Категорический императив Канта - нравственный закон свободного человека. Поведенческий императив
Исторический словарь - значение слова Императив Поведения
- идеальный принцип отношения этнического коллектива к индивиду, господство которого в стереотипе поведения этноса связано с фазой этногенеза или сменой фаз.
Смотреть значение Императив Поведения в других словарях
Императив — императива, м. (латин. imperativus) (книжн.). 1. Категорическое, безусловное требование (филос.). Категорический императив Канта. 2. То же, что повелительное наклонение (грам.).Толковый словарь Ушакова
Императив — -а; м. [лат. imperativus - повелительный]1. Книжн. Безусловное, настоятельное требование, повеление. Нравственный и. Категорический и.2. Грамм. Повелительное наклонение. Глагол в форме императива.Толковый словарь Кузнецова
Императив — - повеление, настоятельное требование, всеобщий обязательный закон.Политический словарь
Потенциал Поведения — (BEHAVIOR POTENTIAL). В теории Роттера - вероятность того, что данное доведение будет выстроено в зависимости от ожиданий человека и ценности подкрепления, связанного с поведением........Политический словарь
Императив — повеление, настоятельное требование; по Канту: "Поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства".Экономический словарь
Кодекс Поведения — - один из вспомогательных источников права международной торговли; пример негосударственного регулирования международных экономических отношений. Так, Международной........Экономический словарь
Кодекс Поведения Агентов По Продаже Недвижимости — CODE OF CONDUCT OF REALTORSCовокупность норм этичного поведения, направленных на обеспечение действий брокера, к-рые наилучшим образом защищают интересы как участников сделки,........Экономический словарь
Кодекс Поведения Банков — CODE OF CONDUCT OF BANKSПринципы, правила, ключевые положения и политика компании, предприятия или профессионального объединения, описывающие и/или предписывающие моральные........Экономический словарь
Кодекс Поведения Бухгалтеров — CODE OF CONDUCT OF ACCOUNTANTSКодекс профессионального поведения бухгалтеров, принятый Амер. обществом дипломированных бухгалтеров (АОДБ) в 1988 г., состоит из двух частей: 1) ........Экономический словарь
Кодекс Поведения Судей — CODE OF JUDICIAL CONDUCTСвод правил, регулирующих профессиональное поведение судей. Напр., Правило 3 Кодекса требует, чтобы `судья исполнял свои обязанности беспристрастно и добросовестно`.........Экономический словарь
Кодекс Поведения Финансовых Планирующих Органов — CODE OF CONDUCT OF FINANCIAL PLANNERSКодекс этичного поведения Международной ассоциации фин. планирующих органов содержит минимум этических норм, к-рые должны соблюдаться членами........Экономический словарь
Кодекс Поведения Юристов — CODE OF LEGAL CONDUCTСм. КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИСТОВЭкономический словарь
Креативная Модель Экономического Поведения Предпринимателя — (от лат. creatio - созидание) - основана на новаторстве, использовании нововедений.Экономический словарь
Моделирование Поведения Потребителей — - логическое построение их действий, направленных на удовлетворение потребностей. Оно включает этапы: осознания потребности, поиска информации, определения........Экономический словарь
Модель Поведения Конечного Потребителя (по Ф.котлеру) — 1) Осознание потребности; 2) Поиск и оценка информации; 3) Принятие решения о покупке; 4) Оценка правильности выбора.Экономический словарь
Правила Разумного Поведения — РАЗУМНОГО ЧЕЛОВЕКА(PRUDENT MAN RULE). Юр. понятие благоразумия. К примеру, благоразумный человек не станет осуществлять инвестиции в сомнительные (спекулятивные) ценные бумаги,........Экономический словарь
Европейский Кодекс Поведения Для Прибрежных Зон — – одобрен профильным комитетом Совета Европы в апреле 1999 г. Наряду с Модельным законом об устойчивом управлении прибрежными зонами, Кодекс направлен на реализацию........Юридический словарь
Императив — (лат. imperativus - повелительный) - повеление, настоятельное требование.Юридический словарь
Кодекс Поведения — - один из вспомогательных источников права международной торговли; пример негосударственного регулирования международных экономических отношений. Так, Международной........Юридический словарь
Кодексы Поведения — - один из вспомогательных источников права международной торговли. Являются примером негосударственного регулирования международных экономических отношений. Так,........Юридический словарь
Механизм Преступного Поведения — - способ взаимодействия личности и среды, результатом которого является преступление. М.п.п. включает свойства личности и мотивацию поведения лица, совершающего преступления,........Юридический словарь
Регрессия Поведения — разновидность психологической зашиты путем возвращения к более ранним и менее сложным типам поведения, уход от трудностей реальной жизни.Юридический словарь
Императив — (от лат. imperativus - повелительный) - требование, приказ,закон. У И. Канта в "Критике практического разума" - общезначимоенравственное предписание, в противоположность личному........Большой энциклопедический словарь
Категорический Императив — центральное понятие этики И. Канта, безусловноеобщеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требуетпоступать всегда в соответствии с принципом, который........Большой энциклопедический словарь
Театральность Поведения — особенность поведения некоторых психически больных, заключающаяся в преувеличенно выразительной мимике, пантомимике и речи, рассчитанных на привлечение к себе внимания.Большой медицинский словарь
Терапия Поведения — (син. Т. поведенческая) Т. больных психозами и неврозами путем введения системы запретов и поощрений с целью исправления их поведения; вид психотерапии.Большой медицинский словарь
Женщина Лёгкого Поведения — , женщина, не придерживающаяся строгих норм поведения, легко вступающая в половые связи; ср. проститутки.Сексологическая энциклопедия
Амбрумовой Концепция Суицидального Поведения — [Амбрумова А.Г., 1971]. Основана на системном рассмотрении личностных параметров и социальных ситуаций, в которых данная личность фигурирует. Суицид рассматривается как........Психологическая энциклопедия
Анализ Поведения — (behavior analysis) А. п. представляет собой комплексный (многосторонний) подход к изучению поведения, впервые предложенный Б. Ф. Скиннером и развитый его последователями.........Психологическая энциклопедия
Бихевиоральная Терапия (терапия Поведения) — Тип психотерапии, который стремится изменить патологические или неадаптивные образцы поведения посредством использования пресекающих и подавляющих процессов и/или........Психологическая энциклопедия
Посмотреть еще слова :
slovariki.org
это что такое? Определение нравственного, гипотетического, категорического и экологического императива
Восемнадцатый век в мировой истории называют временем Просвещения. Именно в этот период большие изменения произошли в духовно-культурной и социально-экономической жизни Европы. Все они, так или иначе, были тесно связаны с утверждением возрождающегося капиталистического строя. Новая историческая эпоха кардинально изменила не только характер, но и все содержание жизнедеятельности человека.
Существенные перемены произошли и в отношениях между людьми. Изменились социальные институты. Подверглись пересмотру взаимоотношения человека и природы, а также его роль в течении исторических процессов. Бурно развивающаяся жизнь дала могучий стимул науке, стала одним из важнейших компонентов культурной сферы. При этом образование получило статус мерила общественной значимости и культуры личности.
Крупнейший мыслитель 18 века
В этике эпохи Просвещения особое место отводится Иммануилу Канту. Труды этого крупнейшего мыслителя 18 века и до настоящего времени оказывают на философию огромнейшее влияние. Духовная ситуация, которая складывалась в обществе того времени, была характерна попытками создать особое течение. Оно должно было представлять собой автономную философию, в основе которой находились только разум и опыт.
Данные пытки привели к тому, что споры мировоззрений предельно заострились. Оказалось, что если использовать только чисто логические рассуждения и опираться на опыт, то выводом может стать как существование Бога, так и его отрицание. Данный подход позволял с одинаковым успехом как доказывать какой-либо тезис, так и полностью отвергать его.
Принципы Канта
Одна из основных заслуг великого мыслителя состоит в том, что он сумел отделить вопросы, которые касались теоретического и практического разума. Он показал человечеству истинный путь. По его утверждениям, практический разум, указывающий нам на наш долг, не зависит от теоретического разума и значительно шире его.
В центре кантовских рассуждений находится этика. Мыслитель указывал на то, что социальный характер поведения людей регулируют не только правовые, но и нравственные нормы. При этом данные понятия имеют отличия между собой. Состоят они в характере принуждения. Правовая нормативность отличается внешним принуждением со стороны социальных институтов, других людей, а также всего государства в целом. Иначе обстоит дело в нравственности. Здесь принуждение возможно только внутреннее. Оно происходит через осознание своего долга каждым человеком.
Согласно принципам Канта, право публично. Нравственность при этом является внутренней сферой свободного и самостоятельного выбора личности.
Введение новых понятий
Самый известный труд И. Канта – «Критика практического разума». Эта книга посвящена проблемам, вызванным нормативной регуляцией социального поведения. В труде впервые были введены новые термины, которые мыслитель назвал «императивы». Это понятие подразумевает особые правила, которые содержат объективные принуждения к поступкам определенного вида.
Кант классифицировал все императивы. Это стало следствием выделения из них гипотетических и категорических единиц. Мыслитель дал основные понятия данных категорий.
Гипотетические императивы
К ним Кант отнес те требования, которые соблюдаются как необходимые условия для достижения поставленных целей. Так, гипотетический императив для человека, который занялся торговлей и желает иметь постоянных клиентов, это честность. Выполнение данного требования, без всякого сомнения, привлечет покупателей. Условие честности для торговца является гипотетическим императивом. Оно позволит получать планируемый доход. В данном случае гипотетические императивы – это не самоцель. Это просто средство, позволяющее успешно торговать.
Гипотетические императивы, в свою очередь, подразделяют на правила умения и благоразумия. К первым можно отнести требования, предписывающие овладеть конкретными навыками, которые необходимы в торговой деятельности. А вот императив благоразумия – это условие честности. При этом оно продиктовано отнюдь не нравственными мотивами. Его исток кроется в прагматических соображениях.
Все поступки, которые человек осуществляет под воздействием гипотетических императивов, Кант относит не к моральным, а к легальным. Они вполне приемлемы и одобряются обществом. При этом они не противоречат задачам и интересам развития цивилизованных отношений.
Категорические императивы
Понятие этих требований в корне отличается от гипотетических. Категорический императив – это выполнение определенного рода условий. Они подразумевают под собой требование того, чтобы человек относился ко всем людям только бескорыстно. При этом в своих отношениях он должен видеть не средство достижения целей, а самоценность, которая абсолютна и самостоятельна. По мнению Канта, любой из нас заслуживает этого, так как человек является образом и подобием Бога. Другими словами, каждый из нас является на земле высшей ценностью.
К сожалению, категорические императивы – это способность, которой природа не смогла в полной мере наделить человека. Именно поэтому для того, чтобы не превратиться в раба своего эгоизма, каждому из нас необходимо постоянно помнить о своем нравственном долге и проводить волевое самопринуждение. Кант доказал, что для этого у человека есть все необходимые качества. Любой из нас не только может, но и должен вести себя в соответствии с условиями категорического императива. При этом, по утверждению мыслителя, каждый из нас стремится не к счастью, а к выполнению своего нравственного долга. Постепенно продвигаясь по этому нелегкому пути, человек попадает на самые высшие ступеньки духовности. Награда, которая его ждет, – чувство собственного достоинства.
Экологические императивы
Развитие общества напрямую связано с природными условиями. Более спокойный эволюционный период в развитии человечества наблюдался в те эпохи, когда окружающую среду можно было подчинить своим интересам. При этом люди не задумывались о последствиях своей деятельности, о том, что существует ли обратная связь, способная внести необратимые коррективы в их жизнь.
Бывали в истории человечества и кризисы, когда полностью исчерпывались те возможности, которые были приобретены в более спокойные периоды развития. При этом дальнейшее существование цивилизации становилось возможным только при кардинальных изменениях в экологической нише, а также при новой организации общества. Такие периоды были характерны великими переселениями народов, коренной сменой структуры цивилизации и т.д.
Экологическая опасность, которая подстерегает человечество, очень серьезна. Устранение данной проблемы ставит перед обществом довольно трудные задачи. Для продолжения своей истории человечество должно обязательно согласовывать все виды деятельности с нуждами природы. При этом развитие общества должно идти в одной цепочке с развитием биосферы земли. Данное требование – это экологический императив. Нарушение его условий грозит катастрофическими последствиями.
Нравственные императивы
Жизнь любого человека протекает в стесненных рамках выдвигаемых обществом требований. При этом постоянно происходит утверждение новых нравственных принципов. Например, некоторые допустимые действия в прошлом становятся недопустимыми в сегодняшнем мире. Такие ограничения и есть нравственный императив.
Здесь требования не менее жесткие, чем экологические. Нравственные императивы – это те условия, от которых в решающей степени будет зависеть будущее человечества. Все мы должны осознать, понять и усвоить эти требования. Любой человек принадлежит не только к какой-либо конкретной нации или стране. Он является членом сообщества всей планеты. Для нормального развития цивилизации люди должны иначе относиться к природе. Они обязаны оставить опасную иллюзию главенства над ней. При этом вся жизнь человеческого общества должна быть подчинена законам природы, а также ее морали.
fb.ru
Что такое императив и что он означает? :: SYL.ru
Приказ, обращаемый к самому себе и не отрицающий свободу, он не противопоставляется ей, но является необходимостью, которую свобода на человека накладывает, - вот что такое императив. Повиноваться приказу извне - начальнику или суверену, как в феодальные времена, или Богу для людей религиозных - это не является императивом, поскольку это только повиновение, только подчинение. Конечно, в течение жизни такое необходимо часто, но далеко не все приказы можно и нужно выполнять. А вот собой не управлять нельзя ни дня, ни минуты, это необходимость, вот что такое императив.
Виды
Со времени появления учения Канта люди различают два вида: императив категорический и императив гипотетический. Последний может подчиняться одному из условий, которое определяет поставленная цель. Например, если человек хочет, чтобы его друзья поступали с ним честно, он должен прежде всего быть честным с ними. Или если человек не хочет быть посаженным в тюрьму, он не должен совершать нехороших поступков.
Эти размышления являются сутью правил искусного поведения, благоразумия, но никак не более. Человек выбирает средства, пригодные для осуществления выбранной им цели, и эти средства пригождаются ему только при достижении этой цели. Выбор норм поведения в зависимости от имеющихся целей и задач - вот что такое императив гипотетический. И средства эти нужны вплоть до исполнения их и достижения успеха.
Категорический императив Иммануила Канта
А этот категорический императив абсолютно свободен от любых условий, перед ним не стоят определённые цели, он ничем никому не обязан, просто выполняет то, что необходимо. Например: нельзя лгать. То есть будь честен. Не только с друзьями, но и вообще со всеми и всегда. Что такое императив, если не долг?
Характер его абсолютный, категорический, не имеющий ничего общего с надеждой на успех или какой-либо результат, он существует не для развития ловкости или осторожности. Просто человек должен это. И не кому-то со стороны. Только самому себе. И как раз для того, чтобы не потерять уважение к себе. Потому что если он, свидетельствуя перед судом, усомнится в необходимости говорить правду, уничтожается сама его человеческая природа.
Сравнение
В чём же тут отличия? Гпотетический императив Канта имеет характер частный, понимаемый лишь теми, кто может проверить все условия его, то есть для тех, кто действует ради цели. Например, честность ведёт к приобретению друзей, друзья могут рассчитывать на обоюдное доверие и помощь, которая приведёт к успеху. А категорический (или нравственный, или моральный) императив - это полная безоговорочность без всякой цели, с универсальным характером.
Значение категорического императива для любого человека огромно, причём взаимосвязи сохраняются даже с теми людьми, которые этот императив вообще не соблюдают. Посредством своей универсальности он вписывается в поведение любого человека, поскольку разум сам его себе формулирует, сам себе предписывает. А он, как мы знаем, бывает как мысленный - теоретический разум, так и деятельный - практический, и пусть они действуют в разных сферах, но идут к одному - утверждению внутреннего свода правил - императива. Кратко говоря, это требования, предъявляемые человеком к самому себе.
Универсальное одиночество
Широко известной стала формулировка императива Иммануила Канта из "Основ метафизики нравственности" (второй раздел): "Поступать нужно так, как будто максима данного поступка за счёт воли должна стать законом для всех". Это означает, что повиноваться человек должен только самому себе (это автономия), но одновременно нужно и освобождаться от самого себя (от себя, любимого, и это универсальность).
Личный нравственный императив, таким образом, и для всех остальных людей имеет значение. Так складывалась мораль, которая существует для всех именно потому, что имеет огромное значение для каждого. Один-единственный долг, который должен выполнять каждый человек, - быть свободным от собственного эгоизма. Это состояние Алан называл "универсальным одиночеством".
Долг
Примеры, обоснования, а также понятие даны в христианских заповедях. Что такое императив? Это долженствование, и Кант здесь не отходит от богословских понятий далеко, используя ту же формулу. Этические императивы - это заповеди совести, нравственности, выражение норм нравственной воли. Заповедью разума представляется объективный принцип понудительного назначения к воле, которая и есть императив. Что такое максима? Это субъективный принцип воли, субъективный принцип деятельности, то есть правила поведения.
Императив в основе своей противостоит максиме. Как уже было сказано, у императива может быть два вида. Гипотетический действует при некоторых условиях, категорический же действует безусловно. Есть разница в примерах. Хочешь быть священником - изучай богословие. Это гипотетический императив. Хочешь торговать - учись обманывать. Тоже он, но в данном случае обязательно будет конфликт с императивом категорическим: "Не лжесвидетельствуй!" (никогда, вообще). Гипотетический императив является действием-средством для достижения цели, категорический - сам себе цель.
Всеобщее правило
Категорическому императиву положено быть формальным принципом нравственности, который соответствует достоинству человека, его практическому разуму, и в приоритете определять форму деятельности собственной воли. Формальному характеру категорического императива предстоит назначение стать всеобщим правилом для всех разумных людей. Практические принципы, полагающие материю или объект со способностью желания как основу, определяющую волю, - это принципы сугубо эмпирические, практических законов дать миру не могут.
Эмпирическим принципам не хватает необходимости, которая рождает закономерность. Разумное существо, следуя эмпирическим принципам, должно мыслить максимами, то есть правилами собственного поведения как практическими всеобщими законами. Соответственно, и в категорическом императиве видится действие как объективная необходимость, но не за счёт поставленной цели, которая может быть и достижимой посредством этого действия, но за счёт только представления непосредственно этого действия, то есть его формы.
Другие философы
Аналогичная формула категорического императива была предложена английским моралистом Вильямом Палеем во второй половине восемнадцатого века. Нравственный императив должен повелевать категорически и безусловно, игнорировать все материальные мотивы. Поступать следует так, чтобы личные правила могли стать принципом всеобщего законодательства. Человечество никогда не должно быть в поступках человека средством, но только целью.
Критиковал кантовские формулы категорического императива немецкий социолог и философ Георг Зиммель. А Эренфельс, Гольдшейд, Унольд, Корнелиус не считали, что Кант завершил работу над данной теорией, и принимали её в несколько модифицированном виде. Однако родоначальник школы классической философии в Германии Иммануил Кант, конечно же, работу эту завершил.
Философия Канта
Высшая ценность - это человек, как считал философ, и он всегда сам по себе цель, он не может быть средством. У каждого есть собственное достоинство, но каждый должен понимать и то, что у любого другого достоинство есть тоже, и оно точно так же является высшей ценностью. У каждого человека есть выбор - как поступить, какая категория ему ближе - добра или зла.
Этот выбор человеку дан от Бога, поскольку эталона, образца, квинтэссенции добра как конкретной личности на земле не существует. Но все люди имеют представление и о добре, и о зле. Дано свыше. И сформировавшееся нравственное сознание всегда придёт к выводу, что символом нравственного идеала нам служит Господь. Вот отсюда и отталкивался философ Иммануил Кант, формулируя свой нравственный закон, регулирующий людские отношения. Отсюда и появился категорический императив.
Великий гуманист
Кант разрабатывал концепцию автономной этики, когда законы и нравственные принципы существуют отдельно от внешней окружающей среды и тесно взаимодействуют друг с другом. Отсюда и явился категорический императив как строгая необходимость существования основных принципов, которые определяют поведение человека.
Личность человеческая не предназначена для того, чтобы служить меркой добра и зла, поскольку совершенства в человечестве нет. Тем не менее главной нравственной ценностью является человек, а Бог - идеал для нравственного подражания и самосовершенствования. Предписаниями для человеческого поведения Кант сделал следующее:
1. Следовать всегда правилам, которые для тебя и окружающих - закон.
2. Относись к ближнему так, как хочешь, чтобы отнеслись к тебе.
3. Никогда не рассматривать ближнего как личную выгоду для себя.
Выводы
Только если нравственный закон не зависит от посторонних причин, он может сделать человека действительно свободным. Моральный закон - императив, повелевающий категорически, потому что каждый человек подвержен чувственным побуждениям, потому что всегда имеет потребности, а значит, способен производить максимы, противоречащие моральному закону. Императив предписывает человеческой воле относиться к закону как обязательности, то есть принуждает внутренне к нравственным поступкам. Понятие долга тоже заключается именно в этом.
Нравственность является формулой выживания и счастья, а количество выпавших человеку страданий весьма зависит от того, насколько нравственна его жизнь. У людей безнравственных жизнь отвратительна. Правила императива помогают разграничить добро и зло. Лучше всех это сделал Кант, заявив, что человек является сам себе целью, а средством не должен быть никогда. Это значит, что не стоят выше человека никакие концепции, идеологии, государства. Предназначение человека не знает никто, и никто не имеет права его использовать. Нравственным будет только то, на что человек сам дал согласие, а принуждение всякого рода безнравственно. Нельзя позволять себе шантаж, манипуляции, давление на человека. А ещё Кант сказал, что средства всегда деформируют цель. То есть за всё безнравственное придётся расплатиться.
www.syl.ru
Категорический императив Канта - нравственный закон свободного человека
Золотое правило этики – действовать по отношению к ближним так, как хотелось бы, чтобы они поступали по отношению к нам, часто ошибочно отождествляют с постулатом Иммануила Канта. Ошибочно, потому что немецкий философ писал отнюдь не об этом. Категорический императив Канта – нечто, что выражает нравственный закон, безусловное «должен». Оно находится вне зависимости от того, хочется нам нечто делать или нет.
Этика Канта – категорический императив и понятие максим
Различают два вида императивов: кроме категорического есть еще гипотетический, или условный. Он определяется как условная форма веления, в этом случае обязательность некоего действия имеет основание в том, что это самое действие – желаемое (или может быть таковым). Условный императив обращает внимание на содержание, и ценность поступка или действия здесь определяется тем, для чего это действие сделано.
В противоположность ему, категорический императив Канта – это нечто обязательное само по себе, критерий, которым можно определять нравственность поступков. Формулировка его самим автором звучит так: человек должен действовать так, чтобы его поступки, его действия могли сыграть роль примера для других, то есть он может делать только то, с чем он согласился бы, если бы это делали все вокруг него.
И. Кант определял максиму как некое суждение, которое связывает между собой цели человека и его поступки. Это субъективные взгляды на то, как следует себя вести, даже не столько взгляды, сколько принципы, убеждения. Категорический императив Канта предполагает, что следует иметь только те взгляды, которые нас устроят, если станут убеждениями для всех, кто нас окружает, для социума вообще. При этом никакого значения не играет конкретная ситуация – все, что соответствует императиву, –нравственно.
То, что предлагает Кант – это предложение разуму, а не чувствам, подобную оценку своих действий может произвести разум, сердце на такое не способно. Хотя познание человеком окружающего мира начинается с эмпирического, то есть с чувственных ощущений, оно неполно. Вернее, в деле познания природы этот способ достаточно хорош. Но чтобы судить о нравственном, нужно нечто иное. Так как, по мнению философа, законы нравственности нельзя вывести на основе собственного опыта.
Поэтому создать научное знание о морали и праве так, как это происходит в естественных науках, представляется невозможным. Отсюда – получить необходимое, используя в качестве источника суждений разум.
Свобода и нравственность
По-настоящему свободный тот, кто руководствуется определенными нормами, ставит некие правила выше временных обстоятельств. Высоконравственная личность не может исходить в своих поступках из каких-то условных правил, которые меняются от ситуации к ситуации. Такая личность должна мерить свои действия и предпринимать их, исходя из безусловного нравственного закона, созданного самим разумом, не ограничивающего, но дающего свободу. Категорический императив Канта – и есть такой безусловный закон. Он не говорит о том, как нужно поступить в той или иной конкретной ситуации. Есть лишь общая идея, понятие долга перед человечеством, личность же имеет полную нравственную свободу делать как угодно – единственное, что это «как угодно» должно максимально соответствовать моральному закону.
Для философа нет никакого принуждения или насилия в следовании императиву. Мораль – это нечто, что имеет в своей основе внутренние побуждения человека, понимание им своего долга, в том числе перед обществом. Поэтому категорический императив Канта всего лишь дает стержень, при этом предлагая личности свободу. В том числе свободу и от религии, и от любых стереотипов по отношению к обществу, ведь это правило может применить в своей жизни абсолютно любой человек.
fb.ru
Категорический императив
Категорический императив – это понятие, введенное немецким философом Иммануилом Кантом. Он был разработчиком концепции автономной этики, согласно которой нравственные принципы человека существуют независимо от окружающей внешней среды и должны находиться в неразрывной связи друг с другом. Категорический императив являл собой строгую необходимость применения основных принципов, определяющих поведение человека.
Человек, согласно учению Канта, представляет собой высшую ценность. У каждого человека есть чувство собственного достоинства, которое он тщательно оберегает. Но другой человек тоже обладает чувством собственного достоинства. Соответственно, человек обладает свободой выбора поступков в рамках понимания чувств другого человека. Все поступки человека оцениваются исходя из понятий о добре и зле.
Человек, как личность, не может быть мерилом добра и зла, не может быть и совершенного человека – эталона этих качеств. Поэтому, понятие о добре и зле даны нам свыше, от Бога – он один является носителем этих категорий. Нравственное сознание человека должно принять Бога, как идеал, как нравственное совершенство.
Исходя из определения, что человек есть главная нравственная ценность, а Бог для него нравственный идеал для самосовершенствования, Кант формулирует свой закон, который должен стать основой для построения отношений между людьми. Он получил название категорического императива. Этот закон содержал следующие предписания:
— в жизни поступать по таким правилам, чтобы они имели силу закона для себя и окружающих людей;
— относится к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе;
— ближнего нельзя рассматривать с позиций личной выгоды для себя.
Учение Канта не отождествляется с «Золотым правилом», оно дополнено формулировками, что правило одного имеет силу закона для него и окружающих его людей, а также, что человек – это не средство достижения личной выгоды.
Свободная воля человека, согласно категорическому императиву связана с сознанием человека и подчиняется только ему. Он является принципом, который должны использовать в повседневной жизни все люди, несмотря на возраст и социальное положение. По Канту, категорический императив должен принять вид и силу закона. Нравственный человек должен следовать ему, невзирая на внешние обстоятельства, а руководствуясь лишь чувством долга.
ethicscenter.ru
Категорический императив — лекция
Категорический императив
Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки хороши для достижения определенных целей (таковы, например, советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).Категорический императив предписывает поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной цели (например, требование честности):"поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом";"поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству";"принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы": следует "совершать все, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы".Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.Этическое учение Канта развито в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить так, как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов(общезначимые правила). Императивы -- об этом уже говорилось -- могут быть двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны (целесообразны). Существуют следующие (несколько упрощённые по сравнению с кантовскими) формулировки категорического императива:«Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;«Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к цели и никогда — только как к средству».В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:человек как явление;человек как вещь в себе.Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического разума».
Иммануил Кант (1724-1804), родоначальник немецкой классической философии. Родился, учился и работал в Кенигсберге, где в 1755-1770 годах был доцентом, а в 1770-1796 годах - профессором университета.
Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваютс с позиций категорий добра и зла.
Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.
Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:
- поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;
- относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;
- к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.
Такая трактовка нравственного закона ставит Канта в ряд великих гуманистов.
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (kategorischer Imperativ - нем.) - центральное понятие практической философии Канта. Выражает существо морального закона. В отличие от гипотетических императивов (выражающих требования, необходимость которых обусловлена теми или иными обстоятельствами), категорический императив имеет характер безусловного принуждения ("я должен"). Содержательная сторона категорического императива раскрывается Кантом в целом ряде различных формулировок: "поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать формой всеобщего законодательства", "стань достойным счастья", "содействуй осуществлению высшего блага", "относись к другому человеку не только как к средству, но всегда также и как к цели" и т.д. Все формулировки категорического императива связаны между собой и акцентируют различные стороны человеческой свободы как высшей ценности сущего
Иммануил Кант (1724-1804) - титан философской мысли всех времен. Он часто рассматривается самым крупным философом после Платона и Аристотеля.
Он родился в Кенигсберге в Пруссии. Отец его был ремесленником (шорником) и заботился, чтобы дать образование своему сыну, мечтая о том, чтобы тот стал пастырем. После окончания школы Кант поступил в Кенигсбергский университет. Закончив его, он зарабатывал себе на жизнь частными уроками в прусских семьях, но продолжал свое образование самостоятельно. Успешно защитив диссертацию, он стал приват-доцентом, читал различные курсы в Кенигсбергском университете. В 1770 году стал профессором логики и метафизики этого университета и оставался на этом посту до того, как ушел в отставку за три года до смерти.
Жизнь Канта была бедна событиями. Он жил спокойной и размеренной жизнью, путешествовал мало и приобрел репутацию очень пунктуального человека. Ежедневно совершал прогулки в точно назначенное время, и люди могли сверять свои часы по этим прогулкам. Одним из редких случаев, когда он опоздал на прогулку после обеда, был тот день, когда он читал книгу Руссо"Эмиль". Имел много друзей, его уважали и им восхищались все те, кто знал его, но его социальная жизнь была также регулируема, как и работа. Он так и остался холостяком, хотя, как говорят, любил компании, особенно красивых и воспитанных женщин. Он заслужил репутацию живого лектора, хотя никто не мог это сказать на основании его работ, которые трудны для понимания и сухи, как по стилю, так и по содержанию.
Кант соединил в себе, как никто другой, спекулятивную оригинальность Платона с энциклопедичностью Аристотеля, и поэтому его философия считается вершиной всей истории философии до XX века.
Все творчество Канта условно делится на два периода: докритический и критический. Первый период охватывает 1746-1760 годы, второй начинается с 1770 года, когда впервые в работе "О формах и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира" Кант впервые упоминает принципы своей системы критической философии. Это, конечно, не означает, что первый период не содержал произведений, в которых критически рассматриваются философские проблемы. В первый период основное свое внимание Кант уделяет вопросам естествознания и философии природы. Он пишет выдающийся трактат "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755), в котором излагает свою знаменитую космогоническую гипотезу, обосновывающую диалектический взгляд на Вселенную. При рассмотрении проблемы возникновения Вселенной Кант отказывается от первотолчка и представляет первоначальное состояние Вселенной как хаотическое облако разнообразных материальных частиц. Эти частицы обладают способностью двигаться и двигаются друг к другу без какого-либо толчка.
Одновременно действуют и силы отталкивания, которые заставляют эти частицы отклоняться от первоначального движения, и они получают круговые движения. Таким образом, частицы движутся и параллельно и по краям, легкие частицы воспламеняются и становятся огненным шаром, т.е. Солнцем. Кант считал, что своей работой он сделал огромное открытие и восклицал: "Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир".
Хотя Кант и признавал Бога в качестве создателя мира, но вся его концепция развития утверждала, что в мире уже содержится сама причина возникновения и развития природы. Эта концепция не имела воздействия на научную мысль своего времени, так как долгое время не была известна общественности из-за того, что издатель обанкротился и весь тираж пропал. Впоследствии концепция Канта была названа гипотезой Канта-Лапласа. Последний независимо от Канта выдвинул свою версию возникновения мира.
Основные положения критического периода изложены Кантом в произведении "Критика чистого разума" (1781), в котором он собирался разработать принципы теоретического и практического познания. "Критикой" он называл все, что подвергает критическому рассмотрению догматизм, под которым подразумевал одностороннюю рационалистическую метафизику, начинающуюся с Декарта и до Лейбница.
Одновременно он ставил перед собой задачу критически исследовать познавательные способности человека. Эта задача решалась Кантом как в первой "Критике", так и в последующих произведениях - "Критике практического разума" и "Критике способности". В 1783 году он публикует "Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки" , а в 1787 году - второе издание "Критики чистого разума", существенно переработанное и дополненное.
В "Критике чистого разума" Кант выявляет условия, при которых возможны главные формы научного знания.
Эта проблема конкретизируется у Канта в следующих трех вопросах: "Как возможна чистая математика?", "Как возможно чистое естествознание", "Как возможна метафизика как наука?".
Такой способ рассуждения, когда задаются вопросы и даются на них ответы. Кант называет трансцендентальным, а свои ответы на эти вопросы - трансцендентальной теорией.
Хотя Кант и признавал вслед за Локком, что все наше познание начинается с опыта, но тут же утверждал, что это наше познание не исходит из опыта. "Опыт никогда не дает своим суждениям истинной и строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность (посредством индукции)". Всеобщность достигается лишь априорностью. Человеческое познание содержит всеобщие и необходимые истины, но они - чистые априорные суждения.
К ним относятся все положения математики и теоретического естествознания. Под априорными Кант понимал знания, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое.
Априористский подход к истине можно найти и в античной философии, и особенно в европейской философии Нового времени у Декарта. Новое, что характеризует Канта, это то, что он приписывает априоризм не только интеллекту, но и чувственности.
Таким образом, по Канту, у познания имеются два источника: эмпирический и априорный. Априорная сторона познания формулируется Кантом следующим образом: "Все теоретические науки, основанные на разуме, содержат априорные синтетические суждения как принципы". Под синтетическими суждениями Кант понимал такие суждения, где связь предиката и субъекта мыслится без тождества.
Синтетические суждения отличаются от аналитических тем, что в последних эта связь мыслится через тождество. Эти выражения означают, что в аналитических суждениях предикат лишь поясняет содержание субъекта, а в синтетических суждениях он дает новые характеристики субъекту. И Кант ставил гносеологический вопрос: "Как возможны априорные синтетические суждения?" Этому Кант посвятил свою "Критику чистого разума".
Первая часть "Критики..." подразделяется у Канта на два раздела: на "трансцендентальную эстетику", т. е. учение о чувственности, и на "трансцендентальную логику", т. е. учение об интеллекте. Таким образом, Кант разграничивает чувственное и рациональное, чувственность и интеллект как два основных ствола человеческого познания.
Под чувственностью Кант понимал способность получать представления способом, каким предметы воздействуют на нас. Посредством чувственности предметы нам даются, и только она доставляет нам созерцания, т.е. чувственные представления. "Всякое мышление, - писал Кант, - однако, должно в конце концов прямо или косвенно... иметь отношение к созерцаниям, стало быть... к чувственности, потому что ни один предмет не может быть нам дан иным способом".
referat911.ru
Категорический императив Канта и «золотое правило» нравственности
«Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» — наверняка многие из нас хотя бы раз слышали эту фразу или её подобие. Согласитесь, что воспринимается она как нечто привычное и само собой разумеющееся? Однако это не просто обиходное выражение или пословица – на самом деле эта фраза относится к очень интересному закону, который носит название «категорического императива». К тому же, он непосредственно связан с ещё одним законом, а если быть точнее, правилом – «золотым правилом» нравственности. В данной статье мы поговорим и о каждом из этих понятий.
Категорический императив
Термин «категорический» императив появился благодаря немецкому философу Иммануилу Канту, который разрабатывал концепцию автономной этики. Согласно этой концепции, нравственные принципы существуют всегда, не зависят от окружающей среды, и должны быть в постоянной связи друг с другом. И категорический императив говорит о том, что человек должен использовать особые принципы, которые определяют его поведение.
По Канту, человек является высшей ценностью. Каждый из людей обладает чувством собственного достоинства, которое он защищает от любых посягательств. Однако и любой другой из людей обладает чувством собственного достоинства. Получается, что один человек имеет свободу выбора способа поведения через призму восприятия другого человека. А любой поступок оценивается на основе понятий о добре и зле.
Как личность, человек не способен быть мерилом добра и зла. Не существует и совершенного человека, который мог бы быть эталоном этих качеств. Следовательно, понятия о добре и зле перешли к человеку от бога, т.к. он единственно является их носителем. В нравственном сознании человека должна закрепиться идея о боге, как об идеале и нравственном совершенстве.
Согласно определению, человек является главной нравственной ценностью. Бог же для него является нравственным идеалом для самосовершенствования. Учёный сформулировал свой закон так, чтобы он стал основой, на которой строятся человеческие взаимоотношения. Этот закон и называется категорическим императивом.
Основы категорического императива:
- Человек должен поступать в жизни по правилам, которые имеют силу закона, как для него, так и для других;
- Человек должен относиться к людям так, как хочет, чтобы они относились к нему;
- Человек не должен рассматривать другого человека как средство для извлечения личной выгоды.
Теория Канта говорит нам о том, что человек, выбирая, как ему действовать, должен брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорическим императивом).
Вообще, взаимосвязь основ категорического императива (в особенности, второй и третьей) представляет собой базу отношений между социумом и человеком, между государством и его гражданином. Первая же основа является абсолютным нравственным требованием, состоящим в осознании человеком своего долга перед самим собой и другими людьми, основывающегося на свободной и разумной воле. Ведь любая вещь в мире, как говорит исследователь, обладает относительной ценностью; лишь только разумная и свободная личность ценна сама по себе.
Мораль категорического императива содержит причину в самой себе, а не является результатом чего-либо. Философ возвышает её над миром, отделяет от множества жизненных связей и противопоставляет реальной действительности, ведь она говорит не о том, что есть на сегодняшний день, а том, как должно быть. И настоящее уважение к личности – это нравственная основа морали и права. Но в реальной жизни это практически невыполнимо, т.к. в человеческой природе присутствует, как говорит Кант, «изначальное зло» — это эгоизм, стремление лишь к собственному счастью, себялюбие и т.п.
Но, в любом случае, отличие категорического императива от любой подобной предшествующей теории заключается в том, что основа нравственности зиждется не только на счастье и пользе человека, но ещё и в требованиях его разума и принципе гуманизма, который наиболее ярко выражается в «золотом правиле» нравственности.
«Золотое правило» нравственности
Историю «золотого правила» нравственности, подразумевающего под собой основу нравственного поведения, можно смело назвать историей становления нравственности вообще. В том значении, в котором «золотое правило» принято рассматривать сейчас, оно начало применяться в XVIII веке.
Первоначально, ещё при первобытно-общинном строе, был так называемый обычай кровной мести, суть которого заключалась в идее равноценного воздания. Сегодня это кажется жестоким, но в то время именно кровная месть регулировала вражду между родами и обуславливала рамки поведения.
После того как родоплеменные отношения были разрушены, разделение людей на «чужих» и «своих» перестало иметь чёткую грань. Связи людей из разных родов по каким-либо причинам могли быть даже сильнее, чем внутриродовые связи. Отдельный человек перестал «расплачиваться» за проступки своих родственников, а родовая община перестала отвечать за действия своих отдельных членов. Отсюда возникла необходимость в появлении нового принципа управления межличностными отношениями, который бы не зависел уже от принадлежности человека к тому или иному виду.
И этим принципом стало рассматриваемое нами «золотое правило», отдельные части которого можно встретить в Ветхом и Новом заветах, учении Конфуция, изречениях семи греческих мудрецов и других источниках, например, в Евангелии от Матфея, где «правило» звучит как: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф. 7, 12). Такая формулировка считается позитивной; есть и негативная: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе».
Под «другим» в «правиле» понимается абсолютно любой человек, а само оно говорит о том, что все люди равны, однако это равенство не делает их одинаковыми и не принижает их достоинства. О равенстве здесь говорится в более глубоком смысле: равенстве в возможности самосовершенствования, равенстве свободы, равенстве в лучших качествах человека, равенстве перед общечеловеческими нормами.
«Золотое правило» подразумевает такую позицию, в которой человек встаёт на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому – как к себе. Эта позиция является основой межличностной связи, именуемой любовью. Так рождается и новая формулировка «правила»: «люби ближнего своего, как самого себя». Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе совершенства – не как к средству, но именно как к цели.
«Золотому правилу» в качестве основы нравственного поведения и сознания всегда уделяли огромное внимание философы. Например, Томас Гоббс видел в нём основу естественных законов, которыми определяется жизнь человека. Т.к. «правило» может быть понятно каждому, оно способствует ограничению индивидуальных эгоистических притязаний, служащих основой единения людей в государстве. Джон Локк не рассматривал правило как врождённое – основой правила является всеобщее естественное равенство, и человек, чтобы прийти к общественной добродетели, должен сам его осознать.
Иммануил Кант, в свою очередь, смотрел на традиционные формы «золотого правила» критически. Согласно его мнению, в явном виде оно не даёт возможности оценить уровень нравственного развития человека, т.к. нравственные требования к самому себе могут быть занижены человеком, он может принять эгоистическую позицию. Несмотря на то, что «золотое правило» содержит в себе и желания человека, они часто могут сделать его рабом своей природы и создать непреодолимую преграду между ним и миром нравственности – миром свободы.
В качестве заключения
Категорический императив Канта, являющийся центральным понятием его этической доктрины, представляет собой утончённое (с точки зрения философии) «золотое правило», однако между ними не следует ставить знак тождественности.
Мы же с вами всегда должны помнить, что как категорический императив, так и «золотое правило» должны руководить нашими действиями в повседневной жизни. Если мы будем применять на практике вышеназванные основы, наша жизнь наверняка станет в разы гармоничнее, отношения с людьми будут конструктивными, конфликтов и разногласий будет меньше, а взаимного уважения друг к другу станет больше.
4brain.ru