3. Основные характеристики отклоняющегося поведения. Неверно что относится к негативной девиации поведенческим отклонениям
Девиантное поведение - понятие, причины, виды, признаки девиантного поведения
Девиантное поведение представляет собой особую форму отклоняющегося поведения, при котором личность утрачивает понятие нравственных ценностей, общественных норм и полностью сосредоточивается на том, чтобы удовлетворить свои нужды. Девиантное поведение подразумевает под собой обязательную деградацию личности, потому как просто невозможно прогрессировать, причиняя боль другим. Человек меняется буквально на глазах: он теряет чувство реальности, элементарный стыд и всякую ответственность.
Психология девиантного поведения такова, что личность часто не осознает, что действует разрушительным образом. Она не хочет вникать в нужды окружающих, ее не заботят чувства близких людей. Девиантное поведение отнимает у человека возможность здраво мыслить и рассуждать.
Понятие девиантного поведения
Понятие девиантного поведения в психологической науке появилось благодаря усердной работе Эмиля Дюркгейма. Он стал основоположником теории о девиации в целом. Само понятие девиантного поведения вначале означало некоторое расхождение с общественным пониманием того, как следует себя вести в той или иной ситуации. Но постепенно понятие девиантного поведения сделалось приближенным к пониманию правонарушений и сознательному причинению вреда окружающим. Эту мысль дополнил и развил в своих работах последователь Эмиля Дюркгейма – Роберт Кинг Мертон. Ученый настаивал на том, что девиантное поведение во всех случаях продиктовано нежеланием развиваться, работать над собой и приносить пользу тем, кто находится рядом. Понятие девиантного поведения относится к числу тех, которые затрагивают сферу человеческих взаимоотношений.
Причины девиантного поведения
Причины, по которым человек выбирает для себя девиантное поведение, весьма разнообразны. Эти причины иногда настолько подчиняют себе личность, что она теряет волю, способность здраво мыслить, самостоятельно принимать решения. Девиантное поведение всегда характеризуется чрезмерной обидчивостью, ранимостью, повышенной агрессивностью и непримиримостью. Такой человек требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись и неважно, какой ценой. Любые типы девиантного поведения чрезвычайно разрушительны, они делают человека крайне восприимчивым и несчастным. Личность постепенно начинает деградировать, утрачивая социальные навыки, теряя привычные ценности и даже свои собственные позитивные качества характера. Итак, каковы же причины формирования девиантного поведения?
Неблагополучная среда
На личность оказывает большое воздействие та среда, в которой она находится. Если человека поместить в такое окружение, где постоянно его будут унижать и упрекать, то постепенно он начнет деградировать. Очень многие просто замыкаются в себе и перестают доверять окружающим. Неблагополучная среда заставляет личность испытывать негативные чувства, а потом выстраивать против них защитные реакции. Девиантное поведение является следствием жестокого и несправедливого обращения. Никогда благополучный и счастливый человек не станет причинять боль окружающим, пытаться что-то доказывать любой ценой. Сущность девиантного поведения состоит в том, что оно постепенно разрушает человека, обнаруживая старые обиды и невысказанные претензии к миру.
Причина, по которой происходит формирование девиантного поведения, всегда указывает на то, что в жизни необходимо менять. Особенности девиантного поведения таковы, что оно проявляется не вдруг, не сразу, а постепенно. Человек, затаивая в себе агрессию, становится все менее управляемым и гармоничным. Очень важно поменять среду, если имеются попытки изменить девиантное поведение на конструктивное.
Употребление алкоголя и наркотиков
Другой причиной девиантного поведения является присутствие в жизни человека чрезмерно негативных разрушающих факторов. Девиантное поведение, конечно, не возникает само по себе, без видимых на то причин. Нельзя не согласиться с тем, что отравляющие вещества негативно воздействуют на наше сознание. Личность, принимающая наркотики, обязательно рано или поздно начинает деградировать. Наркоман не может контролировать себя, теряет способность видеть хорошее в людях, утрачивает самоуважение, у него проявляется приступы агрессии, направляемой на других. Диагностировать такое девиантное поведение сможет даже человек без специального образования. Деградирующая личность производит яркое отталкивающее впечатление. Окружающие, как правило, стараются избегать встреч с такими субъектами, опасаясь неблагоприятных последствий и попросту беспокоясь за свою жизнь. Иногда бывает достаточно взглянуть на личность, чтобы установить причину ее неадекватного поведения. Отклоняющееся девиантное поведение невозможно скрыть от посторонних глаз. Родственники и близкие того, у кого наблюдается девиантное поведение, как правило, начинают сами стесняться и стыдиться происходящего, хотя сами сильно страдают от действий девианта.
У страдающего алкогольной зависимостью тоже присутствуют проявления агрессии и неконтролируемого гнева. Чаще всего, этот человек разочаровывается сначала в себе, а потом в окружающих людях. Чтобы диагностировать девиантное поведение, иногда бывает достаточно взглянуть на самого человека, определить его суть. Причина, по которой люди ломают себя и начинают принимать различные токсические вещества, проста: они не могут реализовать в мире свой потенциал. Девиантное поведение личности всегда подразумевает присутствие резких негативных проявлений, которые вредят жизни и благополучию окружающих людей.
Постоянная критика
Есть и другая причина формирования девиантного поведения. Если в детстве ребенка постоянно ругать за что-либо, то проявления саморазочарования не заставят себя долго ждать. Отсюда происходят неуверенность в себе, повышенная чувствительность к критике, эмоциональная и психическая неустойчивость. Постоянная критика может в итоге привести к любым формам и типам девиантного поведения. Все типы девиантного поведения независимо от формы выражения сводят на нет любые усилия стать лучше и утвердиться в какой бы то ни было сфере жизни: личной жизни, профессии, творчестве. Просто человек в определенный момент перестает верить в себя и свои возможности. Он не разбирается в причинах своего состояния, а ищет подтверждения негативных проявлений вовне. Диагностика девиантного поведения – достаточно сложный и трудоемкий процесс, который должен проводиться специалистами. Нужно быть предельно внимательными с детьми и подростками, чтобы не сломать их мечты, не разрушить веру в себя и собственные перспективы. Причины девиантного поведения могут быть совершенно различными. Лучше предупредить развитие такого отклонения, чем потом пытаться исправлять последствия.
Классификация девиантного поведения
Классификация девиантного поведения включает в себя несколько важных понятий. Они все связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга. Те, кто находятся рядом с таким человеком, первыми начинают бить тревогу. Диагностировать деградирующую личность сможет даже ребенок. Говоря иными словами, девиантные формы поведения распознать нетрудно. Проявление девиантного поведения, как правило, заметно для окружающих. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы и типы девиантного поведения.
Аддиктивное поведение
Зависимость – это самый первый тип девиантного поведения. Аддикции у человека развиваются постепенно. Путем формирования какой-либо зависимости он пытается компенсировать отсутствие в своей жизни чего-то очень значимого и ценного. Какие могут быть зависимости и почему они столь разрушительны для личности? Это, в первую очередь, химическая зависимость. Употребление наркотиков, алкоголя ведет к формированию устойчивой аддикции. Человек спустя какое-то время уже не представляет себе комфортного существования без пагубной привычки. Так, заядлые курильщики говорят о том, что вовремя выкуренная сигарета помогает им расслабиться. Люди, пристрастившиеся к алкоголю, часто оправдывают себя тем, что бокал спиртного позволяет открывать в себе новые возможности. Разумеется, такие перспективы – мнимые. На самом же деле личность постепенно утрачивает контроль над собой и своим эмоциональным состоянием.
Существует и психологическая аддикция. Она проявляется в зависимости от мнения окружающих, а также болезненной сосредоточенности на другом человеке. Здесь имеют место безответные влюбленности, которые уносят много жизненных сил. Такая личность тоже разрушает себя: бесконечные переживания не прибавляют здоровья и сил. Часто пропадает желание жить, ставить себе цели и стремиться к их достижению. Диагностика девиантного поведения подразумевает своевременное выявление патологических признаков и предупреждение их развития. Проявление девиантного поведения всегда, во всех случаях без исключения нуждается в коррекции. Любая аддикция — тип девиантного поведения, которое рано или поздно приведет человека к полному разрушению.
Делинквентное поведение
Преступное или противоправное поведение – другой тип девиантного поведения, который можно считать опасным не только для самой личности, но и для общества в целом. Делинквент – тот, кто совершает преступные действия – это человек, полностью утративший какие-либо нормы морали. Для него существуют только собственные потребности низшего порядка, которые он стремится любым способом удовлетворить. Диагностировать такую личность можно с первого взгляда. Большинство людей охватывает естественный страх, как только появляется подозрение, что рядом с ними находится преступник. Некоторые типы граждан стремятся тут же обратиться в органы правопорядка.
Делинквент не остановится ни перед какими преградами. Его интересует только получение собственной сиюминутной выгоды и ради достижения такой цели он готов порой идти на неоправданный риск. Основными признаками того, что перед вами правонарушитель являются следующие. Преступник редко смотрит прямо в глаза, говорит неправду для того, чтобы самому выйти из сложной ситуации. Такому человеку не составит никакого труда подставить даже близкого родственника. Диагностикой правонарушителей, как правило, занимаются соответствующие органы.
Антиморальное поведение
Антиморальное поведение представляет собой особый тип девиантного поведения, который выражается в вызывающем или некрасивом поведении на людях. Кроме того, в каждом отдельно взятом социуме антиморальным будут считаться разные поступки и действия. Общими нарушениями нравственности считаются: занятия проституцией, публичное оскорбление других людей, нецензурная лексика. К антиморальному поведению склонны личности, у которых отсутствуют всякие представления о том, как себя следует вести в той или иной ситуации. Часто они вступают в яркое противоречие с законом, имеют проблемы с полицией. Диагностировать подобное поведение достаточно просто: оно бросается в глаза сразу, при первом проявлении.
Самоубийство
Данный тип девиантного поведения относится к числу психических расстройств. Попытки самоубийства предпринимают те личности, которые не видят дальнейших перспектив и возможностей для продолжения своего существования. Все им кажется бессмысленным и лишенным всякой радости. Если человек только задумывается о самоубийстве, значит, в его жизни все еще можно поправить. Просто он подошел к опасной черте. Необходимо, чтобы кто-то оказался с ним рядом в нужный момент и предостерег от этого необдуманного шага. Самоубийство еще никому не помогало решить насущные проблемы. Расставаясь с жизнью, человек наказывает, в первую очередь, себя самого. Даже близкие родственники когда-нибудь утешаются и всеми силами души продолжают жить дальше. Диагностировать склонность к самоубийству достаточно трудно, потому что такие люди учатся быть скрытными и значительно преуспевают в этом занятии. Вместе с тем потенциальные самоубийцы крайне нуждаются в своевременной помощи. К сожалению, не каждый ее получает.
Признаки девиантного поведения
Склонность к девиантному поведению психологами определяется по ряду существенных признаков. Эти признаки прямо или косвенно указывают на то, что человек находится в неадекватном состоянии, а значит, может быть причастен к совершению преступлений или быть вовлеченным в зависимость. Каковы признаки девиантного поведения? По каким параметрам можно понять, что перед вами находится девиант? Существует несколько форм выражения негатива. Диагностировать их можно просто наблюдая за людьми и делая соответствующие выводы.
Агрессивность
Любой человек, который совершает что-то противозаконное, будет проявлять свои самые худшие качества характера. Проблема заключается в том, что даже хорошие черты личности у девианта со временем теряются, словно уходят в пустоту и растворяются в воздухе. Девиантное поведение характеризуется повышенной агрессивностью, непримиримостью и напористостью. Преступник или любой другой нарушитель будет стараться во всем отстаивать свою позицию и делать это достаточно жестко. Такая личность не станет считаться с нуждами других людей, признавать альтернатив, для нее существует только своя индивидуальная правда. Агрессивность отталкивает других людей и позволяет девианту долгое время оставаться незамеченным обществом. С помощью проявляемой агрессивности человек идет к своим целям, избегает эффективного взаимодействия с другими людьми.
Агрессивность – это всегда признак присутствия страха. Только уверенный в себе человек может позволить себе быть спокойным и уравновешенным. Тот, чья повседневная деятельность связана с риском, всегда будет нервничать. Каждую минуту ему приходится быть начеку, чтобы ненароком не выдать себя, а порой и не обнаружить своего присутствия.
Неуправляемость
Девиант стремится все контролировать, но на самом деле сам становится неуправляемым и нервным. От постоянного напряжения у него теряется способность рассуждать логически, здраво, принимать ответственные решения. Иногда он начинает запутываться в собственных рассуждениях и совершать весомые промахи. Такие ошибки постепенно подтачивают силы, способствуют формированию страшной неуверенности в себе. Неуправляемость в конечном итоге может сослужить ему плохую службу, сделать человека агрессивным и замкнутым одновременно. А так как все социальные связи к тому времени оказываются разорванными, просить помощи становится не у кого.
Никто не может внушить девианту, что он не прав. Собственной неуправляемостью он обнаруживает необходимость постоянно находиться в состоянии опасности. Защищаясь, человек на самом деле все больше теряет контроль над ситуацией, поскольку напрасно расходует драгоценную энергию. В итоге происходит эмоциональный разрыв с собственной личностью, и человек перестает понимать, куда ему дальше следует двигаться.
Резкая смена настроения
У девианта в процессе жизнедеятельности происходят порывистые скачки настроения. Если кто-то действует не по установленной схеме, то нарушитель начинает проявлять агрессивный подход. Самое интересное заключается в том, что он никак не может контролировать свои эмоции. В один момент он весел, а через минуту уже кричит от негодования. Резкая смена настроения продиктована напряженностью нервной системы, эмоциональной усталостью, истощением всех важных внутренних ресурсов.
Девиантное поведение всегда направлено на разрушение, даже если в самом начале противоправных действий человеку кажется, что он нашел легкий и беззаботный способ жить. Обман раскрывается очень скоро, принося с собой оглушительной силы разочарование. Нарочитая веселость – всего лишь иллюзия, до поры, до времени тщательно скрываемая даже от самого девианта. Резкая смена настроения всегда негативно влияет на дальнейшее развитие событий: человек становится неуправляемым, лишается покоя, уверенности в себе и завтрашнем дне. Диагностировать резкую смену настроения нетрудно, даже сам человек в состоянии ее у себя заметить.
Скрытность
Любому нарушителю всегда приходится прилагать значительные усилия к тому, чтобы как можно дольше оставаться незамеченным. В результате у девианта формируется скрытность, направленная на намеренное утаивание нужной и необходимой информации. Скрытность порождает подозрительность, нежелание с кем-либо делиться своими мыслями и чувствами. Такой эмоциональный вакуум способствует развитию серьезного эмоционального истощения. Когда человек не может никому доверять в этой жизни, он теряет все: ему становится фактически незачем жить, утрачивается самый необходимый смысл. Человеческая природа так устроена, что нужно постоянно иметь в голове определенные идеалы для комфортного существования. Сформировавшееся мировоззрение ведет нас вперед, к новым свершениям. При отсутствии видимых перспектив личность сразу начинает разрушать себя и деградировать.
Скрытность порождает склонность к обману. Девиант не может говорить правду, потому что живет по иным законам, нежели окружающее его общество. Со временем обман становится нормой и совсем перестает им замечаться.
Таким образом, девиантное поведение – это серьезная проблема, существующая и в современном обществе. Такое явление обязательно нуждается в скорейшей коррекции, однако исправить его представляется значительно трудным, практически невозможным делом.
Сохранить статью
psyh.info
Лекция № 6 Девиантное поведение
Лекция № 6. Социология девиантного поведения
Изучение девиации — отклоняющегося поведения людей — одна из самых интересных исследовательских областей социологии. Это теория среднего уровня. Любое общество не может нормально функционировать без разработанной и принятой большинством системы норм и правил. Поведение людей практически в любом обществе направляется таким образом, что основная часть социальных ролей исполняются ими бессознательно, естественно, в силу привычек, обычаев, традиций и предпочтений.
Каждый человек включен в самые различные социальные группы: семья, учебный или производственный коллектив, соседское сообщество, круг друзей и товарищей по совместным увлечениям и т. п. Необходимым условием принадлежности индивида к той или иной социальной группе является соблюдение им определенных культурных норм, принятых этой группой и составляющих своего рода кодекс поведения. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможны различные реакции по отношению к нарушителю. Вплоть до изгнания из группы.
Санкции — любая реакция со стороны остальных на ненормативное поведение индивида или группы. Цель такой реакции — гарантировать выполнение, соблюдение определенных социальных норм и ценностей. Санкции могут быть позитивными или негативными, формальными и неформальными. Формальная санкция имеет место там, где существуют группы или организации, задачей которых (например, милиции) является гарантированное соблюдение установленных норм. Неформальные санкции — менее организованные и более спонтанные реакции, например, на действия нарушителей общественного порядка со стороны соседского сообщества. Они могут выражаться в похвале, аплодисментах, одобрительной улыбке, объятиях, поцелуях и т. п. или в оскорбительном тоне, свисте, ругани. Неформальные санкции имеют фундаментальное значение для создания комфортности, соблюдения социальных норм. Потребность сохранить расположение друзей, семьи, стремление избежать насмешек, стыда, отторжения часто определяют поведение людей в значительно большей степени, чем даже формальные поощрения и наказания.
В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с нормативными требованиями. Английский социолог Н. Смелзер замечает: «Пока существуют правила, люди будут их нарушать».
Когда человек нарушает нормы, правила, законы, то его поведение, в зависимости от характера нарушения, называется отклоняющимся (девиантным), криминальным (деликвентным), уголовным и т. п. Реакция окружающих людей на отклоняющееся поведение показывает, насколько оно серьезно. Некоторые акции рассматриваются как правонарушения только в определенных обществах, другие — во всех без исключения. К примеру, не существует общества, прощающего убийство своих членов. Употребление алкоголя — серьезное нарушение во многих исламских странах. А отказ выпить спиртное в определенных обстоятельствах в России или Франции считается нарушением принятой нормы поведения.
Серьезность противоправных действий зависит не только от значимости нарушенной нормы, но и от частоты такого нарушения. Если, к примеру, студент выйдет из аудитории задом наперед, то это вызовет лишь улыбку. Но если он будет делать это каждый день, то потребуется вмешательство психиатра. Человеку, не имевшему ранее дел с милицией, могут простить даже серьезное нарушение закона, тогда как тому, у кого есть судимость, грозит строгое наказание за небольшой проступок.
Цель социологии девиантного поведения — понять причины роста преступлений, выработать теории, объясняющие эти процессы.
Основные теории девиантного поведения
Биологические теории.Самые первые теории девиации носили биологический характер: считалось, что некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможности сдерживать низменные потребности. В конце прошлого века итальянский психолог Чезаре Ломброзо предложил теорию врожденного преступника.
Годы тщательных наблюдений и измерений в тюрьмах убедили ученого, что наиболее серьезные, злобные и упорствующие преступники (по его оценке, до одной трети) были врожденными преступниками, то есть недоразвитыми людьми, напрямую связанными с нашими примитивными предками. Врожденный преступник — атавистическое существо, которое репродуцирует в своей личности свирепые инстинкты примитивного человека, например убийство себе подобных, каннибализм. Ч. Ломброзо был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить их практически невозможно. Общество может защититься от этих людей, лишь только изолировав их. Ч. Ломброзо и его ученики утверждали, что уголовники имеют тенденцию больше походить на обезьяну, у них ненормальная челюсть, плоский нос, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли, длинные руки. Но ошибка Ч. Ломброзо заключалась в том, что он не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Чарльз Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые никогда не были преступниками.
Попытки подвести биологическую основу под общую теорию преступности продолжались в течение практически всего ХХ столетия. Американский врач Уильям Шелдон подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения. Он считал, что у собак отдельных пород имеется склонность следовать определенному типу поведения: такса, борзая, лайка. Так же и у людей — определенное строение тела означает определенные личностные качества. Эндоморф — умеренная полнота, округлое тело, такому человеку свойственны общительность, умение ладить с людьми. Мезоморф — тело отличается силой и стройностью, человек проявляет склонность к беспокойству, активен и не очень чувствителен к боли. Эктоморф отличается тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу, наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. У. Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди со строением мезоморфов.
Предпринимались попытки оценить влияние наследственности на различные формы поведения людей. В Дании изучалось поведение 3500 близнецов мужского пола. Были исследованы уголовные дела каждой пары. Результаты оказались более чем впечатляющими. Если один из моноклеточных близнецов с абсолютно одинаковым набором хромосом совершил серьезное уголовное преступление, то в 50% случаев и другой совершал подобное. У двухклеточных двойняшек шансы для другого совершить аналогичное преступление снижались до 21%. Следовательно, можно сделать вывод: чем больше генетическое сходство, тем больше сходен тип правонарушения. Есть такие наблюдения в отношении усыновления. Поведение усыновленных детей, совершивших впоследствии уголовные преступления, больше напоминает поведение их биологических родителей, чем тех, кто их усыновил.
Однако большинство социологов и психологов не поддерживают идею о том, что тенденция к отклоняющемуся девиантному поведению, совершению преступлений коренится в генетике. Паук может быть запрограммирован на плетение паутины, но ни один человек не рождается с инстинктами взломщика или убийцы. Скорее, генетика нервной системы может играть некоторую роль: вспыльчивость, импульсивность и т. п. Другое дело, что есть половые и возрастные различия в структуре преступного поведения.
В последнее время биологические объяснения девиантного поведения фокусируются на аномалиях половых хромосом. Известно, что нормальная женщина обладает хромосомами типа ХХ, а мужчины — ХУ. Но у отдельных людей обнаруживаются дополнительные Х или У хромосомы. У мужчин, имеющих дополнительную хромосому типа У, наблюдается тяжелая психопатичность, для них характерна повышенная девиантность. Все они отличаются относительно низким интеллектуальным уровнем. (Может быть, именно поэтому они чаще попадаются, чем имеющие нормальный набор хромосом и более сообразительные преступники).
Уолтер Гоув разработал теорию половых и возрастных факторов. По его наблюдениям, большинство нарушений, включающих серьезный риск или требующих физических сил, совершаются молодыми людьми. Число таких преступлений резко снижается после 30 лет. Возраст арестованных за убийства, изнасилования, разбойные нападения чаще всего составляет 18–24 года, на втором месте стоит возрастная группа 13–17 лет, а лишь на третьем месте — 25–30 лет.
Чаще всего правонарушения являются импульсивными актами. Однако биологические теории мало помогают, когда речь идет о преступлениях, предполагающих сознательный выбор.
Социально-психологические теории девиантного поведения. Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии (разрегулированности). Эмиль Дюркгейм использовал такой подход в своем классическом исследовании сущности самоубийств. Он считал главной причиной самоубийств явление, названное им аномией. Э. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулировании жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, что можно ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений жизненный опыт мало помогает. Люди испытывают состояние запутанности и дезорганизованности. Сложившиеся социальные связи разрушаются, социальные нормы и ценности девальвируются, и многие люди теряют ориентиры, отказываются от некоторых социальных ценностей — все это в конечном счете способствует девиантному поведению. Его основная мысль о том, что социальная дезорганизация является в значительной мере причиной девиантного поведения. Кризис, безработица — все подобные социально-экономические явления почти автоматически ведут к повышению уровня преступности.
Нарастание социальной дезорганизации не обязательно связано с экономическим кризисом, инфляцией. Оно может наблюдаться при высоком уровне миграции населения, поскольку приводит к разрушению социальных связей. Уровень преступности всегда выше там, где существует высокая миграция населения, например, в новых городах Крайнего Севера
Существует много классификаций девиации, но, на наш взгляд, одной из самых интересных является типология Р. Мертона. Автор использует концепцию Дюркгейма, но несколько расширяет объяснение - девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения.
Мертон считает единственным типом недевиантного поведения конформность - согласие с целями и средствами их достижения. Он выделяет четыре возможных типа девиации:
инновация - предполагает согласие с целями общества, но отрицание общепринятых способов их достижения. К «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид». Но к ним можно отнести и великих ученых;
ритуализм - связан с принижением целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, стремлением избежать разочарования и опасностей. (если невеста ушла к другому, то неизвестно кому повезло). Так, бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах. Но при этом цель забывается - а для чего все это?
ретретизм (или бегство от действительности) выражается в отказе и от социально одобренных целей и от способов их достижения. К ретретистам относятся пропойцы, наркоманы, бомжи, и т. п.
бунт - отрицает и цели и способы, но стремится к их замене на новые. Например, большевики стремились к уничтожению капитализма, частной собственности и замене их социализмом и общественной собственностью на средства производства.
Теория стигмации, или наклеивания ярлыков Гэрри Беккера, — это способность влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным или национальным группам. В нашей действительности к ним относятся цыгане, ведущие традиционный образ жизни, бродяги, лица без определенного места жительства (бомжи), наркоманы, алкоголики. Если на человеке ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом, ему уже нечего терять. Различают первичное и вторичное девиантное поведение. Первичное — поведение личности, которое позволяет навесить на человека ярлык преступника. Вторичное — поведение, которое является реакцией на ярлык. Будучи заклейменными как правонарушители, преступники, люди часто сознательно подтверждают это. Ярлык девианта — преступник, алкоголик, проститутка — всегда ограничивает официальные возможности человека. Ему труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения. Он оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом.
Теория ярлыка многое прояснила в понимании причин преступности. Она позволяет понять: нормы поведения не являются абсолютом, а созданы людьми, причем в определенных условиях и с определенной целью. Статья 88 УК РСФСР — смертная казнь за валютные спекуляции — была принята по инициативе Н. Хрущева под конкретных людей в 1960 году после его визита в Берлин, где ему западные журналисты задали вопрос о московских валютчиках, и была отменена только в 1994 году. Или эксперимент с тюрьмами Милгрэма в Стэнфорде в 1971 г.
Теоретики ярлыка подчеркивают, что чем выше статус личности, тем меньше у нее шансов получить ярлык девианта, преступника (вспомним руководителей финансовых пирамид типа С. Мавроди, который после своих финансовых спекуляций избирался депутатом Госдумы).
Основное влияние на рост преступности в современной России оказывают общая нестабильность и разбалансированность экономики, прогрессирующий рост цен, падение жизненного уровня, рост безработицы. В 1989 году в России было зарегистрировано 485 организованных преступных групп, в 1995-м их было уже 8222.
Нормы поведения и социального контроля
Любое общество для самосохранения устанавливает определенные нормы, правила поведения и соответствующий контроль за их исполнением. Основные формы контроля:
• Профилактическая работа с социальными группами в предкриминальном состоянии.
• Изоляция — отлучение от общества закоренелых преступников.
• Обособление — ограничение контактов, неполная изоляция, например колония, психбольница.
• Реабилитация — подготовка к возвращению к нормальной жизни правонарушителей.
Тюремное заключение является способом наказания правонарушителей и защиты остальных членов общества от них. Но все же официально провозглашенными принципами системы тюремного заключения является исправление индивида. Но достигают ли тюрьмы такого эффекта в действительности или, наоборот, формируют преступника-рецидивиста?
Жизнь в тюремных условиях, в колонии строгого режима скорее вбивает клин между обитателями тюрьмы или колонии и остальным обществом. Заключенные в перенаселенных помещениях, со строгими предписаниями и регламентацией имеют дело с окружением, чрезвычайно отличающимся от внешнего мира. Привычки и способы поведения, которые они усваивают здесь, субкультура заключенных часто прямо противоположны тому, что от них ожидается. К примеру, у них развивается зависть к остальным гражданам, отношение к насилию как к норме, контакты с преступниками-рецидивистами, сохраняющиеся и после освобождения, навыки криминального поведения. Поэтому неудивительно, что уровень рецидивной преступности очень велик. Более 60% всех освобожденных в России в течение четырех лет снова попадают за решетку.
Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений — от безбилетного проезда до вандализма. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения.
Девиация значительно более широко распространена, чем свидетельствуют официальные статистические данные. Общество, по сути, на 99% состоит из девиантов. Большая часть их - умеренные девианты. Но, по подсчетам социологов, 30% членов общества составляют ярко выраженные девианты с негативным или позитивным отклонением. Контроль над ними несимметричен. Максимально одобряются отклонения национальных героев, выдающихся ученых, артистов, спортсменов, художников, писателей, политических лидеров, передовиков труда. Крайне не одобряется поведение террористов, предателей, преступников, циников, бродяг, наркоманов и т. д.
studfiles.net
3. Основные характеристики отклоняющегося поведения.
(Форма, степень выраженности, динамака, частота, мотивация, опыт)
Природа отклоняющегося поведения различна. Нарушения поведения рассматриваютмся в тесной связи с особенностями личности.
Признаки девиантного поведения (девиация - только если присутствуют все признаки):
1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).
3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.
4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.
8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Термин "девиантное поведение" можно применять к детям не младше 5 лет.
Некоторые отечественные и зарубежные исследователи считают целесообразным подразделять отклоняющееся (девиантное) поведение на преступное (криминальное), делинквентное (допреступное) и аморальное (безнравственное). Данные типы девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий.
Криминальной называют личность, совершившую преступление. Убийства, изнасилования, бесчеловечные поступки во всем мире считаются девиацией, несмотря на то, что во время войны убийства оправданы.
Под делинквентностью традиционно понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все юридически наказуемые деяния. Отечественные ученые личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, называют делинквентной; совершеннолетнего - криминальной.
Поскольку отмеченные качества являются аморальными (противоречащими нормам этики и общечеловеческим ценностям), наблюдается определенная трудность в отграничении делинквентных и аморальных поступков. По многим характеристикам криминальное и делинквентное поведение рядоположены. Различие между рассматриваемыми понятиями заключается в том, что преступное и делинквентное поведение носят антисоциальный характер, аморальное асоциальный.
К основным формамотклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
В рамках рассмотренных видов выделяют следующие формыотклоняющегося поведения: асоциальное (аморальное, деструктивное, политическое преступление), делинквентное (криминальное) и паранормальное.
В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и «аномальные». В строгом смысле определение понятий «нормальное»/«аномальное» поведение затруднено, а границы между ними весьма размыты. В строгом смысле «нормальным» считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону. Способы получения нормы нередко называют критериями или характеристиками. Одним из самых распространенных и общих является статистический критерий(метод), который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчетачастоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зрения математической статистики нормально все то, что встречается часто, т.е. не реже чем в 50 % случаев. В соответствии с законом нормального распределения 2 — 3 % людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определенному качеству (интеллект, общительность, эмоциональная устойчивость), а приблизительно по 20 % с обеих сторон соответственно — небольшие отклонения. Следовательно, конкретная форма поведения (например, курение) может признаваться нормальной в том случае, если она встречается у большинства людей.
Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженностии степени угрозы для жизни. Например, употребление алкоголя признается нормальным явлением в разумных границах (при небольших дозах и частоте), но отклоняющимся — при злоупотреблении. С другой стороны, поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, оценивается как отклоняющееся, например суицид или преступление.
Критерии девиантного поведения неоднозначны. Латентные (скрытые) правонарушения (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствуют предложению; снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу; негативное отношение к институтам социального контроля; нетерпимость к педагогическим воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом; правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения. Л.Б.Филонов подчеркивает, что недопустимо навешивать ярлык девиантности на некий вид поведения при всех обстоятельствах.
Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. Более того, существует понятие Первичная девиация.Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действия и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали.
Но есть второй уровень отклоняющегося поведения Вторичная девиация. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Т.е., когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.
При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать Индивидуальные и коллективные формы девиации.
*индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры.
*групповые,рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры)
При определении мотивации отклоняющегося поведениямы можем выделить две группы мотивов.
К первой группе мотивов относятся:
мотивация вора, афериста, махинатора;
мотивация наркозависимого, страдающего алкоголизмом;
мотивация сексуального извращения.
Вторая группа мотивации, так называемая негативная, охватывает спектр опасных и неприятных для мотивируемых лиц действий со стороны социума: от угрозы лишения жизни, до наказания в виде штрафов и общественных порицаний. К этой группе относятся:
мотивация избегания всех видов наказаний, предусмотренных законодательством;
мотивация таких вариантов социальных воздействий, как: предупреждение, осуждение, порицание и пр.
Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все люди будут попадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.
Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведение
studfiles.net
2. Классификация видов отклоняющегося поведения
Условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений - социально-правовой, клинический и психологический.
Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, в которых устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа.
Социальные отклонения корыстной направленности – действия, проступки и правонарушения, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.).
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие), то есть в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.
Отклонения социально-пассивного типа - стремление к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы.
К такого рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, игровая увлеченность, погружающие в мир искусственных иллюзий и разрушающие психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции – самоубийство (суицид).
Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
– вид нарушаемой нормы;
– психологические цели поведения и его мотивация;
– результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;
– индивидуально-стилевые характеристики поведения.
В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А. Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество).
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских объединяют все поведенческие девиации в две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение.
Змановская Е.В. классифицирует поведенческие отклонения, на основании таких критериев, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.
В соответствии с перечисленными критериями она выделяет три основные группы отклоняющегося поведения:
- антисоциальное (делинквентное) поведение,
- асоциальное (аморальное) поведение,
- аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.
Асоциальное поведение – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.
В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).
У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).
Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.
Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.
Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, зависимое поведение - пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивнйми веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже – суицидальное поведение.
В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция мало характерна.
То есть, различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси «деструктивное поведение», с двумя противоположными направлениями – на себя или на других.
В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.
studfiles.net
Понятие отклоняющегося поведения.
Отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведение прийнято называть девиантным (от лат. deviatio – отклонение). Его можно определить как отдельные поступки (или их совокупность), входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами. К наиболее выраженным проявлениям девиации относится так называемое деликвентное (противоправное) поведение. Девиантным будет и поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития. Разновидности такого аморального поведения: алкоголизм, наркомания, токсикомания. Крайне опасными и трагическими проявлениями девиации следует считать также суициды, сексуальные извращения, акцентуации характера, патологии и др. Девиации проявляются как на уровне малых групп (семья, микрогруппа в коллективе, коллектив в целом и т.д.), так и в индивидуальном порядке.
Несмотря на разнообразие подходов к проявлениям девиантного поведения, его весьма сложно определить. Трудность связана с тем, что девиантность является относительной характеристикой и определяется в соответствии со стандартами, которые сами по себе весьма неопределенны и часто вызывают разногласия. Стандарты в первую очередь связаны с социальными ожиданиями окружающих, а ожидания могут быть неясными, меняющиеся во времени, различными в различных группах людей или прямо противоположными в той же группе, но при изменившихся обстоятельствах.
Одним из ярких примеров девиации может служить убийство человека. В любом обществе такой проступок осуждается, юридически наказывается и считается из ряда вон выходящим, т.е. девиантным. Однако на войне убивство не только разрешается, но и вознаграждается. Также не будет девиантным убийство в целях самозащиты или защиты своей семьи.
Примером девиации, меняющейся во времени, может служить отношение к курению в американском обществе. Если в начале XX в. активное противодействие курению, обусловленное нравственными и религиозными мотивами, было настолько сильным, что в 14 штатах оно было запрещено законом, то в период 1-й и 2-й мировых войн табак включался в паек военнослужащих многих армий. После 2-й мировой войны курение не только получило распространение, но и социальное одобрение. Однако в 1957 г., после многочисленных исследований и публикаций ученых, доказавших вред курения, возникла новая волна уже всеобщего осуждения этой привычки. В настоящее время в США курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков стали отождествлять с наркоманами, невротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т. п. Такова метаморфоза отношения к достаточно распространенной у нас привычке. Если даже убийство нельзя считать девиацией в абсолютном смысле, еще труднее решить, являются ли девиантными другие типы поведения. Ясно одно: преступление или поведение, запрещенное законом, общественными, религиозными, этическими нормами, может рассматриваться как девиационное. Отклоняющееся, или девиантное поведение предполагает наличие, по меньшей мере, трех основных компонентов:
Человека, которому свойственен этот тип поведения.
Нормы или ожидания общества (группы), являющиеся кртерием оценки поведения с точки зрения девиации.
Некоего органа, учреждения или личности, реагирующих на данное поведение, принимающих решение нормально поведение или девиантно, а также определяющих санкции.
Учитывая эти три компонента, девиантным является поведение, отклоняющееся от групповой нормы и влекущее за собой санкции: изоляцию, лечение, наказание, осуждение и другие виды порицания нарушителя. Понятие «девиантное поведение» тесно связано с категорией «нормы». Самым расхожим для многих психологов остается понятие «норма» как, во-первых, что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы и, во-вторых, как что-то наиболее приспособленное к окружающей среде.
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей , необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права [1. C. 78]. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
Рассмотрим различные виды социальных отклонений.
Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.
Индивидуальные и групповые отклонения.
индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры) [4. C. 113].
Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям [4. C. 115-117]:
сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;
особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.
сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;
личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;
счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.
Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.
Рассмотрим теперь основные причины возникновения отклоняющегося поведения.
studfiles.net
Девиантное поведение что это такое (причины)
Понятие девиантного поведения рассматривается на стыке наук. Deviatio с латыни означает «отклонение». Таким образом, посредством данного понятия характеризуют отклоняющееся поведение, в результате или в процессе которого нарушаются нормы культуры и общества.
На первый взгляд, вопрос «Девиантное поведение – это благо или зло?» имеет однозначный ответ: зло. Только разве гении, творцы, религиозные деятели – норма? Нет, и их поведение тоже часто можно охарактеризовать как отклоняющееся, что и выявляется обычно при их изучении, в опросах. Я. И. Гилинский, внесший значительный вклад в изучение девиантности, поддерживает точку зрения, что существует и позитивное значение девиантного поведения для общества – повышение уровня организованности системы, устранение устаревших стандартов.
Дабы не потеряться в терминах, используем более или менее приемлемое определение, которое ограничивает понятие настолько, что препятствует расширению его до всех отклонений от нормы, но и не сужает до патологий. Девиантным поведением называют отклоняющееся от норм общества поведение личности или группы, которое может препятствовать удовлетворению от жизни или вызывать трудности в выполнении необходимых задач у самого человека или других людей, поэтому осуждается или даже преследуется в целях изменения или искоренения.
Социальные факторы
Теории девиантного поведения пытаются прояснить, какое же поведение может быть названо девиантным и почему люди принимают в нем участие. Социологический подход рассматривает влияние общества на динамику девиантного поведения. Наиболее известные социологические теории:
1. Структурная теория деформации
Причина девиантного поведения в напряженности между культурными целями и недостатком средств, которые имеются для достижения этих целей.
2. Теория ярлыков, стигмы
Девиантное поведение – продукт социального контроля, так как девиация находится не в самом действии, а лишь в реакции на него.
Навешивание ярлыка «девианта» ведет к дальнейшему повторению и распространению как ответ на реакцию социума, то есть человек начинает сам себя определять в качестве девианта и поступать в границах этой роли. Е. Лемерт ввел в употребление термин «вторичная девиантность», который отражает этот процесс.
Для того чтобы избежать проблемы вторичной девиантности, А. Шур предлагал декриминализовать «преступления без жертв». Еще одно средство для предотвращения негативного влияния стигматизации часто рассматривалось социологами – не предавать огласке дела несовершеннолетних до приговора, ввести более щадящие наказания для них. Девиантное поведение подростков не должно перечеркивать всю их последующую жизнь, учитывая, что они вообще более расположены к отклонению от нормы в поведении.
3. Дифференцированная ассоциация
Основная идея – научение девиантному поведению происходит в группах, в которых человек проводит время. Если человек ассоциирует себя с личностью или группой, которая руководствуется принципами и методами, отрицающими общественные нормы, он и сам начинает их отрицать. Такие причины часто формируют девиантное поведение подростков, так как ценность мнения группы для них высока.
Индивидуальные факторы, развитие
В психологии тоже пытаются дать ответ на то, каковы причины девиантного поведения. Выделилась целая область – психология девиантного поведения, которая изучает психические состояния, реакции человека, отклоняющиеся от норм общества, а также закономерности развития, приводящие к ним, и способы повышения качества жизни девианта.
Психология девиантного поведения включает в себя и достижения клинической психологии, и взгляды, практики и методы психиатрии. Это объясняется тем, что отклонение может быть следствием как возникшего у личности конфликта внутри или вовне, так и серьезных психических расстройств.
Рекомендуем: Асоциальное поведение
Приведенные ниже психологические теории помогут разглядеть факторы, приведшие к формированию отклонения. Фундаментальные положения каждой из них: индивид несет за свои поступки полную ответственность, преступления и девиации есть следствие дисфункции психических процессов.
1. Психоаналитическая теория
Зигмунд Фрейд полагал, что все люди имеют агрессивные порывы, которые подавляются культурой в процессе социализации. Проблемы в ходе социализации ведут к тому, что человек направляет свою агрессию либо внутрь, либо вовне.
2. Когнитивная теория развития
Базируется на том, что в процессе развития человек проходит через три стадии формирования моральных норм. Детальное изучение стадий проведено Кольбергом.
Первый уровень – страх наказания и желание его избежать, а также ожидание выгоды от выполнения норм. Второй – желание соответствовать близкому окружению, поддержание установленного порядка. Вторая стадия связана с тем, что человек хочет признания, власти и упорядоченности.
А третья стадия, соответствующая нравственной зрелости, – формирование собственных нравственных принципов. В поступках люди, находящиеся на этом этапе, руководствуются не принципами наказания, поощрения, власти, признания, а самоценной правильностью отдельно взятого поступка.
Рекомендуем: Признаки гениальности
Застревание на какой-либо стадии может вести к девиациям. Интересным следствием теории является то, что на третьей стадии человек вполне может вести себя словно девиант, протестуя против тех норм и правил, которые не являются справедливыми.
3. Теория обучения
Перенимание паттернов взаимодействия. В социальной ситуации часто происходит наблюдение за тем, как девиантное поведение принимается группой и даже прославляется. Желая получить вознаграждение, похвалу, известность, человек начинает копировать определенный образ действий.
Кроме вознаграждения есть и фактор отсутствия наказания. Когда тот, за кем наблюдают, делает, что хочет, и получает то, чего желает, отвергая нормы, но не неся за это никакого наказания, другие повторяют за ним.
Согласно этой теории, исправление достигается через устранение поощрений, аннулирование награды. Человек не находит подкрепления и в скором времени уходит с пути нарушения общественных норм.
Структура и формы
Девиантное поведение личности отстоит далеко от нормы и представления о гармоничном развитии (плохо развиты адаптивность, самоконтроль, обучаемость). Так как существует множество особенностей контакта между личностью и средой, исследователи выделили классификации, виды и типы девиантного поведения.
Обобщающая классификация девиантного поведения дана Е. В. Змановской, которая выделяет несколько групп. По ее мнению, девиантное поведение может быть:
- Антисоциальным. Этот тип характеризуется противоречием правовым нормам, действия человека нарушают общественный порядок.
- Асоциальным. Человек не учитывает морально-нравственные нормы, что вредит его связям с другими людьми.
- Направленным на разрушение себя. Люди с этой формой нарушения, как правило, ведут себя так, что наносят вред собственному здоровью.
При этом отклоняющееся поведение можно разделить на виды в зависимости от того, как именно выражается отклонение. Основные виды девиантного поведения содержат следующие отклонения:
- Дисциплинарные.
- Преступные или нарушающие законодательство.
- Действия, обусловленные психическими заболеваниями.
Формы проявления девиантного поведения могут быть как устойчивыми, так и неустойчивыми, постоянными или временными, структурированными (расписанными по ролям в группе) и нет, спонтанными или запланированными, эгоистическими или альтруистическими, нарушающими границы личного пространства других людей или ведущими к саморазрушению личности девианта.
Рекомендуем: Идеализация: определение понятия
Чаще всего наблюдаются, конечно, эгоистические девиации. Краткий промежуток отклонений от норм характерен для периодов нахождения человека в группах, которые считают это поведение правильным. Направленность на удовлетворение своих желаний, получение какой-то выгоды, власти, славы или признания другими – основные мотивы девиантного поведения. Конкретные клинические формы:
- Агрессия вовне или внутрь.
- Наркотическая зависимость.
- Пищевые расстройства.
- Девиантное сексуальное поведение.
- Сверхценные увлечения.
- Коммуникативные девиации.
- Безнравственность, аморальность.
- Неэстетичное поведение.
Борьба, уход или игнорирование
По тому, как происходит взаимодействие индивида с окружающей средой, можно определить основной способ взаимодействия с реальностью у девианта. В связи с определенным характером конфликта со средой объясняется наличие формы девиации, которая органично отражает конфликт. В. Д. Менделевич выделяет четыре таких способа:
- Противодействие.
- Болезненное противостояние.
- Уход.
- Игнорирование.
На их основе рассматривают несколько специфических типов отклонений. По вопросу отношения некоторых из них к девиантности до сих пор открыты дискуссии.
1. Делинквентный
Девиантное и делинквентное поведение порой смешивают, хотя последнее скорее относится к противоправным действиям, а первое туда не попадает, но они оба относятся к отклонениям от норм. При этом делинквентное не равно криминальному. Делинквентному присущ так называемый неосознаваемый характер последствий, именно поэтому делинквенты и совершают правонарушения.
Рекомендуем: Понятия коллективизма и индивидуализма
Противоправные деяния ими совершаются стихийно. Такое бывает у легкомысленных людей, склонных к аффекту. Часто злой умысел отсутствует, подростки развлекаются и балуются, что в конце концов приводит к печальным последствиям. Термин может с полным правом употребляться в тех случаях, когда налицо преступное действие, а намерения у него были невинными (по определению Е. Анчел).
2. Аддиктивный
Аддиктивный тип характеризуется уходом от реальности с помощью веществ или видов деятельности, для того чтобы поддерживать интенсивные эмоции. Эти люди воспринимают жизнь «серой и скучной», им тяжело дается методичный каждодневный труд, они не переносят рутинных обязанностей, хотя с другой стороны, показывают отличные результаты в кризисных ситуациях.
Характерной чертой является низкая самооценка, компенсирующаяся внешним подчеркиванием превосходства. Стремятся лгать и обвинять других, легко заводят контакты, но боятся строить из них что-то крепкое и брать на себя ответственность, стереотипны, зависимы и тревожны.
Рекомендуем: Аддикция — это
3. Патохарактерологический
Особенности девиантного поведения патохарактерологического типа обусловлены патологическими изменениями характера: расстройства личности, явные акцентуации характера. В выборе люди, относящиеся к этому типу, часто руководствуются не реалистичными мотивами, а преувеличенными патологией стремлениями: жаждой признания, власти, доминирования. Происходит постоянная переоценка возможностей, наблюдается большая страсть к манипуляциям, восприятие окружающих людей, словно пешек на доске.
4. Психопатологический
У этого типа проблемы с поведением обусловлены симптомами психопатологий. Под ними подразумеваются галлюцинации, иллюзии, нарушения мышления и воли и др.
5. Основанный на гиперспособностях
Характеристика девиантного поведения, основанного на гиперспособностях, затруднена тем, что такой тип обычно бывает у одаренных людей, и отклонения от нормы у них зависят от тех способностей, которые развились сильно. Человек может быть неспособен правильно понимать окружающих, справляться с повседневными делами и др.
Признаки и лечение
Склонность к девиантному поведению образуют как условия в семье, так и индивидуальные особенности. У детей до 5 лет девиантное поведение не диагностируют. Существенные признаки девиантного поведения, которые приводит Википедия, не противоречащие позиции В. Д. Менделевича, таковы:
- Отклонение от моральных/культурных норм.
- Осуждение обществом.
- Вред себе или другим.
- Не представлено единичным эпизодом (периодично, серийно или постоянно).
- Развитие социальной дезадаптации.
Особняком от всего этого стоит девиантное поведение молодежи. По сути, оно обусловлено изменениями в мозгу, которые происходят в подростковый период. Префронтальная кора, отвечающая за самоконтроль, логические умозаключения, выбор наиболее рационального способа действий, развивается медленнее тех частей мозга, в которых сосредоточены страх и возбуждение. Поэтому подростки часто отличаются повышенной тревожностью и склонностью к риску.
Успешная коррекция девиантного поведения подростков достигается через метод когнитивно-поведенческой терапии, помогающей выработать адекватные реакции на стимулы среды путем переучивания (стимул есть, негативной реакции нет – мозг в конце концов запоминает и выстраивает новую модель реакции), в совокупности с легким медицинским вмешательством (седативные препараты, антидепрессанты). Другие методы – арт-терапия, гештальт-терапия – позволят глубже проработать проблемы: конфликты в семье, травмы, признаки социофобии и т.д.
Профилактика девиантного поведения подростков в связи с полученными данными должна быть сосредоточена на советах и обсуждениях. Родители, психолог или значимый взрослый берут на себя функцию префронтальной коры и помогают отличить верное от неверного, ни в коем случае не допуская давления. Диагностика девиантного поведения подростков должна учитывать проявления делинквентного, агрессивного, суицидального и зависимого поведения.
Девиантное поведение детей может быть объяснено либо рано начавшимся периодом полового созревания, либо проблемами в семье, школе или со здоровьем. Ребенок, словно барометр, реагирует на любые изменения в значимых для него группах.
Коррекция девиантного поведения бывает сконцентрирована как на процессе психотерапии для гармонизации внутреннего состояния личности, так и на приеме медицинских препаратов, если источник коренится в психопатологиях. Большинство проблем в жизни человека либо решаются быстро, либо могут быть существенно упрощены, либо нуждаются в наблюдении специалистов для повышения качества жизни. Главное – не бояться обращаться за помощью, так как девиантное поведение может привести не просто к осложнению отношений с близкими, но и к разрушению личности. Автор: Екатерина Волкова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:
www.grc-eka.ru
14.Девиация как социально-педагогическая проблема. Типология отклоняющего поведения. Причины, факторы, обуславливающие девиантное поведение.
Не соблюдение норм и правил поведения, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиацией.
Социологи определяют девиацию как поведение, считающееся отклонением от нормы группы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или наказание нарушителя.
Специалисты условно выделяют три вида отклоняющегося поведения:
Типы отклонений от социальной нормы,
Ряд исследователей выделяют следующие типы отклонений от социальной нормы (Галагузова М.А., Гонеев и др. )
отклонения агрессивной направленности, включают оскорбления, побои, поджоги, садистские, направленные в основном против личности.
отклонения корыстной направленности : мелкие кражи, вымогательства, угоны автотранспорта, другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду.
Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица их совершившие подвергаются по нормам административного права. Правоохранительные органы применяют к девиантам меры принудительного характера (штраф, административный арест и пр.), а социально-педагогические, психологические, медицинские службы проводят с ними комплекс мер по их социальной и психической адаптации.
Отклонения социально-пассивного типа: стремление уйти от активной общественной жизни, уклонение от своих гражданских обязанностей, долга, нежелание решать как личностные, так и социальные проблемы (отклонение от учебы, работы, бродяжничество, употребление наркотических веществ).
В зависимости от типа нарушаемой нормы, отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:
1.По видам преступления (уголовное, административное) и аморальные поступки (пьянство, проституция и т.д.)
2.По уровню и масштабности отклонения: индивидуальное или массовое отклонения.
3.По внутренней структуре отклонения, когда отклонения связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями (бандитская группировка; женский алкоголизм)
4.По значению последствий: негативные и позитивные
Причины девиантного поведения
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить пять основных факторов, обусловливающих девиантное поведение.
ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:
Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних:
1. Биологическиефакторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся: -генетические,которые передаются по наследству (нарушения умственного развития, дефекты слуха, зрения, повреждения нервной системы) -физиологические(дефекты речи, внешности, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих
2. Психологические факторы, например, акцентуации характера (крайний вариант психической нормы), вызывающие неадекватные реакции подростка.
3. Социально-педагогическиефакторы выражаются в дефектах школьного, семейного, общественного воспитания.
4. Социально-экономические факторывключают социальное неравенство: расслоение общества на богатых и бедных, которое ведет к социальной напряженности;
5.Личностный фактор, который проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, а так же личной способностью к саморегулированию своего поведения.
studfiles.net