Школа поведенческих наук. Школа поведенческих наук возникла на базе школы человеческих отношений в результате. Школа поведенческих наук бихевиоризм


Бихевиоризм в менеджменте

Школа поведенческих наук

Управление бизнесом основывается на предпринимательских замыслах, планировании, анализе проблемных ситуаций – на всем том, что связано с мыслительными процессами, обдумыванием, проецированием событий в будущее.

Ведущим принципом в принятии управленческих решений выступает девиз: «Видеть – анализировать – действовать». Однако попытки исследовать сознание и мыслительные процессы к началу ХХ века неизменно наталкивались на трудности понимания, что такое мысль, как она возникает и побуждает к действию.

Человеческое сознание оказалось «вещью в себе», а процессы, происходящие в головном мозге, были ненаблюдаемы и не поддавались непосредственному измерению. Анализировать объекты, обладающие сознанием и мышлением, можно было лишь в логической связке «стимул – реакция» (см. рис.1).

Рис.1. Схема взаимосвязи «стимул – реакция».

Основы науки об управлении поведением складывались в конце XIX – начале ХХ века в таких областях знания, как физиология, психология, генетика. Открытия русского учёного И.П. Павлова, ставшего первым отечественным лауреатом Нобелевской премии, потрясли мир. Науки о человеке, его высшей нервной и психической деятельности стали к этому времени динамично развиваться, и параллельно с зоопсихологией и экспериментами над животными сформировали задел для новой теоретической платформы, коей впоследствии стал бихевиоризм.

Вообще говоря, термин «бихевиоризм» (от англ. behavior – поведение) и обобщающая категория «школа поведенческих наук» − не одно и то же. И если в психологии под бихевиоризмом понимают одно из направлений этой науки, то в менеджменте, чаще всего, термин используют как обобщающее понятие, в которое входят весьма разнородные управленческие концепции.

Начнем с наиболее ранней из них, связанной с извечной мечтой всех рабовладельцев и работодателей иметь в своем распоряжении таких работников, которые бы безропотно трудились на хозяина, не требовали завышенной оплаты и комфортных условий труда, не поднимали восстаний и не устраивали забастовок. Легенду о таких работниках – манкуртах – мы находим у Чингиза Айтматова, который описывал их следующим образом.[1]

Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного Я, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения.

Описанную управленческую концепцию, пришедшую к нам из раннего средневековья, направленную на радикальное изменение поведения работника, условно назовем манкуртизмом (см. схему на рис.2).

Рис.2. Полное подчинение поведения работника владельцу бизнеса (манкуртизм).

Казалось бы, фантазии и мечты рабовладельцев всего мира о манкуртах так и остались таковыми со времен евгеники. Однако в начале ХХ века эти идеи вновь получили развитие в гитлеровской Германии. Начало этому процессу положил первый учебник по генетике Э.Бауэра, О.Фиша и Ф.Ленца, вышедший в Германии в 1921 году. Значительный раздел данного учебника был посвящен евгенике. Причем авторы считали, что основные характеристики и особенности поведения человека наследуются генетически, а воспитание играет второстепенную роль.

От этих идей оставался только шаг до теории расовой гигиены, согласно которой существуют высшие и низшие расы. Одни призваны руководить, другие должны безропотно трудиться или быть уничтоженными.

Опыты по созданию «новых манкуртов» были осуществлены нацистами в годы второй мировой войны. Заключенные в концлагерях подвергались различным хирургическим, медикаментозным, химическим, психическим и прочим воздействиям с целью лишить их воли и памяти, заставить трудиться на хозяина подобно домашнему скоту.

С поражением нацизма данная концепция манкуртизма не канула в Лету. Время от времени мы сталкиваемся с эпизодами (в том числе в нашей стране) пропажи людей, которые потом находятся где-либо утратившими память и лишь смутно помнящих, что где-то трудились на угнетателя, находясь в рабстве.

Иногда рабство бывает почти добровольным, когда стимулом для работника является какой-либо психотропный препарат или наркотик. Иными словами, говорить о том, что страница манкуртизма в управлении бизнесом перевернута и он окончательно остался в прошлом пока рано. Упоминать об этом радикальном направлении  в управлении бизнесом хотя и неприятно, но необходимо.

Другим вектором развития школы поведенческих наук стало изучение систем управления в животном мире (особенно лидерство и доминирование) и в среде общественных насекомых. Причем второе направление очень интересовало теоретика анархизма П.А.Кропоткина, который часто рассматривал совместный труд пчел в качестве образца для производственного поведения людей.

Тема, действительно, очень интересная как с точки зрения управленческих воздействий, так и передачи информационных сигналов. Пока современная наука объяснить не может, как осуществляется разделение труда и координация работы огромного количества особей.

Из мирмекологии нам известно, что муравьи и термиты – отличные строители, охотники и солдаты; их согласованные действия вызывают удивление и восхищение в своей разумности и целесообразности. Так, израильские учёные провели эксперимент и попытались выяснить, как муравьи координируют свои трудовые действия при перемещении габаритных грузов — и при этом не теряют направления передвижения к муравейнику. Этот интересный опыт наглядно представлен на видео.  Не менее захватывающими оказываются способы управления насекомых другими видами в своих целях — например, гусениц и пауков-зомби.

Но объяснить закономерности и механизмы управления их поведением мы пока не можем. Возможно, они похожи на «разумные» действия внутри нас, когда, например, лейкоциты атакуют чужеродные микроорганизмы и вирусы, попадающие в кровь, или тромбоциты, повинуясь неизвестным законам управления, «ремонтируют» поврежденные кровеносные сосуды или кожные покровы. Возможно, раскрытие закономерностей управления и поведения на микроуровне придаст в будущем новый импульс к развитию управленческой науке в целом.

Еще одним направлением школы поведенческих наук является подразделение типов и методов управления на этнические (национальные) составляющие. Упрощенная схема построения теоретического материала здесь такова: каждая нация, несмотря на многообразие характеров и психотипов людей, образует некую этническую целостность с определенными качествами, мышлением и поведением.

Относительное единство ментальности, моральных ценностей и взглядов формируется, главным образом, генетически, вместе с расовыми признаками, цветом кожи, физическими данными людей, которые образуют особую культурную и цивилизационную среду.

В таких сообществах формируется свой тип трудовых и управленческих отношений, вытекающий из черт национального характера. Это дает основание исследователям управленческих отношений в бизнесе классифицировать их по этнической или национальной принадлежности – например, японская модель управления; европейский, немецкий или американский тип менеджмента и т.д. (см. рис.3).

Рис.3. Условная схема формирования национального типа управления бизнесом.

Еще одно важнейшее направление в школе поведенческих наук – лидерство, его виды и влияние на процессы управления. Эта проблематика необычайно важна для исследования феномена управления бизнесом, так как руководитель в предпринимательских организациях – это всегда лидер, а сама организация – удлиненная тень лидера, его проекция на методы осуществления предпринимательской деятельности, на коммуникации между сотрудниками, на коллективное и индивидуальное поведение.

С точки зрения школы поведенческих наук лидерство – явление широкого плана; его следует изучать в самых разных аспектах, начиная с исследований иерархий власти и доминирования в животном мире и заканчивая проблематикой формального и неформального лидерства в социальных, политических и экономических сообществах.

В рамках общего обзора мы не будем, естественно, останавливаться на каких-либо подробностях или конкретизации даже общих подходов в анализе лидерства, поведенческих реакциях ведущих и ведомых. Отметим лишь, что исследования проблем обучения лидерству, раскрытия лидерских качеств, признания или неприятия авторитетов, оппортунистического поведения и прочих проблем, находятся в стадии активной разработки и постоянного пересмотра концепций. Практические выводы из теорий бихевиоризма находят свое отражение в консультациях имиджмейкеров, специалистов по коммуникациям и бизнес-процессам.

Израильские ученые отыскали логику в поведении сумасшедших муравьев

Гусениц обвинили в зомбировании муравьев с помощью наркотиков

Ученые описали процесс превращения пауков в зомби-ткачей

Зарождение менеджмента как науки

Управление бизнесом как наука

Цели и задачи менеджмента. Обеспечение доходности предприятия

Менеджмент как наука и профессия

Специфика менеджмента в России и использование зарубежного опыта

Предприниматели и менеджеры: соотношение интересов и мотивация

Информационные ресурсы в менеджменте

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.1: А.А. Богданов

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.2: А.К. Гастев

Развитие теории и практики менеджмента в России. Ч.3: Н.А. Витке

Школы менеджмента

Школа научного управления

Административная (классическая) школа управления

Школа человеческих отношений

Эмпирическая школа

Школа поведенческих наук (бихевиоризм)

Математическая школа управления

Современные подходы к бизнес-менеджменту

[1] Айтматов Ч. Буранный полустанок («И дольше века длится день»). —  М., 1981 С. 106 -107.

vadim-galkin.ru

Школа поведенческих наук (бихевиоризм). — КиберПедия

Школа человеческих отношений (1930-1950) Бихевиристская школа (1950-настоящее время)

Отличие:

Школа поведенческих наук в отличие от школы человеческих отношений направлена не на налаживание межличностных отношений, а на повышение эффективности отдельного сотрудника, в основе этого повышения – возможности воздействовать на поведение человека. Важным фактором, обусловливающим поведение человека, является степень удовлетворения его потребностей.

- Особенности школы поведенческих наук Представители направления: К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д.МакГрегор, Ф.Гердцеберг. Изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержание работы и качества трудовой жизни.

- Основная цель: повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов.

- Является продолжением школы человеческих отношений и базируется на достижениях в области психологии и социологии.

По мнению исследователя менеджмента ЛиндэллаУрвика, недостатки этой школы обусловлены тем, что мэйонисты:

• утратили осознание специфики больших социальных и технологических систем;

• приняли своей предпосылкой положение, будто рабочим можно манипулировать, чтобы вогнать его в существующие промышленные рамки;

• исходили из того, что кооперация и сотрудничество естественны и желательны, обойдя значительно более сложные вопросы социальных конфликтов;

• смешали цели и средства, предположив, что удовольствие и счастье в будущем вели бы работников к гармоническому равновесию и успеху организации.

Теория Ф. Герцберга

- Потребности делятся на факторы здоровья и мотивирующие факторы

- Наличие факторов здоровья всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой

- Мотивирующие факторы, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у А. Маслоу и Д. МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека

- Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

- А Маслоу рассматривал факторы здоровья как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Ф. Герцберг, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на факторы здоровья только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.

- 14. Понятие организации как объекта управления

- Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируют для достижения целей.

- Обязательные требования для организации:

- 1) наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью общей группы организаций;

- 2) наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;

- 3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

- Организация является основным субъектом хозяйственных отношений в современной экономике, потому государство уделяет большое внимание систематизации организаций и законодательному регулированию их статуса.

- Рассмотрение проблемы организации как объекта управления, оценка психологических и социально-психологических процессов, свойственных организации, требуют системного подхода.

- Применение данного подхода означает, что организация является целостным образованием, ее элементы составляют достаточно сложные взаимосвязанные и взаимообусловленные структурные подсистемы. На их функционирование значительное влияние оказывают психологические и социально-психологические процессы, отличающиеся мобильностью и неоднозначностью протекания.

- Организация, как объект управления, как система имеет внутреннюю ,внешнюю и среду косвенного воздействия.

- Внутренняя – цель, структура, технологии, персонал, руководство, имидж, культура

- Внеш.- конкуренты, потребители, поставщики, покупатели, государство и т.д.

- Среда косв.воздействия – инфляция, кризис, политика, географические и природные факторы

-

- 15. Виды организаций и задачи их классификации

-

- Организации бывают формальные и неформальные.

- Формальная организация официально учреждена.Цели формальной организации закреплены в учредительных документах(устав, учредительный договор). Функционирование такой организации регулируется нормативными актами(законами, указами),права и обязанности участников регламентируются нормативными документами(инструкциями, положениями).

- В РФ формальные организации систематизируются в Гражданском кодексе.

- Согласно ГК РФ формальная организации может быть коммерческой и некоммерческой.

- Коммерческая формальная организация основной целью деятельности имеет извлечение прибыли.

- Некоммерческая формальная организация создается для деятельности, имеющей другие цели, нежели прибыль. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она идет на уставные цели и не распределяется между участниками организации.

- ГК РФ определяет след. Организационно-правовые формы формальных организаций.

- Коммерческие организации

- • Хозяйственные товарищества и общества

- -товарищества: полное товарищество и товарищество на вере(коммандитное)

- -общества: с ограниченной и дополнительной ответственностью –ООО и ОДО;ЗАО и ОАО; дочерние хозяйственные; зависимые хозяйственные общества.

- • Производственные кооперативы

- • Государственные и муниципальные унитарные предприятия: на правах хозяйственного ведения; на правах оперативного управления.

- Некоммерческие организации

- • Потребительские кооперативы

- • Общественные и религиозные организации

- • Фонды

- • Учреждения

- • Объединения юридических лиц(ассоциации и союзы)

-

- К неформальным организациям относятся самопроизвольно возникающие группы людей, подпадающие под определение организации. Она может быть легальной (кружки качества, группа изобретателей) и нелегальной(преступные сообщества, экстремистские организации) Неформальные организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческая деятельность неформальных организаций осуществляется на нелегальной основе.

 

cyberpedia.su

Бихевиоризм в менеджменте

Управление бизнесом основывается на предпринимательских замыслах, планировании, анализе проблемных ситуаций – на всем том, что связано с мыслительными процессами, обдумыванием, проецированием событий в будущее. Ведущим принципом в принятии управленческих решений выступает девиз: «Видеть – предвидеть – действовать». Однако попытки исследовать сознание и мыслительные процессы к началу ХХ века неизменно наталкивались на трудности понимания, что такое мысль, как она возникает и побуждает к действию.Человеческое сознание оказалось «вещью в себе», а процессы, происходящие в головном мозге, были ненаблюдаемы и не поддавались непосредственному измерению. Анализировать объекты, обладающие сознанием и мышлением, можно было лишь в логической связке «стимул – реакция» (см. рис.1).

Рис.1. Схема взаимосвязи «стимул – реакция».

Основы науки об управлении поведением складывались в конце XIX – начале ХХ века в таких областях знания, как физиология, психология, генетика. Науки о человеке, его высшей нервной и психической деятельности стали к этому времени динамично развиваться, и параллельно с зоопсихологией и экспериментами над животными сформировали задел для новой теоретической платформы, коей впоследствии стал бихевиоризм.

Вообще говоря, термин «бихевиоризм» (от англ. behavior – поведение) и обобщающая категория «школа поведенческих наук» − не одно и то же. И если в психологии под бихевиоризмом понимают одно из направлений этой науки, то в менеджменте, чаще всего, термин используют как обобщающее понятие, в которое входят весьма разнородные управленческие концепции.

Начнем с наиболее ранней из них, связанной с извечной мечтой всех рабовладельцев и работодателей иметь в своем распоряжении таких работников, которые бы безропотно трудились на хозяина, не требовали завышенной оплаты и комфортных условий труда, не поднимали восстаний и не устраивали забастовок. Легенду о таких работниках – манкуртах – мы находим у Чингиза Айтматова, который описывал их следующим образом.[1]

Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишенный понимания собственного Я, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения.

Описанную управленческую концепцию, пришедшую к нам из раннего средневековья, направленную на радикальное изменение поведения работника, условно назовем манкуртизмом (см. схему на рис.2).

Рис.2. Полное подчинение поведения работника владельцу бизнеса (манкуртизм).

Казалось бы, фантазии и мечты рабовладельцев всего мира о манкуртах так и остались таковыми со времен евгеники. Однако в начале ХХ века эти идеи вновь получили развитие в гитлеровской Германии. Начало этому процессу положил первый учебник по генетике Э.Бауэра, О.Фиша и Ф.Ленца, вышедший в Германии в 1921 году. Значительный раздел данного учебника был посвящен евгенике. Причем авторы считали, что основные характеристики и особенности поведения человека наследуются генетически, а воспитание играет второстепенную роль.

От этих идей оставался только шаг до теории расовой гигиены, согласно которой существуют высшие и низшие расы. Одни призваны руководить, другие должны безропотно трудиться или быть уничтоженными.

Опыты по созданию «новых манкуртов» были осуществлены нацистами в годы второй мировой войны. Заключенные в концлагерях подвергались различным хирургическим, медикаментозным, химическим, психическим и прочим воздействиям с целью лишить их воли и памяти, заставить трудиться на себя подобно домашнему скоту.

С поражением нацизма данная концепция манкуртизма не канула в Лету. Время от времени мы сталкиваемся с эпизодами (в том числе в нашей стране) пропажи людей, которые потом находятся где-либо утратившими память и лишь смутно помнящих, что где-то трудились на хозяина, находясь в рабстве.

Иногда рабство бывает почти добровольным, когда стимулом для работника является какой-либо психотропный препарат или наркотик. Иными словами, говорить о том, что страница манкуртизма в управлении бизнесом перевернута и он окончательно остался в прошлом пока рано. Упоминать об этом радикальном направлении  в управлении бизнесом хотя и неприятно, но необходимо.

Другим вектором развития школы поведенческих наук стало изучение систем управления в животном мире (особенно лидерство и доминирование) и в среде общественных насекомых. Причем второе направление очень интересовало теоретика анархизма П.А.Кропоткина, который часто рассматривал совместный труд пчел в качестве образца для производственного поведения людей.

Тема, действительно, очень интересная как с точки зрения управленческих воздействий, так и передачи информационных сигналов. Пока современная наука объяснить не может, как осуществляется разделение труда и координация работы огромного количества особей.

Из мирмекологии нам известно, что муравьи и термиты – отличные строители, охотники и солдаты; их согласованные действия вызывают удивление и восхищение в своей разумности и целесообразности. Но объяснить закономерности и механизмы управления их поведением мы пока не можем. Возможно, они похожи на «разумные» действия внутри нас, когда, например, лейкоциты атакуют чужеродные микроорганизмы и вирусы, попадающие в кровь, или тромбоциты, повинуясь неизвестным законам управления, «ремонтируют» поврежденные кровеносные сосуды или кожные покровы. Возможно, раскрытие закономерностей управления и поведения на микроуровне придаст в будущем новый импульс к развитию управленческой науке в целом.

Еще одним направлением школы поведенческих наук является подразделение типов и методов управления на этнические (национальные) составляющие. Упрощенная схема построения теоретического материала здесь такова: каждая нация, несмотря на многообразие характеров и психотипов людей, образует некую этническую целостность с определенными качествами, мышлением и поведением.

Относительное единство ментальности, моральных ценностей и взглядов формируется, главным образом, генетически, вместе с расовыми признаками, цветом кожи, физическими данными людей, которые образуют особую культурную и цивилизационную среду.

В таких сообществах формируется свой тип трудовых и управленческих отношений, вытекающий из черт национального характера. Это дает основание исследователям управленческих отношений в бизнесе классифицировать их по этнической или национальной принадлежности – например, японская модель управления; европейский, немецкий или американский тип менеджмента и т.д. (см. рис.3).

Рис.3. Условная схема формирования национального типа управления бизнесом.

Еще одно важнейшее направление в школе поведенческих наук – лидерство, его виды и влияние на процессы управления. Эта проблематика необычайно важна для исследования феномена управления бизнесом, так как руководитель в предпринимательских организациях – это всегда лидер, а сама организация – удлиненная тень лидера, его проекция на методы осуществления предпринимательской деятельности, на коммуникации между сотрудниками, на коллективное и индивидуальное поведение.

С точки зрения школы поведенческих наук лидерство – явление широкого плана; его следует изучать в самых разных аспектах, начиная с исследований иерархий власти и доминирования в животном мире и заканчивая проблематикой формального и неформального лидерства в социальных, политических и экономических сообществах.

В рамках общего обзора мы не будем, естественно, останавливаться на каких-либо подробностях или конкретизации даже общих подходов в анализе лидерства, поведенческих реакциях ведущих и ведомых. Отметим лишь, что исследования проблем обучения лидерству, раскрытия лидерских качеств, признания или неприятия авторитетов, оппортунистического поведения и прочих проблем, находятся в стадии активной разработки и постоянного пересмотра концепций. Практические выводы из теорий бихевиоризма находят свое отражение в консультациях имиджмейкеров, специалистов по коммуникациям и бизнес-процессам.

[1] Айтматов Ч. Буранный полустанок («И дольше века длится день»). —  М., 1981 С. 106 -107.

 См.: Школа поведенческих наук (бихевиоризм)

 

21biz.ru

Школа поведенческих наук (бихевиоризм). - Производство

Школа человеческих отношений (1930-1950) Бихевиристская школа (1950-настоящее время)

Отличие:

Школа поведенческих наук в отличие от школы человеческих отношений направлена не на налаживание межличностных отношений, а на повышение эффективности отдельного сотрудника, в основе этого повышения – возможности воздействовать на поведение человека. Важным фактором, обусловливающим поведение человека, является степень удовлетворения его потребностей.

- Особенности школы поведенческих наук Представители направления: К.Арджирис, Р.Лайкерт, Д.МакГрегор, Ф.Гердцеберг. Изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержание работы и качества трудовой жизни.

- Основная цель: повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов.

- Является продолжением школы человеческих отношений и базируется на достижениях в области психологии и социологии.

По мнению исследователя менеджмента ЛиндэллаУрвика, недостатки этой школы обусловлены тем, что мэйонисты:

• утратили осознание специфики больших социальных и технологических систем;

• приняли своей предпосылкой положение, будто рабочим можно манипулировать, чтобы вогнать его в существующие промышленные рамки;

• исходили из того, что кооперация и сотрудничество естественны и желательны, обойдя значительно более сложные вопросы социальных конфликтов;

• смешали цели и средства, предположив, что удовольствие и счастье в будущем вели бы работников к гармоническому равновесию и успеху организации.

Теория Ф. Герцберга

- Потребности делятся на факторы здоровья и мотивирующие факторы

- Наличие факторов здоровья всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой

- Мотивирующие факторы, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у А. Маслоу и Д. МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека

- Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

- А Маслоу рассматривал факторы здоровья как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Ф. Герцберг, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на факторы здоровья только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой.

- 14. Понятие организации как объекта управления

- Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируют для достижения целей.

- Обязательные требования для организации:

- 1) наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью общей группы организаций;

- 2) наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;

- 3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

- Организация является основным субъектом хозяйственных отношений в современной экономике, потому государство уделяет большое внимание систематизации организаций и законодательному регулированию их статуса.

- Рассмотрение проблемы организации как объекта управления, оценка психологических и социально-психологических процессов, свойственных организации, требуют системного подхода.

- Применение данного подхода означает, что организация является целостным образованием, ее элементы составляют достаточно сложные взаимосвязанные и взаимообусловленные структурные подсистемы. На их функционирование значительное влияние оказывают психологические и социально-психологические процессы, отличающиеся мобильностью и неоднозначностью протекания.

- Организация, как объект управления, как система имеет внутреннюю ,внешнюю и среду косвенного воздействия.

- Внутренняя – цель, структура, технологии, персонал, руководство, имидж, культура

- Внеш.- конкуренты, потребители, поставщики, покупатели, государство и т.д.

- Среда косв.воздействия – инфляция, кризис, политика, географические и природные факторы

-

- 15. Виды организаций и задачи их классификации

-

- Организации бывают формальные и неформальные.

- Формальная организация официально учреждена.Цели формальной организации закреплены в учредительных документах(устав, учредительный договор). Функционирование такой организации регулируется нормативными актами(законами, указами),права и обязанности участников регламентируются нормативными документами(инструкциями, положениями).

- В РФ формальные организации систематизируются в Гражданском кодексе.

- Согласно ГК РФ формальная организации может быть коммерческой и некоммерческой.

- Коммерческая формальная организация основной целью деятельности имеет извлечение прибыли.

- Некоммерческая формальная организация создается для деятельности, имеющей другие цели, нежели прибыль. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она идет на уставные цели и не распределяется между участниками организации.

- ГК РФ определяет след. Организационно-правовые формы формальных организаций.

- Коммерческие организации

- • Хозяйственные товарищества и общества

- -товарищества: полное товарищество и товарищество на вере(коммандитное)

- -общества: с ограниченной и дополнительной ответственностью –ООО и ОДО;ЗАО и ОАО; дочерние хозяйственные; зависимые хозяйственные общества.

- • Производственные кооперативы

- • Государственные и муниципальные унитарные предприятия: на правах хозяйственного ведения; на правах оперативного управления.

- Некоммерческие организации

- • Потребительские кооперативы

- • Общественные и религиозные организации

- • Фонды

- • Учреждения

- • Объединения юридических лиц(ассоциации и союзы)

-

- К неформальным организациям относятся самопроизвольно возникающие группы людей, подпадающие под определение организации. Она может быть легальной (кружки качества, группа изобретателей) и нелегальной(преступные сообщества, экстремистские организации) Неформальные организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческая деятельность неформальных организаций осуществляется на нелегальной основе.

student2.ru

Школа поведенческих наук. Школа поведенческих наук возникла на базе школы человеческих отношений в результате

 

Школа поведенческих наук возникла на базе школы человеческих отношений в результате развития психологии, проведения исследований в области бихевиоризма (поведенческой психологии). С позиций бихевиоризма, личность - это всё то, чем обладает индивид, его возможности для приспособления к среде, т.е. навыки, социально регулируемые инстинкты, социализованные эмоции плюс способность быть пластичным, чтобы образовывать новые навыки, а также способность сохранять и удерживать навыки. Т.е., личность - это организованная и относительно устойчивая система навыков. Человек в концепции бихевиоризма понимается, как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на опр. поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение. Основателем бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Огромный вклад в развитие бихевиоризма в управлении внёс А. Маслоу, создавший теорию иерархической пирамиды потребностей.

 

Развитие психологии и социологии, совершенствование методов исследования сделало изучение поведения человека на рабочем месте в большей степени научным. Наиболее крупные фигуры более позднего периода поведенческого направления: К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор и Ф. Герцберг. Они изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характер власти и авторитета, организационную структуру, коммуникации в организациях, лидерство, изменение качества трудовой жизни.

 

Мак-Грегор был автором двух вариантов предположений об отношении человека к работе и типах поведения, кои влияют на действия и поведение менеджеров (теория Х и теория Y).А Оучи впоследствии доработал учение Мак-Грегора, создав свою теорию поведения работников, назвав её теорией Z.

 

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся, прежде всего, на налаживании межличностных отношений в организации. Её представители стремились в большей степени помочь работнику осознать собственные возможности - а в широком смысле за счёт повышения эффективности человеческих ресурсов происходило и повышение эффективности организации. Однако, несмотря на многие важные положительные результаты, бихевиористский подход иногда оказывался несостоятельным в ситуациях, отличавшихся от тех, кои исследовали его приверженцы.

 

Поведенческий подход был настолько популярен, что охватил всю область управления в 60-е г.г. ХХ века. Как и более ранние школы управления, этот подход отстаивал "единственно наилучший путь" для решения управленческих проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Однако, несмотря на многие важные положительные результаты, бихевиористский подход иногда оказывался несостоятельным в ситуациях, отличавшихся от тех, кои исследовали его приверженцы.

 

Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 117 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Модели организационного поведения | Основы представления о личности | Теория атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции | Модель опосредованного научения | Характерные черты, присущие экстравертам и интровертам, влияющие на эффективность их работы | Характеристика этапов карьеры | Источники стресса | Модель стресса | Влияние и подчинение в группе | Основы социального влияния |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.006 сек.)

mybiblioteka.su

Школа науки о поведении (бихевиоризм)

Менеджмент Школа науки о поведении (бихевиоризм)

просмотров - 177

Развитие таких наук, как психо­логия и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наи­более крупных фигур более позднего периода развития поведен­ческого — бихевиористского — направления можно назвать, в первую очередь, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта͵ Дугласа Мак-Грегора и Фредерика Герцберга. Эти и другие исследовате­ли изучали различные стороны социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета͵ организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни.

Школа науки о поведении значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся прежде всœего на методах налаживания межличностных отношений. Новый под­ход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей и на основе приме­нения концепций поведенческих наук к построению и управле­нию организациями. Основной целью этой школы было повы­шение эффективности организации за счет повышения эффек­тивности ее человеческих ресурсов.

Поведенческий подход стал настолько популярен, что он почти полностью охватил всю область управления в 60-е годы.

Видным представителœем теории «человеческих ре­сурсов» был Дуглас Мак-Грегор (1906—1964).

В основу своей концепции Д. Мак-Грегор положил дихото­мию теорий, условно обозначив их символами «Х» и «У».

Главные положения теории «X»:

• обычному человеку присуще внутреннее неприятие тру­да, и он старается избежать его любым путем;

• в связи с этим подавляющее большинство людей должны быть принуждаемы и направляемы, с тем чтобы побудить их к соот­ветствующим усилиям для достижения целœей организации;

• обыкновенный человек предпочитает быть контролируе­мым, стремится избежать ответственности;

• ему свойственны лишь весьма незначительные амбиции, и главным образом он нуждается в защите.

Предпосылки теории «У», которые, собственно, и отстаива­ет Мак-Грегор, прямо противоположны:

• затраты физических и интеллектуальных сил в труде ес­тественны, как в игре или даже в отдыхе;

• внешний контроль или угроза наказания не являются единственным средством для достижения организационных целœей;

• человек осуществляет самоуправление и самоконтроль при выполнении порученных ему задач;

• вознаграждение должно быть неотъемлемой функцией достижения искомых задач;

• обычный человек при соответствующих условиях науча­ется не только принимать на себя ответственность, но и искать ее;

• способность показать сравнительно высокую степень вооб­ражения, оригинальности и творчества при решении организацион­ных проблем получает всœе большее распространение среди людей;

• в настоящих обстоятельствах индустриальной жизни ин­теллектуальные возможности среднего человека используются лишь частично.

Центральный принцип, составляющий ось теории «X», ᴛ.ᴇ. традиционный подход в управлении, состоит в руководстве и контроле посредством прямого применения власти, а человек является лишь инœертным объектом властного воздействия. На­против, краеугольный камень теории «Y» — интеграция, ᴛ.ᴇ. соз­дание таких условий, при которых члены организации могли бы достичь своих индивидуальных целœей через содействие коммер­ческому успеху предприятия.

Достижения школы науки о поведении легли в основу концеп­ции управления человеческими ресурсами, основное содержание которой не сводится только к увеличению морального компонента и степени личной удовлетворенности в организации, как это было свойственно теории человеческих отношений. Цель управления на основе человеческих ресурсов организации заключается в совершен­ствовании процесса принятия решений и эффективности контроля. В случае если при реализации подходов, свойственных теории человеческих отношений, менеджер делился информацией, консультировался с подчинœенными и поощрял самоуправление исключительно для по­вышения удовлетворенности рабочего условиями труда и улучшения морального климата на предприятии как главного средства повыше­ния производительности, то в доктринœе использования человеческих ресурсов менеджер допускает участие подчинœенных и в управленче­ском процессе, ибо наиболее эффективные решения, как правило, принимаются теми, кого они непосредственно затрагивают.

oplib.ru

Школа поведенческих наук

Менеджмент Школа поведенческих наук

просмотров - 111

Мэри Паркер Фоллет

М. Фоллетт считала, что руководители должны понимать – предприятие может работать лучше, если позволять рабочим быть партнерами в бизнесе. Она призывала создавать на предприятиях атмосферу «подлинной общности интересов», на основе которой, по её мнению, можно обеспечить максимальный вклад всœех сотрудников в эффективную организационную деятельность.

В результате ученые стали рекомендовать руководству компаний уделять больше внимания «человеческим отношениям» для повышения производительности труда: поощрять интерес сотрудников к работе, привлекать их к обсуждению нововведений, обеспечивать возможности для общения и обмена опытом и т.п.

В пятидесятые годы ХХ века развитие психологии и социологии привело к созданию практических методов исследования человеческих взаимоотношений в процессе производственной и другой деятельности. В эти годы в психологии начинает активно развиваться научное направление – бихевиоризм- сфера научных знаний о поведении человека. Развитие теории бихевиоризма коснулось и менеджмента. С начала 50-х гᴦ. школа человеческих отношений начала трансформироваться в школу поведенческих наук (школу наук о поведении, бихевиористскую школу). Главной идеей этой школы менеджмента стало следующее утверждение: повышение эффективности отдельного работника и организации в целом может быть достигнуто на основе применения методов поведенческих наук. Новый подход сосредоточился на помощи работнику в осознании своих собственных возможностей. В 60-е годы ХХ века новый подход охватил всю сферу менеджмента. Идеи и методы школы наук о поведении продолжают активно развиваться и в наши дни.

Наиболее заметными представителями бихевиористского направления являются: Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберᴦ. Эти ученые исследовали такие аспекты управления, как мотивация, характер власти руководителя, авторитет, организационная структура компании, коммуникации в организациях, лидерство и т.п. Основной вывод, который сделали авторы этого направления, можно выразить словами: эффективность труда человека зависит не только от психологии его личности, но и от сложнейших групповых взаимоотношений и взаимосвязей внутри организации.

Изучая поведение руководителœей по отношению к своим работникам, американский психолог Дуглас Мак-Грегор сформулировал две теории, которые он назвал «Теорией X» и «Теорией Y».

Дуглас Мак-Грегор ( Douglas McGregor, 1906-1964) американский социальный психолоᴦ. В начале 50-х годов сформулировал идеи об управлении, которые в 1960 году были опубликованы в его главном труде «The Human Side of Enterprise» («Человеческая сторона предприятия»). Дуглас Мак-Грегор утверждал, что существует два вида менеджмента: первый основывается на «теории X», а второй – на «теории Y»

Читайте также

  • - Школа поведенческих наук

    Получила свое название от широко известных психологических терминов «бихэйвиа», «бихэйвиоризм» (поведение, наука о поведении). Основная идея – необходимость изучения не сознания, а поведения человека. Согласно этому, поведение человека представляет собой реакцию на... [читать подробенее]

  • - Школа человеческих отношений (1930-1950) и школа поведенческих наук (с 1950 по наши дни)

    Эти школы исходят из того, что человеческий фактор является основным фактором эффективности организации. Крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений являются ученые Мэри Фоллет и Элтон Мейс. Фоллет первая определила менеджмент как обеспечение... [читать подробенее]

  • - Школа поведенческих наук

    Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений. Основной целью данного направления было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Новый подход был направлен на разработку таких приемов... [читать подробенее]

  • - Школа поведенческих наук

    Вопрос 7 - Школа человеческих отношений Вопрос 6 - Содержание и значение научного управления. Вопрос 5 - Генезис науки управления. Вопрос 4 - Ситуационный подход Таблица – Виды систем: закрытые и открытые. Вопрос 3 -... [читать подробенее]

  • - Школа поведенческих наук.

    Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, главным постулатом которой являются не методы межличностных отно­шений, а повышение эффективности каждого работника и в целом организации на основе поведенческих наук. Заложенные школой идеи... [читать подробенее]

  • - Школа поведенческих наук и теория человеческих ресурсов.

    Школа человеческих отношений и поведенческих наук Концепция психологии и человеческих отношений (1930—1950 гг.). Хотя авторы научного управления и классичес­кой школы признавали значение человеческого фактора, их дис­куссии и учет этого фактора ограничивались... [читать подробенее]

  • - Школа поведенческих наук.

    Школа человеческих отношений. В 30-50е гг, ХХ века получила распространение неоклассическая школа, возникшая вследствие того, что классическая школа в недостаточной степени учитывала человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Задача этой... [читать подробенее]

  • - Школа поведенческих наук

    Мэри Паркер Фоллет М. Фоллетт считала, что руководители должны понимать – предприятие может работать лучше, если позволять рабочим быть партнерами в бизнесе. Она призывала создавать на предприятиях атмосферу «подлинной общности интересов», на основе которой, по её... [читать подробенее]

  • - Школа поведенческих наук.

    Школа «человеческих отношений» основана на том, что Школа человеческих отношений. В 20 - 30-е годы прошлого столетия в науке управления организацией зародилось новое направление - школа человеческих отношений.ü работник предприятия это не просто исполнитель... [читать подробенее]

  • - Школа поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время)

    Школа поведенческих наук (бихевиоризм, от англ. behaviour – поведение) – подход в теории менеджмента, исследующий поведение людей, методы налаживания межличностных отношений, разрабатывающий проблемы социального взаимодействия и коммуникации, власти и авторитета в... [читать подробенее]

  • oplib.ru


    Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта