Три тысячи бесплатных экземпляров книги о развитии речи при аутизме были отправлены в региональные организации. Мэри линч барбера детский аутизм и вербально поведенческий подход


Мэри Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» » "АУТИЗМ-ИНФО"

 

Около 3 000 экземпляров книги были распространены безвозмездно среди региональных родительских, общественных и государственных организаций

 

Автор: Барбера Мэри Линч, Расмуссен ТрейсиПереводчик: Сергеев Д.Редактор: Сапожникова СветланаИздательство: Рама Паблишинг, 2014 г.

Аннотация к книге «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход»:

Описанный в книге Мэри Барберы вербально-поведенческий подход на сегодняшний день зарекомендовал себя как наиболее оптимальный способ коррекции и развития детей с диагнозом «аутизм». Будучи сама матерью аутичного ребенка и одновременно сертифицированным специалистом по приклад­ному анализу поведения, Мэри Барбера смогла изложить весьма непростые концепции и методы этой науки языком, понятным каждому родителю, воспитывающему аутичного ребенка. Книга содержит множество конкретных рекомендаций и примеров. В этом смысле она может быть рекомендована как специалистам, так и самой широкой родительской аудитории — не только тем, кто воспитывает аутичного ребенка, но и тем, кто просто сталкивается с проблемами «трудных» детей.

 

Подробнее об авторе и книге

Вербально-поведенческим подходом называют программы прикладного анализа поведения (ABA), в которых делается акцент на некоторых техниках, в том числе: обучение функциональным аспектам речи, начало развития речи с просьб, позволяющих ребенку получить желаемое, тщательные стратегии по поощрению устной речи, в том числе усилия, направленные на то, чтобы педагог ассоциировался у ребенка с поощрением, использование жестов как предшественников устной речи, использование специальных программ по увеличению вокализаций.

Мэри Линч Барбера, сертифицированный поведенческий аналитик (BCBA) из США, специализируется на вербально-поведенческом подходе в своей работе. Ее интерес к АВА был не случаен — у ее сына диагностирован аутизм. В своей книге, предназначенной, в первую очередь, родителям, она обращается к ним и как специалист, и как мама ребенка с аутизмом, рассказывая о тех подходах и приемах, которые смогли помочь ее сыну.

«Моему сыну, Лукасу, этим летом исполняется 18 лет. У него продолжается медленный, но стабильный прогресс благодаря программам АВА/вербального поведения, однако у него остаются значительные нарушения, связанные с аутизмом средней или тяжелой степени, речевым расстройством и умственной отсталостью, — рассказывает Мэри Барбера в интервью. — Лукас очень счастлив, он обожает ходить в школу, бассейн, рестораны и на прогулки. Он наслаждается музыкой на плеере, просмотром телепередач и играми на своем планшете».

«С того момента, когда я написала эту книгу, прошло 8 лет, и за это время мы научили Лукаса быть независимым во многих отношениях — он может сам приготовить себе поесть и убрать за собой, сам завязывает шнурки на ботинках, ездит на велосипеде, бреется, принимает душ, может сделать различную работу, например, сложить белье. Сейчас мы продолжаем его обучение — он учится обращаться с деньгами, осваивает более абстрактные аспекты языка помимо чисто функциональных, также мы стараемся удерживать его проблемное поведение на минимальном уровне», — добавляет Мэри Барбера.

Одна из причин того, почему Барбере так нравится выбранный ею подход, помимо его доказанной эффективности — это принцип «спаривания» обучения с приятными и радостными для человека событиями и переживаниями.

«Во время обучения дети и взрослые с аутизмом должны быть счастливы. Наша цель — чтобы ученик стремглав бежал на занятие. Если это не так, то вам нужно срочно менять свои стратегии — упростить требования и/или увеличить уровень поощрений», — отмечает Барбера.

Мэри Барбера подчеркивает важность раннего вмешательства при аутизме с помощью методов АВА: «Очень маленькие дети с аутизмом на моих глазах добивались огромного прогресса благодаря правильному введению вербально-поведенческих программ. Дети более старшего возраста и взрослые с аутизмом также могут добиться прогресса, но чем раньше начать, тем лучше!»

По словам Мэри Барберы, сейчас она работает над созданием новой книги и видеопрограммы, в которых родители и специалисты смогут узнать о более конкретных техниках обучения детей в рамках вербально-поведенческого подхода. Это связано с тем, что за последние четыре года в этой области были разработаны программы, которые даже родители-«новички» могут использовать в домашних условиях.

Тем же специалистам, которые негативно настроены в отношении АВА, она хотела бы сказать следующее: «Прикладной анализ поведения — это целая научная область об изменении поведения. Это самый научно-обоснованный подход к лечению детей с аутизмом. Многие специалисты и некоторые родители имели негативный опыт, связанные с некачественным введением АВА-программы. Однако когда АВА вводится корректно, то результаты в буквальном смысле меняют жизнь ребенка с аутизмом и его семьи. Если же добавить к этому анализ вербального поведения по Скиннеру, то АВА становится еще более функциональным и позволяет родителям и специалистам очень быстро получить поощрение своих усилий».

Тем же родителям, которые прочтут ее книгу в России, она хотела бы сказать: «Поздравляю вас с тем, что вы стараетесь узнать больше о том, как помочь своему ребенку! Желаю вам успехов в вашем путешествии в мир вербрально-поведенческого подхода!»

Книга была выпущена издательством «Рама паблишинг», при сотрудничестве и финансовой поддержке Благотворительного фонда «Ступени», по рекомендации и при содействии Фонда «Выход». Около 3 000 экземпляров книги были распространены безвозмездно среди региональных родительских, общественных и государственных организаций. Среди получателей книги организации из Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Екатеринбурга и Свердловской области, Красноярска, Владикавказа, Брянска, Иркутска, Белгорода, Кемерово, Саратова и Саратовской области, Самары и Самарской области, Краснодарского края, Томска, Новосибирска и Новосибирской области, Смоленска, Ростова-на-Дону, Челябинска, Казани и Набережных Челнов, Омска и Ульяновской области.

Отдельное спасибо сотрудникам проекта по подготовке к школе «АВА-класс» в ЦПМССДиП МГППУ, особенно педагогу класса, Татьяне Михайловне Овсянниковой, за волонтерскую работу по рассылке книг в регионы.

Желающие приобрести книгу платно могут заказать ее в Интернете, например, в магазине «Лабиринт».

ИСТОЧНИК

autism-info.ru

Книга о вербально-поведенческом подходе (ABA) для развития речи при аутизме

20.06.13

Книга про вербально-поведенческий подход при аутизме поможет родителям самостоятельно развивать речевые и коммуникативные навыки у своего ребенка

 

Мэри Линч Барбера со своей книгой «Вербально-поведенческий подход»

 

В скором времени при поддержке Фонда «Выход» выйдет еще одна книга про прикладной поведенческий анализ (ABA) для коррекции аутизма. На этот раз книга будет посвящена такой сложной и разноплановой теме как развитие речевых навыков у ребенка с аутизмом. Это перевод популярной книги Мэри Линч Барберы «Вербально-поведенческий подход к обучению детей с диагнозом аутизм».

Задержка речи и нарушения коммуникации — это основные симптомы расстройств аутистического спектра. Именно степень нарушений речи традиционно считается определяющей прогноз для ребенка с аутизмом. Однако с 1980-х годов в США стабильно растет процентная доля детей с аутизмом, в том числе тех, у кого изначально была диагностирована тяжелая форма этого расстройства, которые овладевают функциональной, то есть полезной для общения с другими людьми, устной речью. Причина — более ранняя диагностика и распространенность в США интенсивной поведенческой терапии, которая поощряет развитие речи у детей с аутизмом. Более того, даже те дети, которые так и не начинают говорить или чья речь очень ограниченна, в большинстве случаев могут освоить те или иные методы альтернативной коммуникации, такие как жесты, обмен карточками (PECS) и электронные коммуникаторы.

О стратегиях и методах, которые делают это возможным, и пойдет речь в новой книге. Что такое прикладной поведенческий анализ, и как он связан с речевым поведением? Как правильно награждать ребенка за попытки коммуникации? Как научить ребенка обращаться к взрослому с просьбами? Что делать, если ребенок совсем не говорит и не пытается это делать? Как использовать методы альтернативной коммуникации? Как научить слушать чужую речь и реагировать на нее? Автор книги пытается ответить на все эти вопросы.

Книга будет полезна как специалистам разного профиля, которые занимаются психокоррекцией при аутизме, так и родителям детей с этим диагнозом, которые смогут найти в издании много практичных и конкретных рекомендаций о том, как можно использовать поведенческие приемы для развития речи у ребенка.

Автор книги, Мэри Барбера, знает о жизни родителей детей с аутизмом не понаслышке. Изначально она работала медицинской сестрой с пациентами с неврологическими нарушениями. В 1999 году она узнала, что у ее старшего сына, Лукаса, аутизм. После этого она начала изучать аутизм и связанные с ним расстройства. Она основала Общество аутизма в своем родном округе, стала сертифицированным поведенческим аналитиком и с 2003 года работала в Проекте вербального поведения штата Пенсильвания в качестве главного поведенческого аналитика. За последние несколько лет Мэри Барбера работала с сотнями детей с расстройствами аутистического спектра и проводила обучение тысяч родителей и специалистов.

И в своей книге Мэри Барбера обращается, прежде всего, к другим родителям, чье психическое состояние и возможные проблемы она прекрасно понимает благодаря собственному опыту. Ниже приводится отрывок из книги, посвященный родителям и их роли в развитии ребенка с аутизмом.

Отрывок из книги «Вербально-поведенческий подход к обучению детей с диагнозом аутизм»

Есть особый тип обучения, называемый обучением в естественной среде. Он предполагает и проведение запланированных упражнений, и сбор данных, но занятия проводятся в естественном для ребенка окружении, а не в кабинете инструктора. Применение вербально-поведенческого подхода в естественной среде немного отличается в том плане, что это дело повседневное, постоянно сопровождающее взросление вашего ребёнка. Но и обучение в естественной среде, и метод интенсивного обучения обязательно должны быть включены в вашу программу.

Вы можете вплести методы вербально-поведенческого подхода в вашу повседневную жизнь. Эти методы в состоянии использовать все взрослые, работающие с ребенком, страдающим нарушением развития или речи. Чем более последовательными в своих усилиях будут люди, работающие с ребёнком, тем лучше тот себя проявит. Вам нужно объяснить всем, с кем ребёнок сталкивается, — родителям, бабушкам и дедушкам, сиделкам, инструкторам и учителям, — как работают используемые вами методы.

Соответствующие концепции подробно разбирались в предыдущих главах, а здесь я упомяну лишь некоторые нюансы, о которых никогда нельзя забывать:

1. Будьте к ребенку добрее. На каждое конструктивное критическое замечание должно приходиться восемь одобрительных.

2. Снизьте требования, давайте такие указания, которые легко выполнить и к которым можно дать подсказку, и выполнение которых вы готовы довести до завершения.

3. Всегда будьте с ребенком вежливы. Не повышайте голос и не используйте физическую силу для того, чтобы добиться его покладистости.

4. Пореже называйте ребенка по имени, особенно когда предъявляете требования или когда говорите ему «нет».

5. Начните искать потенциальные подкрепители и обязательно называйте их дважды или трижды каждый раз, когда ребенок их от вас получает (с помощью речи или речи и жестов, если ребенок еще не говорит).

6. В течение дня обозначайте предметы одним-двумя словами, произнося их медленно, но энергичным тоном, делайте на них акцент. Например, говорите «вверх, вверх, вверх», поднимаясь с ребенком по лестнице.

7. Не снимайте требования, столкнувшись с проблемным поведением, не давайте ребенку доступа к подкрепителям, когда он плохо себя ведет. Дайте ему понять, что плохие поступки не дадут ему того, что он хочет.

8. Исправляйте ошибки, давайте ребенку подсказки и тренируйте переход от навыка к навыку в течение всего дня. Каждый раз, когда подсказываете ребенку правильный ответ или поправляете его, обязательно задайте вопрос еще раз, чтобы получить от него самостоятельный ответ.

Начните руководствоваться этими восемью правилами в повседневной жизни. Вы, вероятнее всего, очень скоро заметите перемены в своем ребенке. Вы заметите, что он стал счастливее и покладистее, и ваше настроение улучшится. Следование этим правилам станет для вас прекрасным началом, ведь они не требуют каких-либо данных или документации, а их эффективность подтверждена десятилетиями исследований в области прикладного анализа поведения.

Когда вы найдете способ включить эти методы в свою повседневную жизнь, вы почувствуете себя готовым начать обучение ребенка, основываясь на методах вербально-поведенческого подхода.

outfund.ru

Барбера расмуссен детский аутизм и вербально-поведенческий подход — Psycentr-Algis.ru

Новости фонда: «Выход» готовит публикацию книги о поведенческой терапии для развития речи при аутизме

Книга про вербально-поведенческий подход при аутизме поможет родителям самостоятельно развивать речевые и коммуникативные навыки у своего ребенка

В скором времени при поддержке Фонда «Выход» выйдет еще одна книга про прикладной поведенческий анализ (ABA) для коррекции аутизма. На этот раз книга будет посвящена такой сложной и разноплановой теме как развитие речевых навыков у ребенка с аутизмом. Это перевод популярной книги Мэри Линч Барберы «Вербально-поведенческий подход к обучению детей с диагнозом аутизм».

Задержка речи и нарушения коммуникации — это основные симптомы расстройств аутистического спектра. Именно степень нарушений речи традиционно считается определяющей прогноз для ребенка с аутизмом. Однако с 1980-х годов в США стабильно растет процентная доля детей с аутизмом, в том числе тех, у кого изначально была диагностирована тяжелая форма этого расстройства, которые овладевают функциональной, то есть полезной для общения с другими людьми, устной речью. Причина — более ранняя диагностика и распространенность в США интенсивной поведенческой терапии, которая поощряет развитие речи у детей с аутизмом. Более того, даже те дети, которые так и не начинают говорить или чья речь очень ограниченна, в большинстве случаев могут освоить те или иные методы альтернативной коммуникации, такие как жесты, обмен карточками (PECS) и электронные коммуникаторы.

О стратегиях и методах, которые делают это возможным, и пойдет речь в новой книге. Что такое прикладной поведенческий анализ, и как он связан с речевым поведением? Как правильно награждать ребенка за попытки коммуникации? Как научить ребенка обращаться к взрослому с просьбами? Что делать, если ребенок совсем не говорит и не пытается это делать? Как использовать методы альтернативной коммуникации? Как научить слушать чужую речь и реагировать на нее? Автор книги пытается ответить на все эти вопросы.

Книга будет полезна как специалистам разного профиля, которые занимаются психокоррекцией при аутизме, так и родителям детей с этим диагнозом, которые смогут найти в издании много практичных и конкретных рекомендаций о том, как можно использовать поведенческие приемы для развития речи у ребенка.

Автор книги, Мэри Барбера, знает о жизни родителей детей с аутизмом не понаслышке. Изначально она работала медицинской сестрой с пациентами с неврологическими нарушениями. В 1999 году она узнала, что у ее старшего сына, Лукаса, аутизм. После этого она начала изучать аутизм и связанные с ним расстройства. Она основала Общество аутизма в своем родном округе, стала сертифицированным поведенческим аналитиком и с 2003 года работала в Проекте вербального поведения штата Пенсильвания в качестве главного поведенческого аналитика. За последние несколько лет Мэри Барбера работала с сотнями детей с расстройствами аутистического спектра и проводила обучение тысяч родителей и специалистов.

И в своей книге Мэри Барбера обращается, прежде всего, к другим родителям, чье психическое состояние и возможные проблемы она прекрасно понимает благодаря собственному опыту. Ниже приводится отрывок из книги, посвященный родителям и их роли в развитии ребенка с аутизмом.

Отрывок из книги «Вербально-поведенческий подход к обучению детей с диагнозом аутизм»

Есть особый тип обучения, называемый обучением в естественной среде. Он предполагает и проведение запланированных упражнений, и сбор данных, но занятия проводятся в естественном для ребенка окружении, а не в кабинете инструктора. Применение вербально-поведенческого подхода в естественной среде немного отличается в том плане, что это дело повседневное, постоянно сопровождающее взросление вашего ребёнка. Но и обучение в естественной среде, и метод интенсивного обучения обязательно должны быть включены в вашу программу.

Вы можете вплести методы вербально-поведенческого подхода в вашу повседневную жизнь. Эти методы в состоянии использовать все взрослые, работающие с ребенком, страдающим нарушением развития или речи. Чем более последовательными в своих усилиях будут люди, работающие с ребёнком, тем лучше тот себя проявит. Вам нужно объяснить всем, с кем ребёнок сталкивается, — родителям, бабушкам и дедушкам, сиделкам, инструкторам и учителям, — как работают используемые вами методы.

Соответствующие концепции подробно разбирались в предыдущих главах, а здесь я упомяну лишь некоторые нюансы, о которых никогда нельзя забывать:

1. Будьте к ребенку добрее. На каждое конструктивное критическое замечание должно приходиться восемь одобрительных.

2. Снизьте требования, давайте такие указания, которые легко выполнить и к которым можно дать подсказку, и выполнение которых вы готовы довести до завершения.

3. Всегда будьте с ребенком вежливы. Не повышайте голос и не используйте физическую силу для того, чтобы добиться его покладистости.

4. Пореже называйте ребенка по имени, особенно когда предъявляете требования или когда говорите ему «нет».

5. Начните искать потенциальные подкрепители и обязательно называйте их дважды или трижды каждый раз, когда ребенок их от вас получает (с помощью речи или речи и жестов, если ребенок еще не говорит).

6. В течение дня обозначайте предметы одним-двумя словами, произнося их медленно, но энергичным тоном, делайте на них акцент. Например, говорите «вверх, вверх, вверх», поднимаясь с ребенком по лестнице.

7. Не снимайте требования, столкнувшись с проблемным поведением, не давайте ребенку доступа к подкрепителям, когда он плохо себя ведет. Дайте ему понять, что плохие поступки не дадут ему того, что он хочет.

8. Исправляйте ошибки, давайте ребенку подсказки и тренируйте переход от навыка к навыку в течение всего дня. Каждый раз, когда подсказываете ребенку правильный ответ или поправляете его, обязательно задайте вопрос еще раз, чтобы получить от него самостоятельный ответ.

Начните руководствоваться этими восемью правилами в повседневной жизни. Вы, вероятнее всего, очень скоро заметите перемены в своем ребенке. Вы заметите, что он стал счастливее и покладистее, и ваше настроение улучшится. Следование этим правилам станет для вас прекрасным началом, ведь они не требуют каких-либо данных или документации, а их эффективность подтверждена десятилетиями исследований в области прикладного анализа поведения.

Когда вы найдете способ включить эти методы в свою повседневную жизнь, вы почувствуете себя готовым начать обучение ребенка, основываясь на методах вербально-поведенческого подхода.

outfund.ru

Мэри Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход»

Около 3 000 экземпляров книги были распространены безвозмездно среди региональных родительских, общественных и государственных организаций

Автор: Барбера Мэри Линч, Расмуссен Трейси Переводчик: Сергеев Д. Редактор: Сапожникова Светлана Издательство: Рама Паблишинг, 2014 г.

Аннотация к книге «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход»:

Описанный в книге Мэри Барберы вербально-поведенческий подход на сегодняшний день зарекомендовал себя как наиболее оптимальный способ коррекции и развития детей с диагнозом «аутизм». Будучи сама матерью аутичного ребенка и одновременно сертифицированным специалистом по приклад­ному анализу поведения, Мэри Барбера смогла изложить весьма непростые концепции и методы этой науки языком, понятным каждому родителю, воспитывающему аутичного ребенка. Книга содержит множество конкретных рекомендаций и примеров. В этом смысле она может быть рекомендована как специалистам, так и самой широкой родительской аудитории — не только тем, кто воспитывает аутичного ребенка, но и тем, кто просто сталкивается с проблемами «трудных» детей.

Подробнее об авторе и книге

Вербально-поведенческим подходом называют программы прикладного анализа поведения (ABA), в которых делается акцент на некоторых техниках, в том числе: обучение функциональным аспектам речи, начало развития речи с просьб, позволяющих ребенку получить желаемое, тщательные стратегии по поощрению устной речи, в том числе усилия, направленные на то, чтобы педагог ассоциировался у ребенка с поощрением, использование жестов как предшественников устной речи, использование специальных программ по увеличению вокализаций.

Мэри Линч Барбера, сертифицированный поведенческий аналитик (BCBA) из США, специализируется на вербально-поведенческом подходе в своей работе. Ее интерес к АВА был не случаен — у ее сына диагностирован аутизм. В своей книге, предназначенной, в первую очередь, родителям, она обращается к ним и как специалист, и как мама ребенка с аутизмом, рассказывая о тех подходах и приемах, которые смогли помочь ее сыну.

«Моему сыну, Лукасу, этим летом исполняется 18 лет. У него продолжается медленный, но стабильный прогресс благодаря программам АВА/вербального поведения, однако у него остаются значительные нарушения, связанные с аутизмом средней или тяжелой степени, речевым расстройством и умственной отсталостью, — рассказывает Мэри Барбера в интервью. — Лукас очень счастлив, он обожает ходить в школу, бассейн, рестораны и на прогулки. Он наслаждается музыкой на плеере, просмотром телепередач и играми на своем планшете».

«С того момента, когда я написала эту книгу, прошло 8 лет, и за это время мы научили Лукаса быть независимым во многих отношениях — он может сам приготовить себе поесть и убрать за собой, сам завязывает шнурки на ботинках, ездит на велосипеде, бреется, принимает душ, может сделать различную работу, например, сложить белье. Сейчас мы продолжаем его обучение — он учится обращаться с деньгами, осваивает более абстрактные аспекты языка помимо чисто функциональных, также мы стараемся удерживать его проблемное поведение на минимальном уровне», — добавляет Мэри Барбера.

Одна из причин того, почему Барбере так нравится выбранный ею подход, помимо его доказанной эффективности — это принцип «спаривания» обучения с приятными и радостными для человека событиями и переживаниями.

«Во время обучения дети и взрослые с аутизмом должны быть счастливы. Наша цель — чтобы ученик стремглав бежал на занятие. Если это не так, то вам нужно срочно менять свои стратегии — упростить требования и/или увеличить уровень поощрений», — отмечает Барбера.

Мэри Барбера подчеркивает важность раннего вмешательства при аутизме с помощью методов АВА: «Очень маленькие дети с аутизмом на моих глазах добивались огромного прогресса благодаря правильному введению вербально-поведенческих программ. Дети более старшего возраста и взрослые с аутизмом также могут добиться прогресса, но чем раньше начать, тем лучше!»

По словам Мэри Барберы, сейчас она работает над созданием новой книги и видеопрограммы, в которых родители и специалисты смогут узнать о более конкретных техниках обучения детей в рамках вербально-поведенческого подхода. Это связано с тем, что за последние четыре года в этой области были разработаны программы, которые даже родители-«новички» могут использовать в домашних условиях.

Тем же специалистам, которые негативно настроены в отношении АВА, она хотела бы сказать следующее: «Прикладной анализ поведения — это целая научная область об изменении поведения. Это самый научно-обоснованный подход к лечению детей с аутизмом. Многие специалисты и некоторые родители имели негативный опыт, связанные с некачественным введением АВА-программы. Однако когда АВА вводится корректно, то результаты в буквальном смысле меняют жизнь ребенка с аутизмом и его семьи. Если же добавить к этому анализ вербального поведения по Скиннеру, то АВА становится еще более функциональным и позволяет родителям и специалистам очень быстро получить поощрение своих усилий».

Тем же родителям, которые прочтут ее книгу в России, она хотела бы сказать: «Поздравляю вас с тем, что вы стараетесь узнать больше о том, как помочь своему ребенку! Желаю вам успехов в вашем путешествии в мир вербрально-поведенческого подхода!»

Книга была выпущена издательством «Рама паблишинг», при сотрудничестве и финансовой поддержке Благотворительного фонда «Ступени», по рекомендации и при содействии Фонда «Выход». Около 3 000 экземпляров книги были распространены безвозмездно среди региональных родительских, общественных и государственных организаций. Среди получателей книги организации из Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Екатеринбурга и Свердловской области, Красноярска, Владикавказа, Брянска, Иркутска, Белгорода, Кемерово, Саратова и Саратовской области, Самары и Самарской области, Краснодарского края, Томска, Новосибирска и Новосибирской области, Смоленска, Ростова-на-Дону, Челябинска, Казани и Набережных Челнов, Омска и Ульяновской области.

Отдельное спасибо сотрудникам проекта по подготовке к школе «АВА-класс» в ЦПМССДиП МГППУ, особенно педагогу класса, Татьяне Михайловне Овсянниковой, за волонтерскую работу по рассылке книг в регионы.

Желающие приобрести книгу платно могут заказать ее в Интернете, например, в магазине «Лабиринт».

autism-info.ru

Детский аутизм и вербально-поведенческий подход. Мэри Линч Барбера — отзыв

Руководство для родителей, чьи дети страдают задержкой развития.

Моему малышу точный диагноз еще не поставлен.

Очевидна задержка в развитии, но что это — ЗРР (задержка речевого развития), ЗПРР (задержка психо-речевого развития), моторная или сенсорная алалия, или же аутизм, — никто сказать пока не может.

Хороших врачей-диагностов даже в Москве — считанные единицы. Мы уже подали заявку на консультацию к одному известному психиатру, но на ближайшие месяцы у него уже все расписано.

Что же делать? Я ведь прекрасно понимаю, что любое промедление в данном случае недопустимо. Ведь мозг ребенка развивается наиболее активно в возрасте до 3-х лет, и именно в этот период надо максимально помочь малышу в развитии.

Книга Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально поведенческий подход)» стала моим первым практическим руководством. К слову сказать, методика, изложенная в ней, применима не только для аутистов, но и для любых детей, имеющих задержку в развитии (даже для детей с синдромом Дауна). Вербально поведенческий подход (The Verbal Behavior Approach) является разновидностью ABA-терапии. ABA-терапия (методика прикладного анализа поведения) — на данный момент хорошо зарекомендовавшая себя система обучения аутистов. Автор, воспитывающая сына-аутиста, подробно описывает все преимущества и отличия этой методики от ряда других.

В свою очередь, я попробую изложить здесь те ценные советы, которые мне удалось почерпнуть из данного издания.

Итак, у моего малыша на данный момент следующие проблемы:

— он не отзывается на свое имя;

— он не говорит (вернее, осознанно он произносит только слово «мама», а остальные слова «баба», «деда» и др. он говорит просто так, не адресуя их конкретно какому-то человеку, а это речью не является)

— он не понимает просьб и указаний (например, таких, как «Принеси мячик», «Покажи носик»)

Ценные советы, подробно описанные в этом пособии:

  1. В самом начале надо подробно описать все навыки, которым обладает ребенок на данный момент. Это станет отправной точкой, и в дальнейшем будет легче проследить динамику развития.
  2. Следует подготовить определенные таблицы (образцы таблиц представлены в книге), в которых будут фигурировать все те умения и действия, которым вы хотите обучить ребенка.
  3. В книге имеется подробное описание всех вербальных и невербальных навыков, которыми должен обладать ребенок. Изучая их, можно понять, в чем именно отстает ваш малыш.
  4. В книге изложена конкретная система обучения нужным командам. Например, чтобы ребенок выполнил команду: «Похлопай в ладоши», следует вначале похлопать в ладоши его собственными руками (это называется «физическая подсказка», а затем постепенно понижать уровень подсказок до тех пор, пока малыш не научится делать это самостоятельно).
  5. Автор предлагает создать список всего того, что могло бы послужить ребенку вознаграждением за проделанную работу (здесь это называется «списком подкреплений»). Это может быть печенье, мыльные пузыри, просмотр отрывка из любимого мультика, возможность покачаться на качелях, попрыгать на батуте или поиграть с любимой игрушкой. Все это можно использовать в качестве поощрения за правильно выполненные команды.
  6. К слову сказать, все самые любимые для ребенка игрушки нужно убрать на дальние полки, чтобы у ребенка не было к ним прямого доступа. Рано или поздно он должен научиться выражать свою просьбу достать с полок любимые предметы.
  7. Если ребенок не говорит, надо начать обучать его языку жестов. Для начала это может быть всего 10 жестов, обозначающих самые важные для ребенка вещи: «печенье», «конфета», «туалет», «сок», «вода» и т.д. Зачастую дети, обучившись обозначать что-то с помощью жеста, очень быстро учатся произносить это слово уже на обычном языке.
  8. Если ребенок всё еще пьет из бутылочки или из чашки-непроливайки, следует как можно быстрее переходить на питье из чашки или из бутылки с соломинкой. Это будет способствовать развитию артикуляции.

Конечно же, мне удалось описать всего лишь часть тех советов, которые можно встретить в этой книге. Кроме того, автор в своем пособии предостерегает родителей от тех ошибок, которые обычно допускают инструкторы в процессе работы с детьми. В-целом, я считаю это издание весьма полезным для тех родителей, которые находятся в поиске эффективных методик обучения детей, страдающих теми или иными формами задержки развития.

irecommend.ru

Поведенческий подход

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «Поведенческий подход» в других словарях:

поведенческий подход — Изучение особенностей восприятия людьми окружающей природной и социальной среды в пределах определенных районов и местностей, их представлений об оптимальных условиях обитания и предпочтений в выборе мест проживания. Syn.: бихевиоризм … Словарь по географии

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД — (behavioural approach) см. Би хевиорализм … Большой толковый социологический словарь

БИХЕВИОРАЛИЗМ или ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД — (behaviouralism or behavioural approach) теоретический и эмпирический подход в американской политической науке, который подчеркивает важность социологических и психологических детерминантов политических действий и поведения, а не ограничивается,… … Большой толковый социологический словарь

подход поведенческий — к коррекции психологической в его рамках отклонения трактуются согласно принципам бихевиоризма, а коррекция и терапия связываются с необходимостью формирования у клиента оптимальных поведенческих навыков, ибо считается, что расстройства… … Большая психологическая энциклопедия

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ — Основывается на идеях поведенческой психотерапии; целью его является обучение приспособительным умениям, необходимым при столкновении со сложными жизненными ситуациями. П. т. это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия обычных … Психотерапевтическая энциклопедия

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ (ПОИСК) — En.: Cognitive behavioral (research) Многие исследователи, в частности в США и Канаде, работают в этом направлении. В работе «Гипноз: когнитивно бихевиоральная перспектива» (1989), мы встречаем известные в области гипноза имена: Барбер, Шейвз,… … Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

Когнитивная психотерапия — (англ. Cognitive therapy) одно из направлений современного когнитивно бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в… … Википедия

Когнитивно-поведенческая психотерапия — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Когнитивно … Википедия

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — Первый опыт применения поведенческой терапии основывался на теоретических положениях И. П. Павлова (классическое обусловливание) и Скиннера (Skinner В. F.), (оперантное обусловливание). По мере того как новые поколения врачей… … Психотерапевтическая энциклопедия

ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПСИХОТЕРАПИИ — С развитием организационных основ психотерапевтической помощи все большую актуальность приобретает разработка основных принципов и методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии. Важнейшей задачей является создание и… … Психотерапевтическая энциклопедия

psychology_pedagogy.academic.ru

инновации в инклюзивном образовании и реабилитации

книги, написанные родителями детей с аутистическими расстройствами

  • “Услышать голос твой” – Кэтрин Морис (Читать онлайн)
  • “Приключения другого мальчика. Аутизм и не только” – Елизавета Заварзина-Мэмми (Читать онлайн)
  • “Победить аутизм. Метод семьи Кауфман.” – краткий пересказ Н.Л. Холмогоровой книги Barry Neil Kaufman. Son-Rise: The Miracle Continues (Читать онлайн)
  • “Искра Божья, или Как воспитать гения” – Кристин Барнетт (Читать онлайн)
  • “Даже не ошибка. Отцовское путешествие в таинственную историю аутизма” – Пол Коллинз (Скачать)
  • “Мальчик, который упал на землю” – Кэти Летт (Читать)
  • “С самого начала… Простая история непростого ребенка” – Нонна Кицмаришвили
  • Книги, написанные непосредственно людьми с аутистическими расстройствами

  • “Особое детство” – Ирис Юханссон (Читать онлайн)
  • “Никто нигде” – Донна Уильямс (Читать онлайн)
  • “Посмотри мне в глаза” – Джон Робинсон (Читать онлайн)
  • “Почему я прыгаю. Внутренний мир 13-летнего мальчика с аутизмом” – Наоки Хигасида (Скачать)
  • “Отворяя двери надежды” – Темпл Грэндин (Читать онлайн)
  • Книги, написанные специалистами

    psycentr-algis.ru

    Фонд "Выход": Восемь советов Мэри Линч Барберы родителям невербальных аутичных детей | Аутизм

    Восемь советов Мэри Линч Барберы родителям невербальных аутичных детей, из ее книги «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход»:

    1. Будьте к ребенку добрее. На каждое критическое замечание должно приходиться восемь одобрительных.

    2. Снизьте требования, давайте такие указания, которые легко выполнить и к которым можно дать подсказку, и выполнение которых вы готовы довести до завершения.

    3. Всегда будьте с ребенком вежливы. Не повышайте голос и не используйте физическую силу для того, чтобы добиться его покладистости.

    4. Пореже называйте ребенка по имени, особенно когда предъявляете требования или когда говорите ему «нет».

    5. Начните искать потенциальные поощрения и обязательно называйте их дважды или трижды каждый раз, когда ребенок их от вас получает (с помощью речи или речи и жестов, если ребенок еще не говорит).

    6. В течение дня обозначайте предметы одним-двумя словами, произнося их медленно, но энергичным тоном, делайте на них акцент. Например, говорите «вверх, вверх, вверх», поднимаясь с ребенком по лестнице.

    7. Не снимайте требования, столкнувшись с проблемным поведением, не давайте ребенку доступа к поощрениям, когда он плохо себя ведет. Дайте ему понять, что плохие поступки не дадут ему того, что он хочет.

    8. Исправляйте ошибки, давайте ребенку подсказки и тренируйте переход к самостоятельности в течение всего дня. Каждый раз, когда подсказываете ребенку правильный ответ или поправляете его, обязательно задайте вопрос еще раз, чтобы получить от него самостоятельный ответ.

    Начните руководствоваться этими восемью правилами в повседневной жизни. Вы, вероятнее всего, очень скоро заметите перемены в своем ребенке. Вы заметите, что он стал счастливее и покладистее, и ваше настроение улучшится.

    Книга «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход»: http://rama-dety.com/books/product-1233.html

    autism38.ru

    Мэри Линч Барбера

    HYPERLINK "http://www.youtube.com/watch?v=yD4tcWW2new" http://www.youtube.com/watch?v=yD4tcWW2new

    http://www.youtube.com/watch?v=FjZTFAjFDwc http://www.youtube.com/watch?v=y2TQx6wcNks

    УДК 159.9

    ББК 74.3

    Б24

    Барбера М. Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход (The Verbal Bihavior Approach): Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами /Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен ; пер. с англ. Д.Г. Сергеева; Предисл. М. Сандберга. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.- 304 с.

    ISBN 978-5-01743-046-1

    Предисловие к русскому изданию.

    Чем интересна книга.

    Воспитание и обучение ребёнка посредством использования принципов прикладного анализа поведения. Книга - теоретически выверенное и практически отточенное пособие по использованию ВПП к обучению и воспитанию аутичного ребёнка и к повседневному общению с ним. Прикладной анализ поведения – наука об изменении поведения.

    1.История женщины, открывшей, что один из двух её детей развивается не совсем обычно. Эта история могла бы быть грустной, но оказалась историей открытий и находок воспитания и обучения ребёнка посредством использования принципов прикладного анализа поведения (наука о модификации поведения Берреса Фредерика Скиннера). Теория и практика прикладного анализа поведения (Эй-Би-Эй) – «золотой ключик» к внутреннему миру аутичного ребёнка, источник развития. Пионером применения стал доктор Ивар Ловаас.

    2.В ней можно получить цельное представление об актуальных прикладных аспектах одного из главных направлений современной психологической науки – науке о поведении. На почве его закона и теории подкрепления и эвристической классической работы «Вербальное поведение» (не переведённой ещё на русский язык) выросла технология развития речи и обучения важнейшим жизненным навыкам аутичных детей, получившая название «вербально-поведенческий подход» (ВПП).

    Это книга – теоретически выверенное и практически отточенное пособие по использованию ВПП к обучению и воспитанию аутичного ребёнка и к повседневному общению с ним.

    Представленные в книге поведенческие технологии применимы и в воспитании обычных детей для устранения или предотвращения вредных привычек и в целях налаживания контакта с детьми, если отношения зашли в тупик. В.Г. Рамек, к.психол.наук.

    Предисловие к книге.

    Книга для родителей и специалистов, обучающих речи детей с аутизмом и другими отклонениями развития.

    Учение прикладного анализа поведения соединяют в себе две методики вмешательства: дискретного обучения и прикладного анализа поведения.

    История открытия.

    Б.Ф. Скиннер изучал язык всесторонне. В результате была опубликована книга «Вербальное поведение». В ней представлен автором подробный поведенческий анализ того, что формирует речь. Речь – наиболее значимый аспект поведения человека. Она позволяет общаться, выражать свои чувства, уведомлять других о потребностях, устанавливать отношения с людьми, реагировать на реплики, лучше понимать окружающий мир. Она формирует основу образования, накопление знаний, развитие интеллектуальных способностей, любых видов умственной деятельности и социального поведения.

    То есть, речь – краеугольный камень человеческого поведения.

    Ребёнок, не овладевший речью, имеет большие трудности и в развитии, и в социальной адаптации.

    ..

    Важность ранней диагностики и вмешательства.

    Это ключ к успеху.

    --

    От родителя к родителю-специалисту.

    Эта книга написана в помощь родителям и специалистам, если обнаружен аутизм или другие отклонения в развитии речи.

    Первое знакомство с прикладным анализом поведения.

    Прикладной анализ поведения (Эй-Би-Эй), опирающийся на работу Ивара Ловааса. Он наблюдал группу из 59 детей, изучал и оценивал способы их обучения. Обнаружил, что 19 детей-аутистов, прошедших индивидуальный курс на основе ВПП (вербально-поведенческий подход, Эй-Би-Эй) в объёме 40 часов в неделю, пришли к лучшим результатам. Почти половину из этих детей почти невозможно было отличить от обычных сверстников.

    Многие из тех детей, кто добился лучших результатов, к 13-летнему возрасту сохранили свои способности и были неотличимы от одноклассников.

    Методика (Эй-Би-Эй) начала активно применяться и исследоваться. В долгосрочной перспективе она оказалась успешна: при интенсивном использовании обучающих техник в годы формирования личности меньшее число детей нуждалось в помощи после 1 класса и до совершеннолетия.

    Провести поведенческую терапию.

    40 часов индивидуальной поведенческой терапии в неделю. Очень дорого. Автор книги организовала занятия с тремя инструкторами и 1 раз в месяц приходил домой консультант, дающий указания инструкторам и ей.

    Автор, развиваясь в этом, выявила другую разновидность Эй-Би-Эй, способную ещё больше помочь её сыну. И её она раскрывает в книге.

    Вербально-поведенческий подход

    Вербально-поведенческий подход разработан на основе исследований, относящихся к сфере прикладного анализа поведения, но он ещё и развивает у ребёнка способность учиться функциональной речи.

    Речь рассматривается как поведение, которое может быть сформировано, затем закреплено, если только обращать внимание не только тому, что говорит ребёнок, но и тому, почему он пользуется речью.

    ВПП – «новичок» в команде Эй-Би-Эй, ему около 15-ти лет.

    ABLLS (Эйбэлс) – тоже средство оценки и программа обучения. Многие пользуются ею. Но она не всем подходит, т.к. требуется заполнение многих анкет – утомительно.

    Методика дискретного обучения: инструктор озвучивает требование, затем наблюдает за реакцией. Например, говорит: «Дотронься до носа», и если ребёнок выполняет требование, он его угощает крендельком. Или тем, что он любит.

    ВПП основан на таких же принципах требований, реакций и последствий, но трактует их иначе.

    Вербальное поведение все виды невербальной коммуникации: указывания, письмо, жестикуляцию. Даже вспышки гнева считаются инструментом общения. Использование ВПП помогает всем: детям и взрослым, независимо от того, могут они говорить или нет, обладают ли навыками общения или нет.

    Развитие речи и снижение частоты проявлений проблемного поведения. С29

    ВПП (вербально-поведенческий подход) почти всегда ослабляет вспышки гнева и корректирует проблемное поведение.

    1.Начинается его применение с определения того, что нравится данному ребёнку. В дальнейшем эти предметы используют как мотиваторы. Их ещё называют «подкрепители», т.к. они подкрепляют желаемое поведение. Чтобы склонить ребёнка к выполнению действий, нужных для того, чтобы он начал учиться. Итак, 1 – определить набор «подкрепителей».

    2. Обучение ребёнка навыку выражения просьбы. Это краеугольный камень ВВП.

    «подкрепители» найдены – инструктор может начинать УП (учебный процесс).

    Инструктор в первую очередь учитывает потребности ребёнка, снабжён «подкрепителями», в любой момент он может поощрить ребёнка, ничего от него не требуя.

    Ребёнок начинает видеть в инструкторе человека, открывающего доступ к любимым предметам и занятиям, но не требующего выполнения заданий учителя.

    Ключом успеха в начале использования ВПП является создание ассоциативных пар: «стол - «подкрепители», преподаватель - «подкрепители», «рабочее пространство - «подкрепители», «учебные материалы - «подкрепители».

    Цель: чтобы ребёнок начал стремиться к встрече с инструктором и к посещению комнаты для занятий.

    При использовании ВПП ребёнок получает доступ к любимым вещам, предметам, занятиям, и вскоре научится просить, чтобы ему их дали (с помощью речи или жестов)

    Со временем, при систематических занятиях ребёнок начнёт просить принести ему вещи, которых нет в поле его зрения, с помощью речи или жестов, реже с помощью картинок.

    Когда это закрепится, можно переходить к следующей фазе.

    Основные отличия программы Эй-Би-Эй от вербально-поведенческого и ловоасовского подхода.

    Ловаас рассматривает экспрессивные язык как поведение, которому можно научить. В т.ч., каждой функции слова в отдельности. Например слово «мяч». Функции: дать поиграть, показать на картинке, повторить за инструктором и т.д.

    Программа Ловааса (дискретное обучение) поначалу не обучает неговорящих детей говорить напрямую. Им даются альтернативные средства общения. Нужно, чтобы сначала ребёнок выполнял невербальные просьбы, например, имитацию или сопоставление. В программах этого типа детей редко учат языку жестов, иногда используют коммуникативную систему обмена картинками. Функции слова в первые месяцы вмешательства тоже игнорируются.

    В программах ВПП ребёнка, если он не говорит, немедленно начинают учить альтернативной системе общения: обычно языку жестов, чтобы он смог сообщить о своих потребностях и желаниях. То есть, начинается обучение-развитие навыка выражения просьбы. То есть, очень важно научить другому способу выражения просьбы.

    Когда это развито, можно переходить к следующей фазе обучения.

    При использовании дискретного обучения детей награждают за ответы на вопросы, за подражание и выполнение заданий на сопоставление, за использование множества рецептивных языковых навыков.

    В то время, ка при ВПП ребёнок больше работает над экспрессивными речевыми навыками, такими как просьбы, обозначение предметов, заполнение в пропусках в песнях, а в основном, просто учится общаться.

    На взгляд автора методики ВПП лучше.

    Ошибки есть, допускаются взрослыми людьми и при дискретном обучении и при ВПП.

    Последствия отказа от ВПП .

    Итак, ошибки.

    Основы дискретного обучения: ребёнка нужно усадить за стол и заставить выполнить работу. Пугаясь плача и истерик ребёнка, родители (инструкторы) награждают его за то, что он хотя и ещё хнычет, но уже собирает головоломку. В этом случае награда может сформировать нежелательное плаксивое поведение.

    Бывает: видно, что работа слишком сложна для ребёнка, задания требуют слишком много времени, а подкрепление недостаточно; неговорящих детей обучали не экспрессивным, а рецептивным, сопоставительным навыкам и имитации, результат – ноль.

    Видела, как неговорящего ребёнка пытались научить использованию предлогов и времён глаголов и т.д.

    Результаты невелики, если нет понимания, как научить его общаться и какие навыки нужно усиленно развивать.

    Переключение на ВПП (Вербально-поведенческий подход).

    Автор пишет, что сначала для обучения сына-аутиста использовался дискретный подход, затем она перешла на ВПП, взяв из него всё лучшее. Изучила его, получила сертификат, и стала сама консультантом для таких детей. Разрабатывала программы для детей разных возрастов. Считает ВПП более гибким. Включает метод документирования и отслеживания успехов ребёнка. Благодаря этому, можно узнавать, когда менять цели и программы для успешного продвижения ребёнка в развитии и обучении.

    Глава 2.

    Основы прикладного анализа поведения. Поведение для детей – инструмент общения. Когда Вы освоите язык их поведения, то сможете пользоваться методиками, позволяющими вам добиться от ребёнка приемлемого поведения и закрепить его. Это основы прикладного анализа поведения.

    Нужно: понимать, какую цель он преследует, действуя именно так; что он пытается вам сказать?

    Сможете понять его цели – сможете изменить его поведение.

    Фактически дети-аутисты используют своё поведение как речь. Пока вы не научитесь её понимать, он не начнёт говорить на вашем языке.

    Мотивы поведения ребёнка следует различать.

    Например, ребёнок ведёт себя плохо (кричит, кусается и т.п.), потому что 1)не знает подходящих слов, чтобы попросить то, что хочет получить, 2)потому что уклоняется от выполнения вашей просьбы (что-то сделать).

    Если вы его при этом наказали, например, поставили в угол, то, возможно, он этого и добивался, так как любит сидеть в одиночестве. И это его способ уклониться от того, что он не хочет делать. Вероятно, что ребёнок кусается, чтобы уклоняться от заданий или отсрочить их – ведь это срабатывает!

    Запомните простую вещь: поведение закономерно, оно почти также определено, как законы гравитации: если вы поощряете поведение, оно будет проявляться чаще. Если вы его за него наказываете, или хотя бы не поощряете, то оно будет проявляться всё реже и реже.

    Если действия ребёнка выходят за рамки, хорошо проконсультироваться с поведенческим аналитиком, который помог бы определить цели таких действий и разработать план поведенческого вмешательства. Если такового нет, вы сможете сами это определить с помощью советов в этой книге. Которая научит вас самым необходимым правилам, с помощью которых вы начнёте контролировать поведение вашего ребёнка.

    Основы науки о поведении.

    Любое поведение состоит из трёх частей.

    антецедент. Оно непосредственно предшествует действию.

    Действие. Возникает сразу за антецедентом. Например, вы просите сына повесить куртку. Это антецедент. А он кидается на пол и начинает истерить. Это действие.

    Последствие. Вы ставите его в угол и вешаете куртку сами.

    Именно последствие определит, как ваш сын будет реагировать на схожие антецеденты в будущем.

    Пример показывает, что ваше вмешательство принесло ему желаемое: ему не пришлось это делать самому.

    Этот пример – иллюстрация того, что называют трёхчастной поведенческой парадигмой.

    Любое поведение можно разделить на 3 составляющие.

    Поведение нельзя рассматривать как свободную творческую активность. Оно принадлежит той области, которая называется «Прикладной анализ поведения» (1987г. Купер, Херон,Хьювард) – дисциплина, в рамках которой процедуры, выведенные из принципов поведения, используются систематически с целью формирования нужного социально значимого поведения.

    Прикладной анализ поведения – наука об изменении поведения.

    Каждый из нас постоянно использует трёхчастную поведенческую парадигму.

    Привет, как тебя зовут? – Меня зовут Матвей – приятно познакомиться. Матвей. Вопрос – антецедент, ответ – действие, похвала – последствие.

    Антецедент всегда предшествует действию. Действие может быть как позитивным, так и негативным. Последствие тоже, или позитивным, или негативным.

    Позитивное сопряжение трёх частей: просите ребёнка дотронуться до носа (антецедент) – он дотрагивается до носа (действие) – вы угощаете его печеньем (последствие).

    Негативное сопряжение трёх частей: предлагаете ребёнку: «Реши головоломку» (антецедент) – он падает на пол и кричит (действие) – вы отказываетесь от требования и говорите: «О, похоже, ты не в настроении решать головоломку» (последствие).

    Последствие в том, что вы отказались от своего требования.

    Первый пример – ребёнок, скорее всего, будет следовать вашим указаниям, потому что ему нравится печенье. Второй пример – ребёнок, возможно, выяснил, что благодаря падению и крикам, вы сняли своё требование. Это указывает на возможность повторения нежелательных действий.

    Сбор данных.

    Прежде чем идти дальше, вам нужно собрать некоторые данные, касающиеся действий вашего ребёнка.

    Во-первых, сосредоточьтесь только и исключительно на тех действиях вашего ребёнка, которые по-настоящему вселяют в вас тревогу, которые вы находите проблемными для вас и вашего ребёнка, например, крики, укусы, пинки.

    Нужно посчитать, сколько раз в час или в день ваш ребёнок так действует, чтобы у вас появилась точка отсчёта.

    Сбор начальных данных о частоте таких действий в течение нескольких дней даст вам возможность определить, какие цели эти действия преследуют.

    Чтобы попробовать определить цели, возьмите листок бумаги и начертите таблицу с шестью колонками (таблица 2.1.).

    В 1 колонке – записывать дату и время нежелательного действия – даст возможность отслеживать, как часто ваш ребёнок действует так и выявить, какое время суток является проблематичным.

    Во 2 колонке – описать ситуацию, когда имело место нежелательное действие. Например, «занятие с логопедом», «игровая площадка», «просмотр телевизора».

    В 3 колонке – записать антецедент: это указание, непосредственно предшествовавшее возникновению действия со стороны ребёнка. Например, «повесь куртку», «выключи телевизор» и т.п.

    В 4 колонке – описание действий: «закричал, упал», «стучит ногой по стене» и т.п. содержание должно быть очень точным. Важно, чтобы иметь возможность измерять успехи вашего ребёнка. Не обобщайте происходящее. Не пишите «вспышка гнева», пишите «укусил, ударил или пытался укусить, кого» и т.п.

    Например, если ребёнок вас пнул, нужно проследить, сколько раз он это сделал, а также охарактеризовать его пинки. Описание должно быть очень точным.

    Поскольку точность необходима, нужно дать определения действиям, подсчёт которым вы ведёте. Если речь идёт о крике, то нужно решить, крик какой громкости и продолжительности будет считаться действием, которое вы фиксируете в письменной форме в таблице.

    Вы можете счесть, что надо фиксировать все крики, длящиеся больше трёх секунд или только крики, которые сопровождаются падением на пол.

    Вы знаете, как ведёт себя ваш ребёнок, и что в его поведении наиболее проблемно, так и начните с этого.

    В 5 колонке – запишите, к какому последствию привело действие ребёнка. Вы ушли? Поставили его в угол? Сняли требование? Применили силу? Что именно вы сделали, даже, если вы знаете, что это вмешательство было неверным. Это поможет вам определить, с какой целью ребёнок так себя повёл, и записать в 6 колонке.

    Определение целей поведения.

    Опыт показал: информация об антецедентах, действиях и последствиях поведения – лучший способ определить, что является «спусковым крючком» для действия, и как ребёнок использует это действие, чтобы получить результат.

    2-3 дня нужно таким образом наблюдать за поведением ребёнка, чтобы собрать достаточно данных для выработки подходов к его действиям.

    Внимание. Если вы замечаете, что действие возникает неожиданно и беспричинно и невозможно определить «спускового крючка», например, тогда, когда приходит истерика, когда от него никто ничего не требует, то нужно поискать медицинскую проблему. Например, болят уши или зубы. Эту проблему нужно снять.

    Когда таблица достаточно заполнена, приступайте к анализу, чтобы определить цели действий ребёнка (последняя колонка). Этот шаг сложный, но самый важный.

    Поведение детей-аутистов, и вообще людей, направлено на достижение 3-х главных результатов: они хотят что-то получить, от чего-то избавиться или просто жаждут сенсорной стимуляции.

    1.действия, чтобы привлечь ваше внимание и / или получить доступ к чему-то. В прикладном анализе это действие называется «социально опосредованное подкрепление». «Социально опосредованное» - значит, в действие включены другие люди, а «подкрепление» - значит, что ребёнок хочет что-то, служащее подкреплением его нежелательного поведения. Например, посмотреть мультик, а вы не разрешили.

    2.Другая цель действия может заключаться в уклонении от выполнения задания. Если, анализируя таблицу, вы много нежелательных действий при просьбах повесить куртку, позаниматься с карточками и т.п., то он уклоняется от выполнения задания.

    Также вы можете увидеть одни и те же действия для привлечения вашего внимания и для уклонения от выполнения заданий. Тогда вам придётся выработать различные походы к каждому типу действий.

    Цель уклонения ещё обозначается как «социально опосредованное негативное подкрепление». «социально опосредованное» - вовлечённость хотя бы одного человека, а желаемое ребёнком подкрепление состоит в том, чтобы взрослый устранил нечто, например, снял задачу.

    Разница между «социально опосредованным негативным подкреплением» и «социально опосредованным позитивным подкреплением» - позитивное подразумевает присовокупление чего-то (получение), а негативное – устранение чего-то, например, обязанностей.

    Обе цели связаны с вовлечением других людей - «социально опосредованы». В ходе повествования я (автор) буду использовать термин «внимание», под которым в том числе подразумевается доступ к чему-то вместо терминов «социально опосредованное позитивное подкрепление» и термин «уклонение» вместо «социально опосредованное негативное подкрепление».

    Третья цель неадекватных действий ребёнка – получение сенсорной стимуляции. Например, ребёнок может кусать себя, потому что ему нравятся ощущения, которые он испытывает при стискивании зубов. Такие типы действий называются «автоматическим подкреплением». Ребёнок может раскачиваться или издавать звуки. Сенсорная стимуляция отличается от остальных целей только тем, что ребёнок прибегает к ней только тогда, когда он один или когда он не принимает деятельного участия в происходящем вокруг. Такие действия могут возникать часто вне зависимости от окружающих условий. Рядом с ребёнком может кто-то находиться, но не занимать его. И всё, что он делает, это просто попытка достичь сенсорной стимуляции.

    Бывает, что поведение преследует смешанные цели, поскольку дети часто действуют для получения различных последствий, но нужно постараться найти в этом систему.

    Нужно выработать отдельный подход к каждой из форм поведения ребёнка.

    Разработка плана коррекции целей поведения.

    У вас уже записаны антецеденты, действия и последствия. Вы уже определили, что у всех типов поведения вашего ребёнка есть 1, 2 или 3 цели. Переходим к выработке отдельного типа вашего вмешательства к каждой из целей его поведения.

    Вам не нужно вторгаться в каждое действие. Следует вмешиваться в цели поведения (менять цели действий).

    Вам потребуется три различных подхода: три разных набора мер.

    1.в случае действий, направленных на привлечение вашего внимания и / или получения доступа к чему-то.

    2. в случае действий, направленных на уклонение от выполнения задания.

    3. в случае действий, направленных на получение сенсорной стимуляции (сенсорного удовлетворения).

    Все виды поведения, направленного на достижение одной и той же цели, должны будут корректироваться одинаковыми способами. Но каждый из трёх способов поведения должен корректироваться по –разному.

    По сути, вам нужны всего лишь три стратегии, чтобы добиться улучшения поведения. Одна для каждого случая негативных действий, приведённых выше.

    В таблице 2.2 приведены стратегии двустороннего подхода ко всем трём целям.

    1.нужно выработать стратегию предотвращения и /или замены поведенческих реакций.

    2.необходимо записать, что взрослому следует делать, когда он сталкивается с поведением, основанным на определённой цели.

    Чем больше времени вы будете посвящать замещению или предотвращению поведения, тем легче будет подготовить вашего ребёнка к обучению.

    Автор считает, что лучше всего 95% времени нужно посвящать применению стратегий, направленных на предотвращение нежелательных действий.

    Она говорит, что когда она замечает проявление проблемного поведения, то понимает, что требования к ребёнку слишком суровые и / или подкрепление недостаточно эффективно.

    Ребёнок должен начать радоваться работе со взрослым, прежде чем ему можно будет предъявить какие бы ни было требования. И сначала эти требования должны быть необременительными, совсем простыми для выполнения. Например, сесть в машину, произнести звук, надеть ботинки и т.п.

    Если вы сталкиваетесь с нежелательными действиями, то следует подумать о способах их предотвращения в будущем, для предотвращения нежелательных действий нужно усилить подкрепление действий желательных и / или снизить свои требования.

    Коррекция поведения, целью которого является привлечение внимания или доступ у материальным предметам.

    Предупреждение / замещение поведения, направленного на привлечение внимания.

    Теперь, благодаря списку антецедентов, действий и последствий, можно начать следовать стратегии его предотвращения.

    Например, если у вашего ребёнка проблемное поведение возникает обычно потому, что он хочет нечто получить, например, конфету, то, когда вы идёте в магазин за покупками, следует попробовать предотвратить такое поведение, обеспечив ему достаточно внимания; или, если ему разрешается есть конфеты, можно купить леденец по дороге, чтобы он развернул его уже в магазине. После этого можно поощрить его дополнительно за хорошее поведение.

    Обучение поведению, замещающему проблемное поведение, направленное на привлечение внимания или получение доступа к каким-либо предметам – является важной превентивной мерой.

    Наилучший подход в этом случае – научить ребёнка просить.

    Поскольку вербально-поведенческий подход концентрирует внимание на выработке навыка вербального выражения просьбы, об этом будет ещё сказано.

    А в данный момент вы в силах помочь ребёнку общаться и просить что-то, используя простые жесты или указывая на желаемый предмет. Проследите, чтобы никто ничего не давал вашему ребёнку, если он начинает плакать или демонстрировать другое поведение.

    Что делать, когда возникает проблемное поведение, направленное на привлечение внимания.

    В тех случаях, если вам не удалось предотвратить проблемное поведение, и ребёнок устроил истерику прямо в кондитерском отделе, не давайте ему конфету, пока истерика продолжается. Он сможет получить конфету, только если будет вести себя нормально. Нужно научить его этому важному правилу.

    Встаньте напротив и скажите ему «Успокойся», затем дайте ему сигнал замолчать, приложив палец к губам. Затем посчитайте от 1 до 5-ти (вслух или про себя), затем произнесите слово «конфета», или используйте язык жестов для обозначения конфеты и дайте её ребёнку.

    Если ребёнок хотя бы 5 секунд оставался спокойным, он может оставить конфету себе. Если он нарушил тишину и снова начал злиться, пока вы считали, начните считать заново, вернувшись к 5-тисекундному отсчёту после наступления тишины.

    Это учит ребёнка, что во время приступа гнева он не получит то, что хочет. А если он будет держать себя в руках и вежливо «просить», то сможет получить конфету.

    Это называется метод счёта. Он разработан доктором Винсентом Карбоном, хорошо подходит для работы с типично развивающимися детьми, когда их учат, как попросить разрешённый им предмет.

    Нужно обучить ребёнка этому приёму сначала дома, прежде чем пытаться применить его в общественном месте. Это даст больше возможности не уступать ему, если он продолжает кричать.

    Если вы решили, что ребёнок больше не будет выходить победителем из проблемных ситуаций, то метод счёта должны применять все, кто с ним общается.

    Метод счёта является непродолжительным наказанием. Нужно понять, что временная задержка подкрепления по сути является наказанием.

    Также нужно помнить, что наказывая детей с аутизмом и другими нарушениями развития можно получить результаты, обратные ожидаемым.

    Во время минутных, 5-тиминутных или 10-тиминутных наказаний-перерывов такие дети не улавливают связи между своим поведением и получением подкрепления.

    Автор исследовала, спрашивая у родителей, что же является видом наказания, а что – подкрепителем. Ответ только один: если это наказание, то проблемное поведение в дальнейшем будет проявляться реже, если подкрепитель – то чаще. Здесь нужно хорошо узнать, что является для данного ребёнка наказанием, а что – подкрепителем.

    Если вы используете отсрочку подкрепления в качестве наказания, обязательно удостоверьтесь в том, что таким образом вы корректируете только то поведение, целью которого является привлечение внимания. Потому что если у него цель: уклонение от выполнения заданий, то этот подход не сработает.

    Наказания-перерывы должны быть очень короткими (особенно если у ребёнка задержка развития) и действительно эффективными.

    Обязательно записывайте, как часто вы используете технику наказания, чтобы определить, эффективна ли она.

    Если поведение при этом способе не корректируется, то стоит выбрать другую стратегию.

    Автор рекомендует использовать метод счёта вместо наказания.

    Если желание ребёнка выполнить нет возможности (хочет босиком при ноле градусов гулять). То нужно отклонить просьбу. А метод счёта не сработает. Он срабатывает только, если вы можете после счёта выполнить желание его.

    Если он хочет шоколадку, а ему нельзя, то нужно сказать ему, что шоколадку ему нельзя, но можно то-то или то-то, что ему нравится.

    Если это не предотвращает проблемного поведения, то лучше уйти и проигнорировать его действия. Кроме того, ребёнка нужно лишить подкрепителя, который ему был предложен до проявления ПП (проблемного поведения).

    Если ПП продолжается, надо настоять на том, чтобы ребёнок посидел тихо, прежде чем предложить ему другое занятие или предмет, которые ему очень нравятся.

    Но не предлагать альтернативного занятия прежде, чем ребёнок не посидит хотя бы 5 секунд.

    Если вы начнёте подкупать ребёнка подкрепителями (вещами, которые ему нравятся) во время вспышек гнева, то укрепите проявление нежелательного поведения.

    Вот почему очень важно разделять плохое поведение и хорошее хотя бы 5-тисекундными интервалами.

    Если вы даёте ребёнку какой-то предмет или уделяете ему внимание, даже с отрицательным подтекстом (делаете выговор), в то время как он демонстрирует плохое поведение, вы сильно рискуете подкрепить или сформировать ещё более нежелательное поведение.

    Опыт показал, что негативное внимание родителей (ругают детей) оказывается сильным подкрепителем.

    Пример: вы разговариваете по телефону, ребёнок, например, капризничает, потому что ищет вашего внимания, вы просите собеседника подождать и начинаете ругать ребёнка = вы даёте ему то, что он хочет – ваше внимание.

    В следующий раз, прежде чем начинать разговаривать по телефону, сделайте так, чтобы на это время у ребёнка было интересное или приятное для него занятие.

    Если во время вашего разговора ребёнок ведёт себя хорошо, прервитесь, улыбкой или /и одобрительным жестом покажите своё отношение или покажите поднятый кверху большой палец.

    Вмешательство в поведение, направленное на уклонение.

    Предупреждение и / или замещение поведения.

    Если поведение вашего ребёнка нацелено на уклонение от чего-либо, нужно подумать о способах усиления «подкрепляющих свойств» рабочего стола, людей, здания и /или комнаты для занятий. Плеер, конфета, игрушка могут стать первым шагом в создании ассоциации «рабочее пространство – подкрепление». Эти подкрепления должны оказаться на столе до того, как ребёнок начал вести себя проблемно.

    Перестаньте призывать его к работе. Просто включите плеер с его любимым фильмом прямо на его рабочем месте.

    Когда ребёнок подойдёт к столу, позвольте ему посмотреть фильм и комментируйте происходящее на экране, создавая ассоциации «любимый фильм – ваш голос».

    Помните, 95% времени нужно посвящать предупреждению проблемного поведения.

    Когда поведение ребёнка направлено на уклонение от занятий или выполнения заданий, важно снизить все требования прежде, чем проблемы появятся. Т. о., они будут предотвращены или сведены к минимуму.

    Если просьба собрать пазл вызвала у него вспышку гнева или просто нежелание, то в следующий раз предложите ему просто добавить последний пазл к картинке.

    Если он не хочет вешать куртку, то в следующий раз попросите его снять и дать вам.

    Вместо требования обуться самостоятельно, в следующий раз предложите ему завершить процесс: застегнуть липучку на ботинке.

    Не ставьте перед ребёнком слишком сложных задач. Только когда ребёнок станет менее напряжённо относиться к тому, что от него ожидают, он будет готов делать больше.

    Требования нужно повышать так плавно, чтобы ребёнок не знал, что совершает усилия.

    Для замещения поведения, имеющего целью уклонение следует научить ребёнка вместо того, чтобы злиться или убегать, просить о перерыве, если он утомился или уведомлять вас о том, что он закончил работу.

    При вербально-поведенческом подходе не делаются длительные переменки, поскольку нам нужно, чтобы ребёнок хотел быть с нами, хотел находиться за рабочим столом, в комнате для занятий. Однако если ребёнок уже большой, и его поведение очень трудное, то следует научить его говорить «перерыв», «стоп» или соответствующим жестам.

    Что делать при проблемном поведении, направленном на уклонение.

    www.freedocs.xyz

    Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход. Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами

    Производитель: "Рама Паблишинг"

    Описанный в книге Мэри Барберы вербально-поведенческий подход на сегодняшний день зарекомендовал себя как наиболее оптимальный способ коррекции и развития детейс диагнозом`аутизм`. Будучи сама матерью аутичного ребенка и одновременно сертифицированным специалистом по приклад ному анализу поведения, Мэри Барбера смогла изложить весьма непростые концепции и методы этой науки языком, понятным каждому родителю, воспитывающему аутичного ребенка. Книга содержит множество конкретных рекомендаций и примеров. В этом смысле она может быть рекомендована как специалистам, так и самой широкой родительской аудитории - не только тем, кто воспитывает аутичного ребенка, но и тем, кто просто сталкивается с проблемами`трудных` детей. ISBN:978-5-91743-046-1, 978-5-91743-066-9

    Издательство: "Рама Паблишинг" (2014)

    ISBN: 978-5-91743-066-9

    Купить за 245 грн (только Украина) в

    Другие книги схожей тематики:

    АвторКнигаОписаниеГодЦенаТип книги
    Барбера М., Расмуссен Т.Детский аутизм и вербально-поведенческий подход. Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствамиОписанный в книге Мэри Барберы вербально-поведенческий подход на сегодняшний день зарекомендовал себя как наиболее оптимальный способ коррекции и развития детейс диагнозом «аутизм». Будучи сама… — Рама Паблишинг, (формат: Мягкая бумажная, 304 стр.) Подробнее...2017460бумажная книга
    Мэри Линч Барбера, Трейси РасмуссенДетский аутизм и вербально-поведенческий подход. Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствамиОписанный в книге Мэри Барберы вербально-поведенческий подход на сегодняшний день зарекомендовал себя как наиболее оптимальный способ коррекции и развития детейс диагнозом`аутизм`. Будучи сама… — Рама Паблишинг, (формат: Мягкая бумажная, 304 стр.) Подробнее...2014245бумажная книга
    Мэри Линч Барбера,Трейси РасмуссенДетский аутизм и вербально-поведенческий подход. Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствамиОписанный в книге Мэри Барберы вербально-поведенческий подход на сегодняшний день зарекомендовал себя как наиболее оптимальный способ коррекции и развития детейс диагнозом"аутизм" — (формат: 130х200 мм, 304 стр.) Подробнее...2016328бумажная книга
    Барбера Мэри Линч, Расмуссен ТрейсиДетский аутизм и вербально-поведенческий подход (The Verbal Behavior Approach). Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствамиОписанный в книге Мэри Барберы вербально-поведенческий подход на сегодняшний день зарекомендовал себя как наиболее оптимальный способ коррекции и развития детейс диагнозом `аутизм`. Будучи сама… — Рама Паблишинг, (формат: Мягкая бумажная, 304 стр.) Подробнее...2014533бумажная книга

    См. также в других словарях:

    dic.academic.ru

    Три тысячи бесплатных экземпляров книги о развитии речи при аутизме были отправлены в региональные организации

     

     

    Последние из 3000 бесплатных экземпляров книги Мэри Линч Барберы «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» были отправлены почтой в региональные организации. Все, кто ранее присылал заявки на эту книгу, должны получить экземпляры в ближайшее время. Это одна из первых книг в России, посвященных методам прикладного анализа поведения для обучения и помощи при аутизме, и можно надеяться, что она, как и другие издания, помогут специалистам и родителям детей с аутизмом максимально раскрыть их потенциал.

    Вербально-поведенческим подходом называют программы прикладного анализа поведения (ABA), в которых делается акцент на некоторых техниках, в том числе: обучение функциональным аспектам речи, начало развития речи с просьб, позволяющих ребенку получить желаемое, тщательные стратегии по поощрению устной речи, в том числе усилия, направленные на то, чтобы педагог ассоциировался у ребенка с поощрением, использование жестов как предшественников устной речи, использование специальных программ по увеличению вокализаций.

    Мэри Линч Барбера, сертифицированный поведенческий аналитик (BCBA) из США, специализируется на вербально-поведенческом подходе в своей работе. Ее интерес к АВА был не случаен — у ее сына диагностирован аутизм. В своей книге, предназначенной, в первую очередь, родителям, она обращается к ним и как специалист, и как мама ребенка с аутизмом, рассказывая о тех подходах и приемах, которые смогли помочь ее сыну.

    «Моему сыну, Лукасу, этим летом исполняется 18 лет. У него продолжается медленный, но стабильный прогресс благодаря программам АВА/вербального поведения, однако у него остаются значительные нарушения, связанные с аутизмом средней или тяжелой степени, речевым расстройством и умственной отсталостью, — рассказывает Мэри Барбера в интервью. — Лукас очень счастлив, он обожает ходить в школу, бассейн, рестораны и на прогулки. Он наслаждается музыкой на плеере, просмотром телепередач и играми на своем планшете».

    «С того момента, когда я написала эту книгу, прошло 8 лет, и за это время мы научили Лукаса быть независимым во многих отношениях — он может сам приготовить себе поесть и убрать за собой, сам завязывает шнурки на ботинках, ездит на велосипеде, бреется, принимает душ, может сделать различную работу, например, сложить белье. Сейчас мы продолжаем его обучение — он учится обращаться с деньгами, осваивает более абстрактные аспекты языка помимо чисто функциональных, также мы стараемся удерживать его проблемное поведение на минимальном уровне», — добавляет Мэри Барбера.

    Одна из причин того, почему Барбере так нравится выбранный ею подход, помимо его доказанной эффективности — это принцип «спаривания» обучения с приятными и радостными для человека событиями и переживаниями.

    «Во время обучения дети и взрослые с аутизмом должны быть счастливы. Наша цель — чтобы ученик стремглав бежал на занятие. Если это не так, то вам нужно срочно менять свои стратегии — упростить требования и/или увеличить уровень поощрений», — отмечает Барбера.

    Мэри Барбера подчеркивает важность раннего вмешательства при аутизме с помощью методов АВА: «Очень маленькие дети с аутизмом на моих глазах добивались огромного прогресса благодаря правильному введению вербально-поведенческих программ. Дети более старшего возраста и взрослые с аутизмом также могут добиться прогресса, но чем раньше начать, тем лучше!»

    По словам Мэри Барберы, сейчас она работает над созданием новой книги и видеопрограммы, в которых родители и специалисты смогут узнать о более конкретных техниках обучения детей в рамках вербально-поведенческого подхода. Это связано с тем, что за последние четыре года в этой области были разработаны программы, которые даже родители-«новички» могут использовать в домашних условиях.

    Тем же специалистам, которые негативно настроены в отношении АВА, она хотела бы сказать следующее: «Прикладной анализ поведения — это целая научная область об изменении поведения. Это самый научно-обоснованный подход к лечению детей с аутизмом. Многие специалисты и некоторые родители имели негативный опыт, связанные с некачественным введением АВА-программы. Однако когда АВА вводится корректно, то результаты в буквальном смысле меняют жизнь ребенка с аутизмом и его семьи. Если же добавить к этому анализ вербального поведения по Скиннеру, то АВА становится еще более функциональным и позволяет родителям и специалистам очень быстро получить поощрение своих усилий».

    Тем же родителям, которые прочтут ее книгу в России, она хотела бы сказать: «Поздравляю вас с тем, что вы стараетесь узнать больше о том, как помочь своему ребенку! Желаю вам успехов в вашем путешествии в мир вербрально-поведенческого подхода!»

    Книга была выпущена издательством «Рама паблишинг», при сотрудничестве и финансовой поддержке Благотворительного фонда «Ступени», по рекомендации и при содействии Фонда «Выход». Около 3 000 экземпляров книги были распространены безвозмездно среди региональных родительских, общественных и государственных организаций. Среди получателей книги организации из Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Екатеринбурга и Свердловской области, Красноярска, Владикавказа, Брянска, Иркутска, Белгорода, Кемерово, Саратова и Саратовской области, Самары и Самарской области, Краснодарского края, Томска, Новосибирска и Новосибирской области, Смоленска, Ростова-на-Дону, Челябинска, Казани и Набережных Челнов, Омска и Ульяновской области.

    Отдельное спасибо сотрудникам проекта по подготовке к школе «АВА-класс» в ЦПМССДиП МГППУ, особенно педагогу класса, Татьяне Михайловне Овсянниковой, за волонтерскую работу по рассылке книг в регионы.

    Желающие приобрести книгу платно могут заказать ее в Интернете, например, в магазине «Лабиринт».

    Статьи о поведенческом подходе к развитию речи при аутизме:

    Мэри Линч Барбера «Как научить детей с аутизмом здороваться с другими людьми?»

    Мэри Линч Барбера «Как научить детей с аутизмом отвечать “да” и “нет”?»

    Как научить ребенка с аутизмом обращаться с устными просьбами?

    outfundbel.ru


    Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта