Методы управления. Система методов управления и их классификация. Экономические, социально-психологические и административные методы управления. Пути оптимизации административных и экономических методов управления


22. Методы управления административные, экономические, социально психологические

22. Методы управления (административные, экономические, социально-психологические).

Административные методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов управления, которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников. Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Такое воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы, распоряжения и требования, уставы и регламенты, правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения, и стой или иной степенью детальности описывающие процедуры получения требуемого результата.

Экономические методы. Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

При использовании экономических методов начинают результативно функционировать обратные связи, появляется возможность более эффективного контроля. Менеджмент избавляется от необходимости преодолевать инертность персонала в реализации новых задач, управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными. Пропадает нужда в административном контроле. Распространение экономических методов обычно сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования.

Административные и экономические методы менеджмента имеют много общего. В практике управления они дополняют друг друга. Как правило, административные решения – это не просто некие директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в то же время экономические меры воздействия нередко применяются в рамках осуществления тех или иных директив.

Социально-психологические методы. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.

Социально-психологические методы воздействуют на потребности и интересы человека или группы, их иерархию, активизируют творческую или исполнительскую деятельность, общение.

Данные методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов - убеждение, внушение, «заражение», демонстрация примеров поведения. Современная деятельность по управлению невозможна без широкого применения социально-психологических методов управления. Они всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы менеджмента.

studfiles.net

Методы управления. Система методов управления и их классификация. Экономические, социально-психологические и административные методы управления.

Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый обьект для достижения поставленных организацией целей.

В зависимости от преобладания тех или иных способов и средств воздействия все методы управления подразделяют на три группы.

- экономические, основанные па сознательном использовании объективных экономических законов;

- социально-психологические, основанные на учете и использовании нематериальных интересов людей;

- административные, основанные на ответственности подчиненных и власти руководителя.

Экономические методы управления- это система экономических рычагов целенаправленно воздействующих на экономические интересы работников и трудовые коллективы организации на основе побуждения их к высокопроизводительному труду с помощью экономических (материальных) стимулов. Система экономических методов включает:

- планирование. С его помощью определяется программа деятельности и развития организации, ее структурных подразделений;

- финансирование. С помощью финансов формируются пропорции распределения вновь созданной стоимости, фонды накопления и потребления, создаются финансовые ресурсы для функционирования и развития организации,

- кредитование. Оно предполагает создание условии, побуждающих предприятия рационально использовать кредиты и собственные оборотные средства, повышать рентабельность. Этот метод предоставляет возможность сочетания централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью. Банк, предоставляя кредит предприятию, контролирует объективность кредита, его целевой характер, срочность, возвратность;

- ценообразование. Центральное место среди различных рычагов экономического механизма занимает мена и ценообразование, в которых отражаются все стороны деятельности предприятия. Цена, с одной стороны, должна отражать издержки производства на уровне общественно-необходимых, с другой - определяет распределительные отношения, выполняет социальную функцию, поскольку определяет платежеспособный спрос;

- экономическое стимулирование. Как метод управления оно основывается на использовании принципов и методов оценки и стимулирования повышения эффективности труда на каждом рабочем месте, применении системы оплаты труда и материального поощрения работников организации, создании фондов заработной платы, материального поощрения, научно-технического и социального развития;

- хозяйственный расчет. Он означает, что предприятие должно покрывать расходы доходами, работать рентабельно, давать прибыль, соблюдать режим экономии, вести хозяйственную деятельность на основе самоокупаемости и самофинансирования.

Социально-психологические методы управления - это система способов и приемов воздействия на духовные интересы коллективов и отдельных работников для достижения поставленной цели. Они направлены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, повышение трудовой активности и раскрытие личных способностей каждого работника. Их разделяют на.

- социальные (методы социального исследования, нормирования, планирования и регулирования, морального стимулирования),

- психологические (методы комплектования малых групп, профессионального отбора и обучения, гуманизации труда, психологического побуждения к труду).

Административные методы управления- это набор приемов и способов прямого управленческого воздействия на отношения людей в процессе производства. В зависимости от содержания они разделяются на организационные и оперативно-распорядительные. Виды организационного воздействия:

- регламентирование - это совокупность правил, определяющих порядок работы, предписание действовать определенным образом;

- нормирование - это установление допустимых границ деятельности, расчет норм различных показателей работы по соответствующим нормативам или на основании статистических данных;

- инструктирование - это воздействие на исполнителей с помощью инструкций, рекомендаций, указаний о порядке и способах выполнения работ.

Оперативно-распорядительное воздействие осуществляется с помощью приказов, распоряжений, решений.

Социальные группы

В практической работе руководителю (менеджеру) приходится вступать и общение не только с отдельными лицами, но и с группами людей, объединенными общими целями. Здесь взаимодействие происходит по модели «руководитель-коллектив». Такое общение имеет свои особенности, определяемые закономерностями образования и функционирования социальных групп. Психологи называют социальными группами совокупность людей, связанных общей целью, благодаря достижению которой могут быть удовлетворены индивидуальные потребности ее членов.

По количеству членов социальные группы разделяют на «большие» и «малые». Большими называют такие группы, у которых число членов столь велико, что общение между ними носит периодический характер со слабой степенью контактности, без возникновения тесных эмоциональных связей. Малыми называют группы, состоящие из небольшого числа членов, имеющие личные контакты между собой и достаточно тесное эмоциональное общение. Считается, что группа, имеющая более 60 членов, будет большой, менее 30 - малой. Группа с числом членов от 30 до 60 может быть как большой, так и малой, в зависимости от рода деятельности.

Важнейшим классификационным признаком группы является способ ее образования. По этому признаку группы делятся на формальные и неформальные.

Формальные группы образуются' путем вынесения формального акта вышестоящей организацией. Неформальные группы возникают стихийно на основе тех или иных интересов. Социально-психологической основой группового действия является общность интересов, общность целей и единство действий.

Для руководителя (менеджера) в первую очередь требуются знания закономерностей образования и функционирования малых формальных и неформальных групп. Именно эти группы оказывают наибольшее влияние на производственную деятельность коллектива.

Формальные группы

-. Формальные группы организовываются сознательно для выполнения производственного процесса и достижения определенной цели. Любой производственный коллектив состоит из множества формальных групп. В большинстве случаев при организации формальных групп преследуются производственные цели. Поэтому в первую очередь берутся во внимание такие факторы, как профессия, образование, стаж работы по специальности, уровень квалификации и т.п. Социально-психологические стороны членов группы отступают на задний план. Между тем успешная деятельность формальных групп во многом определяется психологическими особенностями членов группы и состоянием Отношений между ними. Руководителю формальной группы чаще всего приходится иметь дело с уже сформированным коллективом. Поэтому его задача - улучшить взаимоотношения между членами группы. Решение такой задачи зависит от ряда факторов, главными из которых являются следующие.

1. Численность группы. Большое число членов группы не способствует установлению тесных психологических контактов между ними. В таких группах контакты устанавливаются стихийно. Контроль и регулирование контактов и вообще взаимоотношений со стороны руководителя группы затруднен. Группы с большим количеством людей эффективны только там, где выполняется однообразная работа, не требующая установления сложных взаимосвязей между членами группы. С другой стороны слишком малое число членов в группах порождает многочисленность самих групп, что затрудняет координацию их действий и увеличивает затраты и трудоемкость управления системой. Наиболее эффективны формальные группы с оптимальным числом членов. Это такие группы, у которых число членов находится на пределе управляемости, т.е. оно достаточно велико, но связи между членами группы контролируются одним руководителем. Из практики управления формальными группами установлено, что одним руководителем свободно контролируются связи в группе, имеющей не более 7-9 членов. В настоящее время такое число находит объяснение у психологов особенностями нашей памяти, в частности, тем фактором, что в кратковременной памяти имеется только семь ячеек для запоминания информации на короткое время.

С увеличением числа членов группы резко возрастает количество горизонтальных связей между ними. Рассматривая последовательно увеличение числа связей с возрастанием числа членов группы на единицу, можно вывести следующую формулу: N = n(n-1)/2, где N - число связей между членами группы; n - число членов в группе.

2. Правила, регулирующие взаимоотношения членов группы. При создании формальной группы должны быть достаточно подробно и четко сформулированы и введены в действие правила регулирующие взаимоотношения членов группы. Эти правила определяются организационно-распорядительными методами управления.

3. Поведение руководителя по отношению к подчиненным является одним из важнейших факторов улучшения деятельности формальных групп. Это поведение в социальной психологии определяется стилем работы руководителя.

cyberpedia.su

Взаимосвязь административных и экономических методов как фактор оптимизации управления региональной системой образования

Автореферат диссертации по теме "Взаимосвязь административных и экономических методов как фактор оптимизации управления региональной системой образования"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

СКВОРЦОВ Вячеслав Николаевич

ВЗАИМОСВЯЗЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.01 — теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Санкт-Петербург — 1992

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

СКВОРЦОВ Вячеслав Николаевич

ВЗАИМОСВЯЗЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.01 - теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Санкт-Петербург 1992

Работа выполнена в лаборатории дидактических проблем

образования взрослых Института образования взрослых Россииск Акадегии образования

Научный руководитель:академик,доктор экономических наук

В.Г.Онушкин; старший научный сотруд кандидат педагогических наук В.И.П добед

Официальные оппоненты:доктор педагогических наук.профес

сор Е.П.Белозерцев кандидат педагогических наук,старшин научный сотрудник Б.Ю.Кричеь-'ский

Ведущее учреждение: Тульский областной институт повыше.

ния квалификации работников образо. ния

Защита диссертации состоится "_"_1ЬЬ2г.

в "_" часов на заседании специализированного совета по

присуждении ученой степени кандидата педагогических наук в институте образования взрослых Российской Академии образован; /191187,г.Санкт-Петербург,Набережная Кутузова,8/.

С диссертацией кокно ознакомиться в библиотеке института. Автореферат разослан " "_19Ь2г.

Ученый секретарь

специализированного совета Т.Б.Шадрина

кандидат педагогических ,, / наук

- 3 -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы.Страна вступала в такую стадию развития,

[то отдельными структурными изменениями или финансовый! дотациями [ компенсациями ничего существенно изменить нельзя.Необходимость [ерехода к качественно иным отношениям во всех сферах народного :озяйства уле не вызывает сомнений. Ва^но другое:возможно ли сей-гас осуществить выход из кризиса образования в условиях значительна политической и экономической неопределенности,при наличии мно-:ества объективных причин,блокирующих управленческую деятельность, рганизационные и экономические механизмы управления. Сложность

того вопроса заключается в том,что все кардинальные изменения в бразовании - "вторичные явления"»производные от основных системо-

бразующих политических и экономических факторов,базовых законов о азвитии общества.Без решения общих вопросов все попытки реоргани-

ации управления образованием становятся не только нецелесообразнк-и,но и бессмысленными.

В настоящее время определилось общее направление социально кономического развития страны - переход к рыночной экономике, риняты фундаментальные законы:о собственности,единой налоговой истеме,местном самоуправлении,о предприятии и предпринимательской еятельности,об образовании и другие,открывающие путь к кардиналь -ым изменениям в низни и деятельности общества,в том числе и в сфе-

е образования.Отсюда со всей очевидностью вытекает актуальность необходимость разработки научной концепции перестройки управления бразованием в регионе.Только детально проработанная,научно- обосно-знная стратегия,учитывающая как реальную ситуацию, слонившуюся в pepe образования,тенденции связей и взаимоотношения в ней,так и эрспективы развития монет стать основной для разработки гибкой лстемы государственного и общественного управления образованием новых условиях.Актуальность исследования цроблемы взаимосвязи даинистративных и экономических методов как фактор оптимизации гоавления региональной системой образования обусловлена недоста-зчной разработанностью теории управленческих структур в системе

образования и насущными потребностями практики.

Ш полагаем,что прогностическая модель административного и хозяйственного управления шкет быть построена на oci ве глубокого анализа её содержания,использования всего науч!

го потенциала предыдущих исследований в этой области и обос* ванного поиска путей её оптимального функционирования.

Опорой для данной диссертации послужили работы,рассмац ващие:

-сущность и особенности концепции непрерывного образовав /A.B. Даринский,А.В.Владиславлев,С.Г.Веришовский,Ю.Н.Ку-лютхин,Б.С.Гершунскйй,В.Г.Онушкин,Г.С.Сухобская и т.д./

-теоретические проблемы обучения и воспитания учащихся /3. И. Васильева, Т. И. Щукина ,Б.Н. Максимова,Г. Д.Кириллова, С.А.Расчетина и т.д./;

^организационные и управленческие аспекты развития образ вания/ Е.П.Белозерцев,Ю. А.Конаркевский,Ю.П.Васильев,Ы.И Кондаков,Т.И.Шамова,Е.П.Тонконогая,П.В.Худоминский и т. -проблемы развития региональной системы народного образо ния /Ф. Г. Па начин, Ф. Итыкало, В. И. Подобед, 0. Е. Лебедев, Ы. I.. вшщий,А.А.Мартынов,Б.Г.Чекалин,Н.Б.Шеллюто и т.д./; -вопросы взаимосвязи административных и экономических ме1 дов управления системами/ Г.А.Лисичкин,Г.Х.Попов,Е.Г.Яс] Н.Я.Петраков,В.Ю.Селюнин,Н„ Д.Шмелев и т.д./ Анализ научной литературы и состояния практики показал,1 решение задач обучения и воспитания мокет осуществляться усп<

в хорош отлаженной,эффективно функционирующей региональной ( теме образования »которая обеспечивает все условия ^изнедеяк ности учебных учре;:дений,на основе соединения властных начал хозяйственного расчета.

В этой связи и возникает проблема построения оптимально! системы управления,методов управления,которые и приводили бы

динамичному развитию и успешной деятельности региональную сис му образования.

В современных условиях.когда разрушается административно

~командная система, идет "активный попек её замены не более элективную, сохраняющую. достоинства предшественник,но не имещую её недостатков,ряд авторов утвер-дает,что административно-командные методы себя из;::или /Не С1.:еть командовать '."-книга под редакцией Н.Петракова/.Некоторые полагают,что только экономические механиз-ы способны ликвидировать возникающий кризис как производства, ак и непроизводственной сферы.Предлагается и кесткая альтернати-а,/Н.Шелев: "Либо сила,либо рубль "/.Вероятно»любые крайности пзсны,и наш подход строится не на противопоставлении методов,а а взаимосвязи административных и экономических способов воздей-твия на систему народного образования в процессе управления.Еро-э того,следует оговорить,что в нашем понимании административные зтоды,это не принудительные,жесткие ;.:еры воздействия на подчинении, а упорядоченные,регламентируемые нормативно-правовыми актами

фу нкцио на ль ными о бя з а нн ос тя ми.

Цель исследования - определить оптимальное соотношение ад-шистративных и экономических методов в процессе управления реги-[альной системой образования.

Объект исследования'.региональная система образования.

Предмет исследования;оптимизация взаимосвязи административ-х и экономических методов управления региональной системой об-зования.

Гипотеза исследования:.управление региональной системой об-зования выступает фактором её развития,функционирования и эффек-вности при условии достижения в процессе управленческого воздейст-а на неё оптимальной взаимосвязи административных и экономических годов.

Мо:.:но предположить,что такое взаимодействие достигает своего гимума, если:

-административные методы органично впишутся в общий контекст давления:

-экономические методы способствуют материальному стимулированию >екцензй и кадров,не будут препятствовать правовым и нравственным

____ - 6 -________

принципам развития системы;

-сочетание административных и экономических методов использу] ся управляющими в зависимости от цели развития системы и конкре; ной ситуации.

Для проверки предложенной гипотезы и осуществления исследова! в диссертации решались следующие задачи:

1.Анализ психолого-педагогических,социально-педагогических.организационно-педагогических к управленческих исследований,рассматривающих региональные аспекты функционирования областной

системы образования.

2.Изучение и обобщение материалов реального состояния управле* региональной системы образования /на примере Ленинградской области/.

3.Разработка концепции перестройки управления образованием в ^ гионе.

4.Опытно-экспериментальная проверка эффективности администрата и экономических методов в процессе управленческого воздействия на региональную систему образования. 5. Определение критериев оптимальной взаимосвязи администрапш

и экономических методов управления региональной системой обраг вэния.

Методологической основой исследования явились диалектиче кий метод познания реальных образовательных ситуаций,системны! подход к анализу и рассмотрению прогностической модели образо! ния в регионе,выводы теории социального управления.

Экспериментальная база исследования:народное образована в регионе Ленинградской области /под регионом ш понимаем круг

ную административно-территориальную единицу,под региональным относящуюся к определенной территории,/а так >;;е сравнительным

исследованием, образования в северо-западе России.

Этапы исследования: 1982 - 1Ь85г. -Анализ диссертант том реального состояния управл

образование!,; области.

- 7 -

1985 - 1988г. -Анализ перестроечных тенденций л их влияние на

ход управления образованием области. 1988 - 1990г. -Разработка концепции региональной систем убавления образованием. 1990 - 1992г. -Апробация,экспериментальная проверка и коррекция

модели управления ооразованием з регионе /с анализом взаимной связи административных и экономических методов управления/.

На защиту выносится: -оптимальная взаимосвязь административных и экономических методов управления региональной системой образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: показаны способы оптимизации управления региональной системой образования,определено рациональное соотношение взаимосвязи административных и экономических методов управления в новой демократической структуре органов государственно-общественного управления.

Практическая значимость исследования заключается в том,что на

основе теоретических полокений формирования демократической структуры управления системой образования в регионе разработаны нормативные докупенты,регламентируыщзе деятельность структурно-функцио-нзльных подразделений комитета по образованию.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обусловлены четкостью методологических позиций,внутренней непротиворечивостью теоретических выводов,системным подхо-ходоы к изучению предмета исследования,использованием методов исследования,соответствующих его задачам и этапам исследования /теоретический анализ,моделирование,анализ опыта,экспериментальная апробация/.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется через внедрение в практику административных и экономических метоцо. управления,публикации,работу с руководящими,педагогическими и административными кадрами,выступления на семинарах областных подразделений системы повышения квалификации страны,участие в научных

8 -

конференциях и совещаниях.

Структура диссертации соответствует логике, научного иссле; вания.Она состоит из введения,двух глав,заключения,списка лите.1

туры.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования определены цель,объект,предает и методы исследования сформулиро. на гипотеза,основные задачи,показаны научная новизна и практиче-кая значимость работы.

В первой главе "Анализ состояния системы образования в реги

и проблемы управления" дана краткая характирястика Ленинградского региона,рассмотрены основные факторы,определяющие состояние сферы образования в регионе,дана характеристика регионального образоват ного комплекса,сформулированы организационно-экономические пробле управления системой образования в Ленинградской области.

Во второй главе "Концепция перестройки управления образован ем в Ленинградской области" раскрывается основная идея концепции

оптимизации управления региональной системой образования на основ рациональной взаимосвязи административных и экономических методов

управления,анализируется единый образовательный комплекс как необ ходимое условие создания региональной системы управления образова

нием.уормулируются принципы построения новой системы управления в регионе,дается методология определения целей,задач и функций уп

равления образованием,определяется методология формирования новой структуры органов управления»рассматривается структура .и функции органов государственно-общественного управления образованием в ре гионе,вскрываются правовые предпосылки административных и экономи ческих методов реорганизации управления образовательным комплексо в регионе,дается новый экономический механизм функционирования ре тонального комплекс а, излагаются ва;::ные аспекты организации инфор мационного обеспечения региональных органов управления образовани В заключении излокенк основные результаты и выводы исследо ванпя,дается прогностическая оценке перспектив дальнейшего соверш

сования региональной управленческой структуры.

Б приложениях к диссертации дается целки пакет /девять полоний/ региональных нормативных документов,определяющих.формирующих регулирущих деятельность управленческих структур региона /област-го уровня/.

Изучение административных и экономических методов управления стемой образования в регионе обнаружило ряд существенных нецос-тковрассогласование отдельных звеньев в управляющей подсистеме,

еобладзние командного стиля,излишняя регламентация и детализация нтрольных функций,слабая исполнительская дисциплина,недостаточ-е использование экономических рычагов и стимулов.Неэффективность равленческого воздействия на всех уровнях управления,безуслов-,отражаются на состоянии системы образования в регионе,на ха-

ктере отбора приоритетных психолого-педзгогических идей,решае-х в подведомственных образовательных учреждениях.

Анализ научной литературы и реального состояния управления стемой образования позволяет сделать ряд выводов о том,что:

исследованиях предшествующих периодов развития системы образо-ния / до 1985г./не удалось построить оптимальную / на уровне

ласти/модель регионального управления государственно-обществен-й системы образования;

адача создания модели управления системой образования объектив-

обусловливается нуждами экономики и образовательными потребнос-

ми региона,комплексом других нерешенных проблем,которые повсед-ено обнаруживаются при рассмотрении функционирования такой

ожной образовательной системы,как Ленинградская область.

Состояние и динамика развития системы образования з Ленин-адской области убедительно показывают,что решить проблемы корен-го и качественного преобразования управления старыми методами :ланд,контроля,нормативного распределения ресурсов не удастся, обходим поиск новых методов,форм и средств приведения системы разования в соответствие с социальными требованиями перехода цества к рыночным отношениям.

Создание крупных промышленных и сельскохозяйственных ком лексов в Ленинградской области,которое наблюдается последние 20 лет,цривело к ликвидации перспективных населенных пунктов,к сокращению сельского населения,а значит,и к упразднению сельских школ,укрупнению школ в пригородах Санкт-Петербурга и вновь образованных городах-спутниках.

К этому следует добавить,что нормальное социально-эконом] ческое функционирование образовательного комплекса области сдергивается устаревшей системой финансирования по остаточному принципу и существенными ограничениями руководителей образовательных учреждений государственным штатным расписанием и норма-тиЕно-часовой оплатой труда специалистов.

Не способствует улучшению постановки управленческих структур наличие ь области множества образовательных учрехщений различной ведомственной подчиненности.

С точки зрения управления,попытки сводить перестройку системы образования чисто к организационно-педагогическим преобразо'

ваниям без учета новых социально- экономических отношений и связ'

значит оставлять властные структуры в прежнем качестве.

Возрастание потребности населения в дополнительных образовательных услугах,обусловленных рыночными отношениями,сдерживаем сломившейся системой финансирования и порядком укрепления материально-технической базы учебных заведений.

Значительная часть учителей области ориентируется на те варианты государственных программ образования,которые по своей стр^ туре и содержа ни jo мало чем отличаются от традиционных.Все это toj мозит процесс организации "зон прорыва" в современной системе образования в форме специализированных школ,классов,гимназий,лице« и т.д.

Усложняется управление процессом обучения и воспитания в образовательных учреждениях области наличием большого количества вакантных мест /около 1000/.Не разработаны экспертные методы,про-

дура лицензирования,методы оценки качества образования на раз этапах и уровнях систеш.Организационный механизм управления витием остается не сформированным,не отработаны его модели, бо владеют управленческие кадры методами реализации функций

авления.инновационными процессами.Система управления поцрекне-работает на решение своих собственных вопросов,воспроизводит

:кции своего аппарата,так как и в обновленной структуре

•; , - - ... нет функций .ориентированных на удовлетворе-■ потребностей населения в образовании.

1аы считаем,что реально осуществить управление системой 'эзования на всех уровнях - значит:

тлеть достоверную и полную информацию для организации управ-:ия;

разработать перспективную концепцию управления образователь-

I комплексом на основе оптимальной взаимосвязи административ-: и экономических методов;

распределить ресурсы под эту концепцию.

В результате проведенных исследований сложившегося .шекса образовательных учреждений на территории Ленинград-■й области,с учетом выводов структурно-функционального анали-управления образованием на областном уровне,на основе целей :рикципов радикальной перестройки страны,создающей новые дорические,экономические,социальные и правовые предпосылки словия.нами разработана концепция перестройки управления темой образования области,создана модель государственно-об-стЕенного управления образовательны;.; комплексом в регионе, 'орэя включает в себя не только командные механизмы,но и комические.

1.1ы полагаем,что переход на региональное самоуправле-и самофинансирование позволяет увязать в единое целое реше-

12 а

ние социальных,культурных и экономических задач в постановке образования,обеспечить с одной стороны,формирование социально зрелого гражданина, а с другой- удовлетворить потребности народного хозяйства в кадрах.

Б процессе исследования была разработана прогностическая модель развития регионального образовательного комплекса.

Её создание преду сматривало ряд процедур, среди них необходимо выделить формирование организационно-экономического механизма

управления:

— \ъ-

/ схема В I /

И построение структуры органа управления на основе функционально - целевого подхода:

-

/ схема Уз 2 /

Главная цель

§адачи

-Функции

Обьект управления

Потребности (.социальный

Целеполцгаш Тип,уровень

Построение:

дерева задач,

определение

ррограмм

Составление таблицы функций,видов работ.

Анализ

Распределение задач,программ мекду подразделе -ниями

Распределение функций ме;.;ду подразделени-

Перераопределение работ меззду исполнителями по трудо-

Проектирс (моделирс

ями

емкости

Организационная структура уцравления,специальные звенья

Комплексная программе

Йолог-сение о подразделении

Долкност- |Штатное > ные инструкции

Формирован! структуры

Документавд

равпи-сание

- 45"—

Таким образом,предлагаемая нами прогностическая модель региональной системы образования отвечает современным социальным требованиям и одновременно ориентирует на правовые нормы,установленные законодательством и законодательными органами Российской Федерации и является оптимальной в силу, следующих обстоятельств:

- она ориентируется на научно обоснованные цели,определяемые социально-экономической ситуацией»реальным состоянием региональной системы образования и потенциальными возможностями развития этой конкретной системы;

-её структура соответствует заданным целям,представляет собой гибкий и динамичный комплекс взаимосвязанных элементов,ориентированных на прогрессивное развитие всего образовательного комплекса;

-функции органов государственно-общественной системы управления

образованием в регионе сформированы в соответствии с установленными целями и методами.

-деятельность региональных органов управления образованием обеспечивается нормативно-правовыми актами;

-достигается оптимальный баланс между административными и экономическими методами,осуществляемыми на основе правовых документов через соответствующие органы власти строго в рамках своей компетенции;

-экономические методы управления позволяют сформировать у работников образования экономическое мышление,качества предпринимателя, стимулировать эффективность их деятельности;

-развитие образовательной системы и соответствующее ей оптимальное управление строится на основе новых информационных технологий.

Данная модель управления региональной системой образования реализуется в практике управления Ленинградским регионом,и первые результаты её внедрения свидетельствуют о её конкретности, реальности и эффективности.

Именно управлению отведена роль "пускового механизма" прогрессивных идей в системе образования,так как оно создает эрганизационные и экономические условия идя развития образова-

- метельной системы,обеспечивает её необходишми ресурсами,упорядс

чивает саму систему,заботится о предпосылках её динамичного и по огре с с ив ного с ов ерше не твов а нпя.

Б управленческой подсистеме формируется цели дви^енс образовательных учреждений,определяются функции отдельных элел тов всей образовательной систеш,фиксируется её продвижения к цели.Все эти обстоятельства,выявленные в ходе исслецо -

вания»определили стратегию поиска оптимизации деятельности управленческих слу:;:б в регионе.

Наша гипотеза о том,что управление региональной систе образования выступает фактором её стабилизации»развития и функ онирования полностью подтвердилась.Это позволило разработать п нормативных документов,определяющих деятельность органов управ ния в новых условиях.

Методология настоящего исследования позволила осущест рациональное сочетание административных и экономических методо

в новой модели государственно-общественного управления образо нием в регионе.

Эффективность сочетания административных и экономичес

методов выявлялась на всех уровнях управления.

Проведенное исследование убедительно показывает целее разность установления оптимальной взаимосвязи административных экономических методов управления образованием в регионе.

Основные положения диссертационной работы отражены в следующих публикациях:

1.Региональная программа развития народного образования Ленин-, градской области на 1991-93гг.Изд-во ЛОИУУ, 3 п.л.

2.Инспектирование в системе внутришкольного контроля. Методические рекомендации в помощь руководителям общеобразоват ных школ.Ленинград,1991 г.Изд-во ЛОИУУ, 3,5 п.л.

3.Управленческие знания и умения директора общеобразовательной школы.

Методические рекомендации.Ленинград, 1991 г.Изд-во ЛОИУУ, 3.5 п.

4. Научно-педагогический эксперимент в учреждениях народного

образования области.

Методические рекомендавди,Ленинград,Ыелшузовская типография,1989 1,5 п.л.

5.Организация и проведение научно-исследовательской работы в инг статуте усовершенствования учителей.

.Ленинград,1990 г.Меквузовская типография,1,5 п.л.

nauka-pedagogika.com

Практическое применение методов административного управления

Содержание

     

 

     Понятие «менеджмент» относительно недавно  вошло в нашу жизнь. Правда, все мы больше привыкли к слову «управление». Эти два понятия в русском языке означают примерно одно и то же – целенаправленное воздействие на людей, т.е. управление людьми для достижения поставленных целей. Цели, да и методы управленческих действий изменились с переходом к рыночной экономике. Хорош или плох выбранный метод, можно оценить по результатам достижения поставленной цели.

     Методы  управления – это те приемы и  средства, которыми пользуются менеджеры, чтобы достичь определенной цели и решить конкретные задачи.

     В управлении применяются три основных вида методов: административные (организационные), экономические и социальные. Методы управления применяются с целью повышения эффективности системы управления.

     Актуальность  темы исследования определяется необходимостью повышения управляемости предприятия с помощью различных методов, в частности методов организационно-административного управления.

     Объектом  исследования является Открытое акционерное  общество «Лепсе».

     Предметом выступают организационно-административные методы управления, применяемые на предприятии.

     Целью работы является анализ организационно-административных методов и выявление их достоинств и недостатков. Цель обусловила постановку следующих задач:

     -определить сущность и назначение организационно-административных методов управления;

     - рассмотреть организационную структуру  предприятия ОАО «Лепсе»;

     - проанализировать имеющиеся на  предприятии методы управления;

     - разработать рекомендации по  совершенствованию применения организационно-административных методов.

     Теоретическую основы работы составили труды различных  авторов О.С.Виханского, В.Р. Веснина, И.Н. Герчиковой Н.В. Молотковой, Г.В. Савицкой и др.

 

  1. Роль и место административных методов в системе управления организации
    1. Методы управления персоналом

    Функция управления реализуется посредством определенных методов, то есть способов их осуществления.

    Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления персоналом – это  совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления посредством своей дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели. Способы, приемы воздействия субъекта на объект управления (не исключая обратного воздействия объекта на субъект), руководителя на коллектив и коллектива на руководителя. Методы процесса управления – это способы выполнения отдельных операций, процедур, работ, образующих процесс управления. К методам процесса управления относятся:

    Методы  управления классифицируются по многочисленным признакам. Так, выделяют методы прямого  и косвенного воздействия. При использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание определенных условий для достижения конкретных результатов. Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления. Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на кого направлено воздействие. По этому признаку выделяют методы управления:

    Социально-психологические  методы управления – это совокупность способов воздействия на личностные отношения и связи в трудовых коллективах, они основаны на использовании моральных стимулов к труду, в целях превращения административных задач в осознанный долг и внутренние потребности человека. Главной целью социально-психологических методов управления является формирование в коллективе положительного социально-психологического климата. Результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников может помочь руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% - от умения работать с людьми. Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат, поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Для обеспечения благоприятного морально-психологического климата в коллективе требуются специальные знания и умение руководителей. Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые, в конечном счете, сформируют здоровые межличностные отношения.

    В качестве основных форм такого воздействия  используются:

    При формировании коллектива и исследовании межличностных отношений рекомендуется составлять социоматрицы и социограммы. Они позволяют определять отношения членов группы друг к другу и степень сплоченности коллектива, выявлять лидера, а также устанавливать социометрический статус и эмоциональную экспансивность работников.

    Важный блок методов управления трудовым коллективом социального характера составляет так называемый социальный пакет.

    Социальный пакет – это дополнительные прямые и непрямые выгоды, преимущественно материального характера, которые работодатель предоставляет своему сотруднику. Рассмотрим структуру социального пакета.

    

    Рис. 1.1 - Структура социального пакета

    По схеме видно, что прямые выгоды можно разделить на материальные и не материальные.

    К материальным выгодам относятся: различные премии и бонусы.

    К нематериальным выгодам относятся: почетные грамоты; почетные звания; повышения рабочего разряда и т.д.

    Не прямые выгоды можно разделить на гостребования и элементы корпоративного обслуживания.

    Гостребования включают в себя: пенсионное обеспечение; оплату отпусков; оплату больничного листа.

    Основными элементами корпоративного обслуживания являются: служебный автомобиль; предоставления жилья; оплата мобильного телефона и т.д.

    Трудовой кодекс РФ (статья) предусматривает включение указанных выгод работающих в коллективный договор, который представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. В конце хотелось бы сказать, что в наше время больше уделяется внимания именно социально-психологическим методам управления.

    Экономическим методам управления отводится центральное  место. Это обусловлено тем, что  отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

    Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо как минимум обеспечить "отзывчивость" организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных единиц и самофинансирование организации. В свою очередь расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам руководства. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников производственного процесса. Проблема здесь в том, чтобы создать условия, при которых бы экономические методы были действенны и целенаправленны.

    Вся сложность проблемы состоит в  обеспечении комплексной субординации хозяйственных связей и экономических зависимостей трудового коллектива в отношениях с организациями, учреждениями, иными структурами народнохозяйственного комплекса и членами своего коллектива. Выпадение или ослабление какого-либо звена в этой системе связей снижает эффективность экономического руководства.

    Перестройка экономического механизма по совершенствованию планирования, экономического стимулирования и управления должна обеспечить необходимые социально-экономические предпосылки реализации программы перехода на работу в условиях рынка. Для этого коренным образом должны измениться методология и технология планирования, в основе которых лежит нормативный метод. С учетом нормативов формируются взаимоотношения организации как с вышестоящими органами управления, так и с бюджетом. Применение стабильных нормативов позволит улучшить систему образования средств, остающихся в распоряжении организации для решения различных экономических и социальных задач. Т.е. после осуществления обязательных отчислений и платежей (отчислений от доходов в бюджет и отчислений органам управления для образования централизованных резервов и фондов, предназначенных для финансирования мероприятий по развитию всей системы подведомственных предприятий, а также для оказания помощи предприятиям, имеющим финансовые затруднения) образуются фонды производственного и социального развития и оплаты труда. В конечном итоге формируются доходы (прибыль) организации. В некоторых рыночных структурах эти фонды не выделяются, а образованная прибыль по решению трудового коллектива распределяется на развитие производственной и материальной сфер.

    Основной  смысл всей работы в этом направлении  сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых бы они могли максимально полно учитывать экономические последствия их управленческой и производственной деятельности.

    Таким образом, основная задача изменения  хозяйственного механизма состоит  в том, чтобы создать такие  экономические и организационные  условия, при которых бы организация выполняла возложенные на нее функции на самом высоком уровне.

    В отличие от организационно-административных экономические методы руководства  предполагают разработку общих планово-экономических  показателей и средств их достижения.

    Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В  результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

    В условиях рынка экономические методы руководства получат дальнейшее развитие, расширится сфера их действия, будет преодолен формальный хозрасчет, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и каждый коллектив в такие экономические условия, при которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с общегосударственными. Используя личную экономическую заинтересованность, можно добиться целей, поставленных государством перед той или иной организацией.

    Конкретный  набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.

    Для решения экономических задач  в управлении организацией широко применяются и экономико-математические методы, поскольку основным свойством экономических задач является большое число ограничительных условий и множество решений. Их экономическую сущность может выразить математическая модель, представляющая собой систему ограничительных условий, налагаемых на неизвестные переменные.

stud24.ru

Экономические и административные методы управления.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 34Следующая ⇒

Методы управления - это способы воздействия управ­ляющей подсистемы - субъекта управления - на управляемую подсистему - объект управления (работник, коллектив, организа­ционно-экономический объект управления) для достижения по­ставленных целей. В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся: Экономические методы, Административные методы

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подраз­делить на две группы: методы, используемые федеральными и региональны­ми органами; методы, используемые предприятиями (организациями).

К используемым методам федеральными и региональны­ми органами, относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т.е. экономические факторы внешней среды предприятия.

Методы, используемые предприятиями, составляют: система материального поощрения работников; система ответственности за качество и эффективность работы; экономические нормативы функционирования организа­ции, которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показа­телей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план.

Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем ис­пользования инструментов мотивации и оптимизации ради гар­монизации отношений личности и общества.

К современным формам экономического стимулирования относятся: формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда; бонусы в виде дополнительных вознаграждений, пре­мий, надбавок к основной заработной плате; участие работника в распределении прибыли организации; предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных ус­луг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повыше­нии квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставление работнику льгот при приобре­тении продукции, выпускаемой организацией; предоставление работнику льготных кредитов; льготное страхование жизни работника и др.

Наряду с перечисленными формами стимулирования воз­можно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия льгот.

Административные методы управления основаны на использовании исполнительной власти – это прямое законодательное управление. Прямое регулирование деятельности организации через систему законов и решений. Они включают: систему законодательных актов страны и региона; систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации; систему оперативного управления (систему власти).

В системузаконодательных актов страны и определенного региона входят: законы,

указы, постановления, стандарты, поло­жения, методики

Все документы должны быть утверждены федераль­ными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. При определении их состава, структуры и содержания должны учитываться научные, теорети­ческие и практические аспекты управления.

Система нормативных и методических документов предприятия включает: стандарты, методики, положения, инструкции, приказы, распоряжения, указания утвержденные руководством предприятия.

Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента кон­кретной организации.

Важное значение имеет и система оперативного управления. Существуют четыре способа реализации своей власти руководителем: Распоряжения, популяризация, участие в управлении, передача полномочий и ответственности.

На практике система методов постоянно изменяется, при переходе от административно-командной системы к рыночной получили развитие экономические методы управления. Однако используемые в практике методы управления, являются комплексными, т.е. они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное стимулирование. При этом отдельные методы дополняют друг друга в конкретных ситуациях, позволяют комплексно устанавливать влияние на объект управления различных факторов.

Административные и экономические методы порой сложно отличить. Взаимосвязь Экономических и административных методов: средства прямого (административного) и косвенного (экономического) назначения используются с единой конечной целью – реализация управленческого воздействия субъекта управления на поведение объекта управления. эти средства практически используются одними и теми же, а не различными, субъектами исполнительной власти. они используются в отношении одних и тех же объектов управления; не существует таких объектов, которые нуждаются исключительно в косвенном управляющем воздействии. прямые и косвенные средства используются в практической деятельности соответствующих исполнительных органов (должностных лиц) в рамках единого варианта, а именно – как одностороннее и властное волеизъявление субъекта управления. для реализации прямого и косвенного управляющего воздействия требуется, как правило, единая правовая форма. практически в правовых актах управления можно обнаружить органическое сочетание экономического содержания и административно-правовой формы.

 

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

6 Экономические методы управления

Методы управления – это совокупность способов, приемов, средств воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Экономические методы управления – это конкретный механизм использования системы экономических стимулов, которые предусматривают материальную заинтересованность и материальную ответственность работников за выполнение поставленной цели. Экономические методы побуждают работника действовать в нужном направлении, без повседневного административного вмешательства.

Экономический механизм управления включает следующие методы государственного и рыночного регулирования: налогообложение, ценообразование, система кредитования, рынок ценных бумаг, рынок труда, система пошлин, тарифов, акцизов, фазы общественного воспроизводства, формы собственности и др.

Для управления предприятием руководитель может использовать следующие основные экономические методы:

Плановое ведение хозяйства – является основным механизмом функционирования предприятия, которое имеет четкие цели и стратегию их достижения. Планы экономического развития являются основой для обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и объемами производства продукции. Виды планов: прогнозирование, стратегическое и перспективное планирование, текущее годовое планирование, оперативное планирование, планы-наряды. Формы планирования инвестиционное, трудовых ресурсов, материальных ресурсов, издержек, финансовое и кассовое планирование, бизнес-планирование. Планирование является функцией управления, принципом управления, а также методом управления, т.к. наличие плана в работе побуждает работников действовать в нужном для руководителя направлении и в тоже время, план – документ и является средством управления. Важное место в системе планирования д. занимать личные планы работы руководителя и специалиста.

Условия применения метода планирования

а) предприятие является свободным товаропроизводителем, действует на рынке на основе маркетинговой стратегии по перспективному плану

б) планы экономического развития являются основой для обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и объемами производства ресурсами. Расчеты производятся на основе экономических нормативов.

в) портфель заказов формируется заранее, служит основой планирования и производственной оптимизации портфеля заказов по времени и стоимости.

г) Критерии эффективности четко определены и ранжированы по важности, самый важный прибыль, планирование осуществляется с их учетом.

д) Конечные результаты деятельности четко определены, служат основой планирования, учета и анализа, стимулирования труда и о них знают рядовые работники.

Экономический анализ. Он позволяет выявить резервы производства, предупреждать штрафные санкции, более рационально использовать товарно-материальные ценности, денежную наличность, основной и акционерный капитал.

Эффективность управления требует анализа фактического состояния дел. Его задачи: определение степени выполнения планов, заданий, выяснение причин их не выполнения, изучение передового опыта и возможностей его использования, определение путей повышения эффективности производства и социальных условий для членов коллектива. Т.о., названы возможности экономического анализа, которые руководитель должен использовать при принятии управленческих решений.

Хозяйственный расчет является методом ведения хозяйства, который требует: соизмерять затраты предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объем продаж, выручка), требует полного возмещения расходов на производство за счет полученных доходов, требует обеспечение рентабельности производства, требует материальной заинтересованности работников в результатах труда.

Хозяйственный расчет – каждый должен считать доход и расход и уровень рентабельности. Хоз. расчет позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников. Принципы хоз. расчета можно сформулировать как “ЗС”

самостоятельность предприятия, которое выступает на рынке свободным товаропроизводителем,

самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования и дотационности в покрытии убытков,

самофинансирование, т. е. расширенное воспроизводство ведется за счет собственной прибыли.

Может быть полный хозяйственный расчет предприятия в рыночных условиях и внутрихозяйственный расчет подразделений.

Условия эффективного применения внутрихозяйственного расчета:

  1. Ведется децентрализованное планирование, каждое подразделение имеет свой план или хозрасчетное задание.

  2. Применяется нормативный метод взаиморасчетов между подразделениями.

  3. Подразделения участвуют в распределении прибыли.

  4. Открыты лицевые счета подразделений.

  5. Утверждено положение о внутрихозяйственном расчете.

оплата труда является основным стимулом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между трудовым процессом и результатами труда. Отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Система оплаты труда разрабатывается на предприятии самостоятельно. Элементами оплаты труда являются:

а) должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих. Отражают нормативную стоимость рабочей силы с учетом средних затрат труда при нормативной его продолжительности.

б) дополнительная оплата труда позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверх нормативную работу, социальные гарантии и др. условия.

в) вознаграждение определяется по индивидуальному вкладу в конечные результаты (КТУ).

г) премия связывает результат труда работника с прибылью (выплачивается из прибыли).

Руководитель может применять названные элементы оплаты труда т.о., чтобы вызвать у людей материальную заинтересованность в результатах труда, обеспечивая рост жизненного уровня.

Если руководитель скуп, то работники разбегутся. Если руководитель расточителен, то обанкротиться предприятие.

Условия правильного применения оплаты труда:

Д.б. равная оплата за равный труд. (справедливость в оплате труда).

Минимальная оплата труда должна устанавливаться на основе прожиточного минимума, а уровень зар. платы должен обеспечивать работнику образ жизни, достойный человека.

Оплата труда должна производиться по конечному результату.

Снижение стимулирования труда д.б. максимально связано с результатами работы всего предприятия, прибылью.

При определении ставок з-п руководствоваться выплатами у конкурентов, уровнем стоимости жизни, государственным регулированием в области з-п и финансовым положением предприятия.

Индексировать з-п с учетом инфляции и увеличения объема производства.

Все сторонняя дифференциация оплаты труда с учетом условий труда и квалификации.

Распределение вознаграждения за конечные результаты труда и премии по КТУ непосредственно в подразделениях.

Механизм стимулирования д.б. понятен и доступен.

Применять дополнительные материальные стимулы, кроме оплаты труда (без % ссуды, бесплатное жилье, бесплатные детские учреждения, больницы, санатории, дополнительные выплаты к пении, бесплатные обеды, бесплатная фирменная одежда, бесплатный транспорт, выделение площадей под сенокосы, пр.).

studfiles.net

Административные и экономические методы управления персоналом на предприятии

Введение

Оглавление

Теоретические основы методов управления персоналом на предприятии.

Административные и экономические методы

Социально-психологические и психологические методы

Анализ системы управления персоналом центра молодежи «ПОЛЕТ»

Общая характеристика организации центр молодежи «ПОЛЕТ»

Методы управления персоналом применяемые в центре молодежи «ПОЛЕТ»

Направления повышения эффективности использования методов управления в центре молодежи «ПОЛЕТ»

Проектные предложения по повышению эффективности использования методов управления в центре молодежи «ПОЛЕТ»

Эффективность проектных предложений в центре молодежи «ПОЛЕТ»

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность проблемы определяется тем, что большинство современных предприятий не правильно применяют методы управления. Что влечет низкую производительность.

Объект исследования данной курсовой работы - центр молодежи «ПОЛЕТ»

Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе управления.

Цель данной курсовой работы – провести анализ и исследовать методы управления персоналом центр молодежи «ПОЛЕТ», обозначить проектные предложения по улучшению эффективности применяемых методов.

В связи с поставленной целью определяются следующие задачи:

1. Дать определение понятия, методов управления.

2. Охарактеризовать систему управления центра «ПОЛЕТ».

3. Указать направления повышения эффективности использования методов управления в центре молодежи «ПОЛЕТ».

Литературу по данному вопросу можно разделить на несколько групп.

Во-первых, учебники и труды известных ученых, таких как Виханский, Егоршин и др.[1].

Во-вторых, источники из сети интернет, где можно найти как учебники, так и периодические издания, а также законы и различные постановления[2].

Поставленные цели и задачи определили и структуру данной курсовой работы.

 

Теоретические основы методов управления персоналом на предприятии.

Административные и экономические методы управления персоналом на предприятии.

Организационно-распорядительные (административные) ме­тоды управления основаны на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления (часто эти методы называют административными)[3]. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда. Классификация элементов, регулируемых административными методами управления представлена на рисунке 2.

Организационное воздействие основано на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала. К ним относятся: устав организации, организационная структура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка.

Дисциплинарная ответственность и взыскания.Дисциплина — это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенными в соответствии с Трудовым кодексом. За совершение дисциплинарного проступка, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания [4].

Материальная ответственностьстороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения[5].

 

Рисунок 2. Классификация административных методов управления персоналом на предприятии.

Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений, регулируемых Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ[6]. На данный момент уже вышел целый ряд изменений[7].

Уголовная ответственность вступает в силу в случаях совершения преступлений, которые характеризуются как общественно опасные деяния в виде активных противоправных действий.

Экономические методы управления – это способы и приемы воздействия на людей, имеющие в своей основе экономические отношения людей и использование их экономических интересов[8]. Классификация элементов, регулируемых экономическими методами управления представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Классификация экономических методов управления персоналом на предприятии.

Структура оплаты труда представлена на рисунке 4, она позволяет определить, какие составляющие входят в оплату труда работника[9].

Рисунок 4. Структура оплаты труда работника предприятия..

1.2 Социально-психологические и психологические методы управления персоналом на предприятии.

Социально-психологические методы управления представля­ют собой механизм воздействия па органы управления (коллек­тивы) и людей через социально-психологические интересы[10].

Класси­фикация элементов, регулируемых с помощью социологических методов, показана на рисунке 5.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом. Анкетирова­ние позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сцена­рия (программы). Интервью - идеальный вариант беседы с руководителем - требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени [11].

Партнерство составляет важный компонент любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется об­щение людей.

Соревнование является специфической формой общественных отношений и характери­зуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению.[12]

Общение — это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией.

Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сто­рон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.

 

Рисунок 5. Классификация социологических методов управления персоналом на предприятии.

megaobuchalka.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта