Правила поведения при угрозе террористического акта: инструкция. Моделирование поведенческих схем террористического поведения


Психологические модели террористической деятельности

К.С. Михайлова

Уфимский юридический институт МВД РФ

Научный руководитель: Бикчинтаева Л.Г., к.пс.н., доцент

Терроризм уже давно перестал быть проблемой какого-то одного, конкретного государства, он стал глобальной проблемой человечества. В настоящее время проблема терроризма изучается с различных сторон. Психологов интересуют не столько правовые или этические, сколько психологические, личностные и социально-психологические аспекты этой проблемы. Описывая мотивацию террористической деятельности, Д. В. Ольшанский выделяет семь личностных типов мотивов: 1. Меркантильные мотивы. Для определенного числа людей занятие террором – это способ заработать деньги. 2. Идеологические мотивы. Такой мотив возникает как результат вступления человека в некую общность, имеющую идейно-политическую направленность. 3. Мотивы преобразования и активного изменения мира. Эти мотивы связаны с переживанием несправедливости в существующем устройстве мира и желанием его преобразования на основе субъективного понимания справедливости. Террористические организации могут дать молодым людям «возможность стать героем, – пишет К. Л. Оотс в исследовании, посвященном психологическим мотивам терроризма, – стимулом может стать атмосфера приключений и авантюр. Молодые террористы получают также удовлетворение от веры, что способствуют важному делу. В некоторых случаях даже возможность умереть и стать мучеником может быть мощным психологическим стимулом». [4]. 4. Мотив власти над людьми. Через насилие террорист утверждает себя и свою личность. Вселяя страх в людей, он укрепляет свою власть. «Насилие, – пишет французский исследователь Р. Соле, – имеет для некоторых террористов самодовлеющую ценность. Разрушение – революционный акт, стрельба – способ самоутверждения, и более того, придания себе подлинности». 5. Мотив интереса и привлекательности террора как сферы деятельности. Террористов может привлекать связанный с террором риск, разработка планов, специфика осуществления террористических актов. 6. Товарищеские мотивы эмоциональной привязанности в террористической группе. Такими мотивами могут быть: мотив мести за погибших товарищей, мотивы традиционного участия в терроре, потому что им занимался кто-то из родственников. По мнению Д. Поуста, для индивидов, страдающих дефицитом самоуважения и с недостаточно развитой личностью, слияние с группой имеет фундаментальное значение. Групповой этнос становится для них системой нормативных стандартов и ценностей. 7. Мотив самореализации. Это парадоксальный мотив. С одной стороны, самореализация – удел сильных духом людей. С другой стороны, подобная самореализация – признание ограниченности возможностей, констатация несостоятельности человека, не находящего иных способов воздействия на мир, кроме насилия. [2, c. 288].

Идейные мотивы могут быть социально-политическими, националистическо-сепаратистскими и религиозными. В 1980-е годы среди советских мусульман начинает распространяться такое религиозно-политическое движение ислама как ваххабизм. Основной его идеей является ведение войны с неверными, а также с богатыми людьми, т.е. людьми, живущими в роскоши. Для того чтобы люди шли на смерть, т.е. становились террористами-смертниками, ваххабиты внушают им, что после смерти будет рай и что там у них будет все чего они хотят.

Личностные черты, которыми обладают террористы, во много сходны с теми, которые свойственны приверженцам религиозных культов. Так, для большинства религиозных культов характерен образ общего врага, которого можно обвинить во всех внутренних проблемах религиозной организации. Таким врагом может быть Сатана, правительство, другие конфессии. Например, исламские террористы поддерживают боевой дух бойцов, указывая на угрозу со стороны «порождения Сатаны» - США. В террористических организациях обычно велик процент агрессивных параноиков. Их члены склонны к экстернализации – возложению ответственности за неудачи на обстоятельства и поиск внешних факторов для объяснения собственной неадекватности. Членами террористических организаций обычно становятся выходцы из неполных семей, люди, которые по тем или иным причинам, испытали трудности в рамках существующих общественных структур (школа, семья, работа).

Э. Шоу считает, что террористами становятся выходцы из группы риска, которые с детства испытывают проблемы с самооценкой. Важную роль также играют личные связи с террористическими организациями. Включаясь в такие группы, человек обретает ощущение силы и собственной значимости. Любое нападение на группу воспринимается как нападение на себя лично. Террорист не может порвать с группой – это равносильно психологическому самоубийству.

С.Рощин выделяет три психологические модели личности террориста. 1) Психопат-фанатик. Это человек, который искренне считает, что его действия полезны для общества. 2) Фрустрирующая личность. Переживание человеком фрустрации, обусловленной препятствием на пути достижения каких-либо жизненных целей, вызывает агрессивные импульсы, изначально имеющие оправдание. 3) Человек из ущербной семьи. Жестокое обращение родителей с детьми, его социальная изоляция, дефицит добрых отношений может привести к формированию озлобленной личности с антисоциальными наклонностями. При определенных условиях такие люди могут стать инструментами террористической организации. Так, Софья Перовская, активист «Народной воли», ушла из дома в юности из-за разрыва с отцом. Известный палестинский террорист Абу Нидаль в десять лет остался без матери. Усама Бен Ладен потерял отца в 14 лет. Душевное неблагополучие и одиночество в детстве формируют нечувствительность к страданиям других людей, а также неосознанное стремление причинить им вред. Унижения, душевные раны, перенесенные в детстве, заставляют индивида искать повсюду вокруг себя лиц, «виновных» в пережитых страданиях, либо – это очень важно – чем-то похожих на них. Ущербность порождается и социально-экономическими факторами.

Таким образом, в XX веке впервые в истории человечества терроризм стал одной из глобальных проблем. В связи с этим возникает необходимость детального изучения данного явления. Прежде всего, необходимо понимание мотивов участия в террористической деятельности. Все мотивы террористов имеют конечной целью дестабилизацию социально – или этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций, которые. Согласно их политической философии, могут вести к изменению мира, к реализации их мессианских проектов, к торжеству «высшей справедливости». Большинство исследователей сходятся во мнении, что личность террориста отличает психологическая ущербность, дефицит чего-либо в жизни, корни которого прослеживаются с самого детства. Соответственно, одной из главных составляющих профилактики терроризма и вовлечения в террористическую деятельность всё большего количества молодых людей является гармонизация, прежде всего семейных отношений.

Список используемой литературы:

  1. Ениколопов, С.Н. Терроризм и агрессивное поведение [Текст] /С.Н. Еникополов/ / Национальный психологический журнал – Москва: МГУ им.Ломоносова, 2006. - №1. – С. 28-32.

  2. Ольшанский, Д.В. Психология терроризма. [Текст] / Д.В. Ольшанский. – СПб.:2001.– 288 с.

  3. Антонян, Ю.М. Природа этнорелигиозного конфликта [Текст]/ Ю.М. Антонян. – Спб.: Аспект Пресс, 2008.– 156 с.

  4. Чурков, Б.Г. Мотивационные и идейные основы современного терроризма. [Электронный ресурс] / Б.Г. Чурков. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/terror10.htm

  5. Рощин, С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня [Текст] / С.К. Рощин // Психологический журнал. – Омск: ОмГУ, 1990 – Т.11. №5. – С.30.

studfiles.net

Поведенческое моделирование | База знаний

Поведенческое моделирование (behavioral modeling)

 

П. м. можно определить как процесс, при к-ром некий индивидуум (модель) служит для иллюстрации поведения, к-рое может имитироваться или перениматься на уровне мыслей, аттитюдов или внешнего поведения др. индивидуумом (наблюдателем). Такой моделью может яв-ся реальный чел., герой фильма, лицо, описанное в любом др. носителе информ., например печатном издании, или даже воображаемый персонаж. Когда наблюдатели намеренно используются в качестве своих собственных моделей, этот процесс называется самомоделированием (self-modeling). Практ. приложения П. м. существенно различается как процедурно, так и в своих теорет. основах.

Общие принципы

А. Бандура, самый знаменитый поборник стратегий П. м., выделил 4 необходимых для успеха элемента: внимание к моделируемым событиям; сохранение в памяти того, что наблюдается; способность воспроизвести моделируемые образцы поведения и мотивацию к их воспроизведению. Характеристики модели также вносят вклад в эффективность самой процедуры. Использование похожих моделей, множественных моделей и демонстрация справляющегося исполнения роли (в противоположность «мастерскому») — все это оказалось факторами, повышающими эффективность П. м. В ряду важнейших факторов также часто упоминается способность наблюдателя «идентифицироваться» с данной моделью.

Когда модель оказывается похожей, наблюдатель будет уделять ей больше внимания и демонстрировать большую способность к воспроизведению наблюдаемого поведения. Поскольку при этом первостепенную роль играет само наблюдаемое поведение, поведенческое сходство будет иметь большее значение, чем внешний облик, соц. происхождение и т. п., и модели, демонстрирующие необычное поведение, могут оказываться в большей степени отвлекающими, нежели эффективными. Использование множественных (разнообразных) моделей может улучшать величину эффекта и его генерализацию на др. ситуации.

Справляющиеся с трудностями или «борющиеся» модели иногда оказываются более эффективными, чем модели мастерства (которые демонстрируют лишь превосходный или профессиональный уровень исполнения), однако соответствующие исслед. характеризуются смешанными результатами, особенно с учетом того, что модели обладающие более высоким статусом также могут оказываться эффективными. Возможно, лучшим решением здесь будет не выделять статус модели или ее способность достичь успеха в противоположность мастерству исполнения как отдельные самостоятельные факторы, а рассматривать их с т. зр. вклада в привлечение внимания и того, насколько четко они демонстрируют умения, к-рые яв-ся адекватными и отвечающими возможностям данного обучающегося.

Характеристики наблюдателя и ситуации также влияют на эффективность П. м. Иногда научению на основе наблюдения необходимо обучать как самостоятельному навыку (напр., страдающих аутизмом детей). Акцентирование положительного последствия или вознаграждения за целевое поведение может повышать эффективность модели. Однако важно отметить, что демонстрация неудач в «моделировании негативных последствий» действует как сдерживающий фактор. Обратное зачастую приводит к трагическим последствиям. В частности, зафиксирована связь между неоднократным показом телевизионных инсценировок подростковых суицидов с последующим увеличением суицидов среди молодежи.

П. м. обычно имеет место на одной из начальных стадий цикла научения: исходная информ., моделирование, практика, обратная связь и прямая связь. Оно также может использоваться в качестве изощренного компонента в сложных приложениях теории научения.

Приложения поведенческого моделирования

П.м. активно используется и исследуется в разнообразных областях. Примеры его применения сведены ниже в б широких категорий.

Профессиональное обучение. П. м. часто используется для обучения персонала в сфере обслуживания. Напр., П. м. по видеозаписи использовалось в качестве основного компонента при обучении медперсонала действиям при возникновении экстренных психиатрических ситуаций и в качестве вспомогательного, но ключевого компонента при подготовке американских военнослужащих низшего командного состава. Др. популярные области включают обучение учителей и консультантов, где оно оказывается более эффективным в приобретении специфических умений и навыков по сравнению с ролевой игрой или методикой обратной связи.

Социальные умения в повседневной жизни. П. м. на живом примере широко используется как часть программ тренинга соц. навыков. Видеомоделирование яв-ся осн. компонентом многих комплексных программ и вспомогательным элементом в ряде др. ситуаций. Оно использовалось в качестве главного компонента в столь различных тренинговых программах, как обучение изолированных детей младшего школьного возраста преодолевать застенчивость или демонстрация альтернатив соц. поведению, связанному с употреблением наркотиков, агрессией и др. противозаконными или вредящими здоровью занятиями. Напр., фильмы об уч-ся, преодолевающих соц. давление своих курящих сверстников, оказались эффективными в соответствующих программах для подростков. Наиболее эффективными оказываются программы, в к-рых делается акцент не на демонстрации негативных последствий (ранняя смерть от ракового заболевания), а на адаптивном совладании (противодействие принуждению без нарушения дружеских отношений).

Родители и дети. Различные формы П. м. широко использовались в программах родительского тренинга. Несмотря на то, что в приобретении умений в воспитании и уходе за детьми ничто не может заменить реальной практики, столь же очевидно, что наблюдение эффективных моделей может оказаться чрезвычайно необходимым и полезным в начале такой практики. Родительский тренинг преимущественно связан с обучением родителей конструктивному поведению в проблемных ситуациях с детьми. Др. подход заключается в непосредственном обращении к проблемам самих детей путем обучения их самоуправлению и саморегуляции. П. м. здесь также оказывается эффективным, с использованием для этой цели сверстников или взрослых.

Подготовка к медицинским и стоматологическим процедурам. Для подготовки людей (особенно детей) к болезненным мед. процедурам широко используется моделирование стратегий. Информирование пациента (напр., в отношении того, какие шаги предстоит пройти в данной процедуре лечения) играет важную роль в создания положительного эмоционального отношения и долговременных аттитюдов к лечению, однако П. м. является более эффективным в том, что касается непосредственных поведенческих изменений.

Моторное поведение. При выработке спортивных и др. требующих телесной координации умений и навыков широко используются различные формы демонстрации их элементов тренерами, товарищами по команде или опытными спортсменами. Физиотерапевты также используют П.м. в качестве ключевого компонента в реабилитации посредством физ. упражнений. Коммерческий рынок видеопродукции насыщен такого рода примерами, с использованием экспертов в качестве моделей для развития индивидуальных навыков.

Особые популяции. Соответствующим образом разработанное П. м. имеет очевидную сферу применения в «особых» популяциях, к-рые по определению испытывают дефицит релевантных моделей в своем естественном окружении. Таким примером из области обучения навыкам повседневной жизни яв-ся совершение покупок молодыми взрослыми, страдающими аутизмом. Др. типы навыков, для к-рых были разработаны процедуры П. м., включают соц. навыки, отдых и восстановление сил, коммуникацию (особенно с помощью языка жестов), профессиональные навыки, и, в меньшей степени, навыки учебной деятельности. Несмотря на то, что наиболее подходящими моделями здесь могли бы быть сверстники или похожие люди, такими моделями зачастую служат эксперты (или просто опытные люди), к-рые осуществляют демонстрации, тщательно разрабатываемые с целью приведения их в соответствие со специфической поведенческой проблемой или уровнем подготовки обучаемого.

См. также Подходы к обучению, Тренинг ассертивности, Тренинг межличностных отношений, Влияние сверстников, Тренинг социальных навыков, Социодрама

П. Дауэрик

psyweb.global

Правила поведения при угрозе террористического акта: инструкция

Терроризм, о котором еще десятилетия назад мало кто задумывался всерьез, к сожалению, в современном мире является его неотъемлемой частью.

Терроризм шагает по планете

Практически каждый выпуск вещательных новостей не обходит стороной эту злостную тему, описывая факты проявления организованного террора практически во всех уголках планеты. Терроризм представляет собой метод силового воздействия сформированной группы людей либо некой партии, применяющей систематические попытки насилия с целью достижения провозглашенных целей любым путем. Для устрашения используются поджоги и взрывы магазинов, административных и жилых зданий, захват заложников, вооруженные нападения, угоны самолетов и прочее. Поэтому существуют правила поведения при угрозе террористического акта, знание и соблюдение которых максимально помогут в угрожающей ситуации.

Терроризм - проявление человеческого горя и боли

Проявление фактов терроризма, фиксируемое в разных точках планеты, всегда является неожиданным, обрушивающимся внезапно, несущим лавину человеческой боли и страданий. Правила поведения при угрозе террористического акта рекомендуют быть психологически готовым к самозащите при возможной опасности и всегда соблюдать меры предосторожности, особенно в общественных местах.

Инструкция при угрозе террористического акта общего характера:

- Требуется обращать внимание на поведение окружающих людей. О лицах, вызывающих подозрение, немедленно сообщать в органы правопорядка.

- Не оставлять без присмотра свои вещи и не принимать чужие от незнакомых людей.

- Организовывать дежурство жильцов дома, заключающееся в регулярных обходах здания и наблюдении за поведением окружающих.

- Иметь продуманный и проговоренный план действий членов семьи, если существует угроза возникновения террористических актов. Близкие должны знать номера телефонов друг друга и адреса электронной почты. Обязательно требуется заранее обсудить место встречи в экстренной ситуации.

- Нужно укрепить в доме подвальные помещения, освободить лестничные клетки от вещей с целью быстрой эвакуации при возможной угрозе терракта.

- При возможном пожаре, взрыве, землетрясении ни в коем случае не пользоваться лифтом.

Действия при угрозе террористического акта

Очень важно максимально проявлять бдительность, настороженно относиться к бесхозным вещам в любом месте, будь то вагон поезда, подъезд дома, рынок либо другая точка массового скопления людей. Внешний вид оставленного предмета может быть обманчив и маскировать внутреннее содержимое под безобидную коробку, игрушку, неброский сверток либо обычную сумку. Имеет место проведение разъяснительной работы об опасности брошенных либо «забытых» предметов среди детей и подростков.

Не трогая самому чужие вещи (с целью избежания многочисленных жертв и разрушений при возможном взрыве), следует изолировать от них находящихся рядом лиц, стараясь обеспечить их отход на безопасное расстояние. Вместе с тем требуется максимально получить у окружающих информацию о подозрительном предмете, зафиксировав время обнаружения последнего, и выяснить какие-либо данные о лице, его оставившем. Если владелец не установлен, о находке обязательно требуется сообщить работнику правоохранительных органов, а также дождаться приезда оперативно–следственной группы. Своевременно проявленная оперативность в данном случае может спасти не одну человеческую жизнь и обеспечить безопасность при угрозе террористического акта.

На улице при активизации правоохранительных органов не следует проявлять излишнее любопытство. Правила поведения при угрозе террористического акта предусматривают, что самым верным действием будет переход на противоположную сторону улицы и движение (спокойное, чтобы не приняли за противника) в обратном направлении.

Правила поведения при эвакуации

В случае поступления информации об эвакуации, инструкция при угрозе террористического акта предусматривает произвести следующие действия:

1. Приготовить деньги, документы и ценные вещи.

2. Отключить от энерго -, газо -, водоснабжения квартиру (дом).

3. При уходе закрыть входную дверь на замок для предохранения жилища от мародерства.

4. Оказать помощь в эвакуации пожилым и тяжелобольным людям.

Сборы должны проводиться организованно, без присутствия паники. В помещение можно вернуться только после разрешения лиц, ответственных за эвакуацию, когда миновала угроза совершения террористического акта. Согласованность и четкость действий каждого напрямую влияют на спасение жизни и сохранение здоровья многих людей.

Как вести себя при попадании в уличную перестрелку

Нахождение в общественных местах несет определенный риск попадания в перестрелку. Если человек оказался жертвой сложившихся обстоятельств и попал в данную ситуацию, ему требуется лечь на пол, осмотреться и постараться пробраться к ближайшему укрытию, не поднимаясь в полный рост. В качестве временного убежища можно выбирать бетонные столбы, памятники, выступы зданий, канавы, бордюры. При появившейся первой возможности требуется спрятаться в подземном переходе либо подъезде дома, где дождаться завершения перестрелки.

Присутствие рядом ребенка обязывает в первую очередь принять меры по обеспечению его безопасности, при необходимости нужно прикрыть малыша собственным телом. Если стрельба застала во время нахождения дома, требуется укрыться в ванной комнате (во избежание рикошета) и, улегшись на пол, прикрыв голову руками для большей безопасности, дождаться окончания стрельбы.

Поведение в толпе во время давки

Поведение при угрозе террористического акта должно быть хладнокровным, нельзя поддаваться общей панике, охватывающей большинство людей. Поэтому желательно избегать значительных скоплений народа, игнорируя в данном случае собственное любопытство. Не рекомендуется присоединяться к митингующим. Если начались массовые беспорядки и давки просто не избежать, нужно позволить толпе нести себя, потихоньку пытаясь выбраться из ловушки. Важно в этой ситуации устоять на ногах и двигаться, ставя ногу максимально высоко и на полную стопу. Увеличить окружающее пространство поможет глубокий вдох и разведенные в стороны руки, чуть согнутые в локтях. Делается это для избегания сдавливания грудной клетки. Действия при угрозе террористического акта должны быть скоординированными, четкими, направленными на спасение собственной жизни и сохранение безопасности окружающих.

Действия при падении в давке

Если давка принимает угрожающий характер, нужно освободиться от любой ноши (если таковая имеется). При падении требуется как можно быстрее встать на ноги, чтобы не быть раздавленным толпой. При этом не следует опираться на руки, лучше постараться на мгновение встать на носочки и, резко оттолкнувшись от земли, «вынырнуть». Если не получается подняться, правила поведения при угрозе террористического акта рекомендуют свернуться клубком, защитив голову предплечьями и закрыв ладонями затылок.

Если произошел захват заложников

Захват заложников может произойти в любом месте: транспорт, улица, помещение. В сложившейся ситуации, как учит памятка при угрозе террористического акта, важно не привлекать к себе внимание и не смотреть агрессорам в глаза. Параллельно с этим нужно постараться незаметно снять все ювелирные украшения, а женщинам в коротких юбках желательно прикрыть оголенные части ног.

Можно попытаться отвлечься от происходящего, например, чтением или разгадыванием кроссвордов. Поведение при угрозе террористического акта должно быть обдуманным, каждое движение хорошо взвешенным. Лишним будет ненужное проявление смелости и героизма, направленное на разоружение бандитов и попытку выбраться из ловушки. Это только может их разозлить и спровоцировать на негативные действия.

При захвате транспорта не рекомендуется:

При попытке штурма спецслужбами требуется лечь на пол между кресел и оставаться в таком положении до конца операции. После освобождения желательно немедленно покинуть автобус, так как существует возможность его минирования и взрыва.

Как вести себя один на один с захватчиками

Памятка при угрозе террористического акта гласит: если человек оказался в заложниках, то должен соблюдать спокойствие, исключить панику и истерику во избежание усугубления и без того накаленной ситуации, которая может спровоцировать террористов на применение оружия. Нельзя спорить с захватчиками, возражать им, лучше спокойно выполнять все их требования, стараясь не смотреть агрессорам в глаза - нервные личности воспринимают это как вызов. Нужно быть настроенным на использование преступниками лицевых повязок, кляпов, наручников и веревок. Любое действие (попить, выйти в туалет, встать или сесть) требуется согласовывать с агрессорами. Это уменьшит угрозу для жизни собственной и окружающих. Любые унижения, оскорбления и лишения в данной ситуации лучше перетерпеть. При возможном ранении требуется максимально ограничить себя в движении во избежание потери крови. Нужно быть внимательным, стараясь запомнить приметы захватчиков, имена, прозвища, татуировки и шрамы, особенности манеры поведения. Правила при угрозе террористического акта рекомендуют обращать внимание на малейшие детали, так как любая мелочь способна помочь расследованию.

При работе спецслужб по освобождению требуется оставаться на полу, прикрывая голову руками, и держаться как можно дальше от дверей и окон. Нельзя выбегать навстречу спецслужбам, которые могут ошибочно принять бегущего за преступника.

Поведение человека, ставшего заложником у террористов

Любой человек по стечению обстоятельств может стать заложником, превратившись в средство для достижения преступных целей: это могут быть политические требования либо выкуп.

На кону в данном случае стоит человеческая жизнь, становящаяся предметом усиленного торга. При захвате в заложники важно помнить о том, что обращение с пленным напрямую зависит от поведения последнего. Поэтому нужно:

Если заложник имеет проблемы со здоровьем, необходимо сообщить об этом охранникам и при необходимости просить оказания медицинской помощи, а также лекарственных препаратов.

Только не паниковать! Надежда на спасение всегда есть

В случае предоставления возможности телефонного разговора с родственниками не плакать, не кричать, не истерить! Стараться говорить спокойно и по делу. Нужно попытаться наладить контакт с охранниками, объяснив, что вы такой же человек, как и они, имеющий детей и семью. Если охранники не идут на контакт, нужно разговаривать как бы самому с собой, напевая вполголоса либо читая вслух. Нельзя теряться во времени, поэтому желательно вести его счет, отмечая при помощи подручных предметов (например, спичек или камешков) на стене прошедшие дни.

Ни в коем случае не стоит падать духом и терять надежду: чем больше пройдет времени – тем больше вероятность спастись.

fb.ru

Преподаватель: Ганичева Елена Викторовна

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Финансовый университет при Правительстве РФ

Заочный финансово-экономический институт

Смоленский филиал Финансового университета

Кафедра менеджмента

Контрольная работа

по дисциплине: Организационное поведение

вариант 16: «Моделирование поведения личности в организации»

выполнила: Трофименкова

Елена Юрьевна

студентка 4 курса

группа 417

11МЛД46336

Смоленск 2013

 

Содержание

 

Введение…………………………….……………………………………………..3

1. Понятие моделирования……………………………………………………….4

2. Модели ролевого поведения человека………………………………………..8

3. Модели организационного поведения человека……………………………10

4. Поведенческое моделирование как способ обучения персонала………….15

Заключение………………………………………………………………….……17

Ситуация для анализа……………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Широкое применение в настоящее время в различных предметных областях получило моделирование. Использование моделирования позволяет всесторонне изучить поведение той или иной системы или процесса и выработать рекомендации по повышению эффективности их функционирования. Принятие решений, исследовательские задачи, тренаж, обучение и другие задачи сегодня решаются с помощью моделирования.

Задача моделирования человеческого поведения, в ее сегодняшнем представлении, отражает в себе основные проблемные моменты, сложившиеся в философии, психологии, социологии, кибернетике и в прочих науках.

На данный момент остро стоит вопрос об актуализации вопросов связанных с персонализацией организации или конкретного рабочего места. Эффективность принятия решения и работы персонала зависит не только от внедрения новых информационных технологий и экономических новшеств, но также и от внутренней рабочей среды, создаваемой сотрудниками при совместной деятельности, направленной на решение конкретной задачи или разрешение определенной ситуации. Поэтому необходимо изучить модели поведения работников в организации. При комбинации выше перечисленных факторов можно добиться более значительных эффектов работы персонала, а значит и организации в целом.

Целью данной работы ставится изучение моделирования поведения личности. Моделирование поведения личности применительно к организационному поведению означает моделирование поведения работника организации. Изучение моделирования поведения в управленческой деятельности является актуальной проблемой на сегодняшний  день.

Исходя из цели, можно определить задачи работы: изучить, что такое модель, моделирование, какие модели поведения существуют.

Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения, разбора конкретной деловой ситуации и списка использованной литературы.

1. Понятие моделирования

Существует несколько подходов к изучению свойств интересующих систем. Известны такие подходы:

1) ситуационный подход, когда решение проблемы принимается исходя из особенностей ситуации;

2) системный подход, когда система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов;

3) процессный подход, когда система – это последовательность определенных видов деятельности;

4) моделирование - исследование системы путем построения и изучения ее модели.

Понятие "модель" со временем стало обозначать также "описание или аналогию, используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например, атома), недоступного непосредственному наблюдению". Этот термин может использоваться также для обозначения "системы постулатов, данных и выводов, формального описания некого явления или положения вещей".

Поведение - совокупность действий и поступков индивида. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам и явлениям окружающей действительности.

Поведение человека побуждается потребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение его интересов.

Моделирование поведения включает в себя наблюдение и описание эффективных механизмов, лежащих в основе выдающихся достижений любого рода. В процессе моделирования сложное событие или серия событий разбиваются на меньшие части, позволяющие тем или иным способом воспроизвести исходный объект. Задача моделирования поведения заключается в том, чтобы создать практическую карту, или "модель", данного поведения, которую любой желающий мог бы использовать для подражания или воспроизведения какого-либо аспекта этого поведения. Цель моделирования поведения - установить наиболее значимые элементы мышления и действий, необходимые для того, чтобы достичь определенного результата или реакции. Вместо коррелятивных или статистических данных модель того или иного поведения предоставляет описание действий, необходимых для достижения подобного результата.

Моделирование поведения - обучение при помощи ролевой модели поведения путем рассмотрения, обследования или представления опыта другого человека. Ролевые модели будут рассмотрены ниже.

В рамках организационного поведения моделирование представляется как наиболее удобный и эффективный подход к изучению поведения работников. Модель представляет собой любое изображение процесса или любого объекта в виде графика, чертежа, диаграммы и других форм отображения данных с целью упрощения изучения свойств этого объекта или системы. Любой модели предписываются свойства изучаемого объекта. В рамках организационного поведения используют различные типы моделей и различные принципы моделирования. Существуют, например, модели трудового поведения, модели ролевого поведения в организации, модели мотивации сотрудников и т. д. Модели используют также для обобщения конкретных данных, для облегчения восприятия этих данных.

Каждый человек в процессе взаимодействия с внешней средой формирует различные модели. Это могут быть моделирование групп, в которых он действует, либо моделирование людей, с которыми осуществляет взаимодействие, и даже моделирование своего собственного поведения и реагирования на изменения внешнего окружения. Однако стоит понимать, что если человек сформировал определенную модель, которой пользуется в определенный момент жизни, то маловероятно, что эта модель останется неизменной в течение последующего времени. Моделирование может усложняться или, наоборот, упрощаться в зависимости от возраста, взглядов, окружения моделирующего человека.

studfiles.net

Правила поведения при угрозе террористического акта. Действия при террористическом акте :: BusinessMan.ru

К сожалению, на данный момент уже всем известно такое понятие, как терроризм и террористический акт. Эти явления называют «чумой XXI века», которая направлена практически против всего населения планеты. На самом деле террору уже достаточно много лет, и если бы средневековые рыцари-крестоносцы, в то время когда на них напали мусульмане в Палестине при «освобождении Гроба Господнего», знали правила поведения при угрозе террористического акта, то все могло бы закончиться менее трагично.

Зачатки терроризма в России

Начиная с XIX века, можно сказать что терроризм захватил Россию, когда тогдашние новоиспеченные отцы революции решили бороться против самодержавия при помощи бомб и огнестрельного оружия. Далее в XX веке все теми же методами расправлялись с высшими чинами Российской империи.

Теперь все понимают, что поведение при угрозе террористического акта во многом влияет не только на сохранность вашей жизни, но и всех окружающих людей, которые по воле случая оказались в подобной ситуации.

Современные проявления терроризма

За последние десять лет в России можно отметить некоторое количество самых крупных проявлений террористических актов, которые могли бы свести к минимуму людские жертвы, если бы всем были известны правила поведения при угрозе террористического акта. Стоит вспомнить взрывы в жилых домах в городе Волгодонск и столице РФ, «Норд-Ост» и захват в школы в Беслане (Осетия).

Что касается других стран, то стоит вспомнить трагедию в Нью-Йорке, что произошла 11 сентября из-за двух самолетов под управлением смертников, что врезались в два небоскреба-«близнеца». Террористические акты в Лондоне, Мадриде, Токио и других странах тоже у всех на слуху. В современном мире есть даже целые страны, которые практически всю свою жизнь живут под постоянной угрозой терроризма, среди которых: Израиль, Англия, Испания, США и, к сожалению, Россия.

Что касается борьбы с терроризмом, то этой проблемой, безусловно, должны заниматься все страны мира сообща, но помимо этого, каждый отдельный гражданин должен уметь не только распознать опасность, но и правила поведения при угрозе террористического акта.

Опасность на данный момент

Современные террористические группировки и различные экстремистские организации до сих пор остаются главной ячейкой в дестабилизации социально-политического фактора страны, и на данный момент представляют более чем реальную угрозу не только жизни каждого отдельного гражданина, но и территориальной целостности в целом.

Подготовиться к террористическому акту могут только сами террористы. Главным фактором тут как раз и является эффект неожиданности, а значит, любой другой гражданин может быть подвержен потенциальной угрозе, поэтому всегда необходимо находиться начеку.

Стоит стараться избегать посещения следующих мест:

Естественно, это совершенно не означает, что необходимо сидеть дома или в подвале все время, просто даже если нужно посетить место из списка риска, то лучше всего иметь некоторые хотя бы минимально общие знания о том, как себя вести в той или иной ситуации.

Общие правила поведения при угрозе террористического акта

Итак, как было уже сказано, если вы находитесь в месте, которое потенциально будет привлекательно для совершения террористического акта, то стоит помнить следующие моменты:

Это список общих положений, которых необходимо придерживаться, далее поговорим о конкретных действиях и ситуациях.

Поведение в толпе

Если вы оказались в месте большого скопления людей, то необходимо понимать, что угроза террористического акта велика как никогда. В лучшем случае вообще остерегаться большого скопления людей, и ни в коем случае не присоединяться к общему потоку, но если это произошло, то необходимо придерживаться следующих правил:

Не стоит присоединяться к митингующим людям просто ради того, чтобы «поглазеть», если вас интересует сие шествие, то первым делом узнайте, санкционирован ли митинг, по какому вопросу возмущаются люди и т. д.

В организации, которые не зарегистрированы официально, ни под каким предлогом не стоит вступать. Участие в таких группах влечет за собой уголовную ответственность.

Таким образом, стоит понимать, что во время различных массовых беспорядков или несанкционированных митингов необходимо оставаться в стороне, ни в коем случае не принимать участия, и стараться даже не находиться вблизи таких мероприятий, так как вы можете оказаться потенциальной целью бойцов спецподразделений, которые будут разгонять митингующих.

Общественный транспорт

Угроза террористического акта (как это бы грустно не звучало) все чаще становится актуальной именно в общественном транспорте, где есть постоянное скопление людей. Таким образом, в ходе последних событий в «московском» метро, было бы кощунственным не сообщить о мерах безопасности, которые пригодятся, если вы находитесь в общественном транспорте:

Как себя вести при обнаружении незнакомого предмета

Ваше поведение при террористическом акте напрямую зависит от того, сохраните ли вы свою жизнь и здоровье ваших близких, родных, друзей и соседей. Поэтому, если вашему вниманию попался незнакомый (подозрительный) предмет, то ни в коем случае нельзя проходить мимо, то есть оставлять этот факт просто так.

Как ни крути, где бы вы ни оказались в подобной ситуации, необходимо придерживаться определенных правил, а именно:

Не забывайте о том, что взрывчатое устройство, скорее всего, будет замаскировано под самые обыкновенные предметы, такие как пакет, коробка, сверток и даже мягкая игрушка.

Что необходимо помнить в любом случае

Естественно, безопасность при угрозе террористического акта является самым важным фактором для каждого его участника, поэтому для вашей безопасности и всех окружающих вас людей, необходимо придерживаться нескольких условий:

Как действовать, если вы попали в перестрелку

В любом случае у вас в голове должна быть памятка при угрозе террористического акта, где вы в полной мере будете осознавать все основные моменты поведения в той или иной ситуации. Теперь стоит упомянуть тот момент, когда вас застала стрельба на улице:

Как действовать при захвате общественного транспорта

Если вам не удалось избежать опасной ситуации, ваши действия при угрозе террористического акта в транспорте должны быть следующими:

Конец «кошмара»

Когда всех выводит группа захвата, до выяснения вашей личности необходимо смиренно выполнять все команды и держать руки за головой. Непосредственно перед штурмом можно помочь спецслужбам самостоятельно. Дело в том, что все разговоры в месте проведения операции прослушиваются, и правильные действия при террористическом акте смогут помочь обезвредить преступников. Вы сможете общими и невнятными фразами рассказать о том, где находятся заложники, а в какой стороне здания террористы, только делать это необходимо максимально скрытно. Особенно важны факты о самых броских моментах, по которым можно идентифицировать преступников: одежда, внешность, оружие и т. д.

Освобождение

Кстати, инструкция при угрозе террористического акта также актуальна и во время освобождения заложников, то есть при завершающей стадии террористического акта. В этот момент всеми силами необходимо постараться внушить преступникам тот факт, что их жизнь напрямую зависит от заложников. Таким образом, если какая-то беда приключится с одним из тех, кто находится в плену, тем самым они ставят крест на своей жизни и физическая ликвидация неминуема. В том случае, если вы видите, что это фанатики, а тем более религиозные, то, скорее всего, все эти разговоры полностью теряют смысл, и жизнь заложников находится в руках штурмовой группы.

«Российский терроризм» для Европы

В условиях современных геополитических ситуаций, на западе все чаще возникают возгласы о том, что Россия является большой опасностью для всей Европы, но на самом деле, все эти заявления продиктованы в основном из США, и несмотря на все заявления об окончании холодной войны, по факту, она просто перешла в более острое состояние. Причем такие высказывания звучат на фоне деятельности таких террористических организаций, как ИГИЛ, которые ежемесячно казнят несколько европейцев или граждан США. Не говоря уже о том, что в самой этой террористической организации, помимо мусульман, большое количество граждан Европы.

На данный момент Россия, точно так же подвержена такой агрессии, как и остальной мир, и отрицать это, по меньшей мере, цинично. Таким образом, если знать минимальные правила при угрозе террористического акта, то можно обезопасить себя, окружающих и всю страну в целом.

businessman.ru

Поведенческое моделирование (behavioral modeling) - это... Что такое Поведенческое моделирование (behavioral modeling)?

П. м. можно определить как процесс, при к-ром некий индивидуум (модель) служит для иллюстрации поведения, к-рое может имитироваться или перениматься на уровне мыслей, аттитюдов или внешнего поведения др. индивидуумом (наблюдателем). Такой моделью может яв-ся реальный чел., герой фильма, лицо, описанное в любом др. носителе информ., например печатном издании, или даже воображаемый персонаж. Когда наблюдатели намеренно используются в качестве своих собственных моделей, этот процесс называется самомоделированием (self-modeling). Практ. приложения П. м. существенно различается как процедурно, так и в своих теорет. основах.

Общие принципы

А. Бандура, самый знаменитый поборник стратегий П. м., выделил 4 необходимых для успеха элемента: внимание к моделируемым событиям; сохранение в памяти того, что наблюдается; способность воспроизвести моделируемые образцы поведения и мотивацию к их воспроизведению. Характеристики модели также вносят вклад в эффективность самой процедуры. Использование похожих моделей, множественных моделей и демонстрация справляющегося исполнения роли (в противоположность «мастерскому») — все это оказалось факторами, повышающими эффективность П. м. В ряду важнейших факторов также часто упоминается способность наблюдателя «идентифицироваться» с данной моделью.

Когда модель оказывается похожей, наблюдатель будет уделять ей больше внимания и демонстрировать большую способность к воспроизведению наблюдаемого поведения. Поскольку при этом первостепенную роль играет само наблюдаемое поведение, поведенческое сходство будет иметь большее значение, чем внешний облик, соц. происхождение и т. п., и модели, демонстрирующие необычное поведение, могут оказываться в большей степени отвлекающими, нежели эффективными. Использование множественных (разнообразных) моделей может улучшать величину эффекта и его генерализацию на др. ситуации.

Справляющиеся с трудностями или «борющиеся» модели иногда оказываются более эффективными, чем модели мастерства (которые демонстрируют лишь превосходный или профессиональный уровень исполнения), однако соответствующие исслед. характеризуются смешанными результатами, особенно с учетом того, что модели обладающие более высоким статусом также могут оказываться эффективными. Возможно, лучшим решением здесь будет не выделять статус модели или ее способность достичь успеха в противоположность мастерству исполнения как отдельные самостоятельные факторы, а рассматривать их с т. зр. вклада в привлечение внимания и того, насколько четко они демонстрируют умения, к-рые яв-ся адекватными и отвечающими возможностям данного обучающегося.

Характеристики наблюдателя и ситуации также влияют на эффективность П. м. Иногда научению на основе наблюдения необходимо обучать как самостоятельному навыку (напр., страдающих аутизмом детей). Акцентирование положительного последствия или вознаграждения за целевое поведение может повышать эффективность модели. Однако важно отметить, что демонстрация неудач в «моделировании негативных последствий» действует как сдерживающий фактор. Обратное зачастую приводит к трагическим последствиям. В частности, зафиксирована связь между неоднократным показом телевизионных инсценировок подростковых суицидов с последующим увеличением суицидов среди молодежи.

П. м. обычно имеет место на одной из начальных стадий цикла научения: исходная информ., моделирование, практика, обратная связь и прямая связь. Оно также может использоваться в качестве изощренного компонента в сложных приложениях теории научения.

Приложения поведенческого моделирования

П.м. активно используется и исследуется в разнообразных областях. Примеры его применения сведены ниже в б широких категорий.

Профессиональное обучение. П. м. часто используется для обучения персонала в сфере обслуживания. Напр., П. м. по видеозаписи использовалось в качестве основного компонента при обучении медперсонала действиям при возникновении экстренных психиатрических ситуаций и в качестве вспомогательного, но ключевого компонента при подготовке американских военнослужащих низшего командного состава. Др. популярные области включают обучение учителей и консультантов, где оно оказывается более эффективным в приобретении специфических умений и навыков по сравнению с ролевой игрой или методикой обратной связи.

Социальные умения в повседневной жизни. П. м. на живом примере широко используется как часть программ тренинга соц. навыков. Видеомоделирование яв-ся осн. компонентом многих комплексных программ и вспомогательным элементом в ряде др. ситуаций. Оно использовалось в качестве главного компонента в столь различных тренинговых программах, как обучение изолированных детей младшего школьного возраста преодолевать застенчивость или демонстрация альтернатив соц. поведению, связанному с употреблением наркотиков, агрессией и др. противозаконными или вредящими здоровью занятиями. Напр., фильмы об уч-ся, преодолевающих соц. давление своих курящих сверстников, оказались эффективными в соответствующих программах для подростков. Наиболее эффективными оказываются программы, в к-рых делается акцент не на демонстрации негативных последствий (ранняя смерть от ракового заболевания), а на адаптивном совладании (противодействие принуждению без нарушения дружеских отношений).

Родители и дети. Различные формы П. м. широко использовались в программах родительского тренинга. Несмотря на то, что в приобретении умений в воспитании и уходе за детьми ничто не может заменить реальной практики, столь же очевидно, что наблюдение эффективных моделей может оказаться чрезвычайно необходимым и полезным в начале такой практики. Родительский тренинг преимущественно связан с обучением родителей конструктивному поведению в проблемных ситуациях с детьми. Др. подход заключается в непосредственном обращении к проблемам самих детей путем обучения их самоуправлению и саморегуляции. П. м. здесь также оказывается эффективным, с использованием для этой цели сверстников или взрослых.

Подготовка к медицинским и стоматологическим процедурам. Для подготовки людей (особенно детей) к болезненным мед. процедурам широко используется моделирование стратегий. Информирование пациента (напр., в отношении того, какие шаги предстоит пройти в данной процедуре лечения) играет важную роль в создания положительного эмоционального отношения и долговременных аттитюдов к лечению, однако П. м. является более эффективным в том, что касается непосредственных поведенческих изменений.

Моторное поведение. При выработке спортивных и др. требующих телесной координации умений и навыков широко используются различные формы демонстрации их элементов тренерами, товарищами по команде или опытными спортсменами. Физиотерапевты также используют П.м. в качестве ключевого компонента в реабилитации посредством физ. упражнений. Коммерческий рынок видеопродукции насыщен такого рода примерами, с использованием экспертов в качестве моделей для развития индивидуальных навыков.

Особые популяции. Соответствующим образом разработанное П. м. имеет очевидную сферу применения в «особых» популяциях, к-рые по определению испытывают дефицит релевантных моделей в своем естественном окружении. Таким примером из области обучения навыкам повседневной жизни яв-ся совершение покупок молодыми взрослыми, страдающими аутизмом. Др. типы навыков, для к-рых были разработаны процедуры П. м., включают соц. навыки, отдых и восстановление сил, коммуникацию (особенно с помощью языка жестов), профессиональные навыки, и, в меньшей степени, навыки учебной деятельности. Несмотря на то, что наиболее подходящими моделями здесь могли бы быть сверстники или похожие люди, такими моделями зачастую служат эксперты (или просто опытные люди), к-рые осуществляют демонстрации, тщательно разрабатываемые с целью приведения их в соответствие со специфической поведенческой проблемой или уровнем подготовки обучаемого.

См. также Подходы к обучению, Тренинг ассертивности, Тренинг межличностных отношений, Влияние сверстников, Тренинг социальных навыков, Социодрама

П. Дауэрик

.

dic.academic.ru

Поведенческое моделирование | salesacademy.com.ua

Поведенческое моделирование ‐ это относительно новый метод обучения навыкам межличностного общения и изменения установок.

 

Преимущественно этот метод используется в рамках тренингов, предполагающих более широкое использование методов активного обучения, к которым относится и данный метод.

 

Он учит конкретным навыкам и установкам, связанным с выполнением профессиональной деятельности, через следующие шаги:

  1. Предъявление «поведенческой модели» (примера для подражания, идеала) профессионального поведения, которое предлагается освоить.
  2. Практика обучающихся, когда им в учебных или рабочих ситуациях предлагается максимально точно воспроизвести предложенную «поведенческую модель».
  3. Обеспечение обратной связи и подкрепления, свидетельствующих о степени успешности овладения соответствующими моделями поведения.

 

Типичным примером поведенческого моделирования является ситуация, когда опытный сотрудник (наставник) показывает новичку образец того, как следует работать с клиентом. После этого новичкам дается возможность самостоятельно воспроизвести предложенную модель поведения.

Ролевые модели, которые предлагаются работникам при использовании метода поведенческого моделирования, разрабатываются так, чтобы они в максимальной мере соответствовали рабочим ситуациям, поэтому поведенческое моделирование имеет очень высокую степень позитивного переноса.

 

Поведенческое моделирование является эффективным при соблюдении следующих требований:

 

Особое внимание преподаватель должен обратить на изменение в нужном направлении установок обучающихся.

Обратную связь и поддержку в ходе обсуждения обеспечивает тренер, другие участники или видеозапись.

 

Метод поведенческого моделирования тем эффективнее, чем выше уровень мотивации обучающихся, чем лучше они понимают значение моделируемого поведения для успешного решения задач, которые стоят перед ними в их профессиональной деятельности.

 

Преимущества метода поведенческого моделирования:

 

Поведенческое моделирование проводится либо на индивидуальной основе в паре ученик ‐ наставник, либо в небольших учебных группах до 12 участников.

salesacademy.com.ua


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта