Отчет №1 Составление поведенческого портрета по данным наблюдения. Составление поведенческого портрета по результатам дневниковых записей
Составление поведенческого портрета героя фильма по результатам неформализованного наблюдения
Предметом наблюдения в этом задании является, поведение героя фильма «Тарас Бульба». Однако данных наблюдения только за поведением бывает недостаточно для психологического анализа поведения и понимания смысла последнего. Ведь поведение человека невозможно отделить от контекста той ситуации, в которой оно разворачивается.
Чем опытнее наблюдатель, тем полнее он может охватить те обстоятельства, при которых происходило наблюдавшееся им поведение, тем более достоверны и надежны получение им результаты.
Не стандартизованное наблюдение, при котором исследователь руководствуется лишь самым общим планом наблюдения и не ограничен в выборе единиц наблюдения и языка описания, представляется более пригодным в данном случае.
В качестве такого общего плана нестандартизованного наблюдения предлагаются основные параметры "поведенческого портрета". К ним относятся:
- Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды и прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике "быть таким, как все" или выделяться, привлекать к себе внимание; равнодушен к своему виду или придает ему осо60е значение). Какие элементы поведения это подтверждают, в каких ситуациях?
- Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы).
- Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной)
- Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи).
- Поведение по отношению к другим людям - положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя), позиция в общении (активная).
Фильм «Тарас Бульба» создан по мотивам одной из самых известных повестей Николая Гоголя «Тарас Бульба». События «Запорожской сечи» отсылают к тяжелому периоду в истории казачества, когда запорожцы поднялись на борьбу с Речью Посполитой.
Фильм «Тарас Бульба» — одно из самых известных и популярных в последнее время экранизаций произведения Гоголя. В нем рассказывается о героической борьбе украинского народа за освобождение от гнета поляков. Основные события в фильме происходят в Запорожской Сечи, укрепленном лагере казаков. Главным героем повести является полковник Тарас Бульба, мудрый и опытный вожак казацкого войска. Это — человек большого, острого ума, суровый и непреклонный. Превыше всего Тарас ценит чувство товарищества и верности долгу. Безраздельно он отдает себя служению Отчизне. Жизнь Тараса проходит в бесконечных военных походах. Беспощадный к врагу, с ненавистью карает он польских магнатов, защищая угнетенных и слабых.
Главный персонаж фильма носит длинные усы, имеет суровый взгляд, крепко сложенное тело, прямую осанку, несмотря на возраст – все это характеризует его, как сильного духом, решительного человека, который всегда готов к действию и может соперничать с молодыми казаками. Тарас не любил роскошь, но на бой всегда надевал красивую одежду и также украшал своего коня, что говорило о том, какое именно его настоящее увлечение, а также от чего он по-настоящему получал удовольствие. Люлька в зубах, из-за которой он погиб, шапка, оружие за поясом – вещи, которые обычно носят с собой все казаки. Если рассматривать всю внешность Тараса в целом, то она ничем не отличается от тысяч других его товарищей. Видимо, режиссер хотел сделать образ главного героя собирательным, показать, что он такой же, как и все остальные казаки, также храбр, по-своему груб, и ничем он от них не отличается. Наверное, режиссер пытался показать нам этих людей, объединив их всех в одного Тараса Бульбу, показать их силу и храбрость, а также любовь к родине. Представляя себе внешность этого человека, остается только удивляться той силе, мужестве, храбрости, которая присуща тому времени.
Меня восхищает героический характер атамана и цельность его натуры. Это был настоящий патриот, для которого главная цель — освободить Отчизну от порабощения и бесправия. Для таких людей интересы народа стоят выше всего на свете. Без всякого сомнения, Тарас готов отдать свою жизнь и жизнь своих сыновей за родную землю. Пусть это жестоко, но цель, которую ставил перед собой Бульба, оправдывала для него средства ее достижения. Ведь на кону стояла свобода и независимость целой страны. Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его "нежба" -! чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: "Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава".
Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нем нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремлением – к свободе и независимости своего народа. Вот почему с такой ненавистью говорит он о ничтожных душах предателей: "Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают...".
Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него очень тяжёлый характер. Об этом свидетельствовало всё: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса — исполнение долга отца. Тарас Бульба — один из наиболее сильных и цельных трагических характеров. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба— старый казачий полковник. Тарас Бульба прав всегда и во всём; даже если он — в сценах еврейского погрома, страшной мести полякам за убийство старшего из сыновей, избиения младенцев, насилия над женщинами и стариками — действует как самый обычный разбойник, рассказчик изображает эти поступки как эпические деяния, освященные мощью героя.
Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизмом знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. "Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрит как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? "Что было тогда в его сердце?" - восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: "Добре, сынку, добре!"
Тарас Бульба – в исполнении Богдана Ступки, натуральный казацкий герой, может роль писалась специально для Богдана Ступки, толи актер сыграл так натурально и искренне, получился живой, колоритный Запорожский казак.
В образе Тараса Бульбы господствует одна психологическая черта — всепоглощающая верность общему делу, которому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. И одновременно с этим — окрашенное мягким юмором, почти нежное отношение к своим боевым сподвижникам. Поражает удивительная цельность характера героя: пронзительные слова любви и скорбной тоски, обращенные к погибающему Остапу, интонация библейского приговора другому сыну, Андрию, чья возвышенная и чистая любовь к прекрасной полячке для Тараса не могла стать оправданием измены отчизне. Во всем этом ощущается подлинная психологическая достоверность.
Режиссер фильма показывает огромное нравственное превосходство Тараса и его соратников над Андреем. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И жизнь его бесславна, и смерь позорна. Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: "Я тебя породил, я тебя и убью!". Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына. Создавая героический образ Тараса Бульбы, режиссер не пытался идеализировать его. В нем были перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое. Автор фильма мечтал показать сильный, героический характер. Именно таким и является образ Тараса. В нем поэтически запечатлены черты русского национального характера. Недаром бессмертная повесть Гоголя является одной из любимейших книг современных людей.
Фильм просто эпохальный. Яркие образы, трагические сцены, масштаб декораций – все это завораживает, очень хорошо передан дух той эпохи, тех идеалов и идей. М. Боярский, как всегда, на высоте, но больше всего порадовали молодые актеры – играли не хуже корифеев. Единственное, что мне не очень понравилось, так это обилие и излишняя живость кровавых сцен. Не отрицаю, что качество исполнения этих сцен и правдоподобность впечатляют, но надеюсь, что главной в фильме все-таки была идея, а не спецэффекты.
Используемая литература:
- «Анализ художественного произведения» под. ред. М.Л. Семановой (книга для учителя), М., 1987г.
- С. Машинский «Художественный мир Гоголя», М., 1971г. Лотман Ю.М. «В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь», М., 1988г.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др./ /Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
- Основы психодиагностики. Учебное пособие / Под общ. ред. А. Г. Шмилева. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справовчник по психодиагностике. – СПб., 1999.
- Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию. – М.: Изд. дом «Бахрах-М», 2000.
- Методы социальной психологии / Ред Е. С. Кузьмин, В. Е. Семенов. – Л.; 1977.
- Немов Р. С. Психология. – М., 1995. – Кн.3.
- Ю. Манн «Поэтика Гоголя», М., 1988г.
referat911.ru
Изучение психологических особенностей учащегося с целью составления его поведенческого портрета товарища по группе
Изучение психологических особенностей учащегося с целью составления его поведенческого портрета товарища по группеДать настолько точное и подробное описание его поведения, чтобы можно было однозначно идентифицировать портрет с объектом.
Требования к проведению наблюдения:
1. Для выполнения этого задания студент использует пассивный вид наблюдения, которое осуществляется систематически в течение двух недель(как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на переменах, внеклассных мероприятиях, в ситуациях неформального общения с другими людьми).
Фиксация результатов наблюдения осуществляется в виде протокола с использованием таблицы (см. табл. 1).
2. По окончании каждого фрагмента (этапа) наблюдения в графе «Примечания» дать психологическую оценку (интерпретацию) зафиксированного факта.
Протокол наблюдения и психологического анализа поведения
Дата наблюдения | Время наблюдения | Место наблюдения | Ситуация (вид деятельности) | Поведение и деятельность испытуемого | Примечания (психологическая интерпретация) |
23.09 | 08.30 | кабинет математик и | урок математики | Саша К. с самого начала урока ведёт себя очень рассеянно, вяло, с явным нежеланием выполняет задание учителя решить задачу (по учебнику) | Отсутствие мотивации на предстоящую деятельность |
3. Выявленные в ходе наблюдения данные являются фактическим материалом для составления характеристики
План написания поведенческого портрета (основные параметры):
- Отдельные особенности внешнего вида(стиль одежды, прически; на сколько он стремиться в своем внешнем виде «быть таким как все» или выделиться; равнодушен к своему внешнему виду или придает большое значение; какие элементы поведения об этом говорят )
- Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляция, общая скованность, или наоборот, свобода движений, характерные индивидуальные позы).
- Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность, в каких ситуациях мимика особенно выразительна или наоборот, скованна).
- Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм стилистические особенности, содержание и культура речи, темп речи, паузы).
- Поведение по отношении к другим людям (положение в коллективе, отношение к этому, способ установления контакта, характер общения - деловое, личностное ситуативное, эгоцентризм; позиция в общении - активная, пассивная созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности; наличие противоречий.
- Поведенческие проявления по отношении к самому себе (к своей внешности недостаткам, преимуществам, возможностям, личным вещам).
- Поведение в психологически значимых ситуациях (при выполнении задания, в конфликтах)
- Поведение в учебе
- Примеры характерных вербальных штампов, высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.
- Составляется в произвольной форме, возможно использование метафор, сравнений.
- Должно касаться как можно большего числа сторон и черт поведения, должно охватить поведение в разнообразных ситуациях.
- Наблюдать необходимо тактично, стараясь, чтобы объект наблюдения не замечал, чтобы не искажало естественного поведения.
- Не должно быть субъективных оценочных суждений.
flatik.ru
Отчет №1 Составление поведенческого портрета по данным наблюдения
Отчет № 1Составление поведенческого портрета по данным наблюдения
Введение
Опишите, что такое поведенческий портрет. Что должно в нем содержаться? Чем отличается поведенческий портрет от личностного?
В этом разделе вы также можете дать краткую характеристику метода наблюдения как метода, при помощи которого может быть составлен поведенческий портрет. В чем его особенности, какие ограничения для него характерны.
Опишите основной замысел работы. Сформулируйте цель, гипотезу и задачи работы. Охарактеризуйте метод наблюдения, использовавшийся в данной работе (по позиции наблюдателя, условиям наблюдения, особенностям организации протокола наблюдения). Почему для составления поведенческого портрета лучше подходит именно этот метод?
Методика
Испытуемые
Опишите, кто выступал в качестве объекта наблюдения, перечислите здесь все важные для данной работы характеристики: пол, возраст, род занятий, социальный статус и т. п.; опишите, в каких отношениях состоят наблюдатель и наблюдаемый, почему это может оказаться важным?
Процедура
Опишите этапы работы: составление поведенческого портрета до наблюдения, наблюдение и составление второго поведенческого портрета. Что описывалось при составлении первого поведенческого портрета, на какие данные вы при этом опирались?
Максимально подробно опишите, каким образом происходило наблюдение: в каких ситуациях, сколько было проведено наблюдений в различных ситуациях, какие единицы наблюдения подлежали фиксации.
Каким образом фиксировались результаты наблюдения (подробно опишите дневник наблюдения, что, как и когда в него заносилось; какими правилами вы руководствовались при ведении дневника, поясните эти правила). Каким образом анализировались записи в дневнике наблюдения?
Результаты
1. Приведите поведенческий портрет, составленный до наблюдения.
2. Приведите поведенческий портрет, составленный по результатам наблюдения. Здесь вы должны проанализировать и обобщить данные, зафиксированные в дневнике наблюдения. Опишите наиболее характерные поведенческие проявления наблюдаемого, а также менее характерные, возможно, нетипичные (если таковые были зафиксированы при наблюдении) его поведенческие проявления. Подтверждайте каждый из тезисов примерами из дневника наблюдения (оформляя их как цитаты из дневника с указаниями даты, когда данное наблюдение было проведено). На каждый из тезисов должно быть приведено как минимум два примера. Не забывайте, что нужно различать наблюдаемые факты поведения и ваши рассуждения о них; не следует смешивать личностные и поведенческие черты (стороннему наблюдателю доступны лишь поведенческие проявления, именно они представляют собой внешние переменные).
Обсуждение результатов1
Сопоставьте поведенческие портреты, составленные вами до и после целенаправленного наблюдения. Чем они схожи? В чем их различия? Чем можно объяснить эти различия или схожесть? Есть ли какие-то единицы наблюдения, которые присутствуют в одном из портретов и отсутствуют в другом? Какие признаки в основном были описаны в первом портрете, а какие во втором (если такие различия наблюдались)? Оказался ли поведенческий портрет, составленный после наблюдения, более полным? Оказалось ли что-либо из описанного в первом поведенческом портрете не подтвердившимся во втором? Если составленные вами портреты обсуждались на занятии, опишите, был ли узнан наблюдаемый? Если нет, то с чем это могло быть связано?
Какой из портретов, если они различаются, можно считать наиболее достоверным и почему?
Подтвердилась ли выдвинутая в работе гипотеза?
Если поведенческие портреты, составленные до и после наблюдения, оказались слишком похожими, то почему такое могло произойти?
Как, по-вашему, можно ли считать полученный после наблюдения поведенческий портрет достоверным? Что могло оказаться помехой для составления наиболее полного портрета? Что можно было бы улучшить в процедуре для достижения наиболее достоверного результата?
С какими проблемами, характерными для метода наблюдения вообще вы столкнулись в своей работе? Как их можно было бы избежать? Были ли какие-то проблемы, связанные исключительно со спецификой применения метода наблюдения в данных обстоятельствах (например, изначальное знакомство с наблюдаемым)?
Выводы
Кратко сформулируйте, какова была гипотеза, что делали, подтвердилась ли гипотеза (1-2 предложения).
Приложения
Приложите к работе ваш дневник наблюдений. Он должен быть заполнен по всем правилам. В нем должно присутствовать требуемый объем наблюдений.
lib.convdocs.org