все практики_заочники / программа практики_5кф_2015 / методики для практики / Приложение 7_Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам. Экспресс диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации


Приложение 5_Экспресс-диагностика особенностей поведения в конфликте

Экспресс-диагностика особенностей поведения в конфликте

Методика позволяет определить к чему человек склонен в большей степени: к поиску виноватого или к поиску выхода из тупика.

Инструкция: Из каждой пары высказываний выберите одно, более близкое Вам.

  1. а) обычно я настойчиво добиваюсь своего;

б) чаще, когда Я спорю, стараюсь найти хоть что-то, с чем можно согласиться.

  1. а) я стараюсь, избегать неприятностей;

б) когда человек доказывает свою правоту и знает, что прав, ему не может быть стыдно или неловко.

  1. а) мне неприятно отказываться от своей точки зрения;

б) я всегда стараюсь понять точку зрения другого человека.

  1. а) думаю, что не стоит волноваться из-за разногласий с другими людьми;

б) разногласия всегда волнуют меня.

  1. а) лучше успокоить другого и сохранить с ним отношения, чем спорить до бесконечности;

б) я считаю, что всегда надо уметь доказать свою точку зрения почти в любом споре.

  1. а) считаю, что почти в любом споре надо стремиться прийти к согласию;

б) думаю, что все же нужно стремиться к осуществлению своих замыслов – это путь к успеху в любом случае и деле.

  1. а) обычно в споре я сообщаю свою точку зрения и прошу других людей высказаться;

б) я считаю, что надо уметь показывать выгоды и преимущества своих предложений, своей тонки зрения.

  1. а) я обычно пытаюсь убедить других в том, в чем убежден сам;

б) я обычно пытаюсь понять, что думают по этому поводу другие люди.

  1. а) я всегда люблю открытый и прямой разговор, а не «вокруг да около»;

б) беседуя, я слежу за мыслью собеседника.

  1. а) я обычно отстаиваю свою позицию, отступать не люблю;

б) я склонен изменить свою позицию, если вижу, что меня убедили.

Обработка данных и интерпретация результатов.

Если большинство ваших ответов совпало с набором 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6а, 7а, 8б, 9б, 10б, то Вы настроены на сотрудничество, а в своих промахах склонны винить только себя. Вы испытываете высокую потребность в общении и нередко идеализируете конкретных людей, с которыми Вам приходится общаться. Веры в торжество справедливости вы не испытываете.

Если же большинство Ваших ответов совпало с набором 1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6б, 7б, 8а, 9а, 10а, то Вы настроены на противоборство. Вы склонны искать врагов вокруг себя и винить в своих неудачах других.

studfiles.net

Приложение 7_Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам

Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам

Инструкция: Оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных слева свойств.

Обработка данных и интерпретация результатов: Подсчитайте общую сумму балов. Уровни устойчивости к конфликтам соответствуют следующим показателям: 40-50 – высокий уровень конфликтоустойчивости; 30-39 – средний уровень конфликтоустойчивости; 20-29 – уровень выраженной конфликтности; 19 и менее – высокий уровень конфликтности.

1

Уклоняюсь от спора

5 4 3 2 1

Рвусь в спор

2

Отношусь к конкуренту без предвзятости

5 4 3 2 1

Подозрителен

3

Имею адекватную самооценку

5 4 3 2 1

Имею завышенную самооценку

4

Прислушиваюсь к мнению других

5 4 3 2 1

Не принимаю иных мнений

5

Не поддаюсь провокации

5 4 3 2 1

Легко завожусь

6

Уступаю в споре, иду на компромисс

5 4 3 2 1

Не уступаю в споре: победа или поражение

7

Если взрываюсь, то потом ощущаю чувство вины

5 4 3 2 1

Если взрываюсь, то считаю, что без этого нельзя

8

Выдерживаю корректный тон в споре, тактичность

5 4 3 2 1

Допускаю тон, не терпящий возражений, бестактность

9

Считаю, что в споре не надо демонстрировать свои эмоции

5 4 3 2 1

Считаю, что в споре нужно проявить сильный характер

10

Считаю, что спор – крайняя форма разрешения конфликта

5 4 3 2 1

Считаю, что спор необходим для разрешения конфликта

studfiles.net

Диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Ниже приведены описания возможных вариантов поведения в конфликтных ситуациях, сгруппированные в ЗО пар. Выберете из каждой пары то суждение, которое является более типичным для характеристики вашего поведения (одно суждение из каждой пары).

Скорее всего, кто-нибудь из участников обратит внимание на то, что вопросы повторяются, и потребует разъяснений по этому поводу. В таком случае, следует похвалить его за внимательность и разъяснить, что отдельные формулировки действительно повторяются, но они находятся в разных сочетаниях друг с другом, так что выбор все равно необходимо каждый раз делать заново.

а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я постараюсь уладить дело с учетом всех интересов другого человека, и моих собственных.

а) Обычно я стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

а) Я стараюсь избежать возникновение неприятностей для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные

вопросы.

а) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

а) Я твердо намерен добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

а) Я предлагаю среднюю позицию

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14.

а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

б) Я попытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать напряжения.

16.

а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я обычно стараюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

а). Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу

19.

а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные

вопросы.

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

2О.

а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.

а) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого

человека.

б) Я отстаиваю свою позицию.

23.

а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.

б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

а) Если позиция другого человека кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему на встречу.

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25.

а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26.

а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27.

а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если это делает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29.

а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

ЗО.

а) Я пытаюсь щадить чувства другого.

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

Ключ опросника.

№ вопроса Противоборство (соперничество) Сотрудничество   Компромисс   Избегание Уступчивость (приспособление)
      А Б
  Б А    
А       Б
    А   Б
  А   Б  
Б     А  
    Б А  
А Б      
Б     А  
А   Б    
  А     Б
    Б А  
Б   А    
Б А      
      Б А
Б       А
А     Б  
    Б   А
  А   Б  
  А Б    
  Б     А
Б   А    
  А   Б  
    Б   А
А       Б
  Б А    
      А Б
А Б      
    А Б  
  Б     А
  ИТОГО          

 

ПРОТИВОБОРСТВО - СОПЕРНИЧЕСТВО (я выигрываю — ты проигрываешь)

Человек, использующий этот стиль весьма активен, предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Меня не беспокоит то, что думают другие. Я собираюсь доказать им, что у меня есть свое решение проблемы: так можно выразить мысли такого человека. Он старается в первую очередь удовлетворить свои собственные интересы в ущерб, интересам других, вынуждая других принимать свое решение проблемы.

Этот стиль может быть эффективным в случаях:

1. решение нужно принять быстро;

2. вы чувствуете, что не иного выбора и вам нечего терять;

3. в ситуациях требующих мгновенного реагирования.

ИЗБЕГАНИЕ (я проигрываю — ты проигрываешь)

Вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы просто уклоняетесь от разрешения конфликта. Короче говоря, вы не делаете попыток удовлетворить собственные интересы или интересы другого человека. Вместо этого от проблемы, игнорируя ее, перекладывая ответственность за ее решение на другого.

«Я сейчас не могу заниматься этим. Я подожду»: вы просто отталкиваете от себя проблему. Уход или отсрочка могут быть вполне подходящими и конструктивными реакциями на конфликтную ситуацию в случаях:

1. проблема не важна для вас;

2. положение безнадежно;

3. необходимости принимать решение сейчас;

4. необходимость выиграть время;

5. мало власти для решения этой проблемы;

6. чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ - УСТУПЧИВОСТЬ (я проигрываю — ты выигрываешь)

Вы действуете совместно с другим человеком, не пытаетесь отстаивать свои интересы. стиль немного напоминает стиль уклонения, поскольку его можно использовать

получения отсрочки в решении проблемы. Однако основное отличие состоит в том, действуете вместе с другим человеком, вы участвуете в ситуации и соглашаетесь делать другой. Этот стиль может быть эффективным в случаях:

1. исход дела более важен для другого человека, чем для вас;

2. изначально не можете одержать верх из-за больших полномочий другого;

3. более важны мир и добрые отношения с человеком, чем победа к конфликте;

4. понимаете, что правда изначально не на вашей стороне.

СОТРУДНИЧЕСТВО (я выигрываю — ты выигрываешь)

Вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку вы сначала «выкладываете на стол» нужды и заботы обеих сторон, а затем обсуждаете их. у вас есть время и решение проблемы имеет для вас достаточно важное значение, это хороший способ для поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов обеих сторон. для успешного использования этого стиля необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Ситуации, в которых приемлем стиль сотрудничества:

1. стороны имеют различные скрытые нужды;

2. решение проблемы очень важно для обеих сторон;

3. важны тесные и длительные взаимоотношения с другой стороной.

КОМПРОМИСС

Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая делает тоже самое. Иными словами вы сходитесь на частичном удовлетворении и частично выполняете желание другого человека. Вы делаете это обмениваясь уступками и взвешивая все для разработки компромиссного решения, которое устроило Эти действия могут напоминать сотрудничество, но компромисс достигается на поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством. Вы рассматриваете только то, говорите друг другу о своих желаниях. «Я могу смирить с этим», мы не можем полностью выполнить своп желания, следовательно, необходимо прийти к решению, которым каждый из нас мог бы смириться».

1.-обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие цели;

2.-может устроить временное решение;

3.-компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитаете получить

4.чем все потерять.

Противоборство, сотрудничество, компромисс- это стратегии достижения деловых коммуникациях, так как позволяют участникам активно управлять процессом результативностью взаимодействия.

Стратегии избегания, уступчивости и частично компромисса являются «стратегиями приспособления», которые позволяют в деловых коммуникациях демонстрировать пассивную, управляемую позицию, что так же не мешает достигать собственных целей.

 

4. Упражнение «Придумай ситуацию»

Цель: Перенести полученные психологические знания на анализ реальных жизненных ситуаций.

Инструкция: Разделите группу на 3 подгруппы, каждой в отдельности дается задание придумать, пример ситуации и как можно действовать в подобных ситуациях в соответствии с каждым из описанных стилей поведения.

Пример. В темном переулке на вас напал грабитель, который требует отдать ему все деньги. Возможные сценарии действия:

1. Соперничество — оказать физическое сопротивление.

2. Сотрудничество — попытаться «навести» этого грабителя на более богатого знакомого, поставив условие: вырученные таким путем деньги поделить.

З. Компромисс договориться с грабителем, что он берет только часть имеющихся денег в обмен на обещание жертвы не обращаться с заявлением в милицию.

4. Избегание - попытаться убежать.

5. Приспособление — безропотно отдать всю имеющуюся наличность.

 

5. Упражнение «Конфликты»

Цель: Актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта, их демонстрация на жизненных примерах.

Инструкция: Разделить подростков на новые 3 подгруппы, каждой подгруппе раздать ситуацию, которую они должны проиграть в виде сценки выбрав 2 стиля поведения в конфликте. Остальные должны угадать, какой стиль поведения показан. На подготовку подгруппам 15 минут, на проигрывание каждой сценки 5 минут. Готовьтесь.

Примеры конфликтных ситуаций

1. Ты договорился(лась) идти на дискотеку с друзьями (подругами) по случаю дня рождения. А мама говорит: Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький(ая) еще!»

2. Вы узнали что ваш одноклассник собиравший с класса деньги на ремонт школы, часть денег из этой суммы потратил на себя. А он говорит, что такого не было, и вы все придумали.

З. Ты купил в магазине полкило колбасы, принес ее домой и тут обнаружил, что она несвежая. Ты возвращаешься в магазин, отдаешь продавцу колбасу и чек и просишь вернуть деньги за некачественный товар. А он отвечает «Ничего не знаю, у вас все продукты свежие. Вы приобрели это в другом месте».

Обсуждение: При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности, жесткость применяемых стилей может зависеть от степени близости участников конфликта, (в нашем примере: мать, друг, посторонний человек), обоснованности их требований (беспокойство матери за сына или дочь вполне понятно, продавец же просто хамит). Взаимной зависимости конфликтующих сторон (с родителями предстоит еще долго вместе жить, с другом тоже придется еще учиться, а с нерадивым продавцом можно больше не встречаться).

 

6. Обратная связь. Что вам понравилось на сегодняшнем занятии, что нет?

 

Занятие № 4

Цель: Познакомить подростков с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них.

 

1. Упражнение: «Толкачи»

Цель: Снятие эмоционального напряжения, демонстрация сущности манипуляции.

Инструкция: Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии примерно метра друг от друга. Каждый из них стоит на одной ноге, поджав другую. Подростки выставляют руки ладонями вперед и начинают толкаться «ладонь в ладонь, стараясь вывести соперника из равновесия, заставив его опустить вторую ногу и/или сдвинуться с места. Каждую минуту состав пар по команде ведущего меняется. Общая длительность игры 3—4 минуты. Желательно дать участникам попробовать свои силы, как в однополых, так и в смешанных (мальчик—девочка) парах.

Обсуждение: Сообщить о том, что эта игра позволяет продемонстрировать сущность манипуляции: в ней идет преимущественно не силовая борьба и даже не состязание в ловкости, а влияние на партнера с помощью хитрости. Побеждает тот, кто смог в нужное время скрыть свои намерения, а потом неожиданно для партнера реализовал их.

- Что помогло вам победить?

- Зависит ли победа от физических данных?

2. Дискуссия: «Что такое манипуляция».

Вопрос к вам: «Что такое манипуляция?».

• Манипуляция — это такое влияние на человека, которое осуществляется исподтишка, до поры до времени оно скрыто от адресата.

• Манипулятор побеждает не с помощью силы, а с помощью хитрости.

Образно говоря, манипуляция — «игра на струнах души»- человека. Эти «струны» — его переживания, слабости, нереализованные амбиции и т. п. (в манипуляциях чаще всею используется стремление к самоутверждению, чувство вины, жадность).

В следующем упражнение вы познакомитесь с некоторыми способами, которыми осуществляется манипуляция.

3. Упражнение: «Зигзаг».

Цель: Познакомиться со способами манипулирования, активизировать групповое взаимодействие подростков.

Инструкция: 1). Разделить участников на 4 подгруппы, каждая подгруппа получает раздаточные материалы, содержащие описание различных способов манипуляции.

2). Внутри подгрупп подростки читают материалы, обсуждают их, придумывают свои примеры (время работы 5—7 минут).

3). Придумать подгруппой свой способ передачи полученной информации остальным подгруппам, это может быть сценка, песня, лекция, и т. д. Если возникнут вопросы, то на них тоже отвечает подгруппа (время работы 10 минут)

Раздаточные материалы.

Подгруппа 1

Преувеличение типичности поведения.Большинству людей свойственно присматриваться к окружающим и стараться вести себя так же, как и они, делать то, что «принято». Мало кто хочет быть «белой вороной». И поэтому когда человека хотят склонить к определенному поведению, то ему обычно представляют данное поведение как широко распространенное, типичное для многих.

• «Сто тысяч человек в день пользуются сетью наших магазинов. Присоединяйтесь!

• «По результатам опроса, за этого политика собираются проголосовать 75% избирателей. Выбор за вами!»

• «В нашей компании все уже пили пиво и “забивали косячок»! А тебе что, слабо»?

Ссылка на авторитеты. Людям свойственно прислушиваться к мнению тех, кто хорошо известен, достиг определенного веса в обществе, обладает какими-либо важными знаниями и т. п. Естественно, манипуляторы злоупотребляют этим; демонстрируют ложный авторитет (как в рекламах, где актер играет «врача-стоматолога»- или «мастера по ремонту стиральных машин») или просто покупают публичное заявление авторитета (опять же это рекламные ролики, в которых за большие деньги снимаются знаменитости).

 

Подгруппа 2

Создание спешки, ажиотажа. Чтобы основательно обдумать свои поступки, человеку требуется некоторое время. Так вот, времени-то его и стремятся лишить, когда хотят склонить к сомнительным действиям. Создав у человека ощущение спешки, его куда легче заставить действовать под влиянием сиюминутного импульса, а не разума. Навязывается формула: «Действуй немедленно или ты проиграешь!» Способ очень широко используется в торговле и рекламе, особенно при организации распродаж. Создается ощущение дефицита: дешевого товара осталось мало, на всех не хватит, чтобы досталось тебе — хватай немедленно!

• «У нас осталась всего 15 телефонов, продающихся со скидкой! Приносим извинения тем, кто не успеет их купить».

• «Эта юбочка, к сожалению, последняя, все уже разобрали!»

• «Приходите на нашу дискотеку — это последняя возможность “от- тянуться” перед началом учебного года!»

• Экскурсионный автобус отправляется прямо сейчас, осталось всего два места!»

Впрочем, дефицит времени не всегда свидетельствует о попытке манипулирования. В жизни возникает довольно много ситуаций, действительно требующих быстрых решений. Необходимость действовать быстро свидетельствует о манипуляции лишь тогда, когда спешка создается искусственно.

 

Подгруппа З

Злоупотребление правилом взаимного обмена. Правила хорошего тона предписывают нам отвечать взаимностью в тех ситуациях, когда нам помогают чем-либо, оказывают услугу, делают подарок (это называется правилом взаимного обмена). Но порой нам могут сделать «подарок» или оказать непрошенную услугу специально — с целью оказать влияние, добиться от нас чего-нибудь. И очень часто это удается. Ведь принимая подарок или какую-нибудь «любезность», мы начинаем чувствовать себя обязанными и нам становится «неудобно» отказать тому, от кого мы этот подарок приняли. Примеры таких манипуляций:

· Бесплатные дегустации в продуктовых магазинах, после которых предлагается купить тот товар, который человек попробовал.

· Ну ладно, давай задачку...

· Мальчишки моют стекла у машин, стоящих на перекрестке, а потом просят водителей заплатить за работу, «сколько сможете».

· Сектанты «дарят» прохожим цветные журналы с описанием своей доктрины, а потом просят о материальном пожертвовании.

 

Подгруппа 4

Навязывание обязательств. Когда человек принимает на себя какие-либо обязательства хотя бы в общих чертах (заявляет о своей дружбе, обещает помочь и т. п.), потом его гораздо легче убедить принять и те детали, о которых он не знал. Ведь человеку свойственно стремление к тому, чтобы его поведение было последовательным, т. е. новые поступки логично вытекали из того, что сказано или сделано раньше. Об этом идет речь в поговорке «Если сказал “А”, скажи и “Б”». Занес ногу, чтобы шагнуть, — значит нужно сделать шаг. Как этим пользуются манипуляторы? Сначала добиваются от человека, чтобы он согласился на что-нибудь в общих чертах (Ты согласен помочь мне?») или что-нибудь пообещал или высказал (публично) намерение что-либо сделать. Написал бы, например, расписку, что он обязуется что-либо выполнить. Поставил свою подпись под каким-нибудь обращением, дал клятву, принес присягу. Вот пример диалога, где используется такой механизм манипуляции:

- Ты мне друг?

- Конечно, друг!

- А тогда решишь за меня задачку по алгебре?

- ??!

- Ну ты же сам сказал, что друг! А друзья всегда помогают.

Обсуждение: Какими способами манипуляции вы пользовались? Вспомнились ли вам случаи когда вами манипулировали, и вы поддались на манипуляцию?

 

4. Дискуссия: «Как можно защититься?»

Ну вот, теперь вы знаете о некоторых способах манипуляции. А как же от них защититься?

Если речь идет об использовании манипуляций в рекламе или торговле — проще всего просто отключить этот источник информации (выйти из магазина со слишком навязчивыми продавцами, переключить телевизор на другую программу на время рекламной паузы, пролистнуть, не читая, соответствующие страницы газеты и т. п.).

А как быть, если манипулятор — близкий тебе человек.

Ведущий рассказывает о способах защиты, участники приводят примеры, как конкретно это может выглядеть.

· Прежде всего, разглядеть сам факт манипуляции! Для этого и нужно знание ее способов.

· Использовать прием «бесконечных уточнений»: не отвечать манипулятору по существу, а долго и подробно расспрашивать его – что конкретно он хочет, зачем ему это нужно, почему он завел этот разговор именно сейчас и т. п.

· Использовать прием «заезженная пластинка» - раз за разом повторяя свою позицию, не вступая в пререкания.

· Брать тайм-аут: не делать сразу то, чего добивается манипулятор, а просить подумать, посоветоваться с окружающими т.п.

 

5. Обратная связь. Что понравилось? Что нового узнали? Что не понравилось?

 

Занятие № 5.

Цель: Закрепление результатов, достигнутых в ходе тренинга.

 

1. Упражнение: «Протяни на встречу руку»

Цель: Самовыражения, а также социометрическая нагрузка (расположение отпечатков на листе, их взаимные позиции).

Инструкция: Выкладывается лист бумаги формата А2 или А1, участники одновременно кладут на него свои ладони, каждый обводит контур своей ладони и раскрашивает свою часть получившегося рисунка. По желанию участников, можно не обводить контур, а намазать краской саму ладонь и отпечатать ее на бумаге.

Обсуждение. Где, чья рука? Что побудило расположить ее именно в этом месте листа и раскрасить таким образом?

 

2. Упражнение «Чепуха».

Цель: Осмысление данного тренинга и сбор информации, что для подростков в проделанной работе оказалось «эмоциональными доминантами».

Инструкция: Шуточный вариант обратной связи, в основу которого положена одноименная детская игра. Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему правому соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос ведущего, вновь загибает лист, передает дальше и т. п. Обратите внимание подростков, что отвечать на эти вопросы нужно «не вообще», а именно применительно к прошедшему тренингу. Когда вопросы закончатся, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.

Примерный перечень вопросов.

Кто?

Где?

С кем?

Чем занимались?

Как это происходило?

Что запомнилось?

И что в итоге получилось?

 

3. Групповая дискуссия «Шляпы».

Инструкция: Участники разбиваются на 4 подгруппы. Каждая из подгрупп выбирает представителя, который вытягивает жребий — бумажку, на которой написан «цвет шляпы», достающейся подгруппе. Когда шляпы распределены, подгруппам дается 5—10 минут на обсуждение и подготовку к выступлению, после чего они кратко рассказывают о прошедшем тренинге с позиции доставшегося им цвета.

Зеленая шляпа. Охарактеризовать тренинг с позиции разума. Какие знания и умения дал тренинг, что представляется наиболее полезным, а что не очень? Где и как можно использовать полученные знания и умения?

Красная шляпа. Описать тренинг с позиции эмоций и чувств. Что вызвало положительные переживания, а что — отрицательные? Какие упражнения были самыми яркими в эмоциональном плане?

Черная шляпа. Дать отрицательную обратную связь: отметить, что не понравилось, оказалось неприятным, скучным или бесполезным, что следовало бы сделать по-другому.

Белая шляпа. Дать положительную обратную связь: отметить, что понравилось на тренинге, что удалось, было полезным, в чем участники видят основные достижения лично для себя.

Обсуждение: Возможно, кто-нибудь хочет добавить высказывание с позиции “шляпы” другого цвета? Сейчас есть такая возможность».

 

4. Упражнение: «Пожелание».

Цель: Развитие навыка межличностного восприятия, эмпатии, наблюдательности.

Инструкция: Скажите своему соседу с лева, что он сделал на тренинге такого, что вам понравилось больше всего, или то, чему бы вы тоже хотели бы научиться. Задание выполняется по кругу начиная с ведущего.

 

Спасибо всем. До свидания!

megapredmet.ru

Методика Томаса «Способы реагирования в конфликтных ситуациях»

ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА

Инструкция. Оцените, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации: часто — 3 балла, от случая к случаю — 2 балла, редко — 1 балл.

Опросник

  1. Угрожаю или дерусь.

  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.

  3. Ищу компромисс.

  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

  5. Избегаю противника.

  6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.

  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем — категорически нет.

  8. Иду на компромисс.

  9. Сдаюсь.

  10. Меняю тему.

  11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.

  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

  13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.

  14. Предлагаю мир.

  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Ключ

А — вопросы 1, 6, 11; Б — вопросы 2, 7, 12; В — вопросы 3, 8, 13; Г — вопросы 4, 9, 14; Д — вопросы 5, 10, 15.

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитайте баллы в соответствии с ключом, и их общее количество позволит выявить преобладающую стратегию поведения в конфликте.

А - Конкуренция — жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди стоят на своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.

Б — Сотрудничество — примиренческий стиль — ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, а также на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.

В - Компромисс — с самого начала прослеживается установка на

справедливое решение.

Г — Приспособление — мягкий стиль — проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.

Д — Избегание — этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить ее до открытого столкновения.

Рассмотрите два примера, приведенных ниже, и ответьте на предложенные к ним вопросы.

Ситуационная задача

А. Пациент Г. 37 лет на приеме у врача-стоматолога потребовал срочно удалить больной зуб. После осмотра и рентгенологического обследования врач объяснил пациенту, что зуб может быть сохранен при условии еще двух сеансов лечения. Недовольный таким, по его мнению, надуманным промедлением, больной в раздражении покидает кабинет. В регистратуре его несколько успокоили и посоветовали обратиться к другому врачу в этой же клинике. Зная о случившемся конфликте, новый врач, игнорируя стандарты технологии лечения, пошел «на поводу» у пациента и немедленно выполнил просьбу, удалив зуб без каких-либо предложений о лечении:

а) является ли эта ситуация конфликтной? Кого можно считать субъектами этого конфликта? Какие стратегии поведения они выбрали?

б) оцените эту ситуацию и ее возможные последствия с точки зрения конфликтолога и стоматолога-профессионала?

в) как бы вы поступили в подобном случае?

Б. Медсестра должна делать уколы антибиотиков в определенное время (6 ч., 12 ч., 18 ч., 24 ч). Об этом знают пациенты. Но из-за большой загруженности последним пациентам процедура проводилась на полчаса позже. Один из пациентов возмутился и обратился с жалобой к врачу.

Какую стратегию поведения выбрали бы вы на месте врача и почему?

studfiles.net

Практическое занятие № 6. Диагностика стиля конфликтного реагирования.

Поиск Лекций

Цель: Выявить стиль конфликтного поведения.

 

Задание:

1. Определите свой стиль поведения в конфликтных ситуациях с помощью теста К.Томаса и Самооценки конфликтности.

 

Тест К. Томаса Поведение в конфликтных ситуациях

Бланк ответа:

№ п/п ответ   № п/п ответ   № п/п ответ   № п/п ответ   № п/п ответ
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

Подсчет баллов производится по таблице:

 

№ п/п соперничество сотрудничество компромисс избегание приспособление
      А Б
  Б А    
А       Б
    А   Б
  А   Б  
Б     А  
    Б А  
А Б      
Б     А  
А   Б    
  А     Б
    Б А  
Б   А    
Б А      
      Б А
Б       А
А     Б  
    Б   А
  А   Б  
  А Б    
  Б     А
Б   А    
  А   Б  
    Б   А
А       Б
  Б А    
      А Б
А Б      
    А Б  
  Б     А
Итого          

Мой доминирующий стиль поведения в конфликтной ситуации _____________________

 

Стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации

Как только человек вступает в конфликт или обостряется конфликтная ситуация, он может сознательно и целенаправленно выбрать свой подход к нему, вместо того, чтобы стихийно следовать наработанным штампам поведения.

Таким образом, осознанное целенаправленное поведение в конфликте сводится к выбору стратегии и тактики. Стратегия – это программа и план действия удовлетворения своей конкретной потребности или своего конкретного интереса в данном конфликте.

Тактика – это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые в конечном счете определяют стиль поведения человека в конфликте. Каждой из этих стратегий присущи определенные тактические действия, для каждой требуются определенные качества личности.

 

Соперничество (конкуренция) – («Акула»)

Это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне. Предпочтение такого поведения в конфликте часто обусловлено стремлением оградить себя от психологической травмы, вызванной чувством поражения. Эта стратегия отражает такую форму борьбы, при которой одна сторона выходит победителем.

Стратегию «Конкуренция» рекомендуется использовать:

- в том случае, если Вы, обладая неопределенной властью, уверенны в правильности своего решения данной ситуации;

- исход очень важен для Вас и Вы делаете большую ставку на свое решение проблемы;

- решение необходимо принять быстро и Вы имеете для этого достаточно авторитета и возможностей;

- если Вы чувствуете, что Вам нечего терять, и у Вас нет иного выбора.

- Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.

Приспособление («Плюшевый медведь»)

Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Это установка на доброжелательность, на желание не задеть чувства другого. Применяя эту тактику Вы просто отталкиваете от себя проблему и другая сторона не получает в итоге ничего.

Эту стратегию рекомендуется применять когда:

- Вас не особенно волнует происходящее;

- Ваш вклад в данную ситуацию не слишком велик;

- лучше сохранить в данной ситуации хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы;

- правда не на вашей стороне;

- у Вас мало шансов победить.

Компромисс («Лиса»)

Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то же самое. Такие люди, как правило, предлагают среднюю позицию, стараясь найти сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

Стратегию рекомендуется использовать когда:

- необходимо найти наиболее быстрое и наиболее экономичное решение;

- обе стороны хотят одного и того же, но понимают, что одновременно это невыполнимо;

- Вас может устроить временное решение;

- другие подходы к решению проблемы кажутся неэффективными;

- компромисс позволяет сохранить значимые для Вас взаимоотношения.

Избегание («Черепаха»)

Как один из вариантов разрешения конфликта, при котором предоставляется возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного ответа, избежать бесполезной напряженности; в критической ситуации спрятаться в свой панцирь. Этот стиль может служить эффективным способом разрешения ситуации, а уход или отсрочка могут быть конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.

Эта стратегия рекомендуется когда:

- напряженность ситуации слишком велика и ощущается необходимость ослабления накала;

- исход не очень важен для Вас;

- ситуация слишком сложна для Вас;

- Вам необходимо выиграть время;

- у Вас недостаточно власти для решения этой проблемы.

Сотрудничество («Сова»)

Человек с таким типом реагирования открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Улаживая спорную ситуацию, люди с таким типом реагирования пытаются определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидает ответного сотрудничества. Участники конфликта приходят к разрешению его с полным удовлетворением интересов обеих сторон.

Этот стиль рекомендуется использовать, когда:

- обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;

- у Вас есть время поработать над возникшей проблемой;

- решение проблемы важно для обеих сторон;

- обе вовлеченные в конфликт стороны обладают одинаковыми возможностями для решения проблемы.

В заключение хочется отметить, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и ни один не может быть выделен как самый лучший.

Суть заключается в том, чтобы сознательно сделать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства и склад своего характера.

 

poisk-ru.ru

Приложение 9_Оценка стилей разрешения конфликта

Оценка стилей разрешения конфликта

и эффективности их использования

(Дж.Г. Скотт)

1. Оценка стиля поведения в конфликте

Методика помогает человеку осознать предпочитаемый и наиболее комфортный стиль реагирования в конфликтной ситуации. Это необходимо, чтобы в будущем расширить репертуар стилей конфликтного реагирования.

Инструкция: Заполняя таблицу, не старайтесь припомнить свою реакцию на последний конфликт или на самый крупный конфликт, в котором Вы участвовали. Лучше представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет. Не пытайтесь задумываться над тем, какой из подходов правильнее было бы применить – нет правильного или неправильного подхода, т.к. все зависит от конкретной ситуации. Таблица даст Вам общую картину того, что Вы предпочитаете в большей или меньшей степени насколько комфортны для Вас те или иные стили.

Проранжируйте стили по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 – последнее место (ранг).

Например, для категории «Использую чаще всего» система рангов может иметь следующий вид: Компромисс – 2; Уход – 3; Настойчивость – 4; Сотрудничество – 1; Приспособление – 5.

Стили разрешения конфликта

Использую чаще всего

Владею лучше всего

Использую реже всего

Чувствую себя при использовании наиболее комфортно

Настойчивость (Я активно отстаиваю

собственную позицию)

Уход (Я стараюсь

уклониться от участия

в конфликте)

Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру)

Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках)

Сотрудничество (Я

стараюсь найти решение, максимально

удовлетворяющее

интересы обеих сторон)

2. Оценка эффективности использования стилей разрешения конфликтов

Представленная Выше методика позволяет определить предпочитаемый стиль реагирования на конфликтную ситуацию. После этого необходимо оценить, насколько используемый подход к преодолению конфликта эффективен, приносит ли он желаемый результат, а также есть ли иные способы, которые могли бы принести лучшие результаты. Для этого необходимо заполнить следующую таблицу.

Инструкция: Впишите в таблицу некоторые самые важные для Вас конфликтные ситуации, с которыми Вам доводилось сталкиваться; укажите стиль или стили, которые Вы при этом использовали; оцените общую эффективность каждого стиля в конфликтной ситуации; отметьте, каков, по Вашему мнению, был результат использования того или иного стиля – положительный или отрицательный. Наконец, отметьте, какой другой стиль (или стили) Вы могли бы использовать с большим успехом.

Логическая схема определения альтернативного подхода: Что бы Вы могли сказать? Как бы реагировали на это другие и Вы сами? Какими бы могли быть сейчас Ваши взаимоотношения?

1. Конфликтная ситуация

2. Использованный стиль

3. Общая эффективность

(от -3 до +3)

4. Результат применения этого стиля

(описать положительный или отрицательный итог)

5. Альтернативный подход

studfiles.net

По теме 2 Экспресс-диагностика стратегии поведения в конфликтной ситуации

Инструкция. Тест оценивает психологические особен­но­сти, определяю­щие успех и неудачи в работе, взаимоот­но­ше­ниях с людьми. Позволяет проанализировать поведение уча­стников конфликтной ситуации. Выберите из двух утвержде­ний то, которое больше соответствует вам. Если какое-либо утвержде­ние покажется неподходя­щим, постарайтесь дать наи­лучший предположитель­ный ответ.

Опросник

  1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного во­проса.

Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра­тить внимание на то, с чем мы оба не со­гласны.

  1. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

  1. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным обра­зом, сохра­нить наши отношения.

  1. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время ста­раюсь найти поддержку у другого.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать беспо­лезной на­пряженности.

  1. А) Я пытаюсь избежать возникновения неприят­ностей для себя.

Б) Я стараюсь добиться своего.

  1. А) Я стараюсь отложить решение спорного во­проса с тем, чтобы со временем решить его оконча­тельно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

  1. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и вопросы.

  1. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться сво­его.

  1. А) Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

  1. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и вопросы.

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным об­разом, сохра­нить наши отношения.

  1. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

  1. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б) Я пытаюсь показать другому логику и пре­имущества моих взглядов.

  1. А) Я стараюсь успокоить другого и, главным об­разом, сохра­нить наши отношения.

Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать на­пряженности.

  1. А) Обычно я настойчиво стараюсь добиться сво­его.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать беспо­лезной на­пряженности.

  1. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

  1. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши раз­ногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

  1. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть вниматель­ным к жела­ниям другого.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

  1. А) Если позиция другого кажется ему очень важ­ной, я поста­раюсь пойти навстречу его желаниям.

Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компро­миссу.

  1. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовле­творить желания каждого из нас.

  1. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, кото­рая может вы­звать споры.

Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

studfiles.net


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта