Секреты поведенческой аналитики для роста бизнеса. Поведенческий аналитик
Секреты поведенческой аналитики для роста бизнеса
Если вы заботитесь о росте вашего бизнеса, то, наверняка, понимаете, насколько важно в деталях продумать стратегию. Вы же дружите с данными? Отлично, но нужно еще и понимать окружающий их контекст.
Одной информации недостаточно. Даже в самых качественных данных не будет смысла, если не уметь их применять на практике.
Подумайте, от кого зависит рост вашего бизнеса? От вас? Нет, на самом деле от вашей аудитории.
От того, как пользователи будут реагировать на ваши тактики, зависит успех стратегии. Поэтому так важно сделать шаг назад и взглянуть на свою аудиторию.
Вы хорошо ее понимаете? Большинство маркетологов думают, что понимают свою клиентскую базу, но они полагаются только на данные. Знания демографической информации недостаточно для понимания аудитории.
Именно поэтому так важно разбираться в поведенческой аналитике. Ее понимание и умение применить данные на практике выведут вашу стратегию роста на новый уровень.
Поведенческая аналитика позволяет понять, о чем думают ваши пользователи, за счет чего вы сможете создавать успешные таргетированные кампании и актуальные послания, которые ваша аудитория увидит в самое подходящее время, а также привлекать новых клиентов.
В сегодняшней статье мы познакомимся с основными концепциями поведенческой аналитики и самыми действенными стратегиями ее применения.
Что такое психографика
Психографика помогает понять, почему клиенты поступают тем или иным образом.
Демография – это кто, а психография – почему.
Каждый пункт психографики – это источник информации о поведении пользователей. Например, так выглядит один из самых полных списков психографических переменных:
Демография и психографика тесно связаны. К примеру, если вы знаете, что большая часть вашей аудитории – родители детей 5-11 лет, то становится понятно, почему ваши детские футболки так быстро раскупаются.
Психографика позволяет понять, что важно вашим пользователям. Она заставляет вас взглянуть на клиентов как на людей, а не как на источник данных.
Во многих аналитических инструментах можно найти базовую психографическую информацию. Например, в GA в разделе Аудитория – Интересы – Обзор.
Здесь вы найдете три категории: Близкая категория (охват), Сегмент аудитории, присутствующей на рынке и Другая категория.
- В разделе Близкая категория представлены разные стили жизни. Google сравнивает эти группы с ТВ аудиторией. В ней вы найдете информацию об определенных интересах пользователей. Даже этих данных будет достаточно, чтобы понять, что нравится вашей аудитории.
- В разделе Сегмент аудитории, присутствующей на рынке представлена информация о типах продуктов, к которым пользователи проявляли интерес.
- Раздел Другая категория – более специализированный взгляд на вашу аудиторию.
Если вы хотите узнать больше, Google подскажет, как использовать эти психографические данные с другой аналитикой.
Существует и много других подходов к сбору психографической информации: от опросов до фокус-групп.
Тем не менее, это всего лишь данные. Мало их собрать, важно правильно их использовать.
Поэтому ниже мы рассмотрим несколько проверенных техник, которые основываются на психографике и другой поведенческой информации.
Основанные на данных персоны клиентов
Вы, скорее всего, знакомы с понятием персона клиента. Это вымышленный человек, который представляет вашу базу пользователей. Он – среднестатистический покупатель.
Вот как может выглядеть персона клиента:
Важно, чтобы у вас получился как можно более детальный образ, тогда вы сможете лучше понять своих пользователей.
Существует несколько подходов к созданию персон. Выбирайте тот, который больше соответствует вашим целям.
Вы хотите повысить эффективность email-рассылок? Или улучшить рекламу в соцсетях?
Давайте рассмотрим несколько примеров.
Предположим, вы хотите внести изменения в CRM для привлечения большего числа лидов. С точки зрения аналитики вам стоит обратить внимание на бизнес-психографику.
К ней могут относиться должностные обязанности, количество рабочего времени или термины, которые используют клиенты для поиска вашего сайта.
Персона, созданная для этой цели, будет выглядеть следующим образом:
Она отлично подойдет для SaaS, потому что в ней используются связанные с работой данные.
Еще один пример: вы работаете в интернет-магазине одежды. В этом случае личная информация для вас будет намного полезнее. Персона может выглядеть следующим образом:
Выбор типов аналитики должен зависеть от ваших целей и продукта или услуг, которые вы предлагаете.
Конечно, можно собрать самые разные данные, но использовать при создании персоны лучше только те, которые соответствуют вашим целям.
На разработку персоны клиента не уйдет много времени, но она может помочь вам взглянуть на рост бизнеса по-новому. Поэтому важно подойти к этой задаче со всей серьезностью и обеспечить максимальную точность результата.
Если вы все сделаете правильно, то клиенты начнут чувствовать, что вы действительно их понимаете.
Сегментация клиентов
Вы же сегментируете своих пользователей? Если нет, то обязательно включите этот пункт в свою стратегию.
Некоторые маркетологи относятся к своей аудитории как к единой массе, поэтому и формулируют свои послания сразу для всех. Но у клиентов могут быть разные нужды и желания. Все люди разные.
Если вы начнете сегментировать аудиторию на группы, то сможете создавать более точные и таргетированные послания, которые обеспечат лучшие результаты.
Вот почему сегментация – незаменимая часть хорошей маркетинговой стратегии. При этом поведенческая аналитика позволит вам сегментировать аудиторию еще эффективнее.
Основной принцип заключается в том, чтобы создавать сегменты на основе одного или нескольких поведенческих атрибутов.
Если вы начнете группировать пользователей на основе их поведения, то сможете понять, чего хотят разные типы клиентов.
Начать можно с изучения поведения аудитории. В GA перейдите в раздел Поведение, чтобы оценить путешествия клиентов по вашему сайту. Используйте эти данные в качестве основы для сегментации аудитории.
Эта стратегия подходит для самых разных целей. Например, в email-маркетинге вы увидите, какие сообщения открывают клиенты, кто почти никогда не открывает сообщения, как долго пользователи читают ваши послания.
Вы, наверняка, и раньше обращали внимание на эти данные. Но думали ли вы, что их можно использовать для влияния на аудиторию?
Существует множество способов применения поведенческой аналитики. Например, вы можете предлагать уникальные скидки лояльным клиентам, которые регулярно открывают ваши сообщения. Или таргетировать послания для тех, кто открывает только один тип сообщений.
С таким подходом ваши результаты гарантированно улучшаться. При этом возможности практически безграничны.
Так MailChimp обнаружили, что сегментация подписчиков по интересам помогает улучшить все показатели (по сравнению с несегментированными кампаниями):
- Число открытий выросло на 9,92%
- Число уникальных открытий выросло на 5,54%
- Число кликов выросло на 74,53%
- Число отказов снизилось на 17,61%
- Число отписок снизилось на 25,65%
Поведенческую аналитику также можно использовать для группировки клиентов по их позиции в путешествии. Это более сложный подход, но он обеспечит заметный рост вашему бизнесу.
Поведенческая аналитика помогает определить, какой отрезок путешествия сейчас проходит ваш клиент. Например, если пользователь посетил множество товарных страниц, но так и не перешел к оформлению покупки, он находится на стадии рассмотрения.
Определив положение клиента, можно выбрать для него подходящий сегмент. Это настоящая мечта любого маркетолога. Благодаря этому подходу вы сможете не только эффективно сегментировать аудиторию, но и начнете лучше понимать жизненный цикл клиентов.
Заключение
Рост вашего бизнеса полностью зависит от людей.
Хорошая маркетинговая стратегия всегда должна основываться на клиентах. В противном случае она вас никуда не приведет.
Анализ и использование данных о поведении пользователей – один из эффективных способ вывести вашу стратегию на новый уровень.
Если вы будете понимать поведение клиентов, вы определите, какой контент им нужен и какие послания им подходят больше всего. Это поможет вам значительно улучшить результаты.
Анализируем поведение аудитории. Поведенческая аналитика.
В этой статье мы рассмотрим, что такое поведенческая аналитика и как использовать на практике знания о поведении своей аудитории.
На протяжении долгих веков процесс анализа информации был мучительно долгим и финансово затратным. Но сейчас время изменилось. Появилось такое множество методов анализа человеческого поведения, что не пользоваться ими – крайне невыгодно. Наибольшую пользу о своих клиентах можно почерпнуть из данных веб-аналитики. Теперь возможно все: понять, почему тот или иной клиент сделал то или иное действие на сайте, когда лучше показывать рекламные объявления, как «догнать» нерешительного клиента комплексом ретаргетинга и многие другие полезные вещи.
ПСИХОграфика
Поведенческая аналитика строится на психографике. Если демография определяет внешние признаки человека – пол, возраст, социальное положение и т.д., то психографика отражает внутреннюю сущность: ценности, убеждения, интересы. То есть все то, что создает психологическую картину человека. Психографика помогает понять, что представляет собой человек, именно человек, а не «клиент». Это многие аспекты: семья, карьера, здоровье, окружение, реакция на изменения, важные факторы при приобретении товара (например, кому-то важнее качество товара, кому-то престижность, кому-то цена).
Целевой персонаж
Многие начинающие маркетологи и предприниматели считают, что на основе демографических данных человека можно построить портрет целевой аудитории. Например, описывают своего потенциального клиента так: «Молодая женщина 20-35 лет, проживает в Москве, замужем, двое детей, имеет высшее образование, работает менеджером».Несомненно, эти данные необходимы, без них ни в коем случае нельзя обойтись при составлении портрета ЦА. Но целевая аудитория - почему так названа? Определив круг своих потенциальных покупателей, мы будем попадать четко в цель, а не метать дротики по разные стороны от мишени.
А вы знаете. что только наше агентство предлагает создание руководства по оформлению презентаций (гайдлайн по презентациям). Читайте подробнее на странице Услуги.
Портрет, написанный художником – это тщательная прорисовка: глаза, нос, губы, волосы. Так же и портрет целевой аудитории строится на мелких деталях. Какие у человека психологические особенности, чем он занимается в свободное время, какие потребности не удовлетворены, через какие источники он получает информацию и т.д. Эти детали зависят от задач, которые вы поставили, и от товаров/услуг, которыми вы занимаетесь.
Сегментация
Люди разные, но интересы могут быть схожие. Сегментация и заключается в том, чтобы разделить огромную массу потребителей на отдельные сегменты. Есть однотипные реакции, интересы, поведение. Разделяя ваших потенциальных покупателей на кластеры, вы тем самым говорите, что понимаете их, их интересы, и вскоре увидите: они ответят взаимностью и хорошей конверсией.
Сервис почтовых рассылок MailChimp провели исследование, которое показало: после сегментации число открытий писем выросло на 9,92%, а число кликов выросло на 74,53%. Это достойные показатели, согласитесь.
К тому же, сегментация поможет выделить людей, которые уже делали у вас покупку. По ним можно провести ретаргетинг и предложить более лояльные условия, например, скидку.Стандартный метод сегментации называется 5Wпо названию первой буквы каждого из вопросов (что, кто, почему, когда и где).
What (Что) описание вашего товара или услуги, его типWho (Кто) характеристики потенциального потребителяWhy (Почему) что руководит потребителем при выборе товара или услуги, что создало потребность в товаре (какие потребности и эмоции), повод к покупкеWhen (Когда) время совершения покупки, потребитель еще выбирает или уже готов к покупке, насколько остро стоит потребность в покупке, частота приобретения.Where (Где) место совершения сделки
Анализ поведенческих факторов
В поведенческой аналитике есть метод айтрекинг (отслеживание глаз). Исследованиями подтверждено, что есть прямая взаимосвязь между тем, куда человек смотрит и куда кликает. Так и появились «тепловые карты». Эти карты отображают места, куда посетители наводят курсор и куда кликают.
Существует также метод карта прокрутки сайта. К примеру, вам нужно, чтобы посетители долистали сайт до конца, а они уходят не дальше первых двух страниц. Или наоборот, необходимо привлечь посетителей к действию, а они застревают на этапе чтения и обдумывания, не желая совершать дальнейшие шаги. В обоих случаях ситуациюможно изменить (поменять местами блоки сайта, убрать лишнее и т.п.)
В веб аналитике есть и другие показатели поведенческих факторов: количество отказов, количество просмотренных страниц, категории интересов посетителей и множество других статистических данных, которые можно посмотреть в Яндекс Метрике или GoogleAnalytics. Однако показатели поведенческих данных могут быть разными для разных типов ресурсов. К примеру, на информационном портале возможно большое количество отказов («не переходов» на другие страницы сайта), потому что человек получил необходимую информацию – и ушел.
Если ваш текст рассчитан на две минуты чтения, а посетитель провел на ресурсе 20 секунд, он явно не нашел нужную информацию.Но, например, при анализе данных по интернет-магазинуколичество проведенного на сайте времени не так важно: может быть,человек просто-напросто запутался в вашей навигации и не знает, как оформить покупку.
Как использовать поведенческую аналитику
Различные «топ-10», «топ-100», рейтинги Кинопоиска, закадровый смех в сериалах – все это примеры воздействия на психологическое поведение людей.Очень важно анализировать поведенческие данные на своих ресурсах. Для того чтобы выяснить, какой оффер дает больше переходов, компании иногда делают несколько различных вариантов.
К примеру, команда Conversion Science, анализируя рекламные объявления клиента, выяснила, что самыми эффективными объявлениями стали те, у которых была прописана скидка в 20% или в 100$. На лендинге ничего не было сказано про акцию. После того, как в основной текст была добавлена информация о скидке в 100 долларов,лендинг стал привлекать на 40% больше заказов.
Можно использовать поведенческую аналитику на сайте (менять структуру, предложение и т.д.), чтобы увеличивать конверсию, в рассылках (отслеживать CTR писем), в различных рекламных кампаниях. Например, в таргетированной рекламе большое значение имеет изображение. У многих компаний есть кейсы, когда с одним и тем же текстом, заголовком и таргетом одно объявление давало в разы больше переходов на сайт, чем другое – а все за счет изображения.
Среди своей аудитории можно проводить тесты – показывать разные варианты одной страницы в течение пяти секунд (именно за это время считывается самое основное) и затем спрашивать, о чем она, какой товар/услугу представляет и т.п. Так можно тестировать сайты, заголовки, тексты, изображения.
Кому необходима поведенческая аналитика
Поведенческая аналитика необходима абсолютно всем, кто занимается ведением ресурсов (своих или чужих). Анализируя поведение вашей аудитории, вы сможете понять, зачем заходят на ваш ресурс, из-за чего уходят, почему не совершают покупки. Используя продвижение в Интернете, в любом случае вы коснетесь статистики, которая позволит изучать поведение посетителей.
Поведенческая аналитика – не только полезное, но и увлекательное занятие. Создав большое количество кампаний, построенных на знании поведения людей, вы почувствуете себя если не знатоком душ, то хотя бы начинающим психологом. Но важнее и приятнее всего результат – конверсия будет расти с каждым разом все больше и больше.
mindrepublic.ru
Профессиональная компетенция в сфере АВА
Сертифицированный Поведенческий Аналитик - Board Certified Behavior Analyst® (BCBA®, BCBA-D)
Сертифицированные поведенческие аналитики ВСВА и ВСВА-D - это профессионалы в сфере АВА, которые могут осуществлять практику как частным образом, так и в общественных и государственных организациях. Сертифицированные поведенческие аналитики ВСВА и ВСВА-D проводят описательный и функциональный анализ поведения, и интерпретируют результаты данного анализа. Сертифицированные поведенческие аналитики ВСВА и ВСВА-D разрабатывают и курируют применение поведенческого вмешательства. Сертифицированные поведенческие аналитики ВСВА и ВСВА-D могут разрабатывать и применять различные методы оценки и вмешательства в разнообразных ситуациях и для широкого спектра клинических случаев. В случае необходимости сертифицированные поведенческие аналитики ВСВА и ВСВА-D консультируются в более опытными коллегами.
Сертифицированные поведенческие аналитики ВСВА и ВСВА-D проводят обучение поведенческому анализу и применению эффективных поведенческих методик в рамках этических правил и стандартов, основываясь на научных исследованиях.
Сертифицированные поведенческие аналитики ВСВА и ВСВА-D супервизируют практику сертифицированных ассистирующих поведенческих аналитиков (ВСаВА) и других специалистов.
Сертифицированный ассистирующий поведенческий аналитик - Board Certified Assistant Behavior Analyst® (BCaBA®)
Сертифицированные ассистирующие поведенческие аналитики ВСаВА применяют описательный анализ поведения и интерпретируют результаты оценки для разработки этичного и эффективного поведенческого вмешательства. Сертифицированные ассистирующие поведенческие аналитики ВСаВА разрабатывают и курируют поведенческие программы на уровне их профессиональной подготовки, на основе характеристик Прикладного анализа поведения. Сертифицированные ассистирующие поведенческие аналитики ВСаВА получают инструкции от ВСВА-специалистов в незнакомых для них ситуациях.
Сертифицированные ассистирующие поведенческие аналитики ВСаВА могут обучать других профессионалов применять поведенческое вмешательство и курировать работу специалистов по реализации АВА-программ (терапистов АВА, RBT) в том случае, при условии обладания должным уровнем компетенции и подтверждения этого уровня сертифицированным специалистом ВСВА.
Сертифицированные ассистирующие поведенческие аналитики ВСаВА могут помогать ВСВА- специалистам в разработке программ обучения и обучать других специалистов на начальном уровне. Сертифицированные ассистирующие поведенческие аналитики ВСаВА обязаны практиковать под супервизией ВСВА специалиста. Государственные организации, страховые компании и клиенты обязаны требовать от ВСаВА-специалиста подтверждения о получении часов супервизии.
Специалисты по реализации АВА-программ (АВА-тераписты) - Registered Behavior Technician, RBT
RBT-специалисты являются профессионалами, которые практикуют под непосредственной супервизией BCBA или BCaBA. RBT-специалисты в основном применяют программы для формирования навыков и коррекции поведения, разработанные супервизорами. RBT- специалисты могут также собирать данные и применять некоторые виды оценки (например, оценку мотивационных стимулов). RBT-специалисты не разрабатывают поведенческие программы или планы вмешательства. Супервизор RBT-специалиста определяет, какие профессиональные действия могут им выполняться, на основании его профессионального опыта, обучения и компетенции. Супервизор RBT-специалиста несет ответственность за качество работы, выполненной этим специалистом.
sensint.ru
Прикладной анализ поведения - это... Что такое Прикладной анализ поведения?
Эта статья содержит незавершённый перевод с английского языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. |
Прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) — это научная дисциплина, которая предполагает использование современной бихевиоральной теории научения для изменения поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов[1], но фокусируются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения от окружающей среды. Методы АВА могут быть использованы для изменения поведения только после функциональной оценки связей (зависимостей) между целевым поведением и окружающей средой. ABA включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение.
Область применения
В основном, применение ABA более всего известно, как метод терапии для людей с нарушениями развития, прежде всего терапии расстройств аутистического спектра.[2] Однако этот метод имеет широкий спектр применения, включая профилактику заболевания СПИДом,[3] сохранение природных ресурсов,[4] образование,[5] геронтологию,[6] поддержание здорового образа жизни и физическую культуру,[7] промышленную безопасность,[8] изучение языков,[9] загрязнение природы,[10] медицинские процедуры,[11] воспитание детей,[12] использование ремней безопасности,[13] терапию при тяжёлых психических нарушениях,[14] спорт,[15] управление зоопарками и уход за животными.[16]
Определение
ABA — это прикладная отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма планомерно применяются для улучшения социально значимого поведения, и где используется экспериментальное определение значимых переменных для изменения поведения.[17] Это одна из областей применения поведенческого анализа. Оставшиеся две — это бихевиоризм, как область научной философии, и экспериментальный анализ поведения, то есть базовые экспериментальные исследования.[2]
Статья Байера, Вольфа, и Ризли за 1968[18] до сих пор используется как основное описание метода прикладного анализа поведения.[19] В ней описывается семь определяющих характеристик ABA: прикладной, поведенческий, аналитический, технологический, концептуальный, технологический, эффективный и общий.
Характеристики метода
- Прикладной: ABA уделяет внимание, в первую очередь, социально значимым формам поведения. При этом, поведенческие аналитики должны принимать во внимание не только кратковременное изменения поведения, но так же учитывать то, как эти изменения могут повлиять на клиента, его окружение и на взаимодействие между ними.
- Поведенческий: ABA работает с поведением, то есть меняется само поведение, а не то, что испытуемый о нём говорит. Для поведенческого аналитика целью является не прекращение жалоб на поведение от клиента, а изменение самого проблемного поведения. К тому же, поведение может быть объективно измерено. С тем, что поведением не является, поведенческие аналитики не работают.
- Аналитический: Поведенческий аналитик может так или иначе влиять на то поведение, которой следует изменить. В лабораторных условиях запустить или прекратить целевое поведение по желанию экспериментатора, естественно, легче, чем в натуральной среде. Тем более, что на практике это может быть не всегда этично или легко сделать. Байер, Вольф и Ризли считали, что трудности не должны заставлять науку отклоняться от силы её принципов.[18]
Таким образом, они представляли два варианта, которые лучше всего использовать на практике для осуществления контроля над поведением и, одновременно, соблюдением этических норм. Первое - это постоянное отслеживание результата, и второе — это использование нескольких базовых техник одновременно. Отслеживание результата означает, что перед каждым возможным вмешательством со стороны поведенческого аналитика необходимо измерить параметры целевого поведения. Как только определена чёткая картина поведения, производится внешнее воздействие, и необходимые параметры поведения вновь измеряются. Если поведении меняется после интервенции, то производится замер новых параметров до тех пор, пока не установится новый стабильный паттерн поведения. Затем, когда вмешательство в поведение прекращается или снижается, то поведение снова измеряется и оцениваются его изменения. Если вмешательство ученого действительно воздействовало на целевое поведение, то параметры поведения должны поменяться одновременно с этими внешними воздействиями.
- Технологический:Если любой поведенческий аналитик возьмёт описание программы обучения, то он сможет «воспроизвести программу с теми же результатами»[18] Это означает, что программа обучения должна быть очень детально и тщательно прописана, и места для неоднозначности быть не должно. У Купера есть описание хорошего механизма проверки для технологической характеристики: «дайте человеку, квалифицированному в ABA, внимательно прочитать описание процедуры, а затем подробно её воспроизвести. Если он сделает ошибки, добавит лишние операции или опустит какие-нибудь шаги, или задаст вопросы чтобы уточнить прочитанное, следовательно, описание является недостаточно технологичным и требует доработки.»[20]
- Концептуальный: Это определяющая характеристика в отношении использования интервенций. Любое исследование и программа в АВА должны быть концептуально обоснованы с точки зрения основополагающих принципов поведенческого анализа.[20]
- Эффективный: При применении поведенческих техник результат изменения в поведении всегда отслеживается. В частности, работа ведётся не с теоретическим значением переменной, а всегда с практической (социальной) значимостью изменений в поведении.[18]
- Общий: Изменение в поведении должно длится в течение долгого времени, в различных условиях, и распространяться на другие виды поведения, а не только на то, которое подвергалось вмешательству. Кроме того, дальнейшее изменение в целевом поведении, уже после прекращения вмешательства, также является примером обобщения.
Основные понятия в ABA
Поведение
Поведение — это активность живого организма. Человеческое поведение включает в себя весь спектр человеческой деятельности. Такие внутренние процессы как мышление или переживание эмоций, так же являются поведением.[21] Поведение что-то или нет, можно определить применив так называемый «тест мертвеца»:
Если мёртвый может сделать это, значит, это не поведение. И, если мёртвый это сделать не может, значит это поведение.[22] |
Поведение — это взаимодействие организма или его частей с окружающей средой, которое характеризуется перемещением в пространстве или во времени, в результате которого происходит изменение в любом из измеряемых аспектов окружающей среды. .[23] Часто, термин поведение используется для обозначение широкого класса реакций, которые объединены физически или функционально. В этом случае, термин реакция означает еденичный ответ в целой цепочке поведения.[24] Если группа реакций имеет одну и ту же функцию, то эта группа называется функциональным классом реакций. Для обозначения набора различных поведений одного человека, используется термин — поведенческий репертуар. Он может относиться только к определённому классу реакций, которые имеют отношение к конкретной ситуации, или к каждому виду поведения, которое человек в состоянии совершить.
Оперантное научение (обусловливание)
Основная статья: Оперантное обусловливание
Оперантное поведение определяют его последствия. Обусловливание оперантного поведения — это результат подкрепления (усиления) и наказания (ослабления).[25] Оперантное научение происходит, когда живой организм добровольно совершает некоторое действие специально для получения желаемого результата. Термин «оперантное» подчёркивает тот момент, что окружающая среда обуславливает действия организма по достижению желаемого результата. Пример оперантного научения: когда человек знает, что усердная работа, может привести его к продвижению по службе, или когда тщательное изучение материала поведёт за собой высокие оценки.
Респондентное научение (обусловливание)
Основная статья: Классическое научение Павлова
Окружающая среда
Окружающая среда — это целое созвездие условий, в котором существует организм.[26] Она включает в себя как внешние, так и внутренние события организма, но при этом учитываются только реальные физические события. Окружающая среда наполнена стимулами. Под стимулом подразумевается «сигналы, которые влияют на организм через клетки его рецепторов.»[26]
Стимулы могут быть описаны через такие качества:
- Формальные — физические характеристики стимула.
- Временные — то, когда они возникают по отношению к поведению.
- Функциональные — через тот эффект который они оказывают на поведение.
Подкрепление (усиление)
Основная статья: Усиление
Подкрепление — один и важнейших принципов возникновения поведения[27] и ключевой элемент в большинстве поведенческих программ.[28] Это процесс с помощью которого целевое поведение усиливается, если подкрепление следует сразу после поведения, то это приводит к увеличению частоты такого поведения в будущем.
Положительное подкрепление — после поведения добавляется некоторое событие, и такое добавление приводит к увеличению возникновения этого поведения в будущем.
Отрицательное подкрепление — после поведения в окружающей среде что-то исчезает, и это, так же, приводит к увеличению частоты появления этого поведения в будущем.[29] Есть несколько различных схем подкрепления, которые по разному влияют на возникновение поведения в будущем.
Наказание (ослабление)
Основная статья: Ослабление (психология)
Ослабление — это процесс, который следует сразу за поведением, и уменьшает вероятность возникновения этого поведения в будущем. Как и с усилением, существует положительное ослабление (после поведения что то добавляется в окружающей среде) и отрицательное ослабление (после поведения в окружающей среде что то исчезает). В общем и целом, существует три типа наказания: возникновение неприятных последствий поведения, стоимость реакции и тайм-аут.[30] На практике, применение наказания часто может сопровождаться нежелательными эффектами, поэтому используются только вместе с процедурами подкрепления (например подкрепления поведения альтернативного нежелательному), в одиночку, как таковые, они плохо работают. Нежелательные последствия применения процедур наказания могут заключаться например в том, что возрастают различные другие нежелательные формы поведения (не те которые наказывали), и ри этом снижается желательное поведение.[31] Некоторые другие потенциальные нежелательные эффекты включают в себя избегание и действия в обход нежелательных последствий (уклонение), разного рода эмоциональные реакции, и даже наоборот, к временному усилению поведения.
Угасание реакции
Основная статья: Угасание реакции(psychology)
Угасание реакции это технический термин для описания процедуры прекращения подкрепления того поведения, которое до этого усиливалось. После чего челевое поведение угасает, (то есть перестаёт повторяться с той же частотой в будущем)(Купер и др.). Процедура угасания реакции часто пердпочтительнее чем процедуры наказания, которые часто считаются неэтичными и во многих штатах США запрещены. Тем не менее процедура угасания реакции должна выполняться осторожно и только под наблюдением профессионалов, так как она сопровождается так называемым «взрывом». «Взрыв» — это временное увеличение частоты, интенсивности и / или продолжительности поведения предназначеного для угасания. Другие характеристики взрыва включают в себя а) сильные эмоциональные реакции, в том числе агрессию и истерики, б) появление новых видов поведения. которых обычно не было в до процедуры угасания. Эти новые типы поведения являются основным компонентом процедуры формирования реакции.
Речевое поведение
Основная статья: Речевое поведение
Система классификации анализа поведения Скиннера была применена для лечения целого ряда коммуникативных расстройств.[32] Скиннер выделил несколько видов вербальных оперантов:
- Такт (англ. TACT) — называние предметов, упоминание действий, свойств предметов или событий в окружающей среде, например: «Холодно!» или «Кошка!» или «Птичка полетела». Термин произошёл от слова «контакт», так как он подразумевает контакт с каким-либо свойством окружающей среды, которое и вызывает эту вербальную реакцию.
- Манд — это вербальные реакции, под которыми, в первую очередь, подразумеваются просьбы конкретных предметов или помощи, а также отказ от конкретных предметов или действий. В отличие от реакции «такт», которая является направленной на взаимодействие, привлечение внимания другого человека, или способом разделить с другими общие впечатления, "манд" имеет под собой прямую выгоду, то есть получение какого-то предмета или действия. Это поведение находится под контролем тех мотивационных операций (хочу чего-то), которые подкрепляют именно это поведение (получил тот предмет, который просил). Термин «манд» происходит от слов "команда" (command) и "требование" (demand).[33]
- Интравербальность — речевое поведение клиента находится под речевым же контролем окружающих.
- Автоклитичность — вербальные реакции одного говорящего, которые меняют эффект от воздействия первичного обусловливания из окружающей среды.
Для оценки речевого поведения с помощью системы Скиннера можно посмотреть статью Оценка базовых речевых навыков и навыков обучения.
Повторяемость
Это свойство реакции. Реакция может происходить неоднократно в течение времени. Посчитать и записать это свойство можно по таким параметрам:
- Счётность — сколько раз происходила определённая реакция/поведение.
- Периодичность/частота — количество реакций в промежуток времени.
- Ускорение — то как меняется частота реакций со временем.
Временная протяжённость
Это свойство указывает на то, что каждый акт поведения занимает некоторое количество времени, то есть, как долго он происходит. Померять его можно по такому параметру как:
- Продолжительность — сколько по времени длилось конкретное поведение.
Временное местоположение
Любая реакция/поведение происходит в определённый момент времени. Параметры временного местоположения такие:
- Быстрота реакции — время между предшествующим стимулом и началом ответной реакции на него.
- Время между реакциями — количество времени, которое проходит между двумя следующими друг за другом реакциями
Производные величины
Не относятся к каким-то конкретным свойствам.
- Процентное соотношение — отношение двух одноразмерных величин друг к другу.
- Количество попыток до достижения критерия качества (англ. Trials-to-criterion) — число реакций которое нужно, чтобы достигнуть заданный уровень качества выполнения задания.
Анализ изменений в поведении
Experimental control
Descriptive FBA
Prompting (использование подсказок)
Generalization (обобщение)
Метод формирования реакциЙ
Основная статья: Метод формирования реакций
Этот метод подразумевает под собой постепенное изменение существующей формы поведения в ту, которая нам нужна. Например, если обучаемый играет с собакой очень грубо (не гладит, а бьёт, например), то мы, работая методом формирования реакции, будем подкреплять только то поведение, когда обучаемый касается собаки более мягко.
Video modeling
Interventions based on an FBA
Эффективность при аутизме
Методы ABA очень часто применяются для лечения аутизма, причём настолько, что сам по себе ABA часто считают только терапией аутизма.[2]
См. также
- Behavioral activation (BA)
- Educational psychology
- Professional practice of behavior analysis
- Parent Management Training
- Behavior analysis of child development
- Behavior therapy
Основные периодические издания
Applied behavior analysts publish in many journals. Some of the ones considered core journals to behavior analysis are:
- Journal of Applied Behavior Analysis
- Journal of the Experimental Analysis of Behavior
- Journal of Organizaitonal Behavior Management
- Journal of Behavioral Education
- Journal of the Analysis of Verbal Behavior
- The Behavior Analyst Today BAO
- The Behavior Analyst
- The Journal of Speech-Language Pathology and Applied Behavior Analysis BAO
- Journal of Early and Intensive Behavioral Interventions BAO
- The International Journal of Behavioral Consultation and Therapy BAO
- The Journal of Behavioral Assessment and Intervention in Children BAO
- The Behavioral Development Bulletin BAO
- The Journal of Percision Teaching and Standard Celeration
- Behavior and Social Issues [1]
- Journal of Behavior Analysis of Sports, Health, Fitness, and Behavioral Medicine BAO
- Journal of Behavior Analysis of Offender and Victim: Treatment and Prevention BAO
- Behavioral Health and Medicine BAO
- Behavior Therapy
Примечания
- ↑ Thompson, T. (1984). «The examining magistrate for nature: a retrospective review of Claude Bernard's An Introduction to the Study of Experimental Medicine». Journal of the Experimental Analysis of Behavior 2 (41): 212–13. DOI:10.1901/jeab.1984.41-211.
- ↑ 1 2 3 Dillenburger, K.; Keenan, M. (2009). «None of the As in ABA stand for autism: dispelling the myths». J Intellect Dev Disabil 34 (2): 193–95. DOI:10.1080/13668250902845244. PMID 19404840.
- ↑ DeVries, J.E.; Burnette, M.M.; Redmon, W.K. (1991). «AIDS prevention: Improving nurses' compliance with glove wearing through performance feedback». Journal of Applied Behavior Analysis 24 (4): 705–11. DOI:10.1901/jaba.1991.24-705. PMID 1797773.
- ↑ Brothers, K.J.; Krantz, P.J.; McClannahan, L.E. (1994). «Office paper recycling: A function of container proximity». Journal of Applied Behavior Analysis 27 (1): 153–60. DOI:10.1901/jaba.1994.27-153. PMID 16795821.
- ↑ Dardig, Jill C.; Heward, William L.; Heron, Timothy E.; Nancy A. Neef; Peterson, Stephanie; Diane M. Sainato; Cartledge, Gwendolyn; Gardner, Ralph; Peterson, Lloyd R.; Susan B. Hersh Focus on behavior analysis in education: achievements, challenges, and opportunities. — Upper Saddle River, NJ: Pearson/Merrill/Prentice Hall, 2005. — ISBN 0-13-111339-9
- ↑ Gallagher, S.M.; Keenan M. (2000). «Independent use of activity materials by the elderly in a residential setting». Journal of Applied Behavior Analysis 33 (3): 325–28. DOI:10.1901/jaba.2000.33-325. PMID 11051575.
- ↑ De Luca, R.V.; Holborn, S.W. (1992). «Effects of a variable-ratio reinforcement schedule with changing criteria on exercise in obese and nonobese boys». Journal of Applied Behavior Analysis 25 (3): 671–79. DOI:10.1901/jaba.1992.25-671. PMID 1429319.
- ↑ Fox, D.K.; Hopkins, B.L.; Anger, W.K. (1987). «The long-term effects of a token economy on safety performance in open-pit mining». Journal of Applied Behavior Analysis 20 (3): 215–24. DOI:10.1901/jaba.1987.20-215. PMID 3667473.
- ↑ Drasgow, E.; Halle, J.W.; Ostrosky, M.M. (1998). «Effects of differential reinforcement on the generalization of a replacement mand in three children with severe language delays». Journal of Applied Behavior Analysis 31 (3): 357–74. DOI:10.1901/jaba.1998.31-357. PMID 9757580.
- ↑ Powers, R.B.; Osborne, J.G.; Anderson, E.G. (1973). «Positive reinforcement of litter removal in the natural environment». Journal of Applied Behavior Analysis 6 (4): 579–86. DOI:10.1901/jaba.1973.6-579. PMID 16795442.
- ↑ Hagopian, L.P.; Thompson, R.H. (1999). «Reinforcement of compliance with respiratory treatment in a child with cystic fibrosis». Journal of Applied Behavior Analysis 32 (2): 233–36. DOI:10.1901/jaba.1999.32-233. PMID 10396778.
- ↑ Kuhn, S.A.C.; Lerman, D.C.; Vorndran, C.M. (2003). «Pyramidal training for families of children with problem behavior». Journal of Applied Behavior Analysis 36 (1): 77–88. DOI:10.1901/jaba.2003.36-77. PMID 12723868.
- ↑ Van Houten, R.; Malenfant, J.E.L.; Austin, J.; Lebbon, A. (2005). «The effects of a seatbelt-gearshift delay prompt on the seatbelt use of motorists who do not regularly wear seatbelts». Journal of Applied Behavior Analysis 38 (2): 195–203. DOI:10.1901/jaba.2005.48-04. PMID 16033166.
- ↑ Wong, S.E.; Martinez-Diaz, J.A.; Massel, H.K.; Edelstein, B.A.; Wiegand, W.; Bowen, L.; Liberman, R.P. (1993). «Conversational skills training with schizophrenic inpatients: A study of generalization across settings and conversants». Behavior Therapy 24 (2): 285–304. DOI:10.1016/S0005-7894(05)80270-9.
- ↑ Brobst, B.; Ward, P. (2002). «Effects of public posting, goal setting, and oral feedback on the skills of female soccer players». Journal of Applied Behavior Analysis 35 (3): 247–57. DOI:10.1901/jaba.2002.35-247. PMID 12365738.
- ↑ Forthman, D.L.; Ogden, J.J. (1992). «The role of applied behavior analysis in zoo management: Today and tomorrow». Journal of Applied Behavior Analysis 25 (3): 647–52. DOI:10.1901/jaba.1992.25-647. PMID 16795790.
- ↑ Cooper et al. Applied Behavior Analysis. — P. 20. — ISBN 0-675-20223-X
- ↑ 1 2 3 4 Baer, D.M.; Wolf, M.M.; Risley, T.R. (1968). «Some current dimensions of applied behavior analysis». J Appl Behav Anal 1 (1): 91–97. DOI:10.1901/jaba.1968.1-91. PMID 16795165.
- ↑ Cooper et al. Applied Behavior Analysis. — P. 16. — ISBN 0-675-20223-X
- ↑ 1 2 Cooper et al. Applied Behavior Analysis. — P. 17. — ISBN 0-675-20223-X
- ↑ Skinner B.F. About Behaviorism. — New York: Knopf, 1974. — ISBN 0-394-49201-3
- ↑ Malott Richard W. Principles of Behavior. — 5th. — Upper Saddle River, NJ: Pearson/Prentice Hall, 2004. — P. 9. — ISBN 0-13-048225-0
- ↑ Johnston James M. Strategies and tactics of behavioral research. — Hillsdale, NJ: Erlbaum Associates, 1993a. — P. 23. — ISBN 0-8058-0905-8
- ↑ Cooper et al. Applied Behavior Analysis. — Columbus: Merrill, 1987. — P. 26. — ISBN 0-675-20223-X
- ↑ Cooper et al. Applied Behavior Analysis. — Columbus: Merrill, 1987. — P. 33. — ISBN 0-675-20223-X
- ↑ 1 2 Michael, J. (2004). Concepts and principles of behavior analysis (rev. ed.) Kalamazoo, MI: Society for the Advancement of Behavior Analysis.
- ↑ Flora, S.R. (2004). The power of reinforcement. Albany: State University of New York Press.
- ↑ Northup, J.; Vollmer, T.R.; Serret, K. (1993). «Publication trends in 25 years of the Journal of Applied Behavior Analysis». Journal of Applied Behavior Analysis 26 (4): 527–37. DOI:10.1901/jaba.1993.26-527. PMID 16795803.
- ↑ Cooper et al. Applied Behavior Analysis. — P. 27. — ISBN 0-675-20223-X
- ↑ Cooper et al. Applied Behavior Analysis. — P. 355. — ISBN 0-675-20223-X
- ↑ Reese E.P. (1966). The analysis of human operant behavior. Dubuque, IA: Brown.
- ↑ Peterson, P. (2007). Promoting generalization and maintenance of skills learned via natural language teaching. SPL-ABA 1(4)-2(1), 97-138
- ↑ Лори Фрост, Энди Бонди Система альтернативной коммуникации с помощью карточек(PECS). — Москва: Теревинф, 2011. — С. 312-313. — 416 с. — ISBN 978-5-4212-0026-0
Further reading
- Cooper, J.O.; Heron, T.E.; Heward, W.L. Applied Behavior Analysis. — 2nd. — Prentice Hall, 2007. — ISBN 0-13-142113-1
- Steege, M.W.; Mace, F.C.; Perry, L.; Longenecker, H. (2007). «Applied behavior analysis: beyond discrete trial teaching». Psychol Schools 44 (1): 91–99. DOI:10.1002/pits.20208.
Ссылки
dik.academic.ru
АВА как профессия ~ Аутизм | АВА
Аутизм и АВА - это сиамские близнецы-братья. Так, по крайней мере, думает большинство населения планеты, каким-либо образом связанная с аутизмом. Кроме небольшой группы аналитиков поведения, которым удается отделить прикладной анализ поведения, как науку, восприятие и образ мышления от применения обучающих программ основанных на базисных принципах АВА для обучения детей с аутизмом. И, как ни смешно это звучит, 90 % этих аналитиков именно тем и занимаются, что обучают детей с аутизмом.
Итак, что же такое АВА? АВА - это научный подход, который на постоянной основе ищет взаимосвязь между поведением и факторами в окружающей среде, и экспериментальным образом манипулирует данными факторами для того, чтобы изменить поведение. Для АВА абсолютно не важно как называется то или иное поведение - "эхолалия", "галлюцинации", "симптом аутизма", или как-нибудь еще. Главное - это то, что поведение существует - его можно измерить (частоту, продолжительность, латентность), описать, и определить какие факторы его вызывают и усиливают. После этого попытаться изменить эти факторы, и посмотреть, что получится. Интересно, не правда ли?И возвращаясь к теме аутизма - почему поведенческий подход признан самым эффективным лечением? Потому, что обучение происходит на индивидуальной основе. Все люди разные, все дети с аутизмом разные, у каждого из детей свои характерные поведения и своя характерная окружающая среда, и если сфокусироваться на конкретном поведении, определить те факторы, которые влияют и контролируют это поведение, то можно его изменить эффективнее, чем пытаться объяснить словами, отругать или дать таблетку.Но в АВА есть одна "фишка" которая и вводит население в заблуждение - "Поведенческие технологии". Это не использование компьютера или iPhone для записи данных. Это возможность обучить людей, которые и понятия не имеют о базисных принципах обучения, и воспринимают конфету как "положительное подкрепление", а крики на ребенка - как "отрицательное подкрепление", как правильно и эффективно применять поведенческие принципы для обучения. Черт с ним, пусть считают, что крики - это что-то отрицательное, главное чтобы они этого не делали, когда не нужно, а четко выполняли инструкции и действовали определенным образом в нужный момент. Другими словами, даже люди, которые не умеют анализировать связи между поведением и окружающей средой, могут применять поведенческие методы на практике. Поэтому, многие, которые успешно применяют поведенческие технологии, такие как тестирование первоначальных навыков (ABLLS, VB-MAPP), программы по обучению из книг Ловааса, Моррис, и других, ошибочно могут воспринимать свою работу как анализ поведения.Международная Комиссия по Анализу Поведения - BEHAVIOR ANALYST CERTIFICATION BOARD установила профессиональные стандарты для тех, кто считает себя аналитиком поведения. Привожу данный список (Task List) в свободном переводе (источник находится здесь):Профессиональные стандарты специалиста по АВА
Обязанности по отношению к клиенту1. Определение проблемы. | |
A-01 | Просмотр записей и доступной информации (включая паспортные данные пациента, направление на обследование, суть проблемы, с которой был направлен клиент, шкалы оценки поведения, анкеты и опросы). |
A-02 | Рассмотрение биологических факторов, которые могут влиять на поведение клиента. |
A-03 | Проведение предварительной оценки поведения клиента с целью определения поведенческой проблемы. |
A-04 | Объяснение поведенческих концепций, используя обыденные обороты речи |
A-05 | Описание и объяснение поведения, включая приватные события, с помощью поведенческих (не-менталистских) терминов. |
A-06 | Предоставление услуг в сфере поведенческого анализа в сотрудничестве с другими специалистами, которые заняты лечением данного клиента. |
A-07 | Практика в рамках профессиональной компетенции в прикладном анализе поведения, и получение консультаций, супервизии, тренинга, или направление клиента к другому специалисту. |
A-08 | Изменение условий окружающей среду, которые в будущем уменьшат потребность в предоставлении услуг в сфере поведенческого анализа. |
B-01 | Выбор системы измерения для получения показательных данных на основе измерений поведения и логистики наблюдения и записи. |
B-02 | Выбор частоты наблюдения и периодов записи данных. |
B-03 | Выбор отображения данных, которое эффективно представляет количественные сoотношения. |
B-04 | Оценка изменений уровня, направления и непостоянства данных |
B-05 | Оценка временных отношений между наблюдаемыми переменными (в сессии наблюдения и между сессиями, серии временных блоков). |
3. Оценка | |
Дать определение поведения в конкретных терминах. | |
Дать определение экологических факторов в конкретных терминах. | |
C-03 | Разработка процедур оценки поведения на индивидуальной основе. |
C-04 | Разработка способов измерения существующих между факторами в окружающей среде и поведением. |
C-05 | Разработка способов оценки, которые изменяют предшествующие факторы. |
C-06 | Разработка способов оценки, которые изменяют последствия. |
C-07 | Разработка способов оценки, которые изменяют предшествующие факторы и последствия. |
C-08 | Организация, анализ и интерпретация наблюдений. |
C-09 | Предоставление рекомендаций в отношении поведения, которое должно быть заложено, укреплено, усилено или ослаблено. |
C-10 | Распознавание мотиваторов (наблюдение, оценка предпочтений или выбора) |
C-11 | Введение оценки усилителей. |
C-12 | Повторение оценки, основываясь на постоянном отслеживании прогресса. |
4. Вмешательство | |
D-01 | Обозначение желаемых последствий терапевтического вмешательства в наблюдаемых и измеряемых терминах. |
D-02 | Подбор потенциальных терапевтических стратегий основанных на результатах оценки и на наиболее точных исследованиях в литературе. |
Высказывание рекомендаций и выбора стратегий вмешательства основываясь на: | |
D-03 | Анализе задания |
D-04 | Предпочтений клиента |
D-05 | Навыков в настоящее время |
D-06 | Поддержки в окружающей среде |
D-07 | Ограничений ресурсов и возможностей окружающих |
D-08 | Социальной значимости |
D-09 | Обозначение и принятие в расчет практические и этические соображения во время использования вида эксперимента для демонстрации эффективности лечения. |
D-10 | Выбор приемлемого альтернативного поведения в случае уменьшения нежелательного поведения. |
D-11 | Подготовка к обобщению стимулов и реакций |
D-12 | Подготовка поддержки поведения на необходимом уровне. |
D-13 | Выбор пика желательного поведения как цели интервенции. |
D-14 | Установление учебных процедур для продвижения производительного обучения. |
D-15 | Интерпретация и принятие решений на основе информации представленной в разных форматах. |
5. Осуществление, администрация и супервизия | |
E-01 | Ведение документации поведенческого сервиса. |
E-02 | Определение условий ведущих поведение от от условий ответственных за применение процедур для изменения поведения и видов вмешательства соответственно. |
E-03 | Разработка и использование компетентного тренинга для персон ответственных за поведенческую оценку и применение поведенческих процедур. |
E-04 | Разработка и использование мониторинга выполнения и систем поощрения. |
E-05 | Разработка и использование систем для отслеживания процедуральной целостности. |
E-06 | Предоставление супервизии для выполняющих поведенческие процедуры. |
E-07 | Оценка эффективности программы. |
E-08 | Учреждение поддержки для сервиса анализа поведения с помощью персон связанных напрямую или не связанных с этим сервисом. |
E-09 | Заручиться поддержкой окружающих для поддержки поведения клиента в натуральной среде. |
E-10 | Подготовка организованного прекращения сервиса в случае отсутствия надобности. |
M-01 | Измерение частоты |
M-02 | Измерение периодичности |
M-03 | Измерение длительности |
M-04 | Измерение латентности |
M-05 | Измерения времени между реакциями |
M-06 | Измерение процента появления |
M-07 | Измерения проб до критерия |
M-08 | Определение уровня согласованности наблюдателей |
M-09 | Оценка аккуратности и достоверности процедур измерения |
M-10 | Разработка, планирование и интерпретация данных с помощью равно-интервальных графиков. |
M-11 | Разработка, планирование и интерпретация данных с помощью кумулятивной записи данных. |
M-12 | Разработка и применение прерывающихся методов наблюдения (например, частичный & цельный интервал, моментальные временные пробы) |
M-13 | Разработка и применение избирательных измерений |
M-14 | Разработка и применение непрерывных наблюдательных измерений |
M-15 | Разработка и применение записи событий |
Разработка / построение эксперимента | |
X-01 | Использование характеристик прикладного анализа поведения (Баер, Вольф и Ризли, 1968) для оценки вмешательства и определения как поведенческого. |
X-02 | Просмотр релевантной литературы и интерпретация статей из поведенческо-аналитической литературы. |
X-03 | Систематическая манипуляция независимых факторов для демонстрации влияния на зависимые факторы. |
X-04 | Использование обратного вида эксперимента |
X-05 | Использование реверсального вида эксперимента |
X-06 | Использование переменного вида эксперимента |
X-07 | Использования вида эксперимента с изменением критериев |
X-08 | Использование вида эксперимента множественного уровня |
X-09 | Использование вида эксперимента многочисленных проб |
X-10 | Использование комбинаций различных видов эксперимента. |
X-11 | Применение анализа компонентов (определение эффективных компонентов вмешательства) |
Применение анализа параметров (определение эффективных параметров последствий, например продолжительности или величины) |
Соображения по поводу процедур изменения поведения | |
TC-01 | Определение и подготовка к возможным нежелательным эффектам усиления поведения. |
TC-02 | Определение и подготовка к возможным нежелательным эффектам ослабления поведения / наказания. |
TC-03 | Определение и подготовка к возможным нежелательным эффектам прекращения усиления поведения. |
Основные элементы изменения поведения | |
TE-01 | Использование положительного и отрицательного усиления |
TE-02 | Использование подходящих параметров и расписаний усиления |
TE-03 | Использование подсказок и прекращение использования подсказок |
TE-04 | Использование моделирования и имитации |
TE-05 | Использование формирования реакции |
TE-06 | Использование обучения цепочек поведения |
TE-07 | Использование анализа задания |
TE-08 | Использование отдельных блоков и обучения свободных действий |
TE-09 | Использование вербальных действий как основы для оценки речевых навыков. |
TE-10 | Закрепление эхоического контроля стимула |
TE-11 | Использование МАНД тренинга |
TE-12 | Использование ТАКТ тренинга |
TE-13 | Использование интравербального тренинга |
TE-14 | Использование тренинга для обучения слушателя |
TE-15 | Использование положительного и отрицательного ослабления / наказания |
TE-16 | Распознавание и использование наказаний |
TE-17 | Использование подходящих параметров и расписаний наказания |
TE-18 | Использование процедуры прекращения усиления |
TE-19 | Использование комбинации усиления, наказания, и прекращения усиления. |
TE-20 | Использование расписаний усиления независимых от реакций (на временной основе) |
TE-21 | Использование дифференциального усиления (DRH, DRA, DRI, DRL, DRO) |
Специфические процедуры для изменения поведения | |
TP-01 | Использование поведенческого вмешательства, основанного на манипуляции предшествующих факторов - контекстуальные или экологические переменные, мотивационные операции, и определенные стимулы. |
TP-02 | Использование процедур различия стимулов |
TP-03 | Использование инструкций и правил |
TP-04 | Использование поведенческих контрактов |
TP-05 | Использование независимых, взаимозависимых и зависимых групповых контрактов |
TP-06 | Использование процедур эквивалентности стимулов |
TP-07 | Планирование эффектов поведенческого контраста |
TP-08 | Использования соответствующего закона и распознавание факторов влияющих на выбор |
TP-09 | Организация высоковероятных и маловероятных последовательностей требований для увеличения или ослабления поведения. |
TP-10 | Использование принципа Примака. |
TP-11 | Использование процедур совместимости стимулов для установления новых обусловленных усилителей (людей, жетонов, призов, занятий). |
TP-12 | Использование безошибочных процедур обучения |
TP-13 | Использование сопоставления по образцу. |
Системы изменения поведения | |
TS-01 | Использование стратегий саморегулирования |
TS-02 | использование жетонов и других обусловленных систем поощрений (TAG TEACH) |
TS-03 | Использование Прямого обучения |
TS-04 | Использование Точного обучения |
TS-05 | Использование персональной системы обучения |
TS-06 | Использование техник случайного обучения |
TS-07 | Использование процедур обучения функциональной коммуникации |
TS-08 | Использование дополнительных систем коммуникации |
Объяснять и поступать в соответствие с философскими положениями анализа поведения: | |
F-01 | Закономерность поведения |
F-02 | Селекционизм (филогенный, онтогенный, культурный) |
F-03 | |
F-04 | |
F-05 | |
F-06 | |
F-07 | Экологические объяснения поведения (в противоположность менталистским) |
F-08 | Различие между радикальным бихеворизмом, методологическим бихейворизмом и структурализмом |
F-09 | Различие между концептуальным анализом поведения, експериментальным анализом поведения, прикладным анализом поведения, и поведенческими технологиями. |
Определить и привести примеры: | |
F-10 | Поведения, реакции, класса реакций |
F-11 | Окружающей среды, стимула, и класса стимулов. |
F-12 | Эквивалентности стимулов |
F-13 | Респондантные связи (US, UR) |
F-14 | Респондантное обусловливание (CS, CR) |
F-15 | Оперантное обусловливание |
F-16 | Респондантно-оперантные интеракции |
F-17 | Необусловленное усиление |
F-18 | Обусловленное усиление |
F-19 | Необусловленное наказание |
F-20 | Обусловленное наказание |
F-21 | Расписания усилителей и наказаний |
F-22 | Прекращение усиления |
F-23 | Автоматические условия (обусловливание проишодящее в отсутствие заранее продуманных условий) |
F-24 | Контроль стимулов |
F-25 | Множественные эффекты одиночного стимула |
F-26 | Необусловленные мотивационные операции |
F-27 | Обусловленные мотивационные операции |
F-28 | Транситивные, рефлексивные, и суррогатные мотивационные операции. |
F-29 | Различие между определенным стимулом и мотивационными операциями |
F-30 | Различие между мотивационными операциями и эффектами усиления |
F-31 | Поведенческие условия |
F-32 | Близость |
F-33 | Функциональные связи |
F-34 | Различие условий |
F-35 | Различие стимулов |
F-36 | Обобщение реакций |
F-37 | Обобщение стимулов |
F-38 | Поведенческий контраст |
F-39 | Поведенческий момент |
F-40 | Закон сопоставления |
F-41 | Условная поведенческая модификация |
F-42 | Поведение обозначенное правилами |
Различие между вербальными и невербальными действиями: | |
F-43 | Эхо и имитация |
F-44 | |
F-45 | |
F-46 | Интравербальные действия |
Концепции измерений | |
F-47 | Установление преимуществ и недостатков использования продолжительных процедур и непродолжительных процедур измерения поведения (частичный и цельный интервал измерения, моментальный образец) |
F-48 | Различие измеряемых измерений поведения (частота, продолжительность, латентность, и время между реакциями). |
F-49 | Оценка изменений уровня, направления и постоянства данных |
Оценка временных отношений между наблюдаемыми переменными (в пределах и в период между сессиями, временных рядов). |
autism-aba.blogspot.com
Может ли поведенческий аналитик помочь при сенсорных проблемах?
06.08.15
О необходимости понять мотивацию поведения при попытках его объяснить
Я мама маленького мальчика, у которого недавно диагностировали аутизм. Наш педиатр направил нас к сертифицированному поведенческому аналитику (BCBA) для помощи с проблемами в поведении сына дома, например, с тем, что он кусается. Я слышала, что поведенческие аналитики не «верят в сенсорные проблемы», а эти проблемы являются центральными при аутизме. Будет ли поведенческий аналитик подходящим специалистом, раз он или она даже не поверит, что у моего сына есть проблема?
Отвечают Карл Сандберг, доктор прикладного анализа поведения (BCBA-D), Центр поведенческого анализа при аутизме, и Дэвид Целиберти, доктор прикладного анализа поведения (BCBA-D), Ассоциация за науку в лечении аутизма.
Этот вопрос возникает часто, так что мы очень рады, что он был задан. Некоторые считают, что поведенческие аналитики — это «антисенсорные» специалисты, и что они будут выступать против сенсорной диеты, массажей, глубокого давления, прыжков на батуте и так далее для людей с расстройствами аутистического спектра. Однако это необязательно так, и мы хотели бы воспользоваться данной возможностью, чтобы объяснить, как именно поведенческие аналитики подходят к сенсорным проблемам. В действительности, сам термин «проблемы» может быть проблематичным и неоднозначным, потому что из него непонятно, идет ли речь о сенсорных предпочтениях или неприятии определенных сенсорных стимулов, равно как и непонятно, человек «любит» определенные сенсорные ощущения или же «нуждается» в них. Для разработки плана терапии подобная разница очень существенна, как мы покажем в примерах ниже.
В первую очередь, будет полезно обсудить, какой многообразной может быть мотивация. Сенсорный опыт с разной модальностью, вариациями, движением и давлением может мотивировать любого из нас, особенно если речь идет о детях. Вы когда-нибудь ловили себя на том, что постукиваете карандашом по столу, перебираете пальцами, кусаете ногти или лопаете пузырчатую пленку (личное предпочтение первого автора)? Если да, то как вы считаете, это «сенсорные потребности» или «сенсорные проблемы»?
Очень важно не забывать о том, что нас также мотивирует другой опыт. Иногда нас мотивирует чужое внимание в форме улыбки, понимающего взгляда или смеха. В других ситуациях это что-то конкретное и ощутимое, например, новая пара кроссовок или произведение искусства. Мы все практикуем самые разные виды поведения, чтобы получить эти виды опыта. С другой стороны, иногда нас мотивирует потребность избежать или прекратить какую-то форму внимания (например, когда мы запираем дверь кабинета или игнорируем звонок от рекламного агента), или мы пытаемся избежать конкретной вещи (например, квитанции на штраф или нелюбимых овощей).
Почему это важно? Во-первых, оценка проблемного поведения должна точно определить мотивацию такого поведения (то есть, «функцию» поведения), только тогда можно будет выбрать наиболее эффективное вмешательство. Эффективное поведенческое вмешательство разрабатывается только после определения функции проблемного поведения. Любой «интуитивный» или «стандартный» подход может оказать медвежью услугу вашему сыну или любому другому человеку, который пытается повлиять на окружающую среду нежелательным способом. Давайте рассмотрим гипотетические сценарии о нескольких детях. В каждом примере преднамеренно будет фигурировать одно и то же поведение — кусание.
— Томми кусает воспитательницу, когда она пытается помочь ему надеть ботинки.
— Ганнер кусает учительницу, когда она кладет карточки со словами на его парту.
— Лиза кусает своего отца, когда он прекращает играть с ней и пытается выйти из комнаты, чтобы ответить на телефонный звонок.
— Садхир может укусить старшего брата, когда у старшего брата в руках iPad.
— Садхир также кусает няню, когда она говорит ему убрать iPad.
— Антонио кусает одноклассника, который сел слишком близко к нему на занятии.
— Мелани кусает одноклассников, когда звучит пожарная тревога, или когда ее старшая сестра включает громкую музыку.
— Дженника кусает отца за руку, когда он надевает рубашки с длинными рукавами.
— У Митчелла режутся зубы, и он кусает пластмассовую вешалку.
Как вы можете видеть из вышеперечисленных примеров, одно и то же поведение (кусание) может происходить в совершенно разных контекстах и, скорее всего, оно выполняет разные функции.В некоторых случаях, мотивация поведения в получении или сохранении желанного предмета или занятия, в то время как в других случаях ребенок пытается уклониться или избежать чего-то неприятного. Мы надеемся, что вы заметили, как «сенсорное» объяснение, основанное только на факте укусов, может упустить мотивацию из виду в большинстве этих случаев.
Так что наш первый вывод — не каждая поведенческая проблема имеет сенсорное объяснение, другими словами, сенсорная стимуляция не всегда имеет отношение к мотивации поведения.Если же мы будем считать определенное поведение «сенсорным» по умолчанию, рекомендуемое сенсорное вмешательство может не оказать реальной помощи.
Во-вторых, мы должны различать сенсорные потребности и сенсорные предпочтения. В качестве примера подобной разницы возьмем такое поведение как мытье рук. Эйприл и Элис — две женщины, которые очень часто моют руки.
— Эйприл моет руки каждый раз, когда она касается дверной ручки, мокрой поверхности или пользуется офисным телефоном. Она сообщает, что боится микробов, и если мытье рук откладывается (например, когда она на встрече или в туалете очередь), то она демонстрирует признаки нервного возбуждения. С точки зрения поведенческого аналитика мытье рук в ее случае поддерживается отрицательным подкреплением, потому что это поведение избавляет Эйприл от дискомфорта, связанного с немытыми руками. Эйприл может сказать: «Мне действительно нужно вымыть руки, и для меня огромное облегчение это сделать».
— По другую руку (простите за каламбур) у нас Элис, которая также моет руки по нескольку раз в день. Ей ужасно нравится «первоклассное» карамельное мыло в туалете двумя этажами выше ее офиса. Для нее не проблема постоять в очереди, чтобы попасть в этот туалет. С точки зрения поведенческого аналитика мытье рук в ее случае поддерживается положительным подкреплением, потому что в результате она получает предмет, который ей нравится. Элис может сказать: «Мне очень нравится мыть руки именно этим мылом. Надеюсь получить его в подарок на день рождения».
Как видите, для Эйприл это «потребность», а для Элис «удовольствие». Чтобы привести пример имеющий больше отношения к аутизму, давайте заменим мытье рук на качание на качелях. Как и многие другие дети, некоторые дети с аутизмом очень любят качаться, они будут стараться, чтобы заработать доступ к качелям, и будут демонстрировать явные признаки удовольствия на качелях. В то же время другие дети при состоянии сильного нервного возбуждения могут успокоиться, если покачаются на качелях, но совсем не обязательно, что они сами выберут это занятие (точно также таблетка обезболивающего может избавить ребенка от боли, но совсем не обязательно, что он будет ее просить).
Так что наш второй вывод — даже если поведение направлено на получение сенсорных ощущений, оно не всегда отражает «потребность».
Давайте посмотрим, когда термин «сенсорная потребность» используется неправильно. Не так уж редко можно встретить человека с аутизмом, чье нежелательное поведение, например, кусание, может прекратиться, если надеть на него утяжеленный жилет, или, например, истерика может прекратиться, когда ему дадут печенье. В обоих случаях у человека чего-то не было. И в обоих случаях поведение, с большой вероятностью, исчезнет, как только он получит жилет или печенье.
Это указывает на то, что эти предметы являются подкрепителями, а функция поведения состоит в доступе к ним. Тогда почему же в первом случае (кусание, чтобы получить жилет) часто делается вывод, что причина поведения в «сенсорных потребностях», в то время как во втором случае (истерика, чтобы получить печенье), никто не говорит о «пищевых потребностях» как причине?
Занятия, которые стимулируют наши чувства, могут выполнять разные поведенческие функции в зависимости от мотивации. Прыжки на батуте с большой вероятностью будут повторяться из-за подкрепляющего вестибулярного эффекта — это весело. Можно задаться вопросом: «Я прыгаю на батуте, потому что мне нужно прыгать на батуте, или потому что это весело?» Но в обоих случаях я буду делать все возможное ради возможности попрыгать на батуте (и тем самым подтверждать его подкрепляющую ценность). При этом поведение будет зависеть от истории подкреплений и наказаний, речевого репертуара, социальной обусловленности и, возможно, уровня депривации или силы мотивации. Например, если я очень долго прыгал на батуте, моя мотивация прыгать может снизиться, и я с меньшей вероятностью буду прибегать к поведению, которое позволит мне попрыгать.
Наконец, любая дискуссия о «сенсорных потребностях» будет неполной без обсуждения вопроса сенсорной гиперчувствительности. Мы также знаем людей с аутизмом, которые крайне негативно реагируют на сенсорные стимулы (например, громкие звуки, яркое освещение) и которые слишком чувствительны к определенным поверхностям или тканям (например, ярлычку на одежде или определенным продуктам). Эти дети и взрослые учатся тем видам поведения, которые позволяют уменьшить подобную неприятную стимуляцию. Однако это не относится только к аутизму — повышенная чувствительность к определенным стимулам может быть и у людей без аутизма. Есть люди, которые будут испытывать сильный дискомфорт в ситуациях, которые покажутся безобидными большинству из нас (например, громкая музыка).
Люди с необходимыми исходными навыками начнут прибегать к поведению, которое позволит уменьшить тревожность, связанную с неприятным сенсорным опытом, например, это может быть избегание (покинуть ситуацию), уклонение (не допустить подобную ситуацию) или несовместимое поведение (техники релаксации). Но в этих случаях у человека уже есть сложный репертуар навыков. Редко встретишь взрослого человека без аутизма, который начнет кричать или драться, столкнувшись с сенсорным дискомфортом. У большинства из нас есть сложный речевой репертуар, который позволяет нам компенсировать ситуацию или договориться более социально приемлемым образом.
К сожалению, у многих людей с аутизмом нет репертуара, чтобы облегчить тревожность или дискомфорт социально приемлемым образом. При этом многие неприемлемые виды поведения сформировались много лет назад и доказали свою эффективность для избавления от неприятной стимуляции.
Если мы находимся в комнате, где слишком громко играет музыка, то мы уйдем или попросим ее выключить. Если и то, и другое невозможно, то мы можем решить потерпеть. При этом наш опыт говорит о том, что такое поведение как укусы приведет к нежелательным для нас социальным последствиям. Но что если:
— Мы не владеем языком, чтобы попросить выключить музыку?
— Мы не знаем, что можем уйти, или не можем об этом попросить, или нас заставляют остаться?
— Социальные последствия не так значимы для нас, как для большинства людей? Другими словами, нам все равно, как мы будем выглядеть в глазах окружающих, и пригласят ли нас сюда снова?
Если все вышеперечисленное верно, то мы вполне можем начать кусаться, чтобы музыку выключили или чтобы нас вывели отсюда.
Теперь, предположим, что все эти навыки у нас есть, и мы всегда можем избавиться от стресса или сенсорной перегрузки, избежав ситуации, либо мы терпим дискомфорт, потому что такое поведение сформировано у нас социальными последствиями. Скорее всего, никто даже и не подумает, что у нас есть сенсорные проблемы и не предложит нам сенсорную диету или сенсорную интеграционную терапию. Однако, когда человек с аутизмом испытывает точно такой же дискомфорт и пытается избежать его единственным доступным способом, то говорят, что у него «сенсорные проблемы», хотя лучше сказать, что ему не хватает навыков.
Так что наш финальный вывод — «сенсорные» трудности указывают на необходимость обучения новым навыкам, и этим навыкам можно обучать с помощью стратегий поведенческого анализа.
Напоследок, мы вовсе не утверждаем, что у поведения вашего сына нет сенсорных причин. Мы лишь говорим о том, что возможны и другие объяснения его поведения, которые могут быть выявлены в ходе функциональной оценки, и эти альтернативные объяснения надо тщательно рассмотреть. Для того, чтобы разработать наиболее подходящий, индивидуализированный план терапии для вашего сына, сначала нужно проанализировать функции его поведения, оценить, есть ли сенсорные причины этого поведения (и связаны ли они с «потребностью» или «удовольствием»). Также необходимо определить навыки (например, навыки просьбы), которые сейчас у него отсутствуют и которые смогли бы вытеснить или заменить поведение кусания, либо позволить ему справиться с ситуацией, лучше повлияв на окружающую среду.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
outfund.ru
Сертификация поведенческих аналитиков - BCBA и BCaBA ~ Аутизм | АВА
Дорогие друзья и коллеги!
Мы рады сообщить вам, что Международная сертификационная комиссия ВАСВ утвердила обучение в рамках проекта "Коррекционная работа с детьми с аутизмом на основе прикладного анализа поведения (теория и практика)" на базе центра "Наш Солнечный Мир" в соответствии с НОВЫМИ стандартами сертификации.Очная программа обучения поведенческий аналитиков уровня ВСВА является, на сегодняшний день, единственной очной программой обучения в России. Ближайший курс начнется, как и планировалось, 25-го сентября 2013 г., и студенты, окончившие эту программу обучения смогут сдавать международный сертификационный экзамен и после 2014 года.Более того, в проекте будет дополнительная программа - Дистанционное обучение на уровень BCaBA. Это новая программа, обучение в которой начнется 1-го октября. Студенты предыдущих потоков дистанционного обучения при желании смогут перейти на эту программу.
И конечно же, дистанционная программа начального уровня продолжается. В рамках этой образовательной программы родители и специалисты могут получить базовые знания, соответствующие уровню тераписта АВА.
И дополнительная новость - BACB утвердила Екатерину Жесткову, первого сертифицированного поведенческого аналитика в России как преподавателя в сертификационных программах, так что с сентября очное обучение будет проводиться двумя преподавателями - Юлией Эрц, МА, BCBA и Екатериной Жестковой*, МА, BCBA. А программы дистанционных курсов будет сопровождать также Ольга Витальевна Доленко, детский психиатр высшей категории и Татьяна Игоревна Бессонова, педагог-психолог, ведущий специалист Запорожского областного дошкольного психоневрологического центра
Уверены, что обучение будет интересным и полезным, а в России, Украине и других странах СНГ продолжат появляться новые сертифицированные специалисты!
*Екатерина Жесткова уволена в 2016г за неэтичное отношение к коллегам и студентам курсов.
autism-aba.blogspot.com