Общение с коллегами: советы, рекомендации как избежать конфликтов и влиться в новый коллектив. Оптимизация общения в коллективе рекомендации психология общения


Психология общения в коллективе

Как стать приятным собеседником для своих коллег?

Как сохранить деловые отношения с начальником, требующим от вас сексуальной взаимности?

Как добиться прибавки к зарплате и не вызвать зависть остальных сотрудников?

Решение этих и подобных им вопросов лежит в рамках психологии — психологии общения в коллективе.

Кто на новенького?

Общение в коллективе тяжелее всего дается тем, кто только что сменил место работы. Косые взгляды, усмешки, перешептывания – первое время с ними «новенькому» придется сталкиваться ежедневно. Чтобы избежать грубых ошибок в общении с коллегами, прислушайтесь к рекомендациям психологов.

— Проведите рекогносцировку: наблюдайте за коллективом. Выделите явных лидеров и аутсайдеров. Найдите «серого кардинала». Обычно это сотрудник, не имеющий высокой должности, но оказывающий заметное влияние на ход офисных событий.

— Займите позицию стороннего наблюдателя. Определите, какие негласные правила действуют в группе. Постарайтесь придерживаться их. Если они вам не нравятся, будьте готовы к тому, что вас посчитают «выскочкой» или «зазнайкой».

— В беседе сохраняйте ровный, доброжелательный тон. Чаще улыбайтесь, не иронизируйте. Общайтесь. Не бойтесь переспросить, если что-то не поняли. Поинтересуйтесь, где обедают ваши коллеги. В какой кофемашине самый вкусный кофе. Завязывайте знакомства. Просите о помощи, если она вам нужна. Но не делитесь личной информацией, наблюдениями, сделанными выводами: человек, который легко вошел с вами в контакт, может быть «засланным казачком» — сплетником. И не факт, что люди, сразу же показавшиеся вам добрыми и милыми, окажутся таковыми на самом деле.

— Не одевайтесь вызывающе. Не используйте яркий макияж. Не кокетничайте. Не заводите служебных романов.

— Не вступайте в дебаты, особенно, с лидерами коллектива. Но отстаивайте свои права, если на них посягнут «старожилы». Не отказывайтесь сразу, если на вас попытаются переложить часть не входящей в ваши обязанности работы. В следующий раз достаточно мило улыбнуться и, извинившись, сказать: «Это не оговаривалось в моем трудовом договоре».

Большой начальник

Считается, что труднее всего приходится подчиненным. Тем не менее, с проблемами в психологии общения в коллективе сталкиваются и представители руководящего звена. Особенно, если их назначили на пост сравнительно недавно. Во избежание конфликтов и для создания в офисе творческой, дружелюбной атмосферы, начальникам стоит:

— Принимать каждого сотрудника таким, какой он есть.

— Делать замечания провинившимся наедине, адекватно реагируя на произошедшее недоразумение.

— Не заводить в коллективе «любимчиков».

— Своевременно поощрять инициативу работников, оказывать материальную помощь подчиненным, попавшим в трудную ситуацию, внедрять добрые традиции и корпоративную культуру.

— Называть коллег по имени – отчеству.

— Не иметь романов с подчиненными.

О. Фатеева для сайта Волшебство Фиолетовой Леди

 

violet-lady.ru

проблемы и пути решения. Совет

Общение в коллективе важно для каждого сотрудника фирмы. Когда на работе поддерживаются хорошие отношения, то сотрудники лучше и продуктивнее работают, устанавливаются дружеские связи. Правда, не всегда удается не то что подружиться с кем, а просто влиться в коллектив.

Проблема и культура общения в коллективе знакома каждому новичку. Как только приходишь на новое место работы, то коллектив или принимает, или не принимает сотрудника. Правда, никто не застрахован от конфликта в коллективе, который поставит крест на нормальных отношениях.

Очень много проблем в общении в коллективе испытывают интроверты. Природная застенчивость и неразговорчивость приводят к тому, что отсутствуют элементарные навыки общения. Конечно, дружеские отношения интроверт может поддерживать с немногочисленными друзьями, но влиться в целый коллектив невозможно. И чем больше сотрудников в офисе, тем сложнее стать частью единого целого.

Как общаться в коллективе, если уж с самого первого дня работы хорошие отношения не складываются? Во-первых, не разделяйте себя и коллектив на две стороны. Каждый коллектив — это живой организм и вы являетесь его частью. Поэтому за здоровье коллектива вы также отвечаете. Если уж с самого первого дня вы начинаете указывать на недостатки других, то этим же выставляете себя не с самой лучшей стороны.

Упростите себе жизнь в коллективе просто тем, чтобы воспринять каждого сотрудника таким, какой он есть. Особенно важен этот совет в тех случаях, если вы приходите на работу и видите, что к вам начинают относиться предвзято, не хотят здороваться. Вы ведь знаете, что можете быть умнее или же лучше других сотрудников, например, у вас есть уникальный опыт работы. Но принимать ту сторону, которую вам некоторые сотрудники коллектива навязывают, не стоит.

Есть очень простой совет: чтобы влиться в коллектив, необходимо найти в нем человека, который считается негласным лидером. Это так называемый «серый кардинал», мнение которого для всех важно. При возникновении малейших проблем и трудностей необходимо все решать через этого человека.

Моббинг — не такая уж и редкая проблема в коллективе. Обычно встречается в женских коллективах, когда новый сотрудник занимает должность, на которую кто-то уже метил или хотел пристроить своего родственника. Конечно, моббинг может встречаться не только в женском коллективе, но учитывая то, что именно женщины склонны к интригам и сплетням, то появление подобного рода проблем вполне предсказуемо.

Так как моббинг на работе просто так не начинается и не заканчивается, то именно вам придется искать причину. А для этого необходимо поговорить с человеком, который имеет влияние на коллектив. Естественно, речь идет не о начальнике, хотя к его задачам относится налаживание нормальных отношений в коллективе, а о негласном лидере. Наберитесь в себе смелости и подойдите со своим вопросом. Спокойно обсудите ситуацию, которая сложилась, постарайтесь вдвоем найти выход из нее. Если не получается прийти к компромиссу, тогда хорошо подумайте, нужна ли вам такая работа. Нервы дороже денег, а другую работу найти можно всегда.

А у вас на работе ес

anydaylife.com

Как правильно общаться с "проблемными" людьми в рабочем коллективе

Все люди отличаются друг от друга в социальном, психологическом и культурном плане. Каждый человек имеет собственную систему ценностей и предпочтений. Но что делать, когда в коллективе появляется сотрудник, с которым совершенно невозможно найти общий язык. Существует множество способов взаимодействия с данной категорией людей. Об этом мы расскажем в данной статье.

Основы психологического взаимодействия

Эффективная деятельность любой компании строится на продуктивном общении с коллегами. Человеческий фактор играет огромную роль при организации делового общения. В целом, это зависит от психологических и профессиональных особенностей конкретных сотрудников, а также их сработанности и совместимости.

Для общения важную роль играют не только положительные качества работников, в достижении поставленных целей нередко решающее значение имеют отрицательные стороны коллег, воздействуя на которые можно добиться желаемого результата. Способность видеть и использовать сильные и слабые стороны характера любого человека дает базисные знания об основах оптимального взаимодействия.

Как однажды сказал премьер-министр Англии Дизраэли: «Приятный человек — этот тот, кто согласен со мной». Это высказывание в дальнейшем смогли подтвердить научные исследования, ведь мы действительно чувствуем симпатию именно к тем людям, которые похожи на нас. С другой стороны, мы испытываем неприязнь к тем, чьи взгляды на жизнь, либо поведение слишком явно отличаются от наших.

«Потребность в консенсусе»: особенности психологического общения

Получается, что мы стремимся свести к максимальному согласованию собственное поведение и поведение окружающих нас людей, для максимально комфортных отношений в эмоциональном и психологическом плане. Более того, людям, которые нам симпатизируют, приписывается большая степень согласия с нашим мнением, чем это есть на самом деле.

Ученые назвали этот феномен «потребность в консенсусе». Чтобы два человека нашли общий язык требуется совпадение мыслей и чувств. Первое означает то, что нам приятны те, с кем у нас общие взгляды на жизнь и приблизительно одинаковая позиция в значимых вопросах. Второе — согласованность в переживаниях, чувствах и эмоциях. Если два человека ощущают гармонию и схожесть мыслей и чувств, то невольно возникает чувство комфорта и легкости при общении.

Поэтому следует учитывать, что у каждого есть скрытые интересы, которые требуют удовлетворения при взаимодействии с другими людьми. Научившись обращаться с такими людьми, Вы сможете добиться больших результатов в работе, чем другие. Помните, что каждый человек по-своему уникален и заслуживает особого внимания.

Какого человека можно назвать «трудным»

В случае, если контакт с партнером по общению не достигается, его можно отнести к категории «трудных» людей. Зачастую, общение с таким человеком хочется по возможности избегать и минимизировать время взаимодействия с ним. Однако, что делать, если такой человек — член коллектива и прибегать к тесному общению необходимо каждый день? Для начала необходимо понять, что именно делает человека «трудным» для общения. Из личного опыта, каждый может вспомнить, что встречались люди, найти общий язык с которыми практически невозможно. Такие встречи вызывают дискомфорт, непонимание или разрыв отношений. Если научиться понимать мотивы других людей, их психологические и эмоциональные особенности, можно сохранить рассудительность и более спокойно относится к ситуации.

Необходимо учитывать потребности «трудного» человека, и именно это поможет облегчить деловое взаимодействие.

Таким образом, «трудным» можно назвать человека, взгляды, мысли и переживания которого базируются на прошлых разочарованиях и потерях.

Стратегии поведения с «трудными» коллегами

Сталкиваясь с «трудным» человеком, необходимо задать себе вполне логичные вопросы: «Что я выиграю?» или «Что я потеряю?». Если в ситуации поддаться неосознанной стратегии поведения, общение будет насыщенно сильнейшими эмоциональными конфликтами и спонтанным характером. При этом скандалы и ссоры на работе, могут пагубным образом сказаться на рабочем процессе.

Рассмотри пять основных стилей общения с «трудным» человеком:

  1. Соперничество;
  2. Приспособление;
  3. Компромисс;
  4. Сотрудничество;
  5. Уклонение.

Выбор того или иного стиля определяется тем, что именно Вы желаете получить от ситуации, какие желания или интересы преследуете в данный момент.

Достижение собственных целей обычно приводит к стратегии соперничества. Для сохранения хороших дружественных отношений больше подойдет выбор приспособления. Уклонение будет уместно в случае, когда Вы не собираетесь решать проблемы, поскольку не имеете желания, знаний, сил или полномочий для ее преодоления. Компромисс имеет место для временного регулирования ситуации, если в обмен на свои уступки, ожидаются ответные шаги от другой стороны, при этом удовлетворяются частично Ваши желания и стремления оппонента. Из всех перечисленных, самой продуктивной, без сомнения, выступает стратегия сотрудничества. Она предполагает поиск выходов и альтернатив в преодолении спорных ситуаций. Решение проблемы обычно помогает решить свои задачи и сохранить дружественные отношения с партнером.

Стратегии являются универсальными способами в общении и взаимодействии с различными категориями людей. Стоит помнить, что в споре должно присутствовать взаимопонимание. Не допускайте моббинга в коллективе, и всегда старайтесь разрядить ситуацию. Оптимальным способом решения проблемы будет выбор нескольких моделей поведения, для достижения лучшего результата.

Секреты эффективного взаимодействия с проблемными сотрудниками

При взаимодействии с проблемными людьми нужно иметь определенную степень гибкости. Это поможет не только преодолеть ситуацию, но и изменить свое отношение к проблеме.

Рассмотрим секреты успешного взаимодействия с «трудными» людьми:

,

Таким образом, стоит знать, что работа — это сфера профессиональной реализации человека, а не поле боя. Не тратьте много времени на межличностные конфликты и выяснение отношений. Если это мешает нормальному течению рабочего процесса — проблему нужно устранить, но не акцентировать на этом много внимания.

Facebook

Twitter

Google+

Вконтакте

Pinterest

Одноклассники

Мой мир

delovoi-etiket.ru

Общение с коллегами - правила делового этикета

Человек – существо социальное и потребность в общении стоит наряду с потребностью есть и пить. При общении со своими родными и близкими редко у кого возникают проблемы, ведь эти люди окружают нас с рождения, знают наши привычки, наш характер, наши сильные и слабые стороны. Несмотря на то, что с самого первого дня своей жизни мы учимся взаимодействовать с окружающими нас людьми, общение с коллегами на работе может многих озадачить. Чаще всего подобная проблема возникает в новом или молодом коллективе, однако, и давно сработавшийся коллектив – еще не гарантия продуктивного и позитивного общения между работниками.

 Первый контакт

Общение на работе разительно отличается от общения внутри семьи или среди друзей. Зачастую новички не знают о чем говорить с новоявленными коллегами, как обращаться к ним за помощью или как правильно отказать в неудобной просьбе. Не стоит обсуждать личные проблемы и дела свое семьи до тех пор, пока вы не узнаете лучше человека, с которым работаете. Оптимальным выходом из этой ситуации будет разговор на общие, отвлеченные темы (погода, новости и т.д.) или же профессиональные темы. Обратите внимание, какая форма общения принята в коллективе и придерживайтесь ее. Если в организации принято обращаться ко всем сотрудникам по имени и на «ты» — соблюдайте это правило, как бы неловко вам не было вначале. В последнее время, в России становится популярной идея тимбилдинга или другими словами – сплочения команды. В таком случае, даже общение с руководством может носить непривычный характер – обращение по имени, совместные перекусы, встречи в неформальное обстановке, командные соревнования и многое другое.

Спорные моменты

Конфликты возникают между людьми постоянно: чем больше у них общих точек соприкосновения, тем выше вероятность недопонимания или недовольства. Однако не следует резко и эмоционально высказывать свое мнение, чтобы после не ломать голову над вопросом, как помириться с коллегой.  Полностью избежать спорных ситуаций не получится, однако их количество можно свести к минимуму. В этом вам поможет деловой этикет:

  1. Общение с коллегами должно происходить на равных, не следует угождать, выпрашивать или грубить;
  2. Каждый работник имеет право на собственное мнение и уважительное отношение;
  3. К коллегам принято обращаться с просьбой, а не приказом;
  4. Избегайте в разговоре перехода на личности, деловое общение по рабочим вопросам – лучший способ избежать конфликтов, интриг и сплетен;

Правила хорошего тона

Удовлетворенность своей  работой зависит не только от зарплаты, но и отношений, которые возникли между сотрудниками и руководством. Умение правильно выражать свои мысли, трезво оценивать сложившуюся обстановку и  контролировать свои эмоции  – верный путь работать в дружном и слаженном коллективе.

Специфика делового этикета

 Для каждой профессии и работы существует свой собственный, уникальный набор правил и требований к общению между коллегами и с клиентами. Так, для воспитателей в детском саду одним из основополагающих моментов является умение налаживать контакт с родителями детей. Во многих государственных организациях (в школе, в поликлинике, в библиотеке и др.) зачастую разрабатывается специальный кодекс профессиональной этики.

В таком кодексе перечисляются все основные моменты, касающиеся общения между коллегами, учителями, учениками, пациентами, администрацией, а также выдвигаются требовании к внешнему виду, личным характеристикам работника, его моральному облику.  Несоблюдение данных норм говорит о несоответствии работника занимаемой должности.

Свод подобных правил может видоизменяться в зависимости места работы. Требования к поведению и общению медсестры в поликлинике и в палате реанимации – разнятся. В последнем случае, к личности работника предъявляются суровые требования, ведь она работает  с людьми, находящимися в крайне тяжелом состоянии здоровья, и неуважительное, черствое отношение к пациенту может стоить ему жизни.

Интересное видео:

womee.ru

Социально-психологические особенности эффективного общения в коллективе, Психология

Пример готовой курсовой работы по предмету: Психология

Содержание

Введение

1. Психология общения: виды и формы

1.1. Понятие общения

1.2. Виды и уровни общения

1.3. Деловое общение. Коммуникация. Коммуникативные формы общения

2. Особенности эффективного общения в коллективе

2.1. Психология рабочей группы

2.2. Деловое общение в трудовом коллективе

2.3. Принципы эффективного общения

Выводы

Список литературы

Выдержка из текста

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением. В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей межу людьми. Все это обусловливает актуальность изучения процессов общения. К тому же современная социально-экономическая ситуация в России усиливает внимание к вопросам общения и определяет новый взгляд на него как на фактор стабилизации предпринимательства, поскольку именно общение сопровождает большинство сервисных услуг по реализации любой продукции.

Развитие общения в мире определяется развитием всех общественных процессов. Общение меняется не только из-за постоянного совершенствования технических средств связи между людьми, но также и из-за изменений некоторых социальных функций человека как индивида, личности и субъекта деятельности.

Особенности общения в современном мире связаны и с ценностями, которые вносит в жизнь каждого человека социальный контроль, и с изменениями образа жизни и его относительной стандартизацией в связи с развитием массовой культуры.

Если несколько веков назад преобладало непосредственное общение между людьми, то последнее столетие сделало доминирующим массовое и опосредованное общение. Что касается непосредственного взаимодействия, то следует отметить, что увеличилось количество вынужденных контактов между людьми. Особенно это заметно в больших городах, где сам образ жизни определяет неизбежность контактов совершенно незнакомых людей друг с другом. Поездка на работу в общественном транспорте, покупки товаров в магазине, просмотр спектаклей все это способы времяпрепровождения, которые связаны с многочисленными контактами. Особенность таких контактов заключается в том, что, во-первых, они многочисленны; во-вторых, поверхностны. И то и другое не является критерием качественного общения.

В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива, то есть к установлению не только благоприятных деловых, но и дружеских отношений в коллективе. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива это задач развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей.

Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда.

Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.

Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.

Основной целью работы является определение социально-психологических особенностей эффективного общения в коллективе.

Основные задачи. Предполагаемая цель работы предусматривает следующие задачи:

1.теоретическое изучение понятия общения;

2.виды, уровни общения;

3.деловое общение, коммуникативные формы общения;

4.психология рабочего коллектива;

5.особенности эффективного общения.

Объектом работы выступает коллектив малая рабочая группа.

Предметом изучения является общение в коллективе.

Сформулированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких методов исследования как метод наблюдение.

Список использованной литературы

1.Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ.высш.пед.заведений / Под ред. В.А.Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 264с.

2.Андреева Г. М. Социальная психология. М: аспект-Пресс, 1999. 375с.

3.Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. М.: Смысл, 1999. с. 240 244.

4.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996 г.

5.Немов Р.С. Психология. Книга

1. Основы общей психологии. — М., Просвещение, 1994 г.

6.Социальная психология и этика делового общения. В.Ю.Дорошенко, Л.И.Зотова, Н.А.Нартов и др. Под общей ред. В.Н.Лавриненко. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. 160с.

7.Рогозин Ю.П. Секреты общения. М.: Знание. 1991 г.

8.Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород: Ай-Кью, 1994 г.

9.Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1997 224с.

10.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991 207с.

11.Социальная психология: Хрестоматия. /Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 1999. 475с.

12.Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004 336с.

13.Дебольский М. Психология делового общения. М., 1992.

14.Булыгина А. Этика делового общения. Новосибирск, 1995.

15.Семь основных принципов эффективного общения. Брэд Кивленд. [Электронный ресурс].

referatbooks.ru

Уроки общения. Ищем контакт с коллегами, пациентами и покупателями | Психология жизни | Здоровье

Изучение психологии общения обязательно входит во все курсы менеджмента и управления персоналом.

Секреты успешного общения сотрудников медицинских учреждений раскрывает для наших читателей медицинский психолог городской клинической больницы № 67 имени Л. А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы Светлана Королёва.

Открываемся

Ольга Жукова, «ЛекОбоз»: Светлана Валерьевна, человек социален по своей природе, и умение общаться с другими людьми необходимо всем. А что является главным в общении медицинских работников?

Светлана Королёва: Главным в общении людей независимо от их профессии является умение правильно понимать других людей. Недопонимание собеседника или неправильное понимание того, что он хочет сказать, делает контакт невозможным. Но зачастую человек, сам того не ведая, доносит до других совсем не то, что он хочет сказать на самом деле. В этом случае он рискует быть неуслышанным и непонятым: непонимание может привести к неприятностям, конфликтам или спровоцировать грубость оппонента. Таинство успешного общения заключается в умении сделать свои мысли и идеи доступными для собеседника и способности настроиться на волну настроения другого человека.

– Как же нужно общаться, чтобы собеседник правильно понимал наши мысли и идеи?

– Проблема современных людей состоит в том, что мы стали слишком закрытыми для общения. Это специфика человека: отгораживаясь от других, мы тем самым защищаем свою индивидуальность. Такая закрытость мешает нам доходчиво выражать свои мысли и не позволяет нам понимать других людей. В результате на слова собеседника накладывается наша собственная проекция, которая возводит между нами стену непонимания.

Правильно проецируем

– Что это такое – проекция на слова собеседника?

– Когда другой человек говорит нам о чём-то нейтральном, мы зачастую проецируем на эту тему свои собственные взгляды и видим в этом собственный смысл, хотя собеседник имел в виду совсем другое. Привожу пример такой проекции. Моя нейтральная фраза «Наконец-то выпал снег» может вызвать у собеседника совсем не ту реакцию, которую я ожидала. Если для меня выпавший снег – это символ радостного ожидания Нового года, то мой собеседник может подхватить её и продолжить примерно так: «Да, теперь дороги посыплют солью, начнётся слякоть...». Я пытаюсь настроить собеседника на позитив и продолжаю: «Скоро Новый год» (думая о том, как будет весело и приятно собираться за праздничным столом, дарить и получать подарки). А он продолжает «мою» мысль: «Да, это ужас – понаедут родственники, которых я не хочу видеть, придётся покупать всем подарки, и это будет сплошным разорением». В этом случае наши мысли расходятся в разные стороны: меня не поняли, и я замолчала – мне неинтересно разговаривать с человеком, который не может разделить мою радость. А если я попытаюсь возразить, то за этим последуют стенания моего оппонента.Согласитесь, такое общение нельзя назвать успешным.

– И как сделать его успешным?

– Успешное общение предполагает максимальное прояснение позиции оппонента и понимание его точки зрения. Для этого нужно детально выяснить, что именно хочет сказать собеседник. В коммуникации с другими людьми мы все хотим, чтобы нас поняли и приняли нашу позицию, потому что только тогда мы получим от процесса общения желанное эмоциональное наслаждение. Но если мы будем воспринимать мысли другого человека в собственной проекции, то будем постоянно попадать в диссонанс с мнением и настроением собеседника. Счастье, если мы оба одинаково думаем о снеге и про  Новый год: наши проекции пересеклись, и это здорово. Так рождаются единомыслие и дружба. Но если человек вечно всем противоречит, то общаться с ним невозможно.

Почему я говорю о закрытости современных людей? Мы лаконично замечаем, что выпал снег, и не проясняем собеседнику своей позиции. Но можно сказать и по-другому: «Как здорово, что выпал снег, что скоро будет прекрасный праздник Новый год!» В этом случае мы проясняем свою позицию и помогаем другому человеку нас понять. Тогда собеседник может согласиться с нашей точкой зрения и поддержать нас, и процесс коммуникации пойдёт уже бесконфликтно, без разногласий и непонимания.

Поэтому совет такой: при общении с людьми нужно быть открытыми, не прятаться за общие фразы, стараться максимально полно выражать свои мысли и прояснять все необходимые детали. А слушая собеседника, нужно уметь понимать и принимать его точку зрения.

Учимся понимать

– Как могут применять этот совет на практике работники медицинских учреждений?

– В своей практике я часто получаю запросы на проведение тренингов по коммуникации для медицинского персонала, потому что многие из них не умеют общаться. Об этом свидетельствует возрастающее количество жалоб со стороны пациентов: когда медицинский персонал не понимает пациентов, конфликт неизбежен. А между тем пациенты – такие же люди, а коммуникация с ними – это способ социального взаимодействия. Умение понимать пациента, слышать в его речи именно то, что он хотел сказать, – залог не только бесконфликтного общения, но и успешного лечения.

– А что ещё необходимо для успешного общения?

– Помнить, что в любом общении самое главное – сохранить хорошие отношения, потому что построить их заново будет намного сложнее. В этом поможет умение замолчать первым, если назревает конфликт, и не грубить в ответ, если конфликт всё-таки произошёл, – потерпите пару минут и дайте собеседнику выпустить пар, после этого вы сможете более спокойно и конструктивно обсудить с ним возникшую проблему.

Восемь секретов, о которых надо знать 

1. Установление контакта.

Если мы пытаемся общаться, не глядя на собеседника или повернувшись к нему спиной, то контакта не будет: успешное общение начинается с того момента, когда глаза собеседников встретились, взгляды на секунду задержались, в этих взглядах люди прочли настроение друг друга и поняли, что они готовы к общению. Или не готовы, что тоже важно понять: зачем общаться с человеком, который не хочет этого общения?

2. Правильное обращение.

Для каждого человека самым милым и приятным словом на земле является его имя, поэтому при общении важно понять, как обращаться к вашему собеседнику. Называя человека по имени, вы закладываете фундамент для успешного установления контакта.

3. Понимание настроения собеседника.

При общении нужно уметь подстраиваться под настроение собеседника. Для медицинских работников это особенно важно, так как им чаще других приходится иметь дело с расстроенными, огорчёнными или даже испуганными людьми. Встретившись глазами с другим человеком в самом начале беседы, постарайтесь понять его настроение. Поэтому при встрече нужно всего лишь слегка улыбнуться – только для того, чтобы прозондировать настроение оппонента. Человек подражателен по своей натуре, и он машинально захочет улыбнуться в ответ – за исключением тех случаев, когда ему очень плохо. Но если у собеседника плохое настроение, то своей лёгкой улыбкой мы поможем ему немного взбодриться.

4. Соблюдение дистанции.

В самом начале разговора с другим человеком очень важно выбрать правильную дистанцию. Некультурно подходить к человеку слишком близко и тем самым вторгаться в его личное пространство – между собеседниками всегда должна быть комфортная для обоих дистанция. Нарушение допустимых границ можно определить по реакции собеседника: в этом случае он выставляет вперёд ногу, скрещивает руки или делает шаг назад.

5. Уметь хорошо и правильно слышать собеседника.

Пример неправильного слушания мы  уже рассматривали выше (про снег и Новый год). При профессиональном общении очень важно наблюдать за пациентом и следить за тем, как меняется его настроение. И конечно, важно не отвлекаться и внимательно следить за ходом беседы.

Привожу пример. Пациент в аптеке просит продать ему дешёвое лекарство, а в ответ слышит: «Возьмите лучше дорогое, зачем вам дешёвое?» Он отвечает: «Нет денег». А ему говорят: «На хлебе сэкономите». Это значит, что его не поняли: контакта не произошло и обе стороны остались недовольны. Поэтому фармацевт должен понять, за каким лекарством пришёл покупатель – за дешёвым или за эффективным. Фармацевту нужно с уважением отнестись к запросам пациента и предложить ему именно то, что тот хочет, т. е. в процессе слушания понять, что хочет покупатель, и принять его таким, какой он есть. Только в этом случае общение будет успешным – в противоположном случае может возникнуть конфликт.

6. Не давать отрицательных оценок собеседнику.

При общении важно не давать собеседнику отрицательных оценок, а говорить о собственных чувствах. Вместо «вы меня обманываете» лучше сказать «я чувствую себя обманутым», а вместо «вы грубиян» можно сказать «мне неприятно, когда грубо говорят» или «я огорчён, что вы так со мной разговариваете». Любой переход на личности усиливает негативные эмоции и разрушает понимание.

7. Избегать директив и отрицательных слов.

Любые директивы в приказном порядке (Сядьте! Подождите! Принимайте это!) негативно влияют на процесс общения. Скажите «садитесь, пожалуйста», «я скоро освобожусь», «лекарство нужно принимать так» и т. п. Для успешного общения не следует также использовать обороты с частицей «не» («не входите в мой кабинет», «не опаздывайте на работу», «не надо мне хамить» и т. п.).

8. Не давать оценку эмоциям собеседника.

Оценивая эмоции другого человека, легко ошибиться, поэтому замечание типа «что-то вы встревожены» может вызвать негативную реакцию и даже привести к конфликту, а слова «я вижу, что вы рады» могут оскорбить человека, если в действительности никакой радости он не испытывает.

www.aif.ru

2.3 Рекомендации руководителю образовательного учреждения по оптимизации общения в педагогическом коллективе. Диагностика особенностей общения в трудовом коллективе

Похожие главы из других работ:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Глава 1. Психолого-педагогические основы организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МБДОУ детского сада «Светлячок» п. Приаргунск Забайкальского края

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников...

Возможности использования подвижных игр как средства реализации творческой активности детей младшего школьного возраста

1.2 Использование подвижных игр в условиях образовательного учреждения

Подвижная игра - естественный спутник жизни детей младшего школьного возраста, источник радостных эмоций, обладающий великой развивающей и обучающей силой. Педагоги всех времен отмечали...

Диагностика особенностей общения в трудовом коллективе

2.2 Анализ результатов констатирующего среза по изучению особенностей общения в педагогическом коллективе

общение психолог педагогический коллектив На втором этапе нами была проведена диагностика «Личностная агрессивность и конфликтность», авторами которой являются Е.П. Ильин и П.А. Ковалев...

Исследование конфликтной компетентности у учителя в процессе его работы

1.2 Психологические особенности конфликтов в педагогическом коллективе

Насыщенность современной жизни конфликтами, неумение адекватно воспринимать и интерпретировать их порождают высокий потенциал конфликтогенности личности, общества, содействуют развитию психосоматических состояний, неврозов...

Конфликты в организации

3.1 Цена конфликта и рекомендации по его оптимизации в ТД "Триумф"

В начале произведем расчет стоимости конфликта, его цены. Цена конфликта (Ц) для каждой из конфликтующих сторон складывается из трех величин: 1) затраты (Э) энергии времени и сил на конфликтную деятельность; 2) ущерб (Д)...

Опытно-экспериментальное исследование методов формирования благоприятного психологического климата в трудовом коллективе

1. Теоретические основы проблемы формирования благоприятного психологического климата в трудовом коллективе образовательного учреждения

1.1 Понятие социально-психологического климата в трудовом коллективе Содержание понятия трудового коллектива в организации Понятие «социально - психологический климат» используют для интегральной характеристики трудовых коллективов...

Психология и педагогика образования одаренных детей

1.2 Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в условиях образовательного учреждения

Концепция сопровождения, как направления в оказании помощи детям, начала разрабатываться в нашей стране с середины 90-х годов прошлого века...

Социально-психологический климат трудового коллектива

3. Рекомендации по оптимизации социально-психологического климата коллектива

1. Собрания и планерки Немаловажным фактором, обеспечивающим психологический комфорт внутри подразделения, являются встречи членов коллектива и их контакты между собой. Одной из форм таких контактов являются собрания и планерки...

Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад

1.3. Влияние детского образовательного учреждения на социально - психологическую готовность к школе детей

Основы всестороннего развития личности закладываются в дошкольном детстве. Это время активной социализации ребенка, вхождение в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств [34, с.27]...

Трудности адаптации детей первой младшей группы в условиях посещения и непосещения дошкольного учреждения

1. Проблемы адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения: теоретико-педагогический анализ

...

Управление конфликтами в педагогическом коллективе

1.1 Исследование проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе

Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию "конфликт". Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому, что же такое конфликт. Одна группа ученых-социологов считает...

Управление конфликтами в педагогическом коллективе

1.1 Исследование проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе

Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию «конфликт». Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому, что же такое конфликт. Одна группа ученых-социологов считает...

Управление конфликтами в педагогическом коллективе

1.2 Виды и особенности конфликтов в педагогическом коллективе

В психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Человек вступает в конфликт в значимой для него ситуации и только в том случае...

Условия формирования готовности детей к обучению в школе в условиях детского сада

Глава 2. Формирование психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения

...

psy.bobrodobro.ru


Prostoy-Site | Все права защищены © 2018 | Карта сайта