Оптимизация профессионального образования. Долой профтехучилища!? Оптимизация образования


Оптимизация системы образования – желаемое и действительное

На сайте Счетной палаты РФ опубликованы  результаты проверок оптимизации в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания, проведенных в плановом порядке в 2013-2014 гг. в Ярославской, Вологодской, Астраханской, Ростовской,  Самарской, Пензенской, Челябинской областях, Республике Башкортостан, Забайкальском крае, которые были рассмотрены на заседании  коллегии Счетной палаты.

В целом было отмечено, что на федеральном уровне подготовлена вся нормативная правовая база, разработаны перечни целевых показателей (нормативов) оптимизации государственных и муниципальных организаций,  с регионами заключены  Соглашения. В свою очередь все регионы утвердили региональные «дорожные карты». По итогам 2014 г. заработная плата работников бюджетной сферы в абсолютных значениях выросла по сравнению с 2013 г. : у врачей — на 4,0 тыс. рублей, среднего медицинского (фармацевтического) персонала – на 2,2 тыс. рублей, младшего медицинского персонала – на 1,8 тыс. рублей, педагогических работников дошкольных образовательных учреждений – на 2,2 тыс. рублей, педагогических работников общего образования – на 2,5 тыс. рублей, преподавателей высшего профессионального образования – на 6,8 тыс. рублей, социальных работников – на 3,5 тыс. рублей, работников учреждений культуры – на 2,8 тыс. рублей.

Вместе с тем было отмечено, что проведенные в ходе оптимизации в 2013/20014 году мероприятия включали в себя только меры по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению  численности работников.

С докладом об оптимизации в сфере образования  на коллегии выступил аудитор Счетной палаты Александр Филипенко. Из его доклада можно сделать вывод, что оптимизация системы образования не привела к улучшению результатов деятельности образовательных организаций, повышению качества образования и доступности образовательных услуг.

Так, было отмечено, что в целом мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения. Например, согласно демографическому прогнозу Росстата, к 2020/21 учебному году потребуется на 2,5 млн. мест больше, чем в 2012/13 учебном году. Однако, за 2015-2018 гг. планируется ликвидировать или реорганизовать  3 639 образовательных организаций, в результате чего их численность по сравнению с 2013 г. сократится на 6%, в т.ч.  организаций дошкольного образования — на 5,6%, общеобразовательных организаций – на 6%, организаций дополнительного образования детей – на 3,6%, организаций среднего профессионального образования – на 16,1%, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — на 14,7 %.

В результате оптимизации расходы на содержание образовательных организаций в 36 регионах не уменьшились, а возросли. Например, в Сахалинской области – на 155%, в Татарстане и Мордовии – на 146%, а в Удмуртии – на 125%. Одна из причин этого, как считает аудитор, в том, что  основной формой реорганизации стало присоединение в форме филиалов или структурных подразделений без освобождения зданий и сокращения занимаемых площадей, что не дает экономического эффекта.

Образовательные услуги остались по-прежнему малодоступными для сельских жителей. Так, из населенных пунктов с численностью населения от 300 чел. до 1,5 тыс. человек  9,5 тыс. не имеют детских садов, 877  находятся на расстоянии свыше 25 км до ближайшего детского сада;  почти 6 тыс. не имеют организаций общего образования, а  из 940 населенных пунктов добираться до ближайшей школы приходится более 25 км.

Как следует из доклада Филипенко, оптимизация не достигла также еще одной цели — повышения заработной  педработников: значение показателя заработной платы в 2014 г. не достигнуты по трем из шести направлений — в организациях дошкольного, общего образования и для детей-сирот. Кроме того рост зарплаты сопровождается дополнительной нагрузкой педагогов, для чего широко используется  практика внутреннего и внешнего совместительства. Например, в Вологодской области более 18% школьных учителей –совместителей,  в Смоленской области  по совместительству работает каждый третий учитель.

Вместе с тем в ходе оптимизации в регионах сократилась численность отдельных категорий педагогических работников: в среднем, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. их количество уменьшилось на 18,8 тыс. человек.  При  этом трудоустроены в системе образования были только немногим более половины от числа сокращенных — 52,8 %.

Не оправдались и надежды на прирост финансового обеспечения от оптимизации. Как отметил докладчик, по расчетам Минобрнауки России  в 2014 г. предполагалось высвободить и направить на повышение оплаты труда педагогических работников 20,3 млрд. руб. Общий объем средств, предусмотренный соглашениями, составил – 15,5 млрд. руб., а фактически достигнутый результат – 10,4 млрд. руб., из которых направлены на повышение оплаты труда 9,4 млрд. руб., что составляет 0,72%  от общих расходов на оплату труда работников образовательных организаций.  В прошлом году финансового результата не получили 10 регионов страны.  В течение ближайших трех лет не планируют его получить Ивановская, Самарская, Псковская, Калужская, Свердловская области и Республика Чувашия,   в 2016-2018 годах — Московская и Вологодская области, в 2017-2018 годах  — Республика Татарстан, в 2018 году — Республика Башкортостан и Тульская область

Конечная цель мероприятий — повышение качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Однако по результатам контрольного мероприятия не установлено влияние проведенных мероприятий на повышение эффективности деятельности образовательных организаций. «Ни один регион не обеспечил достижение 100% значений показателей, установленных Соглашениями», — резюмировал аудитор.

Источник: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/21297

http://pedsovet.org/news/

eduinspector.ru

Средства оптимизации процесса обучения: условия, формы и методы

В настоящее время сетевые ресурсы постепенно проникают в сферу оптимизации процесса обучения. Технические условия обмена обратной связи и взаимодействия в реальном времени могут быть реализованы с применением современных образовательных технологий и мультимедийной сети.

Оптимизация процесса образования эволюционировала от традиционного класса, ассоциирующегося с доской и мелом, до современного стиля мультимедийного сетевого преподавания.

Большой сдвиг от статического к динамическому

Методика, которую в свое время предложил Бабанский, оптимизация процесса обучения приносит живость и обмен в реальном времени в полную игру. Как результат, это имеет большое значение и ценность для применения и оптимизирует возможность внедрения современных образовательных технологий в условиях мультимедийной сети в преподавании.

Современное образование, основанное на новейших технологиях, развивается из отсталой методики на более успешное самостоятельное и групповые занятия студентов. Традиционное образование следует парадигме, в которой учащиеся читают отрывок из учебника, смотрят презентации и слушают скучные лекции преподавателей, читают снова и снова, делают заметки, а затем завершают процесс тестом. Такая модель обучения менее эффективна, дорогостоящая и не интегрирует потенциал, который современные образовательные технологии, основанные на сетевых технологиях, могут предложить.

Автор Бабанский проанализировал текущую ситуацию с использованием индивидуализированных образовательных технологий в первую очередь, при условии, что теоретические основы для применения будут оставлены, а во-вторых, будут доработаны с учетом практики преподавания.

Характеристики оптимизации процесса обучения

Совместное использование ресурсов

Все виды обработки информации и функции взаимодействия студента и преподавателя.

В процессе преподавательской практики студенты получают учебную информацию в доступной форме.

Персонализированный подход

Студенты должны выбирать, когда и где учиться, и сколько они собираются получить информации. В то же время результат совместного получения информации не только индивидуализирован, но и гибок. Заинтересованность учащимися и творчество на уроке приветствуются.

Своевременный мониторинг успешности обучения

Степень, в которой ученики получают необходимую и своевременную оценку, — это стандартное измерение средства оптимизации процесса обучения. Своевременность можно рассматривать как взаимодействие между результатами каждого в отдельности и обзор учителей, оба из которых, как ожидается, будут влиять на эффективность учебного процесса. Все последствия оценки своевременности преподавания имеют большое значение.

Конструктивизм в обучении

Конструктивизм — это искусство педагогики, основанного на предварительном условии, что учащиеся совершенствуют свое понимание мира, в котором они живут, оглядываясь на собственный опыт. Студенты могут генерировать собственные «ментальные модели» и «правила», которые они используют, чтобы понять, что они уже знают и как пополнить свой запас знаний.

На заметку! Таким образом, обучение — это просто процесс адаптации умственных моделей к поглощению новых. А конструктивизм — это некое мнение о педагогике, основанном на той мысли, что знание не является чем-то, что может быть предоставлено учителем лишь в основной части класса. Скорее, знания строятся учениками через энергичный, умственный путь развития, тогда как учащиеся — это сами конструкторы и создатели знаний и смысла.

В процессе получения информации, учащиеся находятся в центре внимания интерактивного класса, а учитель, в свою очередь, продвигает процесс, который позволяет учащимся прогнозировать, выдвигать гипотезу, манипулировать, поднимать вопросы, объекты.

Контраст между традиционным подходом и методикой Бабанского

Традиционные методики преподавания ставят акцент на преподавании учителей. Сознательно или бессознательно многие учителя доминируют над всем классом.В результате научный характер учебников погружен в «воду», а энтузиазм и желание учиться у студентов стираются. В то же время учащиеся оказываются в состоянии так называемого недоедания как результат отсутствия визуальных пособий и соответствующей литературы.

Современная образовательная технология принесла надежду на упомянутый выше факт. Бабанский Ю.К. оптимизация процесса обучения заключается в сочетании наглядных пособий, изобразительного искусства, изображений, музыки, психологии, педагогики, искусственного интеллекта. Эти составляющие учебного процесса мобилизуют слуховые и визуальные функции слушателей в полной мере. Интерес студентов может быть стимулирован, а эффективность памяти значительно улучшается.

Применение полученной информации

Оптимизация образовательной деятельности включает в себя презентацию получаемой информации через несколько учебных процессов, включая, но тем не менее не ограничиваясь одним лишь текстом, аудио, иллюстрациями, карточками, графикой и видео.

Важно! Условия оптимизации процесса обучения устанавливаются в соответствии с требованиями различных классов для проведения урока.

Некоторые студенты ошибочно представляют обучение как неправильную перспективу, рассматривая урок как вынужденную меру. Подключение доски и мела может быть довольно увлекающим занятием, вне зависимости от того, занимаются ли студенты предметом, вопросами, текстами, словарями и предложениями или нет. Цель оптимизации образовательного процесса — помочь обучению.

arprime.ru

«Оптимизация» школ » Нет реформе образования! Мы против Закона 83-ФЗ

В результате принятых прокуратурой мер отменено постановление о реорганизации школы в с.Тростянка, принятое без учета мнения местного населения

Прокуратурой Еланского района Волгоградской области проведена проверка по коллективному обращению жителей с.Тростянка о реорганизации в населенном пункте муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тростянская средняя школа».(далее…)

Вымирание по плану. Вслед за больницами в деревнях закрывают школы

По данным Росстата, с 2000 года в РФ закрылось 25,5 тыс. школ. Из них 20,1 тыс. -на селе. В год закрывалось 1,7 тыс. школ или 4,6 учебных заведения каждый день. Ликвидация школ приводит к вымиранию ещё крепких деревень, считают эксперты.(далее…)

«Разве жизнь каждого человека не ценность?»

Ассоциация сельских школ Республики Карелии получила из администрации Пудожского района ответ  на свое обращение по реорганизации школы в деревне Усть-Река и дала ответ на ответ.

Ответ и.о. главы Пудожского района Елены Булышкиной на обращение Ассоциация сельских школ Республики Карелии 

(далее…)

В Алтайском крае продолжают исчезать школы

Процесс оптимизации с последующим исчезновением дошёл до Журавлихинской средней школы, в которой обучаются вдвое больше детей, чем в той, которая не закрылась благодаря обращению к Владимиру Путину

(далее…)

Франкенштейн без наркоза. Как в Москве оптимизируют школы

История одной из московских школ наглядно демонстрирует, какими методами столичные власти проводят пресловутую оптимизацию образования. Одним словом – без наркоза. Высококвалифицированные учителя остаются без работы. Оставшимся угрожают проблемами с трудоустройством в случае утечки нежелательной информации. А дети становятся жертвами административных реформ. Еще печальней, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями.Стандарты оптимизации(далее…)

Орловская школа искусств выступила против чиновничьего произвола

Воспитанники и преподаватели Знаменской детской школы искусств сняли ролик о любви к своей школе и нежелании организационных перемен. Видео опубликовано в YouTube.

В комментариях указано, что  распоряжением администрации Орловского района начата реорганизация  учреждения. Родители и ученики выступают категорически против. Они  обвиняют власти в том, что процесс реорганизации происходит поспешно и с нарушением регламента.(далее…)

Ликвидация школы в Петербурге: власть заняла странную позицию

Комитет по образованию Санкт-Петербурга не берет на себя ответственность за принятое им распоряжение о ликвидации школы № 700, сообщила участница одиночного пикета в Петербурге Татьяна Полусмак 23 мая корреспонденту ИА Красная Весна.(далее…)

По факту закрытия единственной школы в Зеледеево начата проверка Следователи усмотрели в действиях администрации района «халатность»

Красноярск, 24 мая — АиФ-Красноярск.

В Красноярском крае десятки учеников остались без школы. Теперь уроки для детей проводят в местах, непредназначенных для этого. 

Закрыть единственную в Зеледеево школу было решено из-за аварийного состояния здания. Однако никакой альтернативы предложено не было. В итоге дети вынуждены учиться в помещениях, не приспособленных для занятий.(далее…)

netreforme.org

Оптимизация системы образования

Содержание

Введение

1. Современное состояние структуры образования

2. Факторы развития системы образования

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайно важное значение.

Определение стратегических направлений развития систем образования волнует практически всё мировое сообщество. В книге “Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования” американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос “Что вы хотите от школы?” получал, как правило, один и тот же ответ: “Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно”. Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, как достигать цели, если он знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, как использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему легче будет повысить квалификацию, переквалифицироваться, получать любые необходимые дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам. Даже если школа сумеет это делать очень хорошо, для информационного общества, каким становятся США и многие, многие страны современного мира, этого явно недостаточно.

1. Современное состояние структуры образования

Один из способов достижения эффективности образования - оптимизация его структуры. В ближайшее время на уровень регионов будут переданы 50% всех ПТУ (2,5 тысячи), столько же останется на федеральном уровне. Чтобы ПТУ и техникумы не остались в 2005 году без денег, их руководители уже сейчас должны заниматься этим вопросом каждый в своем регионе. Может статься, что кое-кто пожелает распустить эти образовательные учреждения, а их площадями воспользоваться в иных целях. Этот вопрос также следует проконтролировать. Ни в коем случае нельзя проводить перепрофилирование этих учебных заведений. Если они нужны субъекту РФ, их необходимо сохранить. Списки-перечни передаваемых ПТУ и техникумов уже составлены, теперь их должно утвердить правительство страны. После этого примерно в течение трех недель эти образовательные учреждения перейдут на баланс регионов. Но на этом процесс оптимизации сети не прекратиться, поскольку в ближайшие два года под юрисдикцию агентства должны будут, в несколько этапов, перейти все те техникумы и вузы, которые сегодня принадлежат другим министерствам и службам. После передачи будет рассматриваться вопрос о том, какие из этих техникумов останутся на федеральном уровне, а какие перейдут на уровень субъектов РФ. Речь идет о примерно 250 вузах и 800 техникумах. Впрочем, вузы останутся на федеральном уровне. Хотя и им предстоит пройти через жесткую оптимизацию. Вузы должны будут интегрироваться с техникумами и ПТУ. Агентство не будет командовать в этом вопросе, оно ждет инициатив снизу.

Сегодня существует проблема неэффективно работающих филиалов вузов: в стране 560 государственных и 700 негосударственных высших учебных заведений. Это много. Но решать судьбу вуза должен совет ректоров, в который входят и представители коммерческих вузов. Необходимо определиться с перечнем нужных специальностей. Если какие-то специальности нужны, никто не закроет вуз, который их выпускает. В общей сложности, в следующем году Федеральное агентство по образованию получит 83 миллиарда рублей из государственного бюджета, за минусом тех 24 миллиардов рублей, которые будут потрачены на финансирование передаваемых в регионы техникумов и ПТУ. Но уже в целом наблюдается рост государственного субсидирования отрасли, примерно на 20% по сравнению в 2004 годом. Это гораздо больше, чем прирост бюджета Министерства культуры и Министерства здравоохранения РФ - 9% и 15% соответственно. Один из приоритетов следующего года - капитальное строительство и укрепление материально-технической базы учебных заведений, покупка нового оборудования. На эти цели необходимо потратить 80 миллиардов рублей. Такие средства в полном объеме государством не выделяются. Но Министерство финансов РФ пошло навстречу просьбам агентства и выделило дополнительно 3,6 миллиарда рублей. 65% из них будут направлены на капитальный ремонт, остальные - на закупку учебного оборудования. В 2004 году внебюджетные доходы вузов превысили их бюджетное финансирование. Поэтому, когда говорят, что „денег не хватает“, лучше посмотреть, на что они вузами тратятся.

Если речь идет об экономии средств и оптимальном использовании выделенных ресурсов, то это проблема была всегда, ее несомненно надо решать. Прежде всего, за счет жесткого контроля за тем, сколько денег выделяется на образование и как они используются. Оптимизация финансовых расходов нужна. Но если под „оптимизацией структуры образования“ подразумевается изменение системы исходя из субъективных представлений того или иного пришедшего к власти чиновника, это другой разговор, требующий более детального рассмотрения и обсуждения. Талант любого руководителя или чиновника заключается в том, чтобы желание жестких реформ задавить в зародыше и четко сочетать свои желания с реальными потребностями.

Мы считаем, что система начального и среднего профобразования, которая готовит кадры для регионов, должна быть в зоне ответственности и регулирования региональной власти. А сегодня получается парадоксально: региональные власти отвечают за все, что у них происходит, в том числе и за формирование рынка труда, и не могут при этом влиять на основополагающие системы, определяющие рынок труда, то есть систему начального и среднего профобразования. Кому, как не региональной власти, лучше знать, сколько специалистов и каких профессий необходимо, кто может точнее спрогнозировать развитие промышленного сектора, вообще экономики? На мой взгляд, передача половины ПТУ и техникумов на баланс регионов рассчитана на то, что на местах есть власть, умеющая грамотно распорядиться своими полномочиями. Что касается финансовых ресурсов, учебные заведения передаются не как бедные сироты, а с тем финансированием, которое велось из федерального бюджета. Все деньги, около 24 миллиардов рублей, уйдут в регионы. Другой вопрос, как сделать, чтобы эти средства были четко и ясно видны в бюджетах при передаче заведений начального и среднего профобразования.

Процесс интеграции вузов с техникумами и ПТУ идет в России не первый год. Это естественная необходимость, при этом в интеграции должны быть заинтересованы все стороны.

Если у нас есть неэффективно работающие вузы, неважно государственные они или нет, государство должно заставить эти вузы выполнить все условия, которые прописаны в лицензиях и аккредитациях. Надо спросить, кто выдавал лицензию? Спросить поименно, кто это сделал? Если условия не выполняются, то есть судебная процедура, которая позволяет закрыть учебное заведение. Это не такая простая схема: захочу, закрою вуз.

Если нужно 80 миллиардов рублей, а государство выделяет только треть, то я вам скажу, что сегодня вузам выделяется около пятидесяти миллиардов рублей и зарабатывают они столько же. Итак, сто миллиардов они уже имеют (убрать) Вузы научились зарабатывать деньги. Практически любое государственное высшее учебное заведение имеет сегодня возможность вести внебюджетную деятельность. Здесь есть много проблем. Бюджетное финансирование и внебюджетная деятельность - это допустимо? (поправить) Надо ответить на вопрос: государственный вуз - это где есть и государственная, и коммерческая составляющая, или это чисто бюджетное финансирование? Многие вузы адаптировались в нынешних условиях. Принимают студентов на платной основе. Нельзя запрещать заниматься коммерческой деятельностью вузам, хотя прием студентов на коммерческой основе - не панацея. Если идти на какие-то изменения, то делать это нужно очень продуманно, взвешенно и обоснованно».

образование система структура развитие

2. Факторы развития системы образования

Наше министерство с некоторым опозданием обратило внимание на те факторы, под влиянием которых в ближайшее время будет развиваться вся система образования нашей страны, в том числе и высшая школа. Мы бы из всей совокупности факторов выделил три.

Экономические условия, характерные для развития нашей страны, не позволяют вести сильную социальную политику. Это означает, что система образования, в лучшем случае, лишь на 60% будет финансироваться за счет федерального бюджета. Все остальное каждое высшее учебное заведение вынуждено будет зарабатывать само. Это финансово-экономический фактор, который будет действовать независимо от того, кто будет находиться во главе органа, отвечающего за развитие отечественного образования.

Демографическая ситуация и ее неблагоприятное воздействие на развитие отечественного образования. К 2014 году сложится такая ситуация, когда молодых людей, по возрасту способных учиться в вузах, будет в 2 с лишним раза меньше, чем в этом году выделено бюджетных мест. Повлияет она и на количество вузов.

Современные интенсивные обучающие технологии позволяют дать качественное второе и третье образование, а также повысить квалификацию. Через три-четыре года только 5-6 современных отечественных вузов (в масштабе всей страны) смогут давать подобное образование, опираясь на свои возможности.

mirznanii.com

Оптимизация системы образования - часть 2

Среди неблагоприятных последствий последних двенадцати лет - отрыв системы образования от рынка труда. Государство затратило колоссальное количество средств на подготовку специалистов, которые не работают по своей специальности.

Под влиянием перечисленных факторов начнется стремительный процесс сокращения вузов. Это произойдет независимо от политики Правительства. Если мы, как и раньше, пустим все на самотек, мы будем безответственны; если отстраним от этого процесса сами вузы, то такой подход не будет отвечать национальным интересам страны. Если подходить к вопросу сокращения вузов так, как сейчас проводится административная реформа, то это означает, что страна утрачивает интерес к демократическому способу решения самых серьезных проблем.

Мы давние сторонники создания такого типа образовательного учреждения, где непрерывность образования является выраженной чертой. Вуз завтрашнего дня - это непрерывная система образования. В 2000 году на базе РГСУ был создан Федеральный университетский комплекс, в рамках которого есть община „Кижи“, выпускники которой становятся нашими студентами. Есть в Курской области социальный приют, составная часть нашего комплекса, где учатся дети от шести до одиннадцати лет. Есть первый московский кадетский корпус, составная часть университета. Ни одно из этих учреждений не утратило статус юридического лица. Взаимодействуя, мы создаем систему непрерывного образования. Если у вуза есть сильная концепция развития, значит, у него сохраняются значительные шансы оказаться в числе примерно ста вузов, которые останутся в нашей стране к 2014 году. Все, что я читал и изучал по интервью Фурсенко, Балыхина, впервые за последние годы вызвало оптимизм. Наконец-то появились такие суждения, оценки, призывы, которые мне нравятся по содержанию и постановке. Если от этого будет отход, то эта реформа образования будет последней.

Можно по-разному трактовать этот термин. Если делать это с точки зрения повышения качества высшего образования и его авторитета в России, то такая постановка вполне оправданна. Она касается, прежде всего, негосударственного сектора высшей школы, в котором есть много достойных вузов, но в то же время много и не аккредитованных вузов, которые созданы в квартирах и котельных. Если вы посмотрите объявления о приеме в негосударственные вузы, то найдете информацию о приеме без экзаменов. Это нарушение Закона об образовании, всех положений о высшей школе. Вот такая профанация, безусловно, требует жесткой постановки вопроса. В этом отношении я полностью поддерживаю позицию нового министра образования: речь идет о сокращении тех вузов, которые в глазах общественности и родителей ребят, которые там учатся, дискредитируют саму систему высшего образования.

Если говорить об этой политике относительно государственного высшего образования, то большой стратегической ошибкой является позиция, согласно которой у нас слишком много студентов и вузов и только 170 человек на 10 тысяч населения имеют право учиться на бюджетной основе. Государство должно взять на себя большую ответственность за высшее образование, потому что это единственный на сегодня канал пополнения интеллектуальной элиты России.

Была такая идея еще старого министерства о выделении ряда ведущих, основных вузов, на которые можно было бы ориентироваться. Такая позиция оправдана и целесообразна. Государство должно финансировать те направления подготовки специалистов, в которых оно нуждается. В этой связи идут разговоры, что слишком много подготовили учителей, врачей, агрономов. Я сторонник той точки зрения, что насыщение учительской психологией и грамотными людьми в области воспитания - это огромная ниша для духовного обогащения общества. И я бы подумал, прежде чем сокращать подготовку учительских кадров, хотя процент работающих специалистов после окончания педагогических вузов не поднимается выше 30%.

Самые тяжелые годы уже позади, когда направлялись деньги только на стипендии и зарплату педагогов, ни о каком развитии речи не шло. Как зарабатывать? Сейчас государственным вузам дано право сдавать в аренду помещения, получать доход и часть средств направлять на образовательную деятельность. Это один источник дохода, другой - платные образовательные услуги, которые сегодня составляю в государственных вузах 53%.

В системе профобразования были две формы собственности: ведомственные и те, что состояли на балансе государственных органов образования. Первые, по большей части, исчезли вместе с предприятиями. Что касается вторых, то здесь ситуация снова зависит от людей. Каждый регион заинтересован в подготовке кадров. Что касается Москвы, частичная передача ПТУ и техникумов на баланс города только улучшит ситуацию, потому что здесь очень серьезно занимаются укреплением учебно-материальной базы и финансового положения среднего специального образования. Четыре года назад мы создали в столице университетский учебный округ, два года назад он был преобразован в научно-образовательный университетский комплекс, куда входят около 60 учебных учреждений: от детского сада до педагогического колледжа. В рамках этого комплекса отрабатывается модель непрерывного образовательного процесса. Согласно реформе образования ряд средних специальных учебных заведений включены в состав вуза как структурные единицы. Кстати, раньше Москвы вузы стали объединяться с ПТУ и техникумами в Волгограде, Владивостоке. Все зависит не от географии, а от инициативы людей.

Заключение

Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человека идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование - разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Согласно теории "человеческого капитала" образование не является чем-то немедленно потребляемым, скорее это капиталовложение в будущее человека. Как и все капиталовложения, в будущем оно приносит прибыль. В этой теории утверждается, что все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Вполне естественно, что вознаграждение соответствуют капиталовложениям. Это оправдывает неравенство между людьми, так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности.

Список используемой литературы

1. Онищук В.А. “Урок в современной школе”. Москва, “Просвещение”, 1991 г.

2. Кларин М.В. “Инновации в обучении. Метафоры и модели” Москва, “Наука”, 1997 г.

3. Журналы “Дошкольное воспитание” №№ 5, 12 1997г., № 2 1998г., № 7 2000 г.

4. Журналы “Вестник образования” № 9 1998 г., № 14 2000 г.

mirznanii.com

Оптимизация профессионального образования. Долой профтехучилища!?

Время от времени в нашей жизни появляются словечки, характеризующие с одной стороны какой-то период нашей истории, а с другой стороны, надоедающие аж до тошноты и набивающие оскомину. Сейчас таким словом стало слово «оптимизация».

Что же означает это слово? Оптимизация – это процесс, в результате которого выбирается наилучший вариант из множества возможных, процесс, в результате которого система приводится в оптимальное (наилучшее) состояние. Слово само по себе неплохое, только почему-то то, чего оно касается в настоящее время, меняется далеко не в лучшую сторону.

Речь сейчас пойдет об оптимизации в системе образования: начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО). В соответствии с новым Законом об образовании, который начал действовать с 1 сентября 2013 года, решительные меры по оптимизации будут приняты относительно профессионального образования. В первую очередь в законе утверждены четыре уровня профессионального образования. В этой иерархии нет места для НПО, то есть не будет профессиональных училищ и профессиональных лицеев.

На практике происходит следующее. Профессиональные училища прекращают функционировать. Это происходит путем объединения с другими учебными заведениями, ликвидации, либо путем присвоения им нового статуса. В большинстве случаев здания, принадлежавшие ранее профучилищам, передаются другим организациям, порой не имеющим ничего общего со сферой образования, а имущество разбазаривается. Это напоминает недавнюю ситуацию с детскими садами.

Квалифицированных рабочих и служащих теперь будут готовить в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. К таким организациям относятся техникумы и колледжи, а также учебные центры и непосредственно предприятия. На первый взгляд ничего страшного в такой ситуации нет. Однако в то же время, в общем, сокращается в разы количество образовательных учреждений вместе с их производственными площадками.

Взять, например, один рабочий район города, в котором в настоящее время функционирует более 10 крупных предприятий. На этот район ранее приходилось 11 различных учреждений НПО и СПО. В новом учебном году количество таких учреждений сократилось до четырех, причем из их числа два филиала, не относящиеся к этому району. Способны ли эти образовательные учреждения обеспечить все промышленные предприятия рабочими кадрами?

Грустно осознавать, что сейчас вся система профтехобразования рушится на корню. Взамен неё предлагаются какие-то полумеры. Министерство образования вовсе не тревожит вопрос, как студент будет добираться до реорганизованного образовательного учреждения. Ведь обычно в профучилищах обучаются дети из малообеспеченных или неблагополучных семей, для которых немаловажно нахождение образовательного учреждения вблизи дома.

Ещё один настораживающий пример: профучилища закрываются в сёлах, где зачастую они являются единственным учебным заведением, готовящим рабочие кадры именно для данной местности.

Кроме того, в соответствии с новым Законом об образовании размер оплаты за проживание в общежитии будет определяться образовательным учреждением и студенческим советом. И неизвестно, какую сумму будут платить студенты, а какую возмещать за всегда убыточные общежития руководители учебных заведений взамен 5% от размера стипендии на сегодняшний день.

Надо отметить, что сегодня многие профучилища материально и морально устарели. Бесспорно, что в училищах нет ремонта, крепкой материальной базы, средства расходуются не всегда эффективно. Однако простое закрытие не является решением проблемы. Конечно, сокращение училищ позволит сэкономить средства на содержание больших зданий, преподавательского состава, лишних директоров и бухгалтеров. Но это уже относится к проблеме контроля со стороны Министерства образования.

Очень обидно, что следуя новому закону об образовании, образовательные учреждения приобретают статус организаций, а дети становятся неким ресурсом предприятий, при этом личные качества ребенка никого не заботят. Кроме того, забывается социальная роль профучилищ и индивидуальный подход в обучении и воспитании.

Куда пойдут те, кто раньше выбирал профучилища? Обычно они отказываются от обучения в 10-11 классах по той причине, что им трудно будет сдать ЕГЭ, да и школы на практике пытаются избавиться от таких учеников. Получается, что и теперь путь в профучилища, где помимо профессии можно получить ещё и аттестат об окончании среднего (полного) общего образования, государство перекрывает.

Таким детям нет места в школе, и училище им тоже не улыбается. Всё правильно – экономика должна быть экономной. Только то, на чем экономят сегодня может выйти боком в будущем.

ucheba74.ru

Оптимизация процесса обучения - Педагогика Библиотека русских учебников

Сущность ее заключается в создании благоприятных условий для получения ожидаемых результатов без лишних затрат времени и физических усилий. Основными критериями оптимальности процесса обучения является результативнис во и качество решения учебно-воспитательных задач, затраты времени и усилий педагогов и учащихся на их достижениея.

Оптимизация процесса обучения предполагает такую ??последовательность его этапов:

- осознание общих целей учебной деятельности вообще и конкретного ее этапа;

- изучение состояния системы, в которой происходит учебная деятельность;

- выявление противоречий между требованиями, целями и возможностями системы, конкретизация целей, перспектив будущей деятельности с целью преодоления выявленных противоречий;

- оценка будущей деятельности с точки зрения общих закономерностей, принципов эффективного функционирования учебного процесса;

- выяснение содержания учебной деятельности, последовательности его раскрытие с учетом закономерностей и принципов эффективного функционирования учебного процесса;

- подбор форм организации учебно-познавательной деятельности в соответствии с закономерностями, принципов и целей обучения, опыта использования в аналогичных ситуациях;

- определение необходимых методов обучения, стимулирования и контроля в соответствии с закономерностями, принципов, целей, содержания и форм организации обучения, а также опыта их использования;

- оптимальное сочетание и последовательность использования форм и методов обучения в раскрытии содержания;

- соблюдение оптимального темпа учебной деятельности;

- реализация намеченных средств обучения;

- внесение в учебную деятельность корректив по данным текущего контроля;

- анализ последствий обучения и учета результатов в новом цикле учебной деятельности

Бесспорно, в каждой конкретной ситуации необходимы актуальные для нее средства оптимизации учебного процесса зависит от знаний, опыта учителя, его умение анализировать реальные дела и делать объект"объективные выводы.

Народная педагогика о процессе обучения:

Наука не пиво: в рот не вольет. Нету науки без муки. Хорошо того учить, кто хочет знать. Пока не намучаешься, ранее не научишся

. Вопросы. Задача

1. Докажите неправомерности отождествления понятий"образование"и"обучение"

2. Почему утверждение о том, что хорошего учителя можно подготовить без изучения дидактики и методики (сторонники такого мнения считают, что умение преподавать обеспечивается хорошими знаниями предмета и опыт дом) неправильно?

3 марта которыми отраслям наук тесно связана дидактика?

4. Охарактеризуйте основные проблемы современной дидактики

5. В каких соотношениях находятся знания, умения и навыки?

6. Почему нельзя противопоставлять процессы преподавания и учения?

7. В чем вы видите сходство и различие между процессами научного и учебного познания?

8. Докажите на конкретных примерах, которую процессе обучения выявляются различные виды умственной деятельности

9. Раскройте взаимосвязь основных этапов познавательной деятельности учащихся

10. На каких мотивах, на ваш взгляд, основывается познавательная деятельность в процессе обучения?

. Литература

Блага. К,. Шебек. М. Я - твой ученик, ты - мой учитель -. М, 1991

Дидактика современной школы /. Под ред. В. А. Онищука -. К, 1987

Концепция средней общеобразовательной школы Украины -. К, 1990

Кожевников. В. Оптимизация учебной деятельности / /. Начальная школа - 1995 - № 2-3

Леонтьев. А. Н. Потребности, мотивы и эмоции -. М, 1971

Лозовая. Е. Стратегические вопросы современной дидактики / /. Развитие педагогических и психологических наук в Украине 1992-2002 -. Харьков:"ОБО", 2002 -. Ч 1

Маркова. А. К. Формирование мотивации учения в школьных возрасте -. М, 1983

Оконь. В. Введение в общую дидактику -. М, 1990

Синица. И. Педагогический такт и педагогическое мастерство учителя -. М.:. Сов школа, 1961

Ушинский. К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Выбрать пед произведения:. В 2-х т. -. М., 1983 -. Т 1

uchebnikirus.com


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта