Пути совершенствования финансового механизма высшего образования. Пути оптимизации финансового положения учебных заведений


Оптимизация управления распределением финансовых средств высшего учебного заведения

Павлюченко Елена Ивановна, доктор экономических наук, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала [email protected]

Гордышев Игорь Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в строительстве и машиностроении ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала [email protected]

Оптимизация управления распределением финансовых средств высшего учебного заведения

Аннотация.Статья посвящена решению проблем распределения финансовых ресурсов высшего учебного заведения по статьям расходов, исходя из критерия повышения качества образовательного процесса. Авторы предлагают использовать оригинальную методику комплексногоучетафакторов оценки целесообразности проведения расходов в соответствии с наиболее остро стоящими проблемами учебного заведения, что позволяет более эффективно использовать имеющиеся у вуза финансовые средства.Ключевые слова:высшее учебное заведение, финансирование, расходы, оптимизация.

Важнейшим резервом повышения эффективности функционирования системы образования, связанной с бюджетным процессом, является улучшение структуры расходов образовательных бюджетов на федеральном и региональном (муниципальном) уровнях. Для этого должны быть решительно пересмотрены соотношения отдельных статей бюджетного финансирования. Еще не так давно, как известно, бюджеты всех уровней финансировали практически исключительно только статьи заработной платы, стипендий и соответствующих социальных начислений, что привело к значительному моральному и физическому износу основных фондов, учебнометодических пособий и материалов и т.п. Очевидно, что структура бюджетных расходов не может не зависеть от общих объемов бюджетного финансирования сферы образования, поскольку до сих пор уровень оплаты труда работников сферы образования остается одним из наиболее низких по отраслям народного хозяйства. Поэтому концентрация «бюджетных усилий» на заработной плате была и остается вполне оправданной, однако ожидаемое увеличение бюджетных расходов на образование во всей остроте ставит вопрос о распределении приоритетов между различными статьями бюджетного финансирования. В связи с затронутыми вопросами значительный интерес для совершенствования отечественной практики бюджетного проектирования представляет обобщающее исследование, посвященное эмпирической оценке вкладов дополнительного бюджетного финансирования различных составляющих ресурсного обеспечения образовательного процесса вего конечные результаты. Как показывает анализ влияния прироста отдельных видов ресурсов образовательной системы на качество подготовки выпускников, проведенный по данным многих зарубежных стран, расходы на обеспечение образовательных учреждений учебниками, оборудованием, методическими материалами и т.п. оказывает позитивное влияние на качество подготовки от десяти до ста раз более сильное, чем прирост заработной платы преподавателей. Например, в школах северной Бразилии дополнительные единицы финансирования на приобретение учебников увеличивало общую оценку успехов учащихся на 17,7 пункта, на приобретение школьнописьменных принадлежностей на 19,4 пункта, на школьные здания, коммунальные услуги и оборудование на 7,7 пункта, а на заработную плату преподавательского состава –на 1 пункт[1, 2]. Соотношения, аналогичные по порядку силы влияния, были зафиксированы в ходе эмпирических исследований в Индии, Филиппинах, Индонезии и других развивающихся странах. Однако, здесь следует иметь в виду, что в указанных странах зарплата преподавательского состава в долларовом эквиваленте в десятки раз выше российских преподавателей. К тому же при низкой зарплате может возникнуть ситуация, когда неуч будет обучать неуча и при этом никакие вливания на приобретение учебнойлитературы не позволят поднять качества образования.Таким образом, в силу специфики указанных стран и сложившегося в них уровня образования, приведенные количественные оценки влияния изменения различных статей бюджетных расходов на повышение качества образования, не могут быть механически перенесены на российскую действительность с ее принципиально иным базовым уровнем образования. Вместе с тем, теоретический анализ проблемы эффективности бюджетных расходов показывает, что существует чисто политическое давление в сторону ориентации бюджетных потоков внутри социальной сферы на повышение заработных плат, обусловленное тем обстоятельством, что соответствующие работники представляют собой влиятельную часть регионального и местного электората[3]. Эта ситуация определяет и значительные негативные тенденции в области качества образования в России. Длительный период недофинансирования образовательной сферы обусловил с одной стороны, активный процесс оттока высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров в другие сферы деятельности, с другой стороны превращение самой заработной платы в своеобразную форму социальной помощи тем, кто продолжает работать в государственных и муниципальных учреждениях образования.Таким образом, при проектировании бюджетов в сфере образования встает чрезвычайно сложная задача нахождения такой оптимальной структуры их расходов, которая, с одной стороны, способствовала бы повышению качества образования за счет улучшения обеспечения учащихся учебными пособиями и методическими материалами, а с другой стороны –привлекала бы в учебные заведения молодых способных преподавателей. Как представляется, для определения пропорций распределения бюджетных средств между упомянутыми выше тремя направлениями (заработная плата, учебнометодические материалы, материальнотехническая база и оборудование), которые были бы ориентированы на повышение качества образования, необходимо проведение масштабного эмпирического обследования российских высших учебных заведений (ВУЗов). В его рамках можно былобы оценить удельные вклады дополнительного финансирования каждого из этих направлений в результирующую оценку качества подготовки учащихся.По сути, анализ функционирования учебных заведений показал, что на протяжении всего периода реформ, приобретение оборудования и учебнометодической литературы зависело от наличия у учебных заведений внебюджетных доходов, в то время, как средства государственного бюджета выполняли роль источника социальной поддержки громадного преподавательского корпуса.Развитие и поддержание материальнотехнической базы образовательных учреждений в расходах федерального бюджета предусмотрено лишь в рамках реализации Федеральной целевой программы развитияобразованияна 20112015 гг.Однако, выделяемые средства крайне ограничены. Вместе с тем, более 50% учебных корпусов и зданий общежитий были построены более 40 лет назад и нуждаются, как минимум, в капитальном ремонте. Остается крайне низким уровень оснащенности образовательных учреждений компьютерной техникой, который не превышает50% потребности по ВУЗам, 30%–по учреждениям среднего профессионального образования (СПО), 12% по учреждениям начального профессионального образования (НПО).Следовательно, требуется дополнительная исключительно детальная работа по определению приоритетов в распределении выделенных бюджетных ресурсов, т.к. сама программа не дает четкого представления по этому вопросу. Характерно, что заявки, поданные образовательными учреждениями в Министерство образования и науки России на проведение капитального ремонта своих зданий и помещений более чем на порядок превышают весь объем Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 гг.Представляется, что разработанные ранеецелевые федеральные программы в области образования, хотя и позволяли решать отдельные проблемы, не вполне отвечалиприоритетам развития образованияибыли слабо сопряжены друг с другом и программами, финансируемыми федеральным бюджетом в смежных областях.Нуждается в решительном совершенствовании и методика взаимной увязки программ, разрабатываемых отдельными ведомствами, друг с другом, если они нацелены на решение, близких друг другу проблем. На сегодняшний день необходимая координация практически отсутствует.Необходимость повышения эффективности использования ресурсов в системе профессионального образования стала особенно актуальнойпосле того, какпрежняя модель финансирования пересталаобеспечиватьнормальнуюдеятельностьучебных заведений. Росли долги по оплате коммунальных услуг, с задержками выплачивались стипендии и заработная плата преподавателям ВУЗов, учреждений НПО и СПО, не обновлялось оборудование, не пополнялись библиотечные фонды. Система профессионального образования медленно, но верно приходила в упадок. В этой ситуации в Концепции реформирования организационноэкономического механизма системы образования был предложен ряд мер, которые должны были способствовать улучшению сложившегося положения. В целом они остаются актуальными и в настоящее время. К основным из них можно отнести[4]:

переход на систему государственного (федерального, регионального) и муниципального заказа на подготовку специалистов, распределяемому между учебными заведениями на конкурсной основе;

оплата соответствующего заказа из соответствующего бюджета по установленным нормативам в расчете на 1 студента (учащегося) в зависимости от «фондоемкости» профессиональной подготовки;

создание условий для привлечения в систему профессионального образования внебюджетных средств из различных источников (заказы на профессиональную подготовку состороны семей, предприятий, организаций и фирм, благотворительные (спонсорские) пожертвования и т.п.).Главным моментом в этих предложениях является переход на систему, согласно которой тот, кто заказывает подготовку специалиста, тот за нее и платит по установленным нормативам. При этом заказы должны были распределяться на конкурсной основе, что, в потенциале, повышало качество предоставляемых учебными заведениями образовательных услуг и во многом способствовало концентрации бюджетных средств, их более рациональному использованию. Государственный и муниципальный заказы должны были исходить из реальных потребностей долгосрочного социального и экономического развития России, субъектов Федерации, муниципалитетов. Вместе с тем эти заказы должны были подкрепляться более конъюнктурными по своей природе заказами физических лиц (индивидов) и фирм (предприятий, организаций), носящими в основном среднесрочный характер. Данная система должна была обеспечить, как более гибкую подстройку системы профессионального образования к потребностям рынка труда, так и подкрепить ее наличными –бюджетными и внебюджетными ресурсами. Важнейшим элементом здесь становилась система налоговых льгот для физических и юридических лиц, вкладывающих средства в образование.Таким образом, в системе профессионального образования упор также делался на повышение прозрачности финансовых потоков и увеличение их источников, в том числе бюджетных (региональных и муниципальных), на более эффективное распределение и использование средств за счет включения ограниченных механизмов конкуренции между учебными заведениями. Однако, также как и в сфере общего образования, переход на нормативное бюджетное финансирование в расчете на 1 студента (учащегося) был заблокирован во многом в силу неоднозначного понимания того, что такое «норматив». Кроме того, с введением в действие Бюджетного кодекса построение схемы бюджетного финансирования, когда деятельность бюджетного учреждения финансируется из различных бюджетов (бюджетов разных уровней) становится практически невозможной.

Анализ бюджетных и внебюджетных потоков показывает, что за редким исключением в системе высшего образования в последние годы произошло достаточно четкое разделение между основными получателями бюджетных средств и основными получателями внебюджетных средств. В первую категорию в основном попадают технические и педагогические университеты, во вторую –государственные университеты, гуманитарные и экономические (управленческие) ВУЗы. Таким образом, можно предположить, что средства федерального бюджета все больше используются на поддержание материальной базы технических ВУЗов (зачастую устаревшей и энергоемкой), а также на подготовку специалистов по специальностям, не пользующимся рыночным спросом (например, учителя и др.). Переход на казначейское исполнение федерального бюджета негативно отразился на внебюджетной деятельности ВУЗов, существенно ограничив их активность или вынуждая ВУЗы уводить значительную часть внебюджетных средств в «тень». По экспертным оценкам, увеличение «теневого» сектора значительно снижает эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств –по системе высшего образования в среднем на 2530%. Поскольку в настоящее время, как было показано, внебюджетные средства стали играть доминирующую роль в ресурсном обеспечении ВУЗов, то резкое падение эффективности может отрицательно сказаться на дальнейшем развитии образовательной сферы, тем более, что она до сих пор не вышла на уровень даже 1998 г., который оценивался как кризисный для образования еще до августовского дефолта. В тот момент система выжила за счет резкого компенсационного привлечения внебюджетных средств. Сокращение их объема изза близорукой бюджетной политики может даже при существенном увеличении расходов федерального бюджета на образование сорвать начавшиеся позитивные сдвиги в этой области и надолго отложить решение проблем системы профессионального образования.Таким образом, анализ проблем финансирования образования показывает, что многие их них с трудом поддаются эффективному решению изза тех ограничений, которые накладываются на организационноэкономический механизм функционирования образовательных учреждений действующими нормативными актами. Нерешенность проблем адекватного финансирования, всвою очередь, затрудняет проработку стратегии развития образования, которая в полной мере позволила бы решить такие фундаментальные задачи, как повышение качества образования, обеспечение его реальной равнодоступности и т.д. Существующие документы стратегического характера, разработанные без учета организационноэкономической и финансовой сторон, грешат абстрактностью и нереалистичностью.Это означает, что назрела необходимость дальнейшего совершенствования таких нормативных актов, как Бюджетный и Налоговый кодексы, а также Гражданский кодекс, законодательство о некоммерческих организациях. В нынешнем виде они оказывают сдерживающее воздействие на формирование и осуществление таких реформ в сфере образования, которые имели бы не формально«косметический» характер, а позволили бы отечественному образованию выйти в обозримом будущем на уровень, соответствующий его роли и месту в современном мире[5]. К числу приоритетных организационноэкономических мер, позволяющих обеспечить решение проблемы бюджетной задолженности в сфере образования в отдельных регионах, следует отнести:

сохранение практики использования стимулирующих федеральных трансфертов, которые предоставляются субъектам РФ при условии выделения не менее 40% собственных доходов бюджетов всех уровней;

финансирование других статей расходов только после выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций;

заключение соглашений с органами федерального казначейства по переводу на кассовое исполнение бюджетов субъектов Федерации через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;

создание системы общественногосударственного контроля целевого расходования выделяемых на выплату заработной платы бюджетных средств, включение в эту систему представителей законодательных органов власти, профсоюзных организаций, профессиональных объединений.В существенном улучшении нуждается структура бюджетных расходов внутри отрасли «Образование». Очевидно, что наряду с доведением уровня оплаты труда преподавательского состава до общественно нормального уровня, основные усилия должны быть также направлены на резкое возрастание расходов на учебнометодическую литературу, материальнотехническое обеспечение учебного процесса, новые информационные технологии, приборную базу и т. п. Только при наличии этих компонентов учебного процесса преподавательский корпус в России сможет действительно обеспечить существенное повышение уровня и качества образования учащихся. Таким образом, к одной из основных задач повышения эффективности использования бюджетных средств является обоснованное их выделение и контроль над соблюдением условий целевого их расходования.При этом решение проблемы эффективного управления финансовыми средствами на основе критерия повышения качества образовательных услуг в ВУЗе сводитсяк оптимальному р

e-koncept.ru

Оптимизация системы образования - реферат

Содержание Введение 1. Современное состояние структурыобразования 2. Факторы развития системы образования Заключение Список используемой литературы

ВведениеСистемы образования влюбой стране призваны способствовать реализации основных задачсоциально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вузготовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры,политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образованиячрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросыобщества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайноважное значение.Определениестратегических направлений развития систем образования волнует практически всёмировое сообщество. В книге “Школа для XXI века. Приоритеты реформированияобразования” американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многихбизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос“Что вы хотите от школы?” получал, как правило, один и тот же ответ: “Нам нужнылюди, которые умеют учиться самостоятельно”. Это и понятно, рассуждает автор,если ученик знает, как учиться, как достигать цели, если он знает, как учитьсяв школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать инаходить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, какиспользовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем,то ему легче будет повысить квалификацию, переквалифицироваться, получать любыенеобходимые дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этогозначительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать иусваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам. Даже если школасумеет это делать очень хорошо, для информационного общества, каким становятсяСША и многие, многие страны современного мира, этого явно недостаточно.

1. Современное состояние структуры образованияОдин из способовдостижения эффективности образования — оптимизация его структуры. В ближайшеевремя на уровень регионов будут переданы 50% всех ПТУ (2,5 тысячи), столько жеостанется на федеральном уровне. Чтобы ПТУ и техникумы не остались в 2005 годубез денег, их руководители уже сейчас должны заниматься этим вопросом каждый всвоем регионе. Может статься, что кое-кто пожелает распустить этиобразовательные учреждения, а их площадями воспользоваться в иных целях. Этотвопрос также следует проконтролировать. Ни в коем случае нельзя проводитьперепрофилирование этих учебных заведений. Если они нужны субъекту РФ, ихнеобходимо сохранить. Списки-перечни передаваемых ПТУ и техникумов ужесоставлены, теперь их должно утвердить правительство страны. После этогопримерно в течение трех недель эти образовательные учреждения перейдут набаланс регионов. Но на этом процесс оптимизации сети не прекратиться, посколькув ближайшие два года под юрисдикцию агентства должны будут, в несколько этапов,перейти все те техникумы и вузы, которые сегодня принадлежат другимминистерствам и службам. После передачи будет рассматриваться вопрос о том,какие из этих техникумов останутся на федеральном уровне, а какие перейдут на уровеньсубъектов РФ. Речь идет о примерно 250 вузах и 800 техникумах. Впрочем, вузыостанутся на федеральном уровне. Хотя и им предстоит пройти через жесткуюоптимизацию. Вузы должны будут интегрироваться с техникумами и ПТУ. Агентствоне будет командовать в этом вопросе, оно ждет инициатив снизу. Сегодня существуетпроблема неэффективно работающих филиалов вузов: в стране 560 государственных и700 негосударственных высших учебных заведений. Это много. Но решать судьбувуза должен совет ректоров, в который входят и представители коммерческихвузов. Необходимо определиться с перечнем нужных специальностей. Если какие-тоспециальности нужны, никто не закроет вуз, который их выпускает. В общейсложности, в следующем году Федеральное агентство по образованию получит 83миллиарда рублей из государственного бюджета, за минусом тех 24 миллиардоврублей, которые будут потрачены на финансирование передаваемых в регионытехникумов и ПТУ. Но уже в целом наблюдается рост государственногосубсидирования отрасли, примерно на 20% по сравнению в 2004 годом. Это гораздобольше, чем прирост бюджета Министерства культуры и Министерстваздравоохранения РФ — 9% и 15% соответственно. Один из приоритетов следующегогода — капитальное строительство и укрепление материально-технической базыучебных заведений, покупка нового оборудования. На эти цели необходимопотратить 80 миллиардов рублей. Такие средства в полном объеме государством невыделяются. Но Министерство финансов РФ пошло навстречу просьбам агентства ивыделило дополнительно 3,6 миллиарда рублей. 65% из них будут направлены накапитальный ремонт, остальные — на закупку учебного оборудования. В 2004 годувнебюджетные доходы вузов превысили их бюджетное финансирование. Поэтому, когдаговорят, что „денег не хватает“, лучше посмотреть, на что они вузами тратятся. Если речь идет обэкономии средств и оптимальном использовании выделенных ресурсов, то этопроблема была всегда, ее несомненно надо решать. Прежде всего, за счет жесткогоконтроля за тем, сколько денег выделяется на образование и как онииспользуются. Оптимизация финансовых расходов нужна. Но если под „оптимизациейструктуры образования“ подразумевается изменение системы исходя из субъективныхпредставлений того или иного пришедшего к власти чиновника, это другой разговор,требующий более детального рассмотрения и обсуждения. Талант любогоруководителя или чиновника заключается в том, чтобы желание жестких реформзадавить в зародыше и четко сочетать свои желания с реальными потребностями. Мы считаем, что системаначального и среднего профобразования, которая готовит кадры для регионов,должна быть в зоне ответственности и регулирования региональной власти. Асегодня получается парадоксально: региональные власти отвечают за все, что уних происходит, в том числе и за формирование рынка труда, и не могут при этомвлиять на основополагающие системы, определяющие рынок труда, то есть системуначального и среднего профобразования. Кому, как не региональной власти, лучшезнать, сколько специалистов и каких профессий необходимо, кто может точнееспрогнозировать развитие промышленного сектора, вообще экономики? На мойвзгляд, передача половины ПТУ и техникумов на баланс регионов рассчитана на то,что на местах есть власть, умеющая грамотно распорядиться своими полномочиями.Что касается финансовых ресурсов, учебные заведения передаются не как бедныесироты, а с тем финансированием, которое велось из федерального бюджета. Вседеньги, около 24 миллиардов рублей, уйдут в регионы. Другой вопрос, каксделать, чтобы эти средства были четко и ясно видны в бюджетах при передачезаведений начального и среднего профобразования. Процесс интеграциивузов с техникумами и ПТУ идет в России не первый год. Это естественнаянеобходимость, при этом в интеграции должны быть заинтересованы все стороны. Если у нас естьнеэффективно работающие вузы, неважно государственные они или нет, государстводолжно заставить эти вузы выполнить все условия, которые прописаны в лицензияхи аккредитациях. Надо спросить, кто выдавал лицензию? Спросить поименно, ктоэто сделал? Если условия не выполняются, то есть судебная процедура, котораяпозволяет закрыть учебное заведение. Это не такая простая схема: захочу, закроювуз. Если нужно 80миллиардов рублей, а государство выделяет только треть, то я вам скажу, чтосегодня вузам выделяется около пятидесяти миллиардов рублей и зарабатывают онистолько же. Итак, сто миллиардов они уже имеют (убрать) Вузы научилисьзарабатывать деньги. Практически любое государственное высшее учебное заведениеимеет сегодня возможность вести внебюджетную деятельность. Здесь есть многопроблем. Бюджетное финансирование и внебюджетная деятельность — это допустимо?(поправить) Надо ответить на вопрос: государственный вуз — это где есть игосударственная, и коммерческая составляющая, или это чисто бюджетноефинансирование? Многие вузы адаптировались в нынешних условиях. Принимаютстудентов на платной основе. Нельзя запрещать заниматься коммерческойдеятельностью вузам, хотя прием студентов на коммерческой основе — не панацея.Если идти на какие-то изменения, то делать это нужно очень продуманно,взвешенно и обоснованно». образованиесистема структура развитие2. Факторы развитиясистемы образованияНаше министерство снекоторым опозданием обратило внимание на те факторы, под влиянием которых вближайшее время будет развиваться вся система образования нашей страны, в томчисле и высшая школа. Мы бы из всей совокупности факторов выделил три. Экономические условия,характерные для развития нашей страны, не позволяют вести сильную социальнуюполитику. Это означает, что система образования, в лучшем случае, лишь на 60%будет финансироваться за счет федерального бюджета. Все остальное каждое высшееучебное заведение вынуждено будет зарабатывать само. Этофинансово-экономический фактор, который будет действовать независимо от того,кто будет находиться во главе органа, отвечающего за развитие отечественногообразования. Демографическаяситуация и ее неблагоприятное воздействие на развитие отечественногообразования. К 2014 году сложится такая ситуация, когда молодых людей, повозрасту способных учиться в вузах, будет в 2 с лишним раза меньше, чем в этомгоду выделено бюджетных мест. Повлияет она и на количество вузов. Современные интенсивныеобучающие технологии позволяют дать качественное второе и третье образование, атакже повысить квалификацию. Через три-четыре года только 5-6 современныхотечественных вузов (в масштабе всей страны) смогут давать подобноеобразование, опираясь на свои возможности. Среди неблагоприятныхпоследствий последних двенадцати лет — отрыв системы образования от рынкатруда. Государство затратило колоссальное количество средств на подготовкуспециалистов, которые не работают по своей специальности.Под влияниемперечисленных факторов начнется стремительный процесс сокращения вузов. Этопроизойдет независимо от политики Правительства. Если мы, как и раньше, пустимвсе на самотек, мы будем безответственны; если отстраним от этого процесса самивузы, то такой подход не будет отвечать национальным интересам страны. Еслиподходить к вопросу сокращения вузов так, как сейчас проводитсяадминистративная реформа, то это означает, что страна утрачивает интерес кдемократическому способу решения самых серьезных проблем. Мы давние сторонникисоздания такого типа образовательного учреждения, где непрерывность образованияявляется выраженной чертой. Вуз завтрашнего дня — это непрерывная системаобразования. В 2000 году на базе РГСУ был создан Федеральный университетскийкомплекс, в рамках которого есть община „Кижи“, выпускники которой становятсянашими студентами. Есть в Курской области социальный приют, составная частьнашего комплекса, где учатся дети от шести до одиннадцати лет. Есть первыймосковский кадетский корпус, составная часть университета. Ни одно из этихучреждений не утратило статус юридического лица. Взаимодействуя, мы создаемсистему непрерывного образования. Если у вуза есть сильная концепция развития,значит, у него сохраняются значительные шансы оказаться в числе примерно ставузов, которые останутся в нашей стране к 2014 году. Все, что я читал и изучалпо интервью Фурсенко, Балыхина, впервые за последние годы вызвало оптимизм.Наконец-то появились такие суждения, оценки, призывы, которые мне нравятся посодержанию и постановке. Если от этого будет отход, то эта реформа образованиябудет последней. Можно по-разномутрактовать этот термин. Если делать это с точки зрения повышения качествавысшего образования и его авторитета в России, то такая постановка вполнеоправданна. Она касается, прежде всего, негосударственного сектора высшейшколы, в котором есть много достойных вузов, но в то же время много и неаккредитованных вузов, которые созданы в квартирах и котельных. Если выпосмотрите объявления о приеме в негосударственные вузы, то найдете информациюо приеме без экзаменов. Это нарушение Закона об образовании, всех положений овысшей школе. Вот такая профанация, безусловно, требует жесткой постановкивопроса. В этом отношении я полностью поддерживаю позицию нового министраобразования: речь идет о сокращении тех вузов, которые в глазах общественностии родителей ребят, которые там учатся, дискредитируют саму систему высшегообразования. Если говорить об этойполитике относительно государственного высшего образования, то большойстратегической ошибкой является позиция, согласно которой у нас слишком многостудентов и вузов и только 170 человек на 10 тысяч населения имеют правоучиться на бюджетной основе. Государство должно взять на себя большуюответственность за высшее образование, потому что это единственный на сегодняканал пополнения интеллектуальной элиты России. Была такая идея ещестарого министерства о выделении ряда ведущих, основных вузов, на которые можнобыло бы ориентироваться. Такая позиция оправдана и целесообразна. Государстводолжно финансировать те направления подготовки специалистов, в которых ононуждается. В этой связи идут разговоры, что слишком много подготовили учителей,врачей, агрономов. Я сторонник той точки зрения, что насыщение учительскойпсихологией и грамотными людьми в области воспитания — это огромная ниша длядуховного обогащения общества. И я бы подумал, прежде чем сокращать подготовкуучительских кадров, хотя процент работающих специалистов после окончанияпедагогических вузов не поднимается выше 30%. Самые тяжелые годы ужепозади, когда направлялись деньги только на стипендии и зарплату педагогов, нио каком развитии речи не шло. Как зарабатывать? Сейчас государственным вузамдано право сдавать в аренду помещения, получать доход и часть средствнаправлять на образовательную деятельность. Это один источник дохода, другой — платные образовательные услуги, которые сегодня составляю в государственныхвузах 53%. В системепрофобразования были две формы собственности: ведомственные и те, что состоялина балансе государственных органов образования. Первые, по большей части,исчезли вместе с предприятиями. Что касается вторых, то здесь ситуация сновазависит от людей. Каждый регион заинтересован в подготовке кадров. Что касаетсяМосквы, частичная передача ПТУ и техникумов на баланс города только улучшитситуацию, потому что здесь очень серьезно занимаются укреплениемучебно-материальной базы и финансового положения среднего специальногообразования. Четыре года назад мы создали в столице университетский учебныйокруг, два года назад он был преобразован в научно-образовательныйуниверситетский комплекс, куда входят около 60 учебных учреждений: от детскогосада до педагогического колледжа. В рамках этого комплекса отрабатываетсямодель непрерывного образовательного процесса. Согласно реформе образования рядсредних специальных учебных заведений включены в состав вуза как структурныеединицы. Кстати, раньше Москвы вузы стали объединяться с ПТУ и техникумами вВолгограде, Владивостоке. Все зависит не от географии, а от инициативы людей.

ЗаключениеОбразование оказываетвлияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают винститут, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собойопределённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редкислучаи, когда окончив институт человека идёт работать продавцом мороженого,особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройстваобразованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование — разумный способраспределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории«человеческого капитала» образование не является чем-то немедленнопотребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и всекапиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается,что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполнеестественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям. Этооправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средствана подготовку к разным видам деятельности.

Список используемойлитературы1. Онищук В.А. “Урок всовременной школе”. Москва, “Просвещение”, 1991 г.2. Кларин М.В.“Инновации в обучении. Метафоры и модели” Москва, “Наука”, 1997 г.3. Журналы “Дошкольноевоспитание” №№ 5, 12 1997г., № 2 1998г., № 7 2000 г.4. Журналы “Вестникобразования” № 9 1998 г., № 14 2000 г.

2dip.su

Оптимизация вузов и их филиалов

Министерство образования РФ планирует осуществлять дальнейшую оптимизацию вузов. Глава ведомства Ливанов считает необходимым оптимизировать также сеть филиалов вузов, что, по его мнению, должно содействовать повышению уровня профессиональной подготовки студентов во многих крупных вузах регионов России.

Как заметил министр, следует сократить количество тех вузовских филиалов, которые не имеют условий для предоставления достаточно качественного образования. Высшие учебные заведения, не обеспечивающие свои филиалы преподавательским штатом, материальной базой, помещениями, оборудованием для теоретических и практических занятий, должны отказаться от своей филиальной сети частично или полностью.

С этого года совет ректоров вузов должен сугубо учитывать актуальные запросы руководителей компаний, промышленных предприятий, заводов, фабрик, конструкторских бюро, иных организаций. Это необходимо для того, чтобы не складывалась такая ситуация на рынке труда, когда множество выпускников юридических и экономических факультетов из месяца в месяц безуспешно ищут работу по профессии.

По мнению министра, следует обратить особое внимание на увеличение цифр набора и подготовки учащихся по таким направлениям, как ЖКХ, транспорт, медицинское обслуживание, предприятия торговли, промышленное производство. Особенно сильно ощущается дефицит данных специалистов в столице и Подмосковье.

Министерство образования и науки намерено сосредоточить обучение студентов в магистратуре и аспирантуре крупных столичных и региональных вузов. В следующем году лицензии на обучение студентов будут предоставляться исключительно университетам, имеющим достаточную научную базу, традиции высокого уровня преподавания и профессиональной подготовки студентов.

При таких планах на будущий год, новости об очередных закрытиях российских вузов приобретают новое содержание. По сообщению Федеральной службы по надзору в образовании, с начала года уже лишено лицензий более ста высших учебных заведений.

Решения о прекращении образовательной деятельности университетов и их филиалов принимаются на основании заключения суда, заявлений от лица руководства учебных заведений, а также по указанию налоговых органов. Многие вузы потеряли лицензию в связи с тем, что не устранили нарушения в своей работе, на которые им указали в присланных ранее предписаниях. Именно таким образом лишился лицензии Московский институт права, а также его филиалы в Нижнем Новгороде, Курске и Орске, Балтийский институт экономики, филиал Уральского юридического университета в Уфе, филиал Петербургского института управления и права в Пскове и другие.

Что означает такая оптимизация вузов для российских граждан?

Согласно Закону «Об образовании», при лишении вуза лицензии студенты этого учебного учреждения переводятся в другие образовательные организации. Многим студентам из регионов (как тем же будущим юристам из Орска и Курска) придется переходить или вновь поступать в университеты столицы. Искать общежитие или снимать жилье, что может оказаться далеко не всем по карману. Кто-то, может быть, откажется от выбранной специальности и начнет учиться другой профессии. Но вовсе не обязательно это будет область ЖКХ, промышленность, транспорт или медицина, как мечтает руководство Минобрнауки.

Многое зависит от того, увеличатся ли цифры набора в крупных высших учебных заведениях. Если этого не произойдет, в университетах повысится конкурс. Соответственно абитуриенты должны будут уделять больше времени на подготовку к экзаменам и стараться сдавать каждый ЕГЭ на максимально возможные для них баллы.

А для высших учебных учреждений лишение лицензий или объединение нескольких университетов в один всегда сопровождается сокращениями, перераспределениями функционала, перегруппировкой средств, что создает вокруг вузов зоны конфликтов. Последнее, конечно же, никак не способствует благотворному развитию системы российского образования.

Многие вузы предпочитают объединение как меньшее из двух зол. Как отмечают эксперты из Минобрнауки, при этом происходит интеграция материальных, интеллектуальных и инновационных ресурсов. Но также остаются не у дел как руководящие работники, так и преподавательские кадры. Если проводимая оптимизация и решает какие-то вопросы по «интеграции ресурсов», то и создает проблемные точки тоже в немалом количестве. И со многими новыми проблемами найти красивое решение чрезвычайно трудно.

Источник: газета «Столичный курьер»

Likes(3)Dislikes(0)

prouchebu.com

Пути совершенствования финансового механизма высшего образования

Введение

Система образования, прежде всего, высшего, являясь индикатором и катализатором развития государства, становится приоритетной ведущей сферой социально-экономической политики любого государства, отражая уровень состояния и развития общества. Высшее образование имеет высокий статус, его возрастающая роль в решении социально-экономических, научно-технологических, социально-культурных и духовно-нравственных проблем состоит в сохранении национальных особенностей и традиций, а также в прогрессирующем воздействии на развитие производительных сил общества.

Экономическая природа высшего образования понимается как инвестиции в человеческий капитал. Образование рассматривается наряду со здравоохранением, культурой, искусством и наукой в составе третьего сектора общественного производства, в котором формируется человеческий капитал, и создаются интеллектуальные ценности общества.

Важным является то, что развитие системы образования зависит исключительно от достаточного финансового обеспечения, позволяющего обновлять и умножать интеллектуальный потенциал учебного заведения, его научную, материальную и методическую базу.Вопросы исследования сущности образовательных учреждений и механизма их финансирования нашли отражение в работах многих экономистов, в том числе, российских И. Аватесяна [1], С. Белякова, А. Заборовской, И. Королева, Н. Озерова [2, 3], В. Гурова, С. Сигова [4], Х. Воссенштейна [5], Л. Клячко [6] и др., а также украинских: Т. Боголиб [7], М. Ваниевой [8], Ю. Волинчук [9], І. Каленюк [10], О. Тимошенко, В. Федоровой [11],С. Салыги, В.Гельмана [12] и др.

Вместе с тем, появилась необходимость комплексного исследования особенностей формирования финансового механизма высшего образования и его основных составляющих в связи с процессом трансформации вузов. Сегодня уже сформирована нормативно-правовая база образования, повысилась автономия высших учебных заведений, введены новые образовательные стандарты. Однако существуют проблемы управления и финансового обеспечения вузов, оптимального сочетания бюджетных и внебюджетных источников финансирования, разработки эффективной модели их использования. В этой связи исследование проблем формирования и эффективного использования финансовых ресурсов учреждениями высшего образования является особенно актуальным.

Результаты

Нет необходимости доказывать, что устойчивость функционирования и развития высшего образования и повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов напрямую зависит от достаточного обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в системе управления высшим образованием важную роль играет финансовый механизм.

Мы считаем, что финансовый механизм высшей школы, как часть общего финансового механизма, является элементом реализации государственной политики в области высшего образования (рис. 1).

Он представляет собой совокупность самостоятельных, но взаимосвязанных форм, методов, инструментов и рычагов влияния государства, обеспечивающих создание и использование финансовых ресурсов для эффективной реализации образовательной, научно-исследовательской, воспроизводственной и воспитательной функций системы высшего образования.

Важной особенностью финансового механизма высшей школы в современных условиях являются проблемы взаимодействия высшей школы с государством. Экономические отношения, складывающиеся между государством и вузами, включают определенный комплекс взаимоотношений, связанный с вопросами собственности, управления, степени автономии вузов, механизма финансирования и т.д. Поэтому для эффективного функционирования такого механизма должна быть разработана государственная программа (стратегия) развития высшего образования, которая предусматривала бы стратегические приоритеты в финансировании вузов.

Рисунок 1. Схема финансового механизма высшего образования

На наш взгляд, государственная политика в области высшего образования должна включать в себя:

Действующее законодательство разных стран, в том числе России и Украины, предоставляет высшим образовательным учреждениям право самим использовать средства, выделяемые для осуществления образовательного процесса. Однако современные подходы к финансированию существенно ограничивают права образовательных учреждений и, определенным образом, противоречат действующему законодательству об образовании. Устранение такого противоречия возможно при дальнейшем совершенствовании системы финансирования путем:

Реализация предлагаемых мер должна способствовать развитию инициативы и расширению самостоятельности, экономической автономии высших учебных заведений.Важным в усовершенствовании финансового механизма высшего образования является активизация роли внебюджетных источников, в том числе средств за предоставленные образовательные услуги, от выполнения хоздоговорных тем, спонсорских средств и др. (рис.2).

Рисунок 2. Модель формирования и использования финансовых ресурсов высших учебных заведений

Государство должно стимулировать такие источники путем:

Еще одним направлением совершенствования финансового механизма функционирования вузов является стимулирование их участия в формировании национальной инновационной системы путем трансформации вузов в научно-исследовательские центры.

По нашему мнению, доходы от инновационной деятельности вузов (реализация собственных научных исследований, в том числе за рубежом) может стать важным дополнительным источником поступлений финансовых средств для высших учебных заведений. Прежде всего, это касается классических университетов, которые имеют все возможности взаимодействовать с другими секторами, сочетая фундаментальные исследования с исследованиями отраслевой направленности (в сотрудничестве с ведомственными научно-исследовательскими учреждениями) и хозрасчетными исследованиями (по заказу субъектов хозяйствования).

Выводы

Эффективный процесс управления финансовыми ресурсами вуза должен базироваться на стратегических финансовых ориентирах, предусматривающих разработку и реализацию ряда мероприятий для текущей деятельности вузов, направленных на достижение нормальной устойчивости системы финансирования и наращивания конкурентных преимуществ вуза.

Основными направлениями развития финансового обеспечения высшего образования должны быть следующие направления.

sovman.ru

Темы рефератов по экономике образования

  • Системы образования в различных странах мира. 

  • История становления развития образования в России.

  • Образование как отрасль сферы услуг.

  • Система образования в законодательстве России.

  • Сеть учреждений системы образования в России.

  • Определение источников, объемов и структуры финансового и ресурсного обеспечения функционирования учреждений образования

  • Осуществление государственной региональной политики в образовательной сфере.

  • Маркетинг на рынке образовательных услуг.

  • Некоммерческий характер образовательной отрасли.

  • Своеобразие менеджмента в образовании.

  • Источники финансирования образования.

  • Классификация расходов на образование и сметное финансирование.

  • Хозрасчетная деятельность учреждений образования.

  • Специфические особенности педагогического труда.

  • Система организации оплаты труда в сфере образования.

  • Основные и оборотные фонды образования.

  • Система повышения квалификации педагогов.

  • Экономическая эффективность образования.

  • Отноше­ния собственности в экономике образования.

  • Закон России о сущности и составных частях понятия «сис­тема образования».

  • Государственные образовательные стандарты и их социально-экономические функции.

  • Система органов управления образованием.

  • Проблемы формирования новых направлений развития хо­зяйственного механизма в системе образования.

  • Прогнозирование и программирование как инструменты управления развитием образования.

  • Основные пути оптимизации финансового положения учебных заведений. 

  • Заработная плата и ее организация в учебных заведениях. 

  • Основные направления развития материально-технической базы в отрасли образования в России.

  • Состояние учебно-материальной базы сферы образования в России и за рубежом.

  • Рынок образовательных услуг и его характерные черты.

  • Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг.

  • studfiles.net


    Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта