1901/jaba.2003.36-77. PMID 12723868.
  13. ↑ Van Houten, R.; Malenfant, J.E.L.; Austin, J.; Lebbon, A. (2005). «The effects of a seatbelt-gearshift delay prompt on the seatbelt use of motorists who do not regularly wear seatbelts». Journal of Applied Behavior Analysis 38 (2): 195–203. DOI:10.1901/jaba.2005.48-04. PMID 16033166.
  14. ↑ Wong, S.E.; Martinez-Diaz, J.A.; Massel, H.K.; Edelstein, B.A.; Wiegand, W.; Bowen, L.; Liberman, R.P. (1993). «Conversational skills training with schizophrenic inpatients: A study of generalization across settings and conversants». Behavior Therapy 24 (2): 285–304. DOI:10.1016/S0005-7894(05)80270-9.
  15. ↑ Brobst, B.; Ward, P. (2002). «Effects of public posting, goal setting, and oral feedback on the skills of female soccer players». Journal of Applied Behavior Analysis 35 (3): 247–57. DOI:10.1901/jaba.2002.35-247. PMID 12365738.
  16. ↑ Forthman, D.L.; Ogden, J.J. (1992). «The role of applied behavior analysis in zoo management: Today and tomorrow». Journal of Applied Behavior Analysis 25 (3): 647–52. DOI:10.1901/jaba.1992.25-647. PMID 16795790.
  17. ↑ Cooper et al. Applied Behavior Analysis. — P. 20. — ISBN 0-675-20223-X
  18. ↑ 1 2 3 4 Baer, D.M.; Wolf, M.M.; Risley, T.R. (1968). «Some current dimensions of applied behavior analysis». J Appl Behav Anal 1 (1): 91–97. DOI:10.1901/jaba.1968.1-91. PMID 16795165.
  19. ↑ Cooper et al. Applied Behavior Analysis. — P. 16. — ISBN 0-675-20223-X
  20. ↑ 1 2 Cooper et al. Applied Behavior Analysis. — P. 17. — ISBN 0-675-20223-X
  21. ↑ Skinner B.F. About Behaviorism. — New York: Knopf, 1974. — ISBN 0-394-49201-3
  22. ↑ Malott Richard W. Principles of Behavior. — 5th. — Upper Saddle River, NJ: Pearson/Prentice Hall, 2004. — P. 9. — ISBN 0-13-048225-0
  23. ↑ Johnston James M. Strategies and tactics of behavioral research. — Hillsdale, NJ: Erlbaum Associates, 1993a. — P. 23. — ISBN 0-8058-0905-8
  24. ↑ Cooper et al. Applied Behavior Analysis. — Columbus: Merrill, 1987. — P. 26. — ISBN 0-675-20223-X
  25. ↑ Cooper et al. Applied Behavior Analysis. — Columbus: Merrill, 1987. — P. 33. — ISBN 0-675-20223-X
  26. ↑ 1 2 Michael, J. (2004). Concepts and principles of behavior analysis (rev. ed.) Kalamazoo, MI: Society for the Advancement of Behavior Analysis.
  27. ↑ Flora, S.R. (2004). The power of reinforcement. Albany: State University of New York Press.
  28. ↑ Northup, J.; Vollmer, T.R.; Serret, K. (1993). «Publication trends in 25 years of the Journal of Applied Behavior Analysis». Journal of Applied Behavior Analysis 26 (4): 527–37. DOI:10.1901/jaba.1993.26-527. PMID 16795803.
  29. ↑ Cooper et al. Applied Behavior Analysis. — P. 27. — ISBN 0-675-20223-X
  30. ↑ Cooper et al. Applied Behavior Analysis. — P. 355. — ISBN 0-675-20223-X
  31. ↑ Reese E.P. (1966). The analysis of human operant behavior. Dubuque, IA: Brown.
  32. ↑ Peterson, P. (2007). Promoting generalization and maintenance of skills learned via natural language teaching. SPL-ABA 1(4)-2(1), 97-138
  33. ↑ Лори Фрост, Энди Бонди Система альтернативной коммуникации с помощью карточек(PECS). — Москва: Теревинф, 2011. — С. 312-313. — 416 с. — ISBN 978-5-4212-0026-0

Further reading

Ссылки

dic.academic.ru

Прикладной анализ поведения | База знаний

Прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) — это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но фокусируются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения от окружающей среды. Методы АВА могут быть использованы для изменения поведения только после функциональной оценки связей (зависимостей) между целевым поведением и окружающей средой. ABA включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение.

Область применения

В основном, применение ABA более всего известно как метод терапии для людей с нарушениями развития, прежде всего терапии расстройств аутистического спектра. Однако этот метод имеет широкий спектр применения, включая профилактику заболевания СПИДом, сохранение природных ресурсов, образование (в том числе для систематического повышения школьной успеваемости), геронтологию, поддержание здорового образа жизни и физическую культуру, промышленную безопасность, изучение языков, загрязнение природы, медицинские процедуры, воспитание детей, использование ремней безопасности, терапию при тяжёлых психических нарушениях, спорт, управление зоопарками и уход за животными.

Определение

ABA — это прикладная отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма планомерно применяются для улучшения социально значимого поведения и где используется экспериментальное определение значимых переменных для изменения поведения. Это одна из областей применения поведенческого анализа. Оставшиеся две — это бихевиоризм, как область научной философии, и экспериментальный анализ поведения, то есть базовые экспериментальные исследования.

Статья Байера, Вольфа, и Ризли за 1968 до сих пор используется как основное описание метода прикладного анализа поведения. В ней описывается семь определяющих характеристик ABA: прикладной, поведенческий, аналитический, технологический, концептуальный, эффективный и общий.

Характеристики метода

Таким образом, они представляли два варианта, которые лучше всего использовать на практике для осуществления контроля над поведением и, одновременно, соблюдением этических норм. Первое — это постоянное отслеживание результата, а второе — это использование нескольких базовых техник одновременно. Отслеживание результата означает, что перед каждым возможным вмешательством со стороны поведенческого аналитика необходимо измерить параметры целевого поведения. Как только определена чёткая картина поведения, производится внешнее воздействие и необходимые параметры поведения вновь измеряются. Если поведении меняется после интервенции, то производится замер новых параметров до тех пор, пока не установится новый стабильный паттерн поведения. Затем, когда вмешательство в поведение прекращается или снижается, то поведение снова измеряется и оцениваются его изменения. Если вмешательство ученого действительно воздействовало на целевое поведение, то параметры поведения должны поменяться одновременно с этими внешними воздействиями.

Основные понятия в ABA

Поведение

Поведение — это активность живого организма. Человеческое поведение включает в себя весь спектр человеческой деятельности. Такие внутренние процессы, как мышление или переживание эмоций, также являются поведением. Поведение что-то или нет можно определить, применив так называемый «тест мертвеца»:

"Если мёртвый может сделать это, значит, это не поведение. И если мёртвый это сделать не может, значит это поведение".

Поведение — это взаимодействие организма или его частей с окружающей средой, которое характеризуется перемещением в пространстве или во времени, в результате которого происходит изменение в любом из измеряемых аспектов окружающей среды. . Часто термин поведение используется для обозначения широкого класса реакций, которые объединены физически или функционально. В этом случае термин реакция означает единичный ответ в целой цепочке поведения. Если группа реакций имеет одну и ту же функцию, то эта группа называется функциональным классом реакций. Для обозначения набора различных поведений одного человека используется термин — поведенческий репертуар. Он может относиться только к определённому классу реакций, которые имеют отношение к конкретной ситуации, или к каждому виду поведения, которое человек в состоянии совершить.

Оперантное научение (обусловливание)

Оперантное поведение определяют его последствия. Обусловливание оперантного поведения — это результат подкрепления (усиления) и наказания (ослабления). Оперантное научение происходит, когда живой организм добровольно совершает некоторое действие специально для получения желаемого результата. Термин «оперантное» подчёркивает тот момент, что окружающая среда обуславливает действия организма по достижению желаемого результата. Пример оперантного научения: когда человек знает, что усердная работа может привести его к продвижению по службе, или когда тщательное изучение материала приведет к высоким оценкам.

Окружающая среда

Окружающая среда — это целое созвездие условий, в котором существует организм. Она включает в себя как внешние, так и внутренние события организма, но при этом учитываются только реальные физические события. Окружающая среда наполнена стимулами. Под стимулом подразумевается «сигналы, которые влияют на организм через клетки его рецепторов.»

Стимулы могут быть описаны через такие качества:

Подкрепление (усиление)

Подкрепление — один и важнейших принципов возникновения поведения и ключевой элемент в большинстве поведенческих программ. Это процесс, с помощью которого целевое поведение усиливается; если подкрепление следует сразу после поведения, то это приводит к увеличению частоты такого поведения в будущем.

Положительное подкрепление — после поведения добавляется некоторое событие, и такое добавление приводит к увеличению возникновения этого поведения в будущем.

Отрицательное подкрепление — после поведения в окружающей среде что-то исчезает, и это также приводит к увеличению частоты появления этого поведения в будущем. Есть несколько различных схем подкрепления, которые по разному влияют на возникновение поведения в будущем.

Наказание (ослабление)

Ослабление — это процесс, который следует сразу за поведением, и уменьшает вероятность возникновения этого поведения в будущем. Как и с усилением, существует положительное ослабление (после поведения что-то добавляется в окружающей среде) и отрицательное ослабление (после поведения в окружающей среде что-то исчезает). В общем и целом, существует три типа наказания: возникновение неприятных последствий поведения, стоимость реакции и тайм-аут. На практике применение наказания часто может сопровождаться нежелательными эффектами, поэтому используются только вместе с процедурами подкрепления (например, подкрепления поведения, альтернативного нежелательному), в одиночку, как таковые, они плохо работают. Нежелательные последствия применения процедур наказания могут заключаться, например, в том, что возрастают различные другие нежелательные формы поведения (не те, за которые наказывали) и при этом снижается желательное поведение. Некоторые другие потенциальные нежелательные эффекты включают в себя избегание и действия в обход нежелательных последствий (уклонение), разного рода эмоциональные реакции и даже, наоборот, к временному усилению поведения.

Угасание реакции

Угасание реакции — это технический термин для описания процедуры прекращения подкрепления того поведения, которое до этого усиливалось, после чего целевое поведение угасает, (то есть перестаёт повторяться с той же частотой в будущем)(Купер и др.). Процедура угасания реакции часто предпочтительнее чем процедуры наказания, которые часто считаются неэтичными и во многих штатах США запрещены. Тем не менее процедура угасания реакции должна выполняться осторожно и только под наблюдением профессионалов, так как она сопровождается так называемым «взрывом». «Взрыв» — это временное увеличение частоты, интенсивности и/или продолжительности поведения, предназначеного для угасания. Другие характеристики взрыва включают в себя а) сильные эмоциональные реакции, в том числе агрессию и истерики, б) появление новых видов поведения. которых обычно не было до процедуры угасания. Эти новые типы поведения являются основным компонентом процедуры формирования реакции. 

Речевое поведение

Система классификации анализа поведения Скиннера была применена для лечения целого ряда коммуникативных расстройств. Скиннер выделил несколько видов вербальных оперантов:

Для оценки речевого поведения с помощью системы Скиннера можно посмотреть статью Оценка базовых речевых навыков и навыков обучения.

Повторяемость

Это свойство реакции. Реакция может происходить неоднократно в течение времени. Подсчитать и записать это свойство можно по таким параметрам:

Временная протяжённость

Это свойство указывает на то, что каждый акт поведения занимает некоторое количество времени, то есть как долго он происходит. Измерить его можно по такому параметру как:

Продолжительность — сколько по времени длилось конкретное поведение.

Временное местоположение

Любая реакция/поведение происходит в определённый момент времени. Параметры временного местоположения таковы:

Производные величины

Не относятся к каким-то конкретным свойствам.

Анализ изменений в поведении

Метод формирования реакции

Этот метод подразумевает под собой постепенное изменение существующей формы поведения в ту, которая нам нужна. Например, если обучаемый играет с собакой очень грубо (не гладит, а бьёт, например), то мы, работая методом формирования реакции, будем подкреплять только то поведение, при котором обучаемый касается собаки более мягко.

Эффективность при аутизме

Методы ABA очень часто применяются для коррекции поведения при расстройствах аутистического спектра, причём настолько часто, что сами по себе методы ABA часто считают только методами коррекции поведения при аутизме.

В российской дефектологии ряд специалистов указывают на ограничения ABA как поведенческого подхода, ограничивая сферу его применения при аутизме выработкой конкретных навыков и помощью подросткам и взрослым с тяжелой формой аутизма, не получавшим коррекционной помощи в детском возрасте, и отказывая ему в статусе основного, «базового» подхода к коррекции этого нарушения развития. Практики ABA отмечают, что в основе применения АВА лежит индивидуальный подход, поэтому иногда поведенческие методики применяются как основной метод абилитации, а иногда — как вспомогательный. Также ABA остается единственным подходом с доказанной эффективностью при оказании помощи детям с аутизмом.

В рамках прикладного анализа поведения выделилось несколько подходов, ориентированных именно на детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра: обучение методом отдельных попыток (англ. discrete trial training), тренировка ключевого ответа (англ. pivotal responce treatment), спонтанное обучение и прикладное речевое поведение (англ. applied verbal behavior).

psyweb.global

Прикладной анализ поведения — МегаЛекции

 

Прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) - это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но фокусируются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения от окружающей среды. Методы АВА могут быть использованы для изменения поведения только после функциональной оценки связей (зависимостей) между целевым поведением и окружающей средой. ABA включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение.

ABA - это прикладная отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма планомерно применяются для улучшения социально значимого поведения и где используется экспериментальное определение значимых переменных для изменения поведения. Это одна из областей применения поведенческого анализа. Оставшиеся две - это бихевиоризм, как область научной философии, и экспериментальный анализ поведения, то есть базовые экспериментальные исследования.

Статья Байера, Вольфа, и Ризли за 1968[13] до сих пор используется как основное описание метода прикладного анализа поведения. В ней описывается семь определяющих характеристик ABA: прикладной, поведенческий, аналитический, технологический, концептуальный, эффективный и общий.

Методы ABA очень часто применяются для коррекции поведения при расстройствах аутистического спектра, причём настолько часто, что сами по себе методы ABA часто считают только методами коррекции поведения при аутизме.

В российской дефектологии ряд специалистов указывают на ограничения ABA как поведенческого подхода, ограничивая сферу его применения при расстройстве аутистического спектра выработкой конкретных навыков и помощью подросткам и взрослым с тяжелой формой данного заболевания, не получавшим коррекционной помощи в детском возрасте, и отказывая ему в статусе основного, «базового» подхода к коррекции этого нарушения развития. ПрактикиABA отмечают, что в основе применения АВА лежит индивидуальный подход, поэтому иногда поведенческие методики применяются как основной метод абилитации, а иногда - как вспомогательный. Также ABA остается единственным подходом с доказанной эффективностью при оказании помощи детям с расстройством аутистического спектра.

В рамках прикладного анализа поведения выделилось несколько подходов, ориентированных именно на детей с расстройствами аутистического спектра: обучение методом отдельных попыток (discrete trial training), тренировка ключевого ответа (pivotal responce treatment), спонтанное обучение и прикладное речевое поведение (applied verbal behavior).

Основные понятия ABA терапии

Поведение - это активность живого организма. Человеческое поведение включает в себя весь спектр человеческой деятельности. Такие внутренние процессы, как мышление или переживание эмоций, также являются поведением.

Поведение - это взаимодействие организма или его частей с окружающей средой, которое характеризуется перемещением в пространстве или во времени, в результате которого происходит изменение в любом из измеряемых аспектов окружающей среды. Часто термин поведение используется для обозначения широкого класса реакций, которые объединены физически или функционально. В этом случае термин реакция означает единичный ответ в целой цепочке поведения. Если группа реакций имеет одну и ту же функцию, то эта группа называется функциональным классом реакций. Для обозначения набора различных поведений одного человека используется термин - поведенческий репертуар. Он может относиться только к определённому классу реакций, которые имеют отношение к конкретной ситуации, или к каждому виду поведения, которое человек в состоянии совершить.

Оперантное поведение определяют его последствия. Обусловливание оперантного поведения - это результат подкрепления (усиления) и наказания (ослабления). Оперантное научение происходит, когда живой организм добровольно совершает некоторое действие специально для получения желаемого результата. Термин «оперантное» подчёркивает тот момент, что окружающая среда обуславливает действия организма по достижению желаемого результата. Пример оперантного научения: когда человек знает, что усердная работа может привести его к продвижению по службе, или когда тщательное изучение материала приведет к высоким оценкам.

Окружающая среда - это целое созвездие условий, в котором существует организм. Она включает в себя как внешние, так и внутренние события организма, но при этом учитываются только реальные физические события. Окружающая среда наполнена стимулами. Под стимулом подразумевается «сигналы, которые влияют на организм через клетки его рецепторов.

Стимулы могут быть описаны через такие качества:

· Формальные - физические характеристики стимула.

· Временные - то, когда они возникают по отношению к поведению.

· Функциональные - через тот эффект, который они оказывают на поведение.

Подкрепление - один и важнейших принципов возникновения поведения и ключевой элемент в большинстве поведенческих программ. Это процесс, с помощью которого целевое поведение усиливается; если подкрепление следует сразу после поведения, то это приводит к увеличению частоты такого поведения в будущем.

Положительное подкрепление - после поведения добавляется некоторое событие, и такое добавление приводит к увеличению возникновения этого поведения в будущем.

Отрицательное подкрепление - после поведения в окружающей среде что-то исчезает, и это также приводит к увеличению частоты появления этого поведения в будущем. Есть несколько различных схем подкрепления, которые по разному влияют на возникновение поведения в будущем.

Ослабление - это процесс, который следует сразу за поведением, и уменьшает вероятность возникновения этого поведения в будущем. Как и с усилением, существует положительное ослабление (после поведения что-то добавляется в окружающей среде) и отрицательное ослабление (после поведения в окружающей среде что-то исчезает). В общем и целом, существует три типа наказания: возникновение неприятных последствий поведения, стоимость реакции и тайм-аут. На практике применение наказания часто может сопровождаться нежелательными эффектами, поэтому используются только вместе с процедурами подкрепления (например, подкрепления поведения, альтернативного нежелательному), в одиночку, как таковые, они плохо работают. Нежелательные последствия применения процедур наказания могут заключаться, например, в том, что возрастают различные другие нежелательные формы поведения (не те, за которые наказывали) и при этом снижается желательное поведение. Некоторые другие потенциальные нежелательные эффекты включают в себя избегание и действия в обход нежелательных последствий (уклонение), разного рода эмоциональные реакции и даже, наоборот, к временному усилению поведения.

Угасание реакции - это технический термин для описания процедуры прекращения подкрепления того поведения, которое до этого усиливалось, после чего целевое поведение угасает, (то есть перестаёт повторяться с той же частотой в будущем) (Купер и др.). Процедура угасания реакции часто предпочтительнее чем процедуры наказания, которые часто считаются неэтичными и во многих штатах США запрещены. Тем не менее процедура угасания реакции должна выполняться осторожно и только под наблюдением профессионалов, так как она сопровождается так называемым «взрывом». «Взрыв» - это временное увеличение частоты, интенсивности и/или продолжительности поведения, предназначенного для угасания. Другие характеристики взрыва включают в себя

а) сильные эмоциональные реакции, в том числе агрессию и истерики,

б) появление новых видов поведения, которых обычно не было до процедуры угасания. Эти новые типы поведения являются основным компонентом процедуры формирования реакции.

Речевое поведение

Система классификации анализа поведения Скиннера была применена для лечения целого ряда коммуникативных расстройств. Скиннер выделил несколько видов вербальных оперантов:

· Такт (англ. TACT) - называние предметов, упоминание действий, свойств предметов или событий в окружающей среде, например, «Холодно!», или «Кошка!», или «Птичка полетела». Термин произошёл от слова «контакт», так как он подразумевает контакт с каким-либо свойством окружающей среды, которое и вызывает эту вербальную реакцию.

· Манд - это вербальные реакции, под которыми, в первую очередь, подразумеваются просьбы о конкретных предметах или о помощи, а также отказ от конкретных предметов или действий. В отличие от реакции «такт», которая является направленной на взаимодействие, привлечение внимания другого человека или способом разделить с другими общие впечатления, «манд» имеет под собой прямую выгоду, то есть получение какого-то предмета или действия. Это поведение находится под контролем тех мотивационных операций (хочу чего-то), которые подкрепляют именно это поведение (получил тот предмет, который просил). Термин «манд» происходит от слов «команда» (command) и «требование» (demand).

· Интравербальность - речевое поведение клиента находится под речевым же контролем окружающих.

· Автоклитичность - вербальные реакции одного говорящего, которые меняют эффект от воздействия первичного обусловливания из окружающей среды[14].

Повторяемость

Это свойство реакции. Реакция может происходить неоднократно в течение времени. Подсчитать и записать это свойство можно по таким параметрам:

· Счётность - сколько раз происходила определённая реакция/поведение.

· Периодичность/частота - количество реакций в промежуток времени.

· Ускорение - то, как меняется частота реакций со временем.

Временная протяжённость

Это свойство указывает на то, что каждый акт поведения занимает некоторое количество времени, то есть как долго он происходит. Измерить его можно по такому параметру как:

· Продолжительность - сколько по времени длилось конкретное поведение.

Временное местоположение

Любая реакция/поведение происходит в определённый момент времени. Параметры временного местоположения таковы:

· Быстрота реакции - время между предшествующим стимулом и началом ответной реакции на него.

· Время между реакциями - количество времени, которое проходит между двумя следующими друг за другом реакциями

Производные величины

Не относятся к каким-то конкретным свойствам.

· Процентное соотношение - отношение двух одноразмерных величин друг к другу.

· Количество попыток до достижения критерия качества - число реакций, которое нужно, чтобы достигнуть заданный уровень качества выполнения задания.

Терапия в рамках прикладного анализа поведения представляет собой обучающую программу, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. При этом подходе все сложные навыки: речь, игра, умение совершать моторные действия, умение смотреть в глаза и др. – разбиваются на мелкие блоки – действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый при этом достаточно жестко управляет деятельностью ребенка. Правильные действия закрепляются до автоматизма; неправильные – строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения специалисты используют подсказки и стимулы (как положительные, так и отрицательные)[15]. В рамках проработанных в прикладном анализе поведения обучающих программ ребенок всегда ведомый: его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. При этом для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития.

В заключение главы отметим, что в соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10), принятой в нашей стране, аутизм определяется как одно из расстройств, которое характеризуются нарушениями коммуникативных функций в социальном взаимодействии, ограниченным, стереотипным кругом интересов и возможностью осуществления определенных видов деятельности. Практически во всех случаях психическое развитие ребенка нарушено еще в младенчестве, но крайне редко эти нарушения проявляются в течение первых пяти лет жизни.

У мальчиков расстройство развивается несколько чаще, чем у девочек. Учитывая, что данное расстройство является комплексным, следовательно и коррекционная деятельность также должна носить комплексный характер.

На сегодняшний день известны четыре принципиальных методологических подхода, следуя которым можно добиться вполне приемлемых результатов в области коррекции расстройства аутистического спектра. Концептуальную основу данного процесса составляют следующие методики: АВА, ТЕАССН Son-rise, предметотерапия (стимуляция и сенсорная интеграция).

 

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Что такое прикладной анализ поведения?

Прикладной анализ поведения или, в оригинале, Applaied behavior analysis (ABA) изучает влияние окружающей обстановки на поведение организма. Поведение, под которым понимаются любые действия, совершаемые субъектом, определяется наряду с некоторыми физиологическими факторами ещё и факторами окружающей человека среды, причём последние играют решающую роль в формировании поведенческих реакций. Повторяющееся поведение формирует привычку. Плохие привычки можно заменить хорошими при помощи методов АВА при условии, что у человека сохранны зоны мозга, ответственные за соответствующие действия, и есть физическая возможность для их выполнения.

Поведением человека можно управлять, не вмешиваясь в его психику, не затрагивая его личность, а лишь изменяя нужным образом окружающую среду.

Определение «прикладной» в аббревиатуре АВА означает не только возможность практического использования законов поведения, но и существование развитой системы помощи людям с нарушениями поведения, основанной на теории. Слово «поведенческий» показывает, что объектом как исследования, так и воздействия является именно поведение человека, а не его мышление, когнитивные функции или другие психические процессы. Наконец, дефиниция «анализ» в названии АВА соответствует его аналитическому характеру, базирующемуся на однозначном методологическом инструментарии: четкой терминологии, объективных измерениях, контролируемых экспериментах, анализе данных и воспроизводимости всех результатов исследований.

Основы прикладного анализа поведения заложены в первой половине ХХ века экспериментами Б.Ф. Скиннера с животными, целью которых было познание законов формирования поведения животных.

Результаты этих исследований Скиннер опубликовал в своей книге «Поведение организмов». Позднее основатель АВА тщательно исследовал человеческую речь, рассматривая её как поведение, отличающее человека от животных. Согласно его концепции, речь является самостоятельным поведением, но кроме того, она взаимодействует с другими поведениями человека, формирующимися по тем же законам, что и у животных. Свою теорию формирования и развития речи у человека Скиннер изложил в фундаментальной монографии «Вербальное поведение», вышедшей в свет в 1957 году.

В контексте помощи людям с РАС АВА использует законы формирования поведения для создания среды, максимально способствующей обучению детей с аутизмом, их интегрированию в жизнь общества. АВА применяется в целях модификации поведения посредством манипуляции внешним воздействием, средой, последствиями поведения. Специалисты прикладного анализа поведения используют совокупность процедур, направляющих ребенка в сторону действий, дающих ему возможность наилучшей адаптации к внешним обстоятельствам.

Метод oтдельных проб является наиболее распространенным и самым узнаваемым методом АВА.

Именно о нем люди чаще всего вспоминают, когда вы произносите слова «АВА» или «метод Ловааса». На это есть несколько причин: во-первых, использованию в процессе обучения метода отдельных проб отводится много сотен часов, а во-вторых, внешне этот метод выглядит довольно необычно. Но кроме того, этот метод действительно хорошо работает, и с ним можно добиться увеличения эффективности обучения, тем более, что сам метод постоянно совершенствуется.

Однако, было бы не верно думать, что АВА это только обучение через отдельные пробы. Ловаас очень четко отмечал, что поведенческая программа — это комплексное вмешательство, которое проводится в как можно более разнообразной обстановке в любой доступный момент. Навыки, которые так эффективно формируются через отдельные пробы, должны быть использованы и обобщены в естественных условиях. Ребенок, который не знает разницу между «спроси» и «скажи», может постепенно увеличивать процент правильных ответов во время учебных сессий за столом, и пока он не освоит этот навык на уровне мастерства, он не начнет использовать понятия «спросить» и «говорить» без дополнительной помощи в естественных ситуациях. Переход от «мастерства» к «самостоятельному использованию» может занять время. Для этого нужны обученные и поддерживающие программу люди — родители, учителя, родственники и даже сверстники. Они помогают закрепить разные варианты соответствующего поведения в различных условиях, до тех пор, пока для поведения подкреплением не станут естественные вещи, такие как улыбка.

Типично развивающиеся дети, в большинстве случаев, учатся без специального поведенческого вмешательства — мир вокруг них обеспечивает все необходимые условия для развития речи, игры и социальных навыков. К сожалению, детям с аутизмом зачастую не удаётся использовать естественную среду для приобретения необходимых для жизни навыков. При условии сохранности интеллекта у таких детей есть потенциал для того, чтобы «научиться учится», но для этого им нужна чётко структурированная среда и многократное повторение, упорная тренировка каждого вырабатываемого навыка. Современные научные исследования показывают, что неразвитость коммуникационных средств вторична при аутизме: в отдельных контекстах носитель РАС способен формировать все речевые и социальные конструкты. Нарушение находится в области мотивации к взаимодействию, и это нарушение приводит к тому, что навык не тренируется, не получает достаточного для выработки автоматизма количества повторений, репетиций. И АВА предоставляет те методы, которые могут помочь создать у обучаемого мотивацию, приспособить окружающую ребёнка среду к процессу освоения им нужных навыков.

Современные научные исследования показывают, что неразвитость коммуникационных средств вторична при аутизме: в отдельных контекстах носитель РАС способен формировать все речевые и социальные конструкты.

aba.nsu.ru

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - это... Что такое ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ?

 ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В Скиннеровской бихевиористской традиции: разложение сложных поведенческих структур на их функциональные части.

Толковый словарь по психологии. 2013.

Смотреть что такое "ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ" в других словарях:

Книги

Другие книги по запросу «ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» >>

psychology_dictionary.academic.ru

Мифы и заблуждения о прикладном поведенческом анализе

Мифы и заблуждения о прикладном поведенческом анализе

Источник:http://www.prioritiesaba.com/resources-links/myths-and-misconceptions-about-aba

Перевод: Светлана Малютина

Редакторы:Марина Волкова, Марина Лелюхина

Наша группа в фейсбуке:  https://www.facebook.com/specialtranslations

Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Прикладной поведенческий анализ является экспериментальным методом, эффективность которого не доказана научно.

Это утверждение не имеет ничего общего с действительностью. Принципы, методика и общая эффективность прикладного поведенческого анализа подтверждены наибольшим количеством научных доказательств, нежели в случае любых других терапевтических и образовательных программ для детей с аутизмом. Более чем в десятке профессиональных журналов, посвящённых научным основаниям терапии аутизма и задержки психического развития, были опубликованы тысячи работ на данную тему (среди них — крупномасштабные групповые исследования). Более того, прикладной поведенческий анализ в настоящее время является единственным методом терапии аутизма, рекомендованным Министром Здравоохранения США для достижения долговременного благоприятного эффекта. В 3-й части Доклада о психическом здоровье (1999) Министра Здравоохранения США говорится: “Тридцать лет научных исследований продемонстрировали эффективность применения поведенческих методов для коррекции нежелательного поведения и развития коммуникативных, учебных и социальных навыков”.

 

Прикладной поведенческий анализ просто тренирует детей вести себя определённым образом, но не объясняет им ПОЧЕМУ.

 

Одно из заблуждений состоит в том, что в рамках прикладного поведенческого анализа дети не развивают самостоятельное мышление, а попросту учатся определённым образом реагировать на стимулы. В действительности же в любом обучении присутствует некоторая доля зубрёжки и «натаскивания», будь то в рамках прикладного поведенческого анализа, в обычной школе или же при воспитании родителями. В любом случае от ребёнка иногда требуется вести себя определённым образом просто потому, что «так сказала мама (папа, учитель и т. д.)». Кроме того, люди вообще не всегда осознанно контролируют своё поведение. Под «натаскиванием» подразумевают создание неосознаваемых привычек в поведении – однако этот элемент присутствует не только в прикладном поведенческом анализе, а в любом обучении. Часто наш выбор поведения представляет собой привычку или реакцию на стимул. Например, при чистке зубов мы не задумываемся о каждом отдельном действии: как намочить зубную щётку, выдавить зубную пасту, поднести руку ко рту и т. д. Эти привычки сформировались на основе направляемой практики, которая завершалась успехом, в свою очередь приводившим к повторению. Действительно, прикладной поведенческий анализ хорошо справляется с задачей разбиения простых на первый взгляд задач, таких как чистка зубов, на маленькие шаги. Ребёнок обучается этим шагам по отдельности, что завершается успехом, которого могло бы не быть при использовании другой методики. Однако утверждение, что прикладной поведенческий анализ ограничивается лишь формированием привычек, совершенно не соответствует действительности.

 

Как и в случае любого обучения, хорошая программа в рамках прикладного поведенческого анализа направлена на все потребности ребёнка, в том числе на развитие речи, навыков социального взаимодействия, решения задач, гибкости мышления и понимания психического состояния другого человека. Поскольку все эти навыки обладают комплексной природой, они подчиняются тем же поведенческим принципам, что и любое обучение. Таким образом, вопрос на самом деле заключается в том, достаточны ли опыт и творческий подход конкретного терапевта для того, чтобы управлять обучением этим более сложным процессам. Возможно, первые программы по прикладному поведенческому анализу слабо справлялись с этой задачей, но причиной тому был недостаточный опыт терапевтов в применении принципов данной методики, а не неверность этих принципов самих по себе. Сильная сторона прикладного поведенческого анализа заключается в том, что в нём используется научный подход, а, следовательно, последние достижения становятся широко известны благодаря публикациям в научных журналах. За последние 40 лет в области прикладного поведенческого анализа было совершено множество открытий и накоплен огромный опыт даже в самых сложных вопросах. Важно помнить, что прикладной поведенческий анализ – это наука, призванная приносить практическую пользу.

 

Прикладной поведенческий анализ — это дрессировка животных, адаптированная для использования с людьми.

 

Прикладной поведенческий анализ направлен на глубокое понимание причин человеческих поступков. Именно благодаря этому пониманию консультанты по прикладному поведенческому анализу могут помочь клиенту делать более эффективный выбор, приводящий к счастью и успеху. Тот факт, что это понимание может использоваться специалистами при работе со взрослыми, детьми и животными, ничуть не преуменьшает его значимость в занятиях с детьми с аутизмом. Когда я слышу этот миф, я не могу сдержать смех и думаю: «Хм, а ведь люди кормят мясными костями своих собак. Значит ли это, что стейк по нью-йоркски под перечным соусом — это просто собачья еда, адаптированная для людей?»

 

В прикладном поведенческом анализе детей подкупают угощениями и игрушками. / Прикладной поведенческий анализ приучает детей получать лакомства в качестве поощрения.

 

Одно из самых распространённых заблуждений о прикладном поведенческом анализе относится к роли процесса подкрепления, на котором основывается этот научно обоснованный метод. Все мы понимаем, что в реальной жизни мы чаще всего повторно совершаем те поступки, которые в прошлый раз привели к положительному результату. Успех приводит к повторению — вот какой принцип формирует модель нашего поведения и, в конце концов, участвует в становлении личности. Поскольку подкрепление происходит после определённого поведения, речь не идёт о подкупе. При подкупе мы говорим: «Если ты поведёшь себя таким-то образом, я дам тебе то-то и то-то», — то есть договорённость предшествует поведению. Подкрепление же, в отличие от подкупа, следует за поведением. Многие программы по поведенческому анализу вообще учат, что утверждения типа «Если … то» часто неуместны в педагогике. Кроме того, правила прикладного поведенческого анализа лишь предписывают, когда и зачем должно применяться прикрепление, но не ограничивают, что конкретно может или должно выступать в этой роли. Конкретный стимул, служащий подкреплением, не должен и не может определяться разработчиком программы прикладного поведенческого анализа. Вместо этого он должен выбираться на основе того, какие стимулы реально приводят к повторению поведения.

 

В большинстве случаев в качестве подкрепления служат некоторые виды еды, доступ к определённым вещам, физическая и ментальная стимуляция, внимание и похвала. Мы едим, потому что еда нравится нам на вкус и / или даёт нам энергию; мы читаем книги, потому что это оказывает положительное воздействие на наш мозг; мы в основном дружелюбно ведём себя с окружающими, поскольку это приносит нам внимание, похвалу и довольство самими собой. Всё это относится и к детям с аутизмом, хотя и в разной степени. У некоторых детей никакие из этих стимулов высокого уровня не смогут привести к изменениям в поведении, так что в начале программы приходится работать с низкоуровневыми стимулами. Хорошими подкреплениями, помогающими детям осваивать новые навыки на начальном этапе, являются еда, активные игры, музыка, просмотр видео, игрушки. Однако важно не только распознать, какие виды подкрепления подходят для ребёнка на данном этапе, но и увеличивать разнообразие и уровень эффективных видов подкрепления.

 

Неотъемлемый компонент хорошей программы по прикладному поведенческому анализу – это постепенный переход от низкоуровневых видов подкрепления (таких как еда) к более высокоуровневым (таким как похвала), а также снижение частоты их применения.

 

Прикладной поведенческий анализ является специализированным методом терапии аутизма и не подходит для людей с другими диагнозами.

 

Прикладной поведенческий анализ используется во всём мире в психотерапевтическом консультировании пар и в работе над самыми разнообразными социальными и поведенческими нарушениями, такими как никотиновая зависимость, расстройства личности, обсессивно-компульсивное расстройство и т. д. Принципы методики были применены к детям с аутизмом лишь в конце 1960-х и в 1970-х годах. Эффективность прикладного поведенческого анализа научно доказана в работе с детьми с сочетанием любого количества нарушений, среди которых синдром Дауна, ДЦП, эмоциональные расстройства, задержка общего психического развития и т. д. (по материалам http://knospe—aba.com/cms/en/home/44.html).

 

Прикладной поведенческий анализ превращает детей в «маленьких роботов».

 

При правильном применении прикладной поведенческий анализ развивает способность ребёнка к личностному самовыражению и выражению своих желаний. Это происходит, поскольку дети учатся навыкам, необходимым для общения, игры и получения удовольствия от жизни… поскольку дети учатся учиться.

 

Прикладной поведенческий анализ направлен только на «поведение» и не уделяет внимание речи.

 

Программы по прикладному поведенческому анализу являются комплексными и затрагивают все аспекты жизни ребёнка: его поведение, его социальные, когнитивные, игровые, моторные, речевые и коммуникативные навыки, а также навыки самообслуживания в быту.

 

Прикладной поведенческий анализ не подходит для детей старшего возраста.

 

Последние исследования показывают, что прикладной поведенческий анализ приводит к значимому развитию навыков как у тех, кто начал занятия в преддошкольном возрасте, так и у детей старшего возраста. Хотя возраст начала терапии остаётся важным фактором в прогнозе течения аутизма, это не причина лишать более старших детей возможности лечения.

 

Вся терапия происходит за письменным столом.

 

Программы по прикладному поведенческому анализу действительно включают в себя работу «за письменным столом», но не ограничиваются ею. В рамках этого комплексного подхода занятия происходят как за письменным столом, так и во дворе, по соседству с домом, в школе, на специальных игровых встречах со сверстниками – словом, везде, где ребёнку нужно учиться новым навыкам и применять их! Чтобы ребёнок получал удовольствие от занятий, много времени отводится весёлым занятиям, подкрепляющим интерес.

 

В прикладном поведенческом анализе используется аверсивное подкрепление / физические наказания.

 

Нет. В прикладном поведенческом анализе не используются физические наказания.

 

Терапия отнимает у ребёнка детство.

 

Как раз наоборот – прикладной поведенческий анализ стремится вернуть ребёнку детство, обучая его навыкам, необходимым для общения со взрослыми и с детьми, для игры, для того, чтобы научиться пользоваться игрушками, взаимодействовать с обществом и вообще получать удовольствие от жизни.

 

Терапия препятствует социализации, так как ребёнок всё время находится дома.

 

Прикладной поведенческий анализ способствует социализации, поскольку прежде чем ожидать от ребёнка самостоятельного нахождения в обществе, терапия обучает его необходимым для этого навыкам. Если ребёнок оказывается в более напряжённой социальной обстановке (например, в школе) и при этом не обладает необходимыми базовыми навыками, то он со значительно большей вероятностью будет демонстрировать поведенческие нарушения, а следовательно, испытывать сложности с тем, чтобы учиться и заводить друзей. Для сравнения представьте, что вы бы из восьмого класса школы сразу попали в институт – были бы вы к этому готовы в социальном плане?

 

Навыки сохраняются только во время занятий с терапевтом.

 

Если обучение навыкам происходит только в одном месте, одним способом и при взаимодействии с одним человеком, то да, скорее всего только там они и будут проявляться. Однако, как уже говорилось выше, качественная программа по прикладному поведенческому анализу уже с самого раннего этапа работы включает в себя компонент обобщения, тем самым предотвращая данный эффект. Цель программы состоит в том, чтобы «научиться учиться», то есть в итоге ребёнок будет проявлять полученные навыки и осваивать новые в любой обстановке и с любыми людьми.

 

66% времени дети слышат слово “Нет”.

 

Ничего подобного. Так могут говорить только те, кто не понимает принципов прикладного поведенческого анализа и считает, что правило двух ошибочных попыток (мы всегда ждём, пока ребёнок дважды совершит ошибку, прежде чем помочь ему или сказать правильный ответ), применяемое ТОЛЬКО для отработанного материала, применяется и при введении нового материала. Такой метод противоречил бы всем нашим теоретическим и практическим представлениям об обучении новым навыкам. Кроме того, утверждение, что 66% времени дети слышат слово “Нет”, основывается на совершенно ошибочном предположении, что они никогда самостоятельно не дают правильный ответ с первой попытки!

 

Занятия в рамках прикладного поведенческого анализа направлены на успех ребёнка!

 

 

specialtranslations.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта