Методы оценки и диагностики эмоциональных состояний. Диагностика эмоционально поведенческих реакций


4.3.3. Методы изучения и диагностики эмоций

Изучение физиологических механизмов эмоций – многосторонний процесс, который включает эксперименты на животных, связанные с раздражением и разрушением отдельных участков мозга, изучение особенностей эмоционального реагирования у пациентов с различными поражениями мозга, а также лабораторные исследования здоровых людей при переживании ими искусственно создаваемых эмоциогенных ситуаций.

Электрическая стимуляция мозга. Стимуляция разных отделов мозга через вживленные электроды нередко вызывает эмоциональные переживания у пациентов, а также своеобразные изменения поведения у животных.

При стимуляции различных отделов гипоталамуса у кошки может быть получена, например, реакция «бегства», когда животное отчаянно ищет убежища. Стимуляция образований среднего мозга ведет к активации с положительной или отрицательной эмоциональной окраской или к состоянию успокоения. Раздражение передней и нижней поверхности височной доли вызывает чувство страха; переднего и заднего отделов гипоталамуса – тревоги и ярости; перегородки – наслаждения; миндалевидного тела – страха, ярости и гнева, а в некоторых случаях и удовольствия.

Широкую известность приобрели опыты Д.Олдса, в которых крысам вживляли электроды в разные области гипоталамуса. Крысы, обнаружив связь между нажатием педали и получением стимуляции, в некоторых случаях продолжали стимулировать свой мозг с поразительным упорством. Они могли нажимать на педаль по несколько тысяч раз в час в течение десяти часов, доходя до полного изнеможения. Участки гипоталамуса, которые крысы стремились раздражать, получили название «центров удовольствия». По аналогии с этим были выявлены участки мозга, раздражения которых животные всеми силами старались избегать.

У крысы 35 % клеточного пространства мозга связано с положительной эмоциогенной системой, 5 % с отрицательной и 60% с отсутствием побуждения к повторению или избеганию стимуляции. Принципиальная организация эмоциогенных систем мозга оказалась весьма сходной у представителей разных отрядов млекопитающих.

Электростимуляцию проводили также у некоторых больных во время операций на головном мозге. Некоторые из таких операций проходят без общего наркоза, поскольку манипуляции с мозговой тканью не вызывают боли. Во время подобной операции с больным вступали в контакт и выясняли, что он испытывает при раздражении тех или иных точек. Больные нередко сообщали о приятных ощущениях, возникавших при раздражении участков мозга, которые примерно соответствуют расположению «центров удовольствия» у животных. Точно также были выявлены участки, раздражение которых вызывало неприятные ощущения.

Разрушение мозга. Частично влияние повреждения разных отделов мозга было проанализировано выше, когда рассматривалась проблема морфофизиологического субстрата эмоций. Клиника очаговых поражений мозга дает немало сведений о том, как влияют на протекание эмоциональных переживаний человека повреждение лобных долей мозга, левого и правого полушария.

Наряду с этим имеется большой массив экспериментальных исследований на животных, в которых проводилось целенаправленное разрушение или удаление отдельных эмоциогенных зон с целью выявления эффектов этого вмешательства. Хорошо известны эксперименты на обезьянах с разрушением миндалевидного ядра, в результате чего ранее доминирующий в группе самец занимал самое низкое положение в стадной иерархии.

Диагностика эмоциональных переживаний. Физиологические проявления эмоциональных переживаний здорового человека широко исследуются в лабораторных условиях. При этом, как правило, используется метод психологического моделирования, т.е. либо создаются условия, непосредственно вызывающие у индивида эмоциональное напряжение (например, критические замечания в адрес его деятельности в условиях эксперимента), либо испытуемому предъявляют внешние стимулы, заведомо провоцирующие возникновение тех или иных эмоций (например, фотографии, вызывающие отвращение). При изучении физиологических коррелятов эмоциональных переживаний обычно сравниваются данные, полученные в состоянии покоя и при эмоциональном напряжении.

Изучение мимики лица. По выражению лица человека нередко можно определить, какие чувства он переживает. Особенности мимики при переживании эмоций получили название лицевой экспрессии. В работах П.Экмана была разработана особая техника идентификации эмоций по выражению лица. Существует атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для шести базисных эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости. Кроме этого, была детально изучена анатомия лицевых мышц, было выделено 24 варианта реакций отдельных мышц и 20 вариантов, отражающих работу групп мышц. Проводилось прямое сопоставление силы переживания с активностью мышц лица. Оказалось, например, что переживание счастья связано с активностью большой скуловой мышцы. Чем сильнее активность этой мышцы, тем выше уровень субъективной оценки переживаемого «счастья» при просмотре приятного фильма. По активности большой скуловой мышцы можно предсказывать появление положительного эмоционального переживания. В то же время отрицательные эмоции (гнев, печаль) сочетаются с подавлением активности большой скуловой мышцы и возрастанием активности мышцы нахмуривания.

Электрическая активность кожи (ЭАК), измеряемая с поверхности ладони, широко используется в качестве индикатора эмоциональных состояний человека. По величине ЭАК или КГР (кожно-гальваническая реакция) можно определить уровень эмоционального напряжения человека (причем установлен вид математической связи между силой эмоций и амплитудой КГР). В то же время по КГР практически невозможно установить качественную характеристику переживаемой эмоции, т.е. сказать, какую именно эмоцию испытывает человек. Предполагается, что фазический и тонический компоненты КГР могут иметь разное отношение к качеству и интенсивности переживаемых эмоций. Причем фазическая КГР является в большей степени индикатором интенсивности и в меньшей степени – специфичности эмоций. Есть также некоторые основания считать4 что реакции тонического типа более связаны с мозговыми механизмами, отвечающими за реакцию страха, а фазические компоненты могут служить индикаторами предвосхищения, прогнозирования эмоционально-положительных стимулов. В то же время собственно КГР не может служить показателем однозначного определения специфичности эмоций, а является индикатором неспецифической активации.

Реакции сердечно-сосудистой системы. Изменения деятельности сердца, вне зависимости от того, идет ли речь об урежении или учащении сердечных сокращений, служат наиболее надежными объективными показателями степени эмоционального напряжения у человека по сравнению с другими вегетативными функциями при наличии следующих условий: эмоциональное переживание характеризуется сильным напряжением и не сопровождается физической нагрузкой.

Сильное эмоциональное напряжение без всякой физической нагрузки может существенно изменять частоту сердечных сокращений. Например, у переводчиков-синхронистов частота сердечных сокращений (ЧСС) во время работы достигает иногда 160 ударов в минуту. При этом даже значительная физическая нагрузка у них же увеличивает ЧСС до 145 ударов в минуту.

Электроэнцефалографические (ЭЭГ) показатели эмоций. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что можно выделить ЭЭГ-показатели эмоционального напряжения. Установлено, что для состояния покоя характерно преобладание синхронизирующих влияний, что соответствует хорошо выраженному альфа-ритму. Одним из ЭЭГ-симптомов эмоционального возбуждения служит усиление тета-ритма с частотой колебаний 4 – 7 Гц, сопровождающее переживание как положительных, так и отрицательных эмоций. По своему происхождению тета-ритм связан с кортико-лимбическим взаимодействием. Предполагается, что усиление тета-ритма при эмоциях отражает активацию коры больших полушарий со стороны лимбической системы.

Динамика ЭЭГ-активности при эмоциональных переживаниях выглядит следующим образом.

При положительных эмоциях усиливается возбуждение, однако одновременно наблюдается нарастание тормозящих влияний. Это обстоятельство проявляется периодами экзальтации (возрастанием амплитуды ЭЭГ-колебаний) альфа-волн и усилением тета-активности. При сильных положительных эмоциях может наблюдаться депрессия альфа-ритма и усиление высокочастотных бета-колебаний. По некоторым представлениям, одновременная активация возбуждающих и тормозных механизмов, полноценность «тормозной защиты» мозговых структур лежат в основе относительной безвредности для организма даже сильных положительных эмоций.

Для отрицательных эмоциональных переживаний наиболее типична депрессия альфа-ритма и нарастание быстрых колебаний. Необходимо подчеркнуть, что на первых этапах развития таких эмоций тормозные влияния еще продолжают возрастать, что проявляется усилением тета- и альфа-активности. Однако в отличие от положительных эмоций напряжение стабилизирующих механизмов вскоре преодолевается растущим возбуждением.

Специфические изменения возникают в ЭЭГ на том этапе, когда отрицательные эмоции приобретают застойный характер (глубокое горе, сильный страх, переходящий в оцепенение и т.д.). На фоне все еще повышенного тонуса здесь наблюдается явное преобладание тормозящих влияний с появлением в ЭЭГ медленных волн.

Статистические методы ЭЭГ в оценке эмоций. Особое направление в изучении физиологии эмоций составляют исследования, в которых используются статистические методы оценки спектров ЭЭГ, пространственно-временной синхронизации биопотенциалов, вызванные потенциалы, сверхмедленная ритмическая активность мозга. Установлено, например, что сверхмедленные колебания потенциалов ЭЭГ отражают эмоциональные состояния испытуемых. Обнаружено также, что увеличение субъективной оценки отрицательного эмоционального состояния у здоровых людей связано с возрастанием синхронизации потенциалов, регистрируемых в лобных отделах мозга (особенно в левой лобной доле) с потенциалами, регистрируемыми в правой височной области (при переживании неудачи и болевых ощущениях).

Аффективный тонус отражается в показателях синхронизации ЭЭГ височных зон. Особенности эмоционального состояния здоровых испытуемых, полученные с помощью проективных методик, коррелируют с фоновыми значениями показателей синхронизации лобного и правого височного отведений: увеличение этих показателей соответствовало усилению отрицательных эмоций, уменьшение – усилению положительных эмоций. Некоторые личностные характеристики (по тесту Кетелла – аффективность, эмоциональная устойчивость, экстраверсия) также коррелировали с динамикой соотношения показателей синхронизации. У больных с поражением левого полушария и преобладанием отрицательного эмоционального фона наблюдалось повышение синхронизации лобных и правого височных отведений, а у больных с поражением правого полушария с общим позитивным эмоциональным фоном – те же показатели уменьшались.

Таким образом, показатели пространственной синхронизации биопотенциалов, регистрируемых в лобных и височных отделах мозга, могут быть использованы для изучения эмоциональных состояний в норме и при локальных повреждениях мозга.

В настоящее время еще нет полного представления о всех возможных психофизиологических показателях различных эмоциональных реакций и состояний. Очевидно, однако, что в подавляющем большинстве случаев выделенные корреляты и средства диагностики эмоций не обладают необходимой мерой специфичности. Другими словами, изменения большинства показателей не позволяют судить о качестве мотивационного и эмоционального напряжения, а лишь о его динамике во времени и отчасти о силе.

Одним из путей, который поможет раскрыть психофизиологические закономерности эмоционально-потребностной сферы человека, должно стать комплексное психологическое, морфофизио-логическое и нейрохимическое изучение всей совокупности процессов, обеспечивающих функционирование этой сферы в индивидуальном развитии.

Изучение эмоций с помощью ПЭТ. В исследованиях Н.П. Бехтеревой и ее сотрудников при помощи ПЭТ, изучались состояния счастья, грусти и отвращения. Регистрировались повышение активности в таламусе и медиальной префронтальной коре, передних и задних височных структурах. Состояние счастья отличалось от грусти большей активностью вблизи вентрально-медиальных отделов лобной коры. Иными словами, при помощи ПЭТ можно различать работающие области коры и подкорки, отвечающие за положительные и отрицательные эмоции. Возможно, что с помощью ПЭТ можно увидеть разницу между эмоциями, вызванными внешними и внутренними факторами.

По Медведеву, эмоциональная нестабильность связана с нарушением обмена веществ, в то время как эмоциональная стабильность обеспечивается целым рядом нейрогуморальных компенсаторных механизмов.

Эмоции, по Бехтеревой, оказываются важнейшим фактором, определяющим СМФП – сверхмедленные физиологические процессы. Переживание эмоций связано с разнонаправленными сдвигами постоянного потенциала. Прекращение эмоций связано с возвращением постоянного потенциала к норме. В том случае, если защитная реакция (т.е. сдвиги постоянного потенциала) становятся избыточными, собственно потенциал опускается ниже оптимального во всех зонах мозга, что приводит к состоянию эмоциональной тупости.

studfiles.net

Диагностика эмоциональных состояний

Все методы изучения эмоциональных состояний можно разделить на следующие четыре группы

- наблюдение за поведением: экспрессией человека

- опрос человека о его переживаниях в данный момент

- измерение психологических показателей (времени реакции, концентрации и переключения внимания и т.п.)

- пролонгированная фиксация эффективности деятельности

Укажите три методики, предназначенные для диагностики интеллекта

- ШТУР

- “прогрессивные матрицы” Равена

- тест структуры интеллекта Амтхауэра

Тест структуры интеллекта Амтхауэра состоит из

- девяти субтестов, каждый из которых включает по 16-20 заданий

Тест структуры интеллекта Амтхауэра состоит из

- 9 субтестов

Тест структуры интеллекта Амтхауэра включает

- 176 заданий

Тест структуры интеллекта Амтхауэра предназначен для измерения интеллекта лиц в возрасте

- от 13 до 61 года

Назначение какого субтеста в тесте структуры интеллекта Амтхауэра обозначено неверно

- субтест 1: комбинаторные способности

Назначение какого субтеста в тесте структуры интеллекта Амтхауэра обозначено верно

- субтест 6: способность оперировать с числами, устанавливая закономерности в числовых рядах

Какой из нижеуказанных субтестов теста Амтхауэра отражает способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное (запоминание слов в таблице)

- субтест 9

В тесте структуры интеллекта Амтхауэра 1-4 субтесты измеряют

- вербальный интеллект

В тесте структуры интеллекта Амтхауэра 5-8 субтесты измеряют

- невербальный интеллект

Оценка интеллектуальной успешности по суммарному показателю в тесте Амтхауэра соответствует уровню ниже среднего

- 85-99

Изучение интеллекта с помощью выявления отношений между абстрактными фигурами осуществляется с помощью теста

- прогрессивные матрицы Равена

Существуют две модификации теста “Прогрессивные матрицы” Равена. Укажите их

- черно-белый вариант для детей 8-14 лет и взрослых 20-55 лет

- цветной вариант для детей 5-11 лет и свыше 65 лет

Методика “Прогрессивные матрицы” Равена состоит из

- 60 таблиц разбитых на 5 серий

Методика “Прогрессивные матрицы” Равена состоит из

- 60 заданий

В методике Равена “Прогрессивные матрицы” серия В предназначена для

- нахождения аналогий между парами фигур путем постепенной дифференциации их элементов

Процесс решения задач теста Равена требует участия

- мышления

В методике Равена “Прогрессивные матрицы” серия Е предназначена для

- проверки аналитико-синтетических способностей

Методика “Школьный тест умственного развития” предназначен для

- измерения интеллектуального развития учащихся 7-9 классов

Методика ШТУР состоит из

- 6 субтестов

Методика ШТУР включает в себя

- 6 субтестов, 119 заданий

Укажите четыре шкалы методики ШТУР

- осведомленность

- аналогии

- классификация

- обобщение

Диагностика творческих способностей

Понятие креативность связано с

- дивергентным мышлением

Достоинства методик диагностики креативности (укажите три варианта)

- наглядность представления результатов

- высокие показатели надежности

- ............... психолога на результат

Методы изучения эмоциональных состояний можно разделить на следующий четыре группы (исключите неверный вариант)

- измерение особенностей сенсорных систем

Наиболее эффективный подход к изучению эмоциональных состояний человека

- комплексный

Психологические методы изучения эмоциональной сфера человека в основном базируется на (укажите 2 варианта)

- опросниках

- выявляют эмоциональные особенности человека

Достоинства методик диагностики эмоциональных состояний (укажите три варианта)

- простота применения

- легкость обработки

- наглядность представления результатов

Недостатки методик диагностики эмоциональных состояний (укажите три варианта)

- зависимость проявления черты от определенных условий

- необходимость учитывать вклад детерминант конкретной ситуации

- существование риска субъективных искажений

Недостатки методик диагностики эмоциональных состояний (укажите два варианта)

- влияние различий в понимании вопросов обследуемым

- возможность фальсификации ответов

Укажите две методики диагностики эмоциональной сферы личности

- опросник Басса, Дарки

- опросник Дж. Тейлора

Укажите три методики диагностики эмоциональной сферы личности

- опросник Спилбергера

- опросник Бойко

- опросник Тейлора

Выберите две методики диагностики эмоциональной сферы личности

- шкала Цунга

- опросник Спилбергера

Какая из нижеуказанных методик предназначена для исследования уровня тревожности

- опросник Тейлора

Методика “Измерения уровня тревожности” Тейлора представляет собой опросник из

- 50 утверждений

Методика Тейлора предназначена для изучания

- уровня тревожности

В 1975 г. Норакидзе дополнил методику “Измерение уровня тревожности” Тейлора шкалой

- лжи

Методика “Измерение уровня тревожности” Тейлора включает

- 1 шкалу

Опросник Спилбергера предназначен для изучения

- уровня тревожности

Опросник “Шкалы тревоги и тревожности” Спилбергера включает в себя

- 2 шкалы

Тест “Шкала реактивной и личностной тревожности” Спилбергера состоит из

- 40 вопросов

Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения состоит из

- 30 пар противоположных характеристик

Суждения методики диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения оцениваются по

- семи бальной шкале

Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко включает следующую шкалу

- проникающия способность к эмпатии

Укажите шкалу, которая не входит в методику диагностики уровня эмпатических способностей Бойко

- когнитивный канал эмпатии

Какая из нижеуказанных шкал не относится к методике диагностики уровня эмпатических способностей Бойко

- шкала лжи

Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко состоит из

- 36 вопросов и двух вариантов ответов

Методики Басса-Дарки направлена на изучение

- форм агрессии

Методика Басса-Дарки включает в себя

- 75 вопросов

studfiles.net

Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников (наблюдения, эксперименты, проективные рисуночные тесты)

Составитель Н. Д. Денисова

Введение

Концепцией модернизации российского образования определены приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

Одной из важнейших задач модернизации является осуществление квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребёнка, начиная с раннего возраста.

Для реализации этого направления модернизации образования, городской научно-методический центр департамента образования администрации города Томска ориентировал работу специалистов образовательных учреждений на повышение эффективности и качества психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Результатом ее стал сборник психодиагностических материалов, необходимый и достаточный для выявления индивидуальных особенностей детей с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к их развитию, позволяющих проводить мониторинг динамики их эмоционального состояния.

В содержание сборника вошли методические материалы по диагностике эмоционального развития детей раннего возраста (К. Л. Печора), их познавательного уровня (А. А. Венгер), способов деятельности (Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард), развития речи, двигательной и волевой сферы (Н. А. Рычкова), а также стиля взаимодействия с родителями (В. В. Столин, А. Я. Варга), эмоционального самочувствия в семье (Е. Антонн, Е. Бине) эмоционального благополучия в детском саду (Г. Любина, Л. Микулик).

Представленные материалы прошли апробацию в дошкольных образовательных учреждениях города Томска, которая определяла соответствие выбранных тестов объекту исследования, соблюдение прав ребёнка в процессе диагностики. Результаты апробации и внедрения обсуждались на заседаниях методических объединений, проблемно-творческих групп, городских семинарах.

Актуальность представленных материалов заключается в том, что их комплексное использование позволит организовать психолого-педагогическое сопровождение, направленное на то, чтобы индивидуальный подход к развитию эмоционального мира детей в дошкольном образовательном учреждении стал более эффективным. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение предполагает не только раннюю диагностику, но и своевременную коррекцию нарушений в развитии детей.

1. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста

1.1. Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника

Л. П. Стрелковой были разработаны следующие параметры эмоционального развития дошкольника:

адекватная реакция на различные явления окружающей среды;

дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Исходя из этого, в условиях детского дошкольного учреждения можно использовать разные методики изучения эмоционального развития ребенка.

В качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, используются наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Этими методиками могут успешно пользоваться как специалисты-психологи, так и воспитатели, которые, наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада – при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах. Однако при использовании данного метода возникают следующие сложности:

невозможно избежать субъективизма наблюдателя, так как интерпретируя результаты наблюдений, психолог (педагог) не ограничивается только научными представлениями, но и включает в оценку собственные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д.;

• наблюдатель может фиксировать только внешние выражения эмоций, а различные эмоции могут выражаться одним и тем же способом. Например, и от страха, и от удивления широко открываются глаза, увеличиваются зрачки; опущенные глаза и голова могут выражать застенчивость, страх или нежелание общаться; слезы могут быть вызваны страхом, печалью или гневом.

Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок при интерпретации результатов, следует отказаться от преждевременных выводов, тщательно фиксировать внешние проявления поведения, продолжать наблюдение по возможности длительное время и лишь, потом приступать к анализу результатов. Подтвердить или опровергнуть сделанные выводы можно с помощью специальных рисуночных методов.

Наблюдения за ребенком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. В ходе наблюдения следует обратить внимание на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением (но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния), который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр – выраженность эмоций. Зачастую дошкольники не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или его эмоции «плоские», односторонние, невыраженные.

Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых, что внешне выражается в быстрой и легкой смене от печали к радости, «от горя к веселью». Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.

Выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает возможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

Страх:

Гнев:

Радость:

Печаль:

Интерес:

Удивление:

studfiles.net

Диагностика эмоционального состояния ребенка

На сегодняшний день детям, особенно подростком очень сложно. Им приходится переживать разные стрессовые ситуации в школе, при этом родители совершенно не понимают их. В результате возникают серьезные психологические проблемы. Чтобы предотвратить тяжелые последствия, необходима своевременная диагностика эмоционального состояния. Как она проводится? Что нужно делать?

Основные эмоциональные проблемы

Агрессия

Довольно часто родителям приходится сталкиваться с агрессией ребенка. Агрессивность может проявляться по-разному, начиная от резкого и неприятного высказывания, заканчивая физическими действиями. Чаще всего сложной найти общий язык с подростками.

Как правило, агрессия вызвана такими причинами:

Спровоцировать агрессивное поведение могут такие факторы:

Основная ошибка взрослого в данной ситуации – подавление детской агрессии. Это очень опасно, потому что родители не избавляют ребенка от неприятной эмоции, а еще больше бессознательно накапливают ее. Все заканчивается яростным взрывом.

Чтобы преодолеть проблему требуется психокорректирующая помощь. Чаще всего используется песочная терапия, во время которой ребенок рассказывает о себе, успокаивается. Игра с песком помогает своевременно диагностировать тяжелое эмоциональное состояние.

Повышенная тревожность

Неприятная эмоция появляется в результате внутреннего конфликта. Тревожность у детей могут спровоцировать такие факторы:

Обращаем ваше внимание, что тревожный ребенок постоянно держит проблемы в себе. Он является беспокойным, всего боится, ожидает худшего. Как правило, растет беспомощный человек, отказывающийся познавать что-то новое. Дети становятся самокритичными и ставят высокие требования к себе. При этом снижается их уровень самооценки, они уверены в своей уродливости, неуклюжести и тупости. Хотя на самом деле, всего этого нет.

Работать с тревожным ребенком очень сложно. Психолог в данном случае использует методы для:

Эмоции ребенка в школе

Многие дети испытывают отрицательные эмоции, стресс во время обучения в школе. Негатив может быть вызван:

Впоследствии появляются такие негативные эмоции: гнев, страх, грусть, недоверие, скука. Диагностика помогает выявить, что интересует ребенка, насколько ему нравится учиться. В тяжелых случаях даже быстрая диагностика указывает на серьезные психологические проблемы.

Методы эмоциональной диагностики

Психотерапевт использует специальные тесты, составляет опросники, с помощью которых можно выявить изменения в настроении, личностные нарушения, уровень тревожности, сниженную самооценку, суицидальную склонность.

Чаще всего используются такие методики:

Старшим деткам и подросткам дают более сложные задания. Приведем пример, тест «Нарисуй свою ауру» – школьник на листе бумаги изображает эмоции в разных сферах. Изображение дает возможность своевременно выявить эмоциональные проблемы.

Для подростков обязательно проводится тест, который помогает выявить склонность к самоубийству. Школьный психолог сразу выявляет симптомы психологической катастрофы, во время которой подросток направляет агрессию сам на себя.

Внимание! Своевременная эмоциональная личностная диагностика дает возможность узнать о скрытых психологических патологиях. Если родители примут меры, они смогут помочь своему ребенку справиться со всеми негативными эмоциями.

Интересные методики для изучения эмоций у детей

Паровозик (используется после 2,5 лет)

В основе лежит тест Люшера. «Паровозик» дает возможность определить позитивные эмоции и психические расстройства. Ребенку предлагается белый паровозик и 8 вагонов разного цвета. Испытуемый должен самостоятельно создать необычный поезд. Затем психолог обращает внимание, как ребенок разместил вагоны, таким способом определяется степень выраженности эмоций.

Цветик-восьмицветик

Методику используют, чтобы узнать, как относится малыш ко всем членам семьи, своим сверстникам. В данной ситуации берутся лепестки разного цвета – зеленые, красные, желтые, коричневые, черные, синие, серые. Основная задача: расположить на белом фоне лепесток определенного цвета.

Тест проводится в форме беседы-игры. Прежде всего ребенок должен выбрать лепесток, который больше всего привлекает его, после определить цвет для каждого члена своей семьи. Во время фиксации лепестка оставляются комментарии.

Психолог анализирует расположение лепестков, которое выбирает ребенок для себя и своих членов семье. Как показывает опыт, в сознании детей закрепляются конкретные личностные характеристики тех, с кем он общается.

Также для оценки отношение внутри семьи используются такие методики как «Рисую семью», «Кактус» (с помощью диагностики можно узнать об уровне тревожности и агрессии). Для своевременно выявленной обиды психотерапевты используют метод «Рисуем обидчика» (данная диагностика подходит для детей старшего возраста).

Таким образом, многие родители делают большую ошибку, когда не обращают внимание на проблемы своего чада. Думая только о себе, они заставляют его все делать так, как им хочется. В результате возникают серьезные психологические проблемы. Ценный совет родителям: научитесь прислушиваться к своим детям, понимать их, тогда у вас не возникнет проблем с их поведением.

Читайте также:

medportal.su

Методы оценки и диагностики эмоциональных состояний

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой диагностики эмоций: А. Уэссман, Д. Рикс, П. Экман, У. Фризен, С. В. Велиева и др.

Далее рассмотрим понятие эмоций, а также основные методы оценки и диагностики эмоциональных состояний.

Эмоции трудный для диагностики из-за их частой изменчивости. К тому же, из-за их специфики лучше использовать проективные методы. Но следует помнить, что с помощью проективных методик нельзя получить стандартизированные данные, что затрудняет работу опытному специалисту и не рекомендуется к применению начинающему.

Общая характеристика методов оценки эмоциональных состояний

Как правило, методами изучения эмоциональных реакций являются:

  1. Наблюдение
  2. Опросник
  3. Анкетирование
  4. Игровые методы (для детей)
  5. Методы арт-терапии (подходят как для детей, так и для взрослых. Арт-терапия является уникальной и довольно простой методикой. К тому же, ее результаты достаточно точны. Принцип ее действия заключается в проекции, то есть, по сути, испытуемые могут бессознательно изобразить ту или иную проблему, расшифровать которую поможет специалист).

Оценка проявлений эмоций включает в себя три уровня:

  1. адаптивно-мобилизирующий (выявление изменения параметров состояния на физиологическом уровне),
  2. поведенческо-экспрессивный (отслеживание внешних выражений состояний в мимике, поведении, голосе),
  3. субъективно-оценочный (испытуемый в устной или письменной форме выражает субъективную оценку своих переживаний на основе собственного восприятия и анализа).

Диагностика эмоциональных проявлений обычно происходит в трех направлениях:

  1. Изучение осознаваемых компонентов эмоционального состояния, выражаемых в субъективных переживаниях.
  2. Изучение выразительных компонентов состояния, проявляющихся в поведении, речи, пантомимике, продуктах деятельности.
  3. Изучение неосознаваемых проявлений, отражающихся в вегетативных изменениях организма.

Методы оценки эмоциональных проявлений

«Самооценка эмоциональных состояний», А. Уэссман и Д. Рикс

Данная методика эффективна, если необходимо выявить изменение эмоционального состояния человека на протяжении определенного периода времени.

В методику включены следующие шкалы:

  1. Спокойствие – тревожность
  2. Энергичность – усталость
  3. Приподнятость – подавленность
  4. Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности
  5. Суммарная оценка состояния.

Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН), В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошников

Стимульный материал методики представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. «Методика «САН»

В методику включены следующие шкалы:

  1. Самочувствие
  2. Активность
  3. Настроение.

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний, В. А. Жмуров

Предназначена для диагностики уровня выраженности (глубины, тяжести) депрессивного состояния человека, главным образом тоскливой или меланхолической депрессии, на момент обследования.

Шкала оценки значимости эмоций, Б. И. Додонов

Методика направлена на выявление преобладающих эмоциональных реакций человека путем ранжирования утверждений.

Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний», Н. П. Фетискин

Методика предназначена для экспресс-диагностики ряда эмоциональных состояний на основании выбора эталонных масок, соответствующих, по мнению испытуемого, его состоянию в данный момент.

Стимульный материал методики представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. «Методика «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний»

spravochnick.ru

Психологические методы диагностики эмоциональной сферы

Вы помните, что на прошедшей неделе вас рассердило? Что огорчило? Вспомните повод для радости, который принесла эта неделя. Может, вы испытали страх и тут же поспешили забыть его? А как вы встретили это утро? Как провели вчерашний вечер? Какое у вас настроение сейчас?

Вся наша жизнь, все наши дни сопровождаются более или менее интенсивными эмоциями различной окраски и продолжительности. Какие-то из них проходят незамеченными, какие-то вызывают бурю, и … тоже проходят незамеченными. Что-то оседает в настроении, что-то отправляется в сновидения, в невроз …. А мы все так же эмоциональны и беспечны, не ценим радости, не замечаем печали, прячем гнев, прячемся от страха. Так принято: жить, не обращая на это внимания.

Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – вот разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающий в процессе познания и деятельности человека. Эмоции играют важную роль в нашей жизни. Они несут информацию о том, что происходит вовне и внутри человека, являются сигналами о потребностях и желаниях. В общении эмоции позволяют «увидеть» психологические границы другого человека и обозначить свои собственные. Они придают дополнительную окраску, своеобразный колорит самому человеку, его личности и обогащают жизнь. Игнорирование и длительное подавление, неспособность выразить эмоции может привести к различным психосоматическим заболеваниям. Высвобождение же эмоций дает ощущение психологической свободы и раскрывает больше возможностей для развития и становления личности.

Для большего понимания природы эмоций приведем краткое описание основных понятий. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. Формы протекания чувств и эмоционального состояния: настроение, аффект, амбивалентность (полярность, двойственность эмоций), апатия, вдохновение, депрессия, страсть, стресс, эмпатия.

Внутренний мир человека невозможно представить без богатейшей гаммы эмоциональных переживаний, каждое из которых играет свою роль в ярком спектакле жизни. Умеем ли мы разбираться в том, что чувствуют дети? Можем ли мы осознать, что переживаем сами? Способны ли научить наших детей «прочитывать» и осмысливать свои чувства, эмоциональные состояния?

Представим такую ситуацию: учитель, которого ребенок искренне любит (устойчивое чувство), на уроке математики не обратил внимание на успешное решение трудной задачи ребенком, не похвалил его, а напротив – даже сделал замечание по поводу не слишком аккуратной записи. Вспыхнувшая в ребенке обида (сильное кратковременное эмоциональное состояние) скоро растворится, и конечно же не заглушит, не уничтожит любовь к учителю, особенно если тот больше не будет давать поводов к возникновению негативных эмоций.

Иными словами, следует понимать и виде ть разницу между чувствами ребенка, как отражением его долговременных и устойчивых переживаний, и эмоциями, как быстрыми и не слишком устойчивыми процессами реагирования на конкретные ситуации.

Ребенок отказывается идти в отряд (школу), возвращаться из изолятора, заявляя, что он обижен на одногруппников. На самом деле, он переживает эмоциональный страх (несоответствие тем стандартам и нормам, которые предъявляет группа сверстников). Непонимание собственных чувств или их неверное истолкование могут привести к серьезным жизненным ошибкам в будущем.

Научить ребенка распознавать собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл – основная задача взрослых. Педагог, умеющий раскодировать идущую через эмоциональные проявления информацию, имеет возможность понять и предупредить трудности личностного развития ребенка, преобразовать и скорректировать негативные явления эмоционального плана.

Эмоциональная сфера детей детских домов начинает искажаться с самих ранних этапов контакта со средой – отсутствие одного взрослого, матери, её заботы, ласки, эмоционального тепла родителей, их непосредственного участия во всех делах ребенка, совместных решений, эмоциональная депривация порождают либо пассивность, либо страх, первичную тревогу, которая с течением времени усиливается.

В условиях эмоциональной депривации ребенок оказывается неспособным к конструктивным социальным контактам, затрудняется в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека. Ребенок интуитивно чувствует свою брошенность, отсутствие опоры, защиты. Поэтому он стремится к контакту с любым взрослым и счастлив, если его погладят по головке, приласкают, скажут доброе слово. Вместе с тем начинают развиваться агрессивные комплексы. В основе агрессии - потребность в самоутверждении, лидерстве, власти над другими. Дети интуитивно понимают, что для успеха в жизни они должны полагаться на себя, а потому стремятся утвердить себя всеми доступными способами (через нарушение норм, дерзость … ).

Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты, причины действительности и сформировать правильное отношение к ним. Существует большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. При её проведении нам необходимо учитывать следующие показатели эмоциональной сферы ребенка: внутренняя мотивация, эмпатическое отношение к другим, склонность к самоанализу, адекватная реакция на различные явления окружающей среды, уверенность в своих силах и способностях, чувство юмора, чуткость к анализу нравственных проблем.

Исходя из этого, я предлагаю использовать следующие методы диагностики эмоциональной сферы подростков.

I. Основные методы: наблюдение, анализ продуктов деятельности воспитанников.

II группу составляют методы экспериментального исследования личности: проективные рисуночные тесты, опросники, анкеты.

В отдельную группу следует отнести изучение документации.

Регулярное наблюдение позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка. Проводится оно целенаправленно на уроке, перемене, в процессе игры, общения со взрослыми, сверстниками. Материалы наблюдения обязательно фиксируются (в дневнике педагога). При анализе фактов нужна их правильная интерпретация, позволяющая определить характер поступков: упрямство, лень, старание…, определить мотивы поведения ребенка и его отношение к проступкам (равнодушие, переживание, удовлетворенность).

Во избежание ошибок при интерпретации результатов следует продолжать наблюдение по возможности длительное время и лишь, потом приступать к анализу результатов.

В ходе наблюдений следует обратить внимание на параметры эмоциональных проявлений:

  1. Эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением, но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния. Он дает нам информацию о эмоциональном благополучии.
  2. Выраженность эмоций. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки.
  3. Эмоциональная подвижность – быстрая и легкая смена от печали к радости; но чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.

В результате наблюдения мы выявляем причины неблагополучия, трудности, возникающие у ребенка в тех или иных ситуациях, оцениваем собственные промахи, что помогает понять причины затруднений при взаимодействии с ребенком и найти средства их преодоления.

Беседы, интервью – методы непосредственного общения с воспитанником, с помощью которых можно получить информацию из уст самого ребенка.

Целесообразно изучить, насколько дети понимают и осознают эмоциональное состояние других людей и своё собственное, каким образом они выражают свои эмоции. Для этого используют картинки из журналов, фотографии с изображением ярко выраженного эмоционального состояния, сюжетные картинки, графические изображения эмоций, пиктограммы, ситуации из литературы, фильмов.

Рисуночные методы помогают дополнить информацию о параметрах эмоциональной сферы. Надо стараться фиксировать любую эмоцию даже самую незначительную, в процессе выполнения теста, т.к. процесс рисования часто вызывает у детей сильные эмоции. («Рисунок человека», «Кактус», «Дом. Дерево. Человек»). Рисунок помогает приоткрыть эмоциональную сферу ребенка и увидеть сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон (преобладают темные, грязные тона: черный, коричневый, лиловый, серый).

Об эмоциональной напряженности говорит штриховка отдельных частей тела, стирание и поправка ранее нарисованных элементов, предпочтение красных тонов, отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры.

Анализируя выполнение ребенком заданий, можно получить информацию об эмоциональном благополучии, уровне его самооценки, личностных проблемах. Старайтесь проявлять эмоциональное богатство и разнообразие своей личности. Стройте с детьми доброжелательные, открытые, эмоционально-насыщенные отношения. Помните, что подростки смотрят в нас как в зеркало и подражают нам.

psycholog-school.ru

Методика изучения эмоций, ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ, Часть 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ. Психологическая безопасность: учебное пособие. Соломин В. П. Страница 29. Читать онлайн

...

ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ

Эмоции и чувства – это переживание человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти отношения переживаются как приятное (удовольствие) или неприятное (неудовольствие). Источниками эмоций и чувств являются объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением мотивов деятельности меняется и отношение к предмету потребности. Чувства и эмоции – два разных, хотя и взаимосвязанных, явления эмоциональной сферы личности.

Эмоция – непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. д.). Эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции в определенной мере обусловлены уровнем общественного развития. Человек удовлетворяет свои потребности, учитывая их уместность и имеющиеся возможности. Проявляясь как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Так, первое впечатление от знакомства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, это непосредственная реакция на какие-то его внешние проявления.

Чувство – это постоянное, устоявшееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга, совести, стыда, гордости, любовь к труду), сложная форма отражения. В ней обобщаются эмоциональное отражение и понятия. Чувства свойственны только человеку; они социально обусловлены. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании.

Эмоции и чувства выполняют сигнальную и регулятивную функции.

Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек.

Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, они трансформируются в такие процессы, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Например, плач обычно продолжается не более 15 мин. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы снять избыток напряжения. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление.

Эмоции и чувства имеют качественные характеристики, отличающие их от других психических явлений: фазность, полярность, выражение отношения личности к объекту ее чувств.

Фазность характеризует эмоции и чувства с процессуальной стороны. Это проявляется в нарастающем напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать по мере изменения внешних обстоятельств. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность или проявляться в скованности действий, мыслей, поступков человека. Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение или полная обессиленность.

Полярность – это противоположность переживаемых чувств. Например: радость – печаль, удовольствие – страдание, любовь – ненависть.

Выражение отношения к объекту проявляется в положительном, отрицательном или неопределенном (ориентированном) переживании. Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникает положительное эмоциональное переживание. Если же что-то препятствует удовлетворению потребности или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам. Неопределенное (ориентированное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с окружающим миром или при знакомстве с неизвестными прежде предметами деятельности. Это состояние не является длительным или устойчивым. Оно снимается изменением ситуации, переходя в положительную или отрицательную эмоцию.

В зависимости от того, какое состояние – активное или пассивное – вызывают эмоции, повышают или уменьшают они жизнедеятельность человека, различают стенические (от гр. stheneia – сила) и астенические (astheneia – слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение и бодрость. К ним относятся радость, возбуждение, гнев, ненависть и т. д. Астенические эмоции (печаль, тоска, уныние, подавленность) уменьшают активность, энергию, жизнедеятельность человека. Индивидуальные различия в проявлении эмоций в значительной степени зависят от волевых качеств личности. Волевой человек всегда стремится овладеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием.

Различают две пары наиболее простых эмоциональных переживаний: удовольствие – неудовольствие; напряжение – разрешение.

Эмоции удовольствия или неудовольствия биологически развивались как отражение связи организма с внешней средой и установление в процессе этой все более усложняющейся связи требований, предъявляемых организмом к среде. Удовлетворение этих требований отражается как удовольствие, а неудовлетворение – как неудовольствие. В основе простейших эмоций удовольствия (приятного) или неудовольствия (неприятного) лежат безусловные рефлексы. Более сложные переживания «приятного» и «неприятного» развиваются у человека по механизму условных рефлексов, т. е. уже как чувства. Эмоции удовольствия и неудовольствия, сопровождающие выполнение какого-либо действия, играют важную роль в превращении его в привычку. При этом надо учитывать, что эмоциональная память лучше сохраняет переживание, удовольствия, и поэтому поощрение – более сильное воспитательное средство, чем наказание.

Эмоция напряжения всегда связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Чем сложнее создаваемая или ломаемая система условных рефлексов, тем большим напряжением сопровождается этот процесс. Завершение его переживается как эмоция разрешения (облегчения).

Чувства классифицируют по содержанию и по силе стремления к объекту.

1. По содержанию их подразделяют на моральные, интеллектуальные, эстетические. Моральные, или нравственные, чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному. К ним относится чувство симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, долга и совести, обусловленные мировоззрением – системой взглядов и убеждений человека. Они порождаются человеческими отношениями и регулирующими их этическими нормами.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это радость поиска при решении какой-нибудь проблемы или тяжелое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить ее. К интеллектуальным чувствам относятся также любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильном решении задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.

Эстетические чувства – это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, подлости; чувство трагического и комического.

2. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения. Страстями называют сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие энергию, направленную на достижение единственной цели или предмета. Предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека, определенные вещи, лица другого пола. Основным признаком страстей является их действенность, единство волевых и эмоциональных компонентов. Страсть всегда побуждают людей к активной деятельности, через которую она удовлетворяется и на основе которой развивается. Страсти характеризуются стойкостью, длительностью времени, в течение которого они проявляются и владеют человеком. Увлечение отличается от страсти переменчивостью и тем, что оно органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлекаются чаще всего люди импульсивные, легко возбудимые, эмоциональные. Увлечение может перерасти в страсть.

Выделяют эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности. К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность, эмоциональная устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Они обусловлены типом нервной деятельности. При наблюдении удается уловить силу, темп и ритм эмоциональных реакций. Выраженность эмоциональных особенностей колеблется от легкой эмоциональной возбудимости до эмоциональной инертности, от импульсивности и эффективности до сдержанности. К эмоциональным свойствам относятся впечатлительность и отзывчивость.

Формирующаяся в процессе жизни система чувств и типичные эмоциональные состояния – настроения, аффекты, напряженность и фрустрация – составляют эмоциональную сторону личности.

Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, в течение некоторого времени захватывающее всю личность и отражающееся на деятельности и поведении человека. Одно настроение может сохраняться недели, а иногда и месяцы. Настроение может быть стеническим (активным) или астеническим (пассивным, ригидным). Вызывается оно различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины, обусловившие настроение, человек осознает не всегда. Настроение может передаваться от одного человека к другому в процессе общения. Этот процесс называется «заражением».

Аффект – наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию, протекающая стремительно и бурно. Есть специальные оттенки для обозначения бурных и сильных степеней проявления эмоций: радость – восторг, страх – ужас, горе – отчаяние, гнев – ярость. Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие. Более склонны к аффектам лица с неуравновешенным типом нервной системы, с преобладанием возбуждения. В состоянии аффекта суживается объем сознания – оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием. Физиологическая особенность аффекта – освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры, что проявляется в яркости внешних проявлений переживаемого.

У подростков аффекты проявляются обычно чаще, чем у взрослых, так как процессы торможения выражены у них еще недостаточно. Однако следует подчеркнуть, что сдержаться, не потерять власть над собой на первой стадии аффекта может каждый человек, в том числе и подросток. На дальнейших стадиях осуществлять волевой контроль гораздо труднее. Поэтому важно вовремя сдержать развитие аффекта.

Напряженность – это психическое состояние, вызванное неординарными для данной личности условиями, которое проявляется в скованности движений и неуверенности при выполнении новых действий, грозящих какой-либо опасностью. По степени выраженности различают следующие уровни напряженности:

• незначительная, быстро исчезающая напряженность;

• выраженная напряженность, появившаяся после какого-либо события;

длительная, резко выраженная напряженность, практически неисчезающая, несмотря на принятые активные меры.

Фрустрация – состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели. Это состояние дезорганизации сознания и деятельности, вызванное объективно непреодолимыми или переживаемыми препятствиями на пути к желаемой цели.

В состоянии фрустрации человек практически всегда находится в негативном состоянии, которое вызывается мыслью: «Я хочу, но не могу». У него имеются потребности, желания, которые не могут быть реализованы, а намерения блокированы. Чем сильнее выражены потребности и желания, чем более значимы цели и чем существеннее препятствия на пути их реализации, тем большее эмоциональное напряжение испытывает человек. Состояние фрустрации негативно влияет на жизнедеятельность организма, постепенно подтачивает его силы, ослабляет нервную систему. Устранение фрустрирующих обстоятельств обычно снимает нервное напряжение.

Методика изучения эмоций

Применяется для обследования подростков и взрослых.

Цель: изучение дифференциации эмоций, определение доминирующего эмоционального состояния.

Описание. Для определения эмоционального состояния используется специальная шкала.

Дифференциальная шкала эмоций

Инструкция. Оцените по 4-балльной шкале, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент:

1 – совсем не подходит;

2 – пожалуй, верно;

3 – верно;

4 – совершенно верно.

Обработка результатов. Подсчитываются суммы баллов по каждой строке (1-10) и эти значения проставляются в графу «Сумма». Так обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого.

КС – коэффициент самочувствия (КС) определяется следующим образом:

Психология bookap

если КС >1 – положительное самочувствие;

если КС <1 – отрицательное самочувствие, пониженная самооценка на данный период, следовательно, возможно депрессивное состояние – тоскливое настроение, апатия, резкое снижение работоспособности.

bookap.info


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта