Раздел Высшее образование в Петербурге. Оптимизация системы образования в россии
Ничего не найдено для % request_words%
Not Found
Apologies, but the page you requested could not be found. Perhaps searching will help.
Pages
- Блог
- Выпуск 2 — 2013 год
- Выпуск 1 — 2012 год
- Выпуск 1 — 2013 год
- Выпуск 1 — 2014 год
- Выпуск 1 — 2015 год
- Выпуск 1 — 2016 год
- Выпуск 1 — 2017 год
- Выпуск 2 — 2012 год
- Выпуск 2 — 2014 год
- Выпуск 2 — 2015 год
- Выпуск 2 — 2016 год
- Выпуск 2 — 2017 год
- Выпуск 3 — 2013 год
- Выпуск 3 — 2014 год
- Выпуск 3 — 2015 год
- Выпуск 3 — 2016 год
- Выпуск 3 — 2017 год
- Выпуск 4 — 2013 год
- Выпуск 4 — 2014 год
- Выпуск 4 — 2015 год
- Выпуск 4 — 2016 год
- Выпуск 4 — 2017 год
- Выпуск № 3 — 2018 год
- Выпуск №1 — 2018 год
- Выпуск №2 — 2018 год
- Контакты
- О журнале
- Пример страницы
- Раздел главной страницы
- Рубрика главного редактора
- Состав редколегии
- Требования к оформлению ссылок
- Требования к оформлению статей
Categories
- Вопросы профессиональной ориентации
- Государственное и муниципальное управление, менеджмент
- Государственное регулирование сферы безопасности
- Государство и право
- История вмешательства государства в общественные отношения
- Методология государственного регулирования
- Педагогика, психология, конфликтология
- Политические проблемы государственного регулирования
- Рецензии
- Рубрика Главного редактора
- Трибуна молодых ученых
- Управление общественными отношениями
- Философии, идеология, этика и культура государственного регулирования
- Экономика и экономическая политика
Tags
Authors
- anastasiyagraf (10)
- andrei.labah (517)
- DaryaSmirnova (8)
- Евгения Шитова (186)
1. Современное состояние структуры образования. Оптимизация системы образования
Похожие главы из других работ:
Использование развивающих игр и упражнений на уроках технологии
2. Современное состояние проблемы.
Отрадно, что в общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра применяется, как общенаучная, серьезная категория. Возможно...
Исследование проблем внедрения элементов туризма в школьный курс географии
1. Современное состояние туристской отрасли в школьной системе образования
Наше государство является полноправным членом признанных во всем мире всемирных ассоциаций и организаций. Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из источников энергии ХХI века. РК занимает ведущее место в мире по запасам нефти...
История педагогической риторики
2.1 Современное состояние отечественной риторики
О современном состоянии русской риторики идут споры. Риторический ренессанс (бум, всплеск), о котором говорилось особенно с конца 80-х - начала 90-х годов (время перестройки), достаточно утвердил риторику в сознании широкой научной общественности...
Кооперативное образование России
2.1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время высшие учебные заведения потребкооперации осуществляют подготовку специалистов высшей квалификации для формирования управленческого персонала Центросоюза, республиканских, краевых...
Особенности преподавания психологии студентам инженерных специальностей
1.1 Современное состояние психологической науки
По мнению Ф.Е. Василюка «Карта отечественной психологии за последние 10 лет изменилась, пожалуй, более радикально, чем карта Восточной Европы. Тогда, в 1985 г...
Повышение качества муниципальных образовательных услуг
1.2 Современное состояние и тенденции школьного образования в РФ
Известно, что отечественное образование в 60-70 годы прошлого столетия признавалось одним из самых лучших в мире. Однако в 90-е годы ХХ века российское образование стало испытывать значительные сложности...
Проблемы и перспективы развития специального образования
1.1 Современное состояние специального образования в России
Проектирование внеаудиторной творческой деятельности учащихся
1.1 Современное состояние изученности проблемы
К числу основных задач, решавшихся в ходе исследования процесса технического творчества объектом изучения зачастую становился не человек с его индивидуальными особенностями (знаниями, способностями, одаренностью...
Развитие творческих способностей младших школьников средствами математики
1.1 Историография и современное состояние проблемы
Сегодня, решая проблему воспитания мыслящего, творческого, активного, здорового человека, мы утверждаем, что сформировать такую личность может творческая, мыслящая и как непременное условие - гуманная школа...
Реализация национального проекта "Образование" на примере Новосибирской области
Глава I. Современное состояние сферы образования в Российской Федерации
...
Реформа системы образования в России
1. Современное состояние системы образования, цели и этапы ее реформирования
Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования...
Российская система образования
2.2 Современное состояние методологии в вузах с двухуровневой системой образования
В настоящее время в Российской Федерации действует система высшего профессионального образования, в которой переплетаются элементы двухуровневой системы с элементами системы высшего образования советского времени...
Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации
3. Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации
В начале 1993/1994 учебного года в РФ функционировали: 626 высших учебных заведений, в том числе государственных - 548 Россия в цифрах, 2002: Краткий статистический сборник / Госкомстат России. - М., 2002. С. 121 - 122.. В начале 2001/2002 учебного года, соответственно...
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Глава 1. Современное состояние и подходы к проблеме формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
...
Экономическое образование учеников средних школ
Глава 2. Современное состояние школьного экономического образования
Экономическое образование в школе начало развиваться в девяностых годах прошлого века, в тот момент начала формироваться новая экономическая культура, которая потребовала соответствующего экономического воспитания молодого поколения...
ped.bobrodobro.ru
Оптимизация системы образования - Информация
Информация - Педагогика
Другие материалы по предмету Педагогика
Содержание
Введение
. Современное состояние структуры образования
. Факторы развития системы образования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайно важное значение.
Определение стратегических направлений развития систем образования волнует практически всё мировое сообщество. В книге Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос Что вы хотите от школы? получал, как правило, один и тот же ответ: Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно. Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, как достигать цели, если он знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, как использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему легче будет повысить квалификацию, переквалифицироваться, получать любые необходимые дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам. Даже если школа сумеет это делать очень хорошо, для информационного общества, каким становятся США и многие, многие страны современного мира, этого явно недостаточно.
.Современное состояние структуры образования
Один из способов достижения эффективности образования - оптимизация его структуры. В ближайшее время на уровень регионов будут переданы 50% всех ПТУ (2,5 тысячи), столько же останется на федеральном уровне. Чтобы ПТУ и техникумы не остались в 2005 году без денег, их руководители уже сейчас должны заниматься этим вопросом каждый в своем регионе. Может статься, что кое-кто пожелает распустить эти образовательные учреждения, а их площадями воспользоваться в иных целях. Этот вопрос также следует проконтролировать. Ни в коем случае нельзя проводить перепрофилирование этих учебных заведений. Если они нужны субъекту РФ, их необходимо сохранить. Списки-перечни передаваемых ПТУ и техникумов уже составлены, теперь их должно утвердить правительство страны. После этого примерно в течение трех недель эти образовательные учреждения перейдут на баланс регионов. Но на этом процесс оптимизации сети не прекратиться, поскольку в ближайшие два года под юрисдикцию агентства должны будут, в несколько этапов, перейти все те техникумы и вузы, которые сегодня принадлежат другим министерствам и службам. После передачи будет рассматриваться вопрос о том, какие из этих техникумов останутся на федеральном уровне, а какие перейдут на уровень субъектов РФ. Речь идет о примерно 250 вузах и 800 техникумах. Впрочем, вузы останутся на федеральном уровне. Хотя и им предстоит пройти через жесткую оптимизацию. Вузы должны будут интегрироваться с техникумами и ПТУ. Агентство не будет командовать в этом вопросе, оно ждет инициатив снизу.
Сегодня существует проблема неэффективно работающих филиалов вузов: в стране 560 государственных и 700 негосударственных высших учебных заведений. Это много. Но решать судьбу вуза должен совет ректоров, в который входят и представители коммерческих вузов. Необходимо определиться с перечнем нужных специальностей. Если какие-то специальности нужны, никто не закроет вуз, который их выпускает. В общей сложности, в следующем году Федеральное агентство по образованию получит 83 миллиарда рублей из государственного бюджета, за минусом тех 24 миллиардов рублей, которые будут потрачены на финансирование передаваемых в регионы техникумов и ПТУ. Но уже в целом наблюдается рост государственного субсидирования отрасли, примерно на 20% по сравнению в 2004 годом. Это гораздо больше, чем прирост бюджета Министерства культуры и Министерства здравоохранения РФ - 9% и 15% соответственно. Один из приоритетов следующего года - капитальное строительство и укрепление материально-технической базы учебных заведений, покупка нового оборудования. На эти цели необходимо потратить 80 миллиардов рублей. Такие средства в полном объеме государством не выделяются. Но Министерство финансов РФ пошло навстречу просьбам агентства и выделило дополнительно 3,6 миллиарда рублей. 65% из них будут направлены на капитальный ремонт, остальные - на закупку учебного оборудования. В 2004 году внебюджетные доходы вузов превысили их бюджетное финансирование. Поэтому, когда говорят, что „денег не хватает, лучше посмотреть, на что они вузами тратятся.
Если речь идет об экономии средств и оптимальном использовании выделенных ресурсов, то это проблема была всегда, ее несомненно надо решать. Прежде всего, за счет жесткого контроля за тем, сколько денег выделяется на образование и как они используются. Оптимизация финансовых расходов нужна. Но если под „оптимизацией структуры образования подразумевается изменение системы исходя ?/p>
geum.ru
Оптимизация российского образования
13.02.2015
Ректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор Виктор Гришин в беседе с корреспондентом МИА «Россия сегодня» Юлией Осиповой высказал свое мнение по поводу оптимизации российского образования, повышения стоимости обучения и единой проверки знаний студентов.
Качество образования – основное беспокойство власти
Прежде всего, законодательные и исполнительные органы власти озабочены качеством образования. Сокращение вузов – вторичная задача, которая диктуется сложной демографической ситуацией: с 2004 года количество выпускников 11-х классов уменьшилось более чем в два раза. Количество же вузов ежегодно росло и только последние два года чуть сократилось. Разумеется, концепция всеобщей доступности высшего образования привлекательна для нашего населения. Но потом ребята выходят из вузов, не получив серьезного профессионального образования, что представляется мне гораздо более серьезной потерей, чем «всеобщая дипломированность».
Государство абсолютно право, когда говорит, что вузов слишком много, и некачественное образование должно уйти с рынка образовательных услуг, - считает Виктор Гришин. Как и в каком масштабе это будет происходить — время покажет. Важно, чтобы остались хорошие вузы и филиалы. Важно, чтобы они готовили квалифицированных и компетентных выпускников. Не менее важно, чтобы сами выпускники быстро находили себе работу.
Концепция развития образования до 2020 года написана не на пустом месте: она продолжает логику развития образовательных процессов прошлых лет, где заложено повышение качества образования, увеличение научных исследований в вузах, привлечение иностранных студентов, преподавателей, исследователей. Мне видится, что государство весьма системно и последовательно решает проблемы, стоящие сегодня перед нашим образованием.
- Но финансирование при этом урезается с 259 до 233 млрд руб… насколько это будет ощутимо для высшей школы?
— Денег всегда не хватает, особенно в условиях кризиса. Рубль упал в цене, что естественно скажется и на зарплатах, и на покупательской способности преподавателей. Однако президент в своих предвыборных программах обозначил тренд на повышение зарплаты преподавателей к 2018 году в два раза по отношению к средней зарплате по региону. Как этот тренд увязывается с сокращением финансирования образования? Никак.
Понятно, что кризис тяжело скажется на всех. Но я уверен, что инвестиции в человека — образование и здравоохранение — должны оставаться приоритетными для государства. Какое-то количество денег будет высвобождаться в результате сокращения вузов и процесса оптимизации, но они вряд ли позволят решить все проблемы высшей школы.
Повышение стоимости обучения в связи с инфляцией
- Многих волнует вопрос, не поднимутся ли в связи с кризисом цены на обучение, как для абитуриетнов, так и для уже учащихся студентов.
— В связи с кризисом мы не подняли цены на образовательную деятельность. Если бы мы это сделали, были бы не правы ни в политическом, ни в экономическом плане. Наши договоры со студентами имеют фиксированную плату: с первого курса и до конца учебы цена не меняется. Мы даже не стали увеличивать плату за обучение тех студентов, которые были переведены из других вузов, например, из РГТЭУ (Российский государственный торгово-экономический университет был объединен с РЭУ им. Плеханова). Для нас они уже стали нашими студентами.
Что касается первокурсников, вопрос пока остается открытым. Мы будем отслеживать экономическую ситуацию в России, ситуацию на потребительском рынке. Нам важно адекватно поднимать зарплату преподавателям. В связи с этим, скорее всего, для студентов первого курса мы повысим плату за обучение, но не более чем на заложенный процент инфляции (5,5 проц на сегодняшний день).
Для чего нужна независимая оценка студентов
- Летом в десятках вузах пройдет процедура независимой оценки знаний студентов. Разве внутривузовской системы оценки знаний недостаточно, чтобы судить о качестве образования?
— Такая оценка должна быть, хотя в западных вузах превалируют другие тенденции – каждый вуз имеет возможность выдавать собственный диплом. Но большинство европейских вузов в рамках рыночной либеральной экономики укрепили свои позиции с помощью собственных рейтингов, программ и преподавателей.
Российская же система оценки качества образования очень разношерстная: есть процедура аккредитации и лицензирования вузов, но полного представления о качестве знаний студентов она не дает. Между тем, пример ЕГЭ показал, что в едином образовательном пространстве должны быть единые стандарты качества.
Я думаю, здесь уместно говорить об экзаменах по фундаментальным дисциплинам. Дифференцированную же оценку может дать только сам рынок. В этом смысле важен регулярный мониторинг трудоустройства выпускников.
В вузах исчезнут аспирантуры?
- На Съезде российских ректоров Дмитрий Ливанов заявил о том, что во многих вузах в ближайшее время могут исчезнуть аспирантуры и магистратуры. Не ударит ли это по науке в целом?
— Не думаю, что ударит. Большая часть вузов наукой не занимается. 90-е годы привели к тому, что основная масса талантливых исследователей из образования и науки ушли в банковское дело и энергетические отрасли. Сейчас тренд меняется, но науку формировать очень не просто.
Сегодня государство в рамках ограниченных ресурсов приняло свою стратегию, сформировав перечень вузов, которым выделяются дополнительные средства на развитие научно-исследовательского потенциала. Получается это или нет? Пока сказать сложно. Готовить молодого ученого нужно не менее 10-15 лет. Только время покажет, насколько верна стратегия отбора вузов.
Проблемные зоны системы образования
- Следующий вопрос касался темы наиболее проблемных зоны системы высшего образования, которые могут в ближайшие годы могут оказать стагнационное воздействие на процесс модернизации.
Следует более высокими темпами развивать науку, решать инфраструктурные вопросы размещения зарубежных студентов в общежитиях, третья проблемная зона, общая для всех российских вузов, связана с государственным финансированием образования и поддержкой нашего присутствия за рубежом, - отметил Виктор Гришин.
- В стране наблюдается рост безработицы не смотря на то, что с каждым годом растет число обладателей дипломов о высшем образовании.
- Рост безработицы связан не только с вузовским выпуском, но прежде всего с развитием экономики. Диплом сейчас не играет такой роли, как раньше. Каждый руководитель старается понять, что стоит за плечами нанятого сотрудника. Огромное количество частных вузов готовили своих выпускников для пополнения класса безработных.
В этом интервью можно заметить много противоречий. Однако, право составить личное мнение оставляем за читателем.
Источник: РИА Новости
ГлавCправ. 2015
edu.glavsprav.ru
2. Факторы развития системы образования. Оптимизация системы образования
Похожие главы из других работ:
Анализ процессов управления в сфере образования г. Касимов
1.2 История развития системы образования в РФ
...
Инновационные процессы в образовании
2.1 Анализ программы развития городской системы образования
Новое качество образования - главная цель реформирования современной школы. Совершенствование или принципиальная перестройка содержания, форм и методов обучения и воспитания...
История развития образования
Сущность образования как социального института. Источники и факторы его развития
Обычно современные нам педагоги разделяют образование на две отрасли или части: обучение (подготовка к жизни в обществе людей) и воспитание (введение в эту жизнь) (1). Некоторые педагоги понимают обучение как «закачку знаний» в ребенка...
История развития образования
Глава I. Сущность образования как социального института, источники и факторы его развития
Образование как социальный институт имеет невероятное значение в судьбах общества. В процессе образования передается весь тот культурно-исторический опыт, накопленный за долгие годы человеческой истории...
Основные задачи и пути решения проблем образования в Китае
3. Перспективы развития системы высшего образования в Китае и Беларуси
Ускоренные темпы развития экономики...
Основные тенденции и механизмы развития дополнительного образования детей на современном этапе
2. Перспективы развития системы дополнительного образования детей
...
Особенности развития системы высшего образования в Чеченской Республике
1.3 Приоритетные направления развития системы высшего образования
Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества...
Проблемы формирования системы непрерывного образования
3.2 Прогнозы развития системы непрерывного образования
Прогнозы экспертов в сфере развития образования включают ряд тенденций, по каждой из которых уже есть опыт реализации проектов...
Прогноз развития системы образования Мурманской области
1.2 Прогнозирование развития системы образования
Управление образованием как динамической системой требует прогнозной информации о перспективах ее развития для принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок...
Развитие системы дошкольного образования в США
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США
Америка давала приют представителям многих религиозных течений и групп, которые бежали туда, чтобы в максимально чистом виде исповедовать свое учение и воспитывать детей. До 1830 г...
Развитие школ в системе образования в России
2. Перспективы развития России и роль системы образования
Россия, как и многие другие страны, вступила в постпереходную эпоху. Обычно демографический переход сопровождается не только значительным приростом населения и урбанизацией, но также быстрым развитием производства, инфраструктуры...
Реформа системы образования в России
3. Тенденции развития системы образования России
Системы образования динамичны: будучи относительно стабильными, они постепенно начинают отставать от постоянно меняющихся запросов общества и тем самым тормозить его развитие...
Содержание и формы повышения квалификации педагогов дополнительного образования
2.4 Курсы ИПК РО для педагогов ДО " Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования в условиях развития системы дополнительного образования"
Базовый курс включает в себя: 6 дней (с расписанием по дням см. Приложение №2) Предполагаемый эффект - понимание того, что есть образовательная программа и ее формирование...
Тенденции развития системы высшего образования в Украине и за рубежом: основные направления
1. Особенности развития современной системы высшего образования
Одна из характерных особенностей современного периода развития цивилизации заключается в том, что масштабы изменений, происходящие во всех сферах жизнедеятельности общества, значительны, а их последствия радикальны...
Тенденции развития системы высшего образования в Украине и за рубежом: основные направления
3. Факторы развития современной системы высшего образования в Украине
В современном мире, который вошел в третье тысячелетие, развитие Украины определяется в контексте европейской интеграции с ориентацией на фундаментальные ценности западной культуры: парламентаризм, права человека...
ped.bobrodobro.ru
Реферат: Оптимизация системы образования
Стратегические направления развития системы образования, возможность вести внебюджетную деятельность. Процесс интеграции ВУЗов с техникумами и ПТУ в России. Факторы развития системы образования. Основные формы собственности в системе профобразования. Краткое сожержание материала:Размещено на
Содержание
Введение
1. Современное состояние структуры образования
2. Факторы развития системы образования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайно важное значение.
Определение стратегических направлений развития систем образования волнует практически всё мировое сообщество. В книге “Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования” американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос “Что вы хотите от школы?” получал, как правило, один и тот же ответ: “Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно”. Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, как достигать цели, если он знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, как использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему легче будет повысить квалификацию, переквалифицироваться, получать любые необходимые дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам. Даже если школа сумеет это делать очень хорошо, для информационного общества, каким становятся США и многие, многие страны современного мира, этого явно недостаточно.
1. Современное состояние структуры образования
Один из способов достижения эффективности образования - оптимизация его структуры. В ближайшее время на уровень регионов будут переданы 50% всех ПТУ (2,5 тысячи), столько же останется на федеральном уровне. Чтобы ПТУ и техникумы не остались в 2005 году без денег, их руководители уже сейчас должны заниматься этим вопросом каждый в своем регионе. Может статься, что кое-кто пожелает распустить эти образовательные учреждения, а их площадями воспользоваться в иных целях. Этот вопрос также следует проконтролировать. Ни в коем случае нельзя проводить перепрофилирование этих учебных заведений. Если они нужны субъекту РФ, их необходимо сохранить. Списки-перечни передаваемых ПТУ и техникумов уже составлены, теперь их должно утвердить правительство страны. После этого примерно в течение трех недель эти образовательные учреждения перейдут на баланс регионов. Но на этом процесс оптимизации сети не прекратиться, поскольку в ближайшие два года под юрисдикцию агентства должны будут, в несколько этапов, перейти все те техникумы и вузы, которые сегодня принадлежат другим министерствам и службам. После передачи будет рассматриваться вопрос о том, какие из этих техникумов останутся на федеральном уровне, а какие перейдут на уровень субъектов РФ. Речь идет о примерно 250 вузах и 800 техникумах. Впрочем, вузы останутся на федеральном уровне. Хотя и им предстоит пройти через жесткую оптимизацию. Вузы должны будут интегрироваться с техникумами и ПТУ. Агентство не будет командовать в этом вопросе, оно ждет инициатив снизу.
Сегодня существует проблема неэффективно работающих филиалов вузов: в стране 560 государственных и 700 негосударственных высших учебных заведений. Это много. Но решать судьбу вуза должен совет ректоров, в который входят и представители коммерческих вузов. Необходимо определиться с перечнем нужных специальностей. Если какие-то специальности нужны, никто не закроет вуз, который их выпускает. В общей сложности, в следующем году Федеральное агентство по образованию получит 83 миллиарда рублей из государственного бюджета, за минусом тех 24 миллиардов рублей, которые будут потрачены на финансирование передаваемых в регионы техникумов и ПТУ. Но уже в целом наблюдается рост государственного субсидирования отрасли, примерно на 20% по сравнению в 2004 годом. Это гораздо больше, чем прирост бюджета Министерства культуры и Министерства здравоохранения РФ - 9% и 15% соответственно. Один из приоритетов следующего года - капитальное строительство и укрепление материально-технической базы учебных заведений, покупка нового оборудования. На эти цели необходимо потратить 80 миллиардов рублей. Такие средства в полном объеме государством не выделяются. Но Министерство финансов РФ пошло навстречу просьбам агентства и выделило дополнительно 3,6 миллиарда рублей. 65% из них будут направлены на капитальный ремонт, остальные - на закупку учебного оборудования. В 2004 году внебюджетные доходы вузов превысили их бюджетное финансирование. Поэтому, когда говорят, что „денег не хватает“, лучше посмотреть, на что они вузами тратятся.
Если речь идет об экономии средств и оптимальном использовании выделенных ресурсов, то это проблема была всегда, ее несомненно надо решать. Прежде всего, за счет жесткого контроля за тем, сколько денег выделяется на образование и как они используются. Оптимизация финансовых расходов нужна. Но если под „оптимизацией структуры образования“ подразумевается изменение системы исходя из субъективных представлений того или иного пришедшего к власти чиновника, это другой разговор, требующий более детального рассмотрения и обсуждения. Талант любого руководителя или чиновника заключается в том, чтобы желание жестких реформ задавить в зародыше и четко сочетать свои желания с реальными потребностями.
Мы считаем, что система начального и среднего профобразования, которая готовит кадры для регионов, должна быть в зоне ответственности и регулирования региональной власти. А сегодня получается парадоксально: региональные власти отвечают за все, что у них происходит, в том числе и за формирование рынка труда, и не могут при этом влиять на основополагающие системы, определяющие рынок труда, то есть систему начального и среднего профобразования. Кому, как не региональной власти, лучше знать, сколько специалистов и каких профессий необходимо, кто может точнее спрогнозировать развитие промышленного сектора, вообще экономики? На мой взгляд, передача половины ПТУ и техникумов на баланс регионов рассчитана на то, что на местах есть власть, умеющая грамотно распорядиться своими полномочиями. Что касается финансовых ресурсов, учебные заведения передаются не как бедные сироты, а с тем финансированием, которое велось из федерального бюджета. Все деньги, около 24 миллиардов рублей, уйдут в регионы. Другой вопрос, как сделать, чтобы эти средства были четко и ясно видны в бюджетах при передаче заведений начального и среднего профобразования.
Процесс интеграции вузов с техникумами и ПТУ идет в России не первый год. Это естественная необходимость, при этом в интеграции должны быть заинтересованы все стороны.
Если у нас есть неэффективно работающие вузы, неважно государственные они или нет, государство должно заставить эти вузы выполнить все условия, которые прописаны в лицензиях и аккредитациях. Надо спросить, кто выдавал лицензию? Спросить поименно, кто это сделал? Если условия не выполняются, то есть судебная процедура, которая позволяет закрыть учебное заведение. Это не такая простая схема: захочу, закрою вуз.
Если нужно 80 миллиардов рублей, а государство выделяет только треть, то я вам скажу, что сегодня вузам выделяется около пятидесяти миллиардов рублей и зарабатывают они столько же. Итак, сто миллиардов они уже имеют (убрать) Вузы научились зарабатывать деньги. Практически любое государственное высшее учебное заведение имеет сегодня возможность вести внебюджетную деятельность. Здесь есть много проблем. Бюджетное финансирование и внебюджетная деятельность - это допустимо? (поправить) Надо ответить на вопрос: государственный вуз - это где есть и государственная, и коммерческая составляющая, или это чисто бюджетное финансирование? Многие вузы адаптировались в нынешних условиях. Принимают студентов на платной основе. Нельзя запрещать заниматься коммерческой деятельностью вузам, хотя прием студентов на коммерческой основе - не панацея. Если идти на какие-то изменения, то делать это нужно очень продуманно, взвешенно и обоснованно».
образование система интеграция внебюджетный
2. Факторы развития системы образования
Наше министерство с некоторым опозданием обратило внимание на те факторы, под влиянием которых в ближайшее время будет развиваться вся система образования нашей страны, в том числе и высшая школа. Мы бы из всей совокупности факторов выделил три.
Экономические условия, характерные для развития нашей страны, не позволяют вести сильную социальную политику. Это означает, что система образования, в лучшем случае, лишь на 60% будет финансироваться за счет федерального бюджета. Все остальное каждое высшее учебное заведение вынуждено будет зарабатывать само. Это финансово-экономический фактор, который будет действовать независимо от того, кто будет находиться во главе органа, отвечающего за развитие отечественного образования.
Демографическая ситуация и ее неблагоприятное воздействие на развитие отечественного образования. К 2014 году сложится такая ситуация, когда молодых люде...
www.tnu.in.ua
Оптимизация системы образования
Содержание
Введение
1. Современное состояние структуры образования
2. Факторы развития системы образования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайно важное значение.
Определение стратегических направлений развития систем образования волнует практически всё мировое сообщество. В книге “Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования” американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос “Что вы хотите от школы?” получал, как правило, один и тот же ответ: “Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно”. Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, как достигать цели, если он знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, как использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему легче будет повысить квалификацию, переквалифицироваться, получать любые необходимые дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам. Даже если школа сумеет это делать очень хорошо, для информационного общества, каким становятся США и многие, многие страны современного мира, этого явно недостаточно.
Современное состояние структуры образования
Один из способов достижения эффективности образования - оптимизация его структуры. В ближайшее время на уровень регионов будут переданы 50% всех ПТУ (2,5 тысячи), столько же останется на федеральном уровне. Чтобы ПТУ и техникумы не остались в 2005 году без денег, их руководители уже сейчас должны заниматься этим вопросом каждый в своем регионе. Может статься, что кое-кто пожелает распустить эти образовательные учреждения, а их площадями воспользоваться в иных целях. Этот вопрос также следует проконтролировать. Ни в коем случае нельзя проводить перепрофилирование этих учебных заведений. Если они нужны субъекту РФ, их необходимо сохранить. Списки-перечни передаваемых ПТУ и техникумов уже составлены, теперь их должно утвердить правительство страны. После этого примерно в течение трех недель эти образовательные учреждения перейдут на баланс регионов. Но на этом процесс оптимизации сети не прекратиться, поскольку в ближайшие два года под юрисдикцию агентства должны будут, в несколько этапов, перейти все те техникумы и вузы, которые сегодня принадлежат другим министерствам и службам. После передачи будет рассматриваться вопрос о том, какие из этих техникумов останутся на федеральном уровне, а какие перейдут на уровень субъектов РФ. Речь идет о примерно 250 вузах и 800 техникумах. Впрочем, вузы останутся на федеральном уровне. Хотя и им предстоит пройти через жесткую оптимизацию. Вузы должны будут интегрироваться с техникумами и ПТУ. Агентство не будет командовать в этом вопросе, оно ждет инициатив снизу.
Сегодня существует проблема неэффективно работающих филиалов вузов: в стране 560 государственных и 700 негосударственных высших учебных заведений. Это много. Но решать судьбу вуза должен совет ректоров, в который входят и представители коммерческих вузов. Необходимо определиться с перечнем нужных специальностей. Если какие-то специальности нужны, никто не закроет вуз, который их выпускает. В общей сложности, в следующем году Федеральное агентство по образованию получит 83 миллиарда рублей из государственного бюджета, за минусом тех 24 миллиардов рублей, которые будут потрачены на финансирование передаваемых в регионы техникумов и ПТУ. Но уже в целом наблюдается рост государственного субсидирования отрасли, примерно на 20% по сравнению в 2004 годом. Это гораздо больше, чем прирост бюджета Министерства культуры и Министерства здравоохранения РФ - 9% и 15% соответственно. Один из приоритетов следующего года - капитальное строительство и укрепление материально-технической базы учебных заведений, покупка нового оборудования. На эти цели необходимо потратить 80 миллиардов рублей. Такие средства в полном объеме государством не выделяются. Но Министерство финансов РФ пошло навстречу просьбам агентства и выделило дополнительно 3,6 миллиарда рублей. 65% из них будут направлены на капитальный ремонт, остальные - на закупку учебного оборудования. В 2004 году внебюджетные доходы вузов превысили их бюджетное финансирование. Поэтому, когда говорят, что „денег не хватает“, лучше посмотреть, на что они вузами тратятся.
Если речь идет об экономии средств и оптимальном использовании выделенных ресурсов, то это проблема была всегда, ее несомненно надо решать. Прежде всего, за счет жесткого контроля за тем, сколько денег выделяется на образование и как они используются. Оптимизация финансовых расходов нужна. Но если под „оптимизацией структуры образования“ подразумевается изменение системы исходя из субъективных представлений того или иного пришедшего к власти чиновника, это другой разговор, требующий более детального рассмотрения и обсуждения. Талант любого руководителя или чиновника заключается в том, чтобы желание жестких реформ задавить в зародыше и четко сочетать свои желания с реальными потребностями.
Мы считаем, что система начального и среднего профобразования, которая готовит кадры для регионов, должна быть в зоне ответственности и регулирования региональной власти. А сегодня получается парадоксально: региональные власти отвечают за все, что у них происходит, в том числе и за формирование рынка труда, и не могут при этом влиять на основополагающие системы, определяющие рынок труда, то есть систему начального и среднего профобразования. Кому, как не региональной власти, лучше знать, сколько специалистов и каких профессий необходимо, кто может точнее спрогнозировать развитие промышленного сектора, вообще экономики? На мой взгляд, передача половины ПТУ и техникумов на баланс регионов рассчитана на то, что на местах есть власть, умеющая грамотно распорядиться своими полномочиями. Что касается финансовых ресурсов, учебные заведения передаются не как бедные сироты, а с тем финансированием, которое велось из федерального бюджета. Все деньги, около 24 миллиардов рублей, уйдут в регионы. Другой вопрос, как сделать, чтобы эти средства были четко и ясно видны в бюджетах при передаче заведений начального и среднего профобразования.
Процесс интеграции вузов с техникумами и ПТУ идет в России не первый год. Это естественная необходимость, при этом в интеграции должны быть заинтересованы все стороны.
Если у нас есть неэффективно работающие вузы, неважно государственные они или нет, государство должно заставить эти вузы выполнить все условия, которые прописаны в лицензиях и аккредитациях. Надо спросить, кто выдавал лицензию? Спросить поименно, кто это сделал? Если условия не выполняются, то есть судебная процедура, которая позволяет закрыть учебное заведение. Это не такая простая схема: захочу, закрою вуз.
Если нужно 80 миллиардов рублей, а государство выделяет только треть, то я вам скажу, что сегодня вузам выделяется около пятидесяти миллиардов рублей и зарабатывают они столько же. Итак, сто миллиардов они уже имеют (убрать) Вузы научились зарабатывать деньги. Практически любое государственное высшее учебное заведение имеет сегодня возможность вести внебюджетную деятельность. Здесь есть много проблем. Бюджетное финансирование и внебюджетная деятельность - это допустимо? (поправить) Надо ответить на вопрос: государственный вуз - это где есть и государственная, и коммерческая составляющая, или это чисто бюджетное финансирование? Многие вузы адаптировались в нынешних условиях. Принимают студентов на платной основе. Нельзя запрещать заниматься коммерческой деятельностью вузам, хотя прием студентов на коммерческой основе - не панацея. Если идти на какие-то изменения, то делать это нужно очень продуманно, взвешенно и обоснованно».
образование система структура развитие
2. Факторы развития системы образования
Наше министерство с некоторым опозданием обратило внимание на те факторы, под влиянием которых в ближайшее время будет развиваться вся система образования нашей страны, в том числе и высшая школа. Мы бы из всей совокупности факторов выделил три.
Экономические условия, характерные для развития нашей страны, не позволяют вести сильную социальную политику. Это означает, что система образования, в лучшем случае, лишь на 60% будет финансироваться за счет федерального бюджета. Все остальное каждое высшее учебное заведение вынуждено будет зарабатывать само. Это финансово-экономический фактор, который будет действовать независимо от того, кто будет находиться во главе органа, отвечающего за развитие отечественного образования.
Демографическая ситуация и ее неблагоприятное воздействие на развитие отечественного образования. К 2014 году сложится такая ситуация, когда молодых людей, по возрасту способных учиться в вузах, будет в 2 с лишним раза меньше, чем в этом году выделено бюджетных мест. Повлияет она и на количество вузов.
Современные интенсивные обучающие технологии позволяют дать качественное второе и третье образование, а также повысить квалификацию. Через три-четыре года только 5-6 современных отечественных вузов (в масштабе всей страны) смогут давать подобное образование, опираясь на свои возможности.
Среди неблагоприятных последствий последних двенадцати лет - отрыв системы образования от рынка труда. Государство затратило колоссальное количество средств на подготовку специалистов, которые не работают по своей специальности.
Под влиянием перечисленных факторов начнется стремительный процесс сокращения вузов. Это произойдет независимо от политики Правительства. Если мы, как и раньше, пустим все на самотек, мы будем безответственны; если отстраним от этого процесса сами вузы, то такой подход не будет отвечать национальным интересам страны. Если подходить к вопросу сокращения вузов так, как сейчас проводится административная реформа, то это означает, что страна утрачивает интерес к демократическому способу решения самых серьезных проблем.
Мы давние сторонники создания такого типа образовательного учреждения, где непрерывность образования является выраженной чертой. Вуз завтрашнего дня - это непрерывная система образования. В 2000 году на базе РГСУ был создан Федеральный университетский комплекс, в рамках которого есть община „Кижи“, выпускники которой становятся нашими студентами. Есть в Курской области социальный приют, составная часть нашего комплекса, где учатся дети от шести до одиннадцати лет. Есть первый московский кадетский корпус, составная часть университета. Ни одно из этих учреждений не утратило статус юридического лица. Взаимодействуя, мы создаем систему непрерывного образования. Если у вуза есть сильная концепция развития, значит, у него сохраняются значительные шансы оказаться в числе примерно ста вузов, которые останутся в нашей стране к 2014 году. Все, что я читал и изучал по интервью Фурсенко, Балыхина, впервые за последние годы вызвало оптимизм. Наконец-то появились такие суждения, оценки, призывы, которые мне нравятся по содержанию и постановке. Если от этого будет отход, то эта реформа образования будет последней.
Можно по-разному трактовать этот термин. Если делать это с точки зрения повышения качества высшего образования и его авторитета в России, то такая постановка вполне оправданна. Она касается, прежде всего, негосударственного сектора высшей школы, в котором есть много достойных вузов, но в то же время много и не аккредитованных вузов, которые созданы в квартирах и котельных. Если вы посмотрите объявления о приеме в негосударственные вузы, то найдете информацию о приеме без экзаменов. Это нарушение Закона об образовании, всех положений о высшей школе. Вот такая профанация, безусловно, требует жесткой постановки вопроса. В этом отношении я полностью поддерживаю позицию нового министра образования: речь идет о сокращении тех вузов, которые в глазах общественности и родителей ребят, которые там учатся, дискредитируют саму систему высшего образования.
Если говорить об этой политике относительно государственного высшего образования, то большой стратегической ошибкой является позиция, согласно которой у нас слишком много студентов и вузов и только 170 человек на 10 тысяч населения имеют право учиться на бюджетной основе. Государство должно взять на себя большую ответственность за высшее образование, потому что это единственный на сегодня канал пополнения интеллектуальной элиты России.
Была такая идея еще старого министерства о выделении ряда ведущих, основных вузов, на которые можно было бы ориентироваться. Такая позиция оправдана и целесообразна. Государство должно финансировать те направления подготовки специалистов, в которых оно нуждается. В этой связи идут разговоры, что слишком много подготовили учителей, врачей, агрономов. Я сторонник той точки зрения, что насыщение учительской психологией и грамотными людьми в области воспитания - это огромная ниша для духовного обогащения общества. И я бы подумал, прежде чем сокращать подготовку учительских кадров, хотя процент работающих специалистов после окончания педагогических вузов не поднимается выше 30%.
Самые тяжелые годы уже позади, когда направлялись деньги только на стипендии и зарплату педагогов, ни о каком развитии речи не шло. Как зарабатывать? Сейчас государственным вузам дано право сдавать в аренду помещения, получать доход и часть средств направлять на образовательную деятельность. Это один источник дохода, другой - платные образовательные услуги, которые сегодня составляю в государственных вузах 53%.
В системе профобразования были две формы собственности: ведомственные и те, что состояли на балансе государственных органов образования. Первые, по большей части, исчезли вместе с предприятиями. Что касается вторых, то здесь ситуация снова зависит от людей. Каждый регион заинтересован в подготовке кадров. Что касается Москвы, частичная передача ПТУ и техникумов на баланс города только улучшит ситуацию, потому что здесь очень серьезно занимаются укреплением учебно-материальной базы и финансового положения среднего специального образования. Четыре года назад мы создали в столице университетский учебный округ, два года назад он был преобразован в научно-образовательный университетский комплекс, куда входят около 60 учебных учреждений: от детского сада до педагогического колледжа. В рамках этого комплекса отрабатывается модель непрерывного образовательного процесса. Согласно реформе образования ряд средних специальных учебных заведений включены в состав вуза как структурные единицы. Кстати, раньше Москвы вузы стали объединяться с ПТУ и техникумами в Волгограде, Владивостоке. Все зависит не от географии, а от инициативы людей.
Заключение
Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человека идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории "человеческого капитала" образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям. Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности.
Список используемой литературы
1. Онищук В.А. “Урок в современной школе”. Москва, “Просвещение”, 1991 г.
2. Кларин М.В. “Инновации в обучении. Метафоры и модели” Москва, “Наука”, 1997 г.
3. Журналы “Дошкольное воспитание” №№ 5, 12 1997г., № 2 1998г., № 7 2000 г.
4. Журналы “Вестник образования” № 9 1998 г., № 14 2000 г.
doc4web.ru