Оптимизация процесса обучения через ИКТКрасноперова Л. Оптимизация процесса обучения это


Оптимизация процесса обучения в вузе через комбинированное дистанционное обучение

Одной из важнейших задач современной высшей школы является формирование и развитие у студентов навыков активного самостоятельного овладения знаниями, расширения теоретического кругозора, самостоятельной правильной организации своей работы по поиску необходимых материалов и их изучению, по практическому применению полученных в ходе работы знаний и навыков. Без этого будущему специалисту трудно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний, в увеличивающемся потоке информации.

Особую актуальность эта задача приобретает в настоящее время, когда ощущается острая необходимость подготовки специалиста широкого профиля, способного к профессиональной мобильности. В этой связи возрастает количество студентов, совмещающих обучение в различных ВУЗах России, а также активизируется студенческая мобильность, при которой появляется возможность проходить одновременное обучение в ВУЗе России, и в ВУЗе за рубежом по различным областям знаний.

Это становится возможным благодаря глобальной компьютеризации общества и в частности наличию разнообразных образовательных платформ, благодаря которым оптимизируется учебная работа, и студенты получают возможность изучить определенный объем материала самостоятельно, последовательно выполняя указания электронных учебно-методических материалов.

Определяя дистанционное обучение отметим, что оно заключается во взаимодействии учителя и учащихся между собой на расстоянии, но при этом отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения). Реализуется дистанционное обучение посредством Интернет-технологий, таким образом предусматривая интерактивность.

Согласно одной из наиболее общепринятых классификаций, дистанционное обучение, в зависимости от формы взаимодействия преподавателя и студента, может реализовываться через

Синхронное дистанционное обучение – это форма, при которой преподаватель и студенты одновременно вовлечены в процесс обучения. Примерами инструментов, способствующих реализации данной формы обучения могут служить вебинары, видеоконференции (посредством Skype и прочих платформ), чаты. При синхронном дистанционном обучении все вместе "сидят" в некотором виртуальном пространстве и обмениваются информацией. Плюсом такого формата является безусловно интерактивность: можно влиять на происходящее и получать обратную связь от преподавателя. Если такое обучение проводится в группе, то появляется еще и групповая динамика: становится веселее, повышается мотивация. К минусам следует отнести привязанность к расписанию и конкретному преподавателю, необходимость собирать группы, что существенно уменьшает гибкость процесса обучения.

Существует общепринятое заблуждение, что дистанционное обучение – это вебинары. Это не верно, поскольку, хотя вебинары и являются одной из форм реализации онлайн-обучения, одним из его инструментов, существует масса других вариантов:

  1. лекции на основе текста, картинок, презентаций, которые удобно использовать для освоения и повторения материала;
  2. видео и аудио, хорошо используемые для наглядности, мотивации и более легкого освоения материала;
  3. электронные тесты и экзамены, позволяющие контролировать уровень знаний и проходить аттестацию.

Таким образом, онлайн-обучение представлено не только вебинарами и отождествлять их не стоит.

Вебинары, как и любые другие инструменты онлайн-обучения имеют ряд как положительных, так и отрицательных моментов. К минусам вебинаров стоит отнести однообразие, которое снижает качество обучения и интерес студентов. Кроме того, если все обучение проводить только с помощью вебинаров, то, во-первых, возникнет проблема с возвратом к пройденному материалу (достаточно сложно найти нужное место в 2-часовой записи), во-вторых, контроль усвоения материала будет возможно осуществлять только вручную. Тем не менее, вебинары обладают рядом положительных моментов. Во-первых, полноценная система дистанционного обучения позволяет выстраивать четкую последовательность изучаемых материалов (что превращает набор контента в системный образовательный курс), Во-вторых, эта система позволяет раздавать доступы к обучению к разным курсам и на разный срок, а потом отслеживать статистику обучения каждого студента. В-третьих, ряд процессов, таких как запись на курсы и оплата, возможно автоматизировать.

При асинхронном дистанционном обучении контакт между студентом и преподавателем осуществляется с задержкой во времени. Проиллюстрировать данный формат помогут "упакованные" курсы в электронных системах обучения (Moodle, LMS и тому подобные платформы), подкасты, скринкасты, блоги. Обычно преподаватель сначала готовит и структурирует материалы для изучения, а уже после этого студенты получают к ним доступ и обучаются, как правило, в свободном графике. Несомненным плюсом такого формата обучения является гибкость (доступность такого обучения для любых студентов из любой точки мира в любое время), возможность выбирать порядок и график изучения, возможность запускать даже по 1 студенту на обучение за раз, то есть группы набирать не обязательно. Тем не менее существуют и минусы, к которым стоит отнести необходимость подготовки учебных материалов, а также покупки или аренды специализированного программного обеспечения.

Комбинированное дистанционное обучение представляет собой комбинацию синхронного и асинхронного обучения. Если сочетать их в правильных пропорциях, то можно получить очень хороший результат.

Комбинированное дистанционное обучение с очными встречами возможно реализовывать на электронной образовательной платформе. К основным электронным оболочкам сегодня относятся образовательные платформы LMS, MOODLE, проекты STUDIER, YOUNICO, MOOC и др. Однако для работы на этих платформах преподавателями требуется регулярно проводить научные исследования, посвященные использованию компьютерной техники, мультимедийных средств и новых информационных технологий. Они должны постоянно повышать собственную квалификацию в плане использования компьютерной техники и Интернет.

Особенно актуально использование электронной образовательной платформы при освоении иностранного языка как в языковом, так и в неязыковом вузе. Любой, кто изучал иностранный язык, знает о необходимости постоянного использования языка, иначе он забывается. В этой связи, студентам, обучающимся заочно или по совмещенной программе в университете за рубежом следует предложить продолжить работу над английским или немецким языком по электронным учебно-методическим материалам, разработанным преподавателями соответствующих кафедр и размещенным на электронной образовательной платформе.

Отметим, что работе с электронным учебно-методическим материалом должны предшествовать консультации с преподавателем, ведущим практику устной и письменной речи иностранного языка, на которых разъясняются правила работы на электронной образовательной платформе, наиболее сложные моменты в изучаемой дисциплине, разбираются ошибки предыдущего этапа работы и результаты тестового контроля.

Овладение учебным материалом по языку предполагает систематическую работу. Нельзя ограничиться одним прочтением и проработкой теоретических положений и правил. Нужна постоянная практика в употреблении, как слов, так и грамматических конструкций. На каждый тематический и грамматический блок отводится лимитированное количество времени, по истечении которого студент обязан выполнить контрольную работу и прислать ее для проверки преподавателю. Ряд контрольных работ программа проверяет сама по окончании ее выполнения.

Безусловно, специфика языковых факультетов диктует необходимость практики устного общения для развития умения устной речи, однако, на настоящем этапе технически это является достаточно проблематичным.

Тем не менее, нельзя не отметить ряд положительных моментов.

Следует отметить, что студенты раз в семестр должны иметь очные сессии общения с преподавателем в традиционной форме и здесь акцент уже делается на развитии умения устной речи. Такое сочетание традиционной формы обучения и дистанционной через информационную базу позволяет получать достаточно объективные сведения об уровне приобретаемых знаний, усиливает обратную связь между студентом и преподавателем, что позволяет своевременно реагировать на возникающие сложности.

Электронные учебно-методические материалы актуальны также для тех, кто, например, по причине болезни, не может выполнить программу по дисциплине в традиционной форме.

С другой стороны, такая образовательная технология позволяет интенсифицировать учебный процесс и приблизить обучение к индивидуальному. Студенты очной и заочной форм обучения могут углублять и расширять знания по определенной тематике изучаемого предмета, что снижает потерю времени на подробное конспектирование.

Безусловно работа на электронной образовательной платформе требует дополнительных усилий со стороны преподавателя: подбора и методической организации материала, разработки целенаправленных упражнений, разработки банка контрольных работ и тестовых заданий и перевода всего материала на электронную образовательную платформу. Однако, эта работа дает хорошие результаты, а именно, способствует более быстрому формированию основного понятийного аппарата, развивает умение научного поиска, способствует повышению уровня самостоятельности и ответственности за свое обучение,  расширяет кругозор студентов, активизирует их творческое мышление, повышает интерес к изучаемому предмету.

e-koncept.ru

Теоретические основы процесса оптимизации обучения

Теоретические основы процесса оптимизации обучения

Важной задачей педагогов является создание здоровьеоберегающей образовательной среды для школьников. Приоритетное место в решении этой задачи отводится оптимизации, которая вступает необходимым в современных условиях принципом организации обучения.

Проблема оптимизации образовательного процесса не является новой. Ю. К. Бабанский раскрыл ее сущность в своих работах четверть века назад, добавив к уже известным дидактическим принципам еще один – принцип оптимизации образовательного процесса.

Использование одного из методов интерактивного обучения взрослых («мозгового штурма», «дюжинного опроса» и др.) позволит выявить представление учителей о понятиях «оптимальный» и «оптимизация образовательного процесса».

Оптимизация образовательного процесса – это выбор наилучшего из возможных вариантов образовательного процесса, «который в данных условиях обеспечит максимально возможную эффективность решения задач образования, воспитания и развития школьников при рациональных затратах времени и усилий учителей и учащихся».

Согласно Ю. К. Бабанскому, оптимальный – это не наилучший вообще, то есть, не идеальный процесс обучения.

Оптимальный (от лат. optimis – наилучший) – означает наиболее соответствующий определенным условиям и задачам вариант деятельности с точки зрения определенных критериев. Для того чтобы установить, является ли данный процесс оптимальным или построить его согласно принципу оптимизации образовательного процесса.

Ю. К. Бабанский выделил два основных и два дополнительных критерия оптимальности:

1. Достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развития, но не ниже удовлетворительного, в соответствии с принятыми нормами оценок.

В современных условиях использование 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся, когда 1 балл – положительная отметка, последние слова в содержании данного критерия утратили актуальность. А принятая система оценки позволяет гуманизировать процесс обучения, и говорить о ее здоровьесберегающем эффекте.

Содержание, структура и логика процесса обучения должны обеспечивать эффективные и качественные решения образовательных задач в соответствии с требованиями государственных учебных программ на уровне максимальных учебных возможностей каждого школьника.

^

Выбор рациональной структуры, типа и формы урока, методов и средств обучения, опора на умение учащихся, выделение главных аспектов в содержании изучаемой темы позволяет учителю решить все задачи урока за 45 минут, а учащемся – подготовить домашнее задание в течение непродолжительного времени.

^

Успех практического использования идей оптимизации зависит от создания благоприятных санитарно-гигиенических и морально-психологических условий, реализации дифференцированного и индивидуального подходов у учащимся.

^

Успех практического использования идей оптимизации зависит от создания благоприятных материальных условий. Выбор и множество имеющихся необходимых для данного урока средств обучения и рациональное их использование повышают эффективность образовательного процесса.

В настоящее время учителя широко используют компьютер для подготовки и ведения урока. Применение компьютерных технологий обеспечивает мотивацию учеников в изучении предмета, облегчает педагогический процесс, предоставляет новые возможности, как в подаче материала, так и в организации обучения школьников. Учителя готовят мультимедийные презентации нового материала, организуют выполнение практических работ, используют цифровые (электронные) географические карты, осуществляют проверку знаний с помощью компьютера. Новые возможности открываются с появлением учебных кабинетов, интерактивной доски.

В соответствии с названными критериями обсуждаются пути оптимизации образовательного процесса, среди которых будут и те, что используются учителем давно, и самые современные.

Целостный процесс оптимизации обучения состоит из способов выбора оптимального варианта каждого из основных элементов учебного процесса (урока): задача, содержания, мотивация учителя, структуры урока, методов и средств обучения, форм организации деятельности учащихся, контроля знаний и умений, темпа обучения, созданных условий для успешной реализации учебного процесса. Результаты обсуждения вопроса можно оформить в виде таблицы, которая поможет каждому учителю определить, какими способами оптимизации он владеет, а какие из них требует освоить и на каком этапе урока.

Успех в работе учителя во многом определяется его умением проводить самоанализ своей педагогической деятельности и анализ деятельности других педагогов. В данном случае самоанализ педагогической деятельности следует проводить таким образом, чтобы «осознавать свой собственный опыт выбора оптимальных вариантов обучения или выявлять причины неоптимальных педагогических решений». При проведении анализа и самоанализа урока, следует опираться на практические материалы (в виде таблицы или текста), раскрывающие способы оптимизации каждого из основных элементов учебного процесса.

Учитывая многокомпонентность оптимизации образовательного процесса, анализ и самоанализ урока привносятся определенные акценты. Внимание учителя обращается на решение поставленных задач; рациональность выбранной структуры урока, логику, выделение мировоззренченческих идей, главного, существенного, межпредметную координацию учебного материала; эффективность форм, методов и технологий обучения; выбора вопросов и заданий при контроле усвоения и закрепления знаний; реализацию дифференцированного подхода к учащимся; уровень развития общеучебных и предметных умений и навыков; оптимальность объема и содержания домашнего задания; в целом на оптимальность выбранного варианта плана урока и соблюдение гигиенических, морально-психологических условий.

zanny.ru

Оптимизация процесса обучения через ИКТКрасноперова Л

Карта сайта

Оптимизация процесса обучения через ИКТ

Красноперова Л.Н. Зам. дир. по УВРВ области педагогики в 70-80-х годах, появилось еще одно направление поиска в дидактике—

оптимизация процесса обучения

. Во-первых, уже были исследования по алгоритмизации обучения, программированному и проблемному обучению, обобщен липецкий опыт по совершенствованию обучения. Во-вторых, к этому времени уже состоялись существенные разработки по общей теории оптимального управления (раздел кибернетики). И еще одно: скорее всего, не психолого-педагогический, а идейно-политический лозунг “Школа без второгодников!”, утвердившийся уже к тому времени в стране, и подсказали мысль об исследовании этой проблемы.      

Оптимизация

(от лат. optimus — “наилучший”)

в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т.п.

Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.      Оптимизация достигается не одним каким-то хорошим, удачным методом. Речь идет о сознательном, обоснованном выборе учителем одного из многих возможных вариантов.      Чтобы оценить оптимальность (или неоптимальность) методики учебного процесса, надо определить ее критерии. Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник выделили 4 критерия.      1. Максимально возможные результаты в формировании знаний, учебных умений и навыков.      2. Минимально необходимые затраты времени учащихся и учителей на достижение определенных результатов.      3. Минимально необходимые затраты усилий на достижение определенных результатов за отведенное время.      4. Минимальные, по сравнению с типичными, затраты средств на достижение определенных результатов за отведенное время.      Говоря обобщенно, учебный процесс будет оптимальным, если его результат высокий и достигается в короткий срок с минимальными усилиями учащихся и учителей.      Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных форм и методов. При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие, так сказать, без “изъянов”. Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим — при других. Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации.      Ю.К. Бабанский, И.Т. Огородников с коллегами и другие ученые исследовали сравнительные возможности (эффективность) разных методов обучения при решении основных образовательных задач. Так, Ю.К. Бабанский полагает, что словесные методы обучения успешнее других решают задачи по формированию теоретических и фактических знаний, словесно-логического мышления и речи. Но эти же методы слабо решают задачи формирования практических и трудовых умений, наглядно-образного мышления, его самостоятельности, хотя при этом достигается быстрый темп обучения. Учебные дискуссии успешно формируют теоретические знания, словесно-логическое мышление, самостоятельность мышления, речь, познавательный интерес, развивают навыки учебной работы, волю, эмоции, но темп обучения медленный. Таким же образом анализируются и оцениваются возможности 12 других методов по 13 параметрам. И готовясь к уроку, преподаватель учитывает разные условия учебного процесса: цель урока, особенности содержания учебного материала и т.д. — для каждого этапа урока отбирает оптимальный метод.

      Исследователи не считают оптимизацию особым методом или приемом обучения. Это целенаправленный (не стихийный или случайный) отбор и выбор методов для конкретного учебного занятия.

      Проведя экспертную оценку работы учителей-мастеров, Ю.К. Бабанский предложил ряд этапов проектирования оптимального варианта обучения.

1.Комплексное планирование и конкретизация задач обучения школьников

^ 2. Выделение главного, существенного в содержании обучения. Выбор оптимальной логической последовательности изучения темы

3. Выбор оптимальной структуры урока

4. Выбор рациональных методов и средств преподавания, стимулирования и контроля

^ 5. Выбор рационального сочетания форм обучения с целью его дифференциации

6. Выбор рационального темпа обучения

7. Создание благоприятных условий обучения

8. Анализ оптимального решения поставленных задач обучения

      Оптимизация процесса обучения предполагает и учет особенностей интеллектуального развития школьника, его общеучебных умений и способностей. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных учащихся будет неодинаковым. При оптимизации обучения предполагается, что

каждый школьник достигает возможно высшего для себя уровня.

      Таким образом, оптимизация процесса обучения синтезирует различные формы и методы в определенном сочетании, каждый раз наилучшим образом для конкретной ситуации.

^ Оптимизация процесса обучения через ИКТ

Один из вариантов оптимизации процесса обучения через внедрение ИКТ. И хотя к настоящему времени накоплен огромный опыт компьютерного обучения, он осмыслен далеко неоднозначно. Два десятилетия работ в этой области не обеспечили массового внедрения каких-либо обучающих систем в учебные заведения.      Ясно одно, что внедрение ИКТ в обучение — революционизирующий процесс. Это можно более четко понять, выделив и проанализировав те преимущества, которые уже сейчас дает компьютерное обучение в совершенствовании учебной деятельности обучаемых и работы самого обучающего. Компьютерное обучение оказывает заметное влияние на содержание образования, на взаимодействие основных участников учебно-воспитательного процесса— учителя и ученика, на цели и задачи современного образования. При этом не должно быть заблуждения, что сам компьютер диктует методы и содержание обучения и обеспечивает более полноценную организацию учебной деятельности обучаемых.      Приведем перечень того нового, что привнесло внедрение компьютера в учебный процесс. Он не закончен и его можно продолжить.

      1. Интерес учащихся к вычислительной технике неизбежно приводит к высокой мотивации процесса обучения с помощью ИКТ.      2. Ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них появляется раскованность, повышается общая, компьютерная и языковая культура.      3. Трудно переоценить значение компьютера в индивидуализации обучения. Хорошая программа позволяет приводить в соответствие уровень трудности заданий и реальные возможности ученика.      4. Есть также возможность обеспечить непосредственную обратную связь — на экране могут появляться поощряющие или корректирующие замечания.      5. Компьютер выступает в роли терпеливого репетитора, который может указать на ошибки и направить на правильный ответ. Он повторяет это снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады.      6. Компьютер особенно эффективен для обеспечения упражнений и тренировок, причем может это делать в занимательной и разнообразной форме.      7. Немаловажно, что компьютер может предъявить итоговое резюме (адресованное как учителю, так и ученику), оценивающее работу ученика, что позволяет оценить и проследить динамику усвоения материала учениками.      8. Для школьников, работающих на компьютере, имеют значение движение, цвет, звук, шрифты и размер символов, что открывает новые возможности для усвоения материала (выделения главного и второстепенного, эмоционального восприятия и др.).      9. Учитель получает гораздо большую свободу для собственного учебного процесса, не отвлекаясь на организационные задачи, освобождаясь от рутинной работы. Это высвободит время для творческой части работы учителя.       10. Обеспечивается развитие алгоритмического мышления учащихся, совершенствование познавательных процессов.

11. Средство коммуникации – сайт, почта, форум, телеконференции и т.п.

      Как видим, ИКТ в учебном процессе требуют создания другой организационной формы обучения, нежели урок. Они изменяют методы и приемы проведения занятий, создают иное качественное состояние учебного процесса. Обучение с помощью компьютера изменяет функции учителя, меняет соотношение между прямым и опосредованным воздействием на учащихся. Учителя школы охотно включаются в работу по внедрению ИКТ в учебный процесс. Большинство из них применяют мультимедийные презентации, электронно-образовательные ресурсы, осваивают интерактивную доску, выходят в сеть Интернет. В нашу школьную жизнь уже входит дистанционное обучение. Учителя создают свои сайты и планирует проводить дистанционно уроки и проверку заданий. Организовывают «Интернет сообщество класса», где на форуме учащиеся и учитель ведут диалоги.       Компьютеры как средства обучения накладывают отпечаток на мыслительную деятельность учителей и учеников, их эмоциональное состояние, изменяют психологическую нагрузку, характер самостоятельной и учебной работы. Учебный процесс при этом упрощается, а в какой-то степени и усложняется. Но основное — он изменяется принципиально. Учебный процесс с компьютером — это совсем не тот процесс обучения, где этого средства нет. При этом обращаем внимание на то, что при использовании ИКТ в обучении нельзя потерять коллективный и иногда соревновательный характер обучения. Это означает, что, индивидуально работая за компьютером, учащийся должен иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих товарищей.      Важно понять, что апробирующая, в известной степени стихийная стадия, развития процесса компьютеризации системы образования постепенно подходит к концу, и эта тенденция будет проявляться интенсивно.      Нет сомнения, что содружество инженеров, педагогов, психологов, физиологов, математиков и представителей других наук приведет к созданию новой техники обучения, которая будет помогать учиться, думать, действовать, пробуждать глубокий интерес к освоению богатств человеческого познания.      Внедрение в школу все более совершенных машин и программ приведет к тому, что учащиеся за более короткие промежутки времени будут усваивать содержание учебных предметов значительно глубже, чем сейчас, что машина раздвинет рамки познавательных возможностей учащихся.      Компьютеризация, информационные технологии обучения уже стали частью повседневной реальности и ждут своего дальнейшего развития и совершенствования. 

ven.seatonschwarz.com


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта