Поведенческий подход в медицинской психологии. Основные принципы анализа психических расстройств. Поведенческий подход в медицинской психологии


Поведенческий подход в медицинской психологии. Основные принципы анализа психических расстройств.

В то время как понятие поведенческая терапия впервые вошло в общедоступную литературу благодаря Айзенку, Вольпе и др., сегодня число исследований в этой области вряд ли поддается обозрению. Поведенческая терапия, по мнению многих специалистов, сегодня, несомненно, является доминирующим подходом в англо-американской и в немецко-говорящей клинической психологии.

Основные допущения. Характерными признаками теоретико-поведенческой модели являются: ориентация на понятие поведение, функциональный анализ условий, обоснование теоретических оснований и оснований применения, а также концепции расстройства. Понятие поведения. Прежде всего, ранняя поведенческая терапия пыталась самостоятельно концентрироваться прямо на наблюдаемом «открытом» поведении клиента. Это было методологически обоснованно, поскольку психические процессы нужно было понять как можно более однозначно, что облегчало их описание, объективирование и валидизацию как переживания человека. Теоретико-поведенческие концепции характеризуются сильным старанием описать психические расстройства и терапевтические процессы как можно точно в их проявлениях, в их динамике в связи с обстоятельствами, в которых они имеют место (дескриптивный анализ), и они характеризуются от осторожной до скептической позицией относительно объяснимости и проникновения во внутренние состояния и процессы.

 

Психическое расстройство как следствие нарушения процессов классического обуславливания (привести пример)

Айзенк выделил 2 группы расстройств. Первый тип – дистимические расстройства (фобии, тревожные состояния, навящивость). Второй тип (психопатии, энурез). В следствии сильной травмы возникает безусловная вегетативная реакция, как нормальный эффект на вредные раздражители. Пример – авария на атомобиле приводит к шоку. Павлов считал, что если эти реакции не подкрепляются в дальнейшем, то они постепенно угасают. Если индивид демонстрирует избегающее поведение, возникает постоянное расстройство.

При рассмотрении второго типа имеет место недостаток условных реакций, что приводит к пониженной приспособляемости индивида к окружающей среде.

 

Психическое расстройство как следствие нарушения процессов оперантного обуславливания (привести пример).

Лучше всего эта модель работает как объяснительный механизм возникновения депрессий – концепция Ферстера Левинсона. Депрессивное поведение возникает:

1. Из-за внезапной утраты подкрепляющих стимулов в следствии изменений в окружающем мире (разлука, переезд, смерть). 2. Из-за ограниченного поведенческого репертуара. Эта ограничение объясняется соответствующей теорией научения в раннем детстве – ребенок получает мало реакций от окружающего мира. Он не научается распознавать нюансы.

 

Психическое расстройство как следствие нарушения процессов социального научения (привести пример).

Еще одна группа исследовательских концепций рассматривает психическое расстройство как последствие незаслуженного и непредвиденного наказания.

Дети, которых так наказывают, не могут научиться тормозить нежелательное поведение. И этот поведенческий репертуар приводит во взрослости к агрессивности, тревожности, неуверенности. Например, если ребенка сильно ругают за то, что он лезет на горку на детской площадке, но совсем не ругают за то, что он обсыпает песком других детей. (Этот пример я придумала сама, вроде бы он правильный, насколько я помню))) Ириша). Состояние выученной беспомощности очень близко к хронической депрессии. Оно выражается в пассивности и угнетении всех физиологических функций. Теория Селливана рассматривала теорию научения в когнитивном направлении.

Процесс научения по моделям. У людей наиболее велика роль обучения по моделям в формировании: агрессивного поведения, тревожность, суицидальное поведение. Одним из основных концепций, которые относились к этой группе теорий, является теория Бандуры и Роттера.

 

studopedia.net

Когнитивный подход в медицинской психологии.

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола «знать». Когниции (мысли) — вербальные или визуальные единицы в потоке человеческого сознания — связаны с лежащими в их основе убеждениями, установками и представлениями. Когнитивный подход в медицинской психологии исходит из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разными, т. к. мысли и чувства были иными. Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем объективное значение этих ситуаций. Разные люди по-разному видят, интерпретируют ситуации, в которых они действуют, поэтому, соответственно, они могут и реагировать не одинаково.

В основе когнитивной терапии лежит следующий принцип: чувства и поступки человека зависят от того, как он структурирует информацию о происходящем с ним (например, когда человек считает, что определенная ситуация представляет для него угрозу, он чувствует тревогу и стремится избежать опасности). После реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее. Психолог Эллис считает, что неправильное поведение человека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, порождаемыми «активизирующей ситуацией». В этом случае необходимо анализировать вместе с человеком ситуацию, в которой он оказался, и выводы, которые он из нее извлек. Таким образом, неадаптивные формы поведения мало-помалу будут замещаться новыми, более эффективными формами, т. е. модификация мыслей приводит к изменению поведения.

Психопатологическая модель когнитивной терапии основана на следующей предпосылке: чрезмерные дисфункциональные реакции — это нормальные адаптивные реакции, проявляющиеся в преувеличенном виде. Психопатологические синдромы представляют собой нормальные эмоциональные реакции, неизменно повторяющиеся в преувеличенном виде. При депрессии чувства поражения и депривации, печали и разочарования в возможности достижения поставленных целей становятся всепоглощающими. При мании усиливается стремление к цели. У людей, страдающих повышенной тревожностью, возрастает чувство собственной уязвимости, из которого вытекает стремление защищаться и избегать того, что пугает. При паранойе же человек бывает одержим ощущением, что с ним неправильно обращаются и, как следствие, у него возникает желание контратаковать обидчиков.

В основе когнитивной модели лежат 8 принципов: 1. Поведение и чувства человека определяются тем, как он структурирует ситуацию. Например, когда человек считает ситуацию опасной, он чувствует тревогу и принимает меры для того, чтобы защитить себя или же сбежать. Когнитивное структурирование пускает в ход определенные эмоции, которые либо мобилизуют человека, заставляя его действовать, либо демобилизуют его. 2. Интерпретация — это активный непрерывный процесс, включающий в себя оценку ситуации, возможного поведения в ней, потенциальной выгоды, риска и пригодности разных стратегий поведения. 3. Каждый человек обладает идиосинкретической сензитивностью и уязвимостью, которые приводят к психологическому дискомфорту. События, представляющие собой источник стресса для одного человека, могут быть безразличны другому. 4. Различия в индивидуальной сензитивности связаны с различиями в личностной организации. Автономная и социотропная личности реагируют на стрессогенные факторы, относящиеся к разным классам. Поэтому вероятность возникновения психологических нарушений во многом зависит от уязвимости человека, которая связана с его личностной структурой. 5. Стресс оказывает неблагоприятное воздействие на нормальную деятельность когнитивной организации. Когда человек решает, что его жизненные интересы под угрозой, начинает действовать примитивная, эгоцентрическая когнитивная система. В этом случае люди склонны впадать в крайности и принимать односторонние абсолютистские решения глобального характера. Кроме того, резко падает способность игнорировать злобные идиосинкретические мысли, поскольку вообще пропадает волевой контроль над мыслительными процессами. Потеря волевого контроля весьма негативно отражается на способности к суждению, запоминанию и концентрации. 6. Психологические синдромы —

такие, как депрессия и тревожность — состоят из гиперактивных схем с идиосинкретическим содержанием, характеризующим конкретный синдром. Каждым синдромом управляет особая когнитивная констелляция, в результате чего возникают характерные для него эмоции и тенденции поведения. 7. Стрессы, возникающие при общении, приводят к образованию у

общающихся замкнутого круга дезадаптивных когниций. Такие механизмы, как

“обрамление”, поляризация и эгоцентрическая когнитивная направленность, вызывают

повышенную активацию механизмов, связанных с психологическими синдромами. 8. Соматическая реакция не меняется в зависимости от того, является ли угроза физической или символической. При мобилизации организма на борьбу, побег или оцепенение задействуются одни и те же когнитивно-моторные механизмы, независимо от того, выражается ли брошенный вызов или угроза в “физическом нападении” или в “общественном порицании”.

students-library.com

Поведенческий подход в медицинской психологии. Основные принципы анализа психических расстройств.

Психические расстройства рассматриваются в теории научения как приобретенные неадаптивные модели поведения.

Большинство сторонников этой теории полагают, что страх иг рает важнейшую роль в возникновении невротических расстройств. Реакция страха может возникнуть в результате классического обусловливания, при котором прежде нейтральный стимул действует вместе со стимулом, вызывающим страх (аверсивным). Этот страх называется условным побуждением или побуждением избегания. Т.е. – возникает рефлекс избегания. В результате возникает инструментальная реакция избегания, направленная на уменьшение тревоги.

Возникает резонный вопрос о том, почему не происходит угашение данной реакции? Соломон и Уайнн утверждают, что реакция избегания не позволяет человеку испытывать настолько сильный страх, чтобы возникало угасание. Т.е. человек не имеет возможности убедиться, что данный стимул безопасен. Вольпе утверждает, что уменьшение беспокойства подкрепляет условную эмоциональную реакцию страха.

Доллард и Миллер разработали модель невроза, в которой подчеркивается роль конфликта между разнонаправленными стремлениями к приближению/избеганию.

Бандура подчеркивает, что одним из способов усвоения эмоциональных реакций является наблюдение и подражание (т.е. гипотетически возможно возникновение патологических

симптомов без непосредственного воздействия психотравмирующих стимулов). Доказательством подобной точки зрения ее сторонники считают высокие корреляции между наличием страхов у членов одной и той же семьи, которые обнаруживаются в эмпирических исследованиях.

Однако фобические неврозы являются лишь одной из разновидностей невротических расстройств.

Также трудно объяснить, чем вызывается столь большое разнообразие патологических реакций. Здесь бихевиористам приходится ссылаться, вслед за Павловым и Айзенком, на темперамент.

Бывают случаи, когда определить источник фобии невозможно. Тогда для объяснения привлекаются так называемые «скрытые реакции».

В качестве еще одной причины психопатологических расстройств называют отсутствие надлежащего тренинга в детстве (вследствие отсутствия матери или специфики семейного воспитания).

Навязчивые состояния также связывают с реакциями избегания, хотя и не слишком удачными – ведь, уменьшая тревогу за счет навязчивых действий или мыслей, человек снова и снова

подвергается воздействию анксиогенной стимуляции.

Истерические симптомы рассматриваются в бихевиористском подходе как реакция избегания страха. Или же подчеркивается связь между симптомом/неадаптивным поведением и подкреплениями (т.е. с вторичной выгодой, в терминологии психоанализа). Индивидуальные же различия в проявлениях истерических расстройств связывают с наследственностью и уникальным жизненным опытом каждого индивида.

Эксперименты по выработке условных эмоциональных реакций позволили с определенной долей вероятности подтвердить предположение о том, что психосоматическое заболевание также можно объяснить с позиций теории научения (подчеркивается роль конфликтных реакций, суммарный эффект эмоций и аллергии).

Центральными факторами в объяснении этиологии алкоголизма и наркомании также являются страх и необходимость его уменьшения.

В литературе почти не встречаются попытки объяснить возникновение депрессии с позиций теории научения. Одним из препятствий к этому является больное разнообразие депрессивных расстройств. Кроме того, животные при исследовании депрессии не могут выступать в качестве испытуемых, т.к. нет уверенности в том, что у них могут возникать состояния, аналогичные депрессивному расстройству у человека. Однако поведенческая терапия применяется в случаях депрессии. Бихевиористы фокусируются на изменении поведенческих реакций пациентов. Они также указывают, что при депрессии уменьшается «стимульный фон», недостаточны подкрепления и отмечается потеря ориентации в подкреплениях. В качестве этиологических факторов депрессии поведенческие терапевты называют ранние потери и пр. Хотя поведенческий подход давно применяется в психотерапии сексуальных расстройств, сведения об его эффективности противоречивы, не существует также единой теории, объясняющей эти синдромы с позиций бихевиоризма.

Деструктивное поведение бихевиористы объясняют неправильным подкрепление, неоправданным использованием наград и наказаний.

Шизофрению большинство поведенческих терапевтов считают органическим заболеванием головного мозга. Возникает вопрос о том, стоит ли вообще считать шизофреническое поведение результатом научения. Возможно, у таких больных в детстве отсутствовало нормальное первичное подкрепление, что способствовало их бегству в мир фантазий.

Методы лечения в поведенческой терапии:

1. Обусловливание противоречивых реакций. Создание адаптивных реакций на стимулы, которые ранее вызывали патологические реакции. При этом патологические реакции исчезают.

2. Непосредственное переучивание в реальной ситуации.

3. Систематическая десенсибилизация.

4. Подражание.

5. Позитивное обусловливание.

6. Аверсивное обусловливание.

7. Повторение нежелательных реакций (чтобы вызвать пресыщение).

8. Погружение (имплозия, наводнение).

9. Оперантное обусловливание (манипулирование подкреплениями).

Трудно сказать вне контекста реальной ситуации, какой именно метод поведенческой терапии является наиболее эффективным. Применение поведенческой терапии для лечения психических расстройств может быть сопряжено не только с техническими проблемами (например, возникает лишь физическая (а не общая) релаксация, не происходит генерализации реакций), но и с этическими. Например, как далеко может зайти терапевт, применяя отрицательные подкрепления?

В поведенческой терапии практически полностью игнорируется культурная обусловленность психических расстройств, мотивация, особенности мышления человека, а также уровень его личностного развития. Вместе с тем, у этого подхода есть определенные достоинства: простота применения, высокая технологичность, открытость для супервизиии и обсуждения, понятность методов для пациента, опора на рациональное мышление пациента.

 

28.Психическое расстройство как следствие нарушения процессов классического обуславливания (привести пример).

Начиная с открытия И. П. Павловым (1849-1936) условного рефлекса и экспериментов Торндайка (1874-1949), относящихся к закону эффекта, сведения о процессах научения использовались применительно к развитию нарушенного поведения. В 60-е гг. Айзенк систематизировал расстройства по типу процесса научения и тем самым открыл большие возможности: он различал расстройства первого типа,которым предшествовали процессы классического обусловливания, и расстройства второго типа, при которых имеется некий недостаток условных реакций, что ведет к пониженной приспособляемости индивида к социальной окружающей среде. К первой группе относятся, по терминологии Айзенка, дистимические расстройства,то есть фобии, тревожные состояния, навязчивые расстройства и некоторые депрессивные расстройства; ко второй — психопатии, энурез и все расстройства, поддерживаемые процессами оперантного обусловливания.

Дистимическая дезадаптация проходит (Eysenck & Rachman, 1968) три стадии. В первой стадии индивид переживает какую-то сильную травму или ряд субтравматических событий, которые вызывают сильные безусловные вегетативные реакции. Этот универсальный паттерн реакций является нормальным ответом на вредные раздражители. Во второй стадии иногда, особенно у лиц, более подверженных обусловливанию, формируются условные реакции. Это можно порой отчетливо видеть при возникновении фобий, например когда после какого-то несчастного случая у человека развивается боязнь поездок на автомобиле. Для возникновения диффузных страхов, по мнению Айзенка, требуется еще больше субтравматических событий. Эти расстройства, если они не подкрепляются заново, подлежат процессу угашения, что называется «спонтанной ремиссией». В третьей стадии возникают персистирующие расстройства. Айзенк считал, что они поддерживаются прежде всего избегающим поведением, благодаря чему угашение становится невозможным, так как поведение подкрепляется в смысле теории двух процессов Моурера.

Позднее Айзенк (Eysenck, 1976) модифицировал свою теорию. Относительно формирования реакций тревоги и страха один из пересмотренных элементов теории заключается в том, что кроме аверсивных болевых раздражителей или других легко ассоциирующихся («prepared») событий к физиологическим и поведенческим последствиям может привести также условное фрустрирующее отсутствие вознаграждения («frustrative non-reward») (Gray, 1982). Для заучивания реакций страха такого рода события обладают функциональным воздействием, эквивалентным воздействию обусловленного наказания.

Айзенк пересматривает и свои ранние гипотезы по поводу угашения:если какой-то CS повторно дается без подкрепления, то может произойти или угашение, или подкрепление определенной CR. Второй процесс имеет место тогда, когда CR обладает свойствами стимула («drive properties»). Слюноотделение не имеет свойств стимула, поскольку CS становится скорее знаком UCS, чем генератором какого-либо мотивационного состояния, — звук колокола не создает голода. Электрошок после презентации CS, напротив, создает некий CS-индуцированный стимул:

UCS (удар током) —> UCR (болевая реакция).

CS (звук) (с ударом током) —> CR (болевая реакция).

CR (болевая реакция) имеет свойства стимула, поэтому CS —> CR остается относительно стабильно, даже если UCS (удар током) отсутствует.

Высшие организмы посредством такого обусловливания научаются новому способу поведения или же включают уже имеющееся в распоряжении поведение, чтобы избежать CS. Таким образом, Айзенк различает, во-первых, такие CS, которые не имеют функции создания стимула и при отсутствии UCS подлежат угашению, а во-вторых, такие, которые обладают воздействием, создающим стимул, и подчиняются «law of enhancement» (или «инкубации») (Eysenck, 1985).

Для первых расстройств Айзенк постулировал высокую долю спонтанной ремиссии,в то время как при вторых этого, естественно, ожидать нельзя. Готовность дисфункционально формировать в анамнезе жизни слишком много или слишком мало условных реакций бывает разной и связана, по Айзенку, с фактором генетически заданной способности к обусловливаемости, который, возможно, коррелирует с таким дифференциально-психологическим фактором, как интроверсия. Но очевидно, что не только индивиды, но и раздражители различаются между собой по способности к обусловливаемости: в процессе классического обусловливания не все нейтральные раздражители одинаково легко соединяются с безусловными раздражителями.

Способность реагировать на определенные классы стимулов условными реакциями избегания, а значит, воспринимать специфические CS—UCS-соединения как более или менее связанные друг с другом («belongingness»), заложена (Seligman & Hager, 1972) в истории развития вида, детерминированной филогенетическим опытом («prepared learning») и под давлением естественного отбора. Конфронтация со специфическими, биологически и эволюционно «подготовленными» («prepared», или «prepotent») классами стимулов (обширные равнины, где невозможно скрыться, большие высоты, тесные пространства, определенные виды животных и т. д.) избирательно приводит к формированию условных реакций страха, имеющих следующие характеристики:

1. Быстрое усвоение (фобического) поведения избегания, часто уже после однократной конфронтации.

2. Специфические CS—UCS-ассоциации обнаруживают повышенную резистентность к угашению.

3. «Подготовленные» ассоциации интерпретируются как примитивная, не когнитивная форма научения, так как они мало подвержены влиянию когнитивных инструкций.

В серии экспериментов по дифференциальному обусловливанию Оман и сотрудники (обзор в Öhman, 1993) доказали, что конфронтация с потенциально фобическими раздражителями (змеями, пауками) — это совсем не то же самое, что конфронтация с нейтральными раздражителями: быстрое приобретение, а также высокая резистентность угашения электродермальных реакций (изменения кожной проводимости) — принципиального психофизиологического индикатора страха — отчетливо указывают на филогенетическую релевантность «подготовленных» раздражителей (см. также Perrez & Zbinden, 1996). Далее следует принять во внимание, что однажды обусловленные реакции, которые были угашены, годами позднее могут быстро восстановиться благодаря новым травматическим событиям, и при этом оригинальный безусловный стимул может вообще не играть никакой роли. Как известно, Павлов, проведя опыт с наводнением в лаборатории, констатировал, что у некоторых собак вновь оживились старые, уже погашенные CS.

 

29.Психическое расстройство как следствие нарушения процессов оперантного обуславливания (привести пример).

За последние двадцать лет были разработаны плодотворные гипотезы на основе парадигмы оперантного обусловливания,особенно это касается объяснения возникновения депрессии.Ферстер первым последовательно проанализировал депрессивное поведение в функциональном аспекте и в аспекте теории поведения. По его мнению, депрессивное поведение отличается от не депрессивного в первую очередь тем, что в поведении социальном, профессиональном и досуговом есть явные поведенческие дефициты, эксцессы же поведения обнаруживаются в постоянных жалобах, в поведении избегания и бегства. Это скорее количественное, нежели качественное отличие Ферстер объясняет следующим образом:

1. Ограниченное и искаженное восприятие самого себя и окружения снижает восприимчивость к подкрепляющим стимулам.

2. Из-за ограниченного социального поведенческого репертуара, недостаточная сложность которого объясняется соответствующей историей научения в раннем детстве (например, отсутствием или дефицитом подкрепляющих стимулов в детстве), затрудняется доступ к социальным подкрепляющим стимулам, что постепенно делает человека уязвимым к депрессии. Если ребенок не получает достаточно ответных реакций из окружающего мира, то ему трудно научиться распознавать тонкие нюансы раздражителей, важные для регуляции социального поведения; и тогда он реагирует сильным эмоциональным (аверсивным) поведением, которое вызывает ответ окружающего мира и тем самым подкрепляется.

3. Внезапная утрата подкрепляющих стимулов вследствие изменений в окружающем мире (разлука, смерть, переезд, выход на пенсию и т. д.) может вызвать депрессию.

Более редкая демонстрация поведения создает, таким образом, как бы спираль негативных подкрепляющих стимулов: индивид в меньшей степени демонстрирует инструментальное поведение и в результате этого получает и меньше подкрепления, а меньшее подкрепление, в свою очередь, поддерживает преимущественно нежелательное поведение (плач и т. д.). Левинсон еще больше дифференцировал теоретические посылки Ферстера, задавшись вопросом: чем можно объяснить интериндивидуальные различия в реакциях при схожих внешних условиях? Ответственным за вероятность наступления депрессивных реакций он считает взаимодействие трех факторов. (1) Потенциальное множество подкрепляющих стимулов, которым располагает индивид. Под этим понимаются все виды деятельности, все материальные, духовные и социальные блага, которые в ходе индивидуальной истории научения стали вторичными подкрепляющими стимулами. Чем больше всего этого имеет человек, тем меньше вероятность, что он испытает утрату подкрепляющих стимулов. (2) Подкрепляющие стимулы, которыми человек располагает фактически в данный момент времени. (3) Объем и качество инструментальных навыков, необходимых для достижения подкрепляющих стимулов. Чем больше таких навыков, тем меньшая вероятность депривации подкрепляющих стимулов.

Гипотезы Ферстера и Левинсона стимулировали появление большого количества исследовательских работ, в которых была доказана плодотворность этого подхода. В свете этих гипотез можно интерпретировать и результаты исследования разлуки.Расставание с близкими любимыми родственниками понимается как значительная потеря подкрепления. Блешль дифференцирует гипотезы теории привязанности о связи разлуки и депрессии, рассматривая их через призму психологии подкрепления,и формулирует интегрирующую концепцию психологии поведения. Согласно этой концепции, депрессии способствуют существенные изменения в контингентностях релевантных типов поведения индивида при одновременном отсутствии поддержки со стороны социальной сети. Другие этиологические теории депрессии (в том числе конституциональная предрасположенность) этим не исключаются. Потеря определяется как существенная редукция позитивно подкрепляющих событий и активностей, которую можно объективно зарегистрировать. Личностные потери в детском возрасте могут повысить уязвимость и предрасположить к таким особенностям поведения, как ригидность и зависимость, которые в случае нового лишения подкрепляющих стимулов затрудняют субституцию социальных подкрепляющих стимулов другими лицами. Отсутствие социального подкрепления приводит также к угашению самоподкрепления и тем самым наносит ущерб позитивному образу Я. Вместе с утратой позитивных подкрепляющих стимулов в результате переживаний разлуки теряются и подготавливающие стимулы, способствующие активности, что еще больше снижает ее.

Гипотеза потери подкрепления в какой-то мере подтверждается данными, которые уже приводились выше в связи с теорией привязанности. Часть результатов тоже согласовывается с этой гипотезой, особенно в том, что касается переживания потери у детей младшего возраста.

Концепция потери подкрепления теоретически конкурирует с концепцией привязанности и с теорией потери контроля, причем все представленные данные отчасти можно интерпретировать и через эти конкурирующие концепции. Тем не менее сильную потерю подкрепляющих стимулов, похоже, в любом случае надо рассматривать как фактор риска, который может быть причиной возникновения некоторых депрессивных расстройств.

 

 

30.Психическое расстройство как следствие нарушения процессов социального научения (привести пример).

Социально-научные концепции расстройств.

В социальных науках, прежде всего в исследовании отклонений, развивались альтернативные точки зрения на психические расстройства, и вместе с критикой условий психиатрического обслуживания в 1970-е гг. это привело к радикальному отходу от психиатрии и отказу от ее концепции болезни. Общее в этих подходах — акцентирование социальных переменных в возникновении и поддержании психических расстройств.

По Labeling-теории,навешивание кому-то ярлыка «душевнобольной» приводит лишь к возникновению настоящего расстройства. В результате навешивания ярлыка со стороны социального окружения и в конечном итоге благодаря постановке диагноза специалистами первичное расстройство — порой малозначительное отклонение от общего правила — превращается в настоящее расстройство, потому что человек принимает навязанную ему роль отклоняющегося, роль больного и чувствует себя (и ведет себя) соответственно, а окружающие обращаются с ним соответственно, признавая его только в этой роли.Таким образом, получается, что роль больного существует без какой-либо болезни, а плохое самочувствие является в первую очередь следствием приписанной роли больного.

Психиатр Томас Сас тоже считает, что определение человека как «психически больного» — это не описание какого-то наблюдающегося в данный момент состояния, а приписывание диагноза и тем самым — роли больного. Концепцию психических расстройств (и в первую очередь шизофрении) как болезни он называет мифом, аналогией, для которых нет никаких доказательств. Сас видит в шизофрении социально неадекватное поведение, являющееся следствием нарушенной социализации в семье. Эту позицию разделяют и другие представители так называемой антипсихиатрии. Правда, в качестве главного условия, ответственного за возникновение психотического поведения, не обязательно рассматривается только семья, но и общество в целом. Таким образом, центральный дефект видится уже не в личности, а в социальных группах или в обществе, вследствие чего модель болезни утрачивает свое значение.

Мнение, что социальные условия являются не только причинами индивидуальных расстройств, но сами представляют собой истинное расстройство, высказывалось представителями семейной терапии и приверженцами других межличностных моделей. Нарушение заключается в социальной системе (семье), в интеракции, коммуникации и отношениях членов системы между собой. Отклонения у отдельных лиц — только следствие или выражение этого социального, не индивидуального «базисного нарушения».

 

 

32.Концепция защитных механизмов. Первичные (примитивные) защитные механизмы. Вторичные (высшего порядка) защитные механизмы. Приведите примеры.

Под защитными механизмами понимаются когнитивные механизмы, трансформирующие индуцирующие тревогу аффекты, эмоции и связанную с ними информацию таким образом, чтобы их можно было переносить. Потенциально огромную роль этих механизмов для эмоциональных расстройств до сих пор подчеркивали прежде всего авторы психоаналитического направления. Прототипическим примером является вторая теория тревоги Фрейда (Freud, 1926; «сигнальная теория» тревоги). Эта теория попыталась одновременно найти объяснение фобиям и заложить общий фундамент для психоаналитического понимания неврозов. Фрейд предположил, что фобии содержат смещение страхов, которые имеют своим происхождением сексуальные и связанные с агрессией конфликты; они помогают избежать необходимости решать эти конфликты. Психоанализ положил в основу таких концепций клинические отдельные случаи (например, случай с «маленьким Гансом»; Freud, 1909). Но при психоаналитической интерпретации таких конкретных случаев возникает ряд проблем. Критику вызывает прежде всего то, что постулированная Фрейдом цепочка условий страдает от невозможности эмпирической проверки. Частично наблюдаемым является только последнее звено этой цепочки условий: сексуальные и агрессивные чувства по отношению к матери или отцу, с одной стороны, и соответствующая фобия, с другой. Защитные механизмы и (по Фрейду, предполагаемый, скорее всего, бессознательно) страх перед кастрацией, напротив, не поддаются непосредственному клиническому наблюдению. Таким образом, объяснение Фрейдом фобических тревожных расстройств в предложенной форме едва ли доказуемо, но одновременно и едва ли может быть опровергнуто. То же самое справедливо и для новейших психоаналитических теорий эмоциональных расстройств (например, Arieti, 1979).

Вызывает сожаление тот факт, что систематический анализ защитных механизмов с когнитивно-психологической точки зрения пока еще находится в зачаточном состоянии (например, Erdelyi, 1985). Правда, еще с 50-х гг. проводятся эмпирические исследования актуальных и уже существующих процессов защиты (см. Krohne & Rogner, 1982; Krohne, 1996). В последние годы считается доказанным, что неблагоприятный жизненный опыт, хранящийся в памяти, тоже может быть вытеснен (что выражается в снижении доступности соответствующего содержания памяти; Davis & Schwartz, 1987).



infopedia.su

Основные теоретические подходы в медицинской психологии

Основные теоретические подходы в медицинской психологии

Психические расстройства как следствие нарушений в работе головного мозга. Различные биологические факторы в развитии психических болезней: генетические, биохимические, нейрофизиологические.

Теория стресса как вариант биологического подхода в медицинской психологии. Понятие стресса. Стадии стресса. Виды стрессоров и стрессовых реакций. Физиологические, когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие реакции стресса. Понятие совладающего поведения (копинга). Виды копинг-стратегий. Стресс как фактор развития психических болезней.

История развития и теоретические основы отечественной медицинской психологии.

Развитие медицинской психологии в дореволюционной России (экспериментально-психологические исследования В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и др.). Развитие медицинской психологии в СССР. Исследования И. П. Павлова, Л. С. Выготского, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия, Ю. Ф. Полякова, М. С. Лебединского, В. Н. Мясищева, С. Я. Рубинштейн, В. В. Николаевой, А. Ш. Тхостова, Е. Т. Соколовой, А. С. Спиваковской. Развитие медицинской психологии в Республике Беларусь.

Понятие о психической патологии и механизмах ее развития в классическом и современном психоанализе (психоанализ З. Фрейда, психология самости (Х. Когут), эго-психология (А. Фрейд, Д. Раппапорт), психология объектных отношений (М. Балинт, Р. Спиц, М. Кляйн)). Психоаналитический диагноз и уровни развития личности. Методы психоаналитической терапии: анализ переноса, свободные ассоциации, интерпретация сновидений.

Модель психической патологии в рамках поведенческого подхода. Роль научения в развитии психических расстройств. Объяснение психических расстройств с позиций классического и оперантного научения. Социально-когнитивная теория (Дж. Роттер, А. Бандура): научение по моделям, воспринимаемый контроль, самоэффективность. Общие принципы и методы поведенческой терапии. Система поведенческой психотерапии Дж. Вольпе.

Модель психической патологии в когнитивном подходе. Рационально-эмотивная терапия (А. Эллис). Особенности рациональных иррациональных суждений. Типичные иррациональные суждения. Когнитивная терапия (А. Бек). Модель возникновения психического расстройства по А. Беку: когнитивное содержание, когнитивные процессы, когнитивные элементы. Принципы и методы когнитивной психотерапии. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия.

Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистиче­ском подходе. Основные экзистенциальные проблемы и их проявление при психических расстройствах. Факторы возникновения невротических расстройств по К. Роджерсу. Принципы и методы экзистенциальной психотерапии (Л. Бинсвангер, И. Ялом, Р. Мэй).

Социальные и культуральные факторы в развитии психической патологии. Социальные факторы, повышающие устойчивость к психическим расстройствам: социальная поддержка, профессиональная деятельность, религиозные и моральные убеждения и пр. Представления о здоровье и болезни в различных культурах. Психические расстройства, характерные для различных культур.

Работы Р. Лэнга и движение антипсихиатрии. Критическая психиатрия (Д. Инглби, Т. Шаш). Теория «навешивания ярлыков». Проблема стигматизации психически больных (И. Гоффман).

Общие вопросы патопсихологии.

Предмет патопсихологии. Задачи и особенности патопсихологического исследования по сравнению с другими видами психологического исследования. Основные методики патопсихологической диагностики.

Анализ результатов патопсихологического исследования. Нарушения сознания, умственной работоспособности, памяти, восприятия, мышления, личности. Отличие психологического диагноза от медицинского. Виды патопсихологических синдромов (по В. М. Блейхеру). Правила составления заключений по данным патопсихологического исследования.

Патопсихологическая характеристика органических поражений мозга.

Общая характеристика нарушений психической деятельности органического генеза. Структура и особенности синдрома деменции. Диагностика деменции в патопсихологическом исследовании. Психологическая помощь больным с деменцией и их родственникам.

Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии (нарушение динамики психических процессов, нарушение познавательных процессов, личностные нарушения). Задачи патопсихологической диагностики при эпилепсии.

Роль патопсихологического исследования в ранней диагностике атрофических заболеваний мозга. Структура патопсихологических синдромов при болезнях Альцгеймера, Пика, Паркинсона.

Нарушения сознания и внимания в острых и отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы (далее – ЧМТ). Нарушения умственной работоспособности, изменения личности, снижение интеллектуальных способностей, нарушения памяти. Задачи патопсихологической диагностики при отдаленных последствиях ЧМТ.

Структура патопсихологических синдромов при сосудистых поражениях мозга.

Патопсихологическая характеристика тревожных расстройств.

Систематика тревожных расстройств: паническое, фобическое, генерализованное тревожное, обсессивно-компульсивное, посттравматическое стрессовое и соматоформное расстройства. Концепции тревожных расстройств в различных теоретических подходах. Психотерапия больных с тревожными расстройствами.

Дата добавления: 2015-10-27 ; просмотров: 105 | Нарушение авторских прав

hyperthermia.in.ua

1.Клиническая психология как междисциплинарная область знаний Соотношение понятий клиническая психология и медицинская психология.

клиническая психология — это отрасль психологии, предметом изучения которой являются:

а) расстройства (нарушения) психики и поведения;

б) личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями;

в) воздействие психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней;

г) особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они находятся.

В более широком смысле клиническая психология может пониматься как приложение всего объема психологических знаний к решению самых различных вопросов и проблем, возникающих в медицинской практике.

Клиническая психология относится к междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов. Если исходить из проблем, которые разрешает эта дисциплина (взаимовлияние психического и соматического в возникновении, течении и лечении болезней), и практических задач, которые перед ней ставятся (диагностика психических нарушений, различение индивидуальных психологических особенностей и психических расстройств, анализ условий и факторов возникновения расстройств и болезней, психопрофилактика, психотерапия, психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание здоровья), то она является отраслью медицинской науки. Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования — это наука психологическая.

2. Механизм возникновения психосоматических расстройств. Характеристика основных групп психосоматических расстройств.

Неотреагированный вытесняемый эмоциональный (внутриличностный) конфликт становится энергетическим резервуаром, подпитывающим болезнь. Следовательно, для прекращения истерического расстройства необходимо осознание этого конфликта, добиться чего можно за счет актуализации личностных ресурсов самого пациента. Дальнейшее развитие этой идеи пошло по пути поиска и совершенствования метода актуализации личностных ресурсов. 

были выделены коронарный, гипертонический, аллергический и склонный к повреждениям типы личности.

Для коронарного типа личности (людей, которые склонны к развитию у них сердечно-сосудистой патологии) характерна повышенная агрессивность, жестокость, раздражительность, стремление всегда быть лидером и победителем, состязательность, нетерпение, гневливость и враждебность по отношению к другим. Ведущей причиной сердечных расстройств у «коронарной» личности Ф. Данбар считала подавление в силу социального или эмоционального запрета эмоции гнева.

Для гипертонического типа личности свойственны повышенная гневливость, чувство вины за собственные враждебные импульсы, выраженная потребность в одобрении со стороны окружающих, особенно — авторитетных или руководящих лиц.

В структуре аллергического типа личности часто встречаются такие черты, как повышенная тревожность, неудовлетворенная потребность в любви и защите, конфликтное сочетание стремления к зависимости и независимости, повышенная сексуальность (зуд как символическая форма мастурбации).

3.История становления и развития клинической психологии как науки и прикладной психологической дисциплины.

Клиническая психология Есть частная психологическая дисциплина, предмет которой — Психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней. Сюда относятся следующие разделы: этиология / анализ условий возникновения расстройств, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья, оценка). Психологические дисциплины часто подразделяют на фундаментальные и прикладные, при этом клиническая психология рассматривается как прикладная дисциплина. Однако научно-теоретическая дискуссия показала, что подразделение наук на прикладные и фундаментальные во многом произвольно, так как первые не могут не касаться также и фундаментальных вопросов, а вторые способствуют решению прикладных проблем. Точно так же обстоит дело и с клинической психологией: например, прикладное исследование нарушений функций вносит свой вклад в представления об интактных функциях. Это во многом относится к этиологическому исследованию, имеющему преимущественно фундаментальный характер, а также в какой-то мере к исследованию интервенции. Если Говорить о статусе клинической психологии с точки зрения представителей теории науки, то здесь нет разногласий: клиническая психология — это эмпирическая наука (Baumann, 1995, то есть эмпирико-научная дисциплина, в которой эксперименту придается особое значение. Несмотря на это, среди практиков такого единодушия нет, поскольку значительное число практикующих клинических психологов используют в своей работе методы глубинной психологии или гуманистической психотерапии и на этом основании считают себя скорее приверженцами «понимающего подхода» (феноменологическое, герменевтическое понимание науки), а к эмпирической психологии относятся критически. Клиническая психология и смежные дисциплины Понятием «клиническая психология» описывается как исследовательская, так и прикладная деятельность. Профессиональное наименование специалистов в этой области — «клинический психолог». Клиническая психология пересекается с другими дисциплинами; ее отношении к поведенческой медицине, медицинской психологии, клинической нейропсихологии, психологии здоровья, Public Health (общественному здравоохранению) и психиатрии; все они играют важную роль в общей системе здравоохранения. Соотнесение понятий клинической и медицинской психологии. В целом, несмотря на отмеченные проблемы, отечественная клиническая психология возникла не на пустом месте и в настоящее время

studfiles.net

Основные теоретические подходы в медицинской психологии

Биологический подход.

Психические расстройства как следствие нарушений в работе головного мозга. Различные биологические факторы в развитии психических болезней: генетические, биохимические, нейрофизиологические.

Теория стресса как вариант биологического подхода в медицинской психологии. Понятие стресса. Стадии стресса. Виды стрессоров и стрессовых реакций. Физиологические, когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие реакции стресса. Понятие совладающего поведения (копинга). Виды копинг-стратегий. Стресс как фактор развития психических болезней.

История развития и теоретические основы отечественной медицинской психологии.

Развитие медицинской психологии в дореволюционной России (экспериментально-психологические исследования В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и др.). Развитие медицинской психологии в СССР. Исследования И.П. Павлова, Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, Ю.Ф. Полякова, М.С. Лебединского, В.Н. Мясищева, С.Я. Рубинштейн, В.В. Николаевой, А.Ш. Тхостова, Е.Т. Соколовой, А.С. Спиваковской. Развитие медицинской психологии в Республике Беларусь.

Психоаналитический подход.

Понятие о психической патологии и механизмах ее развития в классическом и современном психоанализе (психоанализ З.Фрейда, психология самости (Х. Когут), эго-психология (А. Фрейд, Д. Раппапорт), психология объектных отношений (М. Балинт, Р. Спиц, М. Кляйн)). Психоаналитический диагноз и уровни развития личности. Методы психоаналитической терапии: анализ переноса, свободные ассоциации, интерпретация сновидений.

Поведенческий подход.

Модель психической патологии в рамках поведенческого подхода. Роль научения в развитии психических расстройств. Объяснение психических расстройств с позиций классического и оперантного научения. Социально-когнитивная теория (Дж. Роттер, А. Бандура): научение по моделям, воспринимаемый контроль, самоэффективность. Общие принципы и методы поведенческой терапии. Система поведенческой психотерапии Дж. Вольпе.

Когнитивный подход.

Модель психической патологии в когнитивном подходе. Рационально-эмотивная терапия (А. Эллис). Особенности рациональных иррациональных суждений. Типичные иррациональные суждения. Когнитивная терапия (А. Бек). Модель возникновения психического расстройства по А. Беку: когнитивное содержание, когнитивные процессы, когнитивные элементы. Принципы и методы когнитивной психотерапии. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия.

Экзистенциально-гуманистический подход.

Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистиче­ском подходе. Основные экзистенциальные проблемы и их проявление при психических расстройствах. Факторы возникновения невротических расстройств по К. Роджерсу. Принципы и методы экзистенциальной психотерапии (Л. Бинсвангер, И. Ялом, Р. Мэй).

Социальный подход.

Социальные и культуральные факторы в развитии психической патологии. Социальные факторы, повышающие устойчивость к психическим расстройствам: социальная поддержка, профессиональная деятельность, религиозные и моральные убеждения и пр. Представления о здоровье и болезни в различных культурах. Психические расстройства, характерные для различных культур.

Критический подход.

Работы Р. Лэнга и движение антипсихиатрии. Критическая психиатрия (Д. Инглби, Т. Шаш). Теория «навешивания ярлыков». Проблема стигматизации психически больных (И. Гоффман).

Патопсихология.

Общие вопросы патопсихологии.

Предмет патопсихологии. Задачи и особенности патопсихологического исследования по сравнению с другими видами психологического исследования. Основные методики патопсихологической диагностики.

Анализ результатов патопсихологического исследования. Нарушения сознания, умственной работоспособности, памяти, восприятия, мышления, личности. Отличие психологического диагноза от медицинского. Виды патопсихологических синдромов (по В.М. Блейхеру). Правила составления заключений по данным патопсихологического исследования.

Патопсихологическая характеристика органических поражений мозга.

Общая характеристика нарушений психической деятельности органического генеза. Структура и особенности синдрома деменции. Диагностика деменции в патопсихологическом исследовании. Психологическая помощь больным с деменцией и их родственникам.

Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии (нарушение динамики психических процессов, нарушение познавательных процессов, личностные нарушения). Задачи патопсихологической диагностики при эпилепсии.

Роль патопсихологического исследования в ранней диагностике атрофических заболеваний мозга. Структура патопсихологических синдромов при болезнях Альцгеймера, Пика, Паркинсона.

Нарушения сознания и внимания в острых и отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы (далее – ЧМТ). Нарушения умственной работоспособности, изменения личности, снижение интеллектуальных способностей, нарушения памяти. Задачи патопсихологической диагностики при отдаленных последствиях ЧМТ.

Структура патопсихологических синдромов при сосудистых поражениях мозга.

Патопсихологическая характеристика тревожных расстройств.

Систематика тревожных расстройств: паническое, фобическое, генерализованное тревожное, обсессивно-компульсивное, посттравматическое стрессовое и соматоформное расстройства. Концепции тревожных расстройств в различных теоретических подходах. Психотерапия больных с тревожными расстройствами.

student2.ru

Основные теоретические подходы в медицинской психологии

Биологический подход.

Психические расстройства как следствие нарушений в работе головного мозга. Различные биологические факторы в развитии психических болезней: генетические, биохимические, нейрофизиологические.

Теория стресса как вариант биологического подхода в медицинской психологии. Понятие стресса. Стадии стресса. Виды стрессоров и стрессовых реакций. Физиологические, когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие реакции стресса. Понятие совладающего поведения (копинга). Виды копинг-стратегий. Стресс как фактор развития психических болезней.

История развития и теоретические основы отечественной медицинской психологии.

Развитие медицинской психологии в дореволюционной России (экспериментально-психологические исследования В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и др.). Развитие медицинской психологии в СССР. Исследования И.П. Павлова, Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, Ю.Ф. Полякова, М.С. Лебединского, В.Н. Мясищева, С.Я. Рубинштейн, В.В. Николаевой, А.Ш. Тхостова, Е.Т. Соколовой, А.С. Спиваковской. Развитие медицинской психологии в Республике Беларусь.

Психоаналитический подход.

Понятие о психической патологии и механизмах ее развития в классическом и современном психоанализе (психоанализ З.Фрейда, психология самости (Х. Когут), эго-психология (А. Фрейд, Д. Раппапорт), психология объектных отношений (М. Балинт, Р. Спиц, М. Кляйн)). Психоаналитический диагноз и уровни развития личности. Методы психоаналитической терапии: анализ переноса, свободные ассоциации, интерпретация сновидений.

Поведенческий подход.

Модель психической патологии в рамках поведенческого подхода. Роль научения в развитии психических расстройств. Объяснение психических расстройств с позиций классического и оперантного научения. Социально-когнитивная теория (Дж. Роттер, А. Бандура): научение по моделям, воспринимаемый контроль, самоэффективность. Общие принципы и методы поведенческой терапии. Система поведенческой психотерапии Дж. Вольпе.

Когнитивный подход.

Модель психической патологии в когнитивном подходе. Рационально-эмотивная терапия (А. Эллис). Особенности рациональных иррациональных суждений. Типичные иррациональные суждения. Когнитивная терапия (А. Бек). Модель возникновения психического расстройства по А. Беку: когнитивное содержание, когнитивные процессы, когнитивные элементы. Принципы и методы когнитивной психотерапии. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия.

Экзистенциально-гуманистический подход.

Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистиче­ском подходе. Основные экзистенциальные проблемы и их проявление при психических расстройствах. Факторы возникновения невротических расстройств по К. Роджерсу. Принципы и методы экзистенциальной психотерапии (Л. Бинсвангер, И. Ялом, Р. Мэй).

Социальный подход.

Социальные и культуральные факторы в развитии психической патологии. Социальные факторы, повышающие устойчивость к психическим расстройствам: социальная поддержка, профессиональная деятельность, религиозные и моральные убеждения и пр. Представления о здоровье и болезни в различных культурах. Психические расстройства, характерные для различных культур.

Критический подход.

Работы Р. Лэнга и движение антипсихиатрии. Критическая психиатрия (Д. Инглби, Т. Шаш). Теория «навешивания ярлыков». Проблема стигматизации психически больных (И. Гоффман).

Патопсихология.

Общие вопросы патопсихологии.

Предмет патопсихологии. Задачи и особенности патопсихологического исследования по сравнению с другими видами психологического исследования. Основные методики патопсихологической диагностики.

Анализ результатов патопсихологического исследования. Нарушения сознания, умственной работоспособности, памяти, восприятия, мышления, личности. Отличие психологического диагноза от медицинского. Виды патопсихологических синдромов (по В.М. Блейхеру). Правила составления заключений по данным патопсихологического исследования.

Патопсихологическая характеристика органических поражений мозга.

Общая характеристика нарушений психической деятельности органического генеза. Структура и особенности синдрома деменции. Диагностика деменции в патопсихологическом исследовании. Психологическая помощь больным с деменцией и их родственникам.

Структура патопсихологического синдрома при эпилепсии (нарушение динамики психических процессов, нарушение познавательных процессов, личностные нарушения). Задачи патопсихологической диагностики при эпилепсии.

Роль патопсихологического исследования в ранней диагностике атрофических заболеваний мозга. Структура патопсихологических синдромов при болезнях Альцгеймера, Пика, Паркинсона.

Нарушения сознания и внимания в острых и отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы (далее – ЧМТ). Нарушения умственной работоспособности, изменения личности, снижение интеллектуальных способностей, нарушения памяти. Задачи патопсихологической диагностики при отдаленных последствиях ЧМТ.

Структура патопсихологических синдромов при сосудистых поражениях мозга.

Патопсихологическая характеристика тревожных расстройств.

Систематика тревожных расстройств: паническое, фобическое, генерализованное тревожное, обсессивно-компульсивное, посттравматическое стрессовое и соматоформное расстройства. Концепции тревожных расстройств в различных теоретических подходах. Психотерапия больных с тревожными расстройствами.

studlib.info


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта