Личностные качества, поведение и взаимоотношения. Поведенческие качества личности это
ТОП 10: |
Личностные качества лидеров Первые попытки понять успех лидеров были сосредоточены на изучении их личностных качеств. Личностные качества — это индивидуальные отличительные черты человека, такие как интеллект, честность, уверенность в себе, внешность и т.д.. В исследованиях начала XX века, рассматривавших выдающихся лидеров, была сформулирована теория великой личности. В ее основе лежит предположение, что некоторые люди имеют врожденные качества лидера. Теория великой личности определяет качества лидера, отличающие его от остальных людей. Значительное влияние на эти работы оказала теория Фридриха Ницше (1844-1900) о сверхчеловеке. Однако в большинстве более поздних исследований обнаруживается лишь слабая связь между личностными качествами и успехом лидера. Разнообразие качеств успешных лидеров свидетельствует о том, что способности к лидерству не обязательно являются врожденными. Благодаря развитию психологии изучение личностных качеств лидеров в 1940-50-е годы проводилось с применением анкет и тестов. При этом оценивались особенности личности (креативность, уверенность в себе), физические параметры (возраст, энергичность), способности (объем знаний, владение речью), социальные качества (популярность, коммуникабельность) и качества, связанные с работой (стремление добиться высоких результатов, упорство в преодолении трудностей). Эффективными лидерами часто признавались те, которым удавалось добиться исключительных результатов работы, занять более высокую должность в организации и заработать больше денег. В 1948 году Р. М. Стогдилл (R. M. Stogdill) сделал обзор более сотни научных исследований, проводившихся в рамках теории личностных качеств. Ему удалось выделить личностные особенности, характерные для успешных лидеров: высокий интеллект, инициативность, навыки взаимодействия, уверенность в себе, стремление взять на себя ответственность, честность. Стогдилл также сделал следующий вывод: значение отдельного качества часто зависит от конкретной ситуации. Таким образом, наличие определенных качеств в человеке не гарантирует успеха его деятельности. Харизма (от гр. - милость, божий дар) является формой влияния индивида на других людей благодаря личной привлекательности, которая вызывает поддержку и признание лидерства, которое обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Харизма, как источник лидерской власти, связана со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Лидеры харизматического типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Исследования свидетельствуют, что харизма имеет отрицательную и положительную стороны. Отрицательная харизма связана с узурпацией личной власти, положительная - с тенденцией к делегированию части власти последователям. В 1990-е годы наблюдался всплеск интереса к изучению личностных качеств лидерства. В 1991 году С. А. Киркпатрик (S. A. Kirkpatrick) и Е. А. Лок (Е. A. Locke) выделили ряд личностных качеств (включая и некоторые обнаруженные Стогдиллом), которые отличают лидеров от простых людей. Таблица 3 – Перечень личностных характеристик
В 21 веке интерес к личностным качествам лидеров вновь повысился в связи с новыми исследованиями деятельности головного мозга – так называемой лимбической системы мозга и связанным с ней понятием Эмоционального интеллекта. Теория лидерства, основанная на понимании эмоционального интеллекта, будет рассмотрена ниже. Изучение личностных качеств стало важной частью исследований лидерства в XX веке и не теряет своего значения в наши дни. Многие ученые по-прежнему убеждены, что определенные личностные качества присущи эффективному лидеру, но только в сочетании с другими факторами. Некоторые из этих личностных качеств - уверенность в себе, честность и прямота, настойчивость - считаются наиболее существенными для лидера. Рассмотрим их более подробно. Уверенность в себе— это уверенность в собственных способностях и правоте своих суждений, решений и идей. Лидер, позитивно оценивающий себя и проявляющий уверенность в собственных способностях, вызывает доверие, уважение и восхищение группы. Такой человек своим примером мотивирует окружающих и вдохновляет их на преодоление сложностей. Честность— это правдивость и непредвзятость, открытость перед окружающими и в первую очередь перед самим собой. Без честности практически невозможно сформировать доверие во взаимоотношениях. Прямота— это цельность, собранность и способность действовать в соответствии с высокими моральными принципами. Эти качества вызывают у окружающих уважение и позволяют лидеру добиться доверия последователей. Кроме того, появление этих качеств является проявлением признака силы, которой должен обладать лидер, для того чтобы не боятся последствий связанных с этими качествами. Настойчивость (драйв) — это сильная внутренняя мотивация, которая придает лидеру энергию и независимость. Настойчивые лидеры имеют высокий уровень притязаний, инициативны и постоянно стремятся к достижению высоких результатов. Амбиции заставляют лидеров ставить перед собой высокие цели и проявлять инициативу, чтобы достичь их. 2.2 Поведенческие теории В рамках теорий этой группы предполагается, что успешным и неуспешным лидерам присущи определенные формы поведения. Было проведено много исследований, в которых делалась попытка обнаружить эти формы. Поведение легче поддается изучению и воспроизведению, чем качества. Таким образом, следуя логике поведенческих теорий, изучая шаблоны (формы) поведения лидеров можно выделить определенные навыки и обучиться им. Типология Курта Левина. Самой популярной поведенческой теорией до сих пор остается типология индивидуальных стилей руководства, разработанная в тридцатые годы эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890-1947 гг.). В ней выделены три ведущих стиля руководства: • авторитарный; • демократический; • нейтральный (анархический). Отличают эти стили друг от друга многие параметры: характер принятия решения, степень делегирования полномочий, способ контроля, выбор используемых санкций и т.д. Но главное различие между ними – предпочитаемые методы управления. Группа так называемых командных методов соответствует авторитарному стилю руководства, договорные и социально-психологические методы больше отвечают демократическому стилю, нейтральный характеризуется бессистемностью в выборе методов управления.
Таблица 4 - Сравнение авторитарного и демократического стиля лидерства
|
infopedia.su
Свойства и качества личности
Студенты зачастую путают свойства и качества личности. В литературе детально эти понятия не разведены и поэтому смутно воспринимаются. В обучении психологов, как и в любом другом профессиональном обучении, предметы и явления жизни раскладываются на более простые элементы и, чем проще элемент, тем понятнее о чем идет разговор.
При обучении психологии, мы сначала начинаем различать психику и психические явления, которые включают в себя психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Психические процессы раскладываем на познавательные психические процессы и эмоционально-волевые. Первые состоят из ощущений, восприятия, памяти, мышления и речи, представлений, воображений. Особняком стоит такой психический познавательный процесс, как внимание. С одной стороны, внимание может быть самостоятельным процессом, а с другой внимание является катализатором других познавательных процессов. Эмоционально-волевые психические процессы представлены аффектами, эмоциями, настроением, чувствами и волей. Психические состояния включают в себя состояние сознания человека в определенный момент времени, которое проявляется в триаде: 1. мышление, 2. эмоция, 3. поведение (тело). Подробнее здесь
И. наконец, психические свойства личности, с чего мы и начали разговор.
Свойство личности — это индивидуальная особенность личности, выражающаяся в отношении к какой-либо сфере жизни.
Качество личности — это уровень развития свойства. Подробнее здесь
Например, свойство личности «общительность» можно разбить на такие качества, начиная с низкого уровня развития этого качества у человека до высокого.
1. Замкнутый
2. Молчаливый
3. Общительный
4. Разговорчивый
5. Болтливый
После такого примера становится более понятно, как охарактеризовать человека. В этом случае мы можем показать его отношения к основным сферам человеческой жизни:
К труду:
1. Ленивый
2. Медлительный
3. Рациональный
4. Трудолюбивый
5. Трудоголик
К семье:
1. Равнодушный
2. Эгоистичный
3. Хороший семьянин
4. Заботливый
5. Альтруистичный
К себе:
1. Неряха
2. Простой
3. Уверенный
4. Самолюбивый
5. Нарциссический
Из приведенных примеров видно, что в каждом свойстве личности есть своя качественная «золотая середина», которая является «нормальной», «адекватной», но в то же время это отношение претерпевает субъективные влияния. Например, для самолюбивого человека простой человек покажется неряхой, а для неряхи уверенный будет восприниматься, как самолюбивый, для равнодушного семьянина хороший семьянин будет восприниматься, как альтруистичный, а для трудолюбивого работника медлительный будет казаться ленивым. Так что индивидуальные личностные качества дают уникальный неповторимый узор личности, который прекрасен в своем несовершенстве и красив в своем совершенном проявлении одновременно.
Постепенно, по мере изучения психологии, мы проникаем все глубже во все психические явления и нам становится все более понятным поведение человека, как результат сложных био-социо-психических взаимодействий.
Иван Котва, психолог
kotva.ru
Качества личности - восемь граней человеческой натуры | Психологические тренинги и курсы он-лайн. Системно-векторная психология
Мы разобрались со всеми молекулами человеческого тела, полетели в космос, обратились к философии и религии, биофизике и биохимии, но так и не нашли ответов на вопросы, как возникает мысль, почему желания разных людей могут быть диаметрально противоположными, и глядя на один и тот же предмет, мы видим совершенно разные вещи?
Автор публикации: Диана ГАДЛЕВСКАЯ, врач-анестезиолог.
Это загадочное существо — Человек. Чем более высокоорганизованными мы становимся, тем больше нас интересует вопрос, как же этот сложный механизм всё-таки работает? Мы разобрались со всеми молекулами человеческого тела, полетели в космос, обратились к философии и религии, биофизике и биохимии, но так и не нашли ответов на вопросы, как возникает мысль, почему желания разных людей могут быть диаметрально противоположными, чем можно объяснить тот факт, что глядя на один и тот же предмет, мы видим совершенно разные вещи?
Только сейчас с помощью системно-векторной психологии мы пробуем смотреть на других не через себя, не сравнивая с выдуманной «нормой», а по-другому — воспринимая их такими, какие они есть, дифференцируя личностные качества человека, понимая врождённую природу их свойств, а значит, систему ценностей, приоритетов и желаний, стремление к удовлетворению которых и определяет поведение человека.
Системно-векторная психология даёт восемь отправных точек, восемь граней, составляющих психическое человека, восемь векторов, определяющих направления для развития психологических качеств личности.
Врождённые свойства развиваются до определенного уровня развития: либо развиваются вплоть до самого высокого уровня современного члена общества, либо остаются на элементарном уровне отношений в первобытной стае — от этого зависит способ реализации этих врождённых качеств личности в течение всей взрослой жизни.
Воровство и инженерные технологии — это разные проявления одного и того же врождённого качества кожного вектора, стремления добыть и сэкономить.
В первом случае это добыча ДЛЯ СЕБЯ, т. е. неразвитое свойство, направленное внутрь личности, а во втором случае — это добыча и экономия разнообразных ресурсов общества, которая, безусловно, принесёт пользу и лично автору этих разработок, но уже как ЧЛЕНУ СОЦИУМА, а не просто голодному охотнику.
От чего же зависит уровень развитости врождённых качеств личности?
Почему, воспитываясь в одной и той же семье, один из братьев становится выдающимся врачом, известным общественным деятелем, а другой — преступником, несущим разрушения и страдания людям?
Какие качества личности определяют её поведение?
Каковы составляющие психологического портрета современной личности?
Можно ли развить или искоренить определённые личностные качества человека намеренно?
Меняются ли психологические качества с годами?
Пряник — наслаждение, кнут — отсутствие пряника
Природа обеспечивает нас от рождения определёнными психологическими свойствами, реализуя которые мы получаем наслаждение. Нет реализации — мы страдаем, растут нехватки, нарушается биохимический баланс головного мозга и… нас сбрасывает в архетипичную программу, т. е. мы идём удовлетворять свои желания напрямую, как-нибудь, только бы снять напряжение, получить пусть не наслаждение, но хотя бы убрать это внутреннее давление. Это сильнее нас, это Природа. По большому счёту она не даёт нам выбора — мы в любом случае будем выполнять свою видовую роль, но каким образом — это уже зависит от нас.
Варианты реализации врождённых качеств личности могут различаться между собой, словно небо и земля. Человечество развивается вот уже 50 тысяч лет, и умение ловко и метко бросать копьё сегодня уже не актуально. Многие из нас даже не знают, как правильно держать в руках лопату или топор, зато большая часть городского населения знает, что такое Интернет и владеет навыками пользования компьютером.
В современном обществе те психологические свойства, которые позволяли древнему человеку с кожным вектором быстрее всех убить мамонта или организовать воинов для победы над врагами, реализуются в бизнесе, инженерии и законотворчестве — при высоком уровне развития векторальных свойств. Или же остаются на уровне «добычи мамонта», т. е. воровство, спекуляция и обвешивание на рынке, мошенничество или разного рода аферы.
В каждом векторе врождённые качества личности могут быть реализованы на высоком уровне и принести блага всему обществу — в таком случае человек получает максимальное наслаждение от своей деятельности, так как его поступки соответствуют уровню темперамента (силы желания) современного человека. Если же реализация свойств идёт на первобытном уровне — напрямую, личностные качества человека используются только для себя, тогда удовлетворение мизерное, так как это вариант для древнего человека, для его невысокого темперамента. И воспринимается индивидуумом как снятие давления, временное, мелкое, куцее и толкает его снова и снова повторять свои поступки, так как полноценного удовлетворения так и не наступает.
Это напоминает бег по кругу: «украл — выпил — в тюрьму — украл — выпил — в тюрьму».
Ступеньки психологической эволюции
Время до окончания пубертата (12-15 лет) — самый важный и единственно возможный период для того, чтобы развить врождённые качества личности. Воспитание, адекватное векторальному набору ребёнка, создаёт условия для максимального развития всех имеющихся свойств подрастающего поколения. За этот период каждый вектор ребёнка в своём развитии успевает достичь какого-либо уровни развития, всего их четыре: неживой, растительный, животный и максимальный - человек.
Например, развитие зрительного вектора малыша начинается с самого низшего уровня — неживого. В этом состоянии его привлекает все яркое и красивое в окружающем мире: от цветочков до картинок, от ярких аппликаций до мягких игрушек. Взросление не гарантирует развитие вектора, если правильно не направлять ребенка в этом направлении, тогда все на что он будет способен в дальнейшем — это замечать исключительно внешнюю красоту людей или животных, природы или дизайна. Но все это не будет вызывать в нем глубокий эмоциональный отклик, выражение чувств останется на уровне: красиво, но бездушно.
При правильном подходе ребенок способен перейти на следующую ступень восприятия окружающего мира — растительный уровень зрительного вектора. В нем по-прежнему останется любовь и восхищение красотой, но к этому прибавится сопереживание живой природе. Вот цветочки сорвали и бросили, жалко, погибают. Вот собачонок бездомный бродит, и сердечко от одного его вида сжимается. При этом такой же бездомный человек вовсе не вызовет в зрительнике сочувствия. Он не ощущает его страдания. Во взрослой жизни личностные качества человека, находящиеся на этом уровне развития зрительного вектора может проявить свои зрительные свойства в защите окружающей среды, организации благотворительных фондах по защите животных, ветеринарных лечебницах и приютах, спасении исчезающих видов и тому подобном.
Следующий уровень развития, который можно достигнуть до пубертата, животный. К сопереживанию братьям нашим меньшим и живой природе добавляется умение сострадать людям, такой человек уже умеет создавать эмоциональную связь с человеком.
Высший уровень развития зрительного вектора — человеческий. В этом состоянии любовь первична. Она распространяется на все вокруг и выражается общей эмпатией ко всему живому и в первую очередь к человеку. Животные все также вызывают сострадание, как и цветы, и деревья, но человеческая жизнь всегда ставится во главу угла. Зрительник, развитый до этого уровня, посвящает себя помощи нуждающимся людям. Человеческая жизнь и людские несчастья всегда будет вызвать в нем наибольший отклик, чем вся животная природа вместе взятая.
Каждый следующий уровень не исключает предыдущего, а, наоборот, включает его в себя. Основательница благотворительного фонда помощи детям вполне может быть известной топ-моделью, как Наталья Водянова.
Любовь к животным или цветам, пристрастие к живописи или фотографии может сопровождать зрительного человека всю жизнь, но при высоком уровне развития векторальных качеств личности человеческая жизнь для него всегда будет приоритетом № 1, поэтому спасение исчезающего вида африканских птиц отойдёт на второй план, когда потребуется помощь пострадавшим от наводнения людям.
Психологический портрет современной личности
Удовлетворяя свои потребности на более высоком уровне, человек получает и более выскокое ощущение качества жизни: даже наслаждение от своей деятельности, которое не идёт ни в какой сравнение с ощущениями от реализации на низших уровнях. Поэтому даже имея не самый высокий уровень развития врождённых свойств, но осознавая личностные качества человека и потребности в реализации, любой человек может определить для себя деятельность, пусть не основную, а в качестве увлечения, которая позволяла бы ему более полно реализовать свои врожденные свойства и желания, получая от этого занятия наслаждение.
Таким образом, психологический портрет личности формируют его векторальный набор, врождённый темперамент (сила желания в каждом векторе), уровень развития врожденных качеств личности (векторов) и степень реализации данных качеств в данный момент жизни.
Овладев базовыми знаниями по природе всех восьми векторов, слушатели тренинга могут с лёгкостью самостоятельно составить психологический портрет любого человека, а значит разобраться в его поведении, характере, понять его ценности, приоритеты и образ мышления, узнать подлинные причины его поступков, скрытые зачастую даже от него самого, и увидеть весь его возможный потенциал и пути решения имеющихся психологических проблем.
Автор публикации: Диана ГАДЛЕВСКАЯ, врач-анестезиолог.
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологииwww.yburlan.ru
Качества личности
Качества личности – это определенные составляющие характера человека, сформированные в течение жизни, или же переданные по наследству. Рассмотрим подробнее их структуру.
Качеством человека, наиболее обусловленным наследственностью, считается уровень темперамента. Зависит он от особенностей нервной системы индивида. То есть уровень темперамента невозможно изменить.
Некоторые психические процессы формируют качества, ответственные за индивидуальный характер памяти, ощущений, воли, восприятий, мышления, воображения и так далее. Именно эти качества личности оказывают огромное влияние на способность к обучению, восприятию новой информации.
Уровень опыта человека формируется в процессе его жизни. Сюда можно отнести такие качества личности, как привычки, стереотипы, знания, навыки. Как они формируются? Выделяют два основных направления. Такие качества приобретаются или в процессе обучения, или же в процессе практической деятельности.
Уровень направленности личности также формируется в процессе жизни, и на него оказывают значительное влияние традиции, культура, в которых человек воспитывался. Сюда можно отнести принципы, взгляды, цели, убеждения, ценностные ориентации, моральные нормы, мировоззрение. Подобные качества служат направляющей основой поведения человека.
Как известно, индивидуум не может жить вне общества. Следовательно, существуют социальные качества личности, которые помогают человеку адаптироваться среди людей. Они чрезвычайно разнообразны. Каждому человеку принадлежит определенный набор таких качеств. Попробуем выделить основные из них.
В первую очередь, это способность к коммуникации, к установлению отношений. Человеку на протяжении его жизни приходится общаться со множеством людей, следовательно, здесь необходимы соответствующие навыки. Еще одно важнейшее качество – это эмпатия. То есть человеку для осуществления коммуникаций необходимо уметь ставить себя на чужое место, чувствовать эмоциональное состояние собеседника.
Каждый индивид обладает определенным набором способностей и талантов. Долг каждого человека заключается в их развитии и применении во благо обществу.
Личность должна осознавать важность ответственности. Человеку для успешной социализации необходимо использовать свою свободу так, чтобы не причинять вреда другим людям.
Индивид должен обладать определенными моральными нормами, принципами, ценностями, культурой, соответствующей его окружению.
Очень важна и активная жизненная позиция. То есть человек должен участвовать в различных общественных делах, быть заинтересованным в решении насущных проблем государства.
Гражданские качества личности вырабатываются под непосредственным влиянием социума. Рассмотрим их все. Гражданственность – это осознание своей принадлежности к жителям страны, участие в жизни общества, уважение своих и чужих интересов.
Идентичность – это понимание своей роли в социуме, принятие определенных правил, норм и традиций, признание единства с другими людьми.
Гражданское становление – это осознание сопричастности к другим гражданам, заинтересованность в решении различных социальных проблем, осведомленность о политической жизни своей страны.
В заключение можно сказать, что человек, для успешного исполнения своих функций в обществе, должен иметь целый набор соответствующих качеств. Приобретаются они, чаще всего, в процессе жизнедеятельности. Обычно все необходимые качества личности прививаются при помощи родителей и учителей. Кроме того, здесь важна идеологическая политика государства. Ребенку с малых лет необходимо осознавать важность своего участия в общественных процессах, жизни своей страны.
fb.ru
Качества личности
Индивидуальные качества личности во многом определяют нашу жизнь и влияют на нее гораздо больше, чем окружающий мир, ведь его мы уже воспринимаем через призму нашего собственного мировоззрения. Несмотря на то, что скептики утверждают, что все люди одинаковые, можно с уверенностью сказать, что существуют большие различия. Качества личности человека в своей совокупности образуют такую сложную систему, что повторить ее крайне трудно. Давайте рассмотрим, что лежит в основе таких различий, и какие качества оказывают сильное влияние на наш жизненный путь.
Психологические основания, определяющие различные качества личностиСтруктуру личностных качеств можно представить в виде нескольких окружностей, центр которых находится в одной точке.
- Центральный круг представляет собой определяемый наследственностью тип темперамента. Это скорость и сила психических реакций, которые определяются особенностями нервной системы.
- Далее идут особенности психических процессов, большое влияние на которые оказывает не только темперамент, но и воспитание. В раннем детстве особенности нашего восприятия, ощущения, мышления, воображения, чувственная и волевая сфера, развиваются в зависимости от того, чем мы занимаемся, что прививают нам родители.
- Индивидуальный опыт личности – приобретенные знания, умения и навыки взаимодействия с окружающим миром.
- Направленность объединяет в себе качества, определяющие и регулирующие поведение человека: его ценностные ориентации, моральные принципы, социальные установки, интересы, убеждения, взгляды и мировоззрение в целом.
Именно на направленность человека большое влияние оказывает общественность, мы все находимся под влиянием той информации, которую получаем из внешнего мира. Поэтому существует множество моментов сходства с окружающими, но основа все равно неповторима.
Положительные и отрицательные качества личности
А вы знаете, что для успешной работы психологи используют одно знание, которое пригодится любому человеку? У них фактически нет общепринятых понятий хорошо и плохо. Они избегают категоричных оценок и стараются выяснить как определенное событие или качество характера влияет на конкретную личность. Ведь часто бывает такое, что человека считают наглым и грубым, утверждают, что ему нужно избавляться от этих черт, а он именно из-за них добивается успеха в карьере.
Очевидно, что свои положительные и отрицательные качества определяет только сама личность. Если ей что-то мешает жить и осуществлять свои замыслы, над этим можно работать. Но не стоит становиться легкомысленным, если, по мнению кого-то из друзей, вы слишком серьезный.
Но некоторые негативные качества личности едины для всех. Это социально неприемлемые проявления, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье индивида и окружающих. Аналогично можно выделить и то, что находится в почете во все времена.
Деловые качества личности
Есть также определенные особенности, которые помогают в продвижении по карьерной лестнице. Какими качествами обладает и должна обладать успешная личность? Это зависит от специфики профессиональной деятельности.
В описании каждой профессии есть список свойств, которые важны для того, чтобы человек с ней справился. Сюда входят и определенные физиологические характеристики и особенности личностной сферы. Например, хорошему военному необходимы хорошее здоровье и сильные качества личности, такие, как твердость характера, настойчивость, уверенность и т.д. А руководителю крупной компании потребуются развитые лидерские качества личности, которые помогут правильно организовать рабочий процесс и вести за собой десятки людей.
womanadvice.ru
Качества личности - Психологос
Фильм "Личная жизнь: радость близких отношений. Занятие проводит проф. Н.И. Козлов и психолог Марина Смирнова"
Качества личности - стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно. Это позитивные черты характера, знания, умения и навыки. Более широкая категория - черты личности, куда включаются как позитивные, так и другие свойства личности.
Классификация качеств личности
Есть интересная классификация: все качества можно поделить на две большие категории: внутренние качества (образуют богатый внутренний мир человека), и внешние (поведение и имидж), которые формируют красивую вывеску.
Под душевным миром мы понимаем те качества, который в глаза не бросаются, но делают человека желанным гостем в любой компании.
У тренера (у куратора) - все эти качества должны быть развиты и развиты хорошо. Если у вас провисает вывеска, но богатое содержание - здорово, но кому вы об этом будете рассказывать?
А если у вас самая яркая вывеска, но с содержанием проблемы, то может к вам и придут однажды, но, увы, второго раза не будет...
Качества, работающие на яркую вывеску
Качества, работающие на богатое содержание
Некоторые из качеств, характерные для развитой личности и менее распространенные у массовой личности, мы вынесли в раздел Самосовершенствование. Мы отнесли к таким чертам позитив, конструктив, ответственность, энергичность, целеустремленность, любовь к порядку, готовность сотрудничать, а также умение и привычку жить с любовью – к сожалению, этих черт явно недостает по крайней мере российским людям, как в рабочих, так и близких отношениях.
Как развивать
Очень многие свои личностные качества можно успешно развивать, работая со своим телом. В частности, постановка нужных жестов (внешних жестов, а потом - внутренних жестов) вырабатывает нужные качества личности. Есть и много других методов работы над собой, см. - Как работать над собой
www.psychologos.ru
Волевые качества личности 1 | Про Мужика
Волевые качества личности
Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название “волевые качества».
Определение. Волевые качества личности — это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.
В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.
Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.
1. С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.
Целеустремленность — это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность — это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.
Инициативность — это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.
Самостоятельность — это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.
Выдержка — это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка — это проявление тормозной функции воли. Она позволяет “затормозить» те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.
2. На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость.
Решительность — свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.
Смелость — это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности.
Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность, понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений, когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь.
3. На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества — энергичность и настойчивость, а также организованность, дисциплина и самоконтроль
Энергичность — это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели. Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.
Настойчивость — это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство — это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели.
Организованность — качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.
Дисциплинированность — это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.
Самоконтроль — это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.
Ответственность — совершая то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия.
Формирование волевых качеств
Воля — это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут “сломить» его волю. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.
promuzhika.ru