Тест по Психотерапии (стр. 1 из 2). Основоположником поведенческой терапии является
Бихевиоральная психотерапия
В современной психотерапии есть несколько ведущих направлений. Наиболее успешной из них является поведенческая или бихевиоральная терапия. Главным отличием бихевиоральной психотерапии от других учений является изменение поведенческих навыков пациента, а не коррекция сознания или разрешение внутренних конфликтов.
Основные принципы бихевиоральной психотерапии
Основоположниками теории бихевиоризма были И.П. Павлов и В.М Бехтерев. Их труды использовались многими известными психотерапевтами всего мира. Бихевиоральная терапия с успехом применяется при лечении многих психических, психосоматических и чисто соматических заболеваний.
К основным принципам учения можно отнести: • психотерапевты используют в своей работе техники и методы, эффективность которых была доказана экспериментально;
• поведенческая терапия не меняет внутренний мир человека. Воздействие на личность осуществляется в степени, необходимой для решения конкретной задачи;
• пациенту не навязывается представление о том, что является болезнью, нормой или отклонением. В ходе терапии вырабатывается наиболее оптимальная модель поведения для конкретного человека;
• психотерапевт играет ведущую роль в ходе лечения. Он задает вопросы пациенту и ставит перед ним задачи, при этом метод «выговаривания проблем» не используется вовсе.
Отличительной особенностью бихевиоральной терапии является то, что пациенту даются домашние задания. В ходе выполнения таких упражнений часто прибегают к помощи близких людей и членов семьи.
Этапы поведенческой терапии
Бихевиоральная психотерапия, как отдельное направление, было выделено примерно в середине прошлого века. Это учение стремительно набирало популярность, так как позволяло достигать положительных результатов за два или три сеанса психотерапии.
Бихевиоральная терапия построена на идее о том, что некоторые виды расстройств психики связаны с неправильно сформированными поведенческими навыками. К таким нарушениям относятся фобии, поведенческие расстройства и различные зависимости, нарушения сна и приема пищи, трудности речевого развития у детей и другие проблемы, при которых можно выделить конкретный симптом для коррекции.
Лечение проводится в несколько этапов:
1. Анализ поведения. Этот этап наиболее длительный, иногда может продолжаться несколько недель. Психотерапевт всесторонне изучает особенности поведения пациента, чтобы составить наиболее оптимальную схему терапии.
2. Составление плана лечения. После того, как будут выявлены проблемы пациента, можно переходить к их коррекции. В случае, если было найдено несколько проблем, то их решение осуществляется последовательно.
3. Завершается терапия тогда, когда у пациента будут сформированы поведенческие навыки, позволяющие ему справляться с проблемой.
В процессе бихевиоральной терапии психотерапевт выступает в роли учителя, который помогает пациенту приобрести новые поведенческие навыки. При этом огромную роль играет мотивация человека. Пациент должен четко понимать смысл всех приемов и методов, используемых психотерапевтом. Это помогает правильно выполнять все задания и стимулирует на дальнейшие занятия.
Методы бихевиоральной терапии
В процессе коррекции поведения пациента психотерапевт использует различные способы, которые условно можно разделить на несколько больших групп:
• метод научения и усвоения позволяет научить человека правильному поведению в ходе наблюдения за образцом. В качестве такого образца могут выступать психотерапевт, его ассистенты, другие пациенты, если терапия является групповой. Также желаемому поведению можно учиться в ходе просмотра фильмов или чтения книг;
• метод отучивания построен на вызывании негативных эмоций или ощущений при проявлении отрицательного поведения;
• метод устранения позволяет отстранить неадекватное поведение. Данный метод успешно применяют при лечении различных фобий.
Довольно часто бихевиоральную терапию сочетают с когнитивной психокоррекцией (когнитивно-бихевиоральная психотерапия). Многие из методов поведенческой терапии широко используются в педагогике и менеджменте.
arbat25.ru
Основные понятия поведенческой терапии, ЛЕКЦИЯ 6. Поведенческая психотерапия: Б. Ф. Скиннер, Часть I. Современные психотерапевтические направления. Из Ада в Рай: Избранные лекции по психотерапии (учебное пособие). Литвак М. Е. Страница 9. Читать онлайн
ЛЕКЦИЯ 6. Поведенческая психотерапия: Б. Ф. Скиннер
...
Основные понятия поведенческой терапии
Реактивное обусловливание- это условный рефлекс. В поведенческой терапии в результате научения у собаки выделяется слюна на условный раздражитель, который ранее был индифферентным. Мы, как и собаки, можем начать выделять слюну, когда зайдем в столовую. Реактивное обусловливание легко прививается и легко исключается. Но тут Скиннер не совсем прав. У животных действительно реактивное обусловливание легко исключается, как только исчезает подкрепление. С человеком дело несколько сложнее.
Социальные психологи проводили следующий эксперимент. В центре лабиринта находилась приманка (кусочек сала). Крыса после нескольких попыток научилась находить приманку. Тот же опыт проводился с добровольцами. Только в центре лабиринта клали не кусочек сала, а десятидолларовую банкноту. Люди также довольно быстро научились ориентироваться в лабиринте. Когда крысам перестали класть приманку, через четыре-пять попыток они прекратили ходить в лабиринт. Люди же продолжали посещать его, когда там уже не было десяти долларов. Когда же выставили охрану лабиринта, они все равно пытались проникнуть туда. Может быть, этим свойством человека обусловлены все его достижения. Ведь многие изобретатели и ученые продолжают свою деятельность долгие годы, хотя и не получают никакого внешнего подкрепления! И даже наооборот, их преследуют, а они все равно занимаются своим делом.
Оперантное обусловливание — это процесс формирования и поддерживания определенного поведения посредством его следствий. Например, если ребенок совершит желаемое действие, его поощряют конфетой или игрушкой.
Подкрепление — это любой стимул, увеличивающий вероятность определенной реакции. Подкрепление может быть как негативным, так и позитивным. Позитивный стимул усиливает желательную реакцию, негативный гасит нежелательную реакцию.
Приведу пример позитивного подкрепления.
У больной с истерическим неврозом довольно часто ситуационно возникали обморочные состояния. Меня вызвали к ней на срочную консультацию. Я быстро вывел ее из обморочного состояния, и после беседы она даже стала веселой, и потом я к ней больше не подходил. Когда через некоторое время у нее опять развился обморок, меня опять пригласили к ней, и опять удалось быстро вывести ее из этого состояния. Обмороки стали учащаться. Итак, мои длительные интересные для нее беседы стали подкреплением для развития обмороков. Тогда я после очередного обморока сказал ей, что наши беседы сразу после обморока бесперспективны, ибо вследствие нарушения кровообращения в головном мозгу затруднено понимание. Беседовать будем не ранее, чем через две недели после обморока. Отказ от бесед был негативным подкреплением для ликвидации нежелательного поведения. Обмороки сразу же прекратились. Через две недели мы с ней спокойно решали ее житейские проблемы. Беседы были два раза в неделю. Через два месяца опять случился обморок. Но это уже был последний.
Подкрепление великолепно действует в воспитательном и педагогическом процессе.
Я никак не мог добиться хорошей грамотности у своих сыновей, когда они учились в школе. Написав упражнение, они не хотели его проверять. Когда они попросили дополнительные блага, я сказал им, что свободных денег в семье нет, и предложил им эти деньги заработать. Так как найти работу они не смогли, предложил им поработать на меня. Я попросил их перепечатать тексты психологического содержания. Требования были предъявлены такие: работа оплачивается, если на странице я найду не более трех ошибок. При полном отсутствии ошибок плата существенно повышается. Через три месяца проблема грамотности исчезла. Кроме того, попутно мальчики усвоили психологию. Контакт с ними улучшился. Старший сын уже в девятом классе стал заниматься научной работой и затем поступил в мединститут. Владение машинописью помогло ему во время прохождения действительной службы в армии. Он довольно быстро устроился писарем при штабе. Младший использует правила общения в своей жизни.
Бихевиористы не пытались объяснить причину поведения. Необихевиористы же определяли его как объяснительные фикции. Примерами объяснительных фикций могут служит понятия «автономный человек», «свобода», «достоинство», «творчество».
Автономный человек — это объяснительная фикция, суть которой заключается в том, что у человека есть «внутреннее существо», которое движет внутренними силами. Скиннер же утверждал, что если правильно организовать обучение, кривые скорости научения будут одинаковы для голубей, крыс, обезьян, кошек, собак и детей. «Я могу сказать, что единственным различием, которое можно ожидать между поведением крысы и человека (если не говорить о колоссальной разнице в сложности) является вербальное поведение.
Свобода — еще одна фикция, которую мы приписываем поведению, когда не знаем его причин. Это хорошо видно на примере реализации постгипнотического внушения, когда испытуемый не помнит само внушение, но дает объяснение причины своего поведения — это моя свободная воля.
Достоинство (репутация) тоже объяснительная фикция. Мы отказываем в хорошей репутации, когда причины поведения очевидно порочны. Мы отказываем в хорошей репутации кашлю, чиханию и рвоте, хотя их последствия часто ценны. Но мы хвалим благотворительность, даже если знаем, что она вызвана желанием снизить подоходный налог. Как отмечает Скиннер нам следует принять тот факт, что мы не все знаем, и воздержаться как от хулы, так и от похвалы.
Что касается творчества, то он приходит к такому выводу: творческая деятельность не отличается от других форм поведения. «Поэт пишет стихотворение, как курица несет яйцо, и оба чувствуют себя лучше после того, как сделали это.
Скиннер считает, что можно управлять поведением. «Вопрос в том, будем ли мы управлять случайностями, отдадим ли управление тиранам или будем управлять посредством эффективного культурного дизайна».
Опасность ложного употребления силы сейчас особенно велика. «Мы не можем принимать мудрые решения, если продолжаем притворяться. что человеческим поведением нельзя управлять, или если мы отказываемся заниматься управлением, когда могут быть достигнуты ценные результаты. Такие меры ослабляют нас, оставляя силу науки в руках других. Первый шаг к защите против тирании — это максимально возможное обнаружение техники управления.
Человек стоит перед трудным испытанием. Он должен сберечь голову — или ему придется начинать с начала, с давнего-давнего начала».
Наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что нужно делать. Наказание является основным препятствием научению. Наказуемые формы поведения не исчезают; они почти всегда возвращаются замаскированными или сопровождаемыми другими формами поведения. Эти новые формы помогают избежать дальнейшего наказания или являются ответом на наказание. Тюрьма — прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Если заключенный ничему не научился, то нет никакой гарантии, что в той же среде с теми же соблазнами он будет вести себя по-другому.
Кроме того, наказание поощряет наказывающего. Учитель, пугая ученика плохой отметкой, добивается того, что он становится внимательным. А для учителя — это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт.
В конечном итоге наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому.
При описании поведения не стоит пользоваться следующими словами «ожидает», «надеется», «наблюдает», «ассоциирует». Еще раз прочтите пример с наседкой. Скиннер утверждает, что причиной поведения является получение желаемого результата. Для того, чтобы понять, как ведут себя люди, и почему они себя так ведут, нет необходимости заниматься нейроанатомией и физиологией. Бихевиориста интересуют только входы и выходы. Лишь это можно наблюдать. Они ищут условия, регулирующие поведение, а не строят гипотез по поводу потребностей.
Бихевиористы пришли к выводам, что обусловливание происходит и без осознавания. Оно наблюдается даже во сне. Обусловливание поддерживается независимо от сознания. Это привело Скиннера к выводу, что возможности сознания в управлении поведением сильно преувеличиваются. Но все-таки обусловливание наиболее эффективно, когда человек сознает его и активно участвует в его выработке.
|Интересны разработки Скиннера по программированному обучению. Здесь каждый учащийся двигается в своем собственном темпе. Он переходит к более сложному заданию после того, как усвоил менее сложное. Благодаря постепенности продвижения учащийся почти всегда прав (положительное подкрепление), так как он постоянно активен и получает немедленное подтверждение своего успеха. Кроме того, вопрос всегда сформулирован так, что учащийся может понять то, что существенно, и дать правильный ответ. За содержание программы и его доступность отвечает составитель программы, учителю остается только помочь отдельным ученикам и организовать классную работу вне программированного материала.
Итак, подведем некоторые итоги.
1. Бихевиоральная терапия стремится помочь людям научиться реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы реагировать.
2. Бихевиоральная терапия не пытается изменить эмоциональную суть отношений личности.
3. В бихевиоральной терапии жалобы пациента принимаются как значимый материал, а не как симптомы лежащей за ними проблемы.
4. В бихевиоральной терапии больной и врач договариваются о специфических целях терапии так, что оба они знают, когда эти цели будут достигнуты.
Скиннер считает бихевиоральную терапию управляющим фактором почти неограниченной силы. Он постоянно выступал против работы с внутренними факторами, что привело к тому, что многие врачи отказались от его идей и вообще от теории научения, обвиняя бихевиористов в манипулировании личностью. Я также не избежал подобных упреков. Не будем строго судить Скиннера и возьмем у него то, что нам подходит. В своей практической работе я использую некоторые его идеи.
Изучение эффектов поведенческой терапии показало, что стойкое улучшение состояние больного происходит все-таки только тогда, когда наступают внутренние изменения в структуре его личности. Если приемы бихевиоральной терапии помогают нам это делать, то почему бы не воспользоваться ими? И действительно, жизнь продолжается. Теперь уже появились синтетические методы, использующие бихевиоральную терапию как часть новой системы. Имеются достаточно серьезные исследования, показывающие совместимость поведенческой и когнитивной терапии.
Много идей поведенческой терапии можно найти в техниках нейролингвистческого перепрограммирования (НЛП).
И что плохого в том, что бихевиористы целенаправленно в лучшую для больного сторону модифицируют его поведение?. Ведь хотим мы или не хотим, но мы модифицируем поведение наших партнеров по общению так же, как и они наши. Так не лучше ли делать это грамотно, а не бравировать своей спонтанностью и непосредственностью?
Что же получили бихевиористы?
Эффективность их программ не ставилась под сомнение, но стали подниматься этические и юридические проблемы. Начали обсуждаться проблемы прав заключенных, юношества и пациентов психбольниц.
Я до сих пор чувствую тот пресс, под который попал, когда стал пользоваться приемами поведенческой терапии в клинической практике и педагогической работе. В клинической практике мне не прощался ни один промах. Я вынужден был работать со стопроцентной эффективностью. Если бы я применял обычные методы обследования и лечения и больному не становилось бы лучше, мне никто не сказал бы ни одного худого слова. Но если после применения методов бихевиоральной терапии больные не поправлялись, мне ставили в вину тот факт, что я не воспользовался лекарственной терапией. Иногда после разговора со мной больному становилось хуже с точки зрения традиционной медицины, хотя в действительности происходило осознание некоторых проблем, и подавленное настроение носило скорее очищающий характер. Но дежурный врач, придерживающийся традиционных подходов, с удовольствием делал инъекцию психотропного средства и был доволен, что предотвратил суицидальную попытку. Тем более, что больной в беседе сказал ему, что после того, как он понял, сколько глупостей натворил, так жить не хочет.
Я получал позитивное подкрепление от результатов лечения и негативное — от замечаний при неудачах.
А так как бросать такую работу мне не хотелось, я вынужден был вести явно некурабельных больных, а лечение проводить так, чтобы был хороший результат. Но сложилась парадоксальная ситуация: чем реже я допускал ошибки и чем они были незначительнее, тем больше мне доставалось. Однако приемы поведенческой терапии, которые разработаны мною (психологическое айкидо) научили меня временами отступать, но не отступаться.
Та же история и с педагогической деятельностью. Объективно лекции мои стали интереснее. Показателями тому являются их стопятидесятипроцентная посещаемость (приходят гости) не только бюджетных (бесплатных) занятий, но и тех, за которые обучающимся приходится платить собственные деньги. Тем не менее я получаю упреки за то, что недостаточно полно и академически осветил тот или иной вопрос. И здесь я каюсь, но продолжаю делать по-своему. Не исключено, что после опубликования этой книги меня уволят с работы. Один раз такая попытка уже была.
Используя методы поведенческой терапии, мне удалось благотворно повлиять на своих детей. Они стали отлично учиться в школе и хорошо вести себя не только на уроках, но и на переменах. В период временного падения успеваемости учителя обещали направить в мой институт письмо с жалобой на то, что я не уделяю внимания воспитанию своих детей. А когда я рассказал о своих приемах воспитания (как уже упоминалось, я нанимал детей к себе на работу и платил им деньги за это), о них было доложено в партийные органы, и я имел беседу с секретарем обкома по идеологии. Дело кончилось тем, что я стал проводить занятия в обкоме партии. Везде есть умные люди! Но больше я о своих новациях учителям не говорил до тех пор, пока не началась перестройка.
Работы необихевиористов и, в частности, Б.Скиннера, оказали большое влияние на психологию, клиническую практику и педагогику. Возникли новые школы психотерапии, новая социальная практика, новые технологии обучения. К сожалению, мы от всего этого остались в стороне.
Но и на Западе идеи Скиннера подвергали жестокой критике журналисты за то, что он отрицал идеи свободы, творчества, личности, психологи за то, что не уделял внимания другим проблемам, философы и теологи — за игнорирование проблемы внутреннего бытия. Тем не менее Скинер предложил свой прямой и без тумана взгляд на природу человека. Он позволяет нам понять себя без обращения к интуиции и божественному вмешательству.
Но критика гениев — занятие неблагодарное. Лучше сказать им спасибо, взять у них то, что полезно, и идти дальше. И слава Богу, что они не все сделали! Кое-что осталось и нам.
bookap.info
Тест по Психотерапии
1. В клиент - центрированной психотерапии Роджерса одной из важнейших задач является:
1) преодоление личностных конфликтов
2) решение эмоциональных проблем
3) личностный рост
4) поведенческие особенности
2. В психотерапии изменения происходят:
1) в начале терапии
2) в ходе терапии
3) по окончании терапии
4) в ходе анализа варианта решений
3. В метод поддерживающей психотерапии входит:
1) поведенческая психотерапия
2) аутогенная тренировка
3) суггестивная психотерапия
4) реконструктивная психотерапия
4. Наиболее существенным показанием к психотерапевтической работе является роль фактора:
1) биологического
2) социального
3) мотивационного
4) психологического
5. Психотерапия выполняет функцию:
1) лечения и реабилитации
2) профилактики и частично развития
3) лечения и частично реабилитации
4) профилактики
6. В наименьшей степени сущность психотерапии раскрывает следующее понятие:
1) внушение
2) психологическая интервенция
3) клинико - психологическое вмешательство
4) психологическая коррекция
7. Укажите психотерапевтический метод, который не соответствует принципу данной классификации:
1) симптомо-ориентированная психотерапия
2) проблемно- ориентированная психотерапия
3) социо - ориентированная психотерапия
4) личностно - ориентированная психотерапия
8. Основоположником гуманистического направления в психологии является:
1) Лазарус
2) Адлер
3) Маслоу
4) Айзенк
9. Методику самовнушения впервые предложил:
1) Бехтерев
2) Тарханов
3) Бернгейм
4) Куэ
10. Основоположником гештальт-терапии является:
1) Боуэн
2) Эллис
3) Кернберг
4) Перлс
11. Какую терапию отличает большой объем работы, которая выполняется пациентом в качестве домашних заданий, вне терапевтических сеансов, а затем проверяется совместно с терапевтом?
1) когнитивную
2) поведенческую
3) системную
4) психотерапию личностных расстройств
12. Одним из представителей логотерапии является:
1) Р. Мэй
2) И. Ялом
3) В. Франкл
4) Р.Санфорд
13. Какая из техник не используется в поведенческой терапии?
1) техника аверзии
2) техника формирования коммуникативных навыков
3) техника совершения кругов
4) техника наводнения
14. Процесс внушения, адресованный самому себе – это
1) плацебо - терапия
2) аутосуггестия
3) гипноз
4) аутогенная терапия
15. Какая форма индивидуальной психотерапии детей с невротическими расстройствами предпочтительнее?
1) семейная психотерапия
2) аутогенная терапия
3) гештальт – терапия
4) игровая психотерапия
16. Не является ключевым понятием психоанализа как психотерапевтической системы :
1) свободные ассоциации
2) перенос
3) сопротивление
4) эмпатия
17. Клиент – центрированная психотерапия предполагает:
1) использование свободных ассоциаций
2) работу с иррациональными установками личности
3) изменение системы отношений пациента
4) директивное отношение психотерапевта к пациенту
18. Термин «гипноз» ввел в медицинскую практику:
1) Льебо
2) Месмер
3) Брэд
4) Шарко
19. Что не выделяет Ялом в качестве основного механизма лечебного действия групповой психотерапии?
1) интерперсональное влияние
2) универсальность страданий
3) достижение релаксации
4) имитационное поведение
20. Какой тип неврозов не входит в классическую теорию?
1) нарцисстический
2) травматический
3) актуальный
4) бессознательный
21. Какое направление представляют группы тренинга умений?
1) гуманистическое
2) бихевиористское
3) семейное
4) поведенческое
22. Основным понятием трансактного анализа не является:
1) состояние эго
2) игры
3) сценарии
4) тема
23. В основе танцевальной терапии лежит:
1) изучение отношений между психологическими и психологическими процессами
2) изучение сценария
3) структурный анализ
4) сосредоточенность на настоящем
24. Кто является основателем теории психодрамы?
1) Д. Астон
2) Лоуэн
3) Я. Морено
4) В. Шютц
25. Основным понятием гештальт-группы не является:
1) фигура и фон
2) полярность
3) зрелость
4) спонтанность
26. Поведенческая психотерапия в своей теории опирается на понятие:
1) вытеснения
2) сопротивления
3) научения
4) фигура и фон
27. Понятия «перенос» и «контрперенос» относятся к направлению в психотерапии:
1) психодинамическому
2) гуманистическому
3) позитивному
4) психодинамическому
28. Какая из техник не используется в НЛП?
1) техника «работа с «линией времени»»
2) техника «работа с сомнениями»
3) техника «разрешения терпеть»
4) техника «работа с модальностями»
29. Сколько уровней психопатологии выделял Ф. Перлз?
1) 3
2) 4
3) 5
4) 6
30. Терапия переживания - это метод:
1) гештальт - терапии
2) семейной терапии
3) когнитивной терапии
4) психоанализа
31. Основным принципом в гештальт-терапии не является:
1) принцип «сейчас»
2) принцип субъевиктизации высказываний
3) континуум сознания
4) принцип «я-мы»
32. Выберите правильное определение семейной психотерапии
1) психотерапевтические беседы с членами семьи
2) вариант групповой психотерапии
3) психотерапия пациента в семье и при помощи семьи
4) серия сеансов для разных членов семьи
33. Степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта определяется как:
1) неконгруэнтность
2)самоконтроль
3) конгруэнтность
4) идеальная самость
34. Задачи групповой психотерапии фокусируются на 3 аспектах.Найдите лишнее:
1) когнитивный
2) поведенческий
3) эмоциональный
4) социальный
35. Основной принцип центрированной на ребенке игровой психотерапии:
1) суггестия
2) актуальность
3) реализация
4) недирективность
36. В основе трансактного анализа лежит:
1) постановка цели
2) структурный анализ
3) измерение реакции
4) когнитивное реструктурирование
37. В метод динамической психотерапии входит:
1) переучивающая психотерапия
2) коллективная психотерапия
3) опытная психотерапия
4) рациональная психотерапия
38. Степень самостоятельности клиента в психотерапии:
1) совместно с психотерапевтом
2) сопровождается только психотерапевтом
3) осуществляется самостоятельно человеком
39. Кто был разработчиком аналитической психологии?
1) К. Хорни
2) З. Фрейд
3) К.Юнг
4) Ф. Брейер
40. Кто ввел в психологию и психотерапию понятия «экстроверт» и «интроверт»?
1) К. Роджерс
2) К. Левин
3) К. Юнг
4) Ф. Олпорт
41. Объект семейной психотерапии – это
1) семья, в которой ее член страдает алкоголизмом
2) семья, испытывающая определенные трудности, связанные с внешними обстоятельствами
4) дисгармоничная семья
42. Сколько стадий прохождения в психоаналитической терапии К. Юнга?
1) 2
2) 3
3) 4
4) 5
43. Основной составляющей психодрамы не является:
1) спонтанность
2) катарсис
3) инсайд
4) заземление
44. Основным понятием группы тренинга умений не является:
1) измерение и оценка
2) постановка цели
3) обучающая модель
4) обучение тому, как учиться
45. Методика, при которой пациент сознательно регулирует свои физиологические функции, получая информацию о их состоянии, называется:
1) аутогенная тренировка
2) систематическая десенсибилизация
3) биологическая обратная связь
4) психогимнастика
46. К основным типам психотерапевтического вмешательства не относится:
1) психоаналитический
2) поведенческий
3) гуманистический
4) опытный
47. Какой элемент не используется в работе балтиновской группы?
1) недирективный стиль ведущего
2) обратная связь
3) клиническая консультация
4) обсуждение процесса конкретного курса психотерапии
48. Групповая психотерапия-это
1) самостоятельное психотерапевтическое направление
2) метод, использующий в лечебных целях групповую динамику
3) метод, ориентированный исключительно на процесс «здесь и сейчас»
4) метод, направленный на переработку межличностных конфликтов
49. Сколько направлений используется в личностном подходе психотерапии?
1) 2
2) 3
3) 4
4) 5
50. Специфическим механизмом лечебного действия индивидуальной психотерапии является:
1) универсальность страданий
2) самоэксплорация
3) эмоциональная поддержка и сплочение
4) интерперсональное влияние
51. Основателем трансактного анализа является:
1) Э. Берн
2) К. Роджерс
3) А. Маслоу
4) Скиннер
52. Какой процесс в психотерапии не отражает факторы, способствующие успешности психотерапии?
1) когнитивный
2) поведенческий
3) эмоциональный
4) социальный
53. Основной принцип детской психотерапии:
1) повторение и обучение
2) постепенность и развитие
3) безопасность принятие ребенка
4) доминирование дисциплина
54. Сколько этапов проходит процесс психотерапии?
1) 3
2) 4
3) 5
4) 6
55. Терапевты описывают свое отношение с пациентами с помощью таких слов, как присутствие, аутентичность и преданность. Это:
1) групп – аналитическая терапия
2) личностно – ориентированная терапия
3) гештальт - терапия
4) экзистенциальная терапия
56. В рамках, какой теории дано определение психотерапии: «Психотерапия- это процесс взаимодействия между двумя или более людьми, один из которых специализировался в области коррекции человеческих отношений?»
1) динамической
2) гуманистической
3)когнитивной
mirznanii.com