6 мощных психологических эффектов, которые меняют наше поведение. Поведенческие эффекты


Физиологические и поведенческие эффекты

Героин в жировой нерастворимой форме поступает в мозг через гематоэнцефалический барьер и быстро связывается специфическими рецепторами ЦНС. Два или более локуса рецепторов являются отдельными медиаторами эйфорического и анальгезирующего действия героина. Эти рецепторы связывают тж эндогенные опиаты (энкефалины и эндорфины), действие к-рых сходно с эффектом, производимым экзогенными опиатами. Полный метаболизм в печени героин проходит за 4—5 ч после приема.

Поведенческие и системные эффекты героина у разных лиц могут проявляться по-разному, но их можно разделить на две стадии: «приход», за к-рым следует устойчивое чувство эйфории. «Приход» характеризуется чрезвычайно приятным оргазмом всего тела продолжительностью примерно 1—15 мин; стадия эйфории длится 3—5 ч. Во время этой последней фазы резко снижаются такие аверсивные чувства и ощущения, как страх, тревога, озабоченность и боль. Снижаются тж аппетитивные побуждения — голод, жажда и сексуальные импульсы. К физиолог. признакам приема героина относятся сужение зрачков, повышение тонуса скелетной мускулатуры, торможение функции дыхания и желудочно-кишечной перистальтики, подавление быстрых движений глаз в REM-фазе сна и признаки сонливого состояния на ЭЭГ.

Формирование толерантности, эффекты отмены и зависимость

Постоянный и частый прием героина сопровождается формированием толерантности к опиатам (т. е. для получения того же эффекта требуются все более высокие дозы). Степень толерантности варьирует индивидуально и прямо пропорциональна величине дозы и частоте приема. Развивается тж перекрестная толерантность между опиатами.

Эффекты, связанные с прекращением приема, наблюдаются по завершении процесса метаболизма героина; выраженность синдрома отмены прямо соотносится с частотой приема, средним уровнем дозировки и длительностью употребления. На выраженность абстинентного синдрома влияет тж стиль поведения наркомана и соц. обстановка, в к-рой развивается синдром отмены.

При частом употреблении синдром отмены проявляется тревогой, горячими и холодными приливами, зевотой, выделениями из носа, слезотечением, учащением дыхания и сердцебиения, профузным потоотделением, поносом и рвотой, спазмами кишечника, двигательным беспокойством, болями в спине и конечностях, обезвоживанием организма, потерей веса и сильной тягой к героину. Эти симптомы часто достигают наибольшей выраженности за 30—40 ч и могут длиться 3—5 дней. Они стихают через 3—5 мин после введения опиатов.

Существуют значительные различия в проявлениях абстинентного синдрома у разных наркоманов. У нек-рых из них отмечаются лишь мягкие, кратковременные симптомы, в то время как у других они гораздо более интенсивны и длятся неск. дней. Мн. героиновые наркоманы периодически предпринимают отмену препарата с целью снизить уровень толерантности, чтобы эйфорический эффект мог вызываться меньшим количеством героина. В отличие от абстинентного синдрома при нек-рых др. психоактивных препаратах, напр. барбитуратах, отмена опиатов редко сопровождается угрозой для жизни.

Абстинентный синдром является главной определяющей чертой наркотической зависимости. О зависимости можно говорить, если нормальное функционирование индивидуума нельзя поддержать в отсутствие лекарства; обычно оно возникает после регулярного приема героина в течение 30 дней. Зависимость может определяться спецификой ситуации и быть ограниченной во времени.

Общее количество героиновых наркоманов в США трудно оценить, но большинство авторов приводят данные, близкие к 750 тыс. Больные проживают гл. обр. в больших городах, но их число в пригородных зонах и небольших городах растет. Распространенность Г. н. достоверно выше среди национальных меньшинств.

Определяющие факторы наркомании

В ряде работ были предприняты попытки идентифицировать личностные или поведенческие признаки, связанные с приемом героина. Подавляющее большинство наркоманов не укладывается в какую-то определенную категорию личности, демонстрируя большое разнообразие поведенческих и личностных паттернов.

Личные и социальные последствия

Частый и постоянный прием героина может вызвать значительные нарушения повседневного функционирования, что может повлечь за собой потерю работы и семьи. Помимо этого вследствие стиля жизни и способов употребления героина наркоманы часто страдают от недостаточного питания, различных респираторных, сердечно-сосудистых заболеваний и снижения сопротивляемости инфекциям. Однако наиболее серьезные негативные последствия Г. н. связаны с тем, что продажа героина запрещена. Запрет на легальную продажу приводит к тому, что поддержание привычки может стоить наркоману неск. сотен долларов в день, что толкает многих из них на преступления.

Лечение

Традиционные программы лечения героиновых наркоманов включают начальные меры по борьбе с абстинентным синдромом, за чем следует личное консультирование, групповая терапия и обучение навыкам профессиональной и повседневной адапт. Эти программы ориентированы на формирование нового репертуара соц. и производственных навыков, получение инсайта у больных на мотивацию к приему наркотика и смягчение испытываемых нек-рыми из них чувств несостоятельности и беспомощности. Эффективность этих программ достаточно низка. Число больных, остающихся абстинентами после завершения лечения, составляет 10-25%.

Больше надежд вселяет лечебный подход, осн. на интенсивной тренировке навыков с использованием рецепторного агониста опиатов метадона (гидрохлорид метадона), связываемого тем же самым локусом рецептора. Метадон — это синтетический наркотик, вызывающий значительное пристрастие. Являясь агонистом героина, он снижает один из главных стимулов к приему героина — вызываемые им «приход» и эйфорию. Метадон не вызывает повышения толерантности в той же степени, что и героин, абстинентные проявления протекают мягче. Метадон может быть выписан врачом; разрешение на его легальную продажу делает его недорогим.

Предлагалась легализация героина как метод снижения негативных соц. последствий наркомании. Запрет на легальную продажу делает наркотик очень дорогим, стимулирует криминальный контроль поставок, снижает мотивацию больных к обращению за помощью, повышает преступность среди наркоманов, стремящихся сохранить свою привычку, и требует значительных усилий со стороны правоохранительных органов. Легализация продажи героина в Великобритании хотя и не решила всех связанных с этим проблем, но все же позволила снять нек-рые из них.

См. также Амфетаминовые эффекты, Химическая стимуляция мозга, Эндорфины/энкефалины, Нейрохимия, Психофармакология, Злоупотребление психоактивными веществами

С. Н. Хейнс

 

Геронтология (gerontology)

 

Г. — это наука о старении. Она отличается от гериатрии — науки о лечении и предупреждении болезней у стариков. Г. частично перекрывает гериатрию и охватывает гораздо более широкую область. Как наука, Г. изучает процессы старения и состояния стариков. Т. о., часть геронтологов занимается фундаментальными исслед. и разработкой теорий старения. Др., несравнимо большая их часть, работая в области прикладной Г., занимается оказанием требуемой помощи престарелым людям либо непосредственно, либо косвенно, через проведение оценочных обследований, разработку и реализацию соц. политики, организацию программ оздоровления и соц. обеспечения и руководства такими программами.

Область исследований Г. неизбежно является междисциплинарной. Все дисциплины соц. и поведенческих наук, равно как и мн. области биолог. наук, имеют отношение к старению и старикам.

Старение связано с биолог. изменениями. Нек-рые происходящие с возрастом изменения явно вызваны действием биолог. фактора, что неоспоримо подтверждается нек-рыми заболеваниями. Др. возрастные изменения могут быть обусловлены либо биолог. процессом, либо переменами в условиях жизни конкретного человека, к-рые, в свою очередь, ускоряют ход биолог. изменений. Ситуационные изменения могут варьировать от междунар. экономических и политических событий до таких сугубо личных событий, как выход на пенсию, смерть супруга и душевный разлад. Что касается биолог. наук, первостепенный интерес для Г. представляют такие их области, как биология клетки, эндокринология и фармакология, генетика и долголетие, иммунология, молекулярная биология и биохимия, морфология, нейробиология, диетология и физиология.

Г. связана практически со всеми специальностями клинической медицины. Особый интерес для Г. представляют такие ее области, как кардиология, дерматология, эндокринология, гастроэнтерология, гинекология, гематология, ревматология, нефрология, неврология, онкология, офтальмология, ортопедия, отоларингология, фармакология, психофармакология и урология. Примером области Г., в к-рой активно могут работать психологи-практики и в к-рой могут проводится психол., социологические и/или соц. исслед., является удаление от дел (выход на пенсию).

Любая область или предмет интереса психологии, поведенческих и соц. наук, а тж наук о жизни и здоровье, за исключением сугубо специфичных для др. возрастной группы, представляются подходящими для исследований в Г. Важнейший и наиболее трудный вопрос во всех чисто геронтологических исслед. — определение изменений, вызванных возрастом или старением как таковыми, т. е. изменений, являющихся всеобщими и связанными исключительно со старением, а не с соц. или культурными факторами, действие к-рых может отличаться в разных популяциях. Растущее признание в Г. важности кросс-культурных и межнациональных исслед. отражает попытки сконцентрировать внимание на этом вопросе и исследовать эффективность отличающихся в разных культурах принципов и методов борьбы со старением.

См. также Изменение поведения в процессе взросления и старения, Кросс-культурная психология, Гериатрическая психология, Выход на пенсию

Г. Мэнистер

 

Гетеросинаптическое облегчение (heterosynaptic facilitation)

 

Г. о. относится к осн. механизмам изменяемого функционирования ЦНС и, предположительно, связано как с неассоциативным научением (сенситизацией), так и с ассоциативным научением (образованием классических условных рефлексов). Г. о. — это распространение эффекта стимуляции одного нерва на афферентные нервы, не стимулируемые в данный момент времени. Г. о. представляет собой устойчивый феномен повышенной синаптической передачи в конвергентных (сходящихся) нейронных цепях. Одно короткое раздражение может вызвать облегченную передачу нервных сигналов, продолжающуюся от неск. минут до неск. часов (кратковременное облегчение), тогда как серия раздражений, повторяемых с интервалом в неск. дней, может вызвать облегченную передачу, сохраняющуюся в течение недель (долговременное облегчение). На нейронном уровне кратковременное облегчение характеризуется расширением пресинаптического потенциала действия, а долговременное облегчение — нейронным ростом, выражающимся в увеличении количества узелков (varicosities)и числа активных зон в окончаниях.

Г. о. впервые проанализировали Кэндел и Таук, и с того времени Г. о. широко исследовалось на модели «нейронной цепи рефлекса втягивания жабры» морской улитки — аплизии (Aplysia)— по причине относительной простоты ее НС с крупными, легко идентифицируемыми нейронами. Если прикоснуться к мантийному выступу или сифону аплизии, она втягивает сифон, мантийный выступ и жабру. Сенситизация этого защитного рефлекса происходит в том случае, если хвост улитки подвергнуть действию ядовитого вещества. Сенсорные нейроны хвоста активируют облегчающие промежуточные нейроны, к-рые контактируют с синаптическими окончаниями сенсорных нейронов сифона или мантии аплизии. Эта аксо-аксональная активация сенсорных нейронов сифона приводит к изменению в их окончаниях.

На модели аплизии тж. был продемонстрирован эффект Г. о. в образовании простых условных рефлексов и дифференцировки. Если вслед за легким касанием сифона аплизии (условный раздражитель (УРЗ)) наносится сильный удар по ее хвосту (безусловный раздражитель (БРЗ)) и если это последовательное сочетание раздражителей повторяется каждую вторую минуту в неск. пробах, то в конечном счете будет достаточно одного УРЗ, чтобы вызвать усиленный рефлекс втягивания.

Ассоциативное научение требует временной смежности и ситуационной сопряженности УРЗ и БРЗ. При работе с аплизией УРЗ должен всегда предшествовать БРЗ в границах примерно секундного интервала. Хоукинс, Кэрью и Кэндел показали, что спайковая активность сенсорных нейронов сифона аплизии становится наиболее эффективной, когда УРЗ опережает БРЗ на 0,5 с. Разрыв в 2 с уже препятствует образованию ассоциативной связи между УРЗ и БРЗ. При выработке дифференцировки было доказано, что экстрацеллюлярный постсинаптический потенциал (ЭПСП) представляет собой зависимую активность. Это означает, что ЭПСП нейрона спаренной цепи гораздо больше, чем ЭПСП нейрона неспаренной цени (возможно, вследствие габитуации в неспаренной цепи).

Межнейронные механизмы Г. о. представляют особый интерес. По крайней мере нек-рые из облегчающих промежуточных нейронов являются серотонинергическими. Выделение серотонина увеличивает высвобождение медиатора из сенсорных нейронов благодаря стимулированию аденилатциклазы — фермента, к-рый способствует увеличению внутри клетки циклического аденозинмонофосфата (цАМФ). Результатом этого становится уменьшение наружного калиевого тока, пролонгирующее потенциал действия и тем самым обеспечивающее более длительный период притока ионов кальция (Са2+). Как и в случае сенситизации, было показано, что образование классических условных рефлексов зависит от повышенного синтеза цАМФ. Т. о., за увеличение длительности спайка во время сенситизации и классического обусловливания, по-видимому, отвечают сходные молекулярные механизмы. Абрамс доказал, что приток Са2+ является критическим условием как внутриклеточный аналог УРЗ. Абрамс, Карл и Кэндел на основе молекулярных механизмов объяснили временные требования при выработке классических условных рефлексов. Оптимальное обусловливание требует, чтобы импульс Са2+ частично перекрывал по времени добавление облегчающего медиатора. Результаты экспериментов показали, что кальмодулин Са2+ может обслуживать восполнение аденилатциклазы для оптимального стимулирования облегчающим медиатором. Впрочем, эти частности могут варьировать в зависимости от биолог. вида животного.

У аплизии спайковая активность постсинаптического нейрона не является необходимой или достаточной для вызывания Г. о. и, по-видимому, не участвует в обусловливании рефлекса втягивания жабры. Однако у др. видов, таких как крысы, кошки и люди, зависимые от активности синаптические изменения действительно требуют постсинантической активности в соответствии с моделью Хебба. Более того, эти изменения оказались прямо связаны с научением и памятью у млекопитающих. Имеющийся у млекопитающих аналог Г. о. — это долговременная потенциация (long-term potentiation, LTP). LTP была зарегистрирована в неск. областях мозга, включ. гиппокамп, зрительную, префронтальную и фронтальную кору.

См. также Животные как модели, Генетика поведения, Электродермальная активность, Нейронные механизмы научения, Модели нейронных сетей, Сенсомоторные процессы

Ф. К. Йеллестад

 

Гештальт-тест Бендер (Bender gestalt)

 

В 1938 г. Лауретта Бендер опубликовала монографию под названием «Визуально-моторный гештальт-тест и его клиническое использование» (A visual motor Gestalt test and its clinical use). Этот простой тест состоит из 9 геометрических фигур, образованных точками, линиями, углами и кривыми. Эти фигуры предъявляются испытуемому в определенной последовательности и срисовываются им. Сами фигуры были позаимствованы из классической работы Макса Вертгеймера по теории гештальт-психологии. Фигуры разрабатывались с целью ил. гештальт-принципов нормальной перцептивной организации (напр., близости, непрерывности, замыкания), применяемых к группированию и структурированию стимулов. Отклонения от этих нормальных законов рассматриваются в Г. т. Б. в качестве симптомов. Т. к. Бендер интересовало развитие этих законов в период с раннего детства до взрослости, простейшим способом проверки того, как воспринимались эти фигуры, было получить от испытуемого их копию в виде рисунка. Так в процедуру измерения оказался включенным критический моторный фактор, к-рый имеет собственные законы развития; и задача трансформировалась в перцептивномоторную задачу.

В результате попыток стандартизовать проведение и обработку результатов оригинального теста Бендер появилось неск. его адаптации. Безусловно, самой новаторской из них оказалась переработка этого теста Хаттом в инструмент для оценивания личностной динамики, включ. символическую психоан. интерпретацию. Результатом всех этих конфликтующих адаптации стали существенные расхождения в данных, получаемых от одного исслед. к др., низкая согласованность в отношении критических показателей для различных диагнозов и неудачи в валидизации этого теста. Однако большинство клиницистов считают данный тест полезным инструментом для обнаружения поражений головного мозга и психозов.

См. также Клиническая оценка, Гештальт-психология, Проективные методики

Э. М. Сиипола

 

Гештальт-психология (gestalt psychology)

 

Г. возникла в начале XX в. как дополнение к традиционному методу научного анализа. Общепринятый способ анализа сложных явлений заключался в описании частей и воссоздании целого путем суммирования полученных описаний. Однако новые достижения в биологии, психологии и социол. поставили под сомнение применимость такой процедуры к явлениям, представляющим собой полевые процессы, т. е. данности, образованные взаимодействующими силами. Потребность в ревизии метода сначала появилась у наук о жизни, но затем с неизбежностью обнаружила себя и в науках о неживой природе. Т. о., Г. явилась составной частью более широкой теории гештальта, касающейся научного метода вообще.

Это распространение на область наук о физ. мире стало неотъемлемой стороной гештальтистского подхода но двум причинам. Во-первых, мн. психол. явления, особенно феномены восприятия, м. б. охарактеризованы, но не м. б. объяснены тем, что доступно наблюдению на уровне сознательного опыта. Опираясь на законы или правила, можно определить, какие условия приводят к определенным последствиям, но единственный способ указать причины таких явлений — обратиться к физиолог. эквиваленту наблюдаемых явлений.

Подобный подход базировался на идее параллелизма между психол. опытом и коррелирующими с ним процессами в НС. Ее сторонники исходили из того, что законы, управляющие деятельностью мозга (и распространяющиеся тж на мир в целом), отражаются и в психич. деятельности. Эта т. зр. — вторая причина, по к-рой гештальт-психологи подчеркивают связь своей науки с науками о физ. мире, — сделала возможным согласование функционирования разума с органическим и неорганическим миром как единым целым.

В учебниках психологии гештальтистский подход часто иллюстрируется примерами «принципов группировки». Хотя эти принципы легко согласуются с традиционным анализом, они были введены в научный оборот М. Вертгеймером в процессе подготовки того, что могло бы быть названо «коперниковским поворотом» от простого связывания элементов «снизу» к первоначальному рассмотрению «сверху» целостной структуры феномена.

В своей статье «Законы орг-ции воспринимаемых форм» (Laws of organization in perceptual forms)Вертгеймер показал, что образование целостных форм направляется высшим принципом, к-рый он называл тенденцией к «хорошей форме», или законом прегнантности, подразумевая под этим строго объективную тенденцию к наибольшей простоте и регулярности.

Эта тенденция к наипростейшей структуре, какая только доступна при данных конкретных условиях, или, используя родственный критерий, к наименьшему из возможных уровней напряжения, оказалась исключительно полезной для объяснения ряда явлений, особенно при изучении чувственного восприятия. Однако одного принципа простоты оказалось недостаточно для объяснения перцептивных гештальтов. Если бы действовал только этот единственный принцип, он бы довел перцепты до уровня аморфной однородности, предельного случая структуры. Необходима противодействующая, анаболическая тенденция, к-рая накладывала бы ограничения на организующие силы поля. Что касается восприятия, то главным поставщиком таких ограничений выступает мир стимулов, воздействующих на рецепторы всех органов чувств, и прежде всего на зрительные, слуховые и тактильные рецепторы.

На ретинальном уровне орг-ция гештальта если и имеет место, то лишь в очень незначительной степени. (Рецептивные поля, обнаруженные недавно в клетках сетчатки или коры головного мозга нек-рых животных, не инициируют гештальт-процессы.) На более высоких уровнях зрительного аппарата стимульная конфигурация сдерживает физиолог. полевой процесс, к-рый определяется в первую очередь тенденцией к наипростейшей структуре (т. е. физиолог. эквивалент перцепта принимает наипростейшую структуру, совместимую со стимульной ситуацией). Гештальт образуется благодаря взаимодействию стимульной конфигурации и организующих сил зрительного поля.

Именно это взаимодействие между увеличивающими и уменьшающими напряжение силами приводит к тому состоянию, к-рое Вертгеймер назвал прегнантностью.

Структуры гештальта располагаются на непрерывной шкале между двумя гипотетическими полюсами. Один из этих полюсов соответствует состоянию полного взаимодействия частей, второй — состоянию, при к-ром части целого полностью независимы друг от друга, так что изменение, происходящее в одном месте такой констелляции, никак не отражается на остальных ее частях.

Взаимодействие в контексте гештальта диаметрально противоположно функционированию машин, в к-рых, по выражению В. Кёлера, форма действия в системе целиком и полностью предписывается конкретным ограничивающим условием. Машина работает так, как ей предписано, в соответствии со своей конструкцией, и никак иначе. Машины тж могут служить в качестве иллюстративных моделей сетей определенных понятий, к-рые составляют рациональное обоснование, такое как научные теории. Сразу необходимо пояснить, что хотя и в психологии, и в др. науках полевые процессы должны рассматриваться и пониматься как гештальты, любое научное положение, по самой природе своей, никогда не м. б. гештальтом. Гештальты существуют в восприятии, в умственных образах, в динамике челов. личности, в физиолог. и физ. состояниях взаимодействия, но они м. б. концептуализированы только через системы отношений. Достоверность научного описания зависит от того, насколько точен создаваемый им (с помощью собственных средств) эквивалент целостных структур, или гештальтов.

Гештальтистский подход требует, чтобы разбиение целого на более мелкие составные части осуществлялось в строгом соответствии с линиями разбиения, свойственными самой этой структуре. Практически это означает следующее: границы выбираемой для исслед. проблемы не могут устанавливаться произвольно, но находятся в строгой зависимости от того, что релевантно изучаемым процессам. Определить истинные границы проблемы почти столь же трудно, как и найти ее решение.

Гештальтистский подход распространяется не только на восприятие пространственных форм, но и на восприятие времени; принципы, управляющие восприятием времени и пространства, весьма сходны. Гештальтистский анализ пространственных отношений почти не вызвал споров и возражений, но когда он был применен к временным последовательностям элементов, Г. пришлось столкнуться с традицией объяснения всех временных связей законами ассоц. Аристотель, впервые изложивший законы ассоц., утверждал, что ассоциативные связи основываются либо на чем-то сходном с тем, к чему мы стремимся, или на противоположном ему, либо на чем-то смежном с ним (во времени). Такие критерии не противоречили усилиям гештальтистов вывести связи из структурной орг-ции. Но утверждение, что ассоц. — явление, зависящее просто от частоты событий, вызвало активную критику сторонников гештальтистского подхода. Учение, согласно к-рому любое явление может ассоциироваться с любым явлением, лишь бы они достаточно часто оказывались по соседству друг с другом, заменяло имеющую физ. смысл принадлежность непредсказуемой субъективностью.

Гештальт-психологи считали обусловливание посредством простого повторения низшей формой научения и противопоставляли ему научение через понимание. Как теперь утверждалось, продуктивное научение происходит в тех случаях, когда чел. или животное действуют в соответствии с требованиями данной структуры. Обучение м. б. эффективным лишь при условии, что ученик воспринимает связи между решающими элементами данной ситуации посредством того, что было названо «инсайтом».

Здесь уместно упомянуть о существенном различии между чисто перцептивным «схватыванием» данной структуры и «проблемной ситуацией» в более точном смысле этого термина. При простом восприятии решение задачи ограничивается обнаружением структуры в стимульной информ. Когда же наблюдатель сталкивается с ситуацией, предстающей в таком виде, что связи, необходимые для принятия решения, оказываются замаскированными, перед ним возникает более сложная задача. Для реструктурирования ситуации иногда достаточно просто взглянуть на нее под др. углом зрения, но иногда может возникнуть необходимость в перегруппировке компонентов.

Переструктурирование гештальта — в высшей степени динамическая активность сил поля, но именно этим характеризуется любое структурирование. В действительности, каждая структура — по определению — никогда не перестает быть констелляцией сил. Даже такая, казалось бы, стабильная соц. структура, как семья, никогда не перестает быть более или менее сбалансированной системой мотивационных тенденций, так что в ее внешних проявлениях чувствительный глаз сразу увидит систему векторов, направленных в разные стороны и уравновешивающих друг друга. Это отражение соотв. сил физиолог. поля в опыте и представляет собой то, что гештальт-психологи называют перцептивной (воспринимаемой) экспрессией. Экспрессивные качества являются аутентичными и объективными свойствами всех перцептов. Их можно даже назвать первичными качествами, к-рые передаются воспринимаемыми формой, размером, движением, интенсивностью, тембром и т. д.

Возможно, наиболее характерная особенность гештальтистской т. зр. — полное признание «данности» мира как объективно существующего Космоса, единство к-рого зиждется на законе и порядке. Подобная т. зр. ведет к теории ценностей, осн. на критерии объективной необходимости. Г. считает любую ценность — будь то иррациональное давление инстинкта или требования категорического императива — силой поля, т. е. силой, отнюдь не всегда исходящей от потребностей эго того чел., к-рый определяет ценности. А это значит, что Г. находится в убежденной филос. оппозиции взглядам на мир, согласно к-рым ценности исключительно субъективны и произвольны, а потому — как сугубо индивидуальные особенности — должны быть исключены из научной картины мира.

См. также Теория поля, Восприятие (перцепция), Теория систем

Р. Арнхейм

 

Гештальт-терапия (gestalt therapy)

 

Г.-т. представляет собой экзистенциальный и феноменологический подход, осн. на принципах фокусирования сознания на актуальной действительности и на непосредственном опыте. Индивидуум в ходе терапии побуждается к возможно большей полноте сознавания текущих мыслей, чувств и телесных ощущений для того, чтобы он смог обнаружить свой собственный вклад в блокирование потока сознания и жизненной активности. Принимая на себя большую ответственность за содержание субъективного опыта, он приучается рассчитывать на собственные возможности и становится менее зависимым и менее поддающимся манипулированию в отношениях с другими. Г.-т. — не ветвь аналитического направления, она не прибегает к интерпретации. Здесь пациенты стимулируются к поиску своих собственных смыслов, постановке собственных целей и самостоятельному выбору.

Происхождение

Г.-т. разработана Фредериком (Фрицем) Перлзом. Широкие интересы Перлза — к экзистенциализму, восточным религиям и гештальт-психологии — привела его к отказу от фрейдистских взглядов и созданию собственной теории и метода терапии. Перлз рассматривал человека как целостный организм, единство психич., физ., эмоциональных и сенсорных процессов, проявляющихся в текущий момент.

stydopedia.ru

6 мощных психологических эффектов, которые меняют наше поведение

Понимание триггеров, которые меняют наше поведение, поможет нам дергать за них еще лучше. Если вы ищете способ дать толчок вашему личному развитию – вам необходимо понимать, как психологические эффекты влияют на наши действия.

Понимание триггеров, которые меняют наше поведение, поможет нам дергать за них еще лучше.

 

Чтобы узнать, что и как влияет на наше обычное поведение, проводится множество исследований. Их результаты иногда шокируют, иногда радуют. Если вы ищете способ дать толчок вашему личному развитию – вам необходимо понимать, как психологические эффекты влияют на наши действия.

 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

 

К счастью, знать — уже полдела. Когда вы осознаете, как именно наш мозг воспринимает окружающий мир, принимает решения и реагирует инстинктивно, вы поймет пользу от изучения этих психологических эффектов.

 

 

 

Это как проникнуть за кулисы работы мозга, чтобы узнать точный рецепт успеха. Эти шесть психологических фактов можно рассматривать как руководство по самосовершенствованию, основанное на базовых настройках мозга. Ваш пропуск в тайную кухню того, как функционирует мозг, чтобы избежать самых распространенных заблуждений.

 

6 психологических фактов, основанных на базовых настройках мозга

 

Эффект полного провала — вы нравитесь другим больше, когда вы не совершенны.

 

Не бойтесь споткнуться или упасть перед вашим другом — это сделает вас только привлекательнее для него. Не бойтесь рассказать друзьям о своих неудачах — благодаря этому вы понравитесь им еще больше.

Ошибки делают вас привлекательнее под действием «эффекта полного провала».

 

1.Эффект полного провала

 

Те, кто никогда не ошибаются, кажутся нам менее симпатичным, чем те, кто совершают промахи. Ошибки делают вас более человечным и привлекательным. А совершенство создает дистанцию и раздражающую ауру непобедимости. Побеждают те, у кого есть недостатки.

 

Эту теорию проверил психолог Эллиот Аронсон. Его испытуемые слушали записи людей, отвечавших на викторину. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми симпатичными назвали именно тех, кто пролил кофе.

 

Практическое применение:

Эффект провала напоминает нам, что ошибаться – это нормально. Случайные ошибки не просто допустимы. Они могут быть очень полезны. Если они не критичны и не слишком ужасны — случайные промахи сделают вас привлекательнее в глазах окружающих.

 

 

2.Эффект Пигмалиона: большие ожидания повышают производительность

 

Суть этого психологического феномена – концепция самоисполняющегося пророчества. Если вы верите во что-то – однажды это случится.

 

Первое изучение эффекта Пигмалиона провел психолог Роберт Розенталь в начальной школе со школьниками первого и второго класса. В начале года все они прошли тест на IQ. Розенталь показал учителям список тех, кто показал очень высокие результаты. Розенталь выбрал фамилии случайно, независимо от фактических результатов IQ.

 

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

 

В конце года, при повторном тестировании, эти школьники показали заметное лучшие результаты по сравнению со сверстниками.

Почему?

 

Дополнительные тесты показали, что учителя подсознательно выделяли этих школьников, давали им больше шансов, внимания и обратной связи. Их ожидания для особой группы были выше, и эти ожидания создали новую реальность.

Розенталь так объяснил свое открытие: То, что один человек ожидает от другого – может стать самоисполняющимся пророчеством.

 

Эффект получил название «Пигмалиона», в честь рассказа Овидия о скульпторе, который влюбился в одну из своих статуй.

 

Помните поговорку «Если человека называть свиньёй, то рано или поздно он захрюкает»? Тоже эффект Пигмалиона, только его негативный вариант.

 

Практическое использование:

 

Эффект Пигмалиона будет полезен и для личного развития, и для лидера группы. Вы можете ставить себе более трудные цели и задачи, пытаясь затем соответствовать этому вызову, и расти над собой. Как лидер, если вы ждете своей команды больше — вы можете получить лучшую производительность.

 

3.Парадокс выбора – чем больше выбор, тем меньше вероятность, что мы будем им довольны

 

Знакомо ли вам раскаяние покупателя?

Купишь что-нибудь – а потом начинаешь жалеть: можно было купить дешевле, или другую модель, или через 2 недели со скидкой. Это действие «Парадокса выбора».

 

Даже если наше окончательное решение совершенно верное – мы можем быть остаться недовольны, если у нас слишком большой выбор.

 

Конечно, это бывало со всеми. Ужинаешь в ресторане – и потом думаешь, что надо было заказать другое блюдо. Покупаешь холодильник — и потом считаешь, что можно было взять и другую модель.

 

Когда выбор слишком велик — бывает сложно найти удовлетворение от решения.

 

Чтобы доказать этот парадокс, психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели знаменитый эксперимент с вареньем.

В магазине для гурманов выставили образцы высококачественного варенья.

В первом тесте был выбор из 6 сортов; во втором 24. Результаты показали:

при меньшем выборе баночку варенья купили 30% людей;

при большем — только 3%.

Ставший известным эксперимент с вареньем плюс популярная книга и интервью психолога Барри Шварца на сайте TED сделали парадокс выбора одним из самых разрекламированных (и ругаемых) психологических феноменов.

 

Парадокс выбора можно объяснить простой логикой:

 

Практическое следствие

 

Простое решение парадокса выбора: давайте себе меньше возможностей.

Как пишет в своей книге Барри Шварц: Сосредоточьтесь на том, что делает вас счастливым, и делайте то, что придает смысл вашей жизни.

 

4.Эффект свидетеля

 

Эффект свидетеля — чем больше людей видят, что кому-то нужна помощь — тем ниже вероятность, что человеку помогут.

На самом деле, вероятность получить помощь находится в обратной зависимости от количества людей вокруг. Если вы нуждаетесь в помощи – не ищите ее в толпе.

 

Эффект свидетеля было описан в исследовании социальных психологов Бибб Латане и Джона Дарли. Они наблюдали, как студенты реагируют на избиение сокурсника в соседней комнате.

 

Когда испытуемый считал, что он единственный свидетель – на помощь бросились 85%. Когда рядом находился еще один человек – помогать кинулись 65%. Когда студент знал, что есть еще четыре свидетеля – на помощь пришли только 31%.

 

Часто свидетели аварии или преступления не пытаются помочь пострадавшему. Каждый считает, что кто-то другой вызовет полицию, и т.д. А вот единственный очевидец понимает, что помочь может только он, и действует гораздо решительнее.

 

Практическое применение

 

Когда вам нужна помощь – будьте конкретны. Обратитесь к конкретному человеку – лучше по имени, чтобы избежать перекладывания ответственности.

Попросите его сделать что-то одно (например, вызвать скорую). Затем, если необходимо, обратитесь к следующему — с просьбой сделать что-то еще.

Это кажется нелогичным, ведь чем больше людей – тем больше смогут вам помочь. Все наоборот. Все будут стоять, смотреть и ждать, что кто-то другой возьмет все на себя. Чтобы избежать разочарования, каждый раз выбирайте одного конкретного человека для просьбы.

 

5.Эффект прожектора — ваши ошибки не так заметны, как вы думаете.

 

Ощущение, что на нас все время смотрят — всего лишь игра воображения. Паранойя и неуверенность в себе, которые мы чувствуем каждый раз, когда ошиблись – на самом деле не отражает реальность. В соответствии с «эффектом прожектора», люди замечают наши промахи намного реже, чем мы думаем.

 

Для проверки «Эффекта прожектора» команда психологов из Корнуэлла просили группу испытуемых целый день носить странную футболку, а потом оценить, сколько людей заметили ее. Оценки испытуемых оказались вдвое выше, чем фактическое количество.

 

 

Практическое следствие:

 

Вы находитесь в центре внимания реже, чем вы думаете. Зная это, можно чувствовать себя в общественных местах намного спокойнее, быть самим собой. Когда вы делаете ошибку – не переживайте слишком, ведь ее влияние гораздо меньше, чем вы думаете.

Психолог Кеннет Савицкий говорит так:

Вы не сможете полностью избавиться от смущения, когда чувствуете, что совершаете ошибку. Но вы можете осознать, насколько вы преувеличиваете ее влияние.

Эффект фокусировки — люди придают слишком большое значение одному аспекту события и не замечают другие факторы.

 

«Ничто в жизни не так важно, как Вы об этом думаете, пока вы думаете об этом» — Дэниел Канеман

 

Какова разница в настроении между теми, кто зарабатывает много и теми, кто зарабатывает меньше?

Разница существует.

Но она на треть меньше, чем ожидает большинство людей.

 

6.Это иллюстрирует «эффект фокусировки».

 

В данном примере влияние фактора дохода на настроение затмевает тысячи других важных обстоятельств.

 

Насколько счастливее калифорниец, чем житель Среднего Запада? Когда психологи задали этот вопрос жителям обеих областей, все ответили, что калифорнийцы должны быть намного счастливее.

 

А на самом деле?

 

Между ними не было выявлено никакой разницы в фактическом рейтинге счастья.

 

Испытуемые считали солнечную погоду Калифорнии и спокойный образ жизни главными факторами счастья.

На самом деле есть много других, менее разрекламированных аспектов счастья, которыми наслаждаются жители Среднего Запада: низкий уровень преступности, отсутствие землетрясений и т.д.

 

Маркетологи используют «эффект фокусировки» (т.н. «иллюзию фокусировки») на потребителях. Они убеждают нас в необходимости какого-то продукта, его нового вкуса или цвета. Политики тоже используют эффект фокусировки, чтобы преувеличить важность конкретных вопросов.

Под влиянием эффекта фокусировки у нас возникает туннельное зрение. Мы не видим «слона» целиком, а различаем только хобот, или хвост, или уши.

 

Практическое следствие:

 

Чтобы устранить или хотя бы смягчить действие эффекта фокусировки, нужно:

 

Влияние «эффекта фокусировки» приводит к ошибкам в прогнозировании будущих результатов. Если вы можете избежать туннельного зрения (или хотя бы помнить о нем) — вы повысите шансы на правильный выбор.

 

А где вы сталкиваетесь с этими психологическими эффектами? И как справляетесь с ними? Предупрежден – значит вооружен. опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Поведенческие эффекты при формировании предпочтений экономического выбора

Поведенческие эффекты при формировании предпочтений экономического выбора

Беликова Светлана Владимировна ассистент кафедры экономической теории и предпринимательства, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), 2017, Том 8 (номер 1),

Предпринята попытка обосновать поведенческие особенности экономического выбора хозяйствующего субъекта в условиях трансформации среды принятия решений, а также исследовать их влияние на процесс формирования субъективных предпочтений. При этом поведенческая парадигма выделена в качестве базового теоретического конструкта, позволяющего выявить основные иррационализирующие факторы. На основании исследования концептуальных положений поведенческой парадигмы сделан вывод о том, что предпочтения хозяйствующего субъекта в процессе реализации экономического выбора формируются под влиянием мотивационных и когнитивных предикторов, которые ограничивают рационализм хозяйствующего субъекта. Отклоняясь от рациональных критериев в сторону иррациональных, хозяйствующий субъект формирует свои предпочтения на основе экономических и внеэкономических критериев, систематически ошибаясь в контексте влияния когнитивных искажений, проявляющихся при принятии решений в современных условиях. На основании полученных выводов автором построена модель экономического выбора с учетом поведенческих предикторов. Среди важнейших когнитивных искажений выделены стадный инстинкт, профессиональная деформация, «проклятие знания», уклон в сторону поиска информации, ошибка обоснования оценки, предвзятость подтверждения, пренебрежение формализованными методами познания, эффект консерватизма, предпочтение персонифицированного доверия и эвристика асимметричного восприятия.

Ключевые слова: экономический выбор; поведенческие эффекты; когнитивные искажения; мотивация.

Список литературы:

Издатель: ООО "Гуманитарные Перспективы" Учредитель: ООО "Гуманитарные Перспективы"Online ISSN: 2412-6047ISSN: 2078-5429

hjournal.ru

Эффекты умственной бухгалтерии | Элитариум

С момента создания теории возможностей накопилось достаточно наблюдений, чтобы подвергнуть сомнению рациональность человеческого поведения. Первой из этих аномалий является эффект постановки вопроса. Его важность демонстрирует следующий пример. Молодой монах обратился к настоятелю с вопросом, может ли он курить во время молитвы. «Конечно, нет», — ответил настоятель. Услышав об этом, монах из соседней кельи пообещал уладить вопрос. Он пришел к настоятелю и спросил: «Святой отец, могу ли я молиться во время курения?».

Автор:

Cимoн Baйн, управляющий директор «Альфа-Банка», заместитель руководителя инвестиционно-банковского блока; один из ведущих специалистов в России по финансовому консалтингу, трейдингу и инвестиционным операциям.

Работа над выявлением психологических предрасположенностей и отклонений в поведении людей велась на протяжении нескольких десятилетий. В 1970-х гг. лауреат Нобелевской премии Дэниел Канеман

(Daniel Kahneman) и Эймос Тверски

(Amos Tversky) систематизировали и дополнили их перечень, заложив основу новой академической дисциплины — теории поведенческих финансов. Авторы поставили перед экономистами задачу фокусироваться не на идеальных процессах выбора, а на реально используемых людьми. Среди вопросов, заданных ими, фигурировал такой: «Найдется ли мозг, который в состоянии воспроизвести требования «рациональной модели» и ее производной — теории эффективных рынков?» Этот достаточно циничный вопрос исследователи задали после того, как свели целый ряд стандартных нерациональных предпочтений и предрасположенностей, на которых строится человеческое поведение, в единую теорию возможностей

(Prospect Theory).

Прежде чем перейти к ее рассмотрению, следует проанализировать основные положения теории ожидаемой полезности

(Expected Utility Theory), разработанной фон Нейманом и Моргенштерном и лежащей в основе современной экономической науки. На протяжении всего изложения своей теории Канеман и Тверски демонстрируют аномалии в поведении людей, которые расходятся с ее выводами.

В теории ожидаемой полезности принятие решений в отношении принятия риска базируется на выборе между возможностями

(prospect). Возможные исходы взвешиваются по соответствующим им вероятностям. При этом предполагается, что вероятности являются объективными (стандартными).

Теория ожидаемой полезности выбирает между возможностями на основании трех принципов:

  1. Ожидания: суммарная полезность данной возможности составит сумму ожидаемых полезностей возможных исходов.

  2. Интеграции активов. Новый актив будет добавлен к существующим, только если полезность суммарного варианта превысит полезность существующего актива. Из этого предположения следует очень важный вывод, что важен абсолютный исход интегрирования двух элементов, а не возможные изменения (потери или убытки).

  3. Отвращения людей к риску. Преобладание отвращения к риску является наилучшим обобщением человеческих предпочтений. Этот вывод теории ожидаемой полезности преобразуется в основной принцип современной теории управления портфелем, который гласит, что отвращение к риску преобразуется в требование получения более высокой доходности за больший риск.

Итак, теория ожидаемой полезности предполагает, что трейдер и инвестор будут рассматривать каждое свое действие рационально, т.е. вне зависимости от предыдущих действий, прошлых результатов, личных предпочтений и торговых лимитов. Каждое решение будет абсолютно рациональным.

За тридцать лет с момента публикации теории ожидаемой полезности и создания теории возможностей накопилось достаточно наблюдений, чтобы подвергнуть сомнению рациональность человеческого поведения. Канеман и Тверски обратили особое внимание на несколько аномалий, противоречащих рациональности, к рассмотрению которых мы и переходим.

Первым из них является

эффект постановки вопроса

(framing), который заключается в том, что результаты обычно считаются позитивными или негативными после сравнения с некоторым нейтральным результатом, принимаемым за точку сравнения. Ее изменение влечет переоценку, приводящую к тому, что достигнутый результат может быть переклассифицирован из положительного в отрицательный. Например, управляющий портфелем может считаться успешным, если в основу критерия этой оценки положен абсолютный размер прибыли, но при этом в категории «прибыль на единицу риска» занимать низкую позицию в рейтинге. Другой пример: когда начинающим трейдерам опционов предлагают показать бид на опцион с очень маловероятной ценой исполнения, они отказываются, говоря, что вероятность его исполнения очень мала. Однако при этом они не продадут тот же самый опцион дешево, т.к. вероятность исполнения все же существует. Т.е., рассматривая один и тот же опцион с разной точки зрения, они приходят к разным выводам.

Важность правильной постановки вопроса демонстрирует следующий анекдот. Молодой монах обратился к настоятелю с вопросом, может ли он курить во время молитвы. «Конечно, нет», — ответил настоятель. Услышав об этом, монах из соседней кельи пообещал уладить вопрос. Он пришел к настоятелю и спросил: «Святой отец, могу ли я молиться во время курения?»

Канеман и Тверски демонстрируют эффект постановки вопроса, основываясь на результатах ряда экспериментов. Так, в одном из них участникам предстояло выбрать одну из двух альтернатив: а) из 600 человек 200 гарантированно могут быть спасены от смертельной болезни; б) с вероятностью, равной одной трети, можно предположить, что все выживут, следовательно, в двух третях случаев все умрут. 72% опрошенных предпочли первый вариант, хотя его результат был хуже лучшего исхода второй альтернативы.

Во втором случае, когда вопрос был поставлен иначе: а) 400 человек из 600 гарантированно умрут или б) существует одна треть шансов, что не умрет никто, только 22% опрошенных выбрали первое решение. Таким образом, совершенно разные результаты были получены в зависимости от того, как был поставлен вопрос, т.е. о спасении или о гибели людей шла речь, хотя, по сути, исходные данные оставались одинаковыми.

Другой пример. Игрок, проигравший на скачках 140 долларов, на последнем круге предполагает поставить 10 долларов на кандидата, имеющего шансы 15:1. Есть два варианта формулировки вопроса. Если за точку сравнения принимается текущая ситуация, то альтернативу можно сформулировать следующим образом: «Вернуть все потери или незначительно их увеличить». Если же принимать за точку сравнения позицию игрока на начало дня, то альтернативой являются выигрыш 140 или потеря 10 долларов. Эмпирически доказано, что на скачках во время последних забегов значительное количество игроков на практике предпочитают первую формулировку.

Оба примера демонстрируют» что изменение формулировки вопроса влияет на ответ. В более сложных ситуациях, когда одно явление вытекает из другого и выбор приходится делать последовательно, эффект постановки вопроса оказывается сопряженным с

эффектом умственной бухгалтерии

(mental accounting). Предположим, вы решили сходить в кино. Билет стоит 10 долларов. Перед входом в кинотеатр вы внезапно обнаруживаете, что выронили купюру, У вас есть с собой другие деньги, и вы можете купить билет. Вы это сделаете? На этот вопрос 88% опрошенных ответили положительно.

Изменим условия: на этот раз вы потратили 10 долларов, купили билет и перед входом в кинотеатр обнаружили, что потеряли его. Купите ли вы новый билет? На этот вопрос утвердительно ответили только 46% участников эксперимента.

В данной ситуации эффект умственной бухгалтерии заключается в том, что в первом случае вы не выполнили свое намерение купить билет, чтобы пойти в кино, а во втором приобрели его. Т.е. в первом эпизоде вы потеряли 10 долларов, а во втором — билет. В результате во втором случае вы должны были потратить 20 долларов, и вам показалось, что это слишком дорого.

На практике эффект умственной бухгалтерии проявляется в том, что инвесторы рассматривают портфель и результаты акций отдельно и могут быть удовлетворены даже плохими результатами портфеля, если какая-то «любимая» ими акция достигла ожидаемого результата. Этим же эффектом объясняют склонность инвесторов покупать акции, выплачивающие высокие дивиденды: инвесторы разносят доход от курсовой разницы и дивидендов в разные «карманы».

С помощью теории возможностей также можно предсказать, каким образом изменится ответ в примерах, приведенных выше. Она утверждает, что в ситуации, связанной с прибылью или позитивным исходом, люди предпочитают определенность, т. е. склонны минимизировать риск. В ситуациях, ассоциирующихся с убытками, люди демонстрируют склонность выбирать более рискованные решения с максимальным количественным исходом. Можно предположить, что в политике благодаря этому механизму к власти приходят реформаторы. Только в моменты, когда население отчаивается, оно отказывается от кандидатов, предлагаемых центром, и голосует за политиков с более радикальными взглядами.

Так, в приведенном выше примере, когда формулировка вопроса предполагала сохранение жизни максимального количества людей, большинство опрошенных выбрали исход, при котором спасение от смертельной болезни находили лишь 200 человек, но наверняка. Когда вопрос был поставлен таким образом, что речь в нем шла о минимизации смертельного исхода, опрошенные выбрали вариант сохранения или потери всех жизней, т.е. имеющий наименьшие шансы.

В другом рассмотренном нами случае, на скачках, люди предпочли сохранение 10 долларов маловероятному выигрышу в 150, если вопрос формулировался в контексте получения прибыли. Если же вопрос заключался в том, как компенсировать убытки, то опрошенные предпочли принять маловероятный вариант с возможностью большого выигрыша.

Эффект (отклонение из-за) склонности к определенности

(certainty bias) по-другому демонстрирует предпочтения людей при принятии решения в разных ситуациях.

Пример 1. Сравним две проблемы

1. Выберите между:

В данном случае 82% опрошенных предпочли вариант б).

2. Выберите между:

В данном случае 83% опрошенных предпочли вариант в).

Особенность формулировок решений двух задач заключается в том, что вторая задача получена путем вычитания из первой задачи 0,66 шанса выиграть 2400. Изменение предпочтений показывает, что превращение варианта (б) из определенного в неопределенный (г) может сделать его менее предпочтительным, а вариант, который изначально был неопределенным (а), может выиграть от замены, став более предпочтительным, даже если его шансы не превратятся в определенные (в).

Следует отметить, что, когда вероятность выигрыша сокращается до минимальной, люди предпочитают альтернативы с большим выигрышем, невзирая на их меньшую вероятность. Продемонстрируем это на следующем примере.

Пример 2.

3. Выберите между:

В данном случае 78% опрошенных предпочли вариант б).

4. Выберите между:

В данном случае 78% опрошенных предпочли вариант а).

А что если в примерах, приведенных выше, заменить выигрыш на проигрыш? Предпочтения меняются на противоположнные, демонстрируя

эффект зеркального отражения

, который заключается в том, что негативное отношение к риску в ситуации с выигрышем сменяется на позитивное в ситуации с проигрышем.

Эффект склонности к определенности, с учетом эффекта зеркального отражения, можно сформулировать следующим образом: люди предпочитают определенность при выборе между исходами, гарантирующими прибыль. В то же время они предпочитают любым способом избежать определенности в случае убытка, даже если маловероятный шанс успеха приведет к дополнительным затратам. Этот ключевой вывод теории возможностей объясняет в том числе одну из первопричин значительного отсева инвесторов на ранних стадиях приобретения ими опыта в торговле. Новички совершают запрограммированную человеческой природой ошибку: быстро фиксируют свои выигрыши и долго не принимают мер по закрытию убыточных позиций, чтобы не закрепить потери.

Вернемся к примеру 1. Из обеих начальных альтернатив вычли одну и ту же вероятность, чтобы получить новую вариацию вопроса. Вследствие замены выбор поменялся. Это пример еще одной важной составляющей нашего мышления, называемой

эффектом изоляции. Он заключается в том, что выбор меняется в зависимости от того, как представлены вероятности. Эффект изоляции также противоречит теории ожидаемой полезности.

На основании идентифицированных эффектов Канеман и Тверски установили, что в человеческом сознании заложена разная оценка ценности в зависимости от точки сравнения. Они утверждали, что люди руководствуются не увеличением богатства в целом (подход теории ожидаемой полезности), а его относительным изменением. Но один из основных выводов их исследований заключается в том, что

«главное, что движет людьми, — это отвращение к потерям. Люди не столько избегают неопределенности, сколько не приемлют потерь». Мы предпочтем принять 100 долларов, чем с шансами 50 на 50 выиграть 200 долларов или вообще ничего не получить. На основании своих выводов Канеман и Тверски предложили функцию ценности, которая учитывает предпочтения.

Эта функция отражает несколько моментов.

  1. «Удовлетворение», испытываемое от выигрыша, меньше, чем «боль» от аналогичного проигрыша. Технически именно свойство и называется отвращением к потерям

    (loss aversion). Из-за него график функции выигрыша более пологий, чем график функции убытка.

  2. Чем больше выигрыш, тем меньше испытываемое «удовлетворение» от каждой последующей единицы прироста. Аналогично в какой-то момент, когда убыток уже и так велик, его рост не вызывает такой же сильной «боли». График описывает известный парадокс, который заключается в том, что инвесторы часто отменяют приказы о закрытии убыточных позиций в момент достижения намеченного ранее уровня фиксации убытка. Даже осознавая возможность дополнительных потерь, они менее болезненно переживают вторичные потери, чем первичные.
  3. В результате график выигрыша — выпуклый, а график проигрыша — вогнутый.
  4. Точка сравнения

    (reference point), которая обсуждалась ранее в связи с рассмотрением эффекта постановки вопроса, оказывает значительное влияние на исход анализа.

После рассмотрения несколько новых эффектов (отклонений) человеческого сознания следует дополнить сказанное выше о точках сравнения. Можно предположить, что результаты анализа ситуаций будут различаться в зависимости от того, думают ли люди в терминах получения окончательного результата или в терминах прироста или снижения своего богатства. В первом случае они будут избегать риска, чтобы защитить существующее богатство. Другой пример альтернативных точек сравнения — это принятие решения на основе результата или результата за минусом издержек. Из эффекта изоляции следует, что люди склонны рассматривать возможности и издержки, необходимые для их реализации, раздельно.

Продемонстрируем значимость точек сравнения на простом примере. С точки зрения теории ожидаемой полезности инвестору безразлично, в результате чего у него оказалось 100 долларов — падения со 115 или роста с 85 долларов. Ему важно, что суммарный ожидаемый результат равен 100 долларам. Но в реальности отвращение к риску исключит выбор, при котором можно потерять 15 долларов. Поэтому он выберет вариант, позволяющий ему получить наверняка 100 долларов, альтернативе, где он может заработать или потерять 15 долларов. Но, предположим, инвестору для получения бонуса необходимо, чтобы стоимость портфеля достигла 110 долларов. В этой ситуации точка сравнения изменится, и инвестор изберет вторую альтернативу, т.к. она увеличивает шанс выполнения его плана.

Одним из новаторских аспектов теории является разделение процесса принятия решений на две стадии: редактирования и оценки. На первой стадии значительную роль играют предрасположенности инвестора, принимающего решения. На этом этапе они анализируются, вероятности и возможности сортируются и формируются простые альтернативы выбора. На стадии оценки сформулированные возможности оцениваются, и выбирается та, которая обладает наибольшей ценностью.

В дальнейшем исследователи, принадлежащие к школе поведенческих финансов, указали на многие аспекты поведения людей, необъяснимые с точки зрения рациональности. Благодаря им стало очевидно, что предрасположенности, заложенные в сознании людей, мешают инвесторам быть «рациональными», поэтому значительная часть трейдеров подпадает под категорию нерациональных

(noise traders). Успешными становятся в основном те, кто минимизирует путаницу в собственном сознании и контролирует заложенные природой недостатки.

Поведенческая (психологическая) экономика изучает воздействие психологии людей, социальных групп на их экономическое поведение, экономическую деятельность. Эти знания вы можете получить пройдя курс «Поведенческая экономика. Психология в экономике и финансах» при обучении по индивидуальной программе.

www.elitarium.ru

Эффект поведенческой конфирмации - Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в 24/08/2014. Опубликовано Когнитивная психология

Когда мы воспринимаем информацию и составляем суждения о мире и событиях вокруг нас, мы не всегда интерпретируем эти вещи объективно. Зачастую оценивать информацию и приходить к правильным решениям нам мешают когнитивные предубеждения, ошибки. К наиболее распространённым когнитивным ошибкам причисляют и эффект поведенческой конфирмации. В народе эту ошибку называют просто — склонность к корысти.

Что такое эффект поведенческой конфирмации?

Эта ошибка относится к нашей склонности принимать на свой счёт успех и в то же время винить внешние факторы в наших неудачах. По существу, мы склонны считать, что наши успехи обусловлены исключительно нашими внутренними чертами и талантами, а неудачи провоцируются факторами, неподвластными нашему контролю.Если Вам повезло на экзамене, то это потому, что Вы усердно учились. Если же нет, то это потому, что учитель не объяснил тему достаточно подробно, в классе было слишком жарко или Ваш сосед по комнате не давал Вам уснуть ночью перед экзаменом.

Почему наблюдается эффект поведенческой конфирмации?

В большинстве случаев это смещение позволяет людям сохранить свою самооценку. Приписывая положительные события своим личным характеристикам, люди её повышают. Обвиняя внешние силы в неудачах, люди снимаю с себя ответственность, что позволяет им сохранить уверенность в себе и своих силах.На склонность к корысти оказывает влияние ряд факторов, в том числе:

Наблюдения психологов

«Существуют убедительные доказательства существования склонности к корысти. Она имеет свои преимущества, поощряя нас на упорство, даже когда дела идут против нас. Например, безработный скорее найдет работу, если они проявляет эффект поведенческой конфирмации и не приписывает невезение с работой своей некомпетентности или недостатку опыта».

Айзенк (2000)

«Эффект поведенческой конфирмации широко распространён в западных культурах, таких как США или Канада, и гораздо реже встречается в странах Восточной Азии, таких как Япония, Китай или Тайвань. В отличие американцев, японцы склонны приписывать свои успехи счастливому случаю, а неудачи — отсутствию способностей или таланта. Склонность к корысти может являться частью культурной этики американской и других индивидуалистических культур, которые ставят во главу угла самоуважение».

Невид (2013)

Теги: Когнитивная психология, поведение

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Эффекты поведения, типичные для потребителя.

В понимании наук, занятых изучением функционирования рыночных отношений, потребитель и «экономический человек» отличаются друг от друга мотивами своего поведения при осуществлении покупки: потребитель более руководствуется своими эмоциональными потребностями, нежели рациональностью. И это находит свое выражение в теории спроса и на практике: если в теории обратная зависимость объема приобретаемого товара от его стоимости выражена непрерывной кривой спроса, то в практике эта кривая не столь однозначна.

Эта не однозначность вызвана поведением разных групп потребителей. Причем, как бы не убеждали они себя, что руководствуются функциональными характеристиками товара, его ценой, дополнительным обслуживание и иными качествами, основу в принятии решения все же составляет их психологическое восприятие данного товара, вернее, того, что им принесет эта покупка или чего они собираются добиться этой покупкой. Так в связи с этим выделяют следующие типичные потребительские поведения:

- «bandwagon effect» или эффект «бэндвэгон». Его еще называют эффектом «общего вагона». Главное, что «делает» покупку – желание быть как все. В этом случае срабатывает «парадокс Абилина», при котором если группа выражает свое мнение и принимает решение, то каждый из ее участников, даже будучи не согласен с общим мнением, промолчит, чтобы не противоречить. Т.е. товары покупаются не из-за того, что они нужны, а из-за стремления потребителя не отстать от основной потребительской массы. Этим руководствуются, например, те, кто подвержен влиянию моды: даже, если мне не идет, буду носить, поскольку это модно;

- эффект «сноба». Иначе можно назвать эффектом «белой вороны». Это обратное эффекту «общего вагона» состояние, поскольку потребитель стремиться отличиться, выделиться, отделиться от остальных, а потому не будет покупать то, что приобретают все. Даже, если товар ему необходим. Такой потребитель лучше подождет спада интереса и только после этого, если пожелает, приобретет нужное ему;

- эффект Веблина. Это поведение чем-то схоже с эффектом «бэндвэгон». Разница лишь в цене: повышение цены вызывает рост спроса на товар. Как правило, этому эффекту подвержены те, кто покупает только в бутиках и только бренды. Это своеобразное проявление потребности в уважении.

Поэтому снижение цен при таком потребительском поведении приводит всегда к падению спроса.Однако не всегда цена будет соответствовать качеству в этом случае;

- показателем качества цена выступает в формировании эффекта «цена — качества». Эти показатели находятся в тесной взаимосвязи: чем выше цена, тем выше и качество;

- но иногда потребители вне зависимости от цены и качества могут отдавать предпочтение какой-то конкретной торговой марке, выступающей для него гарантом и авторитетом. Это эффект «предпочтений».

Конечно, продавцу сложно учесть все, чем руководствуется потребитель, однако если сделать в своей работе акцент на каком-то одном варианте поведения, можно найти свою нишу на рынке.

Если Вас интересует услугу аутстаффинг персонала, заходите на сайт gk-krugozor.ru. Аутстаффинг / outstaffing — выведение всех или нескольких сотрудников из штатного состава компании с целью последующего их включения в штат фирмы-провайдера. Особенность процедуры заключается в том, что специалисты, юридически сменившие место работы, продолжают выполнять прежние функции в той же фирме, что и раньше.

www.businessbasis.ru

Поведенческие эффекты - Психология

Принято выделять 3 поведенческих эффекта Р. п.: приобретение, поддержание и сохранение реагирования. В целом приобретение (или научение) замедляется в том случае, когда реакция подкрепляется лишь после того, как она возникла несколько раз. Крыса, научающаяся нажимать на рычаг, будет быстрее приобретать эту реакцию, если пища появляется после каждого нажатия, а не после неск. нажатий. Р. п., при к-ром пища предъявляется вслед за каждым возникновением реакции, называется непрерывным, или постоянным режимом; режим, при к-ром пища предъявляется лишь после неск. воспроизведений реакции, называется прерывистым, или парциальным режимом.

После того как реакция уже приобретена, для поддержания реагирования обычно оказывается достаточно прерывистых Р. п., особенно если подкрепляющий режим постепенно изменяется от постоянного к прерывистому. Прерывистые режимы поддерживают реагирование и, что более важно, задают общую частоту и временные паттерны реагирования. Напр., одно и то же количество подкреплений может вызывать как высокую, так и низкую частоту реагирования, в зависимости от характеристик режима. Традиционно Р. п. классифицируют на основе 2 характеристик: количества реакций и времени реагирования, необходимого для подкрепления. Режимы, при к-рых для появления подкрепления требуется определенное количество реакций, называются пропорциональными (долевыми) режимами; в них задается пропорциональное отношение числа реакций на одно подкрепление. Напр., если крыса должна четыре раза нажать на рычаг, прежде чем пятое нажатие приведет к появлению пищи, пропорциональный режим будет определяться как 5:1. Режимы, в к-рых помимо самой реакции, необходимой для появления подкрепления, предъявляются требования ко времени реагирования, называются интервальными режимами. Напр., если должна пройти 1 минута с момента последнего появления пищи, прежде чем нажатие на рычаг вновь вызовет ее появление, такой интервальный режим будет определяться как минутный. В целом пропорциональные режимы вызывают более высокую частоту реагирования по сравнению с интервальными режимами. Как в пропорциональных, так и в интервальных режимах может задаваться либо фиксированное, либо изменяющееся количество реакций или времени соответственно. Так, если пища появляется после каждого пятого нажатия на рычаг, то этот режим будет режимом с фиксированной пропорцией; если пища появляется в среднем после пяти реакций (напр., после трех, пяти или семи реакций), то такой режим будет режимом с изменяющейся пропорцией. В целом режимы с изменяющимся подкреплением поддерживают стабильную частоту реагирования, в то время как фиксированные режимы вызывают изменяющуюся частоту реагирования. При фиксированных режимах частота реагирования вслед за появлением подкрепления сначала снижается, когда реакция уже не может вызвать этого подкрепления, а потом начинает увеличиваться.

Третий поведенческий эффект Р. п. касается сохранения реагирования (т. е. пределов, в к-рых данная реакция продолжает возникать уже после того, как она больше не вызывает появления подкрепления). В целом, прерывистые Р. п. в значительной степени повышают сохранение реагирования (т. е. сопротивляемость угашению).

Поскольку частотные и временные характеристики реагирования в высокой степени зависят от конкретного Р. п., мн. стороны поведения, традиционно рассматриваемые в мотивационных терминах, могут интерпретироваться как эффекты Р. п. Напр., родители, к-рые все-таки покупают ребенку сладости после долгого сопротивления его просьбам, сопровождаемым нытьем и хныканьем, ненамеренно подкрепляют такое поведение в соответствии с пропорциональным режимом. Поведенческий анализ относит это поведение к тому Р. п., на основе к-рого оно приобреталось и поддерживалось, в отличие от др. способов объяснения такого поведения, относящих его к существованию «потребности» в сладостях или к определенному внутреннему состоянию, напр., к избалованности этого ребенка.

student2.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта