Государственный бюджет и проблема оптимизации бюджетных расходов (стр. 4 из 15). Оптимизация расходов государственного бюджета
РОЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Эффективность реализации социально-экономической политики любого уровня — федерального, регионального, корпоративного во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и т.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, обеспечении продуктивной занятости, социальной защиты населения, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и других источников и механизмов жизнеобеспечения граждан. Неудовлетворительное развитие социальной сферы объясняются во многом экономическими проблемами и ошибками формирования расходной части бюджетов, когда на финансирование социальных мероприятий предусматривают необоснованно ограниченные средства. При правильном подходе сама социальная политика и социально-трудовая сфера, являющаяся ее основой, могут и должны активно влиять на экономический рост, финансовые потоки и бюджетную политику. Словосочетание социальная политика и экономика прочно вошло в терминологию не только профессиональных ученых и практиков, но и массовый оборот и является одним из самых распространенных терминов в обыденной жизни всех социальных слоев и групп общества. Чтобы делать ее анализ и давать обоснованные оценки, намечать стратегию и тактику осуществления эффективной социальной политики, надо разобраться с её понятийным аппаратом.
Социальная политика – это деятельность по преобразованию социальной сферы. Ее цель – реальное повышение материального и духовного уровня жизни народа, обеспечение надежных гарантий прав и свобод всех членов общества, реализация принципов социалистической справедливости, укрепление правовых и политических основ государства.
Цели социальной политики определяют экономическую стратегию, задают высшую цель экономической политики, с помощью которой организуется трудовая деятельность миллионов трудящихся, определяются цели и задачи развития народного хозяйства. Высшей целью экономической стратегии партии был и остается неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, всестороннее развитие человека, личности. По мере усиления социальной ориентации экономики высшая цель экономической политики наполняется новым содержанием, появляется возможность последовательно ориентировать развитие производства на решение социально-экономических задач, связанных с повышением уровня и дальнейшим развитием социалистического образа жизни. Происходит сближение экономической и социальной политики.
Непосредственной же целью экономической политики является повышение эффективности производства. Важнейшее средство этого повышения — совершенствование хозяйственного механизма как главного инструмента экономической политики. Но роль и значение хозяйственного механизма этим не ограничивается. Хозяйственный механизм влияет на социальную структуру общества, формирует систему норм социально-экономического и прежде всего трудового поведения работников.
Для каждого уровня социально-трудовых отношений специфичны свои предметы отношений и взаимосвязи между ними. Предметом социально-трудовых отношений на индивидуальном уровне выступают определенные стороны трудовой жизни человека, содержание которых определяется целями и задачами в данный период жизни.
Поэтому предметом социально-трудовых отношений выступают трудовое самоопределение, профориентация, профобучение, особое значение имеет регулирование занятости, в том числе, найм – увольнение, социально-профессиональная адаптация, профессиональная подготовка и переподготовка, оценка труда и его вознаграждение. На каждом этапе предметом социально-трудовых отношений может стать степень трудовой активности. Следует сказать, что регулирование степени трудовой активности в рамках трудовых отношений имеет решающее значение на современном этапе.
Предметом групповых (коллективных) социально-трудовых отношений может выступать кадровая политика: аттестация кадров, контроль трудовой деятельности, организация и нормирование труда, оценка эффективности труда, трудовые конфликты и их развитие, а так же трудовая мотивация.
Социально-экономические явления, определяющие предмет социально-трудовых отношений, можно объединить в три относительно самостоятельных блока или направления: социально-трудовые отношения занятости, социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда, и социально-трудовые отношения по поводу вознаграждения за труд. С учетом этих направлений и представлена структура научного отчета.
Для социально-трудовых отношений административно-командной государственной системы дореформенного периода были характерны следующие особенности:
- основной принцип социальной политики государства -патернализм;
- жесткая централизация системы реализации социальных гарантий;
- бюджетный источник финансирования основных мероприятий в рамках социально-трудовых отношений;
- обеспечение минимальной социальной защиты прав трудящихся;
- охват защитой значительных слоев населения.
Переход к рыночной экономике вызывает изменения в экономическом и правовом положении субъектов социально-трудовых отношений, формирует их новые социально-ролевые функции, новое социально-трудовое поведение, новые способы и формы согласования интересов.
В зависимости от способов регулирования, методов разрешения проблем можно выделить типы социально-трудовых отношений. В основе этого деления лежат принципы равенства или неравенства прав и возможностей субъектов социально-трудовых отношений. Другими принципами формирования социально-трудовых отношений являются: солидарность и субсидиарность, равноправное партнерство, принцип господство-подчинение, конфликтное сотрудничество, дискриминация.
В соответствии с этими принципами выделяют два основных типа социально-трудовых отношений: патернализм и социальное партнерство. Патернализм представляет такой тип социально-трудовых отношений, при котором государство полностью регламентирует их. Патернализм как тип отношений может проявляться и на уровне предприятия. В определенных условиях такие отношения могут быть достаточно эффективными. В России же за длительный период существования таких отношений сформировался работник с пассивным трудовым поведением, низким уровнем притязаний к качеству жизни.
В развитых странах преобладающим типом социально-трудовых отношений является социальное партнерство. Оно существует в форме двупартизма и трипартизма. Формирование социального партнерства в развитых странах стало результатом перехода от социально-трудовых отношений типа «конфликтное соперничество» к типу «конфликтное сотрудничество». Особенностью формирования социального партнерства в этих странах являются активные позиции субъектов этих отношений в защите и реализации своих интересов. Для развитых стран характерны сильные профсоюзы и их равенство по отношению к работодателям. В тоже время в последние годы профсоюзы потеряли значительное число своих членов. В России пока не созданы достаточные условия для действия механизма социального партнерства.
Система социальной поддержки, основу которой составляют всеобщие социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы, принципиально неспособна решать задачу перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся домохозяйств. В условиях возросшего недофинансирования социальных программ эта проблема приобрела особенно большую остроту, в том числе политическую.
Оптимизация государственных расходов как условие повышения результативности. Под эффективностью бюджетных расходов чаще всего понимается показатель, определяющий объем затрат бюджета на предоставление единицы бюджетной услуги установленного качества или объем затрат бюджета на достижение единицы конечного результата под результативностью бюджетных расходов – показатель, определяющий степень соответствия предоставленной бюджетной услуги установленным стандартам качества или степень соответствия запланированных и конечных результатов деятельности. Бюджетный кодекс Российской Федерации дает однозначное толкование принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств как достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст. 34. Ключевая функция Министерства состоит в обеспечении полного и своевременного исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установленных нормативными правовыми актами, а также вытекающими из договоров и соглашений, заключенных получателями средств федерального бюджета.
Необходимыми условиями устойчивости бюджетной системы являются соответствие расходных обязательств полномочиям и функциям органов государственной власти и оптимальное распределение бюджетных ресурсов для финансирования этих функций.
Необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на конечные общественно значимые результаты.
Административная функция Министерства финансов Российской Федерации по достижению цели по обеспечению выполнения и создания условий для оптимизации расходных обязательств заключается в своевременной и качественной подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также в обеспечении исполнения федерального бюджета и формировании бюджетной отчетности.
Говоря об оптимизации расходов федерального бюджета, важно отметить, что почти две трети общего объема бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2016-2018 годах будут составлять (как и ранее):
– межбюджетные трансферты;
– расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения установленных функций;
– расходы на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд.
Динамика расходов федерального бюджета по видам расходов обусловлена как общими подходами, примененными при формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016-2018 годы, так и мерами, реализованными в рамках Федерального закона № 384-ФЗ, в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета на 2016 и 2017 годы, в том числе:
– сокращение расходов, за исключением нормативно обусловленных и приравненных к ним, в 2017 году на 10%;
– дополнительное сокращение всех расходов в 2016 году на 2% и соответствующее сокращение расходов в 2017 году.
Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: оптимальное и сбалансированное использование бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном равновесии бюджетных расходов источникам их финансирования.
Будущее Российской экономики всецело и полностью зависит от грамотной оптимизации расходов федерального бюджета. И стоит отметить, что огромную роль в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, играют расходы бюджета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения реформирования бюджетного процесса, которое предполагает эффективное использование бюджетных средств всеми участниками бюджетного процесса, а так же уровеня бюджетных расходов, которые свидетельствует о степени участия государства в экономической деятельности общества и в обеспечении общеэкономического равновесия, мы выявили определение роли оптимизации расходов государственного бюджета при формировании программы социально-экономического развития государства как способа повышения ее эффективности. А так же раскрыли сущность федерального бюджета и его значения, изучили классификацию расходов бюджета, определили особенности государственного регулирования, формирования и исполнения расходной части государственного бюджета, рассмотрели состав расходов и проанализировали использование федерального бюджета на 2015 год, исследовали прогноз расходной части бюджета на 2016 год, выявили роль расходов государственного бюджета в проведении экономической политики государства на современном этапе.
Динамика расходов федерального бюджета по видам расходов обусловлена как общими подходами, примененными при формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016-2018 годы, так и мерами, реализованными в рамках Федерального закона № 384-ФЗ, в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета на 2016 и 2017 годы.
Переход России к рыночной экономике сопровождается формированием основных её институтов, к числу которых принадлежат рынки труда, жилищная и бюджетная сферы. Конечно ситуация далека от совершенства, но стоит принять во внимание тот факт, что еще несколько лет назад положение дел было еще хуже, поскольку правительством практически не выделялись деньги на социальную политику, так как основные средства бюджета направлялись на развитие военной и правоохранительной отраслей.Возникли проблемы на рынке труда, связанный с тем, что большинство государственных предприятий находились на грани банкротства из-за нехватки бюджетного финансирования, многие рабочие были уволены, другие ушли по собственному желанию в торговлю или создали свои предприятия. На этой основе возникли новые проблемы на рынке труда, обусловленные несовместимостью.Потеря работы всегда сопровождается психологическим шоком, а поскольку в России развитие бюджетного финансирования безработным, малоимущим и инвалидам находится только в зачаточной форме, то люди лишившиеся заработка вынуждены всеми возможными способами зарабатывать деньги на жизнь. Немаловажно отметить также, что даже те реформы, которые только разрабатываются, уже содержат в себе немалую долю государственного вмешательства (как это происходит сейчас с пенсионной реформой). Кроме того, стоит обратить внимание на прогнозы Министерства труда и Министерства экономического развития, предвещающие дальнейшее повышение уровня безработицы, несмотря на все попытки правительства решить эту проблему.В результате можно сказать, что положительные явления в социально-экономической политике все-таки имеют место в настоящее время. Возможно, это связано с тем, что за двадцать лет существования Российского государства выросло новое поколение, с новым менталитетом, новыми идеями и новым видением мира, что позволит им в будущем сделать Россию действительно страной с рыночной экономикой.
Будущее Российской экономики всецело и полностью зависит от грамотной оптимизации расходов федерального бюджета.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
Государственный бюджет и проблема оптимизации бюджетных расходов
Основными задачами бюджетной политики на 2002 год и среднесрочную перспективу являются:
- усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента стимулирования экономического роста;
- повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры;
- обеспечение профицита федерального бюджета в условиях увеличения долговых выплат при соблюдении оригинальных графиков платежей по внешним обязательствам;
- повышение качества управления государственными активами и пассивами, совершенствование управление государственным долгом.
Особенностью проекта федерального бюджета на 2002 год является превышение его доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика позволяет с одной стороны обеспечить проведение согласованных с денежно-кредитной политикой мер по снижению инфляции в запланированных пределах, с другой стороны - снизить долговое бремя государства.
Формирование расходной части бюджета осуществлено, исходя из консервативной оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары российского экспорта. При этом, профицит федерального бюджета сформирован за счет дополнительных доходов, прогнозируемых в условиях более высоких экспортных цен. Таким образом, в соответствии с Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации дополнительные доходы, зачисляемые в федеральный бюджет и полученные в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, будут направляться на погашение государственного долга. Кроме того, в 2002 году продолжена реализация мер по консолидации федеральном бюджете государственных ресурсов за счет включения части поступлений от единого социального налога в сумме 257.5 млрд.руб. или 2.43% ВВП, направляемых в соответствии с Концепцией пенсионной реформы в бюджет Пенсионного фонда на выплату базовой части трудовой пенсии.
Согласно данному подходу проект федерального бюджета на 2002 год сформирован по доходам в сумме 1995.4 млрд.руб. или 18.8% ВВП, по расходам - в сумме 1868.9 млрд.руб. или 17.6% ВВП и дефиците в сумме 126.5 млрд.руб или 1.2% ВВП. Объем непроцентных расходов проекта федерального бюджета определился в сумме 1579.1 млрд.руб. или 14.9% ВВП.
В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства бюджетов государственных внебюджетных фондов. В связи со снижением ресурсной базы консолидированного бюджета уровень непроцентных расходов в 2002 году несколько снизится в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В то же время, указанное сокращение будет компенсировано из федерального бюджета за счет средств, выделяемых в рамках финансовой помощи бюджетам других уровней.
Налоговая политика
Основными задачами в области налоговой политики в 2002 году являются снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов из теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в 2002 году меры налоговой политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее воздействие на рост экономики.
Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет:
- совершенствования налогового законодательства, повышения стабильности и прозрачности налоговой системы, расширения налогооблагаемой базы, сокращения нелегального оборота;
- продолжения снижения налогового бремени, в первую очередь, на законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот, отмены отдельных видов налогов.
Во исполнение поставленных задач в 2002 году предусмотрено снижение налогового бремени на 1.8% ВВП, а также создание налоговых механизмов стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития, снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.
В этой связи в 2002 году предусмотрены следующие ключевые изменения налоговой политики:
1. Снижается ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24% с одновременной отменой всех налоговых льгот, что помимо снижения налоговой нагрузки направлено на развитие предпринимательской деятельности и инвестиционной активности в стране. Кроме того, предусмотрено снятие ограничений на отнесение налогоплательщиками на затраты расходов, связанных с извлечением прибыли, среди которых расходы на рекламу, медицинское и имущественное страхование, либерализация амортизационной политики и др. Предусмотрено также включение в затраты расходов организаций на освоение природных ресурсов, что позволит компенсировать часть отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающейся в настоящее время у предприятий.
Реализация мер по совершенствованию уплаты налога на прибыль позволит снизить налоговое бремя на налогоплательщиков в размере 197.8 млрд. рублей или 1.9 процента к ВВП.
2. Вводится налог на добычу полезных ископаемых с одновременной отменой действующих в настоящее время налога за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть. Это позволит упростить налоговый контроль, в том числе за трансфертным ценообразованием в нефтяном секторе экономики, за счет установления специфической ставки на 1 тонну добываемой нефти, изменяемой в зависимости от уровня мировых цен. Изменение порядка налогообложения недропользования при снижении налогового бремени не приведет к потерям доходов бюджетной системы.
3. Отменяются льготы при уплате налога на добавленную стоимость связанные с налогообложением работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что такие средства составляют не менее 50% стоимости этих работ, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (кроме жизненно необходимых), продукции средств массовой информации.
4. Индексируются специфические ставки акцизов на 12 процентов по всем подакцизным товарам исходя из прогнозируемого среднего темпа инфляции в 2002 году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации сухого отбензиненного газа за пределы Российской Федерации.
5. С учетом прогнозируемого роста цен проиндексированы специфические ставки налогообложения по земельному налогу (на 12%), по платежам за пользование водными объектами (в среднем в 2.1 раза) и лесным фондом (на 12%).
В условиях снижения налогового бремени в 2002 году предусматривается продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования. Если в 2001 году уровень собираемости должен повысится по сравнению с прошлым годом на 2.1 процентный пункт и составить 88.8%, то на предстоящий год ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90.6 процента.
В 2002 году продолжится реализация мер по реструктуризации налоговой задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые благоприятно сказались на финансовом положении плательщиков и доходах бюджета. Выполнение налогоплательщиками условий реструктуризации согласно утвержденным графикам погашения реструктурированной задолженности и текущих платежей позволит обеспечить в 2002 году поступления в федеральный бюджет в сумме 7.9 млрд. рублей.
Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год" в проекте федерального бюджета на 2002 год предусматривается рост доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для решения этой задачи предусмотрено создание системы управления государственными активами, а также наведения порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений. В этих целях в доходах федерального бюджета в 2002 году будут учтены средства, получаемые министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями в виде арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом.
В связи с принимаемыми мерами по совершенствованию налоговой политики в 2002 году произошли изменения структуры доходной базы бюджетной системы Российской Федерации. В связи со снижением ставки налога на прибыль сокращается доходная база бюджетов субъектах Российской Федерации.
В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с 2002 года, предусмотрено передать в полном объеме в доходы бюджетов регионов доходы от поступления подоходного налога с физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом, налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах, установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Остальные нормативы распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы сохранены на уровне действующих в 2001 году.
Бюджетная политика в области расходов
Бюджетная политика в следующем году характеризуется ограничением уровня непроцентных расходов, доля которых в ВВП предусмотрена в размере 12.46%, что ниже ожидаемой оценки текущего года.
В то же время в реальном выражении объем непроцентных расходов возрастет в следующем году на 5.3%, при этом возрастет доля непроцентных расходов в расходах бюджета на 1.3 процентный пункт. Уровень непроцентных расходов консолидированного бюджета в следующем году в сопоставимых условиях будет снижаться и составит 23.4% ВВП против 24.6% по ожидаемой оценке в т.г. и 24.0% в 2000 году, что вызвано сокращением доходной базы бюджетов регионов.
mirznanii.com
Оптимизация расходов государственного бюджета - страница 3
ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б
3.2.8
Доходы от продажи земельных участков
1620490
1950540
0
+330050
-1950540
120,37
0,00
3.2
Итого доходов от предпринима-тельской и иной приносящей доходы деятельности
169379403
243542011
348992257
+74162608
+105450246
143,78
143,30
3.3
Административ-ные штрафы и экономические санкции, удержания
72813885
62595626
43721777
-10218259
-18873849
85,97
69,85
3.4
Прочие неналоговые доходы
95865331
139355216
131561215
+43489885
-7794001
145,37
94,41
3
ОБЩАЯ СУММА НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ (3.1+3.2+3.3+3.4)
1122795829
1588815117
3267723538
+466019288
1678908421
141,51
205,67
4
ВСЕГО доходов (1+2+3)
30611083279
38152173851
54899262425
+7541090572
16747088574
124,64
143,90
Источник: собственная разработка на основании данных приложения 2 к Закону «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год», «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», «О республиканском бюджете на 2009 год».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Структура расходов республиканского бюджета за 2007-2009 гг по функциональной классификации
№ п/п
Наименование раздела расходов
Сумма, тыс. руб.
Удельный вес в общей сумме расходов, %
Изменения в структуре, п.п.
2007 год
2008 год
2009 год
2007 год
2008 год
2009 год
2008/ 2007
2009/ 2008
1
ОБЩЕГОСУДАРСТ-ВЕННЫЕ РАСХОДЫ, в том числе
7389259417
8877916304
11872742564
23,08
22,01
20,58
-1,08
-1,43
1.1
Государственные органы общего назначения
574153929
647180821
904538918
1,79
1,60
1,57
-0,19
-0,04
1.2
Международная деятельность
241126656
282948474
396849300
0,75
0,70
0,69
-0,05
-0,01
1.3
Обеспечение проведения выборов и референдумов
405379
25081232
619223
0,00
0,06
0,00
+0,06
-0,06
1.4
Обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления
381802863
754239004
953355011
1,19
1,87
1,65
+0,68
-0,22
1.5
Государственный материальный резерв
68916247
70281942
119306816
0,22
0,17
0,21
-0,04
+0,03
1.6
Фундаментальные научные исследования
108025857
130263000
161040818
0,34
0,32
0,28
-0,01
-0,04
1.7
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области общегосударственных расходов
82075473
117584265
145737752
0,26
0,29
0,25
+0,04
-0,04
1.8
Резервные фонды
489546634
418790000
466440000
1,53
1,04
0,81
-0,49
-0,23
1.9
Другие общегосударственные расходы
983972702
1064440589
1695956221
3,07
2,64
2,94
-0,44
+0,30
1.10
Трансферты другим уровням государственного управления
4459233677
5367106977
7028898505
13,93
13,30
12,18
-0,63
-1,12
2
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА, в том числе
1130646989
1240431439
1732969415
3,53
3,07
3,00
-0,46
-0,07
2.1
Оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь
1049784625
1139014606
1607290950
3,28
2,82
2,79
-0,46
-0,04
2.2
Обеспечение военно-мобилизационной и вневойсковой подготовки
64149928
77745600
98006798
0,20
0,19
0,17
-0,01
-0,02
2.3
Другие расходы на национальную оборону
16712436
23671233
27671667
0,05
0,06
0,05
+0,01
-0,01
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г
3
ПРАВООХРАНИ-ТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ, в том числе
1729195084
1949039998
2642165691
5,4
4,83
4,58
-0,57
-0,25
3.1
Органы внутренних дел
663903055
755178075
1005546743
2,07
1,87
1,74
-0,2
-0,13
3.2
Органы прокуратуры
74085234
85217502
117734083
0,23
0,21
0,2
-0,02
-0,01
3.3
Пограничные войска
174249421
196257324
273441972
0,54
0,49
0,47
-0,06
-0,01
3.4
Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы
161150121
191328315
261486988
0,5
0,47
0,45
-0,03
-0,02
3.5
Органы государственной безопасности
157132407
170477814
235848818
0,49
0,42
0,41
-0,07
-0,01
3.6
Государственные нотариальные конторы
19011657
20887749
32196109
0,06
0,05
0,06
-0,01
0
3.7
Органы судебной власти
106308455
123880703
177149080
0,33
0,31
0,31
-0,03
0
3.8
Таможенные органы
130022351
140355268
185913162
0,41
0,35
0,32
-0,06
-0,03
3.9
Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям
222685244
242768100
324918798
0,7
0,6
0,56
-0,09
-0,04
3.10
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
13974211
15852920
18902185
0,04
0,04
0,03
0
-0,01
3.11
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности
1200000
740000
800000
0
0
0
0
0
3.12
Другие расходы в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности
5472928
6096228
8227753
0,02
0,02
0,01
0
-0,01
4
НАЦИОНАЛЬ-НАЯ ЭКОНОМИКА, в том числе
7118508442
11026431719
17349787758
22,24
27,33
30,07
+5,09
+2,74
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г
4.1
Общие экономические вопросы
929006
899575
1093812
0
0
0
0
0
4.2
Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность
2736946530
2925038573
3543144790
8,55
7,25
6,14
-1,3
-1,11
4.3
Лесное хозяйство
133465267
162261733
225224638
0,42
0,4
0,39
-0,01
-0,01
4.4
Промышленность, энергетика, строительство и архитектура
1924725810
5579616189
1474027845
6,01
13,83
2,55
+7,82
-11,28
4.5
Транспорт
78872899
83827044
92584324
0,25
0,21
0,16
-0,04
-0,05
4.6
Дорожное хозяйство
1883922347
1775099522
2309000000
5,89
4,4
4
-1,49
-0,4
4.7
Связь
158585667
222949351
231891580
0,5
0,55
0,4
+0,06
-0,15
4.8
Другие отрасли национальной экономики
96275300
124375738
9158577656
0,3
0,31
15,87
+0,01
+15,56
4.9
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой
94633210
112363994
130212000
0,3
0,28
0,23
-0,02
-0,05
4.10
Другие расходы в области национальной экономики
10152406
40000000
184031113
0,03
0,1
0,32
+0,07
+0,22
5
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, в том числе
480736250
550096439
620677096
1,5
1,36
1,08
-0,14
-0,29
5.1
Природоохранная деятельность
7869473
9723656
13163813
0,02
0,02
0,02
0
0
5.2
Охрана природной среды
417928586
465886186
517616988
1,31
1,15
0,9
-0,15
-0,26
5.3
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области охраны окружающей среды
1782000
4038480
6063500
0,01
0,01
0,01
0
0
5.4
Другие расходы в области охраны окружающей среды
53156191
70448117
83832795
0,17
0,17
0,15
+0,01
-0,03
6
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО в том числе
8967697
24087540
60754883
0,03
0,06
0,11
+0,03
+0,05
продолжение
www.coolreferat.com
Оптимизация расходов государственного бюджета - страница 2
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А
1.3.3
Прочие сборы и поступления от внешнеэкономической деятельности
8 678 490
7 386 640
10 483 520
0,028
0,019
0,019
-0,009
0
1.3
Итого налоговых дохов от внешнеэкономичес-кой деятельности
2 381 588 100
6 972 953 860
12 285 581 039
7,78
18,277
22,378
+10,497
+4,101
1.4
Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи
2 303 101 481
1 761 870 435
2 321 770 590
7,524
4,618
4,229
-2,906
-0,389
1
ОБЩАЯ СУММА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ (1.1+1.2+1.3+1.4)
19 572 519 020
24 661 049 032
34 811 056 387
63,939
64,639
63,409
+0,7
-1,23
2
ВЗНОСЫ НА ГОСУДАРСТ-ВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
9 915 768 430
11 902 309 702
16 820 482 500
32,393
31,197
30,639
-1,196
-0,558
3.1.1
Проценты за пользование денежными средствами бюджетов
139 800 660
319 324 804
917 072 092
0,457
0,837
1,67
+0,38
+0,833
3.1.2
Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале
644 936 550
823 997 460
1 826 376 197
2,107
2,16
3,327
+0,053
+1,167
3.1
Итого доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности
784 737 210
1 143 322 264
2 743 448 289
2,564
2,997
4,997
+0,433
+2
3.2.1
Доходы от сдачи в аренду земельных участков
430 000
2 110 400
2 321 440
0,001
0,005
0,004
+0,004
-0,001
3.2.2
Доходы от сдачи в аренду иного имущества
36 708 135
47 408 969
75 869 023
0,12
0,124
0,138
+0,004
+0,014
3.2.3
Административные сборы и платежи
11 152 860
10 202 799
9 505 560
0,036
0,027
0,017
-0,012
-0,01
3.2.4
Доходы от оказания платных услуг
634 270
0
310 970
0,002
0
0,001
-0,02
+0,01
3.2.5
Компенсации затрат государства
14 392 088
83 105 646
126 981 238
0,047
0,218
0,231
+0,171
+0,013
3.2.6
Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности
36 384 960
36 736 590
88 916 193
0,119
0,096
0,162
-0,023
+0,066
3.2.7
Доходы от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества
68 056 600
62 027 067
45 087 833
0,222
0,163
0,082
-0,059
-0,081
ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А
3.2.8
Доходы от продажи земельных участков
1 620 490
1 950 540
0
0,005
0,005
0
0
-0,005
3.2
Итого доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности
169 379 403
243 542 011
348 992 257
0,553
0,638
0,636
+0,085
+0,083
3.3
Административные штрафы и экономические санкции, удержания
72 813 885
62 595 626
43 721 777
0,238
0,164
0,08
-0,074
-0,084
3.4
Прочие неналоговые доходы
95 865 331
139 355 216
131 561 215
0,313
0,365
0,24
-0,073
-0,125
3
ОБЩАЯ СУММА НЕНАЛОГО-ВЫХ ДОХОДОВ (3.1+3.2+3.3+3.4)
1 122 795 829
1 588 815 117
3 267 723 538
3,668
4,164
5,952
+0,496
+1,788
4
ВСЕГО доходов (1+2+3)
30 611 083 279
38 152 173 851
54 899 262 425
100
100
100
-
-
Источник: собственная разработка на основании данных приложения 2 к Закону «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год», «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», «О республиканском бюджете на 2009 год».ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Динамика доходов республиканского бюджета за 2007-2009 гг
№ п/п
Наименование дохода
Сумма, тыс. руб.
Абсолютное отклонение, тыс. руб.
Темп роста, %
2007 год
2008 год
2009 год
2008/2007
2009/2008
2008/ 2007
2009/ 2008
1.1.1
Налог на прибыль
2206145712
2465527517
3800158654
+259381805
+1334631137
111,76
154,13
1.1.2
Налог на доходы
50362116
106668545
190462310
+56306429
+83793765
211,8
178,56
1.1
Итого налогов на доходы и прибыль
2256507828
2572196062
3990620964
+315688234
+1418424902
113,99
155,14
1.2.1
Налог на добавленную стоимость
5800171440
7225955110
9839033270
+1425783670
+2613078160
124,58
136,16
1.2.2
Другие налоги и сборы от выручки от реализации товаров (работ, услуг)
3445780597
2356723150
1466101542
-1089057447
-890621608
68,39
62,21
1.2.3
Акцизы
2825074270
3096228974
4109589230
+271154704
+1013360256
109,6
132,73
1.2.4
Налог на приобретение автомобильных транспортных средств
30000000
41000000
64227800
+11000000
+23227800
136,67
156,65
1.2.5
Налоги и сборы на отдельные виды деятельности
0
51508300
55700000
+51508300
+4191700
-
108,14
1.2.6
Сбор (плата) за проезд автомобильных транспортных средств
95057000
104555000
165815643
+9498000
+61260643
109,99
158,59
1.2.7
Регистрационные и лицензионные сборы
22955380
10780898
13605191
-12174482
+2824293
46,96
126,2
1.2.8
Налог за использование природных ресурсов (экологический налог)
412282924
467277243
499011118
+54994319
+31733875
113,34
106,79
1.2
Итого налогов на товары и услуги
12631321611
13354028675
16213083794
+722707064
+2859055119
105,72
121,41
1.3.1
Таможенные сборы, пошлины (ввозные)
1704237770
2141119010
3019334406
+436881240
+878215396
125,63
141,02
1.3.2
Таможенные пошлины (вывозные)
668671840
4824448210
9255763113
+4155776370
+4431314903
721,5
191,85
1.3.3
Прочие сборы и поступления от внешнеэкономи-ческой деятельности
8678490
7386640
10483520
-1291850
+3096880
85,11
141,93
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б
1.3
Итого налоговых дохов от внешнеэкономичес-кой деятельности
2381588100
6972953860
12285581039
+4591365760
+5312627179
292,79
176,19
1.4
Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи
2303101481
1761870435
2321770590
-2126914046
+2145583155
7,65
131,78
1
ОБЩАЯ СУММА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ (1.1+1.2+1.3+1.4)
19572519020
24661049032
34811056387
+22703798012
+10150007355
126
141,16
2
ВЗНОСЫ НА ГОСУДАРСТ-ВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
9915768430
11902309702
16820482500
+1986541272
+4918172798
120,03
141,32
3.1.1
Проценты за пользование денежными средствами бюджетов
139800660
319324804
917072092
-107867856
+885139288
22,84
287,19
3.1.2
Дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале
64936550
823997460
1826376197
+759060910
+1002378737
1268,93
221,65
3.1
Итого доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности
784737210
1143322264
2743448289
+358585054
+1600126025
145,69
239,95
3.2.1
Доходы от сдачи в аренду земельных участков
430000
2110400
2321440
+1680400
+211040
490,79
110
3.2.2
Доходы от сдачи в аренду иного имущества
36708135
47408969
75869023
+10700834
+28460054
129,15
160,03
3.2.3
Административные сборы и платежи
11152860
10202799
9505560
-950061
-697239
91,48
93,17
3.2.4
Доходы от оказания платных услуг
634270
0
310970
-634270
+310970
0
-
3.2.5
Компенсации затрат государства
1439088
83105646
126981238
+81666558
+43875592
577,44
152,79
3.2.6
Доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности
36384960
36736590
88916193
+351630
+52179603
100,97
242,04
3.2.7
Доходы от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества
68056600
62027067
45087833
-6029533
-16939234
91,14
72,69
продолжение
www.coolreferat.com
Оптимизация расходов государственного бюджета - страница 4
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г
6.1
Жилищно-коммунальное хозяйство
1372624
17859658
21222183
0
0,04
0,04
+0,04
-0,01
6.2
Благоустройство населенных пунктов
1391000
1461949
1548458
0
0
0
0
0
6.3
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области жилищно-коммунальных услуг
1146000
1030000
1090000
0
0
0
0
0
6.4
Другие расходы в области жилищно-коммунальных услуг
5058073
3735933
36894242
0,02
0,01
0,06
-0,01
+0,05
7
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, в том числе
919458930
1026004053
1539675988
2,87
2,54
2,67
-0,33
+0,13
7.1
Медицинская помощь населению
596293662
601186641
829998404
1,86
1,49
1,44
-0,37
-0,05
7.2
Санитарно-эпидемиологический надзор
12856910
12644698
17244404
0,04
0,03
0,03
-0,01
0
7.3
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения
20120565
25491755
40521240
0,06
0,06
0,07
0
+0,01
7.4
Другие расходы в области здравоохранения
290187793
386680959
651911940
0,91
0,96
1,13
+0,05
+0,17
8
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, в том числе
407015564
488238952
672312622
1,27
1,21
1,17
-0,06
-0,05
8.1
Физическая культура и спорт
143638510
171694521
231914352
0,45
0,43
0,4
-0,02
-0,02
8.2
Культура
124503855
152673142
241052715
0,39
0,38
0,42
-0,01
+0,04
8.3
Средства массовой информации
135114865
158981198
193211376
0,42
0,39
0,33
-0,03
-0,06
8.4
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации
2991199
3780426
4639450
0,01
0,01
0,01
0
0
8.5
Вопросы религии и иные вопросы в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации
767135
1109665
1494729
0
0
0
0
0
9
ОБРАЗОВАНИЕ, в том числе
1157326639
1278200531
1774759409
3,62
3,17
3,08
-0,45
-0,09
ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г
9.1
Дошкольное образование
29085892
10634517
14700270
0,09
0,03
0,03
-0,06
0
9.2
Общее среднее образование
18239147
18585396
44345810
0,06
0,05
0,08
-0,01
+0,03
9.3
Профессионально-техническое образование
11594528
15871547
28882586
0,04
0,04
0,05
0
+0,01
9.4
Среднее специальное образование
280969324
290989696
387481297
0,88
0,72
0,67
-0,16
-0,05
9.5
Высшее и послевузовское образование
716176161
819297919
1156599104
2,24
2,03
2
-0,21
-0,03
9.6
Повышение квалификации и переподготовка кадров
43624240
51014571
71295348
0,14
0,13
0,12
-0,01
0
9.7
Внешкольное воспитание и обучение
15317100
16937076
26836954
0,05
0,04
0,05
-0,01
0
9.8
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования
15294796
18303680
20045640
0,05
0,05
0,03
0
-0,01
9.10
Другие расходы в области образования
27025451
36566129
24572400
0,08
0,09
0,04
+0,01
-0,05
10
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, в том числе
11669968267
13881726876
19433416999
36,46
34,41
33,68
-2,05
-0,73
10.1
Социальная защита
6370233
7324078
8991809
0,02
0,02
0,02
0
0
10.2
Социальная помощь
2592000
4009000
0
0,01
0,01
0
0
-0,01
10.3
Пенсионное обеспечение
1098106988
1287276613
1570688630
3,43
3,19
2,72
-0,24
-0,47
10.4
Помощь семьям, воспитывающим детей
121899771
0
0
0,38
0
0
-0,38
0
10.5
Молодежная политика
11582582
14846292
19579609
0,04
0,04
0,03
0
0
10.6
Помощь в обеспечении жильем
284595308
355114800
731059400
0,89
0,88
1,27
-0,01
+0,39
10.7
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
9973297630
12013109702
16860182500
31,16
29,78
29,22
-1,38
-0,56
10.8
Другие вопросы в области соц. политики
171523755
200046391
17103097551
0,54
0,5
29,64
-0,04
+29,15
11
ВСЕГО расходов
32011083279
40342173851
57699262425
100
100
100
0
0
Источник: собственная разработка на основании данных приложения 4 к Закону «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год», «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», «О республиканском бюджете на 2009 год».ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Динамика расходов республиканского бюджета за 2007-2009 гг по функциональной классификации
№ п/п
Наименование раздела расходов
Сумма, тыс. руб.
Абсолютный прирост, тыс. руб.
Темп роста, %
2007 год
2008 год
2009 год
2008/ 2007
2009/ 2008
2008/ 2007
2009/ 2008
1
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ, в том числе
7389259417
8877916304
11872742564
+1488656887
+2994826260
120,15
133,73
1.1
Государственные органы общего назначения
574153929
647180821
904538918
+3026892
+257358097
112,72
139,77
1.2
Международная деятельность
241126656
282948474
396849300
+41821818
+113900826
117,34
140,25
1.3
Обеспечение проведения выборов и референдумов
405379
25081232
619223
+24675853
-24462009
6187,11
2,47
1.4
Обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления
381802863
754239004
953355011
+372436141
+199116007
197,55
126,40
1.5
Государственный материальный резерв
68916247
70281942
119306816
+1365695
+49024874
101,98
169,75
1.6
Фундаментальные научные исследования
108025857
130263000
161040818
+22237143
+30777818
120,59
123,63
1.7
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области общегосударственных расходов
82075473
117584265
145737752
+35508792
+28153487
143,26
123,94
1.8
Резервные фонды
489546634
418790000
466440000
-70756634
+47650000
85,55
111,38
1.9
Другие общегосударственные расходы
983972702
1064440589
1695956221
+80467887
+631515632
108,18
159,33
1.10
Трансферты другим уровням государственного управления
4459233677
5367106977
7028898505
+907873300
+1661791528
120,36
130,96
2
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА, в том числе
1130646989
1240431439
1732969415
+109784450
+492537976
109,71
139,71
2.1
Оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь
1049784625
1139014606
1607290950
+89229981
+468276344
108,50
141,11
2.2
Обеспечение военно-мобилизационной и вневойсковой подготовки
64149928
77745600
98006798
+13595672
+20261198
121,19
126,06
2.3
Другие расходы на национальную оборону
16712436
23671233
27671667
+6958797
+4000434
141,64
116,90
продолжение
www.coolreferat.com
Оптимизация расходов государственного бюджета - страница 5
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
3
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ, в том числе
1729195084
1949039998
2642165691
+219844914
+693125693
112,71
135,56
3.1
Органы внутренних дел
663903055
755178075
1005546743
+91275020
+250368668
113,75
133,15
3.2
Органы прокуратуры
74085234
85217502
117734083
+11132268
+32516581
115,03
138,16
3.3
Пограничные войска
174249421
196257324
273441972
+22007903
+77184648
112,63
139,33
3.4
Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы
161150121
191328315
261486988
+30178194
+70158673
118,73
136,67
3.5
Органы государственной безопасности
157132407
170477814
235848818
+13345407
+65371004
108,49
138,35
3.6
Государственные нотариальные конторы
19011657
20887749
32196109
+1876092
+11308360
109,87
154,14
3.7
Органы судебной власти
106308455
123880703
177149080
+17572248
+53268377
116,53
143
3.8
Таможенные органы
130022351
140355268
185913162
+10332917
+45557894
107,95
132,46
3.9
Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям
222685244
242768100
324918798
+20082856
+82150698
109,02
133,84
3.10
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
13974211
15852920
18902185
+1878709
+3049265
113,44
119,23
3.11
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности
1200000
740000
800000
-460000
+60000
61,67
108,11
3.12
Другие расходы в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности
5472928
6096228
8227753
+623300
+2131525
111,39
134,96
4
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, в том числе
7118508442
11026431719
17349787758
+3907923277
+6323356039
154,9
157,35
4.1
Общие экономические вопросы
929006
899575
1093812
-29431
+194237
96,83
121,59
4.2
Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность
2736946530
2925038573
3543144790
+188092043
+618106217
106,87
121,13
4.3
Лесное хозяйство
133465267
162261733
225224638
+28796466
+62962905
121,58
138,8
4.4
Промышленность, энергетика, строительство и архитектура
1924725810
5579616189
1474027845
+3654890379
-4105588344
289,89
26,42
4.5
Транспорт
78872899
83827044
92584324
+4954145
+8757280
106,28
110,45
4.6
Дорожное хозяйство
1883922347
1775099522
2309000000
-108822825
+533900478
94,22
130,08
4.7
Связь
158585667
222949351
231891580
+64363684
+8942229
140,59
104,01
4.8
Другие отрасли национальной экономики
96275300
124375738
9158577656
+28100438
+9034201918
129,19
7363,64
4.9
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой
94633210
112363994
130212000
+17730784
+17848006
118,74
115,88
4.10
Другие расходы в области национальной экономики
10152406
40000000
184031113
+29847594
+144031113
394
460,08
5
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, в том числе
480736250
550096439
620677096
+69360189
+70580657
114,43
112,83
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
5.1
Природоохранная деятельность
7869473
9723656
13163813
+1854183
+3440157
123,56
135,38
5.2
Охрана природной среды
417928586
465886186
517616988
+47957600
+51730802
111,48
111,1
5.3
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области охраны окружающей среды
1782000
4038480
6063500
+2256480
+2025020
226,63
150,14
5.4
Другие расходы в области охраны окружающей среды
53156191
70448117
83832795
+17291926
+13384678
132,53
119
6
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, в том числе
8967697
24087540
60754883
+15119843
+36667343
268,6
252,23
6.1
Жилищно-коммунальное хозяйство
1372624
17859658
21222183
+16487034
+3362525
1301,13
118,83
6.2
Благоустройство населенных пунктов
1391000
1461949
1548458
+70949
+86509
105,1
105,92
6.3
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области жилищно-коммунальных услуг
1146000
1030000
1090000
-116000
+60000
89,88
105,83
6.4
Другие расходы в области жилищно-коммунальных услуг
5058073
3735933
36894242
-1322140
+33158309
73,86
987,55
7
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, в том числе
919458930
1026004053
1539675988
+106545123
+513671935
111,59
150,07
7.1
Медицинская помощь населению
596293662
601186641
829998404
+4892979
+228811763
100,82
138,06
7.2
Санитарно-эпидемиологический надзор
12856910
12644698
17244404
-212212
+4599706
98,35
136,38
7.3
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения
20120565
25491755
40521240
+5371190
+15029485
126,7
158,96
7.4
Другие расходы в области здравоохранения
290187793
386680959
651911940
+96493166
+265230981
133,25
168,59
8
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, в том числе
407015564
488238952
672312622
+81223388
+184073670
119,96
137,7
8.1
Физическая культура и спорт
143638510
171694521
231914352
+28056011
+60219831
119,53
135,07
8.2
Культура
124503855
152673142
241052715
+28169287
+88379573
122,63
157,89
8.3
Средства массовой информации
135114865
158981198
193211376
+23866333
+34230178
117,66
121,53
8.4
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации
2991199
3780426
4639450
+789227
+859024
126,38
122,72
8.5
Вопросы религии и иные вопросы в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации