Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Недостатки школы поведенческих наук
Недостатки административного управления - Менеджмент Библиотека русских учебников
Модель, предложенная административной школой, была оторванной от реального управления, так как не учитывала проблем человеческого фактора. Была осуществлена ??попытка поднять эффективность организации в обход д человека, за счет выполнения административных процедур, разработанных на основе научных принципов управления. Основным недостатком административного подхода является то, что статус работника и его вознагражу ния зависели не от результатов труда, а от занимаемой должности [2,. С52-5353].
. Главный вывод: административная школа, определяя значение человеческого фактора, не ставила своей целью решение задачи эффективной мотивации труда, помешало достижения организацией максимальной эффективности в производств.
III. Концепция управления с позиций человеческих отношений и поведенческих наук впервые определила менеджмент как"обеспечение выполнения работы с помощью других лиц"
В условиях интенсификации производства стали проявляться проблемы научного и административного подходов к управлению. Назрела необходимость поиска новых эффективных форм управления и этот поиск приобрел социал льного-психологического характеру.
Школа человеческих отношений стремилась дополнить деперсонализо-ные отношения, построенные на основе концепции научного менеджмента и административного управления. Во второй половине прошлого века эта тео ория психологии и человеческих отношений приобрела название бихе-виористського подхода, который с успехом использует в управленческой деятельности психологию, педагогику, социологию, антропологию и т.д. [8, с188-1999].
Значительный вклад в развитие этой теории менеджмента внесла
Мэри. П. Фоллит (1868-1963 гг), которая доказала что человек в своей деятельности мотивируется несколькими факторами. Менеджер должен учитывать и понимать эти факторы, направляя усилия людей на решение конк конкретными задач. М. Фоллит определяла менеджмент как искусство реализации планов при непосредственном участии работающих в организации, она также исследовала проблемы демократии, лидерства и ита ін.
Профессор. Е. Мэйо,. Ф. Ротлисбергер и их коллеги провели в 30-х годах XX века на промышленном предприятии эксперимент и на практике отработали теорию человеческих отношений. Проведенные эксперименты подтверждения дили, что мотивами трудового поведения работающих мнение о них сослуживцев, отношения с непосредственным руководителем, мнение работников о своем предприятии, а не только о материальном стимулюва ннння.
В исследованиях. Е. Мейо,. М. Фоллит и других ученых того времени была сформулирована философия человеческих отношений. В менеджменте начали оказывать значительно большее значение психологическим мотивам поведения людей и в процессе производства, проблемам групповых отношений и норм, конфликтов и сотрудничества, коммуникациям, неформальным группапам.
В работах. Мэйо освещались проблемы производственного конфликта и он доказывал, что поиск средств его устранения является одной из главных задач менеджмента. Он также подчеркивал остроту конфликта между формально й структурой организации и ее неформальными группами, подчеркивая, что неформальные отношения нельзя пускать на самовоздействие, ими необходимо научиться управлять на базе сотрудничества рабочих и адм инистрации. В результате исследований, было разработано много рекомендаций для административных работников, как необходимо управлять подчиненными, как повысить производительность их труда и иін.
Исследования проведенные американским психологом. Абрахамом. Маслоу (1908-1970 гг) показали, что мотивами поступков людей являются не экономические факторы, как считали сторонники научного управления, а различные потребности и, которые не всегда могут быть поощрены деньгами. Речь шла о том, что производительность труда работающих может повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько за счет изменений отн. Осин между рабочими и менеджерами, повышением удовлетворенности своим трудом и микроклиматом в коллективві.
Таким образом, основу повышения производительности труда, по исследованиям. Маслоу, составляют приемы управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своей й рабо.
Школа человеческих отношений акцентировала свое внимание на сложности проблемы человеческого фактора при достижении эффективности организации, но не дала решения данной проблемы. Началось развитие школы поведенческих их наук, которая ставила своей целью на практике повысить эффективность деятельности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. В результате исследований был обоснован важный вы вывод о том, что для достижения эффективности управления организацией, которая представляет собой группу людей, необходимо научиться эффективно управлять их поведенческойою.
Выдающийся представитель школы поведенческих наук. Дуглас. Мак-Грегор (1906-1964 гг) впервые сделал попытку классифицировать представления людей о человеческой природе, продемонстрировав два крайних взгляда на это. В основе его концепции лежат две теории"X"и"У"Положения теории"X"представляет рабочих по природе ленивыми, безответственными, которые требуют непосредственного контроля и не способны работать бы ез принуждения. Теория"В", наоборот, представляет работников работоспособными, ответственными, жаждущих одобрение и поддержкуимки.
Фактически концепция. Макгрегора обнаружила природу возникновения двух стилей руководства: автократического и демократического, которые могут иметь место в структуре управления одной организации. Это подчеркивает, что св вавилля в управлении является актуальным проблемамю.
Таким образом школа человеческих отношений и школа поведенческих наук оказали значительное влияние на развитие управленческой мысли, сосредоточив внимание на важности человеческого фактора в достижении эффективной дея сти организации. Обе школы доказали, что заработная плата не является для работника единственным стимулом к ??высокопроизводительному труду их усилия были направлены на создание эффективной модели стимулирования труда которая побуждает людей самоотверженно работать на организацииію.
uchebnikirus.com
Школа человеческих отношений и поведенческих наук
Менеджмент Школа человеческих отношений и поведенческих наук
просмотров - 618
Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что представители этих школ до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который, в конечном счете, является основным элементом эффективности организации. По этой причине школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.
Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом. В 1920-1930-е гᴦ. зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера, известных своими исследованиями в области социологии производственных отношений. Вместе с тем, большой вклад в развитие этого направления внесли М. Фоллетт, Р. Лайкерт, А. Маслоу. Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, ᴛ.ᴇ. теории человеческого поведения.
Одним из основателей школы поведенческих наук и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо (1880 – 1949).
Предпосылкой возникновения этих идей послужил самый масштабный по продолжительности Хоторнский эксперимент (1924-1939). Многие менеджеры и ученые обнаружили четкую зависимость между условиями работы, и самочувствием и производительностью рабочего. Обеспеченный соответствующими удобствами: вентиляцией, температурой и освещением, рабочий имел бы оптимальные условия для работы над решением научных задач, побуждаемый прогрессивной системой заработной платы. В 1924 ᴦ. Национальный исследовательский совет при Академии наук решил доказать точную взаимосвязь между освещением и индивидуальной эффективностью, проведя исследования на Хоторнском заводе «Вестерн Электрик», производящем оборудование для американских телефонных и телеграфных компаний.
Исследование началось с создания двух групп рабочих (женщин), каждая из которых выполняла одни и те же задачи в одинаково освещенных комнатах. Задача каждой группы состояла в сборке телефонных реле. У контрольной группы не было никаких изменений в освещении и прочих условиях. В экспериментальной группе с помощью изменения уровней и типов освещения, влажности и температуры исследователи наблюдали за поведением и результативностью рабочих. Независимо от уровня освещения, периодов работы, введения перерывов, изменения продолжительности рабочего дня и недели, введения бесплатных завтраков выработка продукции в обеих группах увеличивалась. Замена группового плана работы индивидуальным привела к еще большому увеличению производительности.
Недовольные результатами, исследователи решили отменить все введенные ранее изменения и вернуться к исходным условиям за одним исключением: была сохранена сдельная оплата труда. Ожидая падения морального духа, исследователи были поражены тем, что производительность труда, напротив, достигла наибольших за все время эксперимента результатов. В течение всего периода эксперимента индивидуальная производительность труда повысилась с 2400 до 3000 реле в неделю на каждого рабочего.
Эти первоначальные эксперименты Национального исследовательского совета продолжались с 1924 по 1927 ᴦ., и результаты были настолько неубедительны, что почти каждый был готов признать бесполезным весь проект. Производительность труда увеличивалась, но никто не знал почему. На новом этапе исследований к ним присоединился Э. Мэйо, занимающийся исследовательской работой в промышленности.
Заинтригованный начальными результатами экспериментаторов, он однозначно отметил, что удивительное изменение мышления в группе было ключом к объяснению загадки Хоторна. По его мнению, девушки, участвовавшие в опыте, став социальной единицей, наслаждались возрастающим вниманием экспериментаторов. У них появилось чувство их собственного участия в проекте. Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергер остановились на 5-й гипотезе эксперимента: улучшение взаимоотношений рабочих и руководителей стимулировало производительность труда, научное доказательство которой потребовало продолжения эксперимента.
Для проведения следующего исследования были сформированы две новые группы, к которым применялись индивидуальные и групповые планы поощрения. Этот эксперимент продолжался в течение 14 месяцев, и за данный период производительность труда повысилась на 15 %. Длина рабочего дня и обеденных перерывов изменялась аналогично тому, как и в ранних экспериментах, изменения в производительности труда записывались. Сравнив результаты работы обеих групп, ученые пришли к выводу, что увеличение производительности труда было вызвано не увеличением зарплаты, а улучшением взаимоотношений в обеих группах.
Особенностью проведения Хоторнского эксперимента явилось то, что замена надсмотрщиков экспериментаторами создала новую социальную ситуацию для рабочего, в результате чего экспериментаторы создали более приятную рабочую обстановку, так как последние не рассматривались как начальники, рабочие могли свободно говорить о своих проблемах, на основе этого установились новые отношения между рабочими и управляющими.
Поворотным моментом в экспериментах стало проведение программы интервьюирования, целью которой было повышение качества управления. Так как эксперименты в комнате наблюдения показали эмоциональную зависимость рабочего от поведения управляющего, то группа Гарварда решила превратить мастеров в наблюдателей. Новый мастер должен был проявлять заботу о служащих, уметь внимательно их выслушать. Наблюдатели заметили, что сначала девушки опасались представителей власти, но как только экспериментаторы стали проявлять интерес к их проблемам, они утратили чувство страха и стали говорить более раскованно с должностными лицами компании и наблюдателями. Девушки проявляли больший интерес к работе и стали общаться друг с другом не только в рабочее время, но и в часы досуга. Их эмоциональный подъем был тесно связан с манерой наблюдения и с увеличением производительности труда, это стало началом изменения взаимоотношений между рабочими и управляющими. Результатом программы интервьюирования явилось обучение надсмотрщиков умению слушать и понимать личные проблемы рабочих. Новый надсмотрщик должен был быть более человечным, заботливым и искусным в решении личных и социальных проблем.
Другим важным аспектом проведения исследования стало изучение факторов формирования неформальных групп и группового поведения. Результаты эксперимента͵ проводимого с группой мужчин, работа которых только наблюдалась без непосредственного воздействия наблюдателей, показали, что политика управления должна была быть основана не только на логике эффективности, но и на чувствах рабочих, на социальных компонентах группы.
Одним из следствий, наиболее часто обсуждаемым в специальной литературе, является так называемый хоторнский эффект. Суть его в том, что положительные результаты эксперимента (повышение производительности) вызываются не специально создаваемыми изменениями (улучшением условий труда или его организации), а вмешательством ученых. Критики Мэйо утверждают, что увеличение выработки в группе девушек вызвано тем, что им нравилась новая ситуация, повышенный интерес к ним, а особенно мягкое и человечное отношение наблюдателей. Во второй же группе мужчин не наблюдалось заметных улучшений, это было связано с тем, что к ним применялся традиционный формальный подход с позиции экономической эффективности.
Однозначной оценки хоторнских экспериментов в зарубежной литературе нет и по сей день, хотя их принципиальное значение как поворотного пункта в истории менеджмента и индустриальной социологии признается всеми. При этом отмечается незаурядный исследовательский талант Мэйо. По широте и обоснованности научной программы, методическому совершенству экспериментальной части, достоверности эмпирической информации и профессиональному мастерству хоторнские исследования являются вершиной западной индустриальной социологии.
Развитие социального аспекта явилось главным достоинством исследований Хоторна. Технический аспект, включающий достижение высокой производительности и экономической прибыли, должен рассматриваться в любой организации с учетом человеческого фактора. Работник имеет физические потребности, которые должны быть удовлетворены, но, что еще более важно, он имеет социальные потребности, которые реализуются через отношения с коллегами и другими работниками. Исследователи пришли к выводу, что поскольку человек мотивируется не фактами и логикой, а чувствами по отношению к предметам социальных ценностей, в связи с этим они становятся важными факторами в управлении персоналом.
Существование формальной организации с ее правилами, порядками и планами в паре с неформальной организацией с ее сентиментами и человеческими взаимоотношениями создает проблемы для менеджмента. Менеджмент должен стремиться к нахождению равновесия между технической организацией и человеческой заботой об экономических целях путем поддержанием баланса в социальной организации так, чтобы индивидуумы вносили вклад в достижение общей цели и одновременно удовлетворяли личные социальные потребности, которые заставляют их кооперироваться.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основным выводом хоторнских исследований явилось осознание новых менеджерских качеств. Οʜᴎ были исключительно важными для управления человеческими ситуациями: в первую очередь, это умение понимать поведение работников и, во-вторых, умение советоваться, мотивировать, руководить и строить коммуникации с людьми. Технических навыков недостаточно для руководства людьми. По мнению Мэйо, технически ориентируемое общество делало чрезмерный акцент на развитии техники, следуя логике эффективности. Необходимо было новое руководство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ понимало бы крайне важность сотрудничества и социального единства на производстве.
Э. Мэйо исследовал также социальные и политические проблемы индустриальной цивилизации. Он превосходно описал новую производственную эру, основными характеристиками которой являлись войны, конфликты и социальные перевороты. В предисловии к книге «Социальные проблемы индустриальной цивилизации» он писал: «Атомная бомба является показателем наших достижений и неудач. Мы научились уничтожать людей за мгновение, но мы не можем призвать другие нации к сотрудничеству в интересах цивилизации. Нет, нашу цивилизацию уничтожит не атомная бомба. В случае если люди не осознают крайне важность взаимного сотрудничества, то цивилизация уничтожит сама себя».
К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов. При этом, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.
Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933), знаток философии и политической науки, заинтересовалась организацией отдыха, обучением взрослых людей и новой дисциплиной - социальной психологией. Хронологически Фоллет принадлежала к эпохе научного управления, но по своей философии и убеждениям она была участником эры социального человека. Она обладала знаниями в обеих областях и служила связующим звеном между двумя эпохами. Она обобщила концепцию Тейлора и предвидела многое из того, к чему позже пришли исследователи Хоторна. Она изучала социально-психологические отношения в небольших группах. По ее мнению, человек открывает свою истинную натуру, завоевывает настоящую свободу только посредством группы. Потенциалы индивидуума так и остаются возможностями, пока они не реализуются в групповой жизни.
В книге «Новое государство» (1920) она подчеркивала важность изучения сферы человеческих отношений, выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла бы быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон. Заслугой Фоллетт является также то, что она пыталась совместить в единое целое 3 школы менеджмента: научного управления, административную и школу человеческих отношений. Она считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими и быть лидером, признанным ими, а не назначенным вышестоящими органами. Она утверждала, что менеджер должен управлять в соответствии с ситуацией, а не с тем, что предписано функцией управления.
Большое значение в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, имеют проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Примерно с конца 1950-х гᴦ. школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук» или по-другому бихевиористское направление психологии, главным аспектом исследования которого явилось изучение различных проявлений социального взаимодействия: мотивации, группового, лидерского поведения, коммуникации в организации и др. Их исследования способствовали возникновению в 1960-х гᴦ. особой управленческой функции, получившие название «управление персоналом».
Ярким представителем этого направления был профессор школы менеджмента Мичиганского университета Дуглас МакГрегор (1906-1964). Он внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях. Он разработал теорию «Х» и «Y», раскрывающую два типа управления и отношения к работникам, заключающиеся в авторитарном и демократичном стиле руководства. Он сделал вывод о том, что управление типа «Y» гораздо более эффективно, и указывал, что задачей менеджеров является создание условий, при которых работник, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно оптимальным образом достигает своих личных целей.
Другой важной конструкцией для анализа поведения группы являлась динамика поведения группы, созданная Куртом Левином (1890-1947), еврейским психологом, сбежавшим из гитлеровской Германии в начале 30-х годов. Введенные Левином в научный оборот понятия были объединены под названием «полевая теория», в которой говорилось, что поведение группы - это сложный набор символических взаимодействий и сил, которые не только влияли на структуру группы, но и изменяли индивидуальное поведение. Группа никогда не находится в устойчивом состоянии равновесия, а пребывает в непрерывном процессе взаимной адаптации, которую Левин назвал квазипостоянным равновесием. Левин и его партнёры предприняли ряд исследований сопротивлений с целью изучения сопротивления изменениям, а также проблемы лидерства в группах. Появление групповой динамики и работ К. Левина сформировало значительную веху в развитии управленческой мысли.
Большой вклад в развитие щколы поведенческих наук внес физиолог, психолог, психоаналитик Абрахам Маслоу (1908-1970), разработавший нашедшую широкую практику применения теорию потребностей, известную как пирамида потребностей. В соответствии с этим учением у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации. Базисные потребности человека постоянны и располагаются по принципу иерархии и по мере взросления человека и реализации их в процессе бытия следуют друг за другом. Первые два типа потребностей он назвал первичными (врожденными), следующие три - вторичными (приобретенными).
Уже в 1945 ᴦ. Институт Социального исследования в университете Мичигана под руководством Рэнсиса Лайкерта начал эмпирические исследования в разнообразных организациях с целью определения наиболее эффективных организационных структур, а также принципов и методов лидерства. Это исследование привело к идентификации двух различных видов лидерства или его ориентации: (1) ориентация служащего, в которой наблюдатель подчеркнул межличностные отношения на работе; (2) ориентация производства, в которой наблюдатель сосредоточен на производительности и больше обеспокоен техническими аспектами работы. Исследования в Мичигане показали, что ориентация служащего, связанная скорее с относительно общим, чем с пристальным наблюдением, вела к повышенной производительности, большей сплоченности группы, более высокой морали, к меньшему количеству беспокойств рабочих и более низкой текучести рабочих. Наблюдатель получил более высокую производительность труда с помощью создания духа команды, обеспокоенности за рабочего, менее пристального контроля.
Хронологически параллельные исследования, приведшие к развитию ситуационного подхода к лидерству, вело Бюро деловых исследований Университета штата Огайо. Опираясь на социометрические методы, ученые исследовали восприятие членов организации, статуса, масштабов выполнения работы группой, характеристики групп, и эффективное поведение лидера в различных ситуациях группы. Οʜᴎ выдвинули двухмерную модель лидерства: (1) структуру задачи; и (2) характер межличностных отношений.
Наряду с акцентом на поведении человека в группе (его социальном побуждении, участии в принятии решений, изучении лидерства) исследователи занимались и изучением взаимодействия социальной системы с технической системой работы, что привело к созданию теории организаций.
Школа науки управления (количественная школа) и комплексные подходы к управлению
Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.
Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гᴦ. и успешно функционирует в настоящее время. В рамках этой школы сформировались два главных направления:
1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.
2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ, разработка количественных методов и моделей принятия управленческих решений.
Процессный подход как концепция управленческой мысли был впервые предложен административной школой управления, которая сформулировала и описала содержание функций управления. Процессный подход рассматривает управление не как единовременное действие, а как процесс, состоящий из серии непрерывных и взаимосвязанных действий - функций управления. Каждое из этих действий является процессом, в свою очередь состоящим из подпроцессов – последовательности шагов. Чаще всего выделяют следующие функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль, связанные процессами коммуникации и принятия решений. В совокупности и последовательно они объединяются в единый управленческий цикл, повторяющийся в процессе управления (рис. 4).
Рис. 4. Управленческий цикл, взаимосвязь функций управления
Системный подход в отличие от одномерных теорий, которые рассматривали только одну сторону управления, был синтетическим, комплексным взглядом на управление. Системный подход базируется на общей теории систем, основоположником которой является Людвиг фон Берталанфи (1901 – 1971). Он первоначально применялся в точных науках, затем эта концепция получила развитие в теории управления.
Рис. 4. Управленческий цикл, взаимосвязь функций управления
Одним из первых представителей системного подхода, впервые рассмотревшим организацию как социальную систему был американский исследователь Ч. Бернард (1887 – 1961), в течение двух десятилетий занимавший пост президента «Нью-Йорк Белл телефон компани». Свои идеи он изложил в книгах «Функции администратора» (1938), «Организация и управление» (1948), где с точки зрения системного подхода проанализировал деятельность организации и ее управляющих. По мысли Бернарда, физические и биологические ограничения, присущие людям, заставляют их объединяться для достижения целей в согласованно действующие группы (социальные системы). Любая организация иерархична, объединяет индивидов, имеющих осознанную совместную цель, готовых сотрудничать друг с другом, вносить вклад в общее дело, подчиняться единой власти. Организации бывают формальными и неформальными. Каждая формальная организация включает в себя: а) систему функционирования; б) систему стимулов, побуждающих людей к вкладу в групповые действия; в) систему власти (авторитета), которая склоняет членов группы соглашаться с решениями администрации; г) систему логического принятия решений.
Основываясь на системном подходе, Бернард выдвинул концепцию социальной ответственности корпорации. Согласно данной концепции система, - ϶ᴛᴏ совокупность взаимосвязанных элементов (подсистем), образующих единое целое и взаимодействующих для достижения заданной цели. В организации как системе различают следующие элементы (подсистемы):
· производственная или операционная подсистема;
· подсистема обеспечения;
· подсистема управления.
Каждый их элементов системы имеет определенные цели, но эффективность системы заключается в умении достигать наилучший результат в совокупности этих частей. Совместное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые свойства системы, в результате чего возникает эффект синергии (2+2=5). Изменение одной подсистемы неизбежно воздействует на другие подсистемы и в целом на систему.
Системный подход к управлению рассматривает организацию как открытую систему, в которой элементы активно взаимодействуют с окружающим миром, она постоянно ищет ресурсы во внешнем мире и расширяет свои границы, поставляет переработанные ресурсы в виде готовой продукции и услуг во внешнюю среду (рис. 5), в закрытой системе этого взаимодействия нет, в ней четко определены границы системы. В отсутствие поступающих из внешней среды ресурсов и энергии система рано или поздно погибает.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА | ВНЕШНЯЯ СРЕДА |
ВХОД Ресурсы: · материально-технические · людские · энергетические · финансовые · информационные | ОРГАНИЗАЦИЯ Процесс преобразования ресурсов (материальные и информационные процессы) | ВЫХОД ·Продукция или услуги ·Информация ·Финансы ·Прибыль · Социальная ответст-венность |
Рис. 5. Взаимодействие организации с внешней средой
Системный подход к управлению рассматривает организацию как открытую систему, в которой элементы активно взаимодействуют с окружающим миром, она постоянно ищет ресурсы во внешнем мире и расширяет свои границы, поставляет переработанные ресурсы в виде готовой продукции и услуг во внешнюю среду (рис. 5), в закрытой системе этого взаимодействия нет, четко определены границы системы. В отсутствие поступающих из внешней среды ресурсов и энергии система рано или поздно погибает. Организации должны осуществлять непрерывный мониторинг среды, в которой они находятся, подстраиваться к происходящим переменам и постоянно находить новые ресурсы. Задача менеджмента заключается в организации таких взаимодействий компании и среды, которые позволяют уменьшить энтропию – свойство систем, отражающее их тенденцию к истощению и смерти.
Одной из наиболее популярных в 1980-е гᴦ. системных концепций менеджмента явилась теория 7S, разработанная двумя парами исследователей, работавших с консультационной фирмой МакКинзи. Первую пару составили Томас Питерс и Роберт Уотерман - авторы известной книги «В поисках эффективного управления», а вторую пару -Ричард Паскаль и Энтони Атос - авторы не менее известного бестселлера «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих».
Исследования в области управления привели этих ученых к выводу, что эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с крайне важностью требует соответствующего изменения остальных 6. Так как по-английски названия всех этих составляющих начинаются на S, эта концепция получила название 7S (рис. 6).
Ключевыми составляющими этой концепции являются:
- стратегия - планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;
- структура - внутренняя композиция организации, отражающая разделение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;
- системы - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;
- штат - группы кадров, существующие в организации, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;
- стиль - способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура;
- квалификация - отличительные возможности ключевых людей в организации;
- разделенные ценности - смысл и содержание базовых направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.
Принципы деятельности - ϶ᴛᴏ ядро организационной деятельности. Οʜᴎ определяют ведущие принципы стратегии: "Кто мы, что делаем, куда идем и какие принципы исповедуем?", описывая корпоративную культуру. Одновременно схема 7S указывает на взаимосвязь различных отраслей административной деятельности руководства и на то, что в каждую из них должны быть внесены изменения при изменении других, а особенно стратегии фирмы.
Рис. 6. Схема 7S взаимного влияния различных сторон
В соответствии с данной концепцией только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных 7 компонентов.
Современная научно-техническая революция привела к тому, что внутренняя и внешняя среда организации в противоположность прежнему сравнительно плавному, размеренному и вполне определенному ходу событий все время стремительно меняется, причем зачастую резко и в самых неожиданных направлениях. Новые реалии отразил ситуационный подходк менеджменту, который, впрочем, не исключил прежние (конец 1960-х гᴦ.). Первой работой в рамках данного подхода считается исследование английских ученых Т. Бернса и Г. Сталкера, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ они провели в 20 фирмах. Οʜᴎ рассмотрели работу этих фирм в стабильных и меняющихся условиях и пришли к выводу, что для каждого типа условий характерна своя организационная структура управления. Важно заметить, что для стабильных условий - механистическая структура, для изменяющихся – органическая структура, для которой свойственно изменение целей, задач и прочее в зависимости от меняющейся обстановки. Вместе с тем, разработкой ситуационного подхода занимался Г. Дениссон, утверждавший, что применение разных методов управления обусловлено ситуацией, ᴛ.ᴇ. конкретным набором обстоятельств, влияющих на положение организации. По этой причине менеджер, решая проблему в организации, должен, обладая «ситуационным мышлением», рассматривать конкретную ситуацию в совокупности ее частей и принимать новое решение, подбирая наилучшие способы и методы достижения целей организации.
Ситуационный подход составил одну из основ активно разрабатываемой в настоящее время концепции стратегического управления, одним из основоположников которой является крупный американский специалист в области менеджмента Игорь Ансофф. Суть ситуационного подхода состоит в том, что одни и те же функции управления по-разному реализуются в конкретных ситуациях, в связи с этим задача менеджмента состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа формирующих эти ситуации факторов подобрать подходящие приемы и методы решения возникающих проблем с учетом их достоинств, недостатков и реальных возможностей применения.
Ситуационные теории выделяют 4 обязательных действия, которые должны осуществляться менеджментом в управлении организациями в конкретных ситуациях: (1) это анализ ситуации под углом зрения ее воздействия на организацию;, (2) определение подхода и способа реагирования;, (3) использование стиля управления в соответствии с потенциалом и культурой организации;, (4) проведение изменений в целях адаптации организации к ситуации и достижения наивысшей эффективности.
Новый рывок в управленческой мысли в 1950-1960-е гᴦ. проявился в развитии второго направления школы науки управления - современных количественных методов обоснования решений. Методологическая база этого направления была основана на применении математических методов, компьютерных технологий в процессе управления. Сегодня многие ученые называют это направление новой школой. Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801-—1877 гг).
Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России. Ряд крупных специалистов, таких как В.К. Дмитриев, Г.А. Фельдман, Л.В. Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ). Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 ᴦ. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание. Первая в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 ᴦ. в Академии наук B.C. Немчиновым.
В 1930 г в Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.
Отличительной особенностью науки управления является использование моделей (Р. Акофф, А. Голдберг и др.). Модели приобретают особенно важное значение, когда крайне важно принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив. Опираясь на формализованные описания различных ситуаций, сторонники этих теорий, пытались с помощью математического моделирования найти оптимальное решение стоящих перед организацией проблем.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, 50-е гᴦ. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию крайне важности комплексного подхода к управлению. Вместе с тем, была сформулирована идея о том, что управление - это не только наука, но и искусство.
Читайте также
В начале тридцатых годов в противовес предыдущим школам, не способным полностью осознать значение человеческого фактора как основного элемента эффективности организации, сформировалось и получило широкое развитие гуманистическое направление в менеджменте. В этом... [читать подробенее]
Классическая (административная) школа управления Представители классической, или административной, школы управления (1920—1950 гг.): Анри Файоль, Джеймс Муним, Линдалл Урвик и др. Классическая школа: · разрабатывала общие характеристики и закономерности развития... [читать подробенее]
В годы Первой мировой войны интенсивность использования физических возможностей человека в крупном машинном производстве была доведена до предела. Дальнейшее повышение его результативности на этой основе стало уже невозможным. Наступил черед активизации ресурсов... [читать подробенее]
Возникновение школы человеческих отношений и поведенческих наук было обусловлено развитием социологии и психологии. Представители этой школы: Элтон Мэйо, Питер Друкер А. Маслоу, Мэри Фоллетт и др. Они основное внимание уделяли изучению групповых отношений и групповых... [читать подробенее]
Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что представители этих школ до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который, в конечном счете, является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу... [читать подробенее]
Анри Файоль, Л. Урвик, Д. Муни Школа научного управления Тейлор Тейлор считается основателем современного менеджмента. В 1903 году издает книгу «Управление циклом», «Принципы научного менеджмента». Он предложил строгую систему знаний о законах рациональной... [читать подробенее]
Возникновение школы человеческих отношений и поведенческих наук было обусловлено развитием социологии и психологии. Представители этой школы: Элтон Мэйо, Питер Друкер, А. Маслоу, Мэри Фоллетт и др. Они основное внимание уделяли изучению групповых отношений и групповых... [читать подробенее]
Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Самыми крупными авторитетами в развитии... [читать подробенее]
Административная школа Родоначальником административной школы управления является Анри Файоль (1826–1926). Главная задача административной школы – создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно осуществлять свою... [читать подробенее]
Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Самыми крупными авторитетами в развитии... [читать подробенее]
oplib.ru
Школа поведенческих наук. Межличностные отношения. Школа человеческих отношений. Подходы различных научных школ. Преимущества бюрократической структуры управления
1.Школа поведенческих наук (с 1950года по настощее врем)
Формировалась учеными-бихевиористами:К.Алджирисом, Лавксотом и другими.В её основе
-межличностные отношени, повышение эффективности человеческих ресурсов, формиро-
вание коллективов по психологическим качествам.
2. 1.“мастера“-это люди, придерживающиес традиционных принципов, включа рабочую этику, уважение к людм труда, профессионалам. Окружающих они оценивают с точки
зрени их отношени к делу, труду, поведению на объекте. Это люди, влюбленные в свою работу.
2.“борцы с джунглми“. Это люди, безудержно жаждущие власти, готовые „съесть“ бли-
жнего. Их интеллектуальные и другие способности направлены на обеспечение собствен-
ной безопасности, положени, достатка.
3.“люди компаний“. Они неразрывно свзывают себ с той организацией, в которой рабо-
тают.
4. „игроки“. Рассматривают деловую жизнь в организации отдельно, а свою отдельно и
ведут своеобразную игру. Они накалют риск, но с расчётом и весьма увлекаютс нововведеними. Во всех ситуацих им нужна победа как факт.
3.Взаимосвзанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение
одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказыватьс на других, изменение одного фактора окружени может
обуславливать изменение других. Например, в 70-х гг. снижение поставок нефти прежде
всего в силу политической структуры и целей других стран оказало сильное воздействие
на общее состоние экономики США. Рост цен на продукты нефтепереработки
4. Задача организации - это работа или сери работ или часть работы, котора должна быть выполнена установленным образом в заранее назначенные сроки. Задачи предписы-
ваютс не исполнителю, а должности
5.Исторически технологии формировались в свзи с развитием техники, с внедрением
специализации, автоматизации, стандартизации.Британска исследовательница Джоан
Вудворт поделила их на 3 группы:
-технологи мелкосерийного и индивидуального производства
-технологи массового и крупносерийного производства
-технологи непрерывного производства
Согласно подходам американского социолога Джеймса Томпсона можно выделить:
-многозвенные (автомобили) технологии
-посреднические (банковское дело)
-интенсивные (производство кинофильмов)
Технологи управлени - это последовательное осуществление общих функций управле-
ни, в результате которого реализуютс конкретные функции (управление производством,
финансами и т.д)
6.Бизнес - детельность, направленна на получение прибыли путем создани и реализа-
ции товаров и услуг.
Менеджмент - совокупность стратегий, признаков, методов, способов, форм управле-ни,производства товаров и услуг с целью повышени его эффективности и извлечени
доходов. Однако бизнесмен это тот, который делает деньги, владелец того капитала, кото-
рый оборачиваетс, чтобы получить прибыль.Он никогда не подчинетс, он владелец
большого пакета акций. Менеджер занимает постонную должность, ему подчинютс
людию
7.Недостатки бюрократической системы управлени
-заданность поведени
-трудность осуществлени свзей внутри организации, особенно горизонтальных
-слаба способность к нововведеним
-отсутствие или нарушение технологической подчиненности
8.1. Межличностные отношени
1.1 Главный руководитель
1.2 Лидер
1.3 Лицо, которое соединют данную организацию с внешними источниками информа-ции, с другими организацими или особами
2. Информационные роли
2.1 Получатель информации (внутренней и внешней)
2.2 Распространитель информации
2.3 Представитель (при внешних контактах)
3. Роли, свзанные с принтием решений
vunivere.ru
Школа человеческих отношений и поведенческих наук
Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.
Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом.
В 20-30-е годы двадцатого столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.
Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения.
Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это - не простая задача, а «социальное искусство».
К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов. Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента. Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.
8.Школа науки управления
Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.
Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:
1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.
2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.
Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.
Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.
Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.
Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.
Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой. Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801-1877).
В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И.Шумпетер, И.Фишер, Р.Фриш, М.Калецкий, Я.Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.
Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.
Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление - это не только наука, но и искусство.
2. Понятия менеджмента, его сущность и содержание. Функции менеджмента.
infopedia.su