Использование резервов как способ оптимизации налога на прибыль: резерв по гарантийному ремонту. Создание резервов как способ оптимизации налогообложения
Использование резервов как способ оптимизации налога на прибыль: резерв на оплату отпуска
Налоговое законодательство позволяет налогоплательщикам оптимизировать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль с помощью создаваемых резервов. Одним из них является резерв на предстоящие расходы на оплату отпусков сотрудников организации. Независимый эксперт по налогообложению и бухучету Александр Ермаченко, подробно рассказывает о том, как в рамках закона уменьшить налогооблагаемую базу на прибыль
Условия создания резерва на предстоящую оплату отпусков
Отпуск — предоставляемое сотруднику организации гарантированное ежегодное время отдыха, оплата которого осуществляется организацией по среднему заработку.
Так, в статьях 114 и 115 Трудового кодекса РФ сказано, что сотрудникам организации предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется сотрудникам продолжительностью 28 календарных дней. Некоторым категориям сотрудников предоставляется оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) в соответствии с нормами законодательства.
Таким образом, оплата отпуска — это обязательство организации, которое должно быть выполнено в установленном законом порядке.
Вообще Налоговый кодекс РФ определяет, что затраты на оплату отпуска являются расходами на оплату труда. Об этом прямо сказано в пункте 7 статьи 255 НК РФ. Данные расходы организация включает в состав налогооблагаемой базы в месяце начисления отпускных.
Однако, налогоплательщик, применяющий общую систему налогообложения и рассчитывающий налог на прибыль методом начисления, имеет право (но не обязан) создавать в налоговом учете резерв на предстоящую оплату отпусков. То есть резервировать суммы под расходы на оплату отпуска. Это делается для равномерного распределения затрат по данному направлению в течение налогового периода. Тем самым достигается оптимизация налогооблагаемой прибыли.
Учитывая вышесказанное, можно следующие промежуточные выводы:
- Создание резерва на оплату отпусков в налоговом учете — это право налогоплательщика.
- Воспользоваться правом на создание резерва могут только плательщики налога на прибыль, рассчитывающие налог методом начисления.
- Создание резерва — это способ оптимизации базы по налогу на прибыль для равномерного списания расходов на оплату отпусков в течение налогового периода. Значит, такое право и порядок создания резерва должен быть отражен в учетной политике организации. Кстати, о создании резерва сказано в статье 324.1 Налогового кодекса РФ.
Норма указывает, что налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв. То есть норма прямо предусматривает элементы учетной политики по данному резерву.
Порядок создания резерва на оплату отпусков сотрудников
В налоговом учете правила создания резерва на ремонт основных средств строго регламентированы.
Законодатель в этом случае предписывает, что налогоплательщик для равномерного распределения расходов на оплату отпусков путем создания резерва должен составить сметный расчет предполагаемых сумм затрат. Сюда включаются суммы оплаты по предстоящим отпускам текущего налогового периода с учетом начислений по внебюджетным фондам (страховые взносы). В смете указывается и процент ежемесячных отчислений.
Норматив (процент) отчислений в резерв
Положения НК предусматривают, что ежемесячный процент выплат рассчитывается следующим образом:
Процент = Предполагаемый расчетный показатель по выплатам на отпуска с учетом страховых взносов ÷ Предполагаемая сумма расходов на предстоящие отпуска с учетом страховых взносов × 100 %
Для того, чтобы рассчитать ежемесячный процент, организации потребуются предполагаемые данные:
- на расходы по оплате труда;
- на расходы на оплату отпусков.
Все эти данные необходимо брать по данным кадрового учета, нормы выработок. При этом следует учитывать действующую систему оплаты труда и прочие факторы, влияющие на вышеназванные показатели.
С учетом процента ежемесячных начислений организация может рассчитать и ежемесячные отчисления в составе резерва. Они равны произведению фактических сумм расходов на оплату труда с учетом страховых взносов на ежемесячный процент.
Пример расчета резерва на оплату отпусков
Организация оказывает услуги рекламного характера. Создает резерв на оплату отпусков. Эти сведения закреплены в учетной политике. Переходящего резерва с предыдущего налогового периода нет.
По данным учета предполагаемая сумма расходов на оплату труда за месяц с учетом взносов составляет 245 000 руб. Годовая сумма (без учета месяца отпуска) равна 2 695 000 руб. (245 000 руб. × 11 мес.)
Далее бухгалтерия определяет предполагаемый размер отпускных на предстоящий год с учетом общеустановленной формулы расчета отпускных. Расчет будет принимать следующий вид:
(245 000 руб. ÷ 29.4 × 28 дн.) = 233 333 руб.
Ежемесячный процент отчислений в резерв на оплату отпусков равен:
233 333 руб. ÷ 2 695 000 руб. × 100 % = 8,6 %.
Фактическая сумма расходов на оплату труда составила в январе 245 000 руб.
В этом случае отчисление в резерв будет рассчитано так:
245 000 руб. × 8,6 %. = 21 070 руб.
Поскольку учетной политикой для целей налогообложения организации определено, что прямые расходы при оказании услуг включаются в состав расходов наряду с косвенными, то сумма в размере 21 070 руб. была учтена бухгалтерией в составе расходов на оплату труда при расчете налога на прибыль на конец января.
Порядок учета суммы отчислений в резерв при расчете налога на прибыль имеет свои особенности. Он зависит от того, к каким расходам для целей формирования базы по налогу на прибыль текущего периода относятся сами выплаты, по которым был создан резерв.
При этом положения НК дают налогоплательщику право самостоятельно определять перечень прямых расходов.
Так, прямые расходы распределяются. В составе базы признаются только те, что относятся к реализованным товарам (работам). А вот косвенные расходы в полной сумме списывайте в том периоде, к которому они относятся.
Таким образом, отчисления в резерв, которые относятся к прямым расходам, следует учитывать по мере реализации продукции. А вот зарезервированные суммы, которые относятся к косвенным расходам, учитываются при расчете налога на прибыль в момент начисления.
Порядок использования резерва на оплату отпусков
Как было сказано ранее, отчисления в резерв — это суммы, уменьшающие базу по налогу на прибыль в отчетном (налоговом) периоде.
Следовательно, когда у организации возникают расходы на оплату отпусков, то они отражаются за счет созданного резерва и уже не участвуют при расчете налога на прибыль.
На конец года организация обязана сравнить сумму фактических выплат на оплату отпусков с суммой отчислений в резерв, сделанных в течение налогового периода. В результате сравнения может быть:
- использована не вся сумма резерва;
- зафиксирован перерасход по резерву;
- сумма расходов на ремонт и обслуживание может совпасть с суммой резерва (на практике эта ситуация практически невозможна).
Если сумма начисленного резерва больше суммы фактических расходов, то разницу следует перенести на следующий год. Конечно, такой порядок следует сделать в том случае, если учетная политика организации не поменяется.
Если сумма начисленного резерва меньше суммы фактических расходов (перерасход резерва), то разницу включите в состав текущих расходов на оплату труда в конце года.
Отказываетесь от создания резерва? Тогда вся неиспользованная часть отчислений за налоговый период включается в состав внереализационных доходов на конец года.
delovoymir.biz
Использование резервов как способ оптимизации налога на прибыль: резерв по гарантийному ремонту
Налоговое законодательство позволяет налогоплательщикам оптимизировать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль с помощью создаваемых резервов. Одним из них является резерв на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Александр Ермаченко, независимый эксперт по налогообложению и бухучету, рассказывает о том, кто может создавать резерв, каков порядок его создания и о том, как правильно использовать резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию
Гарантийный резерв. Условия создания резерва
В налоговом учете не дано определение понятия гарантии. Поэтому в данном случае налогоплательщик может воспользоваться отраслевыми нормами, которые содержат данное определение.
Вообще, по своему правовому содержанию гарантия — это обязательство, которое принимает на себя организация, по исправлению дефектов в реализованном им товаре (работе, услуге) в течение гарантийного срока. То есть гарантийный срок — срок, исчисляемый со дня продажи товара (сдачи работы), в течение которого потребитель вправе предъявлять требования в соответствии с установленными нормативами.
Положения о гарантийных обязательствах содержатся в нормах Гражданского, Градостроительного кодексов, Законе о защите прав потребителей и других нормативных документах.
Налогоплательщик, применяющий общую систему налогообложения и рассчитывающий налог на прибыль методом начисления, имеет право (но не обязан) создавать в налоговом учете гарантийный резерв. То есть резервировать расходы под свои обязательства, которые могут наступить в будущем при наступлении гарантийного события. Это делается для равномерного распределения затрат по своим возможным потерям в результате гарантийного ремонта. Тем самым достигается оптимизация налогооблагаемой прибыли.
Учитывая вышесказанное, можно сделать следующие промежуточные выводы:
- Создание резерва по гарантийным обязательствам — это право налогоплательщика.
- Воспользоваться правом на создание резерва могут только плательщики налога на прибыль, рассчитывающие налог методом начисления.
- Создать резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание могут организации, которые берут на себя обязательство по устранению недостатков товаров и работ в течение гарантийного срока.
- Создание резерва — это способ оптимизации базы по налогу на прибыль для равномерного списания расходов по возможным потерям по гарантийному ремонту. Значит, такое право и порядок создания резерва должен быть отражен в учетной политике организации.
Порядок создания резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
В отличии от бухгалтерского учета, где резерв представляет из себя оценочное обязательство, расчет которого общество производит (оценивает) самостоятельно, в налоговом учете правила создания резерва строго регламентированы.
Здесь должны быть определены:
- Условия и сроки отчислений в резерв.
- Предельная сумма возможного резерва (отчислений).
- Окончательная сумма отчислений с учетом предела.
- Правила отражения резерва в налоговом регистре.
Нормы налогового кодекса РФ не позволяют выявить конкретные сроки и даты, по которым налогоплательщик должен (имеет право) производить отчисления. Однако, положения статьи 267 НК указывают на то, что отчисления в резерв отражаются при каждой реализации товаров с гарантийными обязательствами.
Получается, что в налоговом учете отчисления в резерв отражаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на дату реализации продукции (работ) с гарантийным сроком. Такой вывод следует из подп. 9 п. 1 ст. 264 и п. 3 ст. 267 Налогового кодекса РФ.
Итак, для расчета величины резервирования (отчислений) организации необходимо, в первую очередь, определить предельный показатель. Он отражается в процентах.
Формула такого предельного показателя четко прописана в пункте 3 статьи 267 Налогового кодекса РФ.
Там сказано, что предельный процент отчислений в резерв расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание равен частному фактических расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание за предыдущие 3 года на выручку от реализации продукции с условием ее гарантийного ремонта и гарантийного обслуживания за предыдущие 3 года. То есть формула принимает вид:
Кстати, организация может не иметь истории работы за предшествующие периоды (вновь созданная) или организация вообще не брала на себя гарантийных обязательств. В этом случае предельный процент отчислений следует определять как сумму ожидаемых расходов. Этот показатель рассчитайте с учетом ориентировочных показателей затрат на предстоящий ремонт.
Организация не является вновь созданной, но работает менее трех лет? Тогда берите срок по формуле, в течение которого были реализованы гарантийные товары (работы).
После расчета предельного процента отчислений налогоплательщик может рассчитать сумму отчислений в резерв.
Этот показатель рассчитывается по формуле: ∑отчислений = В × ПП1
Где:
- «В» — Выручка от реализации товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания;
- «ПП» — Предельный процент отчислений в резерв расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.
В большинстве случаев суммы резерва в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают, поэтому организации следует разработать отдельный налоговый регистр на созданный резерв по правилам статьи 313 НК.
1 Внимание! Обозначения являются авторскими и не используются в нормативно-правовой документации.
Пример создания резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
Организация по производству бытовых нагревателей для воды создана в 2015 году. После пуско-наладки оборудования началось серийное производство моделей нагревателей с гарантийным сроком пять лет.
За период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года организация потратила на гарантийный ремонт нагревателей 3 500 000 руб. Выручка от реализации продукции составила 63 000 000 руб. (без НДС).
В конце 2017 года в учетную политику внесено дополнение о создании резерва на гарантийный ремонт продукции с нового налогового периода — 2018 года.
В 2018 году за первые три квартала зафиксирована следующая выручка от продажи нагревателей:
- в I квартале — 3 200 000 руб.;
- во II квартале — 7 500 000 руб.;
- в III квартале — 4 800 000 руб.
Для формирования резерва был рассчитан предельный процент отчислений:
3 500 000 руб. ÷ 63 000 000 руб. × 100 % = 5,6 %
Отчисления в резерв поквартально составят:
- 3 200 000 руб. × 5,6 % = 179 200 руб.;
- 7 500 000 руб. × 5,6 % = 420 000 руб.;
- 4 800 000 руб. × 5,6 % = 268 800 руб.
Эти суммы были включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией за каждый квартал соответственно.
Порядок использования резерва по сомнительным долгам
Как было сказано ранее, отчисления в резерв — это суммы, уменьшающие базу по налогу на прибыль в отчетном (налоговом) периоде.
Следовательно, если у организации возникают расходы на проведение гарантийного ремонта, то все они отражаются за счет созданного резерва и уже не участвуют при расчете налога на прибыль.
Сумму фактических расходов за налоговый период следует сравнить с суммой отчислений в резерв, сделанных в течение налогового периода. В результате сравнения может быть:
- использована не вся сумма резерва;
- зафиксирован перерасход по резерву;
- сумма расходов на ремонт и обслуживание может совпасть с суммой резерва (на практике эта ситуация практически невозможна).
Итак, если по итогам налогового периода резерв использован не до конца, то разницу между суммой отчислений в резерв за налоговый период и фактическими расходами на гарантийный ремонт (обслуживание) следует перенести на следующий год.
В этом случае отчисления в следующем году, рассчитанные в общем порядке, следует уменьшить на сумму переносимого остатка. Может быть и так, что сумма переносимого остатка больше суммы резерва, который создается в следующем году. В этом случае сумма превышения остатка с предыдущего года над суммой резерва в текущем налоговом периоде будет включена в состав внереализационных доходов.
Если резерв перерасходован, то есть выявлена сумма превышения фактических расходов над суммой резерва, то положительная разница включается в состав прочих расходов в конце налогового периода.
Если организация перепрофилирует бизнес и не принимает на себя гарантийных обязательств в результате прекращения выпуска и продажи продукции и выполнением работ, то неиспользованный резерв включается в состав внереализационных доходов.
delovoymir.biz
Формирование резервов для целей налогообложения прибыли
Содержание
Введение……………………………………………………………2
- Создание резервов на предстоящие расходы……………………….3
- Создание резервов как способ оптимизации налогообложения…9
- Создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете для оптимизации налоговой организации……………………………..12
- Налоговый учет резервов на предстоящую оплату отпусков и использование резерва для оптимизации налоговой нагрузки….19
- Резерв на оплату отпусков………………………………………….28
- Резерв по отпускам – оценочное обязательство………………….29
- Предоставление и оплата отпусков……………………………….29
- Резерв на выплату вознаграждения по итогам года……………..36
- Инвентаризация резервов………………………………………….37
3.Ошибки, допускаемые при формировании резервов для целей налогообложения……………………………………………………….42
- Отражение резерва в налоговой декларации……………………..44
Введение
Задачи, которые были поставлены перед данной работой:
- описать порядок формирования резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете;
- определить сходства и различия в порядке формирования резервов в бухгалтерском и налоговом учете;
- выявить налоговые и иные риски, которые могут возникнуть у налогоплательщика при применении норм бухгалтерского и налогового законодательства в части формирования резервом по сомнительным долгам.
Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими самостоятельно за свой счет и на свой риск. Любая предпринимательская деятельность связана, как известно, с неожиданностями, степень которых зависит от способности экономического субъекта прогнозировать экономическую ситуацию, рассчитывать финансовую окупаемость проекта, выбирать партнеров для своей деятельности, быстро реагировать на изменения рынка и принимать эффективные управленческие решения. Однако заранее предугадать результат принятого решения практически невозможно, поэтому всегда существует риск, который по своей сущности является событием с отрицательными последствиями.
Как свидетельствует мировая практика, одним из способов зашиты от рисков является наличие системы резервов. Для обеспечения устойчивого развития и сопротивляемости внешним воздействиям, а также для своевременной нейтрализации и компенсации вероятных негативных последствий предназначены создаваемые в организации резервы. Формируемые и используемые в соответствии с законодательными, нормативными и учредительными документами, резервы предназначены, как мы считаем, прежде всего, для покрытия непредвиденных потребностей, расходов для подстраховки рисков, т. е. для будущих расходов. Резервы имеют совершенно разный экономический смысл. Но в любом случае основная цель резервов — повышение финансовой устойчивости организации, нивелирование и страхование рисков.
В период поступательного становления и развития рыночных отношений в российской экономике, интеграции отечественных предприятий в мировую систему хозяйствования возникает острая необходимость уменьшения неопределенности и рисков во взаимоотношениях с партнерами, инвесторами, контрагентами. Становится актуальной задача создания мобильной системы страхования от непредвиденных ситуации в деятельности хозяйствующих субъектов, от производственных и финансовых рисков, неплатежеспособности дебиторов. Реализация на практике действенной системы страхования (хеджирования) тесно связана с резервированием производственных и финансовых ресурсов, что в общеэкономическом смысле означает сохранение ресурсов про запас, в резерве, т.е. страхование от рисков непременно сопутствует активно участвующим в конкурентной среде коммерческим организациям.
В данной работе описываются различные виды резервов, методы их использования, создания и восстановления, наиболее оптимальные приемы их использования для получения коммерческой выгоды, т.е. прибыли.
- Создание резервов на предстоящие расходы
Организации, которые признают доходы и расходы от реализации товаров (работ, услуг) по методу начисления, могут создавать резервы на предстоящие расходы. Создание резервов позволяет равномерно включать в расходы для целей исчисления налога на прибыль определенные виды затрат.
В учетной политике для целей налогообложения необходимо определить, какие резервы будет создавать организация. В соответствии с нормами главы 25 НК РФ организация может создать резервы:
на предстоящую оплату отпусков работникам;
выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
предстоящий ремонт основных средств;
гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
формирование расходов по сомнительным долгам;
предстоящие расходы, направляемые на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.
Создание резервов на предстоящую оплату отпусков работникам и на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет регламентируется статьей 324.1 НК РФ. Его создают, как правило, организации с большим штатом сотрудников. В учетной политике для целей налогообложения в таком случае необходимо отразить принятый способ резервирования, предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается размер ежемесячных отчислений исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму ЕСН с этих расходов.
Резерв на предстоящий ремонт основных средств создается в порядке, изложенном в статье 324 НК РФ. Решение о создании резерва отражается в учетной политике для целей налогообложения.
Норматив отчислений в резерв утверждается налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения исходя из периодичности осуществления ремонта, частоты замены элементов основных средств и сметной стоимости указанного ремонта. Если организации нужно накопить средства для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств, то такой резерв может быть создан на срок, превышающий налоговый период.
Организации, которые не создают резерв на ремонт основных средств, расходы на ремонт включают в состав прочих расходов и признают для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (ст. 260 НК РФ).
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию образуется в отношении тех товаров, по которым в соответствии с условиями договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. Расходами признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации указанных товаров (работ). В налоговом учете решение о создании резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, а также его предельный размер отражаются организацией в учетной политике. Но размер созданного резерва не может превышать предельного размера, который определяется следующим образом. Это — доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период (п. 3 ст. 267 НК РФ).
Если организация решила прекратить продажу таких товаров (осуществление работ), сумма созданного, но неиспользованного резерва включается в состав доходов по окончании сроков действия договоров на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.
Создание резерва по сомнительным долгам должно быть предусмотрено в учетной политике для целей налогообложения. Порядок создания резерва предусмотрен в статье 266 НК РФ. Сомнительным долгом является любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если она не погашена в срок, определенный договором, и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Сумма этого резерва определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности следующим образом:
по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной задолженности;
по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) в сумму резерва включается 50% суммы выявленной задолженности;
сомнительные долги со сроком возникновения до 45 дней не включаются в сумму создаваемого резерва.
При этом существует ограничение размера суммы создаваемого резерва. Согласно статье 266 НК РФ он не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам
(абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ)
Порядок формирования резервов по сомнительным долгам | Предельный размер расходов |
Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода | 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой согласно ст. 249 НК РФ (для банков - от суммы доходов, за исключением доходов в виде восстановленных резервов) |
Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту
и гарантийному обслуживанию
(ст. 267 НК РФ)
Предстоящие расходы | Предельный размер резерва |
Суммы отчислений в резерв на дату реализации товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания. Налогоплательщик реализацию указанных товаров (работ) осуществляет более трех лет | Размер созданного резерва не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период |
Суммы отчислений в резерв на дату реализации товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания. Налогоплательщик реализацию указанных товаров (работ)осуществляет менее трех лет | Для расчета предельного размера создаваемого резерва учитывается объем выручки от реализации указанных товаров (работ) за фактический период такой реализации |
Ожидаемые расходы | Предельный размер резерва |
Суммы отчислений в резерв на дату реализации товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания. Налогоплательщик реализацию указанных товаров (работ) ранее не осуществлял | Создается резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ) в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты |
Расходы на формирование резервов предстоящих расходов,
направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов
(ст. 267.1 НК РФ)
Налогоплательщики | Резерв предстоящих расходов | Размер создаваемого резерва | Предельный размер отчислений в резерв |
Общественные организации инвалидов и организации, указанные в абз. 1 пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ | Создается на срок не более пяти лет | Определяется планируемыми расходами (сметой) на реализацию утвержденных налогоплательщиком программ | Не может превышать 30% полученной в текущем периоде налогооблагаемой прибыли, исчисленной без учета указанного резерва |
stud24.ru
Как перенести уплату налога на прибыль путем создания резервов
Компания, работающая по методу начисления, может на законных основаниях перенести уплату налога на прибыль на будущие периоды и равномерно распределить затраты. Для этого можно сформировать резервы, предусмотренные Налоговым кодексом, и прописать это условие в учетной политике.
Перенос налоговых обязательств (или их равномерное распределение по кварталам) может быть полезен как компаниям с нестабильными финансовыми показателями (например, из-за фактора сезонности), так и организациям, не желающим в данный конкретный момент отвлекать оборотные средства на уплату налога. Именно этим целям и служат резервные фонды.
Налоговый кодекс установил закрытый перечень резервов, которые может создать налогоплательщик:
Однако многие из них являются весьма специфическими. Поэтому наиболее часто используются резервы по сомнительным долгам*, предстоящих расходов на ремонт, оплату отпусков и выплату ежегодных вознаграждений, а также резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию продаваемой продукции (товаров).
Кому выгодно. Резерв по сомнительным долгам - самый популярный и полезный в смысле налогового планирования. Он дает компаниям возможность равномерно сокращать свои налоговые потери, получая таким образом страховку от неисполнения покупателями обязательств по оплате товаров (работ, услуг). Использование этого резерва принесет пользу любой компании, имеющей значительное число контрагентов.
Как использовать. У любой занимающейся реальной деятельностью компании есть просроченная дебиторская задолженность. А организации, входящие в холдинг, могут даже искусственно сформировать такую задолженность. Создав резерв по сомнительным долгам, компания получит отсрочку по уплате налога на прибыль и сэкономит оборотные средства. Налог на прибыль она заплатит только тогда, когда покупатель вернет долг за поставленную продукцию. Тогда база по налогу на прибыль будет увеличена за счет уменьшения резерва на полученную сумму долга. Когда деньги в уплату задолженности поступят, резерв надо восстановить и отнести на доходы (п. 7 ст. 250 НК РФ).
Если же долг так и не будет выплачен, при соблюдении определенных условий (истечение срока исковой давности, прекращение обязательства по долгу из-за невозможности его исполнения и т. д. - п. 2 ст. 266 НК РФ) он будет списан за счет резерва.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ СОТРУДНИК ОТДЕЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ (ДОХОДА) областной инспекции в Приволжском федеральном округе: - При формировании резерва по сомнительным долгам налогоплательщик списывает безнадежные долги за счет этого резерва. Если суммы резерва оказалось недостаточно, то превышение суммы безнадежных долгов над величиной резерва учитывается во внереализационных расходах (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Как создать. Резерв по сомнительным долгам создается в отношении той задолженности налогоплательщика, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Ее можно включить в резерв, если она не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ).
Сумма резерва определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности и не может превышать 10 процентов выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 266 НК РФ). При этом компания рассчитывает выручку от реализации за каждый налоговый период отдельно (письмо Минфина России от 04.04.06 №03-03-04/1/319).
Обратите внимание. Включенная в состав резерва сомнительная задолженность должна быть документально подтверждена. В договорах между продавцом и покупателем обязательно должны быть указаны четкие сроки оплаты. Это необходимо для точного определения даты возникновения сомнительной задолженности, так как сумма резерва зависит от количества дней просрочки обязательства.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ СОТРУДНИК ОТДЕЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ (ДОХОДА) областной инспекции в Приволжском федеральном округе: - Для крупных организаций, контрагенты которых расплачиваются за продукцию достаточно равномерно (пусть и с небольшой, но постоянной задержкой), реального уменьшения налоговых обязательств практически нет. Ведь сумма резерва примерно постоянна, следовательно, расходов на его формирование почти нет, а основная сумма учтена в расходах в первый период формирования резерва. Поэтому такие компании зачастую не пользуются таким резервом из-за большего объема работы по его формированию. Кроме того, в применении этого резерва есть и минусы для налогоплательщика. Этот резерв достаточно сложно рассчитывать (по сравнению с другими резервами), и при его формировании в разные отчетные периоды возникают как расходы, так и доходы, прогнозировать которые достаточно проблематично.
РЕЗЕРВ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Кому выгодно. Наиболее актуально формирование резерва на ремонт основных средств для компаний, обладающих значительным имуществом, для фондоемких производств.
Как использовать. При определенных условиях этот резерв позволит перенести уплату налога на прибыль на последний квартал года. А при использовании резерва на сложный ремонт - даже на более длительный период. Это произойдет, если величина отчислений в резерв будет больше фактических затрат на ремонт. В этом случае сумму превышения нужно будет отнести в состав доходов на последнюю дату текущего налогового периода (календарного года). Если же фактические затраты на ремонт основных средств превысят сумму созданного резерва, остаток затрат включается в состав прочих расходов.
При дорогостоящих длительных ремонтах остаток резерва по окончании года в состав доходов включать не обязательно. Это позволяет переносить уплату налога на прибыль на срок более года. Однако данное правило следует закрепить в учетной политике (п. 2 ст. 324 НК РФ).
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ СОТРУДНИК ОТДЕЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ (ДОХОДА) областной инспекции в Приволжском федеральном округе: - - По итогам налогового периода не включается в состав доходов не весь остаток резерва на конец года, а только та часть, которая предназначена для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в соответствии с утвержденным графиком (абз. 8 п. 2 ст. 324 НК РФ).
МНЕНИЕ ПРАКТИКА Наталья БОВША, начальник сектора налогового анализа ЗАО «Орлэкс»: - Иногда налоговики при проверке высказывают мнение, что компания может только один раз воспользоваться правом увеличения предельного размера отчислений в резерв предстоящих расходов на проведение сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств. Основываются они на следующем. В статье 324 НК РФ сказано, что размер резерва может быть увеличен только при условии, что в предыдущих налоговых периодах аналогичные ремонты не осуществлялись. Однако Минфин разъяснил, что предыдущими налоговыми периодами нужно считать только три налоговых периода (года), предшествовавших текущему (письмо от 29.11.05 №03-03-04/1/386).
Как создать. Порядок формирования резерва отражен в статье 324 Налогового кодекса. Для его создания необходимо провести инвентаризацию основных средств и определить их первоначальную (восстановительную) стоимость по состоянию на начало налогового периода, в котором будет создаваться резерв. Следует также составить смету на проведение ремонта и рассчитать норматив отчислений в резерв исходя из периодичности ремонтов и их сметной стоимости. При этом предельная сумма резерва не должна превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт за последние три года.
При выполнении всех перечисленных условий компания вправе списывать на расходы отчисления в резерв. После чего сумму фактических затрат на проведение ремонта надо будет покрывать за счет созданного резерва (письмо Минфина России от 20.06.05 № 03-03-04/1/8).
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ СОТРУДНИК ОТДЕЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ (ДОХОДА) областной инспекции в Приволжском федеральном округе: - - Если компания создает резерв на ремонт исходя только из планируемых особо сложных и дорогих видов ремонта (без учета текущего ремонта), то расходы на текущий ремонт она все равно должна учитывать за счет этого резерва. Поскольку резерв не может создаваться по каким-либо отдельным видам ремонта (постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.05 № 14184/04).
Для основных средств, по которым будут проводиться особо сложные и дорогие виды ремонта, нужно будет рассчитать сумму дополнительных отчислений в резерв исходя из общей стоимости ремонта по этим объектам, разделенной на количество лет, в перерывах между которыми производятся данные виды ремонта. Полученная величина увеличит сумму отчислений, определенную в общем порядке.
НА ЦИФРАХ ООО «Технологические линии» указало в учетной политике на 2007 год право создания резерва на текущий ремонт основных средств. Сумма резерва – 240 000 руб. Ежеквартально организация будет списывать в состав расходов отчисления в резерв 60 000 руб. Кроме того, предприятие также создает резерв на предстоящий дорогостоящий и особо сложный ремонт технологического оборудования. В соответствии с технической документацией оборудование подлежит капитальному ремонту каждые три года. Сметная стоимость капитального ремонта – 120 000 руб. Сумма отчислений на каждый квартал 2007 года составит 10000 руб. (120 000 руб./ 3 г. : 4 кв.). Общая сумма ежеквартальных отчислений равна 70000 руб. (60 000 руб. + + 10 000 руб.). Согласно учетной политике, остаток отчислений в резерв на особо сложный и дорогостоящий ремонт на конец 2007 года ООО «Технологические линии» в состав внереализационных доходов включать не будет.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ СОТРУДНИК ОТДЕЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ (ДОХОДА) областной инспекции в Приволжском федеральном округе: - Налогоплательщик не может создавать два резерва на ремонт. Сам резерв один, только его предельная величина может быть увеличена на расчетную сумму отчислений по дорогостоящему ремонту.
Обратите внимание. В учетной политике необходимо закрепить не только право создания резерва, но и величину норматива отчислений.
МНЕНИЕ ПРАКТИКА Наталья БОВША, начальник сектора налогового анализа ЗАО «Орлэкс»: - Создавать данный резерв могут и компании, осуществляющие деятельность менее трех лет. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.10.06 № Ф04-7102/2006 (27676-А67-40) отмечено, что организация, зарегистрированная менее трех лет назад, вправе производить отчисления в резерв на проведение особо сложного и дорогого ремонта. Поскольку единственным условием для создания такого резерва является то, что ранее указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись. Той же позиции придерживается и Минфин: налогоплательщик, не ремонтировавший основные средства в течение предыдущих трех лет, вправе производить отчисления в резерв. Но только если компания накапливает средства для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более чем одного налогового периода (письмо от 08.04.05 № 03-03-01-04/1/180). А вот по арендованным основным средствам налоговики считают, что начислять резерв нельзя, так как они не являются амортизируемым имуществом налогоплательщика (письмо МНС России от 26.02.04 № 02-5-11/38). Однако такая позиция спорна, ведь в Налоговом кодексе не указано, что имущество, по которому создается резерв, должно амортизироваться именно у налогоплательщика. Если арендатор по договору несет расходы на текущий ремонт основного средства и может включать их в налоговые расходы, то создание резерва будет оправданным.
РЕЗЕРВ НА ОПЛАТУ ОТПУСКОВ
Кому выгодно. В рамках активной кампании налоговиков по борьбе с «серыми» зарплатами резерв на оплату отпусков должен стать весьма актуальным. Ведь он будет весьма полезен компаниям, имеющим в структуре расходов высокий удельный вес «белой» зарплаты.
Как использовать. При создании резерва на оплату отпусков налоговая база будет уменьшена даже в тех месяцах, когда отпускные работникам фактически выдаваться не будут. Кроме того, если отчисления в резервный фонд превысят фактические затраты на оплату отпусков в каждом из кварталов, это позволит ежеквартально переносить налоговые обязательства на более поздний срок - на конец года либо даже на следующий налоговый период (если резерв будет создаваться и на следующий год тоже). Однако искусственно завысить сумму резерва будет достаточно сложно - методика расчета не позволит налогоплательщику допустить серьезное отклонение от реальных цифр.
МНЕНИЕ ПРАКТИКА Наталья БОВША, начальник сектора налогового анализа ЗАО «Орлэкс»: - - Приняв решение о создании резерва на оплату отпусков, компания имеет реальную возможность снизить сумму налога на прибыль по итогам первого квартала. Поскольку основная масса отпусков приходится на летнее время, в этот период максимально возрастает и сумма расходов организации. Однако в I квартале суммы отпускных могут быть незначительны или вообще отсутствовать, поэтому по итогам I квартала у компании может быть прибыль, а по итогам полугодия - убыток. Поэтому создание резерва поможет перенести часть летних расходов на зимнее время.
Как создать. Порядок формирования резерва прописан в статье 324.1 Налогового кодекса. Компания должна составить специальный расчет (смету), в котором надо отразить порядок определения размера ежемесячных отчислений в резерв. Делается это на основе сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая ЕСН и взносы в ФСС России.
Определить предельную сумму и ежемесячный процент отчислений в резерв можно по формуле «Расчет размера резерва на оплату отпусков».
Неиспользованные суммы резерва можно перенести на следующий период, закрепив создание нового резерва в учетной политике следующего года. Для этого нужно провести инвентаризацию резервного фонда и вычислить сумму, переносимую на следующий год. Такую позицию высказал Минфин России в письме от 07.06.06 №03-03-04/1/500. Несмотря на то что в этом письме чиновники рассматривают в основном резерв на выплату вознаграждения по итогам года, в нем есть указание на норму Налогового кодекса о том, что этот резерв начисляется в порядке, аналогичном резерву на оплату отпусков (п. 6 ст. 324.1 НК РФ).
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ СОТРУДНИК ОТДЕЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ (ДОХОДА) областной инспекции в Приволжском федеральном округе: - Письмо № 03-03-04/1/500 нельзя применить к резерву на оплату отпусков. Минфин рассматривает вопрос учета расходов на резерв на выплату вознаграждения по итогам работы за год, а не резерв на отпуска. Более того, в письме содержатся определенные противоречия, поэтому руководствоваться этим письмом налогоплательщику я бы не посоветовал. Поэтому недоиспользованную на конец года сумму резерва на оплату отпусков (по результатам проведенной инвентаризации) надо включать в доходы (п. 3 ст. 324.1 НК РФ). На следующий год может быть перенесен только такой остаток резерва, который «приходится» на неиспользованные в течение года отпуска, - на эту сумму налогоплательщик уточняет резерв (п. 4 ст. 324.1 НК РФ). Поэтому говорить о том, что весь остаток резерва переносится на следующий год, неправомерно.
РЕЗЕРВ НА ВЫПЛАТУ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ
Кому выгодно. Создание резерва на выплату вознаграждений принесет пользу компаниям, практикующим выплату солидных премий по итогам года.
Как использовать. В отличие от резерва на оплату отпусков резерв на выплату вознаграждений более приспособлен для целей налогового планирования. Ведь использование этого резерва предполагается только в конце года, а начисляется он ежеквартально. Причем перенести уплату налога на прибыль с помощью этого резерва можно более чем на год: его остаток (а резерв вполне может остаться неиспользованным, если нет прибыли по итогам года) можно перенести на следующий налоговый период (письма Минфина России от 02.02.06 №03-05-02-04/8, от 07.06.06 № 03-03- 04/1/500).
Как создать. Порядок формирования резерва (п. 6 ст. 324.1 НК РФ) аналогичен порядку формирования резерва на оплату отпусков. Но этот алгоритм в данном случае применить сложнее. Дело в том, что сумма расходов на премии по итогам года становится известна только после того, как будут подведены итоги работы за год. Кроме того, в течение года чаще всего невозможно понять, перекроет ли сумма начисляемого резерва сумму премиальных по итогам года. Ведь в отличие от отпусков итоговые премии в течение года не выплачиваются. Поэтому целесообразно предусмотреть начисление этого резерва с запасом. Это позволит ежеквартально уменьшать налог на прибыль и не опасаться, что резерва не хватит на выплату премий.
Если накопленных средств в резерве окажется меньше, чем это необходимо для выплаты вознаграждения, и это будет подтверждено результатами инвентаризации, компания вправе по состоянию на 31 декабря включить в расходы сумму фактических затрат на выплату вознаграждений и соответственно сумму ЕСН, по которым указанный резерв не создавался. В противном случае величину превышения резерва следует включить в состав внереализационных доходов текущего налогового периода. Но только если компания не планирует формировать резерв на следующий год. Тогда налоговую базу по налогу на прибыль можно не увеличивать (письма № 03-05-02-04/8, № 03-03-04/1/ 500).
РЕЗЕРВ ПО ГАРАНТИЙНОМУ РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ
Кому выгодно. Резерв на гарантийный ремонт выгоден компаниям, выпускающим штучный дорогостоящий (или сезонный) товар. По нему колебания расходов на ремонт могут быть значительными.
Как использовать. В статье 267 НК РФ прямо указан предельный размер резерва. Поэтому использовать его в целях снижения налогового бремени следует осторожно. Ведь невозможно заранее предусмотреть, придется ли проводить в этом налоговом периоде гарантийный ремонт за счет средств этого фонда или же резерв реально поможет перенести налоговые обязательства на более поздний срок.
Как создать. Порядок формирования резерва установлен статьей 267 Налогового кодекса. Резерв создается только по тем товарам (работам), для которых, согласно заключенным с покупателями договорам, предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.
Если компания продает товары (работы) с условием гарантийного ремонта более трех лет, он рассчитывается по формуле «Расчет размера резерва на гарантийный ремонт и обслуживание более трех лет».
НА ЦИФРАХ ООО «Инком» решило создать в 2007 году резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. Компания продает товары с условием гарантийного ремонта более трех лет.
За 2004-2006 годы ООО «Инком» получило следующие показатели:
- общая сумма расходов по гарантийному ремонту товаров, - 200 000 руб.;
- общая сумма выручки от реализации товаров, по которым предусмотрено гарантийное обслуживание, - 1 000 000 руб.
Если же компания продает товары на таких условиях менее трех лет, предельный размер резерва определяется по формуле «Расчет размера резерва на гарантийный ремонт и обслуживание более трех лет».
Принцип ревизии резерва на конец года аналогичен всем прочим резервам. Если фактические затраты на гарантийный ремонт превысят сумму созданного резерва, остаток затрат включится в состав прочих расходов. И наоборот: если величина отчислений в резерв будет больше фактических затрат на ремонт, разницу можно перенести на следующий налоговый период. При этом сумму вновь создаваемого резерва в новом году необходимо скорректировать на сумму остатка резерва предыдущего налогового периода (п. 5 ст. 267 НК РФ). Если сумма вновь создаваемого резерва меньше суммы остатка резерва, созданного в предыдущем налоговом периоде, разницу между ними необходимо включить в состав внереализационных доходов.
СОТРУДНИК ОТДЕЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ (ДОХОДА) областной инспекции в Приволжском федеральном округе: - Порядок переноса остатка резерва на следующий налоговый период для всех видов резервов не одинаков. Например, напрямую переносить остатки неиспользованного резерва можно, в частности, по резерву по сомнительным долгам и по резерву на гарантийное обслуживание. А по резервам на отпуска, ремонт переносить остатки можно с определенными ограничениями и только в определенных случаях.
Обратите внимание. Компании, которые ранее не продавали товары (работы) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, также могут создать резерв. Это нужно будет сделать на основании плановых расчетов. Сумма резерва не должна превышать величину расходов, запланированных в бюджете компании на выполнение гарантийных обязательств с учетом срока гарантии.
Зачастую компания дает гарантию сразу по нескольким товарам. В этом случае должен создаваться общий резерв для всех видов товаров: Налоговый кодекс не предусматривает формирования резерва по каждому виду продукции. Кроме того, по всем видам товаров рассчитывается единый предельный коэффициент отчислений в резерв.
Если компания прекратила продажу товаров, по которым начислялся резерв, его начисление также следует прекратить. И до окончания срока действия договоров на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание списывать расходы за счет накопленных сумм резерва. По окончании срока действия договоров сумма неиспользованного резерва будет включена в доходы.
www.nalogplan.ru
Налоговое планирование как элемент высвобождения денежных средств на примере создания резервов
В данной статье проведен анализ налогообложения прибыли организации, а также направления его оптимизации на примере создания резервов.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, поскольку не для кого ни секрет, что в Российской Федерации объем налоговых платежей существенно сказывается на прибыли организации, а также на возможности использования финансовых ресурсов в целях развития предприятия и повышения его конкурентоспособности.
Аудиторско-консалтинговая компании PWC в 2016 году опубликовала отчет «Paying taxes 2016», где сказано, что на 2014 год общая налоговая ставка в Европейском Союзе составила 40,6 %, в США — 43,9%, а в мировой экономике в целом — 40,8%. В России данный показатель составил 47%, что значительно превышает всемирные показатели [3].
Поскольку одним из главных составляющих экономического развития любой организации являются налоги, корпорациям необходимо внедрение в свою хозяйственную деятельность оптимизации налоговых платежей с помощью такого элемента корпоративного налогового менеджмента, как налоговое планирование [4, c. 238].
Для дальнейшего анализа за основу взята отчетность предприятия ООО «Росинжиниринг Проект», которое является современной проектной организацией, предлагающей комплексные услуги по проектированию в России и СНГ [2]. Выявлено, что имеет место рост сомнительной дебиторской задолженности, которая по сути замораживает денежные средства организации на неопределенный срок [5, c. 132]. Отметим, что на данном этапе развития предприятия наиболее важной целью является высвобождение денежных средств для увеличения доли самофинансирования, а также укрепления позиций компании на рынке. Также компания запланировала покупку нового дорогостоящего оборудования — 3D принтеров.
По нашему мнению, в целях увеличения временно свободных денежных средств, необходима оптимизация налоговых платежей с помощью создания резерва по сомнительным долгам, поскольку такой резерв может создать любая организация, имеющая непогашенную дебиторскую задолженность по правилам, установленным в ст. 226 НК РФ [1]. Рассмотрим расчет резерва по сомнительным долгам, а также его влияние на показатели деятельности компании в табл. 1.
Таблица 1. Сводная таблица показателей деятельность ООО «Росинжиниринг Проект» за 2016 г., тыс. руб.
Показатели | До создания резерва | Непогашение ДЗ | Погашение ДЗ | ||||
Сумма, тыс. руб. | Изменение +/-, тыс. руб. | Изменение, % | Сумма, тыс. руб. | Изменение +/-, тыс. руб. | Изменение, % | ||
Выручка | 831965 | 831965 | 0 | 0,00 | 831965 | 0 | 0,00 |
Валовая прибыль (убыток) | 198052 | 198052 | 0 | 0,00 | 198052 | 0 | 0,00 |
Прибыль (убыток) от продаж | 109343 | 109343 | 0 | 0,00 | 109343 | 0 | 0,00 |
Прочие доходы | 8103 | 8103 | 0 | 0,00 | 20292 | 12189 | 150,43 |
Прочие расходы | 20186 | 40509 | 20323 | 100,68 | 20186 | 0 | 0,00 |
в т.ч. Резерв по сомнительным долгам, вкюч. во внереализ. расх. | 0 | 20323 | 20323 | - | -12189 | -12189 | - |
Резерв по сомнительным долгам (расчетный) | 0 | 70505,5 | 70505,5 | - | 22600 | 22600 | - |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 86601 | 66278 | -20323 | -23,47 | 98790 | 12189 | 14,07 |
Текущий налог на прибыль | 22784 | 18720 | -4065 | -17,84 | 25222 | 2438 | 10,70 |
Чистая прибыль (убыток) | 62701 | 46443 | -16258 | -25,93 | 72452 | 9751 | 15,55 |
Изменение дебиторской задолженности | -153107 | -82601 | -70506 | -46,05 | -118318 | -34789 | -22,72 |
Свободный денежный поток | -348661 | -290349 | 58312 | 16,72 | -334390 | 14271 | 4,09 |
Сальдо ДП за отчетный период | 14834 | 133 025 | 118191 | 796,73 | 50080 | 35246 | 237,60 |
Налоговая нагрузка на прибыль,% | 2,74 | 2,25 | - | -0,49 | 3,03 | - | 0,29 |
Рентабельность продаж, % | 7,54 | 5,58 | - | -1,95 | 8,71 | - | 1,17 |
NCF в выручке, % | 1,78 | 15,99 | - | 14,21 | 6,02 | - | 4,24 |
Как видно из данной таблицы, сумма резерва по сомнительным долгам за год не превышает 10% от выручки без НДС. Поскольку данный резерв включается во внереализационные расходы, необходимо проанализировать налоговую экономию компании. Существует несколько сценариев при возникновении у предприятия непогашенной дебиторской задолженности и создания соответствующего резерва в целях налогового учета:
- невозврат просроченной дебиторской задолженности и последующее ее списание;
- частичный или полный возврат дебиторской задолженности.
Исходя из расчетов, можем сделать вывод, что создание резерва по сомнительным долгам при невозврате дебиторской задолженности дало экономию по налогу на прибыль в 2016 году на 4065 тыс. руб. (17,84%) по сравнению с фактическими данными. Однако при погашении дебиторами своих обязательств в текущем периоде уплаченный налог на прибыль вырос на 2438 тыс. руб., поскольку к 2016 году просроченная задолженность была практически полностью погашена. В таком случае наибольшую налоговую экономию резерв дает в том периоде, в котором был создан. В последствии эффект от создания данного резерва снижается, а выплаты по налогу на прибыль переносятся на будущие периоды, что и произошло в данном периоде. Конечно, следует отметить и снижение чистой прибыли после создания резерва по сомнительным долгам на 16258 тыс. руб. (или на 25,93%) при невозврате ДЗ. При погашении сомнительной задолженности в данном периоде чистая прибыль выросла на 9751 тыс. руб. (или на 15,55%). Это связано с включением разницы между суммой уже существующего резерва и суммой, необходимой вследствие инвентаризации сомнительной задолженности, в состав внереализационных доходов в размере 12189 тыс. руб.
Также необходимо производить налоговое планирование, исходя из целей предприятия, имеющих наибольшее значение в каждом конкретном периоде. Учитывая цели, преследуемые организацией, необходимо рассчитать денежный поток за 2016 г. до и после создания резерва по сомнительным долгам, а также проанализировать налоговую нагрузку на прибыль, влияющую на эффективность функционирования организации.
Выявлено, что свободный денежный поток компании при создании данного резерва вырос на 58318 тыс. руб. (16,72%) при условии невозврата ДЗ и на 14271 тыс. руб. (4,09%) при погашении сомнительной задолженности. В анализируемом периоде свободный денежный поток отрицателен вследствие роста затрат на запасы, прирост дебиторской задолженности, а также оплаты труда сотрудников. Необходимо отметить увеличение чистого денежного потока организации в 2016 году на 118191 тыс. руб. (796,73%) при непогашении дебиторами просроченной задолженности и на 32246 тыс. руб. (237,60%) при ее возврате.
В целом, в случае невозврата ДЗ стоит отметить снижение налоговой нагрузки на прибыль компании на 0,49 п.п, а также рентабельности продаж на 1,95 п.п. в сравнении с фактическими показателями. При погашении ДЗ показатель налоговой нагрузки возрастет на 0,29 п.п., а рентабельность продаж — на 1,17 п.п. Однако при имеющихся целях предприятия на текущий момент создание резерва было оправдано при наступлении любого из предложенных вариантов, поскольку удельный вес чистого денежного потока в выручке в случае невозврата ДЗ составил 15,99% при фактическом показателе 1,78%, в случае погашения произошел рост данного показателя на 4,24 п.п.
Таким образом, можем сделать вывод, что организация, используя в качестве метода налогового планирования создание резерва по сомнительной задолженности, оптимизирует денежный поток путем переноса расхода по налогу на прибыль на будущие периоды, а также заимствуя денежные средства из оборота, тем самым высвобождая их для использования в других направлениях.
novainfo.ru
Формирование резервов для целей налогообложения прибыли
Расходы на формирование резерва предстоящих расходов
на ремонт основных средств
(ст. 324 НК РФ)
Предстоящие расходы | Ограничения |
Ремонт основных средств, кроме указанных ниже видов капитального ремонта | Предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние 3 года |
Особо сложные и дорогие виды капитального ремонта основных средств | Предельный размер отчислений в резерв может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период согласно графику проведения при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись |
1.1 Создание резервов как способ оптимизации налогообложения
Любая коммерческая организация при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с извлечением прибыли, несет определенные затраты. Некоторые виды затрат, которые неизменно возникают у субъектов хозяйственной деятельности могут иметь достаточно большие объемы в определенные периоды времени. К таким заранее предвиденным расходам можно, например, отнести затраты на ремонт основных средств у крупной производственной организации. Для осуществления такого ремонта организация будет вынуждена выделить большое количество денежных, материальных и трудовых ресурсов, что в конечном итоге приведет к значительному росту себестоимости продукции в определенный период, и может быть даже к отрицательному финансовому результату.
Чтобы у организаций не возникало такого рода проблем, и в бухгалтерском, и в налоговом законодательстве Российской Федерации, предусмотрена возможность образования различных видов резервов, которые создаются в организации в целях равномерного отнесения таких видов затрат на издержки производства и обращения и на расходы по налогу на прибыль.
Так как целью нашей статьи является оптимизация налоговых платежей, то естественно, что нас интересует создание резервов именно с точки зрения оптимизации налогов, поэтому вопросы создания резервов в бухгалтерском учете мы рассматривать не будем.
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль по различным причинам может неравномерно распределяться в течение года, что отрицательно влияет на деятельность хозяйствующего субъекта. Добиться более равномерного учета расходов с начала налогового периода, а также увеличить расходы и соответственно снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, налогоплательщик может за счет создания различных резервов. В соответствии с положениями главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики, использующие в целях налогообложения метод начисления, вправе создавать следующие виды резервов:
- резерв по сомнительным долгам, отчисления в который включаются в состав внереализационных расходов (подпункт 7 пункта 1 статьи 265 НК РФ). Порядок создания такого вида резерва определен статьей 266 НК РФ «Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам».
- резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, отчисления в который включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подпункт 9 пункта 1 статьи 264 НК РФ). Порядок создания такого резерва определен статьей 267 НК РФ.
- резерв на ремонт основных средств. Отчисления в этот резерв включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции, работ и услуг. Порядок создания такого резерва определен статьями 260 НК РФ «Расходы на ремонт основных средств» и 324 НК РФ «Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств».
- резерв на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет. Отчисления в эти резервы включаются в состав расходов на оплату труда. Основанием для создания этих резервов являются статьи 255 НК РФ «Расходы на оплату труда» и 324.1 НК РФ «Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет».
- резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Создавать указанный резерв имеют право общественные организации инвалидов и организации, использующие труд инвалидов, при условии, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов. Порядок создания такого резерва регулируется статьей 267.1 НК РФ.
- резерв под обесценение ценных бумаг. Расходы в виде сумм отчислений в резерв под обесценение финансовых вложений для целей обложения налогом на прибыль могут учитывать только профессиональные участники рынка ценных бумаг (пункт 10 статьи 270 НК РФ и статья 300 НК РФ).
Обратите внимание, что в налоговом учете налогоплательщик вправе создавать только указанные пять видов резервов, бухгалтерское же законодательство предоставляет организациям в этом плане более широкие возможности. Поэтому следует помнить, что суммы начисленных резервов, не предусмотренных налоговым законодательством для целей налогообложения прибыли не признаются, их применение возможно только в бухгалтерском учете.
Обращаю внимание, что создавать резервы в налоговом учете имеют право не все организации. Резервы предстоящих расходов и платежей, как мы уже отметили, могут создавать только организации, использующие при определении налогооблагаемой прибыли, метод начисления.
Создавать или нет резервы в налоговом учете, налогоплательщик решает самостоятельно, то есть создание резервов организации является правом хозяйствующего субъекта, а не его обязанностью.
На необходимость создания того или иного резерва существенно влияет отраслевая специфика организации, ее имущественное состояние, численность работников и другие объективные факторы.
Создавая резервы, организации могут и временно сберечь свои оборотные средства, так как благодаря резервам, уплата части налоговых платежей переносится на более поздние сроки.
Свое решение о создании резервов организация должна закрепить в учетной политике. Кроме того, организация должна закрепить и порядок, в соответствии с которым она будет формировать тот или иной вид резерва.
Итак, применяя право на создание резервов, организация может уменьшить платежи по налогу на прибыль или отсрочить их уплату, то есть с помощью резервов можно оптимизировать налоговую нагрузку организации.
Отметим сразу, что резервы выгодно формировать в том случае, когда расходы планируются на конец года. Тогда ежемесячно можно уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму отчислений в них. По расходам же, намеченным на начало года, резервы создавать не целесообразно. Ведь это отодвинет момент признания уже появившихся расходов на конец года.
Рассмотрим, как с помощью некоторых резервов можно сэкономить на налоговых платежах.
1.2 Создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете для оптимизации налоговой нагрузки организации
При помощи резерва по сомнительным долгам организация может обезопасить себя от несвоевременно расплачивающихся покупателей (заказчиков).
Порядок формирования резервов по сомнительным долгам установлен статьей 266 НК РФ.
Резерв по сомнительным долгам для целей налогообложения могут создавать те организации, которые определяют доходы и расходы по методу начисления (подпункт 7 пункта 1 статьи 265 НК РФ).
На основании пункта 3 статьи 266 НК РФ, налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам, отчисления в который включаются в состав внереализационных расходов (подпункт 7 пункта 1 статьи 265 НК РФ). Резерв по сомнительным долгам начисляется в конце отчетного (налогового) периода, что подтверждено пунктом 3 статьи 266 НК РФ, согласно которому суммы отчислений в эти резервы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Например, организация, отчитывающаяся поквартально, вправе зарезервировать сумму на создание этого резерва 30 сентября 2005 года. А организация, отчитывающаяся ежемесячно, - и на 31 августа.
Иными словами, за счет создания резерва по сомнительным долгам организация оптимизирует платежи по налогу на прибыль.
Напомним, что в соответствии со статьей 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ. На основании статьи 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары, работы, услуги или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Указанное ограничение резерва в размере 10 % от выручки отчетного (налогового) периода распространяется только на сумму вновь создаваемого резерва по сомнительным долгам на данный отчетный (налоговый) период. Об этом говорится в Письме Минфина Российской Федерации от 6 октября 2004 года №03-03-01-04/1/67.
В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей налогообложения в соответствии с методом начисления (статья 271 НК РФ) или кассовым методом (статья 273 НК РФ).
Обратите внимание, что при создании резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность учитывается в размерах, предъявленных продавцом покупателю, в том числе с учетом налога на добавленную стоимость. В Письме МНС Российской Федерации от 5 сентября 2003 года №ВГ-6-02/945@ «По вопросам, связанным с применением главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» сказано: в целях налогообложения прибыли при создании организациями резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность принимается по отгруженным товарам (работам, услугам) в размерах, предъявленных организацией-поставщиком покупателю, то есть с учетом НДС. Почти год спустя с этой точкой зрения согласился и Минфин Российской Федерации в Письме от 9 июля 2004 года №03-03-05/2/47 «О списании дебиторской задолженности». Кстати, Минфин Российской Федерации также ссылается на указанное Письмо МНС Российской Федерации. Так что теперь организациям уже ничто не мешает увеличивать свои расходы на полную сумму безнадежного долга.
stud24.ru
Статья: Бухгалтерский и налоговый учет резервов. Создание резервов - способ
"Бухгалтерский бюллетень", N 1, 2005БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ РЕЗЕРВОВ.СОЗДАНИЕ РЕЗЕРВОВ - СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯВ предыдущем номере мы рассмотрели порядок создания и отражения в учете резервов расходов на ремонт, по сомнительным долгам, а также резервов расходов на оплату отпусков.Резервы расходов на выплату вознагражденийза выслугу лет и по итогам работы за годПродолжая разговор о резервах, обратим внимание на то, что порядок создания резервов расходов на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год не отличается от порядка создания, отражения в учете резерва на оплату отпусков, о чем прямо указано в п.6 ст.324.1 НК РФ. Поэтому подробно останавливаться на них мы не будем. Отметим лишь, на наш взгляд, наиболее важные моменты.Выплата вознаграждения за выслугу лет может осуществляться ежемесячно, ежеквартально или один раз в год. Если выплата вознаграждения производится ежемесячно или ежеквартально, предприятия не могут создавать резерв расходов на выплату вознаграждения за выслугу лет. Если же выплата производится один раз в год, то для равномерного отнесения таких расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия имеют право создавать резерв на предстоящие расходы.Размеры, порядок и сроки выплаты вознаграждения за выслугу лет (ежегодно, ежеквартально или ежемесячно) определяются в коллективном договоре. Как правило, размер вознаграждения устанавливается в процентах или долях от месячной тарифной ставки (должностного оклада) в зависимости от срока непрерывной работы.На сегодняшний день выплата вознаграждения за выслугу лет предусмотрена, например, для организаций городского электротранспорта, организаций министерства путей сообщения, строительных организаций и предприятий промышленности строительных материалов, а также предприятий и организаций ряда других министерств, агентств, служб.Вознаграждение по итогам работы за год также должно быть предусмотрено коллективным договором. Выплачивается оно единовременно в конце года (как правило, в конце декабря) или в начале следующего года. Поэтому если общие суммы вознаграждения велики, то для их равномерного отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) предприятиям как раз рекомендуется создавать резерв на расходы по выплате вознаграждения.Резерв расходов на гарантийный ремонтРезерв расходов на гарантийный ремонт создается производственными организациями, которые реализуют свою продукцию (работы) с гарантией ремонта обслуживания или заменой любой бракованной продукции.Что касается создания резерва по гарантийному ремонту торговыми организациями, то необходимо иметь в виду следующее. Если реализуются товары, на которые распространяется гарантия производителя, то торговая организация либо передает неисправный товар его поставщику (как правило, если поломка произошла в течение двух недель после продажи товара), либо сразу адресует покупателя к поставщику товара (как правило, если поломка произошла позже). Таким образом, торговая организация не несет собственных издержек по гарантийному ремонту или обслуживанию и не создает соответствующего резерва. Если все же торговая организация принимает решение о введении собственных гарантийных обязательств (например, путем увеличения гарантийного срока, объявленного поставщиком товара), то она создает резерв в обычном порядке.В бухгалтерском учете организации имеют право создавать резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода. Как мы уже говорили ранее, это право предоставлено п.72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности".Создание резерва должно быть предусмотрено в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета. Поскольку бухгалтерским законодательством порядок создания, сроки создания, порядок определения величины резерва не определены, все указанные моменты также должны быть закреплены в учетной политике организации.Как правило, в бухгалтерском учете резерв создается либо ежемесячно в размере 1/12 суммы, исчисленной на основе фактических показателей по расходам на гарантийный ремонт за предыдущий период (год, квартал), либо единовременно сразу же после отгрузки продукции посреднику или непосредственно покупателю в сумме, зависящей от опыта предприятия в сфере гарантийного обслуживания такой продукции (товара), мнения специалистов, технических характеристик продукции (товара) и т.д. и т.п.Годовую сумму планируемого резерва в первом случае утверждает руководитель организации соответствующим распорядительным документом накануне отчетного года, во втором случае распорядительный документ готовится после каждой отгрузки.В течение отчетного года организация формирует в бухгалтерском учете резерв по дебету счетов затрат в корреспонденции со счетом 96 "Резервы предстоящих расходов". Очевидно, что списание расходов на гарантийный ремонт осуществляется за счет суммы созданного резерва.Если сумма сформированного в бухучете годового резерва по окончании отчетного года окажется меньше фактически осуществленных в течение этого года расходов на гарантийный ремонт и обслуживание, на разницу в конце отчетного года (31 декабря) делается проводка:Дебет 20 (26, 44) Кредит 96- отражено превышение расходов на гарантийный ремонт и обслуживание над величиной резерва.Если организация планировала годовой резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию на текущий год, а начисленный в бухучете резерв по ремонту оказался больше, чем фактически осуществленные расходы за этот же период, то в конце отчетного года (31 декабря) делается проводка:Дебет 96 Кредит 91- неиспользованная сумма резерва отчетного года отнесена на счет учета прочих доходов.Порядок формирования резерва для целей налогообложения прибыли регулируется ст.267 НК РФ. Расходы по созданию резерва в налоговом учете относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Это установлено пп.9 п.1 ст.264 Кодекса.Сумму и срок, на который создается резерв, организация определяет самостоятельно. Эти показатели должны быть указаны в учетной политике для целей налогообложения, в то же время при создании резерва по гарантийному ремонту для целей налогообложения необходимо учитывать следующие обязательные условия:- резерв создается только в отношении тех товаров (продукции, работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока;- организация, если она ранее осуществляла реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, обязана рассчитать предельный размер отчислений в резерв;- организация, если она ранее не осуществляла реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, обязана предусмотреть в плане на выполнение гарантийных обязательств сумму ожидаемых расходов на указанные затраты с учетом срока гарантии.Предельный размер отчислений в резерв рассчитывается по-разному организациями, которые реализуют товары с условием их гарантийного ремонта и обслуживания свыше трех лет, и организациями, осуществляющими реализацию таких товаров менее трех лет.Первые будут рассчитывать предельный размер по формуле:ФЗГРПР = ------------- х 100% х В текущего периодаВ за три годагде ПР - предельный размер отчислений на гарантийный ремонт;ФЗГР - фактические расходы на гарантийный ремонт и обслуживание за предыдущие три года;В за три года - выручка от реализации товаров (работ) с условием их гарантийного ремонта и обслуживания за предыдущие три года;В текущего периода - выручка от реализации товаров (работ) с условием их гарантийного ремонта и обслуживания за отчетный (налоговый) период.Пример 1. Организация-производитель продает бытовую технику (электрочайники) в течение десяти лет. В договорах с поставщиками организация обязуется производить обслуживание и гарантийный ремонт бытовой техники. Учетной политикой организации для целей налогообложения на 2005 г. предусмотрено создание резерва на гарантийный ремонт и обслуживание.Расходы организации на гарантийный ремонт и обслуживание за 2002 - 2004 гг. составили 100 000 руб., а выручка от реализации за тот же период - 11 000 000 руб. (без учета НДС), в том числе выручка от реализации товаров (работ) с условием их гарантийного ремонта и обслуживания - 7 000 000 руб. (также без НДС).Коэффициент резервных отчислений на 2005 г. будет составлять 1,4%:100 000 руб.-------------- х 100%.7 000 000 руб.Предельный размер отчислений на гарантийный ремонт на 2005 г. соответственно будет равен 1,4% от выручки от реализации товаров (работ) с условием их гарантийного ремонта и обслуживания за отчетный (налоговый) период.Например, при выручке за январь 2005 г. - 75 000 руб. (без НДС) предельный размер отчислений в резерв составит 1050 руб. (75 000 х 1,4%).Вторые предельный размер будут считать так:ФРГРПР = ------------------- х 100% х В текущего периода,В за прошлый периодгде ПР - предельный размер отчислений на гарантийный ремонт;ФРГР - фактические расходы на гарантийный ремонт и обслуживание за предыдущий период;В за прошлый период - выручка от реализации товаров (работ) с условием их гарантийного ремонта и обслуживания за предыдущий период;В текущего периода - выручка от реализации товаров (работ) с условием их гарантийного ремонта и обслуживания за отчетный (налоговый) период.Пример 2. Оставим все условия для расчета такими же, как и в примере N 1, при этом расходы организации на гарантийный ремонт и обслуживание за 2004 г. составили 20 000 руб., а выручка от реализации за тот же период - 3 000 000 руб. (без учета НДС), в том числе выручка от реализации товаров (работ) с условием их гарантийного ремонта и обслуживания - 600 000 руб. (также без НДС).Коэффициент резервных отчислений на 2005 г. будет составлять 3,3% ((20 000 руб. / 600 000 руб.) х 100%).Предельный размер отчислений на гарантийный ремонт на 2005 г. соответственно будет равен 3,3% от выручки от реализации товаров (работ) с условием их гарантийного ремонта и обслуживания за отчетный (налоговый) период.Например, при выручке за январь 2005 г. - 75 000 руб. (без НДС) предельный размер отчислений в резерв составит 2475 руб. (75 000 х 3,3%).Расходами признаются суммы отчислений в резерв только на дату реализации товаров. Другими словами, расходы в виде отчислений в резерв могут возникнуть только в том периоде, в котором производилась реализация товаров с условием гарантийного ремонта и обслуживания.Если налогоплательщик принял решение о прекращении продажи товаров с условием их гарантийного ремонта и обслуживания, сумму ранее созданного и неиспользованного резерва он включает в состав доходов по окончании сроков действия договоров на гарантийный ремонт и обслуживание. Об этом говорится в п.6 ст.267 НК РФ.Фактически осуществленные в течение года расходы на гарантийный ремонт и обслуживание для целей налогообложения не учитываются, поскольку списываются за счет созданного резерва.Теперь что касается вопроса о переносе остатка резерва на следующий год. Если сумма резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию не полностью использована в текущем налоговом периоде, то неиспользованную сумму можно перенести на следующий налоговый период. Это предусмотрено п.5 ст.267 Кодекса. Сумма резерва, создаваемого в следующем году, должна быть скорректирована на величину остатка резерва предыдущего года. При этом если сумма вновь создаваемого резерва меньше, чем величина остатка резерва, разница включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.Если же сложилась обратная ситуация и сумма резерва оказалась меньше суммы произведенных организацией расходов на гарантийный ремонт и обслуживание, разница включается в налоговом учете в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (п.5 ст.267 НК РФ), только по итогам налогового периода.Прочие оценочные резервыОценочные резервы в бухгалтерском учете играют уточняющую роль в оценке отдельных активов. Они позволяют учитывать отклонения в стоимости финансовых вложений, материальных ценностей, дебиторской задолженности и прочих активов.Оценочные резервы существенно повышают достоверность и качество финансовой отчетности, позволяя пользователям видеть в отчетности те или иные активы не в оценке по фактическим затратам, а в реальной оценке на отчетную дату.Такие резервы формируют в соответствии с правилами бухгалтерского учета вне зависимости от финансового результата деятельности организации в целях обеспечения требования осмотрительности, которое согласно п.7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, означает большую готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов.Как мы уже говорили, нормативные документы по бухгалтерскому учету допускают создание следующих оценочных резервов:- сомнительных долгов;- под обесценение финансовых вложений;- под снижение стоимости материальных ценностей.Создание резерва по сомнительным долгам нами уже рассматривалось, поэтому остановимся подробнее на резервах под обесценение финансовых вложений и снижение стоимости материальных ценностей.Резервы под снижениестоимости материальных ценностейРезервы под снижение стоимости материальных ценностей, как и прочие оценочные резервы, служат для того, чтобы запасы ценностей, числящиеся у организации по состоянию на отчетную дату, были отражены в балансе по их текущей (рыночной) стоимости, если она окажется ниже фактической себестоимости приобретения этих ценностей на момент принятия их к бухгалтерскому учету.Резервы под снижение стоимости материальных ценностей создаются под отклонение стоимости:- сырья;- материалов;- топлива;- незавершенного производства;- готовой продукции;- товаров;- прочих средств в обороте, учтенных на иных счетах бухгалтерского учета.Этот резерв образуется за счет финансовых результатов на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.Под текущей рыночной стоимостью или стоимостью возможной продажи материалов понимают
Статья: Расходы по НИОКР (Хабарова Л.П.) ('Бухгалтерский бюллетень', 2005, n 1) »
www.lawmix.ru