Оптимизация обучения и развития детей с ммд. Оптимизация обучения и развития детей с ммд


Оптимизация обучения и развития детей с ммд

Л. А. Ясюкова.

Оптимизация обучения и развития детей с ММД.

Диагностика и компенсация ММД.

Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга. Наличие каких-либо отклонений в этом процессе, его частичное нарушение приводит и к различным осложнениям в психическом развитии, которое, однако, по мнению Выготского не являются фатальными.

К сожалению, такие нарушения становятся массовыми. По данным статистики более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы (как легкие, так и сложные).

Легкие нарушения в созревании и функционировании головного мозга имеют одинаковую «внешнюю» картину проявления и их объединяют в группу минимальных мозговых дисфункций.

ММД – наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляются в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

ММД не является медицинским диагнозом, это констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга. ММД не является препятствием к обучению. Но это бывает возможным только при здоровом образе жизни, отсутствии переутомления. Обычно к 5-7-у классу работа мозга нормализуется.

При ММД можно ожидать следующие отклонения:

  1. Быстрая умственная утомляемость. Сниженная работоспособность (при этом физическое утомление может полностью отсутствовать).

  2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности.

  3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка, в том числе и умственной, при эмоциональной активности.

  4. Значительные сложности при формировании произвольного внимания: неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, слабое распределение, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности и ригидности.

  5. Снижение объема оперативной памяти внимания, мышления, (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации).

  6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную память (проблема упрочнения временных связей).

С момента поступления в школу повышенные требования начинают предъявляться именно к тем свойствам, которые у детей с ММД нарушены. Недостатки памяти, внимания, повышенная отвлекаемость, умственная утомляемость, слабость самоуправления - приводят к тому, что дети не в состоянии обучаться наравне со здоровыми детьми.

Их мозг может продуктивно работать в течение 5-15 минут, далее он «активно отдыхает». В это время ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать информацию. В течение 40 мин. он может «отключиться» несколько раз и может выпустить многое из рассказа учителя. В итоге он либо перестанет понимать о чем идет речь, либо в голове укладываются обрывки информации, которые случайно и своеобразно комбинируются, приводя к абсолютно непонятным ошибкам.

В использовании диагностических методик Тулуз-Пьерона и др. тестов были выделены типы ММД.

  1. Астенический тип.(15%).

Дети с повышенной умственной утомляемостью. Их можно узнать по тому, как они «выключаются» на уроках. Сидят с отсутствующим взглядом, смотрят «в никуда», нередко кладут голову на парту, могут не реагировать на замечание. У них плохая память, внимание. Они не могут одновременно помнить инструкцию и действовать в соответствии с ней. Они часто выглядят необычными, кажутся задумчивыми, уходят в себя. Постоянное утомление осложняет и задерживает развитие ребенка. Им характерна эмоциональная инертность и «вялость». Легкие положительные эмоции оказывают инертизирующее влияние, но сильные - истощают.

  1. Реактивный тип. (25%).

Дети выглядят исключительно деятельными, но фактически это двигательная расторможенность, вынужденная неуправляемая реактивность, сочетающаяся с повышенной возбудимостью, переключаемостью, утомляемостью. Они сначала действуют, потом думают. Присутствие учителей или родителей не является сдерживающим фактором. На замечание могут дать резкий ответ. Они хотят и пытаются, но не могут сдержать обещание, проявляют агрессию. Память может быть в норме, но внимание неустойчиво. Рекомендуется медикаментозное лечение.

  1. Ригидный тип. (20%).

Характерна замедленность действий, речи, реакций. Их стараются подгонять, но они только еще больше замедляются. Память, внимание в норме. Слабое место -переключаемость.

  1. Активный тип.(10%).

Дети, относящиеся к этому типу похожи на неорганизованных, импульсивных, увлекающихся детей не имеющих ММД. Они активно включаются в деятельность, но работают недолго, т.к. не могут произвольно регулировать свою работоспособность. Они могут хорошо писать короткие самостоятельные работы, а длинные плохо. Кажутся способными, но ленивыми.

  1. Субнормальный тип.(30%).

Повышенно утомляемы, отключаются значительно реже, чем другие типы. Объем памяти, мышление, интеллект не страдает. Их воспринимают здоровыми, но невнимательными. Работоспособность сохраняется в течение всего учебного дня, но отклонения бывают.

Рекомендации по оптимизации обучения детей с ММД.

  1. обучение с 8 лет по 4-летней программе.

  2. После 2 урока отдых-прогулка.

  3. Не следует их оставлять в группе продленного дня, рекомендуется тихий час.

  4. Д/з дети могут не записывать, родители могут узнать сами.

  5. Выполнять д/з и повторять пройденный материал.

  6. Освободить от оформительской работы (поля, кр. строка).

  7. В 1 классе как можно меньше писать.

  8. При объяснении не следует требовать ответов, просить, чтобы ребенок запомнил.

  9. Обязательно хвалить в конце работы, независимо от того, слушал, повторял, или демонстрировал знания,

  10. Желательно сажать одного за парту.

  11. Если ребенок отключается не надо его трогать, но не в состоянии реагировать.

  12. Даже если дети отстают в учебе по причине ММД, то 5-6 класс - проходят в норме.

  13. Не следует перегружать детей.

  14. Внимание и забота.

Диагностика ММД.

  1. бланк - дошкольники не младше 6 лет, учащиеся 1-2 кл.;

  2. бланк – 2 кл. гимназии;

  3. бланк – 3-6 кл. общеобразовательной школы;

  4. бланк – 7-11 кл. общеобразовательной школы; 5-7 кл. гимназий.

От 6 лет до 6 кл. – работа с каждой строкой 1 мин.

С 7 кл. – 55 сек.

Тестирование проводят групповым способом. Не менее 6 – 10 чел. В течение 15 минут.

Инструкция: Внимание! Слева в верхней части ваших ответных бланков нарисованы 3(2) квадратика. Это – образцы. С ними надо будет сравнивать все остальные квадратики, нарисованные на бланке. Строчка, находящаяся сразу под образцом и не имеющая номера – черновик. На ней вы сейчас попробуете, как надо выполнять задание. Необходимо последовательно сравнивать каждый квадрат черновика (не изменяя его пространственной ориентации) с образцами. В том случае, если квадрат тренировочной строки совпадает с каким-либо из образцов, его следует зачеркнуть, одной вертикальной черточкой. Если точно такого квадратика среди образцов нет, то его следует подчеркнуть (показ). Сейчас Вы должны будете, таким образом, последовательно обработать все квадратики тренировочной строчки. Зачеркивая совпадающие с образцами и подчеркивая не совпадающие. Работать необходимо по инструкции.

Нельзя:

  1. Сначала вычеркивать все квадраты, совпадающие с образцом, а потом подчеркнуть оставшиеся.

  2. Ограничиться только вычеркиванием.

  3. Подчеркивать только сплошной чертой, если подряд встречаются несовпадающие с образцами квадратики.

  4. Выполнять инструкцию наоборот: подчеркнуть совпадающие и вычеркивать не совпадающие с образцами квадратики.

Теперь будем работать все вместе и точно по времени. На каждую строчку будет дана одна минута (55 сек!) Когда время пройдет я буду говорить: «Стоп! Следующая строчка!». И в каком бы месте строчки ни застал Вас этот сигнал, надо сразу перенести руку на следующую строку и без перерыва продолжать работу. Работать как можно быстрее и внимательнее.

«Все поставьте ручки на первую строку! Начали!…

Стоп! Все работу закончили!

Обработка: для каждой строчки подсчитывается:

  1. общее количество квадратиков;

  2. количество ошибок:

Скорость выполнения теста в норме:

Возраст

Объем выполнения

патология

слабая

средняя

хорошая

высокая

6-7 л.

0-14

15-17

18-19

20-39

40 и>

1 кл.

0-19

20-27

28-36

37-44

45 и>

2 кл.

0-22

23-32

33-41

42-57

58 и>

3-4 кл.

0-15

16-25

26-36

37-48

49 и>

5 кл.

0-19

20-29

30-39

40-50

51 и>

6 кл.

0-24

25-31

32-41

42-55

56 и>

7 кл.

36 и <

37-45

46-57

58 и>

8 кл.

38 и <

39-48

49-59

60 и>

9 кл.

40 и <

41-50

51-64

65 и>

10 кл.

44 и <

45-54

55-69

70 и>

11 кл.

49 и <

50-62

63-77

78 и>

Основные расчетные показатели:

  1. Объем выполнения теста:

, где n – число строк, xi – количество обработанных знаков.

  1. Коэффициент точности (концентрация внимания)

; , где V – объем, L – среднее количество ошибок в строке, n - количество строк, yi – количество ошибок в строке.

Дополнительные показатели.

1. Устойчивость объема во времени?????????????????

, где V – средняя скорость

2. Устойчивость внимания

  1. Связь объема и точность выполнения теста.

Распределение точности при ММД: от 0,5 до 0,9

тяжелое отклонение

0,86

Точность выполнения К

возраст

патология

слабая

средняя

хорошая

высокая

6-7 кл.

0.88 и <

0.89-0.9

0.91-0.95

0.96-0.97

0.98-1

1-2 кл

0.89 и <

0.9-0.91

0.92-0.93

0.96-0.97

0.98-1

3-7 кл

0.89 и <

0.9-0.91

0.92-0.93

0.94-0.96

0.97-1

8-9 кл

0.9 и <

0.91

0.92-0.94

0.95-0.97

0.98-1

10-11 кл

0.9 и <

0.91-0.92

0.93-0.95

0.96-0.97

0.98-1

Типологические профили ММД

Субнормальный тип.

А

1 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

2 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

3 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

4 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

5 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

6 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

7 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

8 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

9 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

10xxxxxxxxxxxxxxxxxxx

В

1 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

2 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

3 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

4 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

5 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

6 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

7 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

8 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

9 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

10xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

Активный

1 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

2 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

3 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

4 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

5 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

6 xxxxxxxxxxxx

7 xxxxxxxxxxxx

8 xxxxxxxxxxxx

9 xxxxxxxxxxxx

10xxxxxxxxxxxx

Ригидный

1 xxxxxxxxxxxx

2 xxxxxxxxxxxx

3 xxxxxxxxxxxx

4 xxxxxxxxxxxx

5 xxxxxxxxxxxx

6 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

7 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

8 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

9 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

10xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

Астенический Реактивный

1 xxxxxxxxxxx 1 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

2 xxxxxxxxxxx 2 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

3 xxxxxxxxxx 3 xxxxxxxxxxxx

4 xxxxxxxxxx 4 xxxxxxxxxxxxx

5 xxxxxxxxxx 5 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

6 xxxxxxxxxx 6 xxxxxxxxxxxxx

7 xxxxxxxxx 7 xxxxxxxxxxxxxxxxx

8 xxxxxxxxxx 8 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

9 xxxxxxxxx 9 xxxxxxxxxxxx

10xxxxxxxx 10xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

Скорость выполнения теста в норме:

Возраст

Объем выполнения

патология

слабая

средняя

хорошая

высокая

6-7 л.

0-14

15-17

18-19

20-39

40 и>

1 кл.

0-19

20-27

28-36

37-44

45 и>

2 кл.

0-22

23-32

33-41

42-57

58 и>

3-4 кл.

0-15

16-25

26-36

37-48

49 и>

5 кл.

0-19

20-29

30-39

40-50

51 и>

6 кл.

0-24

25-31

32-41

42-55

56 и>

7 кл.

36 и <

37-45

46-57

58 и>

8 кл.

38 и <

39-48

49-59

60 и>

9 кл.

40 и <

41-50

51-64

65 и>

10 кл.

44 и <

45-54

55-69

70 и>

11 кл.

49 и <

50-62

63-77

78 и>

Точность выполнения К

возраст

патология

слабая

средняя

хорошая

высокая

6-7 кл.

0.88 и <

0.89-0.9

0.91-0.95

0.96-0.97

0.98-1

1-2 кл

0.89 и <

0.9-0.91

0.92-0.95

0.96-0.97

0.98-1

3-7 кл

0.89 и <

0.9-0.91

0.92-0.93

0.94-0.96

0.97-1

8-9 кл

0.9 и <

0.91

0.92-0.94

0.95-0.97

0.98-1

10-11 кл

0.9 и <

0.91-0.92

0.93-0.95

0.96-0.97

0.98-1

refdb.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ММД — КиберПедия

Психологическое сопровождение детей с ММД в школе ориентировано на создание оптимальной и максимально комфортной для ребенка ситуации обучения. Обстановка на

 

уроках должна быть непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисцип­лины исключительно сложны для ребенка с ММД. Искрен­ние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т.д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Если на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, ученики ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. Когда нет запретов, не происходит и накапливания нереализованной энергии с последующими взрывами. «Рядовая» несдерживаемая недисциплинирован­ность (когда дети могут сидеть, как им хочется: поджав ноги или на коленях; вертеться, иногда вставать, обращаться к учителю и т.п.) создает только легкий фоновый шум и меньше мешает проведению урока, чем эмоциональные сры­вы детей и попытки педагога их приструнить. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать хорошую работоспособность учащихся.

Проблема дисциплины частично решается и в том случае, если есть возможность оборудовать класс специальными партами, рассчитанными на одного человека. Когда дети си­дят по одному, они меньше обращаются друг к другу, внима­тельнее слушают объяснения учителя и лучше усваивают материал. Стихийные диалоги с учителем чаще бывают близки к теме урока, в отличие от разговоров ребят друг с другом. Кроме того, педагог может управлять диалогом, возвращая внимание ребенка в нужное русло.

Наибольшие трудности с дисциплиной возникают у ги­перактивных детей. Учителя и родители жалуются, что та­кой ребенок не может сидеть на уроках и постоянно пребы­вает в движении. Как правило, таких детей очень легко от­влечь, потому что они реагируют на любой звук, любое движение. В таких ситуациях много внимания уделяется тому, чтобы научить ребенка контролировать свое поведение, не­редко это возможно только на фоне лекарственной тера­пии, снижающей возбуждение ребенка.

Если учитель видит, что ребенок «выключился», сидит с отсутствующим взглядом, то в этот момент его не надо трогать: он все равно будет не в состоянии разумно отреа­гировать. Нередко состояния «отключения» — реакции сту­пора — могут наблюдаться у детей с преобладанием тор-

стижения согласованности и успешности всей коррекцион-но-развиваюшей работы.

Задача психолога, который нередко становится первым специалистом, заметившим явления гиперактивности, син­дрома дефицита внимания, высокой утомляемости у ребен­ка, — своевременно провести исследование и направить его на консультацию к специалистам медицинского профиля. По итогам проведенного ими обследования разрабатывает­ся план комплексного психолого-педагогического сопро­вождения ребенка, планируются образовательный маршрут и необходимость помощи других специалистов. Следует помнить, что чем раньше поставлен правильный диагноз и, в случае необходимости, проведено своевременное лечение, тем благоприятней прогноз развития ребенка, меньше ве­роятности его последующей школьной дезадаптации, свя­занной с неуспешной учебной деятельностью.

Вопросы и задания

1. В чем состоит комплексность профилактики ММД?

2. Почему четырехлетнее образование в начальной школене всегда эффективно для детей с ММД?

3. Какие требования предъявляются к организации учеб­ной деятельности детей с ММД? Разработайте рекоменда­ции для родителей по эффективной организации выполне­ния домашних заданий.

4. Опишите основы профилактической тактики по отно­шению к ребенку с гиперактивностью.

5. В чем состоит сущность медикаментозной помощи ре­бенка с тяжелыми формами СДВГ и ММД?

6. Какова роль педагога-психолога общеобразовательнойшколы в организации помощи ребенку с ММД?

7. Оправдывает ли себя практика перевода детей с ММДна неполную учебную неделю с добавочным скользящимвыходным днем, рекомендуемая специалистами при силь­ных функциональных нарушениях деятельности мозга?

cyberpedia.su

Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций.

Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций.Методическое руководство - СПб.: ГП "ИМАТОН", 1997 - 80 стр.

В Руководстве выделяется психологическое содержание ММД. Проводится четкая граница между первичными отклонениями в психическом развитии, необходимо сопутствующими ММД, и вторичными дефектами, которые не являются неизбежными, закономерными следствиями легких церебральных поражений, и могут быть предотвращены. Определяются критерии дифференциации ММД и ЗПР.Предложен инструмент для диагностики ММД - тест Тулуз-Пьерона - с подробным изложением процедуры исследования.Приводится типология ММД, полученная эмпирическим путем в результате массовых обследований детей с помощью теста Тулуз-Пьерона. Подробно описаны психологические особенности и поведенческие проявления каждого из выделенных типов.Обсуждаются возможности компенсации ММД. Предлагаются основные принципы и конкретные методы обучения детей с мозговыми дисфункциями.

Оглавление

13 TOC \o "1-4" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc274328656" 14Введение. 13 PAGEREF _Toc274328656 \h 143151513 LINK \l "_Toc274328657" 141. Причины возникновения и особенности проявления минимальных мозговых дисфункций у детей 13 PAGEREF _Toc274328657 \h 145151513 LINK \l "_Toc274328658" 142. Характеристика методики диагностики ММД 13 PAGEREF _Toc274328658 \h 1412151513 LINK \l "_Toc274328659" 143. Процедура тестирования и обработка результатов 13 PAGEREF _Toc274328659 \h 1415151513 LINK \l "_Toc274328660" 144. Интерпретация результатов 13 PAGEREF _Toc274328660 \h 1420151513 LINK \l "_Toc274328661" 144.1. Основные критерии диагностики ММД 13 PAGEREF _Toc274328661 \h 1420151513 LINK \l "_Toc274328662" 144.2. Общая интерпретация основных показателей теста 13 PAGEREF _Toc274328662 \h 1421151513 LINK \l "_Toc274328663" 144.3. Критерии диагностики и физиологические особенности выделенных типов ММД 13 PAGEREF _Toc274328663 \h 1425151513 LINK \l "_Toc274328664" 145. Психологические проявления и возможности компенсации выделенных -типов ММД 13 PAGEREF _Toc274328664 \h 1429151513 LINK \l "_Toc274328665" 145.1. Астеничный тип 13 PAGEREF _Toc274328665 \h 1429151513 LINK \l "_Toc274328666" 145.2. Реактивный тип 13 PAGEREF _Toc274328666 \h 1431151513 LINK \l "_Toc274328667" 145.3. Ригидный тип 13 PAGEREF _Toc274328667 \h 1432151513 LINK \l "_Toc274328668" 145.4. Активный тип 13 PAGEREF _Toc274328668 \h 1434151513 LINK \l "_Toc274328669" 145.5. Субнормальный тип 13 PAGEREF _Toc274328669 \h 1435151513 LINK \l "_Toc274328670" 146. Рекомендации по оптимизации обучения детей с ММД 13 PAGEREF _Toc274328670 \h 1436151513 LINK \l "_Toc274328671" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc274328671 \h 1446151513 LINK \l "_Toc274328672" 14Литература. 13 PAGEREF _Toc274328672 \h 1447151515Введение.Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга. Наличие каких-либо отклонений в этом процессе, его частичное нарушение приводит и к различным осложнениям в психическом развитии. Однако нарушения, задержки, отклонения психического развития, хотя и возникают вследствие анатомо-физиологических дефектов, не являются фатальными. Л. С. Выготский еще в начале века показал своими работами продуктивность четкого разделения понятий первичного анатомо-физиологического дефекта и вторичных дефектов психического развития. Не отрицая тесной взаимосвязи между созреванием нервной системы и психическим развитием ребенка, он акцентировал внимание на том, что это, тем не менее, два различных процесса, связи между которыми многовариантны, а не взаимно однозначны. Л. С. Выготский подчеркивал момент относительной самостоятельности, раздельности линий биологического развития индивида и формирования его психики. Фактически существует два качественно различных уровня организации жизнедеят

filesclub.net

Оптимизация обучения и развития детей с ммд

Л. А. Ясюкова.

Оптимизация обучения и развития детей с ММД.

Диагностика и компенсация ММД.

Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга. Наличие каких-либо отклонений в этом процессе, его частичное нарушение приводит и к различным осложнениям в психическом развитии, которое, однако, по мнению Выготского не являются фатальными.

К сожалению, такие нарушения становятся массовыми. По данным статистики более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы (как легкие, так и сложные).

Легкие нарушения в созревании и функционировании головного мозга имеют одинаковую «внешнюю» картину проявления и их объединяют в группу минимальных мозговых дисфункций.

ММД – наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляются в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

ММД не является медицинским диагнозом, это констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга. ММД не является препятствием к обучению. Но это бывает возможным только при здоровом образе жизни, отсутствии переутомления. Обычно к 5-7-у классу работа мозга нормализуется.

При ММД можно ожидать следующие отклонения:

  1. Быстрая умственная утомляемость. Сниженная работоспособность (при этом физическое утомление может полностью отсутствовать).
  2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности.
  3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка, в том числе и умственной, при эмоциональной активности.
  4. Значительные сложности при формировании произвольного внимания: неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, слабое распределение, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности и ригидности.
  5. Снижение объема оперативной памяти внимания, мышления, (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации).
  6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную память (проблема упрочнения временных связей).
С момента поступления в школу повышенные требования начинают предъявляться именно к тем свойствам, которые у детей с ММД нарушены. Недостатки памяти, внимания, повышенная отвлекаемость, умственная утомляемость, слабость самоуправления - приводят к тому, что дети не в состоянии обучаться наравне со здоровыми детьми.

Их мозг может продуктивно работать в течение 5-15 минут, далее он «активно отдыхает». В это время ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать информацию. В течение 40 мин. он может «отключиться» несколько раз и может выпустить многое из рассказа учителя. В итоге он либо перестанет понимать о чем идет речь, либо в голове укладываются обрывки информации, которые случайно и своеобразно комбинируются, приводя к абсолютно непонятным ошибкам.

В использовании диагностических методик Тулуз-Пьерона и др. тестов были выделены типы ММД.

  1. Астенический тип.(15%).
Дети с повышенной умственной утомляемостью. Их можно узнать по тому, как они «выключаются» на уроках. Сидят с отсутствующим взглядом, смотрят «в никуда», нередко кладут голову на парту, могут не реагировать на замечание. У них плохая память, внимание. Они не могут одновременно помнить инструкцию и действовать в соответствии с ней. Они часто выглядят необычными, кажутся задумчивыми, уходят в себя. Постоянное утомление осложняет и задерживает развитие ребенка. Им характерна эмоциональная инертность и «вялость». Легкие положительные эмоции оказывают инертизирующее влияние, но сильные - истощают.
  1. Реактивный тип. (25%).
Дети выглядят исключительно деятельными, но фактически это двигательная расторможенность, вынужденная неуправляемая реактивность, сочетающаяся с повышенной возбудимостью, переключаемостью, утомляемостью. Они сначала действуют, потом думают. Присутствие учителей или родителей не является сдерживающим фактором. На замечание могут дать резкий ответ. Они хотят и пытаются, но не могут сдержать обещание, проявляют агрессию. Память может быть в норме, но внимание неустойчиво. Рекомендуется медикаментозное лечение.
  1. Ригидный тип. (20%).
Характерна замедленность действий, речи, реакций. Их стараются подгонять, но они только еще больше замедляются. Память, внимание в норме. Слабое место -переключаемость.
  1. Активный тип.(10%).
Дети, относящиеся к этому типу похожи на неорганизованных, импульсивных, увлекающихся детей не имеющих ММД. Они активно включаются в деятельность, но работают недолго, т.к. не могут произвольно регулировать свою работоспособность. Они могут хорошо писать короткие самостоятельные работы, а длинные плохо. Кажутся способными, но ленивыми.
  1. Субнормальный тип.(30%).
Повышенно утомляемы, отключаются значительно реже, чем другие типы. Объем памяти, мышление, интеллект не страдает. Их воспринимают здоровыми, но невнимательными. Работоспособность сохраняется в течение всего учебного дня, но отклонения бывают.

Рекомендации по оптимизации обучения детей с ММД.

  1. обучение с 8 лет по 4-летней программе.
  2. После 2 урока отдых-прогулка.
  3. Не следует их оставлять в группе продленного дня, рекомендуется тихий час.
  4. Д/з дети могут не записывать, родители могут узнать сами.
  5. Выполнять д/з и повторять пройденный материал.
  6. Освободить от оформительской работы (поля, кр. строка).
  7. В 1 классе как можно меньше писать.
  8. При объяснении не следует требовать ответов, просить, чтобы ребенок запомнил.
  9. Обязательно хвалить в конце работы, независимо от того, слушал, повторял, или демонстрировал знания,
  10. Желательно сажать одного за парту.
  11. Если ребенок отключается не надо его трогать, но не в состоянии реагировать.
  12. Даже если дети отстают в учебе по причине ММД, то 5-6 класс - проходят в норме.
  13. Не следует перегружать детей.
  14. Внимание и забота.

Диагностика ММД.

  1. бланк - дошкольники не младше 6 лет, учащиеся 1-2 кл.;
  2. бланк – 2 кл. гимназии;
  3. бланк – 3-6 кл. общеобразовательной школы;
  4. бланк – 7-11 кл. общеобразовательной школы; 5-7 кл. гимназий.
От 6 лет до 6 кл. – работа с каждой строкой 1 мин.

С 7 кл. – 55 сек.

Тестирование проводят групповым способом. Не менее 6 – 10 чел. В течение 15 минут.

Инструкция: Внимание! Слева в верхней части ваших ответных бланков нарисованы 3(2) квадратика. Это – образцы. С ними надо будет сравнивать все остальные квадратики, нарисованные на бланке. Строчка, находящаяся сразу под образцом и не имеющая номера – черновик. На ней вы сейчас попробуете, как надо выполнять задание. Необходимо последовательно сравнивать каждый квадрат черновика (не изменяя его пространственной ориентации) с образцами. В том случае, если квадрат тренировочной строки совпадает с каким-либо из образцов, его следует зачеркнуть, одной вертикальной черточкой. Если точно такого квадратика среди образцов нет, то его следует подчеркнуть (показ). Сейчас Вы должны будете, таким образом, последовательно обработать все квадратики тренировочной строчки. Зачеркивая совпадающие с образцами и подчеркивая не совпадающие. Работать необходимо по инструкции.

Нельзя:

  1. Сначала вычеркивать все квадраты, совпадающие с образцом, а потом подчеркнуть оставшиеся.
  2. Ограничиться только вычеркиванием.
  3. Подчеркивать только сплошной чертой, если подряд встречаются несовпадающие с образцами квадратики.
  4. Выполнять инструкцию наоборот: подчеркнуть совпадающие и вычеркивать не совпадающие с образцами квадратики.
Теперь будем работать все вместе и точно по времени. На каждую строчку будет дана одна минута (55 сек!) Когда время пройдет я буду говорить: «Стоп! Следующая строчка!». И в каком бы месте строчки ни застал Вас этот сигнал, надо сразу перенести руку на следующую строку и без перерыва продолжать работу. Работать как можно быстрее и внимательнее.

«Все поставьте ручки на первую строку! Начали!…

Стоп! Все работу закончили!

Обработка: для каждой строчки подсчитывается:

  1. общее количество квадратиков;
  2. количество ошибок:
    • неверная обработка;
    • исправления;
    • пропуски.
Скорость выполнения теста в норме:
Возраст Объем выполнения
патология слабая средняя хорошая высокая
6-7 л. 0-14 15-17 18-19 20-39 40 и>
1 кл. 0-19 20-27 28-36 37-44 45 и>
2 кл. 0-22 23-32 33-41 42-57 58 и>
3-4 кл. 0-15 16-25 26-36 37-48 49 и>
5 кл. 0-19 20-29 30-39 40-50 51 и>
6 кл. 0-24 25-31 32-41 42-55 56 и>
7 кл. 36 и 37-45 46-57 58 и>
8 кл. 38 и 39-48 49-59 60 и>
9 кл. 40 и 41-50 51-64 65 и>
10 кл. 44 и 45-54 55-69 70 и>
11 кл. 49 и 50-62 63-77 78 и>

Основные расчетные показатели:

  1. Объем выполнения теста:
, где n – число строк, xi – количество обработанных знаков.
  1. Коэффициент точности (концентрация внимания)
; , где V – объем, L – среднее количество ошибок в строке, n - количество строк, yi – количество ошибок в строке.

Дополнительные показатели.

1. Устойчивость объема во времени?????????????????

, где V – средняя скорость

2. Устойчивость внимания

  1. Связь объема и точность выполнения теста.

Распределение точности при ММД: от 0,5 до 0,9

тяжелое отклонение

0,86

Точность выполнения К

возраст патология слабая средняя хорошая высокая
6-7 кл. 0.88 и 0.89-0.9 0.91-0.95 0.96-0.97 0.98-1
1-2 кл 0.89 и 0.9-0.91 0.92-0.93 0.96-0.97 0.98-1
3-7 кл 0.89 и 0.9-0.91 0.92-0.93 0.94-0.96 0.97-1
8-9 кл 0.9 и 0.91 0.92-0.94 0.95-0.97 0.98-1
10-11 кл 0.9 и 0.91-0.92 0.93-0.95 0.96-0.97 0.98-1

Типологические профили ММД

Субнормальный тип.А

1 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

2 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

3 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

4 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

5 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

6 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

7 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

8 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

9 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

10xxxxxxxxxxxxxxxxxxx

В

1 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

2 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

3 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

4 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

5 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

6 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

7 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

8 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

9 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

10xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

Активный

1 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

2 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

3 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

4 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

5 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

6 xxxxxxxxxxxx

7 xxxxxxxxxxxx

8 xxxxxxxxxxxx

9 xxxxxxxxxxxx

10xxxxxxxxxxxx

Ригидный

1 xxxxxxxxxxxx

2 xxxxxxxxxxxx

3 xxxxxxxxxxxx

4 xxxxxxxxxxxx

5 xxxxxxxxxxxx

6 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

7 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

8 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

9 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

10xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

Астенический Реактивный

1 xxxxxxxxxxx 1 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

2 xxxxxxxxxxx 2 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

3 xxxxxxxxxx 3 xxxxxxxxxxxx

4 xxxxxxxxxx 4 xxxxxxxxxxxxx

5 xxxxxxxxxx 5 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

6 xxxxxxxxxx 6 xxxxxxxxxxxxx

7 xxxxxxxxx 7 xxxxxxxxxxxxxxxxx

8 xxxxxxxxxx 8 xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

9 xxxxxxxxx 9 xxxxxxxxxxxx

10xxxxxxxx 10xxxxxxxxxxxxxxxxxxxxx

Скорость выполнения теста в норме:

Возраст Объем выполнения
патология слабая средняя хорошая высокая
6-7 л. 0-14 15-17 18-19 20-39 40 и>
1 кл. 0-19 20-27 28-36 37-44 45 и>
2 кл. 0-22 23-32 33-41 42-57 58 и>
3-4 кл. 0-15 16-25 26-36 37-48 49 и>
5 кл. 0-19 20-29 30-39 40-50 51 и>
6 кл. 0-24 25-31 32-41 42-55 56 и>
7 кл. 36 и 37-45 46-57 58 и>
8 кл. 38 и 39-48 49-59 60 и>
9 кл. 40 и 41-50 51-64 65 и>
10 кл. 44 и 45-54 55-69 70 и>
11 кл. 49 и 50-62 63-77 78 и>

Точность выполнения К

возраст патология слабая средняя хорошая высокая
6-7 кл. 0.88 и 0.89-0.9 0.91-0.95 0.96-0.97 0.98-1
1-2 кл 0.89 и 0.9-0.91 0.92-0.95 0.96-0.97 0.98-1
3-7 кл 0.89 и 0.9-0.91 0.92-0.93 0.94-0.96 0.97-1
8-9 кл 0.9 и 0.91 0.92-0.94 0.95-0.97 0.98-1
10-11 кл 0.9 и 0.91-0.92 0.93-0.95 0.96-0.97 0.98-1

do.gendocs.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта