Оптимизация культурно-досуговой деятельности дома культуры. Оптимизация в учреждениях культуры
Оптимизация учреждения культуры
Оптимизация в культуре проводится для того, чтобы как можно эффективнее использовались бюджетные средства. Осуществлять ее можно несколькими способами. В статье мы расскажем о тех способах оптимизации, которые являются наиболее эффективными
Процесс оптимизации в культуре длиться уже несколько лет. Его главной целью является повышение эффективности использования бюджетных средств в данной сфере.
Оптимизировать деятельность можно разными способами. Однако не все из них позволяют добиться высоких результатов, сохранить целевую аудиторию и заинтересовать новых посетителей.
↯ Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Пример устава библиотеки, Пример устава музея, Пример устава театра
Оптимизация учреждения культуры способом сокращения штатных единиц
Сокращение штата – один из способов, которые используют при проведении процесса оптимизации. Приняв решение о применении этого способа, в первую очередь акцентируем свое внимание на типовых отраслевых нормах труда.
Этот документ поможет получить ответы на многие вопросы, например:
- Сколько и каких сотрудников требуется учреждению культуры.
- Сколько времени обязан тратить работник, чтобы выполнить определенную задачу.
- Есть ли в культурной организации лишний персонал.
- Эффективно ли работники используют рабочее время и так далее.
Рассмотрим пример. С целью оптимизации музея-панорамы «Бородинская битва» проведено сокращение штата, в результате которого в учреждение осталось работать ишь половина смотрителей. Были внесены изменения в должностные обязанности оставшихся сотрудников. Часть обязанностей распределена между экскурсоводами и администраторами.
В результате предпринятых мер вышеуказанные работники стали намного рациональнее использовать свое рабочее время. При этом качество работы оставалось таким же высоким, как и прежде.
Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Культура».Кроме этого, в перечень входят и другие категории работников:
- инвалиды боевых действий по защите Отечества;
- единственные кормильцы в семье;
- повышающие свою квалификацию по выданному учреждением направлению без отрыва от производства;
- имеющие на содержании 2-х и более иждивенцев и другие.
При возникновении необходимости в сокращении штата таких сотрудников увольняем в последнюю очередь. Такие требования изложены в трудовом законодательстве.
Случается, что в трудовом коллективе работает несколько человек, имеющих одинаковую квалификацию и обеспечивающих одинаковую производительность труда. В этом случае при составлении коллективного договора внимание уделяем закреплению дополнительных условий, касающихся выбора претендентов на сокращение.
Если в учреждении культуры есть другая вакантная должность, соответствующая квалификации попадающего под сокращение работника, можно предложить ему занять эту должность. Сокращение в обязательном порядке согласовываем с представительным органом работников.
И сделать это нужно не позднее, чем за два месяца до увольнения. Такой же срок выделяется для информирования сотрудников. Если данное требование будет нарушено, то уволенному работнику придется выплачивать компенсацию.
Существует возможность расторжения трудового договора без предварительного предупреждения. Но здесь также нужно быть осторожным и не забывать взять у работника письменное согласие на досрочное увольнение.
Проект по нормированию труда подразделения учреждения культуры посмотреть/скачать>>
При этом ему будет положена дополнительная компенсация. Ее расчет производится исходя из средней заработной платы за тот период, который остался до окончания двухмесячного срока предупреждения.
Изменение структуры учреждения как одного из способов оптимизации деятельности
Оптимизация в культуре может осуществляться при помощи внесения изменений в структуру культурной организации.
В этом случае работа проводиться в определенном порядке:
- выявляем дублирующие друг друга, а также ненужные функции и избавляемся от них;
- непрофильные работы передаем на аутсорсинг;
- производим оценку, перераспределение обязанностей АУП.
Такие действия помогут выявить те штатные единицы, без которых учреждение может обойтись.
Рассмотрим несколько примеров. Один из столичных музеев выполнил анализ работы всех работников, обязанностью которых является прием и обслуживание посетителей. Все они были объединены в один отдел. При этом был убран избыточный документооборот и контроль.
Также в учреждении оптимизировали систему управления – сокращено двух заместителей.
В результате в прошлом году значительно увеличилась работа по разным направлениям:
- выставочном;
- научном;
- культурно-массовом.
Министерством культуры Карелии разработаны рекомендации, касающиеся оптимизации работы учреждений культурно-досугового типа и библиотек.
В них изложено такие предложения, как:
- Объединение расположенных в одном районе муниципальных библиотек в централизованную библиотечную систему.
- Объединение культурно-досуговых учреждений в централизованную клубную систему.
Созданные объединения имеют общие перспективные планы, руководство и имущество.
Экономия средств в данном случае происходит за счет централизованного проведения многих работ:
- учета фонда и его обработки;
- создания электронных каталогов;
- внестационарного культурно-досугового обслуживания и так далее.
Оптимизация деятельности за счет пересмотра расходов
Главной целью оптимизации в культуре является более эффективное использование бюджетных средств.
На схеме ниже представлено несколько способов, при помощи которых можно достичь этой цели:
Перевод работников учреждения культуры на эффективный контракт – это один из способов усовершенствования системы оплаты труда. Осуществляется это, как правило, в пошаговом порядке. Изначально разрабатываем четкие показатели и критерии эффективности каждого сотрудника организации. Кроме этого, нужно разработать и правила оценки персонала.
Особое внимание уделяем повышению квалификации работников. Это будет принесет гораздо больше пользы, чем прием на работу новых сотрудников. Отправляя персонал на повышение квалификации, обязательно учитываем современные требования.
К примеру, в настоящее время огромную роль играет:
- Умение работника заниматься маркетинговой и рекламной деятельностью.
- Способность выстраивать связи с общественностью.
- Навыки работы с людьми, имеющими особенности развития.
Средства, вложенные в обучение персонала, довольно быстро окупятся. Ведь в итоге получаем компетентных сотрудников, благодаря профессионализму которых, сможем повысить качество услуг. А это, в свою очередь, значительно увеличит доходность.
Особое значение в достижении эффективного использования финансовых средств имеет контроль расходов и недопущение лишних трат.
Для этого очень важно четко сформулировать и выполнять план ФХД. Что касается привлечения дополнительных доходов, то их источниками может стать оказание платных услуг, гранты, пожертвования и прочее.
www.cultmanager.ru
Муниципалы увлеклись оптимизацией учреждений культуры
https://www.znak.com/2017-03-01/municipaly_uvleklis_optimizaciey_uchrezhdeniy_kulturyДепутат Госдумы Елена Ямпольская - редкий гость на Южном Урале, от которого она избрана в парламент. Но сегодня она прилетела специально, чтобы отчитать власти на местах за их отношение к сфере культурыВ министерстве культуры Челябинской области всерьёз встревожены ситуацией с закрытием библиотек и сельских клубов в регионе. По данным главы ведомства Алексея Бетехтина, за прошлый год Южный Урал потерял сразу 16 учреждений культуры. Причем в Красноармейском районе перестали работать 11 библиотек. Эта тенденция наблюдается на протяжении нескольких лет и имеет все шансы продолжиться, потому как, по мнению региональных чиновников, главы некоторых территорий чересчур увлеклись оптимизацией учреждений социальной сферы. Под шумок оптимизации очаги культуры попросту закрывают, не отдавая себе отчёта в том, чем обернётся такое желание сэкономить.
Тревожная статистика прозвучала в среду на коллегии регионального минкульта, где подводили итоги прошлого года и намечали планы на ближайшую перспективу. Сначала министр Бетехтин отчитался о том, что в 2016 году в регионе прошло много интересных и значимых мероприятий, велась активная работа по развитию туризма, о чем накануне в красках успел рассказать на региональном туристическом форуме.
Глава ведомства также сообщил, что в прошлом году на федеральном уровне была принята стратегия государственной культурной политики до 2030 года. Документ призван изменить ситуацию во всех 43 муниципалитетах региона, вывести оказание услуг в этой сфере на новый уровень. Но, посетовал Алексей Бетехтин, реализации стратегии может помешать недальновидность некоторых местных руководителей, которые, невзирая ни на какие федеральные стратегии, продолжают закрывать сельские библиотеки и клубы.
Первому вице-губернатору Евгению Редину есть над чем подумать, получив информацию о том, как муниципалитеты проводят оптимизацию учреждений культуры«Решение о сокращении сети должно носить выверенный характер, мы должны чётко ответить на вопросы: что будет, если сократить количество учреждений культуры? Куда пойдут люди? Не уедут ли из населённого пункта? Как будут добираться до учреждений культуры, расположенных в других населённых пунктах? Есть ли транспортная доступность? — поставил вопросы ребром областной министр культуры. — Я надеюсь, что Красноармейский район знает ответы на эти вопросы, потому что в 2016 году там было принято решение о закрытии сразу 11 библиотек. Эта территория вообще „радует“ нас каждый год, они лидеры по закрытию учреждений культуры».
Бетехтин считает, что ни одно учреждение культуры не должно ликвидироваться без решения самих жителей, которое следует оформлять на сходах. Позже глава минкульта пояснил журналисту Znak.com, что сокращение числа учреждений часто происходит потому, что на местах неверно трактуют задачи оптимизации.
Развитие туризма на Южном Урале мешают ограничения на землях лесного фонда
«Основная масса учреждений культуры в области не закрывается, а преобразуется. Если смотреть с точки зрения статистики, то количество учреждений уменьшилось. На деле же несколько юрлиц-библиотек объединились в одну централизованную библиотечную систему. Количество библиотек, персонала, книг осталось прежним. Но все это теперь обслуживает одна бухгалтерия», — пояснил министр, указав на то, что в некоторых муниципалитетах под шумок стали не сокращать юрлица, а закрывать сами библиотеки и клубы, передавая их здания другим структурам. Поэтому министерство и забило тревогу.
При этом глава областного минкульта назвал несостоятельными сетования местных чиновников на нехватку денег. В качестве плохого примера он привел все тот же Красноармейский район, чье руководство объясняет свои действия плохой материально-технической базой учреждений культуры и отсутствием средств на ремонт.
«Они говорят, что им не хватает денег, но их не хватает всем. При этом библиотеки пользуются спросом. А после закрытия у них упали показатели по количеству выданных книг, числу детей, занимающихся в кружках», — возмущался Бетехтин.
Впрочем, признал он, в ряде территорий, где прошло объединение библиотек и домов культуры, показатели упали тоже. «Значит, что-то не сработало, — рассуждал министр. — У нас ведь не было задачи оптимизировать систему так, чтобы давать денег меньше на культуру. Ставилась задача высвободить средства и направить на развитие, повышение зарплаты сотрудников, а не уволить всех, чтобы некому было платить. Там, где местные власти сработали чётко, система работает».
Одна из территорий, где, напротив, стало лучше, — Коркинский район. Там много лет учреждения культуры были разрозненными и находились в ведении сельских поселений. Законодательство позволяет оставлять полномочия по их содержанию на поселенческом уровне, говорит министр, но его ведомство всегда критиковало такие решения. Сейчас в районе создаётся централизованная клубная система, берущая все очаги культуры в селах под свое управление. В Увельском районе уже лет десять как эти учреждения переданы на районный уровень. Там деньги никогда не «размазывали» между всеми поселениями, а планомерно, каждый год ремонтировали по одному клубу. В итоге большинство из них привели в порядок.
Что интересно, Увельский район все же попал в число территорий, в которых удовлетворённость жителей услугами культуры находится на низком уровне, — наряду с Коркинским, Аргаяшским районами, а также Кыштымом и Златоустом. Региональных чиновников тоже удивил состав антирейтинга, и они пообещали более детально проанализировать причины недовольства населения.
«Может быть, люди просто привыкли к определённому уровню и хотят, чтобы стало только лучше, — предположил в беседе с журналистом Znak.com Алексей Бетехтин. — Там, где нет совсем ничего, и мужик с баяном — уже культура. А где всё хорошо, кому-то могут не понравиться шторы на сцене. В любом случае будем разбираться».
Удовлетворённость культурной жизнью выше среднего показали Магнитогорск, Озёрск, Снежинск, Верхний Уфалей, Кусинский, Пластовский, Катав-Ивановский, Усть-Катавский, Карталинский и Чебаркульский районы.
Чтобы повлиять на местных глав, Алексей Бетехтин приготовит «тяжелую артиллерию» — в лице депутата Госдумы Елены Ямпольской. Теперь уже бывший главред газеты «Культура» прибыла в Челябинск на так называемую региональную неделю, которая дается депутатам для работы в регионах. Причем прибыла всего на один день, из чего можно сделать вывод, что Ямпольская приехала специально для участия в коллегии близкого ей по духу регионального министерства.
«Я прошу руководителей муниципалитетов не заниматься сокращением бюджетов учреждений культуры, отказаться от такой оптимизации, — сказала Елена Ямпольская. — Я ещё в ходе выборов говорила о необходимости защиты учреждений культуры от чиновничьего произвола, особенно в сёлах и малых городах. Сегодня, когда речь заходит об экономии бюджета, они первыми идут под нож. Но, когда исчезают клубы, библиотеки, происходит деградация, люди уезжают из населённого пункта. Наши чиновники забывают, что есть вещи более ценные, чем деньги. Нельзя экономить средства, теряя души. Вы же не можете просто так взять и закрыть школу. А вот библиотеку — легко».
Над теми главами, которые окажутся в хвосте рейтинга эффективности из-за неспособности удовлетворить культурные потребности населения, кураторы отрасли в областном правительстве посмеются последнимиДепутат пообещала собравшимся добиться принятия закона, защищающего культурные учреждения. Для этого, в частности, нужно пересмотреть законодательство о меценатстве — сегодня бизнесмены, помогающие учреждениям культуры, не получают особых преференций. Но чиновникам на местах не следует сидеть и ждать изменений сверху, считает Ямпольская.
Искусствоведы устанавливают подлинность и авторство старинных картин. Это похоже на детектив
«Челябинская область — мощный промышленный регион, где много предприятий, которые могут помогать культуре. Но у бизнесменов другая психология. На них не действует „христорадничество“. Интересные, амбициозные проекты — вот что может привлечь бизнес», — заметила Елена Ямпольская, призвав тем самым подумать над такими проектами.
У региональных властей между тем тоже есть определённые рычаги воздействия на муниципалов, уделяющих мало внимание культуре, оживился после такой поддержки министр Бетехтин.
«Сегодня мы обсуждали стратегию, она заставляет глав территорий приводить учреждения в соответствие с определёнными требованиями. Если в районе нет книгообеспеченности, главе придётся предпринимать усилия для того, чтобы поднять показатель. Иначе глава будет признан неэффективным: он не выполнил стратегию, принятую для всей страны. А открыть библиотеку намного сложнее, чем закрыть, — предупредил министр, разговаривая по завершении коллегии с корреспондентом Znak.com. — Почему-то до некоторых это доходит с опозданием».
Читайте также
Новости России
Путин лишил судей КС представительских расходов, за которые не надо было отчитываться
Подростка, устроившего взрыв в УФСБ, проверят на участие в запрещенных организациях
В Курской области разгневанная толпа едва не линчевала педофила-убийцу
В Псковских школах учеников 1-х и 2-х классов обязывают изучать православие
«Роснефть» предложила правительству России способы снижения цен на топливо
«ВКонтакте» еще не располагает сведениями об иске за передачу данных силовикам
Власти подсчитали ущерб, который нанесла экологии одна из крупнейших компаний России
На фоне роста цен на товары россияне чаще пользуются сервисами с купонами и акциями
Следственный комитет признал терактом взрыв в УФСБ в Архангельске
Грудинин не смог отсудить у ВГТРК символический рубль
В Мособлсуде будут рассматривать дело банды, грабившей 5 лет элитные коттеджи Подмосковья
Девушка, упавшая в московском ТЦ с перил, погибла
В сети появилось заявление от имени человека, взявшего ответственность за взрыв в УФСБ
Роскосмос назвал причину падения ракеты «Союз» с космонавтами на борту
Появилось фото подозреваемого в организации взрыва возле УФСБ в Архангельске
В Якутии задержанный сварился в кипятке из батареи, к которой его пристегнул участковый
НАК подтвердил, что у здания УФСБ в Архангельске прогремел взрыв
Уфимская активистка подала в суд на «ВКонтакте» за сотрудничество с силовиками
Ученые обнаружили новый токсичный загрязнитель, влияющий на здоровье людей
«Единая Россия» готова представить законопроект об отдельных тюрьмах для террористов
Читайте, где удобно
Интернет-газета ZNAK.COM© Информационное агентство "Znak"
Шеф-редактор Панова О.Р., [email protected]Учредитель: Панова О.Р.
Свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-53553 от 04 апреля 2013 года.Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Адрес редакции: 620026, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 126Тел.: +7 (343) 380-81-82, e-mail: [email protected]
Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов.При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Для лиц старше 18 лет.
www.znak.com
Информация о ходе оптимизации в учреждениях культуры
06.04.2015
В Чайковском городском поселении назначена служебная проверка, а также направлено заявление в Чайковскую городскую прокуратуру по факту распространения директором МБУИ «Чайковский театр драмы и комедии» в СМИ недостоверной информации по проводимым мероприятиям в целях оптимизации в учреждениях культуры.
Напомним, что главой Чайковского городского поселения А.В. Третьяковым создана антикризисная комиссия и утвержден План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности Чайковского городского поселения в 2015 году. Одним из мероприятий по преодолению кризисных явлений в экономике и социальной сфере в Чайковском городском поселении является оптимизация расходов бюджета Чайковского городского поселения, в том числе и оптимизация расходов муниципальных учреждений культуры.
При разработке и реализации Плана мероприятий по оптимизации антикризисная комиссия руководствовалась рекомендациями, указанными в Основных направлениях бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, в письмах Минкультуры России, Российского Профсоюза работников культуры, Министра финансов Пермского края и в Плане мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Пермском крае», а также рекомендациями депутатов Думы Чайковского городского поселения. Во всех вышеуказанных документах подчеркивается необходимость проведения мероприятий, направленных на сокращение бюджетных расходов.
В частности, в письме Минкультуры указаны конкретные мероприятия для возможного привлечения средств на повышение оплаты труда работников учреждений культуры. Органам местного самоуправления было рекомендовано провести следующие мероприятия:
- реорганизацию неэффективных учреждений;
- вывод непрофильных функций учреждения, в том числе младший обслуживающий персонал, на аутсорсинг;
- оптимизацию численности персонала учреждения путем перераспределения функциональных обязанностей, нагрузки на персонал в разрезе отделов, должностей и конкретных работников;
- сокращение избыточного административно-управленческого и вспомогательного персонала;
- выявление необязательных повторяющихся обязанностей у нескольких работников для дальнейшего перераспределения нагрузки и оптимизации штатных единиц, выполняющих невостребованную дублирующую работу.
В администрации города проведен сравнительный анализ по фонду оплаты труда учреждений культуры за 2012 – 2017 годы, в ходе которого было выявлено, что на повышение заработной платы используются в основном бюджетные средства. Так, в 2014 году на повышение заработной платы работникам культуры было дополнительно выделено 9710 тыс. рублей, в 2015 – 10 739 тыс. рублей, в 2016 – 12 221 тыс. рублей, в 2017 – 14 526 тыс. рублей. За период с 2014 по 2017 год дополнительно выделены бюджетные ассигнования в сумме 47 196 тыс. рублей. При этом, доходная часть бюджета городского поселения не увеличивается, а, наоборот, по некоторым доходам наблюдается снижение. Таким образом, повышение заработной платы работникам культуры производится за счет сокращения других расходов, таких как ремонт городских дорог, текущее содержание объектов благоустройства, сокращение расходов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
С целью оптимизации расходов бюджета в администрации Чайковского городского поселения были проведены следующие мероприятия:
1. С 01 февраля 2015 года переведены работники непрофильных функций муниципальных учреждений культуры по хозяйственно-техническому обеспечению их деятельности и возложению этих функций на МКУ "Жилкомэнергосервис" . Результат от проведенных мероприятий следующий:
а) экономия бюджетных средств в 2015 году - 7 095,804 тыс.рублей (перевели с 01.02.2015 г. с учреждений культуры 46 ставок - 38 человек). Экономия получилась в результате того, что на данных работников согласно Указу Президента РФ планировалась средняя заработная плата на 2015 год в сумме 21 338,36 рублей, фактически данные работники получали заработную плату в размере МРОТ;
б) экономия бюджетных средств в 2016 году составит - 10 675,436 тыс. рублей;
в) экономия бюджетных средств в 2017 году составит - 13 675,397 тыс. рублей.
В результате проведенных мероприятий, удалось избежать сокращения работников, заработная плата технического персонала осталась на прежнем уровне и услуги оказываются в том же объеме. За работниками сохранены все социальные гарантии.
Следующий шаг в оптимизации учреждений культуры – это создание муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия по обслуживанию учреждений культуры и физкультуры».
Основные причины создания централизованной бухгалтерии:
1. Сокращение затрат на управленческий персонал.
Экономия от проведенных мероприятий составит в 2015 году - 972,135 тыс.рублей. В 2016 году экономия составит - 2 813,960 тыс. рублей и в 2017 году - 3 603,424 тыс.рублей.
2. Более эффективное осуществление функций. Практика существования централизованных бухгалтерий в Пермском крае и в Чайковском муниципальном районе показывает, что работа бухгалтерии выполняется более профессионально.
3. Прозрачность осуществления финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры.
4. Высвобождение и перераспределение ресурсов. Полученная экономия бюджетных средств будет направлена на первоочередные расходы, связанные с жизнеобеспечением города.
По мнению главы города А.В. Третьякова вызывает недоумение тот факт, что ни к главе, ни к заместителю главы по экономике и финансам директор МБУИ «Чайковский театр драмы и комедии» за разъяснениями о проводимых мероприятиях по оптимизации расходов бюджета не обращался. Алексей Витальевич считает, что основной причиной, послужившей основанием для распространения слухов, является желание директора театра дискредитировать органы местного самоуправления в глазах общественности, а также риск потери контроля над финансовыми ресурсами МБУИ «Чайковский театр драмы и комедии».
Также, глава города отметил, что игнорирование рекомендаций вышестоящих структур по оптимизации бюджета городского поселения приведет к отсутствию в бюджете Чайковского городского поселения достаточных денежных средств, необходимых для развития территории. Администрация города и в дальнейшем намерена продолжить работу по оптимизации бюджетных расходов в других отраслях экономики.
www.chaikovskiy.ru
Приложение № 2. Проект создания муниципального учреждения культуры – Районный центр народной культуры и досуга (рцнкд) Оптимизация учреждений культуры клубного типа
Сегодня говорят об оптимизации и реструктуризации отрасли «культура», подразумевая грамотное концентрированное распределение средств и кадров для создания условий культурно-досуговой и творческой деятельности населения.
Опыт многих регионов России показывает, что учреждения культуры все чаще видоизменяются и по типу деятельности, и по содержанию. Появляются новые формы учреждений. Мы считаем, что не следует ждать, когда власти примут решение о дальнейшей судьбе учреждений клубного типа, уже сегодня следует готовить специалистов и руководителей РДК к необходимости поиска оптимального варианта для успешной работы.
Для более эффективной работы учреждения, для улучшения качества и количества проводимых мероприятий в районе, а также консолидации бюджетных средств мы предлагаем проект создания муниципального учреждения культуры – Районный центр народной культуры и досуга (РЦНКД).
Структура проекта
Проект включает:
базу для создания РЦНКД;
описание организации деятельности РЦНКД;
характеристика сферы предложений РЦНКД;
описание основных платных услуг РЦНКД;
структуру Устава РЦНКД (Приложение № 4).
База для создания рцнкд
Характеризуя базу для создания РЦКНД, мы отмечаем, что до настоящего времени в связи с тем, что Тяжинский район пока не вошел в число районов, где проводится эксперимент по реформе в свете ФЗ-№ 131, в структуру управления культуры входило 35 учреждений клубного типа, находящиеся на территории поселений. Работодателем для всех, включая всех специалистов 34 учреждений и директора РЦНКД, являлся начальник управления культуры.
Так как РДК не был зарегистрирован как юридическое лицо, то его бюджет был консолидированным, т.е. рассчитывались доходная и расходная часть бюджета РДК и выделялось финансирование с учетом возможностей районного управления культуры, и главным распорядителем бюджетных средств являлся глава района.
Учитывая негативный опыт некоторых территорий Красноярского края (г. Уяр), где главы поселений для оптимизации расходов бюджета ликвидировали учреждения клубного типа, стал острый вопрос о наделении правами юридического лица всех учреждений клубного типа. Нет юридического лица – нет «учреждения», нет права и возможности участвовать в бюджетном процессе на своей территории. Поэтому статус юридического лица просто необходим, к тому же этого требует реализация ФЗ № 131.
Однако руководство многих управлений культуры на данном этапе не вполне устраивает необходимость создания учреждения, обладающего правом юридического лица, так как руководитель будет следить за исполнением бюджета своего учреждения РЦНКД, а не управление культуры, и он соответственно становится распорядителем бюджетных средств, согласно сметы расходов учреждения. Поэтому необходимо будет вмешательство департамента культуры администрации Кемеровской области.
Из федерального закона № 131-ФЗ следует, что создать учреждение можно либо Постановлением главы муниципального образования, либо решением Совета депутатов. Мы предлагаем образец решения Совета (Приложение 5), с которым в ходе эксперимента можно будет выйти на сессию депутатов.
Полномочия в области культуры на уровне муниципального района были введены Федеральным законом № 199-ФЗ от 31.12.2005 г., согласно которому РЦНКД останется на уровне муниципального района. РЦНКД будет обладать правами юридического лица, но на данном этапе за ним не закреплено имущество и земля, т. е. здание и земля принадлежат муниципальному образованию. Необходимо подписать договор о безвозмездном пользовании зданием РЦНКД и землей (Приложение 8).
В данной части отражаются сведения о материальной возможности ныне существующего РДК, результаты социологического опроса специалистов, сведения о качественном и количественном составе кадров (они охарактеризованы выше в данной части работы).
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
– РЦНКД привлекателен для всех жителей района и приезжих граждан, так как он имеет оформленную прилегающую территорию, свободный подход к зданию, находящемуся в центре районного поселка;
– вполне приемлемое название «Муниципальное учреждение культуры «Районный центр народной культуры и досуга», (сокращенное название МУ РЦНКД), удачно размещаемая реклама;
– имеется небольшая автомобильная стоянка;
– сопутствующая торговля. (киоски, магазины).
Так как неподалеку имеется районный парк, то танцевальная и игровые площадки размещены на его территории. Но площадь перед зданием РДК позволяет проводить танцы, иные массовые мероприятия и на этой площадке.
Что касается укомплектованности оборудованием и инструментами, то мы уже указывали его достаточность, но вопрос в том, что в современных условиях требуется его быстрое обновление. Возможно, необходимо устроить кафе, механику сцены, внедрить компьютерные технологии.
Для работы в новых условиях РЦНКД потребуются специалисты не только в области технологии культурно-досуговой деятельности, но менеджеры, маркетологи, педагоги, психологи, специалист в области дизайна, компьютерной графики и др. В связи с этим необходимо переориентировать работников РДК на комплексную, системную деятельность.
Все указанные вопросы решаются на первом этапе формирования РЦНКД.
Организация деятельности нового учреждения предусматривает и должна исходить из заботы о престиже, привлекательности и востребованности, а также его способности быть конкурентоспособным, которая, в свою очередь, зависит от качества и ассортимента услуг, комфортности пользования ими. Как и сам РЦНКД, его услуги должны быть доступны и удобны для всех категорий и групп населения района.
Критерии оценки качества и результативности предоставляемых РЦНКД услуг на всех этапах их реализации (планирования, разработки, рекламирования, предложения, востребования) должны соответствовать следующим характеристикам:
полезность и соответствие спросу;
актуальность и качество;
информативность и содержательность;
современность методов, форм и способов исполнения;
художественный уровень.
С целью анализа охвата населения района услугами РЦНКД необходимо ввести компьютерную базу данных потребителей услуг, отражающую все контакты центра с населением, а в дальнейшем, учета форм использования потребителями предлагаемых услуг. Самым активным потребителям услуг и участников НХТ можно посвятить стенд, рассказывать о них на мероприятиях.
Планирование творческой деятельности РЦНКД должно осуществляться на основе социологических исследований культурных потребностей, творческих и досуговых интересов основных групп населения, для чего необходимо будет разрабатывать соответствующий инструментарий для маркетинговых исследований.
Для проведения этой работы целесообразно оживить работу общественности (общественного совета при директоре, координационного, методического совета и т. п.).
РЦНКД входит в единую систему социально-воспитательного процесса с его внутренними и внешними связями, охватывающую все слои населения района. Все основные направления реализуются в единой целевой программе социально-культурного и экономического развития Тяжинского района, в национальной программе «Культура» Кемеровской области, в локальных программах по направлениям «Семья», «Юные дарования» и т. п.
Важной частью работы РЦНКД является решение социальных задач: пропаганда здорового образа жизни, борьбы с проявлениями деструктивного поведения, профилактики наркомании, СПИДа и др. В связи с этим, наряду с культурно-досуговым и народным художественным творчеством в планы РЦНКД необходимо будет включать спортивно-оздоровительные мероприятия.
РЦНКД в новых условиях должны быть современные экстремальные виды досуга (фитнес-клубы, граффити, дельтапланирование и т. п.) тематические кафе, развлекательные программы, балы и др.
Наряду с уже существующими в РЦНКД любительскими объединениями могут быть:
школа православия;
клуб любителей садоводства и огородничества;
школа этикета;
клуб автолюбителей;
клуб бытового ландшафтного дизайна;
клуб любителей авторской песни и др.
РЦ НКД будет вести дальнейшую работу над развитием платных услуг по дополнительным видам деятельности, востребованным потребителями. Мы полагаем, что с ростом доходов жителей района у них будет расти потребность в различных видах услуг, например, салоны (музыкальные, литературные, театральные юридические и т.д.)
На основании проведенного анализа разработан проект «Устава РЦНКД Тяжинского района» и «Примерный перечень услуг учреждений культуры клубного типа».
studfiles.net
Оптимизация культурно-досуговой деятельности дома культуры
Опарин Геннадий Алексеевич,Кандидат педагогических наук, доцент, Самарского Государственного института культуры, г. Самара[email protected]Оптимизациякультурнодосуговой деятельностив доме культуры
Аннотация.В статье,на основе характеристики современного состояния культуры, раскрываются механизмы соцокультурного влияния на культурное развитие человека в сфере досуга. Основное внимание уделено изучению особенностей культурнодосуговой деятельности в домах культуры, как многофункциональных учреждениях клубного типа. Сформулированы рекомендации направленные на оптимизациюорганизации культурнодосуговой деятельности в домах культуры. Ключевые слова:культура, досуг, дом культуры, социокультурное развитие, социальнокультурная деятельность, культурнодосуговая деятельность.
Социальнокультурная деятельность в сфере досуга осуществляется в реальном настоящем времени и характеризуется актуальностью. Осуществляемая на основе общения в свободное время, деятельность, с целью влияния на социокультурное развитие общества и личности способствует освоению социальных норм культуры. В процессе социально культурной деятельности, социально предписываемые стереотипы, обосновываются обыденным сознанием как естественные способы поведения культурного человека. Черезпраздники, традиции, обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, которые составляют основу социальнокультурной деятельности, социальные нормы органично вплетаются в социальную практику, в объективно обусловленный непосредственный жизненный опыт людей; представляют собой процесс социокультурной интерпретации и образной конкретизации социальных норм. В социальнокультурных программах социальные нормы культуры переводятся в эталоны, модели, стандарты поведения и интериоризирются личностью.Законодательное регулирование культурной деятельности распространяется преимущественно на художественную культуру, музейное и библиотечное дело, телевидение, радио и некоторые другие аналогичные сферы, традиционно относящиеся к культуре[1].Основы законодательства о культуре ориентированы на регулирование культурной деятельности, в центре которой искусство, в то время как социальнокультурная деятельность выходит далеко за пределы художественной культуры и распространяется на социальную жизнь людей. Концептуальный бином, выраженный понятием «социокультурный», отражает стремление к плодотворному взаимодействию общества, культуры и человека в многообразных сферах и формах общественной жизни и культурного развития.Проблема социокультурного развития произрастает из противоречия между личными и общественными интересами. Провозглашаемая в современной жизни и реализуемая на практике ориентация на личныйжизненныйуспех, осмысливаемая с позиции теории систем, позволяет обнаружить рассогласование между частями социальной системы, что ведёт её к саморазрушению. Поиски путей гармонизации общественных и личных интересов в жизни –составляют основную задачу социокультурного развития. Современное состояние культуры общества (социальной культуры), определяется внутриполитическими особенностями современногопериода и интеграцией в глобальные цивилизационные процессы. Социокультурный вектор развития ориентирован, преимущественно, на западные ценности. При этом уровень повседневной культуры поведения, общения и взаимоотношений людей в нашей стране, по результатам социологических исследований, оценивается как довольно низкий (2,66 по пятибалльной шкале), что свидетельствует о неудовлетворённости людей современной культурой человеческих отношений в России. Процесс поиска «национальной идеи», «формирование системы ценностей», затянувшийся на десятилетия, привёл общество в состояние аномии неустойчивости, расплывчатости, противоречивости нормативных предписаний, нарушению ценностнонормативной системы общества. Влияние экономики и бизнеса на социальнокультурную деятельность проявляется двусторонне. Коммерциализация культуры способствует развитию предпринимательской деятельности, расширению рынка культуры и ориентации культурной продукции на удовлетворение актуальных, реальных потребностей людей. С другой стороныобъёмы бюджетного финансирования учреждений культуры, ограничивают возможности разработки и реализации социально значимых проектов. Основу культурной политики государства составляют задачи обеспечения правовых гарантий для свободной культурной деятельности и невмешательства государства в творческие процессы. Социальные особенности государственной политики в области культуры, определяются приоритетами: протекционизм по отношению к национальным культурам; обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ; приобщение детей к творчеству и культурному развитию; покровительство в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищённым слоям населения; развитие меценатства и спонсорства в области культуры[1].
На практике «культурный обмен» носит однонаправленный характер импорта наиболее привлекательных зарубежных форм, идей и ценностей культуры. Искусство и литература утрачивают сакральность и былую привлекательность. Духовные ориентации вытесняются материальными интересами людей, а духовность подменяется современными образцами и продукцией массовой культуры, инфернальными, мистическимии сектантскими идеями. Деформация проявляется в реальных образах «героев нашего времени», в первом ряду которых находятся представители массовой культуры и шоубизнеса, составляющие гротескное лицо современной культуры. Общественное мнение обеспокоено снижением общекультурного уровня в стране, снижением духовности в обществе и влиянием массовой культуры на сознание большой части людей.
Дома культуры и клубы уникальные культурно досуговые учреждения, территориально и социально приближенные к народной жизни и выполняющие специфические социокультурные функции в общей системе культуры. Дома культурыи клубные учреждения нуждаются в существенном совершенствовании работы в соответствии с современными социокультурными процессами.Существуют широчайшие возможности для выбора людьми способов культурнодосугового времяпрепровождения,в том числе и вне учреждений культуры. Дом культуры как основной центр досуга в сельской местностиявляется монополистом в области организации культурнодосуговой деяельности. При этом существует проблема привлечения людей в учреждение культуры. Основной контингент участников коллективов художественной самодеятельности –дети, пожилые люди и женщины. Массовые праздничныемероприятия посещают разные люди, одновременно составляющие общность, сформированную на основе территориальнопоселенческого признака. Одной из проблем в работе домов культуры на селе является невостребованность предлагаемых населению культурнодосуговых программ и услуг. Парадокс ситуации в том, что не люди нуждаются в доме культуры, а дом культуры нуждается в людях. Учреждения культуры должны соответствоватьсовременным жизненным реалиям. Общая социокультурная проблема деятельности Домов культуры состоит в противоречии между современными культурнодосуговыми запросами и интересами населения с одной стороны, и реальной практикой работы домов культуры, деятельность которых не в полной мере соответствует современным социокультурным процессам. Дом культуры как многофункциональное учреждение клубного типа работает по нескольким основным направлениям: массовая работа, кружковая работа, организацияповседневного досуга, отдыха иразвлечений.Организационнаяструктураклубной деятельности, формировавшаяся на протяжении десятилетий, практически не изменилась с течением времени. Архитектурнопланировочные формы домов культурыориентированы на проведение зрелищных мероприятий с разделением всех участников на выступающих и зрителей отгороженных друг от друга «четвёртой стеной».Проекты домов культуры с большим зрительным залом и сценой, которые занимают большую часть общей площади, сформировали стереотипное представление о клубе, как о кино,концертно,театральной организации с зрительным залом в котором иногда проводят собрания. Художественная доминанта в работе клубных учреждений сформировалась на основе идеи прикладного и эффективного влияния идеологически и педагогически подобранного репертуара, на социальнокультурное развитие людей. Эмоциональная привлекательность искусства и возможность публичной демонстрации достиженийлюбителями,способствуют развитию художественной самодеятельности как формы досуга развивающей и возвышающей человека.Культурное развитие человекапроисходит в различных сферах и под влиянием множества факторов. Дома культуры работают в сфере досуга. Основные функции досуга: отдых, развлечения, развитее личности. Сущностным признаком досуга является свобода. Посещение дома культуры в свободное время не по обязанности, не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию, является важнейшим условием культурного развития. В современной ситуации массовой дезориентации в системе социальнокультурных ценностей занятия и занятость в свободное время социальноодобряемыми способами времяпрепровожденияи деятельностиследуетоцениватьположительно.Социальноодобряемая досуговая деятельность: творчество; духовное и физическое развитие человека;
отдых и развлечения. Социальнонеодобряемая досуговая деятельность: нарушение моральнонравственных норм и правил; девиантное поведение; нарушение закона.Социальноодобряемыедосуговые занятия не разрушают личность и не наносятущерб обществу.
В сфере досуга важно сохранить у человека ощущение свободы: физической, социальной, духовной, эмоциональной, интеллектуальной. Свободы волеизъявления и самовыражения. Задача культуры и культурного развития –освобождение человека. Социальнокультурная деятельность –мягкая форма влияния на культурное развитие и саморазвитие людей. В культурнодосуговых учреждениях развитие происходитна основе самодеятельности в разнообразныхпроявлениях. Профессиональные клубные работники создают желательные условия для посетителей. Профессия работников учреждений культурнодосуговой сферы является организаторской по форме, социальнокультурной по содержанию и обслуживающей по характеру взаимоотношений с посетителями.Взаимоотношения между государственными культурнодосуговыми учреждениями и населением могут успешно развиваться на основе культурного обслуживания клиентов с целью удовлетворения культурнодосуговых потребностей.
Стремление к полноте жизненных впечатлений проявляется в прагматизации досугачерез рациональное использование свободного времени. Для взрослыхидетей важен не отдых сам по себе,но и процесс,наполненный впечатлениями, открытиями, опытом. Клубные проекты следует разрабатывать исходя из реально существующих запросов жителей, которые составляют потенциальную аудиторию посетителей дома культуры.Значительная часть клубных проектов и программ имеет явно выраженную социальнопедагогическую направленность.Целенаправленное педагогическое взаимодействие осуществляется следующими методами: информирование, комментирование, объяснение, убеждение, пример. Методы стимулирования соцальнокультурной активности посетителей клуба: соревнование, оценка, поощрение,перспектива, требование, поручение.Перечисленные методы относятся к методам прямого воздействия и применяются при подготовке и проведении массовых мероприятий. Работа в учреждении культуры предполагает общую и педагогическую культуру сотрудников способных и готовых к социальному и личному взаимодействию с посетителями. В процессе проведения массовых, камерных, коллективногрупповых мероприятий и занятий, существенное влияние на культуру людей оказывает социальная среда –люди участвующие в мероприятии. Поведение, действия, общение, обмен информацией и мнениями, свободное самовыражение, творчествоучастников становятся фактором, воздействующим на людей. В календарных праздниках и массовых мероприятиях заложен содержательносмысловой потенциал, который может быть реализован в традиционных или инновационных социально культурных форматах, посредством современныхтехнологий с целью культурного развития. Занятия в самодеятельных коллективах проводят руководители, имеющие специальное образование или опыт работы, основываясь на художественнопедагогических методах. На основе изучения деятельности домов культуры можно сформулировать некоторые практические рекомендации, основанные на традиционных подходах и современных социокультурных процессах,с целью оптимизации социальнокультурной работыдомов культуры.Массовая работа ДК1.Сформировать систему основных календарных праздников для проведения в доме культуры. Осуществлять планированиеи проектирования клубной работы на основе календарных праздников и событий.2.Подготовкуи проведение массовых и камерных календарных мероприятийосуществлятьна основе интерактивности, с вовлечением публики в импровизационную, совместную социокультурную коммуникацию.3.Сформировать и использовать устойчивую систему внешних связей с учебными заведениями, организациями, социальными группами и гражданами для привлечения к подготовке и участию в календарных праздниках и мероприятиях.4.Проводить среди населения конкурсы, смотры личных достижений и выставки местных умельцев по различным видам деятельности: искусства, рукоделия, цветоводства, огородничества, кулинарии, профессиональных и прикладных навыков и умений и т.п., приуроченных к календарным событиям.5.Проводить vord skilds–соревнования по профессиональному мастерству.6.Проводить специальные мероприятия по специальным заказам организаций, учреждений и граждан.
Любительская деятельность и клубные объединения1.Создание и поддержка любительских художественных коллективов действующих в русле историкокультурных, национальных и региональных традиций.2.Создание любительских художественных коллективов на основе первоначальных, актуальных интересов людей формируемых под влиянием современной моды.
3.Создание студий общекультурного: художественного, эстетического, прикладного, оздоровительного и т. п. развития.4.Привлечение в ДК любителей занимающихс
e-koncept.ru
№21 / 15.03.2013 г. В большом толковом словаре русского языка слово «оптимизация» означает – выбор наилучшего варианта из множества возможных. В нашем случае этого множества как бы и не наблюдается, тем не менее, желательно приблизить обозначенный процесс (имеется в виду оптимизацию) хотя бы на шаг к его первоначальному значению. Так решили поступить в одном из сельских муниципальных образований в ответ на Указ Президента РФ о повышении заработанной платы работникам культуры на 56,1 процента от средней заработной платы по региону. В сущности деньги тоже не ахти какие, если учитывать сами мизерные оклады. По этому поводу в интернете стали появляться письма-обращения к Президенту РФ с просьбой вообще обратить внимание на культуру, оказавшуюся, по мнению авторов сих посланий, на задворках экономической и духовной жизни страны. Являясь одной из структур сельских муниципальных образований, большинство из которых сами испытывают финансовые трудности и у которых помимо очагов культуры куча других проблем, по определению не способны «оптимизировать» ситуацию, в частности, с материальным обеспечением, как работников культуры, так и организуемых ими досуговых мероприятий. А посему выбор наилучшего варианта из множества возможных, похоже, будет затруднен. Посмотрим, как это будет выглядеть на примере того самого муниципального образования, где днями удалось побывать. Итак, в связи с выше упомянутым Указом, в Макеевском Доме культуры Никольниковского сельсовета состоялось собрание работников культуры, осуществляющих свою деятельность на территории этого муниципального образования. Сразу надо отметить, что после известного объединения здесь функционируют четыре Дома культуры и четыре библиотеки. Обращаясь к собравшимся, глава сельсовета И.Н.Михалев сообщил, что предлагается два варианта решения финансового вопроса: провести так называемую оптимизацию или, оставив всех на своих местах, перевести их на 0,8 и 0,7 ставки. Под оптимизацией в данном случае подразумевается сокращение кадров и за счет этого увеличение заработной платы в том объеме, который предлагается Указом. Обойтись без этих вариантов, как пояснил глава сельсовета, не представляется возможным в связи с тем, что бюджет муниципального образования крайне ограничен. И денег, чтобы повысить заработанную плату культработникам в том объеме, о котором говорится в Указе, не получается. Поскольку много неотложных нерешенных проблем, связанных с благоустройством населенных пунктов, водоснабжением, газификацией. В частности, в Макеевском Доме культуры электрическое отопление и можно себе представить, сколько приходится за него платить. А посему, большого выбора у местных работников культуры не было, и они согласились на 0,8 и 0,7 ставки. И.Н.Михалев сказал, что в этом случае они особенно ничего не потеряют, а при хорошем раскладе и с учетом премиальных, заработок, например, у директора очага культуры и его художественного руководителя будет вполне достойным. Так и хочется подметить: по нашим временам разве ж это большие деньги – семь-восемь тысяч? Причем, это в лучшем случае. Шла речь на собрании и об острой необходимости материальной помощи домам культуры на различные мероприятия. К примеру, художественный руководитель Макеевского Дома культуры Е.М.Бирюкова спросила главу сельсовета: «Как быть с поездками на различные конкурсы в район, в область? Я уже не говорю о средствах на костюмы, я сама их шью. У нас, кстати, 60 единиц костюмированной одежды. И все практически сделаны своими руками и за свой счет. Ребята наши участвуют в художественной самодеятельности с удовольствием. И часто побеждают». На что глава сельсовета, помолчав сосредоточенно, сказал, что, мол, будем решать вопросы, если есть такая необходимость. А она, конечно же, есть. Тому пример – детское подростковое любительское объединение «Каприз», работающее при Макеевском Доме культуры вот уже 10 лет, отмечено недавно на областном конкурсе дипломом и признано лучшим среди подобных творческих коллективов сельских очагов культуры региона. Здорово выступили ребята и в недавнем районном фестивале художественного творчества. Особо отличились Владислав Мантулин и Наталья Лященко танцем «Казачата» и Степан Соболев, София Бирюкова, Настя Юрина, Оля Шведчикова танцем «Вальс под небом Парижа». То есть, работа ведется, причем, в основном держится-то все на энтузиазме все того же художественного руководителя. Говорят, директор этого Дома культуры недавно уволился. Видно, понял, что такая «оптимизация» ему не по плечу. Говорили на этом собрании и о качестве работы каждого, о насыщенности и разнообразии культурных мероприятий, об их значимости для населения. Обращали внимание присутствующие на то, что не все их коллеги добросовестно относятся к своим обязанностям. Порой у некоторых эти обязанности сводятся к тому, чтобы открыть местный клуб и включить музыку раз в неделю для молодежи, называя это мероприятие дискотекой. Порешили материально стимулировать активную деятельность в рамках тех задач, которые стоят сегодня перед работниками культуры страны. И на этом фоне, совершенно очевидно, что сегодня особенно велика роль сельских очагов культуры, где они, по сути, являются единственным местом, где можно провести свободное время не избалованному цивилизацией деревенскому жителю. И только от местных музыкантов, хореографов, певцов, киномехаников зависит насколько качественным и продуктивным будет это свободное время. А стало быть, комфортными и добротными должны быть условия, в которых они работают. У нас же порой бывает и такое, что при оплате труда работников культуры не учитываются ни наличие диплома, ни стаж трудовой деятельности в этой отрасли. Зачастую в культуре пребывают люди и вовсе случайные, а профессионалы уходят, потому что «оптимизированные» зарплаты ставят их в неловкое социальное положение, когда речь заходит об адекватности их роли в обществе и ее денежном эквиваленте. Поэтому, хочется сказать так: коль уж зашла речь о работниках культуры на федеральном уровне, может, стоило бы провести оптимизацию в том значении, которое обозначено в толковом словаре русского языка? Не стоит, наверное, подменять одно понятие другим. Потому что сокращать кадры, оттого, что им нечем платить, не есть оптимизация. Это ведь очевидно. Правда, одно обстоятельство обнадеживает. Насколько известно, сейчас идет мониторинг финансовой ситуации в муниципальных образованиях с тем, чтобы в дальнейшем со временем рассчитывать на некую поддержку местных бюджетов для поэтапного увеличения заработанной платы культработникам. Л.Фролова |
raybudni.ru
Позиция | Общероссийский Народный Фронт
В Алтайском крае сложилось серьезное недофинансирование учреждений культуры. Средний уровень заработной платы работников отрасли является одним из самых низких в России. Оптимизация сети учреждений в большинстве случаев не приносит ожидаемого экономического эффекта. О сложившейся ситуации заявила член региональной рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», председатель алтайской краевой организации Российского профсоюза работников культуры Лариса Зорина.
Эксперт ОНФ считает необходимым обеспечить адресность выделения средств муниципалитетам на увеличение фондов оплаты труда работников учреждений культуры и проводить с профсоюзом и общественниками обязательные обсуждения планов по оптимизации сети учреждений культуры.
«Вопреки существующим планам в последние два года номинальная и реальная заработная плата большинства работников снижается. В 2016 г. средний показатель должен был сохраниться на уровне 2015 г. и составить порядка 13 тыс. руб. Но по итогам девяти месяцев он едва превысил 12 тыс. руб. Речь идет о среднем показателе, который достигается за счет краевых и федеральных учреждений культуры. В муниципалитетах многие квалифицированные работники получают зарплату на уровне МРОТ. При этом они вынуждены брать дополнительные часы, чтобы получать хотя бы эту сумму», – рассказала Лариса Зорина.
Председатель алтайской краевой организации Российского профсоюза работников культуры также отметила, что нормой стала и неполная занятость работников. По ее словам, так учреждения пытаются «вписаться» в рамки своего фонда оплаты труда. В 2015 г. число работающих на 0,75 ставки выросло на 85 человек, на 0,5 ставки перевели 75 человек.
«Крупнейшими работодателями в сфере культуры являются муниципалитеты. Они распоряжаются дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности. Полученные средства в первую очередь идут на погашение долгов во внебюджетные фонды, оплату долгов за поставленные уголь и энергоресурсы. Обеспечение должного уровня заработной платы работников культуры зачастую уходит на задний план. Необходимо обеспечить адресность выделения средств муниципалитетам на увеличение фондов оплаты труда учреждений культуры», – считает Зорина.
Другое предложение эксперта ОНФ связано с оптимизацией сети учреждений. В Алтайском крае этим процессом охвачены не только сельские территории, но и города. В 2015 г. 67 учреждений культуры в муниципалитетах и четыре краевых государственных учреждения переведены в статус структурных подразделений. Но далеко не всегда оптимизация приносит ожидаемый эффект. Вместе с числом юридических лиц сокращается штатная численность работников. Только за 2016 г. сокращено 356 единиц из среднесписочной численности. При этом объемы выполняемых работ растут, а сэкономленные средства не идут на повышение заработных плат оставшихся сотрудников. Нередко финансирование учреждений просто сокращается.
«В 2017 г. ожидается очередная волна оптимизации. Такие решения должны приниматься индивидуально по каждому учреждению с учетом мнения всех заинтересованных сторон. Поэтому Народный фронт предлагает региональным властям обеспечить обязательное обсуждение планов по оптимизации с представителями профсоюза и общественности. Народный фронт в Алтайском крае готов стать площадкой для такого диалога», – заключила Лариса Зорина.
onf.ru