Лечение социофобии в когнитивно-поведенческой терапии. Когнитивно поведенческая терапия социофобия
Социофобия - социальная тревога | Психолог в Минске
Социофобия, или социальная тревога – это чувство беспокойства, которое испытывают люди при общении с другими людьми. Проявлений может быть большое множество: от боязни заговорить с незнакомым человеком до боязни публичных выступлений. Основной страх – боязнь выглядеть униженно и глупо. По различным данным 1-2,5% людей страдают от социофобии на протяжении всей жизни. Несмотря на наличие эффективных методов борьбы с данным расстройством многие воспринимают это как индивидуальная особенность характера и не предпринимают никаких попыток изменить ситуацию.
Причины социофобии
Социофобия – это вид тревожного расстройства, которое классифицируется в МКБ-10 под кодом F41. Таким образом, социофобия – болезнь, причины развития которой пока достоверно не установлены. Она не связана ни с какими-либо психическими расстройствами, ни с физическими отклонениями.
Существует теория, согласной которой дети имитируют тревожное поведение родителей. Другая теория предполагает ограничение развития социальных навыков, то есть другими словами, человек просто не знает, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Считается, что наследственная предрасположенность играет в данном случае не последнюю роль. Многие из социально тревожных людей отмечают, что пережили неприятный опыт насмешек, унижений, издевательств.
У человека, страдающего социофобией, формируются поддерживающие порочные круги, которые не дают проблеме исчезнуть. Испытывая тревогу, у человека возникает ощущение повышенного риска, которое в свою очередь усиливает тревогу. Но важно понимать, что порочный круг рождается не тогда, когда возникает угрожающая ситуация, а тогда, когда Вы думаете, что ситуация опасная.
Что поддерживает социальную тревогу
Реакция человека на социофобию лишь поддерживает ее. Формируются порочные круги, не позволяющие проблеме пройти самопроизвольно. Существует несколько моделей поддержания таких кругов:
- Способы мышления поддерживают социальную тревогу. Когда человек испытывает тревогу, то во многих ситуациях он становится уязвимым. Уязвимость добавляет ощущение высокого риска, а риск усиливает тревогу. Если Вы сами считаете, что глупо выглядите, то тут же может возникнуть мысль о том, что это заметили окружающие, дальше мысль продолжается: они заметили, что я глупо выгляжу, они думают, что я неполноценный, ущербный, слабый, хуже других. Такое мышление еще сильнее ухудшает самочувствие.
- Способы поведения поддерживают социальную тревогу. Естественно желание человека пребывать в безопасности, когда испытываешь страх. Это достигается в результате общения с «безопасными» людьми на «безопасные» темы, избегая таким образом визуального контакта. Человек придумывает себе очень много способов поддержать безопасность и вне зависимости от того, помогают они или нет, формируется мысль, что без этого было бы еще хуже. Так формируется оберегающее поведение.Другой способ поведения – избегание. Очевидно самый надежный способ гарантировать себе безопасность – это избегать людей или ситуаций, которые провоцируют возникновение тревоги. Такое избегание ограничивает человека в общении и его деятельности, а также поддерживает уверенность, что социальные контакты могут быть опасными. Хотя ситуации, провоцирующие тревогу, не являются опасными, но они настолько связаны со страхом, что человек реагирует на них соответствующе.
- Круги стыдливости поддерживают социальную тревогу.
- Недостаток уверенности
Лечение социофобии
Согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения для лечения социофобии, как и других тревожных расстройств, может использоваться когнитивно-поведенческая терапия отдельно, либо в комбинации с медикаментозным лечением.
Лекарственное лечение социофобии
Для лечения всех тревожных расстройств могут использоваться антидепрессанты – обратимые ингибиторы МАО (моноаминооксидазы), например, моклобемид. Физические симптомы, такие как тахикардия или повышение давления могут быть купированы назначением бета-блокаторов (например, атенолол). Шансы на успех применения медикаментозной терапии социофобии повышаются, если ее комбинировать с когнитивно-поведенческой терапией.
Когнитивно-поведенческая терапия
КПТ направлена на значимое уменьшение тревожных симптомов. В самом начале работы психотерапевт выясняет, что является причиной симптомов и что их поддерживает. Далее разрабатывается план и подбираются техники. В промежутках между посещениями пациенты выполняют домашние задания, которые постепенно усложняются.
Когнитивно-поведенческая терапия социофобии основана на 3 важных моментах:
- Работа с мыслями. Она же когнитивная терапия. Заключается в отслеживании негативных мыслей и оценивается их соответствие реальности. В результате психотерапии данные мысли преобразуются в более реалистичные.
- Приобретение социальных навыков. Существуют научные работы, в которых доказано, что у людей, страдающих социофобией отсутствуют некоторые социальные навыки. Риск оказаться в неудобной ситуации значительно увеличивается в тех случаях, когда человек не может поддержать разговор или отказать в просьбе. Приобретение таких навыков происходит при моделировании различных ситуаций.
- Преодоление отчуждения. Один из важнейших факторов. Успех КПТ не может быть достигнут до тех пор, пока не преодолено отчуждение. Выполняются упражнения, начинающиеся с простых ситуаций, переходящих в более сложные. По мере их выполнения тревога уменьшается, человек убеждается в том, что уровень страха меньше ожидаемого, что постепенно придает уверенности.
Последствия
Мысли о симптомах социофобии заставляют чувствовать себя хуже, когда человек вспоминает насколько эти симптомы неприятны. Такая концентрация на внутренних ощущениях делает Вас более уязвимым и не позволяет получать достоверную информацию о том, что происходит вокруг Вас. Внимание направлено внутрь и нет времени следить за тем, что говорят и делают, как реагируют окружающие люди.
Согласно данным некоторых исследователей, люди с социофобией более одиноки, они могут вести асоциальный образ жизни, редко отмечают праздники и имеют меньше шансов в ступить в брак и завести детей.
Кроме того, социальная тревога создает сложности в получении образования, могут возникать значительные сложности с карьерным ростом, а также для таких людей характерно наличие алкогольной зависимости и депрессии.
Стоит ли бороться с данным расстройством или с ним жить, каждый человек решает для себя сам. В тех случая, когда, например человек испытывает страх при публичном выступлении, а его деятельность не связана с такими выступлениями, с этим можно жить. Но если страхи ухудшают качество жизни человека, необходимо действовать решительно.
Психотерапия страхов
Тревога, страх — это естественные реакции, заложенные в мозг человека для его выживания. Это не отрицательные эмоции и не психическое заболевание, если они не мешают нормальной жизни человека. Но часто бывает и так, что тревоги и страх выливаются в тяжелые заболевания, такие как фобии, тревожное расстройство или панические атаки, которые отрицательно влияют на многие сферы жизнедеятельности.
Когнитивно-поведенческая психотерапия
В целях эффективной борьбы со страхами наиболее применима когнитивно-поведенческая психотерапия. При применении ее методов с определенной регулярностью можно успешно преодолевать такие заболевания, как фобии и панические атаки. Тактики когнитивно-поведенческой терапии отличаются тем, что они подразумевают самостоятельную работу пациента над страхами, благодаря чему он учится их контролировать и регулировать свое состояние.
Когнитивные методы психотерапии работают с представлениями человека о пугающих его предметах или ситуациях, они направлены на изменение негативного отношения к неопасным ситуациям, вызывающими страх, и подразумевают, что человек в процессе столкновения с различными жизненными ситуациями вырабатывает определенные реакции на них. И эти реакции не всегда правильны и обоснованы внешними причинами. Таким образом, получается, что реакции можно научиться. Это говорит о том, что человека, обладающего негативной реакцией, можно переучить, заменив ее на позитивную или нейтральную.
В процессе формирования новой системы восприятия фобогенной ситуации очень важны когнитивные процессы, которые по привычке вызывают негативное эмоциональное реагирование. При этом на одно и то же событие разные люди реагируют по-разному. Когнитивные методы позволяют проанализировать ситуацию, найти источник страха и механизмы психики, запускающие его, что позволяет в дальнейшем работать с первопричиной, а не только с последствиями.
Десенсибилизация
Цель поведенческой психотерапии — реакции. Наиболее распространенным методом поведенческой терапии, применяемым в борьбе со страхами, является десенсибилизация, которая проводится систематически, благодаря чему достигается максимальный результат.
Систематическая десенсибилизация подразумевает погружение пациента в травмирующую его ситуацию, но очень медленное, не допускающее еще больших травмирующих реакций. Вначале оно происходит только в пределах кабинета, зачастую на первых этапах погружение воображаемое. Постепенно сеансы выносят за пределы кабинета, в реальные ситуации. При этом страхи постепенно утихают, а потом и вовсе исчезают. В итоге рефлекс тревоги при встрече с фобогенной ситуацией сменяется чувством спокойствия.
Наводнение
В других методах поведенческой терапии психиатр наоборот описывает преувеличенно пугающую ситуацию, чтобы вызвать у пациента яркие эмоции, и постепенно, по мере привыкания пациента к ним и снижения тяжести эмоций поощряет пациента на самостоятельное решение о встрече с травмирующей ситуацией. Такой метод носит название наводнение.
Моделирование
Еще одним эффективным поведенческим методом работы со страхами является моделирование. В этом случае уже сам психиатр попадает в фобогенную для пациента ситуацию и своим поведением показывает, что страх необоснован.
Важным условием является длительность сеанса, значительно более эффективными являются сеансы продолжительностью 2-3 часа, в отличие от менее действенных, длящихся менее часа. Другое важное условие – периодичность сеансов: чем чаще они проводятся, тем выше эффект от них.
При этом наиболее результативными являются занятия в группах, поскольку в этом случае пациенты помимо психотерапии, получают еще и поддержку остальных членов группы. Поэтому достаточно распространены группы поддержки, помогающие людям справиться с фобиями. Групповая терапия позволяет также в процессе общения и игры закрепить навыки восприятия, полученные на занятии. Обычно после работы с психотерапевтом участники тренинга моделируют пугающие их ситуации и разыгрывают их по ролям. Они отыгрывают свои новые реакции и новое поведение в травмирующих ситуациях, пока у них не начинает получаться преодолевать страх.
Особенно эффективна групповая терапия при социофобии, поскольку уже наличие группы участников производит на каждого из них эффект погружения. При этом групповая психотерапия позволяет наиболее достоверно разыграть ситуации, в которых прявляется именно социофобия. Например, участники могут отыграть выступление перед публикой.
В некоторых случаях намного больший эффект возможно достичь, применяя помимо когнитивно-поведенческой терапии подходящую пациенту фармтерапию. Бывает и так, что пациент настолько тяжело переживает свой страх, что не может даже сосредоточиться на методах психотерапии, поэтому необходимо изначально провести медикаментозное лечение, а позднее постепенно отменить его, замещая психотерапевтическими методами.
Таким образом, расстройства, связанные с тревогой и страхами очень хорошо поддаются лечению. И самое важное в этом деле — решиться обратиться за помощью к специалисту.
psyclinic-center.ru
социофобия когнитивно поведенческая психотерапия - Медицина с нами
Социофобия — иррациональная боязнь исполнения социальных действий (например, публичных выступлений), либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц, либо социальных взаимодействий как таковых. Социофобия сосредоточена на представлении катастрофических последствий социального взаимодействия: критика, негативная оценка, отвержение, насмешка.
По данным эпидемиологических исследований ECA, распространенность социальной фобии на протяжении всей жизни составила 2,8%, из которых 70% приходятся на долю женщин. Однако более точные исследования показали распространенность в 13,3%. Средний возраст появления фобии – 15 лет. Это вторая самая встречающаяся фобия после агорафобии.
Социальная фобия проявляется в форме сильного и постоянного страха одной или нескольких социальных ситуаций, после чего следует их явное избегание, которое приводит к уменьшению тревоги ценой разрушения социальной сферы жизнедеятельности. Пациенты, как правило, осознают иррациональность своего страха, но это им не помогает. Наступает страх от ожидания самого страха.
Социальная фобия диагностируется сравнительно редко, так как пациентам обычно стыдно обращаться к специалисту. Они полагают, что их страх – это либо просто черта характера, либо они боятся получить ярлык, что страдают психическим расстройством. Более того, они не верят в возможность лечения.
Социальная фобия может быть специфической, то есть касаться только отдельных социальных ситуаций (например, прием пищи в общественных местах или возможность что-либо спросить у прохожего), или генерализованной, касающейся широкого спектра социальных ситуаций.
Социальная фобия является крайне распространенным психическим расстройством. Если ее должным образом не лечить, то она часто лишает человека нормальной жизни.
Наиболее распространенные симптомы социальной фобии – страх:
- что другие смотрят;
- опозориться;
- оказаться в центре внимания;
- неестественного поведения;
- вечеринок/встреч;
- принимать пищу перед людьми;
- использования общественных заведений;
- говорить перед аудиторией или делать какое-либо действие на людях;
- завязать разговор;
- поддержать беседу;
- попросить что-либо.
Сюда же относятся избегание социальной ситуации, проявление вегетативных симптомов при попадании в эту ситуацию. Также при социофобии наблюдаются низкая самооценка, покраснение и трудности при взгляде в глаза, дрожание рук, тошнота, срочная потребность помочиться, рвота. Все эти симптомы должны быть приурочены к пугающей ситуации.
Предрасполагающие факторы
Биологические факторы. Подобно другим случаям тревожных расстройств, предполагается дисфункция серотонинергической и норадренергической систем, а также генетически обусловленная уязвимость. В частности, был обнаружен значительный семейный компонент с десятикратным риском развития социальной фобии или избегающего расстройства личности в первой степени родства (Штайн, 1998). Важность генетического фактора подтвердили и близнецовые исследования Кендлера (1992).
Научение. Несмотря на биологическую предрасположенность, социофобия в целом рассматривается как выученный страх, как посредством прямого обуславливания, так и путем моделирования и получения информации из окружения. Страх развивается постепенно и является, как правило, результатом повторного, часто незначительного травмирующего опыта, либо возникает посредством имитации родительского поведения. Намного реже в качестве причины рассматривается единственная психотравмирующая ситуация. Таким образом, в качестве предрасполагающих факторов может служить поведение родителей и ближайшего окружения в детстве.
Научение в ситуации социофобии хорошо объясняется двухфакторной теории Морера (1960). Сначала больной ассоциирует социальное взаимодействие с эмоцией страха путем классического обуславливания, либо имитационного научения, а затем начинает избегать социальных ситуаций, чем, с одной стороны, подкрепляет свое фобическое поведение (так как оно приводит к разгрузке напряжения), а, с другой стороны, в худшую сторону влияет на формирование социальных навыков и самооценку. Страх постепенно генерализуется на разные ситуации.
Пример. У Павла социальная фобия появилась, когда ему было 13. В это время он перенес операцию на языке, и ему стало казаться, что он говорит гнусавым голосом. Поэтому он начал разговаривать тихо, скрывая свой недостаток, за что одноклассники и высмеивали его. Павел перестал полностью с ними разговаривать, ему с трудом удавалось сдавать экзамены, он заикался и краснел. В то время как другие ребята начали встречаться с девушками, Павел почувствовал препятствие на своем пути – он думал, что все еще заикается и краснеет при разговоре, ему не о чем было говорить. В итоге, замкнувшись в себе и отказавшись от общения, он не смог приобрести важные навыки социального взаимодействия. Уже позже Павел обратился за лечением социофобии. После того как у него убрали тревожность, пришлось проводить и дополнительное обучение социальным навыкам.
Глубинные убеждения
Для больных социофобией характерны нездоровые детские семейные отношения: близкие люди были чрезмерно критичны, смеялись над ребенком или позорили его перед другими. Родители больных социофобией воспитывают своих детей так, что различными способами (моделированием, чрезмерной защитой, критичностью, сравнением с другими, устрашением по поводу социальных последствий) предотвращают их столкновение с социальными ситуациями, что мешает развитию социальных навыков.
Отсюда возникают глобальные установки по отношению к миру: «Я бедняга», «Мир опасное место», «Другие люди отвергают слабых».
Пример. В детском возрасте Вероника испытывала сильную тревогу, когда ее родители ссорились. Родители Вероники развелись, когда ей было пять лет, мать стала воспитывать ее одна. Другой партнер у матери так и не появился, наоборот, она говорила о мужчинах с презрением. Девушка полностью подчинялась матери, которая называла ее слабой. От дочери она требовала, чтобы та хорошо училась, была милой, красивой, аккуратной, относилась к ребенку очень критично. Мать, презирая отца, часто подчеркивала тот факт, что Вероника очень на него похожа. Однако сама девушка очень любила своего отца, так как он дарил ей безусловную любовь и ничего не требовал. Вероника установила чрезмерно высокие требования к себе, но была убеждена, что никогда не справится с ними. Она пришла к выводу, что ее обычное поведение для других людей является неприемлемым.
Для социофобии характерны, скорее, продолжительный стресс и определенная детская ситуация развития, нежели единственное травмирующее событие. Однако наиболее ярко в развитии таких больных выделяются ситуации насмешки (например, учитель высмеял перед всем классом), непринятия (ребенок принес маме картинку, а она не обратила на него внимания), семейного насилия. Травма возможна и в гиперопекающей семье. В таком случае ребенок, который привык к исполнению всех своих желаний, в момент встречи с внешней средой (например, когда наступает пора идти в школу) встречается с сильным внешним неприятием – другие мальчики и девочки не хотят отдавать свои игрушки, делиться чем-либо и вообще относятся к индивиду неуважительно. Так как в семье ребенку не привили должных навыков социального взаимодействия, он оказывается не готов к такой ситуации, и она его травмирует.
Пример. Проблемы у Вероники начались уже в первом классе начальной школы. Она хорошо училась, но при выступлении перед классом испытывала чрезмерное волнение. Во время выступления она часто останавливалась, краснела и начинала плакать. По этой причине учителя перестали ее вызывать и мучить, если в этом не было необходимости. Во втором классе, однако, некоторые учителя мириться с этой ситуацией не захотели. Для Вероники тестирование стало травматическим событием. Она краснела не могла ответить даже на те вопросы, на которые знала ответы. Она стала объектом для насмешек в классе, поэтому начала избегать тестирования. Таким образом, социальная фобия у Вероники начала развиваться еще в начальной школе, когда она краснела и не была способна сказать что-либо. Это подкрепило ее убеждение, что она ужасна.
Значительное ухудшение симптомов произошло в период полового созревания. Она не помнит какого-либо внезапного начала, она просто неожиданно осознала, что больше не в состоянии стоять у доски или одновременно говорить более чем с одним человеком. После этого симптомы стали нарастать и множиться. По-видимому, здесь важным фактором развития болезни стали эндогенные переменные.
Промежуточные убеждения
На основе глубинных убеждений и травмирующих событий формируются правила взаимодействия с социумом в конкретных ситуациях: «Если я сделаю все идеально, меня не отвергнут», «Если меня все не примут, это будет невыносимо», «Я спокоен и счастлив, только если у меня все под контролем», «Все на меня смотрят и осуждают меня».
Пример. Промежуточные убеждения Вероники касались ее самооценки и взаимодействия с другими людьми: «Я не могу выступать перед людьми», «Если я что-то сделаю на людях, меня засмеют», «Я не выдержу такого напряжения». Важны также и ее представления об отношениях: «Отношения – это слишком сложная вещь».
ИвановГеннадий Юрьевич
Психолог
Записаться
Автоматические мысли. Автоматические мысли образуются из комбинации убеждений больного и текущей ситуации. Чаще всего они характеризуются катастрофизацией.
1. Тревожные вопросы |
|
2. Мысли, предваряющие тревогу |
|
3. Катастрофические утверждения |
|
4. Мысли о побеге |
|
5. Самообесценивание |
|
6. Обидные мысли |
|
7. Тревожные представления и воспоминания |
|
Эмоции. В преддверии социальной ситуации или во время нее у больного возникают страх и тревога, которые иногда могут доходить до паники. Параллельно могут проявиться гнев и обида на себя и других. Если же индивид избегает социальной ситуации, он испытывает облегчение.
Физиология. Физиология, характерная социофобии, соответствует и другим видам тревожных расстройств – это повышенное потоотделение, тахикардия, дрожь, позывы к рвоте.
Поведение. Поведение проявляется в ухудшении процесса взаимодействия (неловкое молчание, заикание, закрытость, непонимание сказанного, попытка уйти), а также в избегании социальной ситуации.
Последствия. Социофобия несет за собой довольно серьезные последствия для жизни больного. Нарушаются его социальные связи, появляются проблемы в личной жизни, карьере, учебе.
Пример. Вероника не в состоянии кому-либо смотреть в глаза, ее взгляд направлен в землю, из-за напряжения она делает странное выражение лица, ее тело наклонено, руки сжимает между коленями, она полна страха и тревоги. Она боится, что не будет знать, что сказать, покраснеет, и ее голос будет дрожать. Уже через пять минут после начала разговора она хочет уйти, так как не в состоянии выдержать напряженность в ситуации с незнакомым человеком. Эти проблемы обострились настолько, что Вероника перестала ездить в метро, потому что боялась, что другие ее заметят, отчего она закрылась дома и изолировалась. У нее отсутствуют какие-либо семейные отношения. Хотя она не придерживается мнения матери «Все мужики свиньи», она все же считает, что отношения между мужчиной и женщиной настолько сложная штука, что лучше остаться одной.
Поддерживающие факторы
- Избегающее поведение. Социофобы, как правило, избегают социальных ситуаций, это приводит к образованию порочного круга. Избегание ведет к подкреплению поведения, снижению самооценки и потери социальных навыков, после чего увеличивается страх попасть в социальную ситуацию, что опять приводит к избеганию.
- Защитное поведение. Защитное поведение предполагает отвлечение от себя внимания. Оно может заключаться в неприметной одежде, попытках быть незаметным, избегании зрительного контакта, максимально коротких фразах при разговоре.
- Неразвитость коммуникативных навыков. Подобные пациенты часто имеют нарушенные коммуникативные навыки (например, плохой зрительный контакт, трудности в поддержании беседы), что может привести к негативной реакции других людей и, таким образом, к подкреплению болезни.
- Гиперчувствительность. У больных постепенно развивается специфическая чувствительность к восприятию угрозы в межличностных ситуациях. Они реагируют на малейшие сигналы, которые, по их мнению, могут означать отвержение. Несмотря на то, что большинство подобных сигналов не имеют никакого отношения к больному, он все же интерпретирует их именно таким образом.
- Антиципационная тревога. Для социофобии характерны катастрофические мысли по поводу предстоящей социальной ситуации. Больной ожидает самого худшего, что приводит к последующему избеганию.
- Внимание, направленное на самих себя. Для больных характерно перенаправление внимания во внутрь при возникновении чувства напряжения. Они обращают внимание на свои физические ощущения, чувства, эмоции, мысли и представления и отгораживаются от внешней информации, в том числе и от других людей. Это также приводит к ухудшению процесса социального взаимодействия и к возвращению в порочный круг тревоги.
- Негативная самооценка. Чем дольше развивается болезнь, тем, как правило, хуже становится мнение больного о себе. Причем, как показывают исследования, негативные мысли больного о себе в большинстве случаев подвержены искажениям и не соответствуют действительности. Больной концентрирует внимание на том, как он выглядит в той или иной социальной ситуации, а данные мысли блокируют его мышление, он уже не думает над решением проблемы.
- Межличностные факторы. Окружающие люди обычно замечают наличие социальной фобии у человека, но классифицируют ее не как болезнь, а как «застенчивость», а иногда и как «упрямство». Эти качества в последующем становятся мишенями для насмешек и упреков, что еще больше укрепляет индивида в его болезни. Возможна и обратная ситуация, когда близкие больного всеми силами оберегают его от социального взаимодействия (звонят за него по телефону, решают вопросы в различных учреждениях). Это, в свою очередь, также заставляет больного оставаться в порочном круге тревоги.
- Когнитивные искажения. Для больных социофобией наиболее характерно избирательное мышление, когда они не обращают внимание на все положительное, а замечают лишь отрицательное («Они меня похвалили, только потому что им меня жалко»). Также присутствует «чтение мыслей», когда больной делает необоснованные предположения о намерениях других людей («Он косо посмотрел на меня», «Я не могла ему понравиться».)
Пример. Самым важным с начальной школы поддерживающим фактором для Вероники стало избегающее поведение. Она избегала тестирования перед классом, взгляда «глаза в глаза», разговора с мальчиками, авторитетными людьми, общения с одноклассниками во время перемен. Учителя в первом классе пытались отгородить ее от публичных выступлений вместо того, чтобы постепенно научить ее выступать, что тоже не позволило сформироваться необходимому навыку. Та же самая ситуация повторилась уже в средней школе. Среди когнитивных процессов Вероники отметилось постоянное самоосуждение. Она считала себя неспособной, бесполезной и слабой. Кроме того, она была убеждена, что окружающие ее недооценивают, и думала, что у них такое же мнение о ней, как и у нее самой. Вероника не в состоянии принять от других любую положительную оценку, она ее сразу преуменьшает и искажает («Они так говорят, потому что жалеют меня, а на самом деле это не так»).
Модулирующие факторы
Наиболее часто встречаются следующие модулирующие факторы.
- Степень социальной близости. Наиболее тяжело для больного социофобией общаться с незнакомыми людьми, в то время как с близкими друзьями он может поддерживать вполне нормальное общение.
- Форма социального взаимодействия. Часто для больных проще использовать какие-то определенные формы взаимодействия. В большинстве случае отдается предпочтение общению по переписке. Однако возможна и обратная ситуация, когда индивиду проще коммуницировать лицом к лицу, чем, например, при взаимодействии по телефону, так как в этой ситуации к нему поступает больше информации о другом человеке (создается иллюзия контроля).
- Изначальное впечатление о человека. Людям, больным социофобией, проще общаться с теми, кого они изначально оценивают как «безопасного» еще до начала общения. Некоторые люди своим поведением, манерой речи, внешним видом могут показаться больному «опасными». Общение с подобными людьми больной будет избегать.
- Пол партнера по общению. Часто социофобия может касаться какого-то конкретного пола, например, мужского или женского. Это прежде всего связано с детским опытом взаимодействия. Например, если отец постоянно бил мать, то ребенок будет предрасположен к боязни мужчин. Ситуация может быть противоположной, когда над ребенком издевалась мать, но заботился отец.
- Продолжительность взаимодействия. Для больного важна и длительность взаимодействия, которая, по сути, олицетворяет степень знания другого человека. Ему намного проще будет подойти к человеку, которого он знает уже довольно давно, даже если он с ним никогда не разговаривал (например, одноклассник), чем к совсем незнакомому человеку.
- Формальное и неформальное общение. Для одних больных намного проще поддерживать неформальное общение, чем формальное, для других наоборот.
- Степень власти партнера по общению. Для отдельных личностей является большой проблемой общение именно с властными и авторитетными людьми.
- Количество партнеров по взаимодействию. Для многих больных критическую важность имеет количество партнеров по взаимодействию. Часто больной может поддерживать вполне адекватное общение с одним человеком, но испытывать напряжение при общении с группой.
Пример. В процессе терапии Вероника полностью доверилась своему психотерапевту, так как он напоминал ей своего отца. Она выполняла все задания и очень ответственно относилась к терапии. Она смогла проявить себя в лечебной группе, где также ощущала поддержку. Однако на ранних этапах она смогла распространить свои успехи лишь на формальные взаимодействия, продолжая испытывать проблемы с неформальными.
Лечение фобий
В когнитивно-поведенческой терапии основными способами лечения социофобии являются экспозиционная терапия (постепенная встреча больного со все более пугающими ситуациями) и обучение социальным навыкам взаимодействия.
Пример. Вероника была принята в дневной стационар. Она лечилась с помощью комбинации КБТ и фармакотерапии. Вначале ей объяснили когнитивно-бихевиоральную модель социальной фобии, учитывая ее симптомы. Терапевт ее поддерживал во взаимодействии с другими людьми. Очень часто у нее возникал позыв прекратить лечение, так как она не могла выдержать напряжение, находясь в группе, в которой она лечилась. Но вскоре она адаптировалась, уже через две недели была в состоянии разговаривать с отдельными людьми.
После четырех недель экспозиций Вероника уже читала перед группой короткий текст, затем пересказывала его и наконец говорила перед группой на свободную тему. Однако еще оставалась тенденция обесценивать успешные результаты, на что и была направлена дальнейшая терапия. Вскоре она ощущает серьезное улучшение, но генерализации ее навыков еще недостаточно. Она вполне может поддерживать формальное общение с людьми: поговорить с продавщицей, узнать дорогу и др., но неформальное общение дается с трудом. Над этим она продолжает успешно работать с помощью экспозиционной терапии. Также уделяется внимание ее детско-родительским отношениям, в частности, отношениям с матерью.
После 14 недель с начала лечения она нашла работу в администрации города, еще через 6 месяцев она адаптируется к рабочему месту и может свободно говорить с коллегами.
Категория: Психология и психиатрияПохожие статьи:
EAT-26: тест отношения к приему пищи (диагностика анорексии и булимии) | Консультация психолога, Когнитивно-поведенческая психотерапия
Социофобия: лечение социофобии индивидуальной психотерапией | Консультация психолога, Когнитивно-поведенческая психотерапия
Психологический тренинг преодоления социофобии | Консультация психолога, Когнитивно-поведенческая психотерапия
Когнитивно поведенческая терапия депрессии
Психотерапия при депрессии - способы преодолеть негативное отношение к жизни без лекарств, когнитивно-поведенческая терапия
doctor-medic.ru
Тренинг преодоления социофобии (когнитивно-поведенческая групповая психотерапия)
Психологическая группа — это тематические регулярные встречи людей со сходными проблемами. Когнитивно-поведенческая групповая психотерапия социофобии является одним из эффективных и современных, научно обоснованных методов терапии социофобии.
Психолог: Наталья Михайлова
У социофобии несколько компонентов, которые поддерживаются друг другом, как «порочный круг». Поэтому иногда кажется, что измениться невозможно. Негативная самооценка, отсутствие навыков общения, сильный страх и тревога, необходимость отказываться от встреч и прибегать к успокоительным средствам? Дайте себе шанс победить тревогу и социофобию!
[wpcol_1third id=»» class=»» style=»»]сейчас не проводится, набора в группы нет[/wpcol_1third] [wpcol_1third id=»» class=»» style=»»]Стоимость: 1500 руб за встречу[/wpcol_1third] [wpcol_1third_end id=»» class=»» style=»»]Начало: [/wpcol_1third_end]
[wpcol_1half id=»» class=»» style=»»]Описание:
В курсе преодоления социофобии запланировано 12 еженедельных встреч. Длительность каждой встречи 2,5 часа, 19:00-21:30. Количество участников — 4-6 человек. Группа предназначена для тех, кто хотел бы избавиться от социофобии и преодолеть свои социальные страхи общения или выступления. Обязательно предварительная беседа с психологом.
Предусмотрено большое количество практических упражнений и решение актуальных задач участников. Проводится с применением когнитивно-поведенческих методов. Более подробное описание группы «Тренинг преодоления социофобии» [/wpcol_1half] [wpcol_1half_end id=»» class=»» style=»»]Ваши достижения:• Понимание структуры социофобии и механизмов её развития и противодействия этому;• Понимание уровня своих навыков общения и навыков контроля за эмоциональным состоянием;• Представления об ожиданиях окружающих;• Снижение уровня тревоги и страха в социальных ситуациях;[/wpcol_1half_end]К сожалению, в данный момент новые группы не набираются. Вы можете пройти индивидуальный курс психотерапии социофобии у психолога Натальи Михайловой.
www.happypsy.ru