Оптимизация работы транспорта: методы и решения логистики. Оптимизация логистики


Оптимизация логистики

В условиях обостряющейся конкуренции и борьбы за рынки компании стремятся сократить затраты в каждом звене, но это может привести к неоптимальному развитию всей системы логистики предприятия в целом.

Логисты и транспортники заняты решением оперативных задач, а вопросы стратегического развития часто рассматриваются другими подразделениями. Логистические стратегии часто выходят за пределами их рассмотрения.

Представители отдельных подразделений могут быть не заинтересованы в комплексных решениях. Вопросы, строить ли свой склад и где, отдавать ли на аутсорсинг логистику могут затрагивать личные интересы конкретных людей.

Выработка решения внутри компании требует согласования множества позиций, создание практически неуправляемой рабочей группы и т.д. и т.п.

В этой ситуации консультант может дать независимое обоснованное решение, при этом минимально отрывая работников от решения их ежедневных задач. К тем компетенциям, которые уже имеются в компании, консультант может добавить широкое знание отрасли и ее лучших практик, знание смежных рынков, опыт подготовки стратегических документов, да и просто ответы на вопросы, которые назрели внутри компании и требуют особой  (транспортной!) компетенции.

Ситуации, когда полезно начать оптимизацию логистики:

 

Нет пределов совершенству, поэтому оптимизация логистики приносит результаты любой компании. Но особенно актуальна эта задача для компаний, крупных холдингов, имеющих сложную организационную структуру, большую номенклатуру выпускаемой продукции, широкий круг поставщиков, диверсифицированные рынки сбыта.. иными словами, чем больше масштаб и сложность бизнеса, тем больший эффект способна принести оптимизация.

В математике оптимизация – нахождение минимума или максимума (в зависимости от задачи) целевой функции. Это понимание оптимизации пришло из математики и в управленческую практику.

Оптимизация логистики - это достижение такого состояния транспортно-логистической системы, в котором она наиболее эффективна по какому-либо заданному нами показателю.

Оптимизировать можно практически любой элемент (подсистему) транспортно-логистической системы, поэтому спектр работ в рамках данного направления очень широкий, далее приводим не полный перечень возможных оптимизаций:

Однако есть и иной подход в планировании логистики, при котором транспортно-логистическая система понимается как единое целое, а оптимизируется весь комплекс логистических схем. Большая часть проектов «Морстройтехнологии» в области оптимизации логистики связаны именно с комплексной оптимизацией.

Одним из востребованных в последнее время направлений является оптимизация логистики при освоении труднодоступных месторождений.

Хотя конкретный набор задач определяется особенностями каждого проекта, можно выделить несколько базовых этапов при оптимизации логистики.

1. Определение целей и задач. Снижение транспортных затрат, конечно же, является приоритетной задачей для подавляющего большинства компаний. Тем не менее, надежность цепи поставок, возможность гибкой реакции на изменения рыночной конъюнктуры, обеспечение гарантированного доступа к той или иной транспортной инфраструктуре могут также быть немаловажными факторами.

Поэтому, начиная работу над проектом оптимизации логистики, мы в первую очередь проводим интервью с руководством компании, людьми, обладающими ключевыми компетенциями в логистической деятельности предприятия, чтобы понять, какие ожидания есть от логистической стратегии, и предлагаем критерии оптимизации логистики, которые согласовываются компанией.

Также анализируются требования к логистике со стороны прочих подразделений компаний.

2. Анализ текущего состояния транспортной системы включает как анализ статистики и показателей работы всех элементов транспортного комплекса компании, так и обследование необходимых элементов инфраструктуры. Внимание уделяется как внутренней (например, внутризаводской) транспортной инфраструктуре, так и внешней – морским и речным портам, автодорогам, пропускной способности железнодорожных станций и т.п.Для этого наши специалисты выезжают на наиболее значимые объекты для обследования, привлекаются эксперты разного профиля.

3. Еще одна фаза оптимизации – моделирование грузопотоков. Для каждого предприятия мы строим модель грузопотоков, в которой для каждой номенклатуры груза определяются все возможные корреспонденции (т.е. направления поставок продукции с предприятия либо точки отгрузки поступающего сырья), альтернативные маршруты доставки, и по ним рассчитываются  обобщенные логистические затраты.

Эти затраты включают не только транспортные издержки, но и стоимость хранения, может быть учтена стоимость оборотных средств, «замороженных» при длинных сроках поставок.

Отдельно учитываются также существующие и перспективные ограничения по каналам поставок – например, ограниченная пропускная способность железнодорожных подходов или морских портовых терминалов.

Для анализа грузопотоков разработана модель на базе Excel, которая помогает автоматизировать эти расчеты.

4. Результирующая стадия – разработка плана мероприятий, которые включают в себя как решения по строительству или реконструкции транспортной инфраструктуры, так и организационные мероприятия.Предлагаются технологические решения, оценивается стоимость строительства. Принимаются решения об оптимальных транспортно-логистических каналах, определяется целесообразность приобретения активов (складов, портовых терминалов, оборудования, подвижного состава), определяются принципы взаимодействия споставщикам транспортных и логистических услуг.

Результат оптимизации логистики зависит от конкретной ситуации предприятия и поставленных целей. Как правило, результатом является сокращение обобщенных транспортных затрат (т.е. затрат, включающих не только все затраты на транспорт и хранение, но стоимостную оценку качественных характеристик цепочек поставок, таких, как сроки, риски срыва поставки, повреждения груза и т.п., а также стоимость содержания и строительства транспортной инфраструктуры).

Простая минимизация транспортных затрат может привести к высоким рискам и большим потерям. Более затратная инфраструктура может работать более надежно и регулярно. Это необходимо учитывать при постановке целей оптимизации и разработке соответствующих решений.

Оптимизация логистики приглашенной инжиниринговой компанией предполагает участие заказчика в определении целей работы, анализе ситуации и разработке плана мероприятий, поскольку никто не знает Вашу компанию изнутри так, как Вы.

Совместная работа начинается с составления технического задания. Поскольку эта задача не так однозначна и проста, мы предлагаем Вашему вниманию примеры технических заданий по некоторым выполненным нами проектам, а также информационный материал о том, как правильно составить техническое задание на оптимизацию логистики.

Ну а лучше всего – просто свяжитесь с нами. Мы поможем сформулировать, какие выгоды ваше предприятие сможет получить от оптимизации.

Вопросы стоимости всегда волнуют практичные умы. К сожалению, мы не можем дать ответ на этот вопрос, не понимая особенностей каждой отдельной задачи, работы.

Ценообразование учитывает сложность работы и объем трудозатрат.

Проекты по оптимизации логистики, как правило, часто требуют детального обследования и технологического анализа существующей инфраструктуры и площадок потенциального строительства с выездом группы специалистов на объект. Кроме того, может потребоваться обработка большого массива первичных документов для получения данных о текущей ситуации и динамике развития.

Диапазоны стоимости услуг в зависимости от состава работ показаны в информационном материале «От чего зависит стоимость услуг?».

Морстройтехнологию отличает:

morproekt.ru

Оптимизация транспортных процессов и расходов на предприятии

Основные задачи транспортной оптимизации

Основная задача, которая стоит перед менеджерами организации в данном аспекте, это снижение затрат на перевозки без потери их качества. Про планирование логистических процессов было рассказано в отдельной статье. Рассмотрим основные типы издержек, характерных для процесса перевозки сырья, готового товара или персонала:

  1. Затраты на погрузку/разгрузку, а также доставку товара в торговую точку.
  2. Расходы на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт ТС.
  3. Топливные затраты.
  4. Оплата труда водителей, механиков, экспедиторов.
  5. Уплата налогов, пошлин, таможенных сборов.
  6. Затраты на проезд по платным автодорогам.

Оптимизация транспортной работы необходима при неконтролируемом росте описанных издержек. Процесс оптимизации транспортных расходов на предприятии начинается с анализа текущей логистической стратегии и сбора рекомендаций по ее коррекции.

Анализу подвергаются такие аспекты транспортной системы предприятия:

Коррекция текущей логистической стратегии позволит выработать эффективный методологический аппарат для оптимизации работы транспорта. Для эффективных изменений логистический отдел должен выработать «дорожную карту» и согласовать ее с руководством и финансовым подразделением.

Приоритетные задачи, которые должны быть решены в ходе оптимизации процессов транспорта:

В рамках «оздоровления» логистического направления предприятия нужно придерживаться таких мер, которые не скажутся на безопасности груза или пассажиров, соблюдении времени прибытия-отбытия, увеличении времени простоя на этапе погрузки/разгрузки.

Как оптимизировать транспортную работу предприятия

Существует три основных направления, нововведения в которых обеспечат снижение затрат на перевозку грузов и пассажиров:

  1. Выбор оптимальных ТС: эксплуатационные характеристики транспортного средства формируют уровень затрат на транспорт. Важно, чтобы в парке компании были негабаритные модели для перевозок в пределах населенного пункта;
  2. Подбор оптимально расположенных разгрузочно-погрузочных пунктов: склады нужно анализировать не только по уровню удобства подъезда/погрузки, но и по степени удаленности поставщиков;
  3. Анализ целесообразности владения собственным парком ТС: этот аспект актуален для субъектов малого бизнеса. Логистическое подразделение должно сопоставить затраты на владение собственным парком с расценками на услуги транспортных фирм.

После анализа приоритетных направлений логистики предприятия нужно инициировать разработку плана оптимизации транспортных расходов на предприятии. Этот план имеет, как правило, общую конфигурацию вне зависимости от типа предприятия:

  1. Постановка задачи перед группой менеджеров логистического отдела;
  2. Координация межведомственной работы, издание директив и регламентов, регулирующих взаимодействие между подразделениями;
  3. Внедрение единых показателей эффективности работы для отделов, связанных с логистикой;
  4. Привлечение топ-менеджмента для эффективной коммуникации между отделами и формирования отчетной документации;
  5. Делегирование полномочий, назначение группы работников, отвечающих за достижение плановых показателей.

После того как данные управленческие решения будут реализованы, нужно избрать эффективную методику оптимизации управления транспортными системами.

Основные методы снижения транспортных расходов

В современном логистическом менеджменте разработана методологическая база, позволяющая снизить издержки на транспортировку грузов и пассажиров. Решения в рамках данных методов принимаются на основе математического моделирования. Это могут быть алгоритмы для компьютерных расчетов или эвристические модели.

Например, широко используются такие методы оптимизации транспортных процессов:

  1. «Метод северо-западного угла»: используется для решения исключительно транспортных задач. Транспортная таблица перебирается от самого левого столбца верхней строки. В таблицу вписываются максимальные значения, при которых не будут превышены возможности поставщика и потребности покупателя. Описываемый метод не принимает в расчет такой ключевой фактор, как стоимость доставки;
  2. «Метод Фогеля»: по этому методу для каждого столбца ТТ(транспортной таблицы) нужно вычислить разницу между двумя наименьшими тарифами;
  3. Метод минимальных затрат: логист записывает отгрузку в те ячейки, которые имеет наименьший тариф на перевозку.

Данные методы реализованы в рамках CRM-системы «1С: Предприятие». Расчет транспортных задач можно вести в автоматическом режиме, активируя различные подстройки в программной оболочке.

Также для снижения затрат можно использовать «полевые методы», такие как «Способ коммивояжера», состоящий в построении такого маршрута, при котором можно минимум 1 раз пройти по территории нужных городов, а затем вернуться в точку отправления. «Метод коммивояжера» позволяет моделировать маршрут так, чтобы водитель не делал «крюков» или без надобности не проезжал по одной локации несколько раз.

Использование автоматизированных логистических систем

Предприятие с развитым логистическим направлением в своей деятельности обязано использовать программные решения, которые помогут отслеживать информацию о перевозках и формировать на ее основе базы данных с возможностью выгрузки Exel или другие программы.

Такое ПО должно иметь следующий функционал:

Автоматизированные системы должны состоять не только из программного обеспечения, но и трекеров, которые передают текущее положение автомобиля, данные о расходе топлива, времени в пути, соблюдении режима труда и отдыха.

Оптимизация транспортного отдела предприятия – важнейшая задача корпоративного менеджмента, так как от этого направления зависит коммуникация с поставщиками, партнерами и конечными потребителями. Нельзя придерживаться одного аспекта совершенствования перевозок – нужно вводить инновации комплексно. Современное ПО позволяет нивелировать долю человеческого участия в моделировании перевозок, поэтому менеджмент должен быть задействован в обновлении МТБ предприятия, формировании отчетности и разработке предложений по дальнейшему совершенствованию логистики.

arprime.ru

битва кладовщиков и роботов Laravel 5

Логистика – функция бизнеса, которая выглядит туманной и неизведанной для людей, которые, на первый взгляд, никак с ней не связаны. Между тем, она оказывает огромное влияние на жизнь всей компании – от офис-менеджера до финансового директора. Ведь от эффективности логистики зависит и эффективность всего бизнеса в целом.

 

Логистика начала развиваться в нашей стране на десятилетия позже, чем в США или европейских странах. Сегодня эффективные логистические решения по-прежнему в дефиците.  Нерациональные перевозки на большие расстояния, длительные хранение больших товарных запасов на огромных складах – все это съедает значительную долю выручки отдельного предприятия. А в масштабах страны представляет собой чуть ли не бедствие. По некоторым данным, логистические издержки составляют в нашей стране около 20% ВВП, при этом в мире они приближаются к 14%. Если бы Россия снизила логистические затраты до среднемирового уровня, то удалось бы сэкономить порядка 2,5 трлн рублей. Общая эффективность логистики у нас тоже отстает: по данным Boston Consulting Group, Россия занимает 90-е место в индексе эффективности логистики, уступая даже Казахстану, который находится на 88 месте.

 

Источник: Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала. Андрей Тимофеев, партнер и управляющий директор Boston Consulting Group, 2014

Однако грамотная логистика помогает эффективно экономить средства не только в масштабах страны, но и на отдельном производстве. По подсчетам экспертов, на российских предприятиях затраты на логистику составляют сегодня порядка 40-70% от общих затрат. Только 30% компаний отмечают, что "логистическая часть" составляет не более 10% от конечной цены продукции. В терминах актуальной нынче темы импортозамещения это означает, что себестоимость продукции, произведенной в России, непомерно высока по сравнению с иностранными компаниями аналогичного сегмента, но тратящими на логистику существенно меньше.

Источник: Armstrong & Associates Inc.; RBC Research; KPMG; Всемирный банк; Международный валютный  фонд.

Куда уплывают финансы

Куда же именно уходят огромные логистические бюджеты отечественных предприятий? Согласно опросам, около 80% логистических расходов приходится просто на транспортировку – то есть, по сути, на перевоз товара или сырья из пункта А в пункт Б. Около 11% занимает таможенное оформление техники или комплектующих, поставляемых из Азии или Европы. Наконец, еще 9% приходится на складирование.

Причин, по которым логистика съедает средства вместо того, чтобы их экономить, несколько. Первая звучит несколько парадоксально – многие компании и не думают об экономии. Например, некоторые крупные компании делают ставку на клиентоориентированность в угоду сокращению издержек. Яркий пример – "Северсталь-групп", которая создала собственного сильного железнодорожного оператора "Северстальтранс", выкупив доли в ключевых портах и получив в свое распоряжение обширный автопарк.  В компании посчитали, что доставка "от двери к двери" станет ее конкурентным преимуществом. Стратегия сработала, однако затраты "Северстали" выросли в разы. "Больше ездить и дальше возить – это вообще не логистика», - критикует компанию директор логистического оператора Logistics Field Audit Андрей Хлус.

Другая существенная причина неэффективности российской логистики – банальная нерациональность. "Наиболее ярко дисбаланс проявляется в доминировании автотранспорта на сверхдальних маршрутах, - поясняет Андрей Тимофеев, управляющий партнер Boston Consulting Group. – Было установлено, что в России эффективное расстояние перевозок тяжелых грузов автотранспортом составляет 600 км, легких грузов – 1200 км. При этом сегодня грузы едут на авто на дистанции до 2500-3000 км, что экономически является совершенно неоправданным". Отчасти компании вынуждены обращаться к автоперевозкам потому, что многие направления просто недостижимы с использованием других видов транспорта. Отчасти потому, что мало кто действительно скрупулезно просчитывает, какие грузы, какой плотности и веса выгоднее везти фурами, а какие – вагонами.

Наконец, склады, которые хоть и занимают всего 9% в общем логистическом бюджете среднестатистической российской производственной компании, тем не менее являются существенной статьей для потенциальной экономии. Большинство предприятий содержат собственные значительные складские мощности. При этом продукция, которая хранится на таком складе,  подолгу не вывозится. Каждый день содержания товара на складе – это издержки, которые в результате долгого хранения могут превысить стоимость товара в несколько раз. Большой склад – это та брешь, куда утекают значительные средства.

"В компаниях часто накапливается от 60 до 120% запасов товара, – говорит Валерий Лукиных. – Это критические размеры, которые нужно срочно уменьшать на 50–100%. Оптимальный страховой запас составляет всего 7–17% от общего объема продаваемых товаров. Уменьшив запасы до такого уровня, фирма автоматически получает прирост прибыли".

Идеи: заморские и не очень

Некоторые разумные решения логистических проблем, как водится, пришли из-за рубежа. Например, первыми, как устранить гигантскую брешь со складскими запасами, придумали японцы. В 1959 году всемирно известный производитель автомобилей Toyota придумал новую систему логистики "Карточка". Суть решения заключалась в том, что все уровни производства становились связанными друг с другом. Если до этого каждый цех вынужден был обращаться к складским запасам, то теперь за нужными деталями обращались напрямую к их производителю – отправляли карточку. Таким образом, детали с конвейера тут же поступали на следующий этап сборки, а не поступали в хранилища. Благодаря "карточной" системе японцы очень быстро свели товарные запасы практически к нулю.

Сегодня ведущие японские производители продолжают совершенствовать логистические услуги. Вложения в современные центры приносят увеличение производства и рост продаж. Осенью 2014 года автопроизводитель Nissan завершил строительство нового  логистического центра на заводе в Кантоне, штат Миссисипи, США. Также компания строит новый парк поставщиков с интегрированным логистическим центром. Новый центр сможет предоставить место примерно для десятка поставщиков, который расположен рядом с заводом по сборке автомобилей. Интегрированный логистический центр займет площадь в 93 тыс. кв. метров и обеспечит работой 800 тыс. человек. Создание масштабного центра направлено на значительное увеличение продаж Nissan.  Несколько лет назад компания продавала 69%  процентов автомобилей, выпущенных в США, на местном рынке. В 2015 году продажи должны возрасти до 85%.

Следующим важным шагом в решении проблем логистики стала система just-in-time (точно вовремя), которая родилась в США, но начала широко применять в России еще в начале 2000-х годов. Если система "Карточки" имела своей целью оптимизировать важнейшую часть логистической цепочки – складирование – то just-in-time имела дело с другим, не менее важным процессом – управлением поставками и заказами. Суть этой системы сводится к тому, чтобы производить именно то количество товара и именно в тот момент, который требуется клиенту, чтобы максимально сократить издержки на закупку и хранение комплектующих, а также содержание готовой продукции.

"Несколько лет назад мы активно начали сокращать склады и переходить на систему "точно вовремя", – рассказывает начальник отдела снабжения мебельной фабрики "Коста Белла" Владимир Белов. – До поставки деталей минута в минуту пока далеко, но доставки комплектующих день в день уже действует. Результаты впечатляют – складские помещения удалось сократить на 20%, также сократилось и время хранения комплектующих – теперь оно составляет не более двух дней. Соответственно, уменьшились общие расходы на содержание склада, а упорядоченные поставки комплектующих позволили ускорить процесс производства.

В 2011 году по такой схеме начала работать ОАО "Кондитерская фабрика "Ударница". Вся логистика была отдана на аутсорсинг ОАО "ФПК-Логистика", которая по договору взяла на себя все перевозки фабрики.  В комплекс услуг входит автомобильная доставка паллет с кондитерскими изделиям до складов получателей, складская сортировка продукции и доставка автотранспортом "точно в срок" в продуктовые сети. Таким образом, производителю удалось высвободить значительные ресурсы, которые до этого были направлены на сортировку продукции и ее развоз по торговым сетям и другим покупателям.

Наконец, важным этапом на пути создания действительно эффективной логистики стали решения, помогающие оптимизировать маршруты. Маршруты – это третья часть логистической цепочки, наряду с управлением поставками и заказами, а также складами. Для появления на свет подобных решений потребовалось несколько технологических прорывов, которые, к счастью, случились. И на сей раз, даже у нас. Например, система "Глонасс", которая помогла еще одному производителю кондитерки, фабрике "Славянка", оптимизировать перемещение собственного автотранспорта. На легковые и грузовые автомобили, которые использует фабрика, были установлены модули мониторинга, а часть машин была оборудована датчиками расхода топлива.  Главная задача – сэкономить ГСМ, пресечь продажу топлива "налево" и неучтенные рейсы служебного транспорта. Уже через месяц установка системы себя оправдала. Расход фабрики на топливо сократился на 5 до 20% в зависимости от типа транспорта", - сообщает Виктор Трофимов, заместитель генерального директора ЦСМ "Сателлит", реализовавшей проект.

Другим важным технологическим достижением стали разнообразные ПО, позволяющие управлять логистикой на основе мощнейших аналитических модулей. Это и обычные учетные ERP-системы, и более продвинутые специализированные логистические продукты класса WMS (системы управления складскими запасами). Этот рынок за последние 10 лет вырос в разы не только в мире, но и в России. Различное программное обеспечение от Oracle, SAP, Microsoft и даже отечественной 1С позволяют компаниям меньше тратить время на формирование заказов, сводить ошибки к минимуму, автоматизировать приемку и перемещение. Как это происходит на практике, легко посмотреть на примере одного из ведущих российских производителей парфюмерии ОАО "Аромат". Компания работает с огромным количеством ингредиентов и комплектующих – более 10 тыс. наименований. Чтобы сократить брак и ускорить все процессы на производстве, на предприятии был построен современный многоярусный склад. Для управления процессами отгрузки, обменом данными между производством и складом понадобилось современное программное обеспечение, которые бы взаимодействовало с установленной на фабрике  ERP-системой "1С:Управление производственным предприятием". С помощью нового складского ПО предстояло решить следующие проблемы: автоматизировать прием товара и распределение по местам хранения, ускорить поиск редких товарных позиций. Нередко «штучные» уникальные ингредиенты разыскивались на складе вручную и если сотрудник склада по каким-то причинам отсутствовал, то поиск нужной составляющей мог продолжаться несколько дней, из-за чего значительно затягивался производственный цикл, а следовательно, росли издержки. Установка современного ПО и автоматизация склада сделали прием, отгрузку и распределение товара более функциональным. Были сведены к минимуму потери в результате нарушения упаковки, неправильного хранения или загрязнения комплектующих. Редкие ингредиенты больше не нужно искать вручную – вся информация отображается на мониторе. Прекратились производственные простои. Общая пропускная способность складов в результате установки современной WMS-системы увеличилась на 30%, а себестоимость производства упала на 10%.

Отдать в хорошие руки

Еще одним решением проблем логистики во всем мире стало развитие практики аутсорсинга. Начиная с 80-х гг, крупные западные промышленные компании все чаще стали отдавать логистическую часть в руки специализированным оператором. При такой практике абсолютно все логистические процессы или их часть оказалась по сути вне компетенций предприятия. Поставка товара на место хранения, хранение на оборудованных специализированных складах, погрузка-разгрузка и доставка партий товара конечному потребителю – за все это стали отвечать не производители, а логистические операторы. Иностранцы быстро подсчитали, что передача логистики на аутсорсинг позволяет сократить расходы на нее минимум в два раза, заодно повысив удовлетворенность клиентов и скорость логистических процессов, ибо ими начали заниматься профильные специалисты, а не производственники – по остаточному принципу.

Однако в России практика логистического аутсорсинга приживаться никак не хочет. По опросам, проведенным экспертами в 2014 году, только 28% представителей крупного российского бизнеса готовы передать логистику "в хорошие руки". При этом 32% категорически не желают об этом думать, а еще 41% пока не пришел к однозначному мнению. Причин такого неприятия общемировой практики несколько. Самая очевидная (и называемая в качестве основной подавляющим большинством респондентов) – высокие тарифы на логистические услуги при сильно посредственном качестве сервиса. Вторая причина – частый срыв сроков поставки. Для клиентоориентированных производителей это абсолютно недопустимо. Плюс ко всему, если компания-производитель действительно считает каждый рубль, озаботилась внедрением системы just-in-time и старается свести к нулю складские запасы, срыв сроков поставки – это моментальный сбой всей системы, а, следовательно, дополнительные расходы, ради сокращения которых, собственно, и был придуман аутсорсинг.

Наконец, реальный эффект от аутсорсинга достигается, если действительно все процессы передаются в руки профессиональных логистических операторов. Простой пример – тот же склад. Представьте, что вы хотели бы передать в руки профессионального оператора складирование, скажем, вашей антикварной мебели, чтобы сэкономить время и деньги. Привлечение профессионалов выгодно, если вы можете получить весь комплекс услуг: начиная от вывоза драгоценного бабушкиного комода, оборачивания его специальной пленкой и заканчивая ежегодной обработкой этого самого комода специализированным раствором. В случае, если получить все это "в одном окне" невозможно, то будет проще и дешевле нанять газель, вывезти мебель к другу на дачу за 200 км от вашего дома, а потом постоянно ездить на такси, чтобы потереть с нее пыль. Другими словами, на логистическом рынке России даже сегодня возможность получить полный комплекс услуг практически равна нулю. Даже международные игроки логистического рынка не готовы предлагать логистические решения, которые покрыли бы все запросы клиента – от А до Я. 

Почему – объясняет Михаил Черемухин, директор по развитию "Национальной логистической компании". "Чтобы построить полностью интегрированного логистического оператора, нужны огромные инвестиции в склады, дороги, транспортный парк, кадры. При этом нужно понимать, что это "длинные деньги", а их в российской экономике очень мало.

Партнер международной компании A.T. Kearney Руслан Корж считает, что уровень развития логистических услуг в России сегодня соответствует уровню США и Европы середины 80-х годов.

Дело не только в недостатке серьезных логистических компаний, но и в высоких тарифах на железнодорожные перевозки и неудовлетворительном состоянии дорожной сети. Например, российские лесозаготовители, использующие даже самую передовую технику, теряют на перевозке сырья до 50% его себестоимости.

По всем направлениям

"На сегодняшний день возможности для оптимизации логистических процессов в России огромны", - уверен Андрей Тимофеев из Boston Consulting Group. Однако для достижения полномасштабного эффекта, работа должна вестись по всем направлениям логистической цепочки, считает эксперт. Каждая компания должна начинать с управления поставками и заказами, работать над построением оптимальных маршрутов, сокращать издержки на складские услуги, и одновременно исследовать возможности по оптимизации транспортировки грузов, имея в виду все возможные варианты: железнодорожные перевозки, морские и авиа-перевозки, автомобильные магистрали. Однако в первую очередь требуется улучшение самой логистической инфраструктуры – подвижного состава, железнодорожных путей, дорог, портов, авиа-терминалов. Очевидно, что последнее требует участия не только частного бизнеса, но и государства. Только в случае масштабных инвестиций в инфраструктуру, у российских компаний появятся реальные шансы построить по-настоящему эффективную логистику. Это – важнейший шаг, после которого уже можно будет смотреть и на решения XXI века. Например, такие, которые только в прошлом году начал использовать крупнейший испанский производитель чистящих средств KH Lloreda. Он запустил полностью роботизированный склад, который занимает площадь 4000 кв. метров, хранит продукцию, ведет ее учет, доставляет и распределяет более 7 тыс. позиций без участия человека. Благодаря инновационному решению компания смогла сократить срок поиска позиции на складе и время его доставки по месту назначения с шести часов до 15 минут. Для нас такие цифры – пока еще все равно, что космос. Но это не означает, что к ним не нужно стремиться.

Источник: "Алгоритм успеха" [rusal.ru]

iteam.ru

как улучшить сервис и влюбить в себя клиента

Когда фактически любой товар можно купить у разных поставщиков по одной и той же цене, клиент выбирает лучшее обслуживание и минимальную стоимость доставки. Благодаря собственной курьерской и транспортной службе срок доставки наших товаров по Москве сократился с трех дней до одного. А объем продаж за последние два года вырос в 2,5 раза. Как удалось добиться таких результатов?

Фото: www.diacaf.com

 

Мария Данилова,

руководитель отдела доставки, «Альпина Паблишер»

В этой статье вы узнаете

Оптимизация логистики необходима, так как цена и качество доставки могут повлиять на окончательное решение клиента о приобретении того или иного товара. При этом как для потребителя, так и для компании наиболее важны такие параметры, как скорость доставки, уровень сервиса и стоимость услуги. Стоит учесть, что в процессе оптимизации можно улучшить не больше двух параметров: доставить и быстро, и качественно, и дешево одновременно не получится.

Для нас наиболее приоритетными являются скорость доставки и уровень сервиса. Понятно, что на начальном этапе работа по улучшению этих показателей связана для компании с неминуемыми издержками, но мы стараемся, чтобы эти дополнительные затраты не сказывались на цене доставки для клиентов. К тому же впоследствии за счет увеличения объемов продаж расходы компании на доставку единицы продукции снизятся. Давайте подробнее рассмотрим, какие зоны можно усовершенствовать и что следует учесть, если оптимизация доставки – следующий шаг для повышения лояльности клиентов к вашей компании.

ТОП-5 самых нужных статей для коммерсанта:

Оптимизация логистики: выбор наилучшего варианта доставки

Открыв собственный интернет-магазин, мы прежде всего задумались о способах доставки продукции потребителям. Ни одна из компаний, рассматриваемых нами в качестве партнера, не могла обеспечить необходимую скорость и качество выполнения заказов. Поскольку мы так и не нашли подходящую курьерскую службу, было решено создать собственный отдел доставки. Наши курьеры и экспедиторы работают на территории Москвы и Московской области, а отправку книг в другие регионы (включая подготовку и отправку посылок и бандеролей через специализированный почтовый сервис) мы отдали на аутсорсинг компании, которая работает напрямую с «Почтой России» на особых условиях и может влиять на срок доставки. Качественная логистика позволяет увеличить скорость в среднем на четыре-пять дней в зависимости от степени удаленности региона (за счет приоритетных отправлений), а также снизить количество потерянных заказов, так как следить за ходом доставки можно в трекинговой системе партнерской компании.

Человеческий фактор. Сотрудник службы доставки — лицо компании. Это первый, а зачастую и единственный представитель организации, которого видит клиент, поэтому так важно, чтобы он произвел хорошее впечатление. Курьер должен быть вежливым и отзывчивым — например, заранее предупредить о времени доставки, подождать запаздывающего покупателя не пять минут, а полчаса. В таком случае клиент понимает, что он важен для компании, о нем заботятся. И в этом смысле штатные сотрудники способны создать наиболее выгодное представление об организации, к тому же их работу проще контролировать.

Оптимизация логистики начинается с курьеров. Наши курьеры трудятся в компании по несколько лет. Помимо достойной оплаты труда, мы предлагаем им систему нематериальной мотивации и стараемся поддерживать в коллективе благоприятную атмосферу. В компании ценят тех, кто проявляет трудолюбие, неравнодушие, заинтересованность в результате, — таких сотрудников мы поощряем как словесно, так и с помощью корпоративных подарков. Немаловажную роль в системе мотивации играют положительные отзывы клиентов, которые являются лучшей оценкой качества работы как отдельного сотрудника, так и компании в целом.

Постоянные покупатели знают курьеров в лицо, и персонал хорошо знаком с такими клиентами, поэтому при доставке значительно сокращается время на поиск нужного дома или офиса. Кроме того, сократить сроки доставки можно за счет более тщательного планирования маршрутов.

Справедливости ради надо сказать, что в периоды, когда объемы продаж очень велики, например перед Новым годом, довольно сложно обеспечивать доставку только за счет штатных сотрудников, — приходится прибегать к услугам сторонних организаций. В этом случае мы всегда предупреждаем наших клиентов, что срок доставки может увеличиться, и, как правило, они относятся к этому с пониманием.

Стандарты доставки. У нас нет четко прописанных скриптов для работы сотрудников отдела доставки с клиентами. Конечно, каждый новый сотрудник службы доставки получает некий свод «подсказок» по работе с заказчиками и хорошо представляет, что и как нужно говорить покупателю при общении по телефону и при личной встрече. Это очень помогает в период адаптации.

Например, после получения заказа курьер или экспедитор обязательно созванивается с клиентом и уточняет адрес и удобное время доставки. Кроме того, сотрудник помогает покупателю разгрузить или донести товар. Все это положительно влияет на имидж компании. При этом мы не хотим, чтобы наши курьеры вели себя как роботы, бездумно произнося заученные фразы. Самое главное — это вежливость, внимательность и клиентоориентированность; а в остальном сотрудник может действовать на свое усмотрение.

В ближайшее время мы планируем брендировать свой автопарк и ввести униформу для курьеров и экспедиторов. Таким образом качественная логистика поможет привлечь дополнительное внимание к компании.

Оптимизация процессов логистики: склад

У издательства есть два склада — оптовый и розничный (склад интернет-магазина). Они находятся недалеко друг от друга, что позволяет поддерживать оптимальный товарный запас, а значит, сокращать время сбора заказа и его доставки. Кроме того, это большое преимущество на случай форс-мажорных обстоятельств, когда составить и отвезти заказ надо срочно.

Система учета. Прежде чем принять решение об установке дорогостоящей специализированной системы, ответьте себе на два вопроса: какие проблемы решит ее внедрение и какую прибыль вы получите в результате? Затем опишите преимущества и недостатки использования такой программы, ознакомьтесь со статисткой и практикой ее применения в других компаниях, оцените риски.

В нашем случае установка специализированной системы управления складом оказалась нецелесообразной. Мы в свое время рассмотрели несколько программ, оценили риски и пришли к выводу, что их внедрение вряд ли облегчит работу сотрудников. По нашим подсчетам, расходы на приобретение системы и ее обслуживание, адаптацию к ней и обучение персонала значительно превысили бы возможную прибыль от ее использования. Поэтому для нас оптимальным вариантом стала программа «1С:Склад»: она проста и не вызывает у работников никаких затруднений.

Персонал. На розничном складе издательства работают два человека, и вскоре мы планируем взять еще одного. Учитывая сравнительно небольшой объем продукции, этого вполне достаточно. Сотрудники очень хорошо знакомы с издательским ассортиментом, быстро ориентируются на складе и оперативно собирают заказы. Несмотря на то что складской персонал не общается с клиентами, его работа напрямую влияет на качество обслуживания: если сотрудники бережно относятся к книгам, следят, чтобы они не запачкались и не помялись, качество сервиса, безусловно, повышается.

Мы изначально принимаем на работу, в том числе на склад, людей с активной жизненной позицией, заинтересованных в том, что они будет делать, любящих книги, — для нас это очень важно. К каждому сотруднику мы стараемся найти индивидуальный подход, в компании развита система нематериальной мотивации. Мы понимаем, что человеческий фактор является ключевым для оптимизации логистики, создания успешной рабочей и творческой команды.

Дополнительные клиентские сервисы

Для удобства клиентов мы постоянно совершенствуем систему доставки — например, подключили систему SMS-оповещения клиентов, благодаря которой покупатели узнают, когда заказ собран или отправлен. Кроме того, по желанию заказчика эти сообщения могут также высылаться на электронную почту — таким образом, клиент в любом случае получит оповещение.

Пункты самовывоза. Для иногородних клиентов получить товар в пункте самовывоза может быть гораздо удобнее, чем ждать посылки. Мы планируем открыть такие пункты в нескольких городах России и собираемся сотрудничать с различными сетями постоматов1, что позволит увеличить охват территории и максимально сократить сроки доставки.

Как будет действовать эта система? Клиент сделает заказ, и в течение двух-пяти рабочих дней его посылка окажется в ближайшем постомате, откуда он сможет забрать ее в любое удобное время. Срок хранения посылки — около недели. При этом можно выбрать способ оплаты: предварительно по безналичному расчету или через платежный терминал при получении. Сообщение о доставке заказа в пункт самовывоза клиент также получит в SMS и по электронной почте.

К недостаткам этой системы доставки можно отнести возможные возвраты и отказы. Если клиент не забрал товар в течение оговоренного срока, заказ возвращается назад. Но нас это не очень пугает, так как, согласно нашей статистике, возвраты составляют всего 2–3%.

1 Постоматы — терминалы с ячейками для хранения товаров, заказанных в интернет-магазине. Клиент может самостоятельно забрать оттуда свой заказ, введя специальный код доступа. — Ред.

Мнение

Оптимизация логистики: 5 причин о ней задуматься

Роман Кикоть, операционный директор, «Бета продакшн»

На разных этапах цепочки продаж процессы товародвижения могут менять скорость и направление. Оптимизация процессов логистики должна происходить путем построения системы управления поставками, комплектацией и упаковкой, а также организацией доставки товара. При этом существуют пять ключевых факторов, игнорирование которых может привести к убыткам в логистике интернет-магазина.

  1. Приемка и хранение товара. Необходимо точно знать, какой товар, в какое время и в каком количестве поступил на склад, сколько его имеется в наличии в данный момент и когда он появится в следующий раз.

  2. Точность комплектации заказов. Перепутать товары в заказе — значит потерять деньги. А разрешение возникших конфликтных ситуаций в любом случае выльется в дополнительные затраты.

  3. Скорость выполнения заказа. Это еще одна немаловажная деталь в работе интернет-магазина. Чем быстрее ритейлер отправит заказ и получит за него деньги, тем лучше.

  4. Обработка возвратов. Она тоже крайне важна. Умение правильно, быстро и четко обрабатывать возвраты позволит экономить на закупках товаров.

  5. Сроки. Покупатель, размещая заказ, должен быть уверен, что он получит именно тот товар, который ему нужен, и в те сроки, на которые он рассчитывал. Без отлаженных логистических процессов это невозможно.

 

Информация об авторе и компании

Мария Данилова окончила Всероссийскую государственную налоговую академию (специальность — «налоги и налогообложение»). Имеет шестилетний опыт работы в логистике, закупках и внешнеэкономической деятельности.

«Альпина Паблишер» — ведущее российское издательство, специализирующееся на деловой и профессиональной литературе, аудиокнигах, электронных книгах и видеокурсах. На сегодняшний день выпускает порядка 200 наименований книг в год суммарным тиражом более 1 млн экземпляров. Официальный сайт —www.alpinabook.ru

«Бета продакшн» — фулфилмент-оператор, специализирующийся на предоставлении комплекса услуг в сфере дистанционной торговли. Осуществляет поставку, хранение на собственных складах, обработку, упаковку и доставку заказа конечному покупателю (с возможностью возврата). Складские площади в Москве составляют более 25 000 кв. м. Официальный сайт —http://betaproduction.ru

www.kom-dir.ru

Бизнес идеиОптимизация внутренней логистики предприятия

Для торговых предприятий очень важно иметь эффективную внутреннюю логистику. От работы данных служб зависит эффективность товарооборота. Внутренняя логистика объединяет целый ряд логистических функций, которые обеспечивают материальные потоки внутри предприятия. Инфраструктурно данная система включает – склады и транспорт.

Как бы хорошо не была логистическая система вашего предприятия, важно своевременно проводить анализ ее работы и при необходимости проводить ее реорганизацию. Дело в том, что рынок постоянно меняется, меняются приоритеты и предпочтения покупателей. Важно вовремя на все это реагировать. Новые задачи требуют и новых решений, в том числе и от логистической службы предприятия.

Причины для реорганизации логистической системы компании

В качестве основных причин, которые требуют внесения изменений в принцип работы логистики, могут выступать:

Что надо делать при проведении анализа эффективности логистической системы предприятия

Для проведения комплексного анализа и разработки мероприятий по реорганизации логистической системы необходимо выбрать определенную последовательность действий, чтобы определить наиболее проблемные места в логистической цепочке. Примерная последовательность действий может быть следующей:

1. Определение возможностей хранения товаров на складах с точки зрения потенциальной их емкости и возможного более эффективного использования площадей.

2. Анализ потенциальных возможностей складских помещений с точки зрения отгрузок, выявление возможностей повышения объемов отгрузки.

3. Техническая реорганизация складов для повышения эффективности приема, хранения и отгрузки товаров.

4. Анализ показателей эффективности основных складских процессов и выявление доступных мер, которые помогут оптимизировать работу складов.

5. Формирование комплекса требований, которые предъявляют новые условия к складскому хозяйству предприятия.

6. Оптимизация планирования межскладского движения материальных потоков: формирование оптимальных планов и графиков отгрузки и принятия товара внутри складской системы организации.

Мы привели только примерный перечень мероприятий по реорганизации логистической службы предприятия. В каждом конкретном случае некоторые пункты могут дополняться или опускаться, в зависимости от целей и задач.

Помните главное правило – любая реорганизация логистики должна быть направлена на достижение определенного уровня логистического сервиса при установленном уровне затрат. Поток товаров при движении по всей логистической цепочке предприятия должен быть эффективным и не приносить лишних расходов.

Раздел: Бизнес

Источник: BePrime.ru

beprime.ru

Логистика. Шпаргалка. 9 ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (С. В. Загородников)

9 ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Логистическая система предприятия функционирует, постоянно изменяя свои параметры. При этом каждая комбинация значений рассматриваемых параметров логистической системы характеризуется различной эффективностью. Современные условия требуют постоянной оптимизации работы логистики в целях повышения ее эффективности.

Оптимизация представляет собой установление наилучшего соответствия между системой и ее окружением. Оптимизация должна охватывать весь процесс решения логистических задач, включая уяснение самой задачи, выбор системы целей, анализ и синтез систем, выбор наилучшей системы.

Оптимизация логистической системы – это процедура (процесс) управления логистической системой в целях достижения экстремального значения критерия оценки ее качества. Однако при проведении оптимизации логистической системы не следует пытаться достичь точного значения экстремума, поскольку это стремление может обернуться многими трудностями, а конечный эффект может быть невелик. С понятием оптимизации связано понятие оптимальности.

Оптимальность в логистике может употребляться в трех значениях: как наилучший вариант из всех возможных состояний системы, т. е. решение задачи на оптимум; как наилучшее направление изменений логистической системы, т. е. выйти на оптимум; как цель развития (в том случае, если говорят о достижении оптимума).

Оптимальность логистической системы также означает характеристику уровня качества принимаемых решений (оптимальный план, оптимальное управление), характеристику состояния логистической системы или ее функционирования (оптимальное распределение ресурсов, оптимальное функционирование складской системы).

Оптимизация логистической системы должна проводиться на основе соблюдения принципа оптимизации, который может быть сформулирован следующим образом: любое решение должно приниматься всегда таким образом, чтобы благодаря выбранной альтернативе (другими словами, благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата) осуществлялось бы оптимальное достижение поставленной системы целей обслуживания логистической системы.

Логистическая система вообще может быть эффективной, но не обязательно оптимальной, оптимальной, но неэффективной, как эффективной, так и оптимальной. Эффективность и оптимальность взаимосвязаны. Как эффективность, так и оптимальность системы зависят во многом от того, насколько эффективны и оптимальны логистические подсистемы, и наоборот. Существует зависимость: эффективность функционирования компонентов способствует росту эффективности логистической системы в целом, но не всегда приводит к ней.

kartaslov.ru

9 ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ |  Читать онлайн, без регистрации

9 ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Логистическая система предприятия функционирует, постоянно изменяя свои параметры. При этом каждая комбинация значений рассматриваемых параметров логистической системы характеризуется различной эффективностью. Современные условия требуют постоянной оптимизации работы логистики в целях повышения ее эффективности.

Оптимизация представляет собой установление наилучшего соответствия между системой и ее окружением. Оптимизация должна охватывать весь процесс решения логистических задач, включая уяснение самой задачи, выбор системы целей, анализ и синтез систем, выбор наилучшей системы.

Оптимизация логистической системы – это процедура (процесс) управления логистической системой в целях достижения экстремального значения критерия оценки ее качества. Однако при проведении оптимизации логистической системы не следует пытаться достичь точного значения экстремума, поскольку это стремление может обернуться многими трудностями, а конечный эффект может быть невелик. С понятием оптимизации связано понятие оптимальности.

Оптимальность в логистике может употребляться в трех значениях: как наилучший вариант из всех возможных состояний системы, т. е. решение задачи на оптимум; как наилучшее направление изменений логистической системы, т. е. выйти на оптимум; как цель развития (в том случае, если говорят о достижении оптимума).

Оптимальность логистической системы также означает характеристику уровня качества принимаемых решений (оптимальный план, оптимальное управление), характеристику состояния логистической системы или ее функционирования (оптимальное распределение ресурсов, оптимальное функционирование складской системы).

Оптимизация логистической системы должна проводиться на основе соблюдения принципа оптимизации, который может быть сформулирован следующим образом: любое решение должно приниматься всегда таким образом, чтобы благодаря выбранной альтернативе (другими словами, благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата) осуществлялось бы оптимальное достижение поставленной системы целей обслуживания логистической системы.

Логистическая система вообще может быть эффективной, но не обязательно оптимальной, оптимальной, но неэффективной, как эффективной, так и оптимальной. Эффективность и оптимальность взаимосвязаны. Как эффективность, так и оптимальность системы зависят во многом от того, насколько эффективны и оптимальны логистические подсистемы, и наоборот. Существует зависимость: эффективность функционирования компонентов способствует росту эффективности логистической системы в целом, но не всегда приводит к ней.

velib.com


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта