Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit - Страница 19. Практика рационально эмоциональной поведенческой терапии


Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit

По рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) опубликовано немало превосходных специальных работ, включая и несколько наших собственных (Bernard, 1991; Bernard & Wolfe, 1993; Dryden, 1994a, 1994b, 1995a, 1995b; Dryden & DiGiuseppe, 1990; Dryden & Hill, 1993; Dryden &Neenan, 1995; Ellis, 1985c, 1994c, 1996a; Ellis & Crieger, 1986; Walen, DiGiuseppe, & Dryden, 1992; Yankura & Dryden, 1990,1994). Однако ни в одной из этих книг нет систематического описания клинического применения РЭПТ, например, ее использования в индивидуальной, супружеской, семейной, групповой и интенсивной терапии. Таким образом, работы, в которой бы систематически обобщался порядок проведения РЭПТ, до сих пор не было.

Ранее мы публиковали статьи и монографии, охватывающие важные аспекты практики РЭПТ (Dryden, 1985b; Ellis, 1971а, 1985с, 1993b), однако некоторые из этих работ уже устарели и более не издаются. Поэтому в данной работе мы пересмотрели и модернизировали материал прошлых лет и добавили несколько глав по новым разработкам РЭПТ — в общем, попытались создать книгу, которая бы предоставляла всеобъемлющую картину по проведению РЭПТ. Такое изложение принципов РЭПТ позволило бы любому заинтересованному психотерапевту эффективнее использовать ее основные клинические приемы.

Эта книга не раскрывает всех аспектов РЭПТ. В некоторых из уже упомянутых публикаций те или иные способы применения РЭПТ описываются более подробно, здесь же о них говорится лишь вскользь. То же самое можно сказать и об использовании РЭПТ в психологической просветительской практике, например, на курсах, семинарах и интенсивных рационально-эмоциональных поведенческих тренингах. Однако специалисты, желающие использовать наиболее популярные клинические методы РЭПТ, найдут в этой книге их самое детальное описание Мы не ждем, что данная работа заменит собой все другие публикации по РЭПТ, но в то же время надеемся, что она станет существенным и полезным дополнением к ним.

Альберт Эллис, PhD

УиндиДрайден, PhD

Предлагаемая вашему вниманию книга является результатом более чем 50-летней истории развития когнитивно-эмоциональной поведенческой психотерапии. Безусловно, главная роль в развитии этого метода немедицинской психотерапии принадлежит Альберту Эллису. Созданный им и разработанный в деталях новый метод психотерапии получил широкое распространение в мире и пользуется на сегодняшний момент заслуженным признанием как психотерапевтов, так и их клиентов, о чем свидетельствует успех института Эллиса и написанных им книг.

Альберт Эллис родился в Питтсбурге в 1913 году и вырос в Нью- Йорке. Так или иначе, вся профессиональная деятельность Эллиса связана с этим городом, доставившим ему много неприятностей. Лишь высокая степень уверенности в себе и умение извлекать пользу из жизненных трудностей путем их рациональной проработки и решения проблем позволили Эллису найти способ помощи в преодоление трудностей другим людям. Проблемы со здоровьем еще в раннем детстве заставили Эллиса сменить занятия спортом на чтение, конфликты в семье (родители Эллиса развелись, когда ему было 12 лет) научили Эллиса внимательно относиться к внутреннему миру человека и стремиться к пониманию других людей.

Первоначально Эллис планировал заняться литературной деятельностью. Он хотел получить специальность экономиста, чтобы к 30 годам заработать достаточно денег для спокойного литературного творчества. В 1934 году Эллис окончил университет Нью-Йорка и получил степень магистра деловою администрирования. Вместе с братом они основали первое предприятие. В 1938 году Эллис получил должность начальника службы персонала в небольшой фирме. Параллельно с работой в сфере бизнеса Эллис занимался литературным трудом, к 28 годам у него было уже более двух десятков рукописей, которые он нигде не мог опубликовать. Желая как-то повысить привлекательность своих рукописей для издателей, Эллис решил написать несколько работ о сексуальных проблемах и стал собирать материалы для книги о сексуальной свободе. Поскольку собранные материалы Эллис широко обсуждал с друзьями, его стали считать чем-то вроде эксперта по этому предмету. Многие из его друзей стали обращаться к Эллису за советом и он обнаружил, что консультирование нравится ему не меньше, чем литературное творчество. Эллис вновь занялся своим образованием. В 1943 году он получил степень магистра по курсу клинической психологии Университета Колумбии (Нью-Йорк). Уже в это время он открывает частную психотерапевтическую практику по семейным и сексуальным проблемам. В 1947 году Эллис поступает в аспирантуру и решает начать учебный анализ, чтобы через несколько лет стать психоаналитиком. Это оказалось не простым делом, поскольку большинство психоаналитических институтов ориентировалось на психологов с докторскими степенями. Все же Эллису удается найти аналитика из группы Карен Хорни, который соглашается работать с ним. Эллис прошел полный анализ и начал практику классического психоаналитика. В 40-е года Эллис работал психоаналитиком в учебных учреждениях и клиниках, но его вера в психоанализ быстро разрушилась. Используя опыт своей консультативной деятельности, Эллис стал экспериментировать с более директивными вмешательствами, чем это было принято в психоанализе. К1955 году Эллис полностью отошел от психоанализа и стал разрабатывать свой собственный стиль психотерапии, основанный на анализе и изменении верований и убеждений клиентов, их представлений о должном и нужном. В 1957 году вышла книга Эллиса «Как жить с невротиком». Двумя годами позже Эллис основал свой Институт рационально-эмоциональной терапии, в котором стал проводить консультации и семинары для психотерапевтов. В 1960-м году вышла его книга «Искусство и наука любви», которая пользовалась большим успехом.

www.rulit.me

Книга "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт

Последние комментарии

онлайн

онлайн

онлайн

 
 

Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии

Автор: Эллис Альберт, Драйден Уинди Жанр: Психология Язык: русский Год: 2002 Издатель: РЕЧЬ ISBN: 5-9268-0120-6 Город: Санкт-Петербург Добавил: Admin 12 Янв 18 Проверил: Admin 12 Янв 18 Формат:  FB2 (358 Kb)  RTF (293 Kb)  TXT (347 Kb)  HTML (362 Kb)  EPUB (552 Kb)  MOBI (2089 Kb)  

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

Книга начинается с рассмотрения общей терапевтической модели рационально-эмоциональной поведенческой терапии» после чего описываются различные ее терапевтические модальности» включая индивидуальную» супружескую, семейную и сексуальную терапию.Книга изобилует реальными примерами из практики, иллюстрирующими применение РЭПТ в различных условиях, и предназначена для клинических психологов и консультантов, а также для всех, кто по роду своей деятельности помогает людям и интересуется терапией.

Объявления

Где купить?

Нравится книга? Поделись с друзьями!

Другие книги автора Эллис Альберт

Похожие книги

Комментарии к книге "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии"

Комментарий не найдено
Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться
 

 

2011 - 2018

www.rulit.me

Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit

Взаимодействие психологических процессов и роль познания

С самого своего зарождения РЭПТ придерживалась интерактивного взгляда на психологические процессы у людей. Когнитивные, эмоциональные процессы и поведение протекают не изолированно: зачастую, особенно при психологических нарушениях, в значительной степени перекрывают друг друга. В последнее время РЭПТ подчеркивает вторичную природу активизирующих событий и показывает, как события (точнее то, как мы воспринимаем события) снова взаимодействуют с нашими когнитивными оценками, эмоциями и поступками (Ellis, 1994с, 1995а). Более подробно это будет рассматриваться в разделе «Уточнение формулы (А. — В — С) РЭПТ».

Несмотря на этот интеракционистский подход, верно и то, что РЭПТ ставит на особое место среди других психологических процессов когнитивные, приписывая ведущую роль в психологическом здоровье и нарушениях оценочным мыслям. Одним из вкладов РЭПТ в когнитивно-поведенческую терапию стало различение рациональных и иррациональных идей. Рациональные идеи — это оценочные когниции, имеющие личную значимость и являющиеся предпочтительными (т. е. неабсолютными) по своей природе. Они выражаются в форме «желаний», «предпочтений», «стремлений», «предрасположенности» или «неприязни». Люди испытывают положительные чувства удовлетворения и наслаждения, когда получают то, чего хотят, и отрицательные (например, грусть, озабоченность, сожаление, раздражение) — когда этого не получают. Эти негативные чувства (сила которых зависит от важности желаемою) считаются здоровой реакцией на негативные события и не препятствуют достижению намеченных или постановке новых целей и задач. Таким образом, эти идеи являются «рациональными» по двум причинам. Во-первых, они гибки, и, во-вторых, они не мешают претворению в жизнь основных целей и задач.

Иррациональные идеи, в свою очередь, отличаются от рациональных в двух отношениях. Во-первых, они обычно абсолютизированы (или догматизированы) и выражаются в форме жестких «должен», «обязан», «надо» и т. д. Во-вторых, они ведут к негативным эмоциям, которые серьезно препятствуют осуществлению целей (например, к депрессии, тревоге, вине, гневу). Здоровые идеи лежат в основе здоровою поведения, в то время как нездоровые идеи — в основе дисфункционального, такого как уход, привычка откладывать важные дела на потом, алкоголизм, злоупотребление различными веществами (Ellis & Knaus, 1977; Ellis, Mclnnery, Di Giuseppe, & Yeager, 1988; Ellis &Velten, 1992).

Две базовые биологические тенденции

В отличие от большинства других теорий терапии, которые делают акцент на роли важных событий жизни в формировании психологического дискомфорта, РЭПТ предполагает, что заметный вклад в развитие психологических расстройств вносит биологическая тенденция людей мыслить иррационально и дисфункционально. Гипотеза о том, что иррациональное и дисфункциональное мышление в значительной степени предопределяется биологическими факторами (всегда взаимодействующими с важными условиями окружающей среды), основывается на той легкости, с которой люди начинают превратно воспринимать действительность и на преобладании подобною мышления даже среди людей, которые воспитывались «рационально» (Ellis, 1976а). Пока я шел к пониманию того, что здесь действуют социальные влияния, я также заметил, что даже если бы каждый человек воспитывался самым рациональным образом, практически все зачастую иррационально изменяли бы свои индивидуальные и социальные предпочтения на абсолютистские требования к (а) себе, (б) другим людям и (в) миру вокруг них (Ellis, 1985а, 1988, 1994с).

Ниже приводятся доказательства в пользу гипотезы РЭПТ о биологической основе человеческой иррациональности.

1. Фактически все люди, даже очень умные и образованные, подвержены основным иррациональным идеям и самоуничижению.

2. Фактически все иррациональные идеи, приводящие к психологическим нарушениям (абсолютистские «должен» и «обязан»), которые мы видим в нашем обществе, можно обнаружить почти во всех социальных и культуральных группах, изучавшихся историей и антропологией.

3. Множество саморазрушительных видов поведения, которые мы демонстрируем, например, привычка откладывать важные дела на потом, недостаток самодисциплины, идут вразрез с тем, чему нас учат родители, сверстники и средства массовой информации.

www.rulit.me

Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit

К настоящему времени Альберт Эллис опубликовал более 50 книг и около 500 научных статей. Пожалуй, детская мечта Эллиса стать известным писателем осуществилась в полной мере на ниве профессиональной психотерапевтической литературы.

Сам метод рационально-эмоциональной терапии за время своего существования претерпел ряд изменений. Первоначально Эллис называл свой метод рациональной терапией, позже переименовав его в рационально-эмоциональную терапию. Все больше убеждаясь в том, что рациональная работа невозможна без определенных поведенческих изменений, Эллис в 1993 году опубликовал статью, в которой обосновал новое наименование метода: рационально-эмоциональная поведенческая терапия, изменил в соответствии с этим новым термином и название своего института.

В предлагаемой вашему вниманию книге излагается методика и техника этого современною варианта оригинальною и крайне эффективною метода психотерапии. Мы не будем здесь подробно анализировать суть рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии, позволим это сделать человеку, лучше которого вряд ли кто-нибудь сможет разъяснить суть и значение рациональных механизмов в жизни человека и в краткосрочной групповой и индивидуальной психотерапии.

В. Ромек, канд. психол. наук, зав. кафедрой прикладной психологии Южно-Российского гуманитарного университет

Общая теория РЭПТ[1]

В этой главе мы обсудим основные теоретические положения, лежащие в основе практики РЭПТ. Прежде всего рассмотрим РЭПТ в историческом контексте и проследим, что оказало влияние на ее становление; затем очертим основные понятия РЭПТ; после этого предложим расширенную версию известной формулы А-В-С; рассмотрим точку зрения РЭПТ на природу психологическою здоровья и психологическою дискомфорта; углубимся в эту тему, подробно разобрав взгляд РЭПТ на возникновение и закрепление психологическою дисбаланса; и наконец, мы изложим основные положения РЭПТ по вопросу терапевтических изменений.

Рационально-эмоциональную поведенческую терапию (РЭПТ) я (А. Э.) начал разрабатывать в 1955 году, когда занимался клинической психологией в Нью-Йорке, проработав к тому времени на данном поприще более десяти лет. Благодаря исследованию, которое я проводил на тот момент для обширного труда под названием «Факты в пользу сексуальной свободы», я приобрел в округе репутацию авторитета по вопросам сексуальных и брачных отношений. Мои друзья консультировались у меня по поводу своих сексуальных и межличностных проблем, и я обнаружил, что могу успешно помогать им в решении этих проблем за достаточно короткий период. Я решил продолжить обучение в области клинической психологии после того, как узнал, что это — единственный путь пройти подготовку в сфере консультирования по вопросам сексуальных и супружеских проблем. После получения ученой степени в области клинической психологии я решил освоить психоанализ, считая его самой глубокой и эффективной из существующих форм психотерапии. Я выбрал это направление, поскольку мой опыт в качестве неформального семейно-брачного консультанта показал, что нарушения отношений на самом деле являются следствием дисгармонии личности и «чтобы по-настоящему помочь людям жить в счастье друг с другом, их прежде всего нужно научить жить в мире с самими собой» (Ellis, 1962, р. 3).

вернуться

Части данной славы заимствованы из следующих изданий: Dryden вс Ellis (1986) и W. Dryden and A Ellis, “Rational-Emotive Therapy”, in К. S. Dobson (Ed.), Handbook of Cognitive-Behavioral Therapies; New York: Guilford, 1987 (печатается с разрешения автора) и были ранее опубликованы в журнале The Nurse Practitioner: The American Journal of Primary Health Care, 12 (7), July 1987.

www.rulit.me

Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit

В следующей главе мы раскроем эти теоретические положения и рассмотрим основу практики РЭПТ.

Базовая практика РЭПТ[2]

В этой главе мы очертим основы проведения РЭПТ. Во-первых, мы рассмотрим некоторые аспекты терапевтических отношений между терапевтом и клиентом в РЭПТ. Во-вторых, разберем вопросы, касающиеся введения клиентов в РЭПТ и оценки их проблем в терминах РЭПТ. В-третьих, раскроем основные терапевтические стратегии в РЭПТ. В-четвертых, опишем главные терапевтические техники, используемые в РЭПТ. В-пятых, коснемся того, какие препятствия могут возникнуть в процессе РЭПТ и как их можно преодолеть. И наконец, разберем, в чем состоят отличия между частной РЭПТ (терапией предпочтения) и общей КПТ (когнитивно-поведенческой терапией).

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

РЭПТ является активно-директивной формой психотерапии, так как терапевты активно ориентируют своих клиентов на определение философских источников их психологических проблем и показывают им, что они могут оспорить и изменить свои иррациональные оценки-долженствования. Поэтому РЭПТ является обучающей формой терапии. Я (А. Э.) неоднократно определял роль эффективного РЭПТ-терапевта как авторитетного (но не авторитарного!) и вдохновляющего учителя, который старается научить своих клиентов

тому, как быть своим собственным терапевтом после окончания формальных сеансов (Ellis, 1979с, 1994d, 1995а, 1996а).

Терапевтические условия

Определив для себя такую роль, РЭПТ-терапевт стремится к безусловному принятию своих клиентов как несовершенных человеческих существ, которые часто ведут себя саморазрушительно, но в своей сущности никогда не бывают плохими (или хорошими). Независимо от того, насколько плохо клиент ведет себя на сеансах терапии, терапевт будет принимать его как личность, но будет часто, если это уместно, ставить его в известность о своей реакции на его негативное поведение (Ellis, 1973,1994с, 1996а, 1996b; Woods & Ellis, 1996).

В роли терапевта мы стараемся быть настолько открытыми, насколько это возможно, и не стесняемся сообщать о себе очень личную информацию, если клиент попросит об этом, кроме тех случаев, когда, на наш взгляд, клиент может использовать ее себе во вред. РЭПТ-терапевты часто делятся примерами из своей собственной жизни, рассказывают о том, что они испытывали похожие проблемы, и — что более важно — о том, как они смогли их разрешить. Таким образом, при проведении сеансов они стремятся быть терапевтически искренними.

РЭПТ-терапевты обычно используют, где уместно, юмор в работе 9 большей частью своих клиентов, поскольку считают, что эмоциональные расстройства в основном проистекают из того факта, что люди воспринимают себя, свои проблемы, других людей и мир слишком серьезно. Поэтому они стараются продемонстрировать клиенту преимущества серьезного, но иронично-веселого подхода к жизни. Однако они избегают шуток в адрес личности клиента и его самоуничижительных мыслей, чувств и действий (Ellis, 1977b, 1977с, 1981,1987b). В сходном ключе и в тех же целях РЭПТ-терапевты стараются быть неформальными и легкими в общении с большинством своих клиентов. Тем не менее, РЭПТ-подход осуждает тех терапевтов, которые неэтично позволяют себе развлекаться на сеансах терапии за деньги клиента (Ellis, 1985с, 1996а, 1996b).

РЭПТ-терапевты проявляют к своим клиентам особый род эмпатии. Это не только «аффективная» эмпатия (то есть сообщение клиенту о понимании его чувств), но и философская эмпатия (то есть демонстрация понимания философии, лежащей в основе его чувств).

Таким образом, терапевты согласны, с определенными оговорками, со взглядами К. Роджерса (Rogers, 1961) относительно эмпатии, искренности и безусловного позитивного принятия клиента. Тем не менее РЭПТ-терапевты с осторожностью проявляют по отношению к большинству клиентов безмерную теплоту. Если практикующий РЭПТ терапевт очень сблизится с клиентом и будет одаривать его огромным вниманием, теплотой, заботой и поддержкой, а также безусловным принятием, то рискует столкнуться с двумя основными проблемами (Ellis, 1982а, 1985а).

вернуться

Части данной главы заимствованы из следующих изданий: Dryden & Ellis (1986) и W. Dryden and A. Ellis, “Rational-Emotive Therapy”, in К. S. Dobson (Ed.), Handbook of Cognitive-Behavioral Therapies; New York: Guilford, 1987 (печатается с разрешения автора) и были ранее опубликованы в журнале The Nurse Practitioner The American Journal of Primary Health Care, 12 (7), July 1987.

www.rulit.me

Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit

4. Люди — даже очень умные и образованные — часто принимает новые иррациональные идеи после того, как избавились от старых.

5. Люди, которые усердно борются с иррациональным поведением, часто становятся жертвой этого самого поведения. Атеисты и агностики проявляют фанатизм и поклонение абсолютистской философии, а глубоко религиозные люди поступают аморально.

6. Понимание иррациональных мыслей, чувств и поступков только отчасти помогает изменить их. Например, люди могут осознавать, что алкоголь в большом количестве очень вреден, однако это знание не обязательно поможет им воздержаться от запоев.

7. Люди часто возвращаются к саморазрушительным привычкам и поведенческим паттернам, даже если они сделали многое для того, чтобы их преодолеть.

8. Людям зачастую кажется более легким научиться самоуничижительному, чем самовозвы шающему поведению. Так, им легче переедать, чем следовать разумной диете.

9. Психотерапевты, которые предположительно должны быть хорошими ролевыми моделями рациональности, часто в своей личной и профессиональной жизни ведут себя иррационально.

10. Люди часто вводят себя в заблуждение тем, что определенные негативные события (например, развод, стресс или какое-либо несчастье) с ними произойти не могут (Ellis, 1976а, 1979е, 1994с).

РЭПТ, однако, считает, что людям свойственна еще одна — конструктивная — биологическая тенденция, а именно тенденция пользоваться волей к выбору и работать над изменением своего дисфункционального мышления и образа действий. Так, люди обладают (а) способностью понимать, что их психологические проблемы идут от иррациональных идей, которые они привносят в ситуацию, (б) способностью осознавать, что они могут изменить свое мышление, и, самое главное, (в) способностью активно и долю работать над изменением этою мышления и поведения, применяя когнитивные, эмоциональные и поведенческие методы. Утверждая, что людям свойственна сильная биологическая тенденция мыслить дисфункционально (так же как и функционально), РЭПТ в то же время считает, что они ни в коем случае не являются рабами этой тенденции и могут выходить (хотя и не полностью) из-под ее влияния. Так что в конечном итоге образ Личности в РЭПТ весьма оптимистичен (Dryden, 1994а, 1995b, 1995с; Ellis, 1973, 1994с, 1996а; Ellis & Bernard, 1983,1985; Kelly, 1955; Mahoney, 1991).

Два типа фундаментальных психологических расстройств у людей

Согласно РЭПТ, люди с легкостью придумывают абсолютные требования к себе, другим людям и миру. Однако, присмотревшись к этим требованиям более пристально, можно заметить, что они распадаются на две основные категории психологических проблем: проблему Эго и проблему дискомфорта (Ellis, 1979а, 1980а, 1994с, 1996а).

При расстройстве Эго человек выдвигает требования к себе, к другим и к миру, и если эти требования не удовлетворяются в прошлом, настоящем или будущем, то человек начинает себя третировать. Как уже было показано (У. Д.), самоуничижение включает в себя (а) процесс общей негативной оценки своего «Я» и (б) порицание собственного «Я» как плохого и недостойною (Dryden, 1984b). Рациональной и здоровой альтернативой самоуничижению является безусловное самопринятие (БСП), которое включает в себя отказ давать собственному «Я» однозначную оценку (это невыполнимая задача, поскольку человек — существо сложное и развивающееся, а кроме того, вредная, так как это обычно мешает достижению человеком своих главных целей) и признание своей подверженности ошибкам.

При расстройствах, связанных с дискомфортом, или низкой толерантности к фрустрации (НТФ), человек снова выдвигает требования к себе, другим людям и миру, причем эти требования выглядят как догматичные утверждения о том, что комфорт и комфортная жизнь должны существовать. Если эти требования не удовлетворяются в прошлом, настоящем или будущем, впадает в расстройство, начиная преувеличивать негативные стороны ситуации (драматизировать) и внушая себе, что «я этого не вынесу». Терпимость к дискомфорту ради достижения цели и будущего счастья является здо-‘ ровой и рациональной альтернативой требованиям немедленного исполнения желаний.

Таким образом, и это будет показано далее, самопринятие и высокая толерантность к фрустрации — вот два главных элемента рационально-эмоционального образа психологически здорового человека (Ellis, 1979с, 1994с, 1996а).

УТОЧНЕНИЕ ФОРМУЛЫ РЭПТ (А-В-С)

На первом этапе разработки РЭПТ, для концептуализации психологических проблем клиента я (А. 3*) использовал простую оценочную структуру ABC (Ellis, 1962). В этой схеме буква «А» обозначала Активирующее событие, «В» представляла собой Взгляд человека на данное событие, а «С» — эмоциональную или поведенческую реакцию человека, или непосредственное Следствие тех взглядов, которые содержатся в «В». Главное достоинство формулы АВС заключалось в ее простоте. Однако простота являлась и ее недостатком, поскольку из-за нее смазывались важные различия между типами когнитивной активности (Wessler & Wessler, 1980). Необходимо отметить, что РЭПТ-терапевты используют разные расширенные версии первоначальной формулы (cf. Ellis, 1985с; Wessler & Wessler, Поэтому абсолютно правильного способа концептуализации проблем клиентов не существует. Ниже представлена одна из версий пересмотренной формулы АВС

www.rulit.me

Читать онлайн "Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии" автора Эллис Альберт - RuLit

Несмотря на то что первоначально РЭПТ была названа Рациональной Психотерапией, она всегда приветствовала использование в практике как когнитивных и эмоциональных, так и поведенческих методов. Я сам (А. Э.) работал с методами, отстаиваемыми некоторыми из пионеров поведенческой терапии; сначала когда хотел справиться с собственными страхами публичных выступлений и обхождения с женщинами и затем когда практиковал активно-директивную форму секс-терапии в 40-х и 50-х годах. Этот поведенческий активно-директивный мотив остается ведущим в РЭПТ и сегодня.

За сорок лет своего существования РЭПТ практиковалась в самых разных терапевтических вариациях (индивидуальной, групповой, супружеской и семейной) самыми разными специалистами в области психического здоровья (психологами, психиатрами, социальными работниками и др.) на самом разном контингенте клиентов (взрослых, детях, престарелых), страдающих от широкого спектра психологических расстройств. Помимо консультирования и психотерапии, рационально-эмоциональные поведенческие принципы используются в образовательной, промышленной и коммерческой сферах. В недавнее время в области образования РЭПТ получила развитие в форме интенсивных 9-часовых семинаров. В таком виде она играет значительную роль в сфере превентивной психологии. РЭПТ практикуют по всему миру, институты и центры РЭПТ работают в США, Франции, Италии, Западной Германии, Голландии, Австралии, Англии, Мексике, Израиле и Индии. Таким образом, это достаточно прочно утвердившаяся форма когнитивно-поведенческой терапии.

ГЛАВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

РЭПТ базируется на ряде положений, в которых подчеркивается сложность и изменчивость человеческой натуры. Придерживаясь такого взгляда на природу людей, РЭПТ использует следующие теоретические понятия.

Цели, задачи и рациональность

В соответствии с теорией РЭПТ, люди наиболее счастливы тогда, когда они ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить. Кроме тою, утверждается, что при постановке и достижении этих целей и задач человек должен иметь в виду тот факт, что он живет в обществе: отстаивая свои собственные интересы, необходимо учитывать и интересы окружающих людей. Эта позиция противопоставляется философии эгоизма, когда желания других не уважаются и не берутся в расчет. Опираясь на положение о том, что люди склонны руководствоваться целями, рациональное в теории РЭПТ означает «то, что помогает людям в достижении их основных целей и задач, тогда как иррациональное — это то, что препятствует их осуществлению» (Dryden, 1984с, р. 238). Таким образом, рациональность не является абсолютным понятием, она относительна по самой своей сути.

Акцент на гуманистичность

РЭПТ не претендует на то, чтобы быть «чисто» объективной, научной или методологичной. Она придерживается гуманистически-экзистенциального подхода к человеческим проблемам и их основным решениям. Она имеет в основном дело с оценочными, эмоциональными и поведенческими нарушениями. Она рациональна и научна, но использует рациональность и науку для того, чтобы помогать людям жить и быть счастливыми. Она гедонистична, но приветствует не сиюминутный, а долгосрочный гедонизм, когда люди могут получить удовольствие от настоящего момента и от будущего и могут прийти к этому на максимуме свободы и дисциплины. Она предполагает, что, вероятно, ничего сверхчеловеческого не существует и что набожная вера в сверхчеловеческие силы обычно приводит к зависимости и росту эмоциональной нестабильности. Она также утверждает, что нет людей «низшего сорта» или достойных проклятия, каким бы неприемлемым и антисоциальным ни было их поведение. Особое значение она придает воле и выбору во всех человеческих делах; принимая при этом вероятность того, что некоторые поступки людей частично определяются биологическими, социальными и другими силами (Bandura, 1986; Ellis, 1973,1988,1994с, 1996а).

www.rulit.me


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта