МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ. Оптимизация расходов местных бюджетов


Оптимизация расходной части местных бюджетов - реферат

Описание.

Работа посвящена исследованию путей оптимизации расходной части местных бюджетов на примере города Омска

Выдержка из работы.

Содержание

Введение                      2

Глава 1. Теоретические основы оптимизации расходов местных бюджетов 4

1.1. Сущность  бюджета как экономической категории.                                      4

1.2. Формирование расходной части местного бюджета                                     9

1.3. Оптимизация бюджета: понятие, сущность и виды                                    14

Глава 2. Направления оптимизации расходной части бюджета г. Омска        18

2.1. Динамика расходной части города Омска за период 2007 – 2010             18

2.2. Алгоритм  по осуществлению оптимизации расходной части

       местных бюджетов                 24

2.3. Перспективные пути оптимизации расходов на примере города Омска  26

Заключение                                                                                                             31

Список  использованной литературы                                                                   32                   

Введение

      Мировая экономика переживает один из тяжелых  периодов в своей истории – финансовый кризис. В такие времена обнажаются все реальные проблемы функционирования экономики страны во всех сферах. Бюджетная система РФ не стала исключением. Дисбаланс бюджетов всех уровней являются одной из самых главных и актуальных проблем современной российской действительности. Снижение уровня доходов при повышении расходов выявило необходимость решительных действий властей по оптимизации бюджетов как на государственном, так и на муниципальном уровне.

      Об  актуальности данной темы говорит то количество научных статей,  книг, монографий, речей политиков и должностных лиц, посвящённых данной проблеме, которое можно найти в глобальной сети Интернет.

      Цель  данной работы провести анализ бюджетных  расходов города Омска и разработать  предложения по их оптимизации.

      В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие местных бюджетов и принципы их формирования

- рассмотреть  понятие расходов местных бюджетов

-разработать  на основе изученных данных  классификацию оптимизационных мероприятий

- проанализировать  динамику расходной части бюджета  города Омска

- выявить  проблемы осуществления оптимизационных  мероприятий

- предложить  алгоритм разработки и осуществления  оптимизационных мероприятий

- предложить  перспективные пути оптимизации бюджета города Омска

      Таким образом, объектом исследования будет  расходная часть бюджета города Омска.

      Предметом исследования будут пути оптимизации  расходной части бюджета города Омска.

      Логика  исследования обусловила структуру  работы, которая состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты данной темы, а именно сущность понятий местный бюджет, бюджетные расходы и оптимизация. Во второй главе будет проведен анализ бюджета города Омска за период с 2007 – по 2010 год, предложены мероприятия и пути по оптимизации расходов как в целом, так и конкретных разделов. 

 

Глава 1. Теоретические основы оптимизации расходов местных бюджетов

1.1 Сущность бюджета как экономической категории

    В соответствии со статьями 12, 130 – 133 Конституции РФ на территории Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление [1].

    Регулируется  местное самоуправление Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» № 131 – ФЗ, по которому местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [3].

    Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

    Финансовой  базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и  имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы [18].

    Следует отметить, что в Российском законодательстве нет  чёткого определения местного бюджета. Например, в БК РФ присутствует определение бюджета в целом, а именно как: формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В 131 Федеральном законе такое определение также отсутствует [2,3]. Однако если синтезировать эти нормативно-правовые акты, то можно выделить следующее определение:

    Местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение, исполнение  и контроль за  исполнением которого осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и 131 Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, для финансового обеспечения задач и функции местного самоуправления.

    Местные бюджеты один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения [19].

    Местные бюджеты принято считать низовым  звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом  бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти [15].

    Следует отметить, что при формировании бюджетов органы местной власти должны руководствовать следующими принципами, определёнными Бюджетным кодексом РФ [2]:

  1. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Заключается в обязательном отражении в бюджетах всех расходов, доходов и ИФД.
  2. Принцип сбалансированности бюджета, т.е объём расходов равен объёму доходов плюс ИФД минус выплаты по долгу
  3. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, т.е. достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
  4. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, т.е. расходы не увязываются с конкретными доходами и ИФД, за исключением целевого финансирования расходов.
  5. Принцип прозрачности (открытости).
  6. Принцип достоверности бюджета. Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
  7. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
  8. Принцип подведомственности расходов бюджетов
  9. Принцип единства кассы

    Это так называемые бюджетные принципы.

    Так же необходимо упомянуть принципы бюджетной  системы в целом:

  1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.
  2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
  3. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
  4. Принцип самостоятельности бюджетов.

    Данный принцип предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако, анализ бюджетов на местном уровне свидетельствует о том, что принципы самостоятельности не получают достаточного практического подтверждения. Недостаток собственных средств местных бюджетов для финансирования деятельности органов местного самоуправления компенсируется значительными объемами дотаций, субвенций и других видов финансовой помощи местным бюджетам. В понятие «межбюджетные отношение» входит не только получение финансовой помощи, но и законодательное распределение доходов и расходов на долговременной основе между звеньями бюджетной системы. Не решив эту проблему, нельзя рассчитывать на качественное улучшение механизма бюджетного регулирования, достижения реальной самостоятельности местных бюджетов [12].

      Местный бюджет можно рассматривать как  самостоятельную экономическую  категорию. Он имеет свои особенности:

    Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

      Кроме того, можно сказать, что местные  бюджеты являются своего рода «посредником»  между населением и государством, которое передаёт часть своих полномочии на местный уровень в виде субвенции. Таким образом, можно говорить о большой роли местных бюджетов в решении общегосударственных экономических и социальных задач в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества [12].

      Бюджет, как и любая другая экономическая  категория, имеет свои характеристики. Наиболее важными и часто употребляемыми характеристиками для местных бюджетов являются:

      а) Объём расходов

      б) Объём доходов

      - собственных

      - субсидий и субвенции

      в) Размер дефицита (профицита) бюджета

      г) Объём муниципального долга

      д) Размер задолженности по налогам и сборам

      е) Размер дебиторской и кредиторской задолженности

      Таким образом, можно сказать о том, что местный бюджет – это централизованный денежный фонд, имеющий определённые характеристики формирующийся местными органами власти на основе принципов БК РФ для выполнения своих функции и задач, а также решения общегосударственных вопросов преданных в соответствии с законами на местный уровень.

 

1.2 Формирование расходной  части местного  бюджета

      В прошлой главе, мы указали основные характеристики бюджета. В рамках данной работы мы подробнее остановимся на расходной части местного бюджета.

          Согласно действующему Бюджетному кодексу Российской федерации расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджет.

    Существует  также расширенная трактовка  расходов бюджета (местного):

  1. прямые расходы (бюджетные)
  2. расходы муниципальных предприятий

    Исходя  из принципов бюджетной системы  РФ, можно выделить следующие принципы осуществления расходов:

    В современной литературе можно встретить несколько классификации расходов [12]:

1) Деление  расходов на трансфертные (безвозмездное  и однонаправленное перемещение денежных средств) и трансформационные, т.е. такие расходы, которым противостоит движение товаров, работ, услуг.

     2)   Деление расходов на непроцентные и процентные

     3) Деление расходов на налоговые и неналоговые (т.е. затраты муниципального образования на взимание средств)

     4) Деление расходов на текущие  (к бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития) и на капитальные (это бюджет развития, сюда относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий)

     5) Концепцией реформирования бюджетного  процесса предусмотрено деление расходов на действующие и принимаемые.

     Под действующими понимаются расходы, предопределённые ранее принятыми нормативными актами, договорами, соглашениями и т.д.

     Под принимаемыми подразумеваются расходы, которые включаются в бюджет непосредственно  в ходе его формирования на очередной финансовый год.

      Расходы бюджетов планируются и исполняются  в соответствии с единой бюджетной  классификацией расходов и имеют  ведомственную структуру, т.е. по главным  распорядителям.

      В соответствии с БК РФ каждый расход кодифицируется, т.е. ему присваивается двадцатизначный код, который имеет следующую структуру:

Главный распорядитель Раздел Подраздел Целевая статья Вид расхода Код по КОСГУ

dipland.ru

МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Transcript

docslide.net

МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Transcript

docslide.us

МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Transcript

documents.tips

МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Post on 29-Mar-2017

217 views

TRANSCRIPT

vdocuments.mx

МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Post on 29-Mar-2017

217 views

TRANSCRIPT

vdocuments.net

Расходы местных бюджетов и их оптимизация.

СОДЕРЖАНИЕ _Toc447409687 Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования расходов местных бюджетов 5 1.1.Основы формирования, состав и экономическое содержание расходов местных бюджетов 5 1.2.Управление расходами местных бюджетов, направления совершенствования 10 Глава 2 Анализ расходов местных бюджетов 13 2.1 Анализ исполнения расходных обязательств местных бюджетов 13 2.2 Проблемы оптимизации расходов местных бюджетов и пути их решения 17 Заключение 26 Приложение 32 ВВЕДЕНИЕ

Изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны требуют коренного улучшения системы управления. Основная цель дальнейшего реформирования управления – создание эффективной системы управления, обеспечивающей взаимодействие государства и общества в интересах динамичного развития. Для устойчивого развития экономики необходимо обеспечить плавную динамику номинального объема бюджетных расходов. Бюджет, как основной инструмент экономической политики государства, призван запустить в предстоящие годы структурные изменения в экономике, включая стимулирование развития негосударственного сектора экономики, перенос акцентов в инвестиционной политике на частного инвестора. В целом бюджетная политика должна стать базовым инструментом управления серьезными преобразованиями в стране. Актуальность темы исследования заключается в том, что от эффективной политики управления расходами бюджета муниципального образования зависит его экономика и социальная сфера. Цель курсовой работы исследовать специфику управления расходами местных бюджетов и определить основные направления их оптимизации. В соответствии с поставленной целью будут решены следующие задачи: Определены основы формирования, состав и экономическое содержание расходов местных бюджетов Рассмотрена специфика управление расходами местных бюджетов, направления совершенствования Проведен анализ исполнения расходных обязательств местных бюджетов Определены проблемы оптимизации расходов местных бюджетов и пути их решения. Предметом исследования является процесс управления расходами местных бюджетов и направления их оптимизации. Объектом исследования – бюджет г. Санкт – Петербурга. Методологической основой курсовой работы являются законодательные и нормативные акты Российской Федерации; специальная, периодическая литература по вопро¬сам финансового менеджмента; ресурсы Интернет. Для решения поставленных задач использовался комплексный подход к исследованию, стати¬сти¬ческий, сравнительный, аналитический, факторный методы.

Глава 1. Теоретические основы формирования расходов местных бюджетов 1.1.Основы формирования, состав и экономическое содержание расходов местных бюджетов

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней. Нижний уровень представлен местным бюджетом. Рассмотрим понятие местного бюджета. В научной литературе под муниципальным бюджетом понимается: «…форма образования и расходования денежных средств. При этом основные задачи и функции связаны с обеспечение исполнения обязательств муниципального образования…» . Основные функции, которые он выполняет, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Функции местного бюджета Рассмотрим экономическую сущность расходов местного бюджета. Необходимо отметить, что она проявляется в большом многообразии, так как имеет количественные и качественные характерные признаки. Первая отражает величину или оценку явления. Вторая его природу. Рассмотрим различные формы группировки бюджетных расходов. Первый классификационный признак это их экономическое содержание. Группировка представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Группировка расходов (по первому классификационному признаку) Рассмотрим структурную группировку расходования средств местного бюджета (уровень полномочий), представленных на рисунке 3.

Рисунок 3 – Классификация расходов местного бюджета (по второму классификационному признаку) Рассмотрим каждую группу более подробно. Основные виды расходов первой группы можно сгруппировать:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации. – М. – 12.12.1993,- URL: http://www.consultant.ru. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.11.2013). – URL: http://www.consultant.ru. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013). - URL: http://www.consultant.ru. 4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2013). - URL: http://www.consultant.ru. 5. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(ред. от 14.10.2014). - URL: http://www.consultant.ru. 6. Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» URL: http://www.consultant.ru. 7. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. URL: http://www.consultant.ru. 8. Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.2013 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015-2016 г.» - URL: http://www.consultant.ru. 9. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ). 2014 г. и на плановый период 2015-2016 г.» - URL: http://www.consultant.ru 10. Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» с учетом 2-й корректировки от 26 ноября 2014 года 11. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. № 89 Об утверждении правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд URL: http://www.consultant.ru. 12. Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2014 года. - URL: http://www.consultant.ru. 13. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. для вуз. – «Дашков и К0», 2012. 14. Аландаров Р.А. Резервы роста доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения – 2014 - № 43 - C. 27 39. 15. Дзобелова В.Б., Олисаева А.В., Магометова М.Ю. Анализ формирования и исполнения местного бюджета на примере бюджета города Владикавказа (РСО-АЛАНИЯ) // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 10-1. – С. 156-160 16. Грицюк Т.В., Котилко В.В. Финансы муниципальных образований, регионов и субъектов Федерации. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика,2015 17. Зангиев А.Э.Теоретические основы формирования бюджета муниципального образования //Проблемы и перспективы развития экономики и управления -2015 - №1 – С. 38 18. Итоги аудита в сфере закупок, проведенных Счетной палатой Санкт – Петербурга в 2015 году 19. Малиновская О.В., Скоблева И.П., Бровкина А.В. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие . М: КноРус,2016 20. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие / Т.П. Николаева. – М. : Изд. центр ЕАОИ, 2014. – 380 с. 21. Размещение государственного и муниципального заказа (сборник нормативных материалов). 18-е изд. – М.: ИД «Юриспруденция», 2014 22. Типенко Н.Г. Механизмы повышения экономической эффективности бюджетных расходов на общее образование: опыт практической реализации М. : Фонд «Институт экономики города», 2014. — 80 с 23. Храмкина А.А. Вводный комментарий директора Института госзакупок, председателя Ассоциации экспертов по госзакупкам, . 5-е изд. – М.: ИД «Юриспруденция», 2014 24. Фролова О.А., Шамин Е.А., Козлов С.Н. Система управления расходами местных бюджетов как фактор региональной конкурентоспособности /Современная конкуренция -2013 - № 2 25. Ярошенко Т.П. Модель и методический инструментарий оценки эффективности бюджетных расходов муниципального образования / Т.П. Ярошенко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - № 3(17). С. 259-262. - 0,3 п.л. 26. Муниципальные финансы URL: http://www.grandars.ru/student/finansy/municipalnye-finansy.html 27. Институт госзакупок. Электронный ресурс: http://www.roszakupki.ru/laws/detail.php?ID=1263 (дата.обращения1.03.2016) 28. Официальный сайт Комитет финансов Санкт – Петербурга. URL:http://www.fincom.spb.ru/cf/activity/execution/parameters/imp_func.htm (дата.обращения1.03.2016) 29. Основные направления бюджетной политики URL:http://minfin.ru/common/upload/library/2014/07/main/ONBP_2015-2017_1.pdf (дата.обращения1.03.2016) 30. Официальный сайт Минфина РФ - URL: URL:http://info.minfin.ru/fbrash.php (дата.обращения1.03.2016)

www.studvopros.com


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта