Оптимизация функционального состояния организма специалиста средствами физической культуры. Оптимизация функционального состояния организма средствами физкультуры
Оптимизация функционального состояния организма специалиста средствами физической культуры
Оптимизация функционального состояния организма специалиста средствами физической культуры
Выполнил: Максимов М.
Группа: ЛМБФ-301
Проверила: Пястолова Н.Б.
Челябинск-2017
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………...3
2. Профессионально-прикладная физическая культура……………………...5
3. Профессиограмма лингвиста………………………………………………..8
4. Основные и дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии……………………………...9
5. Минимизация негативного воздействия своей профессии на организм специалиста средствами физической культуры…………………………..11
6. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры…………………………………………………………………….16
7. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности будущего специалиста……………………………….22
8. Заключение………………………………………………………………….23
9. Список использованной литературы……………………………………...24
Введение
Научно-технический прогресс в наше время не стоит на месте. В связи с развитием инфраструктуры, различных областей и отраслей профессиональной и социальной деятельности человека, появляется спрос на специалистов, владеющих определенными навыками. Появление новых профессии и отраслей профессиональной деятельности идет ускоренным темпом. В этой работе будет рассмотрена одна, относительно молодая профессия – лингвист (языковед).
Социальная значимость темы определяется тем, что современный мир стремится к глобализации, и в условиях усиливающихся международных контактов профессия лингвиста приобретает основополагающее значение. И что логично, с появлением значительного спроса специалистов по данной категории, необходимо изучить все факторы, которые влияют на успешную работу его профессиональной деятельности. В этом заключается актуальность данной работы.
В связи с быстрым массовым развитием профессии лингвиста в сфере труда большое значение приобрела проблема отсутствия минимальных знаний об особенностях данной профессиональной деятельности у специалистов.
Объектом исследования является профессия лингвист.
Предметом исследования представляются различные стороны трудовой деятельности лингвиста.
Цельданной работы заключается в рассмотрении одной из немалочисленных проблем, вызванных у организма лингвиста в ходе его профессиональной деятельности.
В соответствии с поставленной целью задачами исследования являются:
· Анализ ситуации, которая будет выявлена в ходе данной работы;
· Написание рекомендации к оптимизации функционального состояния организма специалиста средствами физической культуры.
Методом исследования является анализ влияния данной профессии на организм специалиста.
Профессиограмма лингвиста
Лингвист (языковед) — это специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению), предметом исследования которого являются история образования и развития языков, их структура и характерные особенности.
Одновременно он знает принципы межличностной и массовой коммуникации, фонетический и грамматический строй изучаемых языков, специфику смысловой структуры слов, фразеологических единиц, сочетаемости лексических единиц.
Современный мир стремится к глобализации, и в условиях усиливающихся международных контактов профессия лингвиста приобретает основополагающее значение. Работа лингвиста включает в себя самые разнообразные функции и зависит от места работы:
1. в научно-исследовательском институте он занимается составлением словарей, справочников, разработкой научно-технической и специальной терминологии, совершенствованием алфавита и орфографии, научными исследованиями в области фонетики, морфологии, синтаксиса, изучением диалектов и разговорного языка и т.д.
2. на преподавательской работе лингвист обучает языку учеников;
3. лингвисты-переводчики занимаются непосредственно переводами – устными, синхронными, письменными.
Работа лингвиста может заключаться в следующих видах деятельности:
1. преподавательская деятельность;
2. консультации на правах эксперта;
3. научно-исследовательская деятельность;
4. подготовка специализированных статей, учебников, альманахов и т.д.;
5. содействие в создании компьютерного софта.
Основные и дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии
К факторам, непосредственно обусловливающим содержание ППФП студентов, принято относить:
· формы труда специалистов данного профиля,
· условия и характер их труда,
· режим труда и отдыха,
· особенности изменений работоспособности в процессе труда.
Формы труда. Нужно отметить существенное взаимопроникновение умственного труда в профессии людей физического труда при постоянном повышении доли последнего. Лингвистов можно отнести к работникам умственного труда, с относительно пассивной работой и небольшими активными фазами. В то же время разделение труда на умственный и физический весьма условно и требует как бы «адресного» применения средств ППФП на основе данных изучения конкретной трудовой деятельности.
Условия труда – это продолжительность рабочего дня, напряженность труда, комфортность или вредность условий работы. Эти факторы определяют необходимость возможного устранения недостатков условий труда (шума, загазованности, плохого освещения, неправильного расположения рабочего места и т.д.), а также – защиту работника от этих факторов, в том числе – рационализацию режима труда и отдыха, улучшение ППФП, в зависимости от условий труда. Продолжительная работа с текстом, за компьютером и прочими электронными устройствами сопровождается постоянным глазным напряжением, болями и прочими негативными факторами.
Характер труда – необходимость наличия знаний о величине физических и эмоциональных напряжений в будущей профессии. Следует знать, что «внутри» любой профессии имеются различные физические и психические нагрузки, поэтому необходимы разные по уровню требований знания, умения и навыки. Это может зависеть от определенной должности, специализации и пр. В связи с этим требуются: направленное применений средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха; специальные знания по применению физических упражнений с целью профилактики профессиональных заболеваний.
Правильный режим труда и отдыха – создание предпосылок к повышению производительности труда при сохранении работоспособности и здоровья работающих. Это понятие включает: рациональное время начала и окончания труда; правильную организацию внутрисменного труда, использование пассивного и активного отдыха, производственной гимнастики; график сменности работы; рациональный график очередных отпусков; применение средств физической культуры в свободное время.
Динамика работоспособности в процессе труда определяется «кривой» работоспособности. Она может составляться на основе объективных данных изменения психофизиологических и технико-экономических показателей деятельности, в том числе, величины выработки; времени выполнения трудовых операций; частоты пульса; величины АД; мышечной силы; тремора; частоты дыхания; показателей внимания; скорости сенсомоторного реагирования и др. Здесь же необходимо учесть колебания работоспособности в течение суток, недели, месяца и т.д. Планируя применение ППФП, следует учесть наличие трех фаз изменения работоспособности – врабатывания, высокой и устойчивой работоспособности и, наконец, снижения работоспособности.
В течение рабочего дня организм дважды проходит все фазы, прерываемые обеденным перерывом, с определенными особенностями во второй половине дня – врабатывание идет быстрее, раньше наступает фаза устойчивой работоспособности, раньше и утомление.
В течение рабочей недели работоспособность также имеет характер фазовой кривой. Следует учесть, что на работоспособность существенное влияние оказывают характер труда, периоды деятельности конкретного предприятия, его экономическое положение и др. Фазовый характер имеет работоспособность также в течение месяца, года.
Заключение
Сбалансированное развитие за организмом будущего специалиста поможет в дальнейшем избежать многих негативных факторов и последствии, которые в себе могут нести профессиональные заболевание.
Систематические занятия циклическими физическими упражнениями умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз, значительно улучшают зрение.
Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза.
Главная цель занятий физической культурой - это укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, профилактика прогрессирования близорукости. При этом не следует забывать о режиме труда и отдыха, а также полноценном, сбалансированном питании.
Список литературы
1. Нероев, В.В., Хватова А.В. Прогресирование миопии и некоторые показатели метаболизма соединительной ткани. М., 1988, с. 142.
2. Аветисов, Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Физкультура при близорукости. М.: Советский спорт, 1993.80 с.
3. Тарутта, Е.П. Склероукрепляющее лечение и профилактика осложнений прогрессирующей близорукости у подростков. М.,1993,51с.
4. Сидоренко, Е.И. Изменения глаз при различных заболеваниях М., 1993, с. 199-218.
5. Аветисов, Э.С. Близорукость М.: Медицина, 1999,285 с.
6. Сидоренко, Е.И. Доклад по охране зрения у детей. Проблемы и перспективы детской офтальмологии. Вестник офтальмологии. 2006, т. 122, С. 41-42.
7. Аветисов Э.С. Возвращение зрения. М., 1980.
8. Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Занятия физкультурой при близорукости. – М., 1983
9. “Глазные болезни”: Учебник. Под ред. Т.И. Ерошевского, А.А. Бочкаревой. - М.: Медицина 1983.
10. Аветисов Э.С. “Близорукость”- М.: Медицина, 1986.
11. Стив Шенкман «Можно ли жить без очков?», М:1992
12. Джерри Фридман «Освободи свои глаза», М:1997
13. Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Сборник физкультурных упражнений для дошкольников: Учебно – методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб., 2004.
14. Бахрах, И.И «Физическое воспитание детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья», М.:2006
Оптимизация функционального состояния организма специалиста средствами физической культуры
Выполнил: Максимов М.
Группа: ЛМБФ-301
Проверила: Пястолова Н.Б.
Челябинск-2017
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………...3
2. Профессионально-прикладная физическая культура……………………...5
3. Профессиограмма лингвиста………………………………………………..8
4. Основные и дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии……………………………...9
5. Минимизация негативного воздействия своей профессии на организм специалиста средствами физической культуры…………………………..11
6. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры…………………………………………………………………….16
7. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности будущего специалиста……………………………….22
8. Заключение………………………………………………………………….23
9. Список использованной литературы……………………………………...24
Введение
Научно-технический прогресс в наше время не стоит на месте. В связи с развитием инфраструктуры, различных областей и отраслей профессиональной и социальной деятельности человека, появляется спрос на специалистов, владеющих определенными навыками. Появление новых профессии и отраслей профессиональной деятельности идет ускоренным темпом. В этой работе будет рассмотрена одна, относительно молодая профессия – лингвист (языковед).
Социальная значимость темы определяется тем, что современный мир стремится к глобализации, и в условиях усиливающихся международных контактов профессия лингвиста приобретает основополагающее значение. И что логично, с появлением значительного спроса специалистов по данной категории, необходимо изучить все факторы, которые влияют на успешную работу его профессиональной деятельности. В этом заключается актуальность данной работы.
В связи с быстрым массовым развитием профессии лингвиста в сфере труда большое значение приобрела проблема отсутствия минимальных знаний об особенностях данной профессиональной деятельности у специалистов.
Объектом исследования является профессия лингвист.
Предметом исследования представляются различные стороны трудовой деятельности лингвиста.
Цельданной работы заключается в рассмотрении одной из немалочисленных проблем, вызванных у организма лингвиста в ходе его профессиональной деятельности.
В соответствии с поставленной целью задачами исследования являются:
· Анализ ситуации, которая будет выявлена в ходе данной работы;
· Написание рекомендации к оптимизации функционального состояния организма специалиста средствами физической культуры.
Методом исследования является анализ влияния данной профессии на организм специалиста.
cyberpedia.su
2.7. Средства физической культуры в совершенствовании функциональных возможностей организма
Как уже отмечалось, к средствам физической культуры относятся: физические упражнения, естественные факторы природной среды и гигиенические факторы.
Физическое упражнение– двигательное действие, выполняемое для приобретения и усовершенствования каких-либо физических качеств, умений и навыков.
Двигательные действия, совершаемые человеком многообразны (трудовые, бытовые и др.). Однако не все двигательные действия могут быть названы физическими упражнениями. Важнейший отличительный признак последних – соответствие сущности физической культуры ее закономерностям. Если, например, в целях физического воспитания используется ходьба, то она лишь тогда приобретает значение физического упражнения, когда ей придаются рациональные формы, т. е. формы, оправданные с позиций физического воспитания, т.е. обеспечиваемый ею уровень функциональной активности организма соответствует эффективному развитию физических качеств, умений и навыков.
Число практикуемых в настоящее время физических упражнений чрезвычайно велико, причем многие из них существенно отличаются как по форме, так и по содержанию.
Содержание физического упражнения составляют входящие в него действия и те основные процессы, которые развертываются в организме по ходу упражнения. Эти процессы сложны и многогранны. Они могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом и др.
В физиологическом отношении физические упражнения характеризуются переходом организма на повышенный (сравнительно с покоем) уровень функциональной активности. Диапазон этого перехода может быть в зависимости от особенностей выполнения упражнения весьма значителен. Легочная вентиляция, например, может возрастать в 30 раз и более, потребление кислорода – в 20 раз и более, минутный объем крови – в 8 раз и более. Функциональные сдвиги во время упражнений стимулируют последующие процессы восстановления и адаптации, благодаря чему физические упражнения при определенных условиях служат мощным фактором повышения функциональных возможностей организма.
Изменения, возникающие в организме при выполнении физических упражнений, захватывают все органы и все системы организма, начиная с молекулярного уровня.
Существует связь между функцией любой клетки и ее генетическим аппаратом, управляющим синтезом белка. Интенсивная функция стимулирует синтез белков, обеспечивающих осуществление именно данной функции и, наоборот, ослабление функции приводит к снижению процесса синтеза белков и, в конечном счете, к дегенерации и гибели неработающих структур. Поэтому основным условием сохранения структурной целостности организма является активность, т. е. всесторонняя, интенсивная, гармоничная деятельность всех его систем. Чем интенсивнее функция, тем более полно осуществляются процессы самообновления.
При этом не просто восстанавливаются разрушающиеся и истощающиеся при работе структуры, а возникает избыточное восстановление, сверхвосстановление, суперкомпенсация.
Явление суперкомпенсации проявляется в большем накоплении энергетических резервов в скелетных мышцах, в накоплении пластических материалов, обусловливающих их гипертрофию – рост массы, мощности и выносливости мышц, а также систем, обеспечивающих мышечную деятельность. Все эти изменения – непременное условие повышения функциональных возможностей организма человека.
Естественные факторы природной среды(солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды) могут служить немаловажными средствами укрепления здоровья, закаливания, совершенствования функциональных возможностей организма.
В процессе физической культуры названные оздоровительные силы природы могут использоваться в двух направлениях: как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями (проведение занятий на свежем воздухе, при солнечном облучении, в условиях горного климата и т.п.), когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений; при организации специальных процедур (воздушные, солнечные и водные ванны, сеансы закаливания и т.п.), в ходе которых воздействие этих естественных факторов дозируется определенным образом как относительно самостоятельное средство закаливания и оздоровления. Например, все шире используется пребывание в необычных условиях среды (чаще всего в горах) в целях стимулирования увеличения работоспособности (на основе адаптации организма к условиям кислородной недостаточности и другим факторам горной либо другой непривычной среды).
Одним из основных результатов использования естественных факторов среды в процессе физической культуры является закаливание человека. Закаливание, если в ходе него не нарушается мера приспособительных возможностей организма, ведет к укреплению здоровья и росту работоспособности. Для разностороннего закаливания важно применять средства, по-разному воздействующие на организм (вода и воздух различной температуры, солнечная радиация различной силы в сочетании с другими факторами), причем закаливающий эффект может быть усилен при сочетании их с физическими упражнениями.
Социальные исследования свидетельствуют, что, сочетая физические упражнения с естественными факторами закаливания, можно повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий, с которыми сталкивается человек в условиях современной жизни и профессиональной деятельности (вибрации, укачивание, перегрузки при ускорениях, состояние невесомости и др.).
Гигиенические факторы– обеспечиваются реализацией норм и требований по гигиене труда, отдыха, питания, физкультурных занятий, бытовой обстановки и т. д. Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания во многом обусловливает положительный эффект занятий физическими упражнениями.
Особое значение при этом имеет оптимизация режима физических нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, вентиляция и освещенность мест занятий, должное гигиеническое состояние инвентаря и оборудования и т. д.), а также условий, способствующих восстановлению после занятий, предупреждению заболеваний и укреплению здоровья (душ, сауна, массаж, искусственная аэроионизация и ультрафиолетовое облучение и т. д.).
Хотя естественные факторы среды и гигиенические условия не являются главными средствами физической культуры, их значение трудно переоценить.
studfiles.net
2.7. Средства физической культуры в совершенствовании функциональных возможностей организма
Как уже отмечалось, к средствам физической культуры относятся: физические упражнения, естественные факторы природной среды и гигиенические факторы.
Физическое упражнение– двигательное действие, выполняемое для приобретения и усовершенствования каких-либо физических качеств, умений и навыков.
Двигательные действия, совершаемые человеком многообразны (трудовые, бытовые и др.). Однако не все двигательные действия могут быть названы физическими упражнениями. Важнейший отличительный признак последних – соответствие сущности физической культуры ее закономерностям. Если, например, в целях физического воспитания используется ходьба, то она лишь тогда приобретает значение физического упражнения, когда ей придаются рациональные формы, т. е. формы, оправданные с позиций физического воспитания, т.е. обеспечиваемый ею уровень функциональной активности организма соответствует эффективному развитию физических качеств, умений и навыков.
Число практикуемых в настоящее время физических упражнений чрезвычайно велико, причем многие из них существенно отличаются как по форме, так и по содержанию.
Содержание физического упражнения составляют входящие в него действия и те основные процессы, которые развертываются в организме по ходу упражнения. Эти процессы сложны и многогранны. Они могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом и др.
В физиологическом отношении физические упражнения характеризуются переходом организма на повышенный (сравнительно с покоем) уровень функциональной активности. Диапазон этого перехода может быть в зависимости от особенностей выполнения упражнения весьма значителен. Легочная вентиляция, например, может возрастать в 30 раз и более, потребление кислорода – в 20 раз и более, минутный объем крови – в 8 раз и более. Функциональные сдвиги во время упражнений стимулируют последующие процессы восстановления и адаптации, благодаря чему физические упражнения при определенных условиях служат мощным фактором повышения функциональных возможностей организма.
Изменения, возникающие в организме при выполнении физических упражнений, захватывают все органы и все системы организма, начиная с молекулярного уровня.
Существует связь между функцией любой клетки и ее генетическим аппаратом, управляющим синтезом белка. Интенсивная функция стимулирует синтез белков, обеспечивающих осуществление именно данной функции и, наоборот, ослабление функции приводит к снижению процесса синтеза белков и, в конечном счете, к дегенерации и гибели неработающих структур. Поэтому основным условием сохранения структурной целостности организма является активность, т. е. всесторонняя, интенсивная, гармоничная деятельность всех его систем. Чем интенсивнее функция, тем более полно осуществляются процессы самообновления.
При этом не просто восстанавливаются разрушающиеся и истощающиеся при работе структуры, а возникает избыточное восстановление, сверхвосстановление, суперкомпенсация.
Явление суперкомпенсации проявляется в большем накоплении энергетических резервов в скелетных мышцах, в накоплении пластических материалов, обусловливающих их гипертрофию – рост массы, мощности и выносливости мышц, а также систем, обеспечивающих мышечную деятельность. Все эти изменения – непременное условие повышения функциональных возможностей организма человека.
Естественные факторы природной среды(солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды) могут служить немаловажными средствами укрепления здоровья, закаливания, совершенствования функциональных возможностей организма.
В процессе физической культуры названные оздоровительные силы природы могут использоваться в двух направлениях: как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями (проведение занятий на свежем воздухе, при солнечном облучении, в условиях горного климата и т.п.), когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений; при организации специальных процедур (воздушные, солнечные и водные ванны, сеансы закаливания и т.п.), в ходе которых воздействие этих естественных факторов дозируется определенным образом как относительно самостоятельное средство закаливания и оздоровления. Например, все шире используется пребывание в необычных условиях среды (чаще всего в горах) в целях стимулирования увеличения работоспособности (на основе адаптации организма к условиям кислородной недостаточности и другим факторам горной либо другой непривычной среды).
Одним из основных результатов использования естественных факторов среды в процессе физической культуры является закаливание человека. Закаливание, если в ходе него не нарушается мера приспособительных возможностей организма, ведет к укреплению здоровья и росту работоспособности. Для разностороннего закаливания важно применять средства, по-разному воздействующие на организм (вода и воздух различной температуры, солнечная радиация различной силы в сочетании с другими факторами), причем закаливающий эффект может быть усилен при сочетании их с физическими упражнениями.
Социальные исследования свидетельствуют, что, сочетая физические упражнения с естественными факторами закаливания, можно повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий, с которыми сталкивается человек в условиях современной жизни и профессиональной деятельности (вибрации, укачивание, перегрузки при ускорениях, состояние невесомости и др.).
Гигиенические факторы– обеспечиваются реализацией норм и требований по гигиене труда, отдыха, питания, физкультурных занятий, бытовой обстановки и т. д. Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания во многом обусловливает положительный эффект занятий физическими упражнениями.
Особое значение при этом имеет оптимизация режима физических нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, вентиляция и освещенность мест занятий, должное гигиеническое состояние инвентаря и оборудования и т. д.), а также условий, способствующих восстановлению после занятий, предупреждению заболеваний и укреплению здоровья (душ, сауна, массаж, искусственная аэроионизация и ультрафиолетовое облучение и т. д.).
Хотя естественные факторы среды и гигиенические условия не являются главными средствами физической культуры, их значение трудно переоценить.
studfiles.net
Реферат - Совершенствование функциональных возможностей организма
Министерствообразования РФ
КостромскойГосударственный Технологический Университет
Кафедрафиз. воспитания
Рефератна тему:
Совершенствованиефункциональных возможностей организма
средствамифизической культуры и спорта
Выполнила:
Шляхтинская И.П.,
гр. 02 — Б — 37
Проверила:
Токарева О.Н.
Кострома2002
План:
1. Значение физкультурыи спорта для здоровья людей.
2. Спорт и физическоеразвитие.
3. Влияние физическихупражнений на осанку.
4. Совершенствованиефункциональных возможностей органов дыхания.
5. Совершенствованиефункциональных возможностей системы кровообращения.
6. Влияние физическихупражнений на двигательный аппарат человека.
7. Влияние физическихупражнений на нервную систему организма.
8. Общие выводы обулучшении функциональных возможностей человека.
Движение может по своему дей-
ствиюзаменить любое средство,
но все средства мира не заменят
действиядвижения.
С.А.Тиссо
Человек, умеренно и постепенно
занимающийся физическими уп-
ражнениями не нуждается в ле-
чении.
Авицена
1.Значение физкультуры и спорта дляздоровья людей.
О союзе здоровья и физической культуры людям известно снезапамятных времен; где этого союза нет, пространство заполняется болезнями,снижением работоспособности, раздражительностью.
Не секрет, что в стране не хватает спортивных баз,специалистов оздоровительной физкультуры, хорошего инвентаря. Однако, основнойпричиной безответственного отношения к своему здоровью является недооценкафизической культуры и спорта.
Знаменитый американский писатель Марк Твен предложил намвеликолепный рецепт: «Единственный способ сохранить свое здоровье — есть то,чего не хочешь, пить то, чего не любишь, делать то, что не нравиться». В одномиз недавних интервью корреспонденту одной из газет президент ВсероссийскойАссоциации «Спорт для всех» А.В.Царик заявил: «…надо остановить сползание нациив пропасть физической деградации. Если дело с профилактикой заболеваний пойдети дальше так как сегодня, то скоро одна половина населения будет болеть, авторая – лечить…».
Не лучше обстоит дело с физической подготовленностью.Прибывающие на военную службу призывники не могут получить оценку«удовлетворительно» в подтягивании на перекладине (25%), в беге на 100 м (40%),в кроссе на 1000 м (60%). Правомерно сделать вывод, что низкий уровеньфизической подготовки свидетельствует об отсутствии должной физкультурно – восстановительнойработы в стране. А раз это так, то не надо удивляться и низкой устойчивостинаселения к обрушившимся на него болезням цивилизации: атеросклероз, спондилез,радикулит, гипертония, ожирение, ишемическая болезнь сердца и многие другие.
Что же породило взрыв этих ранее немногочисленныхболезней? Прежде всего – малая двигательная активность, отсутствиенеобходимости больших мышечных усилий, свойственных человеку от природы, тоесть – гиподинамия. В итоге – резко пошла вверх кривая простудных, опухолевыхзаболеваний, нарушение обмена веществ.
Вместе с тем длячеловечества губительная роль телесного покоя не должна бы быть секретом. ЕщеАристотель задолго до нашей эры предупреждал: «…ничто так не разрушает человека,как продолжительное физическое бездействие…». Хорошо известно, что физическаякультура является мощным средством профилактики многих заболеваний, в том числеи гиподинамии.
2.Спорт и физическое развитие.
В физиологическом отношении физические упражненияхарактеризуются переходом организма на повышенный (сравнительно с покоем)уровень функциональной активности. Диапазон этого перехода может быть, взависимости от особенностей упражнений, весьма значителен. Легочная вентиляция,например, может возрасти в 20 или более раз; минутный объем крови – в 10 иболее раз. Соответственно увеличивается объем и интенсивность всех процессов ворганизме. Функциональные сдвиги во время упражнений стимулируют последующиепроцессы восстановления и адаптации, благодаря чему физические упражнения приопределенных условиях служат мощным фактором повышения функциональных возможностейорганизма и совершенствования его структурных свойств.
Отмечая поразительную способность организма не только неизнашиваться под влиянием физической деятельности, но и развиваться,А.А.Ухтомский писал: «…живое вещество характеризуется могучей способностьюассимиляции, которая постоянно восполняет текущие траты. Эта способностьассимиляции и компенсации так могуча, что, как убеждают опыты, сплошь и рядомведет к тому, что именно работающий орган накапливает вещество в рабочемпотенциале, особенно выше того уровня, на котором они были до работы. Благодарятакой избыточной компенсации и получается, что именно работа и упражнения ведутк увеличению массы и развитию органов…».
Внешний облик физически тренированного человекасвидетельствует о здоровье и готовности к интенсивной, длительной и хорошокоординированной двигательной деятельности.
3.Влияние физических упражнений наосанку.
Физическиеупражнения совершенствуют осанку человека, она характеризует не только формутела, но и функции состояния двигательного аппарата. Формирование полноценнойосанки связано с увеличением подвижности суставов, особенно в межпозвоночныхсочленениях. Не меньшее значение имеет формирование нервно – мышечного аппарататуловища – способность мышц к расслаблению, напряжению и растягиванию. Хорошееразвитие мышц спины является важным условием для формирования правильнойосанки, оказывает положительное влияние на деятельность систем дыхания икровообращения. Наибольшее влияние физических упражнений на формирование осанкинаблюдается в младшем и среднем школьном возрасте (до 14 – 15 лет). В процессефизических упражнений сила мышц увеличивается, физические упражнениясодействуют лучшему формированию нижних конечностей, в частности – свода стопы.
4.Совершенствование функциональныхвозможностей органов дыхания.
Под влиянием физических упражнений у человека в состоянии покоядыхательные движения становятся более редкими (6 – 8 раз в минуту) и болееглубокими, тем самым облегчается обновление воздуха в легких. Исследованияпоказали, что у спортсменов уровень дыхания ниже, чем у нетренированных людей.Важнейшим показателем состояния дыхательного аппарата является, как известно,жизненная емкость легких. Этот показатель зависит и от врожденных данных, а нетолько от различных условий воспитания, одним из которых являются спортивныетренировки. Часто спортсменами становятся физически одаренные люди с жизненнойемкостью легких до 7 и более литров. Жизненная емкость легких особенно велика успортсменов, занимающихся греблей, плаванием, лыжными гонками. Жизненная емкостьлегких у спортсменов обычно на 25 — 30% превышает должные величины. Минутныйобъем дыхания у тренированных людей несколько меньше, чем у нетренированных.
5.Совершенствование функциональныхвозможностей системы кровообращения.
Под влиянием тренировки в тесной связи с функциейдыхания меняется и функция кровообращения. Усиленная мышечная работа приводитк гипертрофии сердечной мышцы – увеличению ее массы, утолщению мышечныхволокон, а также функциональным изменениям. У спортсменов увеличение размеровсердца обнаруживалось при рентгенографическом исследовании, а часто и приопределении границ сердца с помощью выстукивания. Вес сердца у тренированныхлюдей доходит до 400-500 г, а у нетренированных он составляет всего 200-300 г.Экспериментами доказано, что под влиянием упражнений возрастает интенсивностьокислительных процессов в сердечной мышце и оказывается выше ее рабочий потенциал.Растет количество гемоглобина и богатых энергией фосфорных соединений. Вместе стем, по — сравнению с сердцем нетренированного человека сердце спортсменаработает экономичнее, затрачивая меньше энергии на одну единицу объемавыбрасываемой крови. Одновременно с ростом массы сердечной мышцы изменяется еекровеносная сеть. Тренировки увеличивают количество капилляров сердца. Длясуждения о функции кровообращения важно учитывать данные о работе сердца и обосновных показателях гемодинамики (частота сердечных сокращений и уровеньартериального давления). У спортсменов в состоянии покоя она составляет 50 – 60ударов в минуту. Особенно это выражено у бегунов на длинные дистанции,велосипедистов, лыжников и пловцов. В процессе занятий физическими упражнениямименяется ряд электрографических показателей, что является признаком хорошегоснабжения сердечной мышцы кислородом. Давление в пределах 100 – 110 ммсвидетельствует о таких изменениях сосудистого русла, которые создают условиядля экономной работы сердца, так как кровь поступает в сосуды при уменьшенномсопротивлении.
6. Влияние физических упражнений надвигательный аппарат человека.
Под влиянием рационального двигательного напряжениявозникает ряд прогрессивных изменений в костно – скелетной опоре. Отчетливыйэффект тренировки выражается в в увеличении силы мышц. Мышцы тренированногочеловека обладают способностью к выполнению не только большего однократногоусилия, но и длительной работе. Под влиянием упражнений улучшается способностьмышц к расслаблению, одновременно увеличивается возможность мышц к напряжению ивозрастает разница между производимым напряжением и расслаблением.
Совершенствование функций мышц тесно связано ссовершенствованием нервной регуляции двигательной деятельности. Возбуждениемышц, о которых судят по их электрической активности, происходит в результатецентробежных импульсов из центральной нервной системы, вызывающих сокращение инапряжение мышц. В то же время, работа мышц является раздражителем длярецепторов, от которых в центральную нервную систему проходят центростремительныеимпульсы, несущие текущую информацию по ходу самого движения. Важнейшимэффектом совершенствования мышечной системы под влиянием физических упражненийявляется повышение остроты мышечного чувства. Красиво двигается лишь тот, ктохорошо чувствует движение.
7. Влияние физических упражнений нанервную систему организма.
В процессе упражнений увеличивается сила,уравновешенность и подвижность основных нервных процессов. Благодаря этомубыстрее и успешнее устанавливаются условные рефлексы. Большинство тренированныхлюдей относится к сильному и подвижному типу нервной системы. Под влияниемфизических упражнений совершенствуются нервные процессы, которые помогаютчеловеку успешнее настроиться на предстоящую деятельность. Мобилизация всех сили возможностей особенно удается квалифицированным спортсменам. Подобнаянастройка организма обнаруживается в отношении самых разных функций организма –дыхание, кровообращение, обмен веществ. Изменение функционального состояниямозга, двигательного аппарата и вообще всех органов при физических упражненияхсвязано с повышением лабильности тканей.
Большую роль играют изменения деятельности железвнутренней секреции при физических упражнениях. Особенно много данных имеетсяоб изменении функций надпочечниковых желез в процессе тренировки. Адреналин икортикоидные гормоны очень важны для обеспечения работоспособности человека.Деятельность желез внутренней секреции регулирует нервная система иобусловливает нормальную функцию всех органов и систем. Гормоны действуют нанервную систему, тонизируя ее, повышая ее функциональные возможности.
Учение о стрессепредставляет интерес при оценке влияния физических упражнений и развитияустойчивости к вредно действующим факторам. При правильной дозировке нагрузкиупражнения повышают устойчивость организма к холоду, действию некоторых ядов, кнекоторым инфекциям и даже проникающей радиации в меньшем количестве по — сравнению с людьми, не подвергавшимся тренировке.
8.Общиевыводы об улучшении функциональных возможностей человека.
Вместе с тем,нельзя характеризовать все многообразие приспособительных реакций организма наупражнения только признаками адаптационного синдрома. При выполнении физическихупражнений одной группой мышц увеличивается сила и выносливость другой группымышц. После освоения одних способов плавания — легче обучаться другим. Физическиеупражнения оказывают влияние не только на дыхательную и сердечно — сосудистуюсистему, но и на все остальные системы организма, в частности напищеварительную. Они стимулируют двигательную функцию кишечника, которая частобывает снижена у людей после сорока лет. Систематические занятия физкультуройпомогают сохранить здоровье, бодрость, работоспособность очень длительноевремя. В процессе жизни до сорока лет функциональные возможности человекаповышаются, затем они постепенно снижаются. Физические упражнения могутзадержать этот процесс и способствовать деятельности всех систем организмачеловека на более молодом уровне.
В процессе«воспитания движением» совершенствуется деятельность центральной нервнойсистемы, так как освоение двигательных навыков, приобретение мастерства в нихсвязаны с развитием тончайших координационных процессов с выработкой условныхрефлексов. По мере совершенствования функциональных возможностей организмаулучшается течение процессов возбуждения и торможения, что и лежит в основебыстроты, ловкости и экономности затрат энергии при выполнении сложныхдвижений.
Обучение движениямимеет своим основным содержанием физический образ, то есть системное освоениечеловеком в процессе специального обучения рациональным способом управлениясвоими движениями, приобретая таким путем необходимый в жизни фонд двигательныхумений и навыков.
Другая не менеесущественная сторона физического воспитания — целенаправленное воздействие накомплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествамчеловека: стимулирование и регулирование, их развитие посредством нормированияфункциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью — физическимиупражнениями.
Списокиспользованной литературы:
1. АршовскаяЭ., Розанова В. «Физиология и физкультура». — М., «Знание»,1990г.
2. Гандельсман А.,Смирнов К. «Спорт и здоровье». — М., «Физкультура и спорт»,1989г.
3. Смирнов В.А.«Физическая тренировка для здоровья». — С. — П., «Знание»,1991г.
4. Сборник научныхтрудов «Пути мобилизации функциональных резервов спортсменов». — С. — П., «Ленинград», 1991г.
5. Сборник трудов«Проблемы физиологии и спорта». — М., «ВНИИФК», 1982г.
6. Учебник для ВУЗовфизической культуры и спорта «Спортивная физиология». — М., «Физкультураи спорт», 1985г.
www.ronl.ru
2 Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма, физической подготовленностью
Самоконтроль функционального состояния предусматривает, прежде всего, контроль функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, играющих ведущую роль при физических тренировках. Наиболее доступные для самоконтроля показатели, отражающие состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем будут частота сердечных сокращений (ЧСС) – пульс и частота дыхании.
Частота сердечных сокращений. Есть несколько методов измерения пульса. Наиболее простой из них – пальпаторный, заключающийся в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Делать это можно на сонной, височной и других доступных для пальпации артериях.
Обычно принято определять частоту пульса на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2, 3 и 4-й пальцы накладываются несколько выше лучезапястного сустава, артерия нащупывается и прижимается к кости. После интенсивной нагрузки, сопровождающейся учащением пульса до 170 уд/мин и выше, надежнее подсчитывать ЧСС, положив руку на область верхушечного толчка сердца – в пятом межреберье слева.
Пульс можно считать 10, 15, 30 и 60-секундными интервалами. После физической нагрузки пульс считается 10-секундными интервалами. Это позволит вам установить момент восстановления пульса до исходного значения и зафиксировать наличие аритмии, если она имеется.
Чтобы получить сравнительные данные, необходимо измерять пульс всегда в одном и том же положении, например, лежа, сидя, стоя. Утром пульс лучше всего измерять сразу после сна в положении лежа, перед занятием и после него – в положении сидя. В норме у взрослого нетренированного человека ЧСС колеблется в пределах – 89 уд/мин. В положении лежа пульс в среднем на 10 уд/мин меньше, чем стоя. У женщин пульс на 7–10 уд/мин. чаще, чем у мужчин того же возраста. Пульс менее 60 уд/мин (брадикардия) регистрируется у физкультурников, занимающихся спортом, туризмом и другими упражнениями, развивающими выносливость. При регулярной тренировке на выносливость уже через 3–4 месяца можно отметить урежение пульса (обычно в пределах 3 уд/мин). Чаще брадикардия определяется утром после сна, при горизонтальном положении тела. В течение дня пульс подсчитывается сидя или в вертикальном положении, брадикардия выявляется реже. Если занятия не направлены на преимущественное развитие выносливости, то снижений ЧСС не происходит. Отметим, что ЧСС во время занятия в пределах 100–130 уд/мин свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки; ЧСС 130–150 уд/мин характеризует нагрузку средней интенсивности, ЧСС 150–170 уд/мин – выше средней; ЧСС до 170–200 уд/мин и более свойственно для предельной нагрузки. Как правило, после 25 лет наблюдается снижение ЧСС при выполнении работы максимальной мощности: в 25 лет – 200 уд/мин, в 30 – 194 уд/мин, в 35 – 188 уд/мин, в 40 – 182 уд/мин, в 45 – 176 уд/мин, в 50 – 171 уд/мин. Эти показатели следует учитывать при самоконтроле. Исследования показывают, что физическая нагрузка, сопровождающаяся пульсом 120 уд/мин, вызывает значительное увеличение систолического выброса крови (т.е. объема крови, изгоняемого из сердца во время его сокращения) и величина его составляет 90,5 % от максимального. Дальнейшее увеличение интенсивности мышечной работы до ЧСС 180 уд/мин вызывает незначительный прирост систолического объема. Это говорит о том, что тренировки, развивающие сердце и, следовательно, обусловливающие развитие выносливости, должны проходить при ЧСС не ниже 120–130 уд/мин.
При дозировании тренировочной нагрузки по пульсу рекомендуется большую часть времени тренировки уделять циклическим нагрузкам при ЧСС, составляющей 60–80 % максимально эффективной величины ЧСС для людей соответствующего возраста. Работа при больших величинах ЧСС будет малоэффективной, т.к. она быстро приведет к утомлению, и не будет способствовать развитию кардиальных механизмов выносливости. Для лиц же, имеющих сердечно-сосудистую патологию, подобные нагрузки могут оказаться опасными для здоровья.
По мере регулярности занятий теми или иными физическими упражнениями появляется тренированность, вырабатывается экономизация со стороны сердечно-сосудистой системы, пульс постепенно снижается. В покое у таких людей пульс может колебаться от 54 до 68 ударов. Кроме того, у таких лиц значительно быстрее наступает восстановление ЧСС до исходного после нагрузки (в норме после 20 приседаний за 30 с. восстановление ЧСС наступает через 3–4 мин.). Пробу с 20-ю приседаниями можно применять в практике самоконтроля. При этом следует подсчитать пульс перед и после приседаний. Обычно при хорошем функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы после 20 приседаний пульс учащается до 120–140 уд/мин. В практике самоконтроля может применяться так называемая ортостатическая проба, которая заключается в определении разницы ЧСС при перемене положения тела. Для этой цели нужно лечь и спустя 2–3 минуты сосчитать пульс, после чего быстро встать и сосчитать пульс уже стоя. При перемене положения тела у здорового человека отмечается учащение пульса на 6–8 уд/мин. Такая разница в пульсе говорит о хорошем функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы.
Приведенные функциональные пробы следует проводить утром натощак, 1–2 раза в месяц, и результаты записывать в дневник самоконтроля.
Частота дыхания – также один из важнейших показателей самоконтроля. Частота дыхания зависит от возраста, здоровья, уровня подготовленности, а во время физической работы – от ее интенсивности. Для подсчета частоты дыхания нужно положить ладонь так, чтобы она захватила нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота, дышать при этом следует равномерно, не изменяя частоту дыхания. У взрослого человека частота дыхания колеблется в пределах 14–18 актов в минуту. При занятиях физкультурой частота дыхания в покое снижается до 10–15 актов в минуту. Нагрузку при занятиях физкультурой следует регулировать так, чтобы частота дыхания после занятий не превышала 30 актов у взрослых и 40 – у детей, а восстановление частоты дыхания до исходной величины происходило не позднее, чем за 2–3 минуты. 1–2 раза в месяц можно проводить пробу с задержкой дыхания на вдохе (норма у мужчин 50–60 с, у женщин 40–50 с) и на выдохе (норма у мужчин – 35 с, у женщин 20–25 с).
Методика самоконтроля за физическим развитием
В качестве основных признаков физического развития берут длину (рост) и массу (вес) тела, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких (ЖЕЛ) и мышечную силу. Для практики самоконтроля приемлемы рост, вес, сила.
Рост (длина тела) – один из важнейших показателей физического развития. Известно, что рост продолжается до 17–19 лет у девушек и до 19–22 лет у юношей. Для измерения роста в домашних условиях нужно к косяку двери или к стене прикрепить сантиметровую ленту так, чтобы конец ее располагался выше головы. Станьте спиной к стене; пятки, ягодицы и лопатки должны касаться стены. Голову необходимо держать так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода были на одной горизонтальной линии. Положите на голову линейку (параллельно полу) и ее торцом отметьте на сантиметровой ленте число, показывающее рост. Делать это необходимо не менее двух раз в год. В течение дня могут наблюдаться колебания роста. Наибольшая длина тела регистрируется утром. Вечером рост может быть меньше на 1–2 см. После длительных и интенсивных занятий рост может уменьшиться на 2 см и более. Связано это с уплощением межпозвонковых дисков под воздействием нагрузок.
Кроме различных факторов (наследственность, питание, заболевания, климат, вредные привычки) на рост оказывают влияние занятия физкультурой и спортом, которые способствуют его усилению. В то же время, чрезмерно высокие физические нагрузки могут замедлить и даже остановить рост. Особенно благоприятны для роста упражнения на растягивание (висы на перекладине и подтягивания), а также прыжковые упражнения, занятия баскетболом, волейболом, плаванием.
Вес (масса) тела – один из наиболее доступных и информативных показателей самоконтроля. Взвешиваться следует всегда в одни и те же часы (желательно до завтрака или обеда) на напольных бытовых весах. Обследуемый в обнаженном виде становится на середину площадки весов. Производится определение массы тела с точностью до 50 г. Чтобы узнать соответствие веса росту, рекомендуется пользовать росто-весовым показателем: длина тела в сантиметрах минус 100 равна массе тела в килограммах. Этот показатель применяется для оценки физического развития взрослых людей низкого роста (155–165 см). При росте 165–175 см надо вычитать 105 единиц, при росте 175–185 см – 110 единиц. Например, росту 176 см соответствует вес 66 кг.
Важным показателем в определении нормального веса является толщина кожной жировой складки: на уровне пупка отступая 3 см от средней линии (справа и слева) или в области нижнего угла лопаток. Нормальной считается ее толщина до 1–2 см у мужчин и у женщин. Степень жироотложения определяется и по выраженности рельефа костей и мышц. При малом жироотложении рельеф костей плечевого пояса и мышц выступает отчетливо, а оттянутая на уровне пупка складка вместе с подкожной клетчаткой не должны превышать 1 см. При среднем, нормальном, жироотложении рельеф костей вырисовывается неясно, толщина кожно-жировой складки – 1–2 см. Для большого жироотложения характерен сглаженный мышечный рельеф, контуры костей плечевого пояса почти не видны, все формы тела округленные, отмечается наличие постоянных жировых складок в области живота, груди, шеи и др. местах, толщина кожно-жировой складки на животе 3 см и более. Превышение массы тела при отсутствии избыточных жироотложений может быть связано с наличием широкой грудной клетки, гипертонической конституцией (преобладание поперечных размеров над продольными), хорошо развитыми мышцами. Для занимающихся физкультурой лиц с избыточным весом, не связанным с вышеуказанными обстоятельствами, повышенная активность, требующая больших энергозатрат, является одним из важнейших факторов нормализации веса.
Именно в первые месяцы занятий физкультурой масса тела обычно снижается, так как в организме уменьшается количество воды и жира. В дальнейшем может наблюдаться некоторое ее увеличение за счет прироста мышечной массы. При регулярных занятиях она стабилизируется.
Окружность грудной клетки (ОГК) – важный показатель физического развития, который с возрастом увеличивается (обычно до 20 лет у юношей и до 18 лет у девушек). ОГК измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), при максимальном вдохе и максимальном выдохе. При наложении сантиметровой ленты руки следует приподнять, затем опустить. На спине лента должна проходить под нижними углами лопаток, а спереди – по нижнему краю сосков – у мужчин и над грудной средней железой – у женщин. Определяют разницу между ОГК на вдохе и выдохе (экскурсию ГК). Величина ее колеблется от 6 до 9 см. Для оценки пропорциональности развития грудной клетки используется индекс Эрисмана – разница между ОГК в паузе и половиной роста в см. Норма у мужчин от +3 до +6, для женщин от –1,5 до +2 см.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания. При самоконтроле она определяется с помощью водяного спидометра в положении стоя при нулевой отметке прибора. Перед пробой мундштук обтирается спиртом. После максимального вдоха следует зажать его, обхватив губами мундштук и делать равномерный, максимально глубокий выдох в спирометр. У здоровых нетренированных мужчин ЖЕЛ – 3,0–4,5 л, у женщин 2,5–3,5 л. Результаты можно оценить по жизненному показателю, который представляет собой частное от деления ЖЕЛ в мл на вес в кг. У мужчин он составляет в норме 65–70 мл/кг и 55–60 мл/кг – у женщин. Если ниже, то ЖЕЛ недостаточная. Величина ЖЕЛ зависит от роста, веса, пола, возраста, состояния здоровья, длительности занятий физкультурой и их направленности. При регулярных, правильно построенных занятиях ЖЕЛ увеличивается на 200–500 мл в год. Интенсивная и утомительная циклическая тренировка приводит к снижению ЖЕЛ в среднем на 200–300 мл, к вечеру онавосстанавливается. Если нет восстановления исходного уровня ЖЕЛ и на следующий день после занятия, это говорит о превышении нагрузки.
Мышечная сила – мышечная способность преодолевать внешнее сопротивление, и как двигательное качество имеет значение для проявления других двигательных качеств – быстроты, ловкости, выносливости. Самоконтроль мышечной силы проводится с помощью динамометров: кистевого, станового (мышц спины) в одно и то же время – утром, затем перед началом и по окончании занятий. При измерении силы мышц кисти – рука должна быть отведена в сторону (на уровень плеча), динамометр сжимают с максимальным усилием без рывка. Проводят два измерения каждой рукой, фиксируют лучший результат.
Сила мышц спины измеряется становым динамометром. Обследуемый становится на площадку с крюком посредине. За крюк крепится цепь такой длины, чтобы рукоятка динамометра была на уровне коленей. Тянуть, напрягая мышцы спины, руки и ноги при этом прямые. Результат сравниваем со стандартными показателями.
Для силы мышц кисти рассчитывается показатель процентного отношения мышечной силы к массе:
СИЛА КИСТИ (кг)*100 |
ВЕС (кг) |
Динамометрия сильнейшей руки в среднем составляет 60–80 % от массы у мужчин и 48–50 % у женщин. При отсутствии динамометров в практике самоконтроля можно использовать показатель развития мускулатуры плеча. Окружность плеча (наибольшая) измеряется сначала при свободно свисающей руке, затем при горизонтально поднятой, напряженной и согнутой в локтевом суставе. Оцениваем по соотношению:
РАЗНОСТЬ ОБЕИХ ОКРУЖНОСТЕЙ ПЛЕЧА*100 |
ОКРУЖНОСТЬ ПРИ ВЫПРЯМЛЕННОЙ РУКЕ |
Если величина этого соотношения остается менее 5, то это будет указывать на недостаточное развитие мускулатуры плеча, ожирение ее. Значение в пределах 5–12 характерно для нормально развитой мускулатуры Значение выше 12 указывает на сильное развитие мускулатуры плеча. Этот показатель косвенно характеризует силу.
Некоторое представление о силе, а точнее, о силовой выносливости (т.е. способности мышц противостоять утомлению при длительной силовой работе) можно получить при выполнении подтягиваний, отжиманий в упоре. Если ограничить время выполнения отжиманий 30 сек. и постараться отжаться за это время максимально возможное число раз, то можно будет судить о скоростно-силовой выносливости. Есть и другие тесты, применяемые в практике самоконтроля.
Оценивая мышечную силу при самоконтроле, следует учитывать, что она зависит от возраста, пола, веса, вида тренирующих воздействий, степени утомления и других причин. В течение дня показатели силы меняются. Так, наименьшая величина их определяется утром, наибольшая – в середине дня. К концу дня, особенно после утомительной работы, мышечная сила падает. Это же явление наблюдается при недомогании, нарушении режима и т.д. Неполное восстановление мышечной силы на другой день после тренировки будет свидетельствовать о чрезмерной физической нагрузке.
Излагая методы определения показателей физического развития и анализируя их результаты, мы приводили метод индекса для оценки физического развития. В настоящее время для определения физического развития более широко используется метод стандартов (средних величин), разработанный на большом числе антропометрических показателей однородных групп населения (табл. 4). Для оценки физического развития используются стандарты той группы, к которой принадлежит обследуемый. При этом берутся стандарты по ростовым группам, учитывая, что ряд признаков – масса, ОГК, ЖЕЛ и др. зависят от роста. Оценка физического развития производится в зависимости от степени отклонения основных его признаков от средних (стандартных) величин.
Таблица 4
Средние антропометрические величины по А.Г. Дембо (г. Москва)
Пол | Рост | Вес | ОГК | ЭКГ | Сила | ЖЕЛ | |||
пауза | вдох | выдох | Динамометрия правой кисти | Динамометрия левой кисти | |||||
Муж | 174±6 | 70±5 | 96±4 | 101±4 | 92±4 | 9±1 | 61±7 | 56±7 | 44±0,5 |
Жен | 163±4 | 61±4 | 87±3 | 91±3 | 82±3 | 9±1 | 37±4 | 33±4 | 36±0,3 |
Методы определения состояния здоровья
Все объективные показатели самоконтроля, описанные выше, характеризуют состояние здоровья. Особенно важную информацию о состоянии сердечно-сосудистой системы дает пульс. Его называют индикатором или зеркалом здоровья. Поэтому оценка всех вышеуказанных показателей входит в собирательное понятие состояния здоровья. Значительную информацию о состоянии здоровья дают субъективные показатели самоконтроля.
Настроение. Если вы жизнерадостны, бодры и с удовольствием занимаетесь физическими упражнениями, значит, нагрузка соответствует вашим возможностям и состоянию здоровья. Если же вы вялы, настроение понижено, тогда объем занятий следует уменьшить.
Самочувствие. Отражает общее состояние организма и, главным образом, нервной системы. Существует много простевших проб, позволяющих судить о функциональном состоянии нервной системы. Некоторое представление о функции вегетативной нервной системы можно получить по кожно-сосудистой реакции – дермографизму. Выполняется она так: по коже тупым предметом (карандашом) проводится несколько полосок. Если появляется розовая полоса – кожно-сосудистая реакция в норме, белая – возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов повышена, красная или выпукло-красная – высокая. Белый и красный дермографизм наблюдается при отклонениях вегетативной нервной системы, (при переутомлении, во время болезни или в период выздоровления). Заметим, что показатель самочувствия предложен как один из четырех общественно значимых критериев, характеризующих здоровье человека. Самочувствие оценивается как хорошее, удовлетворительное или плохое. При хорошем самочувствии отмечается ощущение бодрости, силы, при удовлетворительном – небольшая вялость, при плохом – выраженная слабость, снижение трудоспособности, угнетенное состояние.
Аппетит – один из признаков нормальной жизнедеятельности. Ослабление или даже отсутствие аппетита может наблюдаться при заболеваниях, перегрузках, недосыпании и т.п. С началом занятий физкультурой может снижаться вес, что связано с энергозатратами, повышенной потерей воды с потом. Это сопровождается повышенным аппетитом. В дневнике самоконтроля отмечается: аппетит хороший, удовлетворительный, повышенный или отсутствует.
Желание заниматься физкультурой. В дневнике отмечается словами: большое, безразличное, нет желания. В состоянии хорошей физической подготовленности и отсутствии заболеваний обычно наблюдается желание заниматься. При переутомлении и возникновении заболеваний желание заниматься физическими упражнениями пропадает.
Содержание занятий и переносимость нагрузки. Здесь вы отмечаете, выполнена ли запланированная нагрузка, а если нет, то почему. Отмечается продолжительность частей занятия и переносимость нагрузки: хорошая, удовлетворительная, плохая.
Потоотделение. Во время занятий, особенно в жаркую погоду, потоотделение увеличивается. Величина потоотделения зависит от индивидуальных особенностей организма, интенсивности выполняемой нагрузки, уровня подготовленности и других причин. Повышенное потоотделение может свидетельствовать и об отклонениях в деятельности вегетативной нервной системы. Такие состояния наблюдаются при заболеваниях, а также в период выздоровления после болезни.В дневнике самоконтроля записывают: потоотделение большое, среднее, пониженное.
Сон – один из чувствительных индикаторов состояния здоровья при переносимости выполняемой физической нагрузки. Если вы быстро засыпаете, спите спокойно и глубоко, а утром чувствуете себя бодрым, полны сил и энергии, то ваш сон нормальный. При нарушениях сна (синдроме бессонницы) могут отмечаться длительное и трудное засыпание, беспокойный с частыми пробуждениями сон, тяжелые кошмарные сновидения, резкое сокращение сна, головные боли, снижение работоспособности и плохое самочувствие после сна. Чрезмерные физические нагрузки или нагрузки, выполненные поздно вечером, могут привести к нарушению сна. Установить нормальную продолжительность сна можно во время отпуска или каникул. При этом рекомендуется ложиться в одно и то же время и спать до самостоятельного пробуждения. Средняя продолжительность сна имеет индивидуальную норму. В дневнике самоконтроля следует регистрировать длительность, качество и нарушение сна. В норме человек спит ночью обычно 7–8 часов.
Практические навыки
Измерение пульса до и после 20 приседаний за 30 сек.
Измерение частоты дыхания.
Динамометрия мышц кистей и спины.
Дневник самоконтроля
Первая страница дневника отводится для записи фамилии, имени, отчества, даты рождения, длительности занятий физкультурой и достигнутых результатов. Далее в определенном порядке производится запись показателей самоконтроля. Ниже представлена схема дневника самоконтроля (табл. 5) на конкретном примере:
Таблица 5
Примерная схема записей в дневнике самоконтроля
Показатели | Дата исследования | |
27.03.09. (день занятий физкультурой) | 28.03.09. (день отдыха) | |
Настроение | хорошее | удовлетворительное |
Самочувствие | хорошее | удовлетворительное |
Аппетит | хороший | хороший |
Желание заниматься физкультурой | большое | нет |
Переносимость нагрузки | удовлетворительная | нет |
Потоотделение во время занятий | большое | среднее |
Нарушение режима | нет | нет |
Болевые ощущения | нет | болят мышцы ног |
Сон | 8 ч., крепкий | 8 ч., крепкий |
Пульс | утром 65 уд/мин, перед тренировкой – 78, после – 116 уд/мин, ритмичный | утром – 74 уд/мин, ритмичный |
Вес | до тренировки – 65 кг, после – 63 кг | 64,5 кг |
Сила правой кисти | до тренировки – 55 кг, после – 50 кг | 53 кг |
Сила левой кисти | до тренировки – 50 кг, после – 46 кг | 50 кг |
Становая сила | до тренировки – 140 кг, после – 120 кг | 132 кг |
Контрольная работа №2
Раскрыть тему: Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма, физической подготовленностью.
Самоконтроль самостоятельных занятий по физическому воспитанию учитывая ЧСС, частоту дыхания, динамометрию мышц кистей (дневник).
studfiles.net
Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием для организма студентов (Т.Г. Савкива, 1995). Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.
Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.
Утомление - временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют следующие виды утомления: физическое и умственное, эмоциональное, сенсорное, а также острое и хроническое, локальное и общее.
Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.
Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)
Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.
Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов.
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вуза является их активная учебно-трудовая и познавательная деятельность. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся (М.М. Щепотова, 1999):
- противоречия между большим объемом учебной и научной информации и дефицитом времени на ее освоение;
- противоречия между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;
- противоречия между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов.
Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии студентов.
Учет и понимание студентами такого рода противоречий необходимы для нормальной реализации их учебной деятельности.
Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поиска молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы.
Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей их организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, общественно-политической деятельности. Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов.
К ним относится целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать неприспособленностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления наиболее значимыми являются следующие:
- резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом;
- отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, а стало быть, и группового контакта, что характерно для всякого формирующегося коллектива;
- ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве, жизненного стереотипа и формирование нового - «вузовского»;
- сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета, планирование и организация своего учебного и свободного времени и др.).
Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой, - преодоление новизны условий учебной работы, что обуславливает значительные затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с трудностями процесса их адаптации.
Для становления личности специалиста особое значение имеют профессиональная, социально-психологическая и дидактическая адаптация. Рассмотрим подробнее эти условно выделенные виды адаптации.
Профессиональная адаптация означает идентификацию (отождествление) себя с избранной профессией, с социальной ролью, которую предстоит выполнять после окончания вуза. Это идентификация личностных качеств с требованиями профессии и активно положительным отношением к избранной специальности. Первостепенное значение в этой адаптации имеет формирование профессиональной направленности личности. По её окончании студент должен получить целостное представление о той деятельности, к которой он готовится. У него должен сформироваться профессиональный идеал как ориентировочная основа его деятельности.
Социально-психологическая адаптация означает интеграцию личности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п. Это накладывает на личность отпечаток, определяет изменение направленности потребностей. На процесс внутренней переориентации личности оказывают влияние факторы межличностных отношений, в процессе которых складываются установки, удовлетворяющие личностный статус студента, формирующие уровень его притязаний. По мере укрепления межличностных отношений студент включается в деятельность коллектива учебной группы.
Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня психической и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения. Низкий уровень этой готовности при поступлении в вуз приводит к психической усталости, ослаблению памяти, мышления и т.д. Высшая школа требует нового типа учебного поведения, более сложных форм умственной деятельности. Эту мысль подтверждают данные опроса студентов - первокурсников, характеризующие основные причины, вызывающие трудности при переходе на вузовские формы обучения. Среди таких причин отмечены: организация самостоятельной работы - 31% опрошенных студентов; изменение системы контроля за успеваемостью - 23,8%; изменение опросной системы - 16,4%; необходимость конспектировать лекции - 7,6%; сложность лабораторных и практических занятий - 6,9% (Виленский М. Я., 1993 г.).
На психофизическом состоянии студентов отражаются также объективные и субъективные факторы.
К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др.
Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность и др.), работоспособность, утомляемость и т.п.
Серьезным испытанием для организма является информационная перегрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем которых все время возрастает.
Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является также экзаменационный период – один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующийся повышенной ответственностью с элементами неопределенности.
Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический характер.
Динамика работоспособности студента в течение учебного года
Работоспособность (М.Я. Виленский, 1977) определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.
Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности:
- перцепции (перцепция - психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.;
- физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем;
- физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей студента, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.
Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности студента, типологической особенности его нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость и аккуратность.
Психофизиологические основы. Исследованиями (Степаненкова Э. Я., 2006) установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой его физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных – внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, изменения кровяного давления и т.п.) факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим ритмам организма. Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций.
Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательностью изменения работоспособности (ритмики) - их большинство и студенты с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние («жаворонки») и вечерние («совы») типы.
Студенты – «жаворонки» встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.
Студенты – «совы» наиболее работоспособны с 18 до 24 часов, Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.
Очевидно, период спада работоспособности у обоих типов студентов целесообразно использовать для отдыха. Для «сов» целесообразно в 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программ.
Аритмики занимают промежуточное положение между рассмотренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к представителям утреннего типа.
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.
Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот (первый) период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.
Второй период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая им выполняется.
Третий период - период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются только волевым усилием и положительной мотивацией.
В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также неустойчивость продуктивности учебной деятельности.
В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).
При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) - временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других центров головного мозга).
Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий.
Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.).
Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда - четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва».
Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета и т.п.
Учебный семестр и учебный год. В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление её повышения.
Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления.
studfiles.net