Лечение панического расстройства. Когнитивно-поведенческая психотерапия. Когнитивно поведенческая терапия страхов


Поведенческая терапия страхов

1. Введение

В той или иной степени волнение и тревога перед публичным выступлением, ответственным экзаменом, встречей с авторитетным человеком знакомы практически каждому взрослому человеку. В определенном смысле эта тревога выполняет положительную функцию - заставляет мобилизовать доступные ресурсы, тщательно подготовиться к предстоящему испытанию, повышает чувство ответственности.

Но бывает и так, что страх приобретает совсем иную природу и вместо мобилизации ресурсов приводит к их блокированию, начинает тормозить любые формы социальной активности и доставляет человеку (и лицам из его близкого окружения) массу неприятных переживаний. Иногда такого рода болезненные страхи выражаются в навязчивых, странных и не понятных окружающим действиях, например, постоянном мытье рук из-за боязни заразиться или в навязчивом контроле за выросшими уже детьми из-за опасения, что с ними может произойти что-либо страшное.

Если страх мешает полноценной и счастливой жизни, и человек сам не может справиться со страхом, то возникает необходимость в профессиональной психологической коррекции, психотерапии.

В рамках разных подходов психотерапевты разработали много форм терапии страха. Для терапии страха используется, например, фармакологическое лечение, психоанализ, разные формы когнитивной терапии и прочее. В данной статье мы анализируем поведенческие подходы к объяснению причин возникновения страха и методы его поведенческой терапии.

2. Индикаторы страха, используемые в поведенческой терапии

Несмотря на то, что изучением страха и связанных с ним физиологических процессов психологи занимаются уже давно, надежных критериев страха до сих пор не обнаружено. Обычное для психологии и психопатологии выделение физиологических, поведенческих и когнитивных проявлений страха указывает скорее на комплексность феномена, чем свидетельствует о ясности его понимания.

Первоначально все три формы проявления страха рассматривались психологами как тесно связанные друг с другом. Эта теория, с легкой руки Рахмана (Rachman, Bergold, 1972; Rachman, Hodgson, 1980) именуемая "теорией глыбы" долгое время служила фундаментом для множества как теоретических, так и психотерапевтически ориентированных исследований. Предполагалось, что поведенческие, психические и физиологические проявления страха образуют некоторое единство, и в страшной ситуации у человека можно обнаружить все эти три компонента.

Эта теория сослужила плохую службу исследователям страха, поскольку они часто приходили к противоречивым выводам, концентрируясь на изучении разных его проявлений. Возможно, эти противоречия привели к тому, что ощущение страха, поведение избегания или предотвращения и физиологические процессы стали рассматриваться в качестве независимых друг от друга индикаторов страха. Первым поставил под сомнение теорию глыбы Ланг (Lang, Lazovik, 1963), который предположил, что индикаторы страха представляю собой группу свободно связанных между собой элементов, каждый из которых может либо преобладать в целостной картине, либо вообще быть в определенных ситуациях единственным индикатором страха. Рахман и Хаджсон (Rachmann & Hodgson, 1980) приводят в своей работе достаточно экспериментальных и житейских обоснований этого предположения. Совершенно очевидно, что люди часто преодолевают в себе стремление избежать страшных событий и идут, например, на экзамен несмотря на страх получить неудовлетворительную оценку и неприятные физиологические изменения, страх сопровождающие. Далее, субъективные ощущения страха часто можно фиксировать без выраженных тенденций к бегству или физиологических изменений. Можно также часто услышать (особенно - в ситуации административного тестирования) утверждения об отсутствии страха при явно выраженной тенденции к бегству.

Таким образом, три названные группы индикаторов страха, вероятно, в достаточной степени независимы друг от друга. Отсутствие изменений в одной или нескольких плоскостях - поведенческой, физиологической или когнитивной не может быть основанием для утверждения об отсутствии страха. Наличие же этих изменений в какой-либо из плоскостей позволяет наличие страха предположить.

Далее мы рассмотрим отдельно три группы индикаторов страха.

Традиционно наиболее надежными индикаторами страха считаются физиологические изменения - учащение пульса, повышение кровяного давления, изменение кожно-гальванической реакции, неприятные проприорецептивные ощущения (тяжесть в желудке и груди, оцепенение и прочее)

а также потливость и мышечный тонус. Эти физиологические изменения достаточно просто и легко фиксируются как в самоотчетах, так и специальной аппаратурой, что создает иллюзию точности. Однако проблема возникает в силу неспецифичности названных физиологических изменений страху. Такие же физиологические процессы могут сопровождать, например, злость или сексуальное возбуждение. Зафиксировав учащенное сердцебиение у молодого человека при взгляде на понравившуюся ему девушку, мы едва ли сможем точно сказать, испугался ли он перспективы получить отказ при знакомстве с нею, или наоборот - страстно желает этого знакомства. Для точной дифференцировки страха нам потребуется либо прямо спросить человека о его переживаниях, либо понаблюдать за его поведением.

Казалось бы, не менее надёжными в плане диагностики страхов должны быть поведенческие критерии - то есть особенности внешнего моторного поведения. Здесь в качестве однозначного индикатора страха специалисты называют поведенческие стереотипы бегства (избегания) или предотвращения вызывающих страх событий или объектов. То, что человек стремится избегать опасных и страшных вещей, факт в достаточной степени очевидный. Но и здесь нет особой ясности, поскольку человеку (как и любое другое живое существо) может избегать каких-либо действий просто в силу того, что предпочитает иное занятие.

Если человек, например, избегает работы на конвейере в ночную смену, то это может свидетельствовать, конечно, и о наличии у него страха темноты. Но можно ведь и предположить, что у него просто есть более интересные вещи, которыми он предпочитает заниматься ночью.

Многие специалисты рассматривают в качестве достаточно надежных индикаторов страха невербальное поведение. Здесь принято считать, что приподнятые и сведенные к переносице брови, широко открытые глаза и приоткрытый рот на уровне невербального поведения в достаточной степени точно соответствует чувству страха (Изард, 1999, с. 310).

Но и здесь есть довольно много спорных моментов. В частности, есть основания полагать, что внешние формы проявления страха могут быть, во-первых, социально нормированы, и, во-вторых, подвержены произвольной маскировке. В некоторых культурах внешние проявления страха табуировано и страх принято скрывать от окружающих.

Конечно, все названные физиологические и поведенческие изменения фиксируются человеком и чаще всего интерпретируются им как страх. Эта фиксация может получать достаточно адекватное выражение во внешней и внутренней речи. В ответ на вопрос, было ли страшным то или иное событие, можно рассчитывать получить достаточно адекватный и честный ответ. Доверять этому ответу все же в полной мере нельзя, поскольку сами формы проявления страха, в том числе и в вербальном поведении, в существенной мере социально обусловлены. Так, в некоторых культурах проявление страха лицами мужского пола считается не совсем достойным, и самоотчеты испытуемых могут быть вследствие этого сознательно или неосознанно сильно искажены. Вследствие этого все методы изучения страха, основанные на самоотчетах (например, вопросники и тесты) несмотря на достаточную внутреннюю валидность, могут давать смещенные данные.

Таким образом, мы вынуждены заключить, что диагностика страха остается делом сложным и весьма ненадежным. Мы можем лишь надеяться на то, что если человек сам обратился за помощью к психологу по поводу неприятных и затрудняющих жизнь страхов, то он, вероятно, честен и от болезненного страха страдает. Если же клиент сообщает, что страх прошел, то будем ему верить и постараемся помочь достичь этого состояния.

3. Основные формы страха

МКБ -10 (международная классификация психических заболеваний) следующим образом классифицирует патологические формы страха (см. таблицу 1).Таблица 1. Классификация страхов по МКБ-10F40. Тревожно-фобические расстройства F40.00. Агорафобия без панического расстройства F40.01. Агорафобия с паническим расстройством F40.1. Социальная фобия F40.2. Специфические (изолированные) фобии F41. Другие тревожные расстройства F41.0. Паническое расстройство F41.1. Генерализованное тревожное расстройство F41.2. Смешанное тревожное и депрессивное расстройство F42. Обсессивно-копмульсивное расстройство

Схожую картину мы находим в классификаторе психических расстройств Американской психологической ассоциации (DSM-IV). Начиная с 1980 года, помимо классической агорафобии и специфических монофобий в поле зрения психотерапевтов попадает социальная фобия - страх публичного присутствия в ситуациях, в которых ожидается оценка со стороны других людей. Психологи так или иначе имели дело с субклиническими формами страхов при застенчивости, неуверенности в себе, скованности и стеснительности.

В психосоматической медицине давно известны такие формы страха как нозофобия (страх диагноза), канцеро- и кардиофобия (страх заболеть раком или страх инфаркта). В период эпидемий врачи часто имеют дело с бактериофобией или мизофобией (боязнь пыли, грязи или бактерий). Довольно распространены доклинические формы клаустрофобии в виде страха лифта, метро, общественного транспорта, страха управления автомобилем.

Страх темноты, бессонницы, воды, высоты, бедности, насилия, ограбления, войны или увольнения, страх за родных и близких, страх смерти - простое перечисление различных форм страха может занять несколько страниц и свидетельствует лишь о том, что так или иначе проблема терапии страха всегда была актуальной психологической и психотерапевтической задачей1).

Внесение в МКБ-10 социальных страхов в качестве отдельной категории также вынуждает сделать некоторые комментарии.

Во-первых, МКБ-10 существенно отступает от медицинской картины болезни в пользу психологической (Вильсон, 2000).

Во-вторых, косвенно указывается и на более широкий социально-психологический и социальный контекст возникновения дезадаптивных страхов.

И в третьих, содержит намек на то, что механизм возникновения классических фобий может быть схожим с механизмом возникновения социальных страхов. Попробуем подробнее рассмотреть механизмы появления нерационального страха и объяснительные модели страхов, созданные в рамках поведенческой терапии.

4. Страх как повод для поведенческой терапии

Те или иные формы страха становятся объектом для психотерапевтических вмешательств в том случае, если страх приобретает нерациональные формы (то есть человек боится того, чего бояться нет никаких оснований) и у клиента возникает желание от навязчивых страхов избавиться. Ошибкой будет стремление избавить человека от страхов полностью и навсегда. Страх и связанная с ним функция физиологической активации выполняют, безусловно, очень важную адаптивную функцию, а именно, позволяет человеку быть готовым к активным действиям по защите своей физиологической и психической целостности, и помогает приспособиться к жизни в социальной среде.

Вполне разумно опасаться неблагоприятного действия ядовитых химических соединений, взрывоопасных предметов, ничего нет плохого в том, чтобы избегать поездок с пьяным водителем или опасаться автомобиля, несущегося с огромной скоростью. Эти формы страха лишь помогают человеку сохранить свою жизнь и здоровье.

В той или иной степени все люди боятся внезапного изменения окружающей обстановки, громких звуков, боли, голода и холода, болезней, насильственных действий, высоты, опасаются незнакомых предметов или необычных действий окружающих.

Помимо этих форм страха, имеющих, по всей видимости, биологическое происхождение, у человека в процессе социализации (и на основе биологических страхов) могут возникать социальные страхи, регулирующие его взаимодействие с социальными объектами: другими людьми или группами людей. Боязнь оказаться в центре внимания, совершить ошибку или выглядеть смешным не имеет очевидного биологического смысла и выполняет функцию приспособления человека к его социальному окружению.

И те, и другие формы страха в их адаптивном варианте должны помогать человеку предотвратить опасные события, сберечь силы для активных творческих форм жизнедеятельности, приносящих ему удовольствие. Совершенствование способов предотвращения опасных событий позволяет больше сил потратить на позитивные и доставляющие приятные эмоции занятия. В этом должна бы состоять адаптивная форма страха. И в большинстве случаев именно так и обстоит дело, за редким исключением, когда страх начинает осознаваться человеком, как мешающая, неподконтрольная и деструктивная эмоция, когда человек начинает бояться событий, никакой опасности не представляющих. В этом случае возникает необходимость в профессиональной психотерапевтической помощи.

5. Поведенческое объяснение нерациональных страхов

5.1. Классическое обусловливание: Маленький Альберт

В соответствии с первой объяснительной моделью формирования нерациональных страхов, классически обусловленные страхи возникают в результате ассоциации безусловных стимулов, еще при рождении (а вероятно - и до момента рождения) вызывающих реакцию страха, с некоторыми первоначально нейтральными стимулами. На заре развития бихевиоризма Джон Уотсон называл несколько безусловно страшных стимулов: внезапные громкие звуки, внезапная потеря опоры, толчки и удары в момент засыпания. Прочие стимулы, запускающие реакции страха, с его точки зрения, являются комбинацией уже названных.

На основе врожденных (безусловных) реакций страха в ходе жизни появляются новые стимулы, вызывающие страх. В своих опытах Уотсон установил, что многие реакции, например, страх животных, темноты, огня, в младенческом возрасте не вызывает страха. Боязнь возникает, вероятно, позднее в результате случайного классического обусловливания.

Изучая эмоции младенцев, Джон Б. Уотсон, среди прочего, заинтересовался возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали. Вместе с Розалией Рейнер (Watson, Rayner, 1920) Уотсон проверил возможность формирования эмоциональной реакции страха белой крысы у 11-тимесячного младенца, который ранее крысу вполне терпел в своей кроватке и даже играл с ней. Альберт - сын кормилицы, работавшей в больнице, был вполне здоровым мальчиком, и до начала эксперимента (в возрасте 9 месяцев) не боялся белых крыс, кролика, собак, ваты, обезьян и других животных. Не боялись этих объектов и три других ребенка, которые в тот момент находились в больнице.

Эксперимент был предпринят, чтобы ответить на три вопроса:

(1) можно ли младенца научить бояться животных в том случае, если животное будет предъявляться одновременно со стимулом, вызывающим страх (звуком от удара по металлической пластине)?

(2) Будет ли этот страх распространяться на других животных?

(3) Как долго будет сохраняться обусловленный страх?

В качестве безусловного раздражителя, вызывающего страх, в эксперименте использовались громкие звуки (стучали молотком по железной полосе за спиной у младенца).

В первой серии по пластине ударили всего лишь дважды каждый раз, когда Альберт прикасался к белой крысе, помещенной к нему в колыбельку. Уже после двух попыток Альберт начал избегать контакта с крысой. Спустя неделю опыт повторили - в этот раз по полосе ударили пять раз, просто помещая мышку в колыбель. Младенец начал демонстрировать реакцию избегания и плакал уже лишь при виде белой крысы.

Еще через пять дней Уотсон решил проверить, будет ли реакция страха перенесена на другие объекты. Был зафиксирован страх при предъявлении кролика, собаки, меховой шубы. Альберт избегал также контактов с ватой и маской Деда Мороза. Поскольку громкие звуки эти объекты не сопровождали, Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха на похожие объекты. Для контроля Альберту дали поиграть с деревянными кубиками. Кубики страха не вызывали.

Уотсон предположил, что по аналогии с этим очень многие страхи, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве.

Пример: Молодая семья растит ребенка в тесной однокомнатной квартире. Отец очень сильно занят и иногда приходит домой пьяным. В этом случае мать ребенка имеет привычку громко отчитывать его. Поскольку квартира маленькая, то склоки происходят непосредственно у кроватки младенца. Нере

psychologiya.com.ua

Победить страх: когнитивно –поведенческая терапия (КПТ) - Психология

Следующий метод лечения расстройств: когнитивно –поведенческая терапия. Этот метод лечения достаточно сжат и состоит из двух частей.  Первая часть- когнитивная терапия, с помощью которой  происходит понимание и изменение моделей/стилей мышления, которые мешали  преодолевать расстройства (страхи). Вторая часть –поведенческая терапия, с помощью которой  вы сможете изменить свои реакции на ситуации, провоцирующих тревогу (экспозиция, техники релаксации)

Особенности  лечения.  Во время лечения вас будут:*учить ставить цели, позволяющих осознать ваши базовые эмоциональные установки,  корректировать их и менять  модели/стиль мышления,  с мешающих на позволяющих преодолевать расстройства (страхи),  *изменять модели  собственного поведения, *эффективно использовать освоенные  навыки копинга/копинговых стратегий (справляться с тревогами,  тревожными расстройствами, стрессами и т.д.), *отработкой их на треннингах/практических занятиях (применение этих навыков в конкретных ситуациях), *снижать выраженность негативных аффективных состояний и дезадаптивного поведения.   

Рекомендации.  *приготовьте толстую тетрадку-она будет вашим личным «дневником автоматических мыслей»,  *решая, совместно со специалистом, вопросы: какую именно проблему взять в качестве старта лечения и какие взять методы (например, «постепенное усложнение заданий» или «лечение успехом» и т.д.), опирайтесь на собственные ощущения, *составленный для вас план лечения будет меняется, когда вы  достигните определенных результатов, поставленных целей и в вас произойдут позитивные сдвиги/изменения, *вы можете начать  избирательное «отсеивание» из памяти многих положительных событий, обязательно обсудите этот вопрос со специалистом, *на каждой встрече со специалистом  вы будете усваивать  новые навыки, которые помогут вам адекватно справляться/управлять страхами, тревогами,  тревожными расстройствами, стрессами и т.д., *в конце лечения специально для вас, с учетом ваших индивидуальных особенностей и диагноза,  подбирается специальный комплекс методик, который вы будете использовать самостоятельно))) 

Помните. Индивидуальное лечение всегда лучше. Специалист будет ориентирован  только на ваши конкретные  проблемы, учитывать вашу индивидуальность (например, на сильные/слабые стороны) и вашу готовность к  изменениям при освоении конкретных умений и навыков.

 Длительность лечения.  Каждый сеанс когнитивно –поведенческой терапии длится от 30 минут до 1 часа. В среднем общее количество сеансов составляет 15-25 занятий.  Возможный интервал между занятиями на первом этапе работы 1-2 недели. В течении года (иногда дольше) осуществляется поддерживающая «бустерная» терапия(контроль  за вашим состоянием, получением рекомендаций и домашних заданий).

Стоимость лечения состоит:  30 минутсеанса – цена, назначенная специалистом. Стоимость полного курса лечения: умножьте цену одного сеанса на общее количество сеансов (от15 до 25). Традиционно групповые сеансы стоят значительно дешевле. 

Продолжение следует...

Дополнение автора от 06.12.12 21:14:26

Милые девочки, спасибо за отклики.

Да, это одна их самый действенных методик. По скайпу проводила — результаты, как при очном приеме, положительные, но главное- стабильные. Конечно, как и везде, бывают свои нюансы.

Я позже выставлю отзывы пациентов. Мои пациенты предлагают провести конференцию по скайпу, и Вы, если пациенты, не будут не против, сможете с ними встретиться и поговорить))) 

Еще раз спасибо вам за отклики)))

www.liveexpert.ru

Лечение панического расстройства. Когнитивно-поведенческая психотерапия

В настоящее время в мировой практике активно используется когнитивно-поведенческая терапия, поскольку исследования убедительно доказали, что именно ее методами — если их применять систематически — ПР можно весьма успешно лечить. Серьезным преимуществом этих методик является то, что их легко приспособить к программе самопомощи, в которой основное внимание уделяется практике саморегуляции и умению контролировать свою тревогу.

Когнитивная психотерапия направлена на коррекцию зафиксировавшихся ошибочных представлений больных, в соответствии с которыми на не угрожающие жизни соматические ощущения они дают гиперболизированные реакции.

Ведущим методом поведенческой терапии (ПТ) является систематическая десенсибилизация, то есть погружение в ситуацию фобии (воображаемое или реальное). Пациент и терапевт составляют шкалу ситуаций, связанных с возникновением симптоматики, ранжируя их по возрастающей от наименее до наиболее тягостных. Применяя приемы прогрессивной мышечной релаксации, больной учится расслабляться, воображая все более тягостные сцены. Затем сеансы переносятся из кабинета в обстановку реальной жизни, в ситуации, вызывающие тревогу.

В других поведенческих методиках пациента прямо погружают в ситуацию, провоцирующую тревогу: пo прошествии нескольких недель, в течение которых больного уже не беспокоят ПА, врач поощряет его к преднамеренному столкновению с фобическими стимулами (методы наводнения). После небольшой тренировки многие больные начинают чувствовать себя свободно в ранее избегаемых ситуациях. Важной для терапевтического успеха является длительность экспозиции: сеансы продолжительностью 2—3 часа предпочтительнее длящихся менее часа.

Другое важное условие — частое повторение сеансов, профилактика выполнения обычной для больного реакции избегания и, по возможности, воспроизведение в сеансах обстоятельств, близких к реальной жизни. Эффект ПТ значительно повышается при проведении ее в группах, когда больные после тренинга с воображаемыми ситуациями вначале в сопровождении терапевта совершают совместные поездки, оказываясь в реальных фобогенных ситуациях.

Важной модификацией метода является вовлечение инструктированного родственника больного в качестве поведенческого ко-терапевта. Однако эта методика применяется, если ПР сопровождается вторичной агорафобией.

Недооценка необходимости ПТ приводит к быстрому рецидивированию ПА после прекращения психофармакотерапии и сохранению агорафобического избегания. С другой стороны, есть некоторые больные, которые выздоравливают на фоне исключительно фармакологического лечения, а отдельные пациенты, несмотря на прием лекарств, остаются слишком «напуганными», чтобы даже приступить к участию в ПТ.

Когнитивно-поведенческая терапия основана на принципах теории обучения, предполагающей, что различные типы поведения и сопутствующие им признаки развиваются в результате привычной реакции человека на внешние условия.

Другими словами, определенным образом реагируя на внешний стресс, человек вырабатывает в себе определенную модель поведения — привычную реакцию, не всегда правильную, адекватную и своевременную. И эта выработанная модель поведения уже сама по себе способна вызывать симптомы какого-либо нарушения. Но привычку можно не только выработать — от нее можно и отучиться. И обучиться новой, более правильной и полезной: как справляться с трудностями, не провоцируя стрессов, нервных срывов и паники. Вот когнитивно-поведенческая терапия и помогает обучиться тем, кто страдает паническим неврозом и агорафобией, как себя вести в сложных ситуациях и как совладать со страхами, в этих ситуациях возникающих.

Существует несколько видов обучения. Входе болезни пациент вырабатывает модель поведения, вызывающего симптомы страха. Может выработаться и условный рефлекс, если конкретная реакция, вроде крайнего страха, возникает всякий раз, как больной попадает в конкретную ситуацию. Например, если в метро пациенту не один раз довелось испытать панику, у него вырабатывается условный рефлекс: тревога начинает беспокоить еще на подходе к метро, несмотря на то что ничего вокруг ему не угрожает. Избегая неприятного места, он избегает и связанных с ним неприятных эмоций — страха. Облегчение, которое он испытывает, побуждает пациента избегать уже не только этой станции, но и всех прочих, к которым отношение также незаметно поменялось.

В последующем страх может возникнуть при первой же проскользнувшей тревожной мысли в наземном транспорте или в людном магазине. Симптомы вторичной агорафобии постепенно начинают усугубляться, а от возникшего однажды стремления укрыться от опасности очень трудно избавиться. Потому-то тренироваться нужно систематически и не один день. Метод носит название постепенного погружения, или систематической десенсибилизации. Состоит он в том, что человека очень постепенно подводят к пугающей ситуации, давая возникающим при этом ощущениям тревоги и страха время «осесть», утихнуть, прежде чем исчезнуть.

Таким образом, вырабатывается условный рефлекс с «противоположным знаком», то есть связь между ситуацией и реакцией страха разрывается, а данные обстоятельства или место начинают все больше ассоциироваться с ощущением непринужденности и успокоения. Торопиться, разумеется, не следует: такое преобразование требует времени и усилий, а ускоренное погружение в пугающую ситуацию способно, скорее, обострить страхи. Потому-то погружение и должно быть постепенным, неспешным, идти «от меньшего к большему», то есть от менее пугающих к более пугающим ситуациям. Чтобы достичь хороших результатов, тренироваться нужно постоянно: упражняясь лишь от случая к случаю, мы даем старым привычкам «лазейку». И самым важным в такой тренировке является противостояние своим негативным мыслям и оценкам ситуации.

В обучении принципиально важны наши внутренние мыслительные процессы, или механизмы познания (так называемые когнитивные процессы). Для лучшего понимания этой формы обучения Альбертом Эллисом, одним из основателей когнитивно-поведенческого направления психотерапии, была описана модель А-В-С. A (Activating event — активирующее событие) обозначает ситуацию, место или событие внешнего мира; В (Beliefs - убеждения, вера) - наше восприятие этого события, его мыслительную переработку, интерпретацию; С (Consequences — эмоциональные и поведенческие последствия) — нашу эмоциональную и поведенческую реакцию.

В соответствии с теорией познания наиболее значимым для обучения является компонент В (когниции — мысли, оценки, убеждения): нередко депрессию или страх у нас вызывают не столько внешние обстоятельства, сколько наше восприятие происшедшего. Известно, что люди по-разному реагируют на одно и то же событие. Если неуравновешенный начальник мечет гром и молнии, то одним работникам тут же начинает казаться, что сердится он именно на них, что они чем-то провинились и впредь должны трудиться еще усерднее, дабы умилостивить разгневанного шефа.

Другие же попросту пожмут плечами и, подумав: «Видать, супруга хвост накрутила», проигнорируют начальственный гнев как нечто, не имеющее к ним отношения. И можно заранее предсказать, что у первых чувства вины, беспокойства и страха возникают и будут нарастать и укрепляться, а вторые станут себе преспокойно работать дальше, дожидаясь, пока настроение шефа придет в норму.

Когнитивные методики помогают распознать, проанализировать и при необходимости изменить негативное восприятие событий или ситуаций. Как часто человек пугается того, что сам же себе и напророчил: трясется от страха в ожидании худшего. Другими словами, подсознание человека предупреждает его о возможном стрессе или страхе или даже о приступе паники еще до того, как он попадет в определенную ситуацию или место. В результате человек пугается заранее и норовит этого избежать.

Постоянно отслеживая свои эмоции и стараясь изменить негативное мышление, пациент можем уменьшить этот предварительный, преждевременный страх, способный перерасти в приступ паники. С помощью когнитивных методик можно также изменить и характерное для подобного мышления фатальное восприятие паники, благодаря чему и укорачивается продолжительность самого приступа, и снижается его воздействие на эмоциональное состояние.

Таким образом, когнитивно-поведенческая терапия позволяет тем, кто страдает приступами паники, не только точно распознавать и анализировать процесс возникновения симптомов, но и систематически отрабатывать методику контроля и предупреждения этих симптомов. Подходя к своему заболеванию как с когнитивной, так и с поведенческой точки зрения, человек обретает возможность победить свою вредную привычку не одной, а сочетанием методик.

В.А.Ташлыков, Д.В.Ковпак

medbe.ru

Когнитивно поведенческая терапия страха 2, Психология

Пример готовой курсовой работы по предмету: Психология

Содержание

Введение 3

Глава

3. Эмпирическое исследование возможностей использования методов когнитивно — поведенческой терапии в процессе работы со страхами и фобиями 5

3.1. Ход проведения исследования и методики 5

3.2. Анализ результатов исследования 11

3.3. Диаграмма до и после эксперимента 15

Заключение 19

Приложение 1 21

Выдержка из текста

Введение

Данная исследовательская работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной психологии — изучению страхов.

Сегодня, несмотря на социальное, экономическое и техническое развитие нашего общества, открытие базовых законов формирования и развития психики и личности, отмечается тенденция к увеличению числа различных страхов и фобий среди людей.

В научной литературе достаточно подробно описаны как так называемые «классические» страхи (боязнь темноты, смерти, высоты, глубины, замкнутых пространств и т. д.), так и многих новых страхов, которые все чаще и чаще встречаются как у детей, так и у взрослых (страх заразиться, страх сумасшествия, страх перед будущим, страх изменений в личной жизни, страх одиночества, страх перед экзаменом, страх самоубийства, страх бедности и т. д.).

Встречаются и очень редкие страхи, которые связаны с предметами и явлениями, на первый взгляд совершенно безобидными (аблютофобия — боязнь купания, стирки, айлурофобия — боязнь кошек, антофобия — боязнь цветов, гелиофобия — боязнь солнца, солнечного света, лаканофобия — боязнь овощей, педиофобия — боязнь кукол и т. д.).

С одной стороны данная проблема исследуется достаточно активно: выявляются специфические симптомы определенных страхов, изучаются особенности проявления страхов в определенном возрасте (детские и взрослые страхи), в определенных состояниях (сон, бодрствование, болезнь, беременность и т. д.).

С другой стороны данная область научного знания еще требует тщательного изучения и систематики полученных эмпирических и теоретических данных.

Зная особенности проявления страхов, а также объекты или явления его вызывающие, можно выстраивать эффективную коррекционную работу по преодолению и профилактике фобий.

Исходя из этого, изучение страхов справедливо можно считать актуальной темой исследования.

Итак, цель данной исследовательской работы — изучение страхов.

Объект исследования: страх как психологический феномен.

Предмет исследования: когнитивно — поведенческая терапия как метод работы со страхами

В качестве гипотезы предположение о том, что использование методов когнитивно поведенческой психротерапии в работе со страхами будет давать положительную динамику.

Задачи исследования:

1. Изучить феномен страха в психологической литературе

2. Рассмотреть возможности использования когнитивно — поведенческой терапии в работе со страхами

3. Эмпирически изучить возможности использования когнитивно поведенческой терапии в работе со страхами

В качестве методов исследования в работе были использованы теоретический анализ и синтез научной литературы по проблеме, классификация и обобщение, методы психодиагностики и статистической обработки данных.

Исследование проводилось на базе ____________. В исследовании приняли участие респонденты в возрасте 20 —

2. лет в количестве 15 человек.

Теоретической основой исследования являются работы К.Э. Изарда, Ф. Римана, Ю.В. Щербатых в области исследования страхов, А. Бека, С. Джудит, А. РАша, Г. Эмери, А. Фримена, Дж. Милтона, А.П. Федорова, С.В. Харитонова, А.Б. Холмогоровой в области когнитивно поведенческой психотерапии.

Данная работа имеет теоретическую и практическую значимость и может быть интересна специалистам, работающим в области терапии страхов, а также студентам и преподавателям психологических дисциплин.

Список использованной литературы

Литература

1. Щербатых Ю.В. Психология страха. — М., «Эксмо», 2002

2. Щербатых Ю.В. Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. — Воронеж, Истоки, 1998

referatbooks.ru

Когнитивно-поведенческая терапия поможет преодолеть страх перед дантистом

Кто из нас не испытывал неприятное волнение перед посещением стоматологического кабинета? Даже те люди, которые утверждают, что абсолютно не боятся дантиста, не могут похвастаться, что необходимость посетить врача для лечения больного зуба, а не для профилактического осмотра, вызывает у них радость или оставляет равнодушными.

Но если одни люди просто не испытывают никакого удовольствия от понимания, что пришло время посетить стоматологический кабинет, то другие в буквальном смысле теряют над собой контроль и стараются любыми путями избежать встречи со стоматологом, что только усугубляет ситуацию.

Что же делать людям, которые страдают так называемой денталофобией? Могут ли они что-то предпринять, чтобы избавиться от этого страха? Ученые пришли к выводу, что страх перед дантистом преодолеть можно.

Преимущества когнитивно-поведенческой терапии

Как рассказывает интернет-издание Medical Xpress, когнитивно-поведенческая терапия может помочь многим людям, которые страдают денталофобией, преодолеть свой страх перед посещением стоматолога и дать им возможность получать стоматологическую помощь без необходимости пребывать в момент проведения медицинской процедуры в отключке. Такой вывод сделали ученые из Королевского колледжа в Лондоне (King's College London), которые провели исследование, чтобы понять, как помочь людям, которые боятся дантиста, преодолеть свой страх.

Тревога перед предстоящим посещением стоматолога встречается достаточно часто, но становится фобией только тогда, когда оказывает заметное влияние на психологическое состояние человека и в результате ухудшает его физическое здоровье. Люди с денталофобий, как правило, не посещают зубного врача и в конечном итоге испытывают более сильную зубную боль, здоровье полости рта у них значительно хуже, что оказывает негативное воздействие на качество их жизни. По оценкам самого последнего Обследования стоматологического здоровья взрослых в Великобритании (Adult Dental Health Survey in the UK), примерно каждый десятый взрослый страдает от денталофобии.

Как правило, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – это краткосрочный курс лечения, продолжительностью от шести до десяти сеансов. КПТ уже продемонстрировала свою эффективность как метод, с помощью которого можно справиться с рядом психологических проблем, например, с депрессией и тревогой и с нарушениями, связанными с этими состояниями. Как когнитивные, так и поведенческие мероприятия показали, что могут быть успешными для снижения стоматологической тревоги и для повышения посещаемости пациентом стоматолога.

В последнем исследовании, отчет о котором был опубликован в научном издании «Британский стоматологический журнал» (British Dental Journal), ученые провели анализ характеристик 130 пациентов (99 женщин и 31 мужчин), посещающих психологов для прохождения курса лечения денталофобии с помощью КПТ.

Изучив результаты лечения этих пациентов и опросив их до и после лечения об уровне стоматологической тревоги, общего беспокойства, депрессии, а также о том, бывают ли у них суицидальные мысли, об употребление алкоголя и о качестве жизни, исследователи пришли к выводу, что этот метод лечения на самом деле очень эффективный. Многие пациенты, прошедшие курс лечения, рассказали о снижении боязни перед стоматологической инъекцией и перед бормашиной, а также об улучшении качества их жизни.

После окончания курса когнитивно-поведенческой терапии подвергаться стоматологическому лечению без необходимости в седации могли 79 % всех участников исследования, и только 6 % пациентов даже после лечения просили проводить лечение зубов под наркозом. Многие пациенты, которые в свое время прошли курс лечения КПТ, даже через пять лет могли получать стоматологическое лечение без седации.

Профессор Тим Ньютон (Tim Newton) из Стоматологического института при Королевском колледже Лондона (Dental Institute at King's College London), ведущий автор исследования, сказал, что людям с денталофобией очень часто делается седация, так как это позволяет им стать достаточно расслабленными на тот короткий период, в течение которого осуществляется лечение зубов.

Однако это не помогает им преодолеть свой страх надолго. Основная цель КПТ – это предоставление пациентам возможности лечить зубы без необходимости в седации, поэтому психологам приходится работать с каждым пациентом отдельно, чтобы установить конечную цель когнитивно-поведенческой терапии в соответствии с приоритетами каждого отдельно взятого пациента. Исследование показывает, что большинство людей может пойти на лечение к стоматологу без необходимости принимать успокоительное в среднем после пяти сеансов КПТ.

Тем не менее, существует необходимость в тщательной оценке подготовленных практиков КПТ, которые работают вместе со специалистами в области стоматологии, чтобы помочь людям с денталофобией преодолеть свой страх. Некоторые пациенты, которых направляли на лечение к психологам, нуждалось в более длительном лечении, так как, помимо денталофибии, имели дополнительные психологические проблемы.

Когнитивно-поведенческая терапия у людей с денталофобией уменьшает потребности в седации, но в успокоительных средствах могут по-прежнему нуждается те люди, которые нуждаются в срочном лечении зубов или им необходимо провести более инвазивное стоматологическое лечение.

По материалам Medical Xpress

nebolet.com

Поведенческая терапия

 

 

Когнитивно — Поведенческая терапия

 

Когнитивно — Поведенческая терапия является одной из форм психотерапии, которая ориентирована на стойкую редукцию симптомов.

Вначале терапии необходимо определиться с тем, что является причиной этих симптомов, и что их поддерживает.

Для этого нужна реальная встреча и беседа с психологом. Реальная встреча — возможна по скайпу, ведь мы видим друг друга. Действительно по скайпу так же эффективна встреча, как и в живую. Ведь психологу достаточно вас видеть. Психолог банок не ставит, массаж не делает. Да и вы видите психолога. Обращайтесь по скайпу yristreamlet  психолог Левченко Юрий 

 

Комплекс занятий для лечения подбирается в соответствии с определённым планом и индивидуальными особенностями.

Психолог в соответствии с требованиями поведенческой терапии подбирает методы и техники, эффективность которых уже доказана в работе именно с этими симптомами фобических страхов.

Для этого проводится тестирование, учитывается психотип клиента, его история развития страха.

В течение времени между посещениями психолога лечащийся выполняет домашнее задание, которое постепенно, шаг за шагом, усложняется.

 

В поведенческой терапии фобий выделяют такие важные положения:

 

Эти положения положены в основу всех упражнений и заданий, что будут предоставлены вашему вниманию на сеансах и встречах.

Особо хочу обратить ваше внимание на работу с мыслями вызывающими тревогу.

Когнитивная терапия (познание = мысль) — это первый шаг – отслеживание негативных мыслей:

«Я уверен, что у меня появиться дрожь» или «Они посчитают меня занудой» или «Это будет ужасным, если я ему не понравлюсь».

Эти мысли купируются, потом отслеживаются для определения их соответствия действительному положению вещей.

И вот они трансформируются в более реалистичные и позитивные.

Поведенческая терапия успешно проявляет себя в упражнениях направленных на преодоления отчуждения, особенно в ситуациях, которые провоцируют тревогу.

Обычно начинают с простых ситуаций, постепенно их усложняя.

Ключевым элементом поведенческой терапии тревог и фобий является использование упражнений на расслабление.

Это снижает физическое напряжение, делает выполнение других упражнений менее трудным.

Но нужно понимать главную роль в лечении фобий позицию самого человека, принятие пациентом ответственности за их выполнение.

Необходимо сфокусироваться на удачах и успехах, но не ожидать, что все сразу получится.

«Дорогу осилит идущий»

На это уходит много сил и энергии, но, чем больше энергии он тратит на выполнение упражнений, тем больше пользы от них.

Много людей, анализируя своё прошлое, стараются отыскать причины возникновения социальной фобии.

Однако исследования показали, что энергию и усилия лучше вкладывать в выполнение практических упражнений.

Общеизвестно, что в противовес лечению, основанному на беседах о прошлом пациента, поведенческая терапия отличается более положительным результатом.

 

 

Преодолеть страх, избавиться от фобий, найти свое место в социуме.

Лечение социальной фобии без таблеток и уколов.

Избавление от страха полетов в самолетах, поездки в метро и лифте.

Преодолеть депрессию, беспричинную тревогу поможет

психолог с 30 летним стажем.

Авторские методики.

Кандидат психологических наук

 

Похожие записи:

stimullife.ru

Когнитивно поведенческая терапия страха, Психология

Пример готовой курсовой работы по предмету: Психология

Введение 3

Глава

3. Эмпирическое исследование возможностей использования методов когнитивно — поведенческой терапии в процессе работы со страхами и фобиями 5

3.1. Ход проведения исследования и методики 5

3.2. Анализ результатов исследования 11

3.3. Диаграмма до и после эксперимента 15

Заключение 19

Приложение 1 21

Содержание

Выдержка из текста

В качестве методов исследования в работе были использованы теоретический анализ и синтез научной литературы по проблеме, классификация и обобщение, методы психодиагностики и статистической обработки данных.

Главная задача когнитивно-поведенческой терапии — это научить клиента позитивным моделям поведения. Джордже выделяют основные принципы когнитивно-поведенческой терапии: Цель: Проанализировать основные положения когнитивно-поведенческой групповой терапии.

Поэтому основной предмет направленности его усилий в рационально-эмоциональной терапии поведения: способы рассуждения и действий. Опираясь на подчеркнуто научных подходах к структуре индивидуального сознания, рационально-эмоциональной терапии поведения стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир. Цель рационально-эмоциональной терапии поведения — перевод клиента в проблемной ситуации с иррациональных установок на рациональные.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что мы живем в достаточно непростое, неспокойное время.

Жизнь современного человека постоянно наполнена страхами. Это могут быть страхи, которые пришли из детства, следствия запретных желаний, страхи, являющиеся последствием психической травмы, а также вызванные какой-то нерешенной проблемой.

Гипотеза исследования — хронические соматические больные с разной степенью адаптации имеют различные личностные характеристики (такие как: особенности самосознания, мотивационно-потребностная и эмоциональная сферы личности).

«Эффективными методами психотерапии считаются краткосрочные, структурированные формы психотерапии, включающие когнитивную, поведенческую, интерперсональную, семейную, краткосрочную динамическую психотерапию и психологическое консультирование».

Гипотеза: существуют особенности в структуре взаимосвязи терминальных ценностей с когнитивно-поведенческими установками старших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе и Государственном Училище Олимпийского Резерва.

Цель настоящей работы: изучение гештальт-терапию в теоретическом и практическом аспекте. охарактеризавовать гештальт-терапии как метод психотерапии;

Литература

1. Щербатых Ю.В. Психология страха. — М., «Эксмо», 2002

2. Щербатых Ю.В. Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. — Воронеж, Истоки, 1998

список литературы

referatbooks.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта