Способы оптимизации физической работоспособности спортсменов в тренировочно-соревновательном процессе. Принципы оптимизации работоспособности


25. Пути оптимизации состояний работоспособности субъекта труда.

Понятно, что она необходима т.к. неоптимальные ФС негативно влияют на уровень продуктивности деятельности, на качество продукции и др.

1) варьирование видов деятельности (чтобы не возникало монотонии). Возможно также обучить персонал коротким упражнениям (типа “мы писали – наши пальчики устали”).

2) изменение структуры трудовой деятельности – это косвенный путь влияния на человека. Пример: рассадить сотрудников по разным помещениям, создать таким образом индивидуальное пространство для работы.

3) Предложение чего-либо именно самому человеку. Сюда входят внешние и внутренние средства.

К внешним относятся:

1. Режимы труда и отдыха. Значимость проблемы установления длительности работы и отдыха, их чередования во времени.

2. Активный отдых вместо пассивного. Например, работая правой рукой, когда она устает, начать работать левой. Ограничения: метод чередования трудовых операций не является универсальным, может привести к ошибкам, снижению качества работы и увеличить утомление, а не компенсировать его.

Например, после выполнения работы, требующей физической выносливости, тяжелой мышечной работы, невозможно сразу обеспечить высокую точность мелкой моторики рук, осуществление перцептивных действий при разглядывании мелких объектов, так как процесс восстановления сопряжен с повышенным тремором.

Не будет эффекта активного отдыха и в том случае, если чередуемые трудовые действия связаны с нагрузкой на те же функциональные системы (например, работа по восприятию текстовой информации на слух и затем выполнение вычислительных операций).

3. Температурные воздействия. Холод повышает умственную и физическую работоспособность, а тепло, вызывает расслабление, успокоение и поэтому снижает работоспособность.

4. Фармакотерапия и воздействие на вкусовые рецепторы. Как известно, существуют вещества, стимулирующие работоспособность и, напротив, приводящие к расслаблению, развития тормозного состояния ЦНС. Широко используется кофеин, как стимулирующее средство.

5. Использование светоцветовых воздействий в промышленности — основано на психологических законах влияния цвета на психическое и функциональное состояние человека. Известно, что красный, оранжевый и желтый цвета — возбуждающе влияют на нервную систему человека, а голубой, синий, зеленый — успокаивают; фиолетовый может оказывать и угнетающее воздействие.

Так, если рабочие выполняют монотонные работы, рекомендуют стимулирующие цвета (жел- тый, розовый, оранжевый, их сочетания). Если работа требует пер- цептивного контроля (зрительного, слухового), сопряжена с умственным напряжением, рекомендуют спокойные тона. В произ-водственных помещениях, где имеются источники тепла, предлагают использовать светлые зеленоватые и голубоватые тона; в хо-лодных помещениях, напротив, теплые цветовые оттенки.

6. Функциональная музыка.Музыка может воздействовать не только на эмоции работников, но и на состояние центральной нервной системы, причем это воздействие может быть стимулирующим, мобилизующим или помогающим снять напряжение, расслабиться и отдохнуть. В зависимости от особенностей трудовой деятельности в разные периоды рабочей смены использование музыки преследует особые цели: 1) в начале рабочего дня применяется «музыка вхождения в работу» — марши; такая музыка начинается за 10—15 минут до начала рабочей смены, а также через 5—10 минут после окончания работы; 2) для снижения утомления за 1 час до конца первой и второй половины смены — «стимулирующая работоспособность музыка», мелодичная, с четким ритмом; 3) «музыка во время обеденного перерыва» — легкая, песенная мелодия.

7. Методы нервно-мышечной релаксации, самогипноз и внушение. Данная группа методов используется для формирования состояния повышенной работоспособности, а также для снятия стрессовых реакций и содействия быстрому преодолению состояния утомления. Методы основаны на свойствах особого состояния нервно-мышечной релаксации. Научившись осознанно вводить себя, свои органы и части тела в это состояние, человек может обезболивать отдельные части тела, управлять сном (засыпать по самоприказу), улучшать функции внимания, памяти.

studfiles.net

Способы оптимизации физической работоспособности спортсменов в тренировочно-соревновательном процессе

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПОРТАИ ЗДОРОВЬЯ им. П.Ф.ЛЕСГАФТА(г. Санкт-Петербург),ЦЕНТР СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ«БАРОКОМ» (г. Пенза),МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР«ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ» (г. Пенза),

2012 год.

Авторы:Левшин И.В., Поликарпочкин,А.Н., Поликарпочкина Н.В.

Рецензент:доктор биологических наукпрофессор Ткачук М.Г.

СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙРАБОТОСПОСОБНОСТИ СПОРТСМЕНОВВ ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Методические рекомендации

Настоящие рекомендации дают представление о понятии функционального состояния, физической работоспособности спортсмена, обосновывают применение гипербарической оксигенации, гипоксических тренировок, а также  фармакологических препаратов Леветон П  и Кардиотон с целью оптимизации функционального состояния и работоспособности спортсменов ситуационного характера деятельности в различные периоды учебно-тренировочного процесса. Методические рекомендации предназначены для специалистов по спортивной физиологии и медицине, тренеров, врачей спортивных команд, а также студентов факультетов очного и заочного обучения высших учебных заведений физической культуры.

Рекомендации разработаны заведующим кафедрой физиологии Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта доктором медицинских наук Левшиным И.В.,главным врачом Центра спортивной медицины «Бароком» доктором медицинских наук Поликарпочкиным А.Н., врачом неврологом медицинского центра «Здоровые дети» Поликарпочкиной Н.В.

 

Список сокращений

АД — артериальное давление

АнП — анаэробный порог

ГБО – гипербарическая оксигенация

ДО — дыхательный объем

ЖЕЛ — жизненная емкость легких

КАС – кислородно-азотная смесь

КГС – кислородно-гелиевая смесь

кПа — килопаскаль

Макс.VO2 – величина максимального потребления кислорода

МВЛ — максимальная вентиляция легких

МОК — минутный объем крови

МПа – мегапаскаль

О2 – кислород

ГБО — гипербарическая оксигенация

ОФВ1 — объем форсированного выдоха

СО2 – диоксид углерода

УОК — ударный объем крови

ЧД — частота дыхания

ЧСС — частота сердечных сокращений

Hb — гемоглобин

HbO2 — оксигемоглобин

рО2 – парциальное давление кислорода

PWC170 – максимальная физическая работоспособность при ЧСС, равной 170 ударам в минуту

SаО2 — насыщение артериальной крови кислородом

Рс – интегральный количественный показатель уровня работоспособности спортсмена ситуационного-характера деятельности

ИСТ – показатель индекса степ-теста

МПК – максимальное потребление кислорода

АТФ – аденозинтрифосфорная кислота

КрФ – креатинфосфат

ВСР – выраженный спад работоспособности

НПР – наивысший подъем работоспособности

ЛППСР – показатель латентного периода простой сенсо-моторной реакции

ГДМ – показатель гидродинамометрии

ДМ – показатель динамометрии

КЧСМ – показатель критической частоты слияния световых мельканий

ПШ – показатель пробы Штанге

ВИ – показатель вегетативного индекса Кердо

ПГ – показатель пробы Генча

М – показатель содержания молочной кислоты

А – показатель анаэробной емкости

ГАМ – показатель гликолитической анаэробной мощности

СВ – показатель статической выносливости

СРКР – система регулирования кислородного режима организма

рN2 – парциальное давление азота

рСО2 – парциальное давление углекислого газа

АВР – артериовенозная разность кислорода

МЛБ – многоместная лечебная барокамера

УТП

leveton.su

9.3. Пути оптимизации состояний работоспособности субъекта труда

Рассмотрим некоторые способы оптимизации состояний работоспособности человека—субъекта труда, используя перечень методов, указанных в табл. 24.

Режимы труда и отдыха. Значимость проблемы установления длительности работы и отдыха, их чередования во времени была продемонстрирована в опытах Ф.У.Тейлора. Он эмпирически установил, что при одинаковой степени субъективной усталости груз-

245

чик может увеличить объем выполненной работы с 12,5 до 48 тонн в день, если будет соблюдать рекомендованный менеджерами режим работы. Чем больше была масса груза, тем больший процент времени в течение смены рабочий должен был отдыхать. Например, при грузе в 92 фунта в течение 10-часового рабочего дня полагалось 4,3 часа работать (43% времени) и 5,7 часа (57%) отдыхать, при этом работу следовало перемежать периодами от-1 дыха по 10 минут после переноса 10—15 болванок груза (Тейлор Ф.У., 1920).

В настоящее время в физиологии и психофизиологии труда разработаны и эмпирически проверены режимы труда и отдыха для разных вариантов трудовой нагрузки. При 8-часовой рабочей смене рекомендуются часовой обеденный перерыв после четырех часов работы и регламентированные паузы: для видов труда с небольшими физическими усилиями и умеренным нервным напряжением — 5-минутные перерывы через каждые 2 часа работы; при монотонной работе в условиях вынужденного темпа и рабочей позы — рекомендуют 5-минутные перерывы через каждые 1,5 часа работы; при работе, связанной с большими физическими усилиями и нервным напряжением, — 5— 10-минутные паузы через каждый час работы; при работе в неблагоприятных условиях с большим физическим и нервным напряжением рекомендуют 3 —5-минутные паузы через каждые 30 минут работы при организованном пассивном отдыхе в специальном помещении. Введение регламентированных пауз особенно важно, если люди работают в производственных помещениях и не могут произвольно останавливаться во время работы, так как участвуют в общем производственном процессе (например, при работе на конвейере).

Активный отдых. Принцип активного отдыха вместо отдыха пассивного был сформулирован И. М. Сеченовым в его опытах на ручном эргографе. Это был прибор, позволявший записывать траекторию подъема груза и вычислять суммарную работу, проделанную во времени. Сеченов сам был испытуемым и установил, что если, доведя работу до изнеможения (когда приходилось прекращать подъем груза из-за нестерпимой мышечной боли в руке), пассивный отдых заменить активным — работой левой рукой, то процесс восстановления работоспособности цравой руки ускоряется и увеличивается объем работы, выполненный этим органом за время эксперимента. Парадоксальный результат опыта он объяснил потоком афферентации от работающих мышц левой руки в ЦНС, который увеличивал энергетический ресурс ЦНС, ее функциональные возможности. Источником афферентных импульсов, по Сеченову, могли быть не только движения мышц, но и чувственные впечатления от музыки, зрительных ощущений, от влияния интереса испытуемого к выполняемой работе. Таким образом, функциональное состояние ЦНС понималось как определя-

246

ющее потенциал работоспособности человека, и активный отдых рекомендовался вместо пассивного. В последующих экспериментах в школе В.М.Бехтерева было установлено, что принцип активного отдыха имеет ограничения. Так, метод чередования трудовых операций не является универсальным, может привести к ошибкам, снижению качества работы и увеличить утомление, а не компенсировать его. Следует иметь в виду степень развития утомления при выполнении первого вида работы, учитывать уровень владения навыками, требуемыми в чередуемых видах труда, склонность работника к выполнению этих видов занятий, соотношение нагруженных в работе психических и физических функций и длительность процессов их восстановления после прекращения работы. Например, после выполнения работы, требующей физической выносливости, тяжелой мышечной работы, невозможно сразу обеспечить высокую точность мелкой моторики рук, осуществление перцептивных действий при разглядывании мелких объектов, так как процесс восстановления сопряжен с повышенным тремором. Не будет эффекта активного отдыха и в том случае, если чередуемые трудовые действия связаны с нагрузкой на те же функциональные системы (например, работа по восприятию текстовой информации на слух и затем выполнение вычислительных операций).

Температурные воздействия. В лаборатории К.Х.Кекчеева (1947) было экспериментально установлено, что холод повышает умственную и физическую работоспособность, а тепло вызывает расслабление, успокоение и поэтому снижает работоспособность. Этот факт издавна был хорошо известен невропатологам и психиатрам. Кекчеев экспериментально установил еще в 1932 г., что погружение рук в теплую воду ведет к понижению чувствительности палочкового аппарата глаза, а холод ее повышает. Основа этих феноменов — в адаптационно-трофической роли вегетативной нервной системы.

Фармакотерапия и воздействие на вкусовые рецепторы. Как известно, существуют вещества, стимулирующие работоспособность и, напротив, приводящие к расслаблению, развитию тормозного состояния ЦНС. Широко используется кофеин в качестве стимулирующего средства. В 30-е гг. XX в. К.Х.Кекчеевым было выполнено экспериментальное исследование роли проприоцепции в поддержании работоспособности в труде. Вкусовые ощущения (кисло-сладкая таблетка, которую следовало пососать) применялись в годы Великой Отечественной войны как средство для ускорения темновой адаптации глаз военных летчиков, разведчиков, снайперов (Кекчеев К.Х, 1942). Механизм действия — адаптационно-трофические влияния вегетативной нервной системы и афферентных импульсов от проприорецепторов на ЦНС и состояние зрительного анализатора.

247

Использование светоцветовых воздействий в промышленности.

Эффект основан на психологических законах влияния цвета на психическое и функциональное состояние человека. Известно, что красный, оранжевый и желтый цвета возбуждают нервную систему человека, а голубой, синий, зеленый — успокаивают; фиоле- товый может оказывать и угнетающее воздействие. Известны опы- ты американских физиологов, в которых рабочим предлагалось переносить одинаковые ящики, окрашенные в разные цвета (бе-| лый, желтый, коричневый и черный). Практически все рабочие оценивали коричневые и черные ящики как более тяжелые (Пер-роте А.А., 1967).

Общие закономерности влияния цвета на состояние рабочих их работоспособность учитываются при окраске помещения, оборудования, при этом уделяется внимание характеру работы, температурным условиям, предпочтениям рабочих, обусловлен- ным их культурными традициями. Так, если рабочие выполняют монотонные работы, рекомендуют стимулирующие цвета (жел- тый, розовый, оранжевый, их сочетания). Если работа требует пер- цептивного контроля (зрительного, слухового), сопряжена с умственным напряжением, рекомендуют спокойные тона. В произ-водственных помещениях, где имеются источники тепла, предлагают использовать светлые зеленоватые и голубоватые тона; в хо-лодных помещениях, напротив, теплые цветовые оттенки. В конторских помещениях предлагается избегать использования темной мебели. Конечно, цветовые решения окраски стен, пола в производственном помещении должны обеспечивать хорошее различение объектов труда, восприятие сигналов, особенно сигналов безопасности. Движущиеся и опасные части машин окрашивают желтой и оранжевой красками, часто с черными полосами (для лучшего их выделения из фона). Французский инженер Р. Дерибе-ре рекомендует меньше использовать серые тона в производственном интерьере, применять светлые оттенки, ибо на них лучше видны пыль и грязь, а это стимул для поддержания чистоты в помещениях. Универсальные правила использования цвета на производстве должны обязательно применяться на основе предварительного изучения конкретных видов производства, ибо цвет должен использоваться функционально, а не в отрыве от реальной рабочей ситуации. Конструктивный опыт использования цвета в дизайне предметов потребления, производственных интерьеров, машин и оборудования накоплен и отечественными художниками-конструкторами, эргономистами, использовавшими светоц-ветовые решения как средство информации, как фактор психологического комфорта рабочего в труде и как средство композиции (Зинченко В. П., Мунипов В.М.). Насколько эффективно применение функциональной окраски на предприятиях? По данным А. А. Перроте, на одном из шотландских заводов по производству

248

шементов для кислотных батарей в начале 60-х гг. XX в. после специальной окраски производственных помещений и оборудования ныработка работниц возросла за год на 18 %. На английской обувной фабрике «Райт Шоу К°» окраска стен и оборудования в светлые тона улучшила условия восприятия заготовок обуви, и в результате выработка выросла на 14 %.

Функциональная музыка. Этот прием стал широко применяться на производстве в США, Канаде, странах Западной Европы в 50 —60-х гг. XX в. Появились специалисты-консультанты в этой области. Эмпирически установлено, что музыка может воздействовать не только на эмоции работников, но и на состояние центральной нервной системы, причем это воздействие может быть стимулирующим, мобилизующим или помогающим снять напряжение, расслабиться и отдохнуть. В зависимости от особенностей трудовой деятельности в разные периоды рабочей смены использование музыки преследует особые цели: 1) в начале рабочего дня применяется «музыка вхождения в работу» — марши; такая музыка начинается за 10—15 минут до начала рабочей смены, а также через 5—10 минут после окончания работы; 2) для снижения утомления за 1 час до конца первой и второй половины смены — «стимулирующая работоспособность музыка», мелодичная, с четким ритмом; 3) «музыка во время обеденного перерыва» — легкая, песенная мелодия. По содержанию музыка должна нравиться большинству работников, мелодии следует ежедневно обновлять, так как стимулирующий эффект музыки снижается по мере привыкания. Консультанты по функциональной музыке формируют блоки мелодий для разных периодов рабочей смены, которые могут чередоваться несколько раз в месяц. Музыка рабочего периода не должна отвлекать от работы, поэтому она не должна слишком сильно захватывать эмоции слушателей: ее следует «слышать», но не «слушать». Слишком выраженный интерес к музыке может привести к падению продуктивности труда, к росту числа ошибок, к браку и травматизму. Музыка не должна вызывать раздражение у рабочих. Консультанты по функциональной музыке для производства проводят предварительное обследование типа производства, учитывают возраст, уровень образования, культурные запросы персонала. Они принимают во внимание уровень и качественные особенности шума в производственных помещениях, а также степень загрузки сознательного контроля работников. Установлено, что для видов труда, требующих восприятия слуховой информации, использующих активное речевое общение и связанных с интенсивными умственными процессами, функциональная музыка может быть вредной. Если в цехе уровень шума 80 — 90 децибелл или имеется интенсивный импульсный шум, музыка не применяется. Функциональная музыка подбирается по темпу и ритму: ритм музыки рабочих периодов должен по возмож-

249

ности приближаться к ритму трудовых движений. Во время работъа используются инструментальные мелодии, песенные и хоровые про- изведения не рекомендуются, так как могут отвлекать людей от работы. Негативное влияние оказывают также мелодии слишком громкого звучания, способные привести к увеличению нервного напряжения и утомления. Если трудовые процессы достаточно раз- нообразны, музыка предлагается в форме коротких программ по 10—15 минут; если работа монотонная, длительность музыкаль- ных сеансов увеличивается до 30—45 минут. Установлено, что об- щая продолжительность музыки во время работы не должна пре- вышать 2 — 2,5 часов за смену, непрерывная музыка в течение всей рабочей смены оказывает несомненный вред работоспособности; персонала, так как усиливает утомление. Поддерживающие рабо- тоспособность музыкальные воздействия стараются применять в моменты, когда у большинства работников проявляется утомле-ние — после трех часов непрерывного труда. Поскольку в разных видах труда утомление развивается быстрее или медленнее, психологи исследуют кривую продуктивности работников и устанавливают, в какой период времени у большинства работников данной профессии снижается продуктивность, чтобы именно этот период оказался объектом воздействия.

Какова эффективность использования функциональной музыки? Исследования американских специалистов 50-х гг. XX в., охватившие несколько предприятий в течение трех месяцев, продемонстрировали, что функциональная музыка, организованная в соответствии с правилами ее грамотного использования, позволяет повысить продуктивность труда на 4—25 %, при этом средний прирост выработки в дневные смены — 7%, в в ночные — 17% (Перроте А.А., 1967).

Методы нервно-мышечной релаксации, самогипноз и внушение. Данная группа методов используется для формирования состояния повышенной работоспособности, а также для снятия стрессовых реакций и содействия быстрому преодолению состояния утомления. Методы основаны на свойствах особого состояния нервно-мышечной релаксации. Научившись осознанно вводить себя, свои органы и части тела в это состояние, человек может обезболивать отдельные части тела, управлять сном (засыпать по самоприказу), улучшать функции внимания, памяти. Применение данных методов в работе со спортсменами высшей квалификации демонстрируется Р. М. Загайновым, отразившим свой более чем 30-летний опыт работы психологом в книге «Проклятие профессии» (2001). Технологии разновидностей этой группы методов представлены в работе А.Б.Леоновой и А.С.Кузнецовой (1993). Л. К.Хамбергер и М. Лоор (1995) предлагают обучающие программы формирования навыков контроля и регуляции стрессовых состояний.

250

Такого рода тренинговая работа может достичь высокой эффективности, если обучение будет построено на основе предварительного обследования клиентов и установления индивидуального типа их психической саморегуляции. Л. Г. Дикая и В. И. Щед-ров (1999) установили четыре типа такого рода стилей: «гармоничный», «накопительный», «затратный» и «экономный» — на основе диагностики свойств энергетического, психодинамического и психологического уровней индивидуальной структуры саморегуляции. Теоретической основой их исследований послужили: концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина, концепция индивидуального стиля деятельности Е. А. Климова, идеи Г.Айзенка о свойствах экстраверсии/интроверсии, нейро-тизма и М.Люшера об эрготропнбм или трофотропном типе реагирования личности, а также учение о психической вариабельности О.Микшика. Л. Г. Дикая и В.И.Щедров смогли выделить эффективные типы саморегуляции, которыми чаще обладают эргот-ропные экстраверты и интроверты (гармоничный и накопительный типы), и типы саморегуляции чаще низкоэффективные (затратный и экономный). Представители гармоничного стиля саморегуляции обладают большим запасом энергии, хорошим здоровьем, быстро восстанавливают силы после утомления, стресса; это чаще экстраверты с чертами эрготропности (положительными, стеничными эмоциями).

Представители накопительного стиля саморегуляции (интроверты с чертами эрготропности) обладают большими энергетическими ресурсами, но относительно низкой активностью. Они склонны к сильным переживаниям и способны к отдельным действиям и поступкам, требующим сильных эмоций без ущерба для работоспособности. Представители затратного и экономного стиля саморегуляции (соответственно экстраверты и интроверты с чертами трофот-ропности) обладают низкими энергетическими ресурсами, плохо соотносят задачи и свои возможности. В стрессовых ситуациях у них быстро развиваются утомление, истощение, депрессия. Они отличаются тем, что чаще страдают хроническими заболеваниями, чаще не справляются со своим настроением, не владеют способами улучшения своего функционального состояния. Это люди с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности, для них типичны в большей мере ошибки, снижение внимания в условиях монотонии. Именно такие люди нуждаются в помощи психологов. Индивидуализированные обучающие программы по освоению эффективных стилей саморегуляции могут быть полезны оптантам, студентам вузов и колледжей, адаптантам, впервые входящим в самостоятельную профессиональную жизнь, интерналам, сталкивающимся с трудными, стрессовыми профессиональными ситуациями.

В последние годы в зарубежных работах по психологии труда, индустриальной и организационной психологии получили рас-

251

пространение формы консультативного и тренингового воздействия психологов на персонал производственных организацию, которые объединяются под названием «наставничество» или «коучинга», от англ, coach — репетитор, тренер, инструктор» (Парслоу Э., Рэй М., 2003). В этих программах задачи обучения навыки саморегуляции, эффективным формам поведения в стрессовых условиях включены в обширные обучающие программы содействия личностному развитию клиентов, самопониманию, прогрс мы управления собственной мотивацией, развития уверенности себе, преодоления личностных и профессиональных кризисов содействия карьерному росту и пр. Консультанты-коучеры не затрагивают проблемы клинической психологии или вопросы, требующие глубокого анализа личности клиента, типичные для не медицинской психотерапии. Коучинг ориентирован на помощь профессиональной, социальной и личностной адаптации клиентов в труде, в производственных организациях с учетом конкретных особенностей профессии и типа организации, в которой работает клиент (Видль К.Х., Грейф 3., 2002).

studfiles.net

Пути оптимизации состояний работоспособности субъекта труда — КиберПедия

Рассмотрим некоторые способы оптимизации состояний работоспособности человека—субъекта труда, используя перечень ме­тодов, указанных в табл. 24.

Режимы труда и отдыха.Значимость проблемы установления длительности работы и отдыха, их чередования во времени была продемонстрирована в опытах Ф.У.Тейлора. Он эмпирически уста­новил, что при одинаковой степени субъективной усталости грузчик может увеличить объем выполненной работы с 12,5 до 48 тонн в день, если будет соблюдать рекомендованный менеджерами режим работы. Чем больше была масса груза, тем больший процент времени в течение смены рабочий должен был отдыхать. Напри­мер, при грузе в 92 фунта в течение 10-часового рабочего дня полагалось 4,3 часа работать (43 % времени) и 5,7 часа (57 %) отдыхать, при этом работу следовало перемежать периодами от­дыха по 10 минут после переноса 10— 15 болванок груза (Тейлор Ф.У., 1920).

В настоящее время в физиологии и психофизиологии труда раз­работаны и эмпирически проверены режимы труда и отдыха для разных вариантов трудовой нагрузки. При 8-часовой рабочей сме­не рекомендуются часовой обеденный перерыв после четырех ча­сов работы и регламентированные паузы: для видов труда с не­большими физическими усилиями и умеренным нервным напря­жением — 5-минутные перерывы через каждые 2 часа работы; при монотонной работе в условиях вынужденного темпа и рабо­чей позы — рекомендуют 5-минутные перерывы через каждые 1,5 часа работы; при работе, связанной с большими физическими усилиями и нервным напряжением, — 5— 10-минутные паузы че­рез каждый час работы; при работе в неблагоприятных условиях с большим физическим и нервным напряжением рекомендуют 3 — 5-минутные паузы через каждые 30 минут работы при органи­зованном пассивном отдыхе в специальном помещении. Введение регламентированных пауз особенно важно, если люди работают в производственных помещениях и не могут произвольно останав­ливаться во время работы, так как участвуют в общем производ­ственном процессе (например, при работе на конвейере).

Активный отдых. Принцип активного отдыха вместо отдыха пассивного был сформулирован И. М. Сеченовым в его опытах на ручном эргографе. Это был прибор, позволявший записывать тра­екторию подъема груза и вычислять суммарную работу, проде­ланную во времени. Сеченов сам был испытуемым и установил, что если, доведя работу до изнеможения (когда приходилось пре­кращать подъем груза из-за нестерпимой мышечной боли в руке), пассивный отдых заменить активным — работой левой рукой, то процесс восстановления работоспособности правой руки ускоря­ется и увеличивается объем работы, выполненный этим органом за время эксперимента. Парадоксальный результат опыта он объяс­нил потоком афферентации от работающих мышц левой руки и ЦНС, который увеличивал энергетический ресурс ЦНС, ее функ­циональные возможности. Источником афферентных импульсов, по Сеченову, могли быть не только движения мышц, но и чув­ственные впечатления от музыки, зрительных ощущений, от вли­яния интереса испытуемого к выполняемой работе. Таким обра­зом, функциональное состояние ЦНС понималось как определяющее потенциал работоспособности человека, и активный отдых рекомендовался вместо пассивного. В последующих экспериментах и школе В.М.Бехтерева было установлено, что принцип активного отдыха имеет ограничения. Так, метод чередования трудовых операций не является универсальным, может привести к ошиб­кам, снижению качества работы и увеличить утомление, а не ком­пенсировать его. Следует иметь в виду степень развития утомления при выполнении первого вида работы, учитывать уровень владе­ния навыками, требуемыми в чередуемых видах труда, склонность работника к выполнению этих видов занятий, соотношение нагруженных в работе психических и физических функций и длительность процессов их восстановления после прекращения работы. Например, после выполнения работы, требующей физической выносливости, тяжелой мышечной работы, невозможно сразу обеспечить высокую точность мелкой моторики рук, осуществление перцептивных действий при разглядывании мелких объектов, так как процесс восстановления сопряжен с повышенным тремо­ром. Не будет эффекта активного отдыха и в том случае, если чередуемые трудовые действия связаны с нагрузкой на те же фун­кциональные системы (например, работа по восприятию тексто­вой информации на слух и затем выполнение вычислительных операций).

Температурные воздействия. В лаборатории К. X. Кекчеева (1947) было экспериментально установлено, что холод повышает умствен­ную и физическую работоспособность, а тепло вызывает расслаб­ление, успокоение и поэтому снижает работоспособность. Этот факт издавна был хорошо известен невропатологам и психиатрам. Кекчеев экспериментально установил еще в 1932 г., что погруже­ние рук в теплую воду ведет к понижению чувствительности па­лочкового аппарата глаза, а холод ее повышает. Основа этих фе­номенов — в адаптационно-трофической роли вегетативной не­рвной системы.

Фармакотерапия и воздействие на вкусовые рецепторы. Как известно, существуют вещества, стимулирующие работоспособность и, напротив, приводящие к расслаблению, развитию тормозного состояния ЦНС. Широко используется кофеин в качестве стиму­лирующего средства. В 30-е гг. XX в. К.Х. Кекчеевым было выполне­но экспериментальное исследование роли проприоцепции в под­держании работоспособности в труде. Вкусовые ощущения (кис­ло-сладкая таблетка, которую следовало пососать) применялись в годы Великой Отечественной войны как средство для ускоре­ния темновой адаптации глаз военных летчиков, разведчиков, снайперов (Кекчеев К.Х, 1942). Механизм действия — адаптаци­онно-трофические влияния вегетативной нервной системы и аф­ферентных импульсов от проприорецепторов на ЦНС и состояние зрительного анализатора.

 

cyberpedia.su

1.2. Классификация средств оптимизации функциональных состояний

В самом общем смысле под профилактикой неблагоприятных функциональных состояний понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших состояний.

Существует множество способов улучшения или нормализации состояния человека. К их числу относятся и такие тради­ционные для наук о трудовой деятельности приемы, как оптими­зация режимов труда и отдыха, тренировка и профессиональ­ная подготовка, нормализация санитарно-гигиенических усло­вий [107; 173; 2091 и эзотерические способы, например, методики изменения состояний сознания, взятые из различных философско-религиозных учений — йоги, дзен-буддизма, суфизма и др. [27; 41].

Между обозначенными полюсами лежит спектр различных направлений профилактической работы, по отношению к одним из которых уже сложилось определенное мнение о правомерности их использования, а для других этот вопрос остается дис­куссионным. Психологу необходимо детальное знакомство с существующими методами и приемами (при возможности кри­тической оценки их теоретической и прикладной ценности), без которых он безоружен перед лицом серьезных прикладных задач.

Литература, в которой можно найти более или менее под­робную характеристику определенных направлений профилак­тической работы, весьма обширна [47; 72; 107; 186; 219]'. На­пример, опубликованы сотни работ, посвященных методу ауто­генной тренировки в его различных модификациях (см. раздел 2.1). Однако интенсивная разработка различных профилакти­ческих средств проводилась в рамках разных научных дисцип­лин — прежде всего в медицине, физиологии, гигиене — и не имела прямого отношения к проблеме оптимизации функцио­нальных состояний. В последнее время предприняты успешные попытки анализа и систематизации профилактических средств по отношению к отдельным областям деятельности человека — спорту, особым условиям операторского труда, обучению [5; 47; 71; 199].

Вместе с тем для «обычных» видов производственной дея­тельности эта задача еще ждет своего решения. Вероятно, на­чать обсуждение этого вопроса следует с разработки общих ос­нований для классификации широкого круга профилактических мероприятий.

Радикальным путем устранения нежелательного явления служит искоренение причин его возникновения. В ситуациях трудовой деятельности практически любая оптимизационная работа, будь то нормализация условий производственной среды, рационализация рабочих мест, проектирование новых техниче­ских устройств с целью облегчения труда человека, может рассматриваться как профилактическая мера, поскольку в ходе ее устраняются потенциальные источники неблагоприятных функциональных состояний. Например, уменьшение степени эк­стремальности факторов с помощью снижения интенсивности. неожиданности появления, приведение их в соответствие с при­вычными характеристиками—путь предотвращения состояний эмоциональной напряженности и разных видов стресса. В названных случаях в качестве средств оптимизации функционального состояния выступает реорганизация объективного содержания и условий деятельности.

Такой подход к проблеме оптимизации функциональных со­стояний традиционен и наиболее распространен в разработках по психологии труда, инженерной психологии, эргономике. Его основными направлениями являются:

— рационализация процесса труда с точки зрения состав­ления оптимальных алгоритмов работы, типологизации схем решения трудовых задач, обеспечения оптимального распреде­ления временных лимитов и т. д.;

— усовершенствование орудий и средств труда в соответст­вии с психофизиологическими особенностями человека и с целью облегчения выполнения наиболее трудоемких операций;

— рациональная организация рабочих мест (рабочих зон) и формирование оптимальной рабочей позы;

разработка оптимальных режимов труда и отдыха для ком­пенсации своевременным и полноценным отдыхом истощения внутренних ресурсов человека в течение одного трудового цикла;

использование рациональных форм чередования различных трудовых заданий и обогащение содержания труда для сниже­ния однообразия работы и устранения перегрузки отдельных психофизиологических систем;

нормализация условий работы по отношению к естественным для человека условиям среды обитания;

создание благоприятного социально-психологического кли­мата в коллективе, повышение материальной и моральной за­интересованности в результатах труда, формирование созна­тельной дисциплинированности и др.

Действенность такого подхода, опосредованно влияющего на функциональное состояние через совершенствование структуры труда, доказана многочисленными научно-прикладными разра­ботками и широко используется в разных сферах практической деятельности. Однако во многих ситуациях применимость та­ких объективных оптимизирующих мер существенно ограничена или просто невозможна. Это возникает вследствие недостаточ­ного развития существующих технологий, в силу определенных организационных причин, непреодолимых внешних трудностей (например, деятельности в условиях высокогорья, жаркого кли­мата, в условиях длительной изоляции и т. п.), а часто—в ре­зультате содержательной специфики труда: в авиации, космо­навтике, пожарном труде, морском деле, добывающей промыш­ленности и т. п.

Более того, при выполнении любого дела человек с неиз­бежностью сталкивается со всевозможными трудностями, не­ожиданными ситуациями, необходимостью работать интенсивно и часто в течение длительного времени. Поэтому вряд ли Целесообразно стремиться к оптимизации функционального со­стояния только путем полной элиминации осложняющих дея­тельность обстоятельств, что практически невозможно. Не менее важно использовать возможности воздействия непосредст­венно на функциональное состояние для управления ходом его развития.

Такой подход к проблеме оптимизации функциональных со­стояний не может осуществляться без учета психологическим. особенностей субъекта воздействия, поэтому в целом его можно обозначить как психопрофилактический.

Имеется несколько классификаций способов непосредствен­ного управления и регуляции состояний человека [47; 72; 140]. Основу одной из них составляет направленность воздействий на определенный уровень функционирования психофизиологи­ческих систем [72]. В этом случае все способы и приемы диф­ференцируются по тому, какими активизирующими и регули­рующими системами организма они реализуются: неспецифическими, специфическими, когнитивно-мотивационными и др., т. е. по механизму осуществляемого воздействия.

Другими авторами [140] основное внимание уделяется ме­тодическим особенностям разных способов. Так, выделяются вербальные и невербальные методики управления состоянием, аппаратурные и неаппаратурные.

По нашему мнению, при создании обобщенной классифика­ции в первую очередь надо учесть, какую позицию занимает субъект по отношению к оказываемому воздействию. Он может либо испытывать управляющие воздействия, оказываемые на него со стороны (но совсем необязательно без его желания), либо активно участвовать в процессе изменения своего состоя­ния.

В последнем случае обычно говорят о самоуправлении или саморегуляции. Поэтому можно с некоторой долей условности классифицировать различные приемы непосредственного воз­действия на функциональное состояние по двум основным группам: внешним и внутренним [107; 109].

К группе внешних способов оптимизации функционального состояния относятся рефлексологический метод (воздействие на рефлексогенные зоны и биологически активные точки), нор­мализация режима питания, фармакотерапия, функциональная музыка и цветомузыкальные воздействия, библиотерапия, мощ­ный класс методов активного воздействия одного человека на другого (убеждение, приказ, внушение, гипноз). Кратко оста­новимся на характеристике некоторых из них.

Рефлексологический метод, широко используемый в меди­цине для лечения широкого спектра заболеваний, в настоящее время приобретает популярность и за пределами терапевтиче­ской практики. В последние годы он начал интенсивно приме­няться в производственных условиях для профилактики прежде всего пограничных состояний, экстренного повышения рабо­тоспособности, срочной мобилизации внутренних резервов [71; 85; 104; 131].

На Всесоюзной конференции «Психофизиологическое со­стояние и информативность биологически активных точек кожи» (1979 г.) было констатировано официальное оформление иссле­дований по использованию биологически активных точек кожи (БАТ) в задачах оценки, контроля и регуляции психофизиологического состояния человека-оператора в новое научное на­правление, причем о приоритете отечественной науки в этом на­правлении было заявлено на Восьмом международном конгрес­се по акупунктуре и лазеротерапии в 1983 г. в Софии [95]. В настоящее время функционирует Межведомственный научно-координационный совет по проблеме «Оценка, контроль и ре­гуляция психофизиологического состояния человека-оператора на основе БАТ».

Возможность воздействия на функциональное состояние че­ловека при помощи стимуляции БАТ основана на взаимосвязи биофизических показателей БАТ с различными психическими процессами и состояниями, например, со степенью оптимально­сти мобилизационного состояния, с различными уровнями и ти­пами интеллектуальной активности, длительностью деятельности в экстремальных условиях и пр. [95; 208].

Целым рядом исследований доказана целесообразность применения и эффективность рефлексотерапии в плане норма­лизации состояния человека, находящегося в экстремальных условиях различной природы. Снижение уровня эмоционально­го напряжения и полное купирование стресса были достигнуты у работников разных профессиональных групп: радистов, водо­лазов, машинистов поездов метрополитена, летчиков и др. [85; 95; 208].

Также в литературе имеются данные об эффективности ис­пользования воздействий на биологически активные точки кожи для массовых видов труда: в угледобывающей промышленно­сти, на конвейерных производствах, в труде операторов раз­личного профиля [60; 86; 95; 120; 131; 208].'

Наряду с исследованиями по определению эффективности рефлексотерапевтических воздействий на функциональное со­стояние проводятся исследования сравнительной эффективности различных способов стимуляции БАТ: лазерной терапии, электропунктуры, иглотерапии, самомассажа биологически активных зон кожи. Предварительные результаты показали большую эф­фективность лазерной стимуляции по сравнению с электропунктурой в целях повышения работоспособности в экстремальных условиях [85].

В настоящее время эффективность рефлексотерапевтических воздействий не подлежит сомнению. Вместе с тем предпола­гается, что наиболее целесообразно использование этого близ­кого к клиническим метода в тех случаях, когда коррегируемое функциональное состояние достигает выраженных неблаго­приятных проявлений и применение других приемов не дает заметного положительного результата.

Нормализация режима питания,как и метод рефлексотера­пии, не имеет прямого отношения к психотерапевтическим про­цедурам. Однако психологу полезно иметь информацию о воз­можностях использования соответствующих медицинских и физиологических средств профилактики стресса и их роли в опти­мизации функционального состояния.

Обращаясь к истории вопроса, отметим, что наука о питании оформилась в самостоятельное направление во второй половине XIX в.; ее основателем считается немецкий ученый К. Фойт, впервые разработавший научное представление о потребностях организма в основных пищевых веществах и энергии. В России основателем науки о питании является М. Н. Шатерников, в 20-х гг. возглавивший созданный тогда Институт физиологии питания [198].

Первые научно обоснованные нормы потребности организма в пищевых веществах в России установлены в 30-х гг.; затем они пересматривались дважды—в 1951 и 1968 гг. В 1982 г. утверждены «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР» [46; 198]. Данные нормы составлены на основе рекомендован­ных экспертами ФАО/ВОЗ (Продовольственной и сельскохо­зяйственной организации ООН и Всемирной организации здра­воохранения) норм потребления энергии и пищевых веществ в зависимости от уровня физической активности [172]. В их ос­нову положена концепция сбалансированного питания [44; 84;151; 198].

Метод нормализации питания имеет принципиальное сходст­во с близким методом фармакологической коррекции в плане рассмотрения физиологических механизмов действия биологи­чески активных веществ на человека при приеме пищи и при введении лекарственных средств. Однако оптимизация функци­онального состояния здорового человека при помощи изменения питания представляется более предпочтительной в тех случаях. когда нет необходимости в чрезвычайном и быстром изменении состояния. Специалисты отмечают, что вещества, поступающие в организм человека с пищей, благодаря большей физиологичности и экономности в регулировании энергетического баланса организма оказывают менее резкий стимулирующий эффект [19; 26].

В последние годы исследования по различным аспектам про­блемы нормализации питания ведутся на основе изучения пи­щевого статуса организма, под которым понимаются «физиче­ское и психофизиологическое состояния человека, обусловлен­ные предшествовавшим и фактическим питанием, характеризую­щиеся совокупностью клинических, метаболических, функцио­нальных и других показателей, уровнем здоровья и работоспо­собности, оцениваемые с точки зрения соответствия питания потребностям организма в энергии и качественных компонентах пищи» [28. С. 23]. В соответствии с данным определением пищевой статус человека может быть признан нормальным, недо­статочным (вызванным недостаточным поступлением необходи­мых пищевых веществ) или избыточным (при котором потреб­ление пищи превышает потребности организма).

Понятие пищевого статуса возникло сравнительно недавно, и хотя хорошо известно, что недополучение организмом необхо­димых веществ ведет к снижению сопротивляемости и вследст­вие этого способствует быстрому развитию утомления и стрес­совых реакций, практически не изучены существующие зависи­мости между показателями пищевого статуса и показателям;:

функционального состояния и работоспособности человека [28]. В литературе существует точка зрения, согласно которой наибо­лее интересной и важной в практическом плане проблемой является ранняя диагностика динамики функционального со­стояния и снижения работоспособности в результате неадекват­ного (недостаточного либо избыточного) питания [28].

В целом следует считать общепринятым положение о том, что основу здорового питания составляет взаимосвязь трех ас­пектов: многообразия поступающих натуральных пищевых веществ, поддержания постоянного баланса между израсходо­ванной и поступившей энергией и обеспечения оптимального режима питания человека [132]. Поэтому сбалансированный дневной рацион, правильная организация режима питания, включение специальных продуктов в меню правомерно рас­сматриваются как один из действенных способов профилакти­ки неблагоприятных состояний.

Многие исследования посвящены разработке различных ва­риантов лечебно-профилактического питания с целью миними­зации неблагоприятных воздействий и стрессоров разного ха­рактера на функциональное состояние. Имеются рекомендации по составлению рационов питания для людей, работающих в условиях постоянно действующих стрессовых факторов: в под­земных выработках, в условиях постоянного контакта с вред­ными веществами [23; 24; 35; 45; 114; 170; 180]. Подчеркивается необходимая антистрессорная и антисклеротическая направлен­ность разработки рационов питания для работников интенсив­ного умственного труда, а также внедрение дифференцирован­ного подхода к формированию рационов питания в зависимости от формы организации и степени рабочей нагрузки и нервно-эмоционального напряжения различных групп работников, за­нятых умственным трудом [19; 30]. В ряде случаев считается целесообразным использование диетического питания [10; 113; 197; 206]'.

Особое внимание рекомендуется обратить на включение в рацион тех элементов, которые обеспечивают нормальное про­текание обменных реакций в ситуациях повышенного напряже­ния,— аскорбиновой кислоты, комплекса витаминов В, кальция, белков-ферментов протеиновой группы [525; 203; 226]. Говоря об антистрессовой направленности рационов питания, необхо­димо обратить внимание на ограничение продуктов питания, содержащих кофеин, теобромин, теофелин. Оказывая возбуж­дающее действие на нервную систему (что иногда бывает весь­ма полезно), они могут усилить психофизиологический ответ на воздействие стрессора и вызвать неблагоприятные отсроченные последствия — потерю сна, головные боли, нервозность, повы­шенную раздражительность [9; 227]. Некоторые данные о со­держании кофеина в обычных напитках представлены в таблице 2 [229]:

Таблица 2

studfiles.net

Внешние способы оптимизации функциональных состояний

К группе внешних способов оптимизации функционального состояния относятся рефлексологический метод (воздействие на рефлексогенные зоны и биологически активные точки (БАТ)), нормализация режима питания, фармакотерапия, функциональная музыка и цветомузыкальные воздействия, библиотерапия, мощный класс методов активного воздействия одного человека на другого (убеждение, приказ, внушение, гипноз).

Рефлексологический метод, широко используемый в медицине для лечения широкого спектра заболеваний, в настоящее время приобретает популярность и за пределами терапевтической практики. В последние годы он начал интенсивно применяться в производственных условиях для профилактики прежде всего пограничных состояний, экстренного повышения работоспособности, срочной мобилизации внутренних резервов.

Наряду с исследованиями по определению эффективности рефлексо-терапевтических воздействий на функциональное состояние проводятся исследования сравнительной эффективности различных способов стимуляции БАТ: лазерной терапии, электропунктуры, иглотерапии, самомассажа биологически активных зон кожи. Предварительные результаты показали большую эффективность лазерной стимуляции по сравнению с электропунктурой в целях повышения работоспособности в экстремальных условиях [9].

Нормализация режима питания. Оптимизация функционального состояния здорового человека при помощи изменения питания более предпочтительна в тех случаях, когда нет необходимости в чрезвычайном и быстром изменении состояния.

В последние годы исследования по различным аспектам проблемы нормализации питания ведутся на основе изучения пищевого статуса организма, под которым понимаются «физическое и психофизиологическое состояния человека, обусловленные предшествовавшим и фактическим питанием, характеризующиеся совокупностью клинических, метаболических, функциональных и других показателей, уровнем здоровья и работоспособности, оцениваемые с точки зрения соответствия питания потребностям организма в энергии и качественных компонентах пищи». В соответствии с данным определением пищевой статус человека может быть признан нормальным, недостаточным (вызванным недостаточным поступлением необходимых пищевых веществ) или избыточным (при котором потребление пищи превышает потребности организма).

Понятие пищевого статуса возникло сравнительно недавно, и хотя хорошо известно, что недополучение организмом необходимых веществ ведет к снижению сопротивляемости и вследствие этого способствует быстрому развитию утомления и стрессовых реакций.

Важную роль в предотвращении возникновения экстремальных состояний играет оптимизация самого режима питания [9]. Наиболее общие рекомендации состоят в том, что режим питания должен соответствовать индивидуальным особенностям человека, его состоянию здоровья и условиям выполнения профессиональной деятельности. Обязательно следует учитывать сменность работы, ее длительность и т. п.

Метод фармакотерапии (применение лекарственных средств с целью предотвращения или устранения патологических проявлений) давно и широко распространенный в медицинской практике для лечения больного организма, с определенного времени стал использоваться и для нормализации состояния здорового человека.

Как правило, фармакологическое воздействие используется для устранения экстремальных состояний. В качестве купирования чрезмерных проявлений эмоционального перенапряжения, последствий длительно испытываемого стресса фармакотерапия функционального состояния особенно эффективна. Однако коррекция последствий длительного действия психоэмоциональных стрессоров (а также в тех случаях, когда имеют место проявления хронического стресса) с помощью фармакологических препаратов должна осуществляться в составе комплексных программ психологической реабилитации, в сочетании с методами психосаморегуляции, музыкотерапией, другими видами психотерапевтического воздействия.

В производственных условиях большое внимание уделяется использованию такого средства, как функциональная музыка. В настоящее время это средство, а также его сочетания со световыми и цветовыми воздействиями [9] получили самое широкое распространение во всем мире.

Музыкальные программы, подобранные с учетом специфики труда, являются эффективным средством для борьбы с монотонией, начальными стадиями утомления, предотвращения нервно-эмоциональных срывов.

Использование библиотерапии (метода «лечебного чтения») на производстве, предложенного В. М. Бехтеревым. Метод реализуется в виде прослушивания отрывков из художественных произведений (прозы, стихов).

В условиях производственной деятельности данный метод пока применяется в основном как средство борьбы с состояниями монотонии.

К самостоятельной группе методов оптимизации функционального состояния относятся различные приемы активного воздействия одного человека на другого. Для профилактики экстремальных состояний наиболее разработанными и чаше всего употребляемыми являются приемы суггестивного воздействия и гипнотического воздействия, основанные на специфической форме внушения[9].

Гипноз, прежде всего, применяется как медицинская и психотерапевтическая процедура при некоторых заболеваниях и нарушениях психогенного характера. Однако гипноз применим и в ряде случаев профессиональной деятельности. Есть данные об использовании гипнотических воздействий с целью раскрытия потенциальных резервов активности и творческих способностей [15]. В ряде исследований разнообразные гипнотические и суггестивные воздействия применялись в целях коррекции функционального состояния человека: так, гипноз используется для моделирования состояний повышенной психической готовности к действию с реализацией в постгипнотическом периоде в операторской деятельности.

Другая группа методов воздействия на функциональное состояние – по введенной ранее терминологии, группой внутренних способов, или методами саморегуляции состояний.

Главной особенностью методов саморегуляции состояний является их направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния [9].

По своему содержанию и направленности эти методы являются способами активного самовоздействия.

studfiles.net

3 Вопрос. Особенности и профилактика утомления при умственной деятельности школьника и студента. Оптимизация умственной работоспособности

Утомление - физиологическая защитная реакция организма, направленная на снижение уровня функционирования его систем с целью предотвращения негативных изменений.

Субъективно этот процесс проявляется ощущением усталости и временным снижением работоспособности. Умственное утомление характеризуется ослаблением внимания, памяти, замедлением мышления, снижением скорости переработки информации, физическое - уменьшением силы и выносливости мышц, ухудшением координации движения, возрастанием затрат энергии при выполнении одной и той же работы. Его глубина зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности, физическому и психическому состоянию, уровню мотивации и нервно-эмоциональному напряжению. Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Утомление и сопутствующая ему усталость - естественное состояние людей, ведущих активный образ жизни. Снижающаяся при этом работоспособность не только восстанавливается во время отдыха, но, достигнув исходного уровня, повышается еще некоторое время.

Однако, если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода работы, то утомление может накапливаться и переходить в качественно другое состояние - переутомление, характеризующееся более стойким снижением функциональной деятельности организма. Переутомление - патологическое состояние, сопровождающееся вялостью, ухудшением аппетита, бессоницей. Различают начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление, Для снятия начинающегося переутомления достаточно регламентировать режим труда и отдыха. При легкой степени следует эффективно использовать отпуск или каникулы. При выраженном переутомлении необходим срочный организованный отдых. Тяжелая степень утомления требует лечения, так как при этом происходит изменение деятельности сердечно-сосудистой системы.

Меры профилактики утомления

1. Своевременное назначение отдыха - активного или пассивного.

2. Увеличение микропауз - промежутков между отдельными операциями.

3. Регламентация физической и умственной нагрузки.

4. Использование функциональной музыки.

5. Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС, например, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, шеи, туловища.

6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика.

  1. Использование фармакологических препаратов, снижающих утомление, например, глюкозы, витамина С, элеутерококка, женьшеня и т.д.

Оптимизация умственной деятельности

Одним из основных путей сохранения и укрепления психического здоровья является оптимизация умственной деятельности. Она непосредственно связана с гигиеной умственного труда, повышением естественных защитных свойств головного мозга и комплексом воздействий, гармонично управляющих и развивающих физиологические функции всего организма.

Задачи по организации умственного труда, повышению его культуры решаются в процессе учебной деятельности, повседневных умственных нагрузок. Однако для полноты их реализации необходим комплекс сознательных усилий каждого человека в данном направлении.

Гигиена умственной деятельности

Гигиена умственной деятельности базируется на принципах научной организации труда, основы которой были определены в теме "Режим деятельности и отдыха".

Одним из основных параметров нормального функционирования головного мозга является оптимальная "плотность" воспринимаемой информации. Информационная перегрузка или ее недостаток могут привести к серьезным нервным и психическим нарушениям.

Неудержимая тяга современных людей к любой информации, порой легковесной, имитирующей действительно культурные ценности, также способна вызывать серьезные психические изменения. Объем и содержание информации, поступающей в мозг, должен сознательно контролироваться самим человеком. Систематизации информационного потока способствуют развитие интеллекта, культура организации умственной деятельности.

Кровоснабжение головного мозга

Основным источником энергии, необходимым для функционирования нервных клеток, является окисление глюкозы. Однако в мозге практически нет запасов углеводов и тем более кислорода, поэтому нормальный обмен веществ в нем целиком зависит от постоянной доставки энергетических материалов с кровью.

Мозг чрезвычайно чувствителен к недостатку кислорода. Мозговой ткани кислорода необходимо в 5 раз больше, чем сердцу, и в 20 раз больше, чем мышцам. При среднем весе 1400 г мозг в минуту потребляет 750-1000 мл крови. Кислорода при этом используется 47 мл в минуту, глюкозы - 76 мл.

Кровоснабжение головного мозга осуществляется огромной капиллярной сетью, общая протяженность которой составляет 1200 км.

В многочисленных экспериментах было обнаружено, что при умственной работе, а также при различных эмоциональных возбуждениях возрастает общий объем мозга за счет активизации кровообращения. С помощью радиоизотопных методик было установлено, что характер кровообращения изменяется в зависимости от видов психической деятельности. Так, например, зрительное и слуховое восприятие сопровождается усилением кровообращения в затылочных долях мозга, абстрактное мышление во время решения математических задач, рассуждений - увеличением объема крови в лобных долях коры.

Неправильно организованный умственный труд неблагоприятно отражается на кровообращении мозга. Неподвижное на протяжении долгих часов положение тела затрудняет работу сердца, что нарушает дыхание и ухудшает обменные процессы. При активной умственной деятельности возрастает потребность мозга в питательных веществах, а он, наоборот, получает их меньше. Возникает кислородный дефицит, снижающий жизнедеятельность мозга.

На функциональное состояние мозга неблагоприятное влияние могут оказывать многие факторы: ухудшение оттока венозной крови, патологическое сужение просвета сонных артерий, атеросклероз сосудов мозга, избыточное поступление кислорода в кровь. Нормальная деятельность мозга возможна лишь при сохранении строгого соответствия параметров окружающей среды (температурных факторов, давления, химического состава крови) с потребностями этого органа. Избыток тех или иных элементов, как и их недостаток, может оказать неблагоприятное действие.

Таким образом, важнейшим условием высокой умственной работоспособности является бесперебойное кровоснабжение головного мозга.

Питание и умственная деятельность

Головной мозг, как и другие физиологические органы и системы, нуждается в правильном питании.

Крупные российские ученые, специалисты в области гигиены питания К.С.Петровский, В.Д.Ванханен рекомендуют для лиц преимущественно умственного труда, в том числе и для студентов, при построении суточного пищевого рациона руководствоваться следующими правилами:

1. Энергетическая ценность рациона - в пределах 2400- 2500 ккал, из которых 1200-1400 ккал должны обеспечиваться за счет углеводов, 720-810 ккал - за счет жиров и 400-460 ккал - за счет белков.

2. В среднем, суточная норма белка может составлять 100- 115 г, жира - 80-90 г и углеводов - 300-350 г.

3. Белок животного происхождения должен составлять не менее 50 % суточной нормы.

4. Состав жировой части рациона может определяться из расчета: сливочное масло - 25 %, растительное масло - 25 %, далее - жир, содержащийся в самих пищевых продуктах, и кухонные жиры, используемые с кулинарной целью.

5. От общего количества углеводов на долю сахара должно приходиться не более 15 %. Углеводы картофеля, овощей и фруктов должны составлять не менее 25 % от их общего количества.

Очень важно обеспечить головной мозг ненасыщенными жирными кислотами, основными пищевыми источниками которых являются льняное, оливковое, подсолнечное масло, хлебные дрожжи, масла ростков пшеницы.

Из минеральных веществ требуются фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные соединения способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для их насыщения кислородом. Остальные минералы обеспечивают нормальное функционирование головного мозга.

При напряженной умственной деятельности организму требуется большое количество витаминов А и С. Антисклеротическим действием обладают витамины Е, В12, фолиевая кислота. Окислительно-восстановительные реакции в тканях стимулируют витамины В2, В6, Р, РР.

Особое значение в питании людей умственного труда имеют картофель, петрушка, мята, хрен, редис, лук, помидоры - продукты, способствующие насыщению мозга кислородом. Очень полезны творог, сыры, куриное мясо, некоторые рыбы (треска, сельдь и др.), белки бобовых и ржи.

Внешняя среда и головной мозг

При организации режима деятельности необходимо помнить о кислороде как определяющем компоненте окислительно-восстановительных процессов организма.

Увеличение потребности в кислороде при интенсивной умственной деятельности, активизация обмена веществ предъявляют особые требования к составу воздуха рабочего помещения. Он должен быть насыщен кислородом, не содержать пыли и других вредных примесей.

В рабочих помещениях должно постоянно проводиться вентилирование и освежение воздуха. Несмотря на время года, их следует проветривать и днем, и ночью.

Категорически запрещено работать в прокуренных помещениях.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе, отдых в парке, лесу, на берегу рек и озер способствуют восстановлению умственной работоспособности.

Особенность ритмической деятельности головного мозга, физической активности и их влияния на повышение работоспособности человека были рассмотрены в одной из глав пособия. Здесь же мы остановимся лишь на активном отдыхе как факторе оптимизации умственной деятельности.

Наиболее быстро и полно восстанавливается работоспособность после сильного умственного напряжения при переключении на физическую деятельность: прогулки, езду на велосипеде, лыжные прогулки и т.д. Однако необходимо помнить, что физическая нагрузка в данном случае должна быть не очень высокой, а структура движений хорошо знакомой, чтобы выполнять их автоматически, без напряжения внимания.

Защитные системы мозга

Высокая стабильность среды, окружающая головной мозг, как важнейшее требование его нормальной жизнедеятельности и чрезвычайная изменчивость условий повседневной жизни человека могут быть совместимы лишь при наличии системы защиты мозга от внешних воздействий.

Повышение естественных защитных свойств организма человека связано с планомерной и целенаправленной тренировкой. Существует несколько способов воздействия, которые по желанию человека могут включать в работу те или иные аппараты защиты мозга, регулировать величину нагрузки (ее объем и интенсивность). К ним, прежде всего, относится дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика

Значение нормального функционирования дыхательной системы, некоторые виды дыхательной гимнастики, группы дыхательных упражнений и основные правила их выполнения были уже рассмотрены. В этом разделе мы перечислим дыхательные упражнения, применяемые для оптимизации умственной деятельности человека.

Ритмическое дыхание - средство для уменьшения нервного возбуждения и успокоения. Его целесообразно применять вечером перед сном и перед отдыхом в любое время суток.

Замедленное дыхание - средство «гимнастики сосудов» - способствует расширению мелких сосудов головного мозга и сердца, вызывает специфические реакции в клетках организма. Регулярные тренировки в замедленном дыхании защищают головной мозг от нехватки кислорода и повышают работоспособность его защитных механизмов.

Упражнения с повышенной интенсивностью выдоха, улучшая вентиляцию легких, благоприятно воздействуют на тканевое питание мозга. Некоторые ученые считают, что в результате сокращения мышц живота гидродинамическая волна давления достигает внутреннего пространства, где активизирует защитные механизмы мозга.

Дыхательные упражнения с изменением просвета воздушных путей резко активизируют обменные процессы мозга, улучшают циркуляторные процессы во внутричерепном пространстве.

При сочетании дыхательных упражнений с различными движениями происходит усиление требуемого эффекта, что способствует одновременному развитию физических качеств и придает занятиям эмоциональную окраску.

Физические упражнения

Мышечная деятельность является сильным физиологическим раздражителем всех органов и систем организма человека. Это влияние обусловлено рядом факторов: активизацией обменных процессов (усиление кровообращения, дыхания и пр.), перемещениями в пространстве всего тела или отдельных его частей, некоторыми изменениями состояния внутренней среды организма (увеличением или уменьшением гидростатического давления крови, сжатием отдельных областей тела и др.).

На головной мозг оказывают различное влияние упражнения статического и динамического характера.

Статические упражнения

Эти упражнения характеризуются отдельными позами и сохранением их в течение определенного отрезка времени. Таких упражнений много в спортивной гимнастике, акробатике и тяжелой атлетике, они доминируют в "хатха-йоге".

К первой группе статических нагрузок относятся упражнения, связанные с принятием так называемых перевернутых положений - стоек и висов вниз головой. Физиологическая защитная реакция, повышающая напряжение стенок сосудов головного мозга, пропорционально препятствует их растяжению.

Во вторую группу гимнастического комплекса входят упражнения, вызывающие некоторое перемещение внутренних органов, изменяя при этом условия кровообращения: упражнение в виде многократно повторяемых втягиваний живота, рекомендованное академиком Н.А.Амосовым, наклоны тела вперед и выгибания. Большого внимания заслуживают упражнения со сгибанием позвоночника в области шейных и грудных позвонков, например стойка на лопатках или заведение ног за голову в положении лежа на спине.

Третья группа упражнений основана на больших силовых напряжениях. Это комплекс волевой гимнастики, предложенный академиком А.А.Никулиным, основанный на поочередном сильном сокращении всех мышц тела, начиная с мышц ног и заканчивая мышцами лица. Методика рекомендует в положении лежа на спине совершать по четыре сокращения каждой мышцы, длительностью по две секунды каждое. Упражнения выполняются при равномерном дыхании не более пяти минут каждое утро.

Как известно, напряжение мышц существенно сказывается на циркуляции крови; при этом существенно затрудняется кровоток в венах, отводящих кровь от мозга. Об этом свидетельствует рельефное набухание вен на лбу, висках и шее.

Ухудшение кровооттока, набухание вен создают предпосылки к переполнению мозга кровью. Но срабатывают соответствующие защитные механизмы мозга, которые полностью устраняют возникшую опасность.

С венозным застоем крови в голове приходится довольно часто встречаться в повседневной жизни (при затяжном кашле, темпераментном выступлении, состоянии аффекта и др.).

Возможность произвольно, по своему желанию, включать в работу данную систему защиты головного мозга позволяет повышать его работоспособность. Систематические тренировки способствуют сохранению защитных функций в среднем и пожилом возрасте.

Аналогичное действие на кровообращение мозга оказывают силовые упражнения статического характера - подъем штанги, фиксация отдельных положений на спортивных снарядах, изометрические упражнения и другие.

Следует помнить, что длительность и силу напряжения данной группы упражнений устанавливает инструктор в строгом соответствии с уровнем физической подготовленности и состоянием здоровья каждого занимающегося.

Динамические упражнения

Выполнение динамических упражнений, таких как бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание связано с большим объемом механической работы, требующей значительных затрат энергии. Физическая нагрузка интенсифицирует обмен веществ и значительно усиливает кровообращение.

При выполнении мышечной работы сердце оказывается вынужденным выбрасывать в сосудистую магистраль во много раз больше крови, чем в спокойном состоянии. В центральных кровеносных сосудах повышается давление, которое способствует значительному увеличению скорости движения крови по всему организму.

Работы ученых последних лет показали, что при физической деятельности интенсивность кровообращения в мышцах увеличивается в несколько раз, а в головном мозге - лишь на несколько процентов.

В здоровом организме исключена опасность переполнения кровью головного мозга. Этому способствует надежная система защиты, которая пропускает к нервным клеткам такое количество крови, которое необходимо для их нормальной работы.

Таким образом, влияние на мозг интенсивной физической работы проявляется в активизации функций соответствующих защитных систем, что является важнейшим условием для их тренировки и повышения работоспособности. Особая ценность таких динамических упражнений, как бег, ходьба на лыжах, передвижение с рюкзаком и т.п. заключается в их разнообразии. Они способствуют расширению спектра действий защитно-приспособительных аппаратов головного мозга.

В комплекс гимнастики для тренировки мозга целесообразно включать динамические упражнения, связанные с раздражением вестибулярного аппарата: упражнения типа «маятников», выполняемые в разных направлениях (боковом, передне-заднем и др.), всевозможные кувыркания, кружения, перевороты. В качестве эффективного средства можно также рекомендовать танцы с кружением (вальс и др.). Доказано, что раздражение вестибулярного аппарата улучшает обменные процессы, тренирует сосуды, расширяет капиллярную систему.

studfiles.net


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта