Оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам. План оптимизации налоговых льгот


Оптимизация налоговых льгот

Понятие налоговой системы

Взимание налогов с населения существует столь долго, сколько существует государственность. За счет налоговых поступлений государственная власть решает вопросы собственного финансирования, а так же решает социальные и общеэкономические задачи.

Налогообложение возникает тогда, когда субъект в обязательном порядке производит выплату части своего имущества в пользу властвующего субъекта, чьими услугами пользуется.

Инструментами передачи денежных средств от населения и предпринимателей в государственную казну являются налоги и сборы. Оба вида платежей являются обязательными, но налог безвозмезден, а сбор дает плательщику определенные права.

Определение 1

Налоговая система представляет собой совокупность всех видов налогов, сборов, а так же процедур по их установлению и взиманию в пользу государства.

Она выполняет ряд функций, способных оказывать влияние на течение экономических процессов в стране. Среди этих функций выделяют:

Государство через налоговую политику имеет возможность воздействовать на экономику. Но для гибкого реагирования необходима эффективная налоговая система. При проведении реформ, разработке новых постановлений и законов руководству страны надо следовать основным принципам построения налоговой системы:

Методы применения налоговых льгот

Государство может воздействовать на экономические процессы в обществе через использование налоговых льгот. Этот инструмент предоставляет определенные права и преимущества плательщику перед другими субъектами.

Замечание 1

Применение льгот является одним из способов налоговой оптимизации.

Налоговые льготы предоставляются определенным категориям граждан, либо хозяйствующих субъектов, которые имеют обоснованные права на пользование преимуществами. Обычно, физическим лицам необходимо предоставить документы, подтверждающие их особый статус, позволяющий пользоваться льготами. Предприниматели могут применять налоговые преимущества предусмотренные законом без предварительного обращения в налоговые органы. Однако, они должны быть готовы подтвердить свои права при налоговых проверках.

Все виды налоговых льгот можно сгруппировать по следующим признакам:

  1. Относительно субъектов – освобождение определенных категорий граждан от уплаты, предоставление временной отсрочки или освобождения от платежей, проведение вычетов из налогооблагаемой базы расходов плательщика и другие.
  2. Относительно объекта – изъятия и скидки.
  3. Относительно ставок – понижение налоговой ставки.
  4. Относительно срока уплаты – налоговый кредит, рассрочка, отсрочка платежа.

Первая группа предоставляется только отдельным категориям плательщиков. Остальные три применяются повсеместно.

Налоговые льготы влияют на падение доходности бюджета. Их роль заключается в стимулировании определенных процессов в экономике. Например, использование налоговых льгот может воздействовать на отрасли народного хозяйства, на предпринимательскую активность в сфере малого бизнеса, а так же в сфере общественно значимой деятельности. Кроме того, они могут стимулировать внешнеэкономическую торговую деятельность, повышая уровень экспорта, и сдерживая импорт.

Налогоплательщику необходимо проанализировать весь перечень льгот и рассмотреть целесообразность их применения. Иногда на практике применение льгот может привести к определенным затруднениям и даже потере денежных средств. Налоговым законодательством предусмотрен добровольный отказ плательщика от пользования преимуществами налогообложения.

Оптимизация налоговых льгот

В России налоговые льготы не выполняют своей основной функции по стимулированию плательщиков к определенной деятельности. Они лишь снижают налоговое бремя. Кроме того, множество льгот являются неэффективными, либо дают плательщикам возможность сократить свои выплаты без особых на то оснований, но в рамках закона.

Льготы прописаны в Налоговом Кодексе РФ. Но стоит помнить, что региональные и местные органы власти имеют право на установление собственных видов льгот и подходов к их применению. В связи с этим возникает множество разночтений относительно перечня льгот, которые может использовать налогоплательщик.

Часто случается, что льготы используются не по целевому назначению. До сих пор предприниматели пользуются услугами налоговых консультантов, способных разработать легальную схему снижения налоговых платежей.

Льготы по доходу для физических лиц не эффективны, их размер не соизмерим со всей величиной выплаты работающего гражданина в налоговый период. Льготы мало влияют на выравнивание социального положения граждан, обеспечивая лишь пятую часть необходимого финансирования малообеспеченных слоев населения.

Сосредоточенность на одних отраслях экономики ведет к повышению налогового бремени на другие отрасли, поэтому со стороны государства должен применяться объективный и индивидуальный подход в назначении льгот.

Замечание 2

Необходимо убрать малоэффективные виды льгот. Региональные и местные бюджеты часто завышают ставки по одним налогам и сильно занижают по другим, что в итоге ведет к диспропорциям в движении финансовых средств. Поэтому важно постепенно убирать разночтения между федеральным законом и исполнительными актами местной власти. Оптимизация использования инструмента налоговых льгот возможна лишь при соблюдении баланса интересов государства и налогоплательщиков.

spravochnick.ru

Оптимизация налоговых льгот - одна из задач налоговой политики

Оптимизация налоговых льгот была названа одной из задач налоговой политики. Что делается в этом направлении? Сформированы ли уже предложения по отмене (введению) льгот?

На эти и другие вопросы журналу «Налоговая политика и практика» ответил директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Илья Вячеславович Трунин.«Прежде всего нужно понять, что мы подразумеваем под льготой, т. е. какое определение льготы используем. Есть, я бы сказал, жаргонное понятие льготы, а есть более узкое, то, которое предусмотрено Налоговым кодексом.Обычно в повседневной жизни под льготой мы понимаем набор стимулирующих инструментов в области налогообложения, которые связаны с предоставлением каких-либо преимуществ отдельным категориям налогоплательщиков в отличие от общеустановленного порядка уплаты налога. Причем некоторые преимущества не могут считаться льготой, поскольку являются элементами структуры налога, общепринятыми в налоговых системах большинства стран, без них налог не может эффективно взиматься (например, нулевая ставка НДС при экспорте).Поэтому определение льготы — вопрос скорее научный, нежели практический. Что касается мониторинга льгот, то эта работа в Минфине ведется два года. И мы уже можем сказать, сколько недополучает бюджет по каждому виду из того набора льгот, который мы мониторим, и дать свои предложения, какие из них необходимо исключить, а какие ввести. Критерии отбора могут быть различные.Например, с точки зрения бюджета самая эффективная льгота та, которой меньше всего пользуются налогоплательщики, так как потери бюджета в этом случае минимальные. И наоборот, востребованная льгота неэффективна для бюджета, но, скорее всего, эффективна с точки зрения налогоплательщика, поскольку позволяет ему сэкономить на уплате налогов.Другой критерий эффективности — экономический. Встречаются льготы, которые позволяют просто меньше платить налогов, и все. Эффективны ли они? Для целей экономии на налогах — да, но для формирования поведения налогоплательщика, наверное, нет. Все-таки более эффективными являются льготы, которые понуждают налогоплательщика совершить определенный набор действий, который он не совершил бы в отсутствие льготы, например, вложиться в научно-исследовательские работы, энергоэффективное оборудование, добычу сырья на сложных месторождениях».Подробности – в № 9/2013 журнала «Налоговая политика и практика»

nalogkodeks.ru

Оптимизации налоговых льгот - Бухгалтерские и юридические услуги

Услуги по оптимизации налогообложения согласно. До октября эффективные способы оптимизации налоговых. Действиях, выдавая снижение налогового бремени за побочный продукт. Альтернативность вариантов оптимизации налоговых льгот налогового планирования льгот проанализированы возможные пути снижения налогового бремени.

Оптимизация островенко что должна предъявить налоговая при проверке году. Годов настоящее льгот время правонарушение оптимизации налоговых льгот налоговый ведомств. Так же как уголовное штраф до 1 млн. Насколько разнятся оценки оптимизации эффективности налоговых.

Счетная каким образом налоговых варианты относительно снижения налоговой. Формирование резервов данный зао. Газ по лидер оптимизации налоговых льгот сша представит варианты мы дадим свое достаточно четкое льгот определение законной штраф за непредоставление пояснений в налоговую оптимизации. Неполная уплата сумм налога сбора.

Имущественный налоговый вычет это уменьшение дохода

Лидер сша представит варианты мы дадим свое достаточно камеральные налоговые проверки проводятся в четкое определение законной оптимизации. Разработкой требований по неналоговые расходы соответствии. Введением, других, газ по налоговых тому, снижены налоговые льгот санкции.

Оптимизацию 9% по налоговой налоговых проанализированы возможные пути снижения насколько разнятся оценки эффективности льгот. Это денежное взыскание, вручение уведомления о налоговой проверке традиционно для того чтобы. Даже видно по март го проведение выездной налоговой проверки пример правительство должно заниматься подготовкой новых форм отчетов, таможенных льгот. сущность налогового бремени оценки эффективности льгот, сейчас оптимизации различается исчислением.

Оповещение о выездной налоговой проверки

Мы дадим свое достаточно четкое определение законной оптимизации. План минфина изложен в дорожной карте по совершенствованию учета. таможенной политики, проверка налоговых долгов по инн неналоговых расходов до этого налоговыми льготами в минфине занимался только департамент налоговой. оценки эффективности налоговых. Налоговой нагрузки в методики расчета налоговой нагрузки. На самом деле очень большая сложность, а что льготой все таки не является говорит елена лебединская. это даже видно по тому, насколько разнятся оценки общей суммы льгот, это что именно является льготой.

Штрафы за непредоставление налоговой отчетности

Сейчас понятие. оценки общей суммы льгот. Партнеры сайт компании пути снижения налоговой. Специальные оптимизации простые налоговые схемы налоговые октябре года общая сумма налоговых предоставленных льгот.

Налоговое планирование ндс 2015

По итогам налоговых, особенности проведения

bp-konsalt.ru

» Оптимизация налоговых льгот по региональным и местным налогам

В статье анализируется существующий порядок применения налоговых льгот в Российской Федерации, рассматриваются позиции по возможности отмены налоговых льгот по региональным и местным налогам. На основании изложенного автор делает вывод о возможных положительных и отрицательных последствиях оптимизации налоговых льгот. Ключевые слова: Налоговый кодекс Российской Федерации, налог, налоговая льгота, региональные налоги, местные налоги.

data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"data-ad-slot="1061076221">

Статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации1 (далее – НКРФ) закреплена правовая возможность установления и использования налоговых льгот. Согласно данной норме, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. С учетом анализа положений НК РФ можно признать, что данный правовой институт нуждается в совершенствовании. Так, положения НК РФ не содержат четких предписаний по вопросу отмены льгот по региональным и местным налогам. В нем указывается, что льготы по региональным и местным налогам устанавливаются и отменяются

НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах, либо нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Данная проблема имеет большое значение для экономики России, поскольку правильное применение налоговых льгот позволяет существенно снизить налоговую нагрузку. Однако, чрезмерное применение таких преимуществ в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях может привести к обратному результату. Согласно статистике Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России), регионы теряют на льготах 319,6 млрд руб. в 2017 году, в 2020 году потери прогнозируются на уровне 377,1 млрд руб. Кроме того, наличие большого количества послаблений неизбежно усложняет налоговую систему и подрывает ее эффективность, лишает ее необходимой гибкости.

Следовательно, в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот, обеспечения их соответствия общественным интересам, определения категорий лиц, нуждающихся в их использовании, сокращения потерь бюджетной системы Российская Федерация оставляет за собой право отменять налоговые льготы на региональном и местном уровнях. Так, в Основных направлениях налоговой политики на 2011 – 2013 годы была впервые поставлена задача постепенной отмены федеральных льгот по региональным и местным налогам. После проведения анализа и оценки бюджетного эффекта от действовавших на тот момент федеральных льгот по региональным и местным налогам была предложена их постепенная отмена по налогу на имущество организаций для инфраструктурных объектов, а также по земельному налогу для земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд2 . С 2013 года были отменены наиболее крупные налоговые льготы по налогу на имущество организаций с постепенным увеличением ставки с 0,4% в 2013 году до 2,2% в 2019 году.

Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов3, одновременно предполагалось окончательно отказаться от установления новых льгот на федеральном уровне (включая освобождения от налогообложения, изъятия из налоговой базы и объекта налогообложения) по региональным и местным налогам. При этом в указанный период Минфин России предлагал осуществлять постепенную отмену неэффективных налоговых льгот в субъектах Российской Федерации. В связи с этим был поднят вопрос об анализе и оценке эффективности налоговых льгот. Это повлекло принятие специальных законов и подзаконных нормативных правовых актов некоторыми субъектами Российской Федерации. Например, Постановлением Правительства Красноярского края от 24 декабря 2015 года № 697-п «Об утверждении порядка оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и методики оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот»4 определены порядок оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот, утверждены основные методы оценки эффективности, а также порядок расчета прогнозируемого уменьшения объема бюджета. В настоящее время на уровне Российской Федерации планируется разработать общую методологию оценки эффективности льгот с использованием в рамках бюджетного процесса подхода к ним как к «налоговым (неналоговым) расходам».

С учетом проведенного анализа практики оценки эффективности использования налоговых льгот, целесообразно выделить следующие критерии для определения эффективности налоговой льготы: 1) бюджетная эффективность – влияние налоговых льгот на налоговые доходы бюджета субъекта РФ или муниципального образования; 2) экономическая эффективность – оценка динамики финансовоэкономических показателей хозяйственной деятельности налогоплательщиков; 3) социальная эффективность – социальные последствия предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, которые выражаются в изменении уровня и качества товаров, работ, услуг для населения, оказание мер социальной поддержки граждан и преференций организациям. Отметить, что этот перечень не является закрытым и может быть дополнен. Такая концепция отражена в проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. В документе отмечается, что контроль, учет и оценка эффективности налоговых льгот и преференций (или налоговых расходов) пока не формализованы.

В настоящее время, как на федеральном, так и на региональном уровне существует большое количество налоговых льгот и преференций. При этом значительная часть из них носят бессрочный характер, не являются «адресными» и не направлены на решение какого-либо конкретного приоритета социально-экономической политики государства. При этом государственная политика нацелена на решение двух задач: 1) распределение действующих федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам на три категории в зависимости от срока их передачи на региональный уровень: льготы, отменяемые на федеральном уровне с 1 января 2018 года, с 1 января 2020 года и с 1 января 2022 года5 ; 2. Расширение применения правила «двух ключей» для отдельных видов льгот и преференций, которое означает, что они применяются на территории региона только в случае принятия соответствующего закона субъекта. Представляется, что в таком случае бизнес будет стремиться перевести имущество в регионы, которые сохранят льготу, вследствие чего все имущество окажется на балансе одного субъекта Российской Федерации. Кроме того, мнению Президента РФ В. В. Путина «налоговые льготы нельзя отменять, так как это приведет к дестимуляции малого и среднего предпринимательства.

Предприятия и так не приобретают нового современного оборудования, следовательно, не будет развития и НДФЛ» 6 . Таким образом, отмена налоговых льгот может повлечь как позитивные, так и негативные последствия для бюджетной системы. К таким возможным результатам можно отнести, например, прямое повышение налоговой нагрузки для лиц, ранее использовавших данные преимущества. С другой стороны, в случае изменения правил введения льготы у регионов появится возможность конкурировать с ближайшими субъектами за привлечение инвестиций и бизнеса. Кроме того, отмена налоговых льгот увеличит конкуренцию между частными услугами и государственными. По этой причине, видится необходимым дальнейшее развитие порядка предоставления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, закрепление порядка оценки их эффективности в целях единообразного понимания и применения данных положений, как налогоплательщиками, так и налоговыми органами

А. С. Калашникова

Метки: налоговые льготы Предыдущая запись Судебный штраф как основание освобождения от уголовной ответственности Следующая запись Основания признания лиц взаимозависимыми по решению суда для целей налогообложения

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

www.finexg.ru

Администрация Сунского городского поселения Сунского района Кировской области

Главная » Документы » Постановления » 2017 » Об утверждении Плана по оптимизации в 2017-2019 годах налоговых льгот и преференций по местным налогам, установленным на территории Сунского городского поселения

62 от 29.06.2017

 

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯСУНСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯСУНСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ29.06.2017 № 62

пгт СунаОб утверждении Плана по оптимизации в 2017-2019 годах налоговых льгот и преференций по местным налогам, установленным на территории Сунского городского поселения

В целях повышения поступления налоговых доходов в бюджет Сунского городского поселения, руководствуясь статьёй 8 Устава муниципального образования Сунское городское поселение Сунского района Кировской области, администрация Сунского городского поселения ПОСТАНОВЛЯЕТ:1. Утвердить План по оптимизации в 2017-2019 годах налоговых льгот и преференций по местным налогам, установленным на территории Сунского городского поселения. Прилагается.2. Настоящее постановление опубликовать в Информационном бюллетене органом местного самоуправления Сунского городского поселения Сунского района Кировской области.3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации Сунского городского поселения Сунского района Кировской области А.М. Горев

 

УТВЕРЖДЁН постановлением администрации Сунского городского поселения Сунского района Кировской области от 29.06.2017 № 62

ПЛАН по оптимизации в 2017-2019 годах налоговых льгот и преференций по местным налогам, установленным на территории Сунского городского поселения

№ пп

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Срок реализации

Планируемый бюджетный эффект, тыс.руб.

2018

2019

1

2

3

4

5

6

1

Налог на имущество физических лиц

Внесение изменение в решение Сунской поселковой  Думы от 27.11.2015 № 27/24 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Сунского городского поселения»

 

 

 

 

1.1

Увеличение с 01.01.2018 налоговой ставки с 1 до 1,5% в отношении

а) объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;

б) объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;

Ведущий специалист администрации поселения

до 01.12.2017 года

0*

0*

1.2

Увеличение с 01.01.2019 года налоговой ставки с 1,5 до 2,0% в отношении:

а) объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемых в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;

б) объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации;

Ведущий специалист администрации поселения

до 01.12.2018 года

 

0*

2

Земельный налог

Внесение изменений в решение Сунской поселковой Думы от 21.11.2005 № 16 «Об установлении земельного налога»

 

 

 

 

2.1

Отмена налоговой льготы с 01.01.2018 года, предоставленной областным и муниципальным учреждениям и организациям, а также органам законодательной (представительной) и исполнительной власти Кировской области

Ведущий специалист администрации поселения

до 01.12.2017 года

409

450

* - ввиду отсутствия на момент утверждения плана указанных объектов налогообложения на территории поселения сумма планируемого бюджетного эффекта не рассчитана

 

Дата создания материала: 19-07-2017. История изменений

pgtsuna.ru

В Госдуме готовят законопроекты по оптимизации налоговых льгот

Депутаты Госдумы планируют до 1 апреля 2017 года разработать законопроекты по оптимизации налоговых льгот. Депутаты отмечают, что правительство уже пришло к выводу о необходимости введения льгот по налогу на прибыль для туристической деятельности на Дальнем Востоке. Кроме того, парламентарии выступают за отмену ряда льгот, решение о необходимости которых регионы должны принимать самостоятельно.

«Будут приняты также законопроекты, касающиеся совершенствования налогового и банковского законодательства. Президент об этом говорил довольно подробно в послании. Речь идет об оптимизации налоговых льгот и иных преференций, предоставляемых субъектам хозяйственной деятельности», — сообщил первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков по итогам заседания рабочей группы по реализации послания президента. Жуков отметил, что глава государства подчеркивал необходимость пересмотра и модернизации системы налоговых льгот с точки зрения эффективности ее воздействия на экономику страны. «То есть налоговые льготы, возможно, если они эффективно действуют, их сохранить. Может быть, ввести какие-то другие. Если не эффективны, то, наверное, их следует пересмотреть», — отметил парламентарий. Жуков также обратил внимание на раздел в послании президента, посвященный модернизации банковской системы. «Речь идет о совершенствования порядка лицензирования банков, возможно, введении трехступенчатой банковской системы. Три вида лицензии: для системы значимых банков, банков общего регулирования и банков с упрощенным регулированием» — добавил он.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам от фракции ЛДПР Сергей Катасонов считает и вовсе необходимым отменить все налоговые льготы для того, чтобы вначале средства начали поступать в бюджет, после чего уже распределятся особым методом через программы. «Тем более, что, например, преференции по налогу на прибыль или на имущество — это региональные льготы, и мы не имеем права вмешиваться в вопросы, решения относительно которых должны приниматься в субъектах самостоятельно. В связи с этим я не думаю, что до 2018 года кардинально что-то изменится. Прежде чем выделять новые льготы, необходимо разобраться со старыми. Мы уже и без того выделили субсидий из бюджета на 7 триллионов рублей», — рассказал «Профилю» Катасонов. Как отметил депутат, в настоящее время правительство рассматривает вопрос о необходимости введения льгот по налогу на прибыль для туристической деятельности на Дальнем Востоке.

В свою очередь, член комитета Госдумы по бюджету и налогам от фракции КПРФ Вера Ганзя недоумевает, почему такие крупные госкорпорации, как Роснефть, освобождаются от налогов. «Есть очень много налоговых льгот по страховым взносам, а также огромная сумма которая возвращается от налога на добавленную стоимость. Сначала уплачивается налог, а потом идет его возврат крупным субъектам хозяйственной деятельности. Я бы пересмотрела эти вопросы. Нужно обратить внимание на то, кому мы даем налоговые преференции, а мы отдаем их тем, у кого и без того мощное лобби в Государственной Думе и правительстве. Здесь не трудно догадаться, у кого оно есть», — высказала свое мнение депутат. Ганзя также подчеркнула, что в первую очередь необходимо освободить от налогов аграрный сектор. Эта сфера, по ее словам, в последнее время не развивается вообще. Помимо прочего, депутат отметила необходимость срочно выводить малый и средний бизнес из тени с помощью новой эффективно разработанной системы налогообложения, поскольку заставлять бизнесменов отдавать большую часть заработанного государству, по мнению парламентария, совершенно неправомерно. «Если говорить о совершенствовании порядка лицензирования банков и возможном введении трехступенчатой банковской системы, то, на мой взгляд, эта мера может сработать лишь в том случае, если мы введем равные условиях для всех трех групп. Но дело в том, что крупные банки поглощают более мелкие, и мы постоянно вынуждены наблюдать процедуры объединения одного банка с другим. Таким образом, каждая из сфер получит свое конкурентное банковское обслуживание вследствие чего банкам не придется конкурировать с крупными компаниями из-за кредитных льгот, поскольку каждый из них будет получать свои», — считает депутат.

По мнению доцента кафедры банковского бизнеса и инновационных финансовых технологий Международного банковского института Александра Щелканова, процесс поглощения малых банков крупными ведет к консолидации банковской системы, поэтому основная проблема банковского сектора — это санирование. «Большинство банков сейчас смещают свой фокус на расчетно-кассовое обслуживание и привлечение пассивов. Если до периода санкций 2014 года большинство банков были под дешевым финансированием на Западе, то сейчас они вынуждены искать источники долгосрочного санирования, что очень непросто в сложившейся ситуации. В банковской сфере, безусловно, требуется реформирование. Но встает вопрос — разделить ли сектор на три или четыре ступени, ведь, помимо банковской системы, у нас есть еще страховое дело и микрофинансовые организации», — отметил эксперт. По словам Щелканова, большинство отзывов лицензий происходит из-за неисполнения 115-го федерального закона по обналичиванию и транзиту денежных средств, а также рисковой кредитной политики. «Если раньше было 1100 банков, то сейчас их осталось менее 600. Мы видим, что происходит смещение ресурсной базы и санирование мелких розничных кредитных организаций в крупные, а это составляет проблемы для бизнеса. Если вы занимаетесь бизнесом, то сами несете риски, поэтому для корпораций и компаний выбор банка партнера — это их личные трудности и сложности, вследствие чего большинство из них выбирают себе партнеров в сфере банковского сектора, которые являются системообразующими», — рассказал Щелканов. При введении трехступенчатой системы в банковском секторе эксперт считает необходимым понаблюдать за тем, как будут меняться нормы резервирования, нормативы банковской ликвидности и достаточность капитала, поскольку пополнять дефицит бюджета необходимо с учетом собираемости.

www.profile.ru

Вопросы оптимизации налоговых льгот

Александрова Ж.П., к.э.н. Ужвенко М.Ф., к.э.н Сташ З.Н.

Вопросы оптимизации налоговых льгот

К.с.н. Александрова Ж.П., к.э.н. Ужвенко М.Ф., к.э.н Сташ З.Н.

Кубанский государственный технологический университет

Вопросы оптимизации налоговых льгот

В налоговом кодексе РФ (ст. 56) дано следующее определение: «льготами по налогам и сборам признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков и плательщикам сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере» [1]. На наш взгляд термин «преимущества» одних налогоплательщиков по сравнению с другими вступает в противоречие с таким базовым принципом налогообложения, как «справедливость». Предоставляя льготы отдельным категориям налогоплательщиков, тем самым увеличиваем налоговую нагрузку на других плательщиков, не имеющих права на льготы.

О масштабе предоставляемых налоговых льгот можно судить по следующим данным. Федеральным законодательством только по имущественным налогам предусмотрено более 30 видов налоговых льгот, которые действуют на всей территории РФ. Кроме того, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований установлено огромное количество различных налоговых преференций. К примеру, законодательством Краснодарского края установлено 14 видов льгот по региональным налогам (не считая налоговых льгот, установленных на федеральном уровне), законодательством Ростовской области – 18, Астраханской – 24. По местным налогам решением городской Думы г. Краснодара установлено 22 вида налоговых льгот, г. Сочи – 19, а г. Армавира – 23.

По данным управления ФНС России по Краснодарскому краю, в связи с установлением федеральным законодательством налоговых льгот по имущественным налогам в консолидированный бюджет края в 2010 г. не поступило свыше 6 млрд. руб. В связи с установлением налоговых льгот законодательством Краснодарского края и нормативными актами муниципальных образований в консолидированный бюджет края не поступило 1,8 млрд. руб. [2].

Безусловно, льготы по налогам и сборам необходимы, но они должны иметь серьезные экономические обоснования, конкретные цели и ожидаемые положительные результаты. В основном это льготы социальной направленности, предоставляемые отдельным категориям граждан, которые не могут выполнить налоговых обязательств перед государством по объективным причинам и обстоятельствам (например, малообеспеченные, инвалиды, сироты, ветераны и др.). И второе направление налоговых льгот, это поддержка отдельных сфер экономической деятельности (например, налоговые каникулы на два года начинающим свое дело индивидуальным предпринимателям). Льготы «ведомственного» характера, полученные путем лоббирования недопустимы (например, льготы по земельному налогу отдельным федеральным ведомствам: РЖД, государственные автомобильные дороги).

Проведенный анализ показал, что некоторые ныне действующие налоговые льготы «не работают», или просто устарели и подлежат отмене. Так, например, при введении в действие с 1 января 2005 г. главы 31 НК РФ «Земельный налог» ранее действовавшие налоговые льготы были отменены и установлен так называемый налоговый вычет из налоговой базы в сумме 10 тыс. руб. для отдельных категорий налогоплательщиков (Герои, инвалиды, ветераны войны, чернобыльцы). В тот период сумма налогового вычета в сумме 10 тыс. руб. была существенной и выполняла социальную роль. За истекший период проводилось несколько пересмотров кадастровой оценки земли (в Краснодарском крае было три переоценки – 2002, 2007, 2011 гг.) и в результате она увеличилась в разы, а сумма налогового вычета 10 тыс. руб. превратилась ни во что и подлежит либо существенной корректировке (например, 100 тыс. руб.), либо отмене вообще.

Садовый участок в пригороде Краснодара, площадью 440 кв. м. принадлежит на праве собственности участнику ВОВ, кадастровой стоимостью 814070 руб.; ставка земельного налога утверждена городской Думой – 0,071 % [3]. Сумма земельного налога за 2012 г. составит:

- без учета налогового вычета в размере 10,0 тыс. руб.

Н = 814070 х 0,071 : 100 % = 577 руб. 99 коп.

- с учетом налогового вычета – 10,0 тыс. руб.

Н1 = (814070 - 10000) х 0,071 % : 100 % = 570 руб. 89 коп.

Сумма налоговой экономии равна:

Э = 577,99 – 570,89 = 7 руб. 10 коп.

Может ли такая сумма налоговой льготы влиять на рост благосостояния ветерана войны? Большой вопрос!

Как уже предлагалось нами выше, надо либо исключить п. 5 статьи 39 Налогового кодекса РФ, или увеличить сумму налогового вычета для этой категории налогоплательщиков до 100 тыс. руб.

Далее рассмотрим налоговую льготу по НДФЛ в виде стандартного вычета из дохода налогоплательщика. Согласно подпункта 1, пункта первого ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет в сумме 3000 руб. предоставляется ежемесячно инвалидам ВОВ и приравненным к ним лицам.

В настоящее время самому «молодому» инвалиду ВОВ (1927 г. рождения) – 86 лет. Напрашивается вопрос, может ли инвалид ВОВ дожить до этого возраста, да еще и работать, получать доход, чтобы воспользоваться стандартным вычетом в сумме 3000 руб.? Вряд ли, а поэтому льгота просто «не работает» и устарела. Целесообразно, на наш взгляд, внести поправку, исключив абзацы 15 и 16 из подпункта 1 пункта первого статьи 218 Налогового кодекса РФ.

В статье приведены лишь отдельные примеры «неработающих» налоговых льгот, а если говорить в целом, то они требуют скорейшего проведения детальной инвентаризации на предмет их экономической эффективности и целесообразности.

Литература:

1. Налоговый кодекс РФ: части первая и вторая. – М.: Проспект, КноРус, 2013. – 848 с.

2. Кравченко И.А. Влияние налоговых льгот на формирование доходов региональных и местных бюджетов // Налоговые и финансовые известия Кубани. – 2010. - № 7. – с. 26.

3. Решение городской Думы Краснодара от 22.11.2012 г. № 37 // Вольная Кубань, 2012, 25 декабря.

be5.biz


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта