Тест на аутизм у детей -классификация аутических расстройств и их диагностика. Abc поведенческий опросник помогающий выявить аутизм


ТЕСТЫ

М-CHAT — модифицированный скриннинговый тест на аутизм для детей раннего возраста, применяется с 16 до 30 месяцев. Тест направлен на выявление детей, которые нуждаются во внимательной диагностике сложностей в развитии, в том числе диагностике, направленной на выявление симптомов аутизма. 

Пройти тест

 

Шкалы KID и RCDI-2000 представляют собой вопросники, описывающие разнообразные типичные формы поведения детей первых лет жизни. Вопросники заполняют родители ребенка или другие постоянно общающиеся с ребенком люди.

Шкала KID предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 2 до 16 месяцев или старших детей, чей возраст развития не превышает 16 месяцев.

Шкала состоит из 252 пунктов, разделенных на 5 областей: «когнитивная», «движения», «язык», «самообслуживание», «социальная». Вся совокупность 252 пунктов называется полной шкалой.

Шкала RCDI-2000 предназначена для оценки уровня развития детей от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес. Или старших детей, чей возраст развития не превышает 3.6 лет.

Вопросник включает 216 пунктов, распределенных по 6 областям: социальная, самообслуживание, крупные движения, тонкие движения, развитие речи, понимание языка.

Пройти тест

 

Рейтинговая шкала аутизма у детей C.A.R.S.

Диагностическое тестирование. Скрининг 2 уровня.«Шкала C.A.R.S. — один из наиболее широко используемых инструментов. Рейтинговая шкала аутизма у детей (Childhood Autism Rating Scale, CARS) CARS базируется на клинических наблюдениях за поведением ребёнка, требует минимального обучения в работе с этой шкалой, а также может служить для первичного скрининга симптомов аутизма. Шкала применяется для детей в возрасте 2-4 лет. Данная шкала относится к скрининговым методам и не является основанием для постановки диагноза. Формальная диагностическая оценка должна включать междисциплинарную всестороннюю оценку ребёнка».

«представляет собой стандартизированный инструмент для оценки степени тяжести аутистического поведения. При помощи данной шкалы родители и специалисты могут оценить аутистическое поведение ребенка. Она состоит из 15 функциональных областей (среди прочего, отношение к другим людям, имитация, аффект, коммуникация, общее впечатление). Оценка отдельных областей включает в себя 4 степени - от поведения, соответствующего возрасту, до поведения, сильно «отклоняющегося от обычного» . CARS может использоваться для всех возрастных групп, в том числе в раннем возрасте». (взято с сайта Аутизм и сенсорная интеграция).

Пройти тест

 

ADOS - Шкала Наблюдения для Диагностики Аутизма является "золотым стандартом" для оценки и диагностики аутизма и общего (первазивного) расстройства развития у испытуемых разных возрастных групп, уровней развития и речевых навыков.

Эта полуструктурированная методика может быть использована для диагностики практически каждого, имеющего подозрение на аутизм или страдающего этим расстройством: от младенческого до взрослого возраста, от неговорящих детей, до свободно говорящих взрослых.

Методика ADOS состоит из различных мероприятий, которые позволяют наблюдать социальное и коммуникативное поведение, связанное с диагнозом общего расстройства развития. Эти мероприятия обеспечивают интересные, нормативные условия, в которых может происходить взаимодействие.

Методика ADOS включает в себя четыре модуля, для применения каждого из которых требуется всего от 35 до 40 минут. Испытуемому дают только один модуль, в зависимости от его или ее уровня экспрессивной речи и хронологического возраста. Следуя указаниям, приведенным в руководстве, вы выбираете соответствующий модуль для каждого человека. Модуль 1 применяется к тем детям, которые не используют фразовую речь постоянно; модуль 2 – к тем, которые используют фразовую речь, но не говорят свободно; модуль 3 – к свободно говорящим детям; и Модуль 4 – к свободно говорящим подросткам и взрослым. Единственная группа лиц с расстройствами аутического спектра, по отношению к которой не может быть применена методика ADOS, - это неговорящие подростки и взрослые.

 

Тест на Аутизм АТЕК для оценки динамики и выявления проблем

Вы сможете отслеживать наличие улучшений в состоянии малыша-аутиста с помощью особого теста АТЕК, периодически заполняя анкету для оценки эффективности лечения аутизма (АТЕС).

Пройти тест

Майнд Карта

Содержит перечень всех необходимых первоначальных навыков над которыми обычно работают в программе АВА. Навыки разделены на основные области работы- коммуникативные навыки, речевые, проблематичные поведения, академические навыки, навыки самопомощи, игровые навыки, первичные навыки обучения, развитие мотивации и процессов усиления, социальные навыки и моторика.

Пройти тест

ovz24.ru

Ученые разработали опросник для выявления одного из симптомов аутизма у взрослых

10.10.15

Опросник измеряет повторяющееся и ограниченное поведение, сейчас проходит дополнительное исследование по оценке теста

 

 

Новый тест может стать первым эффективным инструментом для самостоятельной оценки одного из ключевых симптомов аутизма у взрослых. Как говорится в статье, опубликованной в журнале «Journal of Autism and Developmental Disorders», тест «Опросник на повторяющееся поведение для взрослых» (Adult Repetitive Behavior Questionnaire, RBQ-2) измеряет степень, в которой для взрослого человека характерно повторяющееся и ограниченное поведение.

Ограниченное и повторяющееся поведение — это один из трех ключевых симптомов аутизма, наряду с трудностями с коммуникацией и социальным взаимодействием.

«Как правило, сбор данных для исследований и диагностики аутизма проводится среди родителей, других членов семьи и педагогов, которые сообщают о поведении человека с этим состоянием, — говорит ведущий автор исследования, Сью Ликам, директор Центра исследований аутизма Уэллса при Университете Кардиффа, Великобритания. — В рамках нашего исследования мы смогли разработать тест, с помощью которого люди смогут сами сообщать о своем поведении».

Проблемы диагностики взрослых

Специалисты диагностируют аутизм с помощью прямого наблюдения и опросников, которые заполняют родители и другие члены семьи. Однако подобные инструменты разработаны для диагностики детей, а не взрослых. При этом взрослые люди в течение жизни часто учатся скрывать свои симптомы, а их родители могли уже умереть, либо они просто не доступны и не могут ответить на вопросы об их поведении в раннем детском возрасте.

В результате, очень трудно найти специалиста, который достаточно подготовлен для диагностики аутизма у взрослых, а те немногие специалисты, которые это делают, в основном полагаются на свои собственные, не подтвержденные исследованиями методы.

Оценка повторяющегося и ограниченного поведения

Повторяющееся и ограниченное поведение включает такие привычки и рутину как выстраивание предметов в ряды или в соответствии с другой специфической схемой, навязчивую потребность теребить в руках определенные предметы или упорство в том, чтобы различные аспекты распорядка дня оставались полностью неизменными. Тест RBQ-2 был разработан для выявления подобного поведения, если оно является необычно частым или принимает тяжелые формы.

Для того, чтобы определить надежность теста, эксперты в области аутизма из Университета Кардиффа и Университета Ла Троб в Мельбурне попросили 311 взрослых британцев и австралийцев ответить на вопросы теста. Примерно у половины участников исследования уже был диагностирован аутизм, у другой половины — нет.

Хотя у некоторых взрослых без аутизма была выявлена большая склонность к повторяющемуся поведению, самые высокие результаты теста были у людей с диагнозом аутизм.

Повторяющееся поведение — лишь один из аспектов аутизма

Сам по себе данный тест не может диагностировать аутизм. Повторяющееся и ограниченное поведение — это лишь один из ключевых симптомов аутизма наряду с коммуникативными и социальными трудностями и, очень часто, сенсорными проблемами. Повторяющееся поведение также может быть связано с другими состояниями, включая обсессивно-компульсивное расстройство, болезнь Паркинсона и синдром Туретта.

Тем не менее, многие эксперты согласны с тем, что разработка нового теста является важным достижением. «Новый опросник — это прекрасное дополнение к здравоохранению взрослых и не только в связи с аутизмом, — считает Кара Ригон, директор по распространению научных знаний в организации Autism Speaks. — Взрослые могут задаваться вопросом, есть ли у них чрезмерное ограниченное или повторяющееся поведение, и теперь существует инструмент, чтобы ответить на этот вопрос и получить помощь».

«Очень часто люди просто не знают, что существует помощь при подобном поведении, — добавляет доктор Ригон. — Можно надеяться, что лучшее понимание собственного поведения и обращение за помощью поможет им жить более счастливой и полноценной жизнью».

Сейчас исследователи проводят дальнейшую оценку RBQ2 среди большего количества взрослых людей с аутизмом разного возраста.

Опросник на повторяющееся поведение — 2 (взрослая версия)

Вам нравится выстраивать предметы в ряды или схемы?

Никогда или редко

Один или более раз каждый день

15 или более раз каждый день

30 или более раз каждый день

Вы теребите в руках предметы повторяющимся образом (например, повторяющимся образом раскручиваете, перебираете, ударяете, стучите пальцами или трясете каким-то предметом?)

Никогда или редко

Один или более раз каждый день

15 или более раз каждый день

30 или более раз каждый день

Вы кружитесь на одном месте снова и снова?

Никогда или редко

Один или более раз каждый день

15 или более раз каждый день

30 или более раз каждый день

Вы раскачиваетесь взад и вперед или из стороны в сторону, когда сидите или стоите?

Никогда или редко

Один или более раз каждый день

15 или более раз каждый день

30 или более раз каждый день

Вы быстро ходите взад и вперед или бродите повторяющимся образом? (Например, ходите от одной стены комнаты к другой или по одной и той же дорожке в саду)?

Никогда или редко

Один или более раз каждый день

15 или более раз каждый день

30 или более раз каждый день

Вы производите повторяющиеся движения руками и/или пальцами? (Например, быстро трясете кистями рук, раскачиваете кисть, перебираете пальцами повторяющимся образом?)

Никогда или редко

Один или более раз каждый день

15 или более раз каждый день

30 или более раз каждый день

Вас завораживают определенные предметы? (Например, поезда, дорожные знаки или другие?)

Никогда или редко

В легкой степени или время от времени

Очень выраженно или заметно

Вам нравится рассматривать предметы с определенного или необычного угла?

Никогда или редко

В легкой степени или время от времени

Очень выраженно или заметно

У вас есть особый интерес к запаху людей или предметов?

Никогда или редко

В легкой степени или время от времени

Очень выраженно или заметно

У вас есть особый интерес к ощупыванию различных поверхностей?

Никогда или редко

В легкой степени или время от времени

Очень выраженно или заметно

У вас есть особые предметы, которые вам нравится носить с собой?

Никогда или редко

В легкой степени или время от времени

Очень выраженно или заметно

Вы занимаетесь коллекционированием или накопительством каких-либо предметов?

Никогда или редко

В легкой степени или время от времени

Очень выраженно или заметно

Вы настаиваете на том, чтобы дома все оставалось как было? (Например, чтобы мебель оставалась где стоит, чтобы вещи лежали на определенных местах или были разложены определенным образом?)

Никогда или редко

В легкой степени или время от времени (никак не влияет на других людей)

Очень выраженно или заметно (временами влияет на других людей)

В серьезной или тяжелой степени (регулярно влияет на других людей)

Вас расстраивают незначительные изменения в предметах? (Например, частицы грязи на вашей одежде, незначительные царапины на предмете?)

Никогда или редко

В легкой степени или время от времени (никак не влияет на других людей)

Очень выраженно или заметно (временами влияет на других людей)

В серьезной или тяжелой степени (регулярно влияет на других людей)

Вы настаиваете на том, чтобы все аспекты вашей повседневной жизни оставались прежними?

Никогда или редко

В легкой степени или время от времени (никак не влияет на других людей)

Очень выраженно или заметно (временами влияет на других людей)

В серьезной или тяжелой степени (регулярно влияет на других людей)

Вы настаиваете на том, чтобы совершать различные действия определенным образом и переделываете что-нибудь заново, пока оно не будет «как надо»?

Никогда или редко

В легкой степени или время от времени (никак не влияет на других людей)

Очень выраженно или заметно (временами влияет на других людей)

В серьезной или тяжелой степени (регулярно влияет на других людей)

Вы проигрываете одну и ту же музыку, игру или видео или прочитываете одну и ту же книгу снова и снова?

Никогда или редко

В легкой степени или время от времени (нет сильного сопротивления переменам или новым вещам)

Очень выраженно или заметно (можете терпеть изменения в случае необходимости)

В серьезной или тяжелой степени (не будете терпеть никаких изменений)

Вы настаиваете на том, чтобы носить одну и ту же одежду или отказываетесь носить новую одежду?

Никогда или редко

В легкой степени или время от времени (нет сильного сопротивления переменам или новым вещам)

Очень выраженно или заметно (можете терпеть изменения в случае необходимости)

В серьезной или тяжелой степени (не будете терпеть никаких изменений)

Вы настаиваете на том, чтобы есть одну и ту же еду или очень ограниченный список блюд во время каждого приема пищи?

Никогда или редко

В легкой степени или время от времени (нет сильного сопротивления переменам или новым вещам)

Очень выражено или заметно (можете терпеть изменения в случае необходимости)

В серьезной или тяжелой степени (не будете терпеть никаких изменений)

Какие занятия вы выберете, если у вас будет свободное время и возможность занять себя чем-нибудь?

Что-нибудь из обширного списка различных занятий, который вы с легкостью варьируете

Что-нибудь из различных и гибких интересов, но, как правило, вы выбираете одни и те же занятия

Вы почти всегда выбираете из ограниченного списка однообразных занятий

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfund.ru

Сбор данных АВС ~ Аутизм | АВА

Сбор данных АВС является важной частью поведенческого анализа, обучения, проведения оценки и вмешательства.

А = Antecedent = Предшествующий факторB = Behavior = ПоведениеC = Consequence = Последствие

Antecedent (Предшествующий фактор) – это стимул, который непосредственно предшествует поведению. Это может быть требование, инструкция, стимул в окружающей среде или какой-либо внутренний фактор.

Behavior (Поведение) – это целевая реакция, то есть то поведение, которое нас интересует. Обычно поведение определяется по его топографии (тому, как оно выглядит).

Consequence (Последствие) – это немедленный результат поведения, то есть то, что следует непосредственно за ним.

Сбор данных АВС по сути своей является описательной оценкой. Это не раскрывает нам причин поведения, однако предоставляет гипотезу, которая позволяет предположить, когда, где и в каких условиях поведение возникнет с большей или меньшей вероятностью. Это представляет собой существенно важную информацию в разработке программ терапии и вмешательства.Часто данные АВС собирают в случае, когда появляется новое поведение. Это первоначальная попытка понять, когда, где и, возможно, почему такое поведение происходит. Теперь посмотрим видеосюжет, в котором ребенок получает задание к выполнению. Пожалуйста, попробуйте записать данные о возможных предшествующих факторах, самом поведении и его последствиях, которые демонстрируются.

Если вы хотите собрать данные АВС, вам необходимо позаботиться о наличии ручки и таблицы для записи этих данных под рукой.

Обратите внимание на инструкцию, которая дается ребенку: инструктор выкладывает карточки с буквами перед ним и сообщает о том, что сейчас они будут работать над буквами. Это является предшествующим фактором. Поведение, о котором тут идет речь, это ответ ребенка «Нет!» сбрасывание карточек на пол. После этого ребенку позволяют избежать выполнения задания. Эта реакция инструктора не является корректной, и была выполнена намеренно для того, чтобы продемонстрировать суть процесса сбора данных АВС. В данном случае последствием поведения является то, что инструктор дает ребенку ветрушку.

В следующем сценарии предшествующим фактором снова является презентация ребенку задания, над которым он будет работать. Мы снова фиксируем такое же поведение ребенка: он говорит «Нет!» и сбрасывает карточки со стола. Однако последствием в данном случае будет то, что инструктор говорит: «Нам нужно заниматься. Мы должны собрать их».

В третьем сценарии предшествующий фактор остается прежним – перед ребенком раскладываются карточки и даются инструкции.  На этот раз поведением является то, что ребенок корректно реагирует на инструкции, отвечая на вопросы инструктора. А последующим фактором будет предоставление ребенку усилителя, которым является вертушка и вербальная похвала. Однако в последнем случае поведение ребенка было «положительным». Как правило, сбор АВС данных применяется для того, чтобы отследить «негативное» поведение ребенка, или же поведение, проявление которого требуется уменьшить. Однако «положительное» поведение также можно наблюдать при помощи метода АВС.

Стратегии успеха.

• Измеримость поведения. Целевое поведение должно быть измеримым. Данные АВС отслеживают очевидное и нескрытое, видимое поведение. Как правило, целью сбора данных АВС является какое-то конкретное поведение. Поэтому очень важно иметь четкое и конкретное его описание, таким образом, чтобы другие люди также могли наблюдать за этим поведением.

• Объективность предшествующих факторов и последствий. Очень важно оставаться объективным во время описания и записи предшествующих факторов и последствий. Предшествующими факторами должны считаться те факторы, которые непосредственно предшествуют поведению, и они также должны быть наблюдаемыми: то есть упоминания о том, как, возможно, ребенок себя чувствовал или о чем он думал, являются недопустимыми. Это субъективные предположения, которых нужно избегать. Последствия также должны быть четкими и объективными. Если за поведением следует негативный комментарий, он так и должен быть зафиксирован. Однако утверждение, что за поведением последовало «грубое» или «нехорошее высказывание», также является субъективным, и этого нужно избегать.

• Не стоит путать предшествующий фактор (то есть, событие, произошедшее непосредственно перед возникновением целевого поведения) и другие факторы окружающей среды, которые могут оказывать или не оказывать влияние на поведение, и происходящие за несколько минут или часов до эпизода целевого поведения. Такие факторы могут определенным образом влиять на реакцию ребенка, однако их нельзя указывать в качестве предшествующих факторов.

• Корреляционная и причинно-следственная связь. АВС анализ, как вид описательной оценки поведения, дает нам важнейшую информацию о том, при каких обстоятельствах поведение может возникнуть с большей или меньшей вероятностью, то есть определяет корреляционную связь, однако, не всегда дает ответ на вопрос, что же вызывает данное поведение. Чтобы определить причину поведения, необходимо произвести манипулирование факторами окружающей среды, а данные АВС являются только лишь данными наблюдения.

Источник: http://www.youtube.com/watch?v=c66KoeifoLI&list=PL8C9E76E724BC0D6D&index=17&feature=plpp_video

autism-aba.blogspot.com

Тест на аутизм у детей. Как самостоятельно проверить ребенка

Синдром раннего детского аутизма – это расстройство психического развития ребенка, основным проявлением которого являются дефицит социального взаимодействия и сложности контактов с окружающим людьми. У аутичных пациентов наблюдаются выраженные затруднения в понимании эмоций окружающих, специфические особенности вербального и когнитивного развития.

Основные симптомы заболевания проявляются в возрасте от 0 до 3 лет. Это могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, специфические особенности двигательных функций (моторные стереотипы, неритмичность движений), а также задержка когнитивного и речевого развития.

По-прежнему остаются недостаточно изученными патогенные механизмы РДА. В ряде случаев расстройства являются сочетанными и могут быть вызваны определенными медицинскими отклонениями, такими как туберозный склероз, врожденная краснуха, детские спазмы и т. д.

Основанием для постановки диагноза должно являться наличие характеризующих факторов, независимо от присутствия или отсутствия вышеперечисленных отклонений. Тем не менее, каждое из данных состояний необходимо определять отдельно, как и наличие в патогенезе умственной отсталости.

Диагностика раннего детского аутизма (синдром Каннера)

data-full-width-responsive="true"> Для выявления классического аутизма Каннера применяют ряд методик, разработанных и апробированных преимущественно в зарубежных странах и используемых в научно-экспериментальных исследованиях.

Методики диагностики:

  1. ADOS, шкала наблюдений для диагностики;
  2. Поведенческий опросник ABC;
  3. ADI-R, адаптированный вариант опроса для диагностики;
  4. Шкала рейтинга РДА CARS.
  5. Шкала наблюдения ADOS-G — общий вариант.

При постановке диагноза в таком случае используются данные анамнеза, результаты динамического наблюдения за ребенком, соответствие проявлений заболевания основным диагностическим признакам:

  1. Качественные патологии социального взаимодействия – неспособность к установлению общественных связей с окружающими, неумение моделировать поведение в соответствии с социальной ситуацией.
  2. Качественные коммуникативные аномалии – трудности установления эмоционального контакта и отсутствие спонтанной речи, неспособность вступать в диалог и поддерживать беседу, затруднения в дифференциации живых объектов и неодушевленных предметов.
  3. Повторяющееся поведение, стереотипии – ребенок поглощен однообразными интересами и увлечениями, привержен специфическим ритуалам в поведении.

Для классического синдрома данной болезни характерно проявление клинической картины патологии в раннем возрасте — до 3 лет. С возрастом проявляются дополнительные симптомы:

Диагностика аутистического расстройства личности (синдром Asperger)

Синдром Аспергера характеризуется общей дисгармонией в развитии и отличается относительной сохранностью социальной функции по сравнению с классическим аутизмом. Как правило, нарушения при синдроме Аспергера проявляются к дошкольному возрасту.

Дети отличаются специфическими трудностями социализации, заторможенной моторикой и стереотипизированной речью, склонны к однообразному поведению, а также формированию узкоспециальных и зачастую очень глубоких интересов.

При поражении синдромом Аспергера, характерно раннее речевое развитие – ребенок зачастую начинает говорить, прежде чем овладевает навыком ходьбы.

Однако, несмотря на богатый словарный запас, речь спонтанна, шаблонна, в ряде случаев наблюдается склонность к оригинальному словообразованию.

Интеллектуальное развитие обычно соответствует норме, но вместе с тем, наблюдается недостаточный уровень абстрактного мышления, плохая концентрация внимания. Наиболее ярко у пациента проявляются расстройства социального поведения: неспособность к выражению своих собственных чувств, непонимание эмоциональных проявлений окружающих, трудности в общении со сверстниками.

Для определения синдрома Аспергера широко применяются методы наблюдения, опрос родителей и педагогов, нейропсихологические тесты. Всемирной организацией здравоохранения разработаны диагностические критерии этого нарушения, позволяющие определить способность пациента к различным видам социального взаимодействия.

Диагностика атипичного аутизма

Атипичный аутизм (неспецифическое первазивное расстройство) – это вариант общего расстройства аутистического спектра, характеризующийся:

  1. Проявлением в атипичном возрасте (после 3-х лет), при этом все остальные критерии определения заболевания соответствуют РДА в классической форме.
  2. Отсутствием одного из основных факторов диагностирования – атипичная симптоматика. Такой вариант атипичного расстройства часто встречается у пациентов с выраженным когнитивным недоразвитием в сочетании со специфическими нарушениями речевых функций, и в первую очередь расстройством понимания речи.

Тесты для диагностики аутизма

Раннее выявление и своевременное начало комплекса коррекционных мероприятий у больного аутизмом позволят снизить выраженность патологической симптоматики и более успешно раскрыть потенциал ребенка. Для выявления данной болезни используется широкий спектр разнообразных методик и тестов, которые далее будут рассмотрены более подробно.

Самопроверка развития ребенкаПри появлении у малыша признаков рассматриваемого недуга необходимо незамедлительно обратиться к детскому врачу-психиатру или клиническому психологу. Сигналом к обращению за консультацией является наличие у пациента следующих проявлений. Все эти характерные признаки проявляются в самом начальном этапе развития ребенка – от 0 до 1 года.

  1. Отсутствие комплекса оживления – ребенок не улыбается, не реагирует на приближение матери, не смотрит людям в глаза. Характерен рассеянный взгляд мимо, обращенный в пустоту или фиксация на ярких предметах.
  2. Чрезмерная, иногда неадекватная реакция на внешние раздражители – яркие цвета, определенные звуки.
  3. Малыш избегает тактильного контакта, прикосновений, испытывает дискомфорт на руках у матери.
  4. Угловатая моторика, проявляются стереотипные навязчивые движение: ребенок может совершать витиеватые движения пальцами, кистями рук, раскачивания в разные стороны.
  5. Неадекватная реакция на мать – чрезмерная привязанность, нежелание отпускать от себя ни на шаг, либо напротив – эмоциональная холодность.
  6. Низкий интерес к игрушкам, использование для развлечения неигровых предметов.
  7. Ребенок не копирует поведение взрослых, не пытается повторить движения и слова.

Тест с использованием электроэнцефалографа

Измерение электрического потенциала активности коры головного мозга с использованием специального медицинского оборудования для выявления РДА было предложено американскими учеными из Бостона. В эксперименте было 1000 участников в возрасте от двух до двенадцати лет.

Были исследованы две категории – контрольная группа здоровых детей и группа детей с аутическими проявлениями различной степени. В результате было обнаружено и изучено тридцать три последовательности, связанные с наличием РДА. По экспериментальным данным было обнаружено, что у детей с аутизмом наблюдаются схожие модели ЭЭГ, демонстрирующие сниженную связь между отделами головного мозга. Надежность исследования при использовании данного вида теста достигает 90 %.

Скрининговые тесты

В качестве дополнительного метода классификации данного недуга можно применять группу скрининговых тестов, выявляющих наличие аутичных проявлений у взрослого или ребенка. Скрининговые тесты не являются основанием для утверждения окончательного диагноза, но способны сделать более объективной диагностику в домашних условиях и предоставить действенный повод для обращения к врачу-специалисту.

  1. Шкала Саймона Барон-Коган (коэффициент AQ) для определения аутичных симптомов у взрослых людей — включает в себя 50 вопросов. При значении AQ >= 26 — уровень аутических черт повышен, AQ >=32 свидетельствует о высокой вероятности заболевания аутизмом.
  2. Тесты, направленные на изучение познавательных особенностей, выявляют качества мышления, способности контролировать поведение и умение реагировать на эмоции окружающих.
  3. Тесты, предназначенные для выявления вторичных сопутствующих расстройств при синдроме Аспергера.
  4. M-CHAT, модифицированный тест для детей раннего возраста, заполняется родителями.
  5. Шкала C.A.R.S. — достаточно широко используемый инструмент при определении аутических черт. Данная шкала основывается на клинических наблюдениях за поведением ребёнка и может служить методом первичного скрининга симптомов заболевания. Тест предназначен для исследования детей в возрасте от двух до четырех лет.
  6. Тест ASSQ для диагностики детей и подростков от 6 до 16 лет.

Диагностика аутизма у взрослого человека

Для выявления признаков рассматриваемого недуга у взрослых можно использовать метод наблюдения. О возможном диагнозе может говорить проявление следующих признаков:

Также актуально использовать тест под названием «Reading the Mind in the Eyes», цель которого заключается в обнаружении снижения понимания у взрослого человека с нормальным уровнем интеллекта.

Методика определяет уровень возможности испытуемого ставить себя на место оппонента и настраиваться на его психическое состояние. Тест состоит из 36 фотографий пар глаз, отображающих различные эмоции. Имея ограниченное количество данных (взгляд и область вокруг глаз), испытуемый должен дать информацию о внутреннем состоянии владельца глаз.

При диагностике большое значение имеет точность поставленного диагноза, так как синдром детского аутизма в некоторых своих проявлениях схож с другими нарушениями психического развития: ряд генетических заболеваний, ДЦП, детская шизофрения и т.д.

Для постановки заключительного диагноза необходимо решение консилиума врачей, включающего в свой состав детского психиатра, врача-невролога, психотерапевта, логопеда-дефектолога, педиатра, специалиста-психолога и других экспертов, деятельность которых направлена на изучение детей с особыми потребностями.

Рассмотренные в данной статье тесты могут быть использованы лишь для подтверждения подозрений, а не для постановки окончательного диагноза.

Определение заболевания предполагает опрос родителей и родственников ребенка, актуальна организация наблюдений за испытуемым в условиях разных бытовых ситуаций. Осмотр ребенка и наблюдение за ним должны проводиться в привычных для него условиях, в противном случае диагностическая картина может быть искажена из-за избыточного стресса.

На сегодняшний день еще не открыт способ полного преодоления этого сложного нарушения, но своевременно начатая комплексная лечебно-коррекционная и реабилитационная работа способны помочь ребенку частично снизить негативную симптоматику и достичь в ряде случаев приемлемой социальной адаптации.

prodepressiju.ru

Диагностика аутизма - Детский психолог

Диагностика аутизма

Диагностика аутизма производится врачом-психиатром.

Диагностика аутизма включает:

- общую и неврологическую оценку здоровья ребенка;

- общую оценку функционирования;

- социальную и коммуникативную оценку.

Врач также основывается на информации, полученной от родителей или воспитателей ребенка и на наблюдении за ним.

Общая оценка функционирования в диагностике аутизма

Для оценки развития и мышления применяется тест Кауфмана (Kaufman k-ABC). Это тестирование, в котором проверяется, насколько ребенок может сотрудничать с тестирующим, насколько сохранен его интеллект и развиты коммуникативные навыки.

Для оценки адаптивности используется тест Вайнленда (Vineland Adaptive Behavior Scales). Этот тест помогает оценить речевые навыки, навыки самообслуживания, социальные и моторные навыки.

Социальная и коммуникативная адаптация оценивается по опросу родителей — ADI-R (Autism Diagnostic Interview Revised), который определяет навыки ребенка в тех или иных областях, а также по диагностирующему поведению — ADOS-G. Это специальный метод наблюдения за аутичными детьми, в котором используются определенные социальные ситуации, где выявляются типичные аутистические реакции.

Диагностика аутизма согласно DSM-IV

Согласно медицинской классификации DSM-IV, для диагностики аутизма нужно наличие двух из следующих признаков:

- нарушения невербальной коммуникации;

- отсутствие взаимодействия со сверстниками;

- отсутствие попыток поделиться эмоциями и впечатлениями;

- трудности в выражении чувств.

А также один из следующих признаков, оценивающих ограниченную область применения и стереотипное поведение:

- чрезмерная занятость одним видом деятельности;

- ритуалы и рутина, не имеющая функционального значения;

- повторяющиеся движения рук или ног;

- повышенный интерес к частям предметов или отдельным их свойствам.

Нарушения вербальной и невербальной коммуникации могут проявляться в задержке формирования или полном отсутствии речи, трудности в поддержании разговора, повторение оборотов речи, отсутствие игр с применением воображения и социальной имитации. Для диагностики аутизма достаточно одного из перечисленных признаков.

Диагностика аутизма согласно DSM-V

Согласно новой классификации требуются три признака в области нарушения социального взаимодействия и два признака из области ограниченного и повторяющегося поведения. Во вторую группу включены также гипо- и гиперчувствительность к отдельным сенсорным раздражителям.

(Из лекции Юлии Эрц «Аутизм: современные методы диагностики и коррекции»)

detskiy-psycholog.ru

Диагностика аутизма и развитие таких детей

Аутизм – врожденное заболевание, которое проявляется с раннего детства, как правило до 3-х лет, и характеризуется нарушением всестороннего поведения ребенка. Главная причина аутизма – различные нарушения в развитии головного мозга и в первую очередь – незрелость синаптических связей. Установлено, что истоки этих нарушений заключены в генах человека, что и определяет наследственный характер заболевания.

Синаптические связи – это особый тип взаимодействия между нервными клетками, из которых состоит головной мозг. Координированная работа этих клеток возможна лишь в случае полноценных взаимных связей, что и обеспечивают синапсы. Нарушение их функции приводит к нарушению гармонии в работе отдельных структур мозга, что и заложено в основе аутизма.

Существуют и другие версии возникновения данной патологии у детей, однако они не доказаны и не имеют официального подтверждения.

Симптомы аутизма

Диагностика аутизма, при его яркой клинической картине, не вызывает трудностей. Чтобы установить болезнь, достаточно более тщательно понаблюдать за ребенком, за его поведением, общением с окружающими, за его реакцией на происходящее вокруг. В первую очередь оцениваются когнитивные и коммуникативные способности ребенка. При этом главные "симптомы" аутизма проявляются в недостатке социальных взаимодействий, нарушенной коммуникации с окружающими и цикличностью поведения с ограниченным кругом интересов. Эти признаки составляют характерную "триаду", наличие которой обязательно при постановке диагноза "аутизм".

Недостаток социальных взаимодействий характеризуется тем, что такие детки меньше реагируют на происходящее извне, отсутствует эмоциональный ответ, ребенок реже смотрит в глаза и не откликается на собственное имя. Младенец как будто говорит: "Не трогайте меня, пожалуйста! Меня нет!".

Нарушение коммуникации является следствием нарушения речевой функции таких детей: поздно появляется лепет и первые слова, такому ребенку очень тяжело произносить согласные звуки или они вовсе выбрасываются из слов. Страдает словарный запас, формирование предложений, взаимосвязь слов в нем. Дети с аутизмом тяжело понимают других, не могут полноценно строить воображаемые картины.

Такие симптомы детского аутизма, как цикличность поведения и ограниченный круг интересов легко проследить в однообразном питании ребенка (предпочитает есть одно, а от другой еды малыш просто напрочь отказывается), характерны бессмысленные, чаще вращательные, движения руками, ногами, головой. Ребенок с аутизмом все время пытается подчинить предметы определенному правилу (например, расположить игрушки от большей к самой маленькой, либо препятствовать перестановке мебели).

Для диагностики аутизма у детей используют и специальные анкеты. Наиболее распространенными являются "Опросник для диагностики аутизма – ADI-R" и "Шкала наблюдения для диагностики аутизма – ADOS". Проводить их могут сами родители без участия специалиста. В условиях клиники часто используется "Оценочная шкала детского аутизма – CARS", с помощью которой определяется тяжесть болезни. Цель диагностики аутизма у детей состоит не только в определении наличия болезни, но и в изучении индивидуальных ее признаков у того или иного ребенка. На этом будут основываться принципы адаптации малыша к окружающей среде, будет построена индивидуальная программа помощи, собственная схема развития.

Аутизм. Помощь

В целом, помощь детям с аутизмом включает три составлющих: медицинскую терапию, помощь психологическую и педагогическую. Медицинская сторона – это лишь симптоматическое лечение. Так как болезнь заключена в генах, полностью её излечить с помощью лекарств, на сегодняшний день, невозможно.

Психологическая помощь при детском аутизме заключается в выработке социальных отношений, формировании эмоций, коррекции поведенческих особенностей.

Педагогическая помощь подразумевает обязательное обучение детей-аутистов в особых для этого условиях, с помощью специальных форм и методов. На особом месте стоит коррекционное воспитание или лечебная педагогика.

Развитие детей с аутизмом

Существует несколько вариантов развития ребенка, больного аутизмом.

Первый вариант представляет собой совместное концентрирование внимания малыша и родителей на каком-то одном, конкретном предмете. Например, ребенку предлагается "посмотреть на ЭТО красивое дерево (и указать на какое)", "взять вот ЭТОТ мячик (и указать конкретно какой), "пройтись ТУДА и обратно (указать точный "маршрут"). Подобные упражнения формируют индивидуальные стереотипы взаимоотношения с миром и взаимодействия с окружающими близкими людьми.

Второй вариант развития детей с аутизмом, – появление у ребенка всевозможных страхов. Малыш боится незнакомых обстановок, новых ситуаций. Он требует постоянства в окружающей среде, стабильности. Даже потеря пустышки для такого ребенка может стать причиной истерики и неописуемого страха, сравни страха смерти. Помощь в этом случае – постоянное нахождение с дитем, успокаивание в сложных ситуациях путем разъяснения ситуации, обучение выхода из подобной обстановки, но естественно, на языке, понятном для ребенка.

Третий вариант аутистического развития – сенсорная ранимость. Первое, что замечают родители – это неадекватность эмоционального ответа ребенка на происходящее вокруг. Малыш может заплакать, когда все смеются, может вообще никак не реагировать на эмоции других, часто неуютно себя чувствует на руках у мамы. У таких детей повышен мышечный тонус и чаще появляются проблемы с речью. В данном случае показаны занимательные игры с эмоциональной окраской, обучение ребенка правильным эмоциям, формирование у него чувства сопереживания, взаимной радости.

Четвертому типу развития ребенка, больного аутизмом, характерна общая заторможенность, сниженный тонус. Наибольшее внимание обращает нарушение речи. Малыш при этом типе развития часто и неадекватно обстановке пугается. Характерно и проявление агрессии при попытке родителей "вмешаться" в занятие своего ребенка, посоветовать или упрекнуть его в чем-либо. Большую часть времени дите проводит в замкнутом, недоступном пространстве, чаще уходит "в себя", что значительно затрудняет контакт и требует развития у родителей специальных навыков подхода к такому ребенку.

Такое обучение родителей представляет собой одно из современных направлений в терапии аутизма. Показаны любые подвижные упражнения, желательно в компании 2-3 близких людей, речевые упражнения, заучивание отдельных слов и фраз. Необходимо больше проводить времени с ребенком, свести к минимуму просмотр телепередач и время работы с компьютером, а лучше вовсе исключать подобные занятия.

Автор: Виктор Шпудейко, врач общей практики.

Приглашаем к обсуждению мам особенных ребятишек. Поделитесь с читателями блога своими разработками в развитии детей с аутизмом и возможно, вы поможете сотням малышей и их родителям.

razvitoy.ru

Диагностика аутизма | Медицинский портал EUROLAB

Американская академии педиатрии рекомендует в ходе регулярных медицинских осмотров проводить скрининг у детей, страдающих aутизмом. Благодаря этому доктор сможет выявить симптомы на ранней стадии. Раннее диагностировании и лечение могут помочь ребенку полностью реализовать свой потенциал.

Когда у ребенка выявляют отставание в развитии, дальнейшие тесты помогут доктору определить, связана ли проблема с аутизмом, с другим дезинтегративным расстройством или расстройством со схожими симптомами, например, отставании в языковом развитии или тревожном расстройстве личности.

Задержка языкового развития означает, что ребенок не может использовать слова или другие виды коммуникации для того чтоб выразить свои мысли и чувства в том возрасте, когда от него можно этого ожидать.

Дети с задержкой языкового развития могут быть не в состоянии использовать другие методы для общения с окружающими. Например, они могут быть не в состоянии использовать жесты, например, улыбку, движения руками или кивание головой. Им может быть трудно понять, что им говорят другие.

Задержка языкового развития у детей может произойти по разным причинам, включая проблемы со слухом, умственную отсталость из-за синдрома Дауна или другие генетические нарушения или умственные расстройства.

Обычно при языковых расстройствах основным видом лечения является логопедия.

Тревожное расстройство личности

Из-за тревожного расстройства личности человек не взаимодействует с окружающими, особенно если взаимодействие связано с новым видом деятельности, которое может привести к замешательству. Человеку может быть трудно выполнять задания, работая с другими людьми, и при оценке других как стоящих социально выше.

Страх при тревожном расстройстве личности является результатом низкой самооценки, стеснения, чрезмерной чувствительности к негативным оценкам окружающих. Тревожное расстройство личности может быть более серьезной формой расстройства социального страха (другой вид расстройства при котором человек боится, что его осмеют на людях).

Если у доктора нет опыта или знаний для работы с психологическим расстройствами, он может направить Вас к другому специалисту – педиатру, психиатру, логопеду или к детскому психологу – эти специалисты проведут дополнительное тестирование.

Пикацизм – это состояние при котором человек хочет употреблять в пищу несъедобные вещества, например, глину, грязь, лед или куски старой краски. Пикацизм может быть вызван физическим состоянием, например, малокровием и нехваткой железа или беременностью. Пикацизм также может развиться из-за психологических проблем.

Лечение зависит от причины и может состоять из психологических консультаций и приема медицинских препаратов, чтоб снизить желание употреблять несъедобные вещества.

При определенных условиях могут быть проведены дополнительные лабараторные анализы. Это может быть:

Магнитно-резонансное исследование – это вид исследования, в котором используется магнитное поле и пульс от энергии радиоволн чтоб получить изображение органов и структур, находящихся внутри тела.

В большинстве случаев в результате магнитно-резонансного исследования удается получить совсем другую информацию о структуре тела, которую получают при рентгене, ультразвуке или компьютерной томографии. Магнитно-резонансное исследование может помочь выявить проблемы, которые нельзя увидеть при других видах исследований, при которых Вы получаете изображение.

При магнитно-резонансном исследовании часть тела, которая будет исследоваться, помещается в специальную машину с сильным магнитом. В некоторых случаях может быть использован краситель (контрастный материал), чтоб на изображении четче увидеть структуру органов или внутренних структур.

Также можно сделать снимки определенного формата. Информацию от магнитно-резонансного исследования можно сохранить на компьютере для дальнейшего изучения.

Магнитно-резонансное исследование может быть использовано для выявления таких проблем как кровотечение, опухоль, инфекция, закупорка или ранение мозга, органов, желез, кровяных сосудов и суставов.

Выявление аутизма на ранней стадии

Все доктора, которые осматривают новорожденных и детей, должны внимательно следить за ранними признаками отставания в развитии. Для этого могут быть использованы различные опросники и руководства.

Если доктор выявляет хотя бы один из нижеперечисленных признаков отставания в развитии, ребенка необходимо немедленно оценить:

Если в результате проведения скринингового тестирования не было выявлено никаких отставаний в развитии, то большинству детей не нужны дополнительные осмотры до следующего медицинского осмотра.

Но за детьми, у которых брат или сестра страдают от аутизма, необходимо тщательно наблюдать, потомучто они подвержены развитию аутизма и других проблем с отставанием развития. В дополнение к обычным проверкам в ходе медицинских осмотров, таких детей должны тестировать на отставание в языковом развитии, проверять есть ли у них проблемы с обучаемостью, страдают ли они от недостаточно развитых навыков общения, и многих других симптомов, в результате которых у них может развиться страх или депрессия.

Когда в любом возрасте возникают проблемы с общением, обучением или поведением, необходимо немедленно осмотреть человека.

Виды опросников, благодаря которым можно поставить диагноз аутизм

Вопросы о поведении обычно используются для того, чтоб определить поведение, свойственное детям, больным aутизмом, и чтоб определить сложность заболевания. В зависимости от предпочтений доктора и симптомов у ребенка, используются различные тесты. Наиболее часто используемые методы включают:

Физический осмотр для выявления аутизма

В ходе физического осмотра доктор проверяет наличие специфических признаков, характерных для aутизма. У ребенка, у которого есть подозрение на аутизм, могут провести проверку по следующим направлениям:

www.eurolab.ua


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта