Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании. Основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования
1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования. Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании
Похожие главы из других работ:
Высшее образование в России: история становления и современное состояние
3. Современные тенденции развития высшего образования за рубежом и перспективы российской высшей школы
...
Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы
4. Современные тенденции дошкольного образования
Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности...
История развития образования
Тенденции развития образования
Здесь сначала хочется выделить тенденции изменения в «детском мире» вообще, в характере жизни детей (21): - Рождаемость падает, но растет «ценность» детства, внимание к нему. - На детей тратится все больше средств (и все меньше времени?)...
История развития образования
Глава III. Современные противоречия образования, пути их преодоления и тенденции развития образования
Большая часть активно работавших в системе образования в 20-х гг. творчески мыслящих педагогов и психологов была отстранена, многие из них были репрессированы. Главным официальным педагогом страны был объявлен А.С. Макаренко...
Методы работы над художественным образом в любительском хореографическом коллективе с дошкольниками
1.3 Роль занятий хореографией в системе дошкольного образования в творческом развитии дошкольника. Современные тенденции и проблемы
Одной из потребностей современности является обновление содержания и методики образовательной деятельности в строгом соответствии с изменяющимися социально-экономическими, политическими...
Направления и тенденции развития образования в России и за рубежом
1.3 Современные тенденции развития образования в России и за рубежом
Развитие образования - это процесс, управляемый государством, научно-педагогическими учреждениями, педагогами, родителями, учащимися. К основаниям развития образования следует отнести новые концепции и модели на уровне государства...
Педагогическая поддержка в системе школьного начального образования
§ 1. Современные тенденции развития начального образования.
После 1991 года в нашей стране произошли перемены, которые коснулись и образования, а так же начального образования в частности. Стали появляться новые программы, обучения...
Педагогические инновации и тенденции развития современного образовательного учреждения
2.2.2 Тенденции инновационного развития учреждения образования
В новых государственных документах решение вопросов комплексной модернизации образования рассматривается через внедрение проектно-целевого подхода в практике управления системами образования всех уровней...
Педагогические условия для творческого развития личности
Глава 1. Современные тенденции разработки проблемы развития творческих способностей в исследованиях ученых
...
Педагогические условия для творческого развития личности
1.2 Современные тенденции разработки развития творческих способностей в контексте культуры
...
Проблема обучения математике в профильных классах на примере темы "Логарифмические уравнения"
Глава 1. Исторические аспекты и современные тенденции развития профильного обучения
...
Проблемы и перспективы развития специального образования
2.2 Современные тенденции сближения общего и специального образования
Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является повышение качества специального образования на базе и с учетом национальных интересов, экономических возможностей и культурных традиций страны...
Проблемы формирования системы непрерывного образования
3. Современные тенденции непрерывного образования
...
Реформа системы образования в России
3. Тенденции развития системы образования России
Системы образования динамичны: будучи относительно стабильными, они постепенно начинают отставать от постоянно меняющихся запросов общества и тем самым тормозить его развитие...
Управление качеством вариативной системы дошкольного образования
3. Современные тенденции развития теории обучения детей дошкольного возраста
За семнадцать лет, которые прошли со дня выхода методического письма «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» (т.е. за период с 1995 г. по 2012 г.)...
ped.bobrodobro.ru
Управление Дошкольным Образованием | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Вопросы к экзамену «УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ»1. Создание системы дошкольного воспитания в России.2. Развитие системы дошкольного воспитания в России (40-80-е годы XX века).3. Основные направления развития системы дошкольного образования насовременном этапе.4. Понятие управления. Органы управления образованием.5. Основные признаки государственно-общественного управления образованием.6. Общие принципы управления педагогическими системами.7. Системный подход как методология управления.8. Пути демократизации, оптимизации управления и гуманизации отношений в процессе управления.9. Выработка и принятие решения как функция управления в ДОУ.10. Целеполагание и планирование как функция управления в ДОУ.11. Организация как функция управления в ДОУ.12. Контроль и регулирование как: функция управления в ДОУ.13. Педагогический анализ как функция управления в ДОУ.14. Методы управления дошкольным образовательным учреждением.15. Распределение функциональных обязанностей в административной группе как основа формирования организационных отношений в дошкольном учреждении.16. Роль и место заведующего в системе дошкольного образовательного учреждения. Структура управления ДОУ.17. Организационно-правовая база ДОУ.18. Лицензирование и порядок открытия ДОУ.19. Аттестация и аккредитация ДОУ.20. Управленческая культура и требования к руководителю ДОУ. Стиль работы руководителя.21. Руководство воспитательно-образовательной работой как одно из основных направление в деятельности заведующего ДОУ.22. Руководство методической работой как одно из основных направление деятельности заведующего ДОУ.23. Организация преемственности в работе между детским садом и школой как одно из основных направление деятельности заведующего ДОУ.24. Руководство деятельностью педагогического совета как одно из основных направление деятельности заведующего ДОУ.25. Административно-хозяйственная деятельность как одно из основных направление деятельности заведующего ДОУ.26. Профессиональные функции и деятельность старшего воспитателя по управлению педагогическим процессом в ДОУ.27. Методическое обеспечение педагогического процесса старшим воспитателем.28. Методы и формы активизации деятельности педагогов ДОУ на методических мероприятиях.29. Организация работы методического (центра) кабинета по дошкольному образованию.30. Организация экспериментально-поисковой работы в дошкольном учреждении.31. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании.32. Управление развитием ДОУ.33.Формирование, изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта.34. Организация функционирования дошкольных учреждений.educontest.net
Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании
оцессДостижение устойчивых результатов в стабильных условияхПолучение качественно новых результатов в изменяющихся условияхСодержание образованияИспользование традиционных идей, учебных предметных планов и программИспользование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшествТехнологии Обеспечивают стабильные результатыЛичностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектовОрганизация воспитательно-образовательного процессаПрежняя система с определенным количеством дней и ступеней обученияМногоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ школа - ВУЗНормативно-правовое обеспечениеИспользование типовых документов, обеспечивающих стабильную работуТиповые документы становятся основой для разработки собственныхКадровое обеспечениеТрадиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обученияКонкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность курсовНаучно-методическое обеспечениеТрадиционные учебные программы и планыИнновационные, авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектовФинансовое обеспечениеБюджетноеБюджетное и внебюджетноеМатериально-техническое обеспечениеОрганизация базового процесса на имеющихся материалахПостоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития
Существует несколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОУ в режиме развития.:
- Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы.
- Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов; инновационный потенциал и климат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационной деятельности.
- Характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.
- Присутствуют показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.
Обновление состояния ДОУ связывается с основными аспектами изменения его системных качеств. К ним можно отнести указанные пространства развития, а также уровни их сформированности и согласованности в жизнедеятельности учреждения.
1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.
Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования (табл.1.2.).
Таблица 1.2.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования.
ТенденцииПроцессУправление Педагогическая деятельностьСопровождение и обеспечениеГуманизация Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление.Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы.Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.ДемократизацияРасширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей.Новые отношения и позиции:
- субъект-субъктные;
-возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником.Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процессаДиверсификация Расширение типов и уровней управления.Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг.Расширение структур сопровождения:
-медико-валеологическая;
-социально-педагогическая;
-психологическая;
-коррекционно-педагогическая.
Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом Об образовании.
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.
Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.
По мнению В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты до
www.studsell.com
Система дошкольного образовательного учреждения и современные подходы к целостному педагогическому процессу
Значение Государственного образовательного стандарта в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Основные понятия теории физического воспитания. Содержание социально-нравственного развития детей. Педагогическая инновация, ее классификация. Краткое сожержание материала:Размещено на
Задание к модулю 2
Модуль 2. Система дошкольного образовательного учреждения и современные подходы к целостному педагогическому процессу
Вопросы к теме №1
1. Что включает понятие «система образования»?
2. Почему дошкольное образование является первоначальным звеном в системе образования России?
3. Перечислите стратегические линии развития дошкольного образования на современном этапе?
4. Каково значение Государственного образовательного стандарта в деятельности дошкольных образовательных учреждений?
Творческое задание к теме №1
Опишите пути обновления системы дошкольного образования в Вашем районе.
Вопросы к теме №2
1. Перечислите основные понятия теории физического воспитания и дайте им определение.
2. Каковы теоретические основы физического воспитания ?
3. Назовите задачи физического воспитания. В чем их специфика?
4. Охарактеризуйте (кратко) средства и условия физического воспитания.
5. Перечислите формы физического воспитания детей дошкольного возраста.
Задание к теме №2
Перечислите формы физического воспитания, используемые в возрастной группе, на которой Вы работаете и охарактеризуйте одну из них (например, представьте комплекс утренней гимнастики для своей возрастной группы, или план физкультурного занятия, или план физкультурного праздника, методику проведения подвижной игры и т.п.)
Вопросы к теме №3
1. Что Вы понимаете под социумом? Что такое социальное развитие?
2. Каковы линии социализации детей дошкольного возраста?
3. В чем проявляется социальная готовность ребенка-дошкольника?
4. Каково содержание социально-нравственного развития детей дошкольного возраста?
Вопросы к теме №4
1. Что такое педагогическая инновация?
2. Какова её классификация?
3. Каково соотношение понятий «педагогическая система» и «педагогическая технология»?
Вопросы к теме №5
1. Назовите виды образовательных программ для детей дошкольного возраста.
2. Какие вариативные или альтернативные образовательные программы для детей дошкольного возраста Вы знаете (перечислите)?
3. В чем проявляются инновационные черты современных образовательных программ?
Творческое задание к теме №5
Проанализируйте одну образовательную программу для детей дошкольного возраста по которой Вы работаете на своей возрастной группе ( или образовательную программу для детей дошкольного возраста, по которой работает Ваше дошкольное образовательное учреждение) по предлагаемому плану:
o автор (ы) образовательной программы
o концептуальные основы программы
o цель программы
o структура программы
Вопросы к теме №6
1. Обоснуйте необходимость планирования педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2. Перечислите виды планирования.
3. Какие виды и формы планирования Вы используете в своей работе?
ТЕМА 1
1. Что включает понятие «система образования»
Определение понятия системы образования дается в ст. 8 Закона РФ «Об образовании».
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий
2. Почему дошкольное образование является первоначальным звеном в системе образования России?
Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты:
- возможность посещения образовательного учреждения;
- создание условий для образовательной деятельности;
- содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости (толерантности), равноправия мужчин и женщин, и дружбы между народами ;
- отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства.
3. Перечислите стратегические линии развития дошкольного образования на современном этапе
Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются Концепция модернизации российского образования, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года.
Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
Согласно государственной программе Российской федерации по развитию образования на данный момент остался не решенным целый комплекс проблем, в том числе: восстановление роли дошкольного образования как важнейшего общедоступного уровня системы образования, деятельность которого направлена на формирование у детей основополагающих свойств личности, духовного и физического здоровья, подготовку к получению общего и профессионального образования. Решение этой и других проблем предполагается осуществить в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2012-2020 годы. Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность. Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.
Реализация Государственной Программы будет осуществляться в 2 этапа:
1 этап: 2012-2015 годы
2 этап: 2016-2020 годы
Одна из подпрограмм, которая будет реализована в рамках Программы:
Подпрограмма 1. Повышение доступности и качества дошкольного и общего образования.
Так же федеральный закон "Об образовании" находится на завершающем этапе принятия. После нескольких этапов профессиональных и экспертных обсуждений в нем отражены основные механизмы модернизации системы образования.
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.
На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.
Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы :
· гуманизация - определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил.;
· демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;
· диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образователь...
www.tnu.in.ua