8. Порядок разработки и принятия технического регламента. Изменение и отмена технического регламента. Оптимизация и актуализация норм правил технических регламентов


Отраслевая энциклопедия. Окна, двери, мебель

Технические регламенты и стандарты играют важную роль в модернизации российской экономики и являются инструментами повышения качества и конкурентоспособности продукции. В последние годы в российской системе технического регулирования произошел ряд существенных изменений. В статье раскрыты такие важные для отрасли темы, как новые изменения в системе стандартизации, значение закона «О техническом регулировании», а также изменения после начала работы Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Закон «О техническом регулировании» был принят в 2003 году. Смысл этого закона в том, что в России появляется новый вид нормативного документа – технический регламент. В отличие от привычных ГОСТов, технический регламент – это закон, соблюдение которого является обязательным. И именно поэтому технический регламент должен содержать не числовые показатели, касающиеся характеристик и качества продукции, а лишь набор условий, обеспечивающих безопасное применение продукции. И еще одно отличие – порядок утверждения технического регламента. В первоначальном варианте Закона был установлен порядок его утверждения Постановлением либо Правительства, либо Госдумы, либо Президента РФ. В дальнейшем, в соответствии с изменениями к закону от декабря 2009 г. технические регламенты могут утверждаться федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Изменения в системе стандартизации с введением закона "О техническом регулировании"

Прежде всего, изменился статус национальных и межгосударственных стандартов. Если раньше практически все ГОСТы в России были обязательны, то с введением Закона применение стандартов стало добровольным. Обязательность применения стандартов либо отдельных их разделов указывается в технических регламентах, точнее в документе, который называется «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона». Этот документ утверждается той же организацией, что и сам регламент. В том случае, когда нет утвержденных регламентов, действуют нормативные документы, разработанные ранее. Об этом говорит статья 46 Закона, которая содержит положения о переходном периоде. Кроме того, в соответствии с этой статьей Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий могут вносить изменения в нормативные документы федеральных органов власти до вступления в силу соответствующих технических регламентов. К таким документам относятся, например, перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и обязательному декларированию, которые обновляются и пересматриваются ежегодно с тем, чтобы из этих перечней уходила продукция, охваченная техническим регламентом. Таким образом, если на продукцию либо услугу отсутствует технический регламент, действует статья 46 закона «О техническом регулировании». Поэтому ни о какой отмене ГОСТов разговор не идет. Скорее наоборот. Для того чтобы технический регламент был жизнеспособным и эффективным, необходимо наличие качественных национальных и межгосударственных стандартов.

– Разработкой стандартов в соответствии с законом «О техническом регулировании» может заниматься как юридическое, так и физическое лицо. Необходимо подать заявку, например, если стандарт относится к строительной отрасли, то в Технический комитет 465 «Строительство» - общественную организацию, наделенную правами экспертизы и подготовки к утверждению нормативных документов. Комитет рассматривает заявки и либо регистрирует их и передает в «Ростехрегулирование» для включения в общий план разработки стандартов, либо отклоняет, если, например, компетентность автора заявки по данному вопросу недостаточна. Понятие «стандартизация» очень емкое. Оно предполагает инженерные знания в той области, в которой будет работать стандарт. Умение анализировать и обобщать сведения о продукции (услугах), систематизировать требования к продукции и обязательно к методам контроля и испытаний. Классическая стандартизация базируется на статистических данных, подтверждающих пригодность, безопасность и качество продукции. Здесь всегда есть соблазн поставить планку очень высоко и тем самым сделать невозможным применение стандарта для большей части производителей либо, что еще хуже, опустить планку, и таким образом поставить добросовестных и профессиональных производителей в один ряд с теми, для кого понятие «технический прогресс» ещё достаточно далеко. Поэтому основной принцип стандартизации - определить необходимую достаточность того или иного требования к продукции и к методу её контроля и испытаний.

Разработчики обязаны учитывать и изучать зарубежный опыт, это входит в их функции. При подаче заявки на разработку технических регламентов они должны сообщить, какие будут использовать нормативные документы - России, Европы и т.д. Это приветствуется, но не означает, что можно просто переписать зарубежный стандарт. Поэтому когда говорят, что у нас нет ГОСТов и стандартизации, это абсолютно не соответствует действительности. Наоборот, сейчас стандартизация переводится в новое русло, пересматриваются устаревшие стандарты, разрабатываются новые с учетом требований зарубежных стандартов.

– 1 июля 2010 г. заработал Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Что в связи с этим изменилось в области стандартизации?

– На внутреннем рынке все осталось по-прежнему. Изменения коснулись правил провоза товаров через таможню союзных государств. Раньше те товары, которые закупал, например, Казахстан, могли быть реализованы только внутри Казахстана. При провозе через российскую границу необходимо было следовать требованиям и правилам таможни РФ. Для этого поставщику заново приходилось сертифицировать продукцию, проверять ее и т.д. Единое пространство подразумевает единую нормативную базу для всех участников данного союза. Общий регламент сообщает о том, что если ты соответствуешь общим правилам, то никаких других документов, кроме тех, которые будут установлены единым техническим регламентом, не требуется. Но при этом никто не будет отменять внутренние стандарты Казахстана, России или Белоруссии. В Европе сейчас то же самое. Для того чтобы перевезти товар из Франции в Бельгию, раньше надо было делать новые документы. А теперь, когда есть Европейский союз, количество документов у них резко сократилось, т.е. один раз проверил и продавай свой товар на всей территории ЕС. В настоящее время в связи с организацией Таможенного союза принято решение приоритетно разрабатывать не национальные стандарты России (ГОСТ Р), а межгосударственные ЕврАзЭС, т.е. нормы, которые будут применяться не только в рамках Таможенного союза, но и во всех государствах ЕврАзЭС. Сейчас уже действует созданный координационный Совет из представителей трех государств. Этот совет решает, какие нормативные документы будут применяться, и определяет судьбу уже утверждённых Технических регламентов стран-участниц Союза. В 2011 году разрабатан Технический регламент «Безопасность зданий, сооружений, строительных материалов и конструкций», который как раз и будет действовать в рамках ЕврАзЭС. Планируем срок его введения 2012г.Кроме того, готовится к подписанию единый перечень органов по сертификации и испытательных лабораторий для проведения сертификации и испытаний в рамках Таможенного союза.

Власова Т.В.

www.wikipro.ru

8. Порядок разработки и принятия технического регламента. Изменение и отмена технического регламента

Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента подробно рассматривается в ст. 9 главы 2 Закона «О техническом регулировании». Перед созданием проекта технического регламента нужно четко сформулировать следующие понятия:

1) объект, под который, собственно говоря, и будет создаваться технический регламент;

2) цели разработки данного регламента;

3) перечень основных требований, предъявляемых к объекту;

4) перечень обязательных требований к объекту, установленных на территории Российской Федерации;

5) перечень Международных стандартов, предъявляющих свои требования к объекту.

Далее вышеназванный нормативный акт очень четко формулирует основные моменты разработки проекта технического регламента. Так, в качестве разработчика проекта технического регламента может выступать любое лицо: физическое и юридическое.

Формулируются этапы разработки технических регламентов, которые включают в себя:

1 этап: сбор заявок на разработку технического регламента. В роли заявителей могут выступать и Госорганы, и организации, и различные общественные объединения, и научно—технические общества, компании и фирмы, и частные предприниматели;

2 этап: организационная стадия, на которой вся работа по организации проекта проводится Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;

3 этап: проект технического регламента в первой редакции необходимо привести в соответствие с сегодняшней законодательной базой, а также с международными правилами и нормами и Национальными стандартами зарубежных стран;

4 этап: происходит опубликование уведомления о разработке технического регламента в одном из печатных изданий Федерального органа исполнительной власти по вопросам технического регулирования, а также в информационном источнике так называемого «общего пользования», как правило, в электронно—цифровом виде. Есть особые рекомендации по содержанию уведомления о ведении работ по созданию проекта технического регламента.

Так, данное уведомление должно включать информацию по следующим вопросам:

1) в отношении какого товара, процессов производства, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации разрабатываются требования;

2) с какой целью разрабатывается данный регламент;

3) непосредственное изложение необходимых требований, которые не являются повторением уже существующих требований, изложенных в каких—либо международных нормативных актах или в национальных стандартах;

4) сведения о том, каким образом будет в будущем происходить ознакомление с создаваемым документом;

5) название организации или инициалы лица, разрабатывающего данный проект регламента, его почтовые и электронные координаты, с использованием которых принимаются замечания заинтересованных лиц;

5 этап: публичное обсуждение проекта;

6 этап: получение отзывов на проект;

7 этап: анализ полученных отзывов;

8 этап: доработка проекта с внесением изменений, учитывающих полученные письменные замечания заинтересованных лиц;

9 этап: проведение публичного обсуждение проекта технического регламента;

10 этап: принятие проекта в первом чтении;

11 этап: составление списка полученных письменных замечаний с обязательным кратким изложением сути данных замечаний, а также результатов их обсуждения;

12 этап: проведение экспертизы готового проекта технического регламента в комиссии экспертов по техническому регулированию, в которую могут входить как представители различных Федеральных органов исполнительной власти, так и представители научных учреждений, общественных организаций, разнообразных фондов и учреждений потребителей и предпринимателей;

13 этап: принятие готового и переработанного проекта во втором чтении. Также предусмотрен порядок принятия и рассмотрения проекта Закона РФ «О техническом регламенте» в Государственной думе и, далее, в правительстве Российской Федерации. Направленный из Государственной думы в правительство РФ проект Закона РФ «О техническом регламенте» рассматривается на протяжении календарного месяца, в течение которого в Государственную думу должен быть отправлен отзыв, созданный с учетом положений заключения, выданного экспертной комиссией по техническому регулированию. Подготовленный таким образом проект Закона РФ «О техническом регламенте» направляется Государственной думой в правительство РФ для второго чтения, но не позже, чем за месяц до рассмотрения вышеуказанного проекта в Госдуме также во втором чтении. На этот проект правительство РФ обязано также в течение месячного срока отослать в Госдуму свой отзыв, который также учитывает заключения, полученные из экспертной комиссии по техническому регулированию. Внесение дополнений и изменений в принятый таким образом технический регламент или же его отмена происходят в том же порядке.

ЛЕКЦИЯ № 3. Основы стандартизации

studfiles.net

Основные принципы и методы применения технических регламентов

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Задание 1

2 Задание 2

3 Задание 3

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Более года назад вступил в действие Федеральный закон от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Это событие подробно обсуждалось в июне 2003 года на научно-практической конференции «Вступление в силу Федерального закона «О техническом регулировании». Проблемы и перспективы».

Для реализации в полной мере положений данного закона предусмотрен переходный семилетний период. В соответствии с п. 12 ст. 7 Федерального закона «О техническом регулировании» для реализации задач технического регулирования с учетом интересов национальной экономики, уровня развития материально-технической базы, научно-технического прогресса, международных норм и правил Правительством РФ должна приниматься и ежегодно уточняться Программа разработки технических регламентов.

Согласно определению, приведенному в Законе, «технический регламент – это документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом или указом Президента РФ, или постановлением Правительства и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, а также зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)».

Актуальность темы рассмотрения технических регламентов заключается в том, что прежде всего, технический регламент – это документ, в котором изложен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых государством к тому или иному виду деятельности. Иные требования могут вноситься не другими документами, а только изменениями и дополнениями в данный регламент. Иными словами, это не фрагменты нормирования, а целостное и системное регулирование направлений деятельности. Это принципиально изменяет ситуацию. Единицей такого нормирования, его базовым модулем, становится уже не отдельный документ (что удобно для инстанций нормирования), а регламент на вид деятельности, своего рода исчерпывающий свод норм и правил (что удобно для предприятий и необходимо для добросовестного, эффективного контроля). Размывание этого принципа будет политической ошибкой и приведет к сохранению и воспроизводству нынешней ситуации, когда в стране действует более шестидесяти тысяч разного рода документов, содержащих обязательные требования и когда их полный объем для того или иного вида деятельности не знают не только контролируемые, но и сами контролирующие.

Кроме того, техническим регламентом может называться не любой документ, устанавливающий обязательные требования, а только такой, который принят по специальной процедуре и изложен особым образом.

Цель работы является творческое осознание и осмысление материала в целях применения его на практике.

Основной задачей работы является рассмотрение основных принципов и методов применения технических регламентов.

Теоретической базой работы явились учебные пособия по управлению качеством, стандартизации и метрологии.

Структура работы: введение, три задания, заключение, библиографический список – 17 страниц.

ЗАДАНИЕ 1

Таблица 1

Технические регламенты

ЗАДАНИЕ 2

Таблица 2

Порядок рассмотрения, принятия, внесения и отмены технических регламентов

ЗАДАНИЕ 3

mirznanii.com

Содержание технических регламентов

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей их принятия.

Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение целей принятия технического регламента.

В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

Применение технических регламентов

Порядок разработки технического регламента

Порядок принятия технического регламента,

внесения в него изменений и отмена

Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений»

studfiles.net

2.5. Цели, требования и содержание технических регламентов.

ТР является «стратегическим документом», определяющим основные минимальные и необходимые требования, обеспечивающие безопасное обращение с продукцией, при проведении работ и предоставлении услуг.

ТР принимаются в целях:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Под предупреждающими действиями необходимо понимать различные сведения, которые должны содержаться в маркировке, этикетках и сопроводительной документации на продукцию, позволяющие потребителю определить степень безопасности продукции.

Приведем некоторые общие требования и положения формирования ТР.

ТР (с учетом степени риска причинения вреда) должны устанавливать минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность ко всем видам воздействий, а также обеспечивать единство измерений.

ТР не могут содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях ТР могут содержать требование, информирующее приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит, а также должны содержать информацию о возможном вреде и факторах, его вызывающих.

ТР с учетом степени риска причинения вреда устанавливают необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасности; взрывобезопасность; безопасность в части электромагнитной совместимости приборов и систем; единство измерений; другие виды безопасности.

Требования ТР не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей ТР. ТР должен содержать:

- перечень и описание объектов технического регулирования;

- требования к этим объектам и правила их идентификации;

- правила и формы оценки соответствия объектов, определяемые с учетом степени риска, а также предельные сроки оценки соответствия;

- требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Содержащиеся в ТР обязательные требования к продукции или к связанным с ними процессам ЖЦП, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий ТР. Не включенные в ТР, перечисленные выше требования, не могут носить обязательный характер.

ТР применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов ЖЦП, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами и приобретателями3. При этом ТР могут содержать специальные требования, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей может привести к недостижению целей, указанных выше. Например, при низкой температуре в северных широтах или в условиях жаркого климата и высокой влажности в южных широтах планеты.

В ТР с учетом степени риска причинения вреда могут также содержаться специальные требования, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан. Например, для несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов. Целесообразно подчеркнуть, что требования ТР (общие и специальные) должны устанавливаться с учетом степени риска причинения вреда.

Важным и противоречивым вопросом, который вызывал и вызывает споры у специалистов, является вопрос о добровольности применения стандартов (ст.12). Понятно, что желание избавиться от диктата стандартов связано с необходимостью активизации творческих инициатив производителя.

В настоящее время в РФ имеются системы стандартов, которые охватывают процессы проектирования, конструирования, производства, реализации продукции и ее технического обслуживания. Противники перехода на добровольный принцип применения документов в области стандартизации считают, что поспешный отказ от обязательности их применения может привести во многих областях народного хозяйства к серьезным негативным последствиям, в том числе:

- несоблюдение требований заданных в стандартах и имеющих обязательный характер, исходя из коммерческих интересов и по праву свободы договора организациями государственных заказов (в том числе оборонных), являющихся монополистами в своей сфере деятельности;

- стремление к занижению в проектах ТР требований по безопасности по сравнению с уровнями, заданными в действующих стандартах;

- создание условий для коррупции в сфере разработки ТР в угоду коммерческим интересам и вытеснения конкурентов с рынков сбыта товарной продукции;

- инертность в разработке ТР из-за неприспособленности приобретателей продукции к новым требованиям в области безопасности и экологии, а также к опережающему учету научно-технических достижений;

- выведение контроля качества продукции из сферы государственного регулирования в условиях существующей коррупции, как следствие неразвитости в России независимых органов потребления и контроля;

- реальные предпосылки к развалу отечественной системы стандартизации вследствие сужения целей стандартизации и ограничения ее рамками технического регулирования (отсутствие законодательного порядка разработки продукции, деградация научно-исследовательских организаций по стандартизации, регресс и дефицит квалифицированных кадров и др.).

Федеральным законом предписывается, что национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов (ст. 7., п.8.). Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей РФ, технических и (или) технологических особенностей или по иным требованиям либо РФ в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международных стандартов или отдельных их положений.

Разработчик ТР не может ссылаться в ТР на конкретные национальные стандарты, т.к. это будет означать, что требования этих стандартов, на которые даются ссылки, становятся обязательными для всех субъектов технического регулирования, что противоречит концепции о техническом регулировании – концепции свободного и независимого формирования безопасных требований к продукции. Возможна ссылка на перечень стандартов, гармонизированных с данным ТР или свод правил4. Это дает возможность субъекту регулирования право использования на добровольной основе требования того или иного стандарта или свода правил (в соответствии с принципами технического регулирования).

Национальным органом по стандартизации (Росстандрт) до дня вступления в силу ТР утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов и (или) свод правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого ТР. Применение на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих ТР, задаваемых в том числе путем ссылки на стандарты и своды правил (ст. 16.1, пп.1, 4). Таким образом, если производитель продукции принял добровольно требования, имеющиеся в стандарте, то они становятся обязательными для исполнения.

Примечание. Структура содержания ТР зависит от его цели и назначения и в общем случае (по главам) ее можно представить в следующем виде [11]:

studfiles.net

Методические рекомендации Методические рекомендации по формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов

Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 12 апреля 2006 г. N 79

Об утверждении Методических рекомендаций по формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов

В целях совершенствования работ по формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов, координация которых возложена на Минпромэнерго России распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2004 г. N 1511-р, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра А.Г. Реуса.

Министр                                   В.Б. Христенко

Методические рекомендации по формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов

I. Общие положения

II. Цели формирования предложений по уточнению Программы

III. Основные направления формирования предложений по уточнению Программы разработки технических регламентов

IV. Проведение оценки риска

V. Анализ статистических данных поведения потенциально опасных объектов

VI. Анализ прогнозов реализации опасностей объектов экономики

VII. Актуализация требований безопасности

VIII. Учет интересов отрасли при формировании предложений по уточнению Программы разработки проектов технических регламентов

IX. Учет государственных приоритетов

X. Учет международных обязательств государства

XI. Оценка возможностей научно-технического обеспечения требований безопасности

XII. Учет интересов национальной экономики при формировании и внесении в Программу ежегодных уточнений

XIII. Учет уровня развития материально-технической базы экономики

XIV. Учет международных норм и правил в сфере технического регулирования

XV. Анализ общественно-социальных аспектов безопасности

XVI. Идентификация объектов технического регулирования, для которых будут разрабатываться первоочередные технические регламенты

XVII. Учет финансовых возможностей формирования и уточнения Программы разработки технических регламентов

XVIII. Многокритериальный подход к формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов

XIX. Формирование и внесение уточнений в Программу разработки технических регламентов

XX. Обоснование предложений о необходимости внесения уточнений в Программу разработки технических регламентов

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон), распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2004 г. N 1511-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. N 1889-р и рекомендуются к применению федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами с целью совершенствования работ по разработке предложений по уточнению Программы разработки технических регламентов (далее - Программа) и обеспечения возможностей ее поэтапной реализации.

2. Настоящие Методические рекомендации устанавливают принципы разработки предложений по формированию и уточнению Программы, их анализа, отбора и формирования проекта уточнений Программы в масштабах страны с учетом материально-технических ресурсов экономики, реальных научно-технических достижений и других существенных факторов, включая ведущиеся инициативные разработки проектов регламентов.

3. Настоящие Методические рекомендации предлагают многокритериальный подход, позволяющий на единой методической основе учесть все факторы, которые влияют на формирование и уточнение Программы, в том числе:

- предусмотренные Законом;

- государственные приоритеты;

- приоритеты отраслей и сфер деятельности;

- международно признанные нормы и правила;

- результаты анализа мониторинга разработок проектов технических регламентов.

4. Предложения по уточнению Программы направлены на обеспечение максимально возможного уровня безопасности с учетом соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам.

5. Предложения по уточнению Программы могут относиться к:

- внесению в Программу новых проектов регламентов;

- исключению из Программы отдельных проектов регламентов;

- изменению наименований отдельных проектов регламентов;

- изменению предметных областей и (или) перечней объектов технического регулирования (далее - ОТР) отдельных проектов регламентов;

- корректировке требований безопасности, форм и способов оценки и подтверждения соответствия и других положений отдельных проектов регламентов;

- объединению и (или) разделению отдельных проектов регламентов или различным сочетаниям перечисленных вариантов.

6. При разработке предложений по уточнению Программы учитывается положение п. 4 ст. 8 Закона, устанавливающее перечень общих технических регламентов, который может быть изменен в соответствии с действующим законодательством путем внесения изменений в Закон. Согласно перечню, общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, пожарной безопасности, биологической безопасности, электромагнитной совместимости, экологической безопасности, ядерной и радиационной безопасности. Поэтому предложения по уточнению и изменению перечня общих технических регламентов не могут быть включены в Программу.

7. Предложения по формированию и уточнению Программы, относящиеся к проектам специальных технических регламентов, разрабатываются с учетом обеспечения необходимого общего уровня безопасности во всех отраслях и сферах деятельности, к которым относятся их предметные области, а также с учетом факторов, перечисленных в разделе III настоящих Методических рекомендаций. При этом необходимо иметь в виду положение ст. 8 Закона, в соответствии с которым специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные Законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

8. При подготовке предложений по уточнению Программы в целях недопущения снижения достигнутого уровня безопасности в отраслях и сферах деятельности рекомендуется систематизировать нормативные правовые акты и другие соответствующие документы, которые действуют в части требований безопасности согласно п. 1 ст. 46 Закона, а затем провести мониторинг и целевой системный анализ содержащихся в них требований.

9. На основе результатов анализа данных мониторинга рекомендуется:

1). Определить обеспечиваемый действующими требованиями уровень безопасности ОТР в каждой отрасли или сфере деятельности;

2). Сравнить реализуемый в отраслях и сферах деятельности уровень безопасности с международно признанными нормами и правилами.

Выполнение рекомендаций подпунктов 1 и 2 позволит определить уровень отсчета, который может быть взят за основу для дальнейшей работы по формированию и уточнению Программы.

10. Предложения для внесения в Программу разрабатываются во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2004 г. N 1511-р и с учетом положений п. 1 ст. 7 Закона, устанавливающего, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда определяют минимально необходимые требования, обеспечивающие:

1. безопасность излучений;

2. биологическую безопасность;

3. взрывобезопасность;

4. механическую безопасность;

5. пожарную безопасность;

6. промышленную безопасность;

7. термическую безопасность;

8. химическую безопасность;

9. электрическую безопасность;

10. ядерную и радиационную безопасность;

11. электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

Нумерация приводится в соответствии с источником

11. единство измерений.

11 . Формирование уточнений Программы осуществляется на основе многокритериальной оценки, учитывающей основные факторы, которые необходимо принимать во внимание, включая.

- результаты оценки риска объектов технического регулирования;

- установленные приоритеты экономического, политического и социального развития;

- необходимость актуализации действующих требований безопасности;

- интересы национальной экономики;

- уровень развития материально-технической базы;

- уровень научно-технического развития;

- уровень гармонизации с международными нормами и правилами;

- результаты мониторинга ежегодного уточнения Программы.

12 . Приоритетность любого предложения с точки зрения использования при формировании или уточнении Программы рекомендуется определять на основе предлагаемой многокритериальной оценки, учитывающей набор основных факторов и условий, определяющих выбор ( п. 11). В случае наличия особых условий в какой-либо отрасли или сфере деятельности, указанный набор может быть расширен.

Формирование составляющих многокритериальной оценки рекомендуется начинать с определения опасности. В каждой отрасли или сфере деятельности все ОТР ранжируются по уровню опасности с учетом всех этапов своего жизненного цикла. Оценка риска осуществляется согласно Методическим рекомендациям по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов.

Ранжированные таким образом предметные области ОТР рекомендуется оценивать по набору основных факторов ( п. 11) с использованием общей многокритериальной оценки, приведенной в Методических рекомендациях по разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности. Выбор такой оценки позволяет наиболее адекватно учесть при формировании предложений в Программу результаты разработки систем технического регулирования в отдельных отраслях и сферах деятельности.

13. Окончательное решение о включении того или иного проекта регламента в Программу принимается на основе сравнения общих оценок каждого предложения. Более детально проведение оценок по разным факторам рассматривается в разделах IV- XI настоящих Методических рекомендаций.

14. Решение задачи формирования предложений по уточнению Программы можно разделить на два этапа.

На первом этапе обеспечивается существующий уровень безопасности, который реализуется в настоящее время за счет учета всех требований, действующих согласно п. 1 ст. 46 Закона.

На втором этапе за счет актуализации существующих требований и реализации постоянно расширяющихся возможностей обеспечения безопасности, при каждом уточнении повышается уже достигнутый уровень.

15. Для уточнения Программы рекомендуется рассматривать все объекты технического регулирования, которые представляют опасность в каждой отрасли или сфере деятельности, и ранжировать их по степени опасности. То есть объекты в отраслях или сферах деятельности распределяются по степени риска, которая характеризует их потенциальную опасность. Основой формирования предметных областей в отраслях и сферах деятельности служит анализ нормативных правовых актов и других документов, содержащих требования безопасности.

16. Рекомендуемые подходы к определению риска подробно изложены в Методических рекомендациях по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов.

После проведения оценки риска для ОТР, от которых необходимо обеспечивать защиту и которые составляют предметные области будущих проектов регламентов входящих во все отрасли и сферы деятельности, эти предметные области можно ранжировать по уровню их опасности.

17. Для проверки правильности сделанных теоретических оценок рекомендуется провести анализ статистики реальных проявлений всех опасных факторов, характерных для данного вида (типа) объектов технического регулирования и сравнить с полученными результатами.

18. Для проведения анализа статистических данных о произошедших случаях реализации опасностей ОТР рекомендуется пользоваться отечественными и аналогичными зарубежными данными, которые соответствующим образом должны быть адаптированы к нашим условиям.

19. На основе обобщения статистических данных проводится уточненная оценка риска с помощью предложенной многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций).

20. В каждой отдельной отрасли или сфере деятельности можно выделить наборы ОТР, характеризуемые примерно одинаковой величиной риска. Кроме того, при формировании таких множеств рекомендуется учитывать, что они станут предметными областями проектов технических регламентов, поэтому целесообразно принимать во внимание и удобство пользования этими документами субъектами, которые должны выполнять устанавливаемые требования. Таким образом, получаем набор множеств ОТР, ранжированный по величине их потенциальной опасности внутри каждой отрасли или сфере деятельности.

21. Несмотря на важность обеспечения всех аспектов безопасности, определяющим для ОТР является их функциональное назначение. Это означает, что в процессе формирования предложений в Программу многие существенные для определения приоритетности формируемых предложений факторы будут определяться экономическими научно-техническими условиями, не зависящими прямо от решения задач безопасности, что тоже рекомендуется учитывать при осуществлении ежегодных уточнений Программы.

22. Для уточнения формируемых предложений в Программу рекомендуется сделать общий прогноз возможных проявлений потенциальных опасностей.

23. Анализ достоверности прогнозов развития соответствующей отрасли или сферы деятельности осуществляется на основе собранных материалов отечественных и зарубежных прогнозов и научных публикаций.

24. На основании результатов проведенного анализа реальной статистики для каждой выделенной предметной области ОТР результаты оценки риска, приведенные в разделах IV и V настоящих Методических рекомендаций, могут корректироваться.

25. Формируемый набор множеств ( разделах IV- VI настоящих Методических рекомендаций), учитываемых при формировании предложений по уточнению Программы (п. 5 настоящих Методических рекомендаций), представляет собой перечни ОТР, ранжированные по величине риска (точнее, по заданным интервалам величин риска, определенным с одинаковой достоверностью). Однако, поскольку до принятия технических регламентов согласно п. 1 ст. 46 Закона продолжают действовать существующие требования безопасности, а необходимость и возможности повышения уровня защищенности в каждый момент времени в разных областях могут сильно отличаться, то при формировании предложений по уточнению Программы важно правильно оценить необходимость и возможности проведения актуализации действующих требований безопасности, ибо от этого в значительной степени будет зависеть обеспечиваемый уточненной Программой уровень защищенности, что, в свою очередь, является важнейшей целью всего процесса уточнения. Для этого применительно к каждой из упомянутых выделенных предметных областей ОТР, рекомендуется провести оценку необходимости и возможности проведения актуализации действующих требований безопасности, провести анализ научно-технических возможностей повышения этих требований, которые сравниваются с международно признанными нормами и правилами, и сделать вывод о возможности повысить существующие требования в соответствующей отрасли или сфере деятельности.

26. Факторов, определяющих необходимость и возможности актуализации требований безопасности, может быть достаточно много в зависимости от особенности отрасли или сферы деятельности. На основании многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций) для каждой отрасли или сферы деятельности, в зависимости от природы ОТР и указанных факторов, может быть получена общая оценка, определяющая необходимость проведения актуализации требований безопасности, что учитывается при формировании предложений по уточнению Программы, поскольку несвоевременное проведение актуализации снижает уровень безопасности.

27. При формировании и уточнении Программы рекомендуется учитывать ряд приоритетов, к числу которых можно отнести и приоритеты конкретных отраслей или сфер деятельности, в которых происходит формирование множеств ОТР, представляющих потенциальную опасность.

28. Для каждой отрасли или сферы деятельности, исходя из установленных в ней приоритетов, к которым могут относиться: положения программ развития, предпочтения выпуска какой-либо продукции, развития определенных сфер производства и т.п., устанавливается и первоочередность обеспечения безопасности именно этих приоритетных направлений. Оценка самой приоритетности того или иного направления в отрасли или сфере деятельности зависит от структуры и особенностей отрасли и может включать разное количество показателей. Общая оценка производится с помощью многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций). Таким образом, при формировании иерархии множеств ОТР по степени приоритетности внутри отрасли влияние всех факторов, определяющих приоритеты, может быть выражено в общем виде линейными полиномами, сравнение которых даст возможность определить приоритет той или иной предметной области ОТР.

29. При формировании и уточнении Программы необходимо учитывать не только интересы отрасли, но и государственные приоритеты развития в целом - политические, экономические, социальные и другие, задаваемые актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и т.п. Таким образом, определенные по способу, изложенному в разделе VIII настоящих Методических рекомендаций, предметные области ОТР дополнительно оцениваются аналогичным образом, но уже с точки зрения государственных приоритетов и многокритериальная оценка получается в виде соответствующего линейного многочлена для каждой. Сравнение многочленов для каждой предметной области ОТР позволяет судить о степени приоритетности каждой.

30. При формировании предложений по уточнению Программы учитываются также и международные обязательства России.

31. На основе анализа заключенных международных договоров, других принятых государственных обязательств и всех соответствующих аспектов системы международных отношений проводится оценка значимости сформированных ( раздел IX настоящих Методических рекомендаций) предметных областей ОТР с точки зрения необходимости выполнения Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств на основе многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций).

32. При проведении оценки возможностей научно-технического обеспечения требований безопасности рекомендуется использовать обширный и разнообразный опыт внедрения научных разработок в конкретных областях и сферах деятельности для реализации широкого круга технических решений, поскольку реализация требований защищенности является также техническим решением.

33. С учетом специфики отрасли или сферы деятельности выбирается набор факторов, влияние которых важно учесть при проведении оценки возможностей научно-технического обеспечения требований безопасности. Такими факторами могут быть: стоимость работ, возможные сроки реализации, степень готовности разработок для внедрения и т.п. Для проведения достоверной оценки возможностей научно-технического обеспечения способов защиты от опасных воздействий для выделенных предметных областей ОТР проводится анализ состояния соответствующих сфер фундаментальной и прикладной науки с целью выявления всех возможных вариантов реализации требований безопасности. Все выявленные подходящие варианты предварительно оцениваются на предмет возможности их использования для указанных целей. Отобранные варианты оцениваются с точки зрения влияния факторов, в отношении которых было признано, что их влияние необходимо учитывать в данной отрасли. Влияние совокупности факторов может быть проведено на основе многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций). Полученную оценку рекомендуется сравнивать с международно признанным достигнутым уровнем.

34. При учете возможностей использования фундаментальных разработок для целей технического регулирования определяются перспективы и необходимые затраты их возможного использования в обозначенной сфере безопасности с учетом необходимости затрат на само внедрение. При оценке прикладных исследований затраты будут меньше по сравнению с фундаментальными, поскольку уже в определенной степени определены конкретные пути внедрения. Однако, в случае использования результатов и фундаментальных, и прикладных разработок целесообразно учитывать, что эти дополнительные затраты на обеспечение безопасности увеличивают стоимость ОТР.

35. Для определения возможности использования научных разработок для обеспечения безопасности в какой-либо сфере деятельности рекомендуется учитывать и перспективы развития той сферы деятельности, в которой происходит внедрение. Если эти перспективы устойчивы, то целесообразность внедрения оценивается как более реальная.

36. При проведении указанных оценок рекомендуется учитывать не только непосредственно сами научные достижения, которые могут быть использованы, но и возможности их использования, в том числе обеспеченность специалистами и подготовка необходимых кадров по отраслям народного хозяйства и сферам научного знания.

37. Соответствие технического регулирования интересам национальной экономики подразумевает при разработке уточнений Программы учет целого ряда аспектов. Эти аспекты будут разными для различных отраслей, и их определение в общем виде не является задачей настоящих Методических рекомендаций. Однако для каждой конкретной отрасли такие интересы определены четко и зафиксированы, например, в перспективных планах развития каждой из них. При учете влияния интересов национальной экономики на формирование предложений по уточнению Программы рекомендуется учитывать, в том числе, не только чисто экономическую эффективность, но и обеспечение, например, опережающего развития отдельных направлений.

38. В плане учета экономических интересов рекомендуется принимать во внимание, что установление обязательных требований безопасности к объектам технического регулирования может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. В первую очередь, речь идет о повышении экономических издержек, что сразу отражается как на производителях, в том числе экспортерах/ импортерах, так и на потребителях, и, как следствие, на интересах национальной экономики в целом.

39. При разработке предложений по уточнению Программы рекомендуется учитывать, что обязательные требования безопасности, устанавливаемые техническими регламентами с учетом степени риска причинения вреда, должны быть с точки зрения воздействия на экономическую деятельность минимальными для обеспечения одиннадцати видов безопасности и выполнения условий обеспечения единства измерений согласно требованиям Закона, т.е. эти требования не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения вышеуказанных целей.

40. Для детального учета интересов национальной экономики рекомендуется определять конкретную зависимость этих интересов от реализации тех или иных требований безопасности. Для установления приоритетных интересов рекомендуется пользоваться последними на момент проведения анализа данными экономического мониторинга. В этой связи предлагается использовать подход, предложенный фондом "Бюро экономического анализа" в аналитическом докладе, посвященном оценке эффективности реформы технического регулирования для российской экономики. В указанной работе изложены подходы к разработке системы критериев и индикаторов, позволяющих дать объективную оценку реализации реформы технического регулирования, которые так же можно использовать в целях оценки соответствия технического регулирования приоритетным направлениям, указанным в Законе.

41. При оценке влияния устанавливаемых требований безопасности на интересы экономики рекомендуется для каждого из выделенных интересов экономики любым подходящим способом, в том числе и с помощью экспертных оценок, определять набор факторов, определяющих влияние требований безопасности, которые предполагается ввести. Далее учет влияния производится по многокритериальной оценке ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций).

42. На основе мониторинга статистических данных и достоверных научных прогнозов определяются отдельно уровни развития конкретных составляющих материально-технической базы экономики:

- сырьевое обеспечение,

- энергетическое обеспечение;

- техническое обеспечение по отраслям и сферам деятельности,

- обеспечение рабочей силой, включая инженерный и управленческий аппарат;

- распределение трудовых ресурсов по регионам;

- и т.п.

43. Полученные данные систематизируются и структурируются по принципу влияния и взаимосвязи с объектами технического регулирования. На основании полученных данных делается прогноз состояния отдельной отрасли экономики на момент вступления в силу требований конкретных технических регламентов. Для этого можно воспользоваться результатами прогнозов, которые делаются в экономике для собственных нужд, а не для целей технического регулирования.

С учетом сделанных прогнозов определяется некоторый интегральный уровень развития материально-технической базы данной сферы деятельности или отрасли экономики, который учитывается при составлении Программы и внесении в нее изменений.

44. Оценка уровня развития материально-технической базы проводится с точки зрения возможности реализовать те или иные способы обеспечения безопасности и определения стоимости их реализации. Для объективизации оценки необходимо сравнить полученные результаты с международно признанными. В общем виде с использованием многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций) оценка может быть выражена в виде линейного полинома.

В случае необходимости оценка состояния материально-технической базы может быть для большинства случаев достаточно легко быть выражена и в стоимостном виде.

45. Намерение Российской Федерации по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) и принятие Российской Федерацией на себя ряда международных обязательств (в том числе Соглашение по техническим барьерам в торговле - одно из 18 международных соглашений, приложенных к акту Уругвайского раунда многосторонних переговоров о торговле (1994 г.) и составляющих основу правовых отношений ВТО) также являются факторами, влияющими на формирование предложений по уточнению Программы. В качестве основных экономических барьеров в Соглашении указаны различия требований законодательств разных стран, различие стандартов и несовпадение процедур оценки и подтверждения соответствия.

46. При разработке предложений по уточнению Программы рекомендуется учитывать и использовать международно признанные нормы и правила, относящиеся к сфере установления и подтверждения конкретных требований безопасности, а также учитывать, что п. 4 ст. 4 Закона предусмотрено, что, если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые установлены Законом, применяются правила международного договора.

Кроме того, при подготовке предложений по уточнению Программы разработки технических регламентов рекомендуется проводить анализ состояния зарубежной нормативно-правовой базы в области технического регулирования.

47. Общие выводы об обоснованности и аргументированности вносимых предложений делаются на основе применения многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций).

48. При подготовке предложений по уточнению Программы рекомендуется анализировать состояние социальных аспектов безопасности на предмет установления социальных приоритетов развития системы технического регулирования. Эти приоритеты могут выясняться путем использования обычных способов выяснения общественного мнения: опросов, анкетирования, голосования и т.п. Результаты обобщаются и делаются выводы об установившейся в обществе системе социальных приоритетов при оценке существующих и перспективных способов обеспечения безопасности страны. Кроме того, рекомендуется проводить оценку используемых способов воздействия на общественное сознание для формирования оптимальных общественных представлений об уровне собственной защищенности, а также проводить учет общественных приоритетов. Вывод по определению влияния общественных приоритетов на формирование предложений по уточнению Программы делается на основе применения многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций).

49. В большинстве отраслей и сфер деятельности существует очень большое количество ОТР, что, с учетом ограниченности всех видов ресурсов, существенно увеличивает время разработки всей необходимой совокупности проектов регламентов, включающих все множество опасных объектов, что затрудняет оптимальное проведение формирования предложений по уточнению Программы. В этой ситуации требуется серьезная координация и систематизация всей совокупности работ, в чем существенную помощь может оказать разработка классификации ОТР с учетом особенностей проблематики технического регулирования. Поэтому для крупных отраслей и обширных сфер деятельности рекомендуется разрабатывать подобные классификаторы.

50. Помимо указанных выше аспектов при формировании предложений по уточнению Программы также рекомендуется учитывать экономические возможности как формирования Программы и внесения в нее соответствующих уточнений, так и возможности разработки проекта технического регламента на выделяемые в федеральном бюджете средства.

51. Кроме того, органам и организациям, формирующим проект внесения уточнений в Программу на основе анализа предлагаемых и выполняемых инициативных разработок, рекомендуется делать прогноз о возможности реализации необходимой совокупности технических регламентов на основе как частных разработок, так и выполняемых за счет бюджетных средств.

52. Для учета многообразия факторов и условий, определяющих приоритет включения в Программу той или иной предметной области, рекомендуется использовать многоуровневый многокритериальный подход. Для этого оценки, полученные для каждой предметной области с помощью указанного многокритериального подхода ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций), сравнивают между собой следующим образом. Все оценки для каждой предметной области по каждому фактору или условию ( разделы IV- XV настоящих Методических рекомендаций), полученные в виде линейных полиномов, сравниваются между собой, им присваивается коэффициент, численное значение которого устанавливается на основе результатов сравнения. Если факторы или условия, по которым проводится оценка, связаны между собой, то соответствующие коэффициенты могут быть представлены в виде полиномов, отражающих эту связь. Общая оценка получается также опять же в виде линейного полинома, полученного с помощью многокритериального подхода ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций).

53. В соответствии с распоряжением Правительства от 23 ноября 2004 г N 1511-р предложения по уточнению Программы направляются федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами в Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации.

Минпромэнерго России в целях учета мнения всех заинтересованных сторон организует сбор и анализ поступивших предложений по уточнению Программы с целью дальнейшего их обобщения и представления в Правительство Российской Федерации.

54. Так как Программа является "программным" (плановым) документом относительно всей системы технических регламентов, разработка предложений по уточнению Программы заинтересованными в реформе технического регулирования сторонами осуществляется с учетом факторов, перечисленных в разделах IV- XV настоящих Методических рекомендаций.

Наиболее эффективное формирование Программы и внесение в нее ежегодных уточнений возможно при оптимальном обеспечении соответствия системы технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам на основе анализа предложений по уточнению Программы всех заинтересованных в реформе технического регулирования сторон, с учетом международного опыта в области технического регулирования и состояния сферы технического регулирования в Российской Федерации. Кроме того, рекомендуется учитывать как постоянные, так и меняющиеся приоритеты не только отраслей и сфер деятельности, но и общегосударственные, социальные и т.п. наряду с обеспечением приемлемого уровня безопасности, что и будет соответствовать основным принципам формирования и внесения ежегодных уточнений в Программу.

55. Сформированный на основе учета принципов, изложенных в разделах IV- XV настоящих Методических рекомендаций, проект уточнений к Программе в установленном порядке направляется Минпромэнерго России на утверждение в Правительство Российской Федерации.

56. Исходя из того, что Программа направлена на обеспечение безопасности и с учетом положений Закона, который обязывает разработчиков обосновывать необходимость разработки и принятия технического регламента, при подаче предложений по уточнению разработки технических регламентов стороне, подающей предложение, рекомендуется представить аргументы, подтверждающие необходимость и целесообразность разработки именно этого проекта технического регламента.

К таким аргументам следует отнести:

- обоснование важности данного проекта с точки зрения реализации важных государственных и социальных интересов;

- указание на то, что уровень опасности ОТР, для которых предполагается разработка проекта, высок и необходимо обеспечение защиты, включая ссылки на международный опыт;

- обоснование того, что проведение разработки данного проекта маловероятно в инициативном порядке;

- примерное финансово-экономическое обоснование последствий принятия предлагаемого к разработке проекта технического регламента;

- обоснование того, что разработка проектов с совпадающими или близкими предметными областями не проводится, в том числе, и в странах СНГ.

57. Выбор подходящих предложений для формирования проекта уточнений в Программу может осуществляться также на основе многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций).

Похожие документы

znaytovar.ru

Действующие технические регламенты

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС - 001 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (pdf , 0.06 Мб) (ТР ТС - 001 - 2011).

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе  обеспечивается соблюдение требований технического регламента  Таможенного союза и стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и  измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для  применения и исполнения технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (ТР ТС - 002 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (pdf , 0.06 Мб) (ТР ТС - 002 - 2011).

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе  обеспечивается соблюдение требований технического регламента  Таможенного союза и стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и  измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для  применения и исполнения технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС - 003 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (pdf , 0.05 Мб) (ТР ТС - 003 - 2011).

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе  обеспечивается соблюдение требований технического регламента  Таможенного союза и стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и  измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для  применения и исполнения технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС - 004 - 2011) 

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (pdf , 0.02 Мб) (ТР ТС - 004 - 2011).

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе  обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза.

Перечень стандартов,  содержащих правила и методы исследований (испытаний) и  измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для  применения и исполнения технического регламента Таможенного союза  и  осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС - 005 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" (pdf , 0.07 Мб) (ТР ТС - 005 - 2011).

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе  обеспечивается соблюдение требований технического регламента  Таможенного союза и стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и  измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для  применения и исполнения технического регламента Таможенного союза  и  осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" (ТР ТС - 006 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" (pdf , 0.03 Мб) (ТР ТС - 006 - 2011).

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе  обеспечивается соблюдение требований технического регламента  Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" (ТР ТС - 006 - 2011) и содержащих правила и методы исследований (испытаний) и  измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для  применения и исполнения технического регламента Таможенного союза  и  осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции  техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" (ТР ТС - 006 - 2011).

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС - 007 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (pdf , 0.06 Мб) (ТР ТС - 007 - 2011).

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе  обеспечивается соблюдение требований технического регламента  Таможенного союза"О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС - 007 - 2011).

Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и  измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для  применения и исполнения технического регламента Таможенного союза  и  осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС - 007 - 2011).

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС - 008 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек" (pdf , 0.04 Мб) (ТР ТС - 008 - 2011).

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе  обеспечивается соблюдение требований технического регламента  Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС - 008 - 2011).

Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и  измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для  применения и исполнения технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС - 008 - 2011) и  осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции техническому регламенту  Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС - 008 - 2011).

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (ТР ТС - 009 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (pdf , 0.30 Мб) (ТР ТС - 009 - 2011).

Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС - 010 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (pdf , 0.04 Мб) (ТР ТС - 010 - 2011).

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС - 010 - 2011).

Технический регламент Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС - 011 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "Безопасность лифтов" (pdf , 0.02 Мб) (ТР ТС - 011 - 2011).

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" (ТР ТС - 011 - 2011).

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР ТС - 012 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (pdf , 0.03 Мб) (ТР ТС - 012 - 2011).

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР ТС - 012 - 2011).

Технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС - 013 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (pdf , 0.02 Мб) (ТР ТС - 013 - 2011).

Перечень межгосударственных стандартов, национальных (государственных) государств - членов Таможенного союза (до принятия межгосударственных стандартов), в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС - 013 - 2011) и межгосударственных стандартов, национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союз (до принятия межгосударственных стандартов), содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС - 013 - 2011).

Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС - 014 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (pdf , 0.02 Мб)  (ТР ТС - 014 - 2011).

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС - 014 - 2011).

Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Изменения в перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).

Изменения в перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности зерна" (ТР ТС - 015 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности зерна" (pdf , 0.04 Мб) (ТР ТС - 015 - 2011).

Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» (ТР ТС - 015 - 2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (ТР ТС - 016 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (pdf , 0.03 Мб) (ТР ТС - 016 - 2011).

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе" (ТР ТС - 016 - 2011).

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС - 017 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (pdf , 0.05 Мб) (ТР ТС - 017 - 2011).

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС - 017 - 2011).

Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС - 017 - 2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции обязательных стандартов к Техническому регламенту Таможенного союза.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС - 018 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (pdf , 0.28 Мб) (ТР ТС - 018 - 2011).

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС - 018 - 2011).

Правила ЕЭК ООН.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС - 019 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (pdf , 0.09 Мб) (ТР ТС - 019 - 2011).

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС - 019 - 2011).

Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС - 019 - 2011).

Технический регламент Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС - 020 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (pdf , 0.02 Мб) (ТР ТС - 020 - 2011).

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС - 020 - 2011).

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС - 021 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (pdf , 0.21 Мб) (ТР ТС - 021 - 2011).

Решение Комиссии Таможенного союза.

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС - 021 - 2011).

Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС - 021 - 2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС - 022 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (pdf , 0.03 Мб) (ТР ТС - 022 - 2011). Решение Комиссии Таможенного союза.

Технический регламент Таможенного союза "На соковую продукцию из фруктов и овощей" (ТР ТС - 023 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "На соковую продукцию из фруктов и овощей" (pdf , 0.06 Мб) (ТР ТС - 023 - 2011).

Решение Комиссии Таможенного союза.

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС - 023 - 2011).

Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС - 023 - 2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Технический регламент Таможенного союза "На масложировую продукцию" (ТР ТС - 024 - 2011)

Технический регламент Таможенного союза "На масложировую продукцию" (pdf , 0.04 Мб) (ТР ТС - 024 - 2011).

 Решение Комиссии Таможенного союза.

Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС - 024 - 2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции .

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС - 025 - 2012)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (pdf , 0.05 Мб) (ТР ТС - 025 - 2012).

Решение Комиссии Таможенного союза.

Перечень документов, в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС - 025 - 2012).

Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС - 025 - 2012) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия мебельной продукции.

Правила ЕЭК ООН.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС - 026 - 2012)

Технический регламент Таможенного союза  "О безопасности маломерных судов" (pdf , 0.04 Мб) (ТР ТС - 026 - 2012).

Решение Комиссии Таможенного союза.

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС - 026 - 2012).

Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС - 026 - 2012) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (ТР ТС - 027 - 2012)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (pdf , 0.03 Мб) (ТР ТС - 027 - 2012).

Решение Совета Евразийской экономической комиссии.

Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» (ТР ТС - 027 - 2012) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции".

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе" (ТР ТС - 028 - 2012)

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе" (pdf , 0.02 Мб) (ТР ТС - 028 - 2012).

Решение Комиссии Таможенного союза.

Перечень стандартов, в результате применения, которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе" (ТР ТС - 028 - 2012).

Перечень стандаров, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе" (ТР ТС - 028 - 2012) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Технический регламент Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (ТР ТС - 029 - 2012)

Технический регламент Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (pdf , 0.62 Мб)  (ТР ТС - 029 - 2012).

Решение Совета Евразийской экономической комиссии.

www.gost.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта