Оптимизация транспортного налога. Оптимизация транспортного налога на примере предприятия


Оптимизация транспортного налога - Бухгалтерские и юридические услуги

Что облагают транспортным налогом

Транспортный налог — это региональный налог. Поэтому ставки, порядок и сроки уплаты налога определяют субъекты Российской Федерации. Налог платят организации и граждане, на чье имя зарегистрирован транспорт. После регистрации транспортного средства фирма становится плательщиком транспортного налога. Полный список объектов налогообложения указан в ст. 358 Налогового кодекса РФ.

Налоговым периодом является календарный год. Налоговая база зависит от вида транспорта и определяется по каждому транспортному средству. С транспортных средств, оборудованных двигателем, транспортный налог берется с каждой лошадиной силы. Сумму налога рассчитывают умножением налоговой ставки на количество лошадиных сил и на поправочный коэффициент. Поправочный коэффициент уменьшает сумму налога, если транспортное средство используют не весь календарный год. Его рассчитывают по формуле.

Налоговые ставки указаны в ст. 361 Налогового кодекса РФ. Региональные законы могут увеличить или уменьшить эти ставки, но не более чем в пять раз.

Способы снижения налога

Льгота за счет филиала

Если у вашей фирмы на балансе числится транспорт и у вас есть филиалы в других регионах РФ, где ставка налога ниже, то этим можно воспользоваться.

Для этого вам нужно зарегистрировать транспортные средства в ГИБДД на постоянной основе по месту нахождения филиала.

В этом случае налог вы будете платить по ставкам, установленным в регионе, где находится ваш филиал (Письмо Минфина России от 16 апреля 2007 г. N 03-05-06-04/20 и Приказ МВД России от 27 января 2003 г. N 59).

Отметим, что в ст. 363 Налогового кодекса сказано, что налог уплачивают по месту нахождения транспортных средств. Местом нахождения транспортных средств признают место государственной регистрации.

Обратите внимание: если транспорт зарегистрирован в регионе с пониженными ставками, но не эксплуатируется в нем, то это может привести к претензиям со стороны налоговиков.

Им известен такой способ минимизации. Правда, для этого им нужно собрать доказательства того, что транспорт используется не в регионе.

Когда лучше регистрировать автомобиль

Существует логичное и самое простое правило экономии на транспортном налоге. Вашей фирме лучше зарегистрировать транспорт в начале месяца.

Однако снимать его с учета лучше в конце месяца.

Обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования (Письма Минфина России от 6 мая 2006 г. N 03-06-04-04/15, от 1 апреля 2008 г. N 03-05-05-04/05).

Напомним, что налог платят за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на фирму.

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимают за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Пример. ЗАО "Актив" купило автомобиль ВАЗ-2107. Дата приобретения — 27 августа 2008 г.

Ситуация 1: когда лучше регистрировать автомобиль.

Машину лучше зарегистрировать в первых числах сентября, а не в период с 28 по 31 августа. В этом случае налог вы начнете платить с сентября. Если же вы зарегистрируете ваш транспорт в конце августа, то придется начинать платить налог в этом месяце. В чем нет никакого смысла, так как по сути дела автомобиль в августе использоваться не будет.

Ситуация 2: когда лучше снимать с учета.

bp-konsalt.ru

Налогообложение и его оптимизация на примере ООО АК Лифтмаш

Транспортный налог

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения в ООО «АК Лифтмаш» признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих  двигатели – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Отчетным периодом для налогоплательщиков, являющихся организациями, признается первый квартал, полугодие, девять месяцев.

Налоговые ставки устанавливаются законом субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

ООО «АК Лифтмаш» уплачивает транспортный налог на основании Закона Московской области «О транспортном налоге» № 129/2002ОЗ от 16.11.2002г. ( Приложение № 2)

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый, полугодие и девять месяцев.

Срок уплаты транспортного налога не позднее 28 числа месяца следующим за отчетным периодам, а по окончании налогового периода не позднее 28 марта следующего года.

Земельный налог

Налогоплательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков – организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

1)       0,3% в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения;

- занятых жилищным фондом.

2)       1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговые декларации предоставляются не позднее 1-го февраля.

Суммы авансовых платежей исчисляются по земельному налогу по истечении 1-го, 2-го и 3-го кварталов текущего налогового периода как ¼ соответствующей налоговой ставке процентной доли кадастровой стоимости и земельного участка.

Уплата авансовых платежей по налогу производится не позднее последнего числа месяца следующего за истекшим отчетным периодом.

 На основании решения Совета депутатов Домодедовского округа от 14 ноября 2006г. № 261/51 кадастровая стоимость земельного участка составляет 4800 руб., ставка земельного налога устанавливается в размере – 1,5%, а срок уплаты налога до 1-го февраля года следующего за истекшим налоговым периодом. (Приложение №3)Раздел 2. Формирование налоговой отчетности

ООО «АК Лифтмаш»

2.1 Характеристика налогового учета ООО «АК Лифтмаш».

Исчисление налогов, установленных в РФ, осуществляется на основе данных налогового учета. При этом налоговый учет по каждому конкретному налогу имеет свою систему.

Налоговый учет – это не только система учета по налогам, для исчисления которых она применяется, а единая система учета, предназначенная для налогообложения в целом.

Порядок ведения налогового учета по каждому конкретному налогу устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя налогоплательщика. Все изменения порядка учета отдельных хозяйственных операций и субъектов в целях налогообложения осуществляются налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

Налоговый учет основан на следующих принципах:

1) Предприятие рассматривается, как обособленный объект налогового учета. Имущество и обязательства предприятия учитываются отдельно от  имущества и обязательств владельцев предприятия.

2) Использование метода начисления и разграничения деловой активности между смежными отчетными периодами. Доходы и расходы признаются и отражаются в те же периоды, когда имел место факт совершения сделки.

3) Предприятие функционирует в настоящее время и в ближайшей перспективе. У него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, а, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

4) Имущество и обязательства имеют стоимостную оценку.

5) Налоговый учет ведется по всем налогам, которые исчисляет и уплачивает предприятие, обособленно.

Несмотря на раздельное ведение налогового учета по каждому налогу, цели и правила ведения налогового учета для всех налогов один. У налогового учета существуют две цели:

v   Формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

v   Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет.

Основной задачей налогового учета является отражение фактов финансово-хозяйственной деятельности предприятий с целью исчисления налогов и расчет налоговой базы и сумм налогов к уплате, т.е. формирование показателей налоговой отчетности.

В налоговом учете используются в основном стоимостные показатели, но в некоторых случаях применяются и натуральные. Например, согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу являются транспортные средства, поэтому налоговой базой при исчислении транспортного налога применяются такие натуральные показатели, как мощность двигателя в лошадиных силах и т.д.

На основании ст.80 НК РФ состав формы и сроки (периодичность) представления налоговой отчетности установлены действующим налоговым законодательством. Налогообложение представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая отчетность представляется налогоплательщиком по каждому налогу отдельно.

Законодательно налоговый учет, как правовая категория введен только для порядка исчисления налога на прибыль организации и при применении упрощенной системы налогообложения. По остальным налогам и налоговым режимам система налогового учета явно не декларирована, но установлена для всех налогов без исключения.

Системы налогового учета по всем налогам очень похожи, поэтому для исчисления всех налогов, установленных на территории России, существует универсальная система налогового учета.

 Универсальная система налогового учета имеет трехуровневую структуру:

Ι. Уровень первичных учетных документов. К ним относятся накладные, счета-фактуры, акты, расчетные ведомости, кассовые документы, справки бухгалтера и другие.

ΙΙ. Уровень аналитических налоговых регистров. Это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный период. Аналитические налоговые регистры разрабатываются предприятием самостоятельно.

ΙΙΙ. Уровень налоговой отчетности.

2.2 Исходные данные и условия для исчисления налогов ООО

«АК Лифтмаш» в 2007г.         

         Таблица 1

 Доходы и расходы предприятия    

             Наименование       

            Сумма, руб.
   за год в том числе за 9 месяцев
1 2 3

Доходы (без НДС)

6845300

5102860

1 2 3
Расходы (без НДС)

Всего

в том числе

6223000

4605020

а) материальные затраты 3369878 2463719
б) услуги сторонних организаций 186690 138151
в) заработанная плата управленческого персонала 717462 538362
г) заработанная плата работников, занятых в процессе производства 760190 572524
д) ЕСН с заработанной платы управленческого персонала 186540 139974
е) ЕСН с заработанной платы работников, занятых в процессе производства 197649 148856
ж) амортизация 622300 466722
   - по строительным машинам

   - по ОС управления

466725

155575

350040

116682

з) прочие расходы:

Ø     транспортный налог

Ø     налог на имущество

Ø     земельный налог

Ø     услуги банка

Ø     пособие по временной нетрудоспособности

182291

10050               75298               32112               63791                 1040

136712

7538              59040          24084            46050

Транспортные средства предприятия ООО «АК Лифтмаш         Таблица 2

№ п/п Марка автомобиля Количество Мощность двигателя Общая мощность Ставка
1 BMW 325 1 120 120 20
2 KIA spektra111 1 120 120 20
3
MAN 0240
1 210 210 25
  

  Таблица 3

Данные бухгалтерского баланса для исчисления налога на имущество

01.01. 2007 01.02. 2007 01.03. 2007 01.04. 2007 01.05. 2007 01.06. 2007
3733800 3681943 3630085 3578227 3526369 3474510
01.07. 2007 01.08. 2007 01.09. 2007 01.10. 2007 01.11. 2007 01.12. 2007 01.01. 2008
3422652 3370794 3318936 3267078 3215220 3163362 3111500
Штатное расписание предприятия ООО «АК Лифтмаш»          Таблица 4                                                     
№ п/п        Ф.И.О. Год рождения     Должность Таб. № Оклад Примечания           (дети)
1 2 3 4 5 6 7
1 Иванов С.П. 1964 Ген.директор 001 21300 2
2 Захарченко Л.И. 1965 Гл.бух. 002 19800 1
3 Михальчук Б.В. 1966 Инженер 003 18600 1
4 Булаков А.С. 1969 Водитель 004 17100 1
5 Никитин В.А. 1968 Разнорабочий 005 12500 1
6 Воланов Г.В. 1967 Сборщик 006 16500 2
7 Костюк Ю.А. 1970 Монтажник 007 17500 1
Предприятие ООО «АК Лифтмаш» имеет в собственности земельный участок площадью 446 кв. м, удельная кадастровая стоимость которого равна 4800 руб./м2.

2.3 Налоговая отчетность ООО «АК Лифтмаш»  как элемент налогового учета

2.3.1 Налог на прибыль организации

Налог на прибыль является пропорциональным налогом, т.е. его сумма находится в прямой зависимости от конечного финансового результата организации – прибыли. Так как ООО «АК Лифтмаш» является малым предприятием применение ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» может не применятся, т.е. бухгалтерская прибыль и прибыль по налоговому учету совпадают.

Налог на прибыль предприятия ООО «АК Лифтмаш» за год будет равен:

(6845300 – 6223000) × 24% = 149352 руб.

Данные приведены в налоговой декларации по налогу на прибыль.    продолжение

coolreferat.com

Оптимизация транспортного налога

Оптимизация транспортного налога

 

Дата размещения статьи: 10.08.2012

 

 

Н.А. ПИМЕНОВ

 

Оптимизация транспортного налога направлена на снижение налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта за счет налоговой выгоды. Налоговая выгода - это сокращение налоговых платежей фирмы за счет получения дополнительных вычетов и льгот, уменьшения налоговой базы, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение уплаченных сумм из бюджета. В то же время при оптимизации налоговых платежей необходимо учитывать риски признания налоговой выгоды необоснованной. Необоснованная выгода - это та, которая получена от сделки, стороны которой ставили перед собой одну-единственную цель - минимизировать налоговые платежи. Такие сделки ВАС РФ назвал "не обусловленными разумными экономическими или иными причинами", а соответственно, лишенными "целей делового характера".

--------------------------------

См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".

 

Транспортный налог - это региональный налог. Поэтому региональные власти имеют право устанавливать основные элементы налога, в частности: ставки налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Общие принципы налогообложения установлены в Налоговом кодексе РФ (гл. 28). Налог платят организации и граждане, на чье имя зарегистрирован транспорт. Уплата налога и авансовых платежей производится по местонахождению транспортных средств, в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Транспортный налог, как и все остальные налоги, постоянно корректируется и уточняется. Так, в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 282-ФЗ налоговые ставки по регионам разрешено увеличивать (уменьшать) не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ). Ранее законодательство позволяло пятикратную корректировку. На этом фоне оптимизация транспортного налога стала намного актуальнее . Рассмотрим основные налоговые схемы, направленные на оптимизацию транспортного налога.

--------------------------------

См.: Беспалов М. Расчет и региональные особенности оптимизации транспортного налога // Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия. 2010. N 9.

 

1. Регистрация транспорта в регионе с льготной ставкой

 

Ставки транспортного налога в регионах Российской Федерации существенно различаются. Например, по состоянию на декабрь 2009 г. ставка налога для грузового автомобиля с мощностью двигателя более 250 л.с. в субъектах разнится от 12 до 85 руб. за 1 л.с. Соответственно, компания, эксплуатирующая грузовик с мощностью двигателя 400 л.с., уплатит в Чечне лишь 4800 руб. (12 руб. x 400 руб./л.с.), тогда как в Москве - 18 000 руб. (45 руб. x 400 руб./л.с.), а в Нижегородской области - 34 000 руб. (85 руб. x 400 руб./л.с.). Разница значительная, особенно если у компании не один такой автомобиль, а несколько десятков. Все это приводит к тому, что организации, у которых транспорта много, специально открывают для этих целей в нужном субъекте свое обособленное подразделение и регистрируют на него транспорт на постоянной основе.

Под обособленным подразделением в ст. 11 НК РФ понимается любое территориально обособленное подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. Формально это может быть одно рабочее место с одним сотрудником. Также необходимо арендовать какое-либо помещение. Чтобы деятельность подразделения не сочли фиктивной, направленной только на оптимизацию транспортного налога, местного сотрудника действительно загружают полезной для компании работой. Например, по поиску покупателей в этом субъекте и заключению с ними договоров. Минусом этого способа является увеличение документооборота, связанного с деятельностью подразделения. Кроме того, регистрационные номера, например, северокавказских регионов России, где установлены минимальные ставки налога, привлекают нежелательное внимание работников ГИБДД. При использовании данной схемы необходимо иметь в виду вытекающие из этого налоговые риски. Так, если транспорт зарегистрирован в регионе с пониженными ставками, но не эксплуатируется в нем, это может привести к претензиям со стороны налоговиков. В целях выявления необоснованной налоговой выгоды налоговые органы станут собирать доказательства того, что на самом деле транспорт по месту регистрации не используется и его регистрация носит фиктивный характер.

 

2. Использование транзитного номера

 

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиком транспортного налога является лицо, на которое зарегистрирована машина. То есть без регистрации обязанности уплаты налога не возникает. Конечно, ездить по дорогам общего пользования без регистрационных знаков незаконно, однако существует такое суррогатное средство, как транзитный номер.

Знак "Транзит" присваивается транспортным средствам в соответствии с Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001. Он предназначен для случаев, когда незарегистрированный автомобиль следует к месту будущей регистрации, например, после его продажи. "Транзитки" обычно выдаются подразделением ГИБДД.

Наличие транзитного номера не свидетельствует, что машина была в установленном порядке зарегистрирована и по ней нужно платить налог. Срок действия регистрационного знака "Транзит" составляет от 5 до 20 суток с возможностью его продления или замены знака в любом из подразделений ГИБДД независимо от региона.

В случае езды с просроченными транзитными номерами водителю грозит штраф в размере 100 руб. за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ).

Очевидным минусом данного способа является необходимость постоянно продлевать или заменять транзитные номера. Поэтому обычно его применяют, только если налоговая экономия очень существенна. Кроме того, такому авто обеспечено пристальное внимание инспекторов ГИБДД.

 

3. Момент регистрации

 

Использовать описанный выше метод с "транзитками" можно и для того, чтобы просто отложить момент регистрации транспорта. Дело в том, что компания уплачивает налог за все месяцы, когда машина была зарегистрирована на компанию. Причем месяц регистрации, а также месяц снятия ее с учета принимаются за полные месяцы (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Таким образом, если автомобиль приобретен в конце месяца, выгоднее первое время эксплуатировать его с транзитным номером или вообще без регистрационных знаков. Снимать же транспортное средство с учета целесообразно в конце месяца. То есть если компания намеревается продать автомобиль, но покупатель еще не найден, можно сэкономить транспортный налог за целый месяц, если снять автомобиль с учета в последних числах месяца. Например, 20 февраля компания из Московской области приобрела грузовик с двигателем мощностью 400 л.с., а продала его 5 октября. Если регистрировать автомобиль в ГИБДД и снимать его с учета в день совершения сделок, компания заплатит налог в сумме 19 500 руб. ((400 л.с. x 65 руб./л.с.) : 12 мес. x 9 мес.). Если же компания отложит момент постановки на учет до 1 марта, а снимет автомобиль с учета заблаговременно - 31 сентября, то сумма транспортного налога снизится до 15 167 руб. ((400 л.с. x 65 руб./л.с.) : 12 мес. x 7 мес.). Экономия на налоге составит 4333 руб. (19 500 руб. - 15 167 руб.).

 

4. Использование транспорта только на территории

хозяйствующего субъекта

 

Организации могут сэкономить на транспортном налоге по той технике, которая не выезжает за территорию предприятия и не подлежит регистрации в органах Гостехнадзора. Речь идет об автобусах, перевозящих людей от одной проходной к другой, грузовой технике, перемещающей грузы только от одного цеха к другому, автокранах и т.д.

В Гостехнадзоре регистрируются автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч, или техника, изначально не предназначенная для движения по дорогам общего пользования. Чтобы не платить налог по таким машинам, достаточно снять их с учета или изначально после приобретения не регистрировать. Поскольку перечисленный транспорт не принимает участия в движении по дорогам общего пользования, его эксплуатация без госрегистрации на территории компании не вызовет никаких нареканий со стороны автоинспекции.

 

5. Пониженные налоговые ставки на спецтехнику

 

Существуют транспортные средства, которые не предназначены для эксплуатации на дорогах общественного пользования. К ним, например, относят экскаваторы, скреперы, самосвалы и другую карьерную технику. Эти транспортные средства принято считать самоходными. И по ним применяют более низкие ставки налога, чем по грузовому транспорту. Если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования и зарегистрировано в Гостехнадзоре, то применяют налоговую ставку для категории "другие самоходные транспортные средства" .

--------------------------------

Письма Минфина России от 31 мая 2006 г. N 03-06-04-04/21 и ФНС России от 6 июля 2007 г. N 18-0-09/0204.

 

Пример. Организация из Московской области приобрела автокран, установленный на базе автомобиля с мощностью двигателя 400 л.с. Если регистрировать такой автомобиль в органах ГИБДД, размер транспортного налога составит 26 000 руб. (400 л.с. x 65 руб./л.с.). Если же тот же автокран поставить на учет в Гостехнадзоре, то размер транспортного налога окажется всего 7200 руб. (400 л.с. x 18 руб./л.с.). Налоговая экономия составит 18 800 руб. (26 000 руб. - 7200 руб.). Следовательно, чтобы платить транспортный налог по более низким ставкам, организациям имеет смысл регистрировать спецтехнику в органах Гостехнадзора, а не в ГИБДД.

 

6. Уменьшение мощности двигателя

 

В целях снижения транспортного налога хозяйствующие субъекты могут скорректировать налоговую базу за счет дефорсирования двигателя, т.е. уменьшения его мощности с внесением изменений в ПТС.

Автомобиль может потерять мощность по объективным причинам: вследствие износа двигателя или после аварии. Особенно эффективна эта корректировка в случае пограничных значений налоговой базы. Например, согласно ПТС мощность двигателя составляет 110 л.с. При снижении ее до 100 л.с. сумма транспортного налога снизится, поскольку будут использованы иные ставки. Таким методом могут воспользоваться далеко не все. Основное условие - необходимо, чтобы у автомобиля был серийный аналог с двигателем наименьшей мощности и аналогичными показателями экологичности.

Например, двигатель EJ20 мощностью 180 л.с. Subaru Legacy 2004 г. в. можно превратить в 140-сильный по аналогии с Subaru Legacy B4 2.0 B4 i с двигателем EJ20. Для этого потребуется перенастроить систему управления впрыском топлива и систему выхлопа. Помимо самих работ по дефорсированию потребуется заключение организации, уполномоченной Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ на выдачу Заключений о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортных средств. Чтобы внести подобные изменения, компания должна известить ГИБДД о том, что сведения, указанные в паспорте технического средства, неверны. Подтвердить подобный вывод можно заключением экспертизы специализированного научного учреждения или справкой от производителя транспортного средства. И уже на основании таких документов регистрирующий орган внесет изменения в документы на машину и сообщит об изменении налоговой базы налоговикам.

 

7. Аренда транспортного средства

 

Хозяйствующим субъектам иногда бывает выгоднее не покупать транспортное средство, а заключить со своим работником договор аренды его личного автомобиля. При этой схеме обязанностей по уплате транспортного налога у них не возникает. Договор аренды можно заключать с экипажем или без экипажа. По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. В этом случае необходимо, чтобы собственник не только предоставил транспортное средство во владение и пользование, но и чтобы собственник был обязан управлять данным транспортным, оказывать услуги по технической эксплуатации.

--------------------------------

Согласно абз. 1 ст. 632 ГК РФ.

 

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

В каждом из этих случаев сотруднику выплачивают арендную плату. Она уменьшает облагаемую налогом прибыль фирмы. При договоре аренды с экипажем сотрудник за плату предоставляет предприятию автомобиль во временное владение и пользование. Он своими силами оказывает услуги по его управлению и техническому обслуживанию. Во втором случае автомобиль также предоставляется работодателю во временное владение и пользование, однако услуги по управлению работник не оказывает. Сотруднику платят компенсацию за использование машины в служебных целях. Сумму компенсации оговаривают в трудовом договоре. Отметим, что компенсационные выплаты, связанные с исполнением работником трудовых обязанностей, не облагают НДФЛ и ЕСН. Зато эта сумма уменьшает базу по налогу на прибыль, но лишь в пределах норм, установленных Правительством РФ. Фирма может уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы по эксплуатации машины (бензин, моторное масло и т.д.) и ее ремонту.

Что касается вопросов документального подтверждения затрат на приобретение ГСМ, то помимо договора аренды, авансовых отчетов и путевых листов необходимо решить вопрос о документах, подтверждающих передачу автомобиля, с указанием дней и часов пользования арендатором транспортным средством. Указанными документами могут служить акты приема-передачи транспортного средства (с подписями арендатора и арендодателя), в которых указывались бы день и час, в которых автомобиль передается собственником арендатору и возвращается арендатором собственнику.

При учете затрат на приобретение запасных частей следует учитывать, что по общему правилу (если иное не предусмотрено договором аренды) капитальный ремонт арендованного имущества производится за счет арендодателя (абз. 1 п. 1 ст. 616 ГК РФ), а текущий ремонт - за счет арендатора (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

 

8. Лизинг транспортных средств

 

Хозяйствующие субъекты могут не платить транспортный налог, заключив договор аренды (лизинга). Напомним: на кого зарегистрировано транспортное средство, тот и платит налог (ст. 357 НК РФ).

Обратите внимание: транспортные средства, приобретенные в собственность лизингодателем и переданные им на основании договора лизинга во временное владение (пользование), регистрируют по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем . Значит, если транспортное средство зарегистрировано на лизингодателя, то он и является плательщиком налога. Допустим, если транспортное средство зарегистрировано на лизингодателя, то на срок действия договора лизинга возможна временная регистрация транспортного средства за лизингополучателем. Но даже в этом случае налогоплательщиком является лизингодатель. Организация, которая владеет машиной по договору лизинга, уплачивает транспортный налог только в том случае, если по обоюдному согласию между ней и лизингодателем автомобиль зарегистрирован только на эту фирму .

--------------------------------

Приказ МВД России от 27 января 2003 г. N 59.

См.: письмо Минфина России от 30 июня 2008 г. N 03-05-05-04/14.

 

Частные случаи оптимизации транспортного налога

 

Неисправный автомобиль

 

Если в организации числится неисправный автомобиль и в дальнейшем он не будет эксплуатироваться, то нет смысла держать его на балансе и платить налог за это транспортное средство. Все дело в том, что уплата налога не зависит от того, в каком состоянии машина. Она может быть не на ходу или разобрана на запасные части. Обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у фирмы . Получается, что вы будете обязаны платить транспортный налог до тех пор, пока не снимете автомобиль с государственной регистрации. Для снятия представьте в Госавтоинспекцию: техпаспорт машины; ее регистрационные документы; знаки; акт о списании автотранспортного средства по форме N ОС-4а. В автоинспекции на вашем акте поставят штемпель о снятии машины с учета. Теперь этот документ послужит основанием для освобождения от уплаты налога. Исключить из числа объекта налогообложения списанное авто можно уже со следующего месяца (п. 3 ст. 362 НК РФ).

--------------------------------

Письма Минфина России от 1 апреля 2008 г. N 03-05-05-04/05 и от 3 июля 2008 г. N 03-05-06-04/39.

 

Автомобиль в угоне

 

А как быть, если вашу машину угнали? Ведь она не сгорела, не утилизирована и до сих пор числится за вами. В этой ситуации нужно исключить украденный автомобиль из числа объектов налогообложения по транспортному налогу (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Но для этого вашей фирме необходимо представить в налоговую инспекцию именно подлинник справки об угоне, а не ксерокопию. Справку выдают органы МВД России, которые занимаются расследованием и раскрытием угонов (краж) транспортных средств . Откладывать сроки уведомления налоговой инспекции о краже автомобиля надолго не стоит. Чем раньше, тем лучше. Тогда вы заплатите налог лишь за те месяцы, в течение которых компания владела автомобилем.

--------------------------------

Письмо УФНС России по г. Москве от 15 января 2008 г. N 18-12/4/002041.

 

Перерегистрация автотранспорта

 

Как платить транспортный налог, когда перерегистрация происходит в середине года, разъясняется в письме Минфина России от 27 августа 2009 г. N 03-05-05-04/11. Если автомобиль снят с учета в одном субъекте России и в том же месяце перерегистрирован на ту же организацию в другом регионе, то налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому местонахождению автомобиля налог начинают платить со следующего месяца. При этом используется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в одном субъекте РФ, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде. Причем в число полных месяцев включается и месяц перерегистрации.

Как видим, рассмотренные налоговые схемы позволяют организациям снижать свои налоговые обязательства по транспортному налогу. Но делать это нужно в рамках возможностей, предоставленных НК РФ. Оптимизация налогов за рамками правового поля неизбежно приводит к рискам признания налоговой выгоды необоснованной со всеми вытекающими отсюда последствиями: взыскание недоимки, пени и штрафных санкций.

Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 14 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.013 сек.)

mybiblioteka.su


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта