Оптимизация логистической системы, управление логистическими процессами, цели, критерии, риски. Оптимизация логистических процессов


ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ | sibac.info

 

ОПТИМИЗАЦИЯ  ЛОГИСТИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССОВ

Кичемасова  Елена  Валерьевна

студент  4  курса,  кафедра  Маркетинга  и  Логистики  СГЭУ,  РФ,  г.  Самара

Е-mail:  [email protected]

Соколова  Кристина  Викторовна

студент  4  курса,  кафедра  Маркетинга  и  Логистики  СГЭУ,  РФ,  г.  Самара

Е-mail:  [email protected]

Карпова  Наталья  Петровна

научный  руководитель,  д-р  экон.  наук,  доцент,  профессор,  кафедра  Маркетинга  и  Логистики  СГЭУ,  РФ,  г.  Самара

 

Логистика  —  наука,  которая  занимается  эффективным  управлением  материальным  и  сопутствующими  ему  потоками  из  пункта  отправления  до  пункта  назначения.  На  сегодняшний  момент  логистика  охватывает  многие  функциональные  области,  включая  процессы  складирования  и  перевозки.

Склад  —  это  своего  рода  механизм,  снижающий  последствия  между  столкновением  темпов  производства  и  темпов  потребления. 

Эффективное  управление  цепью  поставок  —  являлось  источником  возникновения  богатства  британских  и  голландских  компаний  в  1953  году.  Инновации  уже  с  начала  XX  века  начали  воздействовать  на  логистические  процессы.  В  России  логистика  развивалась  как  военная  дисциплина.  Первые  упоминания  о  ней  были  в  IX  веке  нашей  эры:  логистика  в  этот  период  означала  в  основном,  чёткую,  слаженную  работу  тыла  по  обеспечению  войск  всем  необходимым.  «Как  прикладная  наука,  логистика  разрабатывает  новые,  эффективные  методы  управления  материальными  и  информационными  потоками  в  сферах  производства  и  обращения.  Как  практическая  деятельность  —  обеспечивает  применение  этих  методов»  [1,  с.  5].

Термин  логистика  известный  до  недавнего  времени  лишь  узкому  кругу  специалистов,  сегодня  получает  широкое  распространение.  Основная  причина  заключается  в  том,  что  логистика  начала  использоваться  в  экономике.  Экономическая  логистика  —  научно-практическое  направление  изучения  хозяйствования  [2,  с.  19].

На  сегодняшний  момент  в  России  разрабатывается  ряд  методов  для  ускорения  и  оптимизации  логистических  процессов  в  складском  хозяйстве.

90  %  логистических  операций  делаются  вручную.  Люди  более  гибки  и  приспосабливаемы,  чем  самые  современные  роботы  и  автоматизированные  загрузочно-разгрузочные  устройства.  Недостатком  является  то,  что  люди  делают  ошибки,  и  стоимость  проверки  и  исправления  этих  ошибок  —  не  только  в  затратах  рабочей  силы,  но  и  более  важного  ресурса  —  времени.  Инновации  нацелены  на  снижение  риска  ошибок  и  ускорение  ручного  процесса  выбора. 

Изначально  опорой  системы  управления  складом  (WMS)  считалось  появление  Радио-Терминалов  (RDT).  У  оригинального  блока  был  маленький  экран,  отображавший  инструкцию  для  сборщика,  сканер  для  сканирования  штрих-кодов,  клавиатура  для  подтверждения  действия  и  голосовое  управление  для  вспомогательных  инструкций.  Дизайн  с  момента  создания  фактически  не  изменился.  RDT  это  необходимая  вещь  для  выполнения  складских  операций,  она  довольно  громоздкая  и  требует  задействования  обеих  рук:  одной  рукой  необходимо  держать  RDT,  а  другой  управлять  им,  что  замедляет  процесс  выполнения  всех  операции. 

Усовершенствованные  RDT  работают  по  технологии  сенсорного  экрана,  устанавливаются  на  запястье,  таким  образом,  они  освобождают  руки  для  выбора,  но  все  еще  тяжелы  и  могут  быть  неудобными  для  долгой  работы.

Одной  из  функций  эффективной  работы  терминала  является  —  голосовое  управление:  инструкции  предоставляются  пользователю  через  наушники,  а  ответы  передаются  через  встроенный  микрофон.  Направление  голоса  укажет  сборщику  на  местоположение,  чтобы  выбрать  и  считать  уникальный  код  для  подтверждения  о  том,  что  он  был  правильно  идентифицирован.  Это  освобождает  руки  сборщика  и  облегчает  процесс  ношения  RDT  в  течение  всей  рабочей  смены.  Голосовое  управление  может  также  использоваться  для  дополнительной  коммуникации,  такой  как  обратная  связь,  например,  для  уведомления  менеджера  об  ошибках  инвентаризации.

Еще  одним  инструментом  для  оптимизации  складских  операций  является  технология  управления  светом,  при  которой  нет  необходимости  освещения  всего  складского  помещения,  так  как  на  каждой  ячейки  стеллажа  располагается  светодиодный  дисплей  с  показаниями  и  кнопками.  Они  могут  быть  различной  сложности,  но  в  идеале  дисплей  должен  быть  освещен,  для  того  чтобы  показать  расположение,  откуда  нужно  забрать  груз,  отражать  количество  необходимого  груза.  Также  он  должен  иметь  кнопку,  для  подтверждения  выполнения  работы  и  показывать  стрелку  —  в  направлении  следующего  местоположения.  Технология  управления  светом  является  одной  из  самых  лучших  для  сбора  груза  по  времени  и  точности,  но  существует  проблема  дороговизны  электроники  и  запчастей  для  нее.

Развитие  RFID  меток  предоставило  возможность  для  оперативного  контроля  за  состоянием  запасов  на  складах,  разработана  специально  для  ценных  (дорогих)  грузов.  RFID  метки  представляют  собой  квадратные  этикетки  с  металлическим  лабиринтом,  напечатанным  на  них.  Они  могут  быть  зафиксированы  системой  антенн,  расположенных  на  стратегических  позициях  складов.  Поскольку  каждая  RFID  метка  уникальна  и  антенны  не  только  идентифицируют  предмет,  но  и  его  местоположение,  которое  в  теории,  дает  возможность  посчитать  товары  в  каждом  местоположении  до  и  после  сборки  заказа  и  немедленно  выделить  ошибки.  Затраты  на  такую  установку  являются  весьма  значительными,  но  увеличивающееся  использование  RFID  меток  в  розничных  сетях  доказывает,  что  их  применение  является  эффективным.

Строительство  и  обслуживание  складов  в  России  стоит  очень  дорого.  Затраты  на  некоторые  из  них  в  четыре  раза  больше,  чем  в  Финляндии  и  целых  восемь  раз  больше,  чем  в  США.  Поэтому  становится  очень  важно  максимизировать  количество  товаров,  которые  могут  храниться  в  данном  пространстве.  Это  приводит  к  многослойным  системам  хранения  с  использованием  стеллажей  в  зданиях  с  внутренней  высотой  12—14  метров.  К  сожалению,  скорость  движения  по  складу  для  механического  оборудования  обратно  пропорциональна  плотности  хранения.  Такая  ситуация  происходит  из-за  наличия  крутых  поворотов  между  стеллажами,  на  которых  хранится  товар.  Самая  высокая  плотность  хранения  достигается  на  складах  с  зонами  хранения,  выполненными  по  технологии  "High  Bay":  однообъемные  склады  со  скоростными  рельсовыми  кранами-автоматами,  высота  которых  достигает  40—50  м,  где  все  движения  обрабатываются  компьютерным  управлением  кранов.  Автоматизированный  кран,  перемещается  по  проходу  со  скоростью  до  250  м/мин  и,  поднимаясь  при  этом  со  скоростью  до  80  м/мин,  может  за  час  разместить  на  хранение  и  вывезти  из  зоны  200  паллет  при  длине  ряда,  превышающей  100  м.  Конечно,  столь  высокопроизводительный  комплекс  предполагает  использование  не  менее  совершенных  технических  решений  в  остальных  технологических  зонах  склада.  Каждый  проход  имеет  свой  собственный  кран,  поэтому  стоимость  этих  складов  очень  высока.

Коммерческие  складские  операторы,  как  правило,  используют  регулируемые  паллетные  стеллажи,  которые  являются  наиболее  гибкими  и  могут  быть  адаптированы  под  потребности  любого  клиента.  Эти  системы  имеют  типичную  плотность  хранения  1,2  м3  товаров  за  квадратный  метр  площади. 

Широкое  применение  нашли  всевозможные  конвейерные  системы,  рельсовые  и  подвесные  роботы  —  «шаттлы»,  устройства  изменения  направления  движения  паллет,  скоростные  вертикальные  лифты  с  автоматической  загрузкой-выгрузкой  паллет  и  т.  п.,  например,  при  приемке  товаров  применяются  автоматизированные  устройства  контроля  размеров  и  веса  заводских  упаковок  с  товарами. 

Одной  из  проблем  России  является  быстрая  наполняемость  склада  товарами  и  поэтому  увеличивается  спрос  на  опытных  водителей  складской  техники.  Они  могут  выполнять  работы  и  на  погрузчиках  в  зоне  приемки  или  отгрузки,  и  на  высотных  штабелерах  в  зоне  хранения.  Однако  скорость  и  маневренность  движения  зависит  не  только  от  мастерства  и  умений  водителя,  но  и  от  невозможности  предсказания  кратчайшего  маршрута,  из-за  наличия  нескольких  водителей,  работающих  в  одном  и  том  же  замкнутом  пространстве.  По  мнению  многих  специалистов,  для  того  чтобы  начать  эффективно  справляться  со  своими  обязанностями  понадобится  не  менее  2  лет  практики  и  обучения,  но  в  реальной  жизни  водители  часто  меняют  места  работы,  у  них  нет  заинтересованности  работать  в  команде  и  делиться  опытом  с  новыми  работниками.  Как  правило,  это  означает,  что  скорость  движения  на  50  %  ниже  той,  которая  является  наиболее  эффективной  для  работы  водителя  на  складе.

Таким  образом,  эта  область  является  одной  из  основных  для  внедрения  в  нее  логистических  инноваций.  К  2015  ожидается  выпуск  на  рынок  современных  машин  без  участия  водителей  с  ограниченными  возможностями  (большинство  из  них  с  электронным  управлением),  а  уже  к  2018  году  —  выпуск  полностью  автоматизированных  систем  без  участия  человека.  Например,  на  сегодняшний  момент  уже  ряд  производителей  изготовили  устройство  для  горизонтального  смещения  поддона,  таким  образом  это  изобретение  позволило  сократить  штат  складских  работников,  время  и  затраты  на  данную  операцию.

Предполагается,  что  внедрение  таких  инноваций  упростит  и  оптимизирует  логистические  операции  на  складе.

 

Список  литературы:

  1. Гаджинский  А.М.  Логистика:  учебник  20-е  издание.  М.  :  «Дашков  и  К»,  2012.  —  484  с.
  2. Капустина  Н.В.,  Подлесная  Л.В.,  Логистика:  учебно-методический  комплекс.  М.:  МГУТУ,  2012.  —  237  с.

 

sibac.info

Особенности применения современных информационных технологий для оптимизации логистических процессов

В статье рассмотрены особенности применения современных информационных технологий в логистике, их роль в оптимизации логистических процессов, а также выделены основные решения, которые позволят достичь логистическим компаниям наиболее эффективного результата.

В современной логистике использование информационных технологий является неотъемлемой частью. Сейчас трудно представить построение и организацию работы процесса доставки товаров без своевременного обмена информацией и без быстрого реагирования на потребности рынка. На сегодняшний день практически невозможно обеспечивать качество товаров и услуг, которые востребованы потребителем, не используя современные информационные системы и программные комплексы для планирования, анализа и поддержки принятия коммерческих решений в логистической системе. И как раз за счет развития информационных систем и технологий логистика стала преобладающей формой организации товародвижения на рынках с высокой конкуренцией в экономически развитых странах.

В современной логистике под информационными системами и информационными технологиями обычно подразумевается комплекс программно-технических средств и методов производства, обработки, передачи и потребления информации в системах обеспечивающих товародвижение. Главным направлением в развитии информационных технологий в логистике является интеграция информационных потоков и коммуникационное обеспечение перевозки товаров. Именно эти направления связаны с интеграционными процессами в экономике стран с высоким развитием и представляют новое научно практическое направление телематику. Данное направление ориентировано на активное применение информационных сетей и вычислительных систем. Но развитие данного направления в нашей стране связано с рядом проблем, которые выделены ниже:

Постоянное развитие информационной логистики связано с растущей ролью информации в хозяйственном процессе, и с развитием компьютерной техники и средств связи. В современном мире значение информации определяется рядом факторов:

Актуальность внедрения и применения информационных технологий в логистике связана с непрерывным ростом объемом данных, которые подлежат обработке. Привычными, классическими способами уже, в должной мере, не получается из потока данных извлечь требуемую информацию и это не позволяет её применять для управления компанией. Наиболее весомым фактором в управлении является скорость обработки данных и получение нужной информации. Оборот информации все серьезней влияет на эффективность управления компанией, и соответственно на ее экономические успехи. Помимо этого, все чаще информацию стали называть "стратегическим сырьем". В развитых западных странах расходы на информацию превосходят расходы на энергетику. И при разумном, правильном подходе эти расходы дают свои результаты. Производительность труда существенно увеличивают современные информационные технологии, которые построены на основе применения интеллектуальной обработки данных и концепций информационных хранилищ.

При поступлении необходимой информации и наличию современных технологии ее обработки в логистических системах, фирма сможет извлекать неплохую выгоду. Поэтому логистические подразделения, которые успешно функционируют, ставят компьютеризацию в приоритет и рассматривают ее как важный источник реализации потенциальных возможностей логистики в финансовых аспектах. Если будут использоваться сети электронного обмена данными с потенциальными потребителями, то предприятие существенно сможет повысить свою конкурентность и долю на рынке.

Внедрение средств информационных технологий в логистике ориентировано на то, чтобы обеспечить товародвижение и взаимодействие между подразделениями компании, а также между фирмами в процессе закупки и распределения товаров. И поэтому, исходя из этого, в качестве главного направления исследования следует принимать разделение логистических систем по фазам материального потока с характеристикой обеспечивающих функций логистики (транспортировка, запасы). Важно отметить, что сами по себе информационные технологии в практике организации товародвижения не обладают ценностью. То есть обычная покупка, и установка дорогого специализированного программного обеспечения не смогут привести к решению проблем компании в области логистики. А для того чтобы логистическая система управления давала положительный результат, требуется подробное описание всех физических процессов и только потом внедрение в существующую систему компьютерной программы или разработка эффективного программного обеспечения. Эффективным программное обеспечение становится только в тех случаях, когда при внедрении и эксплуатации программисты и консультанты собирают все отзывы и пожелания от пользователей, делают соответствующий анализ, выбирают подходящие решения и дописывают программу уже под конкретную компанию.

В логистике информационные технологии и автоматизация остаются ключевыми направлениями на современном этапе развития. Но, несмотря на это, логистические информационные системы разрабатываются на различных вычислительных платформах с использованием разных языков программирования, которые часто несовместимы между собой, и создаются, не учитывая требований международных стандартов.

Так как сейчас глобальная сеть Интернет находит все более широкое применение, то такие технологии как штриховое кодирование и электронный обмен данными из чисто технических оснащений превращаются в средства автоматической идентификации поведению современного бизнеса. Поэтому сертификация и стандартизация процессов цепочек поставок и логистических услуг в отраслях экономики Российской Федерации играют значимую стратегическую роль для экономики страны.

Логистическая система на производстве будет эффективна, только в том случае, когда создаются необходимые условия для ее интеграции в существующие производственные процессы. Эту проблему можно решить, если создать соответствующей информационный базис. Сюда входят актуальные обзоры фондов, то есть наличие фактических и планируемых заказов, содержание производственных основных и промежуточных складов и сроков поставки, обработки, ожидания и простоев и контроль над их соблюдением. Чтобы осуществлять сбор этих данных производственная система по всей компании располагает датчиками и измерительными инструментами, они помогают контролировать сроки текущих процессов, их объемы и передают эти сведения для последующей обработке. К своей "измерительной" сети логистическая система предъявляет некоторые требования:

В складской логистики одним из важнейших конкурентных преимуществ и целей оптимизации является время – это едва ли не основной показатель деятельности предприятия, которое использует складские помещения. Обычно тот, кто быстрее всех способен доставить товар до потребителя, тот и ставит условия, другим уже, в свою очередь, остается играть уже по чужим правилам, и практически всегда эти правила являются далеко не самыми выгодными для «отстающих» игроков.

Автоматизация всех процессов логистики склада помогает оптимизировать помимо времени, также и затраты связанные с содержанием большего количества персонала, и, тем не менее, автоматизация самих процессов складирования и хранения – это всего лишь вершина так называемого айсберга.

Требуется внедрить единую систему, для того чтобы оптимизировать весь процесс. Это система должна будет способна обеспечить автоматизацию всех существующих логистических процессов управления складом, а также обеспечивать руководителя информацией о деятельности всей компании.

Современные информационные технологии, которые предназначены для реализации в логистики, предлагают ряд оптимальных решений для множества складских задач. Начиная от простейшего учета и доходя до современных технологий автоматической идентификации на всех стадиях товародвижения. [3]

Опыт внедрения складских систем автоматизации показывает, что основные потребности компаний, которые связаны со складским хозяйством, являются практически идентичными для большей части участников рынка. Во-первых, это оперативный сбор и подробный анализ информации о товаре, проходящем через складской комплекс компании, высокая скорость выполнения операций на складе и точность идентификации товара, контролирование рабочих на складе и создание обоснованной системы мотивации персонала. Данные проблемы можно отнести к потребностям базового уровня, и довольно таки часто их решение с помощью автоматизированных систем управления складским хозяйством уже будет являться достаточным для существенного роста эффективности функционирования склада.

Существует не малое количество программ зарубежных и российских разработчиков, которые автоматизируют работу склада. Среди российских разработок наиболее популярной является программа «1C-Логистика: Управление складом», которая является совместным решением фирмы 1С и компании AXELOT.

Среди зарубежных программ могут быть узкоспециализированные решения для складских комплексов класса WMS (Warehouse Management System). Но в последнее время руководители компаний, связанные с потребностью тем или иным образом использовать складские помещения, предпочитают использовать системы класса ERP (Enterprise Resource Planning) – единой интегрированной платформе. Она способна сделать бизнес-процессы прозрачными для руководителей компании для принятия важных управленческих решений. Такие продукты сочетают в себе развитый функционал, открытость для внешнего взаимодействия и гибкость, и позволяют разрабатывать различные отраслевые решения, представляющие собой новый этап развития систем управления компании. Система, которая приспособлена и адаптирована к задачам отрасли, поможет решить не только стандартные бизнес-задачи, которые предусмотрены встроенной функциональностью, но и учитывать особенности, являющиеся характерными для бизнес-процессов компании данной отрасли.

Не так уж и много ERP-систем, на основе которых разработаны отраслевые решения для складского комплекса. Среди них наиболее распространены системы Microsoft Dynamics. Отраслевые решения созданные на базе этих продуктов предоставляют компании возможность получить конкурентные преимущества за счет создания наиболее эффективных процессов обработки товарных запасов на уровне зон и ячеек, повышения качества обслуживания клиентов, увеличения количества обрабатываемых заказов, и снижения затрат на отслеживание характеристик партий товаров.[4]

Эти отраслевые решения предназначены как для компаний-изготовителей, так и для дистрибьюторских компаний, заинтересованных в разработке эффективного складского комплекса, который даст возможность выполнить обработку немалого количества заказов. При этом их важной особенностью является очень удобный механизм формирования управленческой отчетности, управления закупками и продажами, а также функции управления финансами, механизм учета и анализа в различных разрезах.

Большая часть операций, которые производятся вручную, автоматизируется, и это тем самым помогает избежать большое количество ошибок, которые связанны с человеческим фактором. К примеру, при осуществлении подбора весовых товаров обеспечивается автоматическая корректировка их количества в рамках допустимого отклонения.

Также важно отметить значимую роль логистов-экспертов в решении специальных задач в логистических процессах и в создании технического задания для усовершенствования складской информационной системы. Так как, при внедрении изменений технологического процесса логисты-эксперты способны за достаточно короткий срок существенно уменьшить риски компании на переходном этапе, подготовить сотрудников и получить в итоге максимально положительный результат.

Информационная логистическая система позволяет улучшить управление постоянно усложняющимся материально-техническим снабжением. Для малогабаритных и высокоорганизованных систем производства, например таких, как синхронное производство и поставки "Точно в срок", возможность качественного управления движением поступающих ресурсов становится все более важным. За счет деятельности информационной логистики при обмене снабженческими данными увеличивается эффективность управления запасами. Мгновенное получение информации о движении товаров добавляет уверенности в оперативности доставки товаров и дает возможность провести замену реальных запасов информационными потоками. Обмен снабженческими данными, который распространяется на сеть фирм — поставщиков и транспортных компаний, дает возможность изготовителю снизить затраты, связанные с обеспечением деятельности всей логистической цепи. Компания-изготовитель получает ощутимую выгоду, повысив ее эффективность. Данную экономию можно разделить в определенных пропорциях между тремя участниками процессов: поставщиком, производителем и транспортной компанией, при этом окупая затраты на создание и содержание современных информационных систем и создавая дополнительный доход от их применения. Результативный эффект, которые получается в результате действия информационной логистики, стимулирует всех людей, которые участвуют в логистическом процессе поддерживать достигнутый уровень данного процесса, а также вкладывать новые ресурсы для его дальнейшей оптимизации.

novainfo.ru

3. Оптимизация процессов логистики

Критерий оптимальности процессов

логистики

Выбор схем и форм товародвижения

Критерий оптимальности процессов логистики. Критерием оптимальности логистических процессов выступает прибыль предприятия. прибыль дает количественную оценку деятельности предприятия. но на уровень прибыли влияют и другие факторы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия и выделить вклад логистики в общую сумму прибыли весьма затруднительно. Поэтому, в качестве критерия оптимальности возможно применение показателя минимума приведенных совокупных затрат:

СП + СОБ  min,

где СП – издержки производства; СОБ – издержки обращения.

Эффективность товародвижения, организуемого по соответствующему каналу, может быть определена по формуле:

,

где R – норма прибыли процесса товародвижения; S – торговая выручка предприятия; CТД – издержки товародвижения.

Возможными направлениями деятельности для обеспечения высокой эффективности товародвижения следует считать:

При оптимизации процессов товародвижения необходимо учитывать ряд проблем комплексного характера к выдвижению и решению следующих вопросов:

Выбор схем и форм товародвижения. При выборе схем и форм товародвижения целью такого выбора является определение наилучшей (оптимальной) комбинации издержек, при которой их общая величина будет наименьшей даже в условиях, когда один из важнейших компонентов (транспортные расходы) будет находится на относительно высоком уровне.

Так, в ряде случаев, несмотря на более высокую стоимость авиационных перевозок по сравнению с платой за пользование другими видами транспорта, воздушные перевозки обеспечивают более низкие общие издержки товародвижения и позволяют значительно быстрее доставить груз к месту назначения.

При решении конкретных задач оптимизации устанавливаются конкретные цели – максимизация прибыли, минимизация логистических затрат, поддержание уровня обслуживания, обеспечение сроков поставок и т.д.

Выбор вида транспорта. При выборе видов транспорта может быть использован метод определения рационального радиуса перевозок грузов от изготовителя к потребителю продукции. В этом случае для альтернативных видов транспорта (например, железнодорожного и автомобильного) определяются затраты на доставку груза, которые зависят от вида груза, деятельности и схемы перевозки, величины груза и транспортных тарифов. Выполненные расчеты показывают, что предельные расстояния автомобильных перевозок, при которых они эффективней по сравнению с железнодорожными составляют:

при повагонных отправках – от 25-40 до 75-120 км;

при контейнерных отправках – от 20-50 до 80-130 км;

при мелких отправках – от 30-110 до 80-180 км.

Выбор складской или транзитной формы снабжения. Такой выбор можно осуществить, выполнив расчеты с помощью следующего выражения:

ЗОС + ЗЗС + ЗТС + ЗСТС + ЗКС + ЗПЗС + ЗДС + ЗСС + ЗПС  ЗОТ + ЗЗТ + ЗТТ + ЗСТТ + ЗКТ + ЗПЗТ + ЗДТ + ЗСТ + ЗПТ,

где ЗОС – потери от залеживания товаров в запасе на складе и в пути;

ЗЗС – издержки содержания запасов на складе предприятия;

ЗТС – суммарные затраты на транспортировку,

ЗСТС – расходы на погрузку и выгрузку,

ЗКС – комиссионные вознаграждение торгово-посредническим, транспортным и брокерским компаниям,

ЗНЗС- потери от невыполнения заказов,

ЗДС – затраты на оформление документации,

ЗСС – затраты на страхование,

ЗПС – убытки от порчи и потерь товаров в пути,

ЗОТ – потери от залеживания товара в запасе,

ЗЗТ – издержки содержания запасов на складе предприятия и покупателей,

ЗТТ – затраты на транспортировку,

ЗСТТ – затраты на погрузку и выгрузку,

ЗКТ – комиссионные вознаграждения посредникам,

ЗНЗТ- потери от невыполнения заказов из-за невозможности обеспечить требуемые сроки поставки,

ЗДТ – затраты на оформление документации,

ЗСТ – затраты на страхование,

ЗПТ – убытки от порчи и потерь товаров в пути.

В приведенном выражении левая часть формулы отражает общие затраты при складской форме товародвижения, а правая – при транзитной. Складская форма будет предпочтительней, если общие затраты транзитной формы будут больше или равны затратам, складывающимся при складской форме.

Определим количество складов, необходимых для поддержания удельных издержек товародвижения на самом низком уровне.

Важное значение для оптимизации процессов товародвижения имеет использование взаимосвязи между транспортными расходами и издержками содержания товарных запасов, возникающих при перемещении товаров (см. рис. ).

Рис. . Соотношение между удельными затратами

товародвижения и количеством складов:А – постоянные складские издержки;

Б – переменные складские издержки; В – издержки транспортировки

с предприятия на склад; Г – издержки транспортировки со склада

покупателям; Д – проценты на капитал, вложенный в товарные запасы;

Е – общие издержки товародвижения; Х – оптимальное количество складов

Как видно из схемы, приведенной на рис. , по мере увеличения количества складов кривые двух видов транспортных издержек (Г и В) движутся в противоположных направлениях, поскольку в одном случае транспортные расходы возрастают, в другом – сокращается, что объясняется созданием складов, расположенных в территориальной близости от покупателя. Определенная зависимость складывается между расходами на транспортировку и издержками содержания запасов. Так, применение авиаперевозок вместо морских увеличивает расходы на транспортировку грузов, но при этом сокращаются размеры необходимых запасов и соответственного затраты на их содержание.

Вопросы для контроля знаний

  1. Состав затрат, связанных с организацией материальных потоков

  2. Способы определения затрат

  3. Критерии оптимальности логистических процессов

studfiles.net

Оптимизация логистических процессов в торговой сети

Структура логистических затрат

По большому счету, пути сокращения затрат на современном этапе примерно те же, что и раньше, только сегодня речь идет об углублении оптимизации процессов. А это значит, что менеджменту стоит обращать внимание на те вещи, которые ранее оставались вне зоны его внимания, а также активнее применять тендерные процедуры, благодаря которым порой удается найти выход из безвыходных, казалось бы, ситуаций.

Из опыта эксперта, доля транспортных расходов в общем объеме затрат на логистику в ритейле составляляет 50%, склады «съедают» 25% выделенных средств, а фонд оплаты труда – 10%.

Есть, конечно, и другие статьи затрат, но эти три позиции – главные. И когда руководство вновь заговорило об оптимизации логистики, сразу возник вопрос: с чего начать? М. МОВЧАН отвечает на этот вопрос твердо и уверенно:

– С менеджмента! В первую очередь необходимо повысить эффективность его работы, иначе все предлагаемые и внедряемые изменения рано или поздно будут нивелированы. В каждой компании четко работает правило: улучшений можно добиться только в том случае, если владельцы и руководители в них действительно заинтересованы.

Работа эффективного менеджмента, по мнению эксперта, всегда состоит из двух основных блоков. В первом сотрудники занимаются анализом логистических затрат, разработкой, улучшением и внедрением бизнес_процессов, а во втором речь идет о принятии конкретных решений, текущем и стратегическом управлении. Естественно, оптимизация должна касаться обоих участков, и на каждом из них нужно назначить ответственных, которые будут руководить и контролировать процессы.

Транспорт

Следующим шагом, как подсказываем Михаил, должен стать анализ ситуации на основных участках. В «Ритейл Групп» первым из них стал транспорт, на который приходится самая большая доля логистических затрат.

– Каждый логист хорошо знает, что эффективность использования транспорта и затраты в данном сегменте напрямую зависят от правильно разработанных маршрутов доставки, – напоминает эксперт. – В нашей компании основная часть перевозок на аутсорсинге, поэтому до какого_то момента многие считали, что оптимизация доставки – исключительно дело партнеров. Но это не совсем так. На самом деле партнеры возят товар туда, куда мы им скажем. К примеру, сначала из Ужгорода на РЦ, а затем частично в обратном направлении – скажем, в Ровно. Мы все это проанализировали, пересмотрели маршруты перемещения товаров и убрали такие «петли».

Кроме того, компания подписывает договора о грузоперевозках только после проведения тендерных процедур. Они не так сложны, как в системе государственных закупок, но все-таки позволяют изучить предложения многих аутсорсеров, создать конкуренцию между ними и выбрать тех, кто предлагает самые низкие цены и хорошее качество услуг. Тендеры, естественно, открытые и проводятся для перевозок по отдельным направлениям. А чтобы постоянно держать руку на пульсе, в компании периодически мониторят цены на услуги доставки по Украине.

Склад

Оптимизация складской логистики – отдельная история. Компания пользуется собственными сухими складами площадью 24 тыс. м2., а также арендованным фреш-складом площадью 3,5 тыс. кв.м и аутсорсинговым низкотемпературным складом. Пока все изменения проводили только на своих площадях.

– Сокращение затрат на складах – до сих пор весьма плодотворное поле деятельности, – утверждает М. МОВЧАН. – Помещения у нас собственные, поэтому главной статьей затрат является аренда погрузочной техники. Долгое время все погрузчики нам предоставляла одна компания, и она уже начала диктовать свои условия не хуже какого-то монополиста. Поэтому здесь мы также провели тендер и выбрали поставщиков с лучшими ценами. Причем, как и в сфере транспорта, сразу нескольких. Теперь они конкурируют между собой и не против потеснить друг друга за счет меньших цен и лучшего качества, а компания от этого только выигрывает.

Впрочем, потенциал экономии на складах оказался большим, чем многие думали поначалу. Проанализировав, как используется арендованная погрузочная техника, логисты увидели, что 30% машин работали только в моменты пиковых нагрузок, которые возникали нечасто. Все остальное время погрузчики простаивали, просто занимая место. А ведь платили за их аренду все 12 месяцев в году!

Снять проблему пиковых нагрузок удалось благодаря новому графику поставок. По мнению эксперта, это главный инструмент оптимизации расходов на складах, поскольку при плохо составленном графике нужно привлекать больше транспорта, погрузочной техники и персонала.

Персонал

Наконец, менеджеры дошли и до фонда оплаты труда. Сначала они попытались понять, кому и за что компания платит деньги, и увидели довольно странную картину. Как выяснилось, значительная часть сотрудников получали фиксированную заработную плату и фактически ни за что не отвечали. А это значит, что у них не было никакой мотивации для эффективной работы. Стоило ли удивляться, что уже в 18:01 никого из сотрудников уже нельзя было застать на рабочих местах?

Алгоритм действий в таких ситуациях также не является тайной: перераспределили обязанности людей, за каждым закрепили конкретный участок работы и внедрили показатели, по которым теперь и начисляется их заработная плата. Конкретный финансовый результат такой реформы подсчитать трудно, однако можно с уверенностью сказать, что в итоге эффективность предприятия выросла.

– Мы считаем, что перечисленные нововведения приносят компании более 1 млн грн в месяц, – резюмирует М. МОВЧАН. – И советуем руководителям других предприятий внимательно посмотреть, нет ли у них таких же возможностей для развития. 

 

 

logist.fm

АНО ДПО «Учебно-консультационный центр «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА»

В прошлой статье мы начали разговор о логистике применительно к практической деятельности, о построении логистической системы компании, звеньях логистической системы и о логистических посредниках как участниках логистического процесса.

Настало время поговорить об оптимизации логистической системы компании и управлении логистическими процессами.

У компании, начавшей выстраивать свою логистическую систему, возникает масса вопросов, касающихся структуры и численности персонала логистических подразделений, специализации и квалификации исполнителей, расположения и потребной емкости складских помещений, необходимости в технических средствах для погрузочно-разгрузочных работ и перемещения грузов и многого другого.

Одним из самых главных вопросов является следующий: какие этапы логистического процесса выполнять силами и средствами компании, а какие отдать на откуп логистическим посредникам?

Понятное желание собственников и руководителей любой компании непосредственно управлять всеми процессами и выполнять всю работу силами своего персонала, как правило, входит в противоречие с наличием необходимых для этого материальных и человеческих ресурсов. Так, например, организация собственного склада требует затрат на аренду или приобретение складских площадей, наличия в штате материально-ответственных лиц, отвечающих за работу склада, технического оснащения и прочее. Потребность в перемещении грузов вызывает необходимость в покупке или аренде транспортных средств, эксплуатация которых также сказывается на расходах. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), включающая закупку, транспортировку товаров, их таможенную очистку подразумевает наличие в штате высококвалифицированных и, как следствие, высокооплачиваемых специалистов по ВЭД.

На помощь в такой ситуации приходят разнообразные способы оптимизации логистической системы, начиная с построения оптимальной для каждой компании структуры и заканчивая созданием системы управления логистическими процессами.

Не вдаваясь в сложные определения, которые сформулированы в теории оптимальных процессов, можно сказать, что применительно к нашему случаю оптимизация — это модификация системы с целью повышения ее эффективности. Эффективность же — это свойство системы выполнять свои задачи, достигать определенных целей в заданных условиях с определенным качеством. Эти показатели качества и называются критериями эффективности логистической системы.

Каковы же цели логистической системы?

Кроме самой простой цели компании — получение прибыли от деятельности — могут быть и другие цели, определяемые владельцами и руководством компании в соответствии со своей системой ценностей, положением компании на рынке и многими другими факторами. Нередко такие цели и задачи формулируются в миссии, философии компании, в основных принципах ее деятельности. При этом цели должны быть четко сформулированными, конкретными и измеримыми.

Миссия отражает главное предназначение компании, смысл ее существования, принципиальные отличия от других, имидж, философию, ценности, морально-психологический климат, социальную ответственность перед обществом и своими сотрудниками. То есть миссия — это взгляды владельцев и высшего руководства на долгосрочное развитие компании.

Соответствующей конкретикой и измеримостью должны обладать и цели логистической системы как части компании. Это важно как для контроля работы системы, так и как в качестве психологического фактора — показателя успешной или неудачной работы коллектива.

Цели должны быть чем-то большим, чем, например, минимизация издержек. Снижение издержек, как правило, не является для компании первостепенной стратегической целью. Компании заинтересованы в долгосрочном увеличении прибыли, росте и высокой рентабельности инвестиций в логистику, хотя основными ключевыми целевыми показателями, на которые необходимо ориентироваться, все же остаются:

 

Таким образом, если логистическая система успешно реализует свою целевую функцию (в торговой компании это может быть перемещение товаров от производителя к потребителю с промежуточной консолидацией на своем операционном складе) за отведенное на это время, с минимальными затратами и издержками, то можно сказать, что логистическая система компании функционирует успешно.

Успешное функционирование логистической системы в нашем стремительно меняющемся современном мире во многом определяет планирование.

Рассел Линкольн Акофф, известный американский ученый в области исследования операций и теории систем, методы которых активно используются в теории организации и управления, назвал планирование процессом проектирования будущего и желаемых путей его достижения и в общем одним из самых сложных видов умственной деятельности, доступных человеку.

До середины ХХ столетия компании строили работу на основе текущих планов, поскольку внешние условия менялись медленно и были предсказуемы. Таким образом, планирование в то время и являло собой управление компанией.

В 1950 е гг. наряду с текущим из-за более динамичного бизнеса появилось среднесрочное и долгосрочное планирование. В практику бизнеса вошли перспективные целевые программы, бюджеты распределения ресурсов, планы по прибыли.

В 1960–1970 е гг. в силу еще большего ускорения бизнеса долгосрочное планирование превратилось в стратегическое, которое основывалось на прогнозировании развития внешних условий, потенциальных угроз и рисков, с помощью сложных математических моделей и экспертов.

С начала 1970 х гг. изменения внешних условий для бизнеса происходили уже столь стремительно и непредсказуемо, что перспективные стратегические планы перестали соответствовать потребностям хозяйственной практики. Наряду с ними появилось управление на основе гибких экстренных решений, позволяющее оперативно учитывать эти изменения и обеспечивать необходимые корректировки управления. Впервые такой подход был применен компаниями IBM, Coca-Cola и General Electric.

Стратегическое планирование дополнилось следующим управляющим алгоритмом:

 

Практика стратегического планирования широко используется и при построении логистических систем.

Существует множество типовых логистических стратегий, успешно применяемых многими компаниями в мире, однако практика бизнеса свидетельствует о том, что логистическая стратегия каждой компании в определенной степени уникальна. В качестве примера можно привести несколько стратегий, в точности соответствующих целям компании, описанным выше.

Стратегия сокращения затрат направлена на снижение операционных затрат, связанных в основном с движением материальных ресурсов, незавершенной продукции, готовой продукции (транспортировкой) и запасами продукции. Лучшая стратегия формулируется в результате альтернативного выбора среди возможных вариантов системы «складирование — транспортировка» путем лучшего размещения складов, оптимизации уровней запасов, выбора оптимальных способов транспортировки и маршрутов. Уровень сервиса обычно ограничивается, пока не найдены оптимальные общие затраты, причем максимизация прибыли является приоритетной задачей.

Стратегия минимизации инвестиций связана с поиском наилучших путей организации логистической системы, позволяющих получить максимальную отдачу (возврат) на вложенный капитал. Практическими направлениями реализации данной стратегии являются, например, прямая доставка готовой продукции потребителям (минуя складирование), использование складов общего пользования, широкое применение концепции Just In Time в производстве и дистрибуции, использование логистических партнеров в логистической системе.

Стратегии улучшения потребительского сервиса основаны на допущении, что повышение качества продукции и сервиса приводит к росту прибыли фирмы от расширения рынка и увеличения роста продаж. Кроме того, подобные стратегии упрочивают положение фирмы на рынке и улучшают имидж фирмы, что в конечном счете также положительно влияет на рост валовой прибыли. Однако в этих стратегиях важное место принадлежит вопросу оптимизации качества сервиса, так как предоставление потребителям сверхвысокого уровня сервиса, который они не требуют, приводит только к дополнительным затратам.

Естественно, что выбор стратегии определяет для компании дальнейшее формирование структуры логистической системы, выстраивание логистических цепочек, определение количественного и качественного состава ее звеньев. В том числе это касается логистических посредников, определения дислокации инфраструктурных мощностей (собственных и арендуемых складов, таможенных терминалов), утверждения организационной структуры отдела логистики, закрепления полномочий и ответственности должностных лиц, их подчиненности менеджменту компании, создания функциональных связей логистических подразделений с остальными подразделениями компании, определения параметров качества логистического сервиса.

Особую роль здесь играет разработка системы управления запасами и информационной системы, обеспечивающей логистический процесс. При этом на начальном этапе эти системы могут представлять собой лишь набор показателей и правил принятия тех или иных решений, что в дальнейшем может стать основой для разработки автоматизированных компьютерных систем.

Отдельно хотелось бы остановиться на управлении логистическими процессами и минимизации рисков в логистике.

Если логистические процессы внутри компании могут управляться, исходя из выбранных и описанных выше критериев и стратегий, то наличие логистических посредников, которые осуществляют свою деятельность по собственным критериям и исходя из собственных стратегий, вносит существенные риски, оказывающие влияние на результаты логистического процесса.

Как правило, компании прибегают к услугам логистических посредников, специализирующихся на транспортно-экспедиционных услугах и услугах по таможенной очистке грузов. Гораздо реже, либо наряду с наличием собственных и арендуемых складов, компании прибегают к услугам посредников, оказывающих складские услуги.

Рынок логистических посредников сложен и неоднозначен. Как на любом рынке, на нем присутствуют так называемые монстры — крупные компании с меж­дународной репутацией, такие например, как MAJOR, DANZAS, SCHENKER, TNT, DHL, UPS и многие другие. Наряду с ними существуют и небольшие компании, оказывающие подобные услуги, не имеющие ни собственных транспортных средств, ни складских помещений, ни входящих в штат специалистов по таможенному оформлению. Нередко квалификация сотрудников таких компаний позволяет им оказывать услуги, сравнимые по качеству с услугами именитых компаний, а стоимость их услуг, как правило, ниже, что легко объясняется низкими собственными затратами на содержание компании.

Внимательное изучение Федерального закона от 30.06.2003 № 87 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» позволяет легко понять, что, осуществляя оказание услуг по экспедированию груза, экспедитор никакой ответственности ни за порчу или утерю груза, ни за нарушение сроков перевозки, ни за прочие вопросы, связанные с качеством оказания услуги, фактически не несет.

Эта практика и обусловила появление большого количества непрофессиональных компаний, пытающихся прорваться на логистический рынок за счет ценового демпинга. Здесь и кроются те риски, на которых следует остановиться подробнее.

1) Временные риски:

 

2) Материальные риски:

 

3) Правовые риски:

 

В следующей статье подробно поговорим о мерах по сокращению рисков.

Андрей Ломтев, заместитель генерального директора УКЦ

www.hvac-school.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта