Книга: Ньокиктьен Ч. «Детская поведенческая неврология». Поведенческая неврология
Детская поведенческая неврология. Том 2. Чарльз Ньокиктьен. 2009. (Медицина)
Пожаловаться на книгу
Автор: Чарльз Ньокиктьен
Жанр: Медицина
Серия: Отсутствует
Год: 2009
Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления – детской поведенческой неврологии – той области неврологии, которая изучает связь между проблемами в поведении и обучении и их неврологической основой.
Впервые предлагаемый российскому читателю двухтомник обобщает современные данные неврологии и других нейронаук о развитии и отклонениях в развитии ребенка, а также неврологические и нейропсихологические методы их оценки. Во II томе рассматриваются развитие памяти и внимания у детей и их расстройства, включая гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, нарушения развития речи (дисфазия) и школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), аутистические расстройства, особые синдромы (поведенческие фенотипы), нейропсихиатрические нарушения, отставание и регресс в психомоторном развитии.
Современная научная информация о взаимосвязях между мозгом, поведением, обучением, когнитивными и двигательными функциями необходима самым разным специалистам, в том числе детским неврологам и психиатрам, психологам, коррекционным педагогам, логопедам, реабилитологам.
Метки: Нейропсихологические методы Поведенческая неврология Двигательные функции Ведущие специалисты Особые синдромы Психомоторное развитие Российский читатель Научная информация Школьные навыки Разные специалисты Неврологическая основа Современные данные Детские неврологи Нейропсихиатрическое нарушение Поведенческие фенотипы Развитие ребенка Дефектология Здоровье детей Нейропсихология Поведенческая психология Специальная (коррекционная) психология
Предлагаем Вам скачать ознакомительный фрагмент произведения «Детская поведенческая неврология. Том 2» автора Чарльз Ньокиктьен в электронном виде в форматах FB2 или TXT. Также можно скачать произведение в других форматах, таких как RTF и EPUB (электронные книги). Советуем выбирать для загрузки формат FB2 или TXT, которые на сегодняшний день поддерживаются практически любым мобильным устроиством (в том числе телефонами / смартфонами / читалками электронных книг под управлением ОС Андроид и IOS (iPhone, iPad)) и настольными ПК. Книга издана в 2009 году.
Похожие книги
Здоровое сердце. Издание XXI века
Майкл Дебейки Медицина ОтсутствуетЭто авторитетное руководство от знаменитого кардиохирурга, рассказывающее о распространенных причинах нарушений в сердечно-сосудистой системе, предлагает читателям всю необходимую информацию по профилактике и лечению таких заболеваний. Книга включает в себя опыт, накопленный двумя профессионалами, …
100 великих тайн медицины
Станислав Зигуненко Медицина 100 великих (Вече)За последние 100 лет в медицине произошли громадные изменения. Сегодня хирурги творят чудеса. Далеко продвинулась фармакология, анестезиология, диагностика, протезирование… Но чем более совершенными становятся методы лечения, утончаются инструменты научного познания человеческого тела, тем более та…
В потоке сотворения
Людмила Мищенко Медицина ОтсутствуетЭта книга родилась из собственной философии, основу которой составляют ментальные технологии (в частности позитивная психология), дополняемые доступными для современного человека восточными оздоровительными практиками и удивительно простыми и эффективными средствами народной медицины, которые помог…
Рак: все о чем умолчали врачи
Михаил Вейсман Медицина Особый взгляд: МедицинаРак… На протяжении практически двух веков продолжается поиск панацеи от этой страшной болезни. О причинах болезни можно лишь догадываться – предположений масса! Но как бороться с врагом, о котором ты практически ничего не знаешь? Автор этой книги собрал всю доступную информацию о раке, существующую…
Глаукома и катаракта: лечение и профилактика
Л. В. Рудницкий Медицина ОтсутствуетЛеонид Витальевич Рудницкий – доктор медицинских наук, профессор, автор многих медицинских монографий – написал эту книгу для пожилых людей, которым не понаслышке известны такие серьезные заболевания, как катаракта и глаукома. Глаза – пожалуй, важнейшие из органов чувств. Свет и тень, зелень листье…
Основы судебной медицины и психиатрии
Георгий Колоколов Медицина ОтсутствуетПредлагаемое издание представляет собой научно-практическое пособие, которое раскрывает основные понятия судебной медицины и судебной психиатрии, задачи этих наук, организацию и осуществление деятельности судебно-медицинских и судебно-психиатрических служб. В пособии комплексно рассмотрены основны…
Семейная медицина
О. Б. Крысюк Медицина Учебное пособие для медицинских вузовПособие предназначено для изучения наиболее важных и актуальных аспектов деятельности семейного врача. Особое внимание уделено изложению вопросов организации деятельности врача и проведению профилактических мероприятий в рамках семейной медицины. Книга раскрывает специфику семиотики, диагностики о…
Показать еще
bookash.pro
Детская поведенческая неврология. Том 2, Ньокиктьен Чарльз
Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления – детской поведенческой неврологии – той области неврологии, которая изучает связь между проблемами в поведении и обучении и их неврологической основой. Впервые предлагаемый российскому читателю двухтомник обобщает современные данные неврологии и других нейронаук о развитии и отклонениях в развитии ребенка, а также неврологические и нейропсихологические методы их оценки.
Во II томе рассматриваются развитие памяти и внимания у детей и их расстройства, включая гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, нарушения развития речи (дисфазия) и школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), аутистические расстройства, особые синдромы (поведенческие фенотипы), нейропсихиатрические нарушения, отставание и регресс в психомоторном развитии.
Современная научная информация о взаимосвязях между мозгом, поведением, обучением, когнитивными и двигательными функциями необходима самым разным специалистам, в том числе детским неврологам и психиатрам, психологам, коррекционным педагогам, логопедам, реабилитологам.
Книга «Детская поведенческая неврология. Том 2» автора Ньокиктьен Чарльз оценена посетителями КнигоГид.Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.В нашей онлайн библиотеке произведение Детская поведенческая неврология. Том 2 можно скачать в форматах epub, fb2, pdf, txt, html или читать онлайн.Работа Ньокиктьен Чарльз «Детская поведенческая неврология. Том 2» принадлежит к жанрам «Здоровье» и «Медицина».
Онлайн библиотека КнигоГид непременно порадует читателей текстами иностранных и российских писателей, а также гигантским выбором классических и современных произведений. Все, что Вам необходимо — это найти по аннотации, названию или автору отвечающую Вашим предпочтениям книгу и загрузить ее в удобном формате или прочитать онлайн.
knigogid.ru
Ньокиктьен Ч. | Детская поведенческая неврология т. 1_2 тт | Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления - детской поведенческой неврологии - той области неврологии, которая изучает связь между… — Теревинф, (формат: Мягкая бумажная, 288 стр.) Подробнее... | 2018 | 405 | бумажная книга |
Чарльз Ньокиктьен | Детская поведенческая неврология. Том 1 | Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления – детской поведенческой неврологии – той области неврологии, которая изучает связь между… — Теревинф, электронная книга Подробнее... | 2007 | 290 | электронная книга |
Чарльз Ньокиктьен | Детская поведенческая неврология. Том 2 | Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления – детской поведенческой неврологии – той области неврологии, которая изучает связь между… — Теревинф, электронная книга Подробнее... | 2009 | 320 | электронная книга |
Ньокиктьен Чарльз | Детская поведенческая неврология. В 2-х томах. Том 1 | Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления - детской поведенческой неврологии - той области неврологии, которая изучает связь между… — Теревинф, Здоровье Подробнее... | 2018 | 610 | бумажная книга |
Ньокиктьен Чарльз | Детская поведенческая неврология. В 2-х томах. Том 2 | Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления - детской поведенческой неврологии - той области неврологии, которая изучает связь между… — Теревинф, Здоровье Подробнее... | 2018 | 696 | бумажная книга |
Чарльз Ньокиктьен | Детская поведенческая неврология. В 2 томах. Том 2 | Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления - детской поведенческой неврологии - той области неврологии, которая изучает связь между… — Теревинф, (формат: 84x108/16, 336 стр.) Подробнее... | 2010 | 408 | бумажная книга |
Чарльз Ньокиктьен | Детская поведенческая неврология. В 2-х томах. Том 2 | Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления - детской поведенческой неврологии - той области неврологии, которая изучает связь между… — Теревинф, (формат: 84x108/16, 336 стр.) Здоровье Подробнее... | 2010 | 862 | бумажная книга |
Чарльз Ньокиктьен | Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1 | Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления - детской поведенческой неврологии - той области неврологии, которая изучает связь между… — Теревинф, (формат: Мягкая бумажная, 288 стр.) Подробнее... | 2009 | 756 | бумажная книга |
Ньокиктьен Чарльз | Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1 | Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления - детской поведенческой неврологии - той области неврологии, которая изучает связь между… — Теревинф, (формат: Мягкая бумажная, 288 стр.) Подробнее... | 2017 | 630 | бумажная книга |
Ньокиктьен Чарльз | Детская поведенческая неврология. В 2-х томах. Том 2 | Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления - детской поведенческой неврологии - той области неврологии, которая изучает связь между… — Теревинф, (формат: Мягкая бумажная, 288 стр.) Здоровье Подробнее... | 2010 | 380 | бумажная книга |
Ньокиктьен Чарльз | Детская поведенческая неврология. В 2-х томах. Том 1 | Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления - детской поведенческой неврологии - той области неврологии, которая изучает связь между… — Теревинф, (формат: Мягкая бумажная, 288 стр.) Подробнее... | 2017 | 318 | бумажная книга |
Ньокиктьен Ч. | Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2 | Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления - детской поведенческой неврологии - той области неврологии, которая изучает связь между… — Теревинф, (формат: Мягкая бумажная, 336 стр.) Подробнее... | 2018 | 462 | бумажная книга |
Ньокиктьен Ч. | Детская поведенческая неврология. В 2 томах. Том 2. 2-е издание | Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления - детской поведенческой неврологии - той области неврологии, которая изучает связь между… — Теревинф, (формат: 84х108/16, 336 стр.) Подробнее... | 2018 | 510 | бумажная книга |
dic.academic.ru
поведенческая неврология — с русского на английский
См. также в других словарях:
Познание (в психологии) — Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В… … Википедия
Список академических дисциплин — Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия
Междисциплинарная терапия (interdisciplinary treatment) — Междисциплинарный бригадный подход предполагает использование двух и более лиц, имеющих подготовку в различных профессиональных дисциплинах. Его целью является повышение качества лечения путем интеграции различных сведений, почерпнутых из разных… … Психологическая энциклопедия
Когнитивность — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Офтальмология — Использование оптического рефрактометра (фороптера) Офтальмология (от греч … Википедия
Фрейд, Зигмунд — Запрос «Фрейд» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Зигмунд Фрейд Sigismund Schlomo Freud … Википедия
Нервный тик — Для термина «тик» см. другие значения. Нервный тик MeSH D020323 D020323 Тик (фр. tic) быстрое, стереотипное кратковременное насильственное движение. Сокращения одной мышцы или целой группы мышц по ошибочной команде головного мозга… … Википедия
Метаболический синдром и антипсихотики — Метаболический синдром, развивающийся при терапии антипсихотиками (нейролептиками), наличие у пациента ожирения, гиперлипидемии и резистентности к инсулину, которые могут приводить к развитию диабета и сердечно сосудистых заболеваний[1].… … Википедия
translate.academic.ru
Чарльз Ньокиктьен. Детская поведенческая неврология Том 2
11
развитиеи расстройствазрительнойи слуховой памяти
61
расстройства внимания:клинические формыи лечение
97
систематика и лечениенарушений развитияязыка и речи
134 спектр дислексическихи дискалькулическихрасстройств166 аутизм:спектр расстройствсоциальных контактов209 особые нейропсихиатрическиесиндромы –поведенческиефенотипы244 нейропсихиатрическиенарушения272 отставание и регрессв психомоторномразвитии
второй том
ЧарльзНьокиктьен
«Теревинф»2012
детскаяповеденческаяневрология
Charles Njiokiktjien
Symptoms and Syndromesin Neuropsychiatry
Suyi Publications Amsterdam 2008
Чарльз Ньокиктьен
ДетскаяповеденческаяневрологияВ двух томах
Том 2
Перевод с английскогоД.В. Ермолаев (1, 3–6 главы),Н.Н. Заваденко (2 глава),М.А. Островская (7, 8 главы)
под редакциейдоктора мед. наук,профессора Н.Н. Заваденко
2-е издание (электронное)
Москва «Теревинф» 2012
УДКББК
Н91
159.922.7+616.8-053.256.12+57.33+88.8Н91
Ньокиктьен, Чарльз.Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2[Электронный ресурс] / Чарльз Ньокиктьен ; пер. с англ.Д.В. Ермолаев, Н.Н. Заваденко, М.А. Островская; под ред.Н.Н. Заваденко. – 2-е изд. (эл.) – М.: Теревинф, 2012. – 336 с.ISBN 978-5-4212-0097-0ISBN 978-5-4212-0095-6 (т. 1–2)Иллюстрации автора
Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов иосновоположников нового научного направления – детской поведенческой неврологии – той области неврологии, которая изучаетсвязь между проблемами в поведении и обучении и их неврологической основой. Впервые предлагаемый российскому читателюдвухтомник обобщает современные данные неврологии и другихнейронаук о развитии и отклонениях в развитии ребенка, а такженеврологические и нейропсихологические методы их оценки.Во II томе рассматриваются развитие памяти и внимания у детейи их расстройства, включая гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, нарушения развития речи (дисфазия) и школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), аутистические расстройства, особые синдромы (поведенческие фенотипы),нейропсихиатрические нарушения, отставание и регресс в психомоторном развитии.Современная научная информация о взаимосвязях между мозгом, поведением, обучением, когнитивными и двигательнымифункциями необходима самым разным специалистам, в том числе детским неврологам и психиатрам, психологам, коррекционным педагогам, логопедам, реабилитологам.
All rights reserved. No part of this publication may be reproduced,stored in a retrieval system, or transmitted in any form or by anymeans, electronic, mechanical, photocopying, recording or otherwisewithout the prior permission of the holder of the copyright.
ISBN 978-5-4212-0097-0ISBN 978-5-4212-0095-6 (т. 1–2)
© All chapters, including figures, in all languages except Russian,Suyi Publications, Amsterdam, 2009© Перевод, оформление, «Теревинф», 2009
содержание7
введение
9
предисловие к русскому изданию
11
развитие и расстройства зрительной и слуховой памятиРазвитие внимания и памяти........................................................ 13Что такое память?.......................................................................... 19Расстройства памяти .....................................................................28Неврологические основы расстройств памяти .............................34Развитие осознания времени и временно9го согласования .......... 41Нарушения восприятия длительностии представлений о времени ..................................................... 57
61
расстройства внимания: клинические формы и лечениеВведение и история изучения .......................................................62Психофизиологические и нейропсихологические моделидефицита внимания и ГРДВ .....................................................64Систематика, этиология и патогенез ГРДВ ................................. 69Дифференциальный диагноз при ГРДВ ........................................78Психиатрические аспекты ГРДВ ...................................................84Психофармакологическое лечение .............................................. 89Обследование ребенка с дефицитом внимания ...........................94
97
систематика и лечение нарушений развития языка и речиВведение в терминологию, относящуюся к речи и языку ........... 99Концепция дисфазии развития и терминология ........................100Варианты дисфазии развития ..................................................... 105Синдромы нарушения развития речи,атипичные для дисфазии развития ........................................106Нарушения развития артикуляции .............................................109Клиническая структура дисфазии развития ................................ 111Нейробиологические основы: кратко о патогенезе и этиологии ...115Направление к специалисту,неврологический анамнез и диагноз ..................................... 123Лечение дисфазии развития ........................................................ 129Резюме ..........................................................................................131
134
спектр дислексических и дискалькулических расстройствСпектр дислексических расстройств ........................................... 134Нейропсихологические основы процесса обучения чтениюи подтипы дислексии.............................................................. 139Нарушения правописания........................................................... 147Этиология дислексии................................................................... 150
5
Нейропсихиатрическое обследование .........................................155Лечение дислексий .......................................................................157Дискалькулии ..............................................................................160
166
аутизм: спектр расстройств социальных контактовОсновные сведения о развитии контактов в норме ................... 167Аутизм как расстройство физическогои социального контакта ......................................................... 168Патофизиологическое объяснениеосновных симптомов детского аутизма ................................. 169Предикторы и ранняя диагностика аутизма .............................. 183Аутизм: клинический спектр расстройств социального контакта .. 186Причины аутизма ........................................................................190Морфофункциональныеи нейрохимические изменения при аутизме ........................199Клиническое и дополнительные исследования ..........................204Лечение и прогноз при аутизме ..................................................207
209
особые нейропсихиатрические синдромы –поведенческие фенотипыВведение ...................................................................................... 210Cиндромы, обусловленные аномалиями аутосом ...................... 214Х-сцепленные наследственные синдромы .................................. 223Синдромы, связанные с анеуплоидией половых хромосом ....... 228Генетические синдромы, не сцепленные с X-хромосомой ......... 234Ненаследственные синдромы с дисморфиями ...........................240
244
нейропсихиатрические нарушенияНейропсихиатрические симптомы ............................................. 245Расстройства настроения ............................................................ 265Психотические расстройства ......................................................266Неврологическое обследование в детской психиатриии обращения к детскому неврологу .......................................270
272
отставание и регресс в психомоторном развитииТерминология и основные понятия ............................................ 273Статические энцефалопатии ....................................................... 276Регресс в развитии ....................................................................... 277Что входит в задачи детского невролога? ................................... 287
289
глоссарий
295
библиография
6
введениеЭта книга – руководство по поведенческой неврологии для широкого круга профессионалов (неврологов, психиатров, педиатров),которые занимаются диагностикой, лечением и обучением детейс различными нейропсихиатрическими синдромами, поведенческими и двигательными расстройствами. Она будет также полезной нейропсихологам, логопедам, реабилитологам (эрготерапевтам, кинезиотерапевтам, специалистам по лечебной физкультуре),поможет им лучше понять неврологические принципы своей работы. Это послужит укреплению основы для совместной работыразличных специалистов.В этой книге представлен необычный подход к детской неврологии. Изучение нарушений внимания, памяти, коммуникативныхспособностей и социальных представлений привело к появлениютакой дисциплины, как детская нейропсихиатрия. Но посколькуна современном этапе стало ясно, что данные нарушения сопутствуют расстройствам развития, наши клинические представленияперестали носить монодисциплинарный характер, а коллективнаяработа специалистов теперь воспринимается как насущная необходимость.Несмотря на то, что основное внимание в книге уделяется общими специальным проблемам развития, она расширяет традиционную клиническую перспективу с помощью переноса данных, которыми располагают современные нейронауки, в повседневнуюклиническую практику. Если читатель будет придерживатьсяпредлагаемой последовательности изложения материала, то емуудастся получить достаточно полное представление о процессеклинического анализа. Для читателя станет легче сформулировать запрос к другому специалисту по поводу проблем, имеющихся у его пациента.Процесс клинического анализа наряду с теоретическими знаниямивсегда является той основой, которая помогает принимать правильные решения. При этом непрерывно продолжающийся пересмотр существующих представлений ставит сложную задачу длясамого процесса клинического мышления. Это особенно касаетсяповеденческой неврологии, имеющей собственное место в рамках детской неврологии, поскольку в ней клинический анализ часто основывается на гипотезах, а не на подтвержденных фактах.Мартин Бакс в своей редакционной статье в известном журналеDevelopmental Medicine and Child Neurology [2002, p. 147], обращая внимание на опасность формального анкетного подхода вмедицине, справедливо заметил: «Клиническое обследование попрежнему имеет большое значение».Прочитай сначала
Ö
Каждая глава книги начинается с перечисления разделов и рассматриваемых вопросов. При этом структура книги выглядит следующим образом. По ходу текста ссылки по тем или иным вопро-
7
сам даются не на страницы, а на номера глав и разделов внутриглав. Например, ссылка [глава 5] означает главу 5, ссылка [5.4] –главу 5, раздел 4. Ссылка {комментарий 2} означает комментарий2 в боковой колонке текста раздела, содержащего упоминание оней. Указания на библиографические источники даются в квадратных скобках [ ]. Поиск толкований различных терминов и понятий следует осуществлять с помощью глоссария.Функциональная нейроанатомия и методология обследования детей с расстройствами развития рассматриваются в томе I.
8
предисловие к русскому изданию
Перед вами II том руководства по детской поведенческой неврологии Чарльза Ньокиктьена, издание которого впервые осуществляется на русском языке. Поведенческая неврология – это та область неврологии, которая изучает связь между проблемами в поведении и обучении с их неврологической основой. Детская поведенческая неврология рассматривает эту связь не только с клинической точки зрения, но и в аспекте развития, применительно кдетям с трудностями общения, обучения, поведения, нарушениями речи, моторики, праксиса. Поведенческая неврология самымтесным образом связана с нейропсихологией, поскольку перечисленные расстройства в значительной степени определяются нарушениями формирования высших психических функций. При этомважное значение придается анализу этиологии и патогенеза данных нарушений.Во II томе рассматриваются следующие проблемы: развитие памяти и внимания у детей и их расстройства, включая гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, нарушения развитияречи (дисфазия) и школьных навыков (дислексия, дисграфия,дискалькулия), аутистические расстройства, особые синдромы(поведенческие фенотипы), нейропсихиатрические нарушения,отставание и регресс в психомоторном развитии. Диагностикаи комплексная терапия этих состояний сопряжены со многимитрудностями, имеющими как объективный характер, так и связанными с недостаточной информированностью специалистово современных подходах к ним. Новая информация по этим вопросам необходима в связи с высокой распространенностьюнарушений развития, обучения, поведения среди детей и подростков.В некоторых разделах автором приводятся концепции и диагностические методы, которые недостаточно известны отечественнымспециалистам. Знакомство с ними представляется исключительноважным, поскольку они разработаны на основании современныхдостижений медицинской науки, психологии, нейрофизиологиии других дисциплин, успешно применяются во многих странахмира.Напомним, что ранее вышедший в свет I том настоящего изданияпосвящен функциональной нейроанатомии поведения и поведенческих расстройств, методологии неврологического обследованияи оценке показателей развития ребенка, исследованию телеснокогнитивной сферы и основам диагностики ее нарушений, а также диспраксии и двигательным расстройствам у детей.Благодаря этому изданию российские специалисты впервые получают возможность познакомиться с одним из лучших в мире руководств по детской поведенческой неврологии. Поскольку это направление имеет междисциплинарную направленность, то книги
9
Чарльза Ньокиктьена будут не только хорошо понятны, но и чрезвычайно полезны для повседневной практической работы с детьмиширокому кругу специалистов: врачам (педиатрам, неврологам,психиатрам), реабилитологам, психологам, логопедам, коррекционным педагогам, социальным работникам.Доктор медицинских наук, профессор Н.Н. Заваденко
10
1.
развитие и расстройствазрительной и слуховой памяти
Разделы и таблицы1.1.Развитие внимания и памяти1.1.1.Механизмы внимания1.1.2.Переработка информации1.1.3.Аспекты внимания1.1.4.Развитие механизмов внимания1.1.5.Развитие когнитивного стиля1.1.6.От правого полушария к левому?1.1.7.Внимание и роль культуры1.1.8.Мотивация и эмоции1.2.Что такое память?1.2.1.Различные аспекты памяти1.2.2.Развитие памяти1.2.3.Как выглядит память?1.3.Расстройства памяти1.3.0.Введение1.3.1.Расстройства слуховой памяти1.3.2.Расстройства зрительной памяти1.3.3.Расстройстваэпизодической памяти1.3.4.Воздействия психотропныхпрепаратов на память1.4.Неврологические основырасстройств памяти1.4.1.Ствол и средний мозг1.4.2.Медиальные отделы височнойдоли и лимбическая система1.4.3.Лобная и префронтальная кора1.4.4.Диэнцефальные контуры памятиТаб. 1-I. Расстройства памяти и локализация поражений у взрослых1.5.Развитие осознания времении временно"го согласования1.5.0.Представление о времени1.5.1.Биологическое время1.5.2.Чувство времени и осознаниехронологического времени1.5.3.Восприятие длительности1.5.4.Нейрофизиологиявнутреннего тайминга1.5.5.Развитиепредставлений о времени1.5.6.Ритмичностьи временно парадигма теппинга
Внимание, память, осознание времени и временна9я организацияприсутствуют во всех функциональных сферах ребенка, но проявляют себя в соответствии с его психическим возрастом.Существует четко заданная онтогенетическая траектория, котораяопределяется развитием нервной системы. У человека произвольное внимание надстраивается над естественным (элементарнымили непроизвольным. – Примеч. науч. ред.) вниманием, основанным на ориентировочных реакциях, имеющихся и у животных;кроме того, внимание претерпевает культурное развитие подвлиянием устной и письменной речи. Непроизвольное внимание,направляемое аффективными желаниями, развивается в сознательный интерес к окружающему миру [см. раздел 1.1.7].У детей с нарушениями развития и мозговыми поражениями могут отмечаться значительные нарушения памяти и внимания. Этоизвестно учителям и школьным психологам. Однако важно установить, возникали ли расстройства памяти в изолированном видеили как последствие какого-либо когнитивного нарушения. Нашопыт говорит о том, что у детей они гораздо чаще являются результатом когнитивных нарушений или сочетаются с ними. Между тему некоторых детей имеют место значительные нарушения кратковременной, рабочей или долговременной памяти, которые не пропорциональны выявляемым у них легким когнитивным расстройствам. У взрослых амнестические синдромы могут встречатьсябез каких-либо когнитивных нарушений. Сочетание нарушенийпамяти и внимания также встречается довольно часто. Лишь у небольшого числа пациентов имеют место расстройства внимания,не сопровождающиеся какими-либо нарушениями памяти.На основании этих наблюдений можно предположить, что категориальная память играет вспомогательную роль по отношениюк познавательным процессам у детей старшего возраста и взрослых и не является для них необходимой предпосылкой. Это подтверждают также профили интеллекта у так называемых «ученыхидиотов» (англ. idiots savants – лица, которые по формальным критериям могут быть отнесены к умственно отсталым, но одновременно показывают высокое развитие отдельных способностей,например, счетных, лингвистических, изобразительных. – Примеч.науч. ред.). При этом обратное утверждение неверно. По меревзросления ребенка нарушенные мнестические функции замедляют когнитивное развитие. У маленького ребенка провести разграничение между этими факторами трудно.Некоторые дети с дисфазией развития обладают великолепнойзрительной памятью. При игре на запоминание, когда карточкиповорачивают лицевой стороной вниз, такие дети могут выигрывать у своих нормально говорящих ровесников. В отличие от них,некоторые дети с аутистическими чертами, например дети с не-
11
1.5.7.1.5.8.1.5.9.1.6.
12
Скорость движения: возраст, поли право-/левосторонние различияОтстукивание ритма (теппинг)Роль мозолистого телав теппинге и ритмичностиНарушениявосприятия длительностии представлений о времени
вербальными расстройствами обучения, обладают хорошей слухоречевой памятью; они запоминают слова и предложения, смыслкоторых иногда лежит далеко за пределами их понимания {о невербальных расстройствах обучения (NLD) см. комментарий 1в разделе 1.3, см. также т. I}.Редко рассматриваемым аспектом психической сферы ребенкаявляется осознание времени, которое включает невербализуемоечувство продолжительности времени и представление о существовании времени, необходимого для планирования и связанногос вниманием и памятью. Поэтому эти аспекты также рассматриваются в этой главе.
развитие внимания и памятиМеханизмы внимания1. В неврологическом аспекте внимание определяется как свойство произвольно или непроизвольно достигаемого состояния бдительности,во время которого психическое содержаниеостается непрерывным (или лишь кратковременно прерывается), как серия взаимосвязанныхво времени событий [693]. Внимание и рабочаяпамять имеют много общего.2. Внешне наблюдаемые изменения включаютнастораживание и замирание. Также могут отмечаться вегетативные реакции, например изменение величины зрачка. Другими показателями колебаний внимания являются частота пульса икожно-гальваническая реакция.3. Внимание к окружающему сопровождаетсяэлектрофизиологическими изменениями в коре,которая активируется под влиянием ствола мозга. Угнетение альфа-ритма на ЭЭГ в пробах с открытыми глазами свидетельствует о том, что «тоническая активация» за счет длительно воздействующих стимулов (свет, звук) поддерживает уребенка состояние бодрствования. Когда происходит что-то новое или интересное, имеет место«фазическая активация» (быстро проходящие изменения).
Переработка информации1. Зрительная информация удерживаетсядо 200 мс (кратковременная иконическаяпамять), а слуховая информация – до 2000 мс(кратковременная эхоическая память).2. «Рабочая память» является нейропсихологическим термином, относящимся к кратковременнойи сознательной стадии переработки информации.В настоящее время можно говорить о ее локализации – лобная доля и гиппокамп участвуютв обеспечении «рабочей памяти» [781] (см. такжераздел о кратковременной памяти в этой главе).
1.1.1. Внимание необходимо для оптимальной работы мнестическойсистемы, для обучения и для выполнения заданий {комментарий 1}.И.П. Павлов [810] исследовал физиологию внимания, наблюдаяформирование условных рефлексов у собак. Он ввел представлениеоб ориентировочной реакции (OP). Ориентировочные реакциивозникают тогда, когда внимание привлекается новыми, интенсивными или необычными стимулами. После быстрого ориентирования животное или ребенок решает, что делать: защищаться,убегать или ничего не делать. Ориентировочные реакции являются внешне наблюдаемыми изменениями поведения {комментарий 2} и сопровождаются соответствующими изменениями нанейрофизиологическом уровне, которые называются реакциямиактивации {комментарий 3}.Начиная с рождения цикл сон–бодрствование, характеристикисна, состояние бдительности и характеристики внимания подвергаются существенным изменениям [648]. У новорожденного ориентировочная реакция имеет другую форму, нежели у младенца.Поведение, связанное с ориентировкой, такое как поворот головы, еще отсутствует и появляется только через несколько недельпосле рождения. Ориентировочная реакция по большей части непроизвольна и проявляется в скорости сосания.Механизмы нейрофизиологической активации опосредуютсяглавным образом стволом мозга и лобной корой, которая управляет восприятием, отбором и хранением информации в теменновисочно-затылочных области. Механизмы активации играют рольв произвольной и предвосхищающей активности, которая управляется префронтальными отделами [645].Теория внимания Павлова в настоящее время расширена благодаря исследованиям информационных процессов с позиций эргономики и экспериментальной психологии [116, 649, 712, 938] и находит практическое применение в клинических [645, 947, 269]и нейрофизиологических исследованиях [445].1.1.2. Клинические исследования ЭЭГ и вызванных потенциалов(ВП) дают не слишком много информации о реальных сложныхмозговых механизмах, которые играют роль в регуляции внимания и при выполнении заданий. Имеют место быстрые меж- ивнутриполушарные взаимодействия, которые по-прежнему трудно регистрировать.Первичная (прекатегориальная) переработка перцептивных стимулов осуществляется одновременно в обоих полушариях – происходит так называемая двухполушарная переработка информации. Однако степень сложности информации определяет то, накакое из полушарий ляжет основная нагрузка на последующихэтапах. В прекатегориальной модально-специфической формеинформация удерживается в течение очень короткого времени{комментарий 1}.Усвоение категориальной информации происходит в процессеконкуренции, в результате которой происходит доступ к тому по1. Развитие и расстройства зрительной и слуховой памяти
13
3. У некоторых гиперактивных детей механизмпривыкания может быть нарушен. В их поведениинет целенаправленности, они прикасаются ко всему и бросают взгляд на предметы, при этом реально их не исследуя. Создается впечатление, что дляэтих детей повторяющиеся стимулы сохраняютновизну. Считается, что гиппокамп, который неразвивается до достаточно позднего возраста,содержит большое количество детекторов новизны и играет роль в избирательном внимании.Медленное развитие гиппокампа может быть фактором, препятствующим исследовательскому поведению, которое оказывается слишком преждевременным или слишком опасным. Его повреждение может приводить к расстройствам памятии внимания. Для получения более подробнойинформации читатель направляется к соответствующей литературе [705, 781, 863].4. Мозговые механизмы, имеющие отношение квниманию, опосредуются, помимо прочего, норадренергической и дофаминергической нейромедиаторными системами. Животные, у которыхповреждены норадренергические пути, идущие ккоре, крайне отвлекаемы. Одним из наиболее интересных аспектов лечения нарушений вниманияявляется применение производных метилфенидата. Считается, что это вещество влияет на восходящие норадренергические пути от ствола мозга ккоре. Другим возможным механизмом может бытьингибирующее действие метилфенидата на обратный захват дофамина в синаптической щели.
Аспекты вниманияПроблемы проявляются в симптоме повышеннойотвлекаемости и замедленной реакции при выполнении некоторых тестов на переработку информации. О том, как возникает поддерживаемое внимание, известно очень мало. Конечно, определенную роль играет мотивация. Чем младше ребенок,тем в большей степени мотивация носит бессознательный характер и направляется его эмоционально окрашенными потребностями. Основнымифакторами, оказывающими пагубное влияние наэтот процесс, являются нарушения поведения, приводящие к гиперактивности и внутренне обусловленной отвлекаемости, что создает проблемы сконцентрацией внимания. Если дети с такими проблемами соответствующим образом мотивированы, то они способны удерживать внимание.
14
лушарию, которое специализируется на информации определенного типа [712]. Переработка категориальной информации имеетместо в рабочей памяти, где происходит распознавание, определение предназначения и кратковременное запечатление {комментарий 2}.Межполушарное взаимодействие является неотъемлемым аспектом процессов внимания и переработки информации. Несомненно, что мозолистое тело должно участвовать в процессах внимания.Однако последние исследования взрослых пациентов, перенесшихкаллозотомию, не выявили никаких существенных данных, связанных с процессами внимания, помимо тех, что касаются усваивания перцептивной информации. По-видимому, процессы внимания, происходящие в разделенных хирургическим путем полушариях, все еще оказывают влияние друг на друга [372]. У детей нарушение межполушарного взаимодействия может влиять на процессы внимания и переработку сложной информации, посколькувзаимозависимость полушарий во время развития кажется болеезначительной, чем впоследствии.Ребенок, который «обращает на что-то внимание», проводит различие между тем, что он уже знает, и тем, что является новым. Еслиинформация не является новой и, следовательно, (в дальнейшем)неважна, внимание угасает. Это также видно на примере физиологического феномена привыкания, во время которого ориентировочная реакция постепенно ослабевает {комментарии 3 и 4}.Хотя внимание не является исключительно понятием теоретической физиологии и, несомненно, полезно в качестве клинического понятия, о его нейроанатомических и нейромедиаторныхаспектах известно еще не все.1.1.3. Если задание не может быть выполнено на автоматическомуровне, оно требует от ребенка произвольного или избирательного внимания [86]. Внимание у ребенка имеет два компонента,каждый из которых может быть нарушен, но это не обязательнобудет оказывать влияние на другой аспект. Во-первых, вниманиеу ребенка не должно быть слишком подвержено истощению. Ребенку нужно справляться с тем, что он делает, и удерживать внимание, сохранять его устойчивость в течение длительного времени (поддерживаемое внимание). Некоторые авторы предпочитаютв этом случае говорить о направленном внимании [938]. Имеетсяв виду, что ребенок не должен слишком легко отвлекаться на посторонние стимулы, что характерно для детей с ГРДВ и с отставанием в развитии [586] {комментарий}.При расстройствах внимания, вызванных дисфункцией лобныхдолей, могут играть роль механизмы, аналогичные механизмамдвигательной нестабильности (расстройству моторного удерживания). В этом случае ребенок не может оставаться неподвижным,но это к
www.freedocs.xyz
Детская поведенческая неврология. Том 1. Чарльз Ньокиктьен. 2007. (Медицина)
Пожаловаться на книгу
Автор: Чарльз Ньокиктьен
Жанр: Медицина
Серия: Отсутствует
Год: 2007
Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления – детской поведенческой неврологии – той области неврологии, которая изучает связь между проблемами в поведении и обучении и их неврологической основой.
Впервые предлагаемый российскому читателю двухтомник обобщает современные данные неврологии и других нейронаук о развитии и отклонениях в развитии ребенка, а также неврологические и нейропсихологические методы их оценки. Современная научная информация о взаимосвязях между мозгом, поведением, обучением, когнитивными и двигательными функциями необходима самым разным специалистам, в том числе детским неврологам и психиатрам, психологам, коррекционным педагогам, логопедам, реабилитологам.
Метки: Ведущие специалисты Научное направление Поведенческая неврология Неврологическая основа Российский читатель Современные данные Нейропсихологические методы Научная информация Двигательные функции Разные специалисты Детские неврологи Коррекционные педагоги Развитие ребенка Дефектология Здоровье детей Нейропсихология Поведенческая психология Специальная (коррекционная) психология
Предлагаем Вам скачать ознакомительный фрагмент книги «Детская поведенческая неврология. Том 1» автора Чарльз Ньокиктьен в электронном виде в формате FB2 а также TXT. Также можно скачать произведение в других форматах, таких как RTF и EPUB (электронные книги). Советуем выбирать для скачивания формат FB2 или TXT, которые в настоящее время поддерживаются практически любым мобильным устроиством (в том числе телефонами / смартфонами / читалками электронных книг под управлением ОС Андроид и IOS (iPhone, iPad)) и настольными компьютерами. Книга издана в 2007 году.
Сохранить страничку в социалках/поделиться ссылкой: Скачать ознакомительный фрагмент в разных форматах (текст предоставлен ООО «ЛитРес»)FB2TXTRTFEPUBЧитать книгу «Детская поведенческая неврология. Том 1» онлайн Читать онлайнЗакрыть читалкуЛегально скачать полную версию произведения в элетронном виде (а так же заказать печатную книгу) «Детская поведенческая неврология. Том 1» можно в книжном интернет магазине Литрес Купить и скачатьПохожие книги
Эта разная медицина
Владимир Ривкин Медицина Доктора о медицинеМедицина как наука и практическая деятельность, затрагивает жизнь каждого человека. Какая она изнутри? Опытный врач и известный ученый откровенно рассказывает о подготовке специалиста, работе в сельской больнице, в научно-исследовательском институте, за рубежом, в частной клинике. Автор сравнивает, …
Самомассаж. Снимите боль своими руками
Лаванда Нимбрук Медицина ОтсутствуетВ этой книге собраны простые приемы и методики самомассажа, которые используются в западной и отечественной медицине, а также восточные техники массажа, которые очень быстро завоевали заслуженную популярность. Изучайте массаж, пользуйтесь массажем – и при достаточной практике массаж обязательно по…
Медицина и магия Древнего Востока
Д. Зельцер Медицина ОтсутствуетЭта удивительно доступно написанная и научно аргументированная монография раскроет вами тайны медицины Древнего Востока и ее связь с медициной Вавилонии, Израиля, эллинистических государств и в дальнейшем всей Западной Европы.…
Ключевая вода. Авторский дайджест о народной медицине
Лариса Ликарт Медицина ОтсутствуетСборник авторских материалов о народной медицине. Указано ее отличие от целительства, определена позиция человека в народной медицине, роль ментальной матрицы и логика клеточной биологии. Собрана методическая основа для совершенствования концепции развития народной медицины с учетом роста ее эффекти…
Показать еще
bookash.pro
Книга Детская поведенческая неврология. Том 2
позиции в рейтинге популярности произведений:
сутки | 1 |
месяц | 7 (new) |
год | 72 (new) |
Анонс
Чарльз Ньокиктьен известен как один из ведущих специалистов и основоположников нового научного направления – детской поведенческой неврологии – той области неврологии, которая изучает связь между проблемами в поведении и обучении и их неврологической основой. Впервые предлагаемый российскому читателю двухтомник обобщает современные данные неврологии и других нейронаук о развитии и отклонениях в развитии ребенка, а также неврологические и нейропсихологические методы их оценки.Во II томе рассматриваются развитие памяти и внимания у детей и их расстройства, включая гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, нарушения развития речи (дисфазия) и школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), аутистические расстройства, особые синдромы (поведенческие фенотипы), нейропсихиатрические нарушения, отставание и регресс в психомоторном развитии.Современная научная информация о взаимосвязях между мозгом, поведением, обучением, когнитивными и двигательными функциями необходима самым разным специалистам, в том числе детским неврологам и психиатрам, психологам, коррекционным педагогам, логопедам, реабилитологам.
litportal.ru