Логистическая оптимизация производственного процесса. Оптимизация производственной логистики


Тема 3. Производственная логистика | Логистика.Формулы, расчеты, схемы, книги on-line

Логистика.Формулы, расчеты, схемы, книги on-line > Тема 3. Производственная логистика

 

3 . 1 . Предмет производственной логистики

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.Цель производственной логистики заключается в оптимизации материальных потоков внутри предприятий. Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения. К производственным логистическим системам можно отнести:• промышленное предприятие;• оптовое предприятие;• узловую грузовую станцию;• морской порт и др.Производственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микроуровнях. В первом случае производственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, служат источниками материальных потоков. На микроуровне производственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность: закупка, склады, запасы, производство, транспорт, информация, сбыт и кадры. Эти подсистемы обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы.

3 . 2 . Характеристика производственной логистики

Производственная логистика — обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство. Ее задачи касаются управления материальными потоками внутри предприятий.

Современное промышленное производство включает как производственно-технологические подразделения, осуществляющие производство полуфабрикатов, деталей, компонентов, сборочных единиц из исходного сырья и материалов, а затем сборку готовой продукции из этих элементов, так и большое количество вспомогательных подразделений, которые объединяет «инфраструктура» производства. Основные и вспомогательные подразделения объединяются централизованной системой менеджмента предприятия. Когда структура предприятия состоит из отдельных производственных подразделений и дочерних предприятий (располагающихся в разных городах, регионах) формирование эффективных логистических систем и логистического менеджмента усложняется транспортировкой, созданием промежуточных запасов и т.п.Через инфраструктурные подразделения предприятие формирует внешние хозяйственные связи и осуществляет внутреннее взаимодействие своих структурных элементов. (Управление финансовыми и трудовыми ресурсами предприятия производится только с помощью инфраструктурных подразделений.) Применение концепции логистики, сохраняя технологическую специализацию элементов предприятия, помогает интегрировать подразделения основного и инфраструктурного комплексов.При организации на производстве логистической системы необходимо проанализировать особенности предприятия, характер производственного цикла, его тип производства, систему снабжения основного производства и подачи материальных ресурсов на рабочие места, систему норм, параметры эффективности использования ресурсов и т.д.Производственный цикл — это период времени между моментами начала и окончания производственного процесса применительно к конкретной продукции в рамках логистической системы.Длительность производственного цикла во многом зависит от движения материального потока, которое бывает:• последовательным;• параллельным;• параллельно-последовательным.На длительность производственного цикла влияют формы технологической специализации производственных подразделений, система организации самих производственных процессов, прогрессивность технологии и уровень унификации выпускаемой продукции. В зависимости от числа видов конечной продукции и объема выпуска в натуральных показателях существуют различные типы производства:• позаказное производство, при котором предприятия выпускают сложные изделия на заказ. Его отличают большое разнообразие выпускаемой продукции и штучный выпуск. Характеризуется универсальным оборудованием и высококвалифицированным персоналом;• серийное производство, среди которого выделяют мелкосерийное, серийное и крупносерийное. Чем выше серийность, тем ниже универсальность оборудования и уже специализация рабочих. Число видов готовой продукции ниже, выпуск — выше;• массовое производство (специализированное оборудование, конвейеры, поточные линии, технологические комплексы) характеризуется минимальным числом видов выпускаемой продукции и максимальными объемами выпуска.В развитии современного промышленного производства отмечены тенденции роста количества малых и средних предприятий, переоснащения производства на универсальное оборудование, гибкие переналаживаемые производственные системы.Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делают нецелесообразным создание и содержание запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать на возникший спрос.Производственная логистика актуальна в случае организации производства в рамках кооперации по выпуску сложных изделий. В этом случае транспортно-перемещающие операции становятся объектом производственной логистики (если используются собственные транспортные средства для внутрисистемного перемещения грузов).

В организационном отношении управление внутрипроизводственными потоковыми процессами образует производственную логистическую систему, которая является интегрированной совокупностью элементов в общей структуре действующей логистической системы. Производственные логистические подсистемы объединяют материальные потоки и задают ритм работы всем другим подсистемам. Они определяют потенциальные возможности адаптации микрологистических систем к изменениям окружающей среды. Кроме того, производственные логистические подсистемы обусловливают способность смежных подсистем самонастраиваться в соответствии с текущими целевыми установками.Гибкость производственных логистических подсистем обеспечивается за счет гибкости производства и профессионализма персонала.В производственной логистике уделяется внимание нормам расхода, которые оказывают влияние на стоимость продукции.Логистическая концепция организации производства включает:• отказ от избыточных запасов;• отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;• отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;• устранение простоев оборудования;• обязательное устранение брака;• устранение нерациональных внутрипроизводственных перевозок;• превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.В задачи производственной логистики входит организация управления материальными и информационными потоками как внутри логистической системы, так и в рамках процесса производства.

3 . 3 . Толкающие и тянущие системы

Управление материальными потоками в рамках производственных логистических систем может осуществляться двумя способами.

Первый вариант — толкающая система. Предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются.Материальный поток «выталкивается» получателю по команде из центральной системы управления производством (рис. 3.1).Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с распространением вычислительной техники. Эти системы позволили согласовывать планы действия всех подразделений предприятия с учетом постоянных изменений.

При этом способе не устанавливаются текущие производственные задания. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи. Тянущая система имеет преимущества перед толкающей, так как персонал цеха в состоянии учесть больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это могла бы сделать центральная система управления.На практике применяются различные варианты толкающих систем, известные под названием «системы МRР». MRP (Material Requirement Planning) — это общепринятая идеология, технология и организация управления промышленными предприятиями. Стандарты MRP — опыт управления предприятиями в условиях конкурентной рыночной среды. Возможность их внедрения обусловлена началом массового использования вычислительнойтехники. Системы MRP характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим реализовывать следующие основные функции:• обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов;• в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия — снабженческих, производственных, сбытовых.Основной недостаток толкающих MRP-систем связан с необходимостью создания и поддержания значительных буферных запасов между производственными подразделениями и этапами технологического цикла.К преимуществам тянущей системы относятся:• отказ от избыточных запасов, информация о возможности быстрого приобретения материалов или наличие резервных мощностей для быстрого реагирования на изменение спроса;• замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров;• задача полной загрузки мощностей, заменяемая минимизацией сроков прохождения продукции по технологическому процессу;• снижение оптимальной партии ресурсов и партии обработки;• сокращение всех видов простоев и нерациональных внутризаводских перевозок.

Вклад в развитие логистической системы внесли концепция just in time — JIT (точно в срок) и внутрипроизводственная система KANBAN (Япония). Система КАNВАN не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала. Она позволяет существенно снизить производственные запасы. Тянущие микрологистические системы типа KANBAN, устраняя излишние запасы, могут эффективно работать лишь при относительно коротких производственных циклах,точном прогнозировании спроса и некоторых других производственно-технологических условиях.Примером синтеза в производстве продукции ключевых элементов MRP и KANBAN на основе современных информационно-компьютерных технологий служит система ОРТ (Optimized Production Tehnology) — оптимизированная производственная технология, которая относится к классу «тянущих» микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства.Основной принцип работы этой системы заключается в выявлении в производственном процессе так называемых «узких» мест (критических ресурсов). Эффект системы ОРТ с логистических позиций заключается в снижении производственных и транспортных издержек, уменьшении запасов незавершенного производства, сокращении времени производственного цикла, снижении потребности в складских и производственных площадях, повышении ритмичности отгрузки готовой продукции потребителям.

3.4. Управление логистической системой на предприятии

В логистической системе класса MRP существуют три базовых блока.1. Формирование основного плана на основе заказов клиентов и прогноза спроса. Этот организационно-алгоритмический процесс включает процедуру быстрой проверки выполнимости плана по ресурсам, так называемое приблизительное планирование мощности — Rough Gut Capacity Planning.2. Планирование потребностей, т.е. составление плана-графика изготовления партий изделий собственного производства и плана графика закупки материалов и комплектующих. При этом работают вполне определенные алгоритмы расчета размеров заказов и дат запуска заказов на основе сетевых моделей.  На этом этапе выполняется также расчет загрузки ресурсов или балансировка плана-графика по ресурсам — процедура «планирование мощности» — Capacity Planning.

3. Оперативное управление. Процедуры проверки укомплектованности и запуска заказов, управление ходом производства через механизмы производственных циклов, приоритетов, размеров заказов. Учет выполнения операций и заказов. Складской учет.Система класса MRP направлена на планирование деятельности служб сбыта, снабжения и производства как сквозной график взаимосвязанных заказов. Она должна включать средства бюджетирования и развитую систему управленческого учета, содержать систему бухгалтерского учета или иметь интерфейс с такой системой, работающей в стандартах бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, она должна включать средства, позволяющие смоделировать весь ход производства при данном варианте основного плана, чтобы увидеть возможные будущие проблемы и узкие места. Системы MRP должны поддерживать методы «точно в срок».

Использованию логистики, переходу из концепции в практический инструмент бизнеса как в производстве, так и через дистрибьюторов способствовала логистическая система DRP (Distribution Requirement Planning) — система управления распределением продукции. К числу важных функций DRP, а затем ее расширенных модификаций стали относиться контроль за состоянием запасов, включая расчет точки заказа, организация перевозок, распределение, формирование связей производства, снабжения и сбыта с использованием обеспечивающего комплекса MRP.Шагом в развитии управления логистической системой на предприятии стала философия всеобщего управления качеством продукции — TQM (Total Quality Management). Основа системы TQM — это управленческий подход, ставящий в центре внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всего коллектива предприятия (организации) на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг), позволяющей достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена предприятия, так и общества в целом. Этот подход применим в равной мере ко всем элементам логистических систем.

3 . 5 . Гибкие производственно-логистические системы

В гибких производственно-логистических системах организация производственного процесса осуществляется по схеме «склад — станок — склад». Особо эффективна данная схема в мелкосерийном производстве. Она позволяет обеспечивать возможность асинхронной обработки деталей (полуфабрикатов), их оперативную доставку, а также своевременное поступление технологической оснастки к любому рабочему месту. Это позволяет в реальном масштабе времени перейти к непрерывному организационному управлению процессом производства, а также материальными и информационными потоками в действующей производственно-логистической системе.Гибкие производственно-логистические системы средне- и мелкосерийного производства строятся по секционному принципу.По назначению секции подразделяются:^ на станочные;^ нестаночные;^ вспомогательные.

Все обслуживаемые секции являются ячейками гибкой производственно-логистической системы. Комплексные ячейки бывают технологическими и производственными.Общая схема «склад — станок — склад» зависит от технологии обработки, транспортно-перемещающих работ и организации производства. Например, в технологический процесс могут входить дополнительные операции, которые включают движение детали со склада на станок, проходя через секцию монтажа-демонтажа, а затем в накопитель. Транспортно-перемещающие работы для производственных ячеек могут осуществляться также по схеме «склад — станок — … — станок — склад». Движение по этой схеме деталей (полуфабрикатов) производится без привлечения транспортной подсистемы (вручную, рабочими или внутренними транспортерами). Для хранения деталей (полуфабрикатов) между операциями, выполняемыми в производственной ячейке, применяются промежуточные накопители. Таким образом, схема транспортных потоков в производственной ячейке аналогична той, которая используется в гибких автоматических линиях.Логистическая транспортно-складская система представляет собой комплекс взаимосвязанных автоматизированных транспортных и складских устройств для погрузки, разгрузки, укладки, хранения, транспортировки, временного накопления предметов труда, инструментов и технологической оснастки. Система управления автоматизированной транспортно-складской системой состоит из двух уровней.Нижний уровень выполняет функции непосредственного управления исполнительными механизмами автоматизированной транспортно-складской системы. Верхний уровень координирует работу исполнительных механизмов, поддерживает информационную модель функционирующей автоматизированной транспортно-складской системы и обеспечивает взаимодействие системы управления автоматизированной транспортно-складской системы с другими подсистемами гибкой производственно- логистической системы. Координация работы включает:^ синхронизацию алгоритма выполняемых действий;^ согласование работы параллельно функционирующих механизмов с целью недопущения сбоев и аварийных ситуаций;^ определение очередности обслуживания заявок с различных рабочих мест и организацию подачи к ним грузоносителей с деталями (полуфабрикатами) и технологической оснасткой в соответствии с программой производства.

Структура и функциональные возможности автоматизированной транспортно-складской системы, как правило, предопределяют конкретный вариант (или набор вариантов) организации производства в гибкой производственно-логистической системе.В процессе своего функционирования производственно-логистическая система получает с обслуживаемых объектов и одновременно самостоятельно формирует необходимый объем взаимодополняющей оперативной информации, обмен которой, как правило, ведется в режиме активного диалога.

3.6. Качественная и количественная гибкость

Производство в условиях рынка может укрепить свои позиции лишь в том случае, если оно способно быстро реагировать на изменениеспроса. Логистика предлагает адаптироваться к изменяющимся условиям за счет запаса производственной мощности.Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем.     Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость может обеспечиваться за счет резерва рабочей силы или резерва оборудования.Логистическая концепция организации производства предполагает: отказ от избыточных запасов; отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций; отказ от изготовления серий деталей, не имеющих спрос; устранение простоев, оборудования, брака; устранение нерациональных внутризаводских перевозок и др.

3 . 7 . Перспективы развития производственно-логистической системы

В процессе развития научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамичность рыночной среды. Гибкая производственно-логистическая система представляет собой совокупность в разных сочетаниях оборудования с числовым программным управлением, роботизированных технологических комплексов, гибких производственных модулей, отдельных единиц технологического оборудования, систем обеспечения функционирования гибких переналаживаемых систем в автоматическом режиме в течение заданного интервала времени.Гибкие производственно-логистические системы обладают свойством автоматизированной переналадки в процессе производства продукции произвольной номенклатуры или оказания услуг производственного характера. Они позволяют почти полностью исключить ручной труд при погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работах, осуществить переход к малолюдной технологии. Организация производства по типу гибких производственных систем практически невозможна без применения логистических подходов в управлении материальными и информационными потоками.

Гибкость — способность производственно-логистической системы оперативно адаптироваться к изменению условий функционирования с минимальными затратами и без потерь.Гибкость станочной системы (гибкость оборудования) отражает длительность и стоимость перехода на изготовление очередного наименования деталей (полуфабрикатов) в пределах закрепленного за гибкой производственно-логистической системой ассортимента. Показателем гибкости принято считать количество наименований деталей, изготавливаемых в промежутках между наладками.Ассортиментная гибкость отражает способность производственно-логистической системы к обновлению продукции. Основными характеристиками являются сроки и стоимость подготовки производства нового наименования деталей (полуфабрикатов) или нового комплекса логистических операций. Показателем служит максимальный коэффициент обновления продукции или комплекса логистических операций, при котором функционирование производственно-логистической системы остается экономически эффективным.Технологическая гибкость отражает способность производственно-логистической системы использовать различные варианты технологического процесса для сглаживания возможных отклонений от предварительно разработанного графика производства. Гибкость объемов производства проявляется в способности производственно-логистической системы рационально изготавливать детали (полуфабрикаты) в условиях динамичности размеров партий запуска. Показателем выступает минимальный размер партии (материальных потоков), при котором функционирование данной системы остается экономически эффективным.Гибкость расширения системы (гибкость производственно-логистической системы) отражает возможности модулирования и последующего развития (расширения). Показателем служит максимальное число единиц оборудования, которое может быть задействовано в гибкой производственно-логистической системе при сохранении основных проектных решений по логистической (транспортно-складской) системе и системе управления.

Универсальность системы характеризуется множеством деталей (полуфабрикатов), которые потенциально могут быть обработаны в гибких производственно-логистических системах, и оценивается по прогнозному количеству модификаций деталей (полуфабрикатов), которые будут обработаны за весь период ее функционирования. Каждая производственно-логистическая система специализирована не только по своему технологическому назначению, но и по всему спектру производственно-хозяйственных задач.Планирование и реализация интегрированной и автоматизированной системы логистики как области компьютерного интегрированного производства считаются большой междисциплинарной задачей создания информационной системы планирования.Подключение отдельных модулей позволяет реализовать интеграцию отдельных модулей, обеспечивающих комплексное объединение ранее децентрализованных, так называемых «островковых» решений. Информационная система характеризуется структуризацией по уровням. При этом соблюдаются следующие предпосылки:• сбор информации и ее переработка должны быть настолько автономны для каждого уровня, насколько это возможно;• обмен информацией между уровнями должен быть, по возможности мал;• подразделения должны быть четко разграничены по содержанию и функциональному смыслу.

Различные варианты системы коммуникаций ведут к детализации планирования, управления и наблюдения в процессе производства. Большое преимущество многоуровневой системы заключается в том, что подготовка информации выполняется раздельно на каждом уровне, и между этими уровнями происходит обмен только необходимой информацией.Преимущество логистической информационной системы связано с возможностью применения принципа оборота информации. Исходя из показателей, достигнутых в производстве, обратная связь поступает в соответствующие пункты о фактических цифрах реализации, что возможно благодаря информационной системе. На основе этих показателей могут быть осуществлены перепроверка планируемых показателей и приведение их в соответствие исходным данным.Статистическая обработка результатов работы за длительный промежуток времени приводит к устранению узких мест в производственном процессе и потоках информации.Планирование и управление процессом производства при наличии компьютерной поддержки обеспечивают синхронизацию логистических операций. Одновременно достигаются высокая наглядность хода выполнения заказа, сокращение запасов, контроль за сроками.

 

В начало

www.xcomp.biz

Логистическая оптимизация производственного процесса - Дипломная работа стр. 2

одства продукции.

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики. Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства т.е. производство материальных благ и производство материальных услуг (работ, увеличивающих стоимость ранее созданных благ).

Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и другие.

Главная задача производственной логистики - это обеспечение производства продукции необходимого качества в установленные сроки и обеспечение непрерывного движения предметов труда и непрерывная занятость рабочих мест.

Объектом логистики являются потоковые и материальные процессы (материальный поток, материальные услуги).

Характерная черта объектов изучения в производственной логистике их территориальная компактность. В литературе их иногда называют островными объектами логистики.

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

отказ от избыточных запасов,

отказ от завышенного времени на выполнение вспомогательных и транспортно-складских операций,

отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказов покупателей,

устранение простоев оборудования,

обязательное устранение брака,

устранение нерациональных внутризаводских перевозок,

превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

В отличие от логистической традиционная концепция организации производства предполагает:

никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;

изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;

иметь максимально большой запас материальных ресурсов на всякий случай.

Содержание концептуальных положений свидетельствует о том, что традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для условий рынка продавца, в то время как логистическая концепция - для условий рынка покупателя.

Когда спрос превышает предложение, можно полагать, что изготовленная партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем чем крупнее будет партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.

С приходом на рынок диктата покупателя задача реализации продукта выходит на первое место. Непостоянство спроса делают нецелесообразным создание и содержание больших запасов. Производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро реагировать на возникший спрос.

Особое внимание производственной логистикой уделяется принципам рациональной организации производственного процесса:

. Обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции. Ритмичная работа предполагает организацию во времени и пространстве единичных, частичных и частных процессов в единый непрерывный производственный процесс, обеспечивающий своевременный выпуск каждой конкретной продукции в установленных объемах с минимальными затратами производственных ресурсов.

. Обеспечение максимальной непрерывности процессов производства. Непрерывность заключается в движении предметов труда и загрузки рабочих мест. Общий критерий оптимизации - минимум затрат производственных ресурсов в условиях непоточного производства может быть обеспечен за счет организации непрерывной загрузки рабочих мест, тогда как в поточном производстве - выбор варианта с минимальным временем межоперационного пролеживания деталей.

. Обеспечение максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ.

Как в основных, так и во вспомогательных подразделениях любой промышленной фирмы реализуется определенный набор элементарных и комплексных управленческих решений, составляющих предмет внутрипроизводственного логистического менеджмента. Нельзя искусственно разделять логистическое управление основными подразделениями и инфраструктурой производства фирмы, так как они работают на выполнение одной цели выпуска готовой продукции в соответствии с заданным производственным расписанием при соблюдении стандартов качества и максимальной экономии всех видов ресурсов. При создании единой структуры внутрипроизводственной логистической системы должна быть обеспечена максимальная координация и интеграция всех видов звеньев производственной структуры фирмы, участвующих в управлении основными вспомогательными материальными и связанными с ними потоками.

Логистическая организация позволяет снизить себестоимость в условиях конкуренции путем ориентации предприятия на рынок покупателя, т.е. приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования и выпуска крупной партии изделий.

 

www.studsell.com

Проблемы производственной логистики

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики, которая рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства, т.е. в сфере производства материальных благ и материальных услуг.

 

Производственный процесс представляет собой совокупность трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товаров заданного качества, ассортимента и в установленные сроки.

 

Все производственные процессы делятся на основные и вспомогательные.

Производственная логистика занимается управлением МП, а также связанных с ним ИП на участках производственных звеньев. Производственная логистика занимается процессами в сфере материального производства.

 

Характерные особенности объекта, управляемых в производственной логистике – их территориальная компактность.

 

Транспорт, обслуживающий производственные участки, относится к объектам управления производственной логистики.

Суть состоит в обеспечении адаптации к переменам внешней среды, то есть оперативно менять качественные и количественные показатели исходящего МП.

 

Качественные показатели:

  • ассортимент продукции.

 

Количественные:

 

  • объем выпускаемой продукции.

 

Концепции:

 

  • рынок производителя;

 

  • рынок потребителя.

 

Логистическая концепция, или рынок потребителя, где спрос меньше предложения, предполагает:

 

  • отказ от убыточных запасов;

 

  • оптимизация времени выполнения операций;

 

  • отказ от производства товаров, на которые нет спроса;

 

  • минимизация простоев оборудования;

 

  • исключение брака;

 

  • оптимизация внутризаводских перевозок.

 

Актуальность рассмотрения производственной логистики как отдельной функциональной подсистемы состоит в том, что в последние годы отмечена тенденция к сокращению сферы массового и крупносерийного производства. Расширяется применение универсального оборудования, гибких переналаживаемых производственных систем. Производители получают все больше заказов на производство небольших партий и даже единичных изделий. При этом со стороны покупателей все чаще выдвигается требование удовлетворить потребность за минимально короткий срок (сутки, час) с высокой степенью гарантий. Другим аспектом актуальности производственной логистики является организация производства в рамках кооперации по выпуску сложных изделий.

 

производственную логистику можно определить как науку (теорию, методологию) о системной рационализации управления процессами развития производственных систем (например, рабочего места, участка, цеха, производства как набора цехов для выпуска конкретной продукции или оказания конкретных услуг, организации) с целью повышения их организованности (эффективности) посредством синхронизации, оптимизации и интеграции потоков в производственных системах. Это наука о рационализации процессов управления организацией путем выявления и устранения внутрисистемных и межсистемных конфликтов, преобразуемых во взаимовыгодные компромиссы корпоративного сотрудничества, используемые для повышения конкурентоспособности организации.

 

Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.

 

Задачи производственной логистики отражают организацию управления материальными и информационными потоками не просто внутри логистической системы, а в рамках процесса производства.

 

Производственные логистические подсистемы генерируют материальные потоки и задают ритм работы других подсистем. Они определяют потенциальные возможности адаптации логистических систем к изменениям окружающей среды. Кроме того, производственные логистические подсистемы обусловливают способность смежных подсистем самонастраиваться в соответствии с текущими целевыми установками. Гибкость производственных логистических подсистем обеспечивается за счет гибкости производства и профессионализма обслуживающего персонала. Функционирование логистических подсистем основного производства должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки производственных программ, планов и взаимодействий всех подразделений логистической системы.

 

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др.

 

Главной задачей производственной логистики является обеспечение производства продукции необходимого качества в установленные сроки, непрерывного движения предметов труда и непрерывной занятости рабочих мест. Объекты логистики — потоковые и материальные процессы.

Характерная черта объектов изучения в производственной логистике - их территориальная компактность. В литературе их иногда называют островными объектами логистики.

 

Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, называются внутрипроизводственными логистическими системами. К ним можно отнести промышленные предприятия, оптовые предприятия, имеющие складские сооружения, узловую грузовую станцию, узловой морской порт и др.

 

 

Источник: logistclub.com

 

 

Читать далее: "Планирование производства"

www.logists.by

Курсовая работа: Логистическая оптимизация производственного процесса

Понятие производственной логистики. Управление материальными потоками внутри производства как основа логистической оптимизации производственного процесса. Маркетинговая характеристика и анализ производственного процесса на предприятии ОАО "Ливгидромаш". Краткое сожержание материала:

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Логистика»

на тему: «Логистическая оптимизация производственного процесса»

(на материалах ОАО «Ливгидромаш»)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

1.1 Сущность и задачи производственной логистики

1.2 Основные понятия производственной логистики: производственный цикл, внутрипроизводственная логистическая система, материальный поток, система управления материальным потоком

1.3 Управление материальными потоками внутри производства как основа логистической оптимизации производственного процесса

2. АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ОАО «ЛИВГИДРОМАШ»

2.1 Маркетинговая характеристика ОАО «Ливгидромаш»

2.2 Анализ логистической системы производственного процесса ОАО «Ливгидромаш»

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ОАО «ЛИВГИДРОМАШ»

3.1 Создание отдела логистики в ОАО «Ливгидромаш»

3.2 Оптимизация процесса управления материальными потоками в ОАО «Ливгидромаш»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и микрохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.

Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия и на всех стадиях развития производства стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте.

Одним из центральных звеньев системы логистики можно назвать производственную логистику, так как благодаря производству осуществляется закупка сырья и материалов, а в последующем и распределение готовой продукции.

Цель данной работы - рассмотреть логистическую оптимизацию производственного процесса.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. изучить теоретические основы логистической оптимизации производственного процесса;

2. проанализировать существующую логистическую систему производственного процесса ОАО «Ливгидромаш»;

3. разработать рекомендации по логистической оптимизации производственного процесса ОАО «Ливгидромаш».

Объект исследования - ОАО «Ливгидромаш».

При написании курсовой работы использовались справочная литература, учебные пособия, публикации, а также данные отделов ОАО «Ливгидромаш».

Методологической основой работы является общеметодологические принципы, системный и сравнительный анализ, экономико-математические, статистические и другие методы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

1.1 Сущность и задачи производственной логистики

Современное промышленное производство - это сложнейший механизм, включающий в себя как собственно производственно-технологические подразделения, осуществляющие производство полуфабрикатов, деталей, компонентов, сборочных единиц из исходного сырья и материалов, а затем сборку готовой продукции из этих элементов, так и большое количество вспомогательных подразделений, которые часто объединяют единым названием «инфраструктура» производства. Кроме того, основные и вспомогательные подразделения объединены централизованной системой менеджмента фирмы. Иногда структура фирмы состоит из отдельных производственных подразделений и дочерних фирм, располагающихся в разных городах, регионах. Все это значительно усложняет проблему формирования эффективных логистических систем и логистического менеджмента, так как дополнительно возникают задачи транспортировки готовой продукции на значительные расстояния, вопросы создания промежуточных запасов и т.п.

Через инфраструктурные подразделения каждое предприятие формирует внешние хозяйственные связи и осуществляет внутреннее взаимодействие своих структурных элементов. Непосредственное управление финансовыми и трудовыми ресурсами предприятия производиться только с помощью инфраструктурных подразделений. Применение концепции логистики, сохраняя технологическую специализацию элементов предприятия, помогает таким образом интегрировать подразделения основного и инфраструктурного комплексов, что они составляют единое целое, каждая часть которого по отдельности не может функционировать самостоятельно. Особенно это наглядно проявляется в производственной логистике.

Производственная логистика - это обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.

Сущностью логистики производственных процессов является упорядочивание движения материальных потоков на стадии производства продукции.

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики. Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства т.е. производство материальных благ и производство материальных услуг (работ, увеличивающих стоимость ранее созданных благ).

Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и другие.

Главная задача производственной логистики - это обеспечение производства продукции необходимого качества в установленные сроки и обеспечение непрерывного движения предметов труда и непрерывная занятость рабочих мест.

Объектом логистики являются потоковые и материальные процессы (материальный поток, материальные услуги).

Характерная черта объектов изучения в производственной логистике их территориальная компактность. В литературе их иногда называют «островными объектами логистики».

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

- отказ от избыточных запасов,

- отказ от завышенного времени на выполнение вспомогательных и транспортно-складских операций,

- отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказов покупателей,

- устранение простоев оборудования,

- обязательное устранение брака,

- устранение нерациональных внутризаводских перевозок,

- превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

В отличие от логистической традиционная концепция организации производства предполагает:

- никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;

- изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;

- иметь максимально большой запас материальных ресурсов «на всякий случай».

Содержание концептуальных положений свидетельствует о том, что традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для условий «рынка продавца», в то время как логистическая концепция - для условий «рынка покупателя».

Когда спрос превышает предложение, можно полагать, что изготовленная партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем чем крупнее будет партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.

С приходом на рынок «диктата» покупателя задача реализации продукта выходит на первое место. Непостоянство спроса делают нецелесообразным создание и содержание больших запасов. Производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро реагировать на возникший спрос.

Особое внимание производственной логистикой уделяется принципам рациональной организации производственного процесса:

1. Обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции. Ритмичная работа предполагает организацию во времени и пространстве единичных, частичных и частных процессов в единый непрерывный производственный процесс, обеспечивающий своевременный выпуск каждой конкретной продукции в установленных объемах с минимальными затратами производственных ресурсов.

2. Обеспечение максимальной непреры...

www.tnu.in.ua

Логистическая оптимизация производственного процесса - Дипломная работа

Дипломная работа - Менеджмент

Другие дипломы по предмету Менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Логистика

на тему: Логистическая оптимизация производственного процесса

(на материалах ОАО Ливгидромаш)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

1.1 Сущность и задачи производственной логистики

1.2 Основные понятия производственной логистики: производственный цикл, внутрипроизводственная логистическая система, материальный поток, система управления материальным потоком

1.3 Управление материальными потоками внутри производства как основа логистической оптимизации производственного процесса

2. АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ОАО ЛИВГИДРОМАШ

2.1 Маркетинговая характеристика ОАО Ливгидромаш

2.2 Анализ логистической системы производственного процесса ОАО Ливгидромаш

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ОАО ЛИВГИДРОМАШ

3.1 Создание отдела логистики в ОАО Ливгидромаш

3.2 Оптимизация процесса управления материальными потоками в ОАО Ливгидромаш

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и микрохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики.

Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия и на всех стадиях развития производства стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте.

Одним из центральных звеньев системы логистики можно назвать производственную логистику, так как благодаря производству осуществляется закупка сырья и материалов, а в последующем и распределение готовой продукции.

Цель данной работы - рассмотреть логистическую оптимизацию производственного процесса.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

. изучить теоретические основы логистической оптимизации производственного процесса;

. проанализировать существующую логистическую систему производственного процесса ОАО Ливгидромаш;

. разработать рекомендации по логистической оптимизации производственного процесса ОАО Ливгидромаш.

Объект исследования - ОАО Ливгидромаш.

При написании курсовой работы использовались справочная литература, учебные пособия, публикации, а также данные отделов ОАО Ливгидромаш.

Методологической основой работы является общеметодологические принципы, системный и сравнительный анализ, экономико-математические, статистические и другие методы.

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

 

.1 Сущность и задачи производственной логистики

 

Современное промышленное производство - это сложнейший механизм, включающий в себя как собственно производственно-технологические подразделения, осуществляющие производство полуфабрикатов, деталей, компонентов, сборочных единиц из исходного сырья и материалов, а затем сборку готовой продукции из этих элементов, так и большое количество вспомогательных подразделений, которые часто объединяют единым названием инфраструктура производства. Кроме того, основные и вспомогательные подразделения объединены централизованной системой менеджмента фирмы. Иногда структура фирмы состоит из отдельных производственных подразделений и дочерних фирм, располагающихся в разных городах, регионах. Все это значительно усложняет проблему формирования эффективных логистических систем и логистического менеджмента, так как дополнительно возникают задачи транспортировки готовой продукции на значительные расстояния, вопросы создания промежуточных запасов и т.п.

Через инфраструктурные подразделения каждое предприятие формирует внешние хозяйственные связи и осуществляет внутреннее взаимодействие своих структурных элементов. Непосредственное управление финансовыми и трудовыми ресурсами предприятия производиться только с помощью инфраструктурных подразделений. Применение концепции логистики, сохраняя технологическую специализацию элементов предприятия, помогает таким образом интегрировать подразделения основного и инфраструктурного комплексов, что они составляют единое целое, каждая часть которого по отдельности не может функционировать самостоятельно. Особенно это наглядно проявляется в производственной логистике.

Производственная логистика - это обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.

Сущностью логистики производственных процессов является упорядочивание движения материальных потоков на стадии произв

geum.ru

1.1 Сущность и задачи производственной логистики. Логистическая оптимизация производственного процесса

Похожие главы из других работ:

Задачи транспортного хозяйства по повышению качества обслуживания потребителей

1.1 Цели, задачи и принципы транспортной логистики

Логистика - это процесс планирования, организации и контроля за движением материальных потоков...

Закупочная логистика

§2. Задачи закупочной логистики

Основные вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения: v что закупить; v сколько закупить; v у кого закупить; v на каких условиях закупить...

Логистика на лесозаготовительном предприятии

2.2 Анализ производственной, технологической и распределительной логистики предприятия

Каждое лесозаготовительное предприятие должно осуществлять свою производственную деятельность и развитие взаимосвязано, соответственно ритму работы и развития всего лесного комплекса страны...

Логистика производственных процессов в организации (на примере ООО "Вятка-печать")

1.1 Понятие и задачи логистики производственных процессов

логистика производственный потребитель планирование Любой вид предпринимательской деятельности состоит из 3 этапов воспроизводственного цикла: закупки (снабжение), производство и распределение (сбыт)...

Логистика снабжения

2.1 Цели и задачи логистики снабжения

Глобальная, или общая, цель логистики снабжения - обеспечение процессов потребления сырьем, материальными и товарными соответствующего качества и необходимом объеме, в нужное время и в нужном месте от надежного поставщика...

Оптимизация каналов распределения продукции

1.4.2.Задачи распределительной логистики

Распределительная логистика охватывает весь комплекс за-дач по управлению материальным потоком на участке постав-щик -- потребитель...

Организация логистического управления на примере предприятия ЗАО "Научные приборы"

1.1 Понятие логистики, ее функции и задачи

Существенные преобразования произошли в последние годы в сфере товарного обращения ряда стран. В практике хозяйственной деятельности стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров, которые базируются на концепции логистики...

Организация функционирования на предприятии "толкающей" производственной логистической системы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКИ

...

Основы научной организации труда и производственная логистика

2.1 Основы производственной логистики

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики...

Проблемы создания логистической службы на предприятии

1.1 Сущность логистики, ее основные функции, цели и задачи

Одна группа ученых трактует логистику как науку или научное направление: «Логистика - междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков»...

Сервисная логистика

1. Определение сервисной логистики. Ее цели и задачи

Услуга - это чье-либо действие, приносящее пользу, помощь другому лицу (фирме). Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд, называется обслуживанием или сервисом. С услугами мы имеем дело постоянно...

Сервисная логистика

1. Определение сервисной логистики. Ее цели и задачи

Услуга - это чье-либо действие, приносящее пользу, помощь другому лицу (фирме). Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд, называется обслуживанием или сервисом. С услугами мы имеем дело постоянно...

Совершенствование логистической системы компании

1.1 Понятие и сущность логистики. Эволюция логистики

Логистика играет фундаментальную роль в истории глобального развития в течение почти 5000 лет. Предположительно, отсчетной точкой можно считать Древний Египет, где происходила транспортировка массивных строительных блоков для пирамид...

Сущность и содержание процессов распределения. Роль логистики в распределении товаров

1.1 Сущность, функции и задачи распределительной логистики

Под распределительной (сбытовой) логистикой понимают часть общей логистической системы, обеспечивающая наиболее эффективную организации распределения производимой продукции. Распределительная логистика - раздел логистики...

Сущность логистики и ее роль в организации деятельности предприятия

5.2 Понятие производственной логистики

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики...

manager.bobrodobro.ru

Оптимизация производственной логистики

Движение товарно-материальных ценностей внутри компании может быть как простым, в случае небольшого предприятия с коротким циклом производства простого товара, так и очень сложным в случае выпуска высокотехнологичных товаров с участием разных партнеров. Небольшое движение канцелярских ТМЦ происходит даже в компаниях, которые ничего не производят. Если не управлять этим материальным потоком, организационный хаос быстро уничтожит любое предприятие. А если управлять плохо, его работа будет продолжаться какое-то время и вполне может закончиться банкротством.

Склад, ритейл, фабрика — типичные производственные системы с обширной логистикой, чувствительные к внутреннему движению ТМЦ. Даже при легких сбоях (например, не вовремя «севшая» батарея погрузчика задержала отгрузку товара с промежуточного склада на главный конвейер) возникает угроза всему производственному циклу. Получается, что организовать материальные потоки на предприятии недостаточно, необходимо постоянно управлять ими с помощью распределенных систем контроля и мониторинга для предотвращения разрывов в локальных логистических цепочках.

На действующем предприятии элементарные потоки ТМЦ объединены в общую сеть компании и производственная логистическая система функционирует. Но конкуренты не дремлют, и вот уже возникает потребность в сокращении затрат на производство единицы товара и сроков производственного цикла. Рано или поздно собственник вынужден оптимизировать производственные процессы, а вслед за этим — и производственную логистику.

Если в перемещении ТМЦ задействована техника, а обычно так и бывает на современном предприятии (чьи подразделения могут располагаться не только в разных регионах, а даже странах), то необходимо провести ревизию транспортного парка и выявить слабые звенья. Что касается внешних логистических цепочек, то бывает достаточно вновь изучить рынок услуг для снижения транспортных расходов или обновить собственный автопарк (оснастить его системами мониторинга).

Когда речь заходит о перемещении ресурсов или товаров внутри одного цеха или подразделения, следует провести ревизию подъемно-транспортного и докового оборудования. Современные экономичные модели электропогрузчиков, транспортировщиков паллет, электротележек, мостовых кранов, подъемных платформ, воротных систем способны радикально снизить затраты на эксплуатацию оборудования (при определенных начальных инвестициях, конечно). Кроме того, если оснащать закупаемый подвижный парк системами мониторинга, можно заметно сократить парк техники благодаря исключению ее простоев из-за обслуживания и роста производительности каждой единицы ПТО.

Оптимизация производственной логистики — целая отраслевая наука, которая аккумулирует знания обо всех доступных на рынке технологиях обработки грузов, включая готовые изделия и сырье. Специалисты компании «Производственная логистика», чей бизнес — логистика во всех ее проявлениях, знают, какие транспортные машины и для каких грузовых операций имеются в линейках производителей и как их оптимально применить на производстве, сохранив работоспособность на весь срок службы при максимальной загрузке.

it-logist.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта