Центр поведенческой неврологии
ЧУТКО Леонид Семенович. Врач-невролог, психотерапевт, доктор медицинских наук. | |
Руководитель центра Поведенческой неврологии, заведующий лабораторией коррекции психического развития и адаптации Института мозга человека РАН, доктор медицинских наук, профессор, врач-невролог высшей категории, психотерапевт. Окончил Санкт-Петербургскую Государственную Педиатрическую Медицинскую Академию и клиническую ординатуру на кафедре нервных болезней. В 1996 году защитил кандидатскую диссертацию на тему "Клиническая оценка и лечение тикозных гиперкинезов". С 1999 года работает в Институте мозга человека РАН врачом-неврологом, научным сотрудником, старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией. В 2004 году защитил докторскую диссертацию на тему: "Клинико-психофизиологические особенности и дифференцированная терапия синдрома нарушения внимания с гиперактивностью. Проходил обучение в специализированной клинике по лечению поведенческих нарушений у детей в г.Данди (Великобритания). С 2007 по 2012 год заведовал кафедрой психосоматики и психотерапии факультета клинической психологии СПбГПМА. Является автором и соавтором более 100 печатных работ. Автор и соавтор книг "Синдром нарушения внимания с гиперактивностью", "Гиперактивный ребенок - лечить или наказывать", "Психовегетативные расстройства в клинической практике", "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства"; "Гиперактивные дети - психолого-педагогическая помощь"; "Тики у детей"; "Тревожные расстройства в общеврачебной практике"; "Детская поведенческая неврология". Основная сфера клинической деятельности: поведенческая неврология детского возраста (проблемы нарушения развития и поведения у детей: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, тики, задержки психоречевого развития, тики, головные боли), неврастения, психотерапия неврозов.
|
www.spbnevrolog.ru
Центр поведенческой неврологии. Лечение СДВГ
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ.Монографии.1. Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. СПб.: Издательский дом СПбМАПО,2004.- 112 с.2. Чутко Л.С.,Фролова Н.Л. Психовегетативные расстройства в клинической практике.- СПб:. Наука,2005.- 176с. 3. Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства/Чутко Л.С.- СПб.: Хока, 2007.- 136 с. Тираж -1000 экз. 4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция./ СПб.: Речь, 2007.- 186 с. Тираж 2000 экз.5. Чутко Л.С. Тики у детей.- СПб.: Элби-СПб, 2008.- 112 с. Тираж -1000 экз.
Методические пособия.1. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю. Головные боли напряжения / Методическое пособие/ СПб., изд-во СПбГПМА. 20052. Чутко Л.С. Школьная дезадаптация в клинической практике детского невролога. Учебно-методическое пособие.СПб., 2005. - 56 с.2. Чутко Л.С., Ливинская А.М. -Специфические расстройства речевого развития у детей: Учебно-метод. пособие / СПб., 2006.- 48 с.3. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю. Неврастения. Учебно-методическое пособие СПб. 2007 -32с.
Статьи в научных журналах (за последние 3 года).1. Л. С. Чутко, Ю. Д. Кропотов, С. Ю. Сурушкина, Е. А. Яковенко, И. С. Никишена, А. М. Ливинская, Т. И. Анисимова. Применение кортексина при неврастении у подростков//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2006.- N 2.- стр. 50-51. 2. Л. С. Чутко , С. Ю. Сурушкина , Т. И. Анисимова, И. С. Никишена, Е. А. Яковенко , О. В. Лапшина. Предварительные результаты использования атаракса в лечении тикозных гиперкинезов у детей. //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2006.- N 10.- стр. 66-67. 3. Чутко Л.С., Ливинская А.М., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Сурушкина С.Ю., Сергеев А.В. Применение транскраниальной микрополяризации в лечении специфических расстройств развития речи // Вопросы курортологии и физиотерапии. - 2006. - № 6.- С. 42-44.4. Л. С. Чутко, О.В.Лапшина, С. Ю. Сурушкина. Применение атаракса у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и тревогой //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2007.- N 7.- стр. 71-73. 5. Чутко Л. С., Ливинская А. М., Никишена И. С., Яковенко Е. А., Сурушкина С. Ю., Сергеев А. В. Транскраниальная микрополяризация в лечении специфических расстройств речи у детей// Российский педиатрический журнал. - 2007 №5. -стр 47-49 6. Чутко Л.С., К.А.Айкбеков, Лапшина О.В., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И. Коморбидные тревожные расстройства при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. /.// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 2008. - Т.108, №3. - С.34-397. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Лапшина О.В., Анисимова Т.И Лечение синдрома дефицита внимания с коморбидными тикозными гиперкинезами./.// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2008.- N 2.- С. 66-68.8. Чутко Л.С.,Сурушкина С.Ю. Клиническая гетерогенность синдрома дефицита внимания. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2008.- N 8. с.123-1319. Чутко Л.С., Юрьева Р.Г., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко И.С., Анисимова Т.И., Айтбеков К.А. Принципы оказания помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2008.- N 8. с.133-13910. I.S. Nikishena, E.A. Yakovenko, S.J. Surushkina, J.D. Kropotov, V.A. Ponomarev, L.S. Chutko Quantitative electroencephalogram correlates of tic and attention-deficit/hyperactivity disorder in children// International Journal of psychophysiology. - 2008- Vol.69, N. 3 - P.253.11. E.A. Yakovenko, I.S. Nikishena, J.D. Kropotov, L.S. Chutko, V.A. Ponomarev, S.J. Surushkina, A.M. Livinskaya GO/NOGO task and event-related potentials (component P300) of children with ADHD //International Journal of psychophysiology. - 2008- Vol.69, N. 3 - P.254.Центр поведенческой неврологии. Лечение СДВГ
Основные научные задачи центра:1. Разработка новых методик диагностики и лечения СДВГ.2. Проведение эпидемиологических исследований по изучению распространенности СДВГ в городе.3. Разработка критериев эффективности лечения СДВГ4. Разработка единой системы оказания медико-психологической помощи детям с СДВГ в городе.Основные организационно-методические задачи центра:1. Оказание консультативно-методической помощи учреждениям здравоохранения города.2. Консультирование районных психолого-педагогических центров и психологов учреждений образования. 3. Обучение врачей: неврологов, психиатров, психотерапевтов.4. Проведение тренингов с психологами и педагогами5. Написание учебных пособий и методических рекомендаций6. Проведение научных конференций и семинаров по проблеме СДВГ7. Проведение образовательных семинаров для родителей детей с СДВГ.ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ.Монографии.1. Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. СПб.: Издательский дом СПбМАПО,2004.- 112 с.2. Чутко Л.С.,Фролова Н.Л. Психовегетативные расстройства в клинической практике.- СПб:. Наука,2005.- 176с. 3. Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства/Чутко Л.С.- СПб.: Хока, 2007.- 136 с. Тираж -1000 экз. 4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция./ СПб.: Речь, 2007.- 186 с. Тираж 2000 экз.5. Чутко Л.С. Тики у детей.- СПб.: Элби-СПб, 2008.- 112 с. Тираж -1000 экз.
Методические пособия.1. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю. Головные боли напряжения / Методическое пособие/ СПб., изд-во СПбГПМА. 20052. Чутко Л.С. Школьная дезадаптация в клинической практике детского невролога. Учебно-методическое пособие.СПб., 2005. - 56 с.2. Чутко Л.С., Ливинская А.М. -Специфические расстройства речевого развития у детей: Учебно-метод. пособие / СПб., 2006.- 48 с.3. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю. Неврастения. Учебно-методическое пособие СПб. 2007 -32с.
Статьи в научных журналах (за последние 3 года).1. Л. С. Чутко, Ю. Д. Кропотов, С. Ю. Сурушкина, Е. А. Яковенко, И. С. Никишена, А. М. Ливинская, Т. И. Анисимова. Применение кортексина при неврастении у подростков//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2006.- N 2.- стр. 50-51. 2. Л. С. Чутко , С. Ю. Сурушкина , Т. И. Анисимова, И. С. Никишена, Е. А. Яковенко , О. В. Лапшина. Предварительные результаты использования атаракса в лечении тикозных гиперкинезов у детей. //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2006.- N 10.- стр. 66-67. 3. Чутко Л.С., Ливинская А.М., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Сурушкина С.Ю., Сергеев А.В. Применение транскраниальной микрополяризации в лечении специфических расстройств развития речи // Вопросы курортологии и физиотерапии. - 2006. - № 6.- С. 42-44.4. Л. С. Чутко, О.В.Лапшина, С. Ю. Сурушкина. Применение атаракса у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и тревогой //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2007.- N 7.- стр. 71-73. 5. Чутко Л. С., Ливинская А. М., Никишена И. С., Яковенко Е. А., Сурушкина С. Ю., Сергеев А. В. Транскраниальная микрополяризация в лечении специфических расстройств речи у детей// Российский педиатрический журнал. - 2007 №5. -стр 47-49 6. Чутко Л.С., К.А.Айкбеков, Лапшина О.В., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И. Коморбидные тревожные расстройства при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. /.// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 2008. - Т.108, №3. - С.34-397. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Лапшина О.В., Анисимова Т.И Лечение синдрома дефицита внимания с коморбидными тикозными гиперкинезами./.// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2008.- N 2.- С. 66-68.8. Чутко Л.С.,Сурушкина С.Ю. Клиническая гетерогенность синдрома дефицита внимания. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2008.- N 8. с.123-1319. Чутко Л.С., Юрьева Р.Г., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко И.С., Анисимова Т.И., Айтбеков К.А. Принципы оказания помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2008.- N 8. с.133-13910. I.S. Nikishena, E.A. Yakovenko, S.J. Surushkina, J.D. Kropotov, V.A. Ponomarev, L.S. Chutko Quantitative electroencephalogram correlates of tic and attention-deficit/hyperactivity disorder in children// International Journal of psychophysiology. - 2008- Vol.69, N. 3 - P.253.11. E.A. Yakovenko, I.S. Nikishena, J.D. Kropotov, L.S. Chutko, V.A. Ponomarev, S.J. Surushkina, A.M. Livinskaya GO/NOGO task and event-related potentials (component P300) of children with ADHD //International Journal of psychophysiology. - 2008- Vol.69, N. 3 - P.254.Центр поведенческой неврологии. Лечение СДВГ
Биологическая обратная связь (БОС) - метод, при котором человек учится с помощью аппаратуры управлять функциями организма, обычно не поддающимися сознательному контролю. ЭЭГ-БОС - это методика, при помощи которой человек учится управлять биоэлектрической активностью своего мозга при помощи аппаратуры (энцефалографа - см. "Методы исследований" и компьютера). Пациенту в центре поведенческой неврологии проводится диагностическое обследование, включающее запись и анализ ЭЭГ. Запись ЭЭГ анализируется, сравнивается с нормативной базой данных. На основе анализа ЭЭГ и данных неврологического обследования выбираются режимы тренировки для каждого пациента персонально. Режимы тренировки - тренируемые параметры - включают диапазон(ы) ЭЭГ, которые будет учиться изменять пациент, а также расположение электродов во время тренировки. Метод ЭЭГ-БОС, несмотря на сложное объяснение его сути, имеет относительно простую для пациента процедуру, доступную для понимания детей примерно с 9 лет. Более того, занятия проходят в игровой форме, с компьютером, что повышает привлекательность этого метода. Методика проведения сеансов БОС. Перед занятиями пациенту обязательно доходчиво объясняют, как будет проходить процедура, зависимость параметров обратной связи от функционального состояния мозга, уровня внимания. Сеансы аппаратного биоуправления осуществляются с помощью зрительного сигнала обратной связи. Управляемым параметром служит отношение мощности тренируемого ритма к мощности колебаний всех остальных диапазонов ЭЭГ. Визуальная обратная связь обеспечивается изображением на мониторе гистограммы этого отношения в виде столбца голубого цвета на сером фоне, разделенном горизонтальной чертой на верхнюю (светло-серую) и нижнюю (темно-серую) половины. Высота столбца меняется в зависимости от мощности управляемого ритма в ЭЭГ пациента. В течение процедуры пациент должен постараться не только почувствовать, но и разумом осознать свое внутреннее состояние, зарегистрировать те моменты, когда высота столбца превышает разделительную (пороговую) черту, запомнить эти ощущения и научиться воспроизводить их, а также удерживать в своем сознании на протяжении всего тренинга. Кроме этого процедура ведется и от нижнего порога (отношение минимального значения ритма пациента к сумме мощности остального спектра), при достижении которого на мониторе также появляется сигнал обратной связи. Для того чтобы привести больного в состояние особой сосредоточенности, ему предлагают сфокусировать свое внимание на какой-либо точке вблизи монитора, но так чтобы не терять из виду сигнал обратной связи. Если в это время столбик на мониторе повышается, пациент понимает, что он действует правильно. И пытается опять-таки зафиксировать это в своем сознании. Курс ЭЭГ-БОС составляет в среднем 15-20 сеансов, занятия проводятся 2-5 раз в неделю в зависимости от состояния здоровья больного и его реакции на процедуры. Преимуществом этого метода является активное участие пациента в лечебном процессе. Метод абсолютно безопасен, так как при его использовании не оказывается физического воздействия, а происходит психофизиологический тренинг, в ходе которого мозг обучают работать в правильном режиме. История вопроса. С конца 60-начала 70-х годов нашего века большое внимание уделяется исследованиям в области биологической обратной связи. Создатель кибернетики Норберт Винер определил "обратную связь" как способ регулирования на основе непрерывного поступления информации о функционировании системы. Анализ этой информации помогает человеку развить навыки самоконтроля и позволяет впоследствии научиться изменять эту функциональную активность произвольно. Н.П.Бехтерева подчеркивала, что у биологической обратной связи (БОС) отсутствуют нежелательные влияния, так как используются воздействия, максимально приближенные к физиологическим. Этот методы обеспечивают направленную активацию структурно-функциональных резервов мозга в целях преодоления факторов устойчивого патологического состояния. Иными словами человек во время сеанса учится сам управлять своим здоровьем. До его сведения доводится вся информация о состоянии какой-то физиологической системы головного мозга (системы, которая требует лечения), о том, как протекают там процессы, какие замечены патологии, и как организм реагирует на эти патологии. В результате пациент начинает более остро воспринимать симптомы-нарушения, постепенно учится контролировать их (и соответственно работу всей системы), вырабатывает стратегию поведения, позволяющую устранить эти симптомы. Области применения. Все методики применения ЭЭГ-БОС можно условно разделить на две группы: активирующий тренинг и релаксационный (расслабляющий) тренинг. Активирующий тренинг используется в лечении синдрома дефицита внимания с преобладанием невнимательности. Отмечено, что после такого курса дети становятся внимательнее, улучшается успеваемость. Такой тренинг используется также в лечении астенических состояний, характеризующихся повышенной невнимательностью. Релаксационный тренинг используется у детей с преобладанием в поведении гиперактивности и импульсивности. С помощью такого тренинга можно добиться уменьшения тиков, страхов. Дети становятся спокойнее, улучшается поведение в школе и дома. Метод ЭЭГ-БОС также используется в лечении неврастении, мигрени, головных болей напряжения, неврозов.ЧУТКО Леонид Семенович. Врач-невролог, психотерапевт, доктор медицинских наук. | |
Руководитель центра Поведенческой неврологии, заведующий лабораторией коррекции психического развития и адаптации Института мозга человека РАН, доктор медицинских наук, профессор, врач-невролог высшей категории, психотерапевт. Окончил Санкт-Петербургскую Государственную Педиатрическую Медицинскую Академию и клиническую ординатуру на кафедре нервных болезней. В 1996 году защитил кандидатскую диссертацию на тему "Клиническая оценка и лечение тикозных гиперкинезов". С 1999 года работает в Институте мозга человека РАН врачом-неврологом, научным сотрудником, старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией. В 2004 году защитил докторскую диссертацию на тему: "Клинико-психофизиологические особенности и дифференцированная терапия синдрома нарушения внимания с гиперактивностью. Проходил обучение в специализированной клинике по лечению поведенческих нарушений у детей в г.Данди (Великобритания). С 2007 по 2012 год заведовал кафедрой психосоматики и психотерапии факультета клинической психологии СПбГПМА. Является автором и соавтором более 100 печатных работ. Автор и соавтор книг "Синдром нарушения внимания с гиперактивностью", "Гиперактивный ребенок - лечить или наказывать", "Психовегетативные расстройства в клинической практике", "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства"; "Гиперактивные дети - психолого-педагогическая помощь"; "Тики у детей"; "Тревожные расстройства в общеврачебной практике"; "Детская поведенческая неврология". Основная сфера клинической деятельности: поведенческая неврология детского возраста (проблемы нарушения развития и поведения у детей: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, тики, задержки психоречевого развития, тики, головные боли), неврастения, психотерапия неврозов.
|
www.spbnevrolog.ru
Центр поведенческой неврологии. Лечение СДВГ
Основные научные задачи центра:1. Разработка новых методик диагностики и лечения СДВГ.2. Проведение эпидемиологических исследований по изучению распространенности СДВГ в городе.3. Разработка критериев эффективности лечения СДВГ4. Разработка единой системы оказания медико-психологической помощи детям с СДВГ в городе.Основные организационно-методические задачи центра:1. Оказание консультативно-методической помощи учреждениям здравоохранения города.2. Консультирование районных психолого-педагогических центров и психологов учреждений образования. 3. Обучение врачей: неврологов, психиатров, психотерапевтов.4. Проведение тренингов с психологами и педагогами5. Написание учебных пособий и методических рекомендаций6. Проведение научных конференций и семинаров по проблеме СДВГ7. Проведение образовательных семинаров для родителей детей с СДВГ.ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ.Монографии.1. Чутко Л.С., Пальчик А.Б., Кропотов Ю.Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. СПб.: Издательский дом СПбМАПО,2004.- 112 с.2. Чутко Л.С.,Фролова Н.Л. Психовегетативные расстройства в клинической практике.- СПб:. Наука,2005.- 176с. 3. Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства/Чутко Л.С.- СПб.: Хока, 2007.- 136 с. Тираж -1000 экз. 4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция./ СПб.: Речь, 2007.- 186 с. Тираж 2000 экз.5. Чутко Л.С. Тики у детей.- СПб.: Элби-СПб, 2008.- 112 с. Тираж -1000 экз.
Методические пособия.1. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю. Головные боли напряжения / Методическое пособие/ СПб., изд-во СПбГПМА. 20052. Чутко Л.С. Школьная дезадаптация в клинической практике детского невролога. Учебно-методическое пособие.СПб., 2005. - 56 с.2. Чутко Л.С., Ливинская А.М. -Специфические расстройства речевого развития у детей: Учебно-метод. пособие / СПб., 2006.- 48 с.3. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю. Неврастения. Учебно-методическое пособие СПб. 2007 -32с.
Статьи в научных журналах (за последние 3 года).1. Л. С. Чутко, Ю. Д. Кропотов, С. Ю. Сурушкина, Е. А. Яковенко, И. С. Никишена, А. М. Ливинская, Т. И. Анисимова. Применение кортексина при неврастении у подростков//Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2006.- N 2.- стр. 50-51. 2. Л. С. Чутко , С. Ю. Сурушкина , Т. И. Анисимова, И. С. Никишена, Е. А. Яковенко , О. В. Лапшина. Предварительные результаты использования атаракса в лечении тикозных гиперкинезов у детей. //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2006.- N 10.- стр. 66-67. 3. Чутко Л.С., Ливинская А.М., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Сурушкина С.Ю., Сергеев А.В. Применение транскраниальной микрополяризации в лечении специфических расстройств развития речи // Вопросы курортологии и физиотерапии. - 2006. - № 6.- С. 42-44.4. Л. С. Чутко, О.В.Лапшина, С. Ю. Сурушкина. Применение атаракса у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и тревогой //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2007.- N 7.- стр. 71-73. 5. Чутко Л. С., Ливинская А. М., Никишена И. С., Яковенко Е. А., Сурушкина С. Ю., Сергеев А. В. Транскраниальная микрополяризация в лечении специфических расстройств речи у детей// Российский педиатрический журнал. - 2007 №5. -стр 47-49 6. Чутко Л.С., К.А.Айкбеков, Лапшина О.В., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И. Коморбидные тревожные расстройства при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. /.// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 2008. - Т.108, №3. - С.34-397. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко Е.А., Лапшина О.В., Анисимова Т.И Лечение синдрома дефицита внимания с коморбидными тикозными гиперкинезами./.// Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2008.- N 2.- С. 66-68.8. Чутко Л.С.,Сурушкина С.Ю. Клиническая гетерогенность синдрома дефицита внимания. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2008.- N 8. с.123-1319. Чутко Л.С., Юрьева Р.Г., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С., Яковенко И.С., Анисимова Т.И., Айтбеков К.А. Принципы оказания помощи детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2008.- N 8. с.133-13910. I.S. Nikishena, E.A. Yakovenko, S.J. Surushkina, J.D. Kropotov, V.A. Ponomarev, L.S. Chutko Quantitative electroencephalogram correlates of tic and attention-deficit/hyperactivity disorder in children// International Journal of psychophysiology. - 2008- Vol.69, N. 3 - P.253.11. E.A. Yakovenko, I.S. Nikishena, J.D. Kropotov, L.S. Chutko, V.A. Ponomarev, S.J. Surushkina, A.M. Livinskaya GO/NOGO task and event-related potentials (component P300) of children with ADHD //International Journal of psychophysiology. - 2008- Vol.69, N. 3 - P.254.www.spbnevrolog.ru
Центр поведенческой неврологии. Лечение СДВГ
Биологическая обратная связь (БОС) - метод, при котором человек учится с помощью аппаратуры управлять функциями организма, обычно не поддающимися сознательному контролю. ЭЭГ-БОС - это методика, при помощи которой человек учится управлять биоэлектрической активностью своего мозга при помощи аппаратуры (энцефалографа - см. "Методы исследований" и компьютера). Пациенту в центре поведенческой неврологии проводится диагностическое обследование, включающее запись и анализ ЭЭГ. Запись ЭЭГ анализируется, сравнивается с нормативной базой данных. На основе анализа ЭЭГ и данных неврологического обследования выбираются режимы тренировки для каждого пациента персонально. Режимы тренировки - тренируемые параметры - включают диапазон(ы) ЭЭГ, которые будет учиться изменять пациент, а также расположение электродов во время тренировки. Метод ЭЭГ-БОС, несмотря на сложное объяснение его сути, имеет относительно простую для пациента процедуру, доступную для понимания детей примерно с 9 лет. Более того, занятия проходят в игровой форме, с компьютером, что повышает привлекательность этого метода. Методика проведения сеансов БОС. Перед занятиями пациенту обязательно доходчиво объясняют, как будет проходить процедура, зависимость параметров обратной связи от функционального состояния мозга, уровня внимания. Сеансы аппаратного биоуправления осуществляются с помощью зрительного сигнала обратной связи. Управляемым параметром служит отношение мощности тренируемого ритма к мощности колебаний всех остальных диапазонов ЭЭГ. Визуальная обратная связь обеспечивается изображением на мониторе гистограммы этого отношения в виде столбца голубого цвета на сером фоне, разделенном горизонтальной чертой на верхнюю (светло-серую) и нижнюю (темно-серую) половины. Высота столбца меняется в зависимости от мощности управляемого ритма в ЭЭГ пациента. В течение процедуры пациент должен постараться не только почувствовать, но и разумом осознать свое внутреннее состояние, зарегистрировать те моменты, когда высота столбца превышает разделительную (пороговую) черту, запомнить эти ощущения и научиться воспроизводить их, а также удерживать в своем сознании на протяжении всего тренинга. Кроме этого процедура ведется и от нижнего порога (отношение минимального значения ритма пациента к сумме мощности остального спектра), при достижении которого на мониторе также появляется сигнал обратной связи. Для того чтобы привести больного в состояние особой сосредоточенности, ему предлагают сфокусировать свое внимание на какой-либо точке вблизи монитора, но так чтобы не терять из виду сигнал обратной связи. Если в это время столбик на мониторе повышается, пациент понимает, что он действует правильно. И пытается опять-таки зафиксировать это в своем сознании. Курс ЭЭГ-БОС составляет в среднем 15-20 сеансов, занятия проводятся 2-5 раз в неделю в зависимости от состояния здоровья больного и его реакции на процедуры. Преимуществом этого метода является активное участие пациента в лечебном процессе. Метод абсолютно безопасен, так как при его использовании не оказывается физического воздействия, а происходит психофизиологический тренинг, в ходе которого мозг обучают работать в правильном режиме. История вопроса. С конца 60-начала 70-х годов нашего века большое внимание уделяется исследованиям в области биологической обратной связи. Создатель кибернетики Норберт Винер определил "обратную связь" как способ регулирования на основе непрерывного поступления информации о функционировании системы. Анализ этой информации помогает человеку развить навыки самоконтроля и позволяет впоследствии научиться изменять эту функциональную активность произвольно. Н.П.Бехтерева подчеркивала, что у биологической обратной связи (БОС) отсутствуют нежелательные влияния, так как используются воздействия, максимально приближенные к физиологическим. Этот методы обеспечивают направленную активацию структурно-функциональных резервов мозга в целях преодоления факторов устойчивого патологического состояния. Иными словами человек во время сеанса учится сам управлять своим здоровьем. До его сведения доводится вся информация о состоянии какой-то физиологической системы головного мозга (системы, которая требует лечения), о том, как протекают там процессы, какие замечены патологии, и как организм реагирует на эти патологии. В результате пациент начинает более остро воспринимать симптомы-нарушения, постепенно учится контролировать их (и соответственно работу всей системы), вырабатывает стратегию поведения, позволяющую устранить эти симптомы. Области применения. Все методики применения ЭЭГ-БОС можно условно разделить на две группы: активирующий тренинг и релаксационный (расслабляющий) тренинг. Активирующий тренинг используется в лечении синдрома дефицита внимания с преобладанием невнимательности. Отмечено, что после такого курса дети становятся внимательнее, улучшается успеваемость. Такой тренинг используется также в лечении астенических состояний, характеризующихся повышенной невнимательностью. Релаксационный тренинг используется у детей с преобладанием в поведении гиперактивности и импульсивности. С помощью такого тренинга можно добиться уменьшения тиков, страхов. Дети становятся спокойнее, улучшается поведение в школе и дома. Метод ЭЭГ-БОС также используется в лечении неврастении, мигрени, головных болей напряжения, неврозов.www.spbnevrolog.ru