Диалектическая поведенческая терапия. Диалектико поведенческая терапия
Диалектическая поведенческая терапия | База знаний
Диалекти́ческая поведе́нческая терапи́я (англ. Dialectical behavior therapy — DBT) была создана около 1987 года американским психологом Маршей Линехан (en: Marsha M. Linehan, неправильный вариант произношения фамилии - Лайнен) для лечения пациентов, страдающих пограничным расстройством личности. Этот подход помогает уменьшить риск слишком интенсивной эмоциональной реакции на стрессовые ситуации и снижает опасностьсуицидального, агрессивного или аутодеструктивного поведения. Диалектическая поведенческая психотерапия является одним из направлений «третьей волны» поведенческой психотерапии. Она называется «диалектической», поскольку пациенту предлагается осознать, что существует много различных точек зрения на ситуацию, которую он субъективно воспринимает, как «невыносимую» и «безвыходную». Благодаря этому диалектическому подходу к ситуации, пациент приобретает способность спокойно взвешивать все «за» и «против», а затем выбирать тот взгляд на проблему, который позволит ему вести себя наиболее благоприятным для него образом. Слово «диалектическая» в названии метода также подчеркивает, что в нем пациента обучают отказу от ограничивающего подхода, сводящегося к прямолинейным представлениям о причинно-следственных отношениях. Пациента также учат находить оптимальную линию поведения с помощью сопоставления различных (иногда противоречивых) взглядов и мнений (по диалектической схеме «тезис-антитезис-синтез»). Диалектическая психотерапия являетсяэклектическим течением. Помимо диалектических приемов анализа проблемы, в ней также используются методы когнитивно-поведенческой терапии, приемы эффективного общения и некоторые медитативные техники.
Теоретическая база
Основной идеей диалектической психотерапии является гипотеза о том, что в основе пограничного расстройства личности является неспособность больного контролировать свои негативные эмоции. Предполагается, что эта проблема возникает из-за того, что ребенок, от рождения обладающий уязвимой в эмоциональном отношении психикой, растет в неблагоприятных семейных условиях. Если в семье эмоциональные потребности ребенка не получают адекватной поддержки, то его способность к эмоциональному контролю не развивается должным образом, и во взрослом возрасте эта эмоциональная неустойчивость может выразиться в агрессивном, суицидальном или аутодеструктивном поведении. Бывает также, что нормальные эмоциональные реакции индивида (ребенка или взрослого) воспринимаются окружением как неадекватные или болезненные. Это постепенно формирует ощущение несостоятельности собственного Я индивида, что постоянно приводит к эмоциональным срывам у него самого или у тех, кто его окружает. По этой причине, одной из первостепенных задач терапевта является безоговорочное принятие эмоциональных реакций пациента и подтверждение того, что пациент имеет право испытывать эти эмоции или вести себя тем или иным образом. Не осуждая того, что чувствует пациент, терапевт, тем не менее, при необходимости напоминает ему, что некоторые эмоции и типы поведения не являются полезными для него; затем терапевт указывает пациенту на альтернативные способы реагирования на ту или иную проблемную ситуацию.
Навыки, развиваемые в ходе терапии
Поскольку главной проблемой пациентов, страдающих пограничным расстройством личности, является эмоциональная неустойчивость и крайне интенсивные эмоциональные реакции на стресс, диалектическая терапия включает в себя развитие определенных навыков, помогающих контролировать негативные эмоции и вести себя оптимальным способом. К этим навыкам относятся:
- Не-суждение. Этот навык помогает пациенту стать беспристрастным наблюдателем того, что происходит вокруг него, а также того, что чувствует он сам. События и эмоции воспринимаются как факт, при этом они не оцениваются с точки зрения «хорошо/плохо» или «правильно/неправильно». Такой подход позволяет уменьшить интенсивность эмоциональной реакции на ситуацию, а также не испытывать чувство вины или неполноценности по поводу собственной эмоциональной реакции на происходящее.
- Умение описывать ситуацию в терминах не-суждения, для того, чтобы спокойно объяснить окружающим, в чем заключается проблема и что желательно сделать для её решения.
- Вовлечение в действие. Этот навык помогает индивиду полностью посвящать себя задаче, которую он решает в конкретный момент.
- Умение фокусировать внимание на одном объекте (One-mindfully). Это уменьшает опасность возникновения чрезмерно интенсивных эмоций и помогает конструктивному подходу к проблеме.
- Оценка по критерию эффективности. Это подразумевает, что пациенту следует делать то, что помогает ему чувствовать себя лучше («This is simply doing what works»).
- «Само-успокаивание» (Self-soothe). Этот навык подразумевает, что пациент обращается с самим собой заботливо и доброжелательно и старается не вести себя аутодеструктивно.
Аббревиатуры, применяемые в диалектической терапии
Для облегчения запоминания того, что следует делать в проблемной ситуации, в диалектической терапии используются различные аббревиатуры, по смыслу связанные с задачей, которую пациент должен решить.
Приемы поведения в стрессовых ситуациях
ACCEPTS
Этот метод помогает пациенту использовать приемы отвлечения в ситуации, которая вызывает у него слишком интенсивные негативные эмоции. Для лучшего запоминания этих приемов используется аббревиатура ACCEPTS:
- Activities — Активность: делать то, что доставляет удовольствие.
- Contribute — Помогать другим людям.
- Comparisons — Сравнивать себя с людьми, которые находятся в более тяжелой ситуации или вспомнить собственный прошлый опыт преодоления более сложных проблем.
- Emotions (other) — Постараться вызвать у себя положительные эмоции, например, используя чувство юмора.
- Push away — Временно отстраниться от проблемы. На некоторое время постараться заняться чем-то другим.
- Thoughts (other) — Заставить себя думать о чем-то, не связанным с проблемой.
- Sensations (other) — Заняться чем-то, помогающим испытать иные интенсивные ощущения (например, принять холодный душ)
IMPROVE
Приемы, которые следует использовать в интенсивной стрессовой ситуации, обозначаются аббревиатурой IMPROVE:
Imagery — Вообразить приятный образ, способствующий релаксации, или же представить себе, что проблема благополучно разрешилась.
Meaning — Найти смысл в своих ощущениях.
Prayer — Для верующих рекомендуется использовать молитву, а для неверующих — проговаривать «личную мантру».
Relaxation — Расслабить мускулы, глубоко дышать, использовать «приемы самоуспокоения» (см. выше).
One thing in the moment — Сконцентрировать внимание на том, что вы делаете в данный момент.
Vacation — Постараться ненадолго отвлечься и отдохнуть.
Encouragement — Постараться подбодрить самого себя. Сказать себе «Я способен справиться с этой проблемой».
PLEASE MASTER
При пограничном расстройстве личности у пациента часто наблюдаются различные типы аутодеструктивного поведения, которые могут быть явными или скрытыми (например, при возникновении какого-либо заболевания не пытаться вылечить его). PLEASE MASTER является аббревиатурой для списка приемов, которые способствуют физическому и эмоциональному здоровью:
PhysicaL illness (treat) — В случае плохого самочувствия следует применить необходимые методы лечения.
Eating (balanced) — Следует придерживаться здоровой диеты и умеренности в еде.
Avoid mood-altering drugs — Не принимать наркотические средства или лекарства, которые не были выписаны врачом.
Sleep (balanced) — Избегать недостаточного или избыточного сна (рекомендуется спать восемь часов в сутки).
Exercise — Физические упражнения помогают выработке эндорфинов, что способствует положительным эмоциям.
Навыки эффективного общения
Эти приемы не являются специфическими для диалектической терапии, они также используются в других терапевтических методиках, предназначенных для улучшения способности к общению с окружающими. Хотя пациенты, страдающие пограничным расстройством личности, в целом не имеют проблем в общении, они могут испытывать значительные трудности в сложных или конфликтных ситуациях (поскольку подобные ситуации вызывают у них интенсивные эмоциональные реакции). Для запоминания этих приемов используются следующие аббревиатуры:
DEARMAN
DEARMAN — это список приемов, используемых для того, чтобы просьба была эффективной:
- Describe — опишите вашу проблему.
- Express — выразите, что вы чувствуете, и помогите собеседнику понять, почему вам необходима помощь.
- Assert — ведите себя уверенно, ясно объясняя собеседнику, чего именно вы хотите.
- Reinforce — подкрепите вашу позицию, указав, какие положительные последствия будет иметь исполнение вашей просьбы.
- Mindful of the situation — Сконцентрируйте ваше внимание на проблеме и игнорируйте все, что может отвлечь вас.
- Appear Confident — старайтесь казаться уверенным в себе даже если на самом деле вы не уверенны в себе.
- Negotiate — при необходимости «торгуйтесь» для того, чтобы прийти к удобному для вас компромиссу.
GIVE
Эти приемы помогают поддерживать хорошие отношения с окружающими.
- Gentle — Используйте вежливую манеру общения, не применяйте вербальную или физическую агрессию, не забывайте о принципе не-суждения (см.выше).
- Interested — Если собеседник говорит о чем то, проявляйте интерес к его словам. Поддерживайте зрительный контакт, задавайте вопросы.
- Validate — Покажите собеседнику, что вы понимаете его проблему и сочувствуете ему (с помощью слов, выражения лица и жестов).
- Easy Manner — Во время разговора оставайтесь спокойны, улыбайтесь, используйте юмор.
FAST
Этот набор приемов помогает индивиду сохранять самоуважение в проблемной ситуации:
Fair — будьте справедливы к себе и к собеседнику.
Apologies (few) — не извиняйтесь более одного раза, если вы поступили неправильно.
Stick to Your Values — не отказывайтесь от своей системы ценностей и от того, во что вы верите. Не позволяйте другим людям заставлять вас делать то, что не соответствует вашим моральным ценностям.
Truthful — не лгите. Ложь не только вредит взаимоотношениям, но и уменьшает ваше уважение к самому себе.
Схема диалектической терапии
В диалектической поведенческой психотерапии используется три модуля работы с пациентом:
- Групповая терапия для развития навыков общения и эмоционального контроля. Обычно члены группы собираются один раз в неделю, каждая встреча длится около двух с половиной часов. Во время каждой встречи выполняются групповые упражнения проводятся ролевые игры, и предлагаются домашние задания).
- Индивидуальная терапия, проводимая еженедельно (каждый сеанс длится 40-50 минут). Во время индивидуальных сеансов терапевт и пациент обсуждают трудности, которые могут возникнуть в ходе групповой терапии, или кризисные ситуации из повседневной жизни пациента. Терапевт помогает пациенту применить диалектический подход к проблеме и найти оптимальное решение.
- Психологическая поддержка по телефону. В случае, если пациент попадает в стрессовую ситуацию, в которой он не может справиться со своими эмоциями, он может получить немедленную помощь от своего терапевта. Беседа по телефону обычно длится около 15 минут.
Этапы терапии
- На первом этапе необходимо устранить паттерны поведения угрожающие жизни пациента (суицидальное или аутодеструктивное поведения), а также установки, препятствующие проведению психотерапии и снижающие качество жизни пациента. На этом этапе терапевт также стремится улучшить поведенческие навыки пациентов.
- Вторая стадия предназначена для улучшения состояния пациента, после того, как он преодолел тяжелые нарушения поведения, но тем не менее, находится в состоянии «тихого отчаяния». В этой стадии особое внимание уделяется проблемам, связанным с травматическими событиями, некогда пережитыми пациентами.
- Третья стадия сводится к переходу «обычному счастью и несчастью», при этом пациент с помощью терапевта решает проблемы, возникающие в его повседневной жизни.
- Целью четвертой стадии является преодоление чувства неполноценности и развитие «способности ощущать постоянную удовлетворенность жизнью».
Эффективность
Клинические наблюдения показывают, что пациенты, с которыми проводится диалектическая терапия, имеют меньше симптомов депрессии, они реже госпитализируются, имеют меньше суицидальных мыслей и реже проявляют аутодеструктивное поведение В случае, когда диалектическая психотерапия была предложена лицам, страдающим токсикоманией, было отмечено уменьшение употребления наркотических веществ. Позитивный эффект также наблюдался, когда этот тип терапии проводился с лицами, имеющими расстройства пищевого поведения (булимия) или проявляющими агрессивность.
Обучение терапевтов
Организация обучения в основном осуществляется центром, находящимся в Сиэтле (Behavioral Technology Transfer Group).
Группы поддержки для терапевтов
Особенностью диалектической терапии является то, что в большинстве случаев психологам приходится работать с тяжелыми пациентами, что может привести к эмоциональному выгоранию. По этой причине для психологов, которые практикуют этот тип психотерапии, предлагается групповая психотерапия. Обычно встречи происходят раз в неделю, каждая встреча длится 2 часа.
psyweb.global
Диалектическая поведенческая терапия - Главная страница
Здравствуйте!
Мы рады приветствовать вас на странице первого в России сообщества диалектической поведенческой терапии (dialectical behavior therapy, DBT).
Мы - группа специалистов в области психического здоровья, всем сердцем желаем помочь своим пациентам, страдающим от невыносимой эмоциональной боли.
Нам, как и многим профессионалам, хорошо знакомо чувство беспомощности при работе с пограничным расстройством личности, хроническими и рецидивирующими депрессиями, хронической суицидальностью и самоповреждением. На протяжении многих лет мы пытались использовать общераспространённые психотерапевтические методики, такие как психофармакотерапия, когнитивно-поведенческая терапия и психоанализ, сталкиваясь с их ограниченной эффективностью при ПРЛ, что приводило к нередкому разочарованию в работе и эмоциональному выгоранию.
Трудности при работе с невыносимой эмоциональной болью наших пациентов выковали нашу решимость принести в Россию диалектическую поведенческую терапию - метод, обладающий доказанной эффективностью при тяжёлых личностных и поведенческих расстройствах и нарушении регуляции эмоций.
Наша задача - повлиять на всю систему помощи людям с пограничным расстройством личности, хронической суицидальностью и самоповреждением в нашей стране, повысить уровень информированности и подготовки практикующих специалистов - с тем, чтобы тысячи пациентов в нашей стране могли получить эффективную современную помощь и живое человеческое отношение и участие. Мы убеждены, что DBT-терапия должна превратиться из экзотики в стандарт помощи при тяжёлых поведенческих нарушениях, заняв в системе помощи подобающее ей место, какое она занимает в здравоохранении развитых стран.
Московская команда DBT.
dbtrussia.org
Диалектическая поведенческая терапия - это... Что такое Диалектическая поведенческая терапия?
Диале́́ктическая повед́енческая терапи́я (англ. Dialectical behavior therapy - DBT) была создана около 1987 года американским психологом Маршей Линехан (en: Marsha M. Linehan) для лечения пациентов, страдающих пограничным расстройством личности. Этот подход помогает уменьшить риск слишком интенсивной эмоциональной реакции на стрессовые ситуации и снижает опасность суицидального, агрессивного или аутодеструктивного поведения. Диалектическая поведенческая психотерапия является одним из направлений «третьей волны» поведенческой психотерапии. Она называется «диалектической», поскольку пациенту предлагается осознать, что существует много различных точек зрения на ситуацию, которую он субъективно воспринимает, как «невыносимую» и «безвыходную». Благодаря этому диалектическому подходу к ситуации, пациент приобретает способность спокойно взвешивать все «за» и «против», а затем выбирать тот взгляд на проблему, который позволит ему вести себя наиболее благоприятным для него образом. Слово “диалектическая” в названии метода также подчеркивает, что в нем пациента обучают отказу от ограничивающего подхода, сводящегося к прямолинейным представлениям о причинно-следственных отношениях. Пациента также учат находить оптимальную линию поведения с помощью сопоставления различных (иногда противоречивых) взглядов и мнений[1] (по диалектической схеме “тезис-антитезис-синтез”). Диалектическая психотерапия является эклектическим течением. Помимо диалектических приемов анализа проблемы, в ней также используются методы конгитивно-поведенческой терапии, приемы эффективного общения и некоторые медитативные техники.
Теоретическая база
Основной идеей диалектической психотерапии является гипотеза о том, что в основе пограничного расстройства личности является неспособность больного контролировать свои негативные эмоции. Предполагается, что эта проблема возникает из-за того, что ребенок, от рождения обладающий уязвимой в эмоциональном отношении психикой, растет в неблагоприятных семейных условиях. Если в семье эмоциональные потребности ребенка не получают адекватной поддержки, то его способность к эмоциональному контролю не развивается должным образом, и во взрослом возрасте эта эмоциональная неустойчивость может выразиться в агрессивном, суицидальном или аутодеструктивном поведении[2]. Бывает также, что нормальные эмоциональные реакции индивида (ребенка или взрослого) воспринимаются окружением как неадекватные или болезненные. Это постепенно формирует ощущение несостоятельности собственного Я индивида, что постоянно приводит к эмоциональным срывам у него самого или у тех, кто его окружает[1]. По этой причине, одной из первостепенных задач терапевта является безоговорочное принятие эмоциональных реакций пациента и подтверждение того, что пациент имеет право испытывать эти эмоции или вести себя тем или иным образом. Не осуждая того, что чувствует пациент, терапевт, тем не менее, по при необходимости напоминает ему, что некоторые эмоции и типы поведения не являются полезными для него; затем терапевт указывает пациенту на альтернативные способы реагирования на ту или иную проблемную ситуацию[3].
Навыки, развиваемые в ходе терапии
Поскольку главной проблемой пациентов, страдающих пограничным расстройством личности, является эмоциональная неустойчивость и крайне интенсивные эмоциональные реакции на стресс, диалектическая терапия включает в себя развитие определенных навыков, помогающих контролировать негативные эмоции и вести себя оптимальным способом. К этим навыкам относятся:
- Не-суждение. Этот навык помогает пациенту стать беспристрастным наблюдателем того, что происходит вокруг него, а также того, что чувствует он сам. События и эмоции воспринимаются как факт, при этом они не оцениваются с точки зрения «хорошо/плохо» или «правильно/неправильно». Такой подход позволяет уменьшить интенсивность эмоциональной реакции на ситуацию, а также не испытывать чувство вины или неполноценности по поводу собственной эмоциональной реакции на происходящее.
- Умение описывать ситуацию в терминах не-суждения, для того, чтобы спокойно объяснить окружающим, в чем заключается проблема и что желательно сделать для ее решения.
- Вовлечение в действие. Этот навык помогает индивиду полностью посвящать себя задаче, которую он решает в конкретный момент.
- Умение фокусировать влияние на одном объекте (One-mindfully). Это уменьшает опасность возникновения чрезмерно интенсивных эмоций и помогает конструктивному подходу к проблеме.
- Оценка по критерию эффективности. Это подразумевает, что пациенту следует делать то, что помогает ему чувствовать себя лучше («This is simply doing what works»).
- «Само-ублажение» (Self-soothe). Этот навык подразумевает, что пациент обращается с самим собой заботливо и доброжелательно и старается не вести себя аутодеструктивно[4].
Аббревиатуры, применяемые в диалектической терапии
Для облегчения запоминания того, что следует делать в проблемной ситуации, в диалектической терапии используются различные аббревиатуры, по смыслу связанные с задачей, которую пациент должен решить.
Приемы поведения в стрессовых ситуациях
ACCEPTSЭтот метод помогает пациенту использовать приемы отвлечения в ситуации, которая вызывает у него слишком интенсивные негативные эмоции. Для лучшего запоминания этих приемов используется аббревиатура ACCEPTS:
- Activities – Активность: делать то, что доставляет удовольствие.
- Contribute – Помогать другим людям.
- Comparisons – Сравнивать себя с людьми, которые находятся в более тяжелой ситуации или вспомнить собственный прошлый опыт преодоления более сложных проблем.
- Emotions (other) – Постараться вызвать у себя положительные эмоции, например, используя чувство юмора.
- Push away – Временно отстраниться от проблемы. На некоторое время постараться заняться чем-то другим.
- Thoughts (other) – Заставить себя думать о чем-то, не связанным с проблемой.
- Sensations (other) – Заняться чем-то, помогающим испытать иные интенсивные ощущения (например, принять холодный душ)[4]
Приемы, которые следует использовать в интенсивной стрессовой ситуации, обозначаются аббревиатурой IMPROVE:
- Imagery – Вообразить приятный образ, способствующий релаксации, или же представить себе, что проблема благополучно разрешилась.
- Meaning – Найти смысл в своих ощущениях.
- Prayer – Для верующих рекомендуется использовать молитву, а для неверующих – проговаривать «личную мантру».
- Relaxation – Расслабить мускулы, глубоко дышать, использовать «приемы самоублажения» (см. выше).
- One thing in the moment – Сконцентрировать внимание на том, что вы делаете в данный момент.
- Vacation – Постараться ненадолго отвлечься и отдохнуть.
- Encouragement – Постараться подбодрить самого себя. Сказать себе «Я способен справиться с этой проблемой» [4].
При пограничном расстройстве личности у пациента часто наблюдаются различные типы аутодеструктивного поведения, которые могут быть явными или скрытыми (например, при возникновении какого-либо заболевания не пытаться вылечить его). PLEASE MASTER является аббревиатурой для списка приемов, которые способствуют физическому и эмоциональному здоровью:
- PhysicaL illness (treat) – В случае плохого самочувствия следует применить необходимые методы лечения.
- Eating (balanced) – Следует придерживаться здоровой диеты и умеренности в еде.
- Avoid mood-altering drugs – Не принимать наркотические средства или лекарства, которые не были выписаны врачом.
- Sleep (balanced) – Избегать недостаточного или избыточного сна (рекомендуется спать восемь часов в сутки).
- Exercise – Физические упражнения помогают выработке эндорфинов, что способствует положительным эмоциям[9].
Навыки эффективного общения
Эти приемы не являются специфическими для диалектической терапии, они также используются в других терапевтических методиках, предназначенных для улучшения способности к общению с окружающими. Хотя пациенты, страдающие пограничным расстройством личности, в целом не имеют проблем в общении, они могут испытывать значительные трудности в сложных или конфликтных ситуациях (поскольку подобные ситуации вызывают у них интенсивные эмоциональные реакции). Для запоминания этих приемов используются следующие аббревиатуры:
DEARMANDEARMAN - это список приемов, используемых для того, чтобы просьба была эффективной:
- Describe – опишите вашу проблему.
- Express – выразите, что вы чувствуете, и помогите собеседнику понять, почему вам необходима помощь.
- Assert – ведите себя уверенно, ясно объясняя собеседнику, чего именно вы хотите.
- Reinforce – подкрепите вашу позицию, указав, какие положительные последствия будет иметь исполнение вашей просьбы
- Mindful of the situation - Сконцентрируйте ваше внимание на проблеме и игнорируйте все, что может отвлечь вас.
- Appear Confident – старайтесь казаться уверенным в себе даже если на самом деле вы не уверенны в себе.
- Negotiate - при необходимости «торгуйтесь» для того, чтобы прийти к удобному для вас компромиссу.
Эти приемы помогают поддерживать хорошие отношения с окружающими.
- Gentle – Используйте вежливую манеру общения, не применяйте вербальную или физическую агрессию, не забывайте о принципе не-суждения (см.выше).
- Interested – Если собеседник говорит о чем то, проявляйте интерес к его словам. Поддерживайте зрительный контакт, задавайте вопросы.
- Validate – Покажите собеседнику, что вы понимаете его проблему и сочувствуете ему (с помощью слов, выражения лица и жестов).
- Easy Manner – Во время разговора оставайтесь спокойны, улыбайтесь, используйте юмор[4].
Этот набор приемов помогает индивиду сохранять самоуважение в проблемной ситуации:
- Fair – будьте справедливы к себе и к собеседнику.
- Apologies (few) – не извиняйтесь более одного раза, если вы поступили неправильно.
- Stick to Your Values - не отказывайтесь от своей системы ценностей и от того, во что вы верите. Не позволяйте другим людям заставлять вас делать то, что не соответствует вашим моральным ценностям.
- Truthful – не лгите. Ложь не только вредит взаимоотношениям, но и уменьшает ваше уважение к самому себе[4].
Схема диалектической терапии
В диалектической поведенческой психотерапии используется три модуля работы с пациентом[5]:
- Групповая терапия для развития навыков общения и эмоционального контроля. Обычно члены группы собираются один раз в неделю, каждая встреча длится около двух с половиной часов. Во время каждой встречи выполняются групповые упражнения проводятся ролевые игры, и предлагаются домашние задания)[1].
- Индивидуальная терапия, проводимая еженедельно (каждый сеанс длится 40-50 минут)[1]. Во время индивидуальных сеансов терапевт и пациент обсуждают трудности, которые могут возникнуть в ходе групповой терапии, или кризисные ситуации из повседневной жизни пациента. Терапевт помогает пациенту применить диалектический подход к проблеме и найти оптимальное решение[5].
- Психологическая поддержка по телефону. В случае, если пациент попадает в стрессовую ситуацию, в которой он не может справиться со своими эмоциями, он может получить немедленную помощь от своего терапевта. Беседа по телефону обычно длится около 15 минут[5].
Этапы терапии
- На первом этапе необходимо устранить паттерны поведения угрожающие жизни пациента (суицидальное или аутодеструктивное поведения), а также установки, препятствующие проведению психотерапии и снижающие качество жизни пациента. На этом этапе терапевт также стремится улучшить поведенческие навыки пациентов.
- Вторая стадия предназначена для улучшения состояния пациента, после того, как он преодолел тяжелые нарушения поведения, но тем не менее, находится в состоянии «тихого отчаяния». В этой стадии особое внимание уделяется проблемам, связанным с травматическими событиями, некогда пережитыми пациентами.
- Третья стадия сводится к переходу “обычному счастью и несчастью”, при этом пациент с помощью терапевта решает проблемы, возникающие в его повседневной жизни.
- Целью четвертой стадии является преодоление чувства неполноценности и развитие “способности ощущать постоянную удовлетворенность жизнью” [1].
Эффективность
Клинические наблюдения показывают, что пациенты, с которыми проводится диалектическая терапия, имеют меньше симптомов депрессии, они реже госпитализируются, имеют меньше суицидальных мыслей и реже проявляют аутодеструктивное поведение[6] В случае, когда диалектическая психотерапия была предложена лицам, страдающим токсикоманией, было отмечено уменьшение употребления наркотических веществ[7]. Позитивный эффект также наблюдался, когда этот тип терапии проводился с лицами, имеющими расстройства пищевого поведения (булимия)[8] или проявляющими агрессивность[9].
Обучение терапевтов
Организация обучения в основном осуществляется центром, находящимся в Сиэтле (Behavioral Technology Transfer Group) [1].
Группы поддержки для терапевтов
Особенностью диалектической терапии является то, что в большинстве случаев психологам приходится работать с тяжелыми пациентами, что может привести к эмоциональному выгоранию. По этой причине для психологов, которые практикуют этот тип психотерапии, предлагается групповая психотерапия. Обычно встречи происходят раз в неделю, каждая встреча длится 2 часа[5].
См. также
Рационально-эмоционально-поведенческая терапия
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Palmer R.L. Диалектическая поведенческая терапия при пограничном расстройстве личности, Advances in psychiatric treatment 2002, vol. 8, pp. 10-16, Проверено 4 ноября 2012
- ↑ Linehan, M.M., Cognitive behavioral treatment of borderline personnality disorder. New York, NY, Guillford Press, 1993
- ↑ Linehan, M. M. & Dimeff, L. (2001). Dialectical Behavior Therapy in a nutshell, The California Psychologist, 34, 10-13
- ↑ 1 2 3 4 5 Lisa Dietz DBT Skills List (2003). Проверено 26 апреля 2010.
- ↑ 1 2 3 4 Janelle A., Labelle R. La therapie comportementale dialectique, une voie d'espoir pour traiter les troubles mentaux complexes. Le magazine de l'Ordre des psychologues du Québec, vol.26, N. 6, novembre 2010
- ↑ Linehan M. and all, Cognitive-behavioral treatemnt of chronicaly parasuicidal borderline patients. Archives of General Psychiatry, 48(12), 1991, 1060-1064
- ↑ Linehan M. and all., Dialectical behavior therapy versus compehensive validation therapy plus 12-step for the treatment of opioid dependent women meeting criteria for borderline personnality disorder. Drug and Alcohol Dependence, 67(1), 2002, 13-26
- ↑ Safer D.L., Telch C.F., Agras W.S., Dialectical behavior therapy for bulimia nevrosa. American Journal of Psychiatry, 158(4), 2001, 632-634
- ↑ Evershed.S. and all, Pratice-based outcomes of dialectical beahvior therapy (DBT) targeting anger and violence, with male forensic patients. Criminal Behaviour and Mental Health, 13(3), 2002, 198-213
Ссылки
dic.academic.ru
DBT - Mental Health Center
Жизни людей с пограничным расстройством личности часто наполнены мучительными эмоциональными перепадами, проблемами в отношениях, самоповреждающим поведением и хронической суицидальностью.
Диалектическая поведенческая терапия (dialectical behavior therapy, DBT) – полная сострадания и обладающая доказанной эффективностью модель помощи.
DBT — комплексная система когнитивно-поведенческой терапии, предназначенная для лечения сложных, трудно поддающихся терапии личностных и поведенческих расстройств. Изначально создававшаяся для пациентов с хроническим суицидальным поведением, DBT постепенно эволюционировала в метод, предназначенный для лечения пациентов с множественными поведенческими проблемами и пограничным расстройством личности (ПРЛ). С того времени были созданы адаптации DBT для трудно поддающихся лечению поведенческих расстройств, сопровождающихся эмоциональной дисрегуляцией, включая зависимости от психоактивных веществ, анорексию и булимию, депрессии и суицидальное поведение у подростков, депрессии у пожилых, биполярное аффективное расстройство. Существуют версии DBT, применимые в различных форматах помощи, включая амбулаторное лечение и помощь в условиях стационара, групповую и индивидуальную терапию.
Диалектическая поведенческая терапия — мировой эталон помощи людям с пограничным расстройством личности, суицидальным поведением и самоповреждением.
DBT основана на комбинированной дефицитарно-мотивационной модели ПРЛ, предполагающей, что (1) люди с ПРЛ не обладают важными навыками межличностного общения, саморегуляции (включая управление эмоциями) и перенесения дистресса, и что (2) индивидуальные и средовые факторы часто блокируют или подавляют обретение и использование пациентами поведенческих навыков и подкрепляют дисфункциональное поведение.
DBT сочетает базовые стратегии поведенческой терапии с практиками осознанности (mindfulness).
DBT исходит из сбалансированной диалектической терапевтической позиции, подчёркивающей синтез противоположностей. Диалектический подход предполагает неизбежность возникновения в терапии суицидальных пациентов с ПРЛ множества трудно сочетаемых противоположностей (необходимость принятия и изменения, пассивности и активности, уязвимость пациента и необходимость активно контактировать с окружением, и т.д.). DBT поощряет формирование гибких диалектических паттернов мышления и поведения взамен ригидного «черно-белого» типа мышления.
Фундаментальное диалектическое равновесие в DBT – это баланс между принятием пациента таким, какой он есть, и помощью ему в достижении изменений.
Процедуры принятия в DBT включают техники осознанности (то есть, внимание к настоящему моменту, принятие безоценочной позиции, сосредоточение на эффективности), а также ряд стратегий валидации и принятия. Стратегии изменения в DBT включают поведенческий анализ дезадаптивного поведения и техники поиска решений, в том числе тренировка навыков межличностного общения, эмоциональной саморегуляции, управление научением (подкрепление и наказание в терапии), когнитивная модификация, а также стратегии, основанные на экспозиции.
В рамках комплексного лечения DBT направлена на достижение пяти основных целей:
(1) расширение поведенческого репертуара,(2) повышение мотивации к изменениям (посредством модификации факторов подавления и подкрепления),(3) генерализация новых паттернов поведения за пределы терапевтического пространства,(4) структурирование терапевтической среды, необходимое для реализации ресурсов терапевта и пациента,(5) повышение возможностей и мотивации терапевта эффективно помогать пациенту.
В стандартной DBT эти функции распределены между различными форматами помощи, включая индивидуальную психотерапию, групповой тренинг навыков, телефонный коучинг и консультативную группу DBT.
Сайт сообщества диалектической поведенческой терапии в России — www.dbtrussia.org
mhcenter.ru
Диалектическая поведенческая терапия Википедия
Диалекти́ческая поведе́нческая терапи́я (англ. Dialectical behavior therapy, сокращённо DBT) была создана около 1987 года американским психологом Маршей Линехан, (неправильный вариант произношения фамилии — Лайнен) для лечения пациентов, страдающих пограничным расстройством личности. Этот подход помогает уменьшить риск слишком интенсивной эмоциональной реакции на стрессовые ситуации и снижает опасность суицидального, агрессивного или аутодеструктивного поведения. Диалектическая поведенческая психотерапия является одним из направлений «третьей волны» поведенческой психотерапии. Она называется «диалектической», поскольку пациенту предлагается осознать, что существует много различных точек зрения на ситуацию, которую он субъективно воспринимает, как «невыносимую» и «безвыходную». Благодаря этому диалектическому подходу к ситуации, пациент приобретает способность спокойно взвешивать все «за» и «против», а затем выбирать тот взгляд на проблему, который позволит ему вести себя наиболее благоприятным для него образом. Слово «диалектическая» в названии метода также подчеркивает, что в нем пациента обучают отказу от ограничивающего подхода, сводящегося к прямолинейным представлениям о причинно-следственных отношениях. Пациента также учат находить оптимальную линию поведения с помощью сопоставления различных (иногда противоречивых) взглядов и мнений[1] (по диалектической схеме «тезис-антитезис-синтез»). Диалектическая психотерапия является эклектическим течением. Помимо диалектических приемов анализа проблемы, в ней также используются методы когнитивно-поведенческой терапии, приемы эффективного общения и некоторые медитативные техники.
Теоретическая база
Основной идеей диалектической психотерапии является гипотеза о том, что в основе пограничного расстройства личности является неспособность больного контролировать свои негативные эмоции. Предполагается, что эта проблема возникает из-за того, что ребенок, от рождения обладающий уязвимой в эмоциональном отношении психикой, растет в неблагоприятных семейных условиях. Если в семье эмоциональные потребности ребенка не получают адекватной поддержки, то его способность к эмоциональному контролю не развивается должным образом, и во взрослом возрасте эта эмоциональная неустойчивость может выразиться в агрессивном, суицидальном или аутодеструктивном поведении[2]. Бывает также, что нормальные эмоциональные реакции индивида (ребенка или взрослого) воспринимаются окружением как неадекватные или болезненные. Это постепенно формирует ощущение несостоятельности собственного Я индивида, что постоянно приводит к эмоциональным срывам у него самого или у тех, кто его окружает[1]. По этой причине, одной из первостепенных задач терапевта является безоговорочное принятие эмоциональных реакций пациента и подтверждение того, что пациент имеет право испытывать эти эмоции или вести себя тем или иным образом. Не осуждая того, что чувствует пациент, терапевт, тем не менее, при необходимости напоминает ему, что некоторые эмоции и типы поведения не являются полезными для него; затем терапевт указывает пациенту на альтернативные способы реагирования на ту или иную проблемную ситуацию[3].
Навыки, развиваемые в ходе терапии
Поскольку главной проблемой пациентов, страдающих пограничным расстройством личности, является эмоциональная неустойчивость и крайне интенсивные эмоциональные реакции на стресс, диалектическая терапия включает в себя развитие определенных навыков, помогающих контролировать негативные эмоции и вести себя оптимальным способом. К этим навыкам относятся:
- Не-суждение. Этот навык помогает пациенту стать беспристрастным наблюдателем того, что происходит вокруг него, а также того, что чувствует он сам. События и эмоции воспринимаются как факт, при этом они не оцениваются с точки зрения «хорошо/плохо» или «правильно/неправильно». Такой подход позволяет уменьшить интенсивность эмоциональной реакции на ситуацию, а также не испытывать чувство вины или неполноценности по поводу собственной эмоциональной реакции на происходящее.
- Умение описывать ситуацию в терминах не-суждения, для того, чтобы спокойно объяснить окружающим, в чем заключается проблема и что желательно сделать для её решения.
- Вовлечение в действие. Этот навык помогает индивиду полностью посвящать себя задаче, которую он решает в конкретный момент.
- Умение фокусировать внимание на одном объекте (One-mindfully). Это уменьшает опасность возникновения чрезмерно интенсивных эмоций и помогает конструктивному подходу к проблеме.
- Оценка по критерию эффективности. Это подразумевает, что пациенту следует делать то, что помогает ему чувствовать себя лучше («This is simply doing what works»).
- «Само-успокаивание» (Self-soothe). Этот навык подразумевает, что пациент обращается с самим собой заботливо и доброжелательно и старается не вести себя аутодеструктивно[4].
Аббревиатуры, применяемые в диалектической терапии
Для облегчения запоминания того, что следует делать в проблемной ситуации, в диалектической терапии используются различные аббревиатуры, по смыслу связанные с задачей, которую пациент должен решить.
Приемы поведения в стрессовых ситуациях
ACCEPTSЭтот метод помогает пациенту использовать приемы отвлечения в ситуации, которая вызывает у него слишком интенсивные негативные эмоции. Для лучшего запоминания этих приемов используется аббревиатура ACCEPTS:
- Activities — Активность: делать то, что доставляет удовольствие.
- Contribute — Помогать другим людям.
- Comparisons — Сравнивать себя с людьми, которые находятся в более тяжелой ситуации или вспомнить собственный прошлый опыт преодоления более сложных проблем.
- Emotions (other) — Постараться вызвать у себя положительные эмоции, например, используя чувство юмора.
- Push away — Временно отстраниться от проблемы. На некоторое время постараться заняться чем-то другим.
- Thoughts (other) — Заставить себя думать о чем-то, не связанным с проблемой.
- Sensations (other) — Заняться чем-то, помогающим испытать иные интенсивные ощущения (например, принять холодный душ)[4]
Приемы, которые следует использовать в интенсивной стрессовой ситуации, обозначаются аббревиатурой IMPROVE:
- Imagery — Вообразить приятный образ, способствующий релаксации, или же представить себе, что проблема благополучно разрешилась.
- Meaning — Найти смысл в своих ощущениях.
- Prayer — Для верующих рекомендуется использовать молитву, а для неверующих — проговаривать «личную мантру».
- Relaxation — Расслабить мускулы, глубоко дышать, использовать «приемы самоуспокоения» (см. выше).
- One thing in the moment — Сконцентрировать внимание на том, что вы делаете в данный момент.
- Vacation — Постараться ненадолго отвлечься и отдохнуть.
- Encouragement — Постараться подбодрить самого себя. Сказать себе «Я способен справиться с этой проблемой»[4].
При пограничном расстройстве личности у пациента часто наблюдаются различные типы аутодеструктивного поведения, которые могут быть явными или скрытыми (например, при возникновении какого-либо заболевания не пытаться вылечить его). PLEASE MASTER является аббревиатурой для списка приемов, которые способствуют физическому и эмоциональному здоровью:
- PhysicaL illness (treat) — В случае плохого самочувствия следует применить необходимые методы лечения.
- Eating (balanced) — Следует придерживаться здоровой диеты и умеренности в еде.
- Avoid mood-altering drugs — Не принимать наркотические средства или лекарства, которые не были выписаны врачом.
- Sleep (balanced) — Избегать недостаточного или избыточного сна (рекомендуется спать восемь часов в сутки).
- Exercise — Физические упражнения помогают выработке эндорфинов, что способствует положительным эмоциям[9].
Навыки эффективного общения
Эти приемы не являются специфическими для диалектической терапии, они также используются в других терапевтических методиках, предназначенных для улучшения способности к общению с окружающими. Хотя пациенты, страдающие пограничным расстройством личности, в целом не имеют проблем в общении, они могут испытывать значительные трудности в сложных или конфликтных ситуациях (поскольку подобные ситуации вызывают у них интенсивные эмоциональные реакции). Для запоминания этих приемов используются следующие аббревиатуры:
DEARMANDEARMAN — это список приемов, используемых для того, чтобы просьба была эффективной:
- Describe — опишите вашу проблему.
- Express — выразите, что вы чувствуете, и помогите собеседнику понять, почему вам необходима помощь.
- Assert — ведите себя уверенно, ясно объясняя собеседнику, чего именно вы хотите.
- Reinforce — подкрепите вашу позицию, указав, какие положительные последствия будет иметь исполнение вашей просьбы
- Mindful of the situation — Сконцентрируйте ваше внимание на проблеме и игнорируйте все, что может отвлечь вас.
- Appear Confident — старайтесь казаться уверенным в себе даже если на самом деле вы не уверенны в себе.
- Negotiate — при необходимости «торгуйтесь» для того, чтобы прийти к удобному для вас компромиссу.
Эти приемы помогают поддерживать хорошие отношения с окружающими.
- Gentle — Используйте вежливую манеру общения, не применяйте вербальную или физическую агрессию, не забывайте о принципе не-суждения (см.выше).
- Interested — Если собеседник говорит о чем то, проявляйте интерес к его словам. Поддерживайте зрительный контакт, задавайте вопросы.
- Validate — Покажите собеседнику, что вы понимаете его проблему и сочувствуете ему (с помощью слов, выражения лица и жестов).
- Easy Manner — Во время разговора оставайтесь спокойны, улыбайтесь, используйте юмор[4].
Этот набор приемов помогает индивиду сохранять самоуважение в проблемной ситуации:
- Fair — будьте справедливы к себе и к собеседнику.
- Apologies (few) — не извиняйтесь более одного раза, если вы поступили неправильно.
- Stick to Your Values — не отказывайтесь от своей системы ценностей и от того, во что вы верите. Не позволяйте другим людям заставлять вас делать то, что не соответствует вашим моральным ценностям.
- Truthful — не лгите. Ложь не только вредит взаимоотношениям, но и уменьшает ваше уважение к самому себе[4].
Схема диалектической терапии
В диалектической поведенческой психотерапии используется три модуля работы с пациентом[5]:
- Групповая терапия для развития навыков общения и эмоционального контроля. Обычно члены группы собираются один раз в неделю, каждая встреча длится около двух с половиной часов. Во время каждой встречи выполняются групповые упражнения проводятся ролевые игры, и предлагаются домашние задания)[1].
- Индивидуальная терапия, проводимая еженедельно (каждый сеанс длится 40-50 минут)[1]. Во время индивидуальных сеансов терапевт и пациент обсуждают трудности, которые могут возникнуть в ходе групповой терапии, или кризисные ситуации из повседневной жизни пациента. Терапевт помогает пациенту применить диалектический подход к проблеме и найти оптимальное решение[5].
- Психологическая поддержка по телефону. В случае, если пациент попадает в стрессовую ситуацию, в которой он не может справиться со своими эмоциями, он может получить немедленную помощь от своего терапевта. Беседа по телефону обычно длится около 15 минут[5].
Этапы терапии
- На первом этапе необходимо устранить паттерны поведения угрожающие жизни пациента (суицидальное или аутодеструктивное поведения), а также установки, препятствующие проведению психотерапии и снижающие качество жизни пациента. На этом этапе терапевт также стремится улучшить поведенческие навыки пациентов.
- Вторая стадия предназначена для улучшения состояния пациента, после того, как он преодолел тяжелые нарушения поведения, но тем не менее, находится в состоянии «тихого отчаяния». В этой стадии особое внимание уделяется проблемам, связанным с травматическими событиями, некогда пережитыми пациентами.
- Третья стадия сводится к переходу «обычному счастью и несчастью», при этом пациент с помощью терапевта решает проблемы, возникающие в его повседневной жизни.
- Целью четвертой стадии является преодоление чувства неполноценности и развитие «способности ощущать постоянную удовлетворенность жизнью»[1].
Эффективность
Клинические наблюдения показывают, что пациенты, с которыми проводится диалектическая терапия, имеют меньше симптомов депрессии, они реже госпитализируются, имеют меньше суицидальных мыслей и реже проявляют аутодеструктивное поведение[6] В случае, когда диалектическая психотерапия была предложена лицам, страдающим токсикоманией, было отмечено уменьшение употребления наркотических веществ[7]. Позитивный эффект также наблюдался, когда этот тип терапии проводился с лицами, имеющими расстройства пищевого поведения (булимия)[8] или проявляющими агрессивность[9].
Обучение терапевтов
Организация обучения в основном осуществляется центром, находящимся в Сиэтле (Behavioral Technology Transfer Group)[1].
Группы поддержки для терапевтов
Особенностью диалектической терапии является то, что в большинстве случаев психологам приходится работать с тяжелыми пациентами, что может привести к эмоциональному выгоранию. По этой причине для психологов, которые практикуют этот тип психотерапии, предлагается групповая психотерапия. Обычно встречи происходят раз в неделю, каждая встреча длится 2 часа[5].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Palmer R.L. Диалектическая поведенческая терапия при пограничном расстройстве личности, Advances in psychiatric treatment 2002, vol. 8, pp. 10-16, Проверено 4 ноября 2012
- ↑ Linehan, M.M., Cognitive behavioral treatment of borderline personnality disorder. New York, NY, Guillford Press, 1993
- ↑ Linehan, M. M. & Dimeff, L. (2001). Dialectical Behavior Therapy in a nutshell, The California Psychologist, 34, 10-13
- ↑ 1 2 3 4 5 Lisa Dietz. DBT Skills List (2003). Проверено 26 апреля 2010. Архивировано 29 декабря 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 Janelle A., Labelle R. La therapie comportementale dialectique, une voie d’espoir pour traiter les troubles mentaux complexes. Le magazine de l’Ordre des psychologues du Québec, vol.26, N. 6, novembre 2010
- ↑ Linehan M. and all, Cognitive-behavioral treatemnt of chronicaly parasuicidal borderline patients. Archives of General Psychiatry, 48(12), 1991, 1060—1064
- ↑ Linehan M. and all., Dialectical behavior therapy versus compehensive validation therapy plus 12-step for the treatment of opioid dependent women meeting criteria for borderline personnality disorder. Drug and Alcohol Dependence, 67(1), 2002, 13-26
- ↑ Safer D.L., Telch C.F., Agras W.S., Dialectical behavior therapy for bulimia nevrosa. American Journal of Psychiatry, 158(4), 2001, 632—634
- ↑ Evershed.S. and all, Pratice-based outcomes of dialectical beahvior therapy (DBT) targeting anger and violence, with male forensic patients. Criminal Behaviour and Mental Health, 13(3), 2002, 198—213
Литература
- Лайнен, Марша М. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности. — Вильямс, 2008. — 592 с. — ISBN 978-5-8459-1235-0.
Ссылки
wikiredia.ru
Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ). Личностные расстройства
Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ)
Метод ДПТ был впервые предложен М. Лайнехэном (M. Linehan) [29, 30, 31] в 1993 году и представляет собой вариант когнитивно-бихевиоральной терапии. В основе метода лежит гипотеза о центральной роли ставших привычными нарушений мышления (когниции), что ведет к дезадаптивному поведению. Симптомы ПЛР возникают в результате неспособности регулировать эмоции, возникающие при столкновении пациента/пациентки с неблагоприятными ситуациями. Терапия проводится индивидуально и в группе с целью обучить пациентов новым навыкам и мотивациям. В лечении выделяются четыре первичные стадии:
1. Первая стадия направлена на развитие навыков установления лучшего контроля над поведением в различных ситуациях.
2. Вторая стадия фокусируется на прошлых травмах и помощи в проработке их на новом уровне.
3. Третья стадия направлена на усиление самооценки.
4. Четвертая стадия концентрируется на усилении чувства «личного счастья».
В ДПТ интегрированы Дзэн-буддизм и диалектическая философия. По мнению K. Робинс и K. Кунс [44], ДПТ сегодня во внебольничном лечении ПЛР является единственно «хоть сколько-нибудь эффективной». Термин «диалектический» в названии метода отражает важную роль очевидного синтеза полярных друг другу явлений.
Первая полярность, на которую терапевт обращает внимание, — это принятие и изменение. Если обращается внимание только на частые резкие изменения эмоционального состояния, характерные для ПЛР, то пациенты обычно чувствуют, что их по-настоящему не понимают и, более того, осуждают. Это приводит к реакциям гнева, потере контакта, прерыванию лечения. У некоторых пациентов/пациенток развивается состояние подозрительности с пассивностью и внешним безучастием. М. Лайнехэн (M. Linehan) [29, 30, 31] модифицировала обычное когнитивно-поведенческое лечение, делая акцент на оценках переживаний.
Вторая часть — фиксация на принятии сопровождается большими трудностями, связанными с принятием лицами с ПЛР себя, других людей и жизни в целом. Сами пациенты без психотерапевтической помощи не в состоянии фиксироваться на развитии принятия. ДПТ пытается восполнить это, обучая пациентов навыкам заботы о себе, других и окружающем мире, умению фиксироваться на осознании текущего момента, и вести себя в соответствии с важными для них целями и ценностями.
Теоретические положения ДПТ объединяют: 1) биосоциальную теорию ПЛР и 2) принципы лечения, взятые из поведенческой терапии, Дзэн-буддизма и диалектики.
Биосоциальная теория ПЛР рассматривает развитие и сохранение свойственного расстройству поведения как результат воздействия биологического компонента. Последний заключается в нарушении системы, регулирующей эмоции и воздействии социально-средового компонента, представленного «инвалидизирующей средой». В процессе ДПТ учитывается, что лица с ПЛР биологически подвержены более интенсивному переживанию эмоций и трудностям в модулировании их интенсивности.
ДПТ в девяти критериях DSM-IV диагностики ПЛР выделяет пять зон дисрегуляции с прицелом на навыки преодоления этих нарушений, которые пациентка/пациент должны у себя вырабатывать и затем практиковать:
1. Дисрегуляция эмоций. Подчеркивается, что наряду с реактивностью и нестабильностью настроения, базисное настроение при ПЛР представляет хроническую дисфорию, и примерно в 50 % случаев обнаруживаются критерии большой депрессии [21]. Робинс (Robins) и Кунс (Koons) [44], в отличие от DSM-IV, наблюдали у лиц с ПЛР недостаточную выраженность гнева, что оценивается ими, наряду с интенсивным гневом как один из признаков эмоциональной дисрегуляции.
2. Дисрегуляция отношений. Интенсивные, но нестабильные отношения связаны с отрицательными эмоциями пациенток/пациентов, приводящих к их покиданию другими, а также с отсутствием у пациентов/пациенток ассертивного поведения. Сильные эмоции продуцируют экстремистские оценки, предубеждения, максималистские требования, что приводит к разрыву отношений.
3. Самодисрегуляция. Часто изменяющееся состояние и поведение лиц с ПЛР обуславливают невозможность прогнозировать собственное поведение, делают для них нереальным сколько-нибудь целенаправленное поведение.
4. Дисрегуляция поведения. Самоповреждающее поведение, импульсивность в различных содержаниях, злоупотребление алкоголем и другими веществами, обжорство, рискованное вождение транспорта могут иметь в своей основе различные причины и преследовать различные цели: не только манипулятивные, но и отражающие стремление устранить или хотя бы смягчить тяжелые негативные эмоциональные состояния [12].
5. Когнитивная дисрегуляция. Часть лиц с ПЛР в состоянии стресса могут проявляют признаки диссоциации, что может отражать воздействие сильных эмоций на когнитивный процесс.
Как уже указывалось, основные стратегии терапии в структуре ДПТ представлены использованием: а) теории обучения; б) дзэн-буддизма; в) диалектической философии.
Теория обучения применяется в трех направлениях: 1) классическое условное рефлексирование; 2) оперативное рефлексирование; 3) моделирование.
Классическое условное рефлексирование заключается, как известно, в том, что если стимулы (два или более) повторяются во взаимном сочетании, то реакция на один из них становится обученной реакцией на другой/другие, совпадающие по времени и/ или месту с ним стимулы. Если на человека совершено нападение вечером в определенном месте, он/она может испытывать страх, находясь в том же месте и в то же время. Если пациентка/пациент испытали облегчение от эмоциональной боли или страха, нанеся себе повреждение ножом, вид ножа может вызвать стремление к самоповреждению. Такого рода дезадаптивное обученное поведение следует изменить в процессе переобучения.
Оперативное рефлексирование связано с последствиями поведения, которые могут вести к усилению или ослаблению последнего. В случае, когда ранее усиливаемое поведение более не усиливается, происходит его устранение (экстинкция). В ДПТ постоянно используются подобные принципы обучения.
Моделирование представляет собой наблюдение за поведением и эмоциональными реакциями обучаемых, а также последствиями, к которым они приводят. Дезадаптивное поведение у лиц с ПЛР сформировалось как результат моделирования поведения родителей, других членов семьи, знакомых. Психотерапевт может стать положительной моделью для пациента.
Дзэн-буддизм. В то время как теория обучения фиксирована на процессе изменения, дзэн-буддизм концентрируется на принятии момента, акцептировании себя и окружающего мира. Принятие реальности, которую невозможно или очень трудно изменить, способно смягчить страдание. Нужно «остановиться», задуматься, оценить себя и окружающую реальность отстраненно неэмоционально, и такой подход способен даже стимулировать к формированию плана дальнейшего изменения.
Диалектика. М. Лайнехэн (M. Linehan) [29, 30, 31] анализирует три характеристики диалектического мышления и поведения, которые должны сформировать у себя лица с ПЛР:
1. Принцип взаимосвязи и целостности.
2. Принцип полярности.
3. Принцип постоянного изменения.
Принцип взаимосвязи и целостности важен для лиц с ПЛР, в связи с диффузной идентичностью и фрагментарностью «Я». Акцентируется положение о том, что люди и объекты не могут оцениваться по их фрагментам, не принимая во внимание отношений между отдельными частями.
Принцип полярности. Подчеркивается свойственное природе существование противоположных сил, идей, элементов. Необходим синтез, интеграция, т. к. каждая полярность имеет какую-то цель и открытый или скрытый смысл. Даже дезадаптивное поведение на чем-то основано.
Принцип постоянного изменения. Люди влияют, воздействуют друг на друга, все взаимосвязано и находится в состоянии изменения, в процессе межличностных коммуникаций каждый из участников контакта изменяется. Пациентка/пациент во взаимном контакте с терапевтом используют как ориентированную на принятие, так и ориентированную на изменение терапевтические стратегии. Пациентки/пациенты обучаются навыкам, нацеленным на усвоение подходов принятия и изменения. В процессе терапии формируются и усовершенствуются навыки психотерапевтов.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
med.wikireading.ru
Диалектическая поведенческая терапия — Википедия
Диалекти́ческая поведе́нческая терапи́я (англ. Dialectical behavior therapy, сокращённо DBT) была создана около 1987 года американским психологом Маршей Линехан, (неправильный вариант произношения фамилии — Лайнен) для лечения пациентов, страдающих пограничным расстройством личности. Этот подход помогает уменьшить риск слишком интенсивной эмоциональной реакции на стрессовые ситуации и снижает опасность суицидального, агрессивного или аутодеструктивного поведения. Диалектическая поведенческая психотерапия является одним из направлений «третьей волны» поведенческой психотерапии. Она называется «диалектической», поскольку пациенту предлагается осознать, что существует много различных точек зрения на ситуацию, которую он субъективно воспринимает, как «невыносимую» и «безвыходную». Благодаря этому диалектическому подходу к ситуации, пациент приобретает способность спокойно взвешивать все «за» и «против», а затем выбирать тот взгляд на проблему, который позволит ему вести себя наиболее благоприятным для него образом. Слово «диалектическая» в названии метода также подчеркивает, что в нем пациента обучают отказу от ограничивающего подхода, сводящегося к прямолинейным представлениям о причинно-следственных отношениях. Пациента также учат находить оптимальную линию поведения с помощью сопоставления различных (иногда противоречивых) взглядов и мнений[1] (по диалектической схеме «тезис-антитезис-синтез»). Диалектическая психотерапия является эклектическим течением. Помимо диалектических приемов анализа проблемы, в ней также используются методы когнитивно-поведенческой терапии, приемы эффективного общения и некоторые медитативные техники.
Основной идеей диалектической психотерапии является гипотеза о том, что в основе пограничного расстройства личности является неспособность больного контролировать свои негативные эмоции. Предполагается, что эта проблема возникает из-за того, что ребенок, от рождения обладающий уязвимой в эмоциональном отношении психикой, растет в неблагоприятных семейных условиях. Если в семье эмоциональные потребности ребенка не получают адекватной поддержки, то его способность к эмоциональному контролю не развивается должным образом, и во взрослом возрасте эта эмоциональная неустойчивость может выразиться в агрессивном, суицидальном или аутодеструктивном поведении[2]. Бывает также, что нормальные эмоциональные реакции индивида (ребенка или взрослого) воспринимаются окружением как неадекватные или болезненные. Это постепенно формирует ощущение несостоятельности собственного Я индивида, что постоянно приводит к эмоциональным срывам у него самого или у тех, кто его окружает[1]. По этой причине, одной из первостепенных задач терапевта является безоговорочное принятие эмоциональных реакций пациента и подтверждение того, что пациент имеет право испытывать эти эмоции или вести себя тем или иным образом. Не осуждая того, что чувствует пациент, терапевт, тем не менее, при необходимости напоминает ему, что некоторые эмоции и типы поведения не являются полезными для него; затем терапевт указывает пациенту на альтернативные способы реагирования на ту или иную проблемную ситуацию[3].
Поскольку главной проблемой пациентов, страдающих пограничным расстройством личности, является эмоциональная неустойчивость и крайне интенсивные эмоциональные реакции на стресс, диалектическая терапия включает в себя развитие определенных навыков, помогающих контролировать негативные эмоции и вести себя оптимальным способом. К этим навыкам относятся:
- Не-суждение. Этот навык помогает пациенту стать беспристрастным наблюдателем того, что происходит вокруг него, а также того, что чувствует он сам. События и эмоции воспринимаются как факт, при этом они не оцениваются с точки зрения «хорошо/плохо» или «правильно/неправильно». Такой подход позволяет уменьшить интенсивность эмоциональной реакции на ситуацию, а также не испытывать чувство вины или неполноценности по поводу собственной эмоциональной реакции на происходящее.
- Умение описывать ситуацию в терминах не-суждения, для того, чтобы спокойно объяснить окружающим, в чем заключается проблема и что желательно сделать для её решения.
- Вовлечение в действие. Этот навык помогает индивиду полностью посвящать себя задаче, которую он решает в конкретный момент.
- Умение фокусировать внимание на одном объекте (One-mindfully). Это уменьшает опасность возникновения чрезмерно интенсивных эмоций и помогает конструктивному подходу к проблеме.
- Оценка по критерию эффективности. Это подразумевает, что пациенту следует делать то, что помогает ему чувствовать себя лучше («This is simply doing what works»).
- «Само-успокаивание» (Self-soothe). Этот навык подразумевает, что пациент обращается с самим собой заботливо и доброжелательно и старается не вести себя аутодеструктивно[4].
Аббревиатуры, применяемые в диалектической терапии[править | править код]
Для облегчения запоминания того, что следует делать в проблемной ситуации, в диалектической терапии используются различные аббревиатуры, по смыслу связанные с задачей, которую пациент должен решить.
Приемы поведения в стрессовых ситуациях[править | править код]
ACCEPTS[править | править код]Этот метод помогает пациенту использовать приемы отвлечения в ситуации, которая вызывает у него слишком интенсивные негативные эмоции. Для лучшего запоминания этих приемов используется аббревиатура ACCEPTS:
- Activities — Активность: делать то, что доставляет удовольствие.
- Contribute — Помогать другим людям.
- Comparisons — Сравнивать себя с людьми, которые находятся в более тяжелой ситуации или вспомнить собственный прошлый опыт преодоления более сложных проблем.
- Emotions (other) — Постараться вызвать у себя положительные эмоции, например, используя чувство юмора.
- Push away — Временно отстраниться от проблемы. На некоторое время постараться заняться чем-то другим.
- Thoughts (other) — Заставить себя думать о чем-то, не связанным с проблемой.
- Sensations (other) — Заняться чем-то, помогающим испытать иные интенсивные ощущения (например, принять холодный душ)[4]
Приемы, которые следует использовать в интенсивной стрессовой ситуации, обозначаются аббревиатурой IMPROVE:
- Imagery — Вообразить приятный образ, способствующий релаксации, или же представить себе, что проблема благополучно разрешилась.
- Meaning — Найти смысл в своих ощущениях.
- Prayer — Для верующих рекомендуется использовать молитву, а для неверующих — проговаривать «личную мантру».
- Relaxation — Расслабить мускулы, глубоко дышать, использовать «приемы самоуспокоения» (см. выше).
- One thing in the moment — Сконцентрировать внимание на том, что вы делаете в данный момент.
- Vacation — Постараться ненадолго отвлечься и отдохнуть.
- Encouragement — Постараться подбодрить самого себя. Сказать себе «Я способен справиться с этой проблемой»[4].
При пограничном расстройстве личности у пациента часто наблюдаются различные типы аутодеструктивного поведения, которые могут быть явными или скрытыми (например, при возникновении какого-либо заболевания не пытаться вылечить его). PLEASE MASTER является аббревиатурой для списка приемов, которые способствуют физическому и эмоциональному здоровью:
- PhysicaL illness (treat) — В случае плохого самочувствия следует применить необходимые методы лечения.
- Eating (balanced) — Следует придерживаться здоровой диеты и умеренности в еде.
- Avoid mood-altering drugs — Не принимать наркотические средства или лекарства, которые не были выписаны врачом.
- Sleep (balanced) — Избегать недостаточного или избыточного сна (рекомендуется спать восемь часов в сутки).
- Exercise — Физические упражнения помогают выработке эндорфинов, что способствует положительным эмоциям[9].
Навыки эффективного общения[править | править код]
Эти приемы не являются специфическими для диалектической терапии, они также используются в других терапевтических методиках, предназначенных для улучшения способности к общению с окружающими. Хотя пациенты, страдающие пограничным расстройством личности, в целом не имеют проблем в общении, они могут испытывать значительные трудности в сложных или конфликтных ситуациях (поскольку подобные ситуации вызывают у них интенсивные эмоциональные реакции). Для запоминания этих приемов используются следующие аббревиатуры:
DEARMAN[править | править код]DEARMAN — это список приемов, используемых для того, чтобы просьба была эффективной:
- Describe — опишите вашу проблему.
- Express — выразите, что вы чувствуете, и помогите собеседнику понять, почему вам необходима помощь.
- Assert — ведите себя уверенно, ясно объясняя собеседнику, чего именно вы хотите.
- Reinforce — подкрепите вашу позицию, указав, какие положительные последствия будет иметь исполнение вашей просьбы
- Mindful of the situation — Сконцентрируйте ваше внимание на проблеме и игнорируйте все, что может отвлечь вас.
- Appear Confident — старайтесь казаться уверенным в себе даже если на самом деле вы не уверенны в себе.
- Negotiate — при необходимости «торгуйтесь» для того, чтобы прийти к удобному для вас компромиссу.
Эти приемы помогают поддерживать хорошие отношения с окружающими.
- Gentle — Используйте вежливую манеру общения, не применяйте вербальную или физическую агрессию, не забывайте о принципе не-суждения (см.выше).
- Interested — Если собеседник говорит о чем то, проявляйте интерес к его словам. Поддерживайте зрительный контакт, задавайте вопросы.
- Validate — Покажите собеседнику, что вы понимаете его проблему и сочувствуете ему (с помощью слов, выражения лица и жестов).
- Easy Manner — Во время разговора оставайтесь спокойны, улыбайтесь, используйте юмор[4].
Этот набор приемов помогает индивиду сохранять самоуважение в проблемной ситуации:
- Fair — будьте справедливы к себе и к собеседнику.
- Apologies (few) — не извиняйтесь более одного раза, если вы поступили неправильно.
- Stick to Your Values — не отказывайтесь от своей системы ценностей и от того, во что вы верите. Не позволяйте другим людям заставлять вас делать то, что не соответствует вашим моральным ценностям.
- Truthful — не лгите. Ложь не только вредит взаимоотношениям, но и уменьшает ваше уважение к самому себе[4].
В диалектической поведенческой психотерапии используется три модуля работы с пациентом[5]:
- Групповая терапия для развития навыков общения и эмоционального контроля. Обычно члены группы собираются один раз в неделю, каждая встреча длится около двух с половиной часов. Во время каждой встречи выполняются групповые упражнения проводятся ролевые игры, и предлагаются домашние задания)[1].
- Индивидуальная терапия, проводимая еженедельно (каждый сеанс длится 40-50 минут)[1]. Во время индивидуальных сеансов терапевт и пациент обсуждают трудности, которые могут возникнуть в ходе групповой терапии, или кризисные ситуации из повседневной жизни пациента. Терапевт помогает пациенту применить диалектический подход к проблеме и найти оптимальное решение[5].
- Психологическая поддержка по телефону. В случае, если пациент попадает в стрессовую ситуацию, в которой он не может справиться со своими эмоциями, он может получить немедленную помощь от своего терапевта. Беседа по телефону обычно длится около 15 минут[5].
- На первом этапе необходимо устранить паттерны поведения угрожающие жизни пациента (суицидальное или аутодеструктивное поведения), а также установки, препятствующие проведению психотерапии и снижающие качество жизни пациента. На этом этапе терапевт также стремится улучшить поведенческие навыки пациентов.
- Вторая стадия предназначена для улучшения состояния пациента, после того, как он преодолел тяжелые нарушения поведения, но тем не менее, находится в состоянии «тихого отчаяния». В этой стадии особое внимание уделяется проблемам, связанным с травматическими событиями, некогда пережитыми пациентами.
- Третья стадия сводится к переходу «обычному счастью и несчастью», при этом пациент с помощью терапевта решает проблемы, возникающие в его повседневной жизни.
- Целью четвертой стадии является преодоление чувства неполноценности и развитие «способности ощущать постоянную удовлетворенность жизнью»[1].
Клинические наблюдения показывают, что пациенты, с которыми проводится диалектическая терапия, имеют меньше симптомов депрессии, они реже госпитализируются, имеют меньше суицидальных мыслей и реже проявляют аутодеструктивное поведение[6] В случае, когда диалектическая психотерапия была предложена лицам, страдающим токсикоманией, было отмечено уменьшение употребления наркотических веществ[7]. Позитивный эффект также наблюдался, когда этот тип терапии проводился с лицами, имеющими расстройства пищевого поведения (булимия)[8] или проявляющими агрессивность[9].
Организация обучения в основном осуществляется центром, находящимся в Сиэтле (Behavioral Technology Transfer Group)[1].
Особенностью диалектической терапии является то, что в большинстве случаев психологам приходится работать с тяжелыми пациентами, что может привести к эмоциональному выгоранию. По этой причине для психологов, которые практикуют этот тип психотерапии, предлагается групповая психотерапия. Обычно встречи происходят раз в неделю, каждая встреча длится 2 часа[5].
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Palmer R.L. Диалектическая поведенческая терапия при пограничном расстройстве личности, Advances in psychiatric treatment 2002, vol. 8, pp. 10-16, Проверено 4 ноября 2012
- ↑ Linehan, M.M., Cognitive behavioral treatment of borderline personnality disorder. New York, NY, Guillford Press, 1993
- ↑ Linehan, M. M. & Dimeff, L. (2001). Dialectical Behavior Therapy in a nutshell, The California Psychologist, 34, 10-13
- ↑ 1 2 3 4 5 Lisa Dietz. DBT Skills List (2003). Проверено 26 апреля 2010. Архивировано 29 декабря 2012 года.
- ↑ 1 2 3 4 Janelle A., Labelle R. La therapie comportementale dialectique, une voie d’espoir pour traiter les troubles mentaux complexes. Le magazine de l’Ordre des psychologues du Québec, vol.26, N. 6, novembre 2010
- ↑ Linehan M. and all, Cognitive-behavioral treatemnt of chronicaly parasuicidal borderline patients. Archives of General Psychiatry, 48(12), 1991, 1060—1064
- ↑ Linehan M. and all., Dialectical behavior therapy versus compehensive validation therapy plus 12-step for the treatment of opioid dependent women meeting criteria for borderline personnality disorder. Drug and Alcohol Dependence, 67(1), 2002, 13-26
- ↑ Safer D.L., Telch C.F., Agras W.S., Dialectical behavior therapy for bulimia nevrosa. American Journal of Psychiatry, 158(4), 2001, 632—634
- ↑ Evershed.S. and all, Pratice-based outcomes of dialectical beahvior therapy (DBT) targeting anger and violence, with male forensic patients. Criminal Behaviour and Mental Health, 13(3), 2002, 198—213
- Лайнен, Марша М. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности. — Вильямс, 2008. — 592 с. — ISBN 978-5-8459-1235-0.
ru.wikiyy.com