Оптимизация социально-психологического климата педагогического коллектива. Оптимизация социально психологического климата в коллективе
3. Рекомендации по оптимизации социально-психологического климата коллектива. Социально-психологический климат трудового коллектива
Похожие главы из других работ:
Анализ проблемы в рамках экспериментальной психологии
2.1 Методика "Изучение психологического климата коллектива"
Инструкция: На континууме от психологического климата типа А до психологического климата типа В определите ту оценку, которая, по Вашему мнению, соответствует истине. Обведите кружком оценку слева или справа относительно нуля (ПРИЛОЖЕНИЕ А)...
Благоприятный социально-психологический климат в коллективе
Вопрос 3. Оцените социально-психологический климат в Вашем коллективе. По результатам оценки социально-психологического климата коллектива дайте рекомендации членам коллектива
Оптимизация социально-психологического климата предполагает необходимость диагностики уровня его развития, оценку его специфики...
Выявление взаимосвязи доминирующего стиля управления и социально-психологического климата коллектива
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения взаимосвязи доминирующего стиля управления и социально-психологического климата коллектива.
2.1. Описание процедуры и методики исследования. Процедура исследования состояла из нескольких этапов: На первом этапе были выявлены доминирующие стили управления у 10 руководителей малых торговых предприятий...
Изучение межличностных отношений в детском объединении
1.1.Межличностные отношения как показатель психологического климата коллектива и успешности групповой деятельности
Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, межличностных отношений, на фоне которых реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и межгрупповые конфликты...
Изучение межличностных отношений в детском объединении
1.2.Целенаправленное формирование психологического климата детского коллектива
Проблема формирования психологического климата детского коллектива (в частности коллектива школьного объединения), вызвана, прежде всего, несовпадением формальной и неформальной структур детской группы. Очевидно, что объединение...
Изучение психологического климата рабочей группы трудового коллектива
Глава I. Теоретические основы изучения социально-психологического климата коллектива
...
Изучение психологического климата рабочей группы трудового коллектива
Глава II. Изучение социально-психологического климата трудового коллектива
...
Изучение психологического климата рабочей группы трудового коллектива
2.1 Организация исследования социально-психологического климата коллектива
Объектом исследования является коллектив…. Состоящий из 11 человек, коллектив является гомогенным (только женщины). Для удобства членам коллектива присвоены порядковые номера от 1 до 11...
Исследование социально-психологического климата в коллективе
2.3 Рекомендации менеджеру по улучшению социально-психологического климата в коллективе
Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям. - Почаще задумываться над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников...
Морально-психологический климат коллективов ОВД
1. Понятие морально-психологического климата коллектива
Далеко не всякая группа может считаться коллективом. Коллектив - социальная общность людей, объединенных на основе общих задач и целей в процессе их совместной общественно полезной деятельности Психологический словарь // psi.webzone.ru.. От того...
Психологический климат в семье, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития
2.3 Рекомендации по формированию благоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с ОПФР
Ситуация, когда в семье рождается ребенок с интеллектуальной недостаточностью, вовсе не безнадежна, и родители и специалисты, если будут знать как, могут оказать и ему и себе большую помощь...
Психологический климат коллектива
1. Научные подходы к проблеме психологического климата трудового коллектива
...
Роль морально-психологического климата для эффективного управления
3. Рекомендации по поддержанию благоприятного морально-психологического климата
Социально-психологический климат в трудовом коллективе
Глава 3. Конфликт как часть социально-психологического климата коллектива
...
Социально-психологический тренинг как средство формирования успешности в бизнесе
2.3 Диагностика социально-психологического климата исследуемого трудового коллектива
С целью определения на эмоциональном уровне сложившихся отношений в коллективе, мы решили провести диагностику социально-психологического климата трудового коллектива ООО «АРТ-ТУР»...
psy.bobrodobro.ru
Оптимизация социально-психологического климата трудового коллектива 2, Социальная психология
Пример готовой дипломной работы по предмету: Социальная психология
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА
1. СПК ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
1.1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА
1.2. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА
1.4. ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
ГЛАВА
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СПК И УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Содержание
Выдержка из текста
влияние личностных качеств на социально-психологический климат трудового коллектива
Существенный вклад в понимание природы психологического климата и его составляющих внесли отечественные и зарубежные исследователи М. Белбин, Галлен, Дж. Гибсон, Р. Дафт, Дж.Х. Доннели, К. Дэвис, Д. Иванцевич, Т. Ньюком, Дж.В. Ньюстром, В.С. Агеев, Р.С. Немов, К.М. Гуревич, Е.К. Завьялова, Е.С. Кузьмин, А.Н. Лутошкин, В.С. Мерлин, Г. С.
Никифоров, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.
Совершенствование психологического климата коллектива — это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Цель выпускной квалификационной работы — исследовать и проанализировать характеристики социально-психологического климата в трудовом коллективе ДОУ «Аннушка».
Второй компонент представляет для нас интерес в рамках темы дипломной работы. Работа руководителя представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Квалифицированным и образованным сотрудникам необходимо предоставлять самостоятельность в тех областях, где они наиболее полно проявляют свои знания и опыт, и при этом практиковать совместные обсуждения проблем для поиска и выработки нужного варианта решения. Управлять социально-психологическим климатом — это значит управлять человеком в коллективе, его отношениями с людьми, создавать для каждого благоприятные условия на работе и в быту, воздействовать на факторы, которые этот климат формируют.
Человеческий ресурс — это та основа, на которой строится организация, система производственных, трудовых взаимоотношений. Успех коллективу обеспечивает нормальный морально — психологический климат в нем. Благоприятный социально- психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ … Влияние социально-психологического климата на взаимоотношения в трудовом коллективе … ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ …
Руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе целей организации. Свои отношения с подчиненными он строит на уважении к личности работника и на доверии, не боясь делегировать часть своих полномочий. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства и обычно оказывают своему начальнику посильную помощь. Все это сплачивает коллектив. Руководитель-демократ старается создать внутри рабочих групп нормальный психологический климат, основанный на доверии, доброжелательности и взаимопомощи.
Список литературы
1.Авдулова Т.П. Психологические основы менеджмента. М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИИНФОРМ, 2005. — 154 с.
2.Акмеология. Под общей редакцией Деркача А.А. М.: РАГС, 2002. — 650 с.
3.Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих. Под общей редакцией Деркача А.А. М.: РАГС, 2008. — 166 с.
4.Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989. — 232 с.
5.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
6.Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.
7.Введение в психологию. Под редакцией Петровского А.В. М.: Академия, 2004. — 512 с.
8.Винокуров Л.В., Скрипка И.И. Организационная психология. СПб.: Питер, 2004. — 511 с.
9.Гуревич П.С. Социальная психология здоровья. СПб.: Питер, 2004. — 612 с.
10.Гуревич П.С. Психология. М.: «Старик Ватулинг», 2005. — 720 с.
11.Диагностика здоровья. Под редакцией Никифорова Г. С. СПб.: Речь, 2007. — 950 с.
12.Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: Проспект, 2007. — 480 с.
13.Ильин. Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. — 701 с.
14.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога-консультанта организации. Ростов на Дону: Феникс, 2007. — 638 с.
15.Кабаченко Т.С. Психология управления. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 627 с.
16.Каменская Е.Н. Социальная психология. Ростов на Дону, Феникс, 2007. — 192 с.
17.Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск: Высшая школа, 20 004 — 213 с.
18.Маркова А. К. Психология профессионализма. М., ЭКСМО-Пресс, 2004 — 336 с.
19.Могилевкин Е.А. Карьерный рост. Диагностика, технологии, тренинг. СПб.: Речь, 2007. — 336 с.
20.Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2008. — 432 с.
21.Основы социально-психологических исследований. Под общей редакцией Бодалева А.А., Деркача А. А, Лаптева Л.Г. М.: Гардарики, 2007. — 334 с.
22.Психология менеджмента. Под редакцией Никифорова Г. С. СПБ.: Питер, 2004. — 639 с.
23.Психология здоровья. Под редакцией Никифорова Г. С.СПб.: Питер, 2006. — 607 с.
24.Психология профессионального здоровья. Под редакцией Никифорова Г. С. СПб.: Речь, 2006. — 480 с.
25.Практикум по дифференциальной диагностике профессиональной пригодности. Под редакцией Бодрова В.А. М.: ПЕР СЭ, 2004. — 768 с.
26.Практический менеджмент. Под редакцией Ладанова И.Д. М.: Апрель, 1999. — 502 с.
27.Психология труда и организационная психология. Под ред. Е. А. Климова, И. В. Екевичевой, О. Г. Носковой. М.: РПО, 1997. — 352 с.
28.Психология делового преуспевания. Под редакцией Колесникова А.Н. М.: Владос-Пресс, 2003. — 304 с.
29.Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. M.: Академия, 2001. — 412 с.
30.Психология управленческой деятельности. Под редакцией Батаршева А.В., Лукъянова. М.: Психотерапия, 2007. — 624 с.
31.Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. — 365с.
32.Семечкин Н.И. Социальная психология. Ростов на Дону, Феникс, 2003. — 608 с.
33.Социальная психология. Под редакцией Сухова А.Н., Деркача А.А. М.: Академия, 2006. — 600 с.
34.Сухов А.Н., Бодалев А.А., Казанцев В.Н. и др. Социальная психология. М.: Академия, 2006. — 600 с.
35.Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2005 — 200с.
36.Толочек В.А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2006. — 479 с.
37.Удальцова М.В. Социология управления. Новосибирск: НГАЭиУ, 2005. — 144 с.
38.Управление персоналом организации. Под редакцией А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2007. — 638 с.
39.Управление персоналом. Под ред. Т. Ю. Базарова и Б. Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2004. — 474 с.
40.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.
41.Шарипов Ф.В. Психологические основы менеджмента. М.: Владос-пресс, 2008. — 293 с.
42.Шарухин А.П. Психология менеджмента. СПб.: Речь, 2002. — 352 с.
43.Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. СПб.: Питер, 2003. — 456 с.
44.Экспериментальная психология. Под редакцией Константинова В.В. СПб.: Питер, 2006. — 272 с.
45.Этика деловых отношений. Под редакцией Кибанова А.Я. М.: ИНФРА-М, 2007. — 368 с.
46.Яцевич С.П. Социальная психология. СПб.: ЛНПП «Облик», 2003. — 248 с.
список литературы
referatbooks.ru
Оптимизация социально-психологического климата педагогического коллектива
2
Реферат
Оптимизация социально-психологического климата
педагогического коллектива
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Оптимизация социально-психологического климата
педагогического коллектива……………………………………………4
1.1. Понятие о социально - психологическом климате педагогического коллектива……………………………………………………………………...4
1.2. Функции социально- психологического климата………………………6
1.3. Роль психологического климата в жизнедеятельности педколлектива………………………………………………………………….7
1.4. Проблема создания благоприятного психологического климата……...8
1.5. Факторы формирования социально-психологического климата………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………12
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, когда придаётся большое значение тому, как происходит социализация личности, возникает острая необходимость в людях владеющих искусством создавать моральный климат в коллективе. Общеобразовательная школа не может стоять в стороне от решения этой задачи.
Анализ психологического климата важен не сам по себе. Целью воспитания является гармоническое развитие личности, которое во многом определяется тем, в какие коллективы и как включается личность в процессе своего развития. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом.
Глава 1. Оптимизация социально-психологического климата
педагогического коллектива.
1.1 Понятие о социально - психологическом климате педагогического коллектива.
Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического
климата В. М. Шепель.
Психологический климат, по его мнению, - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон:
1) социальный климат, который определяется тем, насколько в данной группе осознаны цели и задачи, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан;
2) моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данной группе являются принятыми;
3) психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном
контакте друг с другом. Психологический климат - это микроклимат, зона
действия которого значительно локальнее социального и морального климата.
Термин «социально-психологического климат» часто принято ставить в
один ряд с понятием духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения. Социально-психологический климат всегда
характеризуется специфической для совместной деятельности людей
атмосферой психологического и эмоционального настроя и состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния
окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности
или группы проявляется через характер психологической настроенности
людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной
или пессимистичной и т.д.
А.Н. Лутошкин считал, что психологический климат коллектива – это
общий эмоциональный настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Главным, что образует психологический климат, является эмоциональное состояние или настроение коллектива.
Психический настрой или настроение общности представляет собой
эквивалент динамической структуры психологического состояния общности,
проявляющегося в характере направленности группового внимания и уровня
его эмоциональной тональности.
Духовная атмосфера – это специфическое психическое состояние той
или иной группы людей, проявляющиеся в общении их друг с другом и стиле
совместного поведения. Сама атмосфера может быть достаточно изменчивой и характеризоваться, как правило, высокой степенью подвижности. Атмосфера –это неустойчивая, постоянно изменяющаяся и подчас неуловимая сторона коллективного сознания.
В отличие от понятия «психологическая атмосфера» понятие
«социально-психологического климата» обозначает не те или иные
ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь его
устойчивые черты.
Таким образом, под социально-психологическим климатом
подразумевается преобладающая и относительно устойчивая духовная
атмосфера или психический настрой коллектива, проявляющийся как в
отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу».
Понятие «социально-психологический климат коллектива» отражает
характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон
общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением
условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими
факторами (Б.Д. Парыгин).
1.2. Функции социально- психологического климата
Социально-психологический климат выполняет следующие функции:
Консолидирующую. Заключается в сплочении членов коллектива, в
объединении коллективных усилий на решение учебно-воспитательных
задач.
Стимулирующую. Состоит в создании «эмоциональных потенциалов»
коллектива (А.Н. Лутошкин), его жизненной энергии, которая
впоследствии реализуется в педагогической деятельности.
Стабилизирующую. Обеспечивает устойчивость внутриколлективных
отношений, создает благоприятные условия для успешного вхождения в
коллектив новых педагогов.
Регулирующую. Реализуется в утверждении прогрессивно-этических норм
взаимоотношений, оценке поведения членов коллектива.
Обратной связи. Функция реализуется в атмосфере коллектива за счет
аккумуляции информации о психическом настрое людей. Духовная
атмосфера коллектива, которая включает в себя как элемент и
непосредственное отношение окружающих к человеку, их оценку его
деятельности, как раз и реализует эту функцию обратной связи.
Социально-психологический климат оказывает положительное или
негативное влияние на личность, эффективность деятельности в силу
сложившихся в коллективе норм отношений между людьми.
Социально психологический климат весьма динамичное образование.
Эта динамика проявляется как в процессе коллективообразования, так и в
условиях функционирования коллектива.
1.3. Роль психологического климата в жизнедеятельности педколлектива.
Работа педагога – такой вид трудовой деятельности, который просто
невозможен вне общения. Структура педагогического труда насчитывает, по
мнению психологов, более двухсот компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение, либо через живое, непосредственное общение педагогов с коллегами, с детьми осуществляется главное в педагогической работе – воздействие личности на личность. От стиля и форм взаимодействия педагогов зависит их эмоциональный настрой. Очень часто педагог, идя на работу, не может оставить груз домашних проблем, которые пополняются проблемами коллектива. Педагог не всегда может преодолеть свой негативный эмоциональный настрой и «щедро» делятся им с окружающими детьми и взрослыми.
Психологи и педагоги считают, что психологический климат педагогического коллектива в значительной мере влияет на психологический
климат ученического коллектива, на формирование личности вообще, на
создание благоприятных условий для совместной работы. Социально-
психологический климат влияет на психологическую цену профессиональной деятельности учителя.
Таким образом помочь педагогу найти правильные пути взаимодействия с
коллегами, такие пути, которые помогут создать в коллективе такую
психологическую атмосферу, чтобы каждый педагог мог свободно проявлять
свои желания, чувствовать себя значимым членом коллектива. Для этого
эмоциональный настрой педагогического коллектива должен нести
положительный заряд. Итак, можно сделать вывод, что эмоциональное
благополучие и профессиональная деятельность учителя зависят от их
психологического настроя, который, в свою очередь, зависит от
положительного микроклимата, который создается в коллективе.
1.4. Проблема создания благоприятного психологического климата.
Эта проблема изучалась многими отечественными психологами и педагогами. Она разрабатывалась в трудах А.С. Макаренко, Н.П.Аникеева, Р.Х.Жакурова, работах Т.А. Репиной, А.Н. Лутошкина, В.П. Сергеевой.
Одним из наиболее очевидных проявлений благоприятной атмосферы,
способствует продуктивности совместной деятельности людей, является
внимание, расположение, симпатия человека к человеку.
Другим не менее актуальным свойством здорового морально-
психологического климата коллектива является настроение, дух подъема,
жизнерадостности, которое опирается на ясные цели и увлекательные задачи совместной деятельности.
Существенным условием наиболее полного развертывания духовного
потенциала личности в коллективе является и обстановка взаимной
ответственности и требовательности людей друг к другу.
Преобладание и устойчивость атмосферы взаимного внимания,
уважительного отношения к человеку, духа товарищества, сочетающегося с принципиальностью и ответственностью, требовательностью к себе и
другим – таковы основные черты здорового социально-психологического
климата.
Здоровый психологический климат – одним из решающих факторов успешной жизнедеятельности человека во всех сферах общественных
отношений, важнейшее условие формирования личности.
1.5. Факторы формирования социально-психологического климата.
На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.
Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором строятся
и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:
stud24.ru