Оптимизация учебного процесса через использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе. Оптимизация учебного процесса в школе


Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях оптимизации учебного процесса

Повышение эффективности и качества образования в начальной школе

в условиях оптимизации учебного процесса

Прянишникова О.И.

Обучение – это ремесло, использующее бесконечное

количество маленьких трюков. Д. Пойа.

Определяющим условием эффективности любого урока является создание условий, содействующих оптимизации познавательной деятельности, с целью повышения качества знаний учащихся по математике. Оптимизация в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.Оптимизация не есть какой-то особый метод или прием обучения, а представляет собой направленный подход учителя к построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов обучения, сознательный, научно обоснованный (а не стихийный, случайный) выбор наилучшего для конкретной ситуации варианта построения урока и учебного процесса в целом. При таком подходе учитель не просто пробует один из возможных вариантов обучения, а осознанно выбирает наиболее удачный вариант урока или системы уроков. Оптимизация учебного процесса: • помогает учителю научиться комплексно решать задачи обучения, воспитания и общего развития школьников; • формирует у учителя умение изучать реальные учебные возможности школьников, т. е. осуществлять в доступной мере прогнозирование ожидаемых успехов школьников в учебе и учитывать их особенности при планировании урока; • учит постоянно выделять главное, существенное в содержании учебного материала; • формирует умение выбирать наиболее рациональные методы и средства обучения, освобождая учителя от механического требования применять все методы на одном уроке; • учит дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и ко всем остальным ученикам; • учит создавать оптимальные учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и эстетические условия; • соединяет поиск большей эффективности обучения с обязательной экономией времени учеников и учителей, с предупреждением их перегрузки; • открывает простор для развития методического творчества учителей, их диалектического мышления, ограждает педагогов от шаблонных требований при контроле за качеством уроков. 

Оптимизация не является особым методом или приёмом обучения. Это целенаправленный отбор и выбор методов для конкретного учебного занятия. Оптимизация процесса обучения предполагает и учет особенностей интеллектуального развития школьника, его общеучебных умений и способностей. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных учащихся будет неодинаковым. При оптимизации обучения предполагается, что каждый школьник достигает возможного высшего для себя уровня.Таким образом, оптимизация процесса обучения синтезирует различные формы и методы в определенном сочетании, каждый раз наилучшим образом для конкретной ситуации. Выбор оптимальных методов обучения - это один из центральных моментов оптимизации учебного процесса, вместе с тем он вызывает особенно существенные затруднения. Чтобы овладеть методикой выбора методов обучения, необходимо хорошо знать все их многообразие, уметь эффективно использовать каждый из них. Так как урок в качестве неотъемлемых компонентов имеет организацию, стимулирование и контроль, то и методы обучения можно разделить на три большие группы:методы организации учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования учебно-познавательной деятельности; методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. 

Эффективным средством оптимизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков, развитие умственной деятельности, является систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала.Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.Интеллектуальная игра - эффективная форма проведения уроков математики, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в ее процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяю при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.  Через различные методы и приемы происходит проявление личностных, индивидуальных потребностей ребенка. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей (различий) связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика.

Каждый учитель является «индивидуальным мастером своего дела». Невозможно предлагать четкие шаблоны, по которым все должны действовать одинаково. Подбор детей в класс тоже разный, поэтому каждый учитель ищет и находит свои оптимальные пути на уроках с учетом социальных и личностных потребностей учащихся. Самое главное- все совместные действия учителя и ученика должны быть направлены на благое дело.

kopilkaurokov.ru

Игровое обучение как средство оптимизации учебного процесса в средней школе



Цели:

1) Раскрыть роль и значение игрового обучения как средства оптимизации учебного процесса.

2) Поделиться скромным опытом использования игровых технологий на уроках английского языка.

Актуальность данной темы возникла из нынешних условий и обстоятельств работы учителя иностранных языков, а так же из того социального заказа, который ставят перед современной школой государство и общество.

Каждому учителю иностранного языка хочется сделать свои уроки интересными и увлекательными, заинтересовать детей языком, развивать их познавательный интерес и творчество, мыслительную деятельность.

С сожалением приходится констатировать, что традиционная классно-урочная организация обучения не соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования. Причина банальна: она несет на себе печать монотонности и однообразия, и это снижает мотивацию к учению у школьников.

Ежедневно на уроках повторяется одно и то же: проверка домашнего задания, опрос, объяснение нового учебного материала и серия упражнений по его отработке, часто носящих фронтальный характер. Между тем переломить ситуацию можно и нужно. Ведь всем известно, что легче всего поддается запоминанию то, что интересно, а интересным бывает то, что увлекает, не вызывает скуки.

Лучший способ сделать уроки занимательными — активно использовать игровые упражнения и задания.

Игра — это огромный стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения, потому, что игра — это наиболее освоенное детьми и подростками поле деятельности.

Как точно выразился известный русский педагог С. Т. Шацкий «Игра ребенка — это жизненная лаборатория»

Другой известный психолог Л. Г. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, «она пропитывает собой всю деятельность ученика». «В школьном возрасте, — писал он, — игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде»

Игра, учение, труд — вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда — немного учение и немного труд.

С чего начинается изучение иностранного языка? С самых простых слов и фраз и, конечно, с алфавита. «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?». Две фразы, но уже можно петь популярную в Англии песенку «A girl from London». Запомнить же буквы и некоторые слова, которые начинаются с этих букв, помогут разнообразные рифмовки.

Часто можно слышать: «Учитель на уроке должен быть актером!» А дети — не должны? Им больше взрослых хочется участвовать в спектакле. А если этот спектакль разыгрывается на английском языке, то восторгу детворы нет предела.

Песни и стихи помогают в ненавязчивой форме расширить словарный запас, выучить словосочетания, запомнить фразы, которые в дальнейшем могут быть использованы в речи.

Как порой трудно бывает запомнить написание слов, особенно если они пишутся не по правилам! А во время игры — соревнования это происходит с минимальными умственными издержками.

Изучение иностранного языка — праздник. Этот праздник можно устроить самим, не дожидаясь «красных дат» календаря. Праздник — потому что выучили буквы, праздник — потому, что знаем названия животных, цветов и т. д.

Можно выучить стихи и создать собственную книжку с картинками — иллюстрациями. «У кого лучше?». Стихи про буквы, песенки про алфавит, про девочку из Лондона, выставка книжек — картинок — и можно порадовать мам, пап и других гостей своими первыми успехами в английском языке, уже через месяц после начала изучения иностранного языка.

Чтобы конкретизировать сказанное, предлагаю несколько игровых сюжетов по разделам.

Грамматические игры

Данные игры рассчитаны для детей младшего школьного и среднего возраста и позволяют в увлекательной и интересной форме научить учащихся использовать различные грамматические структуры в ситуациях общения.

Данные игры могут быть использованы на любом этапе освоения грамматического материала и в классах с различным уровнем подготовки.

«Have you got a Pet?»

Цель — тренировать учащихся в употреблении структуры «Have you got a Pet?» — общих вопросов

— лексики по теме «Animals»

Время 5–7 минут.

На столе расположены игрушки — животные. Каждый учащийся выберет себе любимца и спрячет его за спиной. Ведущий выходит к доске и начинает задавать вопросы (по одному вопросу каждому ученику): «Have you got a Pet?», «Is your Pet a duck?».

Если ведущий не угадал, какую игрушку держит за спиной ученик, последний отвечает «No, it is not». Если ведущий правильно назвал игрушку, он получает ответ: «Yes, it is». Место ведущего занимает ученик, чью игрушку угадал ведущий.

Вариант 1.

На столе учителя разложены игрушки. Учитель предлагает внимательно посмотреть на них и запомнить. Предварительно можно повторить названия животных по-английски. Затем ученики отворачиваются, а ведущий берет со стола одну из игрушек и прячет ее за спиной. Оставшиеся на столе игрушки закрываются бумагой. Ученики поворачиваются и задают вопросы: «Have you got a rabbit?» — «No, I haven t» и «Have you got a cat?»- «No, I haven t».

Игра продолжается до тех пор, пока кто- то из учеников не назовет спрашиваемую игрушку, он и занимает место ведущего.

Лексико-орфографические игры.

Игры, представленные в данном разделе, фокусируют внимание учащихся на словах. При введении и закреплении английского алфавита целесообразно использовать игры с буквами и словами. Такие игры как «Лесенка», «Кто быстрее» прекрасно тренируют память и активизируют речевое мышление.

Используя игру лексического характера при введении и закреплении нового лексического материала, учитель решает не только задачу механического запоминания слов учащимися, но и развивает речевую реакцию, в увлекательной форме тренирует учащихся в ситуациях, приближенных к естественной обстановке.

Игры с буквами и словами

«What do you do every morning?»

Цель: тренировать учащихся в употреблении любой модели: вопрос-ответ. Учитель (или водящий) бросает мяч одному из учеников и спрашивает: «What do you do every morning?», тот должен быстро ответить на вопрос и бросить мяч обратно. Учитель бросает мяч другому ученику, задавая тот же самый вопрос.

Ответы не должны повторяться. Тот, кто ответил на вопрос, выбывает из игры.

Вариант 2.

Каждый ученик получает куклу и придумывает ей распорядок дня. Затем учитель бросает мяч одному из играющих и спрашивает: «What does Kate do every morning?» Далее игра проводится как и в первом варианте.

В старших классах игры имеют свою специфику. Главная проблема заключается в том, чтобы разговорить учащихся.

Разумеется, намного проще воздействовать на обучаемых окриком: «Делай, как я!», «Повторяй за мной», но будет ли эффект от такого рода воздействия — вот вопрос. Если и будет, то вряд ли положительный.

Гораздо сложнее, но зато полезнее, создать такую ситуацию, при которой ученик взял бы на себя чужую реальную роль и придумал для нее текст.

В этом плане хотелось бы признать исключительное значение игр-импровизаций. Сущность их заключается в том, что действующие лица знают основной стержень игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в импровизации.

Вот фрагмент урока в 9 классе по теме: «Профессии»

Учащейся предлагается примерить на себя роль стюардессы.

Вы — стюардесса на международной авиалинии «Москва — Лондон»

Вы приветствуете пассажиров на борту своего лайнера.

«Dear Ladies and gentlemen!», «We welcome you on the board of our plane» или «We are glad to greet on the board of our plane». Вы просите пассажиров пристегнуть ремни и приготовиться к полету.

«I am asking you to fasten your belts and be ready for the flight»

Во время полета вы ходите по проходу и предлагаете пассажирам конфеты.

«Sweets, madam! Help yourself!»

Каждый пассажир (ученик) берет по конфете и задает стюардессе вопрос, на который она должна ответить.

— Сколько продлится полет? «How long is our flight?»

— Где мы сейчас летим? «Where are we flying?»

— Вы замужем? «Are you married?»

Самолет совершил посадку. Вы прощаетесь с пассажирами и желаете им всего доброго. «Good- bye, dear ladies and gentlemen! Good luck!»

Убежден, такого рода игры, проводящиеся по принципу «как можно меньше зрителей, как можно больше участников» позволяют поддерживать работоспособность каждого ученика в течение урока, снимают утомляемость, восполняют дефицит общения на иностранном языке.

При подготовке игры неизбежно встает вопрос: «Что делать с учащимися, которые в силу низкого уровня знаний, стесняются принимать участие в игре?». Им необходимо давать послабление — заранее знакомить с вопросами, которые им будут заданы в игре.

Следует ли выставлять плохие оценки за пассивность или неверные высказывания в ходе игры?

Думается, нет. Ведь смысл игры в раскрепощении способностей ребенка, а не в закрытии их. Кто больше говорит на уроке (пусть неправильно!), тот больше учится. Я вижу глубокий смысл в системе оценивания успеваемости и поведения учащихся, которая описана в книге Дж. К. Роулин «Гарри Поттер». Там, в школе чародейства и мастерства Хогвартсе, положительная или отрицательная оценка достижения или проступка каждого ученика приносила поощрительные или штрафные очки всему факультету.

В результате воспитанники школы приучались к синтезу индивидуального и коллективного творчества, который выражался в двух пунктах

1) осваивать знания, навыки и способы действия вместе,

2) демонстрировать результаты учебной работы самостоятельно.

При такой системе оценивания знаний, умении, навыков, дух коллективизма, дух соревнования, побуждает в полную силу трудиться всех, включая даже тех, кто не хочет трудиться.

В заключении еще раз хочется сказать об актуальности заявленной темы. Сегодня трудно найти человека, оспаривающего необходимость владения иностранным языком. Расширяется международное сотрудничество, улучшаются деловые контакты в области внешних экономических и культурных связей, значительно увеличивается возможность общения с нашими зарубежными друзьями.

Поэтому значение иностранного языка для человека, мечтающего сделать успешную карьеру, бесспорно, велико. В изменившейся обстановке, как никогда ранее, востребованы новые методы и технологии, позволяющие эффективно и в короткий срок овладеть умениями и навыками иноязычного общения.

Центральное место среди них занимает игра. Игра позволяет легко и непринужденно погрузить ребенка в иноязычную среду, раскрыть его творческие способности. Она пробуждает у учащихся интерес к предмету, развивает речь и коммуникативные навыки, способствует самореализации обучающихся, учит преодолевать трудности.

Практика, жизненный опыт свидетельствуют — люди, прошедшие в школьном детстве через дидактические игры, более подготовлены к творческой деятельности, гибкому и вместе с тем целенаправленному общению и поведению.

А это означает, что будущее преподавание иностранных языков — за игрой!

Литература:
  1. Аникеева Н. И. «Воспитание игрой»: -M,: Просвещение, 1987
  2. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения в 4-х томах: т.2,М,1964
  3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии / Русский язык за рубежом./ 1986, № 5
  4. Газман О. С., Харитонов Н. Е. В школу с игрой: Книга для учителя.
  5. М,: Просвещение,1991
  6. Матецкая Е. И. Речевая игра на занятиях иностранным языком. М: Просвещение, 1988
  7. Стронин М. Ф. Обучаемые игры (из опыта работы). М:Просвещение,1981
  8. Конышева А. В. Современные методы обучения. Минск. «Тетрасистемс»,2007
  9. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. Минск. «Высшая школа»,1997

Основные термины (генерируются автоматически): игра, иностранный язык, ученик, учащийся, английский язык, игрушка, место ведущего, ребенок, буква, Лондон.

moluch.ru

Оптимизация учебного процесса через использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе

1. /kalyamova.doc.docОптимизация учебного процесса через использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Калямова Вера Геннадьевна город Урай, ХМАО-Югра, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4, учитель начальных классов, e-mail: [email protected]

(соавтор Васильева Раиса Николаевна, город Урай, ХМАО-Югра, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4, учитель начальных классов, e-mail: [email protected] )

Аннотация

Использование новых информационных технологий в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса. Эффективное использование ЦОРов, информационно учебно-методических комплексов вносят изменения в образование в соответствии с требованиями сегодняшнего дня — жизни в информационном обществе.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, оптимизация, унификация ресурсов, электронный учебный комплекс, мультимедийные элементы.

Важнейшей составляющей образования в современных условиях является начальное формирование информационной компетентности, которая позволит эффективно использовать информационные технологии и интегрированный подход в обучении, добиваясь экономии времени и реальной разгрузки учащихся. Необходимым условием качественного современного образования сегодня является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. Использование новых информационных технологий в современной начальной школе является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Цоры, информационные учебно-методические комплексы, как и другие развивающие образовательные системы, предлагают вносить изменения в приоритеты в образовании в соответствии с требованиями сегодняшнего дня — жизни в информационном обществе, где главное:

• не запоминать большой набор готовых знаний, а уметь ими пользоваться, ориентироваться в их системе, самостоятельно расширяя и применяя знания и умения по мере необходимости, решая возникающие в жизни задачи, т.е. в процессе обучения важно сформировать функционально грамотную личность.

• не заучивать все подряд, а учиться выбирать главное и интересное, сформировать такое умение поможет принцип минимакса, согласно которому учебные материалы содержат как обязательные для всех знания (минимум), так и избыточные знания (максимум), которые учащиеся могут усваивать, предварительно сделав выбор.

• не искать и повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения и отвечать за них, используя проблемно-диалогическую технологию. Это обеспечивает создание мотивации у учащихся, а главное позволяет подготовить их к самостоятельному решению возникающих проблем, т.е. к тем ситуациям в жизни, когда приходится использовать полученные знания и умения.

Важнейшей задачей информатизации учебного процесса в нашей школе является: повышение уровня обучения за счет включения в педагогическую практику современных информационно-коммуникационных технологий, использования цифровых образовательных ресурсов. В школе имеется медиатека, в которой собрана коллекция мультимедийных уроков, энциклопедий, словарей, интерактивных репетиторов, развивающих игр и обучающих программ.

Отметим несколько самых востребованных способов использования ЦОР в учебно-воспитательном процессе младших школьников. Электронное пособие применяется непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного. Использование ЦОР, особенно в начальной школе, позволяет при минимальных затратах времени создавать наглядные пособия и как следствие повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости. Так же немаловажное значение имеет и тот факт, что такие наглядные пособия хранятся в электронном виде и не требуют много места. ЦОРы помогают учителю наглядно и доходчиво изложить материал, причем может быть применено как на уроке, так и при подготовке к нему, особенно если учитель использует, например, собственные презентации, дополняя их вычлененными из ЭУК цифровыми образовательными ресурсами. Также ЦОРы могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, подготовка которых почти всегда является для учителя достаточно трудоемким процессом. В таком режиме работы полезно использование в качестве ЦОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов.

На наш взгляд, следует отметить большие возможности выполнения учащимися самостоятельной работы с ЭУК. Такая работа может быть осуществлена при подготовке учениками домашних заданий. ЦОРы могут быть востребованы при выполнении заданий по методу проектов. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и даже простые тексты. Необходимо отметить, что при таком методе использования ЦОР у учащихся возникает больший интерес к предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать себя исследователями в данной области, а учителю позволяет наиболее эффективным способом реализовывать межпредметные связи.

Ещё одним возможным способом использования целостных ЭУК, а также вычлененных ЦОР является их применение при проведении текущего контроля знаний учащихся и уровня усвоения ими материала. После объяснения материала учителем в большинстве случаев организуются контрольно-диагностические мероприятия, под которыми обычно принято понимать проведение тестирования знаний учащихся. Здесь применение соответствующего программного обеспечения позволяет превратить классное или групповое занятие, фактически, в индивидуальное, т.к. уникальное задание будет выполняться конкретным учеником за его отдельным рабочим местом. При этом идентификатором учащегося будет являться его сетевое имя, и, следовательно, исключается возможность списывания. К достоинствам данного подхода можно отнести и программное отслеживание хода решения, информирование преподавателя наглядным способом (с использованием графиков, таблиц и диаграмм) о проценте верных ответов как у одного ученика, так и группы, выполняющей тестирование. В некоторых ЭУК вводится ранжированная система оценивания по конкретным вопросам и темам, к которым они относятся; упрощается процесс сбора и анализа информации об успеваемости, исключается возможное негативное отношение преподавателя к конкретному ученику, т.е. психологический фактор.

Использование мультимедийных пособий дает возможность накопления ЭУК и ЦОР по конкретному предмету или направлению. Это позволяет сформировать базу данных хранимых ресурсов, а при достаточном их наборе и разумных систематизации и каталогизации организовать быстрый и доступный поиск и выбор наиболее соответствующих интересующей теме ЦОР как для учителей, так и для учеников. Таким образом, в рамках нашего образовательного учреждения создан банк данных о хранящихся ЭУК, ЦОР, ресурсах на бумажных носителях, ссылках на сайты в сети Internet по интересующей проблематике.

Возможным методом использования ЦОР является их применение при выполнении практических, лабораторных и групповых занятий. Речь идет об интерактивных ЦОР, фактически являющихся имитаторами проведения лабораторных работ. Безусловно, подобное использование ЦОР обладает рядом недостатков: ученик не участвует непосредственно в проведении опыта; результат, получаемый им, является виртуальным; опыт, хотя и показывается учащемуся в деталях, не дает ему выполнить работу своими руками, почувствовать текстуру материала, научиться пользоваться измерительными и другими приборами. Тем не менее, при использовании подобных ЦОР достигается высокий уровень наглядности, реализуется возможность непосредственного обращения при необходимости к теоретическому или справочному материалу по теме работы, применение таких ЭУК и ЦОР позволяет заменить громоздкое и дорогостоящее оборудование учебных классов и лабораторий.

Следующий метод наиболее характерен для предметов естественно-научного цикла, а также информатики и ИКТ. Речь идет об использовании интерактивных ЦОР в качестве тренажеров. В данном случае программно создается модель объекта, явления или процесса, максимально приближенная к реальности. Такой способ использования может быть полезен не только в преподавании такого предмета как информатика и ИКТ. Возможно смоделировать практически любой процесс или явление, поведение того или иного устройства, а это наряду с остальным позволяет унифицировать учебный процесс, перевести выполнение опасных или дорогостоящих опытов на компьютер.

Эффективным способом использования ЦОР и ЭУК может явиться дистанционное образование, дающее возможность ученику и его родителям, а при необходимости и учителю, знакомиться с материалом, выполнять практические работы и тестовые задания, что весьма актуально для временно нетрудоспособных учеников, учащихся на домашнем обучении или находящихся в отъезде.

Необходимостью использования ЦОР считаем благоприятный фон для достижения успеха и психологического комфорта работы учащегося с учебным материалом. Как показывают исследования, страх ошибки является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей. Поэтому использование ЦОР на уроках в начальной школе исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а исправляет ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, тем самым не нарушая личностного развития ребенка и стимулируя мотивацию.

Одной из важнейших особенностей современных средств обучения является тенденция к унификации ресурсов. Наибольшую ценность для широкого использования представляют ресурсы, которые требуют от преподавателя минимальных навыков работы на компьютере и максимально унифицируют работу школьника. Одной из популярных является Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов, которая создается в ходе проекта «Информатизация системы образования» на федеральном уровне. Инструментальные средства также успешно используются для размещения учебных материалов в сети и их постоянного обновления. Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить: веб-сайты, посвященные отдельным сферам образования, предметной области, уровню обучения, образовательным ресурсам и т.п.

Использование ЦОР в учебной и внеурочной деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Работа с цифровыми образовательными ресурсами увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.

Список использованной литературы.

1. Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу // Информатика и образование. 2000. № 8. С. 9-12.

2. Сайков Б.П. Организация информационного пространства обр. учреждения: Практическое руководство.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

3. Цветкова М.С. Модели комплексной информатизации общего образования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

4. http://school-collection.edu.ru

rushkolnik.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта