Оптимизация в России - опасная импровизация в масштабах целой страны. Оптимизация школы что это


Как проходила и к чему привела оптимизация образования — в материале «Огонька».

Укрупненное среднее.

По стране полным ходом идет оптимизация дошкольного и среднего образования, а столица, которая занималась этим процессом целых пять лет, данное мероприятие уже завершила. Об очередной реформе чиновники говорят как о нелегком, но “выстраданном” шаге. Это верно: и страданий хватает, и трудности налицо. Однако в попытке выяснить, чем была обоснована тотальная перетряска системы, “Огонек” неожиданно обнаружил поразительные детали: единой программы оптимизации школьного образования в отечестве нет, Министерство образования такой реформой не занимается, административные упражнения по укрупнению “образовательных единиц” — это чистый произвол региональных властей. А за последствия проведенных мероприятий — уволенных учителей, сокращенных специалистов, ликвидированные учебные заведения и прочее — ответственности не несет никто. И как тут не вспомнить анекдот про третий вопрос российской интеллигенции: если не понять, кто виноват и что делать, остается поинтересоваться — как же так?..

В Москве оптимизация продолжалась пять лет. Теперь в столице нет отдельных общеобразовательных школ, нет детских садов, домов творчества детей и юношества, нет районных и окружных управлений образования. Вместо всего этого созданы территориальные образовательные комплексы — ТОКи. По данным департамента образования города Москвы (ДОГМ), вместо бывших 4 тысяч образовательных организаций разных типов теперь действуют 630 ТОКов. Присоединенные школы и садики получали название “образовательная площадка” (N 2, 3, 4 и так далее), или просто “здание номер такой-то”. Бывшие директора и заведующие детсадами получили должности “структурных руководителей” (“струкруков).

Дали ТОК.

В детских садах были ликвидированы должности методистов, сокращены ставки помощников воспитателей. В школах стало меньше логопедов, психологов, медицинских работников (по одному на весь ТОК) и вспомогательного персонала. Московским школам запретили заключать самостоятельно договора с подрядчиками на питание детей, теперь ДОГМ делает это в централизованном порядке. Централизованы также закупки учебного оборудования, учебников, охрана зданий. Даже сайты у всех школ теперь одинаковые, словно близнецы. И портреты директоров, точнее, директрис, потому что это в основном молодые женщины, очень похожи. В Москве 81 процент директоров — женщины. А на школьных сайтах одно время на видном месте красовался портрет самого Исаака Иосифовича Калины, руководителя столичного образования.

Всего в Москве с ликвидацией окружных управлений образования были сокращены более 18 тысяч административных должностей. За счет этого была увеличена, согласно официальным отчетам, зарплата учителям. Как сообщают в Департаменте образования города Москвы, она составляет сейчас в среднем 76,2 тысячи рублей. Правда, учителя в соцсетях пишут, что за такие деньги приходится брать две ставки, родилась даже горько-ироническая шутка: “На одну ставку есть нечего, на две — некогда”.

Понятно, что перемены такого масштабы вызвали сопротивление педагогов и родителей. Учителя даже выходили протестовать на Суворовскую площадь (у театра Российской армии). И всяких несуразностей было много. В 2014 году, например, разразился скандал вокруг “Курчатовской школы” (N 1189), который можно признать типовым. Эта школа была основана в 1991 году при поддержке Центра компьютерного обучения Курчатовского института — с соответствующей специализацией. Но в ходе оптимизации ее “слили” со школой N 2077 — без всякой специализации. Директор 1189-й долго отбивалась, ее за строптивость в итоге уволили. Зато возглавившая “новую Курчатовскую” директор 2077-й записала на своем сайте: “Мы сделали огромный скачок в сравнении с прошлым годом: поднялись на 182 позиции в рейтинге московских школ”.

Родители сетуют: устраивали ребенка в хорошую школу, а после слияния сильные учителя ушли, вместо них ведут уроки учителя из слабой школы. А ответ у директора один: “Не нравится — уходите”. Перечисление скандалов и жалоб, вызванных объединением школ, можно вести бесконечно. Главная претензия: почему никто не рассказал о предстоящих изменениях? Почему не спросили у учителей? Почему не привлекли к обсуждению “оптимизационных процессов” родителей? И что это вообще за “закрытая открытость” — так называют теперь в соцсетях административные упражнения на ниве школьного образования.

Реформа по умолчанию.

Руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина, по словам экспертов, человек умный. Ни одного интервью в массовой прессе. Было одно — в журнале “Директор школы”, для своих. Но без всяких извещений о старте очередной реформы. И ни в одном документе правительства Москвы нет ни слова о слиянии школ. Более того, слово “оптимизация” вообще ни разу не употребляется. Так что же это за спецоперация на живых людях?

Все началось с постановления правительства Москвы N 86 ПП от 22 марта 2011 года “О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве”. Что за пилотный проект? В чем суть? Для чего и зачем? Ничего не понятно. Только перечислены номера школ и детских садов, которые участвуют в этом проекте. Любопытна первая фраза этого постановления: “В целях поддержки инициативы руководителей государственных образовательных учреждений города Москвы по развитию общего образования правительство Москвы постановляет…” То есть как бы сами директора школ это все затеяли? Чтобы одних уволили, а другим снизили зарплату?

У экспертов нет единого мнения по оптимизации московского образования. Одни не принимают в принципе, говорят, все это не нужно, у нас есть замечательные школы, чего еще надо? Другие обращают внимание на частности: зачем убрали методистов из детских садов, они вели большую работу с родителями, а теперь это некому делать.

Алексей Гусев, руководитель рабочей группы “Образование и культура как основы национальной идентичности” регионального штаба “Общероссийского народного фронта” в Москве и ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации, в январе 2015 года подготовил доклад “О состоянии и перспективах развития образования в городе Москве”. Главная идея доклада: никто не объяснил суть изменений в образовании, все проходит внезапно, без учета мнения москвичей и экспертной оценки возможных последствий. На словах Алексей Гусев сравнивает 86-е постановление с “внезапным началом войны против образования”. Но ни доклад, ни резкости в дискуссиях руководство ДОГМ не прошибают — там действуют по принципу “молчим и делаем”.

Ни в одном документе правительства Москвы нет ни слова о слиянии школ. Более того, слово “оптимизация” вообще ни разу не употребляется. Так что же это за спецоперация?

Деньги и качество

Один из главных аргументов в пользу оптимизации, проведенной в Москве,— изменение принципа финансирования школ. Москва, имеющая значительные финансовые ресурсы, дала департаменту образования карт-бланш. До сих пор обычные (не лучшие) школы получали 63 тысячи рублей в год на ученика (нормативно-подушевое финансирование). Гимназии получали больше, лицеи — еще больше, около 123 тысяч рублей, не считая дополнительных субсидий за победы на олимпиадах и высокие баллы ЕГЭ. Новая система финансирования предполагала, что школы, включившиеся в “пилотный проект” (помните, постановление N 86), получали по 123 тысячи рублей на ученика. Именно все школы — и лучшие, и не лучшие. На первый взгляд — воплощенная в жизнь социальная справедливость. Или как минимум разумная политика. Чего же желать еще?

Да немногого, в принципе, но весьма существенного — реального повышения уровня образования.

В упомянутом уже постановлении московского правительства N 86 одной из главных целей обозначено “повышение качества образования”. “Огонек” попросил ДОГМ рассказать о результатах проведенной оптимизации. На один из вопросов (“Улучшилось ли качество образования в Москве в целом?”) мы получили такой ответ:

“Доля набравших 190 и более баллов по трем предметам (речь о ЕГЭ.— “О”) увеличилась с 2010/2011 учебного года с 34,7 до 53 процентов”. Тут надо пояснить: 190 баллов по трем предметам — это примерно по 63 балла по одному, то есть чуть больше тройки. То есть половина (что следует из ответов ДОГМ) выпускников столичных школ — твердые троечники! Высокий результат.

Далее, ответили нам (полностью ответы департамента в рубрике “Дословно”): “Участвовать и побеждать в олимпиаде сегодня можно, обучаясь в любой школе (с 2012 года школьный этап проводится во всех московских школах). Количество школ, подготовивших победителей и призеров городского этапа Всероссийской олимпиады школьников, в 2016 году составило 624 школы (почти 100 процентов всех школ города). Для сравнения: в 2010 году их было 25 процентов”.

Московские учителя математики, словно в ответ на эту казуистику, сочинили задачку: “Начальники города Глупова борются за повышение доли школ, ученики которых становились призерами и победителями олимпиад. В городе было 100 школ. Школы, ученики которых были победителями и призерами Всероссийской олимпиады, составляли весной 3 процента. Летом в городе “укрупнили” школы, и теперь школ стало 20. Снова вычислили, в каком проценте школ были те же ученики, ставшие весной победителями или призерами Всероссийской олимпиады. Какой ответ мог получиться?”

Для любого эксперта очевидно: олимпийские победы — отговорка, придуманная для красивой отчетности. Когда ни учитель, ни школа не знают, как повысить качество обучения, когда учитель научить не может, отчего и растут ряды репетиторов, школа рапортует — а вот, пожалуйста, у нас олимпийцы. Для школы это важно: если ученик занимает призовое место на олимпиаде (чьими стараниями — неизвестно), то школа получает дополнительное финансирование. Поэтому и олимпиад сейчас — не сосчитать. А в этом году в школах даже стали проводить… платные (!) олимпиады.

Но кто бы объяснил, каким образом участие детей в олимпиаде свидетельствует о качестве образования? Ведь в городском этапе выступают один-два ученика от школы. И разве школа учит детей для того, чтобы они побеждали в олимпиадах? Но Москва приравняла к качеству обучения именно это — участие в олимпиадах. И только ответы на социологические опросы “Как вы оцениваете качество российского школьного образования?” (12 процентов респондентов — как хорошее, 32 процента — плохое и 44 процента — среднее, опрос ФОМ, 2016 год) показывают — может, в вопросах методологии наши люди не сильны, но хорошее от плохого отличить в состоянии. По данным международных исследований PISA (исследование проводится раз в три года), последние три цикла наши школьники занимают места между 34-м и 40-м — сползание вниз пришлось аккурат на время стартовавшей школьной оптимизации. А вот в 2006-м, например, мы были на 27-м месте.

И нынешние реалии печальны: на самом деле уже не существует многих московских школ, которые занимают верхние строчки рейтинга лучших (см. “Огонек” N 49 за 2016 год). Как не осталось и “плохих” школ, одним росчерком пера скрывшихся в тени более успешных. Что же осталось? Бренды. А бренды, как утверждают маркетологи, это не предприятия, не торговые марки и даже не продукты. Это всего лишь некие схемы в головах потребителей, которые позволяют продавцам извлекать дополнительную прибыль при грамотно выстроенной рекламной стратегии. Сейчас новые директора “оптимизированных” школ на курсах повышения квалификации изучают именно маркетинг. А одна из тем курса — “Управление брендами”…

Заработать на оптимизации.

Прежняя структура школьного образования не была идеальной. И правы, наверное, многочисленные эксперты: она тормозила развитие отрасли. Но, взявшись устаревшее радикально реформировать, ДОГМ дальше простых решений не пошел: круто сломав административный каркас прежней системы, во главу угла поставили калькулятор, а не содержательный компонент нововведений. До повышения качества образования дело так и не дошло, потому что эта задача, даже в плане ее постановки, никакого отношения к системам финансирования школ или управления ими не имеет.

В ДОГМ любят ссылаться на то, что, мол, “сделали образование доступным”. Но на недоступность школ в столице никто вроде и не жаловался. Родители, наоборот, готовы возить детей в лучшие школы. Иное дело — финансовые показатели. Борьба за них — главный и, похоже, единственный итог пятилетних столичных новаций.

Чтобы выйти на нужный уровень “эффективности”, резали, как говорится, по живому, а учителей увольняли по принципу “двух не”: сначала несогласных, за ними неугодных. Больше всего пострадала сфера дополнительного образования — музыкальные, художественные студии, различные кружки при школах…

Оптимизация в отношении учителей обернулась большой проблемой. Алексей Семенов, действительный член двух академий (РАН и РАО), профессор МГУ, в недавнем прошлом ректор МПГУ, 20 лет руководивший Московским институтом открытого образования (Институт повышения квалификации учителей), говорит: “Требование повышения средней заработной платы учителя приводит к “выдавливанию” работников, “ухудшающих общие показатели”: гениальных учителей с малой (например, по причине возраста) нагрузкой, совместителей — реальных вузовских ученых, психологов, логопедов и так далее, снижающих суммарную зарплату учителей. Исчезают дополнительные занятия, в которых участвует только пара учеников”.

Между тем исследования показывают: качество образования мало зависит от размера школы, будь это маленькая школа или огромный комплекс. Для качественного обучения нужно что-то другое. Вот, например, в Пекине есть школа-комплекс “Первое октября” (это день создания КНР). В ней 4174 ученика, и у каждого свое индивидуальное расписание занятий. Нет традиционных классов, нет классных руководителей, у каждого ученика свой научный руководитель. Занятия проходят по 400 дисциплинам, действуют 272 кружка. Об этом “Огоньку” рассказала профессор Национального института образовательных наук Цзянь Сяоянь, отметив: в Китае все школы восточной части страны одинаково получают 7800 юаней в год на ученика (около 70 тысяч рублей), в западной части — поменьше…

Значит, дело не в деньгах и не в структуре управления, а в чем-то другом. Может быть, в отношении к детям. Но об этом пусть думают специалисты. Кстати, в Китае считают, что директор может уроки не вести, но он должен быть педагогом в первую очередь. В случае московской оптимизации это, похоже, не критерий вовсе.

Факт: в столице произошла почти полная смена руководителей образовательных организаций. Алексей Семенов отмечает парадокс: “С одной стороны, в управлении образованием утверждаются принципы социальной справедливости, демократизма и прозрачности. Но с другой — исчезают человеческие отношения. Директор не может знать всех учителей в лицо. Что уж говорить о детях! Он тоже принимает решения на основе “объективных данных”. Итог: личный авторитет руководителя, формируемый в совместной работе и общении, заменяется административным авторитетом менеджера. Возможно, конечно, в будущем утраченные человеческие связи в новом виде будут восстановлены, и директора лучших школ станут почти столь же “важными фигурами” для образовательной и иной власти, как это было раньше… Однако иметь личные отношения с пятью сотнями учителей для директора уже практически невозможно”.

Кто приходит на смену прежним директорам? Сложить некий портрет нового администратора сейчас невозможно, и однозначных оценок у экспертов нет. Известно, впрочем: примерно третья часть новых руководителей хоть и с педагогическим образованием, но не с опытом — работали не в школе, а на административных должностях. Только 6,4 процента из новых директоров проходили специальную подготовку до аттестации, остальные начинают учиться уже после назначения (в основном это люди до 40 лет). Процедура аттестации сложная, двухступенчатая. Поскольку место доходное, конкурс — шесть человек на место.

Алексей Семенов так оценивает итоги московской оптимизации: “Любое радикальное изменение (в соответствии с “общей теорией изменений”) приводит к ухудшению. Вопрос в том, насколько это ухудшение катастрофично. По каждому направлению процесса я могу выделить позитивные и негативные факторы. И пока не ясно, когда первые начнут компенсировать, а затем и преодолеют вторые. Вопрос о том, в какой степени в сравнении с тем, что было, формирующаяся система может допускать и поддерживать ростки новых позитивных изменений внутри самих школ, остается открытым”.

Родители сетуют: устраивали ребенка в хорошую школу, а после слияния сильные учителя ушли, вместо них ведут уроки учителя из слабой школы

Далеко от Москвы.

Если в Москве оптимизация завершилась, то в регионах она только началась, и все коллизии — впереди (занятно, что города-миллионники не спешат перенимать московский опыт — уж слишком он, мягко говоря, неоднозначный). В регионах оптимизация проходит в соответствии с распоряжением правительства РФ N 722-р от 30 апреля 2014 года о плане мероприятий (дорожной карты) “Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки до 2018 года”. И главное в этих образовательных дорожных картах — ликвидация школ и детских садов, которые региональные начальники посчитают неэффективными. До 2018 года планируется закрытие 3639 школ и детских садов в селах. В том числе предполагается закрывать учреждения дополнительного и среднего профессионального образования, а также дома и интернаты для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановление предусматривает, что к 2018 году увеличится число детей на одного педагога в детских садах с 11,2 в 2014-м до 11,8 в 2018-м. В школах этот показатель увеличится с 11,7 до 12,8 ребенка на одного педагога.

Очень странное понимание доступности и высокого качества образования, о которых заявлено на первых страницах того постановления. В Европе, например, сейчас идут в другом направлении: там в школах — 8 детей на одного педагога, а в детских садах — 5.

Но все сомнения исчезнут, если вспомнить, что во главе угла стоит калькулятор, а не содержательная сторона самого образования. И тут самое время вспомнить о том, что еще в апреле 2015 года Счетная палата РФ подготовила доклад о первых результатах этой странно затеянной оптимизации. В нем говорится: “Мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения” — точнее, увы, не скажешь.

В докладе СП подчеркивается, что, несмотря на сокращение образовательных учреждений, в 36 регионах расходы не сократились, а наоборот, выросли. В то время как повышение зарплаты учителям оказалось мизерным — на 0,74 процента в целом по России. В Белгородской, Ярославской областях и Республике Мордовия учителям не добавили ничего. Что получилось после старта оптимизационных мероприятий в итоге? 9,5 тысячи населенных пунктов, имеющих до 1,5 тысячи жителей, не имеют сегодня детских садов. 877 из них находятся на расстоянии более 25 км от ближайшего садика. В трети этих сел и деревень нет общественного транспорта. В 6 тысячах населенных пунктов нет школ. Из 940 деревень детям приходится добираться до школы более 25 км…

Все эти цифры — из упомянутого доклада СП, выпущенного весной 2015-го. Реакция? Да никакой. И стоит ли удивляться, что летом 2016 года родители учащихся протестовали против закрытия школ в Тюменской, Псковской, Саратовской, Воронежской, Ивановской и многих других областях. В Карелии дело дошло до разгона родительской демонстрации ОМОНом. К протестующим выходили образовательные начальники, что-то обещали исправить, но оптимизацию сворачивать никто и не думал, а постановление 722-р никто не отменял и не корректировал.

В 2007 году “Единая Россия” в своей предвыборной программе выдвинула идею “Школа — социокультурный центр села” (учителя и директора сельских учебных заведений писали потом никем не читанные доклады на эту тему). Сейчас сюжет обсуждается вновь, о чем министр образования Ольга Васильева говорила в сентябре как о важном повороте образовательной стратегии.

 Но как совмещается “социокультурный центр” с массовой ликвидацией его основы, глава ведомства не говорила. И, увы, никто не говорит.

…В 1915 году в России был разработан проект школьной реформы. Было записано: территория школьного округа в селах не должна превышать 3 версты (чуть больше 3 км). Реформу, правда, завершить не успели (грянула революция, за ней Гражданская война), но задачу доступности образования для всех детей 100 лет назад ставили. Сегодня мы поступаем ровно наоборот…

Журнал “Огонёк” №6 от 13.02.2017, стр. 16

 https://www.kommersant.ru/doc/…  

russianpulse.ru

Оптимизация в России - опасная импровизация в масштабах целой страны. РЕН ТВ

Аудиторы Счетной палаты на прошлой неделе опубликовали результаты исследования правительственных реформ. Выяснилось, что составленные обоснования реформ по оптимизации целых отраслей, прописанные механизмы и цели этой оптимизации, аргументированные способы экономии в реальности имеют множество недочетов.

Для того чтобы выяснить, что же такое оптимизация не на словах, а на деле, корреспонденты программы "Добров в эфире" отправились в одну из деревень Псковской области. Количество жителей населённого пункта - 70 человек. Таких маленьких и полузаброшенных деревень полно по всей России.  Что означает диковинное слово "оптимизация", в этом глухом месте мало кто знает.

Однако на примере все просто: из пяти бухгалтеров оставят одного, но самого трудолюбивого, которому и поднимут зарплату. Согласно отчету чиновники на этой неделе, с социальной сферой в России все хорошо.

"Отмечу, что мероприятия начатые и без должного анализа сети и оценки потребности," – говорит аудитор Счётной палаты РФ Александр Филипенко.

Ближайшая школа и детский садик в деревни под Псковом – за 10 километров, автобус ходит раз в неделю. Площадки для игр – самодельные качели и полуразрушенное здание клуба. Но для того чтобы попасть и в эти учреждения для детей нужно отстоять длинную очередь.

"У нас в таких населенных пунктах, где живет от 500 до тысячи человек, вообще детских садов практически нет. А ведь там тоже живут люди. И подчас где-то есть работа, есть молодые семьи. А как им жить без детского сада и так далее?" – Рассказывает депутат ГД РФ Олег Лебедев

Другой пример - 200 метров от Кремля. Самая дорогая выставочная площадка в стране - часть программы минобрнауки по улучшению имиджа. Уже потратили 400 млн 744 тыс. рублей.

"Они просто запускают руку в карман налогоплательщиков. Достают эти деньги. Тратят их на поправление собственной пошатнувшейся репутации в глазах этих налогоплательщиков. А потом эти самые налогоплательщики ставят твердую "два" министерству," - рассказывает депутат ГД РФ Владимир Бурматов.

Однако в деревне под Псковом, да и во многих других населенных пунктах по все России работы по улучшению имиджа – непочатый край. Однако министр Ливанов прохлаждался на Северном полюсе, а вернулся только на днях.

В ходе оптимизации за год сократили почти 19 тыс. педагогов. Закрыты 4 сотни школ, к ним скоро присоединятся еще 900. При этом, судя по демографическим прогнозам, в 2020-м году россиянам потребуется на 2 с половиной млн больше учебных мест.

"Недостатки планирования видны, например, республики в Чувашии, где в деревне численность более пятисот человек, при наличии школы на 90 детей, загрузкой около 60 процентов, построены еще школы на 165 учеников," – отмечает аудитор Счётной палаты РФ Александр Филипенко

Заброшенных библиотек за прошедший год в России стало больше 300. Домов культуры – около тысячи. До конца следующего года эти цифры увеличатся почти вдвое.

Финал компьютерного многоборье среди пенсионеров. Несколько тысяч пожилых людей полгода соревновались в скорости печатания. Стоимость этого проекта – десятки миллионов!  Однако эти деньги могли быть потрачены, по мнению счетной палаты, иначе.

"Сегодняшняя оптимизация рассчитана на то, чтобы прибыль была в течение квартала, а дальше хоть не рассветай," – уверяет политолог, генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.

Оптимизация в социальной сфере пошла по пути увеличения нагрузки. По данным Счетной палаты, в 2012 г. 1 соцработник обслуживал 7 человек, в 2013 г. - уже 8, а в 2016г. - будет все 10.

Соцработник Юля Кудряшова, судя по цифрам, отправилась назад в будущее – обслуживает людей больше всяких планов.  Работает получается за двоих за ту же зарплату.

"У меня их одиннадцать. Одна там, другая там… По всей деревне," – рассказала корреспондентам многодетная мать, социальный работник Юля Кудряшова.

Тем временем Минздрав России проводит тендер на оказание услуг по изготовлению и размещению телевизионных материалов в целях повышения престижа медицины. Соответствующая информация размещена на сайте госзакупок. Максимальная цена контракта – 55 млн рублей.

"Самым лучшим способом, скажем так, популязировать профессию врача у населения, это доступности качества медицинской помощи.  И вот на эти цели действительно средств не жалко," – говорит руководитель управления независимого мониторинга фонда "Здоровье" Евгений Шевченко

Пока врачи улучшают свой имидж за 55 млн, в деревне сократили фельдшера, точнее, зарплату урезали до четверти ставки. Поэтому врач и уволилась, так как жить на такие деньги просто невозможно.

"Две тысячи – это 0,25. И председатель мне обещал доплачивать 4 тысячи. Это шесть тысяч. Пенсия у меня 12 тысяч. То есть, получается, выгоднее быть пенсионером." – Рассказывает пенсионерка, бывший фельдшер Галина Васильева.

Анне Колосовой 83 года. Перед приездом корреспондентов она разволновалась – давление подскочило. Решили вызвать скорую и засечь секундомер, чтобы понять, сколько времени понадобится на то, чтобы хоть какую-то медицинскую помощь оказать Анне Ивановне.

По словам Анны, если бы в деревне построили детский сад, школу, восстановили клуб, то здесь было бы много молодежи. Хорошо, что работа есть в соседнем поселке. Но получается замкнутый круг.  Для 70 человек инфраструктура не положена. Мы разговаривали почти час. И вот наконец – едет.

Скорой так и не дождались, ей добираться не меньше трех часов. Приехала фельдшер, правда своего автомобиля у нее нет, спасибо колхозным водителям – помогают по дружбе.

"Они не обязаны. Я рада, что у нас колхоз существует," – говорит фельдшер п. Верхний Мост Наталья Алексеева.

Одна из главных проблем оптимизации заключается в следующем: по сути, нигде не прописано, что и как сокращать. Поэтому реформа превратилась в опасную импровизацию в масштабах целой страны. Имидж улучшают, а фельдшеров увольняют. Зато в сумме получается экономия. 

ren.tv

Что такое оптимизация школ и как она изменит привычный процесс обучения в Улан-Удэ?

Вместе со школьными переменками 1 сентября в эти стены придут и другие перемены. К школе №19 присоединяют детский сад. Он и раньше находился в здании начальной школы, был филиалом «Колокольчика». Сегодня же эти 3 группы станут предшколой – своеобразным трамплином для дошколят. - Владимир Хамнуев, директор средней общеобразовательной школы №19: Идёт такой своеобразный адаптационный период. И дети уже привыкают к школе, и для них уже нет той психологической ломки, когда они приходят в школу. И я думаю, что эти три группы, которые открываются на базе нашей школы, это самое главное, для детей будет правильным решением.Внешне предшкола ничем не отличается от детского сада. Есть и полностью обновлённый пищеблок, и спальни, и классы для занятий. Ведь 75 дошколят от 5,5 лет и старше будут не просто коротать тут дни, а готовиться к школе. Кстати, воспитатели по зарплате могут быть приравнены к учителям. Правда, этот вопрос ещё предстоит решить, как и некоторые другие. - Владимир Хамнуев, директор средней общеобразовательной школы №19: Финансовое положение и материальное оснащение детского сада, школы. Ну, будем работать, будем справляться с поставленной задачей. Всё это и есть пресловутая оптимизация. Точнее, только одна её форма. У школьных перемен, как и в любой другой сфере, возможны варианты.

В несколько ином виде она пришла и в две другие городские школы. Усилия и возможности объединяют школы № 35 и 45, тоже с 1 сентября.

В результате оптимизации вместо двух средних школ появится целый образовательный комплекс. В него войдёт детский сад, он же предшкола, для подготовки будущих первоклассников, начальная школа, средние и старшие классы. И всё это на базе одного учебного заведения.

Конечно, эффект от такого слияния не появится в первый же учебный день. Но даже сейчас руководство школы в этом сложном процессе видит большие плюсы. - Людмила Пахомова, директор средней общеобразовательной школы №35: Во-первых, наши классы будут соответствовать по наполняемости тем санитарным нормам, которые прописаны в новом САНПиНе, т.е. в наших классах не будет более 27 человек. Это уже даёт возможность говорить о качественном образовании. Во-вторых, дети имеют возможность получить дополнительное образование - более широкий спектр услуг.Школа № 35 была загружена почти вдвое больше нормы. Дополнительному образованию в её стенах не было ни места, ни времени. А 45-й давно нужны были качественные перемены. Вот так одним махом убили сразу нескольких зайцев. В этом году на подготовку к новому учебному году выделено сразу 12 млн. рублей. - Людмила Пахомова, директор средней общеобразовательной школы №35: В основном, эти деньги направлены на энергосбережение, поэтому мы делаем капитальный ремонт во всех трёх корпусах – ремонт окон, входных групп, отопление меняем в 45-й школе и освещение почти везде на энергосберегающие лампы. Подобные перемены – это не просто дань времени. Чиновники от образования делают ставку на повышение его качества и создание комфортных условий для школьников. - Николай Мошкин, первый заместитель министра образования и науки Бурятии: Когда мы говорим об оптимизации, мы подразумеваем не просто банальную ликвидацию какого-то учебного заведения, или скажем банальное слияние. Здесь речь идёт о том, чтобы максимально эффективно использовать те субвенции, которые направлены сегодня на образование. Последуют ли этим примерам другие городские школы, пока не знают даже власти. Наверное, для начала решили набраться опыта и семь раз отмерить. А уж отрезать, точнее, в нашем случае, склеить всегда успеют.

arigus.tv

Неоптимальная оптимизация

Процесс оптимизации школ, который активно начался в системе начального и среднего образования в 90-х, становится настоящей проблемой не только для учеников и их родителей, педагогических коллективов, попадающих под оптимизацию — то есть перевод в другие учебные заведения или сокращение, но и для власти.

Судя по реакции городского управления образования на публичные выступления общественных организаций и граждан – принятое решение о сокращении пяти городских школ было подготовлено не спонтанно, но без надлежащего просчета последствий. Проблема заключается в том, что стремление вывести «за рамки» малобюджетные и малорейтинговые школы лежит не только в сфере городской экономики, но и затрагивает личные интересы большого числа реальных людей, для которых подобное решение может оказаться драматичным.

Процесс оптимизации школ как управленческий принцип далеко не нов. О нем начали говорить еще в начале 90-х, когда стало понятно, что без экономической оптимизации прокормить школы с недостаточным числом учеников для государства – задача слишком затратная. Правда, в те годы речь шла преимущественно о сельских школах, в которых по разным причинам ситуация доходила до абсурда – учеников и учителей в них оставалось равное количество. Затраты на новые методические пособия, оборудованные кабинеты, компьютеризацию и даже на зарплату и содержание в порядке помещений в этой ситуации многократно превышают допустимые. При всей очевидности ситуации только наиболее решительные руководители решались, что называется, «резать по живому», то есть закрывать убыточные сельские школы, смиряясь с затратами на перевозку учеников в соседние населенные пункты.

Подобная ситуация характерна для всех регионов и нигде не вызывала понимания общественности, особенно пострадавших учеников, их родителей и учителей.

Однако уже в прошлом году в связи с началом демографического спада оптимизация школ началась и в областных центрах. Судя по публикациям, процесс принял эпидемический характер и всегда сопровождался огромным общественным возмущением. В Липецкой области в 2009 году это стало причиной множества социальных конфликтов. Руководство региональной системы образования говорило о неизбежности процесса, который связан не с экономией бюджетных средств, а их недостатком, поскольку «Деньги из областного бюджета выделяются на количество учащихся, а не на количество школ» (из интервью начальника управления образования и науки Липецкой области Юрия Тарана).

В Ульяновске оптимизация тоже вызывала возмущение. Так, при слиянии школы №68, детсада №206 и лицея №90, в результате которого был создан «Авторский лицей Эдварса №1», родители и ученики писали множество писем, устраивали пикеты и обращались к областной и городской властям с протестами. Власти даже отреагировали. В интервью «Молодежной газете» губернатор Сергей Морозов, заметил: «Я вижу, кое-кто заигрался… в оптимизацию». Оптимизация, тем не менее, дошла до логического конца, и новое учебное заведение, по слухам, функционирует вполне успешно.

В этом году ульяновские городские власти тоже, вероятно, намерены идти до конца – то есть выполнить принятое решение об оптимизации, несмотря на крайнюю степень обострения недовольства. На сайте городского управления образования регулярно отвечают на вопросы родителей учеников разных закрываемых школ стандартной формулировкой: «Решение о ликвидации школы принято для обеспечения эффективного развития сети образовательных учреждений в соответствии с требованиями современной экономики, обеспечения системной интеграции учреждений сферы образования, повышения эффективности использования муниципальной собственности и бюджетных средств в сфере образования». После этого приводятся данные о проектной мощности школы, наполняемости и стоимости обучения одного ученика.

Совершенно очевидно, что подобная формальная позиция только раздражает и без того взбудораженную общественность. Готовятся пикеты у мэрии, обращения к Президенту. И это только начало. По сообщениям информагентств, вчера в Астрахани 11 педагогов начали голодовку, защищая от ликвидации (оптимизации) «Центр детского научно-технического творчества». Болезненный для людей процесс инициирован в самой неблагоприятный момент обострения другой социальной проблемы – всеобщего опасения в связи с новым законопроектом о переводе образования на коммерческую основу. Ситуация, таким образом, становится все более тупиковой.

Причина конфликта, по всей видимости, — ошибочная и недальновидная позиция городского управления образования. Подобные конфликты, затрагивающие жизненные интересы людей, требуют широкого общественного обсуждения, образования согласительных комиссий, многочисленных встреч, диалога, в ходе которого вырабатывается компромисс, решение, устраивующее обе стороны. Даже если оптимизация действительно экономически неизбежна — другого пути в сложившейся ситуации нет.

ulpressa.ru

сколько сэкономили, на что потратили?

Интернет-изданию PARK72.RU удалось выяснить, сколько в Тюменской области и конкретно в городе Тюмени удалось сэкономить бюджетных средств благодаря проведенной реорганизации образовательных учреждений. Директор департамента образования и науки Алексей Райдер сообщил корреспонденту нашего издания, что ожидаемый объем высвобождаемых средств от проведения оптимизации школ в регионе составляет около 47,7 млн. рублей в год. В 2016 году, с учетом фактического периода реорганизации школ г. Тюмени, осуществления работникам выплат, предусмотренных трудовым законодательством, финансирования иных расходов, связанных с реорганизацией сети, по г. Тюмени фактически высвобождено и перераспределено образовательными учреждениями около 24 млн. рублей.

В перспективе, как ожидается, экономический эффект будет еще более ощутимым. Только в Тюмени планируется высвободить в год порядка 42,7 млн. рублей в год за счет сокращения фонда оплаты труда административно-управленческого персонала (в том числе директоров) и около 5 млн. рублей — за счет сокращения фонда оплаты труда учебно-вспомогательного персонала.

В целом же, как уверяют в департаменте образования и науки региона, объемы финансирования школ за счет средств областного бюджета в связи с оптимизацией не менялись. Бюджетные ассигнования, исходя из количества обучающихся и нормативов, в полном объеме переданы общеобразовательным учреждениям. По итогам проведения реорганизации учреждений города Тюмени в начале 2016 года и сокращения административно-управленческого персонала денежные средства, выделяемые на одного обучающегося в рамках нормативно-подушевого финансирования, остались на том же уровне. При этом общеобразовательные учреждения города Тюмени обеспечили все необходимые выплаты, установленные Трудовым законодательством при сокращении сотрудников административно-управленческих аппаратов школ.

С начала 2016/2017 учебного года в ряде школ были введены в штатные расписания должности педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования и социальных педагогов. В целом же, что интересно, в результате оптимизации численность педагогов не уменьшилась, а напротив, увеличилась почти на 900 человек.

[opinion photo=»http://park72.ru/wp-content/uploads/2016/10/райдер-300×260.jpg» name=»Алексей Райдер, директор департамента образования и науки Тюменской области»]Средства, высвободившиеся в результате оптимизации расходов, направлены образовательными учреждениями на улучшение качества предоставляемых услуг, в том числе повышение квалификации педагогов, реализацию эффективных форм стимулирования их труда, приобретение компьютерного, учебно-лабораторного оборудования, учебно-наглядных пособий, спортивного инвентаря, ученической мебели. Таким образом, проведенная реорганизация позволила оптимизировать систему административно-хозяйственного обеспечения учебно-воспитательного процесса.[/opinion]

Напомним, процесс оптимизации сети образовательных учреждений был проведен на территории всей Тюменской области. Число юридических лиц в результате сократилось в два раза: до оптимизации в области работало 422 школы-юридических лица, после – 203. Реорганизуемые школы перешли в статус филиалов, структурных подразделений или дополнительных корпусов укрупненных юридических лиц.

Есть, к слову, и школы-лидеры, продемонстрировавшие максимальный экономический эффект после оптимизации. Так, в результате присоединении МАОУ СОШ № 50 к МАОУ Гимназии № 1 г. Тюмени удалось высвободить в этом году около 1,2 млн. рублей.

P.S. О других эффектах оптимизации, о том, почему в некоторых школах опустели классы, а кое-где — удлинили перемены, – в следующих публикациях. Следите за новостями.

PARK72.RU

test.park72.ru

ГТРК Брянск - Оптимизация школ

В области запущен процесс оптимизации малокомплектных школ. Уже до конца учебного года все муниципалитеты должны представить свои предложения по этому вопросу. Содержание учебных заведений, где количество учеников минимально, власти считают нерентабельным. При этом районам предлагаются разные варианты оптимизации. Игорь Довидович узнал какие.[[ВС]]

ВС Оптимизация школ

((Life Учитель: "Наберите красный, зелёный, синий. И вот такие вот кружочки делаем".))

У второклассников Саши и Марины урок рисования. Простейшие геометрические фигуры они изображают разными цветами радуги.((Life Учитель: "На доске написаны слова. Читаем их".))

А в это время первоклассник Вова постигает азы русского языка. Оба урока ведёт один учитель, в одном классе... одновременно. За сорок пять минут нужно успеть уделить внимание всем. И поведать секреты двух совершенно не связанных друг с другом дисциплин. Таковы особенности образования в малокомплектных школах. К минусам, не связанным чисто с образовательным процессом, можно отнести многочисленные бытовые трудности, с которыми ежедневно сталкиваются ученики и учителя школы в суземском селе Красная Слобода.

((Stand-up ИГОРЬ ДОВИДОВИЧВот эта печь - не просто декорация. В Краснослободской школе электрическое отопление. Но дорогое электричество здесь экономят, поэтому топят учебное заведение дровами.))

((Life Мальчик умывается под рукомойником.))

А ещё обычный деревенский рукомойник вместо водопроводного крана, небольшой закуток вместо нормального спортзала. Из-за таких активных игр стёкла периодически приходится менять. Издержки стеснённого положения. Да и как может быть иначе в здании тысяча девятьсот сорок девятого года постройки? Но, несмотря на всё это, работники Краснослободской школы требуют, чтобы их учебное заведение, которое в Суземке одно из первых определили под закрытие, не трогали.

((Синхрон ТАТЬЯНА СТРОГАНОВА, ТЕХНИЧЕСКИЙ РАБОТНИКЗдесь дают полноценное образование. Дети многое знают. У нас единственная школа на три села.))

Татьяна Строганова не просто школьная техничка, а мать трёх из десяти учеников. Её муж Вячеслав работает здесь же директором. Получается, что школа для них ещё и источник дохода.

((Синхрон РАИСА ЛОБАЧЁВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СУЗЕМСКОГО РАЙОНАЛобачёва: "Вот, если мы выполним этот план оптимизации, то на зарплату нам хватит педагогическим работникам включая декабрь месяц". Корреспондент: "То есть, не получите плюс, а вложитесь в лимиты". Лобачёва: "Мы вложимся в лимиты, да.))

Всё это начальник суземского отдела образования Раиса Лобачёва рассказывает у стен другой малокомплектной школы, расположенной у железнодорожной станции "Нерусса". Её в районе первой определили под оптимизацию.((Life Звонок на урок.))

Это один из немногих случаев, когда родители с пониманием отнеслись к закрытию учебного заведения и не стали повсеместно высказывать своё недовольство. Хотя для этого их и пришлось убеждать не один месяц. Решающим аргументом была обычная статистика. Сегодня на станции "Нерусса" обучается шесть учеников. В следующем учебном году останется только двое. Школа здесь начальная, а четверо из шести ребят переходят в среднее звено.

((Синхрон ЕЛЕНА ЗУБРИНОВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ФИЛИАЛОМ "СТАНЦИЯ НЕРУССА" ХОЛМЕЧСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫПервого класса не будет в этом году. Есть только через три года. Детки подрастают, есть по Неруссе детки. Но не рентабельно, скажем так. Все мы понимаем - везде всё закрывается. Мы это всё понимаем. И родители не против далеко.))

Но закрытие школ - это не единственный вариант оптимизации, который предлагают муниципальные власти. Например, в Севском районе отдельные образовательные учреждения, если можно так выразится, переформатируют. В севском селе Чемлыж из девятилетки сделают начальную школу. В одном из соседних населённых пунктов - в полной средней школе оставят только девять классов. Здесь такой сценарий продиктован возрастным составом учащихся. А ещё крепкой материально-технической базой школ, которую не хочется терять.

((Синхрон ЗОЯ НОЖОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕВСКОГО РАЙОНАВсего лишь 1362 ученика во всём районе. При этом функционирует 21 школа. Конечно же, наполняемость самая низкая в сравнении с соседними районами.))

Есть, впрочем, в области и отдельные районы, которых оптимизация школ не коснётся вовсе. Например, в Трубчевске заявляют, что здесь в принципе нет малокомплектных школ. Всё потому, что процесс оптимизации здесь давно прошли. Ещё в две тысячи девятом начали поэтапную ликвидацию малокомплектных учебных заведений. Таким образом, из двадцати девяти школ в районе осталось двенадцать. Из них всего три сельских.

((Синхрон СВЕТЛАНА РОБКИНА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТРУБЧЕВСКОГО РАЙОНАКак говорят родители, хорошо, что этот процесс произошёл. Потому что ребёнок воспитывается в большом коллективе, имеет больше возможностей для социализации.))

Всё это привело в том числе к тому, что трубчевские школьники стали показывать более высокие результаты по всем предметам.

Добавить комментарий

www.br-tvr.ru

Оптимизация школ — примета времени

В администрации района состоялось совещание по вопросу оптимизации сети муниципальных образовательных учреждений и повышения средней заработной платы работников общеобразовательных учреждений в 2011 году.

В работе совещания приняли участие заместитель председателя правительства области, руководитель блока социального развития Олег Николаевич Ревякин, начальник управления образования и молодежной политики Департамента образования, культуры и спорта Орловской области Галина Анатольевна Казначеева, начальник областного управления образования и молодежной политики Татьяна Валентиновна Мартынова, главы Малоархангельского, Колпнянского, Покровского, Должанского, Ливенского и Свердловского районов, заместители глав по социальным вопросам, руководители органов управления образованием.

Открыл совещание глава района Юрий Алексеевич Маслов. Он рассказал о результатах программы модернизации системы образования Малоархангельского района на 2009–2010 гг. Также затронул вопросы оптимизации системы образования Малоархангельского района в 2011 г. Две основные школы — Дубовицкая и Протасовская — теперь будут начальными. Учащихся среднего звена из Дубовика на школьном автобусе будут возить в гимназию, из Протасово — на станцию Малоархангельск. В этих двух базовых школах для детей созданы лучшие условия, здесь хорошая материально-техническая база, выше качество образовательных услуг. Учителя, работавшие в Дубовицкой и Протасовской основных школах, трудоустроены.

Олег Николаевич Ревякин отметил, что оптимизация позволит учащимся получать более качественное образование, и привел в пример Троснянский район. Там учащихся школ, подлежащих оптимизации, посадили в автобус и повезли в школу, где им предстояло учиться, показали классы, спортзал, кабинеты. Все вопросы отпали сами собой, дети захотели учиться в новом, прекрасно оборудованном здании. Сейчас в образовании — новые стандарты, и не каждая школа им соответствует. Наша задача — дать каждому ребенку возможность получать качественное образование.

На совещании выступали главы районов. Они говорили о том, что сделано в плане оптимизации школ, какие проблемы при этом возникали, как их решали.

Олег Николаевич Ревякин затронул проблему заработной платы. Он отметил, что Правительством РФ поставлена задача довести средний размер заработной платы педагогов до среднеэкономического по регионам. Социальный статус учителя будет укрепляться.

Глава Малоархангельского района Юрий Алексеевич Маслов пригласил гостей нашего района посетить музей боевой славы.

Елена АлексееваРайонная газета «Звезда»02.08.2011

Связанные записи

maloarhangelsk.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта