Росстат разъяснил вопросы по представлению статистической отчетности. Оптимизация росстата


Росстат займется переписью предпринимателей впервые за пять лет — Российская газета

Ирина Масакова, заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики: Росстат совместно с Центробанком опубликовал финансовые счета и балансы активов и пассивов в части финансовых активов и обязательств системы национальных счетов России.

Эти данные в первую очередь полезны специалистам, занимающимся макроэкономическим анализом и прогнозированием, экономической политикой, тем, кто принимает решения о создании инструментов регулирования финансовых рынков, аналитикам финансовых рынков. Любой заинтересованный пользователь сможет увидеть структуру финансовых активов и обязательств отдельных институциональных секторов и всей российской экономики, оценить изменение их стоимостных объемов и движение межсекторальных финансовых потоков. В 2016 году планируются к публикации годовые и квартальные данные за 2014 год, в дальнейшем публикация данных на квартальной основе будет осуществляться регулярно.

- Росстат готовится к проведению сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса (МСБ) в 2015 году. Каковы цели проекта?

Малому бизнесу отведена одна из основополагающих ролей в процессе восстановления экономики от последствий кризисных явлений. Разработка государственной стратегии развития МСБ должна опираться на достоверные и полные статистические данные, ключевые для целенаправленной поддержки предпринимательства, реализации адресных государственных программ и инвестиционных проектов.

Федеральным законодательством установлено проведение сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства раз в пять лет. Предыдущее было реализовано Росстатом в 2011 году по итогам деятельности за 2010 год. В 2016 году предстоит следующий раунд. Первые результаты будут опубликованы в конце года.

Росстат проводит большой комплекс подготовительных работ. Одна из важнейших задач - довести до каждого респондента информацию о необходимости участия в сплошном наблюдении, его сроках. Что достаточно сложно, учитывая мобильность и подвижность МСБ. Тем более что предстоит обследовать более 6 млн хозяйствующих субъектов: малых и средних предприятий - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Они должны представить до 1 апреля 2016 года в адрес территориального органа Росстата по месту своего нахождения информацию по соответствующей форме. Программа формы для всех групп респондентов этого наблюдения достаточно проста и сокращена по сравнению с отчетностью для крупных предприятий.

Содержит следующие показатели: фактическое местонахождение производственной деятельности; количество работников; результаты производственной деятельности; наличие основных средств и осуществленные инвестиции; участие и помощь государства в развитии их бизнеса. Заметьте, впервые будет получена статистическая информация непосредственно от бизнеса о мерах господдержки.

- Насколько участие в проекте обязательно для предпринимателей?

Практически во всех регионах отмечается увеличение потребности органов государственной власти и местного самоуправления в актуальной статистической информации по муниципальным образованиям, что обусловлено расширением их управленческих функций. Респонденты законодательно обязаны безвозмездно представлять данные, необходимые для формирования официальной статистической информации. Отказ или передача недостоверной статистической информации влечет административный штраф в размере от трех до пяти тысяч рублей. Но и органы статистики несут ответственность за незаконное разглашение первичных данных обследования. В этой связи обработка персональных данных производится с соблюдением требований конфиденциальности и при условии обязательного обезличивания персональных данных.

- Во всем мире предприниматели жалуются на излишнюю, по их мнению, статистическую нагрузку. А у нас?

Рациональный выбор источников для формирования официальной статистики для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также снижения нагрузки на респондентов российским законодательством определен в качестве одного из основополагающих принципов официального статистического учета. Состав информационных статистических ресурсов Росстата относительно стабилен. В среднем ежегодно утверждается 5-6 новых форм отчетности. Неактуальные отменяются. Для малого бизнеса законодательно установлен упрощенный порядок статистического наблюдения.

По итогам пересмотра форм в 2015 году информационные статистические ресурсы Росстата формируются на базе 240 форм федерального статистического наблюдения, сбор и обработка данных по которым централизованы в органах госстатистики (в 2008 году - на базе 264 форм, то есть имеется динамика в сторону снижения количества форм). Для исключения дублирования информации, а также оптимизации информационной базы, снижения статистической нагрузки на респондентов были отменены 14 форм федерального статистического наблюдения, утверждены 4 новые формы.

Перед Росстатом остро стоит проблема оптимизации баланса между информационными потребностями органов государственной власти, с одной стороны, и практической значимостью информации, отсутствием ее дублирования ведомствами и издержками бизнеса - с другой.

Росстат разделяет озабоченность бизнеса необходимостью снижения статистической нагрузки. Сформирована Концепция снижения издержек бизнеса, связанных с предоставлением отчетности, направленная на оптимизацию существующих в настоящее время форм отчетности, сокращение их количества, адресов и частоты предоставления, трудоемкости заполнения.

Оптимизация нагрузки на респондентов последовательно будет осуществляться по нескольким направлениям. Планируется более полно использовать административные данные, получаемые государственными органами и организациями в связи с осуществлением ими возложенных на них регистрационных, разрешительных, контрольно-надзорных и других административных функций для статистических целей без предоставления данных хозяйствующими субъектами по формам федерального статистического наблюдения. Также будет исключено дублирование сбора показателей Росстатом и другими федеральными органами исполнительной власти. Проведена инвентаризация состава показателей форм на предмет их актуальности и востребованности потребителями с учетом динамично меняющихся информационных потребностей. Росстат расширит использование современных статистических методов для формирования репрезентативных выборок, исключающих методы сплошного запроса сведений у всех хозяйствующих субъектов. И конечно, будет развиваться электронный способ предоставления отчетности респондентами как более прогрессивного и обеспечивающего снижение нагрузки на респондентов. Указанные направления реализуются Росстатом при проведении ежегодного пересмотра форм федерального статистического наблюдения на очередной отчетный год.

- Какие обследования для бизнеса планируются?

Для составления базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2016 год в 2017 году планируется провести очередное обследование затрат на производство. В первую очередь будут обследоваться крупные и средние коммерческие предприятия. Сложность предстоящего обследования в том, что оно будет проходить в условиях перехода российской статистики на новые классификаторы продуктов и отраслей.

rg.ru

На Урале ликвидируют три управления статистики — Российская газета

В Уральском округе скоро канут в Лету сразу три управления Росстата - в Кургане, Ханты-Мансийске и Салехарде. Подразделения госстатистики в этих регионах, безусловно, останутся, но уже с изрядно облегченными штатами, административно несамостоятельные. Реорганизация утверждена недавним постановлением правительства РФ № 1602-р.

Оптимизация структур Росстата шла и раньше, правда, касалась только муниципальных звеньев. В Зауралье, к примеру, упразднили восемь райотделов, охватывавших 40 процентов территории области. На Ямале весной ликвидировали отделы уже и в малых городах, их на сегодня осталось четыре. Стартовый эксперимент с объединением региональных управлений проведен в начале года: к Архангельску "прицепили" Нарьян-Мар. Поскольку Ненецкий автономный округ, оставаясь субъектом Федерации, входит в состав Архангельской области, слияние казалось органичным. Сейчас эксперимент распространили на 14 субъектов РФ, включив в список и довольно крупные регионы, с юридической ликвидацией в них управлений. Переходный период - до конца года.

- Я ожидал подобного процесса в тюменской "матрешке". Однако, признаться, не предполагал, что и нас реформируют, - говорит глава Курганстата Вячеслав Федоров. - Переходим под крышу Свердловскстата, он забирает часть наших функций. Под сокращение попадут десятки человек. Думаю, в будущем управления оставят только в столицах федеральных округов, все к этому идет.

В Тюменьстате объединение восприняли без тени удивления. Здесь с давних времен собирают и публикуют информацию из северных автономий. Посетители сайта видят четыре раздела: ЯНАО, ХМАО, Тюменская область без автономных округов и просто Тюменская область. В последнем случае плюсуют показатели трех субъектов РФ. Это итог компромисса 90-х годов, когда Тюмень не желала признать отделения от нее нефтегазовых регионов, настаивала хотя бы на условном сохранении прежних административных границ. Никого, включая аналитиков российского правительства, тюменское "среднее арифметическое" не интересует, но в цифровую ловушку часто попадают составители различных национальных рейтингов. Они выдают усредненные показатели трех территорий за статданные юга большого региона. Результат, соответственно, некорректный.

- Да, статистические потоки с Севера и прежде на Тюмени замыкались, а теперь на нас возложена вся ответственность за представление полной, оперативной картины происходящего в крае. Из трех региональных порталов останется один. Объем публикуемой информации по Югре и Ямалу значительно увеличим, - поясняет руководитель Тюменьстата Надежда Менова.

Она ожидает от слияния значительной экономии средств. Кадровые, экономические, бухгалтерские, другие управленческие звенья будут только в головном офисе. В северных муниципалитетах многие помещения освободятся.

Не снизится ли качество сбора и обработки информации? Вячеслав Федоров не исключает этого. Его тюменская коллега проблем не ожидает:

- Уже сейчас до 80 процентов отчетов респондентов поступает в электронном виде. Предприятию без разницы, куда отсылать отчет - в Ханты-Мансийск или в Тюмень, - аргументирует она. - Большинство операций автоматизировано. К примеру, используем программно-аппаратный комплекс для автоматизации опросов населения методом персонального интервьюирования.

С Меновой согласен тюменский ученый-экономист Алексей Янин, постоянный "потребитель" Росстата:

- Тенденция общемировая, позитивная, решение рациональное. При нынешних средствах коммуникации нет смысла содержать излишние конторы, разбазаривать деньги.

rg.ru

«Решение сократить органы статистики в регионах было ошибочным» | Курганская область

Ликвидация управления Росстата в Курганской области негативно отразится на эффективности деятельности региональных органов власти и управления. Об этом сегодня, 24 августа, заявил «ФедералПресс» старший научный сотрудник Курганского филиала Института экономики УрО РАН, кандидат экономических наук, профессор Николай Кремлев.

«Руководитель Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) Александр Суринов, выполняя распоряжение правительства РФ № 1602 от 27 июля 2016 года о сокращении численности статистических органов страны, необоснованно начал проводить ликвидацию территориальных органов ФСГС в Российской Федерации за счет объединения статистических служб регионов на базе крупных субъектов РФ.

Такая стратегия негативно отразится на эффективности деятельности региональных органов власти и управления. Потому что получаемая из новых крупных структур региональная статистическая информация о состоянии экономики и социальной сферы будет иметь большие ошибки регистрации и репрезентативности. Региональная власть будет получать искаженную статистику о реальной действительности, как в кривом зеркале.

Даже существующая система статистики часто имеет ошибки, которые влияют на эффективное управление регионом. Например, в Курганской области практически ликвидированы муниципальные отделы статистики и у руководителей районов имеются большие расхождения между данными официальной статистики ФСГС и информацией, собираемой по федеральному закону о похозяйственном учете в муниципальных образованиях.

Росстат на эти расхождения данных не обращает внимания, его интересует только экономия содержания аппарата статистиков в регионах и укрепление центрального аппарата. Руководители Росстата ошибочно думают, что смогут собрать качественную информацию о деятельности муниципальных образований.

Произошло нарушение статей Конституции РФ (ст. 71-р «О статистическом и бухгалтерском учете» и закона № 282 от 29 ноября 2007 года «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

Так, ст. 4, п. 1 федерального закона № 282 – «Полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации» будет нарушена для органов государственной власти и управления регионов страны. Особенно пострадает качество статистической информации, отражающей социально-экономические явления и процессы в субъектах РФ.

Например, важнейшее обследование домашних хозяйств, которое проводится в регионах уже около 100 лет (выборочным методом), не получит своего развития. Информация о жизнедеятельности 371 тысячи домашних хозяйств (семей), проживающих на территории Курганской области, будет недоступна для власти и населения. Собираемая сегодня выборочная статистическая информация всего о 400 домашних хозяйствах является репрезентативной. Данная уникальная работа, позволяющая определять структуры потребления у населения области, его уровень жизни и расчеты прожиточного минимума, будет практически ликвидирована.

Такая же перспектива ждет выборочное обследование общей безработицы (по методологии МОТ), состояния рынка труда и занятости населения. А состояние малого бизнеса, который в области насчитывает около 30 тысяч субъектов хозяйствования, также нельзя будет объективно оценить из Москвы или Екатеринбурга.

Не будет возможности качественно оценить динамику такого главного экономического показателя субъектов РФ, как валовой региональный продукт (ВРП), в который также входят показатели наблюдений и отчетов о деятельности малого и среднего бизнеса, муниципальной статистики и других досчетов в производстве товаров и услуг в торговле, общественном питании и социальной сфере.

В УрФО сокращение численности работающих в статистических органах проводится за счет Курганской области. Данный эксперимент руководства ФСГС нанесет значительный ущерб сложившейся за 73 года системе статистики области. В советские времена в управлении статистики работало более чем 400 человек, в 2015 – 190 статистиков, а после объединения со Свердловской областью будут ликвидированы все районные представительства, а в Кургане останутся одни сборщики отчетности.

Многие статистические наблюдения в социальной сфере и экономике уже переведены на выборочные исследования, что не обеспечивает необходимой точности информации о реальной действительности.

Такого эксперимента центральной власти с региональными статистическими органами не зафиксировано ни в одной стране мира. Например, власти Германии, наоборот, укрепляют статистические органы, а аналитику переводят на федеральный уровень. В США основой всей статистики являются штаты, а в России ликвидируют основу статистики – сбор статистической информации с мест, что нарушает не только научные принципы учета, но и обеспечение качественной информацией региональные органы власти для эффективного управления территориями.

Поэтому считаю такое решение Александра Суринова и правительства РФ ошибочными, противоречащими Конституции РФ и законодательству».

 

Фото: Российская газета

fedpress.ru

Медведев поручил разработать предложения по оптимизации работы Росстата

Фото с официального сайта Правительства РФ

Необходимо улучшить работу Росстата после передачи ведомства в ведение Министерства экономического развития, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании коллегии МЭР.

Председатель Правительства отметил, что от качества информации зависит эффективность экономической политики, поскольку на её основе принимаются ключевые решения.

«Независимость статистики гарантируется законодательством, но это не означает, что работа статистической службы не требует улучшения: здесь существуют резервы и в смысле технологии сбора и анализа информации, в том числе big data, и в плане интеграции с другими статистическими агрегаторами, которые собирают большой поток информации — это и Центральный банк России, и налоговая служба», — цитирует главу кабмина ТАСС.

По итогам коллегии Медведев поручил подготовить «согласованные предложения» по дальнейшему развитию Росстата.

Функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учёта были переданы Минэкономразвития в начале апреля указом Президента России Владимира Путина. Одновременно с этим глава РФ исключил Росстат из числа ведомств, которыми руководит Правительство.

Росстат подчинялся напрямую кабмину с 2012 года. До этого статистическая служба уже была в ведении МЭР.

www.pnp.ru

Интервью с замруководителя Росстата Вячеславом Забелиным

CNews: Происходит ли корректировка ИТ-бюджета на 2015 год. Есть ли проекты и задачи, которые пришлось отложить в связи с этим?

Вячеслав Забелин: Созданная в 2002–2011 годах информационно-вычислительная система (ИВС) Росстата была включена в сентябре 2011 года в реестр федеральных государственных информационных систем. Ее стоимость оценивается в i7 млрд. Для ее бесперебойного функционирования требуется ежегодно i1,4 млрд. Фактическое финансирование на эксплуатацию ИВС составляет менее половины от этой суммы. На реализацию новых ИТ-проектов средства из федерального бюджета Росстату не выделяются.

Концепция развития информационно-вычислительной системы Росстата на 2011–2017 годы реализуется благодаря Проекту «Развитие системы государственной статистики-2», финансируемому по Соглашению о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития. В Проекте присутствует компонента «В», предусматривающая совершенствование и модернизацию ИВС Росстата. На 2015 год сумма финансирования компоненты «В» составляет $12 млн, в том числе на модернизацию аппаратно-программной платформы – $4,7 млн, на модернизацию единой системы сбора, обработки (ЕССО), направленную на централизацию обработки данных, – $5 млн, на совершенствование технологии ведения и использования Статистического регистра – $2,3 млн.

CNews: Каковы условия МБРР. Формулируются ли пожелание по используемому ПО, какие то иные условия?

Вячеслав Забелин: План закупок по Проекту «Развитие системы государственной статистики-2» и План реализации проекта имеет пять компонент: компоненту А «Модернизация методологии экономической статистики», компоненту В «Развитие современной структуры и технологии систем сбора, обработки и распространения данных», компоненту С «Совершенствование социальной статистики», компоненту D «Развитие кадрового потенциала» и компоненту Е «Управление проектом». Каждая компонента детализируется до уровня конкретных мероприятий.

Инициирует предложения по перечню мероприятий Росстат. Предложения Росстата рассматриваются на Межведомственном координационном совете по реализации Проекта, проходят официальное согласование с Минэкономразвития, с Минфином и рассматриваются экспертами Всемирного банка.

Какие либо предпочтения по закупаемому в процессе реализации Проекта программного обеспечению Всемирный банк не высказывает. Конкурсные процедуры проводятся в соответствии с Руководством по реализации проектов, частично или полностью финансируемых из средств займов Международного банка.

CNews: Сейчас идет процесс создания ИВС Росстата нового поколения. Как минимум три этапа из 5-ти должны были завершиться в 2015 году. Удалось ли достичь планируемых показателей, и какой функционал будет в итоге в 2017 году?

Вячеслав Забелин: Реализовано два первых этапа и начался третий этап: внедрение универсальной системы сбора и обработки с переводом в нее всех задач. В рамках 1-го и 2-го этапа создания и внедрения ИВС Росстата нового поколения создана Единая ведомственная мультисервисная сеть, Единая служба технической поддержки, внедрен электронный документооборот, создано Единое хранилище данных (ЕХД) и система многомерного анализа данных с возможностями формирования произвольных запросов к ЕХД и подключения к ЕХД аналитических систем (IBM SPSS, IBM Cognos BI, Super STAR). В Единое хранилище данных загружено 8600 показателей из внутриведомственных баз данных Росстата (4300 показателей из Хранилища данных федерального уровня и 4300 показателей из Центральной базы статистических данных).

В январе 2014 года введена в промышленную эксплуатацию Система подготовки электронных экономических описаний (СПЭЭО), обеспечивающая формирование XML-шаблонов и их размещение на официальном сайте Росстата уже на этапе подготовки экономических описаний. Использование этой Системы центральным аппаратом Росстата должно обеспечить комфортные условия для полного перехода на электронный сбор данных в части своевременного размещения XML-шаблонов на официальном сайте Росстата.

В соответствии с Концепцией развития ИВС Росстата в 2015 году и в период 2016 и 2017 годов в рамках реализации Проекта «Развитие системы государственной статистики-2» планируются работы по модернизации Единой системы сбора и обработки, направленные на централизацию обработки первичных статистических данных.

Основной целью централизации является перевод работ по обработке статистической информации из региональных центров обработки данных в федеральный с повышением качества и скорости сбора статистических данных и снижением стоимости эксплуатации ЦОДов. В 2015 году в рамках Проекта «Развитие системы государственной статистики-2» должна быть завершена работа по централизации обработки данных статистических наблюдений по унифицированным формам федерального статистического наблюдения, играющим ключевую роль в системе национальных счетов России (формы П-1, П-2, П-3, П-4, П-5 (м)).

Данная работа тесно связана с проводимой в этом году в рамках Проекта «Развитие системы государственной статистики-2» работой по совершенствованию технологии ведения и использования Статистического регистра хозяйствующих субъектов на основе единого централизованного ресурса, выполнение которой позволит централизованно формировать согласованные каталоги хозяйствующих субъектов, представляющих первичные статистические данные по унифицированным формам федерального статистического наблюдения. В результате выполнения этих двух работ должна значительно повыситься согласованность выходных данных по унифицированным формам.

В 2017 году завершается перевод всех задач на централизованную обработку в федеральном центре обработки данных (Этап 5). К этому времени потребуется либо создание ведомственного федерального центра обработки данных с необходимыми ресурсами, либо использование ресурсов единого для всех федеральных органов исполнительной власти федерального центра обработки данных. Принятие решения по данному вопросу находится в компетенции Минкомсвязи России.

CNews: В чем отличие названных двух вариантов? Какова позиция Минкомсвязи на сегодня?

Вячеслав Забелин: В соответствии с поручением Правительства РФ Минкомсвязь России готовит концепцию создания единой инженерной и телекоммуникационной инфраструктуры и считает необходимым при переходе на централизованную архитектуру ИВС Росстата предусмотреть использование указанной единой инженерной и телекоммуникационной инфраструктуры. Это слова из конкретного письма Минкомсвязи России в адрес Росстата. Возможно, федеральным органам исполнительной власти будет предложено отказаться от создания и эксплуатации собственных федеральных центров обработки данных, а использовать ресурсы некого единого федерального центра обработки данных. Этот подход в централизации обработки данных всех федеральных ведомств имеет немало преимуществ в части оптимизации бюджетных расходов на серверное хозяйство, на общесистемное программное обеспечение, на обеспечение информационной безопасности и т.д.

CNews: В концепции развития ИВС декларируется снижение годовых эксплуатационных затрат на ИВС путем применения современных информационных технологий. Расскажите о ключевых инструментах реализации этой задачи?

Вячеслав Забелин: Как показало время, самым значимым и самым сложным для реализации в системе государственной статистики является принцип централизации обработки данных.

Централизация обработки данных должна достигаться как за счет отказа от региональных центров обработки информации в каждом территориальном органе государственной статистики и использования федерального центра обработки данных, так и за счет создания унифицированной информационной системы обработки данных по различным статистическим обследованиям и наблюдениям. Реализация данного принципа обеспечит ведение централизованного автоматизированного контроля первичных данных, ускорит формирование сводных статистических данных, а также существенным образом снизит расходы на содержание информационно-вычислительной системы Росстата.

Вячеслав Забелин: При выборе программного продукта Росстат руководствуется известными принципами: функциональные возможности продукта и его цена

Это, в свою очередь, приведет к изменению и перераспределению функций между территориальными органами и центральным аппаратом Росстата и, соответственно, снижению трудозатрат на региональном уровне.

CNews: Какие основные проблемы и сложности существуют при сборе и обработке стат. информации?

Вячеслав Забелин: Основной проблемой при сборе статистической информации является проблема перехода от бумажного документооборота к полномасштабному внедрению электронного сбора отчетности.

Во-первых, необходимо отменить рассылку респондентам бланков форм федерального статистического наблюдения и ограничиться размещением их на официальном сайте. Отмена доведения субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов позволит субъектам официального статистического учета избежать расходы на тиражирование бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению и их доведение до респондентов, а необходимость распечатывать и заполнять бланки форм федерального статистического наблюдения для последующего их представления субъектам официального статистического учета будет мотивировать респондентов к предоставлению отчетности электронном виде.

Во-вторых, необходимо от добровольного представления отчетности в электронном виде перейти к обязательном представлению отчетности в электронном виде. Это позволит сократить время на формирование государственного информационного ресурса за счет сокращения времени на ввод отчетности, повысит его достоверность и актуальность.

Соответствующие предложения по внесению изменений в действующие нормативные акты Росстатом подготовлены, размещены на сайте regulation.gov.ru и направлены на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

CNews: Согласно методических рекомендаций Росстата интеграция итоговых данных по результатам обследования в ИКТ и итоговыми данными занятости населения, примеру, должна производиться в ПК IBM SPSS Statistics. А российский продукт может быть разработан? Аналог SPSS. Нет альтернативы?

Вячеслав Забелин: При выборе программного продукта Росстат руководствуется известными принципами: функциональные возможности продукта и его цена. Цена за использование программного обеспечения системы статистического анализа ИВС Росстата была определена на конкурсной основе в январе месяце этого года и составляет i48 млн (использование SPSS центральным аппаратом и территориальными органами Росстата). Аукцион выиграла компания «Прогнозные решения». Росстату предоставлено 578 лицензий на SPSS.

Почему на рынке программных продуктов нет конкурентноспособного российского аналога SPSS это вопрос не к Росстату. Ответ на вопрос о наличии российских аналогов зарубежных программных продуктов, наверное, надо искать в государственной политике.

CNews: Появятся ли какие-либо новые сервисы и приложения в ближайшее время (на портале и т.д.) Будут ли среди них те, которые сократят бумажный документооборот?

Вячеслав Забелин: Отмена рассылки респондентам бланков форм федерального статистического наблюдения и переход от бумажного документооборота к полномасштабному представлению отчетности в электронном виде потребует не только размещения на официальном сайте Росстата всех форм федерального статистического наблюдения и их XML-шаблонов, но и нового сервиса, позволяющего хозяйствующему субъекту получить перечень форм федерального статистического наблюдения, по которым он обязан представлять отчетность в органы государственной статистики.

CNews: Внешние пользователи кроме портала получают еще, каким либо способом информацию из ИВС? Проекты по автоматизации приводят к росту использования статистической информации внешними пользователями? Доступность баз данных повысилась?

Вячеслав Забелин: Официальная статистическая информация, формируемая субъектами официального статистического учета в рамках Федерального плана статистических работ размещается ими на официальных сайтах и загружается в ЕМИСС.

Если в марте 2012 года в ЕМИСС было 3682 показателя, в том числе 1522 показателя Росстата, то в марте 2015 года число показателей в ЕМИСС возросло до 4925-и (увеличилось на треть), при этом число показателей Росстата возросло до 2381-го (увеличилось в полтора раза).

Востребованность статистической информации внешними информационными системами можно отследить на примере технологической карты межведомственного взаимодействия – поставщика данных для ГАС «Управление» (ТКМВ): если в марте 2012 года в ТКМВ был 161 показатель ЕМИСС, то сегодня в ТКМВ 1682 показателя ЕМИСС (10-и кратное увеличение).

Государственная программа «Информационное общество» имеет показатель (индикатор) «Доля показателей ЕМИСС, доступных в формате открытых данных»: 2014 год – 20%, 2015 год – 50%, 2016 год – 80%, 2017 год и последующие годы – 100%. Таким образом, начиная с 2017 года вся официальная статистическая информация, формируемая субъектами официального статистического учета должна быть доступна в формате открытых данных.

CNews: Что за технология Сбор статистических данных с использованием мини-терминалов упоминается в концепции развития ИВС. Функционирует она на текущий момент и как?

Вячеслав Забелин: В настоящее время в Росстате используется технология сбора статистической информации, основанная на заполнении интервьюерами опросных листов и последующем вводе информации с бумажных носителей в систему обработки статистических данных.

Существующая технология подлежит модернизации за счет применения планшетных компьютеров (ПАК). Применение ПАК должно уменьшить затраты на подготовку и проведение обследования (исключение затрат на бланки форм опросных листов, сокращение времени проведения обследования за счет исключения двойных ручных операций записи ответов и переноса с бумажных носителей в систему обработки статистических данных, повышение качества обследования за счет встроенного контроля при вводе данных в ПАК в процессе интервьюирования).

Система мобильного сбора данных для регистрации цен и тарифов на товары и услуги прошла апробацию и будет введена в промышленную эксплуатацию в этом году. Данная технология будет использована и в других обследованиях, в том числе, при проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи в 2016 году.

CNews: Где и как в информационной архитектуре статистического ведомства используются облачные технологии?

Вячеслав Забелин: Облачные технологии Росстатом не используются.

CNews: В сбор статистических данных в 2015 году Крым и Севастополь войдут? Применяются уже АИС в тероргане? Нет ли сложностей для поставщиков ПО в АИС Росстата для полуострова в связи с санкциями?

Вячеслав Забелин: Приказом Росстата от 1 апреля 2014 года был утвержден План действий по организации официального статистического наблюдения в республике Крым и городе федерального значения Севастополе на период до 1 января 2015 года. В соответствии с этим Планом была проведена работа по расширению корпоративной сети передачи данных ИВС Росстата, по доработке подсистемы единой ведомственной мультисервисной сети и подсистемы обеспечения безопасности ИВС Росстата для интеграции Крымстата и Севастопольстата. Одновременно, в 2014 году проходила подготовка и проведение федерального статистического наблюдения «Перепись населения в Крымском федеральном округе». Большое спасибо за выполненную работу сотрудникам Крымстата и Севастопольстата, сотрудникам близлежащих и не только близлежащих территориальных органов Росстата за оказанную помощь. В переходный период 2014 года Росстату необходимо было обеспечить формирование официальной статистической информации по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, используя результаты статистических наблюдений, организованных по методологии Госкомстата Украины.

Крымстат и Севастопольстат находятся в зоне особого внимания центрального аппарата Росстата. Постоянную помощь по установке и использованию программного обеспечения им оказывают сотрудники Краснодарстата.

В конкурсных документациях на оказание услуг и поставку товаров для территориальных органов Росстата в явном виде указываются Крымстат и Севастопольстат. Проблемы, иногда, возникают по сроками доставки – трудности создает переправа. Санкции сказываются на стоимости закупаемого оборудования и общесистемного программного обеспечения в целом.

CNews: Известно, что для многих поставщиков иностранного ПО запрещено на уровне их государств резидентов применять свое ПО на территории Крыма. Нет ли такой сложности для ПО используемого в системах Росстата применительно к Крымскому полуострову?

Вячеслав Забелин: Специализированое программное обеспечение, поставляемое Росстатом в территориальные органы государственной статистики, необходимое для выполнения ими производственного плана работ Росстата, разрабатывается российскими компаниями, поэтому сложности, связанные с санкциями против Крыма территориальных органов не коснулись.

Антон Кураш

www.cnews.ru

Россия: "Оптимизация" значит разгром | Международная ассоциация трудящихся

Начатая Минздравом программа "оптимизации" и "повышения эффективности" здравоохранения на практике оборачивалась протестами врачей и пациентов. В Минздраве на это отвечали, что "оптимизация" не есть "сокращение", это лишь «перепрофилирование». Однако Росстат в ежегодном отчете зафиксировал, что количество больниц, поликлиник и больничных коек с 2000 по 2012 год сократилось – в некоторых случаях на десятки процентов.

Представители отрасли предупреждают, что при дефиците кадров "перепрофилирование" может принести больше вреда, чем пользы. Усугубляется проблема и территориальным фактором: сокращение единственной в населенном пункте "неэффективной" поликлиники не сделает доступнее качественную медицину.

За период с 2000 по 2012 год в России сократилось число больниц на 42% – с 10,7 тыс. до 6,2 тыс., а поликлиник почти на 23% – с 21,3 тыс. до 16,5 тыс. Сократилось также число больничных коек – на 19%. Если в 2000 году на 10 тыс. человек в стране приходилось 115 коек, то в 2012 году – уже 93. Такие данные обнародовал Росстат в ежегодном статистическом сборнике "Здравоохранение в России".

Как объяснили в Росстате, сокращение показателей связано с изменением методологии подсчета, произошедшим в 2010 году. Например, в случае амбулаторных учреждений перестали учитываться микропредприятия, то есть поликлиники, которые являются филиалами больниц. Кроме того, сегодня зачастую несколько профильных лечебных учреждений бывают юридически объединены в один центр – при этом фактически все они продолжают работать. Также в Росстате уточнили, что в сводках учитываются и государственные медучреждения, и частные.

Однако есть основания полагать, что не только изменение методологии сказалось на статистике, ведь ранее Минздрав запустил программу оптимизации соотношения стационарного и амбулаторного лечения, переноса тяжести с больниц на поликлиники. Помимо этого перед министерством стоит нелегкая задача повышения эффективности расходов на здравоохранение. Ведь ранее Минфин дал понять министру здравоохранения Веронике Скворцовой, что дополнительных денег из бюджета отрасль не получит.

Начало 2013 года было отмечено массовыми протестами россиян по поводу закрытия в разных населенных пунктах роддомов, сокращения числа поликлиник и мест в больницах под предлогом "экономической неэффективности". Программа оптимизации и повышения эффективности обернулась тем, что содержание поликлиник или фельдшерских пунктов в сельской местности ради небольшого числа людей было признано нерентабельным. В итоге учреждения закрывали, а койки частично раскидывали по более крупным больницам, частично ликвидировали. Жителям было предложено обращаться за медицинской помощью в другие, более крупные населенные пункты, которые могли находиться за несколько десятков километров. Конечно, люди начинали протестовать. Достаточно вспомнить громкий скандал в Ярославской области, где роженицы были вынуждены на необорудованном транспорте по нескольку часов добираться до ближайшего роддома.

Недовольство населения было столь велико, что власти пришлось объясниться. Министр Вероника Скворцова отметила, что в каждом конкретном случае вопрос о сокращении или расширении коечного фонда в том или ином лечебно-профилактическом учреждении должен решаться индивидуально. При этом, как поясняла Скворцова, основой оптимизации коечного фонда должно быть не столько его сокращение, сколько перепрофилирование. Перераспределение нагрузки с больниц на поликлиники позволит отказаться от госпитализации пациентов только для обследования и освободит места для тех, кто действительно нуждается в стационаре.

"Программа разрабатывалась с учетом мирового опыта: в странах с эффективной системой здравоохранения 70% пациентов решают проблемы со здоровьем в поликлиниках и лишь 30% – в стационарах. Для сравнения: в Москве соотношение амбулаторной и стационарной помощи прямо противоположно", – констатировала глава Минздрава (...)

 

Заместитель председателя Профсоюза работников здравоохранения Михаил Андрончиков считает, что идея распределения нагрузки правильная, однако осуществить ее в российских условиях сложно, в первую очередь из-за дефицита кадров. "Сейчас стране не хватает примерно 10% врачей и 50% медсестер. Около 30% молодых специалистов не идут работать по специальности, так как растущая нагрузка и требования никак не соответствуют зарплатам. Многие врачи работают на 1,5–2 ставки", – описывает Андрончиков. Распределение усугубляет ситуацию – у стационарных учреждений отбирают легких больных, и на их место поступают тяжелые, а легкие идут в амбулаторию. Увеличение пациентов в поликлиниках предполагает патронаж – регулярное наблюдение больных. За рубежом с этим легко справляется средний медперсонал, а у нас это делать некому, говорит Андрончиков. "Если в одном месте уменьшается, то в другом должно прибавиться. Однако пока прибавилась только нагрузка на врачей. Система только начала работать, и оценивать ее еще рано. Но пока государственные затраты на здравоохранение в два раза ниже необходимых, западного уровня мы достигнем не скоро", – делает вывод эксперт.

С этим соглашается аналитик компании "Финам Менеджмент" Максим Клягин, который считает, что свою негативную роль играет недоинвестированность отрасли. "Дальнейшее расширение государственной поддержки здравоохранения, безусловно, необходимо", – уверен он.

Аналитик группы "Развитие" Сергей Шандыбин считает, что в условиях России порочна сама стратегия оптимизации медицины путем укрупнения учреждений и "прореживания" их сетки. "К сожалению, неясно, какая часть из сокращенных поликлиник пришлась на крупные города, а какая часть – на глубинку, когда ликвидировалось последнее медицинское учреждение на всю округу. С учетом больших расстояний и качества дорог главным компонентом доступной медицины является территориальная доступность. Ухудшение этого показателя в условиях России обесценивает все остальные изменения, какими бы парадными они ни были. Если человеку для того, чтобы получить элементарные медицинские услуги, нужно преодолеть 50 километров по бездорожью, то считайте, что для него никакой доступной медицины не существует вообще", – замечает эксперт (...)

http://og.ru/articles/2013/12/27/34519print.shtml

 

 

www.aitrus.info

Росстат разъяснил вопросы по представлению статистической отчетности

Письмо Росстата от 17 февраля 2017 г. N 04-04-4/29-СМИ

1. Почему информация на statreg.gks.ru меняется: один день одна, через два - другая? Это связано с системой обновлений? Как она обновляет?

Информационно-поисковая система, размещенная на интернет-портале Росстата по адресу http://statreg.gks.ru/, разработана в 2016 году в целях оперативного информирования хозяйствующих субъектов о предоставлении ими форм статистической отчетности.

Перечень форм федерального статистического наблюдения, размещаемый в указанной системе для респондентов, формируется по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, с ежемесячной его актуализацией.

Ежемесячная актуализация перечней форм в системе обусловлена происходящими структурными изменениями хозяйствующих субъектов (ликвидацией предприятий, созданием новых, реорганизацией, изменением статуса организации и др.), а также периодичностью предоставления форм статистической отчетности (месячная, квартальная, полугодовая).

Действующие организации должны получать информацию о перечне форм федерального статистического наблюдения в конце года, предшествующего отчетному, вновь созданным организациям следует проверять информацию ежемесячно в течение первого года их создания.

Учитывая важность этого сервиса для респондентов, в I полугодии 2017 года Росстатом будут выполнены существенные доработки интерфейса, направленные на оптимизацию и повышение стабильности его работы.

 

2. Почему в списки на statreg.gks.ru попадают "ненужные" формы? Как быть компаниям?

Перечни форм федерального статистического наблюдения, подлежащих представлению респондентами, формируются на основе статистической методологии с учетом осуществляемых видов экономической деятельности организации, в том числе всех заявленных при государственной регистрации.

Ряд форм федерального статистического наблюдения согласно указаниям по их заполнению предоставляется только при наличии наблюдаемого события. Предоставление "нулевых" отчетов за отчетный период по таким формам не требуется, и отсутствие отчета квалифицируется как отсутствие явления у респондента.

По формам федерального статистического наблюдения, в указаниях по заполнению которых не содержится требование о предоставлении данных исключительно при наличии явления, возможно информирование респондентами территориальных органов Росстата в субъектах Российской Федерации официальным письмом об отсутствии показателей по конкретным формам статистической отчетности вместо предоставления "нулевых" отчетов (в случае отсутствия явления).

 

3. Каким компаниям Росстат рассылает письма со списком отчетов? Тем, кто попал в выборку?

В соответствии с пунктом 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620, территориальные органы Росстата обязаны проинформировать (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения.

Информирование респондентов осуществляется путем размещения перечней форм отчетности в информационно-поисковой системе по адресу: http://statreg.gks.ru. Направление информационного письма о проведении в отношении хозяйствующего субъекта федерального статистического наблюдения, как правило, осуществляется респондентам, включенным в выборочные обследования.

 

4. Что делать тем, кто получил письмо из статистики со списком форм, но части отчетов из списка нет на statreg.gks.ru? Сдавать отчет или уточнять информацию в органе статистики? Как уточнять?

Организации, включенные в выборочные обследования, могут быть уведомлены органами государственной статистики письменно о предоставлении конкретных форм федерального статистического наблюдения. Если опубликованный для респондента по адресу statreg.gks.ru перечень форм отчетности отличается от того, который направлен организации письменно, следует руководствоваться уведомлением в письменном виде.

При необходимости уточнения вопросов о заполнении и представлении форм федерального статистического наблюдения организации могут обратиться в территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации по месту нахождения организации.

 

5. Что делать компаниям, чтобы не было штрафов? Письменно обращаться в орган статистики? Как доказать, что мы не пропустили срок, а не знали об отчете, так как его не было на statreg.gks.ru?

В случае отсутствия организации в перечне, опубликованном на statreg.gks.ru, штрафные санкции по статье 13.19 КоАП РФ не применяются, за исключением случаев, когда респондент в порядке, предусмотренном пунктом 4 Положения, был проинформирован (в том числе в письменной форме) о проведении в отношении него федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения обязательным для предоставления.

"Скриншоты" являются надлежащим доказательством, только если они содержат определенные данные, т.е. на них проставлены дата и время получения информации с сайта в сети Интернет, содержатся данные о лице, которое произвело его выведение на экран и дальнейшую распечатку, данные о программном обеспечении и использованной компьютерной технике, наименование сайта, принадлежность заявителю.

Таким образом, при соблюдении данных требований "скриншоты" могут служить оправдательным документом.

 

cbscg.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта