Специалисты загадочного «профиля». Отдел поведенческого анализа в россии
Прикладной анализ поведения - профессиональная переподготовка
Прикладной анализ поведения
"Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто".
Беррес Фредерик Скиннер
американский психолог, лидер современного бихевиоризма
Чему посвящена эта программа?
Если коротко – тому, что поведением человека можно управлять, не вмешиваясь в его психику, не затрагивая его личность, а лишь изменяя нужным образом окружающую среду.
Слушатели, обучавшиеся на данном курсе и успешно освоившие программу «Прикладной анализ поведения», уверенно владеют всеми необходимыми методиками по модификации поведения своих клиентов.
Для кого рекомендована программа?
Мы рекомендуем эту программу тем специалистам, которые в будущем Вы планируют связать свою жизнь с эффективной и результативной психолого-педагогической работой. Программа «Прикладной анализ поведения» позволяет педагогам, психологам, дефектологам, учителям и логопедам учить, наблюдать и поддерживать. И все это – в рамках единого и эффективного метода.
Поведение и способы его модификации - основной предмет изучения по предлагаемой Институтом программе, в финале которой слушатель сможет применять ценный опыт и новые навыки в любой области (не только в коррекционной работе с особенными клиентами) - в работе с большим коллективом, в области HR, в корпоративном управлении, в воспитании и обучении любых детей и детских коллективов.
Ваши навыки и опыт к моменту обучения
Если Вы выбрали данный курс в качестве программы дополнительного образования, то у Вас, как минимум, уже должен быть диплом о первом основном высшем образовании любого профиля.
Также мы рекомендуем слушателям данной программы отдельно поближе ознакомиться с темой аутизма, прежде чем приступать к занятиям: владеть общими понятиями и знать об этом состоянии психики основные научные факты и гипотезы. Это не обязательное условие, а всего лишь рекомендация для более лёгкого усвоения материала в будущем.
Приобретенные в процессе обучения профессиональные навыки и знания многие слушатели впоследствии направляют именно на работу с детьми: с расстройствами аутистического спектра, детьми с СДВГ, детьми с нарушением обработки сенсорной информации, «взрывными» детьми и т.д. Поэтому в данном случае приветствуется и знание азов детской психологии.
Что вдохновило авторов и создателей программы?
В первую очередь - российские дети с аутизмом, которые до разработки и внедрения этой программы не имели эффективной помощи, основанной на научно-доказательных методиках.
Аутизм - не болезнь, это нарушение развития. Аутизм нельзя вылечить - от него не существует таблеток. И помочь ребенку с аутизмом может лишь ранняя диагностика и многолетнее квалифицированное педагогическое сопровождение. Возможно, Ваше сопровождение.
«Прикладной анализ поведения» и аутизм
Наиболее масштабно эффективность прикладного анализа поведения исследована в его применении в рамках коррекции расстройств аутистического спектра.
Международные исследования, а также практическое применение данного метода выпускниками сертификационного курса Московского Института психоанализа доказали наивысшую эффективность терапии, основанной на прикладном анализе поведения, при аутизме.
Методы вмешательства при аутизме на основе прикладного анализа поведения получили статус доказательной медицины. Именно поэтому востребованность специалистов поведенческого анализа в коррекции, лечении, образовании и социализации детей и взрослых с аутизмом сегодня невероятно высока!
Программа «Прикладной анализ поведения» МИП - одна из сильнейших и эффективных в данном направлении, а сам метод считается "золотым стандартом" коррекции аутизма.
Насколько востребованы профессионалы по
данному направлению?
Актуальность программы и для России, и для всех остальных стран мира состоит в том, что количество детей и взрослых, нуждающихся в доказательных методиках психолого-педагогического вмешательства, растет с каждым годом. И запрос на помощь от профильных специалистов растет в геометрической прогрессии!
Востребованность профессионалов в области прикладного поведенческого анализа сравнима с востребованностью на самые высотехнологичные продукты 21 века.
Пройдя данный курс, Вы будете принадлежать к числу настоящей педагогической элиты, определяющей все тренды современного образования.
Что уникального мы Вам предлагаем?
Данный сертификационный курс - старейший не только в России, но и в Восточной Европе: впервые занятия по данной программе начались еще в 2010 году.
За 7 лет успешного существования этот эффективный курс привлек лучших сертифицированных преподавателей, прошел множественную апробацию, филигранно отредактирован и адаптирован для русскоязычного слушателя. Более того – он одобрен Международным сертификационным Советом по поведенческому анализу (ВАСВ).
В рамках данной программы слушатель гарантированно получает не только занятия стандартизированного ВАСВ курса, но и множество углубленных семинаров от ведущих поведенческих аналитиков мира.
Ваши основные профессиональные
функции в работе
Общие трудовые функции специалиста в области прикладного поведенческого анализа можно разбить на пять главных пунктов, каждому из которых слушатель будет обучен в рамках учебной программы:
1) Оценка (диагностика, тестирование)
2) Составление общего плана и индивидуальных протоколов
3) Имплементация (исполнение, внедрение программ, планов и протоколов)
4) Анализ данных и модификация
5) Обучение представителей ближайшего окружения субъекта (в рамках процесса модификации среды)
Итоговый портфель Ваших
инструментов и полученных навыков
Пройдя данную программу от начала и до конца, выпускник курса будет профессионально владеть:
- методами АВА-терапии, основанной на Прикладном Анализе Поведения
Слушатель сможет модифицировать поведение клиентов посредством манипуляции внешним воздействием/средой. Слушатель сможет управлять поведением сотрудников или начальства, партнеров по бизнесу, собственных детей и даже животных.
До недавнего времени эта уникальная, признанная во всем мире и глубоко развитая как в теоретическом, так и практическом плане школа была недоступна ни для родителей, ни для специалистов. Мощная система стандартизации знаний в области Прикладного Анализа Поведения (АВА) не проникала ни в образовательную, ни в психкоррекционную сферы отечественной практики. Сегодня – АВА в России. Благодаря инициативе Центра проблем аутизма, организовавшего совместно с РГГУ в 2010 году первый образовательный семинар для профессионалов по базовым принципам АВА, профессиональная подготовка АВА-терапевтов по международным сертификационным стандартам стала доступной в системе российского образовательного процесса.
АВА-терапевт владеет комплексом процедур, направляющих ребенка в сторону такого поведения, при котором он получает возможность лучше адаптироваться к внешним обстоятельствам (в том числе, обучению).
Используя АВА в коррекционной работе с низкофункционирующими и малоадаптивными детьми, педагог не переобучает ребенка, а управляет его поведением. Управление поведением строится таким образом, чтобы стимулировать его самообучение через введение индивидуальной системы мотивации. АВА-терапия – это структурировано и методично созданная среда, в которой сопротивление ребенка обучению новым знаниям и навыкам сводится к минимуму!
АВА-терапия – это системное построение созидательных условий, внутри которых ребенок обнаруживает скрытый до этого для него самого маршрут развития. АВА дает педагогу инструмент, благодаря которому он способен неинтересное превратить в интересное, непривлекательное в привлекательное, сложное в достижимое, скучное в азартное. Тем самым, владея методами АВА-коррекции, педагог раскрывает ЛЮБОГО, даже самого закрытого и негативистского ребенка.
- методами развития навыков и стимуляции достижений у детей в школе
- навыками создания системы психологической поддержки родителей детей с расстройствами аутистического спектра (техниками ведения консультативной работы с семьями таких детей)
- техниками повышения уровня развития, увеличения способностей и вариативности выбора у лиц с различными видами инвалидности
- опытными навыками увеличения производительности труда и удовлетворенности сотрудников в организациях и на предприятиях
- методами оценки людей с проблемным поведением (дезадаптивным, девиантным, асоциальным, криминальным, социопатическим, возрастно-обусловленным, саморазрушительным)
- способами профессионального участия в профилактической работе различных ведомств (превентивная медицина, профилактика преступлений, корректировка экономического поведения)
- технологий построения организационной и корпоративной структуры и среды с точки зрения фундаментальных законов поведения
- методиками исследования окружающей среды как фактора поведения (а также осуществлять направленное вмешательство в эту среду с целью модификации поведения индивида или группы лиц в сторону более полезного, созидательного и социально-поощряемого)
Выпускник курса сможет применять свои знания и опыт в:
- Организационной психологии
- Исследовательской и профессорско-преподавательской деятельности
- Моделировании, анализе и визуализации социального и коммуникативного поведения в рамках специальных учреждений, социальных поселений, центров дневного пребывания и центров трудовой занятости
- Образовании людей с особыми потребностями (используя оценку людей с проблемным поведением; осуществляя поведенческую терапию средствами и методами прикладного поведенческого анализа)
- Построении инклюзивных сред (применяя техники, методики и приемы метода прикладного поведенческого анализа в сфере школьного, средне-специального и высшего образования, а также в сфере культуры и социального проектирования).
Цель работы Выпускника будет состоять в изменении поведения, обучении коммуникации, развитии когнитивных и социальных навыков, а также самостоятельных и общественно приемлемых моделей поведения у клиентов с различного рода расстройствами.
И мы поможем каждому нашему Слушателю
стать в этой области НАСТОЯЩИМ ПРОФЕССИОНАЛОМ!
Как учиться?
Курс «Прикладной анализ поведения» проходит в заочной форме онлайн-формата в режиме реального времени (видеозаписи предоставляются).
В течение 3х лет Вы получаете 300 часов теоретических знаний и практических навыков: 3 раза в неделю по 2 часа, 19.30 – 21.00 ч
Задать вопросы по программе можно по прямому телефону: 8 (499) 650-75-25
Записаться в группу
inpsycho.ru
Прикладной анализ поведения - преподаватели
Преподаватели
Хисмятуллина Анна Николаевна, PhD в области психологии, ВСВА-D (сертифицированный поведенческий аналитик с полномочиями доктора наук), 16 лет в практике прикладного анализа поведения. Специализируется в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Несколько лет работала по методике ABA в центре диагностики и тестирования клиники STARS (Strategic Teaching and Reinforcement System) д-ра Джеймса Партингтона (Dr. James W. Partington), США. Заведующая кафедрой поведенческого анализа Московского института психоанализа.
Шанграу (Shangraw)Антонина Ивановна, кандидат психологических наук (2004), обладатель сертификата BCBA-D (Board Certified Behavior Analyst-Doctoral). Специалист по работе с поведением в Hope Community Resources (Анкоридж, США), клинический директор Behavior Matters, LLC (Игл-Ривер, США).
Область научных и практических интересов: поведенческая терапия детей с РАС, поведенческая поддержка людей с проблемным поведением, психологическая поддержка при сочетании ментального диагноза и опыта эмоциональной травмы. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях, разработка и проведение тренингов социальной компетентности, разработка и проведение больших социально-психологических игр. Психологическое консультирование родителей и детей в замещающих семьях, разработка и проведение тренингов для замещающих семей, разработка и проведение тренингов для специалистов по организации и содержанию работы с замещающими семьями.
Темой кандидатской диссертации Антонины была «Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик и проявлений посттравматического стресса у детей".
Соавтор методических пособий: "Позволь другим быть другими. Тренинг толерантности для подростков" - М.: МГУ им М.В. Ломоносова, 2002.
"Как стать великодушным. Тренинги толерантности для подростков" - М.: МГУ им М.В. Ломоносова, 2003.
"Разные, но равные. Большие психологические игры" - М.: МГУ им М.В. Ломоносова, 2003.
Профессиональный опыт: разработка и реализация планов вмешательства в зависимости от потребностей ребёнка, непосредственная работа с учениками. Оценка различных показателей индивидуальных учебных планов, построение графиков и анализ изменений, разработка индивидуальных учебных планов и систем подкрепления, обучение специалистов методам поведенческого вмешательства, разработке и реализации программ. Оценка, консультирование и поддержка терапевтических команд, обучение и коучинг родителей (индивидуально и в группах), работа с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями, участие в разработке реабилитационных планов (психологической составляющей), подготовка и сопровождение замещающих семей, разработка соответствующих обучающих программ для специалистов, диагностическая, коррекционная, консультативная и психотерапевтическая работа с детьми и взрослыми, групповая работа с детьми, разработка коррекционных программ для детей, программ социально-психологических тренингов, проведение социально психологических игр с большими группами (до 200 человек) детей и взрослых, смешанных групп. Проведение организационно-деловых игр на разных уровнях.
Задать вопросы по программе можно по прямому телефону: 8 (499) 650-75-25
Записаться в группу
inpsycho.ru
О Центре | Центр прикладного анализа поведения
К настоящему времени в Новосибирске, как и во всей России, осознавшей истинный масштаб проблемы аутизма, стала очевидной острая потребность общества в специалистах в области прикладного анализа поведения. Это привело к тому, что в 2013 году силами факультета психологии НГУ и инициативной группы родителей началась реализация проекта по созданию и развитию научно-практического центра, осуществляющего поддержку семей с детьми с РАС.
Центр официально создан в 2015 под названием Междисциплинарный центр прикладного анализа поведения НГУ – МЦПАП НГУ.С 2013 года участники проекта, ставшие затем специалистами МЦПАП НГУ, посредством полуторагодового дистанционного обучения у сертифицированных специалистов США освоили базовый учебный курс прикладного анализа поведения, а кроме того: прошли серию сертифицированных семинаров и тренингов по освоению системы альтернативной коммуникации PECS [3], осуществили практические стажировки в Гонконгском отделении международной организации Autism Partnership, прошли клинический семинар по использованию диагностических инструментов при аутизме ADOS и ADI-R [5], а также приняли активное участие в ряде тематических конференций специалистов, одну из которых организовали сами в октябре 2015 года. МЦПАП НГУ установил плодотворное сотрудничество с ведущими специалистами в области прикладного анализа поведения, как в России, так и за рубежом, нашёл пути взаимодействия по разным аспектам проблемы РАС с официальными структурами Новосибирска и области.
Основным направлениями работы МЦПАП НГУ являются:
- Организация помощи детям с расстройствами аутистического спектра с использованием методов прикладного анализа поведения.
- Создание системы психологической поддержки родителей детей с расстройствами аутистического спектра, ведение консультативной работы с семьями детей.
- Подготовка специалистов по прикладному анализу поведения на базе НГУ, а также постоянное повышение квалификации специалистов.
- Проведение обучающих курсов по прикладному анализу поведения для родителей детей с РАС.
- Повышение уровня осведомленности о прикладном анализе поведение в родительской и педагогической среде города Новосибирска. Воспитание в обществе культуры взаимодействия с людьми, страдающими расстройствами аутистического спектра.
- Создание площадки для исследований в области прикладного поведенческого анализа в применении к коррекции расстройств аутистического спектра.
С июня 2014 года специалисты центра начали оказывать практическую помощь семьям с детьми с РАС, а с октября 2014 ведется интенсивная работа по АВА-сопровождению таких семей. Используя методы прикладного анализа поведения, сотрудники центра успешно решают такие задачи, как коррекция нежелательного поведения, обучение навыкам самообслуживания, развитие академических навыков. Уже есть успешные результаты в обучении детей с диагнозом аутизм поведению сотрудничества и поведению ученика, в формировании речи «с нуля», в налаживании режима сна и бодрствования, в налаживании пищевого и туалетного поведения, в формировании навыков самообслуживания, в избавлении от агрессивного поведения.
Все семьи детей вовлечены в работу с поведениями ребенка, родители регулярно обучаются применению методов прикладного анализа поведения в структурированной обучающей среде, а также в натуральной среде.Вся работа с детьми в МЦПАП НГУ ведется под методическим руководством (супервизией) сертифицированного поведенческого аналитика из США. В 2015 году специалистами Центра были разработаны и реализованы образовательные программы, направленные на подготовку специалистов в области прикладного анализа поведения, а также ряд обучающих курсов для родителей детей с РАС. Последнее – обучение родителей, - представляется особенно важным направлением работы, принимая во внимание, что ребёнок с РАС должен получать не менее 30 часов в неделю поведенческой терапии для того, чтобы она была действительно эффективной, и чтобы достигнутые результаты закреплялись и сохранялись и после вмешательства.
aba.nsu.ru
Аналитик в отдел разработки поведенческих моделей и статистического анализа
Каталог вакансий
Выберите город
Не выбраноАбаза, Республика ХакасияАбакан, Республика ХакасияАгинское, Забайкальский крайАлексеевка, Белгородская областьАмурск, Хабаровский крайАнапа, Краснодаский крайАнгарск, Иркутская областьАнжеро-Судженск, Кемеровская областьАпатиты, Мурманская областьАрмавир , Краснодарский крайАрсеньев, Приморский крайАртем, Приморский крайАрхангельск, Архангельская областьАрхара, Амурская областьАскиз, Республика ХакасияАстрахань, Астраханская областьАчинск, Красноярский крайБайкальск, Иркутская областьБалахта, Красноярский крайБалашиха, Московская областьБалтийск, Калининградская областьБарнаул, Алтайский крайБелая Калитва, Ростовская областьБелгород, Белгородская областьБелово, Кемеровская областьБелогорск, Амурская областьБердигестях, Саха /Якутия/ РеспубликаБердск, Новосибирская областьБерезники, Пермский крайБея, Республика ХакасияБийск, Алтайский крайБикин, Хабаровский крайБиробиджан, ЕАОБоготол, Красноярский крайБогучаны, Красноярский крайБодайбо, Иркутская областьБольшой Камень, Приморский крайБорзя, Забайкальский крайБоровичи, Новгородская областьБорогонцы, Саха /Якутия/ РеспубликаБородино, Красноярский крайБохан, Иркутская областьБратск, Иркутская областьБрянск, Брянская областьБузулук, Оренбургская областьВалдай, Новгородская областьВалуйки, Белгородская областьВанино, Хабаровский крайВеликие Луки, Псковская областьВеликий Новгород, Новгородская областьВерхневилюйск, Саха /Якутия/ РеспубликаВилючинск, Камчатский крайВихоревка, Иркутская областьВладивосток, Приморский крайВладимир, Владимирская областьВолгодонск, Ростовская областьВолжский, Волгоградская областьВологда, Вологодская областьВолхов, Ленинградская областьВоронеж, Воронежская областьВыборг, Ленинградская областьВытегра, Вологодская областьВяземский, Хабаровский крайГатчина, Ленинградская областьГубкин, Белгородская областьГусев, Калининградская областьГусиноозерск, Республика БурятияДальнегорск, Приморский крайДальнереченск, Приморский крайДзержинск, Нижегородская областьДивногорск, Красноярский крайДолинск, Сахалинская областьДудинка, Красноярский крайЕгорьевск, Московская областьЕкатеринбург, Свердловская областьЕлизово, Камчатский крайЕнисейск, Красноярский крайЕрмаковское, Красноярский крайЖелезногорск, Красноярский крайЖелезногорск-Илимский, Иркутская областьЖелезнодорожный, Московская областьЗавитинск, Амурская областьЗаиграево, Республика БурятияЗакаменск, Республика БурятияЗалари, Иркутская областьЗаозерный, Красноярский крайЗеленогорск, Красноярский крайЗеленоград, Московская областьЗерноград, Ростовская областьЗея, Амурская областьЗима, Иркутская областьЗлатоуст, Челябинская областьИвановка, Амурская областьИваново, Ивановская областьИланский, Красноярский крайИркутск, Иркутская областьИсилькуль, Омская областьИскитим, Новосибирская областьИшим, Тюменская областьКавалерово, Приморский крайКазань, Республика ТатарстанКалачинск, Омская областьКалининград, Калининградская областьКалуга, Калужская областьКаменск-Уральский, Свердловская областьКамень-Рыболов, Приморский крайКанск, Красноярский крайКачуг, Иркутская областьКемерово, Кемеровская областьКижинга, Республика БурятияКингисепп, Ленинградская областьКиренск, Иркутская областьКиров, Кировская областьКировский, Приморский крайКиселевск, Кемеровская областьКисловодск, Ставропольский крайКлинцы, Брянская областьКовров, Владимирская областьКогалым, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра Автономный округКоломна , Московская областьКолпино, Ленинградская областьКомсомольск-на-Амуре, Хабаровский крайКондопога, Республика КарелияКоноша, Архангельская областьКонстантиновка, Амурская областьКорсаков, Сахалинская областьКострома, Костромская областьКотлас, Архангельская областьКрасноармейск, Саратовская областьКрасногорск, Московская областьКраснокаменск, Забайкальский крайКраснокамск, Пермский крайКрасноярск, Красноярский крайКудымкар, Пермский крайКузнецк, Пензенская областьКуйтун, Иркутская областьКунгур, Пермский крайКурган, Курганская областьКуровское, Московская областьКурск, Курская областьКурчатов, Курская областьКызыл, Республика ТываКырен, Республика БурятияКяхта, Республика БурятияЛенинск-Кузнецкий, Кемеровская областьЛенинское, Еврейская Автономная областьЛесозаводск, Приморский крайЛесосибирск, Красноярский крайЛипецк, Липецкая областьЛиски, Воронежская областьЛуга, Ленинградская областьЛучегорск, Приморский крайЛысьва, Пермский крайЛьгов, Курская областьЛюберцы, Московская областьМагадан, Магаданская областьМагистральный, Иркутская областьМагнитогорск, Челябинская областьМайя, Саха /Якутия/ РеспубликаМариинск, Кемеровская областьМедвежьегорск, Республика КарелияМинусинск, Красноярский крайМичуринск, Тамбовская областьМогойтуй, Забайкальский крайМогоча, Забайкальский крайМончегорск, Мурманская областьМоскваМурманск, Мурманская областьМуром, Владимирская областьМухоршибирь, Республика БурятияНабережные Челны, Республика ТатарстанНазарово, Красноярский крайНамцы, Саха /Якутия/ РеспубликаНаходка, Приморский крайНевельск, Сахалинская областьНевинномысск, Ставропольский крайНерчинск, Забайкальский крайНижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ — ЮграНижнекамск, Республика ТатарстанНижнеудинск, Иркутская областьНижний Бестях, Саха /Якутия/ РеспубликаНижний Новгород, Нижегородская областьНижний Тагил, Свердловская областьНиколаевск-на-Амуре, Хабаровский крайНовая Игирма, Иркутская областьНовоалександровск, Ставропольский крайНовобурейский, Амурская областьНовокузнецк, Кемеровская областьНовороссийск , Краснодарский крайНовосибирск, Новосибирская областьНовочеркасск, Ростовская областьНовошахтинск, Ростовская областьНогинск, Московская областьНоглики, Сахалинская областьНорильск, Красноярский крайНюрба, Саха /Якутия/ РеспубликаОблучье, Хабаровский край и ЕАООбнинск, Калужская областьОдинцово, Московская областьОлекминск, Саха /Якутия/ РеспубликаОмск, Омская областьОренбург, Оренбургская областьОрск, Оренбургская областьОса, Пермский крайОха, Сахалинская областьПартизанск, Приморский крайПенза, Пензенская областьПервомайский, Тамбовская областьПервоуральск, Свердловская областьПереяславка, Хабаровский крайПермь, Пермский крайПестово, Новгородская областьПетрозаводск, Республика КарелияПетропавловка, Республика БурятияПетропавловск-Камчатский, Камчатский крайПечора, Республика КомиПлесецк, Архангельская областьПограничный, Приморский крайПодольск, Московская областьПокровка, Приморский крайПокровск, Саха /Якутия/ РеспубликаПоронайск, Сахалинская областьПоярково, Амурская областьПсков, Псковская областьПятигорск, Ставропольский крайРайчихинск, Амурская областьРеж, Свердловская областьРоссошь, Воронежская областьРостов-на-Дону, Ростовская областьРязань, Рязанская областьСамара, Самарская областьСанкт-ПетербургСаранск, Республика МордовияСаратов, Саратовская областьСаяногорск, Республика ХакасияСаянск, Иркутская областьСветлый, Калининградская областьСвирск, Иркутская областьСвободный, Амурская областьСеверобайкальск, Республика БурятияСеверодвинск, Архангельская областьСевероморск, Мурманская областьСевероуральск, Свердловская областьСеверскСегежа, Республика КарелияСеленгинск, Республика БурятияСергиев Посад, Московская областьСеров, Свердловская областьСерпухов, Московская областьСерышево, Амурская областьСибирцево, Приморский крайСковородино, Амурская областьСлавянка, Приморский крайСлавянск-на-Кубани, Краснодарский крайСланцы, Ленинградская областьСлюдянка, Иркутская областьСмоленск, Смоленская областьСоветск, Калининградская областьСоветская Гавань, Хабаровский крайСоликамск, Пермский крайСолнечный, Хабаровский крайСосновоборск, Красноярский крайСосновый Бор, Московская областьСочи, Краснодарский крайСпасск-Дальний, Приморский крайСтаврополь, Ставропольский крайСтарая Русса, Новгородская областьСтарый Оскол, Белгородская областьСтерлитамак, Республика БашкортостанСунтар, Саха /Якутия/ РеспубликаСухобузимское, Красноярский крайСыктывкар, Республика КомиТаганрог , Ростовская областьТайшет, Иркутская областьТамбов, Тамбовская областьТамбовка, Амурская областьТаштып, Республика ХакасияТверь, Тверская областьТихвин, Ленинградская областьТобольск, Тюменская областьТомск, Томская областьТосно, Ленинградская областьТрудовое, Приморский крайТула, Тульская областьТулун, Иркутская областьТында, Амурская областьТюмень, Тюменская областьУглегорск, Сахалинская областьУжур, Красноярский крайУлан-Удэ, Республика БурятияУльяновск, Ульяновская областьУсолье-Сибирское, Иркутская областьУссурийск, Приморский крайУсть-Илимск, Иркутская областьУсть-Кут, Иркутская областьУсть-Ордынский, Иркутская областьУфа, Республика БашкортостанУхта, Республика КомиУяр, Красноярский крайФокино, Приморский крайХабаровск, Хабаровский крайХимки, Московская областьХолмск, Сахалинская областьХороль, Приморский крайЧайковский, Пермский крайЧебоксары, Республика ЧувашияЧегдомын, Хабаровский крайЧелябинск, Челябинская областьЧеремхово, Иркутская областьЧереповец, Вологодская областьЧерниговка, Приморский крайЧерногорск, Республика ХакасияЧернушка, Пермский крайЧерняховск, Калининградская областьЧита, Забайкальский крайЧугуевка, Приморский крайЧурапча, Саха /Якутия/ РеспубликаЧусовой, Пермский крайШарыпово, Красноярский крайШебекино, Белгородская областьШелехов, Иркутская областьШимановск, Амурская областьШира, Республика ХакасияШушенское, Красноярский крайЩелково, Московская областьЫтык-Кюель, Саха /Якутия/ РеспубликаЭлектросталь, Московская областьЭнгельс, Саратовская областьЮжно-Сахалинск, Сахалинская областьЮрга, Кемеровская областьЯрославль, Ярославская областьЯсногорск, Забайкальский крайСфера деятельности
Не выбраноАдминистративный персоналБухгалтерияИнформационные технологииРабота с клиентамиЮридическое сопровождение
Вакансия
Не выбраноГлавный специалист (юрист) по работе с проблемными активами (банкротство)
Перейти к вакансииwww.vostbank.ru
Специалисты загадочного «профиля»
Почему маньяк убивает? Это вопрос внутриличностного, психологического толка, и ответить на него могут только профайлеры — профессионалы, элита следствия. Кто они такие?
Молодому агенту ФБР была необходима встреча с этим заключенным: именно он мог рассказать об убийце женщин. Узник был смертельно опасен даже при разговорах через тюремную решетку и определенно не был знаком с убийцей — заключенный Ганнибал Лектер, доктор Лектер, каннибал Лектер, известный тем, что съел печень одной из своих жертв. И запил кьянти… Но он мог знать, почему тот, кого искало ФБР, срезает у убитых кожу, почему в гортань каждой из них кладет куколку ночной бабочки и, в конце концов, почему он убивает. «Почему он убивает?» — тот самый вопрос, ответ на который ведет к раскрытию преступления. Ответить на него может только следователь-профайлер (profiler). О них и пойдет речь -людях уникальной профессии, поставивших психологическую науку на службу розыску. Профайлеры — те, кто воссоздает психологический облик убийцы по уликам, признакам и знакам, с виду порой не имеющим отношения к делу.
Первая «серия»
Финал триллера Томаса Харриса «Молчание ягнят» известен. С помощью психологически рискованных контактов с доктором Лектером агент ФБР Клэрис Старлинг разгадала тайны куколок в гортани, личности убийцы и даже собственной личности. Для нас же самое интересное в том, что у героев «Молчания…» есть реальные прообразы. Клэрис Старлинг работала в ФБР в отделе бихе-виористики (психологического анализа поведения), который возглавлял Джек Кроуфорд. Его прототип Джон Дуглас (John Douglas) основал реальный отдел бихевиористики. В конце 70-х годов прошлого века он первым в мире начал внедрять психологию в практику розыска по делам об убийствах — необъяснимых, серийных, особо жестоких или каким-либо образом связанных с сексуальными мотивами. Работая в Национальной академии ФБР, он самостоятельно исследовал возможности применения психологии в криминалистике: изучал статистику серийных убийств в США, общался с осужденными… Он пытался понять закономерность: кто и почему совершает чудовищные преступления. Руководство ФБР обратило внимание на эту работу, и Дуглас возглавил программу исследований «Личностно-преступное профилирование». Появился термин «профайлер» (от английского profile — «психологический профиль»). И сама эта профессия. Благодаря работе профайлеров первый серийный убийца -Дэвид Карпентер — был задержан в США в конце 1979 года. Сегодня метод раскрытия преступлений с помощью создания психологического портрета (профиля) признан большинством ученых-криминалистов мира, а отдел бихевиористики ФБР — это более 300 дел, ежегодно поступающих к десяткам следователей-профайлеров. От 60 до 80% уголовных дел, переданных на консультацию в этот отдел, раскрываются. В 67% случаев созданный психологический портрет совпадает с реальным обликом преступника*. В Академии ФБР в Куантико (США) и в ее филиалах в Будапеште (Венгрия) и Бангкоке (Таиланд) обучают профессионалов из разных стран -8-недельную подготовку прошли и некоторые сотрудники МВД России. Главная же цель исследований профайлеров, где бы они ни работали, — выяснить, почему люди становятся серийными убийцами, понять, что ими движет и каковы должны быть методы следствия по делам такого рода.
Искусство разведения «ягнят»
Работа профайлеров стала настоящим Клондайком для романистов, сценаристов и режиссеров. В кино за следователями «с психологическим уклоном» все чаще зарезервированы главные роли. Надо признать заслугу «Молчания ягнят»: фильм ввел моду на этот тип героя. Методами профайлеров пользовались Малдер и Скалли в «Секретных материалах», персонажи Брэда Питта и Моргана Фримена в триллере «Семь», герой Кевина Клайна в «Январском человеке». Психотерапевт Брюс Уиллис разгадывал тайну убийств мужчин в «Цвете ночи». Профайлером была Сигурни Уивер в «Имитаторе»; психолог-криминалист — героиня одного из самых популярных сериалов Америки «Профиль убийцы». А Ланс Хендриксен из «Миллениума» до того, как разгадывать тайны мистические, тоже служил профайлером в ФБР. Но особенно приятно, что наш российский пионер психологического профиля Александр Бухановский тоже оказался в центре фильма. Причем американского. В основе «Гражданина Икс» — история следствия по делу Чикатило. И только два героя действуют под невымышленными именами — сам маньяк и профессор Александр Бухановский. Играет его знаменитый Макс фон Зюдов. Это единственное отступление фильма от «правды жизни» -Александр Олимпиевич значительно моложе великого шведа. В. Б.
Портрет на фоне
«Большинство профайлеров не выезжают на место преступления, — рассказывает Олег Бродченко, психолог, полковник милиции, руководитель группы по исследованию проблем психологического обеспечения раскрытия и расследования преступлений ВНИИ МВД России. — Мы изучаем фотографии с места происшествия, отчеты экспертизы, работаем с информацией по другим преступлениям. Для нас важны не только детали, но и способ и порядок действий преступника. Мы анализируем, сопоставляем факты и составляем его психологический портрет». Профайлеры описывают черты характера, особенности личности, поведения преступника, делают предположения о его возрасте, расе, поле, семейном и служебном положении, сексуальной зрелости, называют его привычки, наклонности, описывают стиль : в быту, взаимоотношения с жертвой, предсказывают следующие шаги.
У многих профайлеров есть свой индивидуальный подход к делу. Мики Писториус (Micki Pistorius), одна из немногих женщин-профайлеров в мире, работает в полиции ЮАР. Она не представляет себе эффективного расследования без действий непосредственно на месте преступления. Писториус, доктор психологии, закончила Академию ФБР. но по первой профессии она журналист. Возможно, в ее индивидуальном методе сказывается репортерское желание присутствовать в эпицентре события. Ей необходимо «влезть в шкуру» убийцы. Именно так она раскрыла «дело Феникса», который убивал женщин в полях сахарного тростника. «Я приехала на место преступления и решила пройти через поле, — рассказывает Мики. — Оно просто кишело змеями, насекомыми… Мне было не по себе, но я шла вперед, потому что хотела почувствовать то же, что чувствовал убийца, вдохнуть запахи, которые он вдыхал, услышать те же звуки. Это очень важно — пройти весь путь преступника, чтобы понять, о чем он думал в тот момент и что планировал сделать. Без этого не уловишь ход его мыслей, его состояние». …А тогда на месте убийства он выкурил 15 сигарет: чувствовал себя в безопасности, хорошо ориентировался на местности. Туфли жертвы были аккуратно поставлены в стороне. Возможно, убийца — перфекционист, для него важно оставлять место преступления в идеальном порядке. Если так, то он такой и в жизни: дома у него порядок, и он следит за своим внешним видом. Убийца прокладывал себе путь через поле, срезая тростник. Характер среза от ножа — типичный для некоторых местных племен — навел Мики на след убийцы из среды народности зулу. Она точно описала его профиль, и преступник был найден. Метод следователя Писториус во многом основан на интуиции. В отличие от большинства ее коллег — они, как правило, опираются на логику и анализ данных по аналогичным делам.
Кто способен на убийство
Распространено мнение, что убийцами чаще всего становятся люди, матери которых с самого раннего детства отвергали их. «Но далеко не все, кто перенес такую психологическую травму, становятся преступниками, — размышляет психолог Сергей Ениколопов*. -11-13 лет — это возраст, когда формируются представления о морали и нравственности. И если в этот период ребенок подвергался физическому и психологическому насилию со стороны взрослых, то влияние этих действий гораздо сильнее сказывается на развитии его личности, чем раннее отвержение». Кроме того, не следует недооценивать некоторые особенности, которые присущи каждому из нас от рождения. Например, такие, как возбудимость нервной системы. «Только сочетание всех неблагоприятных факторов: особенностей мозговой деятельности, степени возбудимости, нарушения отношений с матерью в раннем возрасте и тяжелого подросткового опыта — приводит к тому, что человек становится преступником», — уверен Сергей Ениколопов.
Сергей Ениколопов — руководитель отдела клинической психологии Центра психического здоровья РАМН.
***
В Сакраменто (США) было совершено жестокое убийство. Осмотрев место преступления, сопоставив это убийство с другими, похожими, изучив результаты медицинской экспертизы, следователь Роберт Ресслер (Robert Ressler)** пришел к таким выводам: «Преступник — белый мужчина, примерно 25-27 лет, худой, плохо питается. Холостяк, друзей у него нет. В его квартире полный беспорядок. Если он живет не один, то наверняка с родителями, но это маловероятно. Возможно, в прошлом проходил лечение у психиатра. Не исключено, употребляет наркотики. Безработный. Возможно, получает пенсию по инвалидности. Не служил в армии. Очень рано бросил учебу. Страдает параноидальным психозом, это совершенно точно». Так выглядел психологический портрет Ричарда Чейза, который вошел в историю криминалистики под названием «вампир Сакраменто». Чейза арестовали через несколько недель — профиль оказался точным. И основан он был на чисто логических рассуждениях.
Мужчина Убийца, наносящий увечья сексуального характера, всегда мужчина.Белый Такие преступления, как показывает статистика, совершаются человеком той же расы, что и его жертва.Возраст — 25-27 лет По характеру преступления убийца принадлежит к типу людей, страдающих психозом. Это заболевание обычно начинает развиваться в подростковом возрасте. Должно пройти приблизительно 10 лет, чтобы болезнь достигла критической точки. Худой Большинство страдающих психозом плохо питаются.Холостой Больные этого типа не заботятся о личной гигиене и внешнем виде. Женщины не соглашаются жить рядом с таким человеком.Не служил в армии По состоянию здоровья.Рано бросил учебу Тоже из-за болезни.Безработный По той же причине он не может найти постоянного места работы, и ему приходится жить на пенсию по инвалидности. Водить машину он, следовательно, тоже не в состоянии. Поэтому можно сделать вывод, что убийца живет в том же квартале, что и жертва.
Логикой руководствовался и наш соотечественник из Ростова-на-Дону, психиатр Александр Бухановский***, создавая один из самых знаменитых психологических портретов — профиль Андрея Чикатило. Если бы милиция прислушалась к психологу вовремя, не было бы ложных арестов и безвинно казненных по этому делу… И именно Александр Бухановский сумел «разговорить» Чикатило во время следствия.
Он разглядел маньяка в «профиль»
За несколько лет до ареста ростовского маньяка психиатр Александр Бухановский создал его психологический портрет. В основных своих характеристиках он выглядел так: «Возраст — за 40. Рост 170 плюс-минус 10 см. Неброская внешность. Замкнут. Увлечен фильмами ужасов. Астеник. Физической силой не отличается. Хронические желудочно-кишечные заболевания, в прошлом туберкулез. Возможно, женат, хотя решился на это довольно поздно; образование среднетехническое или высшее. Долго работал преподавателем или воспитателем. Характер работы разъездной, например в снабженческой организации. Не гомосексуалист, не шизофреник. Психопат на основе изменений личности, достигших степени болезненности. Остановиться может лишь ненадолго, почувствовав обострение опасности».
Признание… заслуг
Знание тонкостей психологии позволяет профайлерам не только помогать в поиске убийц, но и добиваться от них — уже арестованных — признаний. Американский следователь Роберт Кеппел (Robert Keppel) рассказывает о тактике ведения одного допроса: «В Канаде исчезла 11-летняя девочка. Было известно, что какой-то мужчина пригласил ее сесть к себе в машину. Задержали подозреваемого. Нужно было пойти на хитрость, чтобы получить его признание. Я попросил полицейских связаться со мной, когда будет найден труп. Мне необходимо было узнать, что он сделал с девочкой. Оказалось, она была задушена, изнасилована, ее лицо было жестоко избито. Затем преступник лишь присыпал голову жертвы землей; тело осталось на поверхности. Я предположил, что убийца был сильно разозлен, но у него не хватило смелости обратить свою ярость на того, кто вызвал его гнев, и он выбрал беззащитного ребенка. Во время допроса выяснилось, что в день убийства его выгнала подруга. Она была субтильной женщиной маленького роста. Может быть, ее отказ и толкнул его на убийство? Я зацепился за это предположение и попытался внушить ему, чтоо понимаю: его гнев был оправдан, больше того, девочка сама могла быть виновата в том, что с ней случилось. Эти слова и спровоцировали его — заставили вновь пережить приступ гнева, на что я и надеялся. И он признался…»
Создатели «Монстра»
В СССР и России метод профайлинга никогда не отрицался. Еще в застойные годы психологи составляли для спецслужб психологические профили прибывающих в страну иностранных лидеров… Сегодня психологи, помогающие следствию в самых сложных делах, работают во Всероссийском НИИ МВД. Несколько лет назад они разработали автоматизированную информационно-поисковую систему «Монстр» для создания психологического портрета преступника в делах о серийных убийствах. Поиск шел на основе комплекса признаков, описывающих событие и его основные криминалиста ческие характеристики. Но на внедрение этой системы денег так и не нашлось. Нет в России и единой базы данных, где хранилась бы вся информация о серийных убийцах. Главное управление уголовного розыска МВД России несколько лет назад подготовило предложение в Генпрокуратуру РФ об отдельном порядке учета дел о серийных убийствах и создании отдельного банка данных хотя бы по новым делам. Решение по вопросу пока не принято… Другие страны были мобильнее и дальновиднее. В 1983 году руководство ФБР организовало при Академии ФБР Национальный центр изучения насильственных преступлений. Тогда же была создана единая национальная компьютерная база данных — ViCAP (Violent Crime Apprehension Programme) — база арестов за насильственные серийные преступления. В 1986 году в Великобритании была собрана компьютерная база данных по преступлениям, связанным с убийствами по сексуальным мотивам, и случаям похищения детей. Было установлено, что люди, совершившие подобные преступления, имеют общие черты, у них сходное семейное положение, возраст и другие особенности… Продолжение следует?
*По данным www.fbi.gov.**Роберт Ресслер, полковник ФБР, автор термина «серийный убийца»; сегодня возглавляет собственное сыскное агентство.*** Александр Бухановский, профессор, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии ФПК ППС Ростовского медицинского университета.
Авторы — Вита Малыгина, Виктория Белопольская, Мария Кожевникова
Psychologies №13, 2007-02-00
www.serial-killers.ru
Что такое DBT
Жизни людей с пограничным расстройством личности часто наполнены мучительными эмоциональными перепадами, проблемами в отношениях, самоповреждающим поведением и хронической суицидальностью.
Диалектическая поведенческая терапия (dialectical behavior therapy, DBT) – полная сострадания и обладающая доказанной эффективностью модель помощи.
DBT - комплексная система когнитивно-поведенческой терапии, предназначенная для лечения сложных, трудно поддающихся терапии личностных и поведенческих расстройств. Изначально создававшаяся для пациентов с хроническим суицидальным поведением, DBT постепенно эволюционировала в метод, предназначенный для лечения пациентов с множественными поведенческими проблемами и пограничным расстройством личности (ПРЛ). С того времени были созданы адаптации DBT для трудно поддающихся лечению поведенческих расстройств, сопровождающихся эмоциональной дисрегуляцией, включая зависимости от психоактивных веществ, анорексию и булимию, депрессии и суицидальное поведение у подростков, депрессии у пожилых, биполярное аффективное расстройство. Существуют версии DBT, применимые в различных форматах помощи, включая амбулаторное лечение и помощь в условиях стационара, групповую и индивидуальную терапию.
Диалектическая поведенческая терапия - мировой эталон помощи людям с пограничным расстройством личности, суицидальным поведением и самоповреждением.
DBT основана на комбинированной дефицитарно-мотивационной модели ПРЛ, предполагающей, что (1) люди с ПРЛ не обладают важными навыками межличностного общения, саморегуляции (включая управление эмоциями) и перенесения дистресса, и что (2) индивидуальные и средовые факторы часто блокируют или подавляют обретение и использование пациентами поведенческих навыков и подкрепляют дисфункциональное поведение.
DBT сочетает базовые стратегии поведенческой терапии с практиками осознанности (mindfulness).
DBT исходит из сбалансированной диалектической терапевтической позиции, подчёркивающей синтез противоположностей. Диалектический подход предполагает неизбежность возникновения в терапии суицидальных пациентов с ПРЛ множества трудно сочетаемых противоположностей (необходимость принятия и изменения, пассивности и активности, уязвимость пациента и необходимость активно контактировать с окружением, и т.д.). DBT поощряет формирование гибких диалектических паттернов мышления и поведения взамен ригидного «черно-белого» типа мышления.
Фундаментальное диалектическое равновесие в DBT – это баланс между принятием пациента таким, какой он есть, и помощью ему в достижении изменений.
Процедуры принятия в DBT включают техники осознанности (то есть, внимание к настоящему моменту, принятие безоценочной позиции, сосредоточение на эффективности), а также ряд стратегий валидации и принятия. Стратегии изменения в DBT включают поведенческий анализ дезадаптивного поведения и техники поиска решений, в том числе тренировка навыков межличностного общения, эмоциональной саморегуляции, управление научением (подкрепление и наказание в терапии), когнитивная модификация, а также стратегии, основанные на экспозиции.
В рамках комплексного лечения DBT направлена на достижение пяти основных целей:
(1) расширение поведенческого репертуара, (2) повышение мотивации к изменениям (посредством модификации факторов подавления и подкрепления), (3) генерализация новых паттернов поведения за пределы терапевтического пространства, (4) структурирование терапевтической среды, необходимое для реализации ресурсов терапевта и пациента, (5) повышение возможностей и мотивации терапевта эффективно помогать пациенту.
В стандартной DBT эти функции распределены между различными форматами помощи, включая индивидуальную психотерапию, групповой тренинг навыков, телефонный коучинг и консультативную группу DBT.
dbtrussia.org