Поведенческая игровая терапия (ПИТ). Тренинг детско-родительского взаимодействия (ТДРВ). Поведенческая игровая терапия


Игровая психотерапия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 марта 2016; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 марта 2016; проверки требуют 8 правок.

Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры[1].

Игровые ситуации дают возможность показать пациенту способы решения конфликтных ситуаций, корригировать неблагоприятные черты характера, дезактуализировать фобические проявления. Метод игровой психотерапии используется как самостоятельно, так и в рамках индивидуальной, групповой, семейной психотерапии и может успешно сочетаться со многими другими методами психотерапевтического воздействия (внушение наяву, аутотренинг, косвенная и рациональная психотерапия, имаготерапия). Используются самостоятельные и ролевые игры, импровизации, осуществляемые в директивной и недирективной формах.[2]

Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не предполагается. Это может быть и обучение определённым навыкам, например: использование в занятиях по лечебной физкультуре, обучение детей, больных диабетом, в оказании себе помощи и так далее[3].

Таким образом, можно сказать, что англоязычный термин «игровая терапия» (play therapy) и часто употребляющийся в России термин «игровая психотерапия» недостаточно точны.

Кроме того, существует несколько основных направлений игровой психотерапии, но очень часто происходит отождествление исключительно недирективной игровой психотерапии с игровой психотерапией вообще. При этом в качестве пациентов видятся только дети[3].

Виды игровой психотерапии[

ru.wikipedia.org

Поведенческая терапия - Филиппова Е.В. Игровая терапия

С этим файлом связано 67 файл(ов). Среди них: ?art=18904283&format=a4.pdf&lfrom=241867179, Roberto_Assadzhioli_-_Psikhosintez_Printsipy_i_tekhniki.pdf, Завьялов В. - Необъявленная психотерапия.doc.doc и ещё 57 файл(а).Показать все связанные файлыПоведенческая терапия направлена на изменение человеческого поведения и чувств в позитивном направлении с использованием современных теорий научения. 38 В объекты поведенческой терапии, помимо поведения и чувств, начиная с 1960-х гг. включают когнитивные и мотивационные процессы. В основе ортодоксальной поведенческой психотерапии лежат три теории, базирующиеся на различных моделях поведения. Это классическая теория условных рефлексов И.П. Павлова, теория оперантного обусловливания Б. Скиннера и теория социального научения А. Бандуры. На базе перечисленных теорий разработаны конкретные методы поведенческой терапии.

Основная идея классического обусловливания состоит в том, что в результате сочетания двух стимулов — нейтрального, не вызывающего реакции, и безусловного, который вызывает определенный эмоциональный ответ со стороны ребенка — нейтральный стимул начинает вызывать такую же реакцию, как безусловный стимул.

На основе идеи классического обусловливания Д. Вольпе был разработан метод систематической десенсибилизации (десенситизации). Систематическая десенсибилизация используется в терапии с детьми, испытывающими страхи и сильную тревогу. В основе данного метода лежат два принципа:

  1. принцип реципрокного торможения, который означает, что не могут существовать одновременно две конфликтующие реакции — человек не может в одно и то же время быть спокойным и испытывать тревогу, одна из реакций побеждает;
  2. принцип последовательного продвижения по иерархии состояний, которые вызывают тревогу, — от наиболее слабых стимулов, провоцирующих тревогу, к наиболее стрессогенным.
На фоне релаксации ребенку последовательно предъявляются пугающие стимулы (начиная с самых слабых). Шаг за шагом, постепенно ребенок приближается к пугающему событию или предмету. Пугающий стимул, как правило, ребенка просят представить мысленно. Если же ребенок маленький, у него недостаточно развито воображение и ему трудно оперировать образами, то пугающий стимул можно предъявлять в виде изображений, моделей или реальных физических объектов. Последовательное предъявление элементов иерархии продолжается до тех пор, пока даже самый сильный элемент иерархии перестанет вызывать тревогу.

Суть метода оперантного (инструментального) обусловливания заключается в создании связи между поведением и его результатом с помощью повторяющихся «подкреплений», то есть позитивных или негативных последствий, которые либо предлагаются, либо устраняются. Такой метод часто стихийно используется взрослыми при освоении ребенком каких-либо новых форм поведения или навыков. Позитивное подкрепление — это вознаграждение поведения с целью увеличить его повторяемость. Негативное подкрепление также используется для того, чтобы повысить частоту такого поведения, но в этом случае ребенка не награждают позитивным стимулом, а ему дается возможность избежать нежелательного события. Целью наказания является уменьшение частоты нежелательного поведения. Торможение используется для того, чтобы ослабить нежелательное поведение путем устранения позитивного стимула (желательного события).

На стратегии оперантного обусловливания основаны такие методы, как формирование поведения и накопление очков. Формирование поведения используется с целью выработки нового поведения. Для этого подкрепляется каждый небольшой шаг, приближающий ребенка к желаемому поведению. В методе накопления очков (жетонный метод) очки используются в качестве положительного стимула. Очки, или призы, — это звездочки, фишки, баллы, которые сами подкреплением не являются, но заменяют позитивные стимулы. Накопив определенное количество очков, ребенок может поменять их на реальную награду.

Метод накопления очков имеет ряд преимуществ перед использованием реальных подкреплений — он может быть применен сразу же вслед за желательным поведением, не приводит к насыщению, и его можно использовать для любых ситуаций. Метод накопления очков обязательно требует привлечения родителей. Во-первых, система вознаграждений и штрафов тщательно разрабатывается совместно ребенком, родителями и терапевтом. Кроме того, родители должны тщательно контролировать поведение ребенка, подкреплять его в соответствии с выработанной схемой, фиксировать поведение, которое подвергается штрафу.

Согласно теории социального научения (обучения на моделях), обучение возможно в результате наблюдения за моделью (реальной или символической) с последующей имитацией ее действий. Стратегии, основанные на социальном научении, предполагают, что дети научаются разным формам поведения наблюдая за другими людьми, и затем включают эти действия в собственный поведенческий репертуар. Обучение на моделях эффективно при выработке социальных навыков и при терапии с детьми с фобическими реакциями.

Для использования поведенческих методов необходимо получить подробное описание поведения, которое считается проблемным, должны быть сформулированы четкие цели терапии, то есть поведенческая терапия предполагает описание и количественную оценку и изначального поведения, и поведения на разных этапах психотерапии. Поведенческие стратегии могут применяться и в других терапевтических подходах, они расширяют методический репертуар терапевта.

Патология в поведенческом подходе не рассматривается ни как нарушение внутренних процессов, ни как нарушение среды. Она рассматривается как следствие нарушения моделей подкрепления. С точки зрения поведенческого подхода, проблемы и расстройства обусловлены взаимодействием между ребенком и тем, кто либо подкрепляет, либо не подкрепляет его поведение (поощряет или наказывает; как правило, это родители). Поведенческая терапия предполагает сотрудничество ребенка, терапевта и родителей, а при необходимости и учителей. В последнее время в поведенческом подходе все большее значение придается мотивации пациента и отношениям с терапевтом.

Как мы отмечали выше, целью поведенческой игровой терапии, по определению О’Коннора, является применение игры для выявления и последующего изменения тех паттернов подкрепления и их последствий, которые формируют и поддерживают неэффективное поведение ребенка. Роль терапевта здесь заключается в том, что он наблюдает за тем, демонстрирует ли ребенок определенное поведение, а затем подкрепляет (вознаграждает) его, то есть в ходе игры терапевт может манипулировать подкреплением. Игра обеспечивает условия для установления контакта и осуществления стратегий, направленных на изменение поведения ребенка, а именно поощрения или непоощрения какого-либо поведения, программ релаксации. Осознание ребенком конфликта или достижение самоактуализации не являются целями игровой поведенческой терапии (ее цель — изменение поведения ребенка). Сама игра также может служить подкреплением, а прекращение игры — торможением (устранением позитивного стимула, желательного события).

Игра сама по себе не наделяется целительными свойствами, а рассматривается лишь как способ вовлечения ребенка в поведение, которое затем подкрепляется. Существование позитивных отношений, отношений доверия между ребенком и терапевтом усиливает действие подкрепления, а сама игра служит средством создания таких отношений. Многие поведенческие игровые терапевты более определенно говорят о том, что отношения доверия между терапевтом и ребенком и положительный предперенос являются необходимым условием успешности терапии, и обращают специальное внимание на формирование эмпатийных отношений между ребенком и терапевтом.

Диагностика в игровой поведенческой терапии направлена на специфическое проблемное поведение, в ней не исследуются личностные структуры ребенка и особенности его межличностного взаимодействия.

Завершать терапию нужно в тот момент, когда негативное поведение или исчезло, или значительно снизилось, когда ребенок стал чаще демонстрировать желательное поведение в реальной жизни.

Поведенческая игровая терапия может использоваться в работе с детьми различного уровня развития, применяться к широкому спектру видов неадаптивного поведения. Наиболее эффективна она в работе с детьми, у которых существуют проблемы контроля, с тревожными и депрессивными детьми, а также с детьми, которые подвергались жестокому обращению.

Возможно сочетание методов поведенческой терапии с различными игровыми подходами. К примеру, описано использование оперантного обусловливания в недирективной игровой групповой терапии с замкнутыми детьми, а также использование обучения на моделях в игровой терапии с детьми, страдающими нарушениями в приеме пищи и др. 39

Многие программы обучения родителей опираются на модель поведенческой игровой терапии. Удачным примером здесь является терапия родительско-детского взаимодействия (ТРДВ), 40 основанная на сочетании поведенческого (бихевиорального) подхода в работе с родителями и игровой терапии в работе с детьми. Целью этого подхода является изменение поведения ребенка на основе модификации взаимодействия между ним и его родителями. Этот подход представляет собой вариант поведенческого тренинга родителей, ориентированного на изменение паттернов взаимодействия родителей и детей, который предложила Ш. Айберг для детей в возрасте от двух до семи лет и их родителей. В основе этого метода лежат работы Р. Дрейкурса, который применил идеи индивидуальной психологии А. Адлера к родительско-детскому взаимодействию.

В дальнейшем терапия родительско-детского взаимодействия была валидизирована, и было создано пошаговое руководство по ее применению.

ТРДВ включает в себя тренинг развития отношений и дисциплинарный тренинг. В части развития отношений целью является развитие отношений любви, принятия и заботы между родителями и детьми с помощью игровой терапии. Родителей учат играть с ребенком, применяя определенные психотерапевтические навыки, их учат наблюдать за игрой ребенка, отражать его поведение в игре, поощрять, подкреплять. Родители должны использовать эти навыки ежедневно, играя с ребенком в определенное время в течение определенного периода.

Целью дисциплинарного тренинга является обучение родителей более эффективным дисциплинарным стратегиям. В частности, их учат задавать меньше вопросов ребенку и меньше критиковать его, объясняют, почему важно хвалить ребенка, учат, какое поведение ребенка следует игнорировать, как использовать тайм-аут и т.д.

Наиболее эффективен этот подход для детей с проблемами поведения (непослушание, упрямство, демонстративность, гиперактивность), самоконтроля и саморегуляции, а также с эмоциональными проблемами, то есть для тех детей, с которыми привычные способы обращения родителей оказываются неэффективными.

Исследованиями было показано, что ТРДВ оказывает положительный эффект не только на ребенка, который участвовал в терапии, но и на его сиблингов, не принимавших участия в психотерапии. Несомненными преимуществами этого подхода является его эффективность и краткосрочность (в среднем 12 сессий), а также детальная, пошаговая проработка, что позволяет детским и семейным психотерапевтам его успешно использовать.

Когнитивно-поведенческая игровая терапия (КПИТ) — относительно новый подход, разработанный в середине 1990-х гг. американской исследовательницей С. Кнелл. КПИТ интегрирует когнитивный и поведенческий подходы и игровую терапию — методы когнитивной и поведенческой терапии адаптированы для детей и включены в игру. 41 В когнитивно-поведенческой игровой терапии используются такие методы поведенческой терапии, как обучение на моделях, систематическая десенситизация и методы когнитивной терапии (в частности, модифицированный для детей «сократовский диалог», учитывающий речевое развитие детей).

При обучении на моделях ребенку демонстрируют более адаптивное поведение и мысли на том уровне, на котором он может их понять и включить в свой поведенческий репертуар. Во время игры ребенок наблюдает за тем, как куклы, тряпичные животные, персонажи книг решают проблемы, похожие на те, с которыми сталкивается он сам. При этом терапевт должен следить, чтобы модели соответствовали уровню развития ребенка. Такое подражание моделям очень эффективно с детьми дошкольного возраста.

Систематическая десенситизация может быть использована для уменьшения тревоги или страхов и для замены их адекватными реакциями. Обычно в работе со взрослыми пациентов обучают технике мышечной релаксации, а в терапии с детьми игра является аналогом релаксации, то есть игра используется как деятельность, в которой не могут уживаться тревога и страх. Игра создает идеальную ситуацию для того, чтобы разбить ассоциацию между стимулом и неадаптивной реакцией на него.

Систематическая десенситизация проводится в форме игры с использованием различных техник — кукол, рисования, слушания историй. Так, с помощью рисунков дети выражают свои страхи и пугающие мысли, которые они не могут выразить словами. В рисунках пугающего объекта они выделяют смешные или слабые стороны, рисуют гротескные черты, подчеркивают разницу между собой и обидчиком. При использовании в качестве техники систематической десенситизации библиотерапии дети слушают истории, напоминающие их собственные травматические истории. Это дает возможность детям понять, что они не одиноки в своих чувствах, и увидеть, как другие дети учились справляться с этими чувствами. Проигрывая ситуацию, дети овладевают своим страхом, и страх ослабевает. Последовательно, маленькими шагами, терапевт помогает ребенку описать, выразить и когнитивно переработать свой травматический опыт. Такой подход помогает ребенку справиться не только с конкретным травмирующим переживанием, но и в дальнейшем занимать более активную, конструктивную позицию в преодолении трудных ситуаций.

Когнитивно-поведенческая игровая терапия используется при работе с различными проблемами. Подтверждена ее эффективность в работе с детьми, подвергавшимися жестокому обращению и сексуальному насилию. Она используется также в работе с тревожными детьми, при лечении селективного мутизма, энкопреза и фобий, с детьми, пережившими кризисные жизненные ситуации, такие как развод родителей и т.п. КПИТ является директивным подходом, она позволяет развивать у ребенка в рамках структуры, созданной терапевтом, чувство контроля и доверия, которые были у него разрушены. Как отмечает С. Кнелл, это интегративная модель психотерапии, ориентированная на развитие и имеющая прочную терапевтическую основу, в которой используются испытанные, проверенные техники.

Представленные выше подходы игровой терапии рассматривают игру главным образом в ее терапевтической (целительной) функции, в «прикладном» аспекте, не делая попыток вскрыть природу игры (исключением можно считать лишь психоанализ).

Несомненно, самый значительный вклад в понимание сущности игры, ее роли в психическом развитии ребенка был сделан выдающимися отечественными психологами Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, А. Н. Леонтьевым. Именно их работы показали социальный характер игры, закономерности ее развития и структуру, обнаружили «пограничный», переходный характер игры, основные противоречия игровой деятельности, открыли особое содержание детской игры. Работы этих ученых показали, что игра уникальна, и никакие другие виды деятельности не могут выполнить ее роль в психическом развитии ребенка, поскольку игра является социокультурной формой жизни детей на определенном этапе развития. 42

Чрезвычайно важно, что работы Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина позволяют вскрыть внутренние противоречия игры, которые заключены в ней как в особом виде деятельности. Эти противоречия связаны с пограничным характером игры.

Игра возникает на границе двух миров — мира детей и мира взрослых, и является пространством, где пересекаются эти два мира, то есть соединяет их. С этим связано первое противоречие игры, которое заключается в том, что ребенок в игре занимает двойную позицию — он становится «взрослым», но при этом остается ребенком.

Кроме того, как подчеркивал Л.С. Выготский, игра находится на границе мира воображаемого (в игре всегда присутствует воображаемая ситуация) и мира реального (игровые действия реальны, так же как реальны и партнеры по игре). При этом ребенок находится одновременно в двух мирах. Очень выразительно описывал эту особенность игры Л. С. Выготский: «Ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий». 43 Из этого вытекает второе противоречие игры, которое состоит в том, что игровые действия реальны, но осуществляются в воображаемой ситуации.

Третье противоречие обусловлено структурой игры: игра — это свободная спонтанная деятельность, но осуществляемая по правилам.

С нашей точки зрения, внутренние противоречия, которые заключены в игре, соотносимы с противоречиями и конфликтами внутреннего мира ребенка. Это позволяет в игре выносить их вовне, что и создает терапевтический потенциал игры.

В нашей стране использование игры в коррекционно-развивающей работе опирается на основные положения теории игры Д. Б. Эльконина, в первую очередь, на идею о том, что психотерапевтический потенциал игры заключается в ее содержании — ориентации в смыслах человеческой деятельности и человеческих отношений, их выявлении и переживании. Помимо этого, использование игры опирается на положение о том, что развитие психических процессов происходит в рамках ведущей деятельности, а в дошкольном возрасте такой деятельностью является игра.

Говоря о развитии игровой терапии отечественными психологами, необходимо назвать метод психотерапии, разработанный А. С. Спиваковской, который направлен на профилактику неврозов у детей, 44 а также работы Л.И. Элькониновой. 45

Эффективный метод игровой терапии был предложен А. И. Захаровым. В его подходе игровая терапия является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка, включая семейную психотерапию, рациональную и суггестивную психотерапию. Предусмотрена следующая последовательность этапов: беседа, спонтанная игра, направленная игра, внушение. Целью игровой методики А. И. Захарова является устранение страхов у детей. В основе игровой методики лежит метод десенсибилизации. 46 В этом подходе игровая терапия сочетает в себе диагностические, терапевтические и обучающие задачи.

По мнению А. И. Захарова, игровая терапия (инсценировки) наиболее эффективна в возрасте четырех-семи лет, то есть в возрасте расцвета сюжетно-ролевой игры. Возможно использование игры и в старшем возрасте, в форме драматизации. Одной из основных целей игровой терапии А. И. Захарова является выработка возможных путей решения проблем в стрессовых ситуациях, адекватных форм поведения, причем терапевт организует, структурирует и направляет игру.

* * *

Игровая терапия в различных вариантах эффективно применяется в работе с широким спектром проблем. Сюда можно отнести эмоциональные проблемы, низкую самооценку и нарушенную Я-концепцию, проблемы общения, агрессивность, психосоматические заболевания, жестокое обращение с ребенком и заброшенность, переживание горя, нахождение в условиях госпитализации, навязчивые действия, трудности обучения и др.

Современной тенденцией в развитии игровой терапии является интеграция различных подходов. В частности, существует определенная тенденция к сближению психоаналитического и гуманистических подходов в игровой терапии. Выявляется все больше общих факторов воздействия в этих моделях, в психоаналитическом подходе все больший акцент делается на социальные взаимодействия.

В настоящее время игровая терапия в ее различных модификациях является, возможно, одним из наиболее активно развивающихся направлений. В частности, все более популярным становится интеграция игровой и семейной терапии, привлечение детей к семейной терапии, использование игры в семейной терапии. Рассмотрение этих подходов не входит в задачи данной главы, мы ограничились лишь основными моделями.

Способность играть является показателем психического здоровья ребенка. И поэтому можно полностью согласиться со словами К. О’ Коннора: «…лечение завершено успешно, когда ребенок демонстрирует способность играть импульсивно и с радостью». 47

Печать

 

Поделиться

 

Библиография

Список литературы

  1. Knell S. M. Cognitive-Behevioral Play Therapy / Jornal of Child Psychology. 1998. Vol. 27. № 1. Р. 28-33.
  2. Masse J. Y., McNeil Ch. B., Wagner S. M., Chorney D. B. Parent-Child Interaction Therapy and High Functioning Aytism: A Conceptual Overview / Journal of Early and Intensive Behavior Intervention. 2007. Vol. 4 (4). P. 714-735.
  3. Бремс К. Полное руководство по детской и подростковой психотерапии. М., Эксмо-пресс, 2002.
  4. Бугрименко Е. А., Эльконинова Л. И. Игра — культурно-непосредственная форма жизни и воспитания в дошкольном детстве // Московский психотерапевтический журнал, 2005. - № 1. - С. 58-72.
  5. Винникотт Д. В. Игра и реальность. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2002.
  6. Джил Э. Игра в семейной терапии. М. : Эксмо, 2003. С. 23-24.
  7. Джиннот Х. Групповая психотерапия с детьми. М. : Апрель-Пресс; Эксмо-Пресс, 2000.
  8. Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики, 2009. С. 189—196. Кляйн М. Психоаналитические труды в 7 томах. Т. 6. Ижевск : ERGO, 2007.
  9. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М. : Эксмо-пресс, 2000.
  10. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М. : Российское педагогическое агентство, 1997.
  11. Кляйн М. Детский психоанализ. М. : Институт общегуманитарных исследований, 2010.
  12. Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. С. 128—130 Новые направления в игровой терапии / под ред Г.Л. Лэндрета. М. : Когито-Центр, 2007. 250 с.
  13. Лэндрет Г., Хоумер Л. и др. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. Москва-Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2001.
  14. Мустакас К. Игровая терапия. С. 10. См.: Психотерапия детей и подростков / под ред. Х. Ремшмидта.
  15. Новые направления в игровой терапии / под ред Г. Л. Лэндрета.
  16. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. Спб. : Питер, 2002. С. 39.
  17. Психотерапия детей и подростков / под ред. Х. Ремшмидта. М. : Мир, 2000.
  18. Ранк О. Травма рождения. М. : АГРАФ, 2004.
  19. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М. : Эксмо-Пресс, 2002. Т. 2.
  20. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа // Теория и практика детского психоанализа. М. : Эксмо-Пресс, 1999.
  21. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного. СПб. : Питер, 2004.
  22. Хиншелвуд Р. Психотерапия: игра, детство, семья. М. : Эксмо-Пресс, 2002. Т. 2.
  23. Экслайн В. Игровая терапия. М. : Эксмо-Пресс, 2000.
  24. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Педагогика, 1978.
  25. Эльконинова Л.И. Полнота развития сюжетно-ролевой игры // Культурно-историческая психология, 2014,. №1, с. 54-61.
Филиппова, Е.В. Игровая терапия [Электронный ресурс] / Е.В. Филиппова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2017. – Альманах №28. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/play-therapy

 © 2000 – 2017 Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education, ISSN 2312-0304

Все права защищены. Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. 

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство Эл № ФС77-59883 от 17 ноября 2014 г.

При использовании материалов прямая активная ссылка на издание "Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education" обязательна.Документы могут использоваться только для некоммерческих и личных целей.

Любое коммерческое использование Документов допускается только с письменного разрешения редакции. При полной или частичной перепечатке (републикации) материалов в Интернет активная прямая ссылка на «Альманах Института коррекционной педагогики» обязательна. Адрес электронной почты редакции: [email protected]Политика конфиденциальности

перейти в каталог файлов

stomfaq.ru

Поведенческая игровая терапия - masha_weber

Однажды нам   (мне, мужу, и сыну, которому на тот момент был 1.10) повезло попасть на тренинг детско-родительских отношений. Сходили всего два раза, потом по некоторым обстоятельствам пришлось прекратить. Вынесли оттуда такое упражнение, которое хочу записать на память.

В течении недели можно играть с ребенком в «Особую игру» (так и объявлять – А теперь, малыш, мы с тобой поиграем в особую игру). Вот ее принципы:- Играть каждый день в течении 5 минут- Играть, как захочет ребенок (так и объявлять – Мы будем играть, как ты захочешь)- Призвать ребенка соблюдать 2 правила: не убегать, то есть находиться в пространстве игры (например, на коврике, или за столом) и не кидать/кидаться игрушками. (Cформулировать надо простым, понятным ребенку языком).

-Малыш, давай поиграем в особую игру. Мы будем играть, как ты хочешь. Только есть 2 правила: не убегать с коврика  и не бросаться игрушками. Если ты нарушишь правила, я отвернусь и буду играть одна – вот так  (продемонстрировать).

Если ребенок будет ждать Вашей директивы, спрашивать, что делать, или будет молча ничего не делать, Вы, опираясь на правила игры, описываете и отражаете. Например, говорите: "Ты хочешь, чтобы я тебе сказала, как играть. Мы будем играть, как хочешь ты." / "Ты  думаешь, что бы тебе такое сделать".

Если у ребёнка что-то падает, Вы не должны поднимать, только если он как-то ни попросит Вас об этом, мимикой, жестом или словами. Главное, чтобы он не нарушал правило, не вставал со стула, не сходил с коврика. Если он встанет за упавшим, Вы отворачиваетесь, пока его попа ни окажется на стуле/коврике. Важно соответствовать своим обещаниям. На примере этой мини-ситуации он будет учиться, что Вы последовательны и выполняете обещанное.

В конце каждой игры обязательно хвалите, обстоятельно. "Наша особая игра окончена. Мы отлично поиграли, мне понравилась с тобой играть, ты построил отличный замок с воротами и дорожкой, всё очень аккуратно и ровно. Мы поиграем в нашу особую игру завтра". Если он хочет ещё, Вы, конечно, можете поиграть, только не в особую игру.

Игрушки, подходящие для ПИТ (поведенческой игровой терапии).Творческие игрушки, конструкторы, такие как:КубикиДеревянные конструкторы, состоящие из блоков разной формыЛего (соответствующее уровню развития ребенка)DuplosМагнитные  блокиКукольный  домик с маленькими человечкамиИгрушечный гараж с машинкамиКубики на липучкахШкольный автобус с пассажирамиИгрушечная ферма с животнымиДоска и цветные мелкиКарандаши и бумагаМагнитная доска для рисования

Игрушки, неподходящие для ПИТ (поведенческой игровой терапии).Провоцирующие жесткие, активны игры:Мячи, боксерские перчатки, груша

Провоцирующие агрессивные игры:игрушечное оружие: пистолеты, мечи; трансформеры, супергерои, индейцы, солдатики, ковбои

Игрушки, требующие контроля и ограничений:Ножницы, краски

Снижающие речевую коммуникацию:Книги, диктофоны, магнитофоны

Провоцирующие ролевую игру, предполагающие что родитель или ребенок будут притворяться, что они кто-то еще:Куклы, игрушечные телефоны, мягкие игрушки, куклы-рукавички

Что делать и чего не делать во время игровой терапии. Руководство для родителей.

Правило Причина Примеры
Описывайте желательное поведение Позволяет ребенку руководитьПоказывает ребенку, что Вы заинтересованыУчит идеямМоделирует речьУдерживает внимание ребенкаОрганизует мысли ребенка по поводу игры Это красный кубикТы строишь башнюТы нарисовал улыбающиеся лицо
Отражайте желательную речь Не устанавливает контроль за разговоромПоказывает ребенку, что Вы действительно слушаетеДемонстрирует принятие и пониманиеУлучшает речь ребенкаУвеличивает объем словесного общения Ребенок: Я сделал звездуРодитель: Да, ты сделал звездуРебенок: у верблюда горбы наверхуРодитель: У него два горба на спинеРебенок: мне нравится играть в этот дворецРодитель: это отличный дворец чтобы в него играть
Имитируйте желательную игру Позволяет ребенку руководитьРасширяет выбор ребенка в игреПоказывает ребенку, что вы вовлечены в игруПоказывает ребенку как играть с другими (формирует основу для способности играть по очереди)Увеличивает склонность и способность ребенка имитировать Вас Ребенок: я кладу малышку спатьРодитель: Я тоже кладу сестренку спатьРебенок: Я рисую солнце в небеРодитель: Я тоже нарисую солнце у себя на рисунке
Хвалите желательное поведение В результате такого поведения станет большеПозволяет ребенку знать, что Вам нравитсяПовышает самооценкуДелает отношения более теплымиПозволяет и родителю и ребенку хорошо себя чувствовать, доставляет удовольствие Гениально посчитал!Мне нравится, когда ты играешь так тихо.Ты придумал потрясающие сюжеты для этой игры.Я горжусь, что ты такой вежливыйТы отлично поработал, чтобы построить такой красивый домСпасибо, что показал мне как красиво можно раскрасить такой рисунок
Игнорируйте нежелательное поведение (Если оно не опасно или разрушительно)
  1. не смотрите на ребенка, не говорите, не улыбайтесь, не хмурьте брови и.т.д.
  2. Игнорируйте каждый раз
  3. Будьте готовы к тому, что в начале несоответствующее поведение усилится  
Снижает вероятность усиления плохого поведенияНекоторые типы плохого поведения исчезают совсемПомогает ребенку заметить разницу между тем, как Вы реагируете на хорошее и плохое поведение Ребенок: (дерзит родителю, затем подбирает игрушку)Родитель: (игнорирует дерзость, хвалит за поднятую игрушку)Ребенок: ударяет родителяРодитель: (ИГРА ПРЕКРАЩАЕТСЯ. Это нельзя игнорировать)
Не давайте указаний Не позволяет ребенку руководитьМожет стать причиной недовольстваПозже ребенка научат послушанию Непрямо: Ты не передашь мне эту бумагу? Ты не мог бы рассказать мне алфавит?Прямо: Посмотри сюда;Пожалуйста завяжи свои шнурки;Подойди сюда.
Не задавайте вопросов Приводит к разговору вместо следования в игреМногие из них являются указаниями или требуют ответаМногие выглядят так, как будто вы не слушаете или не согласны с ребенком Это серый, да?Что это за цвет?Тебе весело?Хочешь поиграть с мусорной корзиной
Не критикуйте Никак не помогает улучшить плохое поведениеЧасто ухудшает критикуемое поведениеМожет понизить самооценку ребенкаДелает взаимодействие неприятным Ты такой непослушныйЯ не люблю, когда ты дерзишьНе марай бумагу, что это за каля-маляНет, милый, это не правильноУжас, что сделал!

masha-weber.livejournal.com

Поведенческая игровая терапия (ПИТ). Тренинг детско-родительского взаимодействия (ТДРВ).

Тренинг детско-родительского взаимодействия.

Тренинг детско-родительского взаимодействия (ТДРВ) - это краткосрочная терапия, основанная на сочетании игровой и бихевиоральной психотерапии.

Продолжительность - в среднем 8-12 сессий, с периодичностью – 1 сессия в неделю. Тренинг используется для детей в возрасте от 2 до 7 лет со следующими нарушениями поведения:

Тренинг направлен на решение задач:

Тренинг включает два этапа: игровую стадию и дисциплинарную. На первой стадии ребенок начинает чувствовать себя значимым и компетентным, желательного поведения ребенка становится больше, нежелательного меньше. В процессе дисциплинарной стадии у ребенка формируются навыки дисциплины, ребенок слушается и выполняет требования родителей. В результате прохождения тренинга поведение ребенка значительно улучшается, ребенок становится спокойным, уравновешенным, менее тревожным, между родителями и ребенком устанавливаются теплые, доверительные отношения, в целом психологическая атмосфера в семье становится более благоприятной.

www.all-psy.com

Игровая психотерапия Википедия

Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры[1].

Игровые ситуации дают возможность показать пациенту способы решения конфликтных ситуаций, корригировать неблагоприятные черты характера, дезактуализировать фобические проявления. Метод игровой психотерапии используется как самостоятельно, так и в рамках индивидуальной, групповой, семейной психотерапии и может успешно сочетаться со многими другими методами психотерапевтического воздействия (внушение наяву, аутотренинг, косвенная и рациональная психотерапия, имаготерапия). Используются самостоятельные и ролевые игры, импровизации, осуществляемые в директивной и недирективной формах.[2]

Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не предполагается. Это может быть и обучение определённым навыкам, например: использование в занятиях по лечебной физкультуре, обучение детей, больных диабетом, в оказании себе помощи и так далее[3].

Таким образом, можно сказать, что англоязычный термин «игровая терапия» (play therapy) и часто употребляющийся в России термин «игровая психотерапия» недостаточно точны.

Кроме того, существует несколько основных направлений игровой психотерапии, но очень часто происходит отождествление исключительно недирективной игровой психотерапии с игровой психотерапией вообще. При этом в качестве пациентов видятся только дети[3].

Виды игровой психотерапии

Песочная терапия

Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:

Основоположниками метода являются А. Фрейд и М. Кляйн. Для Мелани Кляйн спонтанные игры ребёнка являлись эквивалентом свободных ассоциаций взрослых пациентов. Для Анны Фрейд — способом установления союза с ребёнком против некоторой части его душевной жизни. Кляйн, в отличие от Анны Фрейд, предлагала ребёнку сразу интерпретировать игру, считая, что суперэго уже достаточно развито для этого. Д. В. Винникотт применял игровую психотерапию в первую очередь для переработки детьми опыта ранних конфликтов привязанности и разлуки. В эту же категорию можно отнести и песочную терапию, как ответвление Юнгианской школы психоанализа.

История возникновения метода

См. также

Примечания

Литература

КнигиСтатьи

Ссылки

wikiredia.ru

Игровая психотерапия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры[1].

Игровые ситуации дают возможность показать пациенту способы решения конфликтных ситуаций, корригировать неблагоприятные черты характера, дезактуализировать фобические проявления. Метод игровой психотерапии используется как самостоятельно, так и в рамках индивидуальной, групповой, семейной психотерапии и может успешно сочетаться со многими другими методами психотерапевтического воздействия (внушение наяву, аутотренинг, косвенная и рациональная психотерапия, имаготерапия). Используются самостоятельные и ролевые игры, импровизации, осуществляемые в директивной и недирективной формах.[2]

Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не предполагается. Это может быть и обучение определённым навыкам, например: использование в занятиях по лечебной физкультуре, обучение детей, больных диабетом, в оказании себе помощи и так далее[3].

Таким образом, можно сказать, что англоязычный термин «игровая терапия» (play therapy) и часто употребляющийся в России термин «игровая психотерапия» недостаточно точны.

Кроме того, существует несколько основных направлений игровой психотерапии, но очень часто происходит отождествление исключительно недирективной игровой психотерапии с игровой психотерапией вообще. При этом в качестве пациентов видятся только дети[3].

Виды игровой психотерапии

Песочная терапия

Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:

Основоположниками метода являются А. Фрейд и М. Кляйн. Для Мелани Кляйн спонтанные игры ребёнка являлись эквивалентом свободных ассоциаций взрослых пациентов. Для Анны Фрейд — способом установления союза с ребёнком против некоторой части его душевной жизни. Кляйн, в отличие от Анны Фрейд, предлагала ребёнку сразу интерпретировать игру, считая, что суперэго уже достаточно развито для этого. Д. В. Винникотт применял игровую психотерапию в первую очередь для переработки детьми опыта ранних конфликтов привязанности и разлуки. В эту же категорию можно отнести и песочную терапию, как ответвление Юнгианской школы психоанализа.

Видео по теме

История возникновения метода

См. также

Примечания

Литература

КнигиСтатьи

Ссылки

www.wikipedia.green

Психокоррекция личностных нарушений в дошкольном и школьном возрасте

Страница 18 из 25

Игровая, поведенческая, когнитивная психотерапия при личностных нарушениях у детей и подростков

Невербальные взаимодействия в совместной психотерапии матери и младенца

Поведенческий подход в работе с детьми – состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дезадаптивные ответы на средовые раздражители.

Этот подхо­д восходит к теориям И.П.Павлова и Б.Скиннера. Задача поведенческого подхода состоит в ликвидации или модифика­ции закрепленных в результате поощрения и подкрепления дезадаптивных ответов на средовые раздражители. Поведенческий терапевт отвечает на 4 вопроса:

1. Какое поведение является мишенью для изменений и что в наблюдаемом по­ведении подлежит усилению, ослабле­нию, поддержке?

2. Какие события поддерживали и поддер­живают это поведение?

3. Какие изменения в среде и системати­ческие вмешательства могут изменить это поведение?

4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?   

Терапевт не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома, проблемы) — он изменяет наблюдающиеся поведенческие стереотипы. Поведенческий подход начинается с детального анализа поведения. Цель анализа — получить как можно более подробный сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях: что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто и как сильно и т. д. Далее вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход отчетливо директивен.

Телесно-ориентированная психотерапия – ослабление и ликвидация “мышечного панциря” в каждом сегменте с использованием специальных техник (дыхания, контактных методов, выражения эмоций и т.д.).

В.Райх полагал, что индивидуальный ха­рактер выражается в характерных карти­нах мышечной ригидности, блокирующей основные биологические возбуждения (тревога, гнев, сексуальность) и отражаю­щей функционирование специфической биологической энергии — органа. Со­гласно В.Райху, мышечный панцирь как телесное выражение психологических блоков организуется в семь основных за­щитных сегментов (глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза).

Биоэнергетика А.Лоуэна, струк­турная  интеграция  (рольфинг) И.Рольф, техника Ф.Александера, метод М.Фельденкрайза, телесная динамика (bodynamic) и другие методы представляют собой достаточно самостоя­тельные терапевтические системы, отно­сящиеся к неорайхианству и опирающие­ся на базовые идеи и техники Райха. Как целостные и самостоятельные методы в России они практически не используются, но отдельные техники — дыхания, пря­мой релаксации, релаксации через напря­жение, массажа и т. п. вводятся в структу­ру психотерапии, в том числе у детей и подростков.

Систематическая десенситизация (десенсибилизация). Как метод предло­жена Дж.Вольпе и заключается в вытесне­нии выученных реакций. Предварительно осваивается простая техника релакса­ции — например, глубокое мышечное расслабление. Терапевт вместе с пациен­том составляет список ситуаций, провоци­рующих нежелательные эмоции — от са­мых частых и сильных до самых редких и слабых, а также перечень успокаивающих ситуаций. Проводящийся затем сеанс десенситизации длится около получаса. Па­циент в состоянии релаксации с закрыты­ми глазами как можно ярче представляет вызывающую самый слабый страх ситуа­цию и после 30-40-секундной ее экспози­ции — одну из успокаивающих ситуаций. Цикл состоит из 7-8 повторений за сеанс. Если удается добиться исчезновения страха, пациент сигнализирует об этом тера­певту (например, поднимая палец), и тогда терапевт разрешает ему перейти к следую­щей вызывающей страх ситуации. Если страх сохраняется, терапевт по сигналу пациента об этом (поднятый палец другой руки) останавливает сеанс и вместе с па­циентом ищет причину неудачи и более “работающие” детали и оттенки ситуаций, после чего сеанс возобновляется. Терапия может дополняться поведенческим компо­нентом — угашением страха в конкретных ситуациях. Метод эффективен начи­ная с 10-12-летнего возраста. 

Скрытая сенситизация. Как своего рода противоположность десенситизации, направленная на ослабление/ликвидацию отдельных видов поведения через вообра­жение их в вызывающем отвращение виде. Так, при психотерапии ожирения воображается обиль­ный и вкусный стол, за которым пациент начинает поглощать пищу, а затем вообра­жается судорожная безудержная рвота.  Сходным образом пациент может в вообра­жении сдерживать нежелательное поведе­ние и получать за это поощрение. Исполь­зуется в психотерапии фобий, переедания, алкоголи­зации, курения, гомосексуального влече­ния, коммуникативной тревоги.

Когнитивный подход в работе с детьми – ориентирован на “перепрограммирование” мышления и когнитивных процессов как механизма возникновения проблем и образования симптомов.

Когнитивный подход восходит к работам А.Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному — к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода сосредото­чен не на динамике основных психических сил и переживаний и не на стимул-реак­тивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мыш­ления. Сбой этих паттернов запускает “не­гативные познавательные схемы”, что принципиально сравнимо с ошибками про­граммирования и вирусными искажения­ми компьютерных программ. Различные школы в рамках этого подхода подчеркива­ют значение индивидуальных когнитивных стилей, когнитивной сложности, когни­тивного баланса, когнитивного диссонан­са и т.д.

Круг методов очень широк — от ра­циональной психотерапии, по П.Дюбуа, до рационально-эмотивной П.А.Эллиса. Подобно пове­денческому, когнитивный подход базиру­ется на директивной позиции терапевта.

Терапия реальности. Метод когни­тивной психотерапии, разработанный В.Глассером в 1950-х годах. Цель метода — улучшить практическое понимание реальности, сти­мулировать ее конкретное осознание и планирование, что должно вести к улуч­шению адаптации, т.е. “опустить на зем­лю” существующие проблемы. В основе метода лежит предположение, что источ­ником личностной идентичности и само­принятия является “делание”: развитие ответственности и инициативы приводит к переживанию успеха и эффективности. Терапевт фокусируется не на чувствах, а на поведении — анализе конкретных шагов в конкретных ситуациях, представ­лениях пациента об успешном поведении, планировании такого поведения. Ответ­ственность пациента предполагает выпол­нение выработанных вместе с терапевтом планов, детальные отчеты о выполнении с совместным анализом успешности/неус­пешности и дальнейшим планированием. Один из важных моментов построения те­рапии реальности состоит в постепеннос­ти, пошаговости, дающих возможность как для “разучивания гамм” успешного поведения, так и для интеграции пережи­вания успешного поведения в систему ин­дивидуальных значений. Метод эффекти­вен у пациентов начиная с 11-12-летнего возраста с осознаваемыми поведенчески­ми проблемами и стремлением к их разре­шению. Может использоваться в работе с родителями, нуждающимися в выработке эффективных способов взаимодействия с проблемным ребенком — психическое недоразвитие, детский аутизм, гиперак­тивность и др.

Скрытое обусловливание. Как ме­тод когнитивной психотерапии предложен Дж. Каутелой в конце 1960-х годов. В нем последова­тельности поощрения и порицаний выступают как самостоятельные поведенческие события. Их можно использовать применительно к воображаемым событиям так же, как при оперантном обусловливании, а затем и перенести на реальное поведение. Каутела предложил для реали­зации метода специальные техники. В их числе — близкая к аверзивной терапии алкоголизма (И.Ф.Случевский).

Самоинструктирование. Метод ког­нитивной психотерапии, предложенный Д.Мейхенбаумом. Задача терапевта — на ос­нове анализа проблем обучить пациента задавать самому себе поведенческие зада­чи, могущие быть стимулом к направлению своего поведения и руководству им. Такое обучение требует от терапевта достаточно ясного и точного понимания когнитивного аспекта поведения в каждом конкретном случае. Используется в работе со страдаю­щими шизофренией, делинквентными под­ростками, расторможенными детьми.

Разрешение проблем (problem solving). Метод когнитивной психотерапии. Исполь­зуется в структуре терапевтических отно­шений и направлен на выработку паттер­нов продуктивного поведения в различных ситуациях. Вначале пациента обучают оп­ределять свои проблемы в терминах конк­ретного поведения, затем — идентифици­ровать альтернативные способы разреше­ния проблем и поведения и, наконец, вы­бирать оптимальный для него способ пове­дения. Эти этапы проходят под руковод­ством терапевта, обучающего прилагать стратегии поведения ко все более слож­ным проблемам. Метод эффективен при работе с детьми и подростками, имеющими поведенческие проблемы, но из-за возрас­тной психофизиологической незрелости механизмов планирования поведения ис­пользуется при работе с детьми более в тактических/чем в стратегических целях.

Рациональная психотерапия (разъясняющая психотерапия, психотерапия убеждением). Предложена П.Дю­буа как альтернатива обращенной к вере терапии внушением. По лежащим в ее ос­новании положениям может быть отнесе­на к когнитивному подходу, являясь одной из его предтеч. Дюбуа полагал, что причи­ной неврозов являются неправильные представления, и задачи психотерапии — развивать и укреплять ум больного, научить его пра­вильно смотреть на вещи, умиротворить его чувства, меняя вызвавшие их умствен­ные представления. Полагая внушение обманом, усиливающим внушаемость — эту “вредную душевную слабость”, Дюбуа сосредоточил внимание на логической сто­роне поведения и переживаний, интерпре­тируя свою психотерапию в терминах доказательства, совета, убеждения и переубеждения, разъяснения, сократовского диалога. Од­нако свидетельства современников под­черкивают страстность его убеждений, за­ставляющую думать, что эмоциональное воздействие и внушение были отнюдь не чужды его работе; в конце жизни и сам Дюбуа как будто соглашался с тем, что ча­сто “внушал” больным свою логику. Эф­фективность рациональной психотерапии значитель­но зависит не от строгости доводов и дока­зательств, а от личности терапевта, вкла­дываемого в нее смысла и владения широ­ким кругом психотерапевтических техник. Выхолощенная до сообщения пациенту неких знаний и назидательных советов, тем более — со ссылками терапевта на личный пример, она не только неэффективна, но часто и ятрогенна. Но рациональная психотерпия, обращенная к этому человеку с его проблемами и строящаяся как диалог “Я-Ты”, продолжает оставаться эффективным методом.

В работе с детьми до 10 лет обычно используются элементы рациональной психотерапии и короткие и доступные разъяснения. Делать это лучше при безусловной необходимости и осмотрительно, так как в силу различия логики взрослых и детей и ролевых отношений очень легко потерять контакт с ребенком либо оказаться в области педаго­гического, а не терапевтического диалога. После 10 лет возможности расширяются. Следует, однако, быть готовым к “ловушке пубертата”: то, что в крайних проявлениях называют подростковой философской интоксикацией вместе с реакцией эмансипа­ции может переводить терапевтический диалог в диспут или поединок. Для паци­ентов с сильным рассудочно-аналитичес­ким радикалом и алекситимией рациональ­ная психотерапия часто является предпочтительным методом. В детской практике рациональ­ная психотерапия — неотъемлемая часть работы с семьей. Как правило, семья слишком вов­лечена в происходящее с ребенком и при­страстна, чтобы увидеть происходящее с терапевтической дистанции. Рациональ­ная психотерапия помогает снять многие неясности, построить когнитивные карты происходя­щего с ребенком, которые помогают родителям найти свое место в терапевтическом процессе и системе помощи ребенку.

Наводнения техника. Один из мето­дов когнитивной психотерапии, включающий в себя сильный поведенческий компонент типа “клин — клином”. Пациент погружает­ся в реальную вызывающую страх ситуа­цию на достаточно длительное — не ме­нее часа — время. Предполагается, что это стимулирует креативность и вытесня­ет избегающее страховых ситуаций пове­дение. В начале лечения находящийся ря­дом с пациентом терапевт играет поддер­живающую и помогающую роль, а затем постепенно “отходит в сторону”, подго­тавливая пациента (или при групповой работе — группу) к самостоятельному выполнению таких упражнений. Метод достаточно трудоемок и выполним начи­ная с 12-13 лет.

Библиотерапия. Использование ли­тературных произведений как инструмен­та психотерапии. Она может применяться в структуре практически всех подходов к психотерапии, в любых ситуациях и форматах. А.Е.Алексейчик разделяет ее на неспецифическую (ориентированную на реакции успокое­ния, удовольствия, уверенности, активно­сти и т.д. без нозологической или личнос­тной индивидуализации) и специфическую (направленную на специфические процес­сы разрешения конфликта, контроля, эмо­циональной переработки и т. д. и исполь­зующую индивидуализированные библиорецепты). В детской психотерапии библиотерапия мо­жет использоваться, начиная с возраста активного чтения и при наличии у ребенка склонности читать. Ее проведение требует от самого терапевта хорошего знания, как минимум, используемой литературы и уме­ния/склонности обсуждать прочитанное. У маленьких детей используется в виде различных модификаций сказкотерапии.

Отдельно  можно выделить метод оперантного обусловливания. Ког-нитивно-бихевиоральный метод, использу­ющий возможности среды для изменения нежелательного поведения. Для стимуля­ции и закрепления желательного поведе­ния применяется система поощрений (деньги, сладости, игрушки, разрешения). Методика часто используется в работе с детьми. Однако в таком прямом виде она часто вырождается в систему взаимных манипуляций, особенно — при использо­вании в семье. Избежать этого помогают:

1. Оптимизация ожиданий и требований по отношению к ребенку — осознание границ возможного изменения его по­ведения, действительных запросов и потребностей ребенка, картины его же­лательного поведения.

2. Создание для ребенка ситуаций поис­ковой активности — ненавязанное осознавание им связи между качеством жизни и собственным поведением. Практически это означает, что тера­певт вместе с родителями анализирует поведенческие проблемы ребенка и воз­можные способы подкрепления жела­тельного поведения. После этого роди­тели перестают порицать нежелатель­ное поведение (те его формы, которые вместе с терапевтом избраны как объект работы), замещая их обратными связями в стиле “Я-послания” — “Мне это очень обидно... Я очень испу­галась за тебя...” и т. д. Это дает ребен­ку представление о реальном воздей­ствии его поведения на чувства других людей вместо защиты от критики и по­рицаний. Одновременно вводится сис­тема поощрений желательного поведе­ния, которая с ребенком не обсуждает­ся — ему в конце “хороших” дней или отрезков времени просто позволяют по­дольше посмотреть телевизор или чита­ют на ночь или могут поиграть с ним в любимую им игру или просто могут по­быть с ним подольше (важно, чтобы это входило в систему ценностей ребенка) без объявлений — за что это и без ли­шения поощрения “за что-то”. Требует­ся время на то, чтобы ребенок сам уло­вил связь “хорошего” поведения с полу­чаемыми поощрениями и начал не “вы­могать поведением” эти поощрения, но становиться заинтересованным в соб­ственном поведении. Эта модификация оперантного обусловливания для ис­пользования в семье позволяет преодо­леть многие, до того казавшиеся недо­ступными влиянию расстройства.

При обращении терапевта к оперантному обусловливанию также приходится учи­тывать отмеченные моменты, принимая во внимание культуральные различия между западной культурой, в которой методика разрабатывалась, и культурой российской. Представляется важным строить систему поощрений на основе прежде всего личностных и эмоциональных ценностей. Это не отменяет возможности материализован­ных поощрений, но придает им характер символа. Не менее важно проследить за тем, чтобы поощрение со стороны терапев­та не вызывало негативных реакций у ро­дителей, которые могут создать для ребен­ка условия “двойной ловушки” — делать плохо и не делать плохо.

Оперантное обусловливание показано прежде всего при собственно поведенчес­ких проблемах и менее эффективно там, где поведенческие проблемы возникают как следствие нарушенных отношений и эмоционального дисбаланса в семье или другой группе.

Игровая психокоррекция – опирается на основные функции детской игры и применяется, в первую очередь, при психокоррекции широкого спектра психических расстройств, нарушений поведения и социальной адаптации у детей.

Она  опирается на основные функции детской игры и применяется, в первую очередь, при психотерапии широ­кого спектра психических расстройств, на­рушений поведения и социальной адапта­ции у детей. Наиболее известно определе­ние игры, принадлежащее Э.Эриксону: “Игра — это функция Эго, попыт­ка синхронизировать телесные и соци­альные процессы со своим Я”1 .

С точки зрения влияния на развитие, функции детской игры подразделяют на:

1. Биологические. Начиная с мла­денчества игра способствует координа­ции движений рук, тела и глаз, предос­тавляет ребенку кинестетическую сти­муляцию и возможность затрачивать энергию и расслабляться.

2. Внутриличностные. Игра спо­собствует развитию способности овладения ситуациями, исследованию окру­жающей среды, постижению устрой­ства и возможностей тела, ума и мира. В этом смысле игра, безусловно, стиму­лирует и оформляет когнитивное разви­тие. Кроме того, и эта функция игры, пожалуй, более всего используется в игровой психотерапии — игра позво­ляет ребенку посредством символиза­ции и механизма фантазийного “испол­нения желаний” отреагировать и разре­шать внутриличностные конфликты. Травматические переживания воспро­изводятся в игре; однако, будучи “хозя­ином” игры, ребенок может как бы под­чинить себе ситуацию, в которой в ре­альности он чувствует себя бессиль­ным;

3. Межличностные. Прежде всего, игра — одно из основных средств дос­тижения сепарации/индивидуации от матери или человека, ее заменяющего. Игры типа “ку-ку, где я?” или прятки-догонялки — имитации временной разлуки в комфортной ситуации, как бы подготавливающие ребенка к возмож­ности и поправимости настоящих вре­менных расставаний с матерью или дру­гим близким человеком. У детей с эмо­циональными нарушениями тема сепа­рации является одной из самых болез­ненных и постоянно воспроизводится в терапевтических сессиях. Более того, каждая сессия имеет начало и конец, и ребенку приходится учиться тому, как вначале вступить в контакт, а после расстаться. Кроме того, на более по­зднем этапе развития ребенка игра слу­жит полигоном для освоения огромно­го количества социальных навыков — от того, как делиться игрушками, до того, как делиться идеями. Эта функция игры особенно широко используется в групповой или семейной игровой пси­хотерапии.

4. Социокультурные. В каждом об­ществе, на каждом историческом этапе существуют как игры, дающие детям возможность примерять желанные взрослые роли, постепенно расширяя их репертуар, так и игры, которые уменьшают страх смерти. В такого рода играх дети усваивают идеи, поведение и ценности, ассоциированные в обще­стве с этими ролями. В игровой психо­терапии этот процесс продолжается, когда ребенок проигрывает роли раз­личных людей, вызывающих у него раз­ные эмоции. Впервые игра стала вклю­чаться в психотерапевтическую работу с детьми Г. Хуг-Хельмут в 1919 г. Поз­же Анной Фрейд и Мелани Кляйн были даны описания систематического ис­пользования игры как инструмента пси­хотерапии детей; при этом игра была средством адаптации целей и техник психоанализа к работе с детьми.

В 1928 г. Анна Фрейд стала использо­вать игру как способ вовлечения ребенка в аналитическую работу. С психоаналитической точки зрения это мотивировалось необходимостью создания терапевтичес­кого альянса с пациентом, что, в случае когда пациент — ребенок, представляет собой особую сложность. Дети, как правило, не обращаются к психотерапевту доб­ровольно, их приводят родители. Часто именно родители, а не сам ребенок, видят проблему и хотят что-то изменить. В таком случае терапевтический альянс возможен скорее с родителями, мотивированными к изменениям, а не с самим ребенком. Кроме того, терапевтические техники анализа снов и свободных ассоциаций чужды ребенку и поначалу вызывают недоумение и отвержение. С целью максимизировать способность ребенка к формированию те­рапевтического альянса А.Фрейд стала использовать привычную и приятную для ребенка форму установления отноше­ний — игру. Лишь по достижении отно­сительно прочного позитивного контакта с ребенком главный фокус внимания на те­рапевтическом сеансе начинал смещаться к вербальному взаимодействию и посте­пенно — так как дети обычно не могут пользоваться методом свободных ассоциа­ций — к анализу снов и фантазий.

Представитель Британской ветви пси­хоанализа М.Кляйн, в отличие от А.Фрейд, полагала, что игра служит не толь­ко способом установления контакта с ре­бенком, но и, даже в первую очередь, не­посредственным материалом для интер­претаций. В 1932 г. М.Кляйн предложила использовать детскую игру в терапевтичес­кой ситуации как замену вербализациям, на которые дети еще не способны, в то вре­мя как игра выражает сложные аффекты и идеи. Кляйнианская терапия не имеет вводной фазы, игровое поведение ребенка интерпретируется с первой же встречи. Такой подход позволил М.Кляйн суще­ственно расширить диапазон приложения детского психоанализа: если А. Фрейд по­лагала, что позитивные результаты дости­гаются при психоанализе в основном де­тей-невротиков, то пациентами “кляйнианского” аналитика могут быть дети и с очень тяжелыми нарушениями психического функционирования.

В настоящее время можно выделить че­тыре основных подхода к игровой психотерапии: пси­хоаналитический, гуманистический, пове­денческий и подход с точки зрения теории развития.

В рамках психоаналитической модели психотерапевт служит как бы переводчи­ком. Его задача состоит в том, чтобы интер­претировать то, что ребенок привносит в терапевтическую сессию, придавая смысл поведению ребенка и сообщая ему резуль­таты своих интерпретаций в форме, понят­ной ребенку. Целью при этом является до­стижение осознания ребенком бессознательных мотивов собственных действий и внутренних конфликтов. Игра при этом  рассматривается и как способ установления контакта с ребенком, и как инструмент диагностики, и как материал для проработки проблем ребенка. Гуманистический подход подчеркивает роль “токсичности” среды в блокировании врожденной способности человека к само­актуализации (К.Роджерс). Игровые сес­сии поэтому направлены на то, чтобы со­здать среду, способствующую самоактуа­лизации ребенка. Эта цель достигается при помощи эмпатического слушания, уста­новления границ приемлемого поведения, предоставления ребенку личностной ин­формации о терапевте, поддержания посто­янного взаимодействия с ребенком, вер­бального и игрового. Игра используется и как средство построения теплых друже­ственных отношений с терапевтом, и как источник информации, и как инструмент развития.

Поведенческая теория рассматривает психопатологию прежде всего как резуль­тат положительного и отрицательного обусловливания определенных типов пове­дения и эмоционального “реагирования. Целью игровой психотерапии поэтому является преж­де всего обнаружение патологических пат­тернов и характера их обусловливания. Тогда, изменив систему подкреплений, можно изменить и сами патологические реакции. Игра используется как материал для введения новой системы подкрепле­ний, сама игра не рассматривается как об­ладающая собственными лечебными свой­ствами.

Игровая психотерапия в рамках теории развития предполагает использование терапевтом игры как основного инструмента развития. Терапевт при этом фактически имитирует роль основных заботящихся о ребенке фи­гур, структурируя активность ребенка, вы­нуждая его действовать в “зоне ближайше­го развития”, вмешиваясь и организуя вза­имодействие, в котором ребенок получает ощущение тепла и доверия.

Теории, однако, подчеркивают и отте­няют отдельные функциональные аспекты игры, полезные с точки зрения психотера­певта. Игра же остается целостной, особой и самоценной для ребенка деятельностью со своей “тайной”. Уважение терапевта к этой “тайне” и осознавание собственных способностей, установок, предпочтений, стилей и т.д. в игре созд’ают ту необходи­мую базу, без которой терапевтическое ис­пользование игры вырождается в манипу­ляции.

Игро­вая психотерапия используется в индивидуальном, се­мейном и групповом форматах; в ситуаци­ях амбулаторной, госпитальной и школь­ной работы. Она эффективна у детей и под­ростков практически со всеми расстрой­ствами, кроме тяжелых форм детского аутизма и глубокого аутизма при шизофре­нии.

Игровая терапия недирек­тивная. Введена В. Экслайн,  считающей, что иг­ровой опыт терапевтичен, так как в игре создаются безопасные отношения между ребенком и взрослым, в силу чего ребенок свободен утверждать себя так, как он уме­ет, в полном соответствии с тем, каков он в данный момент, собственным способом и в собственном темпе.

Игровая терапия отреагирования. Введена в 1930-х годах Д.Леви. Воссоздание в игре травмирующей ситуа­ции, ее отыгрывания и разыгрывания ребе­нок реструктурирует свой опыт и перехо­дит из пассивно-страдательной в активно-созидательную позицию. Задача терапев­та — отражение, проговаривание выра­жаемых ребенком чувств.

Игровая терапия построе­ния отношений. Введена Дж.Тафтой и Ф.Алленом в начале 1930-х годов и скон­центрирована на системе отношений “ре­бенок—терапевт” здесь-и-теперь, а не на истории развития ребенка и его бессозна­тельного.

Theraplay (терапевтическая игра). Форма игровой  психотерапии, введенной Э.Джернбергом  и воспроиз­водящая отношения родителя и младенца. Терапевт в общении с малышом, подобно матери, структурирует поведение, прово­цирует, вторгается, воспитывает и так же, как мать, делает все это в очень персональ­ной, телесной, приятной манере. Метод ис­ходит из того, что многие проблемы детей и подростков довербальны. У терапевта — работает он с 6-месячным младенцем или подростком — две главные задачи:

1. Определить, на какой стадии развития, в какой сфере отношений “мать—дитя” и с чьей стороны (матери или ребенка) расстройство проявило себя впервые.

2. Заполнить образовавшуюся пустоту способом, адресованным ребенку на выявленной (см.пункт 1) стадии, но без сверхстимуляции или сверхпрощения. Лучший способ выявить эту пусто­ту — совместное наблюдение матери и ребенка. Theraplay строится таким обра­зом, чтобы восстановить “правильный” ход ранее нарушенных или прерванных связей и привязанностей. Нормальное родительство содержит в себе, по крайней мере, че­тыре измерения, которые по отдельности или вместе в любой момент могут стать центром психотерапии. Материнская активность явля­ется структурирующей, устанавли­вая правила, следуя рутине, твердо удер­живая, определяя телесные границы ре­бенка. В ее попытках расширить горизон­ты ребенка она зовет его желать, тя­нуться и достигать. Она вторгается, дуя на его веки, прижимая его к себе, пры­гая с ним, играя в прятки и т.д. Наконец, есть множество способов воспитания в ходе кормления, успокаивания, обеспе­чения комфорта. Эти 4 измерения — ос­новные в theraplay, которая отличается от обычной детской психотерапии. Пути, которыми тера­певт приближает свое поведение к поведе­нию идеальной матери - это:

1. Фокусирование исключительно на ре­бенке.

2. Наступление и демонстрация без изви­нений и получения его разрешения.

3. Отношение физическое и конкретное больше, чем вербальное и абстрактное.

4. Действие скорее здесь-и-теперь, чем направляемое прошлым.

5. Обращение преимущественно к реаль­ности, а не фантазии.

6. Бодрость и оптимизм, а не подавлен­ность и пессимизм.

7. Использование своего тела и тела ре­бенка, а не конструкторов, кукол и пр.

8. Реагирование не на хорошо/верно вы­полненные ребенком задачи, а на его уникальность, жизненность, красоту, любовь.

9. Немедленный отклик на физические повреждения и проблемы.

10. Стремление поддерживать зрительный контакт вне зависимости от согласия/несогласия ребенка.

Может проводиться в индивидуальном, семейном и групповом форматах. Учиты­вая особенности theraplay, целесообразно создавать специальные группы для ее про­ведения и иметь в виду, что она создает бо­лее высокий риск контрпереноса, чем обычная психотерапия. Реакции на вмешательство различны в зависимости от характера про­блем. Дети с обсессивным радикалом — всегда слишком поддерживаемые и ведо­мые — лучше реагируют на сочетание вторжения и воспитания. Вначале они могут вызывать сопротивление из-за своей необычности и телесности. Но сопротивление это скоро угасает. Подобным же образом можно начинать работу с аутичными детьми. Расторможенные, гиперактивные дети, дети с шизофренической ажитацией нуждаются в структурировании, тогда как вторжение и воспитание могут  лишь заострить проблемы. Воспринимают этот вид терапии не все дети, и он не используется в работе с недавно перенесшими физическую или психическую травму, социопатическими личностями.

Психодрама. Предложенный Я.Мо­рено в начале века метод групповой психотерапии, который базируется на терапевтической драматизации личности и эмоциональных проблем и конфликтов. Группа включает в себя протагониста (пациента, выбираю­щего отражаемую в драматизации ситуа­цию), дополнительные Эго (другие члены группы, представляющие кого-то или что-то в переживаниях пациента), наблюдате­лей и директора (ведущий группу профес­сионал). Среди методик основное место занимают монолог, перемена ролей, двой­ник, множественный двойник, зеркало и др. Психодрама может фокусироваться на различных ситуациях и проблемах, включая галлюцинации и бред. В развер­нутом виде психодрама может использо­ваться начиная с подростково-юношеско­го возраста; до этого используются эле­менты психодрамы.

libsib.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта